Педагогическое сопровождение развития ребенка в доу. Психологическое сопровождение

Программа мероприятий психолого-педагогического сопровождения

образовательного процесса ДОУ.

Пояснительная записка.

Опыт работы в ДОУ привел к пониманию, важности осуществления комплекса мероприятий различной психологической работы для создания условий, при которых ребенок будет развиваться успешно. Основным принципом работы является оказание не только оказание помощи в нужный момент, а долговременная поддержка.

В настоящее время рассматриваются различные по содержанию и структуре подходы к осуществлению сопровождения, мною предпринята попытка организовать сопровождение воспитанников так, чтобы все основные направления работы (коррекционно-развивающая, психологическое просвещение и др.) осуществлялись в комплексе и это позволяет наладить более эффективное взаимодействие между педагогами и родителями.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социально-психологических условий для психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия.

Программа представляет собой описание комплекса психологических мероприятий.

Цель программы : создание психолого-педагогических условий для полноценного психического и личностного развития детей, посещающих ГДОУ, а также оказание помощи педагогам по усилению в профессиональном сознании роли таких ценностей как: учет индивидуальных психологических особенностей воспитанников при осуществлении образовательной деятельности и постоянный анализ последствий и индивидуальной цены педагогических воздействий для каждого ученика.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

    просветительская работа по усилению в профессиональном сознании педагогов ценности осуществления индивидуального подхода к воспитанникам – по достижению понимания педагогами необходимости взаимодействия с педагогом-психологом и внедрения психологических знаний в образовательной деятельности.

    проведение мониторинга

    проведение консультаций для педагогов и родителей по вопросам особенностей развития ребенка и по психологических аспектам организации образовательного процесса с опорой на результаты мониторинга развития воспитанников.

    проведение коррекционно-развивающих мероприятий с воспитанниками составленных на основе психологических исследований.

    обобщение материалов работы по программе.

Участники программы :

    воспитанники компенсирующих (коррекционных логопедических) групп старшего дошкольного возраста, воспитанники общеобразовательной подготовительной группы;

    педагогический коллектив ДОУ;

    родители воспитанников;

Длительность реализации:

Программа рассчитана на многолетнее сопровождение воспитанников и предполагает прослеживание развития одних и тех же воспитанников на протяжении нескольких учебных лет.

Условия проведения :

    наличие психодиагностического инструментария

    для реализации программы необходимы расходные материалы

    ведение электронной базы данных документов (карты развития, протоколы психолого-педагогической диагностики и т.д.)

    использование ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)

    Организационно-методические мероприятия:

    • Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического сопровождения воспитанников ДОУ.

      Подбор методик для психодиагностических исследований, подготовка стимульного и расходного материала.

      Проведение организационных совещаний педагогов по вопросам диагностических исследований.

    Теоретико-практическая подготовка коллектива к восприятию, принятию, и освоение способов использования психологической информации об индивидуальных особенностях воспитанников в практике педагогической деятельности.

    выступления на педагогических советах по проблемам интеллектуального и личностного развития детей;

    ведение для педагогов семинаров, практикумов и тренингов по взаимодействию с детьми как разработчик цикла занятий «Игровые технологии коррекции поведения детей», «Азбука общения», «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»;

    ведение тематических консультаций для педагогов,

    оказание помощи педагогов в подготовке и проведении родительских собраний.

    Психодиагностические мероприятия

Процесс сопровождения начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и развития ребенка. Для получения и анализа используются различные методы и методики: наблюдении, интервью и беседы с родителями, методики диагностики познавательных психических процессов и изучения личности.. Таким образом, диагностика является информационным обеспечением процесса сопровождения. Полученные данные необходимы для составления психологического портрета дошкольника, для определения путей оказания помощи ребенку, а также для оказания помощи педагогам и родителям в построении педагогического общения и взаимодействия с детьми. Диагностика осуществляется в 2-ух направлениях:

    Диагностический минимум (комплексное обследование воспитанников коррекционных групп проводится 2 раза в учебный год).

    Углубленная (имеет индивидуальный характер, осуществляется по запросам педагогов или родителей, и как правило проводится с детьми «группы риска».

мероприятие

срок проведения

методический иструментарий

Логопедические группы старшего дошкольного возраста

сентябрь, май

Проба «Понимание текста», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Назови фигуры», Метод повторения чисел для оценки объема внимания, «Нелепицы», «Исключение лишнего», Методика по выявлению умения способности к конкретизации понятий,

Диагностика развития познавательных психических процессов

логопедические группы

подготовительного дошкольного возраста

сентябрь, май

«Запомни картинки», «Запомни слова»,

Проба «Понимание текста», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», Метод повторения чисел для оценки объема внимания, «Нелепицы», «Исключение лишнего», Методика по выявлению умения способности к конкретизации понятий, «Последовательные картинки».

Диагностика эмоционального состояния воспитанников

логопедические группы старшего и подготовительного возраста

октябрь, май

Методика «Закодированное письмо» (Е.А.Васильева)

(по Э. Т. Дорофеевой).

Определение уровня психологической готовности детей 6-7 летнего возраста к обучению в школе:

1. определение исходного уровня готовности к обучению в школе воспитанников

логопедические группы и общеобразовательная

подготовительная

Методика Кумариной

2. диагностика

готовности к обучению в школе

Субтесты методики «экспресс диагностика готовности к школе» (Агафонова И.Н).

3.определение уровня развития вербального мышления

апрель-май

4.диагностика мотивационной готовности к обучению

Вариант беседы Т.А. Нежновой

Определение социально-психологической структуры группы, индивидуального социометрического статуса воспитанников.

логопедические группы

социометрия

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ.

Методика, тест

исследуемая функция

«Запомни картинки»

Произвольная зрительная память»

«Запомни слова»

Слуховая память

проба «Назови фигуры», «Знание цвета»

Зрительное восприятие, воспроизведение материала

Проба «Понимание текста»

слуховое восприятие, понимание и усвоение услышанного материала

«Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Зрительное восприятие

«Чего не хватает на этих рисунках?»

«Чем залатать коврик»

«Найди и вычеркни»

продуктивность и устойчивость внимания

«Расставь значки»

переключение и распределение внимания

Метод повторения чисел для оценки объема внимания.

объема внимания

«Нелепицы»

критичность мышления (наглядно-образное мышление)

«Исключение лишнего»

способность к обобщению

Методика по выявлению умения классифицировать

умение классифицировать на невербальном уровне.

Методика по выявлению умения способности к конкретизации понятий

анализ, синтез, способности обобщать.

«Последовательные картинки»

установления причинно – следственных связей и отношений между объектами и событиями.

Экспресс диагностика готовности к школе Агафонова И.Н.

установление закономерностей на невербальном уровне, комбинаторные возможности мышления, фонематический слух, умение работать по образцу, внимание, ориентация на листе бумаги, представление о количестве.

Субтест на осведомленность; субтест на классификацию, сформированность понятий; субтест на аналогию; субтест на обобщающее слово, сформированность понятий

словесно-логическое мышление

Методика исследования эмоционального состояния

(по Э. Т. Дорофеевой).

«Закодированное письмо»

эмоциональное состояние ребенка

Цветовой тест М.Люшера

Тест тревожности Тэмл-Дорки-Амен

оценка уровня тревожности

Методика Рене Жиля

межличностные отношения

Социометрия (« У кого больше?»)

межличностные отношения, личностный статус ребенка в группе.

Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет

Диагностика уровня готовности к школьному обучению

Вариант беседы Т.А. Нежновой

мотивационная готовность к обучению в школе.

Методика исследования интеллекта Д. Векслера

интеллектуальное развитие ребенка

    Коррекционно-развивающие мероприятия.

Получаемые данные психодиагностических исследований являются основанием для осуществления как групповой, так и индивидуальной коррекционно-развивающие работы с воспитанниками.

Групповая коррекционно-развивающая работа проводится со всеми воспитанниками, посещающих группы с ОВЗ (логопедические).

На данном этапе мною реализуются следующие программы и методические пособия:

    Программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста

«Я – это Я». Составитель: Гудзик Т.В., Гудзик А.В.

    Программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Ключ к гармонии». Составитель: Гудзик Т.В.

    Программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Готовимся к школе». Составитель: А.В. Гудзик

    Программа коррекционно-развивающих занятий «Я и мир вокруг меня» для детей с нарушениями речи (4,5 – 7 лет). Автор составитель: Е.А. Васильева.

    «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова

    «Тропинка к своему Я» Программа групповых занятий с дошкольниками. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина

    « Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Тренинговая программа эмоционального развития дошкольников. С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник.

    Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста с нарушениями внимания. А.А. Осипова.

    «Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней, старшей группе». Л.В. Шарохина.

Технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми:

    психогимнастика

    релаксационные упражнения

    игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов

    коммуникативный тренинг

    телесно-ориентированные упражнения

    игротренинг

    сказкотерапия

    арт-терапия

    мнемотехника

    консультативные мероприятия

По окончании каждого этапа психодиагностической работы и в процессе осуществления коррекционно-развивающей работы педагог-психолог консультирует:

    педагогических работников – по вопросам особенностей развития воспитанников, проблемам развития и воспитания, психологическим аспектам организации образовательного процесса.

    родителей – по вопросам особенностей развития ребенка в интересах оптимального подхода в условиях семейного воспитания.

    Мероприятия по работе с родителями.

6. Информационно-аналитические мероприятия.

    обработка и анализ данных, полученных при психодиагностичесой работе (по мере проведения диагностических процедур)

    создание базы данных по результатам психодиагностических исследований

    заполнение карт индивидуального развития воспитанников

    ознакомление с результатами диагностических исследований участников программы, предоставление рекомендаций по устранению выявленных проблем.

При анализе и обобщении всего комплекса мероприятий откроются возможности для определения эффективных путей работы всего дошкольного образовательного учреждения:

    содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников

    создание благоприятно социально-психологического климата в ДОУ.

Литература:

    Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., из-во Совершенство.,1998.

    Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991.

    Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Волгоград.Учитель.,2008.

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,1995.

    Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу? – Народное образование, сентябрь-октябрь, 1992.

    Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А.Практикум по детской психологии.М., Просвещение.1995.

    Я работаю психологом. Под редакцией И.В.Дубровиной. М.,1999.

    Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб. Валери СПД., 2001

Из опыта работы старшего воспитателя. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Беляева Наталья Владимировна, старший воспитатель
Место работы: МДОУ "Детский сад № 204" г.Саратов

Описание материала: предлагаю вашему вниманию материал о документальном оформлении и организации психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном учреждении. Материал может быть использован для всех педагогических работников детского сада, работающих с детьми разных возрастных групп.

Одна из задач современного дошкольного образования - индивидуализация воспитательно-образовательного процесса. Если в школе все ясно и понятно, кто усвоил материал, а кто нет, то в дошкольном образовательном учреждении картина совершенно другая. Важно, что сейчас официально озвучена позиция дошкольных психологов, о том, что развитие дошкольников подвижно, нет четких определений чему и когда должен научиться ребенок. Один дошкольник может и в пять лет начать читать, а другой может "созреть" только к школе. Каждый ребенок в дошкольном возрасте имеет свой "маршрут" развития, поэтому и воспитателям сейчас дана возможность более гибкого планирования. В государственном стандарте дошкольного образования даны целевые ориентиры по развитию дошкольника, там сформулировано то, какие качества должны быть развиты у ребенка в предшкольном возрасте, какие ребенок должен получить представления. Но это не значит, что воспитатель не должен следить за развитием ребенка. Должен, ориентируясь на возрастные психологические особенности детей. Мы отошли от требований строго соблюдать программные задачи по усвоению того, что ребенок должен изучать впоследствии в начальной школе и пришли к основной необходимости в дошкольном возрасте - развивать играя. Но если педагог видит, что у ребенка есть затруднения в развитии речи, в социально-коммуникативном развитии, в художественно-эстетическом и низкий познавательный интерес - должна быть организована индивидуальная работа. Я не говорю о случаях, когда с ребенком должен заниматься логопед и дефектолог. Речь идет о потребности некоторых дошкольников именно в индивидуальном общении, об акценте на некоторые аспекты в его развитии.
С чего же начать? Задача педагогического мониторинга выявить таких деток. Низкий уровень в развитии интегративных качеств, в усвоении образовательных областей - это не оценка ребенку, а сигнал воспитателю к организации особой работы с этим дошкольником. После проведения мониторинга для таких детей составляется маршрут психолого-педагогического сопровождения. В его составлении в нашем учреждении принимают участие все педагоги (воспитатель и педагоги-специалисты). Данный материал оформляется в виде таблицы, куда заносятся все виды работ с ребенком в течение года всех педагогических работников ДОУ. Воспитатель планирует индивидуальную работу в вечернее время, продумывает привлечение этого ребенка к персональным игровым задачам во время проведения НОД (например: Октябрь: развитие познавательного интереса, привлечение к совместному изготовлению макета "Дикие животные осенью", совместное изготовление альбома "Удивительные животные"; индивидуальная работа по развитию мышления - подборка дидактических игр и пособий, подготовка индивидуальных заданий на занятии по формированию элементарных математических представлений). Помимо образовательных задач планируется участие воспитанника в мероприятиях различных уровней (праздники в ДОУ, привлечение к участию в различных конкурсах), воспитательные задачи (привлечение ребенка к помощи, дежурству и тд.) Важно не показывать ребенку, что он не может сделать тоже, что и другие дети, а создать ситуацию успеха. Затем планируется работа с родителями - консультации, рекомендации по посещению театра, выставок и т.п., организация совместной деятельности родителей с ребенком, рекомендации по организации жизни дома, по подбору игр и т.д. Это тоже делается на каждый месяц. Специалисты ДОУ также вносят свое планирование в общую таблицу (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог) Если с педагогом-психологом все ясно (он планирует как индивидуальные занятия с воспитанником, так и участие его в групповых занятиях), то с педагогами-специалистами может быть сложнее. Ранее такого планирования они не делали. Они, естественно, не могут организовать дополнительную работу с ребенком в вечернее время (кроме кружковой работы), но они могут также продумывать свое особое внимание к ребенку во время проведения своих занятий, чтобы ребенок и здесь мог почувствовать себя успешным.
Помимо таблицы с планированием воспитательно-образовательного процесса карта психолого-педагогического сопровождения (индивидуального маршрута) должна содержать анализ результатов мониторинга, анализ индивидуальных особенностей, анализ причин затруднений в развитии (обстановка в семье, особенности здоровья и т.п.), задачи по развитию на учебный год. С такими детьми обязательно должен быть проведен промежуточный мониторинг для корректировки и анализа эффективности выстраиваемой работы. В конце года пишется анализ результативности психолого-педагогического сопровождения и задачи по дальнейшей работе.
Опишу кратко примерную схему карты индивидуального маршрута:
1. Сведения о ребенке.
2 Анализ проведенного мониторинга.
3. Особенности в развитии, особенности здоровья.
4. Социальное окружение ребенка.
5. Задачи в развитии на учебный год.
6. Таблица с записями воспитателей и специалистов (индивидуальная работа, работа по привлечению к участию в различных мероприятиях, работа с родителями, организация совместной деятельности родителей и ребенка)
7. Итоги промежуточного мониторинга, корректировка проводимой работы.
8. Итоги мониторинга в конце года, анализ результатов индивидуальной работы.
Помимо организации сопровождения для детей, испытывающих затруднения в развитии, для детей с ОВЗ, в нашем детском саду планируется индивидуальный маршрут и для способных детей. Здесь особое внимание уделяется реализации их способностей в тех или иных видах деятельности, дальнейшее их развитие, идущее на опережение. Также планируются индивидуальные игровые задания, какие-либо домашние задания с организацией совместной деятельности ребенка и родителей, привлечение ребенка к участию в конкурсах различных уровней.
Важно помнить, что организация индивидуального маршрута - это не "натаскивание" ребенка по основной образовательной программе, а создание благоприятной обстановки для дальнейшего развития ребенка, для формирования у него уверенности в себе, положительной самооценки.

Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

  1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
  2. Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Позиция психолога позволяет ребенку реально оценивать ситуацию и собственное положение в детском саду.
  3. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
  4. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Этот метод требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности. Основными приоритетами сегодня выступают личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Возникает вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы не навредить ребенку, а психологически помочь ему, сохраняя привычный круг общения с близкими окружающими его взрослыми, войти в мир более широких и сложных социальных отношений, найти себя в этом мире?

Как предупредить возможные нарушения в психическом и личностном развитии ребенка и организовать развивающую среду?

Работая в данном учреждении в течении продолжительного времени, я обратила внимание на то, что существенно выделяются следующие проблемы:

  • разорванность в требованиях;
  • решение собственных проблем педагога за счет детского коллектива;
  • неспособность детей глубоко понимать, чувствовать, переживать.

Чтобы приступить к решению этих проблем я изучила литературу: Н.В. Пилипко “Приглашение в мир общения”, “Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками”, К. Фопель “Как научить детей сотрудничать”, В.В.Ветрова “Уроки психологического здоровья”, В.Алямовская “Ясли – это серьезно”. Изучив и проанализировав литературу, пришла к выводу, пересмотреть и изменить содержаниесвоей работы. Создала творческую группу, в которой вошли активные педагоги. Четыре года мы успешно работаем в этом направлении. Меня не может не радовать тот факт, что перестраиваются и другие сотрудники детского сада. Из собственного опыта работы я понимала, что нельзя заниматься сопровождением детей и быть изолированным от семейвоспитанников. Поэтому я задумалась о том, как мне приобщить родителей? Простое агитирование и “созывание” не поможет. И тогда я решила расширить свое поле деятельности.

Четко определила цель и задачи.

Цель: Способствовать созданию благоприятных условий для взаимодействия ребенка и взрослого.

  • развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  • Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
  • Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.

Определила основные субъекты психологического воздействия:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители;

Планируя практические коррекционно – развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возможности, интересы, потребности; состояние здоровья. Для того, чтобы детям было уютно, комфортно, я разработала собственную структуру ведения занятий, подобрала, систематизировала серию игр, упражнений. В играх дети постигают социальные отношения, проигрывают непонятные и проблемные ситуации, выражают собственные реакции на все, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять.

Они оказывают благоприятное воздействие на малоконтактных, агрессивных, робких, застенчивых детей.

Так, например, Маша С. Испытывала трудности в общении, была замкнута, робка, неуверенна, не могла обратиться к сверстникам, не умела поддержать разговор. В процессе организованного взаимодействия со сверстниками у Маши нормализовались взаимодействия с малой группой детей, появились устойчивые дружеские связи. Девочка стала проявлять себя активней. У нее появился интерес не только к себе, но и к окружающим. Постоянное включение в театрализованные игры помогли. Маше самореализоваться, самораскрыться. Через год она играла в спектаклях ведущие роли.

Паша Л. – агрессивный, не контролировал свои поступки, эмоции. Проигрывая созданные ситуации, Паша учился принимать решения сам. У него чаще стали проявляться положительные реакции на приглашение взрослого. На следующим этапе взаимодействия мальчика со сверстниками, более широко проявилось дружелюбие, так как в играх ему приходилось делать добрые поступки.

Дима Н. – интеллектуальное развитие выше нормы. Проблемы были в особенностях поведения ребенка. Он никогда громко не смеялся, играл только там, где не было других людей. После продолжительного времени занятий в состоянии мальчика отметила положительную динамику: у Димы появился интерес к совместной игре, умение работать сообща, улучшилось взаимодействие “ребенок – взрослый”, улучшилась речь, слуховое внимание. У него появился эмоциональный тонус. Он впервые громко засмеялся во время игры.

Особенно эффективной формой занятия, где используются указанные игры и упражнения, я считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике применяют накопленный опыт по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Из своих наблюдений я заметила, что дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда мы, взрослые, можем пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.

В проводимых мною тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними.

Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия. Дети свободно задают вопросы, обсуждают информацию и подвергают ее сомнению, делают собственные выводы, воображают, мыслят, ведут диалог. Хочу с уверенностью сказать, что я создаю максимальные условия для самореализации, самораскрытия, не только личностных, но интеллектуальных, творческих возможностей детей.

Определенным навыкам ребенок обязательно научиться. А вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить – этому обучиться сложнее; когда сформированы подобные умения, в учебной деятельности ребенок также становиться успешнее, активнее развиваются познавательные психические процессы, ярче результат.

Способствуя созданию наиболее благоприятных условий развивающей среды, я обращаю особое внимание на тесное сотрудничество с педагогами.

С активной группой коллег я провела ряд теоретических семинаров, где обсуждались вопросы по данной проблеме. В результате обсуждения мы пришли к единому мнению: очень важно обеспечить как объективные, так и субъективные предпосылки для создания эмоционального благополучия и комфорта.

С целью создания объективных предпосылок необходимо:

  • весь практический материал располагать на доступных для детей местах, стимулируя их свободную деятельность;
  • центры развития использовать гибко, так чтобы дети могли самостоятельно изменять, структурировать в соответствии с собственными потребностями.

Крайне важен и рост профессионального мастерства всех субъектов, влияющих на развитие дошкольника. В частности, педагогу необходимо:

  • уметь выделить личностные качества ребенка и, ориентируясь на них, сопровождать воспитательно-образовательный процесс;
  • уметь сотрудничать с другими членами коллектива

Анализируя работу теоретических семинаров, я разработала схему взаимодействия всех педагогов детского сада.

Итогом деятельности активной группы является создание модели психолого – педагогического сопровождения и разработка схемы личностно – ориентированного взаимодействия педагогов с детьми.

Переработка, обсуждение карт индивидуального развития ребенка, которые используем на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Он проходит два раза в год. Основная задача консилиума – наметить маршрут индивидуального развития детей, и помочь пройти его.

Помимо указанной работы я систематически провожу тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.

Проводимые занятия в форме психологического тренинга дали возможность развить у педагогов эмптатию, т.е. способность понимать состояние другого человека, мысленно ставить себя на его место и собственно действовать, самореализовываться, самораскрываться. Тренинг “Познай себя”/. В одном из упражнений “Какой я” участники говорили о личностных качеств друг друга. Один педагог услышал некоторые прямые высказывания в свой адрес. Она приняла их без излишних обид, но после этого у педагога произошли некоторые изменения не только во взаимоотношениях с педагогами, но и в отношении с детским коллективом.

Педагог с высоким интеллектуальным уровнем, с широким кругозором, внедряющий инновационные технологии, испытывала трудности в тренинговых играх. На нескольких занятиях я предложила ей быть наблюдателем а затем она стала участником. Проблема ее была в неумении устанавливать контакт с другими людьми. Через некоторое время педагог высказала свое мнение: “Ни за что не поверила бы, что тренинг может так сблизить”.

Таким образом, вся работа способствовала созданию профессиональной общности педагогов, ориентировала на дальнейшее развитие социального партнерства, сотрудничества, и тесного взаимодействия педагогов друг с другом, например, в практике театральной студии.

Мною были даны рекомендации по индивидуальному подходу к каждому ребенку, участвующему в спектакле, на основе изучения личностных особенностей. Руководитель театральной студии чутко и внимательно прислушалась к моим советам при распределении ролей и отработке их содержания. Воспитатель этой группы оказывала эмоциональную поддержку. Актеры чувствовали общую доброжелательную атмосферу.

Организованная и систематическая работа с педагогами дала возможность ближе понимать внутренний мир ребенка и его проблемы

Из бесед с родителями, анкетирования и наблюдения я выяснила, что каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества. Я понимала, что моя работа может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители будут являться его активными помощниками и единомышленниками.

Возникли новые формы работы с родителями: семинары, тренинги, индивидуальные консультации, совместные практические занятия, конференции, клуб “Молодая семья”, адаптационная группа “Мать и дитя” и т.д.

Наиболее продуктивны в этом плене практические занятия совместно с родителями. Хорошо зарекомендовал себя семейный клуб “Молодая семья”, где я являюсь руководителем. Вот уже пять лет он плодотворно работает. Это не просто лектории для родителей, интересующихся воспитанием своих детей, – это заинтересованный диалог двух сторон.

Потребность в психолого-педагогических знаниях велика, будь то молодые родители, которые привели к нам своего первенца, или родители со стажем, ожидающие рождения второго. Обсуждения темы “Ждем ребенка”, “В семье растет ребенок”, “Как подготовить ребенка к детскому саду” и.т.д., мы решаем те проблемы и находим ответы на те вопросы, которые в данный момент злободневны и значимы для родителей. Заинтересованность родителей в судьбе ребенка и детского сада позволила нам обсуждать совместную деятельность, вносить коррективы, оценивать эффективность взаимодействия.

На проводимых родительских конференциях используют опыт семейного воспитания. Эта работа освещает ежегодно в местной газете.

Отрадно говорить о том, что за последние годы значительно вырос уровень педагогического сознания родителей, которые интересуются не только возрастными особенностями, но и проблематикой развития ребенка.

Важно то, что родители, получая консультации и помощь специалистов, еще и общаются друг с другом.

Я, как психолог, считаю очень важным моментом вхождения ребенка в новые социальные условия, т.е. адаптацию к условиям детского сада. Это и явилось главной идеей в организации группы кратковременного пребывания. Пять лет эта группа функционирует в нашем детском саду. Родители с детьми посещают 3 раза в неделю дошкольное учреждение. В работе используется разработанная схема “Адаптация к условиям детского сада”.

Продолжением этой идеи было открытие в этом году адаптационной группы ясельного возраста “Мать и дитя”. Эта группа, создаваемая на три месяца (апрель, май, июнь), необычно тем, что ребенок приходит вместе с мамой, и все мероприятия, которые мы проводим для малыша, идут в присутствии родителей. Они знакомятся с педагогическим коллективом, видят, какие условия созданы в нашем детском саду, какое здесь отношение к детям, повышают свою психолого-педагогическую культуру, обсуждают вопросы, касающиеся индивидуального развития ребенка.

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению позволила обеспечить успешное решение поставленных задач. Руководитель детского сада, все педагоги активно поддерживали и развивали идеи сотрудничества в своей деятельности. На педагогических совещаниях, семинарах, психолого-медико-педагогических консилиумах живо обсуждались возникающие проблемы и коллегиально вырабатывались конструктивные решения.

На родительских собраниях, конференциях, семейных клубах рассматривались проблемы гармоничного взаимодействия с детьми.

Анализ полученных данных позволяет сделать выводы, что такие методы и приемы работы позитивно изменили:

  • уровень личностного, интеллектуального развития детей, посещающих детский сад;
  • количество родителей, заинтересованных быть активными партнерами в реализации задач ДОУ;
  • профессиональный уровень педагогического коллектива;
  • сам подход к ребенку не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия.

Методические обобщения личного опыта доказывают благоприятное воздействие на ребенка и взрослых разработанных мероприятий, представленных в данной работе.

Считаю, что изложенные материалы достаточно актуальны и их можно использовать в типовых, специальных детских учреждениях по психолого-педагогическому сопровождению.

(Слайд 1)

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.

Душа – то, чем люди пишут стихи и чем их понимают.

/Марина Цветаева/

В настоящее время определены Федеральные государственные требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.

(Слайд 2) Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.

Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

(Слайд 3) Исходя из этого основной целью психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

(Слайд 4) В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, решаемые психологической службой:

1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

(Слайд 5) Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.

(Слайд 6) Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

(Слайд 7) Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:

Психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе ;

Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности;

Психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;

Психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.

Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.

(Слайд 8) Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.

Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).

(Слайд 9) Для обследования применяются следующие методики:

  • Ориентировочный тест определения школьной зрелости Керна-Йерасека;
  • Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);
  • Психосоциальная зрелость (С.А. Банков) (начало года);
  • «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин);
  • Мотивационная готовность (Л.А.Венгер) (конец года).

Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С.Д.

Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».

Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся консультации в информационные папки в каждой группе.

(Слайд 10) Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программы В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников» с учетом особенностей каждого возрастного этапа. (Слайд 11) Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.

(Слайд 12) Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: (Слайд 13) работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).

(Слайд14) Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.

(Слайд 15) Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.

Психологическое просвещение, т.е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. (Слайд 16) Психологическое просвещение проходит в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.

(Слайд 17) Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:

  • Поставленные цели и задачи реализуются
  • Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
  • Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
  • Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы
  • Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

(Слайд 18) Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

(Слайд 19) И прав был В.А. Сухомлинский, когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».


(м. Курская)
Будни: с 8:00 до 20:00

Ваше имя

Психологическое сопровождение

Дошкольное детство - важный период становления и развития всех психических функций. Ребенок в своем развитии проходит ряд этапов, со своими особенностями и закономерностями. Жизненные цели, мотивирующие человека и ориентирующие его на развитие, во многом зависят от опыта раннего детства. От 2-х до 7-ми лет у ребенка происходит бурный физический рост, формируются интересы, умственные способности, закладываются основы нравственных ценностей и правил поведения. У него появляется познавательный интерес, формируется восприятие себя (самооценка), навыки самоорганизации.

Поступление ребенка в детский сад является важным событием в его жизни, зачастую пугающим: он впервые разлучается с родителями и попадает в незнакомую среду, где ему предстоит решить множество различных задач. На этом этапе ребенку очень важно попасть в благоприятный эмоциональный климат, где ему помогут освоиться в новой среде и влиться в коллектив. Каждому ребенку необходим индивидуальный подход , образовательный процесс, выстроенный с учетом именно его особенностей и возможностей. Благополучная адаптация ребенка на начальном этапе является приоритетной задачей психолога и педагогов частного детского сада. Для достижения этой цели проводятся различные игровые занятия, помогающие ребенку почувствовать себя уверенно и поближе познакомиться с другими детьми.


Высокие требования, предъявляемые стандартами образования, не всегда учитывают реальные возможности детей. Чрезмерные эмоциональные нагрузки, недостаток полноценного отдыха ведут к хроническому стрессу и психосоматическим заболеваниям Индивидуальное психологическое сопровождение позволяет выявить реальные проблемы и сделать педагогический процесс более эффективным, а обучение - более доступным.

  • Психологическая служба английского детского сада НОУ ЦО «Школа Сотрудничества» разработала программу эффективного сопровождения педагогического процесса. Психологическая поддержка ребенка опирается на культурно-историческую концепцию развития личности, предложенную Л.С.Выготским, Д.Б. Элькониным А.Н. Леонтьевым М.И. Лисиной и др.

Задача детских психологов – контролировать процесс развития ребенка и создавать условия для того, чтобы это развитие шло своевременно и эффективно.

Ведущими направлениями деятельности психолога являются просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, амплификация (обогащение) психического и личностного развития детей и взрослых, мониторинг различных составных элементов детского сада как социальной системы.

Психологическая профилактика и просвещение

Профилактика и просвещение направлены на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер.

Эта задача решается через:

  • Еженедельные занятия психолога с детьми в группе. Занятия могут быть направлены на формирование социальной и коммуникативной компетентности, например, «Путешествие в мир эмоций», «О добре и милосердии», «Давай дружить!», «Игры-фантазирования» и другое.
  • Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе
  • Разъяснение педагогам и родителям необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.

Диагностика

Диагностика проводится для:

Родители хотят знать причины капризов, непослушания, детской агрессии, грубости, тревожности, страхов, негативизма ребенка. Для этого исследуются уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка, особенности его воспитания, процессы мышления, памяти, восприятия и другое. При исследовании применяются методы наблюдения, беседы, эксперимента, тестирования, могут исследоваться продукты деятельности детей.

Еще одной задачей является психолого-педагогическое изучение стиля общения педагогов с детьми, родителями, коллегами с целью создания и поддержания комфортной воспитательно-образовательной среды.

Консультирование.

Консультирование проводится по результатам проведенного диагностического исследования или по запросу родителя или педагога. Родителей интересует: все ли в порядке с ребенком? Правильно ли ребенок развивается, правильно ли общается со сверстниками? Нормально ли он ест, спит, ведет себя? Его эмоциональное состояние соответствует норме? Какую образовательную программу, школу, секцию выбрать для ребенка?

В процессе консультирования взрослые знакомятся с траекторией нормативного развития ребенка. Детский психолог объясняет причины поведения ребенка и каким способом сделать воспитательную тактику более эффективной. Может предложить ребенку или родителям образовательную программу, которая гармонизирует процесс развития.

Профессиональное мастерство детского психолога - заметить, когда жизненные силы ребенка расходуются, искажая его развитие, и перенаправить внимание семьи к тому, что сейчас необходимо ребенку.


Психологическое сопровождение включает занятия по следующим направлениям:

Арттерапия

  • Помогает осознанию своих мыслей, чувств, развивают воображение и мышление. Дети рисуют на свободные и заданные темы, символически отражая свое отношение к окружающему.

Музыкотерапия

  • Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека. Используется для поднятия настроения, снятия страха и напряжения при расставании с родителями утром, для отдыха, для развития воображения, в игровых занятиях.

Песочная терапия

Психогимнастика

  • Курс занятий, включающий в себя занятия по развитию выразительных движений (мимика, пантомима), эмоций, коммуникативных навыков и навыков самовыражения.

Релаксационные упражнения

  • Психолог регулярно проводит релаксационные упражнения с использованием музыки и элементами аутогенной тренировки ля эмоциональной разгрузки и отдыха детей. Такие занятия помогают ребенку отдохнуть, избавиться от тревоги и страхов.

Индивидуальные занятия

  • Направлены на решение более частных вопросов.

ON-LINE ЗАЯВКА




error: Контент защищен !!