Весна-Красна. О Традиции встречи Весны на Руси. Русские народные традиции встречи весны Какой обряд связан со встречей весны

Масленица Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемного первопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощение Велеса , открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле ),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклись комы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.

После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение . (просили блинка) Кулачные бои, братчины (дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с го р – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые – необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть . Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами. Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти.

Календарные обряды и песни можно разделить на два цикла: весене-летние и осенне-зимние. В первом цикле центральное место за­нимает образ Солнца и расцветающей растительности.

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение вес­нянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилет птиц. Основными датами «кликания весны» на Смоленщине были: 1/14 марта (день Евдокии), 9/22 марта (праздник сорока му­чеников, в народе - Сороки), и 25 марта (7 апреля) - Благовещение, коогда, как говорят в народе, «весна зиму поборола».

Весенние календарно - обрядовые песни (веснянки) исполнялись что бы приблизить приход весны. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Чувиль-виль-виль,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Время теплого,
Хлеба нового!

В этот день пекут «кулики» – ржаные лепешки с загнутыми краями, изображающими крылья и шарообразной головой, посредине которой, справа налево, идет гребень, без шеи, с ямочками вместо глаз. Дети находят их очень красивыми, и прежде чем их есть, они их «закликают».

Кулик-саморот,
Полетел на город,
Сломил палку,
Убил галку,
Галка плачет,
Кулик скачет. Потом дети начали закликать весну:
«Весна-красна,
На чем пришла?» –
«На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку».

Накричавшись вволю и налюбовавшись своими «куликами», дети не без сожаления, разламывая их, начинают завтракать.

Чувиль-виль-виль,
Жавороночек,
Принеси весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На ржаной копне,
На овсяном снопе.

Обычай первыми встречать весну повсеместно был закреплен за детьми. Им вручались испеченные в виде птиц с крылышками, хохолком жаворонки (кулики, грачики), и дети с радостными возгласами бежали на холмы, взбирались на крыши изб, амбаров, бань кликать весну. Жаворонков подбрасывали вверх или, чтобы они были выше, укрепляли на шестах. В редких локальных традициях жаворонки закапывывались в землю. Обычай этот явно связан с древними ритуаль­ными представлениями весеннего угощения земле.

В веснянках (закличках) обращались не только к образам птиц, возвещающих о приближении весны, но и непосредственно к глав­ному условию ее прихода - к разгорающемуся солнцу. При этом солнечное тепло отождествлялось с теплотой-«жалостью» родной матери («Весна-красна, взойди на гору...»). Весна в песнях наделе­на антропоморфными чертами. Она предстает в образе существа, от которого в большой степени зависит благосостояние коллектива земледельцев, она, как хорошая крестьянка-хозяйка, несет с собой "короб житушка", овес лошадям и траву коровам, «по яичишку» де­ревенским детям.

Люди приветствовали весну не только из-за хозяйственных ожи­даний. Красота весеннего пробуждения природы пробуждала эстети­ческие чувства, эмоционально-психологические переживания человека. Хозяйственные надежды, ожидаемые от живительного солнца, сочетаются с радостью, вызываемой красотой весенней природы.

Весенние обрядовые песни на Благовещенье

В Благовещенье дети закликают весну: «Весна-красна, На чем пришла?» –

«На жердочке,
На тоненькой,
На досточке,
На славненькой,
С хлебами обильными,
Со льном высокиим».

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью,
Со льном высокиим,
С корнем глубокиим,
С хлебами обильными.

Один из самых больших весенних праздников славян - Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами. В Егорьев день дети ходят по домам и поют весеннюю обрядовую песенку:

Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!»

Батюшка Егорей,
Спаси нашу скотинку,
Всяку животинку,
В поле и за полем,
В лесе и за лесом.
Волку да медведю –
Пень да колода,
Ворону, вороне –
Камешек дресвяный.
Батюшке Егорию – свечку,
Нам, молодцам, – по яичку.

После заутрени на Пасху дети ходят «христосовать». Собираются толпами человек 10 – 20. Хозяева дают детям крашеные яйца иногда дети говорят:

Я маленький хлопчик,
Влез на столбчик,
В дудочку играю,
Христа забавляю.
Христос засмеялся,
В дудочку сковался.

К весеннему циклу относятся так называемые волочебные пес­ни. Они обычно исполнялись как праздничные, поздравительные и первые дни церковного праздника Пасхи. Основная обрядовая ситуация, в которой исполнялись волочебные песни, - пасхаль­ный обход дворов (волочебный ритуал). Жители сел называли участников пасхальных обходов волочебниками, христославщиками и т. д.

Однако песни, исполняемые в этот период, нельзя считать порожденными только лишь христианской рели­гией. Яркие по своему интонационному строению, с подчеркнуто приплясывающим ритмом, за которым ощущается радостное праздничное шествие, эти песни являются древнейшими в весен­нем цикле и отражают чисто земную радость восприятия солнца и пробудившейся природы. Употребительный припев «Христос вос­крес, сын Божий», упоминание о распятии и воскресении Христа, участие в качестве действующих лиц развертывающегося песен­ного сюжета многочисленных христианских святых - все это лишь поверхностный слой, образовавшийся в процессе той борьбы, кото­рую вело в течение ряда веков внедряемое церковью христианство с народной религией.

Песни волочебные (обрядовые пасхальные)

Христос воскрес, сын Божий...

Христос воскрес, сын Божий.
К тому двору
Припыталися.
Христос воскрес, сын божий.
К хозяйскому,К богатырскому.
Христос воскрес, сын Божий.
Его жена
За водой пошла,
Христос воскрес, сын Божий.
За водой пошла
На Дунай-реку.
Христос воскрес, сын Божий.
Размахнула
Широченько.
Христос воскрес, сын Божий.
ПочерпнулаГлубоченько.
Христос воскрес, сын Божий.
Поставила
На скамейку
Христос воскрес, сын Божий.
Пошла она Мужа будить.
Христос воскрес, сын Божий.
- Ай ты мужа,
Не спи дужа.
Христос воскрес, сын Божий.
Будем-ка мы
Думу думать.
Христос воскрес, сын Божий.
Думу думать -
Церкву строить.
Христос воскрес, сын Божий.
Церковь строить,
Собор новый.
Христос воскрес, сын Божий.
А в соборе
На престоле...
Христос воскрес, сын Божий.
Пречиста мать
Слезно плачет.
Христос воскрес, сын Божий.
Юрья, Егорья
Унимает.
Христос вокрес, сын Божий.
- Не плачь, не плачь,
Пречистая мать.
Христос воскрес, сын Божий.
- Ай, как же мне
Не плаката.
Христос воскрес, сын Божий.
Мойго сына
аспинают.
Христос воскрес, сын Божий.
Гвоздем руки
Пробивают.
Христос воскрес, сын Божий.
А ударили
Во все звоны.
Христос воскрес, сын Божий.
Во все звоны - Колоколы.
Христос воскрес, сын Божий.
Сыра земля
Вздрогнулася.
Христос воскрес, сын Божий.
Увсе люди
Здоровалися.
Христос воскрес, сын Божий.
С красным яйцом
Целовалися.
Христос воскрес, сын Божий.

Волочебники волочилися...

Волочебники волочилися.
Сад мой зеленой, вишневый.
Волочилися - намочилися.
Сад мой зеленой, вишневый.
Прошли речку - нашли свечку.
Сад мой зеленой, вишневый.
Прошли другую - потеряли тую.
Сад мой зеленой, вишневый.

По улице по широкой...

По улице по широкой
Христос воскрес, сын Божий.
Не шум шумит, не гром гремит,
Христос воскрес, сын Божий.
Шумят, гремят волочебнич(и)ки.
Христос вокрес, сын Божий.
Волочебнич(и)ки - люди добрые.
Христос воскрес, сын Божий.
Не допутливые, не допытливые.
Христос вокрес, сын Божий.

На странице использованы тексты календарно - обрядовых весенних песен из книг:

  • Ю.Г. Круглов "Русские обрядовые песни"
  • Потешки. Считалки. Небылицы./ Сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.Н. Мартынова. - М.: Современник, 1989. стр.212
  • "Смоленская земля в памятниках русской словесности" Под редакцией В.В. Ильина.

В далекой древности календарный год восточных славян начинался с весны. Весна была такая долгожданная гостья, что встречали ее несколько раз. Цикл весенней обрядности разделялся на два важнейших периода. Первый, ранневесенний, начинался с Масленицы проводами зимы и кликанием весны, включал в себя период Великого Поста и продолжался до Пасхи. Второй,поздневесенний, завершался Троицей.

Сидоров В.М. Начало весны, 1999г.

Встреча весны и по сей день в некоторых русских деревнях связана с множеством обрядовых песен – закличек, подготовки и проведения пахоты и сева. Заклички Весенние заклички - заклинательные песни, сопровождавшие обряд кликанья весны. Подрробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4212.htm заключали в себе заклинательную функцию, должны были способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждение природы и ее жизненных сил. Сроки наступления весны определялись по природным приметам – таянью снега, появлению первых проталин, вскрытию реки и началу ледохода, прилету птиц.


Куинджи А.И. Ранняя весна 1890-1895 гг.

После принятия Христианства весну стали закликать в определенные дни церковного календаря, получившие в связи с этим народные названия: на Евдокию - «плющиху» (14 марта), Герасима - «грачевника» (17 марта), Алексея «теплого» (30 марта), Благовещенье (7 апреля), но чаще всего – в Сороки, в день Сорока мучеников Севастийских (22 марта).Этот праздник совпадает с днем весеннего равноденствия.


Святых Сорок Мученников Севастийских

Ранние встречи весны всегда совпадают с Великим Постом Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника Пасхи, символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего. Великий Пост состоит из Святой Четыредесятницы - 40 дней, посвященных памяти молитвенного поста Иисуса Христа во время его пребывания в пустыне, Лазаревой субботы (памяти воскрешения Христом Лазаря), Вербного воскресенья (Вход Господень в Иерусалим) и шести дней Страстной недели. Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг (Средокрестие) на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе. Обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и знаменовали собой границу между периодом безвременья - Пост - и периодом возрождения и обновления жизни и природы - Пасха. Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4060.htm - семинедельным периодом воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. Как только отшумело масленичное веселье, отзвенели колокольчики масленичных катаний, смолкли звонкие «масленские» песни, так и прекратились молодежные посиделки, гуляния, пение песен, игра на музыкальных инструментах ипотянулись долгие дни великого поста. В деревнях говели: постились, молились, по воскресениям ходили в сельский храм к исповеди и причастию. В большинстве русских сел строго соблюдался запрет на мирское пение в Великий Пост и единственным жанром музыкально – поэтического фольклора, который мог звучать в эти дни молитвы и покаяния, были духовные стихи или божественные песни, как их иногда называют в народе.

А как же весенние заклички? – спросите Вы.Весенние заклички не считались песнями,ведь их не пели, а кричали, гукали, кликали.Одни заклички отрывистые как щебетание первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием – высоким зовущим «Гу-у!». В некоторых песнях открытое подражание голосам птиц. Кричали заклички девушки и замужние женщины молодухи, в некоторых местах дети. Во время закличек старались забраться повыше, чтобы голос разносился подальше.


Духанина А. Русский Север. Закликание весны.

Приход весны старались изобразить. На Евдокию - «плющиху» в некоторых деревнях средней полосы России приходились первые весенние заклички, по этому случаю делали соломенного коня – символ Солнца – и прикрепляли под коньками крыш. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый – бог труда. Поэтому существовала пословица: Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.


Соломенный конь. (из книги «Русские обряды и традиции» Котова И.Н.)

Праздник Герасима – Грачевника Праздник Герасима – Грачевника (17марта) по церковному календарю день памяти преподобного Герасима из Ликии (V век) и преподобного Герасима - первого Вологодского чудотворца (XII век). Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4216.htm в центральной России совпадал со временем прилета грачей - первого признака весны. В народе говорили: "Увидел грача - весну встречай". Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей". Если в этот день на пахоте находили грачиное перо, его пеленали в тряпочку, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки, считалось, что он обеспечит своему владельцу покровительство в сельскохозяйственных работах.

Соломенный конь и «ржаные грачи» встречаются не везде, зато повсеместно на весенние заклички выпекались птички – жаворонки. Считалось, что жаворонки первыми возвращаются из-за моря, ведя за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях.


Белокрылые жаворонки

В Сороки, а на Русском Севере также на Благовещение, хозяйки обычно выпекали из теста птичек – жаворонков, с которыми дети, а иногда молодежь или женщины, выходили зазывать птиц и весну:

Жаворонки, прилетите,
студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

«Жаворонков» развешивали и раскладывали на возвышенных местах, подкидывали в воздух, оставляли на проталинах, имитируя прилет настоящих жаворонков или куликов.

В эти же дни выпускали на свободу пойманных еще по осени птиц. А вместо них дома вешали специально сделанную тряпичную птичку, также тряпичных птиц развешивали на ветвях деревьев под весенние заклички. Из чего только не делали птиц на Руси! Из тряпочек, соломы, дерева, дранок (тонких щепочек), теста. Птичек украшали цветами, зернышками, перевязывали ленточками.

Птичка. Автор И.Гаркавенко

На Сороки и Благовещенье делались куклы – Мартинички маленькие нитяные куколки . Название они свое получили от марта месяца, в котором отмечались Сороки и Благовещенье. Мартиничков вязали парами : из белых ниток – символ уходящей зимы и из красных - символ весны и жаркого солнца.

Мартиничек девушки развешивали на деревьях, где их раскачивал весенний ветер, в иных местах дети привязывали их к длинным шестам вместе с жавороками. И размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну:

«Запускание жаворонков»

Но хлеб, с которым призывали весну, не обязательно имел вид птицы, в некоторых местах весну угощали караваем или пирогами. Важная роль хлеба в обрядности встречи весны сохранилась с тех давних пор, когда он являлся жертвой - угощением земле, весне или стихиям (морозу), благодаря которой земледельцы надеялись заручиться поддержкой и благосклонностью высших сил.
Особую роль в весенних ритуалах играливода и огонь, как символы пробуждения и очищения природы, поэтому обряды, посвященные встрече весны, часто имели четкую локальную привязку: берега рек, озер, около источников - и сопровождались разжиганием костров.

Кульминацией цикла весенней обрядности были Пасхальные праздники.


Пимоненко Н. Пасха в Малороссии

От Пасхи или от календарно близкого к ней Егорьева дня Егорьев день - народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: зимний в декабре, весенний в мае. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота. В день «Весенненго Егория»первый раз выгоняли скот на пастбище; к нему приурочивали позднюю пахоту и яровой сев; посадку некоторых огородных культур; найм работников. Пограничный характер этой даты предопределил большое количество ритуальных действий, осуществляя которые, крестьяне старались заручиться поддержкой вышних сил на весь хозяйственный сезон. начинался второй период весенней обрядности. С этого момента начинается важнейший для русского крестьянина календарный период. С этого времени весна вступала в свои права. Чтобы помочь весне придти, земле пробудиться от зимнего сна, и усилить вегетацию всходов, начиная с Пасхальной недели, устраивались хороводы, качели, игры с пасхальными яйцами и тому подобное, превратившиеся в 19 веке в молодежные и детские развлечения.

За неделю до Пасхи делали куколку - Пасхальную голубку , часто их делали несколько и развешивали по избе, также обязательно вешали в красном углу. Голова и руки должны были быть обязательно из красного лоскута.


Пасхальная голубка. Автор И. Гаркавенко

Кликание весны в этот период происходило иначе, чем во время поста. Веснянки и заклички пелись девушками в хороводе во время пасхальных гуляний или в первое воскресенье после Пасхи на Красную горку Красная горка - первое воскресенье после Пасхи В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен древней Руси был праздником начала весны - с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником. . Красная горка – это гуляния деревенской молодежи до утра с песнями и хороводами, встреча на горе первых лучей восходящего солнца, выбор невест. Сопровождавшие хоровод весенние лирические песни, изобиловали брачной тематикой, отличались приподнятым, радостным настроением.


Красная горка в селе Усть – Цильма

На пятидесятый день после Пасхи наступала Троица - великий праздник православного календаря, когда чествуется Святая Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Святая Троица

На Троицу наложился языческий праздник Семик или как его называли еще - Зеленые Святки. Он знаменовал окончание весны и предвестие лета и праздновался за три дня до Троицы, открывая комплекс Троицких празднеств. В русском поэтическом творчестве Троица обыкновенно выступала в паре с Семиком:

У нас в году два праздника:
Семик да Троица,
Ай, лилё, да лилё,
Семик да Троица

Зеленые Святки своей эстетикой, театрализованными постановками не уступают зимним Святкам, ибо они отражают тождественные явления - летний и зимний солнцеворот. Период зелёных святок был насыщен обрядовыми действиями, направленными на хозяйственную деятельность человека, и прежде всего на такие важные ее сферы, как земледелие и скотоводство.

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Семицкий обрядовый комплекс был пронизан переходной символикой, ибо он отмечал переход весны к лету. Главная функциональная роль на Семик отводилась молодежи, социальный статус которой также определялся как переходный; подобное состояние молодежи, особенно девушек, сопоставимо с состоянием природы поздней весной - природы расцветающей, но еще не плодоносящей.

В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность. Поэтомусимволом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. На растущих березах обычно " авивали" ветви,переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами.

Вью, вью я венок!
Завивайся берёзонька
Вью, вью я венок!
Завивайся кудрявая
Вью, вью я венок!
Мы покумимся кумушка
Вью, вью я венок!
Поцелуемся голубушка
Вью, вью я венок!

В некоторых местах березы срубали накануне праздника, украшали, рядили в девичью или женскую одежду и вносили в поселения, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, деревень, изб.

На заключительном этапе празднования Троицы совершались проводные обряды: отпевание, потопление, сжигание троицкой березки.

Помимо этого повсеместно свежей зеленью украшали поселки, церкви, дома и хозяйственные постройки; а головы людей, а местами и животных венчали, как правило, зеленые венки.


Троицкие гуляния в Омской области

Рассмотрим подробнее обряды троицко - семицкого комплекса, которые связаны с изготовлением кукол - это крещение и похороны кукушки и похороны Костромы.

Крещение и похороны кукушки - девичий и женский обряд весенне-летнего цикла, представляющий собой вариант троицкого кумления. Кумление – это обычай установления особых отношений духовного родства между представительницами женского пола на определенное время. Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи, подкрепленное обменом поцелуями, подарками, личными вещами.

Обряд «кукушечка» относится к аграрно-магическим девичьим и женским обрядам. В центре этого обряда был ритуальный предмет, который так и назывался «кукушка» -травяная или тряпичная кукла в виде женской фигуры, реже птицы или украшенного деревца.

Кукушку в народе называли вдовушкой или беззаботной матерью, что бросила свое дитя, стала беспамятлива. «Кукушка кукует – горе вещует» - говорили так, когда слышали голос кукушки. А услышав впервые по весне ее кукование, крестились, дабы оградить себя от кукушкиной доли. Никакой деревенской девушке не хотелось кукушкиной участи – остаться без своего гнезда и мыкаться всю жизнь.


Чтобы избежать этого на Троицу ладили свою кукушку, птицу-куклу. В основе «кукушечки» обычно был растительный материал: трава "кукушкин цвет" («кукушкины слезы»); цветок ириса, ветви берез, солома. Количество используемых для изготовления "кукушки" травинок должно было быть четным. В ряде мест фигуру делали из пестрого платка, кусочков материи. Куклу обязательно обряжали в яркие лоскуты и кружево, в одежду, снятую с одной из девочек-участниц, в специально сшитое платье. Последнее соответствовало девичьему наряду, бытовавшему в данной местности, непременными элементами были крест и украшения - ленты, бусы, косники; цветовая гамма костюма - розово-красная.

Кукушечка (из книги «Русские обряды и традиции» Котова И.Н.)

Обряд сопровождался похоронным шествием, оплакиванием кукушки, кумлением девушек, гаданиями и ритуальной трапезой. Основными участницами обрядового действия были молодые девушки 10-16 лет, иногда к ним присоединялись женщины, бывшие замужем не более одного года и не имевшие детей, присутствие которых в некоторых традициях считалось обязательным. В образе кукушки,также как и в образе троицкой березки, видят одно из воплощений женского божества, которое наделяет женщин, обратившихся к нему, душами-зародышами будущих детей.

Руководила ходом обряда пожилая женщина, нередко вдова. Характерной чертой обряда было шествие девушек и молодок с наряженной кукушкой по деревне. Хождение сопровождалось песнями

Во время обхода деревни собирали деньги на трапезу или с каждого жителя по яичку. Также как и другие женские обряды троицко-семицкого цикла "крещение и похороны кукушки" сопровождались обязательной ритуальной трапезой с непременной яичницей, молодежными гуляньями. Повсеместно в них участвовали парни и мужчины.

В ходе шествия кукушку обычно переносили в лес, в поле, к реке, на кладбище. Там её «крестили», чтобы она не наделала бед в жизни деревенских девушек, чтобы не накуковала одиночества. При "крещении" на кукушку вешали крест, совершали над ней троекратное крестное знамение, сами кумились с ней, окунали ее в воду, наподобие омовения при христианском крещении. Затем кукушку прятали (хоронили) на скрещенных ветвях берез или в траве:

Кукушечка-рябушечка!
Окстись! Окстись!
На все стороны,
На Божий свет!
Окстись! Окстись!

Иногда копали ямку, устилали ее лоскутками и там закапывали кукушку с песнями:

По окончании весенних праздников девушки отправлялись "смотреть" кукушку. Ее снимали с дерева, выкапывали из земли, разряжали или укладывали ее на березовый венок и этот венок несли к реке, опускали в воду кукушку с прощальной песней:

Прощай, прощай, кукушечка,
Прощай, прощай, рябушечка,

До новых до берез,
До красной до зари
До новой до травы

Это и означало прекращение установленных в ходе кумления отношений.

Троицко – семицкие праздники завершал обряд проводов весны - похорон Костромы. В фольклорных текстах термин "весна" часто использовался как эпитет Костромы: весна – Кострома. В Саратовской губернии считали, чтов лице Костромы провожают весну:

"Костромушку да наряжали,
Девки весну провожали.
Пройдет весна, да Троица
Все забавы скроются".

Исследователи обряда связывают его с символикой весны, весеннего возрождение сил природы; с магическими ритуалами, направленными на получение урожая, гдеКострома представляет собой символ плодородия.

Кострому могли изображать парень или девушка, часто это было чучело.


Фото Нистратова В. Похороны Костромы

Делали его из связанного соломенного снопа, который и обряжали. Характерной чертой наряда Костромы, человека или куклы, было полное или частичное украшение его зеленью и цветами. Кострому - чучело или человека, лежащего неподвижно, - под пение песен с поклонами укладывали в "гроб" - на носилки, доску или в корыто - и несли к реке или в лес.


Гравюра, конец XVIII века

Шествие, как правило, представляло собой инсценированную похоронную процессию.Обряд завершался ритуальным разорением и потоплением соломенного чучела, насильственным купанием ряженых, изображавших Кострому, оставлением "гроба" с Костромой в лесу. Перед уничтожением с чучела обычно снимали предметы его убранства. Заключительная часть обрядового действа сопровождалась безудержным весельем, совместным купанием, играми.

Согласно народной традиции граница между весной и летом была очень зыбкая, однако жители деревни в большинстве своемсвязывали начало лета с приходом/окончанием Троицы. Во многих местах России к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. С завершением троицко - семицких праздников начиналась летняя тяжелая работа, от которой зависела вся судьба крестьянского рода на весь предстоящий год.

Задание для самостоятельной работы к теме Куклы весенних обрядов

Сейчас мы с вами будем делать весеннюю птичку. В каждой деревне делали птичек по - разному. И я предлагаю вам два варианта: традиционный и осовременненый. Вы можете сделать обе птички, а можете выбрать какую - то из них.

Вариант первый

1-3. Берем квадратный лоскут ткани 7- 9 см. Складываем сначала его треугольником. Затем кладем острым углом вниз, края загнем – получится ромб.

4-5. Еще раз загибаем углы ромба в центр. Складываем фигурку пополам.

6. Ниткой несколькими витками перематываем острый конец треугольника – вот и клювик птички. Нитку затягиваем, но не обрываем.

7. Расправляем ткань. Вкладываем внутрь небольшой кусочек ветоши (синтепона, ваты). Заранее его лучше сформировать в шарик. Обматываем и закрепляем петлей, нить не обрываем.

8. Распрямляем уголки ткани наружу – получается голова птички и расправленные крылья. Снова вкладываем внутрь ткани немного ветоши. Вот и тело птички.

9. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту - получается крест на спине птички. Нитью стягиваем каждое крыло. Для этого той же нитью ведем от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлей на хвосте. Вот и получилась у нас птичка!

(мастер – класс взят из книги Натальи Догаевой и Елены Берстеневой «Кукольный сундучок»)

Вариант второй. Современная версия

1. Возьмём квадрат ткани или салфетки со стороной от 10 до 20 см (чем меньше квадрат, тем меньше птичка), полоску ткани для крыльев шириной 4 см, крепкие нитки для перевязки и синтепона с напёрсток.

2. Складываем квадрат по диагонали и для оформления клюва птичке перевязываем уголок примерно 1 см. Нитку не отрываем - всё перевязываем одной ниткой.

3. Помещаем под клюв синтепон, округляем тканью и фиксируем голову.

4. Оформляем крыло, присобрав его к шее, фиксируем ниткой.

5. Полоску для крыльев сужаем к центру.

6. Края крыльев разрезаем и оформляем (лучше зигзаг-ножницами). При оформлении крыльев с углов закрепляем крестообразно через шею, или другой вариант: крылья закрепляем отдельно. Хвост также надрезаем.

7. Крылья привязываем и сверху скрепляем крестообразно с телом птички.

Если птичку поместить на уровне лица ребёнка, он сможет своим направленным дыханием (подуть) приводить птичку в движение и даже вращать её в разные стороны

Этот мастер-класс и фото - из блога Зои Пинигиной .

См.здесь http://pinigina.livejournal.com/65240.html


22 марта, с древних времён наши предки отмечали двойной праздник: церковный - «40 мучеников…» в простонародье СОРОКИ (ударение на первом слоге), и «Первый День Весны»!
Именно с этого дня, в старину на Руси и начиналась весна, приход которой нужно было обязательно достойно встречать.
Я родился и вырос в одной из старинных Смоленских деревень, где свято чтили и соблюдали все традиции предков. Многие из них я очень хорошо помню, храню и посильно пытаюсь передать молодому поколению.
В данный момент я предлагаю вашему вниманию свою поэму, в которой я как раз и осветил древнюю традицию Встречи Весны на Руси, главным участником которой – мне посчастливилось быть лично в мои детские годы.

Весна-Красна.

Сороки* – это веселье…!
(Только совместно с постом)
Чтоб вам иметь представленье –
Сорок катренов о том….

Радостный праздник весенний,-
Яркий финал зимних стуж!
А по церковным поверьям,-
Сорок замученных душ.

Что отмечать, с кем рядиться,-
Каждый сам волен решать:
То ли, с весной – веселиться!
То ли, поминки справлять.
(эпиграф мой)

Красная девка Весна!

Память встревожил и душу,
Детства счастливого сон:
Мама пекла в печке птушек,-
Так гласил древний канон!

Множество древних традиций
Знать посчастливилось мне,
С ними – в деревне родился,
Что на Смоленской земле.

Нашей деревни старинной,
Выпало…– много всего….
Рядом – есть город Починок,
Но не люблю я его!

Милая сердцу сторонка,-
Здесь я родился и рос! -
Светлая словно иконка!
Мрачен здесь – только погост.

Золото тут – не добудешь,
Нет драгоценных камней, -
Наши сокровища – люди!
Нет их честней и добрей!

Люди в деревне – иные,
Нежели, скажем, в Москве,
Им – все соседи – родные,
Миром – помогут в беде!

Поздно зайди или рано,-
Чем есть в дому – угостят.
Но воровства и обмана,-
Здесь – ни за что не простят!

Впрочем, прекрасно я помню,
Не было раньше воров.
Коли хозяев нет дома –
Палочка – вместо замков.

К двери приставлена палка,
Значит в дому – никого.
И, не ходите к гадалке,-
Не пропадёт – ничего!

Миром – решались все споры.
Что-то купить, иль продать,-
Все, без бумаг, договоры,-
Слово – как с гербом печать!

Так бы отрадно и жили,
Чтя своих предков канон.
Жаль, ту страну разорили,
Нынче – иной здесь закон.

Дурь – оказалась заразной,-
Катится в пропасть страна….
Кто тут вспомянет, что праздник?!
Кто разглядит, что весна…?!

Лаем собачьим, кликуши,
Пусть…, хоть на нет – изойдут.
Есть, ещё чистые Души,-
Им – адресую сей труд!

Сороки, праздник весёлый!
(Отзвук седой старины)
Ждали деревни и сёла,
Тёплой и бурной весны!

Празднуя это веселье,
Между житейских хлопот,
Ведали, что день весенний,
После прокормит весь год!**

В стужу замёрзшие души,
Ждали от Неба тепла!
Вот и пекли люди птушек,
Что бы весна шибче шла!

Вылепить снежную бабу
(Символ холодной зимы)
За день иль за два, хотя бы,
Дети у дома должны.

С вечера, делалось тесто,
Кадку – на тёплую печь,-
Там, его древнее место…!
Чтоб к утру птушек испечь,

Мать моя рано вставала,
Печь, растопив поскорей.
Птушек напечь успевала,
К сроку – до первых лучей.

Птушкой такой, на восходе,
Дети – гукали весну.***
Это один, в своём роде,
Праздник детей! В старину,-

Делать – могли только дети,-
Вырос – и честь не твоя….
Помню я, как на рассвете,
Мама будила меня.

Валенки даст, рукавицы,
Шубу наденет вперёд.
В руки – даёт мне две птицы
И до порога ведёт.

Я выходил и крестился,
Так как учил меня дед,
Сверху – на бабу садился,
Что б разделить там обед.

Птушку одну – сам съедал я,
Глядя на солнца восход.
Сильно себе представляя
То, как весна к нам идёт.

Съев разом первую птушку,
Этим – кончался мой пир,
Так как вторую подружку,
Птицам весенним дарил.

Точно канон исполняя,
Тонкости все я учёл,-
Бабу-Зиму превращая,
В снежный обеденный стол.

Птушку, над ним растирая,
Крошки как солнце сложил.
Сердцем, слова вспоминая,
Нужную речь говорил:

Вы, перелётные птицы:
Гуси, скворцы, соловьи,-
Хватит в чужбине томиться,
Крылья расправьте свои!

В радостный праздник весенний,-
Что возрождает весь Мир,-
Вот вам – моё угощенье,
Жду вас на праздничный пир!

Страны, где вы зимовали,
Вам – не родные края!
Сладка ль чужбина? – едва ли….
Ждёт вас родная земля!

Солнце развеяло тучи….
Ждём вас домой, журавли,
Чтобы на крыльях могучих
Вы нам весну принесли!

То – Заповедано БОГОМ,
Землю будить ото сна!
Так, собирайся ж в дорогу,
Красная девка Весна!

Здесь, у домов на рассвете –
И уваженье, и труд….
БОГОМ любимые дети,
Славят тебя и зовут!

Выполнив всё вдохновенно,
В хату вбегал я свою.
Спрашивал дед, непременно:
- Что, внук, увидел весну?!

Я, пожимая плечами,
Важно, ответствовал так:
- Солнце – щекочет лучами,
Птички – пока не летят.

Дед – не замедлил с ответом:
- В речи – не главное рот.
Если гукал весну сердцем,
То – непременно придёт!

Сердцем гукал, не иначе,
Раз услыхала весна!
Горько сосульками плачет,
Тает и чахнет зима.

Радостно солнце ласкает:
Реки, леса и луга,
Землю от сна пробуждает!
Блёкнут и тают снега.

Звонкие вешние воды,
Землю спешат напоить,
Чтобы был год плодородным,-
Сыто и радостно жить.

В небе – весёлые птицы…!
Всем…– здесь теперь не до сна!!!
Это – поёт и резвится,
Красная девка Весна!

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

*СОРОКИ (ударение на первом слоге). Этот праздник всегда 22 марта, а Сороки потому, что в церковном календаре этот день значится как «40 Мучеников…». Но в Русском Народном Календаре этот день имеет ещё одно, очень важное значение,- это ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ! Именно с этого дня в старь и начиналась на Руси весна, которую непременно, на восходе солнца, нужно было звать (гукать), и приход её достойно встречать. (Гука"ть – это на старорусском языке – звать).

** Древняя русская народная мудрость гласит: «Весенний день – год кормит»

*** Гукать весну (на старославянском,- звать весну). Делали это всегда только дети. В этом зове (гукании) – определённого наговора не было, не суть как поставлены слова, главное, нужно звать Весну-Красну вдохновенно с душою и от чистого сердца (может потому наши мудрые предки, и доверяли это только детям, кои кривить душой ещё не научились).

Владимир РОДЧЕНКОВ.
14-15/04 – 2014 г.

Если кто-то подобную информацию лучше воспринимает в прозе, то может перейти вот по этой ссылке:
здесь мой рассказ «Церковь, ушедшая под землю», в котором я среди повествований о других наших древних традиционных Стольных праздников – рассказал подробно и о традиции Встречать Весну.

Мальчишки мои уже взрослые граждане, вполне могут уже воспринимать полезную и нужную информацию. Вот хочу им начать рассказывать про русские традиции и обычаи. А пока для себя,чтоб вспомнить и повторить, а может кому и пригодится еще.

Весна с исстари символизировала не только обновление природы, но и возрождение жизни. В русских напевах долгожданную весну именовали не иначе как «красной», то есть - «красавицей», «прекрасной».

Первый весенний месяц, март, за его певучие капели и таяние снегов называли «протальником». Прибавляются дни, все чаще из-за темных снеговых облаков выглядывает солнце. И уже одно это вызывало большой восторг. В древности в честь бога солнца и плодородия Ярилы устраивали веселые хороводы, распевали хвалебные песни, просили об урожае и здоровье. Светлые мартовские дни так и звали - «ярилины». Позже, в знак благодарности Всевышнему за наступление весны, хозяйки стали печь большой круглы й хлеб, клали его на вышитое полотенце и трижды поднимали его к небу.

И. Левитан "Март"

С 14 марта - дня святой Евдокии, деревенская молодежь начинала «кликать» весну, петь ей во славу «веснянки».

Веснянка
Украинская народная песня

Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

От тепла снег начинает оседать, поэтому Евдокию называли «плющихой», «весенницей». Звали ее и «свистуньей»: по народным наблюдениям, с этого дня начинают дуть пронизывающие холодные ветры. Чтобы Евдокию умилостивить и ускорить наступление весны, сбрасывали с крыш снег и протапливали избы. По погоде на Евдокию предсказывали весну и лето.
Победу весны над зимой означал прилет птиц. «Птица весне радуется», - говорили в народе. Надо сказать, к птицам русские люди с давних пор относились с особенной привязанностью и любовью. С равной силой грустит душа осенью при виде улетающих птиц и восхищается весной, встречая вернувшихся маленьких певунов. Замечали, что первой начинает свою весеннюю песню птица-овсянка. В честь этой пичужки пекли булочки из овсяной муки - «овсянички», и, конечно, угощали ими птиц.

А. Саврасов "Весна. Грачи прилетели"

По народным приметам, в православный праздник Обретения главы Иоанна Крестителя, 9 марта, птицы начинают вить гнезда. А чтобы помочь им, изобретали скворечники-«берестянки». Примечали, что скворцы предпочитают домики из березовой коры, не пропускающей холодный ветер и сырость. Счастливым знаком было увидеть в марте грачей. Ведь это значило, что весна пришла окончательно. А трудолюбивые грачи как будто символизировали приближение страдной поры. В конце марта «закликали» веселых ласточек, которых иногда называли «святыми птицами».

А вообще, говорили, что «земля заканчивает свой зимний путь» 22 марта, в день сорока мучеников Севастийских. После этого дня считали, что утренних морозов осталось ровно сорок и с каждым разом они будут мягче. В некоторых губерниях бытовало поверье, что на сорок мучеников прилетают сорок разных птиц, среди которых и жаворонки. По народным представлениям, жаворонки - птицы, которые поют песни о Боге и самому Богу. Посему в их честь пекли печенье в форме жаворонков, подвешивали к веткам, на здоровье и счастье.


А. Куинджи "Ранняя весна".

А дети с помощью «печеных птиц» звали жаворонков вместе с теплой весной - все печенье складывали в одно место на возвышение и пели.

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Развеселив своими песнями всю деревню, детишки съедали испеченных птичек, а «головы» оставляли мамам, чтобы «уродился высокий лен». Иногда в тесто печенья клали какие-нибудь предметы: монету, кольцо, пуговицу. По попавшемуся предмету гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, монета - достаток, пуговица - счастье. А еще в день сорока мучеников старались разглядеть сорок птиц, ведь, по примете, того, кому удастся это сделать, весна вознаградит сорока дарами.

Наконец, 7 апреля, в Благовещенье Пресвятой Богородицы, говорили, что «весна зиму поборола». Поэтому, в виду приближающегося тепла, крестьяне переселялись спать в холодные помещения. А ночью проводился обряд очищения себя от неудач и болезней: соломенные постели сжигали, прыгали всей семьей через костер, окуривали дымом свою одежду и дома. Замечали, что с этого дня можно наблюдать летнее полыхание зари, а на землю опускаются живительные туманы.



error: Контент защищен !!