Проект по патриотическому воспитанию для малышей. Проект по нравственно–патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!". Занятия познавательного цикла

Паспорт проекта Площадка реализации проекта

МБДОУ г. Иркутска детский сад №143

Кудрина Екатерина Николаевна

Гипотеза проекта

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цели и задачи проекта

Цель: формирование патриотического воспитания в комплексе духовно – нравственного, краеведческого, социального и трудового направления.

Задачи: - формирование способности к духовному развитию;

Укрепление нравственности;

Участники проекта

Дети 5 – 7 лет.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

(этапы проекта, основные работы в проекте)

Этапы: Подготовительный – определение целей и задач проекта;

Основной – составление перспективного плана, разработка конспектов, познавательные занятия;

Заключительный – результативно-сравнительный анализ

Предполагаемый срок реализации проекта 1 год.

Сформированы патриотические чувства к родному городу.

Знания о многообразии природы города Иркутска.

Дальнейшее развитие проекта

Разработать методические рекомендации по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта

Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ, в совместной деятельности педагога и детей.

Обоснование необходимости проекта

Дети в возрасте 5 – 7 лет очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание включает в комплексе духовно – нравственное, социальное, трудовое и краеведческое направление.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Гипотеза проекта

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер и включать духовно-нравственное, краеведческое, социальное и трудовое направление, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цель:

формирование патриотического воспитания в комплексе духовно – нравственного, краеведческого, социального и трудового направления.

Задачи:

Формирование способности к духовному развитию;

Укрепление нравственности;

Изучение родного края (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

Формирование у детей трудовых навыков.

Участники проекта:

дети в возрасте 5 – 7 лет

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Стратегия и механизмы достижения поставленной цели

Совместная деятельность педагогов, родителей по развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотическое воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, краеведческое, трудовое и др.

Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках программы «Любимый Иркутск». Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно: организация системы воспитательной работы, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду.

Рабочий план реализации проекта

1. Вводное занятие.

Экскурсия по отделам учебно-опытного участка СЮН. Знакомство с планами работы кружка.

2.Экология в жизни человека.

Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Очень интересно, когда дети используют ситуации, основанные на личных наблюдениях и опыте, приводя конкретные случаи из жизни. Групповая работа «Экологическая тропа».

Когда рассказываю о природе и её богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою область. Экологическая игра – «Мы экологи».

Цель: закрепление знаний детей о природе родного края

Задачи: - Обобщить и закрепить знания детей о природе родного края;

Развивать умение детей действовать сообща, как одна команда;

- воспитать взаимовежливое отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: плоды и семена деревьев, семена в мешочках, 2 удочки и рыбки, распечатанные на картоне, воем – лист ватмана с приклеенными изображениями водорослей на магнитах, газеты, дидактические карточки «Животные», карточки с изображением цветов, карточки с маршрутом, сладкие призы.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в увлекательный мир природы. Для этого нам нужно две команды. Одна команда – девочки: название их команды - Умнички, вторая команда – мальчики – с названием Удальцы. Мы отправляемся!

1. Станция «Семенная» - наша первая станция. Игра «Плоды и семена». Перед командами лежат игровые поля и плоды и семена деревьев, командам необходимо разложить правильно плоды и семена по своим местам Игра «Семена в мешке» Командам раздаются мешочки с семенами, не заглядывая в них им необходимо определить, что там за семена.

2. И наш поезд приближается к станции «Речная»

Игра «Рыбалка» Правила игры: Кто быстрее выловит всех рыб из озера. По три человека от каждой команды. Побеждает та команда, которая выловит в командном счете больше рыб. Одновременно на поле находятся по одному человеку от каждой команды. Выловив рыбу игроки производят подсчет – результат записывается, рыба выпускается на игровое поле. Второй участник приступает к «Рыбалки». После прохождения всех трех участников производится общий подсчет набранных рыб.

3. Следующая станция «Горная» Игра «Альпийская горка» Правила игры: командам выдается газеты. Ваша задача заключается в том чтобы построить за одну минуту самую высокую гору из этой газеты, ее можно рвать, можно мять а можно ставить целиком.

4. Станция «Зоологическая» Игра «Крокодил» Цель игры: Показать при помощи жестов какое животное изображено на карточки. Правила: Игроки садятся перед ведущим (объясняющим). Водящий берет карточку с изображением животного и показывает его при помощи жестов и мимики, но нельзя произносить ни звука, только жесты

5. Станция «Цветочная» В группе или территории спрятаны карточки с изображениями цветов, детям необходимо найти их и назвать, те цветы, которые нашли. Побеждает команда, нашедшая больше и назвавшая больше цветов

6. И на конец последняя станция «Туристическая» Игра «Найди клад» Каждой команде раздается карта с указанием пути к кладу. В определенных местах приклеиваются сладкие призы. Следуя указаниям необходимо найти приз.

3. Осенняя пора в Иркутске.

Жизненные формы растений. Подготовка деревьев, кустарников и травянистых растений к зиме. Роль листа в жизни растений, листопад. Созревание семян, приспособления к распространению. Как животные готовятся к зиме. Спячка животных, анабиоз земноводных.

Практическая работа:

Подготовка и проведение сюжетно ролевой игры «Разведка осенних примет».

Цель: Закреплять и расширять знания детей об осени и осенних приметах; уточнять представления о том, что все в природе взаимосвязано.

Предварительная работа: наблюдения, тематические и комплексные занятия об осени и осенних изменениях в природе, викторина «Кто больше назовет примет осени».

Оборудование: письмо в конверте от зайцев, план разведчиков, кленовые листочки, обозначающие остановки разведчиков, корзина для сбора примет осени, сладкий приз для детей.

Ход занятия

Педагог Дорогие ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от маленьких зайчат. Послушайте, что они пишут:

« Здравствуйте. Ребята! Пишут вам зайчики, которые родились в этом году. Мы мало понимаем, что происходит вокруг. Однажды к нам прилетела сорока и много всего на хвосте принесла. Она говорит, что и осенних примет уже на дворе много, что и шубки нам серые пришла пора менять на белые. Ёжик говорит, что необязательно шубки менять. Кого нам слушать, не знаем! Мама наша давно от нас убежала, подсказать нам некому. А ещё мы слышали, что вы хорошие разведчики. Сходите в разведку, узнайте, много ли в природе осенних примет. Пора ли нам менять серые шубки на белые. Мы будем вам очень благодарны».

Педагог: Сможем ли мы помочь зайчатам. Давайте быстро оденемся и пойдем в разведку осенних примет.

Беседа о том, что должны взять с собой в разведку. Как себя вести в разведке.

Ход прогулки . Итак, к первой остановке мы подходим по следам.

Остановка № 1. Мы – разведчики. Выбрать правило поведения в природе (работа с экологическими знаками).

Остановка №2 . « Небо, солнце, облака».

Измерение температуры воздуха в тени и на солнце.

Загадки об осени .

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен. Я …. (осень ).

Сидит – зеленеет. Падает – желтеет, лежит – чернеет (листья).

Без крыльев – летает, никто его не бьет, а оно плачет (облако).

Не дед, а седой, укрывает землю и океан, а зовут его…(туман).

Остановка № 3 « Деревья нашего города».

Какие лиственные деревья вы знаете?

Какие хвойные? Загадки о деревьях.

Что случилось с деревьями?

« Игра с листьями »

Ведущий даёт задания на листочках:

Листочку осинки сделать три головных убора из простой косынки.

У кого кленовый лист, тот артист эквилибрист. Может в цирке выступать, палку на руке держать.

Дубовый листок вас попросит вспомнить стишок или песню про осень.

У кого березки листок – ничего не говорит – жестом все изобразит.

У кого листок рябинки, говорите без запинки: «Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком».

Остановка № 4: « Труд людей осенью ». Чем занимаются люди осенью?

«Является ли эта примета осенней»

Игры с «биноклем »: «Желтая прогулка». Назвать всё желтое. Даже одежду людей.

Остановка №5: « Наблюдаем птиц».

Каких птиц вы видите в бинокли?

Видите ли вы грачей? Почему? Какие птицы ещё улетели? Куда? Почему?

Посмотрите в бинокли. Видите ли вы насекомых. Почему? Где они сейчас?

Подведение итогов:

Проводится подвижная игра « К дереву беги», считают, сколько собрали примет осени. Делают вывод, пора ли зайчатам менять шубки.

4. Суровая Иркутская зима.

Характерные признаки зимы (понижение температуры, снежный покров, длина светового дня). Физические свойства воды. Роль снежного покрова для ягодников. Зимние работы в саду. Как дикие животные проводят зиму. Оседлые и кочующие птицы города Иркутска. Подкормка птиц, корма для птиц. Виды кормушек.

Практическая работа:

Конкурс на лучшую кормушку. Изготовление и развешивание кормушек. Экскурсия в зимний сад, определение и зарисовка следов на снегу. Наблюдения за птицами. Сюжетно-ролевая игра «Идем по следу».

5. Красная книга Прибайкалья.

Создание красной книги природы. Красные, черные, желтые, серые, зеленые страницы красной книги. Виды растений и животных, занесённых в Красную книгу Иркутской области.

Практическая работа:

Изготовление и оформление «Жалобной книги природы».

6. Памятники Иркутска.

Расположение памятников Я. Похабову и Бабру, скульпторы. История возникновения Краеведческого музея, современные экспозиции.

Презентации по темам, составление докладов и зарисовка в тетрадях.

7. Долгожданная весна.

Весенние явления в жизни животных и растений. Фенофазы развития растений. Сокодвижение, набухание и распускание почек. Перелетные птицы города Иркутска, сроки прилета.

Практическая работа:

Подготовка и проведение праздника «Встреча пернатых друзей», изготовление и развешивание скворечников.

Задачи: - дать детям представление о весенних перелётных птицах, их поведении, питании, месте жительства;

- совершенствовать умение подбирать к существительным слова обозначающие признаки предметов и действий

- воспитывать в детях чувство радости от встречи с пернатыми друзьями;

1 - 2 этапы

На столике - на макете «Лес» - ворона, воробьи, грачи.

Что мы знаем об этих птицах? Где они жили зимой? Почему грачи возвращаются в родные края?

(Рассуждения детей, перебор мнений).

Чем они питаются? Как добывают корм? Какие трудности их ожидают на родине? (Работа в парах).

3 этап: Деятельность детей. Творческий продуктивный труд.

Самоанализ и анализ деятельности и продукта деятельности детей.

4 этап. Прогулка. Поиски корма для птиц (червяков). Подвижные и народные игры «Птицы в гнёздышке».

5 этап. Перед сном детям читают рассказ В. Бианки «Птичий год - Весна» и Г. Скребицкого «Грач».

Воспитатель и желающие дети изготавливают кормушку для птиц, решают помогать пернатым друзьям: ведь птиц прилетело много, а корма для них недостаточно.

8. Мой любимый двор.

Двор детского сада и двор возле дома. Многообразие животных и растений, которые нас окружают, их польза для человека.

Практическая работа: наведение порядка во дворе. Зарисовка своего двора. Подсчет живых и неживых объектов.

9. Я убираюсь за собой.

Важность гигиены для здоровья. Необходимость соблюдения чистоты. Что такое мусор? Источники его возникновения. Принципы сбора и утилизации бытовых отходов. Важность соблюдения чистоты на улицах Иркутска, дома, в детском саду, развивающая игра «Когда мусор не мусор и наоборот».

Практическая работа: уборка территории своего участка, зарисовка своих впечатлений. Составление графика уборки.

10.Лето пришло в Иркутск.

Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила поведения у обнаруженного гнезда. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Охрана муравейников. Правила летнего отдыха на природе. Забота о здоровье летом. Места отдыха в Иркутской области. Виды активного отдыха. Умения по безопасности жизнедеятельности.

Практическая работа: иллюстрирование, наблюдение, описание. Составление схемы отдыха.

11.Итоговое занятие.

Практическая работа: промежуточная аттестация проходит в форме собеседования.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Долгосрочные результаты: повышение уровня по духовно – нравственному, социальному, краеведческому и трудовому направлению.

Краткосрочные результаты: предполагается, что учащийся будет знать о многообразии природы родного края, о значении экологии в жизни человека;

Учащийся углубит и расширит имеющиеся знания о природных явлениях;

Научиться соблюдать гигиену;

Будет знать памятники Иркутска.

Результативность работы определяется диагностикой знаний, умений и навыков детей, которые определяются в процессе собеседования.

В целях контроля и оценки результатов проводятся:

Экспресс - опросы;

Итоговый контроль (конкурсы, выставки, праздники, промежуточная аттестация).

Итоги проведения мероприятий обсуждаются с дошкольниками, с родителями.

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

Проверка результатов усвоения программы осуществляется проведением текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль учащихся проводится по отдельным темам.

Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончанию обучения по программе. Учитывая результаты текущего контроля, промежуточная аттестация проводится в форме собеседования. Учащийся, проходящий промежуточную аттестацию в форме собеседования, дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем программы по предложению педагога или отвечает на вопросы обобщающего характера по всем темам программы. Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний, за каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.

Критерии оценки уровня подготовки учащегося:

    высокий уровень (10 – 8 баллов) – учащийся освоил практически весь объём

    знаний 100-80%, предусмотренных; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

    средний уровень (7- 5 баллов) – у учащегося объём усвоенных знаний

    составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

    низкий уровень (менее 5 баллов) – учащийся овладел менее чем 50% объёма

    знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило,

    избегает употреблять специальные термины.

Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации:

    Как экология связана с нашей жизнью?

    Назови приметы осени.

    Какие птицы оседлые?

    Назови краснокнижных животных.

    Какие памятники Иркутска ты знаешь?

    Назови приметы весны.

    Какие растения растут в твоем дворе?

    Что такое гигиена?

    Назови приметы лета.

    Где мы отдыхаем летом?

Оценка рисков

Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей. Отсутствие необходимого материала, информации.

Меры для их минимизации:

Проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей.

Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек.

Дальнейшее развитие проекта

На этом моя работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности; подготовить консультации для родителей. Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственно – патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, так как он включает комплекс духовно – нравственных, социальных, краеведческих и трудовых направлений.

Так как проект еще не завершен, я могу только предположить что я справилась с поставленной целью, и выполняю все поставленные перед собой задачи.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. Воспитывая в детях любовь и бережное отношения к родной природе , формируя у них чувства ответственности перед природой, мы стремимся к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.

    Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

    Брыкина Т.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.- 320с.

    Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – Для работы с детьми от 4 -7 лет.- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -80тс.

    Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

    Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

    Казакова О, В, Сбоева Н,А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2 класс. М.: «Вако», 2004, 336 с.

    Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

    Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

    Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс.- М.:ВАКО, 2013.- 368 с.

    Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. нач. шк. М.: Просвещение, 2003 – 143 с.

    Рябцев В. А. Прибайкальский национальный парк. Иллюстрированное научно-популярное издание.

    Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.- 144 .

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

воспитание любви к Родине;

воспитание уважения к старшему поколению;

воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

знание истории своей страны;

другое;

затрудняюсь ответить.

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

прививать детям уважение к людям своей страны;

познакомить с обычаями и традициями своего народа;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

расширять представления о родной земле, её столице, городах;

ознакомление с историческим прошлым России;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка. 4.Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей?

педагоги

родители

затрудняюсь ответить

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Учебно-тематический план

п.п.

Темы занятий

Всего часов

Теоретических

Практических

1.Вводное занятие.

1.1

1.2

Путешествие по станции.

Прохождение инструктажа по технике безопасности

2.Экология в жизни человека.

4,5

7,5

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6.

2.7

2.8

Беседа об особенностях местности, в которой мы живем.

Групповая работа «Экологическая тропа»

Способы сохранения живой природы.

Заповедники и национальные парки.

Что такое дым?

Береги воду.

Комнатные растения.

Экологическая игра – «Мы экологи»

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

1

2

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

1

3.Осенняя пора в Иркутске.

10

5

5

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

Дары лесов и огородов.

Презентация «Яркие краски г. Иркутска»

Золотой наряд осени.

Первые заморозки.

Кедровые орешки.

Журавли на полях.

Подготовка животных к зиме.

Сюжетно-ролевая игра «Разведка осенних примет».

2

1

1

1

1

2

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4.Суровая Иркутская зима.

10

5

5

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

Природа готовится к зиме.

Зимние запасы животных.

Белый ковер.

Зимняя погода.

Любимые праздники.

Игры на улице.

Зимующие птицы.

Сюжетно-ролевая игра «Идем по следу».

2

1

1

1

1

1

2

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

5.Красная книга Прибайкалья.

3

1,5

1,5

5.1

5.2

5.3

Красная книга Иркутской области.

Международная Красная книга

Жалобная книга природы

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6.Памятники Иркутска.

4

2

2

6.1

6.2

6.3

6.4

Где живет Бабр?

Солнечные часы города.

Памятники туристу и влюбленному.

Краеведческий музей.

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

7.Долгожданная весна.

10

5

5

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

Весеннее пробуждение.

Жизнь подо льдом.

Летят птицы.

Первоцветы.

Пожар в лесу.

Время сажать деревья.

Праздник «Встреча пернатых друзей»

2

1

1

2

1

2

1

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

8.Мой любимый двор.

5

2,5

2,5

8.1

8.2

8.3

8.4

Сюжетно-ролевая игра « Что нашел в своем дворе?»

«Посчитай-ка» - математика во дворе.

«Азбука своего двора».

Практическое занятие « Озеленим наш двор»

1

1

1

2

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

9.Я убираюсь за собой.

5

2,5

2,5

9.1

9.2

9.3

9.4

9.5

Гигиена – залог здоровья.

Чистота в доме – безопасность всей семьи.

Что такое мусор?

Необходимость соблюдения чистоты и гигиены дома и на улице.

Развивающая игра «Когда мусор не мусор и наоборот»

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

10.Лето пришло в Иркутск.

10

5

5

10.1

10.2

10.3

10.4

10.5

10.6

Признаки лета.

Сюжетно – ролевая игра «Где кто живет, где что растет!»

Путешествие в деревню.

Чудесное разнотравье.

Жизнь муравейника.

Твой летний отдых.

2

1

2

2

1

2

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

1

11.Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Собеседование

1

1

Итого за учебный год (аудиторные занятия)

72

33

39

Комитет по образованию Администрации г. Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 44 «Малыш»

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников

«Мы – будущее России»

Составила

Старший воспитатель

Чекан Г.С.

г.Подольск 2014г.

России не станет тогда, когда не станет последнего патриота.

Н. М. Карамзин.

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Также большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.

Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что

история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.

Цель проекта:

Разработка системной модели воспитания гражданина – патриота Родины, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.

Задачи проекта:

Создать развивающую среду в группах для более целостного восприятия детьми Родины;

Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

Формировать элементарные знания о правах человека;

Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями города Подольска;

Воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.

Расширять представления о городах России;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу через сплочение воспитателя, семьи и детей.

Формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Вид проекта: информационный, исследовательский

Образовательная область: работа с детьми и родителями

Участники проекта:

Администрация

Специалисты

Воспитатели

Родители

Дети

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок по патриотическому воспитанию дошкольников в группах.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты

занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного патриота.

4. Подборка художественной литературы “Наша Родина”.

Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию:

Беседы и занятия с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Чтение художественной литературы.

Патриотические праздники: «День города», «День народного единства», «День воинской славы – битва под Москвой», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День космонавтики», «Праздник весны и труда», «День Победы», «День защиты детей», «День России».

Экскурсии.

Русские народные игры.

Организованное наблюдение окружающей действительности. (наблюдение за тем, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает).

Труд в природе (ведь охранять природу - значит охранять Родину, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы).

Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их патриотической компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения патриотической направленности для родительского уголка.

Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам патриотического воспитания.

Выпуск газет, фотогазет, патриотических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

Комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у дошкольников и состояния патриотического воспитания в семье;

Обобщение опыта детского сада и семьи в организации патриотического воспитания;

Сбор информации, анализ и участие в мероприятиях патриотической направленности.

2. Основной: реализация комплекса мероприятий согласно плана.

3. Заключительный: выявление результативности реализуемого проекта посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

Перспективный план работы с детьми.

ме-сяц

Мероприя-тие

Вид деятельности

Цель

октябрь

«День города»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций с достопримечательностями города Подольска

Раскрыть историческое понятие «город»; познакомить с разными городами, определить их отличительные черты; продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу; развивать речь, обучая составлению рассказов; проводить совместную работу с родителями, знакомив детей с устным народным творчеством через стихи, пословицы и поговорки о Родине, родной земле.

Работа с семьей

Выпуск газеты «Памятные места нашего города»

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Мой любимый город Подольск»

Игровая деятельность

Дидактические игры «Мой город», Сюжетно-ролевые игры «Стоитель», «Водитель автобуса»

ноябрь

«День народного единства»

Познавательное развитие

Тематические занятия «Ах, Россия, родная Россия». Беседы, рассматривание иллюстраций, экскурсии.

Расширять представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь и нравственно- патриотические чувства к Родине, способствовать сохранению памяти об исторических событиях нашей страны. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки). Совместно с родителями организовать музей с несколькими экспозициями, разными по тематике, но объединенными одной целью - воспитание патриотизма.

Работа с семьей

Создание мини-музея «Наша любимая и необъятная Родина»

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Народные обычаи и традиции»

Спортивное развитие

Соревнование «Перетягивание на палках»

Игровая деятельность

Подвижые игры «Ручейки и озера», «Олени и пастухи»,

Дидактические игры «города России», «Символы России»

декабрь

«День воинской славы – битва под Москвой»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций, отражающие жизнь людей в военные годы.

Продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний.

Познакомить с Днем воинской славы России – 5 декабря 1941 года – битва под Москвой. Воспитывать чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.

Пополнить словарный запас детей.

Работа с семьей

Организация занятий с приглашением родителей, рассказывающих детям о военном времени.

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Во славу Отечества Российского»

Спортивное развитие

Спортивная эстафета мира и «Пробег памяти»

Конструкторская деятельность

Конструирование снежной стены из снега «Защита крепости»

февраль

«День защитника Отечества»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины.

Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества. Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов. Активизировать в речи детей слова обозначающие рода войск, качества характера присущие солдатам. Развивать внимание, память, мышление. Формировать всесторонне развитую личность ребенка через социокультурную сферу (художественно-музыкальный образ, эстетическое оформление). Развивать физические качества детей, способствовать развитию и укреплению всех органов и систем детского организма при помощи разнообразных физических упражнений. Развивать умение работать в команде. Воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий. Обеспечить высокую двигательную активность.

Работа с семьей

Создание альбомов «Мой папа (дедушка)» с иллюстрациями и фотографиями.

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Мой папа (дедушка)– герой!»

Изготовление подарков

Изготовление открыток для пап и дедушек «Корабль» («Самолет», Вертолет»)

Спортивное развитие

Спартакиада «Мы сильные, смелые, ловкие»

Конструкторская деятельность

Конструирование военной техники.

Музыкальная деятельность

Развлечение «Непобедимая и легендарная наша Армия»

Экскурсионная деятельность

Экскурсия в городскую библиотеку на выставку литературы, посвященной Дню Защитника Отечества и Великой Отечественной войне.

Игровая деятельность

«Наша армия» - разрезные картинки, лото, пазлы на военную тематику, сюжетно-ролевые игры «Летчики», «Пограничники», «Мы – военные» и т.д.

март

«Междуна-родный женский день»

Познавательное развитие

Тематические занятия «Подвиг матери – хранительницы нравственного очага семьи». Беседы и рассматривание иллюстраций.

Расширять представления детей о весеннем празднике – «Международный женский день», о семье, расширять и активизировать словарь детей по теме «Семья. 8 марта. Рассказ о маме».

Познакомить детей с историей праздника – 8 Марта, воспитать уважительное отношение ко всем женщинам, закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Работа с семьей

Фотовыставка «Моя любимая мамочка (бабушка)»

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Моя мама»

Изготовление подарков

Изготовление открыток для мам

Музыкальная деятельность

Организация утренников «Люблю свою маму (бабушку) родную»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Профессии», дидактические игры «Кем работает моя мама»

апрель

«День космонавти-ки»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций с изображениями космоса, ракет, космонавтов.

Познакомить детей с историей возникновения праздника день космонавтики. Формировать у детей дошкольного возраста представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Развивать кругозор детей. Воспитывать патриотические чувства (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственные ценности.

Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожим на них, развивать познавательные интересы у детей.

Работа с семьей

Изготовление поделок из природного материала «Полет в космос»

Изобразительная деятельность

Выставка работ детей по аппликации и лепки «Космос»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты», дидактические игры «Рассади инопланетян по космическим кораблям», «Дай названия созвездиям»

Спортивное развитие

Игровые упражнения «Построй ракету», «Полоса препятствий», «Отлёт космического корабля».

май

апрель

«Праздник весны и труда»

Познавательное развитие

Литературная викторина «Люблю тебя мой край родной».

Расширять, систематизировать знания учащихся об истории празднования праздника Весны и труда. Знакомить с обычаями и традициями русского народа . П рививать интерес к труду, рабочим профессиям;
показывать важность труда, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Работа с семьей

Организация совместного развлечения с родителями «Первомай»

Изобразительная деятельность

Выставка детских рисунков « С тёплым ветром, травушка, подружись, золотому солнышку поклонись, чтобы цвела яблонька на горе, чтоб гулялось весело детворе!»

Спортивное развитие

Спортивные эстафеты между детьми «Смелые, ловкие, быстрые»

Музыкальная деятельность

Организация праздника «Весна красна!»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры «Профессии», дидактические игры.

«День Победы»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы о войне. Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Расширять знания детей о Великой Отечественной войне на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции. Формировать мнения о недопустимости повторения войны.

Дать детям понятие о героизме.

Уточнить знания детей о земляках-героях.

Развивать у детей чувство гордости за свой народ. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали солдат во время Великой Отечественной войны.

Приобщать детей к общественным праздникам.

Воспитывать у детей чувство патриотизма.

Работа с семьей

Семейный творческий конкурс (рисунки, поделки, коллажи и др.) «Мы за мир!»

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Есть такая профессия – Родину защищать!»

Спортивное развитие

Спортивный досуг «У наших ребят – замечательный парад»

Музыкальная деятельность

Праздник «День Победы» с парадом и игровой имитацией возложения цветов к вечному огню и минутой молчания.

Экскурсионная деятельность

Экскурсия в краеведческий музей г.Подольска.

Изготовление подарков для ветеранов

Апликация (оригами) «Цветы»

Конкурс для детей и воспитателей «Патриотическое воспитание». Изготовление атрибутов для оформления зала к дням воинской славы.

июнь

«День защиты детей»

Познавательное развитие

Тематические занятия, беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов.

Формировать у детей элементарные представления о своих правах и свободе, развивать уважение и чувство терпимости к другим людям и их правам.

Способствовать формированию чувства собственного достоинства, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека

Разъяснять общественные нормы и правила поведения

Работа с семьей

Создание книги-раскладушки «Дети – наше будущее»

Изобразительная деятельность

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»

Спортивное развитие

Спортивный праздник «Спорт это сила и здоровье»

Музыкальная деятельность

Проведение развлекательного мероприятия «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!».

«День России»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы «Государственная символика России. История написания Гимна, Флага, Герба». Рассматривание иллюстраций

Формировать гражданско-патриотические чувства, чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице нашей Родины; формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова.

Работа с семьей

Составление журнала «Известные писатели нашего края».

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Моя Родина»

Спортивное развитие

Эстафеты «Веселый мяч», «Веселые наездники», «Найди фигуру»

Игровая деятельность

Игра - викторина. «Берегите землю, берегите».

Ожидаемые результаты:

1. Получение целостной картины состояния патриотического воспитания детей

2. Сформированность у детей патриотизма как личностного качества.

3. Активизация деятельности в рамках патриотического воспитания.

4. Изменение социальной и гражданской позиции детей, самовыражение через социально-полезную, творческую деятельность.

5. Определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому воспитанию дошкольников.

6. Создание исторических экспозиций на основе местного материала в процессе организованной деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Литература:

1. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006.

2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005.

3. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

5. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007.

6. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.

7. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.

8. Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва: Новое образование, 2011.

Наталия Прилуцкая
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого–с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь,эта любовь переходит в любовь к Родине, прошлому и настоящему,ко всему человечеству»

Цель : формирование духовно-нравственного отношения к родному городу,дому,семье;воспитание гуманной личности ,достойных будущих граждан России.

Задачи :

Привитие чувства любви к своему родному краю,своей малой родине на основе приобщения к родной природе,культуре и традициям.

Формирование чувства привязанности к своему дому,детскому саду,своим близким.

Расширение представлений о России,как о родной стране,о Шатуре,как о родном городе.

-Воспитание патриотизма ,уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания :изодеятельность,художественное слово.

Участники проекта :воспитатель старшей группы ,родители,дети старшей группы.

Тип проекта :комплексный,долгосрочный.

Реализация проекта :с сентября 2014 года по май 2016 год.

Проблемы, на решение которых направлен проект :

Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

Недостаток знаний о своей семье,о Родине;

Советы педагогов не всегда представляют для родителей особую значимость;

Родители,ссылаясь на свою занятость,не всегда выполняют рекомендации педагогов.

Разобщённость между семьёй и детским садом.

Предполагаемый результат :

Владеть понятием «семья» ,"Малая родина","Моя страна";

Знать информацию о своей семье,профессии родителей;знать улицы своего города;

Уметь совместно с родителями составлять родословную семьи и иметь представления о родственных отношениях;

Итоговая деятельность «Моя семья» ,"Моя малая родина";

Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме

Этапы работы над проектом :1 этап :«Подготовительный» (Сентябрь–октябрь)

Разработка этапов проектной деятельности ;

Сбор семейных фотографий и оформление альбома"Моя семья","Отдых с семьей на природе";

Разработка бесед,конспектов ООД;

Разработка сюжетно-ролевых игр;

Создание предметно-развивающей среды;

Разработать консультации,родительские собрания. Оформить уголок для родителей :памятки,подбор полезной информации;

просмотр с детьми мультфильмов :«Мама для мамонтёнка» ,«Осторожно, обезьянки!»

2 этап :«Практический» (Ноябрь–март)

Совместная деятельность :

Беседы :«Моя семья» ,«Мои бабушка и дедушка» , «Улицы нашего города» , «Достопримечательности нашего города» , «Как я помогаю дома»

Творческое рассказывание :«Выходной день в моей семье» ,«Мои близкие» ,«Наши любимые питомцы» ,«Лето на даче» ,«Наше путешествие» .

Чтение художественной литературы :Толстой «Рассказы для маленьких детей» ,«Мальчик-с пальчик» ,Осеева «Сыновья» ,Линдгрен «Малыш и Карлсон» ,русская сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ,ненецкая сказка «Кукушка»

Разучивание стихотворений :Благинина «Посидим в тишине» ;

Проведение пальчиковой гимнастики «Наша дружная семья»

Разучивание пословиц и поговорок о семье,дружбе.

Дидактические игры :«Как мы помогаем родным» ,«Кому,что нужно для работы» ,«Моя квартира» ,«У кого сегодня день рожденья?» ,лото «Моя семья» ,упражнения «Кто ты для бабушки?» ,«Огорчиться ли мама, если…» .

Игры-драматизации по сказкам :«Репка» ,«Хаврошечка» ,«Красная Шапочка» ,«Гуси-лебеди»

ООД : «Моя семья» , "Мой город".

Сюжетно-ролевые игры :«Дочки-матери» ,«Семья» ,«К нам пришли гости» ,«Дом» ,«Мебельный салон» , «Салон одежды для дома»

Классификация предметов домашнего обихода (посуда,мебель,бытовая техника, продукты питания)

Создание макета «Моя улица»

Конструирование «Дом,который построил я сам»

Рисование «Мой дом» ,«Моя семья» ,«Улицы нашего города» ,«Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»,«Весёлое лето» ,«Мы на отдыхе"

Выставка детских рисунков «Весёлое лето»

3 этап «Итоговый» (Апрель–май)

1. Итоговая ООД «Моя семья»

2. Родительское собрание «Семейные традиции»

Решение проблемы :Повышение компетентности родителей в вопросах семейного воспитания .

Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций .

Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Результат, на который очень хотелось бы обратить внимание, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей : милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Сотрудничество с семьёй :

Презентация-выставка «Семейные увлечения»

Беседы о своей семье,родственниках, профессии родителей,своем городе.

Создание альбома «Моя семья»

Составление генеалогического дерева.

Фотогазета «Летний отдых всей семьёй.

Родительские собрания : «Играют дети – играем вместе» , «Семейные традиции»

Особенности проекта :

Опора на личный опыт детей,полученный в семье;

Доступность материала для дошкольников ;

Максимальная включенность родителей и оказание практической помощи в работе по ознакомлению детей с семьёй,семейными ценностями;

Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие ,они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички : все это Родина.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Дошкольный возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма

Мир ребенка начинается с его семьи.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитываем в них гуманное отношение к своим близким.

В нашей группе созданы фото-альбомы "Моя семья", "Отдых с семьей на природе"

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.

История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.

Мы живем в Шатуре, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Шатуры.

В ООД, экскурсиях, беседах даем детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках.

Воспитываем гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.

Воспитывая любовь к своему городу, подводим к пониманию, что город Шатура – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего :

Повсюду люди трудятся для всех;

- везде соблюдают традиции : Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

Люди берегут и охраняют природу;

Есть общие национальные и общественные праздники.

Эту истину знаю от роду.

И её никогда не таю :

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.

Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, я прививаются детям любовь к родной природе, закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируются чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Любить свой город – значит и любить природу в нем.

Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи : дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как : долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

«Никто не забыт, ничто не забыто» . «Нет земли краше, чем Родина наша!»

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение , гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даем детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения : пословицы, поговорки.

Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам

Мы испытываем трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, потому что у нас в детском саду нет мини-музея «Русская изба» дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.

Поэтому предлагаем родителям посетить Шатурский музей.

«Охранять природу – значит охранять Родину» .(М. Пришвин)

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Это березовая роща, и живописные тропинки у озер. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речивому развитию № 32 г. Каменск-Шахтинский

Проект по патриотическому воспитанию

«Я часть России»

(подготовительная группа)

Воспитатели: КошмановаЕ.Н.

Фокина Г.М.

Актуальность проекта


Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»

Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)

Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.
Задачи проекта:
- закрепить знания о государственной символике РФ;
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- воспитывать интерес к истории своей Родины;
- расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством;
- закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
- расширять знания о малой родине;
- воспитывать уважение к сотрудникам детского сада;
- прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;
- расширять предметно-развивающую среду;
- воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать активную жизненную позицию;

- расширять словарный запас
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
Срок реализации
- 2015-2016 учебный год
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»

Ожидаемый результат:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России.

Для родителей:

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте

Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства

Формы работы:

Работа с детьми - непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, праздники , чтение художественной литературы, беседы , игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые), художественное творчество, наблюдение, прогулки.

Работа с родителями – консультации, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, помощь в подготовке праздников и развлечений

Подготовительный этап:

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.

Основной этап:

Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь-Октябрь
I Блок – Семья. Детский сад.
Беседы:
«Традиции моей семьи» , «Права ребёнка на имя», «Мамочка моя» , «Мой любимый детский сад» .

Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.

Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Развлечение: «День знаний»
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Описательный рассказ: «Моя мама»
Подвижные игры: «Пирог», «Горелки», «Карусели»
Экскурсии:
Прогулка по улицам города, на игровую площадку
Работа с родителями:
Консультации - «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
Родительское собрание: «Готовимся к школе»
Ноябрь-Декабрь
II Блок Малая Родина
Беседы: «День пожилых людей», «Мой город» , «Ростовская область»
рассматривание символики городов Ростовской области, своего города.
Художественное творчество: аппликация «Открытка для бабушки»
Экскурсии:
В детскую библиотеку, МБОУ СОШ №12
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Д/игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»
Подвижные игры: «Совушка», «Золотые ворота», «Со вьюном хожу»
Описательный рассказ: «Дом в котором я живу»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Январь-Февраль

III Блок Защитники отечества. Масленица.
Беседы: «День Защитника Отечества», «Военные» , «Наша родная армия»,
«Масляная неделя»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица»
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Обрывная аппликация: «Солнышко»
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.
Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»
С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»
Праздники: «День защитника отечества»
Работа с родителями:
Консультации:
«Ребёнок и его родина»

Март-Апрель

IV Блок Народное творчество
Беседы: «Народные промыслы» , «Устное народное творчество» , «Русская матрёшка» , «Хороводные игры на Руси»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досочка»,
Чтение художественной литературы: «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Подвижные игры: «Гори гори ясно», «Золотые ворота» , «Ручеёк»
Работа с родителями:
Консультации:
«Какие русские народные сказки читать детям?»
Май
V Блок Россия
Беседы: «История возникновения России» , «Государственные символы России», «Президент России», «Богатства России»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси».
Художественное творчество:
Рисование «Кремль»
Рисование по сказкам А.С. Пушкина
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Подвижные игры: «Горелки с платочком», «Дедушка - рожок», хороводная игра «Перелёт птиц»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

Беседы: «Москва – столица России», «Башни Кремля» , «История праздника Новый год» , «Праздник – это весело»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Красная книга России, открытки на тему «Новый год», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.
Художественное творчество:
Рисование «Новый год»
Граттаж – «Зима в деревне»
Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме.
Пальчиковая гимнастика: «Наряжаем ёлку», «Наконец пришла зима»
Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак»
Подвижные игры: «Пирожок» , «Гуси - лебеди» , «Два мороза»
Праздник: «Новый год у ворот»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в формировании патриотических чувств»

, Патриотическое воспитание

Цель и задачи проекта

Цель: Создание единого пространства нравственно-патриотического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей.

Задачи:

  • Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
  • Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
  • Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ, так и в семье позитивного психологического климата.
  • Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
  • Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства.

.Участники проекта:

  • Родители
  • Воспитатели
  • Музыкальный руководитель

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

Актуальность проекта

Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно-нравственного развития личности ребенка, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
Проект «Моя семья» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Привлечение родителей к участию в образовательном процессе, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.

Проблема исследования

  • утрата семейных традиций при воспитании детей старшего дошкольного возраста, недостаток знаний о народных праздниках и играх;
  • недостаток знаний у детей старшего дошкольного возраста о своей малой родине, о своей семье и о своих предках;
  • недопонимание родителями значимости нравственно-патриотического и духовного воспитания не только в условиях ДОУ, но и в семье.

Гипотеза исследования

Нравственно-патриотическое и духовное воспитание детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если взаимодействие детей, родителей и воспитателей будет совместно.

Результаты исследования :

  • Совместная работа воспитателей, музыкального руководителя, родителей и детей «Перспективное планирование познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год: с 1 сентября по 8 мая».
  • Анкетирование
  • Участие в конкурсах

Организация проекта

I этап

Цель: самосовершенствование по данной теме. Организация и проведение подготовительных работ для реализации мероприятий проекта.

Проводимая работа:

  • Составление перспективного плана по реализации проекта;
  • Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического и духовного воспитания детей;
  • Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы;
  • Установление контакта не только с родителями, но и с близкими родственниками дошкольника;
  • Установление контакта с детской библиотекой в городе по улице Текстильщиков, д. 21;
  • Чтение народных сказок, пословиц и поговорок, заучивание их, употребление в режимных моментах. Чтение художественной литературы, стихов, разучивание песен, танцев на данную тему;
  • Оформление тематического уголка, посвященного родному городу (карта области, государственный флаг, герб, гимн, познавательная литература о Вологодской области и г. Вологде, информация о наиболее значимой промышленности города)
  • Прослушивание и разучивание на музыкальных занятиях текста Государственного гимна России;
  • Подбор наглядного материала;
  • Расширение и углубление знаний детей о своих предках;
  • Оформление генеалогического древа совместно с родителями и старшими родственниками

В соответствии с гипотезой и проблемой исследования дети вместе с воспитателями и родителями поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

  • Разработать перспективный плана работы 2014-2015 на учебный год совместно с родителями и детьми;
  • Изучить теоретические аспекты по данной теме;
  • Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо»;
  • Освоить разнообразные способы оформления древа;
  • Изучить историю своей семьи;

Результаты исследования:

Оформление выставки «Генеалогическое древо моей семьи»
Консультация для родителей «Традиции семьи»
Разработка анкет для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Оформление папки «Наши семейные традиции»

II этап. Организация исследования в рамках проекта: коллективный поиск нравственно-патриотического, духовного и художественно-творческого воспитания детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с семьей

Цель : организация и проведение мероприятий проекта.

Проводимая работа:

  • Разработка сценариев праздников для детей и родителей, конспектов занятий по данной теме;
  • Создание презентаций к тематическим занятиям и праздникам;
  • Проведение мероприятий совместно с родителями;
  • Участия в конкурсах, посвященных данной тематике;
  • Организация и проведение заключительного мероприятия, посвященного 70-летию Победы в ВОВ «Никто не забыт. Ничто не забыто».

III этап. Заключительный

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

Презентация результатов исследовательской деятельности

  1. Осенний утренник в жанре фольклора «Осенний народный календарь». Руководитель: Купрешина Ольга Сергеевна, ведущая: Терентьева Ирина Юрьевна.
  2. Выделение в группе центра «Город, в котором я живу» (карта Вологодской области, книги, наборы с открытками и т.д.)
  3. Развлечение для детей и их родителей ко Дню матери «Тепло сердец для милых мам»
  4. Праздник Новый год
  5. Дегустация кулинарных изделий, изготовленных руками мамы (бабушки), с продолжением новогоднего утренника;
  6. Создание папки «Кулинарные изделия и рецепты наших мам»;
  7. Речевое развитие: тема «Новы год у ворот»;
  8. Развлечение «Прощание с елкой»;
  9. Месячник физкультурно-оздоровительной работы. Дни открытых дверей для родителей (с 17 по 25 февраля 2015)
  10. Открытое занятие для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Прогулка по родной Вологде»;
  11. Анкетирование для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные традиции»;
  12. Развлечение для детей и родителей «День защитника Отечества». Вручение подарков папам;
  13. Развлечение к дню 8 Марта;
  14. Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема: «Мудрое слово»;
  15. Рисование на тему: «Мои любимые папа и мама»;
  16. Открытое занятие для воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Добрые дела»;
  17. Выставка «Генеалогическое дерево семьи»;
  18. Участие в конкурсе «Усатый-полосатый»;
  19. Речевое занятие на тему «Боевые подвиги наших дедов, прадедов в ВОВ;
  20. Выставка книг к 70-летию Победы в ВОВ;
  21. Разучивание стихов и песен к празднику;
  22. Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему «Салют Победы»;
  23. Заключительное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Никто не забыт. Ничто не забыто»;
  24. Выставка рисунков к Дню Победы;
  25. Участие детей в концерте для ветеранов войны;
  26. Оформление поздравительных открыток для ветеранов;
  27. Участие детей в конкурсе рисунков, организованном библиотекой по адресу ул. Текстильщиков -21.


error: Контент защищен !!