Педагогическая система воспитания Ф. Фребеля. Система дидактических игр фридриха фребеля

Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.

С 1805 по 1810 г. Ф. Фребель работал у Песталоцци и находился под большим влиянием его идей. В 1837 г. он открыл в Тюрингии «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» (позже названное «детский сад»), на практике работы которого разработал свою систему дошкольного воспитания, получившую широкое распространение не только в Германии, но и в других странах. Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного.

Ф. Фребель разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т. п.В педагогической системе Фребеля выделяют три основных блока.

В первом блоке даны представления о механизме умственного развития ребенка, развития сознания и мышления индивидуума, в котором Фребель выделяет четыре компонента: 1) чувства; 2) познавательная и практическая деятельность с предметами; 3) язык; 4) математика. (Дальше их описания Фребель не пошел и их взаимосвязи не показал.)

Во втором блоке Фребель характеризует этапы, цели и способы умственного развития ребенка. Он определяет четыре этапа умственного развития:первый (исходный) -- связан с первыми месяцами жизни ребенка, когда он сам не выделяет и не фиксирует предметы, действия и явления; второй (младенчество) -- действие и слово матери способствуют научению выделять сначала отдельные предметы и явления ближайшего окружающего, а затем самого себя; третий (детство) -- ребенок говорит и играет с предметами. Именно на этом этапе можно и нужно начинать целенаправленное обучение и научение: взрослый знакомит детей с названиями предметов, явлений, показывает разные отношения между предметами, явлениями и действиями, учит проводить линии и зарисовывать, считать в пределах десяти и многое другое; четвертый (отрочество) -- поступление ребенка в школу и изучение учебных предметов. Главной целью обучения Фребель считал создание условий для того, чтобы индивидуум осознал себя и свое место по отношению к природе и духу. Последнее связано с проникновением в обоснование педагогики мистицизма, по правилам которого «во всем действует, всем управляет вечный закон. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества. К средствам обучения (для достижения основных целей) Ф. Фребель относил два: знания; деятельность учителя.

Третий блок педагогической системы Ф. Фребеля составляет дидактический материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»). Разрабатывая дидактический материал, Фребель исходил из природных особенностей детей дошкольного возраста (подвижность, непосредственность, любознательность, стремление к подражанию) и считал, что для удовлетворения этих потребностей необходимо организовывать занятия со сверстниками в детском саду. При этом ребенок выступал как развивающееся растение, правильному росту которого должен способствовать детский сад.

Фребель разработал своеобразную методику работы воспитателя с детьми с использованием дидактического материала, в основе которой -- развитие органов чувств, движений, речи путем игр и систематических упражнений. Предлагаемые Фребелем «дары» (их шесть) сопровождались разнообразными стишками, песенками, с помощью которых воспитатель доносил смысл, содержание этих «даров» до детей.

Вместе с тем Фребель пропагандировал ценную и важную мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей жизни. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка.

Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников. Он дал глубокое педагогическое обоснование этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений.

Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия.

Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом.

Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).

Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость, абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.

Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений.

Наиболее распространенная педагогическая система Фридриха Фребеля

Еркебаева Сауле Жомартовна,

магистр педагогических наук, преподаватель Казахского национального университета им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан.

Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик и, по сути, основоположник общественного дошкольного воспитания, родился 1782 г. в Тюрингии. Он рано осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Вынужденный вследствие материальной необеспеченности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях. Встреча с одним из последователей Песталоцци - директором образцовой школы города Франкфурта-на-Майне Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе. Фребель провел со своими тремя воспитанниками в Ивердонском институте Песталоцци, проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование.

В 1811-1813 гг. он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отдается делу воспитания детей. Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816 г. в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение «Универсальный германский воспитательный институт», которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность. Работа его шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.

Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд «К нашему немецкому народу». Начиная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу «Воспитание человека - главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах. В 1828 г., когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распространении «вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей. В 1829 г. Фребелю пришлось закрыть свой институт. В последующие годы он пытался вместе с прогрессивно настроенными людьми открывать новые воспитательные учреждения в разных местах, но везде наталкивался на сопротивление реакционных сил. В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоцци и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усиленную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей.

Он пробыл в Швейцарии 5 лет. Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение для детей дошкольного возраста, которому в 1840 г. дал название «Детский сад». Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку «детских садовниц - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852 г. он скончался в Мариентале. Несмотря на противодействия реакционеров, он был признан и известен далеко за пределами своей родины. ..

Ф Фребель свой общественный идеал видел в гражданско-демократическом порядке и мечтал о гражданско-демократическом национальном воспитании. «Я хотел воспитывать свободно мыслящих, самостоятельных людей»,- говорил он.

Мысль о постепенном развитии всего рода человеческого Ф.Фребель перенес на педагогический процесс, на индивидуальное развитие, достигаемое педагогическим влиянием. Деятельность, даже по отношению к маленькому ребенку, он понимал как активное, сознательное участие индивидуума в жизни. Для него было познавательная сторона этого процесса, познавательный рост ребенка, происходящий благодаря его деятельности.

Итак, основные постулаты, на которых основывается теория развития ребенка Ф. Фребеля .

Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т.п.

В педагогической системе Фребеля можно выделить три основных блока:

1. Представления о механизме умственного развития ребенка, развития сознания и мышления индивидуума, в котором Фребель выделяет четыре компонента:

· чувства;

· познавательная и практическая деятельность с предметами;

· язык;

· математика.

2. Цели и способы умственного развития ребенка. Он определяет четыре этапа умственного развития:

· Исходный – связан с первыми месяцами жизни ребенка, когда он сам не выделяет и не фиксирует предметы, действия и явления.

· Младенчество – действие и слово матери способствуют научению выделять сначала отдельных предметы и явления ближайшего окружающего, а затем самого себя.

· Детство – ребенок говорит и играет с предметами. Именно на этом этапе можно и нужно начинать целенаправленное обучение и научение.

· Отрочество – поступление ребенка в школу и изучение учебных предметов.

3. Дидактический материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»):

· подвижность;

· непосредственность;

· любознательность;

· стремление к подражанию.

Итак, ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она - его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».
Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием. Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является «единством в единстве», шар - символ движения, шар - символ бесконечности.
Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар - тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар - кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

В конце хочу отметить, что Ф. Фребель – не только знаменитый человек, но он дар всего человечества, он как мы отмечали, этап дары педагогики.

Каждый из нас, прочитав труды Фребеля, может найти что-то интересное и сделать новщстьво своего времени пути дошкольного образование. А к Ф Фребелю можно относиться с чуством большого уважения уже только за то, что он, по сути, сделал дошкольную педагогику наукой и, по словам Б.И. Хачапуридзе, положил начало разным течениям теории и практики детских садов.

Литература

1. Бобровская С.Л. Сущность системы Фребеля,- М.,1972г

2. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика.- М; Воронеж 1996 г

3. А.П. Букин. Википедия - свободная энциклопедия.

4. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Ядешко и Ф. А. Сохина. Просвещение, Москва, 1979 г.

Центры финансовой ответственности.

Система контроля исполнения финансовых планов.

Кассовый план. Платежный календарь и его значение. Методы составления прогнозного баланса.

План движения денежных средств.

Баланс доходов и расходов.

Жесткий и гибкий бюджеты.

Принцип пессимистичности в планировании.

Этапы финансового планирования и прогнозирования.

Финансовая стратегия и финансовая политика предприятия.

Финансовое планирование как метод управления предприятием. 2.Прогнозирование, текущее и оперативное планирование финансовой деятельности предприятия.

Контрольные вопросы к лекционному занятию № 9.

Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782-1852). Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад» , который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей» , проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.

Опираясь на философскую систему Ф. Гегеля, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу .

Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство . Фребель исходил из врожденной позитивной природы ребенка. Следовательно, главная задача воспитания - не испортить врожденной и позитивной природы ребенка, развить природные особенности ребёнка . Этой цели служат создание домашней уютной обстановки, ласковое, доброжелательное общение с воспитателем, игры и занятия, соответствующие интересам детей.

Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности , который в настоящее время получил широкое признание. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.

Еще один важнейший принцип педагогической системы Фребеля - необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом.


Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка . «Игра, - пишет он, - есть высшая ступень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего... Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее». Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

Материалом для детских игр (или игрушками) у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики, а простые предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Он исходил из того, что чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка.

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».

Первый дар - мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Второй дар - небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Шар - символ движения, кубик - символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвёртый дар - тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар - кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Все игры Фребеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам. Нередко эти песенки содержали мораль или правило поведения. Так у Фребеля реализовывался принцип единства действия и слова.

Недостатки: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка.

Между тем, многие из занятий Фребеля, методически преобразованные, находят применение в современных детских садах.

Дары Фребеля: первые в мире развивающие и обучающие игрушки для детей. Первый детский сад. Система развития ребенка Ф. Фребеля. Игры с дарами Фридриха Фребеля.

Дары Фребеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. Что это за система? Кто ее создатель? Как играть с дарами Фребеля? Ответы на эти вопросы Вы найдете в статье.

Чтобы понять идеи человека, созданную им систему, надо хорошо знать его биографию и его жизнь, ту почву, в которой эти идеи возникли и выросли. Поэтому немного поведаю об этом человеке. И очень прошу всех вас – дорогие читатели «Родной тропинки» — внимательно прочитать историю жизни Ф. Фребеля, потому что нам всем есть чему у него поучиться! А идея детского сада и обучающих игр с детьми дошкольного возраста пришла к нему отнюдь не в молодости. Итак, с чего же всё началось?

Биография Ф. Фребеля

«Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба «. Фридрих Фребель, 1806 г.

Фридрих Фребель родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев!

Бедный малыш! В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы? Ведь сам Фридрих в детстве рос сам по себе, никто им не занимался. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад».

Затем Фридриха забрал к себе дядя, и он стал ходить в школу. Он очень любил это время своей жизни и одновременно не очень любил школу за сухость и оторванность от жизни. И чаще убегал на природу, где «природа была мне школой, деревья, цветы – учителями».

Небольшое отступление: Очень интересный факт:впоследствии созданную Фребелем систему обучения детей критиковали за то же самое, за что он сам критиковал школы того времени – за оторванность от реальной жизни. В чем причина? Человек, который в детстве вырос на природе, а в юности убегал из школы на природу и считал природу своим учителем, создал оторванную от природы систему обучения детей? Очень мало верится в это! Что-то произошло в его жизни? На него кто-то повлиял? Нет! Когда позже в зрелом возрасте Фребель создавал детский сад, он писал, что детский сад должен быть местом общения детей с природой. Значит, его взгляды остались неизменными. Может быть, дело в том, что его идею по-другому воплотили в жизнь и интерпретировали? Или он сам не смог найти средство воплощения своей новой для того времени и передовой идеи? Ведь он был первопроходцем. Очень хочется узнать истину, но на этот вопрос я пока не могу дать однозначного ответа, хотя хорошо знакома с нашей отечественной литературой по этому вопросу. Скорее всего, ответ можно найти в подлинных книгах Фребеля, но, к сожалению, я немецким языком я не владею. А на русский язык переведено лишь немногое из его наследия. Но противоречие это очень явно вижу! А значит, не всё так однозначно в его системе! Если у Вас есть ответ на этот вопрос – большая просьба написать его в комментарии после статьи.

Когда Фридрих вернулся к отцу, он работал учеником лесничего и занимался самообразованием. Затем поступил учиться в Йенский университет, но денег хватило лишь на два года обучения, и он вернулся к отцу. Кем он только не работал – лесничим, библиотекарем, секретарем. Но Фребель чувствовал, что это не его дело жизни.

И вот – счастливый, очень счастливый поворот в его судьбе. Фридрих Фребель получает наследство после смерти дяди и становится обеспеченным человеком. Он может искать дело по душе, увлекается архитектурой. И чуть позже меняет архитектуру на педагогику. Знакомится с Песталоцци, встречается с ним. Это предопределило созданную им в дальнейшем систему воспитания и обучения детей.

Еще один факт из биографии. Ф. Фребель снова поступает в университет, наконец есть деньги на учебу, но… уходит из него в армию в 1813 году, говоря: «Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклоняюсь от этой обязанности» — шаг, говорящий о многом в характере этого человека.

В 1816 году открывается школа Фребеля – «Универсальный германский воспитательный институт», в которой обучаются мальчики.

За 40 лет педагогической деятельности Фребель написал несколько трудов – «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею, выступал с лекциями о детских садах.

Еще одна черта этого человека, связанная уже с «черной полосой» в его жизни. По стечению обстоятельств и идеологическим причинам детские сады, придуманные и созданные Фребелем, были вскоре запрещены! И все они были закрыты! Это случилось при жизни Фребеля! Какой это был бы удар для многих – дело всей жизни закрыто! Для многих, но не для Фребеля!!! Ф. Фребель принял это мужественно и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром!». Да, многому можно нам научиться у этого человека!

Ф. Фребель умер в г. Мариентале. Его надгробие выполнено в виде трех фигур – куба, цилиндра и шара. Это выражение его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым в мире дидактическим игрушкам для дошкольников.

Мы теперь немного проникли в жизнь и характер этого человека, а значит, нам легче будет понять и его систему – первую в мире методически выстроенную и специально созданную систему обучения маленьких детей в детском саду.

Кто создал первый в мире детский сад? Каким был первый детский сад Ф. Фребеля?

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемле­мую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждают­ся в умелом уходе».

Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».

  • Еще одна моя ремарка: И вот тут у меня как у человека любознательного и вдумчивого возникает еще одно противоречие с тем, что я знаю из педагогических словарей и учебников. В наших словарях и учебниках говорится, что ознакомление с окружающим миром в детском саду Фребеля было оторвано от жизни и представлено только дарами (цитирую: «системой даров заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром», «жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом»). А как же указанные в источниках того времени «играть и знакомиться с жизнью растений»? Это разве не ознакомление с окружающим миром? Значит, мы знаем отнюдь не всё о первых детских садах???!!! Возможно, кто-то скажет: «Какая разница!» А разница очень большая – ведь важно знать первоисточник и те нюансы, которые были заложены самим автором в свою систему, а не пересказы его идей или чужие интерпретации!

Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.

Я с удовольствием делюсь с Вами фотографией макета первого в мире детского сада Ф. Фребеля. Этот макет сделан старшими дошкольниками вместе с воспитателем (детский сад 2523 г. Москвы). Дети вместе с воспитателем изучали, каким был первый детский сад, какие были помещения и изобразили их в масштабе в этом макете. Использованы кусочки бумаги. А для изображения деревьев в макете использовались засушенные растения.

Этот макет первого детского сада был представлен на первой московской биеннале творческих проектов молодых педагогов, посвященной 150-летию первого детского сада в России (а он работал по системе Фребеля).

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор. Не верите? Посмотрите это видео о современном детском садике и играх Ф. Фребеля в нем.

Узнали многое из того, что и Вы делаете в занятиях со своими детьми, считая это современными занятиями? А занятиям таким уже 150 лет!!! Давайте поговорим подробнее о системе Ф. Фребеля.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали.

Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! (О! Как этого не хватает современным деткам, сидящим за компьютером, с которыми мы, взрослые разговариваем часто в спешке или даже бурча себе под нос!) Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком (они прилагались к игре).

Какие же игры входили в систему Ф. Фребеля?

Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.

Ф. Фребель писал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (книга «Воспитание человека»)

В его учебном заведении изготавливались существующие и сегодня развивающие игры и игрушки и рассылались по адресам с инструкциями.

Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Давайте рассмотрим, что это за игры. Они называются «дарами». Даров шесть.

Дары Фребеля и игры с ними.

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Первый дар Фребеля.

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик – нет мячика»).

Я попробовала поиграть с мячиками Фребеля. И очень удивилась своим впечатлениям! Раньше я, конечно, видела эти мячики и хорошо знала эти упражнения по учебникам истории зарубежной дошкольной педагогики, но никогда не держала их в руках. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!

Первое впечатление – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.

Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фребеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. Причем играть с мячиками с малышом можно уже на первом году жизни. На рисунке Вы видите перечень движений с мячом и песенку, которую поют при игре с этим даром.

Второй дар Фребеля.

Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Другие дары Фребеля.

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.

Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке.

А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии. Один из вариантов упражнения с формой красоты Вы видите на рисунках ниже.

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре. Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц в России называли «фребеличками». Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста. И даже до сих пор выпускается для игр с детьми в детских садах полный набор материалов для игр с дарами Фребеля, который Вы увидели на фото в этой статье и в видео выше.

Если эта статья была интересна для Вас и Вы нашли в ней то новое, что является хорошо забытым старым, то я буду благодарна за комментарии к статье. Расскажите о Ваших впечатлениях, что Вас больше всего заинтересовало, что еще хочется узнать об истории дошкольной педагогики в России и за рубежом?

До новых встреч на «Родной тропинке»! И я уже готовлю для Вас приятный сюрприз, ведь Ф. Фребель придумал еще один просто гениальный конструктор для детей, который можно легко сделать своими руками. О нем я уже рассказала в статье

Интересную и полезную информацию по истории дошкольной педагогики Вы также найдете в статьях цикла «Детский сад 100 лет назад»:

Ф.Фребель и его система воспитания дошкольников

Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик и, по сути, основоположник общественного дошкольного воспитания. Он родился в 1782 году в семье пастора на юге Германии в Тюрингии. Именно ему принадлежит идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы. Главной целью для него были не только уход и забота, но и всестороннее, гармоничное, соответствующее возрастным особенностям воспитание в детском сообществе, самостоятельное личностное формирование и развитие маленького ребенка как чувствующего, действующего и познающего существа.

Первоначально «детский сад» (как общественный институт) задумывался Фребелем как учебное заведение, дающее соответствующее образование родителям (в первую очередь мамам), поддержка и дополнение семейного воспитания дошкольников. Детский сад должен был не освободить матерей от тягот воспитания, а, наоборот, помочь им стать настоящими, правильными воспитателями. Фребель считал, что для наилучшего результата требуется воспитательское партнерство родителей и воспитателей. Детский сад был призван предоставить родителям широкое поле для содействия, в качестве места встреч, где родители и дети могли бы глубже познавать друг друга. Ф.Фребель мечтал реформировать систему воспитания маленьких детей в семьях. Для этого он использовал открытые практические занятия, показательные выступления, обучение родителей в рамках детского сада, пытался достичь содействия и полноценного участия родителей в детском развитии.

Детский сад по Фребелю — «возвращенный рай». Он видел своей целью воспитание свободного, думающего и действующего человека, помогал раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Для наилучшего результата каждому ребенку необходим специальный, соответствующий именно его задаткам, склонностям и дарованиям подход, который поможет развить в ребенке самостоятельность, уверенность в себе и ответственность за себя. Огромную роль в воспитании детей Фребель отводил именно матери: «Хорошая связь “мать — дитя” — ключ к гармоничному развитию». Всегда подчеркивал необходимость сильной эмоциональной связи матери и ребенка как основы любого воспитания. Забота и игра необходимы. Ребенок нуждается в любви, помощи и внимании взрослого, особенно мамы. Таким образом, детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.

Ф. Фребель разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т. п.

В основном педагогическом сочинении Фребеля "Воспитание человека" (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути — творец. Воспитание должно выявить и развить в человеке соответствующие творческие задатки. Фребель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Фребель полагал, что ребенок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

Система дошкольного воспитания Фребеля имеет мощный философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии.

Опираясь на философскую систему Ф. Гегеля, которая была крайне популярна в то время в Германии, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей, поскольку в каждой из них так или иначе выражает себя абсолютный дух. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Теоретически обосновывая свою систему, Фребель постоянно подчеркивал мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей его жизни. Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство.

Фребель исходил из врожденной позитивной природы ребенка. Ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Ему изначально присущи светлые и чистые помыслы и желания. Недобрым и закрытым его делают прежде всего воспитание и дурное влияние окружающего общества. Следовательно, главная задача воспитания — не испортить врожденной и позитивной природы ребенка. Поэтому воспитание должно быть «...пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным». Этой цели служат создание домашней уютной обстановки, ласковое, доброжелательное общение с воспитателем, игры и занятия, соответствующие интересам детей.

Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель вслед за И. Г. Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали. Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование. Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая игру, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Для развития ребенка Фребель предложил 6 «даров». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Первый дар Фребеля - это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх - вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик - нет мячика»).

Второй дар Фребеля - это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара, ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («ложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.

Пятый дар — кубик, разделенный на 27 маленьких кубиков, девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделенный тоже на 27 кубиков, многие из которых разделены еще на две части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических форм, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Ценные черты даров Фребеля — последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и использование строительного материала для игр-занятий детей. Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб - символом покоя, «единства в многообразии» (он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара - он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются, прежде всего, как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Интересным фактом в жизни Фребеля является то, что в 1844 году он предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами - складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий. Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре. Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц в России называли «фребеличками». Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста.

Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери - ему было всего лишь 9 месяцев. В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он - зрелый мужчина - и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы. Ведь сам Фридрих в детстве рос сам по себе, никто им не занимался. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя - ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад». Затем Фридриха забрал к себе дядя, и он стал ходить в школу.

С 1805 по 1810 г. Ф. Фребель работал у Песталоцци и находился под большим влиянием его идей. В 1837 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни. В 1940 году Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор. Такое название Ф.Фребель объяснял так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».

Система Фребеля — система воспитания, основанная выдающимся немецким педагогом и теоретиком дошкольного воспитания Фридрихом Фребелем (1782— 1852). Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в обучении и воспитании детей. Основная цель детских садов Фребеля состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию. В системе Фребеля главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры. Обучение детей в детских садах Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фребель разработал свой дидактический материал (так наз. «дары Фребеля»), куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними: вязаные шарики всех цветов; кубы и цилиндры; мячи разных цветов и размеров; куб, разделенный на 8 кубиков; палочки для выкладывания; бумажные полоски для плетения и аппликаций и т.д. Большое место в системе занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи. Важным принципом данной системы является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Система Фребеля предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки — все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов. Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и нашла своих многочисленных последователей. Широкое распространение она получила и в России, где в начале века существовали специальные фребелевские курсы, на которых воспитатели осваивали систему Фребеля. Организовывались также фребелевские общества, объединяющие педагогов и представителей прогрессивной интеллигенции, которые стремились путем организации платных и бесплатных дошкольных учреждений содействовать улучшению семейного и внесемейного воспитания детей. Однако в процессе своего массового использования игры с дарами Фребеля были извращены и превратились в формальные упражнения, в которых основную активность брал на себя взрослый, а ребенок оставался лишь слушателем и наблюдателем. Принцип деятельности и активности самого ребенка оказался нарушенным. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект, а система Фребеля получила массу критики за формализм, педантизм, дидактизм, излишнюю регламентацию деятельности детей и пр. Вместе с тем основные теоретические и методические принципы системы Фребеля остаются актуальными в настоящее время и используются в современной практике дошкольной педагогики.



error: Контент защищен !!