Если ребенок боится: советы родителям. Чего боится ребенок: как преодолеть детские страхи. Общие принципы и подходы

Ребенок панически боится темноты или чего-либо другого? Не ждите, когда страхи возьмут под контроль его жизнь, узнайте, как избавиться от них прямо сейчас!

Детский страх представляет собой сильное отрицательное чувство, возникновению которого в немалой степени способствуют реальные, либо надуманные опасности.

Чаще всего он возникает благодаря неадекватному психологическому воздействию взрослых людей или же вследствие богатой фантазии, рисующей перед неокрепшим разумом по-настоящему пугающие картины.

Чего боятся наши дети

  1. Одиночества . Страх одиночества преследует малышей с момента рождения. Испытывая глубокую эмоциональную привязанность к матери, являющейся для новорожденных средоточием их маленького мирка, а также единственной защитой и опорой, они панически боятся ее исчезновения. Внезапный уход родного человека крохи воспринимают, как самую настоящую катастрофу и реагируют соответствующим образом – надрывно кричат и горько плачут.
  2. Чужих людей . Примерно с 8 месяцев дети начинают всерьез опасаться различных незнакомцев, так или иначе проявляющих к ним интерес. Эта боязнь не в последнюю очередь связана с инстинктом самосохранения, который подсказывает малышам, что чужие люди могут причинить им вред. Реакцией на опасность становится стремление укрыться от посторонних взглядов и прикосновений за теплым и надежным плечом матери.
  3. Темноты . Оказавшись в темной комнате, многие дети проявляют признаки тревожного состояния. Причина подобного поведения кроется в том, что темнота служит для них символом все того же одиночества, олицетворяет собой беззащитность, обреченность и беспомощность. В темноте предметы теряют свои очертания, привычные ориентиры исчезают и ребенок попадает в чужой мир, полный зла и неизведанных опасностей.
  4. Выдуманных персонажей . Появлению страха перед сказочными «монстрами», возникающему у детей примерно в 3 года, в немалой степени способствуют близкие родственники, пытающиеся с их помощью манипулировать маленькими непоседами («засыпай скорее, а то Баба-Яга придет», «ешь кашу или Бармалея позову»). В результате ребенок пугается не на шутку, ведь на рисунках и в мультфильмах эти «герои» выглядят для него более чем устрашающе.
  5. Смерти . Приблизительно с 5 лет мальчишки и девчонки начинают испытывать мучительный страх смерти, обусловленный особенностями их развития. Дело в том, что именно в этом возрасте дети знакомятся с таким понятием, как «время» и узнают, что оно включает в себя рождение, продвижение, старение и конец. Осознание того, что рано или поздно им придется умереть – приводит их в ужас.
  6. Смерти родителей . Остаться без родителей для любого ребенка означает, прежде всего, оказаться совсем одиноким и ненужным в этом огромном, непонятном, непознанном и оттого еще более страшном мире. Страх смерти близких людей, зарождающийся в 6-7 лет, как никакой другой обладает способностью активизировать и остальные фобии дошкольника – боязнь одиночества, темноты, посторонних людей.
  7. Школьных проблем . С наступлением ученического возраста у детей появляется много страхов, напрямую связанных с обучающим учреждением. Они боятся опозданий, неуспеваемости, насилия со стороны одноклассников, а также непонимания учителей. Помимо этого, девчонки и мальчишки переживают, что не смогут соответствовать идеальному образу хорошего ученика и разочаруют своих родителей.
  8. Проблем с внешностью . Вступая в подростковый период, дети всерьез опасаются тех изменений, что происходят с их телом. Полные сомнений и неуверенности, они боятся оказаться предметом всеобщего обсуждения или, что еще хуже, насмешек. Это очень сложный этап, во время которого особенно важно помочь ребенку преодолеть свой страх, иначе комплексы останутся с ним на всю жизнь.

Каковы причины

Наиболее часто страх у ребенка порождают:

  1. Заботливые родственник и, считающие свои долгом ограждать малыша от любых неприятностей. Однако, осуществляя гиперопеку, они лишь превращают его в слабого, зависимого и испуганного человечка. При этом панически бояться он начинает даже самых безобидных вещей – испачкаться в песке, упасть со стула, вступить в контакт с другими детьми.
  2. Конфликтующие родители , находящиеся на грани развода или же уже расторгнувшие брак. Мальчикам и девочкам намного труднее справиться со своими страхами, если их мамы и папы находятся в состоянии непрекращающейся войны. Более того, постоянное наблюдение за противостоянием двух сторон многократно усиливает любые фобии.
  3. Взрослые люди (родители, учителя, родственники), привыкшие добиваться желаемого результата путем угроз и шантажа: «не пойдешь кушать – отдам тебя Кикиморе болотной», «будешь препираться – позову врача, пусть сделает укол», «не выучишь уроки – пожалуюсь отцу, и он тебя накажет».
  4. Реальные случаи , травмировавшие нежную психику ребенка. Даже единожды столкнувшись с пугающей действительностью, он может бояться потом всю свою жизнь. И неважно, что именно произошло – это мог быть укус собаки, насилие со стороны подвыпившего хулигана, автомобильная авария и даже внезапно разразившаяся гроза.
  5. Недружелюбно настроенные сверстники , решившие во что бы то ни стало проверить нервную систему нового «друга» на прочность. К сожалению, обиды и притеснение со стороны других детей могут серьезно повлиять на самооценку и характер ребенка. Желая справиться со своим страхом, он может стать агрессивным или плаксивым, неуправляемым или излишне покорным, беспощадным или безвольным.

Как избавить ребенка от страха

  • считать, что детские страхи — это проблема, которая «яйца выеденного не стоит»;
  • смеяться над ребенком и давать ему нелицеприятные прозвища;
  • пытаться пристыдить испуганного малыша, намекая ему, что «хорошие, послушные и умные дети ничего не боятся»;
  • ругать и унижать ребенка, даже если он писается от страха и не только в постель;
  • терпеливо ждать, когда проблема разрешится как-нибудь сама.

Что делать можно и нужно:

  • проявлять по отношению к ребенку максимум внимания и понимания;
  • признаваться, что тоже иногда боитесь;
  • внимательно слушать, запоминать и делать выводы;
  • всеми доступными средствами помогать сыну или дочери в борьбе со страхами (включать на ночь светильник, поселить в шкафу вместо злобной Кикиморы дружелюбного Лунтика, пригласить сверстников в гости и устроить веселую вечеринку, благодаря которой «недруги», наконец-то, смогут подружиться).

Программа устранения фобий

Метод № 1. Вычислительная канцелярия

Многие родители недооценивают роль рисования в жизни ребенка, а зря! С помощью нехитрых сюжетов, отображенных в альбоме, он может раскрыть перед ними свой внутренний мир и показать, какие эмоции и чувства обуревают его на самом деле.

О чем «говорят» рисунки детей:

  • если малыш отдает предпочтение серым и черным цветам родителям стоит серьезно задуматься, ведь использование мрачных тонов свидетельствует о том, что он находится в подавленном состоянии и явно чего-то боится;
  • если ребенок пользуется яркими, сочными, жизнеутверждающими красками – это отличное доказательство того, что все в порядке, он полон оптимизма и пребывает в хорошем настроении;
  • если рисуя семью, маленький художник располагает себя в центре листа , а родителей рядом, на равном удалении, значит, в семье царят гармоничные отношения, благотворно влияющие на психику малыша;
  • если ребенок изображает себя в стороне от матери и отца – это тревожный знак, сигнализирующий о том, что семейная лодка пошла ко дну и он, как минимум, чувствует себя брошенным;
  • если малыш с завидным постоянством рисует себя и маму одним цветом , а папу другим (или наоборот), из этого следует, что первая уделяет ему гораздо больше внимания, либо лучше находит с ним общий язык.

Чтобы избавить любимое чадо от страхов с помощью рисования понадобится пройти несколько этапов:

  1. Для начала необходимо попросить ребенка изобразить на бумаге домашних питомцев, вашу семью в полном составе или его друзей с детской площадки. Увлеченно рисуя что-то приятное и хорошо знакомое, он быстрее настроится на позитивный лад и будет охотнее принимать участие в эксперименте.
  2. После того как первый рисунок будет готов , следует осторожно затронуть тему детских страхов и выяснить, чего малыш боится больше всего. Именно этих «монстров» ему и предстоит нарисовать следующими. Только имейте в виду, что тему смерти лучше исключить из общего списка, она слишком сложна, как для понимания, так и для изображения.
  3. Если ребенок проявил смелость и в альбоме появились первые рисунки его фобий, значит, пришло время для рассматривания и обсуждения пугающих картинок. Как правило, увидев своих «монстров» на бумаге, дети понимают, что «не так черт страшен, как его малюют».
  4. Приступая к программе устранения фобий , следует помнить, что многим детям не удается победить свои страхи с первого раза. Поэтому следующий рисунок должен содержать изображение вашего сына или дочки ничего и никого не боящимися.
  5. В качестве завершающего штриха нужно предложить ребенку нарисовать еще одну картинку на тему «Кем я буду, когда вырасту». Это простое действие позволит ему увидеть себя таким, каким он хочет быть — сильным, уверенным и очень храбрым.

Важно : дети всегда придают огромное значение тому, что делают и как ведут себя их родители. Чтобы ребенок действительно научился справляться со своими страхами, необходимо оказывать ему реальную помощь и поддержку. Отнеситесь к заданию серьезно, не забывайте хвалить малыша и ободрять его, даже если на самом деле считаете, что все эти фобии – сущий пустяк.


Метод № 2. Сказки нужны не только для забавы

Сделать первый шаг и нарисовать страхи – еще не значит вылечить боящееся чадо. Желая закрепить успех необходимо предложить ему увлекательную игру, носящую название «Кто лучше всех придумает историю».

В сочиненном творении должен присутствовать отважный воин (гордый принц, неунывающий Робокоп) смело шагнувший навстречу всему, чего боялся и вышедший победителем из этой битвы.

Если малыш еще слишком мал, чтобы самостоятельно придумать полноценную историю, родители должны помочь ему, не забывая использовать в качестве основы любой из реальных страхов ребенка.

В большинстве случаев, узнав, что любимые герои сумели побороть свою боязнь, дети изо всех сил стараются следовать их примеру.

Метод № 3. Родители = режиссеры

Еще один важный момент в программе устранения фобий – мини-спектакль, сюжет которого будет также повествовать о страхах и методах их преодоления.

Для того чтобы воплотить в жизнь это задание, родителям могут понадобиться различные игрушки, маски, костюмы, озорные куплеты, немного фантазии и актерского мастерства.

Будет просто отлично, если в основу спектакля ляжет придуманная ранее история, также можно попробовать инсценировку не выдуманных событий, когда-либо случавшихся с ребенком или его близкими.

Что касается распределения ролей, ведущим актером лучше всего назначить «виновника торжества», для которого импровизированное действо станет отличной возможностью наглядно увидеть, как можно и нужно справляться со своими страхами.

Вполне возможно, что после участия в спектакле ночные приступы панического ужаса у ребенка прекратятся и вам больше не придется бороться с их последствиями.

  • не бросайте ребенка «тонуть» в различных фобиях , иначе рискуете навсегда лишиться его доверия (не стоит насильно подводить малыша к собаке, которую он боится или настойчиво совать в маленькую ладонь «безобидных» насекомых);
  • имейте в виду , что оставляя ребенка наедине со страхами можно превратить его в заику или неврастеника;
  • помните , что убрать из детской памяти страшные воспоминания можно только демонстрируя отпрыску свою искреннюю любовь и заботу;
  • не конфликтуйте при ребенке с мужем, ведь доброжелательные внутрисемейные отношения – залог его психического здоровья;
  • подумайте о том, что обманывать некрасиво , прежде чем сказать испуганному малышу, будто у вас и у папы совсем нет чувства страха;
  • умейте вовремя признавать свое поражение , если проходит время, а никакие домашние методы не помогают и страхи только усиливаются – значит, пришла пора обратиться за помощью к опытному специалисту.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что неконтролируемые детские страхи в отдельных случаях действительно представляют собой серьезный повод для беспокойства.

Однако чаще всего родителям достаточно всего лишь снять с лица строгую маску, уделить своему ребенку чуть больше времени, и проблема будет решена.

Играйте с малышом, гуляйте с ним, занимайтесь совместным творчеством и, чувствуя вашу поддержку, он без труда сможет справиться и с Бармалеем, и с темнотой, и с прочими детскими бедами!

Видео: Говорит специалист

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства «Никея».

Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную.

Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на

Спасибо!

Страхи – это серьезно

Страх – одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Вполне вероятно – самая первая. Во всяком случае, многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Может быть, поэтому в старину бытовало поверье, что дети, появившиеся на свет в результате кесарева сечения, отличаются особым бесстрашием…

Как бы там ни было, но еще толком не выпроставшись из пелены сна, окутывающей его в первые месяцы жизни, младенец начинает пугаться. Сначала резких звуков, потом незнакомой обстановки, чужих людей. И это вполне естественно. Малышу очень неуютно в огромном незнакомом мире. Его можно сравнить со взрослым человеком, очутившимся вдруг на неведомой планете, населенной великанами.

Поначалу родители относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием. Но постепенно их отношение начинает меняться. Испугавшийся чужого дяди или собаки ребенок трех, четырех и, тем более, пяти лет частенько слышит: «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно? Ведь ты уже большой!»

Увы, если про многие детские проблемы можно сказать, что, скорее всего, ребенок их со временем преодолеет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так просто. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше расширяются познания и развивается фантазия малыша, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире. Особенно сейчас, когда мир так нестабилен и заряжен агрессией, специалисты отмечают существенный рост детских страхов, и это не может не тревожить.

Но не стоит отчаиваться. Ведь ничуть не легче растить ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство. «Запредельное» бесстрашие встречается, например, при некоторых расстройствах психики, и родители такого бесстрашного ребенка пребывают в постоянной тревоге за его судьбу. В этом смысле боязливый ребенок причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, дефицит внимания – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх. Подчас страхи указывают и на более серьезные психические заболевания (шизофрению, аутизм). Но, разумеется, диагноз может ставить только врач.

А что же делать родителям? Как им помочь маленькому трусишке? Прежде всего следует критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое собственное поведение по отношению к ребенку. Очень часто страхи появляются у детей, когда их… чересчур опекают. Да-да, казалось бы, усиленная опека должна создавать у ребенка чувство защищенности и, соответственно, внутреннего комфорта. Но не тут-то было! Когда малыша излишне опекают, он ощущает себя маленьким и слабым, а мир представляется ему грозным и враждебным, – иначе с чего бы взрослым дрожать над каждым его шагом? А поскольку с окружающим миром этот ребенок практически не знаком (ему попросту не дают такой возможности), место знаний занимают страшные фантазии. Ведь неизвестное всегда пугает вдвойне.

Поэтому, как ни велик соблазн держать ребенка под своим крылом чуть ли не до старости (взрослым так гораздо спокойнее), умные родители начинают довольно рано отпускать детей «в свободное плавание». Разумеется, постепенно, учитывая возраст, характер малыша, а также специфику его окружения. К примеру, в маленьких российских городках и поселках, где не так много машин и жизнь относительно безопасна, дети начинают самостоятельно гулять раньше, чем в Москве. В последние годы они получают это вожделенное право примерно лет с 9-10, хотя еще в 80-е гг. ребятишек не боялись отпускать во двор с 5-6 лет. Но жизнь изменилась не в лучшую сторону, и родители сейчас гораздо больше опасаются за своих чад.

«Местную» специфику учитывать необходимо; в противном случае ко всем прочим комплексам ребенка прибавится еще и страх стать посмешищем для сверстников, а это гораздо мучительней, чем думают иные взрослые.

Детские страхи нередко являются последствием конфликтов в семье. Взрослые зачастую об этом даже не подозревают, так как дети могут внешне ничем не выдавать своего беспокойства. Кажется, что их не волнуют ссоры родителей, – те кричат, ругаются, а ребенок преспокойно играет в своем уголке. Но в большинстве случаев отсутствие непосредственной реакции на конфликт не означает, что реакции не будет вовсе. Она просто выразится чуть позже и в какой-то иной форме. Например, ребенок вдруг начнет заикаться, писаться по ночам или бояться темноты, одиночества, привидений и прочего.

Конечно, не у всех детей гиперопека провоцирует страхи. Кто-то пытается бунтовать против повышенного внимания со стороны родителей, проявляет негативизм, хитрит, изворачивается, тайком или в открытую нарушает запреты. Да и семейные ссоры не всех травмируют одинаково (даже в одной семье).

Причина коренится не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них ожидают большей смелости, чем от девочек, да и современная массовая культура ориентирована не на утонченных поэтов и художников, а на «сильных духом мужчин», суперменов. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым в двойные тиски: его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. Родители ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Они (особенно отцы) часто делают это «из воспитательных соображений», надеясь, что трусишке станет стыдно и он исправится. Но ребенок лишь замыкается в себе и перестает доверять взрослым.

Другое дело – в хорошую минуту, когда ребенок ничего не боится и не нервничает, вместе с ним посмеяться… о нет, не над ним, а над его страхом! Подробнее о том, как это лучше сделать, речь пойдет ниже.

Очень хорошо, когда родители (и в первую очередь папы) рассказывают сыновьям и дочкам о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность в том, что они тоже сумеют преодолеть свои проблемы. Если даже папа, такой сильный и смелый, в детстве боялся темноты, значит, не все еще потеряно! Значит, надежда есть! Не беспокойтесь за свой авторитет, он от этого не пошатнется. Наоборот, вы сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга.

Помогая ребенку справиться со страхами, не стремитесь к скорому результату. В данном случае как никогда уместна пословица «тише едешь – дальше будешь». Не торопите малыша, ведь это может нанести ему вторичную психическую травму Лучше преодолевать страхи постепенно, без напряжения, чтобы они исчезали как бы сами собой.

Советует Анна Арутюнян, психолог-консультант, специалист по детско-родительским отношениям :

— Сами по себе страхи естественны для маленького ребёнка. И не всегда стоит так уж оберегать его от них. Есть страхи, присущие только определённому возрасту, — ребёнок перерастает их и перестаёт бояться. Например, малыши боятся неожиданных резких звуков, остаться одни без матери и т. д. Дети школьного возраста нередко боятся плохих оценок или насмешек сверстников (из-за внешнего вида, например). Такие детские страхи даже полезны: преодолевая их, ребёнок взрослеет. Но всё хорошо в меру. Страхи — их количество и сила воздействия — должны быть посильны для психики ребёнка. Если справиться самому у малыша не получается, то нужно помочь ему победить тревогу. А иначе страхи перерастут в неврозы, бессонницу, а потом и в более серьёзные заболевания — тогда уже даже специалисту будет трудно докопаться, откуда взялась проблема со здоровьем, что стало её истинной причиной.

Группы детских страхов

1. «Боюсь, что Бабайка меня заберёт»

Страхи, спровоцированные или внушённые родителями.

Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу. Или постоянно опекает малыша: «Не лезь туда, а то упадёшь», «Не бери нож, а то порежешься» и т. п. Или предупреждает: «Эта девочка плохая, а вот тот мальчик — хулиган». Многие мамы и бабушки любят строптивого малыша пугать страшилками про Бабу-ягу или про чужого дядю, волка, которые его заберут и утащат, если не будет слушаться. В такой ситуации не стоит потом удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам. Понаблюдайте за собой, часто ли вы в разговорах с другими людьми употребляете фразу «Я боюсь, что...». Дети очень чутко воспринимают состояние родителей, их неуверенность в себе, волнение, переживание из-за чего-то и начинают бояться сами. Кроме того, ребёнок в младшем возрасте не всегда может объяснить себе, почему мама, всегда такая добрая и ласковая, вдруг накричала или отшлёпала. Проявить агрессию к маме, которую он любит, он не может. Вот и появляются негативные персонажи типа монстров, через них находят выход негативные эмоции.

2. «Боюсь монстра под кроватью!»

Боязнь чего-то конкретного — темноты, одиночества, смерти, собак, плохих оценок в школе, монстров из мультика.

С ними разобраться проще всего. Ребёнку надо спокойно и терпеливо объяснять необоснованность таких страхов. Показывать, как устроен тот или иной «страшный» механизм, как он работает (например, если ребёнок боится пылесоса или шумного лифта).

3. «Боюсь, но не знаю чего»

Неосознанная тревога, которая ни с чем вроде бы не связана.

Поговорите с ребёнком, повспоминайте вместе, когда он начал бояться, какие события предшествовали страхам. Возможно, это были страшный мультик или «взрослое» кино, ваша ссора с мужем (чем больше мама с папой скандалят при детях, тем больше у них страхов), происшествие на улице (например, на него набросилась чужая собака) или его кто-то обидел в детском саду, школе.

4. «Боюсь, потому что так нужно»

Говоря о своём страхе, ребёнок просто манипулирует родителями.

Например, потому что ему хочется обратить на себя внимание, почаще быть с мамой. Или спать в родительской кровати, хотя он уже большой. Если это так, то надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Если он привык засыпать с мамой, постарайтесь поменять этот ритуал. Замените лежание с ребёнком, пока он не заснёт, на чтение книги перед сном, например. Потом можете ещё 5-10 минут посидеть с ребёнком, обсудить с ним прошедший день, планы на завтра, поговорить, а затем всё же оставить спать одного. Объясните, что теперь время для общения родителей между собой, а его время с ними закончилось. И проявите твёрдость в ответ на его манипуляции. Невозможно всегда удовлетворять все потребности ребёнка, рано или поздно ему нужно самому научиться самостоятельности.

Как помочь ребёнку преодолеть страх?

  • Уделяйте ребёнку больше внимания.
  • Чаще сажайте на колени, обнимайте, берите за руку, смотрите в глаза, когда разговариваете.
  • Говорите, как вы его любите и всегда готовы защитить.
  • Пусть ребёнок подробно расскажет, как выглядят пугающие его чудовища и монстры, какие у его страшилки голова-руки-ноги, а потом нарисует или слепит его. Нечто абстрактное всегда страшнее чего-то более конкретного. Когда враг известен в подробностях, он уже не так страшен, с ним легче бороться. После этого нарисованного монстра можно сжечь (можно даже разрешить самому поджечь бумагу в кастрюльке и потом залить водой) или порвать. Подойдёт любой ритуал уничтожения — всё зависит от вашей фантазии.
  • Подключите юмор. Например, поведайте ребёнку по секрету, что страшилища очень боятся громких звуков. Поэтому монстров или чудовищ, которые спрятались по углам, можно попугать громкими песнями, тигриным рычанием, хлопушками и т. д., и тогда они разбегутся.
  • Объясняйте. Многим страшным вещам (например, пугающим теням на стене ночью, звукам с улицы, шуму грозы и т. д.) можно найти вполне логичное объяснение.

Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот-реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.

Вопросы и ответы

Сын выпрашивает монстров в подарок. Можно ли покупать детям страшные игрушки?

Оксана Кривовяз, Мытищи

— Убеждение, что у ребёнка не должно быть страшных игрушек, распространено. И многие специально покупают детям только мягких приятных зверюшек. Но это неправильно. Точно так же неправильно делить игрушки по половому признаку: куклы — только для девочек, машинки — для мальчиков. Игрушечные монстры нужны! Ребёнок может их ломать, «убивать» в игре. Так, через игрушки, он убивает свои страхи, снижает уровень тревожности и внутренне успокаивается. Когда внутренняя проблема будет ребёнком решена, он сам потеряет интерес к этой игрушке. Детские пистолеты, оружие тоже должны быть. Когда ребёнок играет в «войнушку», он выплёскивает агрессию и негативную энергию. Ведь в реальном мире есть агрессия и жестокость, ребёнок должен научиться с ними справляться, и задача родителей помочь ему делать это адекватно.

Как реагировать, если ребёнок боится, что мы все умрём? Как его успокоить?

Ольга Панова, Саратов

Все страхи ребёнка так или иначе связаны со страхом не быть, и страх смерти тревожит большинство детей. Дети с самого раннего возраста сталкиваются со смертью — дохлые жучки, содержание фильмов и мультфильмов, поэтому замалчивать и стараться уйти от этой темы нежелательно. Поговорите с ребёнком о смерти. Ведь непонятное страшит больше всего. Расскажите, что у всего живого есть свой цикл рождения, взросления и умирания. Лучше избегать таких объяснений, что смерть — это вечный сон. Тогда ребёнок точно будет бояться уснуть. В первую очередь дети боятся смерти, потому что боятся остаться без родителей. Объясните, что до этого ещё далеко, что и ребёнку самому сначала предстоит вырасти, повзрослеть, что впереди его ждёт много интересных и радостных событий. Что случается с человеком после смерти? Это можно объяснить с точки зрения ваших собственных представлений: например, что умирает только тело, а душа бессмертна и т. д.

Известно, что большинство комплексов и фобий взрослого человека родом из детства. Поэтому, когда ваш ребенок говорит, что он чего-то боится, отнеситесь к этому серьезно и помогите преодолеть опасения и чувство тревоги.

Мы подскажем, как распознать детский страх и победить его.

Первый страх

Малыш начинает бояться еще в утробе матери. Нервные потрясения, тревога и беспокойства беременной женщины через пуповину и плаценту передаются младенцу. Помните, чем спокойнее и умиротвореннее вы будете вести себя, пока вынашиваете малыша, тем благотворнее это отразится на будущем психологическом состоянии крохи. Также стрессовое протекание беременности и родов может сказаться на предрасположенности ребенка к страхам.

Главное – мама рядом

Для гармоничного и комфортного развития новорожденный должен быть ухоженный, накормленный и чистый. Но, конечно, этого недостаточно для спокойного душевного состояния малютки. Заботливая, уютная мама рядом – вот что в первую очередь защищает младенца от чувства опасности и тревоги.

Кто ты, незнакомец?

Ближе к году у детей может появиться первый осознанный страх. Обычно он возникает перед незнакомыми людьми. Новые лица, отличающиеся от родных мамы и папы, могут довести ребенка до слез. Чтобы знакомство с ранее не известным малышу человеком происходило безболезненно, лучше это делать, не выпуская малыша из рук. Ведь именно мама является гарантом безопасности перед таким интересным и необъятным миром. Попробуйте показать малышу, что его новый знакомый совсем не опасный: на глазах у взволнованного малыша можно обнять или поцеловать его.

Ай, болит! Ай, боюсь!

После года дети начинают бояться боли, особенно часто это происходит после посещения поликлиники или больницы. Уколы, прививки, неприятные медицинские процедуры мало кого обрадуют, тем более неокрепшую детскую психику. Поэтому когда вы с малышом в очередной раз отправитесь сдавать кровь, расскажите ему историю про комарика, который его немного уколит. Если все же вы впали в оцепенение, услышав крик своего ненаглядного, зовите на помощь медперсонал – обычно у них есть миллион способов, как успокоить ребенка.

Монстр под кроватью!

В период от года до трех лет может начать атаковать боязнь темноты и сна в одиночку. И в этом нет ничего предосудительного. Даже взрослый человек зачастую чувствует себя некомфортно в неосвещенном месте, что и говорить о ребенке, для которого темнота – это неизвестность, опасность, непредсказуемость. Купите малышу детский ночник, лягте рядом, спойте колыбельную или прочитайте сказку – так он заснет более спокойно. Можно придумать крохе ночной мама-заменитель в виде новой игрушки, которая будет охранять детский сон.

Чуть позже к этому страху добавляется боязнь сказочных персонажей. Монстры, призраки и страшные герои мультиков непременно вылезут из-под кровати и заберут ребенка в свой жуткий мир. В этой ситуации безусловно важно фильтровать информацию, которую ребенок получает за день. Внимательно отнеситесь к подбору мультфильмов и сказок. Очень часто страх выдуманного персонажа провоцируют сами родители, начиная запугивать ребенка Бабой-ягой или кем-то подобным. Не усугубляйте ситуацию, старайтесь не расшатывать психику своих детей сфабрикованными страхами.

И, вообще, пока малыш еще не научился идентифицировать чувство тревожности как страх, лучше не употреблять при нем слова «страх», «бояться», «пугать», тем самым вы только подогреете в нем желание бояться.

Как избавить малыша от страхов

Разговаривать с ребенком о страхах стоит начинать после трех лет, когда он уже четко сможет вам объяснить, что его пугает. Проговорите ситуацию, поделитесь с малышом своими детскими страхами и вместе прогоните его. Игровых способов справиться со страхом много. Можно нарисовать его, слепить, сжечь, предварительно описав на бумаге, даже отправить его далеко-далеко, посадив на лодку и пустив по течению ручья. Придумать можно что угодно, главное – чтобы малыш искреннее поверил, что распрощался со страхом навсегда.

Каждый ребенок проходит через возрастные страхи, и теплая комфортная семейная атмосфера – наиболее эффективный метод справиться с ними и помочь ребенку стать уверенным в себе, успешным и самодостаточным человеком.

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства «Никея».


Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную.


Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на [email protected]


Спасибо!

Страхи – это серьезно


Страх – одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Вполне вероятно – самая первая. Во всяком случае, многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Может быть, поэтому в старину бытовало поверье, что дети, появившиеся на свет в результате кесарева сечения, отличаются особым бесстрашием…

Как бы там ни было, но еще толком не выпроставшись из пелены сна, окутывающей его в первые месяцы жизни, младенец начинает пугаться. Сначала резких звуков, потом незнакомой обстановки, чужих людей. И это вполне естественно. Малышу очень неуютно в огромном незнакомом мире. Его можно сравнить со взрослым человеком, очутившимся вдруг на неведомой планете, населенной великанами.

Поначалу родители относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием. Но постепенно их отношение начинает меняться. Испугавшийся чужого дяди или собаки ребенок трех, четырех и, тем более, пяти лет частенько слышит: «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно? Ведь ты уже большой!»

Увы, если про многие детские проблемы можно сказать, что, скорее всего, ребенок их со временем преодолеет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так просто. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше расширяются познания и развивается фантазия малыша, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире. Особенно сейчас, когда мир так нестабилен и заряжен агрессией, специалисты отмечают существенный рост детских страхов, и это не может не тревожить.

Но не стоит отчаиваться. Ведь ничуть не легче растить ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство. «Запредельное» бесстрашие встречается, например, при некоторых расстройствах психики, и родители такого бесстрашного ребенка пребывают в постоянной тревоге за его судьбу. В этом смысле боязливый ребенок причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить.

Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, дефицит внимания – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх. Подчас страхи указывают и на более серьезные психические заболевания (шизофрению, аутизм). Но, разумеется, диагноз может ставить только врач.

А что же делать родителям? Как им помочь маленькому трусишке? Прежде всего следует критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое собственное поведение по отношению к ребенку. Очень часто страхи появляются у детей, когда их… чересчур опекают. Да-да, казалось бы, усиленная опека должна создавать у ребенка чувство защищенности и, соответственно, внутреннего комфорта. Но не тут-то было! Когда малыша излишне опекают, он ощущает себя маленьким и слабым, а мир представляется ему грозным и враждебным, – иначе с чего бы взрослым дрожать над каждым его шагом? А поскольку с окружающим миром этот ребенок практически не знаком (ему попросту не дают такой возможности), место знаний занимают страшные фантазии. Ведь неизвестное всегда пугает вдвойне.

Поэтому, как ни велик соблазн держать ребенка под своим крылом чуть ли не до старости (взрослым так гораздо спокойнее), умные родители начинают довольно рано отпускать детей «в свободное плавание». Разумеется, постепенно, учитывая возраст, характер малыша, а также специфику его окружения. К примеру, в маленьких российских городках и поселках, где не так много машин и жизнь относительно безопасна, дети начинают самостоятельно гулять раньше, чем в Москве. В последние годы они получают это вожделенное право примерно лет с 9-10, хотя еще в 80-е гг. ребятишек не боялись отпускать во двор с 5-6 лет. Но жизнь изменилась не в лучшую сторону, и родители сейчас гораздо больше опасаются за своих чад.

«Местную» специфику учитывать необходимо; в противном случае ко всем прочим комплексам ребенка прибавится еще и страх стать посмешищем для сверстников, а это гораздо мучительней, чем думают иные взрослые.

Детские страхи нередко являются последствием конфликтов в семье. Взрослые зачастую об этом даже не подозревают, так как дети могут внешне ничем не выдавать своего беспокойства. Кажется, что их не волнуют ссоры родителей, – те кричат, ругаются, а ребенок преспокойно играет в своем уголке. Но в большинстве случаев отсутствие непосредственной реакции на конфликт не означает, что реакции не будет вовсе. Она просто выразится чуть позже и в какой-то иной форме. Например, ребенок вдруг начнет заикаться, писаться по ночам или бояться темноты, одиночества, привидений и прочего.

Конечно, не у всех детей гиперопека провоцирует страхи. Кто-то пытается бунтовать против повышенного внимания со стороны родителей, проявляет негативизм, хитрит, изворачивается, тайком или в открытую нарушает запреты. Да и семейные ссоры не всех травмируют одинаково (даже в одной семье).

Причина коренится не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них ожидают большей смелости, чем от девочек, да и современная массовая культура ориентирована не на утонченных поэтов и художников, а на «сильных духом мужчин», суперменов. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым в двойные тиски: его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. Родители ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Они (особенно отцы) часто делают это «из воспитательных соображений», надеясь, что трусишке станет стыдно и он исправится. Но ребенок лишь замыкается в себе и перестает доверять взрослым.

Другое дело – в хорошую минуту, когда ребенок ничего не боится и не нервничает, вместе с ним посмеяться… о нет, не над ним, а над его страхом! Подробнее о том, как это лучше сделать, речь пойдет ниже.

Очень хорошо, когда родители (и в первую очередь папы) рассказывают сыновьям и дочкам о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность в том, что они тоже сумеют преодолеть свои проблемы. Если даже папа, такой сильный и смелый, в детстве боялся темноты, значит, не все еще потеряно! Значит, надежда есть! Не беспокойтесь за свой авторитет, он от этого не пошатнется. Наоборот, вы сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга.

Помогая ребенку справиться со страхами, не стремитесь к скорому результату. В данном случае как никогда уместна пословица «тише едешь – дальше будешь». Не торопите малыша, ведь это может нанести ему вторичную психическую травму Лучше преодолевать страхи постепенно, без напряжения, чтобы они исчезали как бы сами собой.

В то же время постоянно внушайте ребенку, что он уже многое в себе преодолел, что раньше (пусть это не соответствует действительности!) он трусил гораздо больше. Любая, самая незначительная победа (скажем, ребенок на мгновение заглянул в темную комнату) должна отмечаться родителями как огромное достижение, о котором нужно с гордостью рассказывать родственникам и знакомым, причем непременно так, чтобы малыш это слышал. Помните: ребенка его трусость уязвляет гораздо больше, чем вас. И он обязательно поборет свой страх – как только созреет для решительного шага. А ваша похвала для него – как солнечные лучи для наливающегося соком плода.

В этой книге вы найдете много игр и игровых упражнений, помогающих детям справиться с различными страхами. В последние годы игровые методы все более активно проникают и в нашу педагогику, и в психотерапию. Специалисты давно поняли, что игра – мощнейший инструмент воздействия на детскую психику. Однако среди многих родителей еще бытует мнение об игре как о пустой забаве. Занимается ребенок чем-то, не докучает взрослым – и слава Богу! Хотя как можно несерьезно относиться к занятиям, которые поглощают почти все время бодрствования малышей? В игровой, неформальной обстановке дошкольники и младшие школьники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение, преодолевают психологические трудности. Игрой зачастую можно достичь гораздо больших результатов, чем нравоучениями.

Другое дело, что игра с ребенком дается многим взрослым с огромным трудом. Куда проще сварить обед или починить автомобиль! Даже для самой незамысловатой детской игры типа «дочки-матери» требуются живая фантазия, изобретательность и непосредственность восприятия – качества, которые многие взрослые давно утратили. Однако героические усилия родителей будут вознаграждены сторицей. Общаясь с ребенком на «его языке», используя знакомые, понятные и любимые им художественные образы, тактично направляя детскую игру в нужное русло, мамы и папы смогут добиться поразительных результатов.

Раздел 1
Установочные ролевые игры

Как уже говорилось, страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, а значит, повышенно самолюбивые дети. И браться за решение этой проблемы следует очень осторожно. Многие трусишки, не желая представать перед окружающими в невыгодном свете, наотрез отказываются признаваться в том, что им бывает страшно. «Лобовая атака» в этом случае ничего не даст. Лучше затеять игру, наделив главного персонажа «нуждающимся в проработке» качеством, – в нашем случае это боязливость. Пусть таким персонажем станет Зайчишка-Трусишка.

В русских сказках заяц почти всегда чего-то боится, так что ребенок не заподозрит подвоха. Более того, художественный образ, опирающийся на традиционную культуру, заряжается дополнительной энергией, поскольку при его восприятии запускаются механизмы родовой памяти (или, иначе, коллективного бессознательного).

Большинство детей сразу охотно включатся в игру. Но будут и такие, которые начнут под разными предлогами отказываться – «не хочу», «не интересно». Однако следует понимать, что дело тут вовсе не в отсутствии интереса. Обычно так реагируют либо дети, которые не просто чего-то боятся, а страдают уже настоящими фобиями (то есть навязчивыми, патологическими страхами), либо очень гордые и закрытые ребятишки. В таком случае следует проявить осторожность и не настаивать непосредственно на игре, но постараться увлечь ребенка частностями – подбором и изготовлением игрушек, декораций и т. п. Самого Зайчишку-Трусишку легко сделать из двух старых перчаток.



Одну перчатку оставьте нетронутой – чуть позже вы наденете ее на руку. Из второй же смастерите головку Зайчишки. Отрежьте у перчатки пальчики 1, 2 и 5 и зашейте прорези. Загните края перчатки до основания пальцев, вытянув 3 и 4 пальцы кверху. Это будут уши. Сшейте перчатку как показано на рисунке. Получилась головка. Пришейте к ней глазки-пуговки, носик, ротик (их можно вышить). Теперь пришейте головку к среднему пальцу первой перчатки (см. рис.). Получится очень выразительная перчаточная кукла, которая может шевелить головой, дрыгать четырьмя лапами (соответственно четыре пальца), чесать у себя за ухом и проделывать множество других забавных движений. Ребенку почти наверняка захочется надеть ее на руку и поиграть.

Прочие игрушки подберите из имеющихся в доме или нарисуйте, или вырежьте из картона – простор для фантазии тут большой. Играть можно на полу или на столе, а можно набросить на два стула одеяло – и у вас готова ширма для кукольного театра. Театральный вариант, конечно, самый удобный, поскольку дает возможность многократно повторять игру под видом репетиций, а затем давать представление перед зрителями (для робкого ребенка это тоже полезная психотренировка).

Разыгрывая истории про Зайчишку-Трусишку, давайте ребенку возможность импровизировать (кстати, таким образом вы узнаете много нового и часто неожиданного о переживаниях своего малыша), но обязательно следите за тем, чтобы он не уклонялся от «генеральной линии». Если он будет упрямиться, идите на компромисс: пусть немного поиграет как хочет, а потом – как нужно. Соблюдение заданной сюжетной канвы необходимо не только для того, чтобы справиться со страхами. Как ни парадоксально, но установление довольно жестких, хотя и не слишком узких, рамок развивает воображение, стимулирует ребенка к творчеству. Начав заниматься с детьми ролевыми играми, многие родители с удивлением обнаруживают, что ребятишкам поначалу очень трудно фантазировать на заданную тему. У нервных детей с фантазией особенно туго. При всей своей впечатлительности они нередко уступают в этом детям с более устойчивой психикой. Причина – и в зажатости невротиков, и в том, что их фантазия, как правило, направлена прежде всего на себя, на свои обиды, страдания и, разумеется, страхи.

Проиграв по нескольку раз предложенные здесь истории про Зайчишку, вы можете дальше придумывать что-то свое. Чем больше сюжетов предложит ребенок, тем лучше. Скорее всего, он захочет видеть своего персонажа уже не просто героем очередной сказки, а Героем с большой буквы. Не препятствуйте ему в этом. И не надо ужасаться, если порой расправа Зайчишки с врагами покажется вам чересчур жестокой. Это не кровожадность. Просто ваш малыш слишком долго мучился сознанием собственного бессилия и теперь хотя бы в игре хочет взять реванш. Предлагать ему более мирные способы разрешения конфликтов, конечно, надо, но не сразу, а немного погодя. Пусть сначала выплеснет эмоции.

Каждый раз перед началом игры прочтите ребенку очередную историю и распределите роли. Не настаивайте, чтобы он непременно играл Зайчишку, однако, если отказы будут систематическими, следует насторожиться. Постарайтесь добиться того, чтобы малыш хотя бы частично озвучивал роль главного героя (например, притворитесь, что подзабыли сюжет – пусть он вам подсказывает). Не пренебрегайте авторским текстом, он дает малышам дополнительные образные и эмоциональные опоры, помогает лучше прочувствовать происходящее. Очень полезно использовать в игре музыку, особенно в напряженные, страшные или, наоборот, радостные моменты.

Для детей дошкольного возраста игра сама по себе является важнейшим мотивом деятельности, однако дети 7-9 лет могут поначалу заупрямиться, заявив, что они «уже не маленькие». В этом случае нужно выдвинуть в качестве мотива не игру, а нечто другое. Например, развитие артистических способностей. Предложите устроить свой домашний театр, чтобы развлекать спектаклями гостей. Можно представить игру как подготовку к поступлению в театральный кружок. Тем более что она действительно разовьет у ребенка творческие способности.

Истории про Зайчишку-Трусишку
1. «У страха глаза велики»

В густом лесу жила-была заячья семья: папа Заяц, мама Зайчиха и их дети-зайчата (пусть малыш сам придумает, сколько было детей). У каждого зайчонка, конечно, было свое имя (пусть ребенок придумает имена всем зайчатам), но одного зайчишку никто по имени не называл. Почему? Да потому что однажды с ним произошел случай, после которого ему дали прозвище Зайчишка-Трусишка. А настоящее имя постепенно совсем забылось. Дело было так…



Вот прыгал как-то раз Зайчишка по лесу, но не так, как другие – весело и резво, – а робко, боязливо. Прыгнет и съежится (пусть малыш покажет это и куклой, и, как говорят артисты, «в живом плане»). И по сторонам все время озирается – нет ли чего страшного? Зайчишка этот уродился таким робким, что даже сами зайцы удивлялись: и в кого он такой? От собственной тени шарахается! (покажите как можно смешнее, как зайчишка шарахается от своей тени).



Пока Зайчишка прыгал по солнечной лужайке, ему было не очень страшно. Он играл с пестрой Бабочкой, которая порхала над ним и все пыталась сесть ему на ухо. (Бумажную бабочку можно прикрепить к нитке или к проволочке.) Зайчишка с удовольствием скакал за Бабочкой и сам не заметил, как очутился под большой, раскидистой елкой.

– Эй, Бабочка! Ты где? – пискнул Зайчишка.

Под елкой было темно. Зайчонок сделал еще пару прыжков. Где же Бабочка? И вдруг вместо своей подружки он увидел ужасное чудовище, которое притаилось под еловыми лапами.

Из пасти чудовища валил пар, глаза зловеще сверкали… Больше Зайчишка не успел ничего разглядеть, потому что дал стрекача. Он кинулся к своей норе с истошным воплем: «Змей Горыныч! Змей Горыныч!»



Все звери, конечно, переполошились. (Пусть разные игрушки – расспрашивают Зайчишку, что случилось, а он, дрожа от ужаса, все твердит про Змея Горыныча. Показывать страх надо как можно карикатурнее, но при этом не забывайте вслух жалеть Зайчишку.)

Ну, звери снарядили целое лесное войско и направились к старой ели. Пришли. Где Змей Горыныч? А никакого Змея нет, лежит под веткой коряга, никого не трогает.

Тут все как расхохочутся!

– Это ж надо! Корягу за Змея Горыныча принял!

– Да, но я же видел! – оправдывался Зайчишка. – Я, честное слово, видел и пасть, и большущие глаза…



А звери еще громче хохочут-заливаются.

– Да это у страха глаза велики! У ТВОЕГО страха!

С тех пор и прозвали беднягу Зайчишкой-Трусишкой.

Не заканчивайте игру на грустной ноте. Скажите, что, может быть, звери поторопились, придумав Зайчишке такое прозвище. Ведь испугаться может каждый, но это еще не значит, что он трус.

2. «А вкусная была капуста…»

За лесом, в котором жил Зайчишка-Трусишка, раскинулась деревня. А в деревне, конечно же, были огороды. Ну, а на огородах росло любимое заячье лакомство – капуста! Сочная, вкусная… Зайчишкины родители постоянно бегали в деревню за капусткой для своих малышей. Хрустя свежими листочками, наш Зайчишка мечтал когда-нибудь тоже побывать на огороде и полакомиться вволю. Может, ему даже удастся попробовать кочерыжку? Мама говорила, что это в капусте самое вкусное.

И вот однажды Зайчиха неожиданно заявила:

– Все, дети. Вы уже подросли и должны учиться добывать себе пропитание сами. Сегодня мы идем на огород вместе.

Зайчата обрадовались, запрыгали, а наш Зайчишка – выше всех!

– Ура! – кричит, – бежим! Бежим скорее!

– Да куда же сейчас-то бежать? – уговаривает его Зайчиха. – Надо дождаться, пока стемнеет. Разве зайцы днем на огороды бегают? Днем там люди работают, нам с ними встречаться ни к чему.

Насилу дождался Зайчишка вечера. Наконец солнце спряталось, вышла луна и засияли звезды.

Не забывайте про декорации. Чем интересней оформлена игра, тем лучше для ребенка.

– Пора! – решил папа Заяц. – Вперед, на огород!

Зайцы помчались стрелой. Зайчишка не отставал от родных, но, добежав до речки, протекавшей возле самой деревни (речку легко заменит голубой или синий шарф), вдруг остановился как вкопанный. Он видел речушку впервые, и она показалась ему просто огромной. Мама и папа – прыг – и перескочили на другой берег, а Зайчишка не смеет даже на полшажка к воде приблизиться. Дрожит как осиновый лист.

– Утону, – бормочет. – Сейчас утону!

– А ты по мосточкам переберись, – говорит Зайчиха.

Смотрит Трусишка, а его братья и сестры уже на том берегу. Быстрее молнии по мосточкам промчались и уже принюхиваются – верно, капусту почуяли.



А наш Трусишка не знает, как быть. Мосточки-то уж больно шаткие! Что если в речку свалишься? Стоит он, с лапки на лапку переступает, а прыгнуть никак не решается.

– Да ты не бойся! – уговаривает его Зайчиха.

– Иди, иди к нам! – кричат остальные зайчатки.

– Нет, – вздыхает Зайчишка. – Не могу. Свалюсь. Вот увидите – точно свалюсь и утону.

Неизвестно, сколько бы эти уговоры продолжались, если бы не папа Заяц.

– Хватит его упрашивать! – прикрикнул он на свое семейство. – Вы что, хотите дождаться, пока рассветет?

Зайцев тут же и след простыл. Остался Трусишка один. Сделает шаг вперед, ступит на доску – и сразу назад. Его от ужаса такая дрожь бьет, что и мосточки под ним дрожат, а уж пробежать по трясущимся мосткам бедняжке вовсе не под силу.

Так и простоял он до тех пор, пока родные не вернулись.

Спросите ребенка: что, по его мнению, сказали Трусишке папа с мамой, а что – братья и сестры. Скорее всего, он воспроизведет высказывания ближайших родственников о его собственной трусости; вполне возможно, у вас появится пища для размышлений. Успокойте малыша – скажите, что мама Зайчиха не забыла своего Трусишку и принесла ему капустный листок. И конечно, пообещайте интересное продолжение игры.



error: Контент защищен !!