«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при подготовке к школе. Развитие мелкой моторики у ребёнка дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей по фгос

Консультация для родителей.

«Развитие мелкой моторики рук у детейдошкольного возраста при подготовке к школе»

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Основные виды развития мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

· Игра "Моя семья".

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

· Игра "Не плачь, куколка моя"

Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все посушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить ладони на стол или на колени)

· Игра "Лошадки"

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок. (Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)

Пальчиковая гимнастика:


Графические упражнения

· Задание "Штриховка"

Нарисуйте контурную картинку, например,фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

· Задание "Обведи рисунок"

Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

· Задание "Соедини по точкам"

Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

· Задание "Нарисуй фигуры"

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькуюдайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

· Задание "Нарисуй такую же картинку"

Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

· Задание "Дорисуй картинку"

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

· Задание "Графический диктант"

Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными.

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?·Разминать пальцами пластилин, глину, тесто, нанизывать шарики из тестана палочку, карандаш, сортировать крупы и макаронные изделия.

Нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики макароны с крупными дырочками на нитку, леску, приклеить на лепёшку из теста фасоль, пуговицы, бусины, составить узоры из косточек.

играть с конструктором, мозаикой, кубиками;играть с песком, водой, крупами, рисовать на крупе, насыпанной на плоском блюде.

Игры с прищепками:прищепки «превращаются» в различные предметы, животных, птиц, людей.

резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок);рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью).

Васильева Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 181 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Методическое обеспечение развития мелкой моторики руки у ребенка раннего возраста в условиях перехода на ФГОС ДО
Дата публикации: 24.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Методическое обеспечение развития мелкой моторики руки у

ребенка раннего возраста в условиях перехода на ФГОС ДО

1. Разработка методического обеспечения развития мелкой


Успешность развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста во многом зависит от того, каким образом организована работа в дошкольном образовательном учреждении. В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает решение задачи по развитию крупной и мелкой моторики обеих рук, поскольку, когда у детей развивают мелкую моторику пальцев, то осуществляется разнообразие тактильных впечатлений ребенка, оказывается большое влияние на развитие его речи, снижается проявление различных недостатков и даже снятие психического напряжения. ФГОС ДО также отводит важную роль игре - особой деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный культуру человеческих взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. С этой точки зрения, пальчиковые игры – идеальный способ развивать и развлекать ребенка одновременно. В начале работы организуется индивидуальное наблюдение за развитием мелкой моторики руки каждого ребенка с целью формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр. Дети раннего возраста имеют неповторимые особенности развития, которые необходимо учитывать при организации пальчиковых игр. Так, пальчиковые игры, организованные в самом начале, ориентированы на простое прикосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук ребенка, осуществление простых круговых движений внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом, активизируются точки,
связанные с речевыми зонами мозга. Все игры выполняет взрослый, помогая и управляя руками ребенка. Постепенно требуется усложнять игры, уже не просто дотрагиваясь и производя манипуляции с пальцами ребенка, но и быстрым движением массажируя пальцы от основания до подушечки. Уже с первого года жизни ребенка рекомендуется как можно более активно использовать игровые упражнения, вовлекая в них как можно больше пальцев ребенка. Так, детям предлагается покатать деревянные шарики, разные по размеру, при этом пытаясь использовать при движении все пальчики. Для проведения этого упражнения используют также шарики из пластилина или бусы. Начиная с полутора лет, задание может усложняться. Используются пальчиковые народные игры-потешки, игры с пальчиковыми животными, которые специально предназначены для развития мелкой моторики рук. Нужно помогать пальчикам, занимаясь с детьми до двух лет, поскольку в этом возрасте им еще не так легко воспроизводить произвольные движения пальцами, несмотря на то, что игры для таких детей подбираются достаточно простые (разгибание и загибание отдельных пальцев, массаж, ощупывание предметов разной формы и фактуры). Обычно такие игры предназначены для работы взрослого с рукой ребенка: он осуществляет поглаживание, пощипывание, сгибание пальчиков и т. д. Для детей постарше, примерно с двух с половиной – трех лет игры усложняются и включают уже в себя самостоятельные движения. На данном этапе участие взрослого просто необходимо: сначала он показывает на себе, а затем придает кисти и пальчикам ребенка нужное положение. Взрослый просит дошкольника выполнить это движение без его помощи. В случае, когда у ребенка не получается выполнить то или иное движение, то взрослый сами складывает его руки в нужную позицию. При систематическом повторении ребенок уже сам учится складывать и удерживать пальцы так, как надо. Очень важно не давить на ребенка.
Как только ребенок осваивает движения и ритм текста, он начинает играть простые игры, в то время, как игры посложнее он сначала просто запоминает. Но спустя время, он будет стараться самостоятельно сложить пальчики, будет долго тренироваться, и в конце концов сложит пальцы так, как от него хочет взрослый. Большое значение для детей раннего возраста имеет установление и выполнение режима дня, что играет важную роль для их воспитания. Своевременное кормление ребенка, достаточно длительный и глубокий сон выступают важными условиями правильного физического и психического развития ребенка данного возраста. Режим способствует и воспитанию организованного поведения детей. Если ребенок спит, ест, выходит на прогулку всегда в одно и то же время, то потребность в еде, сне или прогулке возникает именно в то время, которое установлено режимом время. Поэтому пальчиковые игры рекомендуется проводить в режимные моменты. Для этого необходимо выделить для них определенное время. Утром в качестве зарядки можно поиграть с ребенком пять минут, выполнив несколько знакомых ему упражнений, днем после сна провести полноценное занятие с введением новых игр, а вечером после прогулки в течение 10 минут состоится закрепление пройденного. При организации проведения пальчиковых игр нужно учитывать следующие методические принципы: доступность, индивидуальность, последовательность и систематичность, связь с жизненным опытом, наглядность. Детям раннего возраста характерен низкий уровень самостоятельности, отсюда организатором проведения пальчиковых игр всегда выступает воспитатель, который ставит своей задачей вызвать у детей интерес к игре, желание детей принять в ней участие, организовать ее, создать у детей положительные эмоции, поощрять попытки проявлять самостоятельность.
Дети раннего возраста любят ритмически организованную речь взрослого, поэтому стишки и потешки им очень нравятся. Воспитатель должен продумать содержание, объем и степень сложности упражнения в соответствии с возможностями детей. В процессе занятия с ребенком или с подгруппой детей он обязан создать такие условия, которые дадут возможность каждому ребенку работать в своем индивидуальном темпе, проявлять максимальную для него степень самостоятельности при выполнении пальчиковых игр. Правила проведения пальчиковых игр: - педагог должен выполнять упражнение вместе с ребенком, при этом обязательно показывая собственный интерес к игре; - при повторных играх дети произносят текст не полностью. Постепенно ребята разучивают текст наизусть и могут произнести его целиком. Педагог должен наблюдать за тем, чтобы слова ребенка соотносились с движением; - педагог отбирает несколько упражнений и постепенно заменяет их новыми; - педагогу не стоит ставить перед ребенком несколько задач сразу, потому что это довольно сложно для него. Объем внимания у детей еще небольшой, и если поставленная задача для них трудна, то это может вызвать снижение интереса к игре. Этапы разучивания пальчиковых игр: 1. Педагог показывает ребенку игру. 2. Педагог, показывая игру, управляет пальчиками и рукой ребенка. 3. Взрослый и ребенок одновременно выполняют движения, взрослый при этом проговаривает текст. 4. Ребенок выполняет движения самостоятельно, при необходимости педагог помогает ему, говоря текст. 5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст самостоятельно, а взрослый подсказывает и помогает при необходимости.
Пальчиковые игры следует организовывать систематически. Не рекомендуется проводить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после того, как дети покушали. Перед проведением пальчиковых игр необходимо убедиться, что руки у детей теплые. При организации первых пальчиковых игр текст нужно читать медленно, чтобы дети успели показать движения. Нужно убедиться в том, что дети знают персонажей стихов, песенок и потешек. Вначале игры выполняются совместно с ребенком. Особое внимание необходимо уделять созданию игрового образа, что является важным элементом пальчиковых игр. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения строятся таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались отдельные движения каждого из пальцев Пальчиковые игры начинаются с разминки и поглаживания кистей рук и пальцев в течение двух - трех минут. Перед игрой с ребенком обсуждают ее содержание, сразу при этом показывая необходимые жесты, положения пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить ребенка к правильному выполнению игры, но и создает положительное настроение. Мы уже отмечали, что занятия с использованием пальчиковых игр должны строится по принципу постепенной замены игр новыми. В тоже время не стоит торопиться обновлять репертуар: должно быть использовано не более 2-3 игр. Новые игры вводятся постепенно, исключается по одной из знакомых игр, но спустя какое-то время необходимо возвращаться к ней. После проведения пальчиковых игр, рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук. Игровой пальчиковый массаж является несложным, но достаточно эффективным средством развития мелкой моторики рук. Основные приемы массажа - поглаживание, манипуляция. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3
раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. При массаже внутренней поверхности ладоней можно использовать различные предметы: карандаши с гладкой и ребристой поверхностью; грецкие орехи, расчески и многое другое. Самомассаж кистей и пальцев можно проводить при помощи «сухого бассейна». Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Также существует много интересных упражнений с шариком массажером Су-Джок. Таким образом, в соответствии с ФГОС ДО, важная задача дошкольного образовательного учреждения - развитие мелкой моторики обеих рук детей. Стандарт также отводит важную роль игре – ведущему виду деятельности ребенка, в том числе пальчиковым играм. При проведении пальчиковых игр учитываются такие принципы, как доступность, индивидуальность, последовательность и систематичность, связь с жизненным опытом, наглядность. Организатором в проведении пальчиковых игр выступает воспитатель. Мы предложили пример игрового пальчикового массажа и пальчиковые игры с массажным шариком Су-Джок.
2. Реализация методического обеспечения развития мелкой

моторики руки у ребенка раннего возраста через пальчиковые игры
Мы проводили наше исследование на базе МБДОУ № 181 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. Деятельность детского сада направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В первую младшую группу ходят дети двух-трех лет. Сюда приходят так называемые домашние дети. Они отличаются друг от друга уровнем развития, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Недостаток тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение ими культурно-гигиеническими навыками, поэтому у детей недостаточно сформированы навыки самообслуживания. Рука ребенка еще физиологически несовершенна. У детей наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость, пальцы рук сгибались и разгибались синхронно, т.е. действовали воедино, движения пальцев слабо разделены, поэтому если сгибается один палец, то и остальные действуют также. Таким образом, у большинства детей раннего возраста отмечалось недостаточное развитие мелкой моторики рук. Поэтому мы поставили перед собой цель – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью игр с пальчиками. В группе оформлены картотеки пальчиковых игр, которые постоянно используются в работе. Игры для детей раннего возраста достаточно просты и включают в себя такие движения, как разгибание и загибание отдельных пальчиков, небольшой массаж, ощупывание предметов разной формы и фактуры. Подобные игры предназначены на взаимодействие взрослого с рукой ребенка. Поскольку пальчиковые игры достаточно многообразны, то мы разбили их на следующие группы. 1. Игры – манипуляции. - «Сорока-белобока…», «Ладушки-ладушки…» - во время игры выполняют круговые движения указательным пальцем;
- «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - нужно поочередно загибать каждый палец. Эти упражнения ребенок может выполнить как самостоятельно, так и при помощи взрослого. Они способствуют развитию воображения, так как в каждом пальчике ребенок начинает видеть тот или иной образ. 2. Пальчиковые упражнения с сюжетом. - «Как здороваются пальчики» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем, сначала правой руки, потом левой руки, а затем двух рук одновременно. - «Цветок распускается» - из сжатого кулачка начинают по очереди выскакивать пальцы. - «Грабли» - пальцы переплетаются между собой. - «Елка» - ладони направлены от себя, пальцы переплетены в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к телу не прижимаются. Сюда же относятся такие упражнения, которые помогают детям представлять диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев, предметы транспорта и т.д. 3. Пальчиковые упражнения, проводимые одновременно со звуковой гимнастикой. Ребенок поочередно соединяет пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямляет по очереди каждый палец. Еще один вариант проведения этого упражнения – ребенок сжимает пальцы в кулак и разжимает, одновременно произнося следующие звуки: б-п, д-т, к-г. 4. Пальчиковые кинезиологические упражнения, которые называют гимнастикой мозга. С помощью данных упражнений активизируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания и сосредоточенности.
- «Колечко» - ребенок по очереди перебирает пальцы рук, последовательно соединяя в кольцо с каждым пальцем указательный, средний и т.д. - «Кулак – ребро – ладонь» - ребенок последовательно меняет позиции: сжатая в кулак ладонь, потом ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) и др. 5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Самомассаж оказывает положительное влияние на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. В таких упражнениях используют традиционные для массажа движения, как разминание, растирание, надавливание, пощипывание. - «Помоем руки под горячей струей воды» - дети выполняют движения, как при мытье рук. - «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки ребята растирают каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растирают всю ладошку. Для более эффективного самомассажа кисти рук используется грецкий орех, карандаш, массажный мячик. 6. Упражнение «Театр в руке» направлено на повышение общего тонуса, развитие внимания и памяти, содействует снятию эмоционального напряжения. Пальчиковыми красками на подушечках всех пальчиков правой руки дошкольника рисуется по зайчику и ребенку объясняют, что теперь каждый его пальчик – это зайчик. У каждого из них свое имя. Большой пальчик зовут Коротышка, указательный пальчик зовут Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого зовут Тишка, а пятого, самого маленького – Трусишка. Мы предлагаем ребятам поиграть с зайчиками, показав соответствующие упражнения (Приложение 4). - «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в
кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения, как будто выполняя «трепетание пальцев». - «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец представляет из себя какой-то персонаж. Движение рук построено на занимательной игровой основе. Мы использовали пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек. Потешки, которые сопровождают пальчиковые игры, способствуют хорошему настроению, вызывают у ребят чувство радости. Мы уже говорили о том, что с помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Пальчиковые игры обеспечивают благоприятное развитие, это замечательная тренировка для пальцев, кроме того, игры способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек. У детей раннего возраста хорошая автоматическая память и им не трудно запомнить текст потешки. Зато потом услышанные слова вызывают нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. В играх с пальцами сам звук голоса и громкость произносимого текста, как и движения отдельных пальцев и всей руки придают особую выразительность рифмам. Тексты можно не только произносить, но и петь, сопровождая их движениями рук и пальцев. Для развития устойчивого внимания, обеспечения интереса и хорошего настроения у детей использовались различные атрибуты: театр деревянный, вязаный, бумажный; театр ‐ рукавичка и др. Пальчиковые игры вводились в различные режимные моменты. Мы стараемся приучать ребенка раннего возраста к режиму дня с первых дней его поступления в детский сад. Это делается для того, чтобы детский организм привыкал к одному времени приема пищи, сна, прогулки, игр и развлечений.
Пальчиковые игры проводятся утром, когда ребенок приходит в детский сад как отвлекающий фактор для переключения внимания, а также после сна, как физминутки, используя при этом разнообразные формы, методы и приемы (показ действий, действия руками ребенка, самостоятельные действия ребенка.). Мы обратили внимание, что эффективно использовать пальчиковые игры в период адаптации ребенка к детскому саду. Они помогают снять напряжение и стресс у детей, способствуют более легкому привыканию к новым условиям. Для проведения пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребенок не слишком возбужден, но и не слишком расслаблен. Когда утром ребенок приходит в детский сад, мы используем игру «Приветствие»: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками). После завтрака предлагаем детям игру «Помощник»: Посуду моет наш Антошка: Моет вилку, чашку, ложку, Вымыл блюдце и стакан, И закрыл покрепче кран. Во время утренней гимнастики перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) мы предлагаем детям поиграть с предметом, например, передавать мяч из рук в руки или ловить его. Если использовался комплекс физических упражнений без предметов, то мы применяли разминку «Замок». Разминка начиналась с упражнений для
крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье). Дети выполняли махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следовала разминка для пальцев. Она начиналась с хватательных движений: сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой). Постепенно мы переходили на сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), затем в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша или грецкого ореха. На прогулке в теплое время года после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить следующие предметы и объекты: дом, скворечник, кошку, собаку, конуру, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки. Для создания у детей хорошего настроения применялись игры «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки». Мы организовывали свою работу следующим образом. Перед началом упражнений дети легкими поглаживаниями разогревали ладони до приятного ощущения тепла. Все игры выполнялись медленно, от трех до пяти раз, сначала левой рукой, затем правой, а потом обеими руками одновременно. Мы обязательно показывали собственную увлеченность игрой, когда выполняли упражнения вместе с дошкольниками. При выполнении упражнений вовлекали все пальцы руки. В первую очередь мы обращали внимание на правильную постановку кисти руки, точное переключение с одного движения на другое. Нам было важно достичь такого уровня, чтобы дети могли выполнить все упражнения легко, без лишнего напряжения мышц руки. Желательно, чтобы эти
упражнения были легки и доступны и вызывали только положительные эмоции. Все объяснения даются спокойным тоном, четко и кратко. Если некоторым детям была нужна помощь, то мы ее оказывали. Каждое занятие по продолжительности занимает не больше пяти минут и ее два-три раза повторяют в течение дня. Мы обратили внимание на то, что когда игры проводятся повторно, дети иногда начинали произносить не весь текст (особенно забывая начало и окончание). И лишь потом, спустя какое-то время, когда дети запоминали весь текст наизусть, они могли воспроизвести его полностью, при этом соотнося слова с движением. Те игры, которые детям особенно нравятся, мы используем достаточно часто и никогда не отказываем детям в их желании сыграть еще и еще раз. Поскольку мы работаем с детьми раннего возраста, то не ставим перед ними одновременно несколько сложных задач, например, показать движение и произнести текст. Если у детей что-то не получалось, то наша основная задача - выявить причину, чтобы не отбить желание ребенка продолжить игру. Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Мы используем наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр». Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и семье. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Такие игры способствуют установлению хороших дружеских взаимоотношений между детьми, а также между взрослым и ребенком. Таким образом, мы описали реализацию методического обеспечения развития мелкой моторики руки у ребенка раннего возраста через пальчиковые игры на базе МБДОУ № 181 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. В первую младшую группу входят дети двух-трех лет. У
большинства детей отмечается слабое развитие моторики рук. Поэтому мы поставили перед собой цель – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр. В группе сделаны картотеки пальчиковых игр, которые постоянно используются в работе. Мы использовали также пальчиковые игры «Пальчики-зайчики» и пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек.
3. Оценка результатов использования методического обеспечения в

дошкольной образовательной организации
В результате реализации методического обеспечения развития мелкой моторики руки у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр, можно с уверенностью сказать, что мы достигли определенных результатов. В самом начале нашей работы мы могли наблюдать у детей раннего возраста мышечную напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети были скованны, медлительны в выполнении движений. Им было трудно выполнить ряд упражнений, пальцы были непослушными, малоподвижными, слишком напряженными. Дети захватывали различные предметы, картинки или мелкие игрушки всей ладонью, а не несколькими пальцами. Во время игр они применяли силу, заталкивая предметы в отверстия или емкости. После проведенной работы с помощью метода педагогического наблюдения мы пришли к выводу, что большинство детей раннего возраста в своих играх с удовольствием играют в пальчиковые игры и исполняют потешки и песенки. Те дети, которые совсем не умеют говорить, просто с удовольствием повторяют движения. Наблюдается позитивная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, они спокойно и уверенно совершают достаточно сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.
Более ловкими и гибкими стали пальчики у детей, ребята стали быстрее овладевать сложными упражнениями. У многих детей хорошего уровня развития достигла координация движений пальцев рук и кистей - они стали подвижными, исчезла некоторая скованность движений. Подавляющее большинство детей в освоении навыков самообслуживания достигло высокого уровня. Ребята стали меньше утомляться во время проведения игр, пальцы рук у них научились сгибаться и разгибаться поочередно, а не все вместе, как было раньше, более дифференцированы стали движения пальцев. По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что улучшилась ориентировка детей в пространстве, у них развились такие качества, как терпение, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Дети с удовольствием принимали участие в пальчиковых играх, внимательно слушали воспитателя и пытались согласованно выполнять движения руками в соответствии со стихотворным текстом. Сами движения рук стали более координированными. Дети сопровождали свои действия потешками, спокойно могли заучить небольшие четверостишия, в активной речи научились использовать фразу из нескольких слов. Постоянная методическая деятельность по развитию движений пальцев рук, помимо стимулирующего влияния на развитие речи, выступает сильным средством, способствующим повышению активности коры головного мозга у детей. Прелесть пальчиковых игр состоит не только в том, что они положительно влияют на развитие речи, но и в том, что они могут переключать внимание детей с капризов или нервозности на телесные ощущения, и при этом дети быстро успокаиваются. Следовательно, пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны для ребенка. Проводя регулярно пальчиковые игры, мы отметили тот факт, что дети стали проявлять активный интерес к пальчиковым играм, увеличивается их
словарный запас, возрастает речевая активность детей в различных видах деятельности. Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, становятся более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова игр. Пальчиковые игры включают в себя определенную комбинацию жестов и движений. Для того чтобы принять участие в пальчиковой игре, ребенку нужно уметь делать дифференцированные движения, выделять их. Пальчиковая игра как бы подводит ребенка к тому, что он начинает более полно и дифференцированно воспринимать игру, в результате чего восприятие становится целенаправленным, анализирующим. Разученные игры дети уже по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх и повседневной жизни. Пальчики у ребятишек стали более ловкими, дети научились действовать осознанно. Пальчиковые игры улучшают развитие внимания детей, оптимизируют зрительную реакцию на собеседника, способствуют развитию подражательности как основы самостоятельности. Мы пришли к выводу, что в дальнейшем целесообразно расширять картотеку пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми раннего возраста. Стоит отметить, что положительной динамики развития мелкой моторики у детей раннего возраста удалось достичь благодаря совместной работе воспитателя с родителями. Было организовано вовлечение родителей в образовательный процесс и обучение их приемам взаимодействия с детьми. Родители с большим интересом посещали мастер-классы по проведению пальчиковых игр, оказывали помощь воспитателям в создании игровой атрибутики. Мы считаем, что смогли добиться поставленной цели с помощью организации в группе предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики, используя развивающие возможности
пальчиковых игр с учетом возрастных особенностей детей, а также привлекая родителей в совместную деятельность. Можно выделить следующие показатели эффективности проведенной работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр: - отобраны и систематизированы пальчиковые игры; - оформлена картотека пальчиковых игр; - налажено взаимодействие с родителями. Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы: − разработанная система учитывает особенности возраста детей, а также объем информации, которая может быть им и воспринята; − отмечается положительная реакция и наблюдается эмоциональная реакция детей на пальчиковые игры, они проявляют желание и интерес играть в них; − возросла речевая активность детей, их внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память; − удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Работа в данном направлении будет продолжена. Чтобы ее результат был более эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста. Мы пришли к выводу о том, что надо шире использовать не только разнообразные пальчиковые игры, направленные на формирование мелкой моторики рук, но и использовать в комплексе разнообразные средства. Например, сочетать ежедневный массаж кисти рук, пальцевые упражнения и развивающие занятия с ребенком, начиная с раннего возраста. Необходимо также продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой моторики, продолжать пополнять картотеку игр.
Разработанная система может использоваться воспитателями учреждений дошкольного образования для развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что регулярная работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики у детей раннего возраста. Использование пальчиковых игр на развитие мелкой моторики приводит к тому, что кисти рук ребенка постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что впоследствии должно облегчить овладение навыками письма.

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики у ребёнка дошкольного возраста»

Брылёва Анастасия Александровна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Зачем нужно развивать моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребёнка — тонких движений кистей и пальцев рук — один из показателей психического развития ребёнка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребёнка к школе.
  • Мелкая моторика — основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

При недостатках развития мелкой моторики:

  • Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрические фигуры).
  • Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы).
  • Тремор.
  • Очень медленный темп письма.

— пальчиковая гимнастика,

— пальчиковые игры со стихами, со скороговорками,

пальчиковый театр,

— лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.),

— нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т.д.,

— конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО,

— различные виды аппликаций,

— рисование по трафаретам,

— штриховка,

— дорисовка (по принципу симметрии),

— лабиринты,

дидактические игры,

— шнуровка,

— игры с мелкими предметами,

— пазлы, мозаика.

Развитие мелкой моторики в быту

(советы для родителей)

Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  • Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
  • Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).
  • Лепить из теста печенье.
  • Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать ботинки.
  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
  • Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
  • Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  • Помогать перебирать крупу.
  • Закрывать задвижку на двери под раковиной.
  • Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  • Собирать на даче или в лесу ягоды.
  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  • Включать и выключать свет.
  • Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  • Перелистывать страницы книги.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Работая в данный момент воспитателем в детском саду, я стала понимать всю важность развития мелкой моторики рук у детей именно с раннего возраста.

Значимость данной проблемы осознаёшь тогда, когда знакомишься с результатами исследований и наблюдений, которые доказывают, что степень развития пальцев рук напрямую воздействует на развитие речи ребёнка. К сожалению, в последние годы развитию мелкой моторики родители уделяют слишком мало внимания.

То, что взрослому человеку облегчает жизнь и экономит время, лишает детей возможности работать руками. Например, не все мамы и папы в утренней спешке готовы терпеливо ждать, пока малыш сам зашнурует ботинки или застегнёт пуговицы. В итоге родители покупают обувь на «липучках», куртки на «молниях» и мелкие движения кисти и пальцев практически исключаются из жизни ребёнка. А ведь ещё Сухомлинский В.А. писал, что истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев! Именно здесь неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. С этой целью я уже второй год углубленно изучаю данную тему.

Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение, с помощью того или иного языка. Она представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твёрдое нёбо), а также органы голосообразования дыхания. Специальными исследованиями Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук.

В нашей группе оснащено пространство предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики рук – это:
Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук.
Игрушки-шнуровки
Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте от одного-трех лет. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.
Кубики; различные деревянные пирамидки; конструктор- развивают мелкую моторику, способствуют конструированию, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве; пазлы - собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук; кубы – сортёры - ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами; мозаика-способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка; фасоль и горох мелкая моторика рук.
В образовательной деятельности для развития мелкой моторики я использую:
пластилин, при помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи;
Рисунок из фасоли. На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.
Мозаику - заранее готовлю тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.
Цветная манная крупа
Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами крупу, заполнит ей рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрясти лишнюю крупу с картинки.
Лепка из глины и пластилина.
Рисование или раскрашивание картинок
Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
В свободное время, вечерами мы играем с детьми в:
Сортировка семян (требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета); переливание жидкостей и не только (начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду); застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков (хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук); завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке (каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка); закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. (также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка); любимая игра моих малышей «Сухой бассейн». Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет игрушку, спрятанную там мною. Найденная игрушка доставляет огромную радость ребенку. Использование такого пособия многофункционально, это и мозаика и предметы – заместители в игре.
Например, из контейнеров от шоколадных яиц получаются хорошие погремушки в стиле Монтессори - педагогики. Для этого нужно взять четное количество одинаковых киндер - коробочек, наполнить их попарно разными сыпучими продуктами разного калибра: манной крупой, рисом, горохом, фасолью, крупными орехами (фундук) или каштанами. Задача ребенка – найти два контейнера с одинаковым звучанием.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.
Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей.
Эти игры способствуют развитию речи, творческой деятельности и укреплению здоровья.
Я создала накопительную папку пальчиковых игр, стараясь подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование образовательной деятельности, по сезонности и с большим разнообразием движением пальцев рук. Провожу пальчиковую гимнастику не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке.
Например, всем известная игра для малышей «Сорока-ворона кашку варила.», есть пример массажа ладоней ребенка. Именно «Сорока-ворона» с ее круговыми движениями по ладони воздействует на пищеварение, а несильные нажатия на кончики пальцев стимулируют развитие речи. Интересно и то, что большое внимание уделяется мизинцу, и это тоже неспроста. Мизинец предполагается помассировать тщательнее других, так как считается, что на мизинце расположены точки, отвечающие за сердце, печень и почки. Игры с пальчиками и ладошками, которые сопровождаются стихами, положительно влияют на развитие речи, развития ритма у ребенка. Важно все игры проводить и на правой руке, и на левой.
Для детей такие игры остаются хорошей забавой. В процессе игры дети легко заучили движения и стихи.
И, конечно, игра «Камень, ножницы, бумага», которая пришла к нам из Китая. Дети с четырех лет прекрасно понимают правила игры и с удовольствием играют в нее. Стоит отметить, что эта игра является самой любимой для многих детей.
Слова: камень, ножницы, бумага. Цу-е-фа.
На последние слова выкидывается ладонь, которая показывает определенный знак. Камень затупит ножницы, ножницы режут бумагу, а бумага заворачивает камень. Продемонстрируйте ребенку, как это происходит, чтобы он не запутался.

Мною созданы игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые очень популярны в нашей группе и дети с большим удовольствием играют в них.
Игра «Тактильный мешочек»
Я подготовила одинаковые крышечки, их число должно быть четным. Можно взять крышечки от коробок сока или пластиковых бутылок, питьевого йогурта.
В качестве тактильного материала использовала наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой (вельвет, джинсовая ткань, гобелен, мех, вязаная ткань, кожу, сетка от комаров и т. д. По размеру крышек вырезала по два кружка каждого материала и вложила кружочки в смазанные клеем крышечки. Сшила красивый мешочек из плотной ткани.
Правила игры: положите в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество).
Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.
Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
Упражнение с пинцетом
В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы.
Сортировка мелких предметов
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, пуговиц.
Помпоны и щипцы
Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.
Кукольная одежда на прищепках
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики. Данный вид деятельности популярен не только у девочек, но и у мальчиков.
Коробочка с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей я использовала коробку из-под обуви. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным я вырезала из картона геометрические фигуры и к ним цепляем прищепки.
Упражнение с дыроколом
Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.
Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
Уважаемые коллеги, я познакомила Вас с наиболее известными формам и методами работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Но для своей работы я выделила еще несколько нетрадиционных и малоизвестных метода, о которых Вам сейчас расскажу.

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (Иглотерапия, пуговичная терапия.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Между непрерывной образовательной деятельностью я провожу динамические паузы с массажером «Су-Джок».
Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
“Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
“Зайчик” – и. п. : рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
“Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
Примерные упражнений с применением массажера “Су-Джок” :
Прямолинейные движения колючего шарика:
– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– Сначала одной руки;
– Потом другой руки.
Спиралевидные движения:
– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Зигзагообразные движения:
– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– Подушечек одной руки;
– Подушечек другой руки
Иглотерапия
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми провожу с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, который разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.
Техника игольчатого массажа: в игровой форме предлагаю ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
Так же можно разнообразить эту деятельность:
-предлагать прошагать по дорожке;
-искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,
-использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;
-закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.
Пуговичная терапия.
Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом в нашей группе стала обыкновенная пуговица.
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.
Приведу несколько примеров игр с пуговицами.
Поднимание пуговиц.
С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
Расти, пальчик!
Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.
Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
Кто быстрее?
Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.
Передай пуговицу.
Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.
Усложнение: менять способ передачи пуговицы.
Подбери пуговицу.
Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.
Криотерапия.
Криотерапия дословно - это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Противопоказания.
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.
2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. Развитие тактильной чувствительности:
- массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Методы развития мелкой моторики – криотерапия, иглотерапия и пуговичная терапия позволили достичь определенных результатов:
- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- повышается интерес детей к занятиям с логопедом, психологом.
Кроме того, оба эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.
Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе.
Провожу работу по совершенствованию сенсорного восприятия и развитию руки на прогулке. Это, конечно же, игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке, но и ставить отпечатки ладошками, изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.
Заключение
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, я добилась следующих результатов: улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Выполнила

Назарова Марина Викторовна


АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Иван Михайлович Сеченов

Иван

УХТОМСКИЙ

БЕХТЕРЕВ

Петрович

Павлов


Актуальность выбранной темы видим в том, что своевременное формирование и развитие двигательных и психических механизмов являются основными условиями речевого развития ребёнка

Главной целью

данной работы является:

изучение развития речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук


Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи развития мелкой моторики и речи у младших дошкольников

2. Изучить условия и закономерности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

3. Выявить связь между особенностями речевого развития и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей развития речи через развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.


Объект: процесс развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Предмет:

особенности влияния мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста


Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • Развитие свободного общения со взрослыми;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • Воспитания интереса и любви к чтению.

Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.

  • Задачи практического исследования:
  • Провести исследование развития речи у детей младшего дошкольного возраста до формирующего эксперимента.
  • Подобрать и организовать систему занятий с использованием игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
  • Провести исследование развития речи у детей среднего дошкольного возраста после формирующего эксперимента.

Диаграмма 1. Уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе работы.


Цель формирующего эксперимента: доказать, что развитие мелкой моторики рук является эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Систематизировать работу воспитателя по развитию мелкой моторики.

2. Способствовать развитию мелкой моторики рук:

развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3. Развитие тактильной чувствительности рук.


«Сухой бассейн»

Сюда насыпали горох,

и пальцы запустили,

Устроив там переполох,

чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем

не соль,

а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.


"Чудесный мешочек"

Отгадывать знакомый предмет на ощупь.

Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нём;

мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.


"Узор из белой и красной фасоли"

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»


"Веселая шнуровка"

Дидактическая игра "Собери бусы"


Диаграмма 2 Уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе работы.

Диаграмма 1





error: Контент защищен !!