Дидактические игры для детей: развитие речи, сенсорики, физического развития. Картотека с целями своими руками. Игра "Поиск предметов на картинке" для детей. Развиваем память. Игра "Мой, моя, моё, мои"

Итак, что же такое дидактические игры? Это специально созданные игровые ситуации, во время которых ребёнок обучается, приобретает новые навыки или закрепляет уже усвоенные знания. Для их проведения подготавливается специальный дидактический материал - различные картинки, предметы или игрушки. Для обучения деток 3–4 лет обычно применяют дидактические игры нескольких видов: игры-инсценировки, настольные, а также сенсорные игры. Давайте, рассмотрим на конкретных примерах, что можно придумать в домашних условиях.

Игра-инсценировка «Чаепитие»

Цель игры : Ввести в словарь ребёнка названия предметов посуды, познакомить с их назначением, обучить навыкам гостеприимства, вежливости.

Оборудование : Куклы или игрушечные зверюшки, игрушечная посудка, колокольчик, небольшой столик или табуретка, маленькие стульчики.

Вы зовёте малыша и предлагаете: «Давай мы с тобой пригласим в гости твоих любимых кукол и зверюшек и напоим их чаем». Вы обсуждаете с крохой, кого именно позовёте и как будете угощать. Вместе с ребёнком готовите стол, расставляете стульчики. Потом звоните в колокольчик и говорите: «А вот и первый гость пожаловал, медвежонок Тимка. Здравствуй, Тимка, проходи, садись за стол». Малыш тоже должен поздороваться, усадить мишку поудобнее. Снова звучит колокольчик, и ребёнок встречает следующего гостя.

Когда все рассажены, вы предлагаете малышу расставить посуду: блюдца, чашки, ложечки. Все действия обязательно проговариваются, например: «Кукле Маше мы поставим маленькую красную чашечку, а Тимке дадим большую синюю». В ходе игры задавайте ребёнку вопросы, давайте пояснения.

Это сахарница, в ней насыпан сахар, а это молочник, в нём налиты сливки.

Помоги мишке завязать салфетку.

Положи зайке ещё одно печенье.

По окончании чаепития куклы и зверюшки благодарят и прощаются. Малыш убирает со стола, моет посуду.

Закрепить знания, полученные во время игры, можно, показав ребёнку картинки, на которых изображена посуда, и предложив найти те предметы, которые использовались на занятии. Следите, чтобы малыш называл предметы, используя не только существительные, но и прилагательные: маленькая ложечка, зелёная скатерть, круглый стол.

Предложите ребёнку рассказать папе, бабушке или ещё кому-нибудь о том, как проходило чаепитие, дополняйте его рассказ, напоминайте ему о забытых деталях.

Настольная игра «Весёлая полянка»

Для проведения этой игры вам необходимо будет заранее изготовить своими руками дидактический материал. Из цветного картона вырежьте 4 разноцветных кружка диаметром 10–15 см, по 6–8 лепестков того же цвета и по 5 бабочек.

Цель игры : научить или закрепить знание основных цветов, а также навыков сопоставления предметов по цвету. Развивать способности к счёту, координацию движений и моторику пальцев.

Оборудование : вырезанные из картона круги, лепестки и бабочки четырёх цветов - красного, синего, зелёного, жёлтого.

Вы расстилаете на столе однотонную скатерть, кладёте на неё кружочки и говорите ребёнку: «Это полянка. На ней росли красивые цветочки. Но подул ветер, оборвал все лепесточки, и они перемешались. Как теперь найти, у какого цветочка какие были лепестки?» При этом на стол высыпаете перемешанные по цвету лепестки и предлагаете малышу подобрать к каждому кружочку лепесточки того же цвета.

Когда это задание выполнено, вы выкладываете на стол бабочек и говорите: «Посмотри, какие красивые бабочки. Они прилетели на наши цветочки. Давай посадим красных бабочек на красный цветок, жёлтых - на жёлтый, и т. д». Во время занятия просите ребёнка озвучивать свои действия.

Если малыш хорошо разбирается в цветах и легко справился с заданием, усложните задачу. Пусть он посадит синих бабочек на красный цветок, а зелёных - на жёлтый или наоборот. Во время игры считайте количество цветочков, бабочек, говорите: «Ты уже посадил одну бабочку, ещё одну, теперь их две». Это способствует выработке навыков счёта, даёт понятие количества.

Обязательно поощряйте ребёнка, хвалите его: «Как быстро ты справился! Какая красивая полянка у тебя получилась!»

Настольная игра «Помоги медведице»

Цель игры : учить и закреплять умение ребёнка различать геометрические фигуры и цвета, развивать мелкую моторику.

Оборудование : большой игрушечный медведь, корзинка, вырезанные из цветной бумаги трусики и маечки с прорезанными в них отверстиями в виде круга, квадрата, треугольника; соответствующие отверстиям бумажные геометрические фигуры.

Усаживаете ребёнка за стол и говорите:

Сегодня к нам в гости пришла медведица Марья Ивановна, - показываете медведя, - ой, Марья Ивановна, почему вы плачете?

Я купила своим медвежатам новые маечки и трусики. Но когда шла через лес, корзинка зацепилась за куст, и вся одежда порвалась. Что мне делать?

Взрослый:

Не плачьте, Марья Ивановна. Мы постараемся вам помочь. Давайте ваши маечки и трусики. Мы поставим на них заплатки.

Выкладываете из корзинки на стол вырезанные из бумаги разноцветные майки и трусы, а также «заплатки» и предлагаете малышу подобрать нужные по цвету и форме. При этом задаёте вопросы ребёнку: «Какого цвета заплатку мы поставим на эту маечку? Какая по форме дырка на этих трусиках?» и т. п. После того, как задание выполнено, похвалите малыша от своего имени и от имени медведицы, попрощайтесь с ней.

По окончании игры ещё раз закрепите с малышом полученные знания, попросив его найти в комнате предметы, по форме напоминающие круг, квадрат и треугольник, или рассматривая их на картинках.

Сенсорная игра «Угадай, что в мешочке»

Сенсорное развитие ребёнка сосредоточено на определении свойств предметов с помощью органов чувств. Маленькому человечку очень важно потрогать предмет, понюхать его и даже попробовать на зуб, чтобы понять, что он собой представляет. Сенсорные игры помогают малышу обогатить своё представление о различных предметах, понять их свойства.

Цель игры : развить и закрепить навыки определения формы предмета и его свойств. Развивать воображение и сообразительность. Укреплять моторику пальцев.

Оборудование : небольшой полотняный мешочек, картинки с изображениями фруктов и овощей, различные фрукты и овощи (можно использовать муляжи) - яблоко, банан, киви, апельсин, морковка, лук, огурец и т. п.

Предварительно рассмотрите вместе с карапузом картинки, на которых изображены фрукты и овощи, затем предложите поиграть в интересную игру.

Все овощи и фрукты положите в мешок. Попросите малыша засунуть ручку, взять один предмет и, не доставая, угадать, что это. В ходе игры задавайте ребёнку вопросы: «А почему ты думаешь, что это апельсин?»

Ответ: «Потому что он круглый».

Вопрос: «Какая кожица у банана?»

Ответ: «Гладкая» и т. п.

Можно усложнить задание, попросив малыша сказать, на что похож такой-то фрукт или овощ, припомнить его свойства - например, лук горький, от него щиплет глазки, яблоко сладкое и вкусное.

Наша встреча подходит к концу. Надеемся, мы убедили вас в том, что дидактические игры - это совсем несложное, но очень увлекательное занятие, поскольку они:

  • помогают ребёнку получить и закрепить необходимые навыки и знания;
  • расширяют словарный запас малыша, способствуют развитию связной речи;
  • учат ребёнка правильному поведению в различных бытовых ситуациях;
  • развивают его мыслительные способности.

Напишите нам, какие из предложенных игр наиболее понравились вашему малышу, в какие ещё дидактические игры вы с ним играете. Ждем ваших отзывов, комментариев и предложений.

Надеемся на новую встречу с вами, уважаемые родители, на страничках нашего сайта. Всего вам доброго! До свидания!

Серова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 48
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: картотека
Тема: "Дидактические игры по развитию речи детей 3-4 лет"
Дата публикации: 29.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Картотека дидактических игр для развития речи детей 3-4 лет.

«Кто в домике живет? »

Цель:
Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Описание:
(Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) . Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
Игра «Позови свою маму»

Цель:
Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Описание:
У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Игра «Я быстрее»

Цель:
Развивать речь, память, внимание.
Описание:
встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т.п. Игра «Что, где, когда». Цели: Развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов. Описание: бросая мяч ребенку, задать ребенку вопросы: -Где живут рыбы? (В реке.) -Где растут ветки? (На дереве.) -Где растут деревья? (В лесу.)
-Где растут листья? (На ветке) Игра «Полезные «прятки». Цели: Развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в. Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела – нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А –а, вот он где – под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т.д.
Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель:
Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.
Описание:
Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му- му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р- р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Рассказ «Кто как кричит?»

Цель:
Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
Описание:
Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи- пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».) А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу». Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.
Игра «Кто где живёт?»

Цель:
закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Описание:
Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. Педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?- Белка. Кто живёт в скворечнике?- Скворцы. Кто живёт в гнезде?- Птицы. Кто живёт в будке?- Собака. Кто живёт в улье?- Пчёлы Кто живёт в норе?- Лиса. Кто живёт в логове?- Волк. Кто живёт в берлоге?- Медведь. Вариант 2. Педагог: -Дети: Где живёт медведь?- В берлоге. Где живёт волк?- В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
Игра «Поезд особого назначения».

Цель:
Развивать фонематический слух.
Описание:
Сделать поезд с вагонами из картонных коробок. Объяснить, что поезд возит только особые грузы, сегодня, например, он повезет только те предметы, которые
начинаются на букву А. Помочь ребенку собрать необходимые вещи, выделить первый звук каждого слова.
«Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Дидактическая игра «Чья

картинка»

Цель:
Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях. Предварительная работа. За день до занятия педагог кладет в книжный уголок иллюстрированные издания сказки «Три медведя» (среди них обязательно должны быть книги с рисунками Ю.Васнецова). В течение дня воспитатель привлекает детей к самостоятельному рассматриванию рисунков, интересуется, кому какой рисунок особенно понравился.
Описание:
Воспитатель показывает детям книжки (книжку) и кратко, но ярко и эмоционально рассказывает, кому какой рисунок понравился. Хвалит малышей за то, что они внимательно рассматривали картинки и заметили много интересного. Затем педагог описывает картинку, которая понравилась ему больше всех, или ту, которую дети обошли своим вниманием. Далее воспитатель предлагает детям поиграть. На столе педагога – предметные картинки (или набор мелких предметов по числу детей). Среди предметов встречаются одинаковые по названию, но разные по цвету. Дети выбирают по одной картинке и называют их. Малыши закрывают глаза, а педагог забирает у 4–5 детей картинки. Дети открывают глаза. Воспитатель показывает картинку и спрашивает, чей это предмет. Он отдает его лишь после того, как получит полный ответ. (Это мое красненькое ведерко. Это мои серебряные колокольчики.) Когда дети получат назад свои картинки, педагог предлагает им поменяться карточками и повторяет игру. В конце занятия, исходя из особенностей наглядного материала, воспитатель просит малышей принести картинки, на которых изображено «то, что растет»; нарисованы «животные в меховых шубках», «те, кто с клювом» и т.д.

Узнайте животного по описанию .

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет.

Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости.

Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

Кто что ест.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Кто как кричит.

Материал: набор игрушек «Домашние животные».

Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

Животные и их малыши.

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание.

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами.

Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

Кто где стоит.

Материал: картинки с изображением домашних животных, дом.

Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

Дикие и домашние животные.

Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; дом.

Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя - возле дома.

Кто пришел?

Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей; узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки; воспитывать бережное отношение к ним.

Материал: веревка и звонок.

Дети сидят на стульчиках. На некотором расстоянии от них протянуты веревки, к которому подвешен колокольчик на высоте роста детей. Воспитатель подзывает к себе двух-трех детей и договаривается: кто из них кем будет.

К веревке подбегает первый ребенок, подпрыгивает и трижды звонит.

Дети. Кто пришел?

Ребенок. Гав-гав-гав!

Дети отгадывают, что пришла собака. Ребенок, изображающий собаку, садится на место. К звонку подбегает другой ребенок - игра продолжается.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Игра «Позови свою маму»

Цель:

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля (цыпленок). Кто у цыпленка мама (курица). Позови, цыпленок, свою маму (Пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Игра «Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: Это кошка (показ картинки). Она как мяукает? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это собака (показ картинки). Как она гавкает? А ее детеныш - Щенок как он кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов). Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать - ответить им - и побежать - поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Кто что ест.

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них. Ход игры

Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Дидактический материал : Карточки с изображением животных 24 штуки (берём из лото) и два игровых поля с изображением леса и деревни.

Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за животное »

Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных.

Ход игры : Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.

Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.
Например: Собака - домашнее животное.
Медведь - дикое животное.

Кто где стоит.

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память.

Материал: картинки с изображением домашних животных, дом. Ход игры Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей.

Дидактическая игра «Пятый лишний»

Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Карточки для игры:
1.Кошка, лиса, белка, волк, медведь. Лишняя кошка потому, что это домашнее животное, а остальные - дикие животные.

2.Олень, тигр, собака, лиса, лев. Лишняя собака потому, что это домашнее животное, а остальные - дикие животные.

3.Свинья, овца, собака, лиса, кошка. Лишняя лиса потому, что это дикое животное, а остальные - домашние животные.

4.Лошадь, зебра, корова, ослик, коза. Лишняя зебра потому, что это дикое животное, а остальные - домашние животные.

Дидактическая игра «Чей хвост»
Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.
Ход игры : Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.).

Дидактическая игра «Чей малыш»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.

Дидактический материал : Карточки с изображением детёнышей животных 12 штук и два игровых поля с изображением диких и домашних животных.

Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. В игре могут участвовать от одного до четырех человек.

Дидактические игры по теме «Дикие животные"Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

(6-7 предметных картинок по теме).

Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).

Игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

Игра «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.

Игра «Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка - белочка
Лиса - лисичка

Игра «Один - много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка - белки - много белок
Медведь - медведи - много медведей

Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их - всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь - два медведя - пять медведей
Один еж - два ежа - пять ежей
Одна белка - две белки - пять белок

Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя… Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

Игра «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).

Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось - большой, а заяц - … (маленький).
Волк - сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

«Найди детеныша для мамы»

ХОД. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».

Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.

Аналогично дети выполняют и три других задания - на выбор нужной картинки.

«Во дворе»

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто - там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

«Гав-Гав»

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!» - на заре,

«Гав! Гав!» - на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав - гав!»

(по Т. Волгиной)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.

«Чьи детки?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о животных и их детёнышей.

Игровое действие. Подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.

Оборудование. Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.

« Да или нет»

Дидактическая задача

Закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает.

Оборудование. Игрушечный котенок.

Ход игры. Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает детям отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы: Есть у котенка нос?,

Есть у котенка уши?, Есть у котенка рога? и т.

При организации дидактических игр детей от 3 до 4 лет воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!». Но внимание малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к знаниям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Например, катать цветные шарики в воротца такого же цвета или имитировать движение животного (в словесной игре «Заинька»).

Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности. Например, воспитатель вносит коробку, на которой нарисованы овощи, рассматривает ее с детьми, а затем говорит: «Догадайтесь, дети, что в этой коробке».

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой дидактический материал (игрушки), который все дети могли обследовать и активно действовать им.

В играх дети ближе узнают друг друга — по голосу, одежде: «Отгадай, кто позвал!», «Знаешь ли ты, как его (ее) зовут?» и др.

При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Например, в игре «Собери правильно пирамидку» воспитатель объясняет правило при сборке игрушки. У каждого ребенка в руках пирамидка. Воспитатель предлагает снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям, говорит: «Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую. (Показывает.) Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку. (Дети выполняют.) А сейчас опять поищем самое большое колечко и тоже наденем на палочку».

Дети ищут и находят самое большое кольцо, надевают его на стержень. Игра повторяется до тех пор, пока ее участники не усвоят основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое (из оставшихся) кольцо. Усвоив правило, дети охотно играют с пирамидками. Теперь можно ввести и элемент соревнования: кто быстрее соберет пирамидку? При этом воспитатель младшей группы помнит о том, что его речь должна быть эмоциональной, четкой и в то же время спокойной.

Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя: педагог широко открывает глаза от удивления, дети подражают ему; у воспитателя грустное лицо — и у всех детей мгновенно на лицах появляется грусть. Это надо учитывать при чтении художественной литературы. Например, подражая волку, медведю, не говорить слишком грубым голосом, не делать страшных гримас на лице. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть.

При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. Воспитатель, закрепляя правила, может спросить детей: «Что ты, Вова, будешь делать, когда подойдешь к «чудесному мешочку»? А ты, Лена, после того как опустишь руку в мешочек, что сделаешь?»

Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

Если в игре используется стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно.

Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки. Необходимо и у маленьких детей создавать интерес к новым играм: «Сегодня мы хорошо играли в «чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы будем их отгадывать».

Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые находились в мешочке, о которых рассказывали дети во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).

Игры с предметами для детей 3-4 лет

Кукла катя проснулась

Дидактическая задача . Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле — партнеру по игре.

Игровые правила. Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой — маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.

Игровые действия . Поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.

Ход игры. Воспитатель заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа одежду для маленькой и большой кукол так, чтобы несколько детей могли подойти и взять ее, а остальные наблюдать за их действиями.

На двух кроватках (большой и поменьше) лежат две куклы — Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником. (Игра проводится в игровом уголке в часы занятий.) Посадить детей полукругом на стулья так, чтобы все видели спящих кукол, все предметы одежды для них и могли свободно выходить по приглашению к воспитателю. Педагог объясняет правила игры:

— Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Правильно. Это Таня.

Воспитатель, обращаясь к большой кукле, говорит:

— Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Дети, она говорит, что хочет встать, но сначала надо разыскать ее одежду. Что нужно для того, чтобы одеть Катю?

— Платье, майку, трусики, колготки, туфли, — хором отвечают дети.

— Правильно, ребята. Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду? (Дети убеждаются, что в шкафу лежит одежда для кукол.)

— Я увидела платье Кати.

— Иди, Саша, покажи ребятам, что ты увидела. Принеси нам, а мы посмотрим.

Саша приносит платье. Воспитатель прикладывает платье кукле Кате.

— Дети, посмотрите, годится Кате платье? (Дети улыбаются: платье явно мало.) Нет, оно мало. Значит, платье не для Кати. Для кого же оно? Наверное, оно для куклы Тани. Она тоже еще спит. Саша, отнеси это платье и положи на стул возле Тани. Поищи другое платье. (Саша находит платье побольше, примеряет его кукле. Все видят, что оно подходит и просят одеть Катю.) Платье кукле сразу наденем или сначала наденем другие вещи? — задает вопрос воспитатель, привлекая их внимание к белью куклы.

— Надо сначала трусики и майку надеть, — отвечают дети.

— Значит, их надо найти. Вера! Найди трусики и майку для куклы Кати. Только не ошибись!

Вера подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку откладывает в сторону, берет большую майку и приносит воспитателю.

Таким образом находят и другие вещи. Приглашая детей к себе, воспитатель просит одного надеть на куклу трусы, другого — майку, третьего — платье, четвертого — застегнуть пуговицы, завязать пояс. При этом дети проявляют как наблюдательность, внимание, так и двигательную активность. Таким же образом можно одеть и другую куклу.

Одетых кукол дети берут для игры на прогулку. Важно, чтобы процесс одевания не был оторванным от дальнейшей их деятельности. Одев кукол, воспитатель говорит:

— Вот и Таня, и Катя одеты. Они готовы делать гимнастику, затем завтракать.

Так педагог как бы намечает перспективу дальнейшей самостоятельной игры детей с куклами.

Кукла Катя обедает

Дидактическая задача . Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые правила . Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка — грозят пальчиком.

Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

Ход игры. Игра проводится в игровом уголке. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная (см. рис.). Кукла Катя сидит за столом.

— Дети, Катю надо покормить обедом, — говорит воспитатель и показывает на стол, за которым сидит кукла.— А здесь стоит посуда. (Указывает на стол, стоящий в стороне.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.

Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.

— Вова, что ты поставишь Кате на стол?

— Я поставлю вот это, — говорит Вова.

— Как это называется?

— Тарелка глубокая для супа.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а Вова ставит перед куклой тарелку.

По просьбе воспитателя дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры воспитатель просит детей пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.

По такому плану проводят и другие игры с куклой: «Оденем куклу на прогулку (в разное время года)», «Купание куклы», «День рождения куклы». Серия игр с куклой с короткими интервалами между ними способствует усвоению детьми последовательности действий с куклой, установлению взаимосвязей между ними (кукла проснулась, обедает, гуляет, купается, укладывается спать). Это позволяет малышам усвоить знания более прочно, использовать их затем в самостоятельной творческой игре с куклой, содержание которой будет значительно богаче и интересней.

Новая кукла

Дидактическая задача . Учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей; воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к новеньким.

Игровые правила. Называть только тот предмет, к которому подошла кукла; отвечает тот, к кому обращается кукла; если она обращается ко всем детям, отвечают все хором.

Игровые действия. Гуляют по комнате, выбирают предметы для описания, знакомят с ними новую куклу.

Ход игры . Дети сидят на стульях, расставленных вдоль стены. Воспитатель готовится начать беседу, но вдруг раздается стук в дверь.

— Кто-то к нам идет, — говорит воспитатель.

Отвернувшись на мгновение от детей, незаметно берет на руки куклу (дети ее раньше не видели), затем продолжает:

— Как зовут тебя, малышка?

Прижимает куклу к щеке, имитируя секретный ответ куклы. Воспитатель делает вид, что не совсем хорошо поняла, и повторяет движение куклой.

— Теперь поняла. Дети, зовут нашу гостью Валя. Она хочет остаться у нас жить, в нашей группе. Давайте покажем ей нашу комнату. Хочешь, Валя, мы тебе все покажем и обо всем расскажем.

Кукла согласна. Дети называют предметы.

Затем воспитатель с куклой в руках вместе с детьми подходит то к одному, то к другому предмету, имитируя вопросы куклы, спрашивает:

— А это что у вас?

— Это у нас аквариум. В нем живут красивые рыбки, — отвечают дети.

— А здесь что у вас?

— Это шкаф для игрушек.

Воспитатель подходит к уголку с книгами и от имени куклы снова задает вопрос и выясняет у детей, что это книжный уголок.

Так кукла Валя познакомилась с игрушками и другими предметами, которые были в группе, узнала, для чего они нужны; удивлялась, хвалила за порядок, благодарила за внимание к ней. Дети охотно разговаривали с куклой.

Такой прием помогает воспитателю включить в игру новую игрушку, у детей появляется желание играть с ней, беречь куклу, формируется доброе отношение и к вновь поступающим в коллектив детям.

В дальнейшей работе с детьми младшего возраста воспитатель использует этот прием закрепления у них бережного отношения к игрушкам, доброжелательности. С этой целью педагог проводит беседу о том, хорошо ли живется кукле Вале в группе, с кем она чаще всего играет, кого считает хорошим товарищем по игре и почему, т. е. использует этот прием в целях нравственного воспитания детей.

Что изменилось? (игра с матрешками)

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

Игровое правило . Отвечает только тот, кого назовет матрешка-мама (самая большая матрешка).

Игровое действие. Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек.

Ход игры . Воспитатель показывает детям поочередно пять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки (см. рис).

Вместе с детьми воспитатель называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.

Дети сидят за столиком полукругом; он поставлен так, чтобы всем были видны матрешки, стоящие на столе воспитателя.

Педагог задает вопрос:

— Дети, что вы видите на моем столе?

— Матрешки, — отвечают дети хором.

— Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки.) Одинаковые по росту или нет? («Разные».) А что у них разное? Посмотрите внимательно!

Вначале дети затрудняются ответить правильно, воспитатель помогает им наводящими вопросами:

— Посмотрите на платочки. Какие они? (Прикасается то к одной, то к другой матрешке.) Правильно. У одной матрешки красный платочек, у другой — зеленый, а у этой — синий. Как мы скажем про платочки одним словом? («Платочки у матрешек разного цвета».) А сарафаны? Как можно сказать? Правильно. Сарафаны у них тоже разные. (Вместе с детьми называет, какого цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на них и запомните, как матрешки одеты.

А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому тот, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.

При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.

В игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие задачи решаются.

«Чудесный мешочек»

Дидактическая задача . Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровые правила . Отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.

Игровые действия. Ощупывание предмета; загадывание загадок о предмете.

Ход игры . Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям, он проводит краткую беседу. Затем просит нескольких детей повторить название предмета, ответить, для чего он нужен.

Воспитатель говорит:

— Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, что я положу в мешочек.

Вася, посмотри внимательно на все предметы, что лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. (Кладет предмет в мешочек.) Вася, опусти руку в мешочек. Что там лежит? Ты правильно назвал предмет. А теперь Вася выберет того, кто подойдет ко мне и тоже узнает, какую игрушку я положила в мешочек.

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы.

В этой игре развиваются процессы запоминания (какие игрушки лежат на столе), вырабатывается выдержка. Все, кроме вызванного ребенка, видят, какой предмет воспитатель положил в мешочек, каждому хочется подсказать, а этого делать нельзя.

В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку (предмет).

Узнай на вкус

Дидактическая задача . Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила . Не глядя на овощ, определять его вкус, правильно называть вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы.

Игровые действия. Закрыть глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, пока не разжуешь. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать на вкус другой овощ. Найти целый овощ на столе воспитателя.

Ход игры . На столе у воспитателя на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям: огурец (свежий и соленый), морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки из расчета на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка взять этот кусочек в рот. Тот, не открывая глаз, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.

Организуя игры, следует помнить о гигиенических требованиях: нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдельный поднос.

В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.

Такой листок — лети ко мне!

Дидактическая задача . Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев: клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.

Игровые правила . Бежать можно только после того, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок — лети ко мне».

Игровые действия . Сравнение листьев, нахождение одинаковых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя, определение победителей (кто ни разу не ошибся).

Ход игры . Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья (по количеству детей) деревьев, растущих на участке. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Дети стоят полукругом возле воспитателя. Обращаясь к ним, педагог говорит:

— Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним (называет, дети рассматривают дерево, листья.) Посмотрите, какие листья у клена. Большие, с зубцами, а вот лист рябины. У листа есть небольшие листики. Сам лист похож на перышко.

Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья.

— А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. (Показывает.) Повторим их названия. Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне!» — вы побежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.

Отойдя в сторону, дает сигнал: «У кого такой же лист, лети ко мне!»

Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала. Хвалит тех, кто этого правила не нарушает.

Эта игра может быть усложнена другим заданием: по сигналу воспитателя подбежать с листиком к соответствующему дереву. Дети разбегаются к разным деревьям, сравнивают свой листик с листьями дерева. Для закрепления знаний можно поменяться листьями и возобновить игру.

Кто скорее соберет?

Дидактическая задача. Учить детей правильно собирать пирамидку, отбирая сначала большие кольца, затем все меньше и меньше; упражнять в назывании величины кольца (большое, поменьше, еще меньше, самое маленькое).

Игровое правило. Кольца нанизывать после сигнала воспитателя. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберет пирамидку.

Игровые действия . Нанизывание колец, соревнование; победитель отмечается призом (фишкой, флажком и др.).

Ход игры . Играют с небольшой группой детей. Воспитатель, посадив детей за стол, всем раздает по пирамидке. Рассматривая свою пирамидку, привлекает к ней внимание детей:

— Посмотрите, дети, какое кольцо внизу: большое или маленькое?

— Большое.

— А вот это какое? (Показывает на кольцо под ним.)

— Это поменьше.

— А наверху какое кольцо?

— Самое маленькое.

Если дети самостоятельно не могут ответить, воспитатель напоминает им об этом:

— Запомните, что внизу находится самое большое кольцо. А наверху какое?

— Самое маленькое.

— Правильно. А теперь послушайте, как мы будем играть с пирамидками. Разберем сначала пирамидку. (Снимает кольца, кладет их на стол.) И вы так же сделайте. А потом, когда я стукну колечком по столу, вы начнете быстро собирать пирамидку. Надо собрать ее правильно. Кто скорее соберет, тот и выигрывает. Он получит флажок.

Малыши разбирают свои пирамидки, воспитатель дает сигнал, и дети начинают собирать их. Не сразу удается всем правильно собрать пирамидку, воспитатель напоминает, что нужно каждый раз выбирать самую большую:

— Надел колечко, ищи самое большое, надел еще, опять найди самое большое колечко. Вот и последнее, самое маленькое надел. Пирамидка собрана правильно и быстро.

Игру можно проводить несколько раз, так как действие с кольцами вызывает у ребят интерес. А здесь еще надо и поторопиться.

Воспитатель подводит итог игры:

— Все вы хорошо н быстро собираете пирамидки. Но Витя у нас два раза был победителем. Давайте ему скажем: «Молодец!» — и похлопаем.

Найди предмет по описанию

Дидактическая задача . Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить детей описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку.

Игровое правило . Ищет тот, кого назовет Буратино.

Игровые действия . Игру ведет Буратино, отгадывание его загадок детьми; поиск предметов в групповой комнате.

Ход игры. Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривает предметы, которые он подобрал для игры: мяч, грузовую машину, собачку, ведерко, куклу (см. рис).

При этом педагог обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам и говорит:

— Разбежались все наши игрушки. Сейчас вы их будете искать.

— Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой, — предлагает Буратино.— Послушайте! Надо найти круглый, резиновый предмет, который прыгает и катится по полу. Вы с ним любите играть.

— Это мяч, мяч! — дружно отвечают дети.

— Правильно, ребята. Сережа, найди мяч.

Сережа ходит по комнате, ищет мяч. Найдя его, приносит и кладет на стол воспитателя. Далее Буратино описывает другую игрушку:

— Пластмассовое, зеленое, с ручкой, в нем носят воду, чтобы полить растения. Что это за предмет?

Дети по описанию узнают ведро. «Лена, поищи ведро и принеси его сюда», — продолжает игру Буратино. Лена находит и приносит также на стол, ставит на прежнее место. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место.

Буратино отмечает детей активных, внимательных, находчивых. Затем предлагает всем поиграть с игрушками: теперь они знают, как играть с ними.

Для подобных игр можно брать игрушки, к которым у детей по каким-либо причинам ослаб интерес, о которых они на время забыли.

Подбери посуду для куклы

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению; воспитывать находчивость, внимание, речь.

Игровое правило . По сигналу воспитателя быстро отобрать нужную посуду (чайную, столовую, кухонную).

Игровое действие. Поиск посуды, нужной для работы няни, повара.

Ход игры. Игра проводится после того, как дети познакомились с работой няни, повара, узнали, какая посуда используется в их работе.

Воспитатель готовит для игры трех кукол: одна в куртке повара (повар), другая в халате (няня) и третья кукла просто девочка. Повар стоит у плиты (игрушечной), няня готовит к обеду посуду, за столом (из игрушечной мебели) сидит кукла-девочка. Воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол, беседует о том, кто это, что они делают, какая им нужна посуда; просит вспомнить, что они видели во время экскурсии на кухню.

На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель рассказывает, как этот предмет называется (кастрюля), кому он нужен (повару). Затем, обращаясь к ребенку, говорит:

— Коля, отнеси, пожалуйста, кастрюлю повару, поставь на плиту. (Ребенок выполняет задание.)

— А этот предмет как называется и кому нужен?

— Это хлебница. Ее надо отнести няне.

— А это что? — говорит воспитатель, показывая чайную ложку.

— Это чайная ложка, она нужна для того, чтобы есть компот, пить чай.

Так поочередно дети упражняются в отборе посуды, соотнесении ее с профессией знакомых им людей. Для поддержания у ребят интереса к игре на всем ее протяжении воспитатель показывает предметы и говорит о них так, чтобы вызвать у ребят активную реакцию:

— А эта посуда, наверное, никому не нужна? (Показывает половник, дуршлаг или чайник.)

— Нужна! Нужна! — хором отвечают дети.

— А кому же нужен половник?

— Повару.

— А няне он нужен тоже?

— Нужен, нужен!

— Значит, сколько надо половников?

— Давайте поищем еще один половник.

Среди оставшейся посуды дети ищут половник и находят его, относят половники и повару, и няне.

Игра «Подбери посуду» не только помогает усвоению знаний о предметах быта, их назначении, но и вызывает у детей интерес к игре с посудой: малыши играют роль няни, повара. У них появляется желание напоить куклу чаем и т. п.

Живое домино

Дидактическая задача. Закрепить знания о цвете (лент), понимание слов одинаковые, парные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

Игровые правила. Дети становятся в пару только с тем, у кого на руке повязана лента такого же цвета; становятся в пары после бега врассыпную, когда воспитатель произнесет: «Найди свою пару!»

Игровые действия. Поиск своей пары, бег по сигналу воспитателя.

Ход игры . Воспитатель повязывает до игры на руке каждого ребенка ленту. Цвет ленты разный: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, — он повторяется, чтобы дети могли находить одинаковый и становиться в пары.

Воспитатель, повязав ленту на руку, дает возможность детям посмотреть на нее, потрогать, выясняет, как малыши различают цвета:

— У тебя, Оля, какого цвета ленточка? А у тебя, Вова? У кого одинакового цвета ленточки, поднимите их вверх.

Так воспитатель подводит маленьких детей к пониманию правил игры. Затем говорит:

— Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет. А когда я скажу: «Найди себе пару», — вы будете искать того, у кого такая же ленточка. Побежали, побежали все по комнате.

Воспитатель поет песенку или хлопает в ладоши, подбадривая детей. Дети бегают по комнате до тех пор, пока не услышат слова «Найди себе пару». (Воспитатель хлопает один раз в ладоши.) Дети ищут ленточки одного цвета на руках товарищей и становятся в пары. Педагог просит их проверить, правильно ли они определили цвет.

— Дети, посмотрите на ленточки! Никто не ошибся? Все правильно отыскали свою пару? Вова, у тебя какого цвета ленточка? А у Лены? Значит, у вас одинаковые зеленые ленточки. А у Сережи со Светой какие ленточки?

— Красные, тоже одинаковые, — отвечают дети.

Игра может закончиться общей пляской или хороводом.

Так же можно провести игру, где дети должны находить парную фигуру: кружок, квадрат, звездочку, овал, прямоугольник. В этом случае фигуры должны быть одного цвета, чтобы признак предмета (его форма) был отчетливо виден на картинке. Дети усваивают в игре слова одинаковые, разные, пара.

Больше — меньше

Дидактическая задача . Упражнять детей в различении и сравнении величины предметов (больше, меньше, одинаковые); воспитывать внимание, быстроту реакции на слово воспитателя, умение самому проверить правильность выполнения правил игры.

Игровые правила . По слову воспитателя располагать предметы сначала по убывающей величине — большой, меньше, еще меньше и самый маленький, а потом наоборот: сначала самый маленький, за ним несколько больший и большой. Кто скорее и правильно положит, тот и выигрывает; начинать и заканчивать расположение предметов только по сигналу воспитателя; отбирать нужные по величине предметы. Победитель получает фишку.

Игровые действия. Поиск предметов, выкладывание их по сигналу.

Ход игры . Для игры воспитатель использует природный материал: шишки, желуди, листья, камушки, ракушки (все, что есть в группе и на участке), разные по величине, так, чтобы каждого вида было одинаковое число. Дети садятся за стол, и воспитатель вместе с ними рассматривает предметы, дети называют их. Воспитатель спрашивает у ребят, держа две разные по величине шишки:

— Посмотрите, дети, на эти шишки. Как вы думаете, они по величине одинаковые или разные?

— Да, они разные.

— Витя, покажи, какая из них больше. Лена, значит, это какая шишка?

— Поменьше.

— Правильно! Вот с этими шишками, камушками, листочками и ракушками мы сегодня поиграем. Мы поучимся раскладывать их по величине: сначала положим самый большой предмет, а потом все меньше и меньше. (Показывает действие на столе с желудями.) Надо класть в ряд только одинаковые предметы. Кто взял шишки, тот и кладет в ряд только шишки. А кто возьмет листик, тот что будет класть в ряд?

— Листики.

— Правильно, дети. Я сейчас дам команду, и вы начнете выбирать и класть в ряд свои предметы.

— Начинай! — командует воспитатель.

Предметы лежат на подносе так, чтобы их легко можно было увидеть и взять. Дети выбирают предметы, раскладывают по величине (по 5—6 предметов каждого вида). Кто быстро и правильно положит все предметы в ряд, тот и выигрывает. Воспитатель дает возможность и другим детям закончить игру. Он не забывает назвать и похвалить победителя.

Чтобы поддержать интерес к игре, предлагается другая задача: класть предметы в ряд по убывающей величине.

— А сейчас, ребята, положите все на поднос, возьмите другие предметы, поменяйтесь и выберите самый маленький, а потом больше, больше и в конце самый большой предмет. Постарайтесь не ошибаться. Начинай! — дает сигнал воспитатель.

Игра повторяется. Затем все предметы складывают в коробку, и игра заканчивается.

Алла Мельникова

Материал подготовила:

Ерошова Татьяна Михайловна

воспитатель второй младшей группы.

д/с " Светлячок".

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического развития детей, зависит. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить. Чтобы ребенок хорошо говорил, нужно развивать его ручки!

Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие. В процессе игры дети учатся решать простые умственные задачи, такие как: поставить рядом два предмета одинакового цвета, сравнить их, сгруппировать предметы одинакового цвета, правильно назвать цвет. Работая над сенсорным развитием ребенка, изготовила разнообразный дидактический материал.

Я работаю с детьми 3-4 лет. В этом возрасте основной задачей ознакомления малышей со свойствами предметов, является обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для 2-ой младшей группы, сделанные своими руками. Все игры довольно просты в изготовлении, имеют не затратные расходные материалы. Их можно использовать как в образовательной деятельности, так и в свободное время. Дети с большим интересом и увлечением играют в них.

Д/и «Игры с бельевыми прищепками»

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение различать и объединять предметы по признаку и цвету. Развивать речь детей.

Для данной игры необходимо подготовить фигурки (я нашла в интернете, из различных обложек распечатала и заламинировала, и конечно, сами прищепки. Обычные бельевые пластиковые разноцветные прищепки. Будет лучше, если цвета будут более «настоящие» (т. е. именно синий, именно желтый


Д/и «Подбери чашки к блюдцам»

Цель: Развивать умение детей различать цвета и использовать название цветов в

речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Для этой игры нужно вырезать из цветного картона (лучше использовать основные цвета) «чашечки» и «блюдца». Детям необходимо в соответствии со цветом собрать чайную пару.



Д/и «Укрась бабочку»,

Цель: Развивать умение детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре – круг, о понятиях «один-много, «большой-маленький». Развивать мелкую моторику рук, внимание.



Д/и «Заплатка на варежку»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг,квадрат,прямоугольник,треугольник, цвете. Развивать мелкую моторику рук,внимание.



Д/и «С какого дерева лист?»

Цель: Развивать умение детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.



Игра-шнуровка.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику И мелкую моторику!




Д/и «Рисование на песке.

Цель . Вызвать интерес к нетрадиционным способам рисования. Учить работать с материалом. Развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции.

Формировать у детей изобразительные умения и творческие способности Развивать уверенность в своих силах. Развивать мелкую моторику рук. Получать удовольствие во время работы.




Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к суждению, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.

Публикации по теме:

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет своими руками. Сенсорное развитие ребенка - это правильное и своевременное формирование.

Дидактические игры с прищепками своими руками.

Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным совместно с детьми и родителями. Дидактические.

Дидактическая игра "Лото" Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В.



error: Контент защищен !!