Развитие мелкой моторики у детей. Игры, развивающие мелкую моторику разными способами Развитие мелкой моторики у ребенка 7 лет

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Общая информация

Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак). Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

Следует отличать следующие виды моторики:

  • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
  • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.

информация Как мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.

Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.

Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

Крупная моторика у детей

В ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей. Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

Возраст Крупная моторика
0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

Развитие мелкой моторики у детей

Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

  • застегивать пуговицы;
  • писать;
  • рисовать и т.п.

важно Игры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

Календарь развития мелкой моторики у ребенка

Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

4-12 месяцев

В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

1-2 года

Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

3-4 года

Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

4-5 лет

В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

5-6 лет

Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу . Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы . Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки . Всегда руководствуйтесь принципом «от большого - к маленькому».

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек . К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

Также можно играть с малышом в «Угадайку» . Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики . Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

Мозаика является замечательным дополнением . Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада. Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка. Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.

В период старшего дошкольного возраста родители, занимающиеся развитием малыша, сосредотачивают свои усилия на эффективной подготовке к школе. Активно тренируются навыки чтения, письма, счёта, много времени уделяется повторению и изучению тем по окружающему миру. Но нередко на этом фоне теряется столь значимое направление, как работа над мелкой моторикой.

Друзья, чтобы малыш в первом классе не уставал на уроках русского языка, чтобы он уверенно и чётко выводил сначала крючки и закорючки, а позже буквы, слова и целые тексты, вам надо прежде всего тренировать его пальчики и ручки. Это очень и очень важно!

Какие игры и упражнения для развития мелкой моторики будут интересны и полезны ребёнку 6–7 лет? Давайте разбираться вместе!

Игры с мелкими предметами

Прекрасно тренируют мелкую моторику разнообразные игры, в которых требуется перемещать мелкие предметы:

  • домино, лото, мемо и прочие настольные игры с карточками и фишками;

Комбинируйте их в различных вариациях, используйте для организации весёлого детского или семейного праздника, активно внедряйте в развивающие занятия. Примечательно, что таким способом вы стимулируете мелкую моторику, параллельно изучая с ребёнком основы математики, пространственные и временные понятия, цвета, буквы и пр.

Графические упражнения

Выполняя описанные в данном разделе упражнения, ребёнок развивает точность и быстроту мелких движений кистями и пальцами рук, тренирует глазомер, улучшает зрительно-моторную координацию, а вместе с тем стимулирует воображение и речевые навыки.

«Укрась вазу»

Приготовьте шаблон вазы, распечатав и вырезав по контуру раскраску на плотном листе формата А4 или А5.

Используя цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки, ребёнок должен украсить вазу геометрическим узором.

Вы можете предложить работу по образцу или позволить малышу проявить фантазию. Можно провести на шаблоне легкие линии пунктиром и организовать упражнение в виде последовательного выполнения словесных команд:

  • в верхней полосе нарисуй три круга;
  • ниже - линию из чередующихся ромбов и треугольников;
  • под ней - линию из квадратов

Можно подготовить шаблоны разных предметов: посуды, мебели, домашнего текстиля, одежды и т. д.

Можно делать узоры не из фигур, а из различных линий, как в образце:

«Графическая меткость»

В эту группу упражнений для тренировки рук мы собрали задания, в которых ребёнку надо провести на бумаге чёткие линии, не отрывая от листа ручку или карандаш (именно карандаш рекомендуется использовать для письменных заданий с дошкольником):

  • лабиринты : провести линию внутри полосы, не задевая границ;
  • соединить линиями пары картинок : зверей и их домики, взрослых животных и детёнышей, предметы и их тени;
  • проследить путь : мышки к сыру, бабочки к цветку, машинки в гараж.

Заранее приготовьте серию карточек с графическими заданиями и предлагайте их ребёнку в рамках ваших развивающих домашних занятий или используйте их, чтобы скоротать образовавшийся в распорядке дня перерыв.


«Рисование по клеточкам»

Задания этой серии прекрасно развивают зрительно-моторную координацию и пространственное мышление.

Возможные варианты:

  • повторение рисунка по образцу;
  • продолжение узора;



Великолепная десятка: как развивать мелкую моторику в быту

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка уже должны быть обязанности по дому. Он может и должен помогать вам наводить в комнатах порядок и накрывать на стол, он должен и может самостоятельно одеваться, готовить своё рабочее место для занятий, выполнять гигиенические процедуры. Привлекая малыша к бытовым делам, вы не только формируете в нём трудолюбие и самостоятельность, но и создаёте благоприятные условия для развития мелкой моторики. Какие действия особенно полезны для тренировки пальчиков и ручек?

  1. Чистить руками апельсины и мандарины, сваренные вкрутую яйца и приготовленный в мундире картофель.
  2. Разбирать расколотые орехи, отделяя ядра от скорлупы.
  3. Перебирать крупу для каши.
  4. Участвовать в лепке пельменей, вареников, пирожков.
  5. Собирать рассыпанные по полу мелкие предметы (оброненные нитки, бусины, пуговицы, соринки).
  6. Открывать дверные замки ключом.
  7. Самостоятельно застёгивать/расстёгивать пуговицы, завязывать/развязывать шнурки.
  8. Развешивать постиранное бельё на сушилку, не забыв использовать прищепки по их прямому назначению.
  9. Искать край скотча, изоленты или лейкопластыря в рулоне. Наклеивать и отклеивать наклейки и этикетки.
  10. Затачивать карандаши, используя точилку.

При творческом подходе к воспитанию развивающую ценность приобретает любое ваше совместное с ребёнком занятие: игры, прогулки, чтение любимых книжек, работа по дому… Давайте малышу пищу для ума и работу для рук, наслаждайтесь доверительным общением с наследником, и пусть родительство ваше будет счастливым.

Маркелова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с.Акшуат Барышского района Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет"
Дата публикации: 28.09.2017
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Акшуат муниципального

образования «Барышский район» Ульяновской области

Развитие мелкой моторики рук

у детей 6-7 лет

методическая разработка

Маркелова В.Н.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет. Методиче-

ская разработка. / В.Н. Маркелова /. Ульяновск, с. Акшуат. -

Представленная

методиче ская

р а з р а б от ка

посвящена

проблеме

подготовки

обучению

раскрывает

наиболее

эффективные

В разработке включены материала из опыта работы

Маркеловой Валентины Николаевны, учителя начальных

Барышского

Ульяновской области.

© МБОУ СОШ с. Акшуат Барышского района

Ульяновской области

© Маркелова В.Н.

Введение……………………………………………………4

1. Пальчиковые упражнения………………………………6

2. Кинезиологические упражнения……………………...24

3. Игры ………………………………………………….25

Заключение…………………………………………….….29

Список литературы……………………………………….30

Введение

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как

обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном

возрасте,

правильно

подготовить

случайно

развития

человечества

подчёркивается

возможность

развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью

которого

проходило

первобытных

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки

способностей и дарований детей находятся на кончиках их

пальцев».

Представленная

методиче ская

р а з р а б от ка

посвящена

проблеме

подготовки

обучению

раскрывает

наиболее

эффективные

развития мелкой моторики руки.

Актуальность данной работы в том, что подготовка

к письму - один из самых сложных этапов подготовки

систематическому

обучению.

дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки,

несовершенна

координация

движений,

закончено

окостенение

запястий

несовершенна

нервная регуляция движений.

Основной целью дошкольных занятий детей 6-7

интеллектуальным

развитием

развитием

подготовка

овладению

механизмы,

необходимые

овладения

накопления

ребенком двигательного и практического опыта, развития

силы и точности мелкомоторных действий через систему

пальчиковой

гимнастики,

развития

координированности

двигательных действий правой и левой конечностей через

штриховальные

упражнения,

развития

пространственной

ориентировки на листе бумаги.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем

развивается

овладевает

двигательными

умениями

навыками,

развивается

координация

движений.

Формирование

движений

происходит при участии речи. Обычно ребёнок, имеющий

развития

моторики,

логически

достаточно

внимание, связная речь.

1. Пальчиковые упражнения

развитию

моторики

желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10

ежедневно.

Систематические

упражнения

т ренировке

движений

о к а з ы в а ю т

стимулирующее влияние на развитие речи.

Приведём

упражнений,

могут быть использованы с детьми.

1) Пальчиковая гимнастика (на занятиях выполняем

гимнастику с детьми перед началом работы в прописях, на

каждом занятии выбираем 2-3 упражнения)

«Кулачки-ладошки» (пальцы обеих рук с силой

сжимать в кулак и разжимать 10-12 раз)

Упражнение «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.(поочерёдное разгибание пальцев

из кулака, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять. (сгибание пальцев в кулак,

начиная с мизинца).

Упражнение «Семья». (Прикасание каждого

пальца по очереди к большому пальцу).

Раз, два, три, четыре,

Кто живёт в моей квартире?

Папа, мама, брат, сестра

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, щегол и я.

Вот и вся моя семья!

Упражнение «Наперегонки»

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки. (шагающие движения кончиками

указательного и среднего пальцев по столу обеими руками)

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с

Раз, два, три, четыре, пять.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

Наряду с подобными играми можно использовать

разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

кончик большого пальца правой руки поочередно

касается кончиков указательного, среднего,

безымянного пальцев и мизинца;

то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

те же движения производить одновременно

пальцами правой и левой руки.

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев

по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с

большим, затем указательный с указательным и т.д.

2) Самомассаж кистей и пальцев рук (выполняем после

пальчиковой гимнастики 2-3 упражнения).

Растирание ладоней шестигранным карандашом с

постепенным увеличением усилий.

Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

Растирание боковых поверхностей сцепленных

Разминание, затем растирание каждого пальца

вдоль, затем поперек.

Грецкий орех положить между ладонями, делать

круговые движения, постепенно увеличивая нажим

и темп. Можно выполнять упражнение с двумя

грецкими орехами, перекатывая один через другой,

одной рукой, затем другой.

Разминание кисти правой руки пальцами левой и

наоборот, затем поочередное растирание.

3) Пальчиковые игры.

"Пальчиковые

инсценировка

либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,

исчезает

скованность

движений,

дальнейшем

облегчит

приобретение

"Пальчиковые

эмоциональны

увлекательны.

"пальчиковых

повторяя

движения

взрослых,

активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются

ловкость,

управлять

движениями,

к о н ц е н т р и р о в а т ь

в н и м а н и е

деятельности. «Рассказывание»

неизменно

вызывает

повышает

эмоциональный тонус.

Тема: «Звук и буква «А». Апельсин

Движения

Мы делили

Плавные движения

поочерёдно руками в

стороны, ладонью вверх.

апельсин,

«Круглые» пальцы, как

будто обхватили апельсин.

Много нас,

Развести руки в стороны.

а он один.

Показать один палец.

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

Фигура из пальцев «Ёж».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для стрижа,

Фигура из пальцев «Птица».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для утят,

Фигура из пальцев «Утята».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для котят,

Фигура из пальцев «Котята».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для бобра,

Фигура из пальцев «Бобёр».

А для волка…кожура.

Фигура из пальцев «Волк».

Он сердит на нас- беда!

Пальцы напряжены, сгибаем

и разгибаем их.

Разбегайтесь, кто куда!

«Бежим» по рукам

пальцами.

Чтобы с волком помириться,

Пожимаем себе ладони.

Плавные движения

поочерёдно руками в

стороны, ладонью вверх.

Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Бабочка

И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена.

Спал цветок и вдруг

проснулся,

Руки через стороны вверх -

Больше спать не захотел.

Руки через стороны вниз -

Шевельнулся, потянулся,

Руки вверх, смотрим на

пальцы, встаём на носочки.

Взвился вверх и полетел.

Плавные движения руками.

Солнце утром лишь

проснётся,

Вверх поднимаем «круглые»

Бабочка кружит и вьется.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звуки «В-Вь», буква «В». Воробей

Воробья врачи спасли,

Фигура из пальцев «Птица».

В вертолёт его внесли.

Круговые движения кистью

сначала одной, потом другой

Вертолёт вертел винтами,

Круговые движения кистями

обеих рук.

Волновал траву с цветами.

Плавные движения руками

над головой.

Тема: «Звуки «Г-Гь», буква «Г». Гуси

Шлёпают гуськом

Гусак с гусаком.

Поочерёдно похлопываем

ладонями по тыльной стороне

Смотрят свысока

Гусак на гусака.

Фигура из пальцев «Гусак».

Ой, щиплет бока

Гусак у гусака.

Щипаем поочерёдно тыльные

стороны кистей.

Тема: «Звуки «Д-Дь», буква «Д». Дождик.

Лейся дождик веселей,

Руки опускаем сверху вниз,

«стряхивая» капли.

Мы с тобою дружим.

Обнимаем себя.

Хорошо нам бегать

Босиком по лужам.

Как зелёные лягушки,

Мы попрыгаем по лужам.

Присели и прыгаем, как

Руки прямые вверх.

Напрыгались,

Руки вниз.

Голова, плечи, руки

опущены, спина расслаблена.

Побежим сушиться к маме.

Бег на месте.

Тема: «Звук и буква «Е». Ежиха с ежатами.

Под цветком

Фигура из пальцев «Цветок».

ежиха- мать

Фигура из пальцев «Ёж».

Принялась ежат купать.

Плавные движения руками

перед собой.

Кап- кап капает роса

Руки опускаем сверху вниз,

«стряхивая» капли.

На мордашку,

Погладить себя по щекам.

на глаза.

Погладить себя по глазам.

Не поймёт ежиха- мать,

Развести руки в стороны.

Как им спинки отмывать?

Потираем ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане.

Ёжик в бане вымыл ушки,

Фигура из пальцев «Ёж», трём

ладонями уши.

Шею, кожицу на брюшке.

Трём ладонями шею, живот.

И сказал еноту ёж:

Фигура из пальцев

«Енот»(собака) и «Ёж».

Ты мне спинку не

Трём ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ж». Жук.

Я увидела жука

Фигура из пальцев «Жук».

На большой ромашке.

Рисуем большой круг руками

Подержу его в руках,

Руки вперёд, ладони вверх.

А потом в кармашке.

Руки на пояс.

Ой, упал, упал мой жук

Наклоны вперёд.

Нос испачкал пылью.

Вытираем носик.

Посажу его на сук,

Подняться на носки, руки

Пусть расправит крылья.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звуки «З-Зь», буква «З». Зарядка .

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Ходьба на месте.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Руки в стороны: согнуть,

выпрямить.

Весело шагать,

Ходьба на месте.

Руки поднимать,

Поднимаем руки вверх 5 раз.

Приседать и вставать,

Приседания 5 раз.

Прыгать и скакать.

Прыжки 5 раз.

Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Ливень .

Ливень, ливень льёт везде.

Руки опускаем сверху вниз,

«стряхивая» капли.

Рады птенчики в гнезде:

Фигура из пальцев «Птенчики

в гнезде».

Мама дома посидит,

Фигура из пальцев «Птица».

Никуда не улетит.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звук и буква «Й». Кому - что?

Фигура из пальцев «Кошка».

Руки перед собой, ладони

Фигура «Ковшик».

Имитация походки медведя.

сладкого медка,

Рисуем круг руками -

«бочонок».

Руки перед собой, ладони

Плавные движения руками

над головой.

козлёнку,

Фигура из пальцев «Коза».

Руки перед собой, ладони

Показать, как пьём.

Фигура из пальцев «Ёж».

А тебе я книжку дам,

Руки перед собой, ладонями

к себе, большие пальцы

отведены в сторону.

Если прочитаешь сам.

«Игра глазками»: переводим

глаза от одного большого

пальца к другому и обратно,

голову держим прямо.

Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Хорёк

Этот маленький хорёк

Нагнуться.

Очень шустрый был зверёк.

Выпрямиться, руки на пояс.

Он с утра уже успел

Совершить немало дел:

Руки в стороны, сгибаем и

разгибаем.

По тропинке пробежаться,

Бег на месте.

И на дерево забраться,

Руки перед собой согнуты в

локтях, «взбираемся» на

И по веткам поскакать,

Прыжки на месте.

И от мишки убежать,

Имитация походки медведя.

И в речной воде поплавать,

Руки перед собой: «плывём».

И поглубже понырять,

Приседания.

Шубку вычистить и лапки,

Погладить себя по телу, по

Рыбку к завтраку поймать.

Волнообразное движение

рукой перед собой.

Очень шустрый был зверёк

Руки на пояс.

Этот маленький хорёк.

Присесть.

Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Корабль

Вёз корабль карамель,

Волнообразные движения

перед собой сначала правой,

потом левой рукой.

Наскочил корабль на мель.

Прыжок вперёд.

И матросы три недели

Пальцы широко расставлены,

рисуем на теле полоски -

«тельняшку».

Карамель на мели ели.

Рука согнута в локте перед

собой. Круговые движения

кистью сначала одной, потом

другой руки.

Тема: «Звуки «М-Мь», буква «М». Мороз

Я мороза не боюсь,

Руки на пояс, качаем головой

С ним я крепко подружусь.

Обнять себя руками.

Подойдёт ко мне мороз,

Ходьба на месте.

Тронет руки,

Гладим себя по рукам.

Тронет нос.

Дотронуться до носа.

Значит надо не зевать,

Развести руки в стороны.

Топать, прыгать и скакать.

Прыжки на месте.

Тема: «Звуки «Н-Нь», буква «Н». Бабушка Ненила

Бабушка Ненила

По воду ходила.

Ходьба на месте.

Полны вёдра набрала

Круг руками снизу вверх.

И домой их понесла.

Круг руками сверху вниз.

Всю посуду перемыла.

Руки прямые перед собой,

движение «тарелочки».

Каши внукам наварила,

Круговые горизонтальные

движения руками перед собой:

«мешаем кашу».

Пол в избе подмела

Наклониться вперёд, движения

руками из стороны в сторону.

И присела у окна.

Присесть.

Тема: «Звук и буква «О». Новый дом

Ох, ох, что за гром!

Руки к щекам, наклоны в

Муха строит

Фигура из пальцев «Муха».

новый дом.

Фигура из пальцев «Дом».

Молоток: стук- стук.

Стучим кулачком по ладошке

одной рукой, потом другой.

Помогать идёт петух.

Руки за спиной, шаги с

высоким подниманием ног.

Тема: «Звуки «П-Пь», буква «П». Чистюли

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли.

Руки к щекам, наклоны в

Обращались с ней

небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Руки за спину, топаем ногами.

Надо нам её спасти.

Руки в стороны.

И в порядок привести.

Руки на пояс.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

Отожмём её, встряхнём.

Выполняем соответствующие

движения.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

Встали на носочки,

потянулись.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем,

покружимся.

Прыжки на месте.

Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р». Семейная зарядка .

Осенью, весною,

Летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Ходьба на месте.

Встанем прямо по порядку,

Каждый делаем зарядку:

Встали прямо, спина прямая,

свели лопатки.

Мама руки поднимает,

Руки вверх-вниз.

Папа бодро приседает,

Приседания.

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева.

Руки на поясе, делаем

повороты всем корпусом.

Я сама бегу трусцою

Бег на месте.

И качаю головою.

Наклоны головой в стороны.

Тема: «Звуки «С- Сь», буква «С». Хвастуны

Тень- тень, потетень,

Хлопки руками.

Выше города плетень.

Руки вверх, встать на носки,

потянуться.

Сели звери под плетень,

Присесть.

Похвалялися весь день.

Руки к щекам, наклоны

головой в стороны.

Похвалялася лиса:

Фигура из пальцев «Лиса».

Всему свету я краса!

Наклон вперёд, развести

руки в стороны.

Похвалялся зайка:

Фигура из пальцев «Заяц».

Поди, догоняй-ка!

Прыжки на месте.

Похвалялися ежи:

Фигура из пальцев «Ёж».

У нас шубы хороши!

Погладить себя по телу.

Похвалялся медведь:

Могу песни я петь!

Имитация походки медведя.

Тема: «Звуки «Т- Ть», буква «Т». Доброе утро

Доброе утро!-

Руки в стороны.

птицы запели.

Фигура из пальцев «Птица».

Добрые люди встали с

Руки вверх, встать на носки,

потянулись.

Прячется вся темнота по

Наклоны в стороны,

прикрываем глаза поочерёдно

правой и левой рукой.

Солнце взошло

Снизу вверх поднимаем

«круглые» руки.

и идёт по делам.

Ходьба на месте.

Тема: «Звук и буква «У». Музыканты

В руки дудочку беру,

Туру- туру- туру!

Имитируем игру на дудочке.

Созываю детвору,

Манящие движения руками.

Туру- туру- туру!

Имитация игры на дудочке.

Поиграю на баяне,

Гали-гали-гали!

Имитация игры на баяне.

Потанцуйте, зайки, с нами,

Прыжки на месте.

Гали-гали-гали!

Имитация игры на баяне.

Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили!

Имитация игры на скрипке.

Скачут зайки на лужайке,

Прыжки на месте.

Тили- тили- тили!

Имитация игры на скрипке.

А потом на барабане,

Бам- бам- бам!

Имитация игры на барабане.

В страхе зайки разбежались

по кустам!

Бег на месте.

Тема: «Звуки «Ф- Фь», буква «Ф». Фонтан

Может, здесь, а может, там

Повороты в правую и левую

стороны, отводим руку в

Есть один большой фонтан.

Встать на носки, руки вверх,

потянуться.

Надо долго прошагать,

Чтоб фонтан тот отыскать.

По тексту

И лицо своё умыть,

По тексту

Зубы тщательно почистить,

По тексту

Уши дочиста отмыть.

По тексту

Не забыть себя обрызгать

Руки сверху вниз опускаем,

«стряхивая» капли.

Той волшебною водой.

Руки снизу вверх поднимаем,

«стряхивая» капли.

И тогда,кто был малышкой,

Присесть.

Станет вдруг большой-

Встать на носочки, руки

вверх, потянуться.

Вы всё сделали, как надо.

Руки на пояс.

Сядем, будем ждать чудес.

Присесть.

Ой! Смотрите- ка, ребята,

Вы растёте до небес!

Медленно поднимаемся

вверх, встаём на носочки,

руки вверх.

Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Бедолага

Сердце так и гложет страх!

Ладони приложить к груди на

уровне сердца.

Медленно приседаем.

Встать руки в стороны.

Ох, беда уже близка!

Руки к щекам, наклоны в

Вот и ждёт меня доска!

Рисуем руками

прямоугольник.

Притворюсь-ка я, что глух!

Руками прикрываем уши.

Хоть бы в классе свет потух! Медленно приседаем,

прикрывая глаза руками.

Руки вперёд.

Руки вверх.

Руки в стороны.

«Круглые» руки вверх.

Руки вперёд.

Не вызвали!

Руки вниз, плечи, спина

расслаблены.

Тема: «Звук и буква «Ц». Цветы

Наши нежные цветки

Щепоть руки смотрит вверх,

руки перед собой согнуты в

Распускают лепестки.

Медленно раскрываем

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Плавные движения кистями

вправо- влево.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Медленно соединяем пальцы

в щепоть.

Тихо засыпают,

Опускаем кисти вниз, руки

согнуты перед собой в

Головой качают.

Качаем кистями, руки перед

собой согнуты в локтях.

Тема: «Звук и буква «Ч». Чайник

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

«Круглые» руки перед собой

разводим в стороны.

Больше греться не хочу.

Руки к щекам, качаем головой.

Крышка громко зазвенела:

Руки вверх, имитация- «звеним

колокольчиком».

«Пейте чай, вода поспела!» Руки в стороны с наклоном

Тема: «Звук и буква «Щ». Щётки

Этой щёткой

Плавное движение левой

рукой в сторону, ладонью

чищу зубы,

Правой рукой- имитация

движения «чистим зубы».

Этой щёткой-

Плавное движение левой

рукой в сторону, ладонью

Наклон вперёд, дотронуться

руками до пола.

Этой щёткой

Плавное движение левой

рукой в сторону, ладонью

чищу брюки,

Гладим руками по ногам.

Все три щётки

Показать три пальца перед

мне нужны.

Ладони приложить к груди.

Тема: «Звук и буква «Ш».

Мы по лесу шли, шли, шли,

Ходьба на месте с высоким

подниманием ног.

Только шишку нашли.

Бег на месте.

И лягушку повстречали.

Фигура из пальцев-

«лягушка».

Лягушка-попрыгушка глазки

на макушке.

Присесть, руки на полу перед

собой, прыгаем как лягушки.

Прячьтесь от лягушки,

комары и мушки.

Бег на месте.

Тема: «Буквы «Ь,Ъ». Ручеёк

Вьётся недалечко

реченька- река.

Плавные, волнообразные

движения перед собой сначала

левой, потом правой рукой.

Маленькая речка,

Меньше ручейка:

Руки согнуты в локтях,

ладонями с силой давим друг

на друга (2 раза).

Ни поплыть,

Руки перед собой - «плывём».

Ни нырнуть,

Присесть

Только ножки

окунуть чуть- чуть!

Потряхиваем поочерёдно

Тема: «Звук и буква «Ы». Пузырь

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

«Круглые»руки перед собой

разводим в стороны. Вдох

Да не лопайся!

Выдыхаем через нос,

«круглые» руки медленно

скрещиваем перед собой,

постепенно обнимая себя

Тема: «Звук и буква «Э». Я могу!

Кто, скажите, сможет, дети,

повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Это тоже я могу!

Вправо- влево разведу.

Это тоже я могу!

И, как птица, полечу.

Это тоже я могу!

Головою поверчу.

Это тоже я могу!

А потом присяду, встану.

Это тоже я могу!

И нисколько не устану.

Это тоже я могу!

Я попрыгаю немного.

Это тоже я могу!

И пешком пойду в дорогу.

Это тоже я могу!

Если надо, побегу.

Это тоже я могу!

Всё на свете я могу!

Дети повторяют движения за

взрослым, сопровождая их

словами: «Это тоже я могу».

Тема: «Звук и буква «Ю». Непоседа

Юра очень утомился-

Руки к щекам, наклоны

головой в стороны.

Целый день юлой крутился!

Кружимся на месте.

Юра только сел на стул,

Фигура из пальцев – «стул»;

присесть, встать.

Ножки свесил

Потряхиваем поочерёдно

И заснул.

Руки вниз, плечи опущены,

спина расслаблена.

Тема: «Звук и буква «Я». Яблоко

Вот так яблоко!

Рисуем руками круг.

Оно соку сладкого полно.

Поглаживаем руками живот

круговыми движениями.

Руку протяните,

яблоко сорвите.

Подняться на носки, руки

вверх, потянуться.

Стал ветер веточку качать,

Плавные движения руками

над головой.

И трудно яблоко достать.

Развести руки перед собой.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Прыжки с поднятыми руками.

Вот так яблоко!

Рисуем руками круг.

Оно соку сладкого полно.

Поглаживаем руками живот

круговыми движениями.

2. Кинезиологические упражнения

Кинезиология

развитии

умственных

способностей

определенные

двигательные

упражнения.

упражнения

позволяют

н е й р о н н ы е

ул у ч ш и т ь

м е ж п о л у ш а р н о е

взаимодействие,

является

развития

интеллекта.

Кинезиологические

упражнения,

развивающие

межполушарное взаимодействие, можно использовать во

время отдыха на любом занятии.

Упражнения.

1. «Кулак - ладонь» . Обе руки лежат на столе или на

коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно

кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять

Движения

усвоения

ускорять,

сжатия-разжатия

производились

попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью

вниз, левая - на другом колене ладонью вверх.

Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а

левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения

ускорять.

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев

с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог

пальцы одной руки соединяются с большим в следующем

порядке: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2.

Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

4. «Лягушка» (кулак - ребро - ладонь). Три положения

руки на столе или на колене последовательно сменяют друг

друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

5. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в

кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой

ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом -

одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски -

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически!

6. «Шапка размышлений».

Данное упражнение позволяет быстро включиться в

работу, улучшает внимание. Растираем ладошки до

образования “ теплого комочка”, одеваем комочек на

голову, и крутим мочки уха. Упражнение выполняется 3

7. «Ленивые восьмерки». Данное упражнение

активизирует структуры, обеспечивающие запоминание.

Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости “

восьмерки” по 3 раза каждой рукой, а затем повторяют эти

движения обеими руками.

3. Игры

1) Игры с бусинами, пуговицами (можно использовать на

игровых занятиях при парной и групповой работе)

Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны,

сушки, картонные кружочки.

Выкладывание картин из пуговиц.

Выкладывание букв, силуэтов.

Сортировка по заданному признаку(по цвету,

размеру, форме).

Цепочки из цветных скрепок.

Заполните просторную коробку пуговицами:

Опустите руки в коробку;

Поводите ладонями по поверхности;

Перетирайте пуговицы между ладонями;

Пересыпайте их из ладошки в ладошку;

Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую,

квадратную, гладкую и пр.

2) Игры с пластилином

Картины из пластилина

Объемные изделия

Д о щ е ч к и,

п о к р ы т ы е

п л а с т и л и н о м,

выкладывания

использоваться

различные материалы: горох, фасоль, семена тыквы,

арбуза, вишневые и сливовые косточки, различной

величины пуговицы, палочки.

3) Вырезывание ножницами

Силуэтное вырезывание.

Симметричное вырезывание.

Вырезывание различных фигурок из старых

открыток, журналов.

Вырезывание снежинок.

4) Рисование, раскрашивание

Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно

стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь,

плоскую игрушку и т.д.

Рисование по опорным точкам;

Дорисовывание второй половины рисунка;

Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

5) Работа с бумагой.

Плетение.Развитию точных движений и памяти

помогают плетение ковриков из бумажных полос.

Оригами- складывание корабликов, фигурок зверей

из бумаги.

Игры с бумагой (дать ребенку скомканный лист

фольги и предложить):

Разгладить его пальцами, чтобы он не морщился

Разгладить его одной рукой

Разгладить его двумя большими пальцами, затем

указательным и т.д.

6) Графические упражнения. Штриховка. (можно

использовать при работе с прописями)

Штриховка

важнейших

упражнений.

Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую

уверенность штриха, что когда они приступят к письму в

тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много

писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними

должно быть 0,5 см.

Выполняется на нелинованной бумаге.

7) Игры с крупами (данные упражнения предлагаю

родителям для занятий с детьми дома)

Прячем ручки в крупу

Пересыпаем крупу

Дождь, град

Покорми птичек

Найди игрушку

Игра «Золушка»

«Отгадай, какая крупа в мешочке»

Нарисуй домик, солнце и т.д.

Развитие мелкой моторики в быту (для занятий дома)

Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.

Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от

скорлупок). Очищать фисташки.

Собирать с пола соринки. Помогать собирать

рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы,

бусинки).

Лепить из теста печенье.

Открывать почтовый ящик ключом.

Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а

так же разуваться и раздеваться. Учиться

самостоятельно надевать перчатки. Пробовать

зашнуровывать кроссовки.

Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

Начищать обувь для всей семьи специальной

Заключение

Таким образом, используя предложенные

упражнения и игры на занятиях в школе и дома, родители и

педагоги решают сразу несколько задач:

во-первых, занятия положительно влияют на

общее интеллектуальное развитие ребёнка;

во-вторых, точное динамичное выполнение

упражнений для рук, туловища, головы

совершенствуют движения артикулярных органов:

губ, языка, нижней челюсти;

в-третьих, упражнения и игры готовят к

овладению навыком письма, что в будущем

поможет избежать многих проблем школьного

обучения.

Список литературы

Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у

детей с нарушением речи.// Дошкольное воспитание

№ 9.1990. - с.62.

Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Упражнения для занятий

с детьми, имеющими трудности при обучении письму.

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для

развития речи дошкольников. ООО Издательство

Калинина Н.В., Разинкина А.В. Подготовка

дошкольников к обучению каллиграфии:

воспитателю, родителям.- Ульяновск: ИПК ПРО,

Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО

Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург, 2002.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский

ДОМ «Кристалл». Санкт-Петербург, 2000.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая

гимнастика». Москва, АСТ. Астрель, 2002.

Родители будущего школьника часто слышат о том, что необходимо обратить внимание на его тонкую моторику. Что же это такое – тонкая, или мелкая, моторика и почему она так нужна будущему школьнику, попробуем разобраться в этой статье.

Что такое развитие мелкой моторики рук?

Начнём с физиологии. Общее развитие моторики – это двигательное развитие всего организма, подразумевает своевременное овладение, координацию, согласование и тренировку всех мышц организма. Крупная моторика отвечает за согласованные движения всего тела (так называемые локомоции) – ходьбу, ползание, бег. Однако у человека есть и особый, уникальный орган, позволяющий выполнять очень точные, порой невидимые глазу манипуляции: это кисти рук, пальцы. Именно эту двигательную систему и называют «мелкой, или тонкой, моторикой».

Двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребёнка, само по себе является показателем формирования центральной нервной системы. Однако в преддверии школы сформированность моторных навыков кисти, ловкость пальцев будущего школьника не только отражает благополучие его психомоторного развития. Они становятся ещё и совершенно необходимым условием для его успешности в обучении, ведь школьные занятия требуют высокого уровня формирования графического навыка. Поэтому при подготовке ребёнка к школе родителям важно верно оценить уровень развития графо-моторных навыков.

Вот круг графических умений, необходимых для того, чтобы ребёнок успешно справлялся со школьными заданиями:

  • раскрашивание : по тонкому контуру, с мелкими деталями, не выходя за их пределы;
  • обведение фигур по пунктиру, проведение ровных линий в «коридоре», в графическом лабиринте;
  • копирование графического задания как на листочке в клеточку, так и на чистом листе А4;
  • штриховка разнообразная, в разных направлениях;
  • тонировка – варьирование нажима карандаша для получения тонов разной насыщенности;
  • графический диктант – выполняется на листочке в клеточку под диктовку взрослого: либо фигура, либо орнамент;
  • дополнение образца до целого , рисование отражения, дорисовывание симметричного изображения.

Если вы отмечаете, что не все эти навыки у ребёнка достаточно сформированы, пора начинать тренировку пальцев.

Как проводить занятия?

Занятия для развития мелкой моторики с ребёнком 6–7 лет лучше проводить в первой половине дня, после завтрака, в спокойной обстановке. Немаловажными являются офтальмо-гигиенические соображения – освещённость, угол наклона парты или стола, удобство рабочего места. Следите за осанкой, приучайте ребёнка сидеть ровно, правильно держать карандаш при выполнении графических упражнений.

Помните: нельзя заставлять ребёнка заниматься. Задания должны быть интересны ребёнку, а занятия со взрослым сами по себе очень нравятся шести-семилетке.

Среди заданий могут оказаться трудные для ребёнка. Может быть, ему не даётся копирование или ориентация на листе. Часто тренировка графического навыка нелегко даётся ребёнку; в этом случае сделайте упор на творческие задания. Экспериментирование с новым материалом, создание нестандартных работ не только укрепит ладошки, но и подтолкнёт творческое мышление ребёнка.

Задания на развитие моторики

Занятия для развития моторики разнообразны, но их можно разделить по виду деятельности, причём для более полноценного развития движений ребёнка их надо чередовать, избегая однообразия.

  1. Рисование. Наилучшим образом развивает точные движения рук рисование карандашом и непосредственно пальцами и ладошками. Когда малыш рисует карандашами, он может экспериментировать с нажимом, что невозможно при рисовании фломастером или ручкой. Использование пальчиковых красок даёт возможность ребёнку получить новые тактильные впечатления, при пальчиковом рисовании работают все рецепторы руки, что стимулирует чувствительность и точность тактильного восприятия, создаёт необходимую основу для тонких движений руки.
  2. Лепка из разных материалов (пластилина, солёного теста, глины), а также создание пластилиновых картин, когда ребёнок размазывает пальчиками пластилин по картону по контуру или создаёт новый образ.
  3. Работа с бумагой . Оригами, вырезание, кручение и аппликации с разнообразными материалами. Чем фактурнее материал (гофрированная, бархатная бумага, папиросная, фольга, ткань, кожа), тем полезнее занятие для мелкой моторики.
  4. Конструирование . Тут выбор материала также велик: блоки, металлические конструкторы, магнитные, деревянные – все они развивают ловкость пальцев.
  5. Рукоделие – вязание, вышивание, шитьё.

Игры для развития моторики

Совершенно необходимо чередовать занятия «за столом» с двигательными играми, которые позволят ребёнку отдохнуть, эмоционально «подзарядиться». Игра помогает:

…поддерживать «моторный баланс»


Будущему первокласснику предстоит много писать, рисовать, заниматься поделками, подолгу сидя за партой. Фокус его моторной деятельности всё более смещается с общих локомоций на тонкую моторику. Если ребёнок долгое время трудится за столом, он, возможно, и способен выполнять очень тонкие работы руками, но в остальном мышцы слабые, тонус распределён неравномерно, координация плохая. В будущем это неминуемо приведёт к изменению осанки, что чревато проблемами со здоровьем. Поэтому следите, чтобы мелкая и крупная моторика ребёнка были задействованы в равной мере, находились в балансе на протяжении дня. Регулярные физические нагрузки, в первую очередь спортивные игры, а также плавание, ходьба, зарядка, когда дети выполняют упражнения по образцу, развивают координацию в целом всего организма и помогают ребёнку сохранить здоровье и активность при малоподвижном образе жизни.

…упражнять силу рук

В игровой форме дети с удовольствием выполняют упражнения, которые равномерно распределяют мышечный тонус, укрепляют мышцы кисти и руки.

Игра «Цепочка»

Ребёнок на обеих руках соединяет указательные пальцы с большими: это звено цепочки, далее ребёнок сцепляет два звена, как в цепочке, и тянет в разные стороны, пытаясь разомкнуть цепь. Считает до 10 и отпускает, расслабляет руки. Далее то же самое повторяет с другими пальцами.

Игра «Силач»

Ребёнок сжимает изо всех сил кулачки, сгибая руки в локтях, как силач. И начинает счёт: держит как можно больше, а потом расслабляет.

По окончании таких упражнений очень важно дать отдохнуть рукам, прислушаться к ощущениям в ладошках, в пальчиках.

…научить отдыхать при работе «за столом»

Лучший способ отдохнуть от выполнения графического задания – расслабить мышцы руки, сменить вид моторной активности. Для этого можно предложить ребёнку сделать пальчиковую разминку.

Игра «Кулачок-ладошка»

Ребёнок поднимает ручки и изо всех сил сжимает их, считает до пяти, а затем кладёт на стол ладошки и предплечья, максимально их расслабляя.

Игра «Снежки»

Ребёнок сильно сжимает ладошки, как будто лепит снежок. «Снежок» должен быть крепким, «чтобы не развалился». Затем малыш с силой «кидает» снежок «далеко-далеко», чередуя руки.

После каждого упражнения ребёнку надо расслабить ручки – потрясти их кистями вниз, сделать движение, как будто он стряхивает воду. Эти упражнения помогут рукам отдохнуть, тренируют подвижность и ловкость пальцев.

С этой же целью научите ребёнка технике массажа кистей. Сначала левой ручкой малыш хорошенько разминает пальчики правой, начиная от ногтевой фаланги и вверх по пальчику, а затем меняет руки.

Интересные задания и игры помогут ребёнку освоить необходимые навыки письма, укрепят и разовьют его пальчики. Они эффективно стимулируют мозговую деятельность, что благоприятно отразится на его интеллектуальных способностях. Развитая мелкая моторика поможет сформировать графический навык и поможет будущим успехам в обучении.

Методическая разработка занятия

«Развитие мелкой моторики руки» для детей 6 -7 лет

Время занятия: 35 минут.

Цель: выявление уровня подготовки ребёнка к школе через упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.

Оборудование: цветные гелевые ручки, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия

    Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

    Подготовка детей к работе на основном этапе.

Учитель читает детям загадку:

Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (ШКОЛА)

Учитель: Правильно, это школа. Но сегодня мы отправимся в путешествие в лесную школу. Зверята собрались на лесной полянке и готовятся к первому классу. Они хотят многому научиться, чтобы в лесу всем жилось счастливо, и каждая «зверюшка» нашла бы своё место в лесной семье. Дятел мечтает стать врачом, крот – шахтёром, белка – поварихой, а медвежонок – пчеловодом. (На доске появляется картинка.)

Учитель: А вы хотите в школу? (Ответы детей).

Учитель: Поднимите руки, кто готов к путешествию?

Учитель: Нам для путешествия нужны силы. Давайте проведём разминку для рук.

Комплекс игр с мячом «Разминка»
Мячик сильно посжимаю И ладошку поменяю

Здравствуй, мой любимый мяч! – Скажет утром каждый пальчик

Танцевать умеет танец На мяче мой каждый палец

Поверну, а ты проверь - Сверху правая теперь!

Мячик пальцем разминаю, Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Поиграю я в футбол И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой Я его катаю – браво.

    Этап первичной проверки понимания изученного.

Учитель:

Ранним утром ей не спится:

Очень хочется трудиться.

Вот и мёду принесла

Работящая (пчела).

Задание 1. Обвести по контуру. ( Необходимо нарисовать дорожки по пунктиру цветными гелевыми ручками ).

Учитель: Помоги пчёлке добраться до цветка. Нарисуй дорожку по пунктиру цветными гелевыми ручками, не отрывая руки от бумаги.

Задание 2. Повторить рисунок. ( Предложите ребёнку нарисовать справа точно такие же фигуры простым карандашом ).

    Физминутка.

Апельсин Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем) Много нас, (пальцы растопыриваем) А он один. (показываем только один палец) Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик) Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик) А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены) Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем) Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

    Этап применения знаний и способов действий.

Задание 3. Штриховка фигур. ( Предложите ребёнку закончить штриховку фигур простым карандашом ).

Задание 4. Раскрась картинку. ( Предложите ребёнку раскрасить картинку цветными карандашами ).

    Рефлексия.

Учитель: Всё ли у вас получилось? Вы довольны своей работой? (Ответы детей).

Учитель: Прочитайте, что говорят вам лесные жители на прощание. МОЛОДЦЫ!!!

Система оценивания работ детей

ВЫСОКИЙ уровень подготовки – (всего 9-12 баллов) по 3 балла за каждое задание;

СРЕДНИЙ уровень подготовки – (всего 5-8 баллов) по 2 балла за каждое задание;

НИЗКИЙ уровень подготовки – (всего 1-4 баллов) по 1 баллу за каждое задание.

Критерии оценивания

    Правильная концентрация внимания ребёнка.

    Умение следовать инструкции педагога.

    Распределение мышечной активности и точность движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги.

    Аккуратность при выполнении работы.

    Заштриховывает фигуры в соответствии с образцом ровными параллельными линиями, не выходит за контур .

    Обводит фигуру (узор) точно по контуру (по пунктиру), не отрывает карандаш от бумаги.

    Раскрашивает аккуратно, не выходит за контур рисунка, использует карандаши разных цветов.

    Развитие синхронизации движений мелких мышц обеих рук (координация).

    Развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук - смена движений кистей и пальцев рук по образцу (гибкость).

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.




error: Контент защищен !!