Татарские национальные украшения. История создания татарского национального костюма

Долгий путь исторического развития прошел татарский народный костюм. Естественно, одежда 8-9-го веков существенно отличается от костюма 19-го века. Но даже в современной можно встретить национальные черты: все большее количество людей охватывает сегодня интерес к истории. В этой статье мы рассмотрим татарские народные костюмы. Описание их будет дано с учетом изменения во времени, территориальных особенностей. Кроме этого мы расскажем вам об используемых татарами украшениях.

О чем может рассказать нам костюм?

Татарский народный костюм (его особенности, характерные черты мы опишем чуть ниже) может поведать нам о многом. Одежда является самым ярким определяющим элементом, по которому относят людей к той или иной нации. Костюм воплощает также понятие об идеальном образе человека, являющегося представителем той или иной страны. Он может рассказать о возрасте, индивидуальных особенностях, характере, социальном положении, эстетических вкусах того, на ком он надет. В одежде в разное время сплетались того или иного народа, моральные нормы его и стремление к совершенству и новизне, являющееся естественным для человека.

Особенности женского костюма татар

Следует отметить, что национальные особенности наиболее ярко прослеживаются именно в женском костюме. Поскольку представительницы прекрасного пола являются более эмоциональными, имеют большую потребность к красоте, одежда их отличается не только у татар чрезвычайным своеобразием.

Женский татарский народный костюм отличается экзотичной цветовой гаммой. Для него характерен приталенный силуэт, широкое использование продольного волана, объемных цветов в отделке, а также драгоценностей и позументов.

Силуэт одежды татар традиционно является трапециевидным. Украшает татарский народный костюм вышивка. Для него характерна также восточная насыщенность различных цветов, применение множества украшений. И женский, и мужской татарский народный костюм украшают меха бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы, которые всегда высоко ценились.

Основа женского и мужского национального костюма

Основу женского и мужского костюма составляют штаны (по-татарски - ыштан), а также рубаха (кулмек). Общераспространенной вплоть до середины 19-го века была туникообразная древняя рубаха, которая шилась из перегнутого поперек прямого полотнища, с ластовицами, без плечевых швов, с разрезом на груди и вставными боковыми клиньями. Рубаха с воротником-стойкой преобладала у казанских татар. Татарская отличалась от других шириной и длиной. Она являлась очень свободной, по длине - до колен, никогда не подпоясывалась, имела широкие длинные рукава. Лишь длиной отличалась женская от мужской. Длина женской была практически до щиколоток.

Шить рубахи из покупных дорогих тканей могли позволить себе только состоятельные татарки. У них они украшались тесьмой, кружевом, разноцветными лентами, воланами. Татарский народный костюм (женский) в качестве неотъемлемой части в древности включал нижний нагрудник (тешелдрек, кукрекче). Надевался он под рубаху с вырезом, чтобы скрыть открывающуюся при движении грудь.

Ыштан (штаны) - распространенная форма поясной тюркской одежды. В качестве составной части ее включал в себя, как мы уже отмечали, и женский, и мужской татарский народный костюм. Обычно из пестряди (полосатой ткани) шились а женщины носили в основном однотонные. Нарядные свадебные или праздничные мужские выполнялись из домотканой ткани с яркими мелкими узорами.

Обувь татар

Самым древним видом обуви были у татар кожаные сапоги, а также туфли без ранта, похожие на современные тапочки, которые обязательно были с носками, загнутыми вверх, поскольку нельзя царапать мать-землю носком сапога. Носили их с холщовыми или суконными чулками, называющимися тула оек.

Еще во времена древних булгар очень высокого уровня достигла обработка шерсти и и юфть, изготовленные ими, именовались "товар булгарский" на рынках Азии и Европы. Такую обувь археологи находят в относящихся к 10-13-му векам слоях. Она уже тогда была украшена аппликацией, тиснением, а также фигурными металлическими накладками. До наших дней дошли сапоги-ичиги - традиционная мягкая обувь, очень удобная и красивая.

Изменение национального костюма в конце 19-го века

Технология изготовления одежды изменилась в конце 19-го века. Возможность организации швейного производства в больших объемах обеспечила распространение швейных машин. Это отразилось незамедлительно на стиле одежды: изменился татарский народный костюм. Функциональность стала преобладать в мужском. Достигалась она благодаря частичной утрате декоративности цвета.

Чекмени, казакины, камзолы, покрытие шуб исполнялось из различных фабричных тканей темных оттенков. Постепенно к сюртуку приближались казакины. Одежду петербургского татарина с национальной связывал лишь низкий стоячий воротник. Но пожилые жители продолжали носить камзолы и казакины из цветных бухарских тканей.

Мужчины отказались также от парчовых джилянов. Их начали выполнять из умеренно ярких шелковых и хлопчатобумажных однотонных материалов зеленого, светло-коричневого, бежевого и желтого цвета. Такие джиляны, как правило, украшала ручная фигурная стежка.

Мужские головные уборы

Меховые шапки с плоским верхом цилиндрической формы пользовались большой популярностью. Они шились полностью из каракуля или же из полосы меха соболя, куницы, бобра с матерчатым донышком. Носили в комплекте с шапкой тюбетейку, называемую каляпуш. Она изготавливалась в основном из бархата темных оттенков и была как с вышивкой, так и гладкой.

У мужчин по мере распространения ислама укоренилась традиция подбривать или сбривать усы и бороду, а также брить голову. У булгар отмечался обычай покрывать ее шапками. Их описывал еще Ибн Фадлан, путешественник, который посетил в 10-м веке эти племена.

Также постепенно становится все более практичным и легким женский татарский народный костюм. Используются хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани, камзолы делаются из парчи с нанесенным на нее мелким рисунком, а позднее - из бархата и парчи, более эластичных материалов.

Женские головные уборы

В древности женский головной убор содержал, как правило, информацию о семейном, социальном и возрастном положении его обладательницы. Белые мягкие калфачки, вязаные или тканые, носили девушки.

В их одежде также встречаются височные и налобные украшения - тканевые полоски с нашитыми подвесками, бусинами, бляхами.

Женский народный татарский костюм (фото см. выше) в качестве обязательной части включал покрывало. В традиции его ношения нашли отражение языческие воззрения древности о магии волос, которые позднее были закреплены исламом. Согласно этой религии, рекомендовалось прикрывать лицо, а также скрывать очертания фигуры.

Как татарки носили платок?

На смену покрывалу в 19-м веке пришел платок, который был универсальным головным убором почти для всего женского населения нашей страны в то время.

Но женщины различных национальностей по-разному его носили. Татарки, например, им повязывали плотно голову, надвинув глубоко на лоб платок и концы завязав на затылке. И сейчас они носят его так. Татарки еще в начале 20-го века в Санкт-Петербурге носили уменьшившиеся примерно до размеров наколки калфаки, которые на голове удерживались с помощью нашитых с изнанки мелких крючков.

Только калфак носили девушки, замужние дамы же поверх него набрасывали, выходя из дома, легкие покрывала, платки, шелковые шали. До сегодняшнего дня татарки сохранили привычку носить шаль, умело драпируя этим предметом одежды свою фигуру.

Так выглядит татарский народный костюм. Раскраска его отличается многоцветьем. Наиболее распространенные цвета в национальных узорах - черный, красный, голубой, белый, желтый, коричневый, зеленый и др.

Ювелирные украшения татар

Интересен не только сам народный татарский костюм, фото которого было представлено выше, но также используемые татарами украшения. Женские ювелирные изделия были показателями общественного положения и материального достатка семьи. Они изготавливались, как правило, из серебра, инкрустировались камнями. При этом отдавалось предпочтение голубовато-зеленой бирюзе, обладавшей, по мнению татар, магической силой. Камень этот считался символом благополучной и счастья. Символика бирюзы связана с восточными поверьями древности: будто бы это кости умерших давно предков, правильное созерцание которых делает счастливым человека.

Коричневый сердолик, сиреневые аметисты, горный хрусталь и дымчатые топазы также часто использовались. Женщины носили браслеты, различных видов, а также накосники, различные застежки ворота, называющиеся яка чылбыры. Обязательна была еще в конце 19-го века нагрудная перевязь, которая представляла собой синтез украшения и оберега.

В семье по наследству передавались украшения, дополнявшиеся постепенно новыми вещами. Комешче - так назывались татарские ювелиры - обычно работали по индивидуальным заказам. Это обусловило огромное разнообразие предметов, дошедших до наших дней.

Как носили украшения?

Татарка традиционно надевала одновременно несколько из них - различные цепочки с часами, кулонами, причем обязательно одну с подвешенной коранницей. Украшения эти дополнялись брошками и бусами. Претерпев небольшие изменения, многие элементы татарских ювелирных украшений вошли в обиход у представительниц других национальностей.

1.Введение.

Әбием бүләк җибәргән,

Бүләкнең дә бүләге:

Энҗе калфак,чиккән камзул,

Татар кызы киеме!

Кая киим боларны?”-дип,

Озак уйлап тордым да...

Чәчләремне чолпы тагып

үрдем ике толымга.

Аннары калфак беркеттем

Башымның түбәсенә,

Күлмәк,камзолымны кигәч...

Күз генә тимәсен лә.

Авылга кунакка кайттым,

Татар киемен киеп,

Әбием куансын әле

Милләтем яши! “–диеп.

С раннего детства я вместе со своей семьёй езжу в деревню к своей любимой бабушке.Летом там у нас очень хорошо,особенно интересно бывает в татарской деревне на праздниках. Один из таких замечательных, традиционных праздников у татарского народа это Сабантуй бәйрәме.Моя бабушка, прислала мне подарки, сделанные своими руками: красивый калфак,вышитый татарским орнаментом камзул.Мне так понравилис ь бабушкины подарки, они такие необычные: и я подумала, примерив их, куда же я их буду надевать? В моих мыслях как песня стали рождаться эти строчки…И получилось такое стихотворение. Летом я надела бабушкины подарки на Сабантуй и с радостью и с гордостью я прочитала на сцене во время концерта эти замечательные строчки моего стихотворения. После праздника я задумалась, почему мои сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И мне захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви…

Более подробно о том, какой длинный исторический путь прошёл национальный татарский костюм, создаваемый и меняющийся тысячелетиями, становясь все краше, изысканнее из поколения в поколение я решила изучить и рассмотреть в своей работе.

Итак, цель моей работы: Исследовать различные виды, элементы национального татарского костюма. Исследовать национальный костюм сибирских татар, его виды, элементы на примере моей бабушки и её рукоделия.

Задачи:

1. Выявить особенности национального костюма.

Актуальность темы :

Наш город многонационален. Здесь живут русские, татары, башкиры, украинцы, марийцы, чуваши, удмурты и много-много различных национальностей. Источником для написания работы послужил материал о народонаселении нашего города, который был собран ребятами нашего кружка по изучению традиций татарского народа в прошлом году, литература о татарах, а также беседы с горожанами. Многие молодые люди не знают сегодня традицию и историю семьи, народа. В своей работе хотелось бы описать особенности национального костюма, по возможности восстановить некоторые элементы одежды, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков, и я с гордостью могла бы сказать своим детям: «Это культура моего народа и я хочу, чтобы вы знали о ней»

Гипотеза : Исследование самобытности татарской национальной одежды и изучение национальных костюмов сибирских татар делает меня частью культуры и традиций татарского народа.

Структура работы:

Методы исследования:

    анализ научной литературы;

    наблюдение

    беседа

Объектом моего исследования стал традиционный комплекс мужской и женской одежды татар, национального костюма сибирских татар конца XIX – начала XX века.

Предметом же исследования мы выбрали локальные особенности, этнокультурные комплексы и связи татар, нашедшие отражение в их традиционном комплексе одежды .

2. Основная часть.

Глава 1.

Татары - одна из народностей Татарстана.

Татары - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии.

Численность в России составляет 5554,6 тыс. чел. Являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этно - территориальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Татары составляют около половины населения. Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишярский), средний (казанско - татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующие православие) – мусульмане.

На территории Барабинской степи проживают Барабинские татары. Значительную часть составляет татары, переселившиеся в различные периоды освоения Сибири из европейской части страны, так называемые «Казанские татары».

Глава 2.

.

Каждая нация, стараясь выделиться от другой, придумывала свои, несомненно, уникальные и присущие только ей обычаи и традиции. Встречают, как вы знаете по одежке, поэтому «национальный костюм» как нельзя, кстати, должен олицетворять весь дух народа.

2.1.История татарского костюма.

За богатую многовековую историю татар образ национального костюма постоянно менялся, отражая черты той или иной подгруппы татарского народа. Правда, не только сами татары влияли на это изменение, естественно и серьезные события, влияющие как на государственный уклад татар, так и на территорию их проживания, вносили свою лепту. Однако можно выделить несколько групп и факторов, оказавших наибольшее влияние. Среди них поволжские татары, а так же соседствующие восточные народы и, конечно же, религия – ислам.

Итак, совместив в себе множество стилей и времен, татарский национальный костюм предстает перед нами яркой частицей истории.

Основу этой частицы составляют ыштан - шаровары и кулмэк – рубаха-платье, а так же чекмень, бешмет и казакин. Все это разновидности кафтанов, имеющих различные рукава и воротники, они, как правило, шились из легких тканей. Поверх рубахи обычно надевался халат или кафтан, кстати, само слово халат имеет арабские корни и очевидное сходство со словом хильгат – элемент арабской одежды. Также татары часто использовали чобу – легкую верхнюю одежду без подкладки длиной немного ниже колен, которая обычно изготавливалась из конопляных и льняных тканей. Женщины же зачастую использовали фартуки и жилеты.Кстати, верхняя распашная одежда татар не имеет застежек, поэтому обязательным атрибутом является пояс. Пояс мог шиться из ткани или вязаться из шерсти. Но не только это отличает татарских костюм от других. Издревле одежда татар отличалась своей трапециевидной формой, большим размером, а так же необычайной яркостью и большим количеством самых разнообразных украшений.

Глава 3.

Мужская и женская одежда.

Татарский костюм представляет собой систему народного и художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов платьев, жилетов. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь по цвету, форме, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

3.1 Особенности мужской одежды. Мужчины носили длинные, широкие рубахи (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Рубаха с воротником-стойкой, отложной воротник чаще встречается на свадебных рубахах мужчин. Разрез делался на правой стороне груди. Рубаха сшилась длинной и широкой, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой или домотканой тесьмой. Позже, когда стали использовать фабричные ткани в обиход стали входить современные рубахи - со скошенными плечами и отложными воротниками. Штаны (ыштан) сшились из полосатой ткани. Праздничные и свадебные штаны шились из домотканой ткани с мелкими узорами.

Верхняя одежда распахивалась и была с рукавами или проймами для рук. Изготовляли ее сначала из холста, позже и из фабричных тканей, из меха (овчины, лисы и т. д.). Татары носили двубортную с правосторонним запахом одежду, с приталенной спинкой (чабу кием). Ее обычно сшили с наглухо закрытым воротником. Это камзол-вид домашней одежды, бишмет-утепленная ватой или шерстью зимняя одежда, чабу тун - меховая крытая тканью, шуба. Кроме того для посещения мечетей – чопан. Ношение пояса–было обязательным для мужчин. Пояса - вязанные, самотканнные, сшитые из ткани, бархатные и с металлическими украшениями.

3.2. Головные уборы мужчин.

У мужчин головные уборы различают домашние и выходные. К домашним относят тюбетейку, которая представляет небольшую шапочку, которая одевается на макушку. Сверху, когда выходили во двор надевали меховую шапку. Для сохранности формы и тюбетейку простегивали, закладывая между строчками прокрученный конский волос или шнур. Ткань использовали самую разную, но чаще это была бархатная ткань. Тюбетейки украшались вышивкой с растительным орнаментом. Иногда вышивали бисером. Такие яркие тюбетейки были у молодежи.

3.3. Особенности женской одежды.

В старину татарский женский костюм состоял из просторной однотонной рубахи, часто украшенной широкими воланами или оборками. Основу женского традиционного костюма составляют рубаха (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Позже рубахи шились из дорогих тканей (шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой порчи). Украшалась рубаха воланами, лентами и кружевами, кистями и тесьмой. Рубахи отдельно не носились. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитыми из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенными тесемочной отделкой. На отделку камзолов пришивались монетки. Костюм принимал праздничный и более благородный вид за счет съемных украшений. Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий сверху вырез платья. Вдоль закругленной стороны «изю» пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились различные монеты, бляхи, броши. Завершенность национальному костюму придавали расшитые золотой нитью или бисером калфаки и мягкие ичиги.

Основным украшением сельского костюма, состоящего в основном из рубахи и передника, является вышивка. Еще с детства, освоив мастерство вышивки татарки, готовили себе приданное и свадебные подарки. Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, бисер. Татарские рукодельницы владели разнообразными способами вышивки - разнообразная гладь, ковровый шов, шитье бисером, тамбурный шов.

Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции, Характерной для татар является тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни», или степного куста-источника благополучия, жизни. Букет состоит из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков.Древним и популярным является ленточный узор, располагающийся на узкой полосе. За счет вытачек и пройм костюм становится более облегающим и упрощенным, без громоздких перевязей и нагрудников. Национальная одежда или отдельные её элементы применяются и в наши дни.

3.4.Женские головные уборы

Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чеч тенкесе). Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще всего он встречается у сельских, а не городских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.

У замужних женщин были более традиционные головные уборы. В отличие от девичьих они закрывали не только голову женщин, но и её шею, плечи, и спину. Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосы у них состояли из шапочки и накосника. Особый интерес представляют старинные монетные шапки. Это каркасная шапочка на твердой основе (такыя бурек) , которая имела вид высокого конуса, покрытого шелковой материей, ушитого золочёными кораллами и жемчугом. Сверху конус оканчивался золочёной верхушкой. Основной головной убор пожилой татарки представлял собой покрывалообразную косынку (орпек) длиной 2.5 метров. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась несколькими монетками. Поверх орпек надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом (камчат-бурек) или монетная шапочка (ука-бурек).

В женской одежде татарского комплекса имело присутствие тастар - полотенцеобразное, обычно белое, головное покрывало, окаймленное красной тесьмой, имеющее богато орнаментированные пришивные концы. Поверх тастара надевали монетную шапочку (кашпау). Молодые женщины надевали волосник башкигец в виде плотно облегающего голову капюшона, украшенного яркой аппликацией из кусочков материи. Поверх него повязывалось и завязывалось на затылке специальное покрывало в виде платка, сложенного на угол.

3.5.Украшения

Среди татарских украшений известны как мужские, так и женские. У мужчин были драгоценные перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире.

Серьги - это элемент в костюме. Впервые их надевали девочки в трех - четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Миндалевидные серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой элемент костюма татар, бытовали они повсеместно. Татарки носили и носят кольцевые, трехбусинные серьги для украшения лица. Кроме своих традиционных, женщины - татарки носили и серьги, как у других народов.

« До сих пор женщины и мужчины носят амулеты – обереги (дога). Этим они защищают себя, своих детей, дом от сглаза, колдовства и нечистых сил. Амулет состоит из перевязи и кармашка. В этом кармашке находился «охранный» текст из Корана. Эти амулеты отличались по форме, декору, названиям. Кармашки могут быть разными по форме: треугольная, четырехугольная, округлая, неправильной формы». Эту информацию мне предоставила моя бабушка.

Шейно – нагрудные украшения татарки, носили не только, как украшения, но и прикрывали разрез женской рубахи. Кроме того татарки носили бусы. Они украшались монетами, вышивкой, различными пластинами, бляхами и т.д. Украшения рук – браслеты, перстни, кольца. Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. «Кольца же, как нам объяснила Гатауллина Нафиса Гатауловна - жительница нашего микрорайона, одевались на все пальцы. Но если их не было в большом количестве, то надевали столько, сколько есть. Это были в основном серебряные кольца, а иногда можно было видеть кольца с драгоценными камнями».

Имелись также и головные украшения. Это, к примеру, накосник. Они были разные по форме, материалу и технике изготовления, по декоративному оформлению и способам ношения. При оформлении использовались монеты и различные бляхи.

3.6. Обувь.

Традиционная мужская и женская обувь имела различия. Женская обувь отличалась тем, что имела каблук, уменьшенный размер голенища, декоративное оформление бисером, каймой и многим другим. На босую ногу татары надевали чулки суконные (тула оек) и вязаные из шерстяных ниток, приготовленных из шерсти овец. Оригинальный вид нижней обуви у татар представляют собой наголенники (аякчу, аяк чолгау). Их используют в наше время пожилые люди для обертывания голени и носят с ичигами или суконными чулками. Раньше невесты своим женихам преподносили в подарок наголенники, сшитые или связанные самою и красиво украшенными концами. Верхняя обувь: кожаная, лыковая, валяная. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой подошвой (читек). Мужчины носили в основном с отворотом, однотонные черные ичиги, изготовленные из сафьяна и других материалов. У женщин же сапожки покороче и без отворотов. Праздничная женская обувь выполняется в традиционной технике кожаной мозаики. При выходе из дома на ичиги надевают кожаную обувь на твердой подошве, или надевают калоши, а зимой полуваленки. Ичиги представляют собой чулки, изготовленные из кожи. Особенно их носило старшее поколение. Иногда можно было встретить сапоги на твердой подошве (итек). У татар бытовали сапожки с белым суконным голенищем (сарык).

Женские сарык отличались от мужских, тем, что на них имелись аппликации и вышивки. Они были сделаны для красоты, и чтобы отличаться от других женщин. Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были и остаются в настоящее время калоши (кевеш, ката). А выходной обувью считались туфли (башмак). У женщин были и узорчатые, нередко с каблуком. Традиционными туфлями считались туфли с остроконечным и слегка поднятым носком. Женские башмачки изготавливались из бархата, богато расшивались золотой и серебреной канителью, также бисером, речным жемчугом.

Лыковая обувь, особенно лапти (чабата) , представляла у татар рабочую обувь, потому что она была лёгкой и удобной, в ней легко работалось при полевых работах, так и при домашних. Были лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения (татар чабатасы ).

Зимой все носили валенки (киезитек, пима, пуйма). Они были и короткие, и высокие. А зажиточные татары носили цветные «кукморские» валенки.

3.7 .Женский костюм.

Оформляя свой костюм, татары могли использовать меха таких животных, как соболя, куницы, бобра и черно-бурой лисицы. Естественно, если сравнивать мужской и женский костюм, то можно сказать, что женщины носили массивные нагрудные, наручные и накостные украшения, а так же отличались наиболее сложными головными уборами.

Самым популярным женским убором татарок считается калфак . Калфак закреплялся на голове девушки с помощью специальной ленты – повязки, имеющей конец конусообразной формы с кисточками. Обычно этот конец девушки откидывали набок или назад. Следует так же отметить, что между возрастом женщины и видом головного убора прослеживалась некая зависимость.

Так, например , калфак замужней женщины был более сложной формы и имел больше цветов, а так же головной убор должен был прикрывать не только голову, но и шею, плечи и даже спину замужней татарки .

3.8.Мужской костюм

Головные уборы мужчин достаточно просты и делились в основном на выходные (верхние) и домашние (нижние). К нижним или домашним относится тюбетейка (түбәтәй ) – это совсем небольшая шапочка, которую надевали на макушку, а поверх нее носили чалму, меховые и матерчатые шапки – бурек и войлочные шляпы. В мужских уборах так же имелись отличия.

Вот, например, молодежь носила тюбетейки с вышивками ярких цветов, а взрослые мужчины предпочитали более скромные цвета. Со временем форма тюбетейки менялась, появились тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем, которые сохранились и в наше время. Сейчас любой желающий может купить тюбетейку и подарить в качестве сувенира своим друзьям или родственникам.

Исконно татары носили кожаные сапоги и туфли, носы которых были загнуты вверх. Причем городские жители носили мягкие сапоги – ичиги, а сельчане и бедные слои носили чабата, внешне похожие на лапти. Даже сейчас многие люди используют красивые и удобные ичиги дома в качестве домашней обуви.

Конечно, сейчас национальные костюмы можно встретить разве что в музее, на выставке, сцене или празднике. Правда, и по сей день татарское искусство национального костюма развивается и создает не только современную одежду в национальном стиле, но и придумывает новые образы для театральных постановок, фольклорных и танцевальных ансамблей.

Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.

Глава 4.

Исследование национальных костюмов бабушки.

4.1.История национальных костюмов сибирских татар.

Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальным нагрудным украшением. В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка.

Верхняя одежда Татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой,мехом.

Праздничная бархатная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Женская шапочка - калфак, вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Татар.

4.2.«Традиционный комплекс одежды сибирских татар»

Комплекс мужской одежды сибирских татар традиционно состоял из нательной плечевой и поясной одежды (белья) - рубахи и штанов, верхней рубахи и верхних штанов, поверх которых надевалась верхняя плечевая распашная одежда (с рукавами или без них), а также различного рода сезонной теплой одежды. Завершали этот комплекс различного рода головные уборы, обувь, пояса, носки, шарфы и рукавицы.

Сибирские татары сохраняли свою традиционную национальную одежду в основном до середины XIX в. В одежде каждой из групп сибирских татар наблюдались некоторые особенности, связанные с естественно-географическими условиями районов обитания отдельных групп, а также с историческими контактами татарского населения данного района с другими народами.

Камзол (камсул) Основным видом мужской верхней одежды всех социальных слоев татар служил камзол (камсул). Обычно его шили из сукна в талию, длиной чуть ниже колен. Он был однобортным со стоячим воротником и застегивался на 5-6 пуговиц. Петли камзола прометывались.

Теплая одежда татар.

Всю верхнюю теплую одежду татары называли общим названием "тун". Термин "тун" всегда употреблялся вместе с названием материала, из которого шили тот или другой вид теплой одежды, например, лисья шуба (толге тун), полушубок (тире тун) и т.д.

В качестве сезонной теплой одежды у сибирских татарок бытовали стеженые пальто из хлопчатобумажных тканей (тун) , плюша или бархата (плюш тун), в зимнем варианте отделанные мехом (йонле тун ).

Мужские головные уборы сибирских татар . Мужские головные уборы сибирских татар можно разделить на 2 группы - летние и зимние, Головные уборы носили круглый год, постоянно, зимой поверх надевали теплые шапки. Это обстоятельство отмечено как характерное для тоболо-иртышских татар. Основным мужским головным убором сибирских татар, как и казанских татар-мусульман, была тюбетейка.

Обувь сибирских татар.

Сибирские татары, как и мужчины, так и женщины издавна носили ичиги (ату), полусапожки, шитые из бараньей или козлиной кожи, с мягкой подошвой.

Глава 5.

Мои этнографические исследования.

Мою бабушку зовут Ризванова На җ ия Ә хм ә ди кызы.

Она живет в деревне Им ә нлебаш Заинского района. В молодости она работала на ферме, очень любила петь и с удовольствием пела свои песенки коровкам, телятам. У неё много наград за хорошую работу. Она родила 3 детей,7 внуков сейчас она на пенсии. Моя бабушка занимается рукоделием и в своих костюмах сама поёт на концертах. Она участвует в различных песенных конкурсах, которые проводятся в Заинске. Моя бабушка свято чтит татарские, народные традиции, часто ходит в Мечеть, надевая свои татарские костюмы которые она сама создала своими руками .

Я горжусь своей бабушкой, она нас любит. Она нам вяжет носки, шали, кофты, даже варежки. Когда я вырасту,хочу быт ь похожей на неё, такой же активной в жизни, мастерицей, рукодельницей и свято чтить и соблюдать традиции моего народа-сибирских Татар. Я горжусь своей бабушкой и тем, что я тоже Сибирская татарка.

Ниже на фотографиях представлены работы моей бабушки-мастерицы, рукодельницы.

Фото № 1. «Женский бархатный камзол с вышивкой».


Этот прекрасный камзол выполнен нашей пробабушкой, которая сама его сшила и сделала вышивку на нем своими руками.

Моя мама надевае т этот камзол на детские праздники на работе, участвует на мероприятиях в городе.

Фото № 2. «Женские платья мелкими сборками»


Это платье (слева) тоже ручной работы,сшила его наша пробабушка и подарила бабушке на сабантуй. Әбика очень любит носить национальную одежду, украшения, ичиги, галоши. Калфак она сама вышивала.

Фото № 3,4,5. «Женские головные уборы». Тюбетейка с украшениями.

(Эту тюбетейка передаётся в нашей семье из поколения в поколение)

Белый платок для утренней службы в Мечети.

Нарядный платок для праздников.

Фото № 6,7,8.

Одежда для праздничных выходов, например «Курбан-байрам» и «Ураза-байрам»
Праздничный камзол. Вышитые праздничные платки.

Фото № 9. Ичиги красные с вышивкой.

Эти ичиги достались моей бабушке ещё от нашей пробабушки, которая в них танцевала в местном деревенском ансамбле на Сабанту й.

3. Заключение

В ходе изучения литературы, мы выяснили, что костюмы татар имеют свои особенности. Они отличаются от одежды других народов, близко живущих с татарами, и тем не менее их близкое соседство оказывает влияние на самобытность костюмов татар. В основном сильное влияние оказали – башкиры, удмурты, марийцы и русские.

Кроме того мы выяснили, что с течениями времени новыми введениями, открытиями и изобретениями в промышленности и кустарном производстве в одежде татар происходят большие изменения.

Как целостная система декоративно-прикладного творчества татарского народа предстаёт перед нами искусство национального костюма. Основные его пластические и декоративные элементы формировались в
течение столетий в соответствии с особенностями природно-хозяйственной, социально-экономической деятельности, эстетическими вкусами татарского народа и нравственно-религиозными нормами.
Степень рукотворности татарского костюма зависела от характера его слагаемых: элементов вышивки, ткачества, ювелирного искусства, участвующих в его композиции.

За счет набора предметов костюма и его многочисленных декоративных деталей складывалась достаточно многосложная, тяжеловесная структура, построенная на принципах «нанизывания», умножения деталей и декоративных эффектов.
В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с
криволинейными полихромными узорами, на голову надевали калфак, развивающий фактуру и цветовой ритм камзола.

Традиционный татарский костюм существует и сегодня в практике
фольклорно-музыкальных ансамблей. Художники-модельеры разрабатывают некоторые декоративные мотивы национального костюма нагрудников, воланов, оборок, рубах, шаровар, шлемовидной шапки, возрождают декоративные швы, своеобразную орнаментальную поверхность, постигая увлекательную многоступенчатость, многослойность строя классического костюма.

"Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма: мужские тюбетейки и способы повязывания женского головного платка "по-татарски" (в роспуск и на кромку), европеизированная в целом, но с элементами традиционного покроя и расцветки женская рубаха кулмэк, кожаная обувь (в том числе и узорная). Бытуют они в основном у сельских жителей, меньше у горожан. В настоящее время в Татарстане, как и в других регионах России, предпринимаются активные действия, направленные на возрождение традиций народного костюма в современных условиях. Профессиональные художники, модельеры пытаются внести национальный колорит в современную одежду, руководители фольклорных коллективов и музейные работники стремятся воссоздать (реконструировать) традиционные комплексы народного костюма" ("Татары", с.314).

К сожалению, в татарских деревнях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение. Постепенно происходит « обрусение» татарского народа. Многие традиции не подхватываются подрастающим поколением. Со временем может произойти так, что многое может быть забыто. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

4. Исследовательская литература:


1.Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. – Казань: Татарское кН. Изд-во, 1993. – С.11
2.Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура. Т.2. – Новосибирск: Наука, 1996, 1996. – С. 9.
3.Татары. Д.М.Исхаков, Р.К.Уразманова, Ю.Г.Мухаметшин, С.В.Суслова, 4.Н.А.Халиков (Казань) // Народы России. Энциклопедия. Гл.редактор В.А.Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.321-325 2. 5.«Татарская народная одежда». Татарское книжное издательство. Казань, 1997 ел.

Интернет ресурсы :

1. .

12 открытая юношеская

научно-исследовательская конференция

имени С.С.Молодцова

Секция: Краеведение

Исследовательская работа

Татарский национальный костюм

Набиуллина Регина

5 б класс, “СОШ №8”, г. Нижнекамск

Научный руководитель:

Ахмадиева Гульнара Радиковна,

Учитель татарского языка и литературы 1 кв. категории

Нижнекамск, 2014 г.

Оглавление:

    Введение_________________________________________ 1 стр.

    Основная часть :

Глава 1.Татары-одна из народностей Татарстана.___________ 3 стр.

Глава 2.Татарский национальный костюм._________________ 3 стр.

2.1.История татарского костюма___________________ 4 стр.

Глава 3.Мужская и женская одежда.______________________ 5 стр.

3.1. Особенности мужской одежды._________________ 5 стр.

3.2. Головные уборы мужчин.______________________ 6 стр.

3.3. Особенности женской одежды__________________ 6 стр.

3.4. Женсие головные уборы_______________________ 7 стр.

3.5. Украшения_________________________________ 8 стр.

3.6. Обувь______________________________________ 9 стр.

3.7. Женский костюм____________________________ 10 стр.

3.8. Мужской костюм___________________________ 11 стр.

Глава 4.Исследование национальных костюмов бабушки____13 стр.

4.1.История национальных костюмов

сибирских татар__________________ 13 стр.

4.2. “Традиционный комплекс одежды

Сибирских татар_________________ 13 стр.

Глава 5. Мои этнографические исследования_______________15-18 стр.

3.Заключение__________________________________________ 18 стр.

4. Исследовательская литература и интернет-ресурсы ______ 20 стр.

Заявка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №8”

Название организации

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 8”

Адрес, телефон

г. Нижнекамск, ул. Юности, 14 В

Количество участников

Список участников :

1. Фамилия, имя автора

2. Класс

3. Учебное заведение

4. Секция

5. Название работы

6. Ф.И.О. научного руководителя, его должность, место работы, ученая степень

Набиуллина Регина

5 б

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Краеведение

Ахмадиева Гульнара Радиковна , учитель татарского языка и литературы, 1 кв. категория

Директор МБОУ “СОШ № 8” А. С. Сергеев

1.02.2014

Татарский национальный костюм

Набиуллина Регина

5 б класс, МБОУ “СОШ №8”, г. Нижнекамск

Научный руководитель: Ахмадиева Гульнара Радиковна,

Учитель татарского языка и литературы 1 кв. Категории.

Әбием бүләк җибәргән,

Бүләкнең дә бүләге:

Энҗе калфак,чиккән камзул,

Татар кызы киеме!

Кая киим боларны?”-дип,

Озак уйлап тордым да...

Летом я надела бабушкины подарки на Сабантуй и с радостью и с гордостью я прочитала на сцене во время концерта эти замечательные строчки моего стихотворения. После праздника я задумалась, почему мои сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И мне захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви…

Цель моей работы : Исследовать различные виды, элементы национального татарского костюма. Задачи:

1.Выявить особенности национального костюма.

2.Дать характеристику одежде, обуви, костюму татарского народа.

3.Изучить литературу по истории татарского народа и его национального костюма.

Актуальность темы : Наш город многонационален. Здесь живут русские, татары, башкиры, украинцы, марийцы, чуваши, удмурты и много-много различных национальностей. Источником для написания работы послужил материал о народонаселении нашего города, который был собран ребятами нашего кружка по изучению традиций татарского народа в прошлом году, литература о татарах, а также беседы с горожанами. В своей работе хотелось бы описать особенности национального костюма, по возможности восстановить некоторые элементы одежды, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков, и я с гордостью могла бы сказать своим детям: «Это культура моего народа и я хочу, чтобы вы знали о ней».

Гипотеза : татарская самобытная национальная одежда делает меня частью татарского народа, его культуры.

Структура работы :

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.

К сожалению, в татарских деревнях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение…. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

Рецензия

на исследовательскую работу

«Татарский национальный костюм»

Ученицы 5 б класса МБОУ «СОШ №8»

г. Нижнекамска

Набиуллиной Регины

Цель исследовательской работы – исследовать различные виды, элементы национального татарского костюма для обеспечение благоприятной перспективы сохранения и развития татарской культуры и традиций татарского народа.

Работа написана в научном стиле. Показана актуальность сохранения изучения татарского костюма и культуры татарского народа в целях воспитания общечеловеческих ценностей у учащихся, у жителей города.

Содержание исследования соответствует теме. Основная мысль раскрыта полностью. Исследовательская работа состоит из введения, основой и заключительной частей, списка литературы. Сохранены принципы исследовательской деятельности. Работа составлена в соответствии с требованиями к исследовательской работе. В работе сохраняется последовательность изложенного материала.

Объект исследовательской работы – татарский национальный костюм. Он подлежат полному рассмотрению и анализу.

Содержание логически выстроено. Содержанием работы могут воспользоваться и историки, и литераторы, краеведы, музейные работники, учителя татарского языка и литературы.

Эту работу можно предложить администраторам различных организаций города для приобщения жителей города к культуре татарского народа, и воспитания в них эстетических и нравственных качеств.

Научный руководитель Г.Р. Ахмадиева

Директор школы №8 А.С. Сергеев

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Общим признаком донациональных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. При выходе из дома в холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку. Повсеместно бытовали мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь: ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета.

В середине XIX в. у татар еще преобладала традиционная одежда. Об этом говорят музейные коллекции, литературные и архивные сведения, материалы этнографических экспедиций. Продолжали бытовать многочисленные этнотерриториальные, этноконфессиональные, а внутри них возрастные, социальные и др. комплексы костюма.

Большую роль в формировании этнотерриториальных комплексов народной одежды, наряду с особенностями этнической истории и неравномерностью социально-экономического развития групп этноса, природных условий обитания, этнического окружения и конфессиональной принадлежности, играла территориальная разбросанность татар, обусловленная сложной историей народа в целом. Так, территориальная удаленность мишарей Окско-Сурского междуречья, касимовских, астраханских, сибирских и других групп татар от татар казанских способствовала формированию у них, одновременно с общеэтническими, и местных особенностей костюма. Это преимущественно касалось одежды женщин, что объясняется их более замкнутым образом жизни и большей приверженностью к традиционным морально-этическим нормам.

Основу мужского и женского традиционного костюма составляют рубаха (к?лм?к) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Вплоть до середины XIX в. древняя туникообразная рубаха (из прямого, перегнутого поперек полотнища, без шва на плечах, с ластовицами, с широкими вставными боковыми клиньями, с центральным грудным разрезом) была общераспространенной.

У татар, особенно казанских, преобладала рубаха с воротником-стойкой. Отложной воротник чаще встречался на обрядовых свадебных рубахах мужчин (кия? к?лм?ге). Среди кряшен некоторое распространение получила рубаха с боковым грудным разрезом. В отличие от русской косоворотки разрез делался на правой стороне груди. От туникообразных рубах соседних народов - русских, мари, удмуртов - татарская рубаха отличалась длиной и шириной. Она шилась очень свободной, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась («Без креста и пояса, как татарин»). Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, позуме?тной или многоцветной домотканой тесьмой. Женская туникообразная рубаха идентична мужской, что вообще характерно для древних форм одежды. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. В середине XIX в. у татарок из состоятельных слоев общества рубахи шились из дорогих покупных «китайчатых» тканей (легкого шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой парчи). Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию воланов, разноцветных шелковых и атласных лент и кружев, позументных кистей и тесьмы. Для казанских татарок и кряшенок была характерна рубаха с верхним воланом.

Для мишарок - с нижним. Красочной аппликацией - наличием ярких разноцветных матерчатых нашивок на груди, плечах, подоле - отличалась рубаха сергачских мишарей. Неотъемлемой принадлежностью старинной женской рубахи являлся нижний нагрудник (к?кр?кч?, т?шелдрек). Его надевали вниз под рубаху с традиционно глубоким (без приполка) грудным разрезом с тем, чтобы скрыть распахивающуюся при движении щель на груди.

Во второй половине XIX в. в обиход как мужчин, так и женщин входят рубахи современного покроя - из фабричной материи со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником. В декоративном оформлении большую популярность приобретают мелкие оборки (бала ит?к). Нередко вся поверхность подола женской рубахи украшалась горизонтальными рядами оборок. В начале XX в. рубахи такого покроя преобладали на всей территории проживания татар.

Штаны (ыштан) по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Мужские штаны шили обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины предпочитали однотонные. Праздничные и свадебные штаны для жениха (кия? ыштаны) шились из домотканины с мелкими и яркими браными узорами.

Весьма примечательной принадлежностью одежды в конце XIX - начале XX вв. являлись передники (алъяпкыч, алч?прак). Узорчатые домотканые или расшитые полихромным, нередко ковровым, тамбуром передники мусульманки носили поверх рубахи, а молодые кряшенки надевали их и с верхней одеждой. У мужчин неорнаментированные передники чаще бытовали в комплекте рабочей одежды. У пермских татар богато украшенные тамбуром передники составляли часть приданого невесты и использовались в качестве праздничного элемента в одежде жениха.

Верхняя одежда была исключительно распашной с рукавами или с проймами для продевания рук. В зависимости от назначения ее изготовляли из фабричной (хлопчатобумажной, шерстяной) ткани, из холста, сукна, полусукна домашней выработки, из меха (овчины, лисы и т.д.). Татары независимо от возраста и пола преимущественно носили двубортную с правосторонним (тюркским) запахом одежду, с цельной приталенной спинкой (чабулы кием), с клиньями на боках ниже талии. Ее обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками.

К такой одежде относятся: камзол - вид домашней одежды, к?з?ки - распространенный вид демисезонной одежды, бишм?т - утепленная ватой или овечьей шерстью зимняя одежда, чабулы чикм?н - рабочая одежда из сукна домашней выработки, чабулы тун - меховая, нередко крытая тканью, шуба. Одним из наиболее архаичных видов подобной одежды является чоба - легкая домотканая из чисто белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна у мужчин и многоцветная - у женщин. Еще в начале XX в. она входила в число приданого невесты у татар Предкамья, Пермского и Уфимского Приуралья. Верхняя одежда с прямой спинкой (туры кием) широкая и длинная, туникообразного покроя, как правило, не имела застежек.

Ее носили свободной или подпоясанной кушаком: ?ил?н, чапан - мужская одежда для посещения мечети; туры чикм?н - демисезонная рабочая и дорожная одежда; толып, туры тун - зимняя дорожная одежда. У кряшен значительное распространение, как и у русских, имела верхняя одежда с отрезной по линии талии и присборенной спинкой (борчатка).

Обязательным атрибутом традицион¬ной верхней одежды татарина является пояс (билбау, ?з?р). Использовались в основном матерчатые пояса: самотканые, сшитые из фабричной ткани, реже вязаные шерстяные. Среди музейных коллекций имеются широкие позументные, ковровые, бархатные, а также из серебряных пластинок, соединенных между собой шарнирами, пояса (к?м?р) с массивными, богато украшенными серебряными пряжками. У казанских татар они рано вышли из употребления. Однако в костюме татар астраханских и сибирских, как, впрочем, и крымских, пояса с пряжками и металлическими накладками были широко распространены как в мужском, так и женском костюме.

Верхняя одежда женщин отличалась от мужской лишь некоторыми деталями декоративного плана: дополнительной отделкой мехом, позументом, вышивкой, художественной строчкой и т.д. Наиболее характерным для татарок видом легкой домашней и выходной одежды были камзолы, которые надевались поверх рубахи. Для придания спинке камзола большей приталенности ее часто кроили из двух половинок (с вертикальным осевым швом), расширяющихся от талии к бедрам с помощью боковых клиньев. Центральный и два боковых клина образовывали фалды в трехшовном камзоле (?ч билле). Молодые женщины шили камзолы пятишовными (биш билле). Использование для пошива камзолов разнообразных покупных тканей, фурнитуры, аксессуаров способствовало восприимчивости к инновациям, образованию чрезвычайного множества вариаций. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с короткими до локтей рукавами или без рукавов, с высокими бортами или с глубоким грудным вырезом, с запахом впереди или без запаха («встык»). Края бортов, подола, проймы рукавов украшались полосками позумента, галуна, пушистыми птичьими перьями или мехом. В восточных районах региона со временем становится традиционным украшать камзолы и монетками, но не так обильно, как у башкир. Монетки пришивались на отделку камзолов - тесьму (ука).

Одежда - это тот атрибут, по которому в первую очередь идентифицируют человека и относят его к определённой национальности, религии, профессии.

Традиционный костюм всегда был отличительной чертой определённой нации или народности. Хотя отличий в стиле одежды современных европейцев и азиатов практически нет, традиционный костюм по-прежнему остаётся предметом гордости для каждого народа.

Татарский костюм прошёл через века и является уникальным артефактом, по которому можно судить об обычаях и традициях этого народа.

Свою историю классический татарский костюм начал с XVIII века. Татарский наряд - явление абстрактное, поскольку каждая подгруппа этого народа носила одежду, которая имела существенные отличия от того, что надевали другие представители этой национальности. Например, традиционный наряд крымских татар сильно отличался от одежды поволжских. Наибольшее влияние на оформление народного костюма оказали именно последние .

На характер одежды повлияла религия и традиции Востока: она украшалась изящными орнаментами, учитывала высокие нормы морали. Но главный фактор, который обусловил внешний вид и состав татарского наряда, - это странствующий образ жизни, чтобы одежда была удобна для езды верхом. В ней было комфортно и летом, и зимой. Она лёгкая, но при этом тёплая.

О татарском национальном костюме вы узнаете из этого видео.

В пошиве костюма использовались разные материалы:

  • ткань;
  • натуральная кожа;
  • войлок (верблюжий или овечий).

В наше время национальный костюм татар в обиходе почти не встречается. Но он широко используется в качестве сценического и танцевального наряда.

Особенности костюма

Костюм татар состоит из рубашки (кулмэк), шароваров (ыщтын) и распашного халата. Шьётся он в минималистичной цветовой гамме. Самые популярные цвета - бордовый, синий, жёлтый, белый, зелёный. Наряд, обувь и головной убор обильно украшены декоративными элементами. Очень популярна вышивка золотом, монеты и бусины. Чаще всего используются растительные узоры.

Мужской и женский костюм имеют мало отличий. В обоих случаях присутствует рубаха в виде туники с глубоким нагрудным вырезом и клиньями по бокам. Она очень просторная и не стесняет движений. В Татарстане вместо выреза на груди используется воротничок-стойка. Поскольку рубаха очень просторная, она носится без пояса. В прошлом женская туника по длине достигала ступней .

Рубаха изготавливалась из хлопка, шерсти, шелка и даже парчи. Она украшалась яркими ленточками, золотой тесьмой, тончайшим кружевом или бижутерией. Женщины под нее надевали тешелдрек или кукрекче, которые закрывали нагрудный вырез. Шаровары изготавливались из плотной льняной ткани: женские - из однотонной материи, мужские - из полосатой.

Верх, который надевался на сорочку, распашной. Лёгкая приталенность этой одежды придаёт татаркам грациозность. Верхняя одежда запахивается вправо и имеет боковые клинья. Татарский наряд невозможен без пояса - вязанного или текстильного.

Женский костюм длиннее мужского и выглядит богаче благодаря аппликациям, меху и вышивке. Сверху рубашки женщины носили халаты и блузки, изящные распашные камзолы, длина которых достигала бёдер или колен.

Сам камзол мог быть с рукавами или без них. Его пойма, рукава и подол украшались монетами, перьями или тесьмой. Туника тоже богато украшалась . Безрукавка надевалась поверх рубахи. Она изготавливалась из бархатного материала и дополнялась мехом или позолоченной тесьмой. Пояс - ещё один важный элемент татарского костюма. Он изготавливался с применением крупных золотых и серебряных пряжек. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы.

Украшения

По украшениям судили о достатке семьи. Количество и качество нарядов говорило не только о женщине, но и о паре в целом. Девушка обязательно надевала на себя множество дополнительных украшений:

  • кольца, перстни, печатки;
  • серьги, разнообразные накостники;
  • подвески, ожерелья;
  • монисто, браслеты;
  • поясные пряжки.

Серьги - обязательный атрибут татарки , который носили с раннего детства до самой старости. Уши девочкам прокалывали в 3−4 года. Форма серёжек была классической или позаимствованной у других народов. Украшения для шеи имели практическое значение: они закрывали глубокий вырез на груди костюма.

Татарки из всех драгоценных камней отдавали предпочтение сердолику, бирюзе, хрусталю, топазам и аметистам.

Каждое украшение изготавливалось под заказ и передавалось по наследству, коллекция постепенно дополнялась новыми вещами. Это объясняет разнообразие и привлекательность старинных татарских украшений, дошедших до наших дней. Ещё один чисто татарский элемент - перевязь. Это полоска ткани, которая носилась через плечо. У верующих имелись специальные карманы, в которых они носили выдержки из Корана. Мужчины тоже украшали себя и носили перстни с крупными камнями, а также пряжки.

Косметика

Идеал татарской красавицы - чёрные блестящие волосы, белая кожа лица и рук, миндалевидные глаза. Чтобы достичь такого эффекта, девушки красили брови усьмой, ресницы - сурьмой, лицо - китайскими белилами, ногти - хной. Волосы мыли кислым молоком , это обеспечивало их здоровье и активный рост. Для татарки за правило было иметь длинные и ухоженные волосы. Часто девушки заплетали две косы с прямым пробором. Тело они мазали восточными ароматическими средствами: розовым маслом, соком душистого базилика.

Это видео познакомит вас с татарской культурой.

Головные уборы

Головной убор мужчины состоял из верха и низа. К первым относится тюбетейка, на которую сверху надевался колпак (войлочная шапка) или чалма. Колпак представляет собой конусообразную шляпу с прямыми или загнутыми полями. Такой головной убор носили богатые татары . Снаружи он украшался атласом или бархатом, а внутри выстилался мягким белым войлоком. Пёстрые тюбетейки использовала молодёжь, татары постарше предпочитали однотонные варианты.

Внешний вид головного убора говорил о семейном положении татарки. Юные носили однотипную тканевую или меховую шапочку бурек или такию. Она украшалась вышивкой, бусинами, серебром и кораллами. Замужние женщины носили головной убор, состоящий из трёх частей. Нижняя часть закрепляла волосы (татарки часто носили две косы), потом шло покрывало, и затем обруч, повязка, платочек или шапка, задача которых - фиксировать покрывало.

Обувь

В роли обуви в традиционном татарском костюме использовались сапоги читек или ичиги - их носят в течение всего года, надевая на тканые чулки. Летом используются модели с мягкой кожей, зимой - с грубой. Обыденные варианты были чёрного цвета , праздничные украшались мозаичным орнаментом, аппликацией и вышивкой. Традиционная рабочая обувь - разновидность русских лаптей, которая называется чабата. Обувь обязательно была с завёрнутыми вверх носками: татары считали, что нельзя царапать носками родную землю.

Детская одежда

Татарская одежда для самых маленьких универсальна. В наряде для детей постарше появляются первые различия. Прежде всего, разница видна в расцветке. Наряд юных красавиц выполнялся в бордовом, синем или зелёном цвете, костюм мальчиков выполнялся в лаконичных чёрных или синих тонах. По мере взросления в одежде ребенка прибавлялись аксессуары, изменялась обувь и головные уборы.

Праздничные наряды

По особым случаям татары надевали особо пышную и нарядную одежду. От обыденной она отличалась дорогим материалом, а также обилием декоративных украшений. Так, платье невесты могло быть белым или глубоко-зелёным, вишнёвым или цветом морской волны - именно это традиционные татарские цвета. Невесты предпочитали комбинировать белые платья с камзолом и сапожками.

Голова невесты покрывалась свадебной накидкой или расписным калфаком. Жених надевал тёмно-синий костюм, который расшит народным узором. Он также должен иметь головной убор, соответствующий общему стилю. Современные татарские наряды, хотя и делаются на европейский манер, сохраняют колорит и традиционные элементы. Например, обязательные атрибуты для такой одежды - классический А-образный фасон, соблюдение длины, обилие украшений и традиционных орнаментов.

Костюм для танцев тоже видоизменился. Он стал короче и может шиться из других материалов. Несмотря на это, он сохраняет национальную стилистику. В состав такого наряда входит жилетка-разлетайка, шапочка с кисточкой и покрывалом. В сочетании с орнаментами всё это делает современный танцевальный татарский костюм по-прежнему узнаваемым.

Из этого видео вы узнаете о национальной одежде разных народов мира.

Современность

Со временем традиционный татарский костюм претерпел изменения. Сейчас наряд может иметь другой фасон и длину, но в нём сохранились узнаваемые детали. К последним относится растительный орнамент, неизменная шапочка-калфак, большое количество украшений как на девушке, так и на самом костюме. Калфак шьётся в тон платью, он может быть однотонным, а также иметь форму, немного отличающуюся от классической.

Ткань и орнаменты

В изготовлении наряда использовалась разная ткань, это зависело от его назначения. Одежда для ежедневного использования изготавливалась из хб-полотна или сукна ручного производства. В качестве подкладки брали овчину или обыкновенную вату. Праздничные камзолы и сорочки изготавливались из шёлковой нити, парчи и шерстяного материала. Дополнялись они роскошной вышивкой и тесьмой. Меховые вставки представлены соболем, песцом или лисицей.

Декоративные швы, характерные для татарской ткани:

  • Вразброс - толстые разноцветные нити формируют орнамент из полосок. Используются в изготовлении шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань - волокна накладываются на нити основы, полностью закрывая их. Характерный почерк такого стиля - ступенчатые зазоры.
  • Досочный - нити повторяются на изнаночной и лицевой стороне. Такое шитьё напоминает оригинальную вышивку.

Ключевое место в вышивке играет растительный орнамент. Это собирательный образ, в котором реализуются несуществующие в мире формы, цветы, листья и плоды. В узорах преобладает асимметрия, хотя она не нарушает естественности и равновесия. На характер растительных орнаментов повлияли традиции народов Передней и Малой Азии . Условно эти узоры делят на три категории:

  1. Степной - мак, гвоздика, тюльпаны, незабудки.
  2. Луговой - колокольчики, васильки, ромашки, шиповник.
  3. Садовый - хризантемы, георгины, астры, пионы, розы, нарциссы, ирисы.

Также в нарядах встречаются орнаменты в виде виноградной лозы и колосков, ягод, листьев пальм. Для татарской вышивки характерна полихромность - когда один и то же мотив выполняется разными цветами. Геометрическим узорам отводится второстепенная роль. Прежде всего, это меандры, волны, сердечки. Старинные татарские наряды иногда украшались арабской вязью.

Национальный костюм - это прекрасное наследие, которым гордится татарский народ. Народная одежда представляет не только эстетическую ценность, но и культурную: наряд может многое рассказать об обычаях и истории татар. Хотя он претерпел много изменений, его суть осталась неизменной - изящество, удобство и достоинство.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Предлагаем татарские национальные мужские и женские костюмы в прокат в Москве. Наши татарские наряды подходят для создания праздничной атмосферы в офисе в честь важного корпоративного события, для аниматоров, танцоров, хостесс, актёров и ведущих на мероприятиях. Татарская культура интересна и богата. Татарские праздники широко празднуются не только мусульманами, но и христианами России.

Женский татарский костюм состоит из широкого платья, бархатного камзола и головного убора «калфак». Зелёное платье с длинными рукавами украшено воланами. Платье подходит на любой размер — ширина плеч регулируется, а горловина платья фиксируется завязками сзади. В некоторых источниках татарское платье называется рубахой или кулмек. Камзол (жилет) украшен вышивкой с камнями и изготовлен из бордового велюра. Головной убор калфак в тон жилету сшит из того же материала. Спереди жилет имеет завязки для удобства ношения.

Каждый комплект женского татарского костюма состоит из:
1. платье,
2. камзол,
3. калфак (головной убор).

Мужской татарский костюм состоит из рубахи, кушака, жилета, штанов и тюбетейки. Розовая широкая рубаха украшена золотой тесьмой. Рубаха носится поверх штанов и подпоясывается кушаком (поясом). Тёмно-бордовые полосатые штаны «ыштан» с традиционным широким шагом подходят на любой размер. Как и в женском костюме, в мужском самым красивым элементом является обильно украшенный вышивкой жилет, который носят не застёгивая. Жилет и тюбетейка выполнены из тёмно-зелёного велюра.

Каждый комплект мужского татарского костюма состоит из:
1. рубаха,
2. жилет,
3. ыштан (штаны),
4. кушак (пояс),
5. тюбетейка (головной убор).

Размеры и количество

— 1 женский комплект (платье: обхват в груди до 125 см, длина 135 см; длина камзола 65 см; обхват головы 55-60 см),
— 1 мужской комплект (рубаха: обхват в груди 130 см, длина 80 см; длина жилета 67 см; ыштан: обхват в талии 70-114 см, длина до 111 см; тюбетейка 55-60 см).

Стоимость

Стоимость: 2499 рублей в сутки за 1 комплект + бонус 12 часов.

Возвратный залог: 8000 рублей за 1 комплект.

Дополнительные опции:
— глажка и стирка костюмов включены в арендную стоимость,
— возможна оплата картами ,

Заказать эти костюмы

Заполняя форму, не бойтесь допустить неточности. После получения вашей заявки мы обязательно перезвоним и уточним данные по заказу.
* Обязательные поля.

Тип залога:

Загрузите, пожалуйста, разворот паспорта с фото и разворот паспорта с регистрацией или файл с реквизитами организации.
Максимальный размер файла 2мб.

* Пол:

Мужской Женский

* Количество:

* Цветовая гамма, размерность:

* Срок аренды:

дата доставки
время доставки --- Утро с 10 до 14 С 11 до 15 С 12 до 16 С 13 до 17 День с 14 до 18 С 15 до 19 С 16 до 20 С 17 до 21 Вечер с 18 до 22 Ночь с 22 до 10 Другой интервал



error: Контент защищен !!