Народная игрушка в образовательном процессе доу. Значение народной игрушки в развитии личности дошкольника

Патриотическое воспитание в детском саду. Средняя группа

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через технологию ознакомления с народной игрушкой»

Кокурина Лариса Анатольевна.воспитатель, МДОУ №38, городской округ Шуя, Ивановская область.
Описание: Данный проект будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей среднего дошкольного возраста, но в зависимости от возраста детей, его можно усложнять или упрощать.
Актуальность.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически во всех видах детской деятельности.
Новизна
Проект ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные стандарты (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет:
- активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Цель проекта : Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой.
Задачи.
1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
2. Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
3. Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения. Развивать сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
4. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
Дети:
устойчивый интерес к игрушкам, куклам;
изготовление кукол своими руками;
проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с игрушками;
создание выставок из детских работ.
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
Этапы работы над проектом:
1этап подготовительный.
На этом этапе было проведено анкетирование родителей. Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.
Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.. Всего 5 % родителей приобретают народные игрушки (матрешки, дудочки, свистульки), никто из родителей не изготавливает игрушки сам для своего ребенка, многие отметили что у них нет знаний и фантазии для изготовления игрушек самим.
В ходе наблюдений и бесед было выявлено, что
Высокий уровень знания о народной игрушке и имеют всего 5% родителей. Они используют в воспитании и развитие своих детей народную игрушку
Средний уровень имеют 50%. Родители знают о народных игрушках, но их значимость для развития ребенка не используют.
Низкий уровень 45%. Родители приблизительно знают о народных игрушках.
С детьми на этом этапе была проведена беседа "Любимые игрушки"
Также детям были представлены наглядные изображения народных игрушек. Им предлагалось ответить на вопросы, что изображено на картинках и зачем нужны эти предметы и хотелось ли детям их иметь у себя дома.
Проанализировав полученные данные выяснилось, что дети любят играть в современные игрушки, которых сейчас много на прилавках, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше, как и во что можно играть с народной игрушкой. В ходе наблюдений и бесед было выявлено, что:
Высокий уровень знания о народной игрушке имеют всего 2% детей
Средний уровень имеют 20%
Низкий уровень 78%
2 этап проекта.
Практический этап, который направлен на реализацию поставленной цели и задач.
Формы и методы работы с родителями:
1. привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством;
2. помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка»;
3. участие в выставке «Народная кукла»
4. мастер – класс «Кукла Пеленашка»
Формы и методы работы с детьми, которые я использовала в своей работе.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Маше», «Колыбельная для Пеленашки», «Семья»
2. Театрализованные игры с использованием народной куклы. Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик - на пальчик»
3. Игровые ситуации «Куклы водят хоровод»
4. Проблемные ситуации «Кукла поломалась» , «Кукла заболела», «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».

Познавательное развитие:
1. рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
2. непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в прошлое куклы»;
3. обследование игрушек.
4. исследование материалов, из которых они сделаны.
5. Создание в группе коллекции лоскутков.
6. Беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Какое значение имеет каждая кукла», «В какие куклы играли наши бабушки», беседа о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, о матрёшке.
7. Просмотр презентации «Игровые куклы»
8. Знакомство с народными традициями празднования Масленицы, с обычаями и традициями встречи весны на Руси.

Художественно – эстетическое развитие
1. Аппликация «Русская матрёшка»;
2. Лепка «Весёлая неваляшка»;
3. Рисование «Весёлая неваляшка»;
4. Изготовление кукол Пеленашки; Кувадки, Столбушки, Мартинички (куколки из ниток) и других кукол.
5. Лепка дымковской игрушки «Птичка»;
6. Роспись дымковской игрушки «Конь» «Юбка дымковская барышня»
7. Заучивание и слушание народных песенок, колыбельных
8. Слушание пьесы Чайковского «Новая кукла»

Речевое развитие:
1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
2. Чтение и заучивание стихов: М. А. Пожаровой «Свернута из тряпки кукла у Параши», Г. Заславской «Есть иголка у меня» А. Барто «Кукла»
3. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
4. Просмотр мультфильма «Приключение Буратино»
5. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; описательных рассказов об игрушках.
6. Составление рассказов из опыта на тему: «Как мы отмечали Масленицу»
7. Сочинение сказки про куклу Бабочка
8. Речевая игра «Придумай кукле имя»

Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика «Игрушки », «С куклой»
2. Пальчиковая игра «Наша куколка гуляла»
3. Подвижные игры «Догони куколку», догонялки с куклами
4. Игры малой подвижности «Найди куклу»
3 этап проекта.
Итоговый и заключительный этап, на котором были
1. Отслежены результаты работы;
2. Организована выставка;
3. Оформлен альбом «Моя любимая игрушка»;
4. Оформлена папка-передвижка.
5. Создан мини-музея «Народная игрушка»
В ходе реализации данного проекта достигнуты определённые результаты:
1. создана предметно – развивающая зона «Наши игрушки»;
2. сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы;
3. создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;
4. сделаны игрушки для обыгрывания в театре своими руками;
5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта
6. В своих играх дети стали больше использовать народную игрушку,
Уровень отношения к народной игрушке у родителей

В конце проекта низкий уровень снизился с 45% до 2%
Количество родителей, которые стали более активно использовать народную игрушку в воспитании и развитии своих детей увеличился с 5 % до 44%
Средний уровень стал 54 %, а в начале проекта был 50%

Уровень усвоения знаний по теме проекта у детей

В конце проекта низкий уровень снизился с 78 % до 22
Количество детей с высоким уровнем увеличилось с 2% до 35%
А со среднем уровнем стало 43%, а было 20%.
Практическая значимость заключается в том, что проанализировав работу по проекту, можно утвердительно сказать, что перед педагогами открывается возможность попробовать свои силы в личностно-ориентированном подходе в организации воспитательно-образовательного процесса, который позволяет решить следующие задачи по развитию и воспитанию детей:
1. умение творчески подойти к любому делу;
2. развитие познавательной активности;
3. знакомство детей с народным декоративным творчеством, с национальным изобразительным и музыкальным искусством;
4. приобщение детей к народным праздникам и традициям.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49 комбинированного вида» Вахитовского района г.Казани

Опыт работы на тему:

«Народная игрушка, как средство развития творческих способностей у дошкольников»

Воспитатель МАДОУ №49

Бурнаева Ирина Анатольевна

Актуальность(2)

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать игра с хорошими игрушками. Современные дети обладают в наш век огромным выбором разных игр и игрушек. Но какова сущность этих игрушек? Каков посыл может дать эта игрушка? Какой идеальный образ несет она ребенку?


А ведь, если задуматься, такие и им подобные современные игрушки воспитывают в детях агрессию, стремление к разрушению, искаженное понятие о красоте вообще и о женской красоте в частности, обедняют эмоциональный мир ребенка.

Многие родители, к сожалению, не задумываются об этом. И слепо следуя современным тенденциям покупают своему дорогому чаду новомодную игрушку. Я, как педагог, и как мама не хочу чтобы мои воспитанники играли в эти игрушки. И поэтому я обратилась к традициям русского народа. Наши предки в течении многих поколений очень внимательно относились к игровому набору детей. Не только подбирали, но и изготавливали их в соответствии с русскими народными традициями. Для русской культуры характерно бережное отношение к ребенку вообще, не смотря на строгие меры воспитания. Не было страшных игрушек или уродливых, это считалось нехорошо и даже опасно для детей.

Народная игрушка не только предназначалась для игры, она еще несла в себе и развивающую функцию. Матрешки, русские народные куклы (Пеленашки, Мартинички, Столбушки и другие), свистульки, глиняные игрушки, деревнные, из соломы и других материалов, сделанные руками русских мастеров, а зачастую и самих детей, несли в себе позитивный образ мира. Игрушки были забавой, они могли научить ребенка полезному. Игрушки развивали у детей воображение, фантазию, творческое мышление. Например, у кукол не прорисовывали лицо. Ребенок сам наделял свою куклу тем эмоциональным состоянием которое подходило по сюжету игры.

В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир сказок и сказочных образов, пробуждая его фантазию. Эти игрушки основаны на тонком знании психологии ребенка, разносторонне воздействуют на развитие его чувств, ума и характера, способствуют гармоничному разностороннему развитию ребенка и отвечают требованиям ФГОС ДО.

Изучив историю Народной игрушки, ее развивающий характер, и принимая во внимание, что в условиях ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей, для становления креативной и успешной личности, приоритетной в моей работе стала тема:

«Народная игрушка как средство развития творческих способностей у дошкольников» (3)

Научно-методическое обоснование (4)

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля.

В философском понимании (Бердяев Н.А., Юнг К., Овчинников В.Ф. и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития. Психологи (Богоявленская Д.Е., Леонтьев А.Н., Пономарев Я.А. и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности.

Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое. Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего по замыслу и материальному воплощению. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д.

В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (Андреев В.И., Козырева Ю.Л., Кудюткин Ю.Н. и др.). Исследователи (Веретенникова Л.К., Глухова С.Г., Кравчук П.Ф. и др.) рассматривают сущность творчества, как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.

Таким образом, творчество - это деятельность, которая порождает качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, имеющее социальное значение.

Как отмечают исследователи (Веретенникова Л.К., Глухова С.Г., Кравчук П.Ф. и др.), творчество есть результат деятельности воображения, направленной на воссоздание и трансформирование прошлого опыта, его дополнение за счет продолжения сюжета, развития эпизодов, введения новых персонажей и пр.

Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что творческие способности – деятельность человека, целью которой является создание нового продукта или нового способа решения проблемной ситуации, т.е. такой ситуации, для разрешения которой в субъективном (личном) опыте нет готового решения.

Поэтому, я пришла к выводу, что в дошкольном возрасте необходимо развивать такие общие творческие способности как воображение, креативное мышление, фантазию, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности.

Новизна опыта (5)

В своей работе с детьми я стараюсь показать развивающие функции Народной игрушки, как целостного этнического, культурно - исторического и социально – педагогического феномена.

Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечении личностного роста детей.

Творческое развитие дошкольника начинается с познания природы, культурных традиций, искусства родного края и является первым шагом в освоении творческого опыта мировой художественной культуры, в приобщении к общечеловеческим ценностям.

В работе я использую как классические техники изобразительной деятельности, так и не классические.

На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Многие виды творческих заданий способствуют повышению уровня развития воображения, творческого мышления. Использование различных техник изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом, что очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению. Благодаря творческой деятельности дети учатся не только воспроизводить различные действия по образцу, но и придумывать свои неповторимые узоры, игрушки. Дети учатся укладываться в определенное время, оценивать свою работу и работу товарища, доводить начатое до конца.

Ведущая педагогическая идея

Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Народная игрушка, в свою очередь, обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных народных игрушках новизну и элементы сказочности. В процессе создания Народной игрушки у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления об истории возникновения Народной игрушки, о традициях России, об их роли в жизни.

Основной целью моей работы является (6)

Развитие творческих способностей посредством использования народной игрушки.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие

задачи: (7)

Образовательные:

    Обогащать и расширять представления детей о народной игрушке.

    Учить различать особенности разных видов Народной игрушки

    Совершенствовать технические навыки при работе с бумагой, красками, пластическими материалами и соответствующими инструментами

Развивающие:

    Развитие творческих способности у детей (воображения, творческого мышления, фантазии) через знакомство, изготовление и украшение Народной игрушки.

    Развитие мелкой моторики

    Развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к народному творчеству, Народной игрушке

    Воспитывать любовь к истории и традициям России.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Для успешного решения поставленных задач, мною были определены

направления работы:

1.Создание условий для развития творческих способностей (воображения, творческого мышления, фантазии)

2.Работа с детьми.

3.Работа с педагогами.

4.Работа с родителями.

Создание условий для реализации опыта(8)

Для успешной организации развития творческих способностей детей в группе создана предметно- развивающая среда.

Большое внимание уделяю созданию развивающей предметно-пространственной среде группы, так, чтобы она сама уже выполняла воспитательно-образовательную и развивающую функцию.

Организация ППРС

В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с дымковской игрушкой, русской матрешкой, филимоновской, каргопольской игрушкой. Для более глубокого знакомства с Народной игрушкой в детском саду была создана коллекция игрушек, был подобран практический материал, разработаны дидактические игры «Узнай игрушку», «Отгадай Кто это?», «Сложи картинку», «Составь узор по образцу», «Найди пару», «Дорисуй игрушку», «Придумай узор», «Собери картинку из частей», «Найди домик для игрушки». Были созданы условия для самостоятельной деятельности детей (доступные материалы для творчества, наличие его разных видов, иллюстрации, художественная литература).

Центр художественно – творческого развития.

Цель: развивать художественно вкус, творческие способности детей.

Задачи: развивать восприятие цвета, формы, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Здесь ребята работают с различными изобразительными средствами, они не только учатся рисовать, лепить и выполнять аппликацию, у них воспитывается сенсорная культура, активизируется словарь, развиваются творческие способности

Для рисования

    Наборы цветных карандашей

    Наборы фломастеров

    Наборы шариковых ручек

    Гуашь

    Цветные мелки

    Ватные палочки, старые кисточки, трафареты, шаблоны, печатки и др.

Для лепки

    Глина

    Пластилин

Для аппликации

    Набор разных сортов бумаги

    Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы

Для игр и сюрпризных моментов мною были созданы специальные куклы.

Основными направления в развитии творческих способностей дошкольников является:

    Развитие воображения

    Развитие качеств мышления, которые формируют креативность

Выготский Л.С доказал то воображение у детей развивается постепенно и основывается на прежнем опыте ребенка. Поэтому при работе с детьми прежде всего необходимо обогатить их опыт.

Формы работы с детьми (9)

    Рассматривание подлинных Народных игрушек, иллюстраций, альбомов.

    Беседы о народных игрушках, о традициях России

    Выставки Народных игрушек

    Выставки детских работ

    Просмотр видеосюжетов о Народной игрушке

    Дидактические игры «Узнай игрушку», «Отгадай Кто это?», «Сложи картинку»

    Развлечения, народные праздники

    Разучивание стихов, закличек, прибауток

    Сочинение сказок, историй о своих работах

Перспективный план работы во 2 младшей группе

    Ознакомление с дымковской игрушкой «Путешествие в Дымково»

    Аппликация «Дымковские узоры»

    Украшение дымковской игрушки пластилином

    Рисование красками «Дымковский поросенок»

    Лепка уточки из соленого теста, последующее украшение ее

дымковскими узорами (развитие творческого воображения детей)

    Придумывание и обыгрывание сюжетов с дымковскими игрушками

(развитие фантазии)

    Выставка совместных работ детей и их родителей

«дымковские сюжеты»

    Знакомство с русской матрешкой. Заучивание стихов и загадок о

матрешке.

    Организация выставки матрешек разных мастеров.

    Рисование красками «Узор на платье»

    Лепка из соленого теста матрешки и раскрашивание.

    «Раскрась матрешку» материал по выбору детей.

    Знакомство с творчеством филимоновских мастеров.

Филимоновские свистульки.

    Раскрашивание раскрасок с филимоновскими игрушками.

    Рисование восковыми мелками «Филимоновская барыня»

    Коллективная работа «Карусель» (обрывная аппликация)

    Выставка совместных работ детей и их родителей «Филимоновское

чудо»

    Презентация «Сказочный мир Каргополья»

    Лепка из пластилина «Птица Сирин»

    Придумывание и обыгрывание сказочных сюжетов с каргопольскими

игрушками.

    Лепка из теста «Слепи, какую хочешь каргопольскую игрушку».

Выставка для родителей.

    Рисование по выбору детей «подарок для мишки»

    Игры-драматизации «Теремок», «Репка», «Маша и медведь»,

«Заюшкина избушка».

    Дидактические игры («составь узор по образцу», «найди пару»,

«дорисуй игрушку», «придумай узор», «собери игрушку из частей»,

«найди домик для игрушки» и т.д.)

    Чтение сказок, стихов о народных промыслах

    Консультация для родителей «Значение народной игрушки в

воспитании и творческом развитии ребенка»

Перспективный план работы в средней группе

    Знакомство с куколками-оберегами из ниток

    Изготовление куколок из ниток

    Обыгрывание сюжетов с куколками

    Изготовление куклы – ляльки из ткани

    Выставка куколок, украшение группы

    Лепка «дымковская лошадка» из глины

    Роспись лошадок

    Знакомство с богородской резной игрушкой

    Придумывание сказок о богородских игрушках

    Раскрашивание раскрасок с богородскими сюжетами

    Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

    Знакомство с городецкой росписью

    Лепка из пластилина «Городецкий узор»

    Аппликация «Укрась доску»

    Рисование красками «Городецкие цветы»

    Придумай свой городецкий узор (форма и материал по выбору детей)

    Выставка совместных работ родителей и детей «Городецкие игрушки»

    Лепка из глины «чайный сервиз для кукол»

    Раскрашивание сервиза

    Лепка из теста «угощение для гостей (тортик)»

    Сюжетно-ролевая игра «День рождение куклы Ани»

    Конструирование из бумаги «Масленица (солнышко)»

    Разучивание стихов и потешек, чтение сказок

    Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка»

    Лепка из глины «филимоновский медведь»

    Дидактические игры («составь узор», «найди пару», «дорисуй

игрушку», «дорисуй сюжет», «придумай узор», «собери картинку из

частей», «найди домик отличия» и т.д.)

    Игры-драматизации «Колосок», «Три медведя», «Серая шейка»

    Консультация для родителей «Волшебство совместного творчества

с детьми.


Перспективный план работы в старшей группе

    Конструирование из бумаги «карусель игрушек»

    Раскрашивание восковыми мелками «Городецкие птицы»

    Лепка из теста «дымковский индюшок», с последующим

раскрашиванием

    Знакомство с изразцами (презентация – как украшали русские избы)

    Украшение избушки (пластилинография)

    Рисование красками «городецкая избушка»

    Выставка «русская избушка – для птиц кормушка»

(совместных работ детей и родителей)

    Лепка из пластилина «Полкан-кентавр» (по мотивам каргопольской

игрушки)

    Рисование «придумай игрушку» (по мотивам народных игрушек)

    «Сине-голубое чудо Гжели» (знакомство с гжельской росписью)

    Рисование пластилином «гжельские узоры»

    Лепка «рыбка» из теста

    Раскрашивание красками «рыбки» (по мотивам гжельской росписи),

составление коллективного панно из рыбок

    Придумывание и обыгрывание сказок с гжельскими игрушками

    «Куколки-веснянки» из ткани, знакомство с традиционной народной

куклой

    Изготовление куколок-веснянок в подарок маме

    Выставка куколок, изготовленных детьми, совместно с родителями

    Лепка из глины «Филимоновская барыня»

    Роспись барыни

    Игры-драматизации «Петушок-золотой гребешок», «золотая рыбка»

    Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детей»

Перспективный план работы в подготовительной группе

    Знакомство с хохломской росписью «Золотая хохлома»

    Аппликация «хохломской узор»

    Раскрашивание карандашами раскрасок с хохломским узором

    «Укрась ложку» рисование красками хохломских узоров

    Лепка из глины «матрешка – лучшая подружка»

    Раскрашивание матрешек в стиле хохломской росписи,

организация выставки

    Рисование пластилином «городецкий конь»

    Рисование красками «городецкий конь»

    Выставка совместных работ детей и родителей «городецкие сюжеты»

    Знакомство с жостовской росписью «жостовский букет»

    Роспись пластилином «Жостовский поднос»

    Рисование красками «Подарок маме» по мотивам жостовской росписи

    Лепка плоскостная из теста – лошадка

    Украшение лошадки жостовской росписью

    Лепка из глины по выбору детей «народная игрушка», раскрашивание

    Обыгрывание сюжетов с вылепленными игрушками

    Выставка детских работ «глиняные игрушки»

    Роспись по ткани «Шаль для красавицы-весны»

    «Подарок для друга» изготовление игрушек из разных материалов,

по выбору детей

    Лепка из пластилина «сказочные герои»

    Обыгрывание сказок

    Создание панно «на златом крыльце сидели» (совместно с родителями)

Направления деятельности:

" Бумагопластика " . Данное направление работы помогает расширить представления детей о различных материалах, используемых в пластике. Бумага - хороший пластичный материал, работа с которым формирует у детей устойчивый интерес к творчеству. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности являются форма, цвет, композиция.

" Пластилинография " . Понятие "пластилинография" имеет два смысловых корня: первая "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. А "графия" - создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.

" Тестопластика " . Данное направление знакомит детей с особым видом декоративно-прикладного искусства - пластикой из соленого теста. Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке материала позволяют заняться изготовлением художественных изделий каждому ребенку. К тому же, соленое тесто несет в себе массу положительной энергии.

" Палитра красок " . Данное направление знакомит детей с разнообразными техниками рисования: раздувание краски, монотипия, шаблонография и другие, которые помогут педагогу всесторонне развить личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и свое собственное "Я" через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

Я использую в работе словесные, наглядные, практические методы для того, чтобы знакомство с Народной игрушкой проходило интересно и увлекательно для ребят.

Наглядный

(Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом)

Словесный

(Беседа - диалогические формы. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей. Рассказ – монологическая форма)

Практический

( Игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности. Творческие задания)

Использование различных инструментов и материалов для изображения:

    эвристический (развитие находчивости и активности);

    частично-поисковый;

    проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

    метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

    сотворчество;

    мотивационный (убеждение, поощрение);

    жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Формы работы с педагогами (10)

Веду работу с педагогами. Знакомлю педагогический коллектив с историей развития народной игрушки. Мною был проведен семинар-практикум для педагогов, где педагоги получили практические и теоретические знания о народной игрушке. Они с удовольствием сами лепили игрушки, расписывали их, создавали свои изделия.

Для педагогов я разработала листки-памятки по руководству самостоятельной изобразительной деятельностью детей.

Провела консультацию-диалог на тему: «Роль народной игрушки в развитии детей», подготовила и провела консультацию: «Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение».

Для педагогов учреждения мною были проведены «Мастер-классы» по изготовлению Дымковской игрушки, Филимоновкой игрушки, Русской матрешки.

    Мастер-класс

    Консультации

    Листки-памятки

    Семинар-практикум

Формы работы с родителями

Важнейшими условиями успешного творческого развития детей является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.

В большинстве семей родители стремятся правильно воспитывать детей, но не у всех хватает для этого жизненного опыта и педагогических знаний. В одних семьях родители понимают и учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих детей и соответственно стремятся применять методы воспитания. Такие родители с первых дней могут стать помощниками воспитателя и примером для других. В иных считают, что воспитывать систематически в этом возрасте еще рано. Таким родителям воспитатели стремятся подробнее показать повседневную работу детского сада. Встречаются, к сожалению, и такие семьи, где не только не умеют, но и не хотят воспитывать детей, считая, что этим должен заниматься детский сад. Обязанность воспитателя разъяснить им ошибочность таких взглядов, подсказать, что нужно сделать дома, чтобы ребенок рос и развивался правильно.

Родители нашей группы выступают как равные партнеры в образовательном процессе.

Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, мастер-классы, коллективные игры, фотовыставки, выставки совместных творческих работ.

Были проведены следующие мероприятия:

    Индивидуальные беседы и консультации

    Родительские собрания

    Круглый стол «Что подарить ребенку»

    Мастер – класс по изготовлению Народных игрушек

«Дымковская Барыня», «Филлимоновский конь», «Матрешка»,

«Народная кукла»

    Папки раскладки «Каргопольская игрушка», «Виды Матрешек»

    Выпуск стенгазет «Русские Народные игрушки»

    Выставки совместных творческих работ

Вывод (11)

Народная игрушка является действенным средством в развитии творческих способностей дошкольников, что подтверждают данные мониторинга, который показал, что у детей повысился уровень владения техникой рисования и лепки, они приобрели опыт творческого воплощения замыслов, ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче, разнообразнее, оригинальнее и интереснее.

Критерии развития творческих способностей по М.В.Пантелеевой и И.А.Лыковой

    Увлеченность, способность войти в воображаемую ситуацию;

    Находчивость при решении новых задач;

    Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания;

    Оригинальность способов действий;

    Использование выразительных средств при проявлении творчества и обогащения художественного образа.

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к

заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с Народной игрушкой, ее изготовлению и украшению при взаимодействии с родителями способствует развитию творческих способностей у детей, а самое главное – способствует гармоничному разностороннему развитию ребенка в условиях жизни в современном обществе.

Умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов, умение пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость-главная задача современного воспитателя.

Перспективы на будущее

    Использовать инновационные педагогические технологии в работе по развитию творческих способностей дошкольников;

    Ввести в план ознакомление с Народными игрушками других стран мира.

Библиографический список

1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.

2. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.

3. Алексахин Н. Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.

4. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.

5. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

6. Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.

7. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.

8. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

9. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.

10. Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.

11. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

12. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

13. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.

14. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

15. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.

§ Формирование новых навыков и умений;

Аниса Гильфанова
Роль народной игрушки в воспитании дошкольника

Основа развития маленького ребенка - крепкое здоровье, жизнерадостность Любимые детские игрушки побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, ловить- то есть развивают движения, удовлетворяют потребность в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом звучащие, заводные – вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушка наряду с детской книгой - первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус. Признавая большое значение игрушек для развития детей , взрослые культивируют их, создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка . Дитя искренне привязывается к своим игрушкам , любит их горячо. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то , что в ней в обобщенном виде представлены черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя воспроизводит те или иные действия.

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметы быта. С помощью которых осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.

Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира . Раньше игрушки делали из дерева , ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались оживить игрушку , передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету : игрушка -крокодил с открывающийся пастью, тигр - заносящий лапу над предполагаемой жертвой и другие. Некоторые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта; телесные наказания раба или работающий раб.

В античные времена в Греции, в Риме игрушки считали важным средством воспитания . Сохранились художественные игрушки из слоновой кости , янтаря, терракоты (это куклы, фигурки животных) использовали –кожи, дерева, драгоценные металлы, Было развито ремесленные производства игрушек , которые стали предметом торговли, в разных странах Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого философа Плутарха среди игрушек тех времен , были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров. На территории Восточной Европы древнейшие игрушки , которые найдены археологами, относятся ко 2ому веку до нашей эры. Это всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических раскопках Москвы, Коломны, Петербурга.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки , предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, шлемы, щиты, мячи, доспехи) . Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалась магическое значение как хранительнице домашнего очага. От тех времен сохранились кукольные дома с полной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, часто с украшенными из драгоценных металлов и камней. Кукольные дома так же как и заводные, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие из них - настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по наследству.

Существовали игрушки и для детей бедноты , но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (это солома, глина, кора деревьев, дерево, ткани) .

На Руси игрушки имели серьезное значение; с игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили детей к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки - развивать , занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой . Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, волчки, луки, дудки, кубарики, куклы, свистульки.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки , в которых отразились общественный уклад, быт, нравы, обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов , несмотря на их различие во многом сходны по конституции, форме, декору. А произошло это, потому что игрушки рождались в труде , и известный мастер и простой крестьянин учились у одного мастера - природы. И в роскошном дворце и в соломенной хижине ребенок играл, только игрушки эти были разными - у одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпку, у других дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

Самые древнейшие куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их более 4 тысячи лет. Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики прически из глиняных или деревянных бусинок.

Археологи на раскопках находят игрушки с утварью , предметами быта, что доказывает древние мастера понимали назначение детской игрушки - забавлять ребенка , помогая ему познавать мир. Самые ранние игрушки были примитивны , обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей, игрушечные инструменты , миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки рыбки и птички. И сегодня эти находки нас удивляют - из чего их делали? Из веток, плодов, сучков дерева, цветов, соломы, глины, хлебного мякиша, то есть из того что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили не долго - они быстро ломались, поэтому они не дошли до наших дней. Чтобы сделать их более занимательными предки наши заставляли их действовать; совершать не сложные движения, издавать звуки и шумы, ярко и красиво их расписывали. Важную роль отводили кукле , так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета - что если дети много и усердно играют в куклы то в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к игрушкам – быть беде . Колыбельке ребенку клали куклу «оберег» считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

Символические куклы сопровождали другие крестьянские праздники и обряды. Провожали масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику троицы делали из веток Семина и Семиниху, сажали их под березу водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке. Только мне не понятно почему такой трагический конец этих кукол?

Игрушки сделанные мастерами называли «потешными» , то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были потешные лошадки, оружие (пистолеты, рогатки, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы в полном тогдашнем наряде. Но такие куклы появились 150 лет назад. А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено – белая кора которого становилась личиком куклы. Дальше люди придумали другие материалы - делали куклы из соломы – куски ткани становились одеждой. Фантазия мастеров была безгранична -они кроме кукол из соломы мастерили миниатюрные птицы, делали игрушки стригушки - подобную стригушку можно сделать из мочалки, из веток или из льняной пакли, из трав семейства злаков.

Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках они были известны грекам, римлянам. Игрушки эти называли шаркунами, гремушками, брякулками, брякушками, делали из разного материала и разной формы, их плели из бересты, в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка из древесины, лепили из глины. Погремушке родственница трещотка – игрушка , взятая из жизни, музыкальной игрушкой была – свистулька . Они могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. Особый более сложный вид свистулек составляли так называемые соловьи - маленькие глиняные горшочки с просверленным носиком. В такой горшочек наливалась вода и тогда при вдувании воздуха в носик получались забавные звуки.

Любимыми детскими забавами в Тульской Московской и других губерниях были гармошки. Они отличались друг от друга своими размерами и звучанием. Существовали гармошки так называемые баян, хромка, тальян, аккордеоны. Самой распространенной игрушкой деревенских детей была тряпичная кукла. Кукол этих берегли – вырастает девочка, становится мамой и куклу передает дальше своей дочке. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав – игрушка имеет общеобразовательное значение, служит целью разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач ребенка благодаря разнообразию игрушек по содержанию , видам, материалам, технике использования, возрастному назначению.

Консультация для родителей детского сада «Народная игрушка в жизни дошкольника»

Данная работа будет интересна педагогам и родителям для приобщения к народно-прикладной культуре через игрушку,используя логические задания для детей, теоретический материал для взрослых.
Цель: Приобщение родителей к декоративно – прикладной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
- Формировать интерес и желание к народным традициям, к культуре своего народа.
- Воспитывать духовные традиции в жизни своего ребенка.
- Развивать познавательную сферу ребенка через логические задания.
Оборудование: выставка народных игрушек, альбом с иллюстрациями, детские подделки.
«Кто не знает своего прошлого - тот не имеет будущего» (Народная мудрость)
Воспитать сознательного гражданина и патриота означает сформировать в ребенке комплекс определенных знаний, личностных качеств и черт характера:
- патриотическую направленность, гражданскую ответственность и мужество,
- уважение к родителям, своей родословной, традиций и истории родного народа,
-дисциплинированность, трудолюбие, творчество, заботу о природе и экологию родной земли;
- уважительное отношение к культуре, верований, традиций и обычаев нашего народа.
Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание. Христианская педагогика советует, как можно раньше учить стремиться к Правде и Добру, избегать и стыдиться зла и неправды, а значит воспитывать детей на началах справедливости и милосердия. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки.
ИГРУШКА. Взрослые привыкли покупать в магазинах и супермаркетах, а раньше изготовление игрушек было замечательным ремеслом рукодельниц.
Весной дети с особым старанием мастерили разноголосые свистульки, украшая их художественными рисунками.


Девочки умело плели венки, делали пасленовые куклы. Под осень, когда с поля собирали овощи, дети мастерили забавные маски. Вынимали мякоть из тыквы, вырезали глаза, нос и рот, а внутрь вставляли свечу. Вечером, как сползали сумерки, выходили на улицу. В древности народный календарь брал свое начало с весны. Давно люди начали считать яйцо символом жизни, прихода весны. Поэтому наши предки обожали его, расписывали разными яркими красками. Так возникло замечательное искусство - писанки. В расписывании яиц всегда принимали участие и дети.


На писанках изображали различные линии, точки, символизирующие бесконечность мира. В каждой сельской семье, родители мастерили для детей куклы, волчки, волчки с катушки прялки, погремушки. Лучшим гостинцем для детей с базара или ярмарки, были цветные конфеты или пряники в виде петушков, рыбок, белочек, жаворонков.


Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.
Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строилось на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.


Анкета для родителей:
1.Чем занимаются дети в свободный час?___________________________
2.Какими игрушками они играют?_________________________________
3.Какие народные игрушки Вы знаете? ________________
4.Есть ли у Вас дома народные игрушки? Какие? _______________
5.Какие народные праздники связанные с народными игрушками? ____
6.Чем отличаются игрушки? __________________
7.Каких мастеров Вы знаете? _________________
8.Какие народные игрушки Вы бы хотели приобрести? _____________
9.Какие с детьми игрушки с природного материала? С теста? С пластилина делали вместе?___
10.Есть ли желание принимать участие в детских выставках? Народных праздниках?
Задания для детей.
1.Помоги птичке дойти до колоска.


2.Сколько игрушек нарисовал художник?


3.Найди отличия на свистульках.


4. Дорисуй узор на игрушке.


5.Какая игрушка здесь лишняя?Из какого материала она сделана?


6. Внимательно посмотри и посчитай все игрушки.


Предлагаю посмотреть выставку детских работ.

Наверное, многим знакомо высказывание, так часто встречающееся в разных печатных источниках: «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». И сразу же сама задаю вопрос:

– Наверное, тогда, когда оно разнообразное и интересное, и, конечно же, когда рядом с тобой твои друзья, любимые игрушки и интересные игры, в которые ты можешь играть с игрушками и друзьями.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре происходит решение собственных задач. Во время игры ребенок выполняет разные задания, находит предметы или обменивается ими, придумывает новые сюжеты собственных игр и многое другое, применяя свой уже имеющийся жизненный опыт и используя при этом самые разные предметы.

Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для обучения и развития ребенка. Ребенок и игрушка – это одно неразделенное целое в осуществлении той или иной игры или игровых действий.

Игрушка для ребенка – это самый главный предмет, необходимый для познания мира, который окружает его. И, конечно же, прежде чем отобрать игрушки для игры, очень важно для нас, родителей и педагогов, знать какую положительную или отрицательную ценность несет в себе та или иная игрушка. В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.

Сейчас, по истечении многих лет, мы видим, как изменились игрушки и, в зависимости от них, игры детей. Чем старше становятся дети, тем чаще слышишь от них о компьютерных играх, современных электронных игрушках. Но, несмотря на значительное место, занимаемое игрушкой заводского изготовления, произведения народных мастеров-игрушечников России, выполняемые из традиционных материалов – дерева, ткани и глины – вызывают большой интерес у современных детей, особенно старшего дошкольного возраста. У детей часто возникают вопросы познавательного характера о прошлом своего народа, о народных праздниках и, конечно же, об игрушках:

– Почему же так случилось, что многие люди забыли о своем прошлом?

– И можем ли мы узнать о нем?

– Какими игрушками играли дети в прошлые времена?

– Отличались ли они от современных игрушек?

Задавали дети и другие вопросы, и, конечно же, хотели узнать о народных игрушках еще больше.

В культуре русского народа всегда особое место занимала игрушка. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа, и очень жаль, что большинство детей не знакомы с народной культурой, национальными традициями.

Наш педагогический коллектив решил углубленно знакомить детей с истоками русской культуры, и, в первую очередь, с русскими народными игрушками. В каждой возрастной группе педагоги стали организовывать работу по приобщению детей к истокам русской культуры, где принимали участие педагоги, дети и родители.

Педагогический проект, который мы организовали в нашей подготовительной группе, назвали «Значение народной игрушки в жизни современных детей», он был рассчитан примерно на три календарных месяца. Прежде всего, было проведено родительское собрание на тему: «Дети и игрушки», где были рассмотрены вопросы разного характера:

– Любимая игрушка моего ребенка.

– Всегда ли я покупаю игрушку по первому требованию ребенка.

– Всегда ли игрушки моего ребенка соответствуют данному возрасту.

– Я покупаю ребенку только развивающие игрушки.

– Как я играю вместе с ребенком с его любимыми игрушками.

– Помогает ли игрушка моему ребенку в общении с другими детьми; в получении и расширении новых знаний.

– Нужно ли знакомить ребенка с народной игрушкой, историей ее создания, отличием от других игрушек и т.п.

– Все ли игрушки несут нравственную ценность для ребенка.

На родительском собрании особое внимание было уделено приобщению детей к истокам русской народной культуры, а именно воспитание устойчивого интереса к народной игрушке как одному из видов народного декоративно-прикладного искусства русского народа. После проведения такого собрания-беседы, во время которого родители делились своим опытом, знаниями, многие родители сделали для себя выводы, что неправильно использовали или выбирали те или иные игрушки для полноценного развития ребенка.

У родителей был вызван большой интерес к теме собрания, и они с удовольствием решили присоединиться к нам педагогом. Главная задача родителей заключалась в том, чтобы они помогали находить материал в соответствии с данным разделом нашего проекта. А именно – рассматривание с детьми картинок с изображением тех или иных игрушек или сами игрушки; беседа с детьми о том, с какими игрушками дети были ознакомлены в детском саду; чем они отличаются друг от друга и т.п.; посещение музеев нашего города, где тоже можно узнать о народных игрушках.

Перед тем, как была организована совместная деятельность «Педагоги – дети – родители», был составлен перспективный план проведения различных мероприятий по ознакомлению с народной игрушкой.

В группе было проведено несколько детских проектов по расширению знаний о старейших народных художественных промыслах России, по изготовлению игрушек. Очень захотелось подвести итог тому, с чем дети знакомились в течение нескольких лет, посещая наш детский сад, и, прежде всего, мы составили план, по которому началось ознакомление:

1. История создания народной куклы и изготовление кукол.

2. «Русская матрешка – любимая игрушка».

3. «Дымковская ярмарка».

4. «Филимоновские свистульки».

5. «Каргопольское чудо».

6. Выставка детских работ «Сделали игрушки сами – своими руками».

Народная русская игрушка своими корнями уходит в глубокую древность. Вначале детям было рассказано о том, как возникли первые игрушки, и знакомство начали с куклы. Ведь изначально куклы не были игрушками и дети узнали, что первобытные люди создали изображения богов-кумиров, идолов, истуканов, чтобы чувствовать себя спокойнее. Это и были самые первые куклы.

Сначала они облегчали жизнь первым людям, потом спасали множество человеческих жизней, служили оберегами от болезней, добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками, а также яркими сувенирами – игрушками для взрослых. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Куклы – обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. Их любили, берегли, передавали по наследству.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Когда дети узнали об истории создания народной куклы, в группе начался процесс изготовления кукол своими руками, дети изготовили более шестидесяти кукол разного смыслового назначения, каждый ребенок сам выбирал, какие куклы он будет делать и почему именно эти. Здесь были и куклы-пеленашки, и куклы-кувадки, и куклы-погремушки, и куклы-мартинички. Итогом работы была обширная выставка в фойе детского сада.

Детям так понравилось узнавать все новое, что они с большим удовольствием продолжали знакомиться с другими видами народных игрушек.

Задача создания такой работы с детьми – это развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке. Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ». Совместная работа педагогов, детей и родителей помогла выполнить поставленную задачу и еще больше сплотить коллектив нашей группы.

Краткосрочные проекты по ознакомлению детей с народными игрушками



error: Контент защищен !!