Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства. Проектная деятельность как форма организации взаимодействия доу и семьи
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Аннотация проекта
Совместная проектная деятельность учителя-логопеда и воспитателя в рамках экологического проекта «Наши каштаны» направлена на формирование экологической культуры детей и взрослых. Данный вид деятельности предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи, в условиях детского сада.
Вид проекта : творческо-исследовательский, интегрированный, групповой, долгосрочный. Так как основная цель проекта – это исследовательская деятельность и воспитание начальной экологической культуры у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, то мы посчитали необходимым реализовывать данный проект совместно двум педагогам (учитель-логопед, воспитатель).
В ходе решения задач, которые мы поставили вместе с детьми, им потребуется высказывать догадки и предположения. Это уже мыслительные операции анализа и синтеза, которые должны перерабатываться в речевое высказывание. Для наших детей с ТНР необходимо параллельно исследовательской деятельности вести логопедическую работу по расширению и активизации словаря, развитию лексико-грамматических категорий, формированию умения строить эвристические рассуждения.
Для того, чтобы дети смогли составить экологический паспорт каштана, необходимо было не только провести наблюдения, но и провести работу по развитию умения составлять описательный рассказ о каштане. Также мы включили в занятия по обучению грамоте составление звуко-буквенных схем слов, необходимых для описания каштана. В результате дети смогли самостоятельно вносить данные в экологический паспорт дерева.
Введение
Мы так привыкли к нашему соседству с деревьями, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья – это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять и преумножать то, что нам дает природа. У детей с тяжёлыми нарушениями речи очень важно параллельно с формированием экологической культуры, умений вести наблюдения за объектами природы развивать все компоненты речи, чтобы они смогли впоследствии искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.
Актуальность и социально-экономическая значимость
Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Анализ ситуации
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Постановка проблемы
Каштаны – деревья, которые растут на участке нашей группы. Плоды каштанов давно привлекают внимание детей.
Дети захотели узнать, как появляется каштан из семени и как вырастить это дерево. Возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы вырастить каштан сами»?
Данный проект позволяет изучить вместе с детьми историю каштанов, провести исследования, составить паспорт дерева, вырастить каштан из семени и окружить его вниманием и заботой.
Цели и задачи проекта
Цель: Исследовательская деятельность по изучению жизни дерева каштан во взаимосвязи с его экосистемой.
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
- Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность. Расширять представления о дереве каштан, о значении его в природе и в жизни человека.
- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях и опытах.
- Воспитывать основы экологического сознания, гуманно–ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
- Формировать у детей лексико-грамматические навыки в рамках темы проекта.
- Развивать связную речь детей, умение самостоятельно с опорой на схемы составлять рассказы об объектах природы.
- Формировать умение строить эвристические рассуждения по содержанию прочитанной познавательной литературы.
- Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
- Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана.
- Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
- Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Оценка результатов проекта
Предполагаемые продукты проекта:
– Выращенные каштаны для посадки весной на территории детского сада.
– Фотовыставка «Самое красивое дерево нашего участка».
– Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).
– Выставка творческих работ.
Итоговые мероприятия:
– Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.
– Защита и представление детьми экологического проекта «Наши каштаны».
Критерии и показатели эффективности проекта
Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам
– Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.
– Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.
– Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.
– Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.
– Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами.
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
Предполагаемые результаты
Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая каштаны, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта
Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.
При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен ими при переходе на школьную ступень. Дети могут «взять шефство» над посаженным деревом, а также продолжить экологическую исследовательскую деятельность в школе.
Совместная проектная деятельность педагогов и детей "Королева-ложка"
Вид проекта: творческо-исследовательский
Сроки проведения проекта: 2 недели
Участники: педагоги, родители и дети второй младшей группы «Карлсон» .
Образовательные области: Социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд, музыка, художественная литература.
Цель проекта:
«Формировать осознанное отношение младших дошкольников к культуре поведения во время еды»
Задачи:
- Уточнить представления детей об элементарных навыках обращения со столовыми приборами
- Обогатить представления детей о ложке: история возникновения; материал и форма; роспись и дизайн
- Развивать познавательную активность, наблюдательность
- Привлечь внимание родителей к проблеме формирования культурно – гигиенических навыков у детей
- Содействовать формированию сотрудничества в детско – родительских отношениях
Идея проекта пришла к воспитателям уже в конце адаптационного периода. После проведения мониторинга и наблюдений за детьми, стало очевидно, что проблема формирования культурно-гигиенические навыков – так актуальная для младших дошкольников, станет непростой задачей в нашей группе. Основная причина – излишняя опека со стороны родителей и, как следствие. слаборазвитые навыки самостоятельных действий у наших воспитанников. Почему мы отдали приоритет именно культуре питания? Ответ прост. Именно эта тема является наиболее животрепещущей для большинства родителей в первые месяцы пребывания детей в ДОУ. А следовательно не может не вызвать ответный интерес.
Реализация проектной деятельности состояла из нескольких этапов:
Подготовительный этап:
На подготовительном этапе мы:
- Подбирали иллюстрации и содержательный материал для педагогов, детей и родителей;
- Определяли формы взаимодействия с детьми и родителями, методы мотивации для обеспечения активной позиции всех участников проектной деятельности;
- Определяли степень участия педагогов ДОУ в предстоящей проектной деятельности.
Первый этап проекта - проблемная ситуация.
Детям во время обеда не положили на стол ложки, они очень были удивлены этому и задавали много вопросов. Ответом на вопросы стало письмо от королевы-ложки, которая была не довольна поведением детей за столом. Далее ею были даны первые указания для детей: что нужно узнать и сделать, чтобы её «подданные подружились с детьми и были верными помощниками» .
Второй этап - разработка проекта.
На этом этапе мы с детьми обсуждали план предстоящих действий. Иначе говоря вместе планировали проект. Задавались вопросами: Что хотим узнать? К кому обратиться за помощью? Откуда взять ответы на вопросы? Чему хотим научиться?
Третий этап – реализация проекта.
К исследовательской деятельности относились такие формы работы как:
- Детское экспериментирование «Разные ложки» . В ходе простейших опытов дети выясняли: «Из каких материалов делают ложки?» , «Какие ложки тяжелее: из металла, из дерева или из пластмассы» , «Какие из ложек, представленных в мини-музее для чего удобно применять» и т.д.
- Цикл бесед: «Правила поведения за столом» , «Столовые приборы» , «Какие бывают ложки» .
- Чтение художественной литературы Глазкова Е.М. «Как поссорились вилка и ложка» - знакомство с историей возникновения столовых приборов.
- Музыкальная минутка: «Ложки – не только для каши и картошки» - игра на русских народных инструментах.
- НОД по развитию речи: формирование связной речи, расширение словарного запаса по теме проекта.
К художественной деятельности относились следующие формы деятельности:
- Художественный труд: «Свита для Королевы ложки» ,
- «Подданные Королевы ложки» - детский дизайн совместно с родителями.
Четвертый этап – подведение итогов.
Поскольку проект для младших дошкольников, поэтому продукты деятельности не выставлялись на всеобщее обозрение.
- В ходе проектной деятельности был создан мини-музей ложек, в открытии которого принимали активное участие дети и их родители.
- В самом конце проекта прошёл досуг с элементами трудовой деятельности «Веселые поварята» , на котором дети формировали умения правильно действовать со столовыми приборами: держать ложку во время еды, перемешивать ложкой готовое блюдо (фруктовый салат) .
Напоследок Королева-ложка издала указ, который помогает нам и в дальнейшем мотивировать детей на необходимость соблюдать культурные навыки во время еды.
Я, Королева Ложка, повелеваю:
- Не крутиться за столом.
- Держать правильно ложку.
- Пережевывать пищу с закрытым ртом.
- Не разговаривать за столом.
- Не крошить хлеб.
- Не стучать ложкой по тарелке.
По итогам проведения проекта мы можем утверждать, что поставленные задачи были выполнены целиком. Главное преимущество выбора проектной деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста это:
- вовлечение детей в исследовательско - познавательную деятельность через игру, как ведущую деятельность детей
- использование личного опыта ребёнка – дошкольника в процессе социализации
- активизация родителей по воспитанию элементарных правил детской жизнедеятельности
- формирование коммуникативных навыков детей в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Приоритетной функцией сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирования их о задачах, содержании и методах воспитания в детском саду. Передовыми педагогами-практиками понятие «сотрудничество» с родителями усиливается понятием «взаимодействие» как категорией, отражающей процессы воздействия объектов друг на друга, взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.
Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.
Думается, что действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
Современные исследователи – психологи (В.П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».
По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.
Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, педагоги Л.С. Киселева, Г.С. Лагода и М.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:
Вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль взрослого);
Активизация искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе со взрослым);
Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт).
В старшем дошкольном возрасте это:
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач;
Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-техническая поддержка и др.
Становятся традиционными фестивали, выставки и конкурсы семейного проектирования.
Семейное проектирование – шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.
Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования.
Этапы проектирования |
Действия родителей |
Деятельность детей |
Подготовительный |
Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства. |
Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации. |
Аналитический |
Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам. Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога. Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения. |
Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования. |
Основной |
Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д). Готовят сюрпризы и призы втайне от других. Проводят совместные и индивидуальные репетиции. |
Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо. |
Презентационный |
В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности. |
Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных. |
Рефлексивный |
Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? |
Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов. |
Алгоритм разработки проектов (по Е.С. Евдокимовой)
Этапы |
Задачи |
Деятельность проектной группы |
Деятельность научно-методической службы |
Начальный |
Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. |
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. |
Мотивация проектирования, объяснение цели проекта. |
Планирование |
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. |
Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерии успеха. |
Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. |
Принятие решения |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. |
Работа с информацией. Синтез и анализ идей. |
Наблюдение, консультации. |
Выполнение |
Выполнение проекта. |
Работа над проектом, его оформление. |
Наблюдение, советы (по просьбе группы). |
Оценка результатов |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). |
Участие в коллективном анализе проекта и самооценке. |
Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо). |
Защита проекта |
Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. |
Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. |
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста.
Этап проектной деятельности |
Возраст |
||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|
Подготовительный |
Интегрирующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы. |
Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. |
Выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон. |
Целеполагания |
Определение взрослыми цели проекта, его мотивация. |
Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
Планирования |
Привлечение детей к участию планирования деятельности и реализации намеченного плана. |
Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта. |
Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого, как партнера), определение средств реализации проекта. |
Исполнительский |
Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных несложных поручений. |
Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых. |
Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, взаимопомощь. |
Презентационный |
Представление продукта проектной деятельности. |
Представление продукта проектной деятельности. |
|
Рефлексивный |
Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. |
Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач. |
Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач. |
Проектировочный |
Совместно с детьми определение перспектив проектирования. |
Определение перспективы развития проектирования. |
Используемая литература:
1. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2010г.
2. А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.
3. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.