Что должно быть в уголках подготовительной группы. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе доу


Наша группа, как светлица. Хорошо в ней веселиться. Тут всегда ребячий смех. Много разных тут игрушек Познавательных для всех… Центры в рамках группового пространства ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ o ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ + УГОЛОК ПРИРОДЫ ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ЦЕНТР ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТР СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ o ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТР УЕДИНЕНИЯ «МОЙ МАЛЕНЬКИЙ ДОМИК»






Замечательные книжки Свежий ветер напевает, Дальних странствий голоса, Он страницы раздувает, Словно чудо-паруса! Посреди любой страницы, Оживают чудеса, Не слипаются ресницы, Разбегаются глаза! Но читая дни и ночи И плывя по морю строчек, Курса верного держись! И тогда откроют книжки – Замечательные книжки – Замечательную жизнь! (Л. Крутько) «Центр художественной литературы»










«Центр сюжетно –ролевой игры» Игрушки Из цветной пушистой байки Малышам игрушки шьём Куклы, мячики и зайки. Их всё больше с каждым днём. Здесь игрушек целый угол: Белый выводок зайчат, И косички толстых кукол Кверху бантами торчат…. Вот тигрёнок полосатый. У тигрёнка добрый вид, Потому что только ватой У него живот набит… З. Александрова


«Центр краеведения» Здравствуй, Родина моя! Утром солнышко встаёт. Всех на улицу зовёт. Выхожу из дома я – Здравствуй, улица моя! Я пою, и в вышине, Подпевают птицы мне, Травы шепчут мне в пути, Ты скорей, дружок, расти. Подпеваю травам я, Подпеваю ветрам я, Подпеваю солнцу я – Здравствуй, Родина моя! Т. Бокова


Ирина Макарова

Предметно-развивающая среда в подготовительной группе. Фотоотчет.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуаль но. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

5. развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию помогает дополнить ее.

Театрально-музыкальный уго лок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

Природно-экспериментальный уго лок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.



Строительный це нтр , хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).




Уголок безопасности дорожного движе ния интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

Так же мы создали "Уголок Грамотей ка" ,в котором дети с удовольствием играют в с\р игру "Я учитель", складывают слова из букв,подбирают картинки к буквам и строят "Буквоград", и многое другое.


Центр интеллектуальной активности и дидактической иг ры.




Уголок "Мой домик"Для сюжетно-ролевых игр различной направленнос ти.



Уголок "Патриотического воспитания и кни ги.



А так же уголок ИЗО,Физический,Зона уединения.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.

Публикации по теме:

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

В настоящее время переживая реорганизацию в дошкольном образовании нам воспитателям приходится быстрее всех реагировать на новшества. Самым.

В развивающей среде группы я отразила основные направления образовательных областей ФГОС ДО: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное.

ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ТВОРЕНИЕ ПРИРОДЫ» Календарь наблюдений за природой. Растения (комнатные:фикус, хлорофитум, традесканция,.

Патриотический уголок. Предметно-развивающая среда. Все о Волгограде и Волгоградской области. Прививать к детям чувство гордости нашего города. Рассказав.

Главной задачей воспитания дошкольника являются создания у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку необходимо чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
В моей группе предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом в разных видах деятельности (познавательной, игровой, речевой, коммуникативной и др.).

При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды:
-принцип открытости и доступности;
-гибкого зонирования;
-стабильности–динамичности развивающей среды.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от проекта, в котором живут дети группы.

Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Центр «Здоровячок»

С целью удовлетворения потребности детей в движении, центральное место в группе занимает спортивный уголок, в котором находятся как приобретённые игрушки и дидактические пособия, так и изготовленные своими руками. Имеются пособия для коррегирующей гимнастики, пособия для профилактики различных заболеваний (например, массажные коврики в качестве профилактики плоскостопия). Имеются картотека пальчиковых игр, гимнастики для глаз, картотека для организации физ. пауз во время непосредственной образовательной деятельности с детьми. Всё оборудование, игры, игрушки подобраны в соответствии с принципом безопасности построения развивающей предметно-пространственной среды.

Центр конструирования «Строим сами»

В нашей группе данный центр - один из самых любимых у детей. Для конструирования собрана целая коллекция разных видов конструктора. Конструктивная деятельность - это самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками объекта, с его видимыми и не видимыми свойствами. Дети конструируют различные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов.

Узнать много нового из истории создания зданий и других строений, совершенствования транспортных средств, а также самостоятельно или совместно со сверстниками построить любое строение, собрать транспортное средство детям помогает подобранный в соответствии с возрастом иллюстрированный материал.

В группе мы собрали материал по конструированию: различные виды строительного материала, кубики, небольшие игрушки для обыгрывания построек. Опорные схемы зданий из напольного конструктора.

Центр сюжетно-ролевой игры «Мы играем»

В группе имеется игровой центр, который оснащён необходимой игровой мебелью для развёртывания сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Стройка», «Автопарк» и т. п. Необходимой атрибутикой, обеспечивающей сюжет игры с детьми, служат как приобретённые игровые предметы, так и изготовленные своими руками. Недостающую атрибутику для игр заменяем предметами – заместителями (например, кирпичек – это строительный материал, который может быть «печеньем», «телефоном», «мылом» и т. п. в зависимости от сюжета игры). Таким образом, реализуем принцип полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Гендерный подход в организации игрового пространства обеспечивается набором различных игр и игрушек для девочек и мальчиков.

Центр изобразительного искусства

Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу. На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы родителей, воспитателей и др.). В рабочей зоне шкафа помещаются материалы и оборудование для рисования, лепки и аппликации. Это могут быть различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, разные виды клея, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, трафареты, сангина, глина, пластилин и др.) . Если шкаф имеет закрытые полки, то в них помещается большинство из перечисленных материалов, и если ребенок пожелал ими воспользоваться, то он свободно может достать их самостоятельно.

Центр интеллектуального развития «Любознайка»

В этом центре сосредоточены дидактические игры математического содержания, наборы геометрических фигур, шаблоны, наборы цифр и знаков. Счетные палочки, настольно печатные игры с математическим уклоном и др.

Для речевой активности здесь детей ждут наборы предметных и сюжетных картинок, лото: профессия людей, животные и их детеныши, кто где живет, подбери пару, что лишнее, цепочка слов. Мягкие кубики с предметными картинками на все группы звуков: мазаики, пазлы, конструкторы и пр.

Центр театра и музыки

Представлен широким ассортиментом видов театра (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь дети играют в пальчиковый, настольный, кукольный театры, обыгрывают сказки на фланелеграфе, подбирают атрибуты для игр-драматизаций и режиссерских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, выразительность.

Различные маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. На полках размещаются детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.) .

Центр познания и исследования

Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В уголке природы дети знакомятся с различными явлениями природы, животными, гербариями различных растений, играют в экологические игры. Знакомятся с многообразием мира природы, изучая коллекции минералов, ракушек, камней, почв. Также присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и пр.

В нашей группе существует зона для детской экспериментальной деятельности, располагается рядом с природным уголком, здесь находятся природный материал, принадлежности для игр с водой и песком, различные колбочки, бутылочки, материалы для экспериментирования. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. С помощью микроскопов, лупы, простейших опытов и экспериментов, дети изучают свойства воды и воздуха, магнетизма и т.д.

«Литературно - познавательный» центр.

В книжном уголке подобранны красочные, с яркими иллюстрациями, с информацией небольшого объема книги, энциклопедии, сказки, альбомы, журналы. А так же подобрана определённая литература по теме проекта, в котором живут ребята (в данный момент в группе живёт проект, посвящённый дню защитников отечества).

Центр ПДД

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Также в группе имеется неоформленный материал: пробки, коробочки, баночки, который позволяет детям фантазировать, заменять этими материалами реальные предметы.

Таким образом, я создаю условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Евгения Кустова

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой развивающая среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня его активности и интересов. К функциональным аспектам оборудования пространства относятся также цветовая отделка помещений (групп ) . На что мы обратили пристальное внимание, делая ремонт. Группа оформлена в современном стиле, в тёплом, солнечном тоне, что делает пребывание в группе комфортным . Одна из стен выкрашена в светло зеленый тон, где разместился центр эмоций. Рядом с зеркалом дети видят разные настроения героев группы -пчелок на цветах и разные гримасы на собственных фото. Перед зеркалом ребенок старается сыграть, подражать разным эмоциональным состояниям.

Наша группа подготовительная к школе , называется «Пчелка» , поэтому групповое помещение , спальня и приёмная (раздевалка) оформлены в едином стиле в соответствии с названием группы . Для родителей создан информационный стенд. Постоянно организовываются выставки работ детей.

В группе много полифункциональных предметов : детская мебель, ширмы, мягкие модули, все эти элементы имеют единый эстетичный стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей. Развивающая среда трансформируема и вариативна, это дает возможность каждому ребенку заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединяться в малые подгруппы по общим интересам .

Учитывая все принципы построения предметно – развивающей среды , создала центры для самостоятельной деятельности детей. В группе предусмотрены изобразительный , конструктивно-модельный, музыкальный, книжный уголки. Здесь есть возможность ребёнку раскрыться в полной мере.

Центр «Познавательного развития» включает в себя микроцентры, куда вошли :

«Центр Безопасности»

«Клуб путешественников» с макетом природных зон. Карты (страны, мира, карта с национальными костюмами, как дидактическая игра, глобус.

Макет «Кубанского подворья» с разрезом кубанской хаты и утварью.

Мини-лаборатория для экспериментирования.

Мини-библиотека группы


В целях реализации нравственно патриотического воспитания в группе создан «Центр нравственно-патриотического воспитания» , где организован мини-музей «Великая Победа!» . В нем собраны иллюстрационные материалы о Великой отечественной войне, модели военной техники, художественные произведения о ВОВ, коллекция знаков отличия военных сил РФ и коллекция военных головных уборов. В центре собраны фотоальбомы о семьях воспитанников, о природе и достопримечательностях родной станицы, книги о родном крае. Собрана символика малой и большой Родины, на портретах дети знакомятся с главами района, края и страны. Разработаны дидактические игры «Собери флаг» , «Соотнеси флаг и герб » , «Четвертый лишний» и др.


Для реализации художественно-эстетического развития организован центр творчества «Юный художник» . В центре имеются :

Макет карандаша и кисти, где разместились рамки с разными материалами (стекло, зеркало, линолеум, на которых дети могут свободно рисовать фломастерами.

Сменяемые схемы лепки, рисования, оригами, смешивания цветов, и пр.

Мольберт для рисования мелом и специальными фломастерами.

Разнообразные краски;

Бумага, ножницы, ножницы фигурные, клей;

Мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры;

Всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, картон разных фактур и цветов;

В свободном доступе бумага для рисования

Собраны коллекции декоративно-прикладного творчества

Для самостоятельного творчества есть разнообразный дидактический материал и книги по рисованию, лепке, конструированию.


В «Центре Безопасности» имеются макеты дорог, дидактические игры «Не зевай - ПДД соблюдай» , лото «Дорожные знаки» , атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой - жезл, свисток, фуражки, дорожные знаки, модели светофора, наглядные материалы по дорожной, пожарной, а так же безопасности в быту - карточки с проблемно-игровыми ситуациями для детей, игры «Если ты остался один дома» , а так же плакаты для обучения детей безопасности жизнедеятельности.


На макете по ПДД разыгрываются различные дорожные ситуации («Выбери безопасный маршрут в качестве пешехода или водителя» , «Найди ошибку в маршруте» и тд. На макете проводятся дидактические игры «Найди дорожный знак» , «Найди место для установки заданного знака» и др.


«Клуб путешественников» создан с целью формирования и совершенствования элементарных знаний о планете земля, о ее природных и климатических зонах, о почве в разных местах нашей планеты, о животном и растительном мире Земли. Дети в игровой форме познают с помощью карт, глобуса, макета атласов и энциклопедий природный мир.


Политическая карта мира на стене играет роль дидактической игры, где ребенок закрепляет знания о расположении страны и национальном костюме этой страны.


Макет «Кубанского подворья» с хатой в разрезе, куклы в кубанской одежде, книги, иллюстрации помогают детям освоить азы Кубановедения, дети знакомятся с традициями, культурой и бытом кубанского казачества.


«Мини лаборатория» позволяет проводить с детьми опыты и эксперименты. В лаборатории представлено многообразие коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д., а также необходимые материалы для осуществления опытной деятельности : лупы, микроскопы, компасы, минзурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы (водяные, песочные) и т. д.


«Физкультурно-оздоровительный центр» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов. Данное оборудование направлено на развитие ловкости, меткости, глазомера, силовых качеств. В центре имеется разнообразное оборудование для проведения спортивных мероприятий, эстафет, соревнований, для проведения гимнастики с предметами , различных упражнений на коррекцию осанки, стопы. Есть необходимое оборудование для занятий : хоккеем, футболом, волейболом, бадминтоном, настольным теннисом. В групповой спальне дети после сна ходят по дорожке здоровья. В центре имеются пособия по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни («Полезные и вредные продукты» , «Организм человека » , «Режим дня» , «Полезные привычки» и т. д.)


«Центр театра и музыки» представлен широким ассортиментом видов театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый, настольный, шапочный, театр на палочках, на стаканчиках). Различные маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. На полках размещаются детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.) . Центр оснащен разными ширмами. В театральном уголке собраны всевозможные герои, что позволяет детям сыграть самые разнообразные сюжеты, уже знакомых сказок.


Организованная в группе «Мини-библиотека» формирует у детей интерес и любовь к художественной литературе, в ней ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. На каждого воспитанника заведен формуляр читателя, поэтому в любой день ребенок может выбрать понравившуюся книгу и взять ее для прочтения домой на 1-2 дня. Иллюстрированная книга приобщает ребенка к изобразительному искусству, он может реализовать свои творческие способности. Большое разнообразие книг и энциклопедий развивает в ребенке любознательность. Библиотека делится на блоки : «Сказки» , «Рассказы и повести» , «Энциклопедии о животном и растительном мире» , «Энциклопедии о космосе» , «Окружающий мир» , «Все о человеке» и др. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.



В «Экологическом уголке» дети ухаживают за комнатными растениями, наблюдают. Присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями : фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, где дети ежедневно отмечают изменения в погоде, отмечают день недели, число, месяц и время года и ведут дневник наблюдений. Оформлены макеты (домашние животные на «Кубанском подворье» и дикие животные на макете природных зон, сухой аквариум подводного царства). В уголке природы представлена коллекция насекомых .



В группе и на площадке есть уголок «Юного шахматиста» для игры в шахматы и шашки.


«Центр строительно-конструктивных игр» оборудован в спальне и оснащен разными вида конструкторами. Дети охотно делятся на подгруппы или даже уединяются , чтобы спокойно построить задуманное. Для удобства разные виды конструктора хранятся в отдельных контейнерах, доступных детям.

«Логико-математический центр» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал : магнитная доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Также в данном центре присутствуют различные развивающие игры типа «Квадрата» Воскобовича, Палочек Кюизенера, «Разрезного квадрата» Никитина, «Логических блоков Дьенеша и т. д.

В центре большой перечень дидактических и настольно-печатных игр, которые в свою очередь способствуют развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста . Центр представляет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация) .

Одним из условий, необходимого для инклюзивного образования является то, что в группе я разместила пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Например, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, я разместила непосредственно на шкафчике ребенка .


Участок группы является функциональным и летом, и зимой. Стараюсь, чтобы было не только красиво, но и чтобы дети физически развивались.








Мои воспитанники имеют возможность свободно двигаться, выбирать деятельность по желанию. Пробуют свои силы в различных видах деятельности, реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении.

Организован «Центр сюжетно-ролевых игр» на площадке. Дети сами решают в какую игру они будут играть. Универсальность среды позволяет создать разные сюжетно-ролевые ситуации. Атрибуты к играм хранятся в контейнерах. Это может быть «Аптека» , «Кондитерская лавка» , «Лаборатория» , «Супермаркет» , «Магазин игрушек» , «Книжный магазин» или «Магазин посуды» …все будет зависеть от фантазии и желания детей.


И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды . Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

Спасибо за внимание!

Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все что окружает ребенка формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствую полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная;
2) познавательная;
3) речевая;
4) художественно-эстетическая;
5) физическая.
При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
- принцип открытости и доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункционанальности;
- безопасности;
- насыщенности.
Групповое помещение нашей группы условно подразделено на три зоны - активную, рабочую и спокойную.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
1. Центр игры;
2. Центр двигательной активности;
3. Центр музыки;
4. Центр театра;
5. Центр дежурства.
Спокойная зона
1. Центр книги;
2. Уголок уединения;
3. Центр занимательной математики.
Рабочая зона (в которой размещается оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности) включает в себя:
1. Центр познания;
2. Центр экспериментирования;
3. Центр творчества;
4. Центр безопасности;
5. Центр конструирования;
6. Центр патриотического воспитания.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. «Центр игры» является наиболее интересным и привлекательным местом для детей, он содержит в себе игрушки разной направленности (игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки- животные, куклы разной направленности, наборы посуды, шаржеобразные и мультяшные игрушки, игровые модули для разнообразных сюжетных игр и т.д.). «Центр игры» расположен вблизи «Центра конструирования» с целью возможности использовать постройки в игре.

«Центр двигательной активности » в нашей группе оформлен как мини тренажерный зал. Данный центр содержит атрибуты к подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, палки и т.д., массажёры, кегли, гимнастическую стенку, шведскую стенку с матрасиком (упражнения только под контролем взрослого), скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы, коврики для массажа стоп, оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия, прыжков, ползания и лазанья, оборудование из неоформленного материала. Изготовленное спортивное оборудование из неоформленного материала стимулирует желание детей двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветов пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.


«Центр музыки» – один из самых ярких и привлекательных. Способствует развитию танцевально-игрового и песенного творчества у детей. Здесь размещены музыкальные игрушки (гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка; погремушки; бубен; барабан; дудочки; рожок; балалайка), народные игрушки, наборы шумовых коробочек, картинки к песням исполняемыми на музыкальных занятиях, магнитофон, аудиозаписи детских песенок, фрагменты классических музыкальных и фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные книжки, открытки, музыкальная шкатулка).


«Центр театра» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В «Центре театра» размещена ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежко-вый, перчаточный, пальчиковый, магнитный и настольный виды театра. Педагоги нашей группы вместе с воспитанниками и родителями изготавливают костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.


«Центр дежурства» расположен у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит. Наш центр выполнен в виде поваренка-колобка. На поварском колпаке поваренка расположены цветные круги с аппликацией овощей и фруктов внутри. С учётом желания каждый ребенок в группе выбрал себе по-нравившейся круг с овощем или фруктом. В день дежурства на кружочке появляется маленький, серебристый, объёмный поварской колпачок (он крепиться с помощью тек-стильной застежки).


«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творче-ством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения.


В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, оборудовано уютным диваном с множеством мягких мини-подушек разных форм. В нашем «уголке уединения» живет сказочный персонаж, домовенок Кузя. Ребёнок может поведать ему свои тай-ны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса, индивидуальные фотоальбомы с фотографиями близких – все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.


«Центр занимательной математики» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки, числовой ряд, счеты, пе-сочные часы, чашечные весы, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмных геометрических фигур (куб, конус, цилиндр и др.), различные виды мозаик, современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на поиск недостающего объекта в ряду, на установление последовательности по степени возрастания (убывания), развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Шашки» и т.д. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.


«Центр познания» требует частичной изоляции, наличия заданий различной степени сложности. Игровой материал расположен на открытых-сквозных полках, он размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. В «Центре познания» содержится: лото, домино в картинках, предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок, иллюстрации, изображающие сезонную одежду, головные уборы, обувь, транспорт, посуду «чудесные мешочки», материалы на развитие мелкой моторики кистей рук, мелкая геометрическая мозаика, схемы, модели слов и предложений, пособие для обучения чтению «Окошечки», дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков, схемы звукового состава слова, материалы для развития у детей графических навыков, доска, мел, указка, картинки с фабульным развитием сюжета, календарь недели, глобус, географические карты, детские энциклопедии и познавательную детскую художественную литературу, циферблат часов.


«Центр экспериментирования» представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. Незаменимым помощником в детской исследовательской деятельности стал Ученый Кот, живущий в нашей группе. Кот стимулирует детскую активность и любознательность.


В «Центре творчества» размещены материалы для знакомства детей с различны-ми видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (кисти, краски, палитры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, трафареты животных, пошаговые инструкции, мольберт, раскраски), для ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков (природный материал, клей карандаш, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, кусочки ткани, всевозможные пайетки). Наш «Центр творчества» дополнен «Стеной творчества» . Данное новшество дает детям возможность рисовать на больших форматах, объединяться в группы, дополнять уже созданный рисунок предварительно обсудив свою идею с автором первоначального рисунка. Дети имеют возможность самовыражаться в своём творчестве.
Все детские работы выставляются в специально отведенном месте. Работы доступны для просмотра родителям, являются украшением группы.



«Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими пособиями и играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет пожарной станции на основе конструктора «Лего», игра с объёмными фигурками «Путешествие по дорогам улиц». Игра оснащена макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и формирует ценностей здорового образа жизни.


«Центр конструирования» требует свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала. Центр расположен вблизи уголка сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.


«Центр патриотического воспитания» расположен вблизи источника света. Со-держание материала в данном центре обновляем в зависимости от календарных дат, изучаемых на данный момент тем и тем, к которым у детей сохранился интерес. Центр требует частичной изоляции, расположен вдали от игровых зон. В нем содержится: Российский флаг, герб, портрет президента России, символика Красноярского края, города Бородино, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, портреты великих людей России, подборка иллюстраций «Былинные богатыри», образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Подобран материал о родном Красноярском крае и городе Бородино, дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Красноярского края. Подобрана художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой край», «Мой город», «Моя семья», «История образования Ирша-Бородинского угольного разреза».


error: Контент защищен !!