Важное средство воспитания обучения и развития детей. «Игра как средство обучения и воспитания детей. Конструирование по образцу

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

г. Новый Оскол Белгородской области»

Самойлова Ирина Алексеевна

Педагог- психолог

«Игра как средство воспитания, обучения и развития личности».

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности

Игра –один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте

игра является ведущей деятельностью, необходимым условием

всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и

обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для

формирования, развития и совершенствования психических процессов

ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения,

наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально

обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Играглавная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы

межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы,

товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт,

взаимоотношения людей. Поскольку детская играявление универсальное и

дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

Играрешает следующие развивающие, воспитательные и

образовательные задачи:

1.Развитиепознавательной деятельности ребёнка.

2. Развитие познавательно- волевой сферы.

3.Обогощение представлений об окружающем мире.

4.Формирование коммуникативных навыков.

5.Формирование культурного поведения.

6.Развитие мелкой моторики и двигательной активности.

Виды игр:

а) –дидактические;

б) –сюжетные;

в) –ролевые;

г) –театрализованные;

д) –подвижные;

е) –конструктивные.

1.Дидактические игры одно из средств познавательной деятельности

школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают

наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают

эффективность обучения.

2. В сюжетно -ролевых играхдети при помощи взятых на себя ролей

воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их

деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный

опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а

также моральные качества, обогащается речевой запас.

однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе

4. Подвижные игры - развивают общую физическую форму, а так - же силу,

ловкость, быстроту, выносливость.

5. Конструктивные игрыслужат средством развития восприятия формы,

объёма, размеров различных предметов. В ходеконструктивных игр

развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

Игра сейчас встаёт в строй самых естественных потребностей человека. Без

неё невозможно полноценное развитие гармонично развитой личности.

понять природу счастливого детства. Детские игрывоспитывают и развивают

в ребёнке всё, что составляетбогатство человеческой души.

Наиболее важные функции игры:

1 –Обучающаяфункция позволяет решить конкретные задачи воспитания и

обучения, которые направлены на усвоение определённого программного

материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны

обучающие игры также для нравственно- эстетического воспитания детей.

2 –Развивающаяфункция заключается в развитии ребёнка, коррекции того,

что в ней заложено и проявлено.

3 –Воспитательнаяфункция помогает выявить индивидуальные

особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в

характере своих воспитанников.

4 –Коммуникативнаяфункция состоит в развитии потребности

обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться

с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения,

проявлять речевую активность.

5 –Развлекательнаяфункция способствует повышению эмоционально-

положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум

ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную

почву для установления эмоционального контакта между взрослым и

ребёнком.

6 –Психологическаяфункция состоит в развитии творческих способностей

7 –Релаксационнаяфункция заключается в восстановлении физических и

духовных сил ребёнка.

Для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить

интерес к учебным занятиям, мобилизовать внимание и переключение с

одного вида деятельности на другой, активизировать деятельность через

игры. Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит

познавательный характер. Игра не должна быть слишком азартной, унижать

достоинство играющих. Детидолжны понимать смысл и содержание игры, её

правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить

идею каждой игровой роли.Кроме того, игра по своему содержанию должна

Воронова Галина Александровна, воспитатель группы коррекции речи, высшей квалификационной категории. МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Ивушка» г. Абакан, Республика Хакасия

Народная игра - средство воспитания и обучения детей в ДОУ

Одной из главных задач ДОУ стоит задача : сформировать произвольность внимания и произвольное поведение у детей старшего дошкольного возраста как основу успешности их обучения.

В процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания предпочтение отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Одним из таких средств воспитания и обучения является игра.

Она позволяет формировать все ключевые компетентности дошкольника:

* информационную (ребёнок не только получает информацию, но и передает её), куда входит и познавательная компетентность;

* действенную, ребёнок проявляет умение действовать на практике;

* коммуникативную;

* социальную.

Из многообразия игр мною выбрана народная игра. Практика показала, что народная игра способствует решению воспитательных функций: развивающей, познавательной, развлекательной, диагностической и коррекционной. Она помогает решать задачи оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Кроме того, она еще служит и средством приобщения детей к народной культуре, что в наше время является актуальным.

Для педагога положительный эффект в том, что народная игра:

* воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение и к самой игре и к народной культуре;

* обеспечивает физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей;

* помогает переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно, переводя обучаемость детей в интересную игру.

Для детей:

* укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество;

* знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;

* формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;

* развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;

* развивает эмпатийные способности,

* формирует чувства принадлежности к своему народу.

Игра даёт ребенку много радости, удовольствия, делает жизнь интересной, веселой и занимательной, она надолго остается в памяти ребенка, иногда на всю жизнь.

Здесь предлагаю народные игры, наиболее предпочитаемые нашими детьми, игр очень много, это лишь некоторые из них.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Странствующие лягушки».

Все дети садятся в ряд на один два шага друг от другого на корточки, опираясь руками в бока. Все стараются поскорее и, не падая доскакать до заранее намеченного места.

«Птицелов»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого птицелов - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят на распев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют,

Аи! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становиться птицеловом.

Правила игры . Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

«Я еду в Лондон»

В этой игре все сидят в кружок на стульях или около каких-нибудь приметных мест. Один обходит круг снаружи и говорит: «Я еду в Лондон (или Рим, Париж) и беру с собой для компании того-то, и того-то!» Тот, кого он называет, становиться сзади него, держится за его спину и со своей стороны зовет кого-нибудь ехать с собой; тот опять зовет кого-нибудь, пока все не пускаются в дорогу. Можно объехать весь сад, все комнаты и тому подобное. И где-нибудь первый путешественник вдруг кричит: «Лондон!», все бегут занять место. Кто останется без места, тот снова «едет в Лондон».

«Пеньки»

«Пеньки» - стулья или кубы - на один меньше, чем играющих детей, расставлены по кругу. Дети выбирают себе пенек. Водящий подходит к любому сидящему на пеньке ребенку и говорит:

Я хочу у вас спросить: можно мне ваш пень купить?
Хозяин пенька:

Коли друг ты удалой, был пень мой, а станет твой!

Оба ребенка: и покупатель, и хозяин встают за пеньком спина к спине и по команде бегут по кругу. Хозяином пенька становиться тот, кто обежит круг и сядет на пенек первым. Затем бывший хозяин пенька или неудавшийся покупатель ищет себе пенек снова.

«Ёжик и мышки».

Дети стоят в кругу, из них выбирают одного ёжика и несколько мышей. Мышки стоят за кругом, а ёжик находится в кругу. Дети, образующие круг, идут по кругу и произносят следующие слова:

Ходит ёжик без дорожек,

по лесу, по лесу.

Любит рыться в жёлтых листьях,

колется, колется.

Уж я ёжику-ежу

В поле тропку покажу,

Где катают мышки

еловые шишки.

С последними словами дети образуют ворота. Ёжик начинает ловить мышей, пробегая в ворота, а мышки убегают от него. Игра заканчивается, когда ёжик поймает 3-4 мышей.

«Лиска-лиса».

Дети стоят в кругу, ведущим ли по считалочке выбирается «лиска-лиса», которая выходит в круг. Дети идут по кругу и хором поют:

Лиска-лиса,

Дивья краса,

Долгий нос,

Рыжий хвост.

Пропев, дети бросаются врассыпную, а «лиска-лиса» бежит ловить. Кого поймает, тот будет водить.

«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой мягонький,

Вот он, какой широконький.

Режь его, да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит и дотронется до «пирога», тот уводит его с собой. На место «пирога» садится ребёнок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграет все в одной команде.

«Мосток»

Дети образуют круг, в середине стоит ребёнок с веревкой в руке. Это «паучок». Все поют:

Паучок паутинку

Зацепил за травинку,

А потом за листок

Получился мосток.

С начала пения «паучок» один конец верёвки отдаёт кому-либо из стоящих в кругу, а другой - стоящему ему напротив игроку. По окончанию пения дети, у которых верёвка в руках, присаживаются на корточки, натягивая верёвку. Остальные дети со словами:

«По мосточку мы пойдём, в гости к солнышку придём» переходят по «мостику». Отмечаются те дети, которые не разу не оступились и не упали в «речку».

«Жаворонок»

Выбирается «жаворонок», у него в руках колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нём. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». Потом колокольчик можно прятать в любом месте группы или участка.

Рыбаки и рыбки

Двое ведущих — рыбаки, они держатся за руки на протяжении всей игры.

Остальные дети - рыбки, они ведут хоровод и проговаривают:

В воде рыбки живут,

Нет клюва, а клюют.

Есть крылья - не летают,

Нет ног, а гуляют.

Гнезда не заводят,

А детей выводят.

После этих слов дети - рыбки разбегаются, а два рыбака, не распуская рук, ловят рыбок в обхват. Ту, которую поймали, встает с рыбаками, и ловят уже втроем и т.д.

«Воробей»

Играющие, называются кустарниками или деревьями (например, яблоня, берёза, шиповник).

Водящий начинает:

Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню. «Яблоня» продолжает говорить:

Чив, чив, сидел воробей на яблоне, слетел воробей на берёзу. И так далее.

За медлительность и рассеянность с прозевавшего берётся фант. Фанты разыгрываются обычным порядком.

«Чибис и многоножки»

Один - ведущий. Остальные играющие делятся на подгруппы (от 3 до 5 человек), строятся в колонны и держатся за пояс или руки на плечах - это многоножки. По сигналу начала игры дети-многоножки одновременно передвигаются, не расцепляясь, и произносят слова:

Как-то летом многоножки

Разыгрались на дорожке:

Всеми ножками шагают

И друг друга обгоняют.

Чибис это увидал,

- «Чьи - вы», он кричать не стал.

Решил съесть их на обед,

Раз и многоножек нет.

После этих слов дети разбегаются, «чибис» их ловит. Тех, кого он задел выходят из игры. Игра заканчивается, когда «чибис» запятнает 4-5 человек.

В педагогической теории игры особое внимание уделя­ется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором фор­мируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью вооб­ражения, состоит в том, что у ребенка развиваются потреб­ность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло - кос­мическая ракета, плюшевый пингвинчик - отважный путе­шественник).

Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ре­бенок не просто примеряет к себе профессию и особеннос­ти чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Однако не следует думать, что в любой игре приобрете­ния ребенка имеют положительное значение. Представим себе, девочки играют в семью: Лиза изображает ласковую, заботливую маму, Настя - властно командует детьми, по­крикивает на своего мужа. Если мы сравним чувства, испытываемые в играх «мамами», действия и способы обще­ния, в которых они упражняются, то станет ясно, как по-разному скажутся подобные игры на формировании харак­тера, отношения к окружающей жизни.

В многочисленных пси­хологических и педагогических исследованиях убедитель­но доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка. С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрос­лых, чтобы игра стала его первой «школой», средством вос­питания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игруш­ка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руко­водстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значе­ние для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).

В играх развиваются творческие способности ребенка, которые проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек - поделок, элементов костюма.


Таким образом, воспитательные возможности всех ви­дов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, про­сто неосторожным словом.

Игра как форма организации жизни и дея­тельности детей дошкольного возраста

Одним из положений педагогической теории игры явля­ется признание игры как формы организации жизни и дея­тельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь де­тей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, пре­имущественно дидактических и подвиж­ных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в дет­ском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П.Усовой. По мнению А. П.Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать про­исходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом про­цессе организующую функцию, воспитателю нужно хоро­шо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесооб­разно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой им подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь зас­тенчивого Сережу в подвижную игру; попросить Сашу объяснить новичку Диме игру «Танграм»).

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые мож­но решать с ее помощью, уровня сформированности у де­тей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае. Так, новую дидактическую игру он объяснит и сам поиграет с детьми: сначала в роли ведущего, а затем - «ря­дового» партнера; увидев, что игра в «семью» зашла в ту­пик, возьмет на себя роль бабушки, которая приехала в го­сти издалека; мальчикам, спорящим о том, кто будет иг­рать белыми, а кто черными шашками, напомнит о существовании жеребьевки и т.д.

Однако, направляя игру в русло решения воспитатель­но-образовательных задач, всегда следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность до­школьника. В игре ребенок обладает возможностью про­являть самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игруш­ки и предметы, партнеров и т.д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра по­зволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно ис­пользовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

Отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры (по сигна­лу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, зами­рают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);

Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конф­ликта, возникшего между играющими, установление правил).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ма­лыш стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается спо­собным уступить игрушку, взять на себя не очень привле­кательную роль, т. е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низ­ким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реаль­ных отношений у детей формируются (или не формиру­ются) качества «общественности» (А. П. Усова): способ­ность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнера­ми, подчиняться общественному мнению. Иными слова­ми, качества «общественности» позволяют ребенку успеш­но взаимодействовать с другими детьми.

При благоприятных условиях дети овладевают навыка­ми общественного поведения. А. П. Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооцен­ки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования об­щественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчи­вые, агрессивные, мало активные, с нарушениями речи и т.п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольни­ков без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельными, формировать умения, которые реаль­но обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В настоящее время во мно­гих дошкольных учреждениях складывается тенденция к ис­пользованию времени, отведенного на игры, для каких-либо занятий, репетиций, что недопустимо. В режиме дня обяза­тельно должно быть время (до утренней гимнастики, на про­гулке, после дневного сна), когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить.

Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Например, можно ввести детей в игровую ситуацию «Научим новенького», где в роли новенького может выступать медве­жонок или кукла. В процессе самообслуживания, ухода за растениями дети показывают и объясняют ему, что и как надо делать. В форме игры проводятся многие занятия (занятие лепкой проводится в форме игры «Гончарная мастерская», для обобщения знаний о диких животных - игра-занятие «Экскурсия по зоопарку»), что повышает их эффективность.

Воспитательно-образовательные возможности игры воз­растают, если она органически соединена с каким-либо дру­гим видом деятельности. Наиболее целесообразно связы­вать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (бинокль, весы, тетради), по-дру­гому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью вос­питателя дети могут починить игрушку (закрепить колеса у автомобиля, пришить лапу мишке).

Уже в возрасте 2-3 лет детям прививают привычку под­держивать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл - убери игрушки на место», привлека­ют к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек. У старших детей формируют привычку ответственно, бе­режно относиться к игрушкам, игровому материалу. Они по собственной инициативе или косвенному предложению педагога ремонтируют коробки для настольных игр, сти­рают кукольную одежду, чистят мягкие игрушки.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации вигре.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло-космическая ракета, плюшевый пингвинчик - отважный путешественник).

Взяв какую-то роль (врача, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность. Игра оказывает большое влияние на воспитание у детей положительных качеств и формирование характера (например, в таких играх, как «Детский сад», «Больница», «День рождения» у детей воспитывается скромность, честность, смелость, инициатива, желание помогать другим людям).

Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Представим себе, девочки играют в семью: Лиза изображает ласковую, заботливую маму, Настя - властно командует детьми, покрикивает на своего мужа. Если мы сравним чувства, испытываемые в играх «мамами», действия и способы обобщения, в которых они упражняются, то станет ясно, как по-разному скажутся подобные игры на формировании характера, отношения к окружающей жизни.

Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно - прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в процессе игры происходит многостороннее развитие ребенка.

С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит, повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочнению его интересов, развитию речи. Прежде всего, этому содействуют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Назови слово» и т. п.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Нравственное воспитание в игре связано с её содержанием, то есть с теми событиями из окружающей действительности, которые дети отображают в своей игровой деятельности. С помощью сюжета дети могут усваивать различные типы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения. Однако в тех случаях, когда дети ориентированы на выполнение игровых действий(взвешивание товара, отсчитывание денег, стирка белья, приготовление обеда) и не проявляют интереса к человеческим отношениям, нравственное воспитание в игре не осуществляется.

Усвоение норм и правил, заключённых, например, в ролях, не происходит стихийно. С одной стороны, стремление детей активно действовать в игре нередко заслоняет от них характерные черты изображаемых героев, с другой- ребенку иногда бывает трудно без помощи взрослого выделить нравственную сущность человеческой деятельности. Поэтому педагогу необходимо обсуждать качества людей, которых дети изображают в своих играх. Например, до начала игры в «Семью» воспитатель вместе с детьми пытается создать нравственный образ «папы». «Папа» не только работает, но и помогает «маме». Он покупает продукты, моет посуду, играет «детьми». Он заботлив и ласков. В процессе игры дети стремятся воплотить эти черты в своём поведении. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?). Например, Денису расхотелось подвозить панели для строительства школы, вот быть крановщиком - другое дело. Но крановщик - Алеша, а если он, Денис, выйдет из игры, то она нарушится. Как быть?

Подобные нравственные коллизии часто возникают и в играх с правилами: «ловишка» дотронулся до убегающего от него Саши, но никто не заметил. Как поступить: продолжать бегать или сесть на скамейку, где собрались другие «пойманные» водящим дети?

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развёртывание игры с включением в неё различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей (например, воспитатель детского сада и милиционер, пожарник и баба-яга, Буратино и врач). Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей.

Важное место отводится игре как средству патриотического воспитания дошкольников. В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Игра способствует воспитанию нравственных чувств старших дошкольников, так как она обеспечивает такие переживания, которые в жизни ребенку ещё недоступны. В игре дети переживают чувство гордости от сознания хороших поступков, совершённых во имя других людей, любовь к Родине и стремление защитить её от врагов, готовность на подвиг во имя её и так далее, то есть то, что характеризует патриотические чувства нравственно зрелой личности. Игровые переживания детей всегда искренни, они не бывают равнодушными к тому, что изображают. Возникшие переживания входят в эмоциональный опыт ребенка, оказывают влияние на его реальное поведение.

Таким образом, в игре заложены большие потенциальные возможности патриотического воспитания дошкольников. Формированию интереса к игре, стремлению детей отразить полученные знания в этом виде деятельности способствуют занятия, проводимые в игровой форме. Так, например, при ознакомлении старших дошкольников с родным городом можно использовать следующие дидактические игры и упражнения: «Расскажи Незнайке о нашем городе», « Кому поставлен памятник», «Кто лучше знает свой город» и так далее. Закреплению знаний детей о республике способствуют игры типа: «Отбери картинки, где изображены животные, встречающиеся в наших лесах», «Расскажи мальчику из другой страны о памятниках Беларуси», «Что бы ты рассказал о своём городе, если бы был экскурсоводом», «Путешествие по карте» и многие другие.

Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.


Раннее детство – особый период в жизни ребенка. От рождения до трех лет малыш проходит существенный путь в своем развитии: овладевая речью и ходьбой, начинает знакомиться с окружающим миром, где все для него открывается впервые. Если нет серьезных проблем со здоровьем, ребенку вполне достаточно игр и занятий с мамой, папой, бабушкой. Но если выявлены нарушения зрения, слуха, опорно – двигательного аппарата, патологии центральной нервной системы, гипердинамический синдром, необходимы консультации специалистов и коррекционная помощь.

Третий год работает Служба ранней помощи на базе « Ресурсного центра « г. о. Кинель. Специалисты службы (педагог, психолог, логопед) ведут коррекционные занятия с детьми, дают бесплатные консультации. Со взрослыми беседуют о том, как, когда и чем надо заниматься с ребенком, и главное - почему это нужно делать!

Такие занятия строятся на основе современного педагогического подхода к детям, которые имеют отклонения в развитии. На занятиях в службе ранней помощи с помощью дидактических игр и игрушек у детей развиваются представления о форме, цвете, величине, крупная и мелкая моторика, артикуляционные навыки, ребята учатся рисовать, лепить, конструировать. Надо понимать, что весь мир ребенок считает своей личной детской площадкой, включая то, что находится в доме, и то, что встречается на улице. И малыш способен играть во все, до чего может дотянуться. Даже самые простые предметы и вещи приводят его в полный восторг.

Выбрать игрушку – это проблема, скорее, для взрослых, а не для малыша. Наши советы помогают родителям приобрести игрушки, которые будут развивать и радовать малыша долгое время.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук дают такие игрушки как башенки, пирамидки, матрешки, неваляшки, разборные шары. Детей привлекают их красочность, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям осуществляется в увлекательных, доступных ребенку формах.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Русский фольклор богат детскими песенками, потешками, играми, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая «проверенная» веками потешка, «Ладушки, ладушки». Малыш прислушивается к тому, что говорит взрослый, следит за его действиями, подражает им. Потешки, прибаутки учат тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнений детей в произнесении звуков.

Развитию слухового восприятия способствует игра на различных музыкальных инструментах: погремушках, бубне, пианино, металлофоне, дудочке.

Обучение игровым действиям немыслимо без кукол, кукольной посуды, мебели, одежды. Наборы «Доктор», «Детский парикмахер» и другие помогают освоить сюжетно-ролевые игры.

Такие «готовые игрушки» как автомобиль, пароход, кукла хороши тем, что знакомят ребенка со сложными вещами, вызывают деятельность воображения.

«Полуготовые игрушки» - это разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели. Они ставят перед ребенком задачу, для разрешения которой требуется дисциплина мышления, логика.

Особенно ценной является «игрушка-материал» (глина, песок, куски дерева, картон, бумага), которая дает простор для творческой фантазии ребенка.

Игра – наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

С каждым годом увеличивается процент детей с проблемами в развитии, значительная часть из них выявляется к началу школьного этапа обучения. К этому времени без специальной помощи структура дефекта детей усложняется, в связи с этим коррекционная работа, проводимая в образовательных учреждениях, оказывается недостаточно эффективной.

Раннее выявление проблем в развитии ребенка и своевременное начало коррекционно – развивающей работы зачастую является залогом успешного решения проблем в развитии ребенка, сглаживания имеющихся нарушений, предотвращения развития вторичных отклонений, налаживания внутрисемейных отношений, помогает родителям в принятии своего ребенка. Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные « проектировщики, конструкторы и строители « детской личности. Вот почему так важно знать, насколько успешно умеем мы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности. Родительско – детские отношения имеют для здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, т.е. взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные последствия. Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста-психолога, логопеда, практически невозможно.

С целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей, выработки стратегий конструктивного взаимодействия с ребенком раннего возраста группы риска и другими членами семьи специалистами Службы ранней помощи была разработана программа «Школы молодых родителей», которая решает, прежде всего, образовательные задачи, повышая компетентность родителей в вопросах педагогики раннего детства. В ходе специальных занятий, проводимых педагогами и специалистами службы, родители знакомятся с особенностями перинатального, младенческого и раннего возраста, с необходимыми условиями нормального развития ребенка. Родители также знакомятся с причинами и ранними проявлениями нарушений в развитии у детей. Они узнают о значении правильного, целесообразно организованного взаимодействия с ребенком раннего возраста. В ходе занятий родители в доступной форме узнают о задачах и средствах стимуляции нормального возрастного развития ребенка и о способах преодоления

Каждое занятие имеет свою тему, что придает ему форму законченного события. Задания подобраны и расположены таким образом, чтобы, дополняя друг друга, способствовать формированию у родителей навыков анализа ситуаций общения с собственным ребенком, осознанию собственной модели развивающего взаимодействия с ним, улучшению детско-родительских отношений.

Интересна и важна на занятиях обратная связь родителей о собственном опыте семейного воспитания. Родители рассказывают о том, как влияют взаимоотношения взрослых на детей. Отмечают, что когда дети видят, с каким уважением отец относится к матери, то и они становятся более чуткими, внимательными к своим родителям. Делятся секретами счастливой семьи. Живая практика воспитания всегда шире любых, даже самых обстоятельных, рекомендаций.

А.Н.Артемова-

руководитель СРП.



error: Контент защищен !!