Концепция системы работы доу с одаренными детьми. Формы работы с одаренными детьми




Актуальность Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по-прежнему остается актуальной и требует дальнейшего разрешения


Программа «Выявление и развитие интеллектуально- творческой личности в условиях дошкольного учреждения Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, обладающими творческим и интеллектуальным потенциалом, способствует активному развитию личности дошкольника и превышает временный образовательный стандарт.


C 2005 года, в МДОУ детский сад 3 «Красная Шапочка» комбинированного вида муниципального района Большеглушицкий Самарской области в рамках «Программы развития ДОУ» и Программ дополнительного образования функционируют детские объединения и кружки для работы с одаренными детьми. Детское объединение «Ранний английский»; Театрализованная студия «Теремок»; Кружки художественно-прикладного творчества: «Задумка», «Очумелые ручки»; Интеллектуальный кружок «Маленькие умники»




Система отбора детей в творческие объединения и кружки включает: Наблюдение за детьми; Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей тех групп, откуда приходят дети); Групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик, оценивающих общий уровень развития; Индивидуальное обследование, направленное на выявление способностей в сферах образного и логического мышления, воображения и познавательной активности




Основные задачи: Выявление одаренных детей, с использованием различных диагностик; Использование в работе с детьми дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности; Использование различных форм и методов работы; Организация разнообразной кружковой деятельности; Вовлечение родителей в работу с одаренными детьми и установление с ними тесного сотрудничества.






Взаимодействие с семьями детей, посещающих детские объединения и кружки цели: привлечение родителей к участию в жизни группы повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье дифференциация работы с родителями




Организация кружковой работы с одаренными детьми в ДОУ Работа с одаренными детьми включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие развитие способностей с учетом интересов и склонностей детей. Кружковая работа способствует целостности учебно – воспитательного процесса и дальнейшему развитию умственной и творческой одаренности. Предметно – развивающая среда стимулирует умственное и творческое развитию. Содержание процесса работы с детьми определяется Программой «Выявление и развитие интеллектуально-творческой личности в условиях дошкольного учреждения» Предусматривает дополнительные виды занятий в соответствии с программой по развитию одаренных детей и индивидуальным склонностям ребенка.


Особенности организации кружковой работы в ДОУ В группы одаренных детей отбирается не более 10 человек, что дает возможность обеспечить более успешную и продуктивную работу с детьми. На занятиях используются наглядные модели как основные средства обучения дошкольника. Воспитатели всегда готовы поддержать детскую инициативу, и изменить ход занятия в соответствии с ней. Осуществляется индивидуально дифференцированный подход, задания распределяются с учетом возможностей и интересов ребенка. В группах организована работа с детьми по интересам. Большая часть заданий дается детям в игровой максимально привлекательной для них форме. Работа проводятся по подгруппам, предусматриваются и индивидуальные занятия. Введены дополнительные виды занятий: - занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения; - занятия с психологом; английский язык; арт-терапия.


Виды кружковой и студийной работы с одаренными детьми в МДОУ 3 «Красная Шапочка» Театрализованная студия «Теремок» ЦЕЛЬ: Создание ус ловий для развития творческих способностей, эстетического вкуса в передаче образа детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: Развитие зрительного восприятия, воображения, фантазии у детей; Формирование совместногрупповый действий и индивидуального творчества МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Игры-этюды с воображаемыми предметами; Упражнения с куклами; Коллективные и индивидуальные театрализованные выступления. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Выявление молодых талантов; Участие в различных мероприятиях разного уровня


Интеллектуальный кружок «Маленькие умники» ЦЕЛЬ: Создание ус ловий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, превышая требования Госстандарта. ЗАДАЧИ: Развивать математические процессы, наглядно-образное внимание, логическое мышление; Учить детей моделировать, находить решение проблемных ситуаций; МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Логические задачи и цепочки; Использование элементов ТРИЗа; Решение ребусов, лабиринтов, кроссвордов. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением;



Кружок художественно-прикладного творчества «Очумелые ручки» ЦЕЛЬ: Художественно-эстетическое развитие личности. ЗАДАЧИ: Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение; Знакомство с нетрадиционной художественно-графической техникой рисования; МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: нетрадиционные техники рисования; Использование техники Оригами; Использование традиционных и нетрадиционных материалов и оборудования. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Художественно выполненные детские работы; участие в выставках различного уровня.


Детское объединение «Ранний английский» ЦЕЛЬ: Вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствовать развитию коммуникативно-речевого такта ЗАДАЧИ: Развивать эмоционально-образное восприятие иностранного языка, память, речевой слух; Обучать азам общения на иностранном языке. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Игры с использованием иностранных слов; Аудио и видео материалы, наглядные пособия; Использование фольклорных произведений ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Приобретение навыков общения на иностранном языке; Пробуждение интереса к жизни и культуре других стран.


Принципы обучения дошкольников английскому языку Учение без принуждения (занятия имеют положительную, эмоциональную окраску); Учение с увлечением; Учение в игре; Создание духа коммуникативности; От простого к сложному; Создание комфортных условий для деятельности; Укрепление связи с семьей





Основные принципы организации работы с одаренными детьми Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способствующей развитию одаренности ребенка Психолого - педагогическая поддержка ребенка Индивидуализация и дифференциация обучения Обучение на более высоком уровне трудности Использование новых образовательных технологий


Требования к деятельности педагога Высокий уровень профессиональной подготовки для работы по программе Склонность педагога к творческой деятельности Умение обеспечить оптимальные условия развития всем детям группы Наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества Личностная готовность к работе с одаренными детьми Наличие у педагога специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности


Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Организация работы с одаренными детьми в ДОУ»

«Одаренность человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. Поэтому в нашей дошкольной образовательной организации стоит цель - так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).

Одаренность – это не что иное, как набор каких-либо способностей. Но не просто способностей, а очень хорошо развитых способностей

В области опережающего развития познания отмечаются следующие признаки одаренности: повышенная любознательность, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении, большой словарный запас; повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В области физического развития, для одаренных детей, свойственен высокий энергетический уровень.

Различаются виды одаренности:

1. Художественная одаренность (высокие достижения в области художест-венного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).

2. Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).

3. Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).

Наш педагогический коллектив определил направления работы с одаренными детьми: диагностика и обеспечение развития.

Педагоги проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Для выявления одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.

Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у воспитанников. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности.

Следующим условием для развития одаренности детей является создание развивающей среды в детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия.

В нашем детском саду имеются все необходимые условия для всестороннего развития детей. Имеется музыкальный (спортивный) зал; эстетически оформлен-ный с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов. Имеется мини-музей живописи, для ознакомления детей с искусством, где собраны коллекции картин о природе. Мини-музей «Матрешка». В группах оборудованы уголки театрализации, изодеятельности, экспериментированию, ручному труду, развивающих игр.

Следующим условием является переход к развивающей системе образования. Только переход к развивающей системе способен обеспечить саморазвитие личности любого ребенка, в том числе и одаренного. Не случайно коллектив нашего детского сада использует в работе с детьми развивающую программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и программу Колесниковой «Математические ступеньки». Требованиями развивающих программ являются: поощрение углуб-ленного изучения тем и проблем, выбираемым самим ребенком; обеспечение самостоятельности, развитие навыков и методов исследовательской работы.

Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование. В детском саду работают кружки.

По художественно-эстетическому направлению:

  • Кружок «Цветные ладошки»
  • Кружок «Чудесная мастерская»
  • Кружок танцевальный «Лучики»
  • Кружок вокальный «Соловушка»

По познавательно-речевому направлению:

  • Кружок «Звуковичок»
  • Кружок «Занимательная математика»

По физкультурно-оздоровительному направлению:

  • Кружок « Спортивная китайская гимнастика «Ушу»
  • Кружок «Здоровячок»

Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошколь-ник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.

Наша образовательная организация уделяет огромное внимание развитию музыкальных способностей. В дошкольном учреждение для творчески одаренных детей создан кружок «Соловушка», в котором решаются образовательные, воспитательные задачи средствами музыкального искусства. Театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях. Музыкальные руководители уделяют большое внимание, развитию певческих навыков, используя попевки, вокальные переклички, песенки, выразительные движения, сказочные образы способствующие развитию у детей выразительной пластики движений, способность к импровизации. Руководитель кружка обучает дошкольников игре на музыкальных, народных инструментах. Занятия в кружке дают удовлетворительные результаты, способствуют развитию музыкального слуха и творческого воображения. Задача руководителя кружка помочь таланту состояться. Но для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Мы проводим праздники, развлечения, конкурсы с участием родителей (Музыкально-спортивный праздник «Вместе с мамой веселей», 2016 г и другие). Воспитанники кружка имеют более устойчивую психику, они коммуникабельны. Дети, посещающие кружок выступали с танцевально-музыкальной композицией «Лимонадный дождик», на конкурсе «Я лидер» выступили с танцем «Птицы белые». Наши выпускники продолжают развитие творческих способностей, обучаясь в музыкальной школе.

Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей.

Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему направлению.

1. Информационно-аналитическое (реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей и предполагает решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей; узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей).

2. Познавательное направление (реализуется через консультации, темати-ческие сообщения, открытые НОД, День открытых дверей, семинары-практи-кумы и т.д.).

Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста.

Родители, непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.

Результатами совместной деятельности педагогов и родителей в нашем детском саду являются такие мероприятия:

  • Реализация различных проектов
  • Спортивные праздники
  • Игровые развлекательные программы
  • Музыкальные театрализованные праздники
  • Совместные выставки детско-родительского творчества.

Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.

В заключении хочется отметить, что воспитатель, развивающий креативность дошкольников, проходит через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала детей. Наибольшее значение из которых имеют: 1) восприятие ребёнка как личности, вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть; 2) внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности дошкольника; 3) предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения; 4) повышение и укрепления самооценки дошкольников; 5) организация системы обучения или создание креативной воспитательно-образовательной среды ДОУ.

Выявление, обучение и воспитание одаренных детей

с учетом их особенностей - залог их дальнейшего благополучного развития.


Старший воспитатель МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

Нестерова Любовь Юрьевна

Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ»

Интерес к одаренности, в настоящее время очень высок, и это объясняется общественной потребностью. И прежде всего потребностью общества в неординарной творческой личности. Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. Поэтому в нашем дошкольном учреждении стоит цель - так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.)

В области опережающего развития познания отмечаются следующие признаки одаренности: повышенная любознательность, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении, большой словарный запас; повышенная концентрация внимания на чем – либо, упорство в достижении результата, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В области физического развития, для одаренных детей, свойственен высокий энергетический уровень. Различаются виды одаренности:

1.Художественная одаренность (высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).

2.Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).

3.Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).

Наш педагогический коллектив определил направления работы с одаренными детьми : диагностика и обеспечение развития.

Педагоги проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Для выявления одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим:

постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.

Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у воспитанников. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности.

Следующим условием для развития одаренности детей является создание развивающей среды детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия.

В нашем детском саду имеются все необходимые условия для всестороннего развития детей. Имеется спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием, тренажерами; эстетически оформленный музыкальный зал с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов, богатой аудиотеки; зимний сад.

Имеется мини-музей «Русская изба», в котором собраны экспонаты, представляющие быт русской деревни, домашняя утварь, игрушки, произведения прикладного искусства.

В группах оборудованы уголки по театрализации, изодеятельности, экспериментированию, ручному тру ду, развивающих игр.

Следующим условием является переход к развивающей системе образования. Только переход к развивающей системе способен обеспечить саморазвитие личности любого ребенка, в том числе и одаренного. Не случайно коллектив детского сада работает по развивающей программе В.Т.Кудрявцева «Тропинки» и использует развивающую программу И.А.Лыковой «Цветные ладошки». Требованиями развивающих программ являются: поощрение углубленного изучения тем и проблем, выбираемым самим ребенком; обеспечение самостоятельности, развитие навыков и методов исследовательской работы.

Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование. В детском саду работает 7 кружков.

По художественно-эстетическому направлению:

  • Кружок «Цветные ладошки»
  • Кружок «Сказочная мастерская»
  • Кружок танцевальный «Мозаика»
  • Кружок вокальный «Ручеек»

По познавательно – речевому направлению:

  • Кружок «Речевичок»
  • Кружок «Здоровячек»

По физкультурно-оздоровительному направлению:

  • Кружок «Крепыш»

Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей.

Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему направлению.

  1. 1. Информационно-аналитическое

(реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей и предполагает решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей; узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей).

2. Познавательное направление

(реализуется через консультации, тематические сообщения, открытые занятия, День открытых дверей, семинары-практикумы, семейные клубы).

Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста.

Родители непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.

Результатами совместной деятельности педагогов и родителей в нашем детском саду являются такие мероприятия:

  • Спортивные праздники
  • Реализация различных проектов
  • Музыкальные театрализованные праздники
  • Совместные выставки рисунков

Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.

В заключении хочется отметить , что воспитатель, развивающий креативность дошкольников проходит, через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала детей. Наибольшее значение из которых имеют: 1) восприятие ребёнка как личности, вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть; 2) внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности дошкольника; 3) предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения; 4) повышение и укрепления самооценки дошкольников; 5) организация системы обучения или создание креативной воспитательно - образовательной среды ДОУ. Литература:

журнал «Управление ДОУ» № 2 2010 г., Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова журнал «Старший воспитатель» № 10 2009 г.

«Развиваем способности дошкольников» «Творческий центр» Москва 2010г.,

Эссе на тему "Система работы с одарёнными детьми в ДОУ". В данной работе изложенна проблемма современности, как суметь правильно организовать и помочь раскрыться одарённым детям. Как не заглушить их таланты собственными амбициями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Кафедра педагогики и психологии детства

(наименование кафедры)

Тайбарей Кристина Михайловна

(фамилия, имя, отчество студента)

Институт

ПиП

курс

группа

333306

ЭССЕ

По дисциплине

Работа с одарёнными детьми в ДОУ

На тему

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ

(наименование темы)

Отметка о зачёте

(дата)

Руководитель

Г.Н.Голоухова

(должность)

(подпись)

(и.,о., фамилия)

(дата)

Архангельск 2016

Тему для своего эссе «Система работы с одаренными детьми в ДОУ» я выбрала не случайно. В современное время встал острый вопрос проблемы одарённости, её выявления на ранних сроках развития детей. Допустим, что мы успешно выявили всех одарённых детей в отдельно взятом дошкольном учреждении, а дальше что? Это ещё самая малая часть данной проблемы, ведь обучение и воспитание таких детей требует определённых условий. Для начала рассмотрим понятия «Одарённость» и «Одарённый ребёнок», которые очень чётко изложены в рабочей концепции разработанной учёными Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ. В состав авторского коллектива вошли: канд. психол. наук Бабаева Ю.Д., докт. психол. наук, проф. Богоявленская Д. Б., докт. психол. наук, член-корр. РАН, проф. Брушлинский А.В. и др.

Итак, одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Исходя из определений мы видим, что одарённые дети требуют особого обучения, а это в свою очередь предполагает наличие специальной системы работы с такими детьми. Она должна быть тщательно выстроена, индивидуальна и ее реализация должна приходиться на более ранний срок, а именно дошкольный возраст.

Почему система работы с одарёнными детьми должна быть строго выстроена в ДОУ? Казалось бы, зачем она нужна? Педагоги в детском саду занимаются с детьми. Их творческому, физическому и интеллектуальному развитию способствует абсолютно всё: непосредственно образовательная деятельность (НОД), факультативы, окружающая и развивающая среда, игровая деятельность и т.д. К тому же статистика показывает, что в дошкольном возрасте процент одарённых детей составляет 98%. Это в первую очередь связано с тем, что в детском саду дети всё делают вместе. Как мне кажется, ещё потому, что в дошкольном учреждении не ставят оценки. Скажем так – дети находятся в равных условиях.

Но всё таки система работы с одарёнными детьми должна быть, во первых для того чтобы помочь им в психологическом плане, во вторых в развитии коммуникативных качеств (у многих одарённых детей слишком завышена самооценка или наоборот занижена, что серьёзно сказывается на взаимоотношениях со сверстниками), в третьих чтобы не затормозить их развитие.

Систему дошкольных образовательных учреждений составляет, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу.

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ

1. Выявление одарённых и талантливых детей.

2. Психолого–педагогическое сопровождение одарённых детей.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей.

4. Поощрение одарённых детей.

5. Работа с педагогическим коллективом: обучение, консультации, семинары. Подбор методической литературы и т.д.

Конечно, никто не может с точностью сказать, что предложенная система является эталоном, так как сама по себе одарённость детей до сих пор изучается. В рабочей концепции одаренности говориться, что существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Оба утверждения имеют место быть, но я больше склоняюсь к тому, что одарёнными детьми рождаются абсолютно все дети. Могу привести несколько примеров из опыта моей работы. К нам в группу ходили уникальные дети, теперь они уже первоклассники. Одни рисовали, другие отличались умственными способностями, кто-то отличался в спортивных достижениях, а мне запомнился мальчик, у которого, на мой взгляд, присутствует эмоциональная одарённость. Он мог очень долго рассматривать одну травинку, небо, цвет глаз. Миша, так его зовут, отличается чрезвычайной чувствительностью, эмоциональностью, какой-то особой добротой, окружающий мир он видит по-своему. Хотя в других областях он особо не отличался, скорее отставал. А кто сказал, что гении должны учиться только отлично? Вспомним таких выдающихся людей, как: С.А. Пушкин, Менделеев, Л.В. Бетховен, А.П.Чехов, Б.Гейтс. Это лишь малая часть великих людей, которые плохо учились в школе, но внесли огромный вклад в историю и развитие всего человечества «без правильного образования».

Чтобы выстроить систему работы с одарёнными детьми в ДОУ, надо придерживаться следующих целей, предложенных в рабочей концепции одарённости:

Развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

Создание условий для развития творческой личности;

Развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

Обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

При написании эссе я опиралась на рабочую концепцию одарённости. Прочитав её от и до, я поняла, насколько не совершенна наша система образования. И наконец-то правительство забило тревогу по данной проблеме. Как часто мы сталкиваемся с тем, что ребёнок имеет талант (талант – это социально проявленная одарённость), он хочет и может хорошо учиться, но в силу некоторых обстоятельств его глушат, прогибают под общепринятые рамки. Я, конечно, немного отклонилась от заявленной темы, но давайте вспомним о тех детях, которые вынужденны были оставить свою мечту из-за финансовой несостоятельности их семей. Буквально 10-15 лет назад дети из простых семей не могли получить желаемого образования, так как родители не в состоянии были оплатить учёбу. За каждый экзамен надо было платить энную сумму денег. Причём на сегодняшний день эта ситуация повторяется. Очень трудно поступить в хороший ВУЗ ребёнку, чьи родители не имеют дружеских отношений в образовательной среде или достаточного колличества денег. Или такой пример, девочка мечтает стать художником, а авторитарная мама говорит: «Поступай на учителя - художники мало зарабатывают». Очень часто родители направляют своего ребёнка в том направлении, в котором они сами не смогли достичь успеха, о чём сами мечтали в детстве. Круг замыкается, пока мы, наконец, не поймём, что каждый ребёнок, каждый человек уникален. Нам надо только помочь юному дарованию в выбранном пути.

Я считаю выбранная мною тема, весьма актуальна. Надо развивать систему работы с одарёнными детьми. Сюда входит подготовка специалистов, родителей, руководства ДОУ. И самое главное её надо начинать с дошкольного образования. Не зря говорят, что достичь успеха можно следуя детской мечте, потому, что ребёнок на уровне подсознания чувствует свои способности. Задача взрослых вовремя распознать и помочь развить одарённость ребёнка.


Светлана шуть
Система работы с одарёнными детьми в ДОУ

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ

Что такое одарённость ? Это подарок судьбы , расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Одарённость – стечение трёх характеристик : интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек , словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал : «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога :

Желание работать нестандартно , креативность;

Поисковая активность, любознательность;

Знание психологии дошкольников и психологии одарённых детей ;

Готовность педагога к работе с одарёнными детьми .

Не творческий воспитатель не сможет воспитать творческого дошкольника. Меняется жизнь – меняется дошкольное образование. Вызов времени требует инноваций. В Федеральных государственных требованиях отмечается : содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательской деятельности. Дошкольники вовлекаются в проектную деятельность, создание собственных проектов, творческое решение практических задач, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом :

1. Выявление : анализ особых успехов и достижений ребенка. Диагностика потенциальных возможностей детей. Использование метода экспертных оценок, наблюдения. Применение психологических тестов (методика для родителей и педагогов А. И. Савенкова «Карта одаренности » ; анкета для родителей, авторы В. Шебеко, А. Булах; тест креативности Торренса и др.)

2. Психолого–педагогическое сопровождение одарённых дошкольников , которое предполагает :

Составление индивидуального маршрута развития;

Создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей ;

Осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости ;

Содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми .

3. Помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности : индивидуальные творческие задания, работа в детской лаборатории, организация проектной деятельности. Участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ , научно-практических конференциях. Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (рекомендации родителям о посещении детьми кружков , студий).

4. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей : система мониторинга достижения планируемых результатов в образовательной области «Познание» . Контроль над участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

5. Поощрение одарённых детей : награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения, публикации в СМИ (Газета «Педагог. Вожатый. Родитель» ).

6. Работа с родителями одарённых детей : совместная практическая деятельность одарённого ребёнка , родителей и воспитателя. Беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).

7. Работа с педагогическим коллективом : обучающий семинар по вопросам работы с одарёнными детьми : «Исследовательская деятельность дошкольника : теория, проблемы, пути решения», консультации «Проектная деятельность как фактор развития личности ребенка» , «Технология проектирования в детском саду» , «Вариативность использования интегрированного метода обучения» . Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

8. Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости . Вместе с младшими школьниками проводятся интеллектуальные игры, организуются совместные проекты. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих детей, уделять внимание развитию их способностей.

Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение тематических недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения : конкурсы, КВН, интеллектуальные игры, разнообразные проекты.

Ещё одной формой работы по воспитанию детей , способных к интеллектуальной деятельности, является участие их в конкурсах разных уровней, где ребята показывают высокие результаты.

Опыт работы дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок , благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности .

Основные направления работы с одаренными детьми

на современном этапе :

Одаренные дети - наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень ВАЖНО, чтобы педагог чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми , необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как : способности, талант, одаренность , гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - понимают как системное , развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность , несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. (Сензитивный от латинского snsus - чувство, ощущение - период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний) Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образования. А в последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые :

На занятиях все легко и быстро схватывают;

Знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

Быстро запоминают услышанное или прочитанное;

Решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

Задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

Оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

Очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей .

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы .

Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности . Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности . Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа ) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них. Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

Поэтому работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, это реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми . Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Все изучается в доступных ребенку пределах, а ведь эти пределы зачастую выше программных.

Программой достигается большая мыслительная логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, у детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.

Но полностью обеспечить решение этой проблемы в рамках программы невозможно.

И поэтому вторым направлением в работе с одаренными детьми является студийно-кружковая работа , которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста

Кружковая работа помогает решать следующие задачи :

Создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

Развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

Формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку : готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

Формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

Таким образом, система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей включает в себя :

1. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.

2. Учет синзитивности дошкольного детства.

3. Индивидуальный подход,

4. Своевременное начало.

5. Возможность выбора.

6. Комплексный подход.

7. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

8. Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.

Цель системы : максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника.

Систему работы с одаренными детьми можно поделить на

несколько этапов :

I этап – подготовительный.

Цель : Подготовить условия для формирования .

На первом этапе необходима диагностика, независимо от того, каков источник одаренности . Различают общую и специфическую одаренность .

Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.

От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Ребенок диагностируются по следующим направлениям :

Творческое мышление;

Уровень самооценки;

Толерантность;

Предпочтительные виды деятельности;

Доминирование правого или левого полушария;

Сила интуиции;

II этап – аналитический.

Цель : Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми .

III этап - организационно -деятельностный.

Цель : Организация целенаправленной работы с одаренными детьми .

Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает реализацию следующих направлений :

1. Координационное направление :

Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком .

2. Научно- исследовательское направление :

Проведение диагностики одаренных детей .

Диагностика условий обучения и развития одаренных детей .

Создание банка данных одаренных детей .

3. Научно-методическое направление :

Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми .

4. Экспериментальное направление :

Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей .

IV этап – Этап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей .

Цель : Апробация системы работы с одаренными детьми .

Задачи : - Диагностика склонностей детей.

Формирование отдела методической библиотеки по работе с талантливыми дошкольниками.

Адаптация учебных программ.

Повышение квалификации педагогов.

Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.

Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход , гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми . Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития :

1. Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.

2. Наличие богатой предметно – пространственной среды.

3. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.

4. Наличие системы .

Создание условий для оптимального развития одаренных детей , включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы .

Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми , создавать условия для развития одаренности детей , для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детей . Работа в этом направлении , должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.

В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов для работы с одаренными детьми . Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе . Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж» . Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.

И как напутствие хочу предложить такие слова : «Каждый педагог должен помнить : «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей , – реальны. Главное - верьте и действуйте».



error: Контент защищен !!