Тематический план учебной программы. Эффективность организации воспитательной работы в детском саду

Тамара Степаненко
Эффективность организации воспитательной работы в детском саду

Как всякий исследователь воспитатель создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу увлекательной и захватывающей. Перед каждым возникает множество проблем и хочется найти что-то новые, эффективное для их решения . Прежде всего, система воспитания должна соответствовать требованием времени. А это значит - в каждом ребёнке сформировать уважение к традиционным нравственным ценностям, потому что агрессивная среда, в которой растут дети, беспокоит каждого из нас.

Организацию воспитательного процесса надо строить так, чтобы она была гибкой, контролируемой, экономичной с точки зрения времени и затрат. Чередовать различные виды деятельности : познавательную, трудовую, художественную, спортивно-оздоровительную, ценностно-ориентированную и свободное общение.

Работая с детьми не один десяток лет, выделила для себя несколько направлений воспитательной работы :

1. «Мы познаем себя и других»

(Ценностно-ориентированная деятельность)

Работа в этом направлении помогает выявить индивидуальные способности, возможности дошкольников. Здесь проводятся различные игры, тренинги на тему : «Я тебя знаю» , «Познай себя и других» , «Подарок» , «Ищу друга» , «Мои любимые занятия» , «Утро откровений» и другие. Также такие мероприятия как : «Ты не один на свете» , «Люби всё живое» , «Спешите делать добро» . Круглый стол «Умей управлять собой» , «Учись преодолевать жизненные трудности» . Всё это помогает детям узнать себя и друг друга лучше, заглянуть во внутренний мир. Находить отрицательные и положительные моменты, анализировать своё поведение и поведение товарищей, самостоятельно делать правильный вывод. Обсуждать и решать проблемы детского коллектива , планировать досуг с пользой для себя. А значит повышать свой духовный рост и доброжелательную атмосферу в коллективе.

2. «Мы преобразуем мир»

(Трудовая деятельность)

Это направление формирует у дошкольников моральное представление и отношение к труду. Учит принимать участие во всех видах трудовой деятельности : наводить порядок, там, где живёшь и дома, и в детском саду . Помогает им приобрести навыки личной гигиены, самообслуживания. С этой целью проводятся беседы, познавательные игры, практические занятия на тему : «Всё о личной гигиене» , «Чистота – залог здоровья» , «Труд веселит душу» , «Чистим зубы, моем уши» и другие.

Желательно предварительно обсуждать объём работы , способы её выполнения : определённая последовательность, взаимовыручка. Подводить итог выполненной работы , отмечать и позитивные примеры, и недостатки. При этом можно использовать пословицы, поговорки, народные сказки, басни. Важно научить дошкольников выполнять требования к своему поведению при каждой работе , проявлять аккуратность, настойчивость. Такой подход помогает выработать у детей устойчивое положительное отношение к будничной работе , что, как известно, непросто сформировать в дошкольном возрасте.

3. «Мы познаём мир»

(Познавательная деятельность)

Воспитательная работа такого направления помогает побудить у детей интерес к накоплению знаний, повысить интерес к собственной интеллектуальной деятельности. Ведь даже пассивное участие в познавательных делах коллектива влияет на формирование мировоззрения.

Работая в этом направлении , реализуется поставленная цель – обогатить мир знаний у детей, кругозор, речь. Здесь можно использовать такие занятия, как разгадывание кроссвордов, ребусов, интеллектуальные конкурсы, игры, чтение художественной литературы. Например, «Исправь ошибку» , «Замени пословицами» , «Сказки рядом с нами» , «Почему так?» и другие. Всё это заставляет ребят думать, делать выводы, находить правильные ответы. Это помогает не только развивать у детей логическое мышление, гибкость ума, но и побуждает интерес к познанию.

Тематические мероприятия помогают детям пополнить знания. Например, экологического направления, дают возможность больше узнать о природных явлениях, почувствовать красоту и разнообразие природы. Формируют желание быть любознательным, умение самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы. Патриотического направления - расширяют знания о стране в целом, о своём городе, о традициях русского народа. А это даёт возможность повысить у детей потребность в интеллектуальном развитии.

4. «Мы преобразуем себя»

(Оздоровительная деятельность)

Не секрет, что в настоящее время у большинства дошкольников выявлены проблемы со здоровьем. Поэтому очень важным направлением в воспитательной работе является – сохранение и укрепление здоровья воспитанников . Решить эту проблему поможет, прежде всего, соблюдение режима дня, т. е. равномерное распределение в течение дня физической, трудовой и эмоциональной нагрузки детей так, чтобы удовлетворить биологическую потребность детей в движении. Это и утренняя зарядка, и подвижные игры на воздухе, и прогулка, и экскурсии. А также соблюдение основных правил :

1. Постоянно расширять знания детей об охране здоровья.

2. Вырабатывать правильное отношение детей к заботе о собственном здоровье.

3. Соблюдать технику безопасности и выполнять санитарно-гигиенические требования.

Работа в этом направлении учит детей самостоятельно соблюдать личную и общественную гигиену, следить за своим внешним видом, вовремя устранять неполадки в одежде. Помогает им сознательно относиться к своему здоровью. А это значит, улучшить физическое и эмоциональное состояние.

5. «Мы познаем прекрасное»

(Художественно-эстетическая деятельность)

Это направление помогает детям приблизиться к традициям русского народа, знакомит с традиционными праздниками, русским бытом, русскими посиделками, народными костюмами. Возвращает их к истокам : уважение к традициям и обычаям предков, любви к народному искусству, мастерству. Дети с интересом принимают участие в различных конкурсах, играх-хороводах. Знакомятся с устным народным творчеством : закличками, пословицами, поговорками, загадками. Такие мероприятия как «Колядки» , «Рождество» , «А у нас – Масленица» , «Встречаем Пасху» и другие возрождает в детях русские народные традиции, национальный дух в их сознании.

Такой объём воспитательной работы по направлениям даёт возможность создать такую среду, в которой каждый воспитанник может реализовать свои творческие задатки и способности. А воспитатель получить гармонично развитую личность ребёнка.

В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20–30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс строился по организующим моментам, каждый из которых, в свою очередь, строился на основе следующих частей программы: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природоведение, физическое воспитание, музо, изо (именно такие формулировки даны в программе), математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела и предлагались конкретные формы работы. В конце каждого организующего момента указывалось содержание работы с родителями. Например, в средней и старшей группах предлагалось весь учебный год разделить на четыре квартала (осенний, зимний, весенний, летний). В каждом квартале было по четыре организующих момента. В осеннем квартале выделялись такие организующие моменты: «Организация жизни группы» (длительность проработки 15–18 дней); «Оздоровление быта» (продолжительность примерно 18–20 дней); «Празднование Октябрьской революции» (длительность примерно 20–25 дней); «Организация рабочей комнаты» (длительность проработки примерно 18–20 рабочих дней). Подобным образом был расписан каждый квартал.

Работа по организующим моментам предполагала, что в выделенное для нее время дети будут получать необходимые знания, закреплять их в играх, труде, изобразительной деятельности и т. д.

Такой подход к построению педагогического процесса имел как положительные, так и негативные стороны. Положительным было то, что дети в течение довольно длительного времени имели возможность сосредоточиться на определенном познавательном материале; у них формировались навыки социального поведения, мировоззрение.



В общих методических указаниях к работе по организующим моментам особо отмечается, что воспитатель должен быть внимателен к тому, что и как усваивают дети. Вот как говорилось об организующем моменте «Празднование Октябрьской революции»: «Основная особенность данного организующего момента – его яркая политическая насыщенность. Поэтому при недостаточном продумывании предлагаемого для проработки материала легко создать перегрузку, а это не уточнит и не углубит, а наоборот, запутает уже имеющиеся у детей понятия. Это чаще всего бывает тогда, когда детям дается много словесного материала, не связанного с какими-либо фактами из жизни и собственной активной деятельности детей»1 . Правомерное и разумное указание. Однако на практике оно не выполнялось. А построение педагогического процесса на основе выделения «организующих моментов» приводило к формализму и заорганизованности воспитательно-образовательного процесса.

В дальнейшем применялись и другие формы построения педагогического процесса: тематическая и комплексная. Сущность тематической формы в том, что в качестве основы педагогического процесса выделялась какая-то тема. Содержание ее раскрывалось, как правило, на занятиях. Изучение одной темы могло проходить на нескольких занятиях. В нее могла быть включена и другая деятельность, связанная с нею по содержанию. Отличие данной формы от рассмотренной выше состоит в том, что одна и та же тема могла повторяться в течение учебного года и ей не должен был подчиняться весь воспитательно-образовательный процесс. Содержанием темы мог стать какой-то один раздел программы (чаще всего был раздел общественно-политического воспитания), а другие разделы изучались параллельно.

«Комплексы» (так называли комплексное построение педагогического процесса) характеризовались попыткой установить логическую взаимосвязь между разными разделами. В один «комплекс» входили различные виды деятельности детей или разное, но близкое по теме содержание.

Все названные подходы к построению педагогического процесса объединяет одно – стремление сгруппировать, сблизить воспитательные воздействия, не распылять их, а давать концентрированно, целенаправленно. Такая идея положительна, она отвечает особенностям дошкольного возраста. Но принцип концентрированности не может быть применен ко всему содержанию сразу, и тогда какие-то стороны этого содержания становятся как бы второстепенными, а внимание педагога к их освоению снижается. Страдает главное – разностороннее развитие личности. К тому же выбор тем или содержания «комплекса» не имел научного обоснования и носил субъективный, «вкусовой» характер.

Современный подход – организация педагогического процесса на основе выделения воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей (доминирующей) цели выдвигается воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. От содержания доминирующих целей зависят порядок и взаимодействие разных видов деятельности, многоплановых по темам и формам организации и единых по мотивации и цели. Многоплановость содержания и форм позволяет удовлетворять и развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация – направлять это развитие в общее педагогически ценное русло. Отличительная особенность такого построения педагогического процесса заключается в том, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходит то одна, то другая деятельность, наиболее оптимальная для реализации доминирующей цели. Другие виды не исключаются, а выполняют сопутствующую роль.

Например, в старшей группе в качестве доминирующей цели выдвинуто воспитание положительных взаимоотношений между детьми. Центральной формой работы с дошкольниками становится совместная деятельность, позволяющая упражнять детей в положительных взаимоотношениях. Это могут быть игра, труд, организованные на принципе совместности. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия (этические беседы о взаимоотношениях), самостоятельная индивидуальная художественная деятельность (ребенок готовит что-то для всей группы или мастерит подарок для друга), праздники и др. Но и в ведущей, и в сопутствующей деятельности решается главная задача – воспитание положительных взаимоотношений.

Каждый из названных подходов имеет и положительное, и негативное. До сих пор продолжается поиск оптимальной формы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Педагогический процесс эффективен при условии грамотного планирования. Тенденция отказа от планирования воспитательно-образовательного процесса, которая одно время имела место в отечественной системе дошкольного воспитания, не оправдала себя. Разумный план не сдерживает творчество педагога, а способствует ему.

Долгие годы воспитатели планировали свою работу по строго определенной схеме, следуя за выполнением режима дня. На каждый отрезок времени были определены обязательные виды деятельности, формы организации детей, содержание учебно-воспитательной работы. Так, на утро предусматривались индивидуальная работа с детьми, утренняя гимнастика, свободные самостоятельные игры детей. На первую половину дня планировались обязательные фронтальные занятия. Их выбор зависел от установленной «сетки занятий» (понедельник – развитие речи и лепка, вторник – музыкальное занятие и математика и т. д.). Для прогулок непременно прогнозировались наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми. Вторая половина дня посвящалась играм, коллективному труду, развлечениям, досугу.

Такое планирование имело много положительного: упорядочивало работу педагога, позволяло учитывать и распределять во времени многообразные воспитательные и образовательные задачи, чередовать активность и умеренность, регулировать физическую нагрузку. Но было и много недостатков. Это предрасполагало к формализации процесса воспитания, подчинению содержания форме, а не наоборот. Исключались принципы комплексности, концентрированности, что приводило к случайностям в определении содержания и целей разных видов деятельности.

Вот пример планирования одного дня. Занятия: 1-е– чтение рассказа Н.Сладкова «Разноцветная земля»; 2-е– декоративное рисование «Хохлома»; на прогулке – игра в магазин, наблюдение за транспортом, труд на огороде. Мы видим наборы разного содержания. Все из названного важно, но одно не помогает усвоению другого. Внимание ребенка постоянно переключается.

Сегодня в большинстве дошкольных учреждений отказались от такой формы планирования. Делаются попытки составлять работу по перспективным линиям развития детей в каждой возрастной группе. Воспитателю предоставляется больше свободы в выборе содержания и времени проведения тех или иных мероприятий. Правда, остается так называемый «блочный режим» проведения. Например, занятия всегда проводят в определенное время, сохранились «сетка занятий» и их набор. Выделен блок времени для игр, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы с детьми. Например, воспитатель планирует работу помесячно. Сразу на все недели определяет содержание занятий (математика, рисование, аппликация, лепка, развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой, экология, конструирование, ручной труд, ознакомление с окружающим, игровая деятельность, трудовое воспитание, прогулка, индивидуальная работа с детьми).

Остаются также две основные формы планирования: годовой и календарный план. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3–4 ведущие задачи (количество определяют сами работники). Например: добиться выполнения программы по разделу «Связная речь» на занятиях и в повседневной жизни; внедрять эффективные методы и приемы формирования у дошкольников элементарных математических представлений; создавать основу экологической культуры путем внедрения целостной технологии эколого-личностного подхода к ребенку; систематизировать работу по приобщению семьи к экологическому воспитанию детей.

Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п.

Отдельный раздел плана – организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).

В календарном плане методист отмечает конкретные даты проведения мероприятий из годового плана.

Воспитатель также планирует общие задачи на год по своей группе. В календарном плане, который может составляться на месяц, на неделю, конкретизируются задачи и содержание работы.

Единой формы плана сегодня не существует. Каждое дошкольное учреждение, и даже каждый воспитатель, вправе сам определять удобную для себя форму планирования.

В планах прежних лет воспитатель писал отчет своей работы. Целью отчета был анализ качества педагогической работы за день. В конце каждого рабочего дня воспитатель был обязан провести анализ занятий, игр, труда, индивидуальной работы; отметить достижения и недостатки, трудности.

Требование к воспитателю анализировать свою работу вполне правомерно и целесообразно. Однако форма анализа оказалась сложной. И поэтому воспитатели стали выполнять его формально. Например, в плане указано: «Провести занятие...». В отчете воспитатель пишет: «Провела занятие...». Это привело к тому, что сегодня педагоги вообще не записывают (а часто и не выполняют) анализ своей работы. Однако нельзя говорить о серьезном отношении воспитателя к своей профессиональной деятельности, если он не признает важной роли изучения ее результатов. В современных дошкольных учреждениях с детьми одной и той же группы работают разные специалисты: воспитатель, инструктор по физической культуре, преподаватели иностранного языка, изобразительной деятельности, музыкальный руководитель и др. Каждый из названных специалистов, обучая ребенка, обязательно и воспитывает его (целенаправленно или стихийно). Воспитателю порой бывает трудно выявить, в результате каких воздействий у ребенка появилось что-то новое – положительное или не очень. А ведь в конечном счете за воспитание отвечает именно он. Поэтому так важно хотя бы периодически организовывать коллективное обсуждение динамики и качества развития каждого воспитанника.

В некоторых дошкольных учреждениях работает детский практический психолог. Его задача – анализировать процесс развития, отмечать отклонения, оказывать своевременную психологическую помощь. Функция воспитателя от этого не становится менее значимой. Кто же лучше, чем воспитатель, знает (должен знать) детей своей группы и их семьи? Именно он в состоянии помочь психологу найти социальные, педагогические причины отклонений в развитии. Однако эта помощь будет действенной, если он научился постоянно анализировать педагогические явления. И хотя науке и практике еще только предстоит найти наиболее экономный путь анализа педагогической деятельности воспитателя, отказываться от того, что есть сегодня, нельзя.

Воспитателю следует чаще обращаться к практическому психологу за советом, а психолог, в свою очередь, должен считать своим профессиональным долгом проводить анализ педагогического процесса, отдельных методов и приемов, которыми пользуется педагог, работая с группой детей или с отдельным ребенком. Ведь психологическая служба в дошкольном учреждении не может сводиться лишь к выявлению «дефектов» развития детей. Психолог в работе с отдельными детьми должен искать не дефекты, а то, что поможет развить совершенное в психике ребенка. Поэтому предметом внимания психолога должен быть весь педагогический процесс, объектом которого является ребенок. И здесь содружество с воспитателем просто необходимо. Целесообразно, чтобы психолог и воспитатель конкретной группы вместе планировали работу по изучению детей и созданию условий, обеспечивающих их успешное развитие.

Примерно один раз в квартал (в крайнем случае, два раза в год) воспитатель вместе с методистом дошкольного учреждения и психологом изучает достижения ребенка по разным разделам программы и линиям возрастного развития. К такой работе могут быть привлечены и другие специалисты, работающие с этими детьми. Результаты обсуждаются на родительском собрании, на педагогическом совете. Намечается содержание дальнейшей работы.

Старший воспитатель и психолог с участием воспитателя конкретной группы разрабатывают различные методики организации деятельности детей и наблюдений за ними в различных ситуациях, как естественных, так и смоделированных, для выявления уровня или динамики их развития. При этом ведущим методом остается длительное наблюдение за детьми. Только тщательное изучение с помощью разных методик, а не единичное тестирование (тесты употребляются лишь как элемент исследования), дает основание судить о степени развития или задержке в развитии ребенка. Проверка может проводиться на разном содержании. Всё зависит от поставленной задачи. Например, необходимо выяснить уровень развития игровой деятельности детей определенной возрастной группы. В этом случае планируется длительное (в течение недели) наблюдение за играми детей. Фиксируется содержание игр, их продолжительность, развернутость сюжета, наличие ролей, характер игровых и реальных взаимоотношений между детьми. Полученные данные соотносятся с объективными показателями игровой деятельности в определенном возрасте. Например, воспитатель знает, что дети среднего дошкольного возраста способны играть в небольших объединениях (2–3 человека), разворачивать простой сюжет, устанавливать ролевые отношения и удерживать их в течение 15–20 минут. Наблюдения же показали, что дети играют «рядом» , а не «вместе», часто меняют роль (« Я уже не мама, давай я буду дочкой»), не умеют договариваться друг с другом, не умеют разделить игрушки и др. Если подобная картина зафиксирована воспитателем один раз, то это еще не дает ему оснований делать вывод о неразвитости игровой деятельности. Он совместно с психологом должен установить причину нежелательных явлений. Если же в течение недели одни и те же дети проявляли себя аналогично, можно говорить об уровне развития игровой деятельности и планировать работу по исправлению положения.

Методики проверки всегда должны соответствовать задаче. Для выяснения усвоения знаний, например, проводится беседа с детьми. Но она не должна быть лишь вербальной. Дошкольник может лучше проявить себя, если беседовать по картинке, игрушке, если беседа проходит в естественной обстановке, как бы непроизвольно. Все это важно для фактического, а не формального выяснения картины развития детей и оценки эффективности педагогической работы.

Таким образом, планирование работы должно включать два взаимосвязанных блока: систематизированные мероприятия, направленные на решение воспитательно-образовательных задач, и поэтапная проверка уровня развития детей по определенным направлениям.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Составьте логическую схему базы знаний по теме юниты.

2. Дополните таблицу.

Раздел дисциплины

Тематическое планирование

Количество часов

Модуль I . Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики

    Организация жизни детей раннего возраста в детском саду

    Организация и методика проведения режимных процессов в дошкольном образовательном учреждении

Модуль II .

Теория и методика воспитания

    Воспитание детей раннего возраста в различных видах деятельности (изобразительная, музыкальная)

2. Экологическое воспитание детей раннего возраста

Модуль III .

Теория обучения и образования (дидактика)

    Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения

Модуль IV .

Организация образовательно-воспитательной работы в ДОУ

    Организация развивающей деятельности детей раннего возраста (речевая, сенсорная, двигательная, игровая, предметная)

Модуль VI .

Педагогический процесс в дошкольном учреждении

    Организация материально-технического оснащения групп раннего возраста.

    Медико-социальные условия пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Содержание разделов и тем учебной практики

Модуль I . Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики

Организация жизни детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста. Режим – основа жизни ребенка раннего возраста. Организация и проведение режимных процессов в дошкольном учреждении. Специфика режимных процессов в группах раннего возраста.

Методика проведения режимных процессов и их значение в воспитании и развитии детей раннего возраста. Организация занятий с детьми раннего возраста в структуре режима дошкольного образовательного учреждения.

Модуль II . Теория и методика воспитания

Воспитание детей раннего возраста в различных видах деятельности. Изобразительная деятельность . Своеобразие изобразительной деятельности детей раннего возраста. Возможности развития и воспитания ребенка раннего возраста в изобразительной деятельности.

Музыкальная деятельность . Роль музыки в развитии ребенка раннего возраста. Особенности музыкальной деятельности в группах раннего возраста. Условия, содержание, формы и методы приобщения детей раннего возраста к музыкальной деятельности. Организация праздников для детей раннего возраста.

Экологическое воспитание . Своеобразие задач, специфика условий, содержания, форм и методов экологического воспитания детей раннего возраста.

Модуль III . Теория обучения и образования (дидактика)

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в период поступления ребенка раннего возраста в детский сад. Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста.

Модуль IV . Организация образовательно-воспитательной работы в ДОУ

Речевая деятельность . Речь как средство общения ребенка со взрослыми. Понимание речи ребенком и становление активной речи. Возможности разных видов деятельности в развитии речи детей. Задачи, содержание, методика проведения игр и занятий с детьми раннего возраста.

Двигательная деятельность . Значение двигательной деятельности для развития ребенка раннего возраста. Факторы, влияющие на двигательную активность. Обогащение двигательного опыта ребенка, задачи, условия, методика воспитания.

Предметная деятельность . Особенности общения и предметной деятельности ребенка раннего возраста. Задачи, содержание и методика воспитания детей раннего возраста в различных видах деятельности.

Игровая деятельность . Своеобразие игры, ее роль в развитии и воспитании детей раннего возраста. Особенности руководства игрой.

Модуль VI . Педагогический процесс в дошкольном учреждении

Организация материально-технического оснащения групп раннего возраста. Обеспечение детского сада оборудованием, игрушками.

Медико-социальные условия пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 25» пгт. Сибирцево Черниговского района Приморского края ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 25» пгт. Сибирцево Черниговского района Приморского края


ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ! МДОУ ЦРР ДС 25 это: - 35 лет работы -260 озорных мальчишек и девчонок - 29 творческих педагогов - отзывчивое родительское сообщество - современная развивающая среда - открытость всему новому - всегда положительный настрой на работу - уверенность в успехе




ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - создание среды, способствующей индивидуализации условий обучения для каждого ребёнка - предоставление ребёнку возможности выбора, как через планирование соответствующей деятельности, так и через организацию центров активности - участие семьи - максимальное сохранение и укрепление физического и психического здоровья в период дошкольного детства.


ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 1. Личностно - ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей. 2. Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект - субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями. 3. Реализация модели субъект - субъектного взаимодействия основана на способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики. 4. Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями посёлка и района.


ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Центр активности (центр развития, тематический центр) – это специально организованное место, оснащенное игровым, дидактическим оборудованием, художественной и научной литературой, материалами для экспериментов и исследований. Материалы в центрах подобраны разнообразные, используя их, дети могут проявлять нестандартный и творческий подход, материалы должны подталкивать детей к самостоятельному исследованию. Предметы расположены на полках так, что ими легко и удобно пользоваться. Дети свободно перемещаются между центрами. Количество, названия и наполнение центров не являются раз и навсегда закрепленными. Воспитатели периодически модифицируют центры, заменяя материалы, которые уже стали привычными и неинтересными на новые. Материалы в центре изменяются и в соответствии с темами проектов. При работе над проектом могут возникать временные мини - центры для решения определенных задач.


Оснащение каждого центра подобрано таким образом, что позволяет использовать во всех видах деятельности принцип интеграции образовательных областей с преимущественным освоением одной или нескольких образовательных областей. В процессе работы педагогов в группах сложились следующие постоянные центры активности: 1. Центр грамоты Преимущественная реализация задач образовательных областей « Коммуникация », « Чтение художественной литературы » 2. Центр математики / манипулятивных игр Преимущественная реализация задач образовательной области « Познание » (Формирование элементарных математических представлений) 3. Центр естествознания Преимущественная реализация задач образовательной области « Познание » (Формирование целостной картины окружающего мира) 4. Центр социализации Преимущественная реализация задач образовательных областей « Социализация », « Безопасность », « Труд » 5. Центр искусства Преимущественная реализация задач образовательной области « Художественное творчество » 6. Центр физического развития Преимущественная реализация задач образовательных областей « Физическая культура », « Здоровье » 7. Открытая площадка (участок) Реализация задач всех образовательных областей



ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательная система строится на основе проектной деятельности по определенной теме. Организация совместной деятельности организуется по следующей структуре: 1. Организация первого круга - утреннее приветствие - обмен новостями - планирование деятельности или темы по модели « трёх вопросов » (начало темы) или решение проблемных задач, специальных заданий, игровая деятельность по теме проекта








Работа с семьёй (оснащение центров к теме проекта дидактическим, игровым материалом, создание книжек - малышек, оформление и создание газет, выставок, практическая помощь в работе в центрах, организация чаепития, участие в неформальных праздниках (День воздушного шарика, день Тигра и т. п.)




ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Физическое развитие - Физическое воспитание в детском саду. Э.Степаненкова - Программа оздоровления детей в ДОУ. Л. Банникова - "Расту здоровым" В.Зимонина - Программа "Здоровье" МДОУ ЦРР ДС 25 Социально-личностное - Основы безопасности детей дошкольного возраста О.Князева, Р.Стеркина - "Я-человек" С.Козлова - "Маленькие Россияне" Н.Арапова - Пискарёва - "Свет Руси" Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет. - "Развитие представлений о человеке в истории и культуре" И.Мулько. - Трудовое воспитание в детском саду. Т.Комарова, Л.Куцакова, Л.Павлова Познавательно- речевое Развитие речи детей 3-7 лет. Т.Гризик -Формирование ЭМП в детском саду. Н.Арапова- Пискарёва Математика в детском саду. В.Новикова - "Живая экология" А.Иванова -"Дошкольнику - об истории и культуре "России" Г.Данилина Художественно-эстетическое - Программа эстетического воспитания 2-7 лет. Т.Комарова, А.Антонова, М.Зацепина -"Природа и художник" Т.Концева - "Ладушки" И.Каплунова, И.Новоскольцева "Музыкальные шедевры" О.Радынова Программное обеспечение: - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - "Детский сад 2100"




ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ - Повышение уровня квалификации педагогов ДОУ - Контроль за качеством деятельности педагога - Создание условий для сотрудничества, сотворчества, соуправления - Работа по созданию позитивного имиджа ДОУ Администрация Педагог


ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ Совместное участие в реализации проекта - Совместное участие в выставках, вернисажах, конкурсах - Участие в праздниках, досугах, развлечениях, акциях. - Участие в наполнении развивающей среды группы - Благоустройство игровых площадок, территории ДОУ Родитель - Совместное интегрированное планирование деятельности по всем направлениям развития - Создание благоприятных социально - эмоциональных условий для комфортного пребывания ребенка в группе - Изучение закономерностей развития ребёнка, сбор данных, составление отчетов о развитии детей. - Обеспечение условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья на основе личных данных каждого ребенка. Педагог - Обеспечение условий для реализации воспитательно - образовательного процесса - Наблюдение, беседы, участие в совместной деятельности - Контроль за качеством освоения программ Администрация Ребенок


ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ - Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы, ДОУ - Отчёт о продвижении ребёнка - Педагогическое просвещение родителей - Организация и проведение неформальных встреч - Сбор данных о ребёнке: здоровье, интересы, особенности характера любимые занятия и т. п. - Оказание консультативной помощи родителям Педагог - Изучение запросов родителей - Соцопросы, анкетирование, тестирование - Предоставление дополнительных образовательных услуг - Согласованность действий по обеспечению качества жизнедеятельности и воспитательно - образовательного процесса Администрация Родитель


ОТКРЫТОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОУ Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями является одним из условий успешной реализации воспитательной системы ДОУ. Основным результатом открытости системы является успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребёнка. Включенность семьи в жизнь ДОУ, преемственность и единство требований семьи и ДОУ, взаимоотношения родителей в семье, стиль воспитания в семье, родительское сообщество Пространство развития родителей Пространство развития ДОУ Педагоги Пространство развития педагогов Ребенок Пространство развития ребенка Система мотивации и стимулирования, мастерство и профессионализм, сотрудничество, сотворчество, педагогическое сообщество (социально - психологический климат в коллективе, сплоченность) Предметно - развивающая среда, интеграция специалистов, образовательное пространство, дополнительное образовательное пространство, социальная ситуация развития, медико - социально - психолого - педагогическое сопровождение, детское сообщество


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО Одной из основных проблем, на решение которых направлена воспитательная система ДОУ, является проблема преодоления « ведомственного » характера образовательных учреждений, создание условий для широкого сотрудничества в сфере образования, консолидации общества на основе заботы о будущем молодого поколения. Управление образования Уссурииский пединститут ПИППКРО Спасский Педколледж Детская Библиотека Поликлиника ДОУ 25 Школа Школа искусств


ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕ Формирование основ здорового образа жизни Создание здоровьесберегающей среды Гармонизация психоэмоционального состояния ребенка СЕМЬЯ Педагогическое просвещение родителей Воспитание уважения к родителям и членам семьи ребенка Совместная деятельность педагогов с семьёй по воспитанию детей РОДИНА Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства Формирование толерантного сознания воспитанников КУЛЬТУРА Формирование культуры мира и межличностных отношений Формирование основ национальной культуры Формирование уважительного, бережного отношения к культурным ценностям












Предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего педагогического коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля - самоконтролю, то есть работе на доверии.


МОТИВАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ Усилить методическую подготовку педагогов на уровне методических объединений ДОУ, района, в рамках повышения квалификации. Проведение мероприятий по развитию коммуникативной культуры (семинары, тренинги) Организовать мониторинг воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, развития личности каждого ребенка, профессиональной компетентности педагогов. Проведение семинаров по теме « Изучение и обобщение педагогического опыта ». Поддержка инновационных процессов в ДОУ, обобщение и распространение педагогического опыта на всех уровнях.. Создание условий для системной самообразовательной деятельности на базе ДОУ (часы компьютерной грамотности, мастер - классы, консультации методиста) Организация повышения квалификации педагогов с использованием методов дистанционного обучения Профессиональные проблемы Анализ профессиональной компетентности педагогов Центра на основе диагностики. Проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам аттестации Работа « Школы профессионально - личностного роста педагогов » (ШПЛРП) для молодых педагогов Освоение педагогами приемов дистанционного обучения с целью совершенствования научно - методического обеспечения учебного процесса на основе применения современных информационных технологий. Профессионально - личные проблемы


Разработка мероприятий, направленных на развитие коммуникативной культуры педагогов: - ролевые игры; - психологические тренинги; - групповые дискуссии. Мероприятия по овладению навыками компьютерных технологий: - часы компьютерной грамотности; - создание собственных компьютерных презентаций. Разработка мероприятий по повышению уровня творческого самовыражения: - ролевое участие педагогов в досуговых мероприятиях - участие в творческой группе по разработке сценариев для различных мероприятий в ДОУ Организация системы поощрений: - моральные; - материальные; Проведение конкурсов различной тематики между педагогами ДОУ Привлечение средств массовой информации. Индивидуальная помощь по преодолению психологических барьеров, связанных с вхождением в новый коллектив, психологическое сопровождение в период адаптации к новым условиям труда Психологические барьеры РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОДИТЕЛИ: проявляют чувство причастности к жизни ДОУ, совместной ответственности за результаты воспитания детей; знания и умения в области воспитания детей; ПЕДАГОГИ: обладают специфическими знаниями в области дошкольной педагогики и психологии, умениями адекватно использовать образовательные и воспитательные технологии, проектировать совместную деятельность с детьми; имеют возможность ценностного самоопределения в современной педагогической действительности, роста профессионализма, изменения своей профессиональной позиции. ДЕТИ: осознают значимость ценностного самоопределения на индивидуально - личностном уровне; имеют опыт творческой, созидательной деятельности на основе осознанного выбора, специфические умения решения жизненных задач; сформирована собственная субъектная позиция;


ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТА И ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА Отслеживание результатов воспитательно - образовательного процесса ведется по нескольким уровням: Ближний уровень наблюдение, беседы, разбор ситуаций, анализ продуктивной деятельности, ситуативное тестирование. Средний уровень тестирование, открытые занятия, мастер - классы, творческие мастерские, конкурсы, анализ творческих мероприятий, проводимых вместе с детьми, анкетирование родителей. Дальний уровень сравнительный анализ уровня « воспитанности » детей, анкетирование, анализ успеваемости выпускников ДОУ.




Воспитательная система ДОУ

Морару Светлана Викторовна

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом
С. Михалков

1.Основные положения воспитательной системы

Особую роль в современном образовательном процессе играет системно организованная воспитательная деятельность. Разработанная нами воспитательная система является составляющей частью Образовательной программы.
«Воспитательная система - развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность» (Л.М.Денякина, О.В.Малахова «Проектирование образовательной программы образовательного учреждения»).
Успешность воспитания во многом зависит от ее системного характера.
Воспитательная система выступает как целостный организм, который включает в себя такие черты как:
- контингент детей;
- контингент семей воспитанников;
- особенности педагогического коллектива, его психологический климат, творческий потенциал педагогов;
- творческое развивающее пространство, состоящее из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей, включающее в себя «место творения», процесс творчества и внутреннюю личную мотивацию детей, педагогов и родителей к порождаемому результату совместной деятельности;
- систему управления..
Задача воспитательной системы - включить все воспитательные воздействия в целостный образовательный процесс. Основные направления воспитательной системы задает миссия ДОУ с ее базисными ценностями.
Миссия ДОУ - обеспечение прав ребенка на воспитание и образование, создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, обеспечение права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе реализации комплекса мер оздоровительного, развивающего характера и усвоения детьми обязательного образовательного минимума.

Базисными ценностями ДОУ являются:

1.Ребёнок как уникальная развивающая личность, его здоровье, интересы, потребности.
2.Педагог как личность, носитель культуры и образования. Уважение к нему, предоставление возможности проявить инициативу, самостоятельность, забота о его социальном благополучии.
3.Качество как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству через самообразование.
4.Культура жизнедеятельности ДОУ, культура взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса в рамках единого творческого образовательного пространства.
5.Командная работа как основа достижения успеха.
6.Семья как основная среда личностного развития ребёнка; ориентация на её образовательные запросы, содружество с ней.

2. Цель и задачи воспитательной системы


Название системы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Суть системы состоит в том, «что ребенок вместе со взрослым, они оба , черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успеха в развитии и саморазвитии ребенка»
Специфическими признаками воспитательной системы как системы педагогической является то, что она включает в себя в качестве цели, объекта и субъекта своего фунционирования развивающуюся личность ребенка , в качестве способа функционирования - педагогическую деятельность.
Цель воспитательной системы - воспитание ребенка как личности, гражданина в процессе освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Методологической основой системы послужила Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Задачи воспитания:
- формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России;
- расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;
- формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок - родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство - общение и предметная деятельность, дошкольное детство - общение и игра;
- становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
Система воспитания ребенка состоит из трёх структурных компонентов:
Первый компонент - «Я познаю мир», включает содержательную сторону системы и состоит из разделов:

  • «Я и мое здоровье» - воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, обеспечение комфортного и благоприятного психологического климата. Реализуется через программу «Здоровый ребёнок», разработанную экспертной группой ДОУ (в основе программы лежит система оздоровительной работы в ДОУ В.Алямовской)..

· «Я и мои ценности» - воспитание любви и уважения к семье как основной ценности, усваиваемой ребёнком с первых лет жизни, имеющей непреходящее значение для человека в любом возрасте; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); приобщение его к общечеловеческим ценностям и включение в систему социальных отношений; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Реализуется через «Программу по развитию социальной уверенности детей в старшем возрасте», и «Программу по формированию социальных навыков у детей подготовительной к школе группы»авторы Е.В. Прима, Л.В. Филиппова и др.

  • «Я и моя Родина» - воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного народа, поселка, района, округа. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Первостепенное значение в формировании образа Мира у ребёнка и осознании себя в этом мире приобретает идея малой Родины - организация жизнедеятельности детей в пространстве родной культуры в её региональном проявлении.

· «Как прекрасен этот Мир!» - воспитание эстетически развитой личности, через развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности, к окружающему миру; расширение границ творческого восприятия мира. Реализуется через программу «Планета чудес», авторы А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик.
· Второй компонент - «Играю, значит живу интересно», составляет деятельностную основу системы, реализуется в рамках районной экспериментальной площадки через программу экспериментальной деятельности по теме: «Проективные технологии в решении задач социально-личностного развития дошкольников» и состоит из разделов:

  • «Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника». Игровая деятельность пронизывает все разделы системы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства. У каждого ребенка «…есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра!» (Макаренко А.С. Соч. том V)
  • «Проектная деятельность». Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

Ведущее место среди методов , которые способны обеспечить воспитательный процесс с целью формирования познавательной активности принадлежит сегодня творческому проектированию в ДОУ.
Проектно-исследовательская деятельность - это работа, связанная с решением воспитанниками творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных, получение выводов.
При реализации исследовательской творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которых выполняется работа.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных, их творческом анализе и произведённых на его основании выводах.
Основная цель проектно-иследовательской деятельности: в игровой форме научить ребенка проявлять самостоятельность в планировании, организации и самооценке собственной деятельности, направленной на реализацию собственных идей.
Третий компонент: «Вместе весело шагать», составляет форму организации всего воспитательного процесса. Основывается на технологии развития навыков сотрудничества у старших дошкольников (по Л.С. Римашевской). Реализуется через программу экспериментальной деятельности.
Технология сотрудничества решает следующие задачи:
1. Развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения.
2. Расширение и обобщение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне.
3. Построение социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.
В технологии прописана последовательность развития сотрудничества:
1. Формирование положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками.
2. Усвоение детьми правил, моделей сотрудничества.
3. Овладение умениями совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности, регуляции для достижения общего результата.
4. Развитие способности самостоятельно определять адекватность выполняемой работы.

3.Концептуальные основы системы

В основе системы лежат философские представления о человеке как продукте общественных отношений, поэтому задачей воспитания становится целенаправленное обучение детей и усвоение ребёнком существующих в обществе норм и правил поведения.
В основу воспитательной системы положена теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного детства и учение об амплификации (обогащении) развития ребенка в специфически детских видах деятельности, ведущей из которых выступает игра.
В системе нашли отражение положения Фридриха Фребеля: «Дитя - существо деятельное, творящее, которое постоянно требует дела и идёт от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя - побуждать действия ребёнка, но не определять их».
Именно деятельность, самостоятельная активность ребёнка способствует познанию, обучению и воспитанию. Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу воспитательной системы положены игры, которые стремимся сделать увлекательными, яркими, осмысленными.
Для достижения эффекта в работе необходимо опираться на внутреннюю активность ребенка, учитывать интересы детей, стремление к познанию нового, на подражание как врожденный механизм развития.
Игра ребёнка - вот его жизненная лаборатория. Ролевые игры особенно сильно влияют на духовное, нравственное развитие личности, а это те личностные черты, которые требуют на современном этапе развития общества наиболее пристального внимания.
Игра - это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание и ребёнок ощущает себя полноценным субъектом деятельности, где строятся партнёрские отношения между взрослым и ребенком.
В своей педагогической системе предполагаются такие формы игры, которые отвечают требованиям воспитательной системы ДОУ на современном этапе:
1. Игра должна содействовать сплочению детского коллектива.
2. Иметь познавательное значение.
3. Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
4. Создавать условия для детского творчества.
Исходя из вышесказанного, определяются основные принципы построения воспитательной системы:
1. Принцип научной обоснованности и практической применимости , предполагающие рациональный отбор содержания в соответствии с основными положениями возрастной психологии и дошкольной педагогики и применение в массовой практике дошкольного образования.
3. Принцип системности и целостности построения воспитательно -образовательного процесса, обеспечивающего единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, предполагающий взаимосвязь всех компонентов целостной системы.
4. Принцип гуманизации и индивидуализации воспитания и обучения, что означает принятие уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, его развитие в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
5. Принцип деятельностного подхода , который предусматривает развитие и воспитание ребенка в специфически детских видах деятельности (общение, предметная деятельность, игра) в зоне его ближайшего развития.
6. Комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса, который предусматривает распределение программного содержания с учетом времени года, сезонности, календарных праздников и построен на интеграции всех образовательных областей.
7. Принцип непрерывности процесса воспитания и образования - взаимосвязь дошкольной и начальной ступеней образования, обеспечивающая к концу дошкольного детства уровня развития каждого ребенка, позволяющего ему быть успешным в начальной школе.
Исходная концепция, ее выбор соответствует нравственным ценностям, установкам и нормам морали и поведения. Во многом эти особенности связаны с национальными особенностями и культурными традициями нашего народа, региона.
Воспитательная система образовательного учреждения включена в государственную и региональную воспитательную систему.
Отличительная черта воспитательно-образовательного процесса в ДОУ - его развивающий характер, который появляется в создании условий для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности.
Данный подход требует обеспечения в ДОУ психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание атмосферы педагогического оптимизма; ориентацию ребенка на успех и мотивацию успешности.
Гипотеза: можно предположить , что такое содержание деятельности позволит сформировать у ребенка активную личностную позицию, позволит развить интерес к культуре родного края, желание познания, и развить его компетенции.



error: Контент защищен !!