Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников. Развитие мелкой моторики у детей средней группы в процессе художественного труда


« Развитие мелкой моторики у детей средней группы в процессе художественного труда»
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием определённых импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, логически рассуждает, у него хорошо развиваются память, внимание, связная речь.
Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, ребёнку приходится удерживать в руках непослушный карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!
Проведённая мною диагностика уровня развития мелкой моторики, позволила сделать вывод, что стало выше качество знаний и умений детей. Сначала прошлого года и на начало нынешнего учебного года количество детей, которые справились с заданием увеличилось на 14%, а количество детей, которые не справились с заданием, уменьшилось на 2%.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне обычное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно беспокоить педагогов и родителей: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать!
Я предлагаю игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые должны следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание должно иметь название и выполняться два-три раза в день.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его большой для него работой. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и тогда это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые мною систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Итак, развивая пальцы рук, мы будем развивать речь и мышление ребенка и тогда отпадут проблемы в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Хотелось бы повторить основное правило - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов.
Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку.
Художественный ручной труд – это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха.
Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием я решаю не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учу сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, учу помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).
Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка. Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения.
На сегодняшний день проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень актуальна. Я считаю: чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.
Вот почему инновационной деятельностью моей работы является приобщение детей к разным видам художественной деятельности.
Поэтому целью моей работы стало развитие мелкой моторики детей посредством выполнения поделок из различных материалов.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1.Формировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы;
2.Развивать цветовое восприятие, композиционные навыки.
3.Воспитывать желание участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт, дарить.
Уже во второй младшей группе я проводила кружковую работу «Послушные пальчики», где укреплялись руки малышей. Сначала мы разминали ручки или проводился массаж ладоней ребёнка, а потом приступали к работе. Детям нравилось делать дорожку из гороха для колобка, украшать крупой пасхальные яички, выкладывать на пластилине зернышки (рис, гречка) для петушка, создавать образ пушистой тучки путем отщипывания кусочков бумаги, скатывания её в шарик и прикрепления к фону. Такие упражнения увлекательны для малышей. Они способствуют развитию мелкой моторики, творческой активности, координируют работу глаз и обеих рук. Я учила детей анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Все, что ребёнок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Поэтому, выполняя одно и тоже задание, детские работы получались совершенно разные.
Когда работа находилась на начальной стадии, все занятия с воспитанниками проводились в игре. Детям нравились игры: «Чудесный мешочек», « Логические цепочки из фигур», «Составь узор из крупной мозаики». Все это способствовало раннему развитию мелкой моторики пальцев рук.
В средней группе особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественной деятельности проигрыванием. Ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребята с удовольствием делают атрибуты к сюжетно - ролевым играм: «Магазин», «Семья».
Я думаю, что работа с пластилином способствовала развитию не только мелкой моторики рук, но и фантазии детей. Делая пластилиновые жгутики, скручивая их в круг и овал, у ребят получались вишенки, снеговики, цветочки, цыплята, гусеницы.
В средней группе мы стали делать аппликации из чайной заварки. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета, далее – брали формы по - мельче. Также начали пробовать складывать из бумаги (оригами), детям эта работа даётся с трудом. Зато сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками! Я сделала вывод, что при создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.
Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить». Для родителей я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей родители могли видеть на выставках. Стенды регулярно обновлялись к праздникам. Дети и взрослые видели плоды своей деятельности.
Наша задача - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Я предлагаю игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1. «Отгадай на ощупь». Цель игры: развивать тактильные ощущения, учиться отгадывать наполнитель на ощупь. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. Цель: развивать тактильные ощущения.
3. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами. Цель: укрепление пальцев и всей кисти руки, тактильные ощущения.
4. "Резиночка". Для этого упражнения я использую резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
5. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. Задача: учиться выполнять специальные движения пальцами.
6. Игра "Разноцветные снежинки" направлена не только на развитие мелкой моторики рук, но и на формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Я показываю, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, я говорю, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Тогда я прошу детей раскрасить снежинки.
Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
7. "Повтори движение". Цель: развитие мышц пальцев рук, мышление, память.
Я, садясь напротив ребенка, делаю пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь я сижу напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
8. Игры с рисованием. Цель: развитие творческих способностей ребёнка. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для меня, а я - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). У нас в группе есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
9. Игры с предметами домашнего обихода. Цель: развитие речи, фантазии, воображения.
В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Я беру яркий поднос, затем тонким равномерным слоем рассыпаю по подносу любую мелкую крупу. Провожу пальчиком ребенка по крупе. Получается яркая контрастная линия. Разрешаю малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем пробуем вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).
Подбираю пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываю рисунок сама, затем прошу малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без моей помощи, предлагаю ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Насыпаю в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаю горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладу на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
10. Игры – шнуровки. Цель: пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу»", «справа", "слева», формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), способствуют развитию речи и развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти пальцев, полезны и детям постарше.
Следует помнить, что от развития тонкой координации движений и ручной умелости зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно сделать вывод, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
Проводимые мною наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
Перебирать крупные деревянные бусы.
Собирать, складывать пирамидки.
Работать со шнуровками.
Застёгивать пуговицы.
Завязывать, развязывать узлы.
Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.
Таким образом, знакомя детей с разными видами художественного труда, развиваются мелкая моторика мышц пальцев рук детей, интерес к деятельности, формируются учебные навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового. Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях!

1. Актуальность проекта

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» . А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен, тем что группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Поэтому важность проблемы вызвала необходимость разработать комплекс мероприятия по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, с участием родителей и детей средней группы компенсирующей направленности.

2. Участники проекта

Дети средней группы компенсирующей направленности, и их родители.

Учитель – логопед: Ферд Надежда Анатольевна

Воспитатели группы: Баранова Юлия Владимировна, Баранникова Татьяна Юрьевна

3. Тип проекта: творчески – игровой

4. Вид проекта: средней продолжительности

5. Сроки реализации: ноябрь 2013 года – май 2014 года

6. Теоретические основы проекта

Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма.

Таким образом изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Нормы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

От 3 до 4 лет:

  • держит карандаш пальцами
  • собирает и строит из 9 кубиков
  • берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев
  • повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца

От 4 до 5 лет:

  • рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии
  • раскрашивает простые формы
  • копирует заглавные печатные буквы
  • рисует простой дом (квадрат и крыша) , человека (2–3 части тела)
  • складывает бумагу более чем 1 раз
  • нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку; - - - определяет предметы в мешке на ощупь
  • лепит из пластилина, шнурует ботинки.

От 5 до 6 лет

  • копирует сложные рисунки, буквы (при копировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет)

От 6 до 7 лет

  • полностью владеет мелкой моторикой
  • может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетание кос, штопка) .

7. Цель и задачи проекта

Цель проекта: совершенствовать систему работы по развитию мелкой моторики как средства развития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Изучить теоретические аспекты по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средства совершенствование речи. Проанализировать и собрать информацию из различных источников.
  2. Разработать перспективное планирования по проекту.
  3. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики как средства развития речи, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
  4. Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическими стендами.
  5. Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
  6. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  7. Пополнить предметно-развивающей среду пособиями, тренажёрами для развития мелкой моторики.
  8. Привлечь родителей к совместной работе по изготовлению сенсорной книжки, как средства развития мелкой моторики и речи у детей средней группы компенсирующей направленности.
  9. Ожидаемые результаты
  • Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики.
  • Родители активно включены в коррекционно – развивающий процесс по развитию мелкой моторики, как средства совершенствования речи.
  • Родители самостоятельно используют наглядный материал для создания совместной сенсорной книги.

9. Эффективность данных результатов

10. Возможные риски

  • Некачественное использование наглядного материала для создания страниц сенсорной книги.
  • Трудности взаимодействия с родителями.

11. Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система по созданию сенсорной книги для развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам развития ручной моторики и потребности в использовании теоретического материала – могут быть реализованы педагогами, учителями – логопедами и заинтересованными родителями.

12. Описание проекта

Этапы реализация проекта

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .

Задачи:

  1. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, установить контакт с её членами. (Приложение 1)
  2. Определить педагогами тему, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
  3. Обсудить с родителями проект, выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.
  4. Подготовить наглядный материал для работы с детьми и родителями.
  5. Собрать и изучить информацию (поиск информации в Интернет, и других источниках) .

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап - основной (практический) .

Задачи:

  1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
  2. Провести мастер – класс «сенсорная книга» для родителей по изготовлению пособий, тренажёров в домашних условиях по теме проекта. (Приложение 2)
  3. Провести индивидуальные консультации (по необходимости) .
  4. Пополнить информационно-методические стенды теоретическими материалами. (Приложение 3)
  5. Провести круглый стол с родителями, с целью утверждения названия и оформления сенсорной книжки для развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 4)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (контрольно-диагностический) .

Задачи:

  1. Проанализировать эффективность работы педагогов с родителями по вопросам развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 5)
  2. Презентация сенсорной книги. (Приложение 6)
  3. Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов.
  4. Разместить фотоматериалы проектной деятельности на сайте ДОУ.
  5. Перспективный план реализации проекта

Заключение

В заключении можно сказать следующее: преодолевать неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки, специфические особенности двигательной сферы необходимо начинать задолго до поступления в школу.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом. Формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду группы разновозрастные, поэтому игры по развитию мелкой моторики проводятся со всеми детьми от 3 до 6 лет. Ежедневно мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шнуровками, играем в пальчиковые игры. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

Речевое сопровождение:

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

«Весёлые клубочки»

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур(леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.



«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.




«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» - для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.»

«Черепашка»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением - разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.



«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.



Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх - это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету - "Цветные дорожки".

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Наблюдая за деятельностью детей, посещающих 2-ю младшую группу, в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною было выявлено, что многие дети с трудом пользуются ложкой, неуверенно держат карандаш, непростая задача для многих – скатать «колбаску» из пластилина. Также мною было проведено педагогическое исследование с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук детей в группе.

Для проведения исследования были выбраны упражнения, предложенные Ивановой Ю.В. в сборнике: Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.

По результатам исследования выявлено, что при выполнении предложенных упражнений только 19 % детей не испытывали затруднений и выполнили их правильно. Остальные дети выполняли упражнения либо с небольшими затруднениями, либо испытывали значительные трудности. Это выразилось в неточном выполнении движений, с усиленным зрительным контролем, с напряжением, в недостаточной координации рук. Пальцы рук дети сгибали и разгибали синхронно. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребёнок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Из результатов исследования следует, что необходимо проведение работы по развитию мелкой моторики рук у детей данной группы.

Цель комплекса: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3-4 лет через использование игр с предметами, пальчиковых игр.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

  • улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • улучшить общую двигательную активность;
  • содействовать нормализации речевой функции;
  • развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук могут служить следующие показатели:

У ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

В играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

При составлении комплекса игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 2-й младшей группы я использовала следующие методические пособия: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: Детство-Пресс, 2014; Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014; Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005; Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014; Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

В основу образовательной программы нашего ДОУ положена примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Согласно программе, образовательный процесс строится по комплексно-тематическому принципу. Данная модель позволяет построить образовательный процесс вокруг одной центральной темы, максимально используя разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому я предлагаю пример комплексов игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет, объединённых определённой темой. В комплекс включены игры и упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребёнка.

В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:

Самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них;

Пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек;

Дидактические игры с использованием различных предметов.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня. Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков.

Комплекс игр и игровых упражнений

Тема: «Я и моя семья»
Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса; обогащение представлений о семье
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж пальчиков «Мышиная семья» Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям массажные движения, дети повторяют их за воспитателем. Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно.

Раз гостила у меня

Вся мышиная семья:

Папа-мышка,

Мама-мышка,

Мышь-дочурка,

Мышь-сынишка

И ещё сынок-мышонок –

Самый маленький ребёнок.

(растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого)

Вот такая у меня

Раз в гостях была семья!

(круговые движения одной ладошки по другой)

Е. Савельева

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой. При успешном выполнении можно предложить детям поиграть пальчиками двух рук одновременно.

Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки» Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже не возникает затруднений при выполнении упражнения, можно предложить сделать тоже самое одной рукой или пользуясь двумя большими пальцами (указательными).
Игра с прищепками «Маленькие помощники» Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке) развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив их прищепками соответствующих цветов.
Тема: «Осень»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию; формирование умения застёгивать/расстёгивать кнопки на одежде, брать мелкие предметы щепотью; формирование произвольных, координированных движений обеих рук; расширение представлений детей об осени
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж грецким орехом Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех.

О.И. Крупенчук

Пальчиковая гимнастика «Осень» Ветер по лесу летал,

(плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой.

Вот последний лист

Ветер бросил на тропинку.

(Укладывают ладони на коленки)

Н. Нищева

Игра-тренажёр «Запасливый ёжик» Познакомьтесь - это ёжик,

Он знаток лесных дорожек.

Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.

Игра с фасолью «Золушка» Воспитатель предлагает рассортировать ребёнку фасоль разных цветов по тарелочкам: красную фасоль брать левой рукой и класть в левую тарелочку, а белую фасоль брать правой рукой и класть в правую тарелочку.
Тема: «Домашние животные»
Цель: нормализация мышечного тонуса; формирование умения выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий; расширение представлений о домашних животных.
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж шестигранным карандашом Карандаш качу, качу,

Карандаш не уроню

(ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)

Ладошка правая,

(катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),

Ладошка левая,

Катаю ловко и умело я!

(катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)

С.В. Ихсанова

Пальчиковая гимнастика «Наши уточки» Наши уточки с утра -

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда -

Га-га, га-га.

(сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными - получится раскрытый клюв)

Наши гуленьки вверху -

Гу-гу, гу-гу.

(поднять руки вверх и помашите кистями)

Наши курочки в окно -

Ко-ко, ко-ко.

(постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом)

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»

(выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать)

Игра «Шаловливый котёнок» Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок.
Игра «Разрезные картинки» Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком. Для игры дети могут объединяться в пары.
Тема: «Мамин день»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности действий.
Название игры / упражнения Содержание игры /
Самомассаж крупными бигуди Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу»

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

Т. Волгина

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» Кукле кашу я сварю:

(мешаем кашу)

В миску молока налью,

(наливаем молоко)

Положу туда крупу

(насыпать крупу)

И поставлю на плиту.

(поставить на плиту)

Будет каша хороша!

(поднять большой палец вверх)

Кушай, кукла, не спеша.

(пригрозить пальчиком)

Игра «Накорми колобка» Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на месте рта), крупную крупу (фасоль, горох).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы «Колобок не подавился».

Игра «Собери бусы» Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.

Список литературы.

1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 96с.

3. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 45 с. – (Школа развития).

4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.

5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 151 с.

6. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: младшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.

Тищенко Татьяна Николаевна. Воспитатель. сл.Родионово-Несветайская. МБДОУ детский сад «Незабудка»

Форма проведения: практикум

Аудитория: родители средней группы

Участники: родители, воспитатель, педагог – психолог

Задачи:

  1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
  2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
  3. Заинтересовать проблемой.
  4. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.
  2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Информационно – техническое обеспечение:

  1. «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»
  2. «Лучший способ подготовить руку ребенка к письму и развить речь – игра» (выступление воспитателя).
  3. Выставка книг по теме собрания.
  4. Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».

Материалы и оборудование:

  1. Плакаты с высказываниями:
  • «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов.);
  • «Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский);
  • «Рука – Это своего рода внешний мозг» (Э.Кант);
  • «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» (В.М. Бехтерева)
  1. Листы бумаги, простые карандаши.
  2. Организация выставки развивающих игр.

Логика проведения:

Актуальность. Работая на группе и наблюдая за детьми, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

Как выяснилось из бесед с родителями, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют развитие мелкой моторики.

Хотя, при определенных условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук. Отмечалось достаточное внимание родителей к приобретению развивающих игр, но родители не знают, как использовать эти игры в развивающих целях. Также уделяется мало внимания совместным играм с детьми. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляции с мелкими предметами. Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Полноценная же речь – необходимое условие успешного обучения в школе. Поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно начать заниматься как можно раньше. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Приемы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
1. Катать шарики из пластилина. Пока ребенок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

  1. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
  2. Перебирать крупные деревянные бусы, четки.
  3. Собирать, складывать пирамидки.
  4. Работать с вкладышами (Монтессори).
  5. Застегивать пуговицы.
  6. Завязывать, развязывать узлы.
  7. Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.

Средства развития мелкой моторики рук.

Различные игры : мячи, пазлы, пирамидки, формы.

Пластилин, глина, песок, вода, крупы, бумага, куклы, бусы, пуговицы, природный материал, карандаши, нитки, веревки и т.д.

Игры с пластилином :мнем и отщипываем; надавливаем и размазываем; скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим картинки; готовим обед.

Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. Игры с конструктором и мозаикой, пазлы.

Развитие тактильных чувств . Игры с прищепками , коробочки где лежит нарезанный материал, мягкий, грубый, шероховатый, с ворсом и т.д. Который ребенок может трогать и рассказывать о своих чувствах. Мешочки с камушками, ракушками и разным другим материалом. Игры с пуговицами . Заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр. Игры с крупами . Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим птичек. Разложи по тарелочкам. Вкусная кашка. Найди игрушку. Игра «Золушка». «Отгадай, какая крупа в мешочке». «Сухой бассейн» из гороха и фасоли. Игры с природным материалом . Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка. Рисование . Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Игры с песком . Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. — Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. — Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти. Игры с водой. — Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.- Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.- Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем. Шитье , вязание, плетение, застежки. Игры с веревочкой . Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов. Шнуровки различные, можно купить в магазине, можно сделать своими руками. Куклы. Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки. Массаж кистей и пальцев рук . Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук; массаж ладони; массаж пальцев рук. Массажеры. Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.

Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. Пальчиковая гимнастика. Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

В заключении хочется сказать. Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,- лучше адаптироваться в практической жизни,- научиться понимать многие явления окружающего мира.

Сейчас мы вам предложим игры.1. Пальчиковая гимнастика .

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Мы морковку рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы морковку солим-солим,

Мы морковку жмем-жмем.

  1. Оригами. Квадрат сложить пополам. Еще раз пополам. Развернуть лист, теперь уголочки складываем к середине. Переворачиваем на другую сторону и снова уголки складываем к середине. Сделайте складки. Поверните. Раскройте все карманы. Вставьте пальцы в фигурку. Направления, в которые открывается фигурка. Готово.
  2. Выгладим платочки для мамы и для дочки. Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной рукой.

А сейчас хотелось бы вам предложить подойти к столу и положить в коробочку геометрическую фигуру: и если вам сегодняшнее собрание помогло получить знания, которые вы примените к своим детям положите красный кружок, если вам, было, не интересно положите синий квадрат, если вы всё это знаете и применяете на практике со своими детьми, положите жёлтый треугольник.

Подведение итогов: В заключении можно сказать следующее: Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

1) кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

2) формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

3) доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

В конце воспитатель раздает памятку для родителей.

Родителям детей 4-5 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;
  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • завязывать узелки на шнурке, веревке;
  • застегивать (расстёгивать) пуговицы;
  • играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
  • резать (вырезать) ножницами;
  • выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

  • перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
  • разбор круп и т.д.
  • выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
  • мять руками поролоновые шарики, губки;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
  • резать (вырезать) ножницами;
  • плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
  • выполнять аппликации.

Список литературы:

  1. Дошкольное воспитание. 1983, № 3; 1988, № 9; 1998, № 9; 2000, № 5
  2. Кыласова Л.Е., Ротарь Н. В., Карцева Т.В., Фролова Н. Г. «Родительские собрания» — Волгоград; Учитель, 2013г
  3. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» Москва «Скрипторий 2003» 2012г
  4. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/


error: Контент защищен !!