Тренинг для родителей доу самостоятельный ребенок. Конспект психологического тренинга для родителей доу "методы семейного воспитания". Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Конспект родительского собрания «Учимся играть без игрушек»

Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально – коммуникативное развитие»: развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками, развитие социально-психологического и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности с семьей.
«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений о природе, бросовом и природном материале, их свойствах, а также о способах их использования.

Задачи ОО в интеграции:

«Физическое развитие»: способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Задачи в работе с родителями:

Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семье, воспитывать чувство коллективизма, дружбы, взаимопомощи, развивать выдержку, внимание, дисциплинированность и организованность;
поддерживать желание родителей активно участвовать в жизни своего ребенка и детского сада;
познакомить родителей и детей с приемами саморегуляции;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических способностях;
повышать педагогическую компетентность родителей воспитанников по проблемам воспитания и обучения детей, а также способах развития и воспитания детей через взаимодействие и совместную игровую и продуктивную деятельность.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе.

Оборудование: магнитофон с музыкальным сопровождением:
- Музыка «Приветствие», музыка из мультфильма «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек…», «Уи-уаа..», «Люблю я макароны…», «Звуки леса…», «Танец Лавата»;
- Сказка на новый лад «Колобок»;
- Аудиосказка «Жил человек рассеянный на улице Басеиной…»;
- Мультимедийное оборудование с ноутбуком с презентацией на тему «Играем без игрушек»;
- Столы (один стол на две семьи);
- Тарелочка – 3шт. на каждого ребенка, на первой – стаканчик с палочками и трубочками для сока, крышки, баночки из-под йогурта, стаканчики, ракушки, на второй - нитки, макароны, на третьей - шишки, желуди, палочки, семена;
- раскраска-распечатка (с героем мультипликационных фильмов) на каждого ребенка, набор карандашей;
- Костюмы для героев сказки «Колобок»;
- Выставка поделок из макарон и бросового и природного материала;
- Бэйджики для родителей, педагога.

Предварительная работа

С педагогами:
Анализ литературы и интернет ресурса;
Планирование и разработка конкурсных мероприятий;
Составление сценария конкурса;
Оформление афиши на сайте ДОУ;
Оформление пригласительных открыток на конкурс.
С родителями:
Съемка видеоролика и фотографии.
С детьми:
Чтение художественных произведений;
Мастер классы по изготовлению поделок и аппликаций;
Рассматривание выставок, поделок.

Ход тренинга:

1. Приветствие родителей.
Музыка «Приветствие»

Ведущий: Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в очередной раз на родительском собрании в нашем детском саду!
Собрание наше будет не обычное!
Здесь я не буду рассказывать вам об особенностях развития ваших малышей, давать вам советы и рекомендации, сегодня хозяевами и творцами будете вы!
Дело в том, что наступает летний сезон – опасный во всех отношениях, так как много времени мы с детьми проводим на улице – на речке, в лесу, на даче, и поэтому необходимо усилить контроль за детьми, со стороны нас – взрослых, и, конечно же, родителей!
А чтобы интересно, с пользой для ребенка и для вас, его провести, мы устроили этот вечер!

Где вы проявите свою находчивость, творчество и фантазию! Воплотите все это в реальность, и тем самым, займете своих детей и научите их применять полученные знания и умения в жизни!
2. Наш вечер называется «Играем без игрушек»!
Итак, сейчас мы с вами сейчас разыграем несколько ситуаций, в которых вы можете оказаться вместе с детьми!
1. Итак, первая ситуация – «С мамой мы пришли на пляж», и, к сожалению, не взяли ни одной игрушки!
Что делать? Подсказка – рисовать палочкой на песке.
Музыка и мультфильма «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек…»



А еще Вам предлагается, так называемый бросовый материал – крышки, трубочки из-под сока, баночки из-под йогурта, стаканчики, ракушки и т.д.
ИГРАЕМ!




2. Итак, вторая ситуация – «Пришли к бабушке в гости» - а там, бабушка делала генеральную уборку и куда-то спрятала все игрушки!
Что есть у бабушки? Подсказка – бабушка очень любит вязать!
& Музыка «Уи-уаа..»
Вам предлагается взять нитки и из них что-то смастерить и сконструировать!
ИГРАЕМ!


А ещё любимая бабушка любит баловать своих внучат любимыми макаронами – можно использовать и их!
Музыка «Люблю я макароны…»
ИГРАЕМ!




3. Третья ситуация – «Пришли в лес». А здесь такая красота! И столько природного материала – шишки, желуди, палочки, семена и т.д. Из них можно сделать поделку «Лесовичка», «Русалки», «Лешего» и т.д.
Музыка «Звуки леса…»
ИГРАЕМ!




4. Четвертая ситуация – «Остались с папой». А у папы футбол по телевизору или любимый детектив! Что делать? Как себя не ущемить и за ребенком посмотреть? Папы включают по компьютеру аудиосказки и распечатывают любимую раскраску своего ребенка!
Аудиосказка «Жил человек рассеянный на улице Басеиной…»
ИГРАЕМ!


Итак, вы просто МОЛОДЦЫ! Здорово справились с заданием!
Теперь нам необходимо размяться и научить маму с папой танцевать веселый танец «Лавата»!
Музыка «Танец Лавата»


Ну а теперь время отдохнуть малышам и приобщить их к искусству! Сейчас ваши мамы и папы покажут вам сказку – «Колобок»!(распределяются роли жеребьёвкой и родители одевают атрибуты к сказке)
Сказка на новый лад «Колобок»


На этом наш вечер игр без игрушек заканчивается! Спасибо ВСЕМ!
А я хочу вам на прощание прочитать стихотворение Эдуарда Асадова:

Берегите своих детей!
Их за шалости не ругайте!
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте!

Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились!

Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка,

Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите –
Это счастье! Короткий миг
Быть счастливыми поспешите!

Ведь растают, как снег весной,
Промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие ваши дети!

Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе!

Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите, пожалуйста, детство!

Задачи игрового тренинга: познакомить родителей с особенностями развития творческих способностей ребёнка, с использованием сказки для развития детского творчества; способствовать активизации творческого потенциала родителей; создать условия для раскрепощения интеллектуальных, коммуникативных ресурсов родителей, общения в интерактивном режиме.

Материал: листы бумаги, ватман, ручки, фломастеры, набор цветных кружков, маркеры, воздушный шарик, рисунки с изображением сказочных персонажей с различными эмоциями, памятка «Как развивать в ребёнке творческое начало».

Ход проведения игрового тренинга

Участники тренинга рассаживаются в кругу.

Приветствие. Упражнение «Знакомство».

Цель: создание благоприятной атмосферы для общения.

Родителям предлагается маркером написать на листе бумаги по три определения своей семьи, своего ребёнка и его самые любимые сказки. Затем участники представляют написанное.

Мини-информация «Использование сказок для развития творческих способностей у детей».

Цель:

Ведущий (В.). Сказки - это, наверное, один из самых лучших моментов детства, которые мы стараемся взять во взрослую жизнь. Сколько существует человечество, столько малыши всех времён, культур и народов с абсолютно одинаковым восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. И сами взрослые испытывают при этом ничуть не меньший восторг, видя горящие глаза своих детей и возвращаясь в детство. Волшебный язык сказки позволяет независимо от возраста говорить на одном языке, пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только захотеть. О скольких важных вещах сказка даёт возможность рассказать детям, даже самым маленьким! Этот кладезь народной мудрости преподносится легко, понятно и весело. В сказках таится громадный ресурс для воспитания и развития малышей, и любому родителю вполне по силам воспользоваться им.

Читают или рассказывают сказки своим детям, наверное, все родители. Вы пробовали когда-нибудь сочинять волшебные истории сами или вместе со своим малышом? Это уже особое действие, которое помогает развивать фантазию и воображение, всё то, что потом сможет стать основой творческих способностей. Кроме того, мы можем помочь ребёнку разрешить определённые трудности, найти выход из сложных ситуаций и, самое главное, получаем дополнительную возможность для интересного общения. Ведь сочинять сказки необязательно в диаде «мама - ребёнок», вполне могут включиться и папа, и бабушка с дедушкой. Сочинять всем вместе - что может быть забавнее и важнее? Никакие нравоучения и педагогические изыски не способны заменить живое творчество.

Разделение на группы.

Цель: создание благоприятных условий для общения и взаимодействия.

Участникам раздаются напечатанные отрывки из сказок. Необходимо узнать сказку и найти членов своей группы.

Работа в группах.

Цель: знакомство с вариантами творческой деятельности по сочинению сказок с ребёнком.

  • Сочинение сказки по набору цветных кружочков.

Участникам предлагается набор из цветных кружков, каждый из которых - символ, обозначающий сказочного героя (одушевлённый или неодушевлённый). Количество кружков должно соответствовать количеству героев придуманной сказки.

  • Сочинение сказок по цепочке.

Ведущий начинает сказку, участники продолжают сюжет по цепочке.


Упражнение «Не урони воздушный шар».

Цель: создание позитивного настроения при взаимодействии друг с другом.

Участники передают друг другу по кругу воздушный шарик, не касаясь его пальцами и ладонями рук.

Упражнение «Объясни настроение».

Цель: определение эмоционального состояния сказочного героя.

Каждому предлагается рисунок с изображением сказочного персонажа с определённым настроением. Нужно придумать и назвать ситуацию, которая могла вызвать данную эмоцию. Приветствуются оригинальные шуточные ответы.

Упражнение «Как развивать в ребёнке творческое начало ».

Цель: повышение педагогической компетентности родителей.

Участники определяют условия развития творческих способностей детей, обсуждают условия в парах и записывают на ватмане. Ведущий предлагает каждому участнику памятку.

Памятка

Для того чтобы творческое развитие ребёнка было успешным, необходимо помнить простые правила.

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком; интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие сложности и помогать развивать умения и таланты; воспринимать вопросы и высказывания всерьёз.

Уважать право ребёнка на собственное мнение и относиться к нему как к равноправному партнёру, который пока обладает меньшим жизненным опытом; включать в совместное обсуждение общих семейных дел.

Предоставлять ребёнку жизненное пространство: с вниманием относиться к его потребностям, приобретать книги, игры и другие нужные вещи для любимых занятий; не запрещать играть с бросовым материалом (коробками, нитками, лоскутками и т.д.) - это стимулирует воображение; найти место, где ребёнок смог бы показывать свои поделки и достижения; не ругать за беспорядок на столе, если он ещё не закончил занятие (однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания).

Приучать ребёнка мыслить и действовать самостоятельно; поощрять в нём максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

Помогать строить собственные планы и давать ребёнку возможность самостоятельно принимать решения и быть ответственным за них.

Побуждать ребёнка придумывать истории и фантазировать, делая это вместе с ним, брать в поездки по интересным местам.

Не сравнивать своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.

Развивать в ребёнке позитивное восприятие мира, хвалить за конкретные поступки и успехи и делать это искренне.

Рефлексия «Заверши фразу».

Цель: оценка эффективности состоявшегося взаимодействия.

Каждому участнику предлагается продолжить одну из фраз:

  • На тренинге мне особенно понравилось…
  • Во время тренинга я приобрел(а)…
  • Тренинг заставил меня задуматься о…
  • Чтобы развивались творческие способности моего ребёнка, я могу…

Литература:

1.Гуз, А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / А.А. Гуз. - 2-е изд. - Мозырь: Белый Ветер, 2008.

2.Носова, Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей: пасобие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Е.А. Носова, Т.Ю. Швецова. - Минск: НИО, 2008.

3.Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - М.: Фолио, АСТ, 2000.

Игровой тренинг для родителей подготовила В. Дробышевская

Большая семья - настоящее маленькое государство. Под одной крышей ежедневно встречаются несколько поколений. Это место, где можно найти понимание и сочувствие. Но сохранить мир непросто.
Главные плюсы большой семьи: у ее членов формируется уверенность в себе, способность преодолевать трудности, эмоциональная стойкость. Такая семья питает положительной энергией, но взамен требует внимания и неукоснительного выполнения общих правил. Получается, родственные связи - это бесконечные взаимные обязательства, в море которых легко можно потерять часть своего «я», а также хороший кусок личного пространства. Может возникнуть ситуация, когда все в семье действуют вразнобой, отсюда возникают ссоры и конфликты. Чтобы исправить положение, можно собрать семейный совет и обсудить правила взаимодействия со всеми членами семьи. После откровенного разговора чаще всего исчезают поводы для ссор, спадает напряжение в отношениях.

Как наивны были древние греки, в частности философ Теофраст, который в своем трактате «Характеристики» сказал: «Бестактность -это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Бестактный человек не имеет злого умысла, но действует невпопад и не вовремя».
Конечно, можно допустить мысль, что соседка тетя Рая, которая, поздравляя вас с днем рождения, не преминет упомянуть, что годы идут, а работа не волк, на самом деле бесхитростно желает вам скорее выйти замуж и забыть о карьере. Можно также оправдать малолетнего племянника, прямодушно сравнивающего ваши глаза под очками с фарами новенького фольксвагена - его бестактность зиждется на отсутствии жизненного опыта. Но в современном мире куда больше людей, которые специально бросают провокационную фразу, чтобы насладиться вашей острой реакцией - смущением, раздражением или агрессией. Например, «подруга», которая при мужчине, явно к вам неравнодушном, интересуется, как прошел ваш визит к проктологу. Или сотрудница, стремясь подставить вас перед начальством, задает «невинный» вопрос о том, удалось ли вам скачать очередную серию модного сериала - в разгар рабочего дня. Это не кто иные, как тролли. И если поведение тети Раи можно оправдать недостатком воспитания и простодушием, то у троллей, как правило, совсем другая мотивация.

Безопасность ребенка в доме

Маленькие дети словно исследователи. Они бесстрашно лезут к розеткам, карабкаются на подоконники, засовывают пальцы в дверные проемы. Дети изучают мир на ощупь и на вкус, им не ведом инстинкт самосохранения. Все ново и интересно, родители должны быть начеку и сделать дом безопасным.

Домашняя ароматерапия

Домашняя ароматерапия - неиссякаемый источник полезных «чудес». Разогретые масляные экстракты трав, деревьев, цветов и специй источают яркий аромат, вдыхание которого излечивает головную боль и простуду, нормализует давление, избавляет от усталости, улучшает настроение, укрепляет иммунитет. И все эти чудеса возможны благодаря простому на первый взгляд предмету - аромалампе.
Классическая аромалампа состоит из подставки для плоской свечи и чаши для воды и масла. Вроде бы ничего волшебного, но... Добавьте несколько капель эфирного масла в чашу с водой, зажгите свечу - и через несколько минут ваш дом наполнится волшебными ароматами.

Аптечка для отпуска с детьми

Собираясь в отпуск с детьми, позаботьтесь о нужных лекарствах и вещах, чтобы отдых прошел без курьезов. Дети непредсказуемы, они могут беззаботно играть и бегать, а уже через минуту у них может заболеть живот, голова или во время активных развлечений возникнет травма. Какие же лекарства положить в дорожную аптечку и что не забыть перед отпуском?
Аптечка может понадобиться в любой момент, не стоит помещать ее на дно сумки. Упаковка аптечки должна быть прочной и легко открываться. Обязательно положите в нее влажные, спиртовые и бумажные салфетки, перекись водорода, вату, бинт и антисептическое средство. Это минимальный набор для гигиенических процедур и обработки мелких ссадин. Часто в дороге детей укачивает. На этот случай можно захватить питьевую воду и сосательные леденцы. Дети устают в дороге, не стоит забывать об их любимых игрушках, надо заранее продумать развлечения в пути, которые не доставят беспокойства другим пассажирам. Это мультики, песни, игры, рисование и т. д.

Участники: группа родителей дошкольного возраста 8-12 человек.

Оборудование: бейджики (по кол-ву участников), магнитная доска, проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры).

Время: 2–2,5 часа.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход тренинга

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» – пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка).

Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики , чтобы все знали, как к вам обращаться.

Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка родительской любви».

Знакомство.

Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?

Давайте продолжим наше знакомство:

Найди пару. (2 мин.)

Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.

Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?

Основная часть

Ведущий.

Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.

Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.

Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Ведущий. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Правила напечатаны на листах (могут быть написаны на доске), давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

  • Обращение по имени, и на ты.
  • Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
  • Слушать, не перебивать.
  • Конфиденциальность.
  • Правило участия – я принимаю участие в играх.
  • Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (__раз).
  • Правило хорошего настроения.
  • ________(могут добавлять участники тренинга свои правила).

Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.

Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме сердца. Нарисуйте символ, который характеризует Вашу семью и запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви» Стикеры надо прикрепить в начале пути, около дома.

Рисунок 1.

Упражнение «Погружение в детство»

Звучит тихая, легкая музыка.

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

– Удалось ли окунуться в детство?

– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

– Что для вас значит «надежное плечо»?

– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

– Что хотелось сделать?

Упражнение «Ролевые игры»

Задание для группы №1. (Время выполнения – 5 минут).

От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут)

Выбирается родитель и ребенок.

Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

Ваша реакция, действия и т.д.?

Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

Упражнение для поднятия настроения, снятие усталости.

Звучит музыка. Родители вместе с ведущим исполняют «Танец Маленьких утят».

Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа делится на 2 команды.

1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".

2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

Обсуждение.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Приложение 1). Автор видеоролика Алиса Пашкова.

Рефлексия.

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
  • Захотелось что-нибудь сделать?
  • Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей , окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение «Запрещаем – разрешаем»

На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.

  • зеленый символизирует зону «Полная свобода»;
  • желтый – зону «Относительная свобода»;
  • красный – зону «Запрещено».

Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.

Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки . Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Рефлексия

Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на дороге Родительской любви. Путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!

По окончанию тренинга родители с ведущим пьют чай за круглым столом!

Цель: Создать ситуацию знакомства, эффективного межличностного общения между родителями.

Развивать навыки коллективного взаимодействия, умение анализировать и планировать деятельность в команде.

Оборудование: цветные стикеры, цветные карандаши, воздушные шарики, магнитофон, бумага формата А4 (или ватман), мешочек с задачами, фото детей и родителей.

Ход тренинга психолога детского сада для родителей:

Добрый день уважаемые родители, педагоги! Мы рады вас приветствовать в нашей первой младшей группе. Цель сегодняшнего нашего тренинга – познакомиться друг с другом и сплотиться. Ведь на протяжении всего обучения, воспитания и развития наших детей мы будем шагать вместе с вами бок о бок.

Для начала обсудим правила взаимодействия в группе, которых будем придерживаться во время тренинга.

Затем участники обсуждают и принимают такие основные правила:

1. Правило активности.

2. Правило контроля времени.

3. Каждый высказывает свое мнение, не перебивая других.

Мне очень интересно чего вы ожидаете от нашей встречи.

Упражнение «Аист»

Перед началом тренинга на стене прикрепляется большой рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажное перышко, на которой ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.

После того, как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои ожидания и скотчем приклеивают перышки на его крылья.

Теперь уместно познакомиться.

Упражнение на знакомство

Каждый участник по кругу называет свое имя и на первый звук черту своего характера.

А во время этого упражнения предлагаю вам больше узнать друг о друге.

Упражнение «Передай мешочек»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, помочь родителям лучше узнать друг друга.

Перед тем как начать нашу работу, давайте настроимся на совместную деятельность. Предлагаю вам мешочек, в котором написаны задания. Мешочек передаем по кругу под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого мешочек, достает, читает задание и выполняет его. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все задания.

Задачи:

Поете ли вы колыбельные вашему ребенку?

Какие сказки перед сном читаете своему ребенку?

Назовите любимое блюдо вашего ребенка.

Какую музыку вы слушаете?

Спойте свою любимую песню.

Какая пора года больше всего нравится вам?

Кем вы работаете и где?

Кем бы хотели стать в детстве и исполнилась ли ваша мечта?

Чем занимаетесь в свободное время?

В какие игры любит играть ваш ребенок?

Вспомните приятные воспоминания из вашего детства.

Раскройте тайну своего любимого хобби.

Как вы проводите время вместе со своим ребенком?

Есть ли у вас семейные традиции, какие?

Вот мы с вами и познакомились. Поэтому время перейти к основной части нашей встречи.

Упражнение «Детское фото»

Участники объединяются в две группы - родители девочек и родители мальчиков. Для каждой группы раздаются фото детей, а фото родителей прикрепляем на мольберт. Родители должны найти пары «мать - ребенок».

Похожи ли на вас ваши дети? Чем именно? (ответы родителей). Прежде чем вести ребенка в детский сад, вы, наверное, рассказывали ему разные истории из собственного опыта посещения садика. Озвучьте несколько своих приятных воспоминаний о детском саде. (по желанию родителей).

class="eliadunit">

Пора уже поговорить и о наших детях. Как вы видите счастливыми ваших малышей. Далее родители по цветным звездам, или по временам года делятся на 3-4 группы.

Помните! Общение с ребенком – это путь к его познанию.

Каждый ребенок - это единственная и неповторимая личность. Для того чтобы он был счастливым и здоровым, нужно создать условия для сохранения его душевного комфорта.

Упражнение «Счастливый малыш»

На листе ватмана родителям предлагается создать образ счастливого малыша и презентовать свои рисунки, каждая группа отдельно.

Обсуждение рисунков.

Теперь предлагаю немного отдохнуть и снять напряжение.

Упражнение на снятие напряжения «Воздушный шарик»

Участникам тренинга выдаются воздушные шарики. Предлагаются вопросы, в которых указаны ситуации, когда возникает раздражение у родителей во время общения с ребенком. Если указанный пример имеет место, участник вдыхает воздух в шарик.

Сейчас мы проведем упражнение «Воздушный шарик». Я буду называть ситуации, в которых возможно возникновение раздражения у взрослых.

Если названная ситуация имеет место в вашем общении с ребенком, вдыхаете воздух в шарик и крепко держите, чтобы не выходил воздух.

Ситуации

Хотите позвонить, но ребенок постоянно вас отвлекает.

Когда ребенок без удержу вас что-то просит.

С кем-то разговариваете, а ребенок постоянно вмешивается в вашу беседу.

Общаетесь с ребенком и не чувствуете в ответ адекватной реакции.

Разговариваете с ребенком, а он начинает у вас что-то требовать, переходя на крик.

Или вас раздражают детские просьбы.

После того, как шарики наполнились воздухом, участникам предлагается высказать мнения, относительно того, как преодолеть раздражение в общении с собственным ребенком. По мере поступлений предложений по преодолению раздражения участники выпускают воздух из шарика, тем самым условно уничтожая раздражение и стресс.

Наш тренинг завершается. Оправдались ли ваши ожидания?

Определение осуществления ожиданий участников собрания.

- «Новая жизнь... От него мы ждем чего-то удивительного и светлого, обязательно счастливого. Наш аист несет в клюве младенца – каждого из нас – по пути новых знаний и открытий. Что же пожелать этому ребенку?»

И теперь я бы хотела услышать, осуществились ли ваши ожидания. Если ваши ожидания от тренинга сбылись, вы берете бантик и, высказывая пожелания детям, прикрепляете его к одеялу младенца, которого несет аист.

У меня здесь есть дерево желаний. Сейчас вы каждый напишите на листочке свое желание. Чему бы вы хотели, чтобы ваш ребенок научился за этот год и прикрепите к дереву.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что дерево наше осеннее и листочки эти выпадут, так как у детей еще нет этих знаний, умений и навыков. А к весне наше дерево должно распуститься. И мы с вами должны приложить усилия, чтобы дети получили эти знания.

Есть такая замечательная притча о воспитании ребенка:

Мать спросила мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.

Сколько ему лет? - спросил мудрец.

Пять.

Пять лет! Беги скорее домой! Ты уже на пять лет опоздала.

Запомните для себя: НИ ОДИН, ДАЖЕ САМЫЙ ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ НЕ ЗАМЕНИТ РЕБЕНКУ МАТЕРИ И ОТЦА.

Спасибо каждому из вас за активное участие в тренинге, за вашу открытость и стремление узнавать что-то новое. Теперь вы - дружная команда. Желаю вам всегда понимать ваших детей, а малышам - интересной учебы в стенах нашего заведения. До свидания!!! До новых встреч!!!

Советы психолога

по созданию эмоционального комфорта для развития и воспитания детей раннего возраста .

Памятка для родителей

1. Обращайтесь к ребенку ласково по имени. Пусть в ваших словах звучит любовь к ней.

2. Интересуйтесь желаниями ребенка. Старайтесь разумно и полезно удовлетворять их.

3. Сделайте детство ваших детей спокойным, защищенным, радостным, полным приятных впечатлений.

4. Тактично решайте конфликты с ребенком.

Самое важное – любите его! Дети по – разному чувствуют любовь, но каждый ребенок в ней нуждается.



error: Контент защищен !!