Материалы по работе со сказкотерапией в доу. Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в воспитательно-образовательном процессе в условиях фгос до материал на тему. Организация работы проводится по трем направлениям

На чтение 13 мин. Просмотров 2.5k.

Взаимосвязь сказко- и других терапий и ее функции

Сказкотерапия тесно связана с Арт-терапией, игровой терапией, гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, юнгианской песочной психотерапией, психоанализом и ТРИЗом.

Сказкотерапия в ДОУ связана с реализацией трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической.

Диагностическая функция

Диагностическая функция сказки помогает определить основные сценарии и стратегии, используемые ребенком при построении модели своего поведения в той или иной ситуации. Это проявляется в том, как ребенок из множества сказок выбирает несколько любимых.

Таким образом, он как бы выбирает для себя определенную жизненную модель. Анализ сказочных произведений, заинтересовавших ребенка поможет взрослому выявить способности и таланты малыша, особенности характера и индивидуальность восприятия окружающей действительности.

Обыгрываемый ребенком образ лисички говорит о наличии гибкого ума, лукавства и умении пользоваться своим обаянием; пристрастие к пиратским играм и образам разбойников показывает склонность к дракам и агрессии.

Терапевтическая функция сказки

Терапевтическая функция сказки заключается в том, что она помогает ребенку сформировать образ себя в будущем, построить модель поведения для достижения желаемого будущего, занимая активную позицию и осознавая собственную ответственность.

Прогностическая функция

Прогностическая функция сказки состоит в том, что она помогает осознать влияние «сегодняшнего» поведения на «завтрашнее» состояние жизнедеятельности человека.

Сказкотерапия в ДОУ — пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних.

Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.

Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Сказки можно условно разделить на - дидактические или обучающая сказки, психокоррекционные сказки, медитативные сказки.

Дидактические сказки

Дидактическая или обучающая сказка через сюжетность и образность помогает малышу лучше усвоить информацию.

Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки, когда различные предметы и символы одушевляются, легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Психокоррекционные сказки

Психокоррекционные сказки можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, они помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего.

С другой стороны, данный вид сказок предполагает такое влияние на решение детьми психологических проблем, результатом которого станут изменения в поведении ребенка за счет становления собственной активной позиции и самоконтроля.

Медитативные сказки

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции, учат позитивному настрою.

Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.

Воспринимая медитативные сказки, ребенок не только может еще раз погрузиться в приятные события своей жизни, пережить их заново, но и по-новому посмотреть на негативный жизненный опыт, избавиться от неприятных переживаний и тревожных мыслей.

Волшебные сказки

Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения.

Персонажи сказок

Любые персонажи волшебных сказок - добрые феи, злые волшебницы, драконы, ведьмы и карлики - являются архетипическими образами, представленными на глубоких уровнях психического.

Осознаем мы это или нет, роли не играет, так как они все равно воздействуют на нас, являясь психологическими реальностями. События в волшебных сказках отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто.

Польза сказкотерапии

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Но особенно это актуально для детей дошкольного возраста.

Занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет ― апогей сказочного мышления.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, .

Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем.

Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в решении психологических потребностей

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного (младшего школьного) возраста:

  • потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
  • потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
  • потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:

  • автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  • активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
  • социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
  1. мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
  2. когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
  3. поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять.

Как можно организовать и проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Хотелось бы дать несколько советов исходя из собственного опыта.

Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать. Для этого, рекомендуется использовать специальные методики и метод наблюдения.

Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.

Целью занятий с применением метода сказкотерапии

гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

Основные задачи:

  1. Развитие фантазии и воображения.
  2. Развитие умения выражать свои мысли.
  3. Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
  4. Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон
  5. Развитие эмпатии.
  6. Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.
  7. Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.

В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используется методика Грабенко Т. , Зинкевич-Евстигнеева Т. , Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторская программа «Точка Пересечения».

Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.

Сказкотерапия в ДОУ — интервью с терапевтом

Сказки нужны не только для того, чтобы детям веселее засыпать. С их помощью можно узнать о проблемах малыша, скорректировать его поведение, научить считать и развить фантазию.

О возможности сказкотерапии мы поговорили с арт-терапевтом Галиной Фёдоровой.

Какие сказки лучше рассказывать ребенку - свои, народные или авторские?

Авторские обычно посвящают определенной проблеме. К ним можно обращаться, но выбирать те, что нравятся, близки по духу. Если тема сказки актуальна для вашей ситуации, возьмите ее за основу, но обязательно добавьте что-нибудь свое, индивидуальное.

Истории, придуманные самими родителями, позволяют наиболее полно обыграть действительность, актуальную для ребенка.

Больной пример сказкотерапии

Вот, например, такая сказкотерапия в ДОУ — моя кукла - игрушечная ворона - прилетела в онкобольницу. Она залетает туда, и видит никем не тронутую еду. Там дети вообще часто не едят. Ворона начала каркать: «Ох, я сейчас наемся, такой классный суп и макароны! Ой, и это, и вот это, все-все съем».

И тут один мальчик: «Нет, я съем». «Ты точно съешь? А ну покажи, покажи!»

И ребенок начинает кушать. Поэтому готовы сюжеты, заготовки могут быть, но лучше, когда они рождаются в голове ежеминутно.

Вы же не побежите сразу искать в интернете сказку, в которой ребенок не ест. Проще и быстрее придумать на месте, обыграть ситуацию.

Знаю, что многих современных родителей смущает жестокость народных сказок.

Есть такая проблема. У нас даже на фестивале была дискуссия на тему, надо ли убирать из современных историй кровавые сцены. Например, если воин убивает или когда отрубают голову Ироду.

Когда-то я сама убрала все эти сцены из своих спектаклей. Думала, зачем я буду показывать детям, как отсекают голову, пусть даже злодею. Люди раньше были более готовы к таким жестким сценам, воспринимали их нормально, были более тяжелые условия жизни.

Если ребенок сам придумывает сказку, или нужно ему помогать?

Если есть возможность не вмешиваться, то лучше не вмешиваться. Если у ребенка есть трудности в составлении сказки, какой-то ступор, тогда нужно помочь, но очень мягко, в виде вопроса: «А может быть, вот так?»

Дурные мотивы сказок

Сегодня у детей очень часто в сказках встречаются такие мотивы - всех убили, кругом вампиры, повсюду кровь. Они как бы зацикливаются на образах, которые увидели по телевизору, и переносят их в свои рассказы и сказки. В этом случае родителям нужно вмешаться, переиграть сюжет, предложить новый вариант развития событий. Но, повторюсь, сделать это следует в виде предложения, а не авторитетной заявления.

Как рассказывать сказки не банальным способом?

Можно взять хорошо известную вашему ребенку сказку и сделать из нее игру. Можно рассказать ее на новый лад, поменять всех персонажей. С помощью сказки проще научить ребенка считать, сравнивать.

Сказкотерапия в ДОУ — работа с народной сказкой

Единственное важное условие - первоначальный вариант народной сказки малышня должна знать. Дальше уже можно поэкспериментировать. Но ребенок должен знать, что это эксперимент, чтобы сама суть сказки не искажалось.

Можно попробовать визуализировать любимых персонажей. Например, часто родители используют в воспитательных целях уже известные образы. Например, деда Мороза эксплуатируют, чтобы добиться от ребенка хорошего поведения.

Но можно создать свой образ с своей собственной историей. Его можно нарисовать, вылепить, сделать куклу, и этот персонаж будет вам помощником в воспитании, он может участвовать в жизни ребенка, помогать ему делать уроки. И превращать воспитание в интересную игру.

Сказкотерапия используется педагогами ДОУ во время игровой, интеллектуальной, трудовой деятельности детей, развлечений, викторин, прогулок, театрализованной деятельности.

Сказкотерапия в ДОУ — Формы и методы

  • художественная литература;
  • беседа;
  • игра;
  • народный фольклор;
  • придумывание сказок;
  • изобразительная деятельность;
  • психологические игры;
  • упражнения на релаксацию;
  • творческие задания;
  • тренинги эмоций;
  • моделирование и проигрывание ситуаций;
  • минутки-размышления;
  • психогимнастика;
  • пересказ сказки по опорной схеме;
  • ТРИЗ;
  • перепутывание сказочных сюжетов и героев;
  • введение нового героя в сказку;
  • изменение места, времени, события;
  • составление сказки по кругу;
  • инсценировка.

Сказкотерапия в ДОУ — Методика «Ассоциация по друдлам”

Разработка и применение друдлов с дошкольниками, помогает развивать в них ассоциативность мышления, дивергентность и творчество, формирует у них память, дети учатся приходить к нестандартным подходам разнообразных задачек. Мнение, сложившееся у ребенка, обязательно обосновывается им же самим. И тем самым развивается речевая активность малыша.

Друдлы с младшими дошкольниками

Начинать использовать друдлы в работе с детьми можно уже с младшей группы (4-й год жизни).

На начальных этапах работы с друдлами стоит применять предметные изображения, в которых можно увидеть фрагмент предложенного друдла. Например: педагог показывает друдл в виде скобки и говорит: «Посмотрите на эту картинку. О чем вы подумали?” Обязательно нужно обратить внимание детей на детали предмета, подчеркивая их сходство с друдлом.

Так, полукруг похож на ушко медвежонка, на спинку мышки. Квадратики – как окошки в доме, платок или одеяло.

Друдлы в средних группах

В работе с детьми средней группы (5-й год жизни) вспомогательные предметные изображения уже не нужны, детям показывается друдл и ставится вопрос: «О чем вы подумали, увидев эту картинку?”.

Дети очень любят мгновенные преобразования, когда педагог за их идеями создает соответствующие образы. Так от капель воды можно дорисовать тучку – и уже идет дождь, на основе волнистых линий рисуем мышку, к квадратику добавляем крышу – и получается дом, кружочки с хвостиками и листочками превращаются в яблочки и тому подобное. В одном изображении можно увидеть десятки разнообразных ситуаций.

Друдлы для старших дошкольников

Продолжая работу с детьми старшей группы (6-й год жизни), можно использовать как все предыдущие группы, так и новые, более усложненные. Следует организовать занятия по темам, в пределах которых детям нужно будет создать ассоциативные образы. Можно предложить детям придумать собственные друдлы и обосновать их.

В этом виде работы нет ложных и единственно правильных ответов – каждое обоснованное мнение имеет право на существование. Главное, чтобы занятие для детей было интересным, развлекательным, познавательным.

Кравченко Ирина Геннадиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад №128
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия" - современная технология в работе музыкального руководителя ДОУ
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование

«Сказкотерапия» - современная технология в работе

музыкального руководителя ДОУ

Моя работа музыкального руководителяв дошкольном образовательном

учреждении

на современном

наполняется

человека,

способного

самостоятельному

творческому

личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и

применение в непосредственной образовательной деятельности различных

педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального

воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности –

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

музыкальному

образованию

потребовали

использования

абсолютно

наиболее

эффективных

педагогических

технологий в развитии музыкальности детей. Путь к музыке должен быть

оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, я

выбираю формы и методы работы музыкально-художественной деятельности,

направлена

развитие

способности

чувственному

восприятию

наблюдению,

ассоциативности

художественного

мышления,

выразительно сти

интонации,

в о ка л ь н о й,

инструментальной.

инновационных

технологий

музыкального

воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение,

ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец,

импровизированное

движение

озвучивание

пантомиму, импровизированную театрализацию.

Правильно

организованная музыкальная

деятельность

помогает мне развивать кругозор и воображения ребенка, обогащает его

впечатлений,

развивает

слух, музыкальную

воспитывает

понимать

характер,

способствует развитию внимания и сосредоточенности. Но, к сожалению, не

все дети внимательно слушают музыку. Одни могут отвлекаться во время

испытывают

интереса

образовательной

деятельности.

профессиональными

трудностями

столкнулась

своей практике и я.

Для преодоления этих проблем, конечно же, необходима специальная

работа по привлечению внимания детей. Одной из таких инновационных

технологий в дошкольном образовании является сказкотерапия. Я нахожу в

сказке тот ресурс, который помогает мне решать профессиональные задачи:

развивать

произвольное

внимание,

мышление,

воображение,

Сказкотератия синтезирует наиболее эффективные психологические

технологии и методические приемы, использование которых позволяет мне

достичь высоких результатов в работе с детьми. Сказка не только учит детей

переживать,

радоваться,

сочувствовать,

грустить,

побуждает

речевому

контакту.

наиболее

эффективный

коррекционного

воздействия

наиболее

проявляется

обучения: учить играя. Так сказка может предварять восприятие музыки или

прослушивание

программного

произведения

помогает

заинтересовать детей, настроиться на нужный лад.

иллюстрируемая музыкой – еще один прием, используемый

мною. Ведь особый интерес у детей вызывает восприятие музыки, которое

иллюстрирует рассказ,

помогают

активному

восприятию

усвоению

новых музыкальных произведений. Здесь важно, чтобы

сопровождающая сказку,

несложной

разнообразной

характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА

МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.

Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию

кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений,

развивает

музыкальную

воспитывает

и сосредоточенности.

Некоторые дети отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не

испытывают

интереса

музыкальным

занятиям,

некоторых

недостаточна точна и выразительна; они не могут адекватно употреблять

средства

художественной

выразительности

собственном

творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных

произведений.

Отсутствие

богатого

литературного

жизненного

ограничивает

творческие

возможности

Дошкольники

проявляют

волшебным

осмысленно

воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на

материале

телепередач,

специальную

привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях,

развиваю

творческого

рассказывания

знакомства

сказками. Для я этого разработала проект: «По дорогам сказок».

Участники.

Дети, родители, воспитатели.

Организация работы проводится по трем направлениям:

Групповая и индивидуальная работа с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Совместная работа педагогов ДОУ.

Цели:

повышение

внимания

заинтересованности

музыкальных

занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на

положительных

сказочных

развитие

творческих

способностей, познавательного интереса.

Задачи:

развивать

произвольное

внимание,

мышление,

воображение,

фантазию, творческие способности;

Развивать познавательный интерес;

Развивать речь, обогащать активный словарь;

Обогащать положительный эмоциональный опыт.

Предполагаемые итоги реализации технологии:

Повышения внимания на музыкальных занятиях;

Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения;

Обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;

Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный

опыт на примере поведения сказочных героев;

Позитивное оптимистичное отношение к жизни.

2. Изучение методической литературы. Теория.

Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с

разработаны педагогические и психолого - педагогические технологии по

сказкотерапии, в том числе: Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Путь к волшебству»;

Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. «Подарки

фей», развивающая сказкотерапия для детей.

Сказкотерапию

эффективно

использую

формирования

благоприятных условий формирования креативных качеств личности. Дети,

которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и

не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на

хорошем литературном языке. Активно включая сказки в занятия с детьми, я

развиваю

фантазию,

внимание,

наблюдательность,

сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом

процессе, сами сочиняют сказки или придумывают творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

Виды сказок:

Народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему);

Сказки о животных, природе, растениях, явлениях;

Бытовые сказки;

Волшебные и фантастические сказки.

Классификация сказок:

медитативные

психоэмоционального

напряжения),

рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы;

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”,

доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и

ставят спектакли.

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка).

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами… Чем старше

становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и

сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как

образом, сказка – жанр устного народного

творчества;

художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового

характера.

Несмотря

классификацию

огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Сказки

вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям

необычайных

оказывают

эмоциональное

воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник

мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно

осмысливаются

абстрактно.

собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые

силы, кроме родителей? А сами родители - являются ли они доброй силой?

Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти вопросы.

образное

отражение

качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности;

произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения

сказочных героев. Существует много методов и способов работы со сказкой

для развития различных способностей ребенка.

«Сказкотерапия»

лечение

сказками ,

этот

метод

инструментом

психотерапевтов

один

способов

коррекции

отклонений в психическом развитии.

области психолог Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева определяет сказкотерапию как

способов

передачи

духовном

социальной

реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной

природе человека.

Сказки в своей деятельности с детьми я стараюсь использовать всегда,

в основном в праздниках и развлечениях, а также по слушанию музыки.

поставила

повышение

внимания

заинтересованности

музыкальных

занятиях,

тщательно

использованию

средства

деятельности. В процессе использования технологии, я применяю методы и

куклотерапию,

психогимнастику,

мнемотехнику,

моделирующую

пальчиковые

словесное

комментирование,

словесное

фантазирование

музыкальной

композиции,

словесное

рисование,

пантомимические этюды и др.

На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.

1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая

красочная

предваряет

прослушивание

программного

произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

«Утренняя сказка». Э. Григ «Утро».

«Жила на свете Заря-Зарянка. В её владении был родничок не простой,

а волшебный. Каждое утро и каждый вечер набирала Зарянка в ладоши воды

родниковой

разбрызгивала

солнышко, а вечером пели ему колыбельную песенку. В благодарность за это

солнышко окрашивало своими лучами росинки во все цвета радуги». Далее

идёт слушание музыки Э. Грига «Утро», дети высказывают свои впечатления

об услышанном. Можно включит после высказывания детей дидактическую

игру «Росинки», где дети отбирают «росинки», соответствующие настроению

2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

вызывает

слушание

иллюстрирует

помогают

активному

восприятию

усвоению

музыкальных

произведений.

Музыкальный

репертуар,

используемый

удовлетворять

одновременно

требованиям

художественности

доступности.

Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной, и разнообразной

характеру,

средствам

музыкальной

выразительности.

сопровождают

знакомой

Исполнение

музыкального

произведения

художественным, рассказывать и петь нужно обязательно на память, чтобы

выражение

исполнителя,

исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на

них рассказ, музыка.

Пример. Русские народные сказки «Алёнушка и лиса», «Курочка Ряба»,

«Теремок» и др.

слушания

небольшое

вступление, например: «Знаете, что однажды в осеннем лесу произошло с

Алёнушкой?

садитесь

поудобнее

слушайте.

занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через некоторое время нужно

повторять. Когда дети хорошо усвоят и запомнят услышанное, я провожу

концерт-загадку. Я говорю детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте

и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняю музыку, уже знакомую

детям. После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку

3. «Волшебные превращения».

психодинамических

медитаций

движениями,

перевоплощениями,

развитием

различного

чувствительности,

получением

двигательного

моделированием

ситуаций

детского

медитаций

направлен

энегргетизацию тела и связан с использованием телесно ориентированных

приёмов (перевоплощения, погружение в различные стихии, изображение

растений, упражнения с тканью).

4. Постановка сказок, мюзиклов.

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизится с героем

пережить

раздвигает

жизненного

дошкольника

обогащает

детьми подготовительной группы «Лесная сказка» и Теремок» мы поставили

сказки-мюзиклы: «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят», «Муха-Цокотуха».

Детский мюзикл -

это музыкальный спектакль для детей, включающий в

себя все основные виды искусств - музыку, театр, литературу, хореографию.

детей, основанные

современном

изложении - это музыкальные сказки «на новый лад».

Та не ц –

телесное

выражение

различных

эмоциональных

состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя,

ребёнок или взрослый начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им.

Я даю детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет

детям отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить

положительные

состояния.

становятся

более свободными и уверенными в себе.

Мендельсон

слов» (Песня

венецианского гондольера).

Без музыкального сопровождения.

В руках у детей звёздочки из блестящей бумаги. Варианты движений.

Вариант 1.

Взять звезду за лучик и нарисовать в воздухе узор, переложить её в

другую руку;

Держать звезду двумя руками за противоположные лучи, выполнять

различные волнообразные и круговые движения;

Кружиться, опуская и поднимая звёздочку;

Выполнять

небольшие

пробежки

последующими

кружениями

покачиваниями;

Сделать то же самое с музыкальным сопровождением.

Вариант 2.

Надеть детям на головы ободки – звёздочки. Предложить им разбиться на

звёздочки

придумать свой танец:

а) бегать по кругу друг за другом, выполняя красивые движения руками;

б) бегать по кругу, держась за руки;

в) кружиться;

г) сбегаться в середину, разбегаться в кружении, одновременно выполняя

плавные движения руками;

д) держась за руки, подниматься на носочки и плавно приседать, поднимать и

опускать сцепленные руки.

Дети какой-нибудь звёздочки показывают свой танец другим детям.

«Зима». Г. Свиридов «Романс» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.

Пушкина «Метель»).

Движения выполняются с белыми шарфами, лентами или снежинками.

врассыпную

необходимый

Вступление: на каждый аккорд дети меняют позу. Далее дети начинают

«оживать» и очень медленно двигаться. Затем исполняют плавный танец. С

окончанием музыки останавливаются, принимая красивую позу.

6. Ходьба с закрытыми глазами. С помощью этого приёма можно

решить две задачи:

Развитие координации движений и представления о «схеме тела»;

Усиление сказочного впечатления.

Изменения в музыкальном зале происходят не на глазах у детей, и это

усиливает

сказочный

возможность

музыкальному мне или воспитателю незаметно поменять положение или

внешний облик.

7.Использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковые игры,

игровой массаж). Их можно объединять в небольшие сказки по одной или

разным темам.

Комплекс

игрового

Пальчиковая

«Рукавичка».

Я начинаю свой рассказ: «Жила на свете одна тучка и было ей очень

грустно, потому, что никто не хотел с ней дружить и вот однажды она

подлетела

попросилась поиграть вместе с ними, но дети не захотели с ней играть и тогда

тучка обиделась и заплакала.

Игровой массаж с пением «Дождь»:

«Бегают» пальчиками по лицу.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам!

Барабанят пальчиками по лбу, щекам.

Гром! Гром! Как из пушек! Нынче праздник у лягушек.

Хлопают в ладоши.

Град! Град! Сыплет град!

Изображают руками «крышу» над головой.

Все под крышами сидят,

Гладят себя по лицу.

Только мой братишка в луже

Проводят большими пальцами по крыльям носа.

Ловит рыбу нам на ужин.

спрятались

рассказала им интересную сказку про рукавичку.

ладошками

Показывают

обратную

Рукавичку

Вытянуты

показать

Рукавичка

пальчиками

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

поживать

распевать

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

пригласила

жестикулируя

Вытягивают

складывают

движения

рукавичку

Рукавичка

кулачком

пригласили

движения

Пирожками

угостили

поживать

метелкой

подметать

Движение

коленкам

кулачками

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

испугались

8. Психогимнастика.

Мимические

пантомимичекие

Релаксация.

укрепления психологического здоровья детей. Психогимнастика примыкает к

психолого-педагогическим

психотерапевтическим

методикам,

является

сохранение

психического

здоровья

предупреждение

эмоциональных

расстройств

Основная

преодоление

барьеров

развитие

понимания

психического

напряжения,

создание

возможностей

самовыражения.

В психогимнастике придается большое значение общению детей со

сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального

здоровья детей. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво,

дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они

нуждаются

качестве

своеобразного

использую

подвижные

перемежая

основные

музыкального

разучиваем

короткие

сказочного

предлагаю

внимательно

прослушать

стихотворение

небольшой рассказ, затем ребята «показывают» услышанное, не произнося ни

слова мимикой и жестами самостоятельно, либо под мое чтение.

«Медвежонок и пчелы», «Мухи», «Муравей» и т.д. Дети играют в

подвижные игры с участием сказочных героев.

9. Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Использую

методику «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группа). Детям даю

задание придумать сказку после прослушивания музыкального произведения

(несколько предложений).

М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П. И. Чайковский «Баба

яга», М.И. Глинка «Марш Черномора» и т.д.

10. Музыкально-двигательные этюды.

Основным приемом по музыкальному движению является образный

музыкально-двигательный

воплощение

эмоционально

о к р а ш е н н ы х

д в и ж е н и я х

м у з ы к у

к а ко г о - л и б о

о б р а з а.

Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые

развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует

коррекции личности ребенка, ее раскрепощению. Этюды дают возможность

осознать

посмотреть

способствуют

формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Основная цель

этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального

произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные

движения с характером незнакомого музыкального произведения. Музыка

активизировать

фантазию

побуждать

творчеству,

использованию

выразительных

движений.

научились

музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер

музыки в движениях и у них получаются интересные образы. В младшей

группе дети исполняют простые этюды.

Этюд «Прогулка по лесной полянке»: дети гуляют, нюхают цветы, собирают

листочки, танцевальный этюд с воображаемыми игрушками. Дети средней и

старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, затем детям

дается творческое задание.

Этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом,

несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются

шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса

вокруг. Особое внимание уделяю выразительности движений. Такие

возможности,

объединяю

«Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов могут

находить

праздничных

инсценировках,

спектаклях,

хороводах.

психолого-педагогической

литературы

сказкотерапия

является

составляющей

воспитательного

процесса

дошкольного

возраста.

Применение

процессе

воспитания

детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу

эффективности этого средства воспитания.

Сказочный сюжет на празднике позволяет ребёнку проявить творческие

способности,

показать

возможности

танцевальной,

музыкальной

деятельности.

застенчивые

увлечённые

действием, в непринуждённой обстановке игры полностью раскрываются.

Важно стать для своих воспитанников настоящими сказочниками и помнить,

что цель сказочника, по мнению К. Чуковского, - «воспитывать в ребёнке

человечность

способность

человека

волноваться

несчастьям, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою»

Сказкотерапевтические

постановки

допускают

«мучительного

выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея

ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии

творческой

деятельности.

Ценность

результате,

продукте

творчества, а в самом процессе. Сказки открывают ребёнку удивительный

психотерапевтического

воспитательного

воздействия

очевидна.

сказочным

МАДОУ детский сад №71 Воспитатель первой младшей группы Кормщикова Елена Наилевна

Сказкотерапия – метод достаточно известный, но, к сожалению недостаточно используемый. Страхи, тревоги, агрессия нередко сопровождают наших детей. Таким образом, одной из первостепенных задач педагога становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности и. как следствие, формирование адекватной самооценки.

Мы все любим сказки, а дети особенно! Я в группе читаю ребятам сказки, после обсуждаю ее с ними. Мы ищем ответы на вопрос: чему научила нас сказка? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята "мудреют", познают жизнь, приобретают социальные навыки. Самое важное, создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом сказки, и неоднозначностью ситуации. Почему так произошло с героем? И что можно было сделать, чтобы изменить ситуацию. Для сказочного героя легче придумать выход из положения - ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

Конечно, сказочные задачи мы еще не решаем, а вот изменить конец сказки нам по плечу, ведь можно совместно с детьми, спасти колобка от верной смерти! При показе использую и кукольную ширму и различные атрибуты кукольного театра, многое из которых сделано своими руками!

Например, наши дети очень любят сказку «Колобок» , после многократного прочтения, и показа сказки, мы пытаемся драматизировать эту сказку, при этом мне нравиться использовать книгу Н.Сорокиной «Кукольный театр для самых маленьких» . Для этих целей мы создали огромное количество кукольных театров:

  • Кукольный театр (На плоскостной картинке, на кружочках…)
  • Стендовый театр (Теневой, фланелеграф, книжка..)
  • Театр на руке (пальчиковый, картинка на руке, варежковый..)
  • Верховые куклы (На гапите, на ложках, Бибабо..)
  • Напольные куклы (Марионетки, конусные)
  • Театр живой куклы (Ростовые куклы, театр масок)

Но это еще не все, после мы рисуем, лепим, делаем аппликацию на эту тему, что помогает детям укрепить знания и наделить героя своими чертами!

Сказкотерапия очень помогает нам на моменте адаптации малышей к детскому саду. Ведь слушая сказку, которую они читали с мамой дома, дети успокаиваются, а рассказывая незнакомую сказку ребенку, мы можем отвлечь его от грустных мыслей. Еще использую авторские психологические сказки, например, мне очень нравиться сказка КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, возраст: 2-5 лет, Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством (приложение 1) .

Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев» . Иногда я прошу детей «позвать сказку» , при этом они начинают громко хлопать и топать. Я так же использую аксессуары героя, либо изменяю голос, вхожу в роль. Можно, например, рассказать знакомую сказку «Репку» от лица мышки, получается забавно.

Механизмы реализации:

  • Релаксация;
  • Подвижная игра;
  • Куклотерапия (оживляя куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли) ;
  • Легенда или волшебная история;
  • Решение сказочных задач;
  • Сочинение собственных сказок;
  • Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;
  • Арт-терапия

Для релаксации мы применяем музыкотерапию, например прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» помогают детям успокоиться.

А вот поднять настроение ребенку помогают подвижные игры, такие как «У медведя во бору» , «Пузырь» , Кот и мыши» …

В работе с детьми я использую данные методы:

  • Опрос «Твоя любимая сказка»
  • «Слушаем сказку»
  • «Рассказываем сказку»
  • «Показываем сказку»
  • Рисуем любимую сказку.

Результат:

  • развитие речи, обогащение словаря
  • оптимизация эмоциональной сферы дошкольников
  • оптимизация межличностного взаимодействия дошкольников
  • развитие памяти, внимания, мышления
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие творческих способностей
  • развитие изобразительных навыков.
  • Исполнение ролей
  • Развитие коммуникативных навыков.

Ведь сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Наряду с этим, ведется еще и работа с родителями. Мною была разработана консультация на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности» , где подробно было рассказано о том, как сказка влияет на самосознание ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Практическая значимость. Разработанные в ходе проекта занятия по сказкотерапии смогут помочь воспитателям организовать работу по профилактике нарушений со стороны эмоциональной сферы.

Заключение.

Сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между частниками воспитательного процесса.

Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это развитие восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики.

Сказка для ребенка - это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Приложение 1

КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Возраст: 2-5 лет

Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза: «Не уходи, я боюсь один.»

Жила-была большая мама-Кенгуру.

И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения:

Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни общества, поэтому именно на этом этапе развития важно дать детям не только высокий уровень приобретения широкого круга знаний, умений и навыков, но и моральных ценностей и правил.

Современный мир характерен тем, что на смену самодельным игрушкам приходят электронные игры, роботы, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка наполнена информацией об истории народа, духовных и моральных ценностях, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях. Соответственно, сказкотерапия может использоваться как средство целенаправленного педагогического влияния на личность с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. Так как сказкотерапии является одной из современных технологий коррекционной работы, она широко используется педагогами-практиками в их деятельности.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой.

В литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, полезная работа со сказкой. Конец века расставил все по своим местам и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными педагогами и психологами. Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написали В. Бехтерева, А. Гнездилов, Т. Сергеева.

Значимость сказкотерапии как педагогической технологии лежит на поверхности. А прямой результат ее влияния на детское сознание - усвоение внушаемых ему нравственных установок и знаний об окружающем мире. Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты, как в окружающей действительности, так и во внутреннем космосе. Словом, сказка дает человеку то же, что и литература других жанров. С той разницей, что чаще всего она не требует от ребенка больших знаний и богатого нравственного опыта. Иными словами, требования к имеющейся базе в детской сказки посильные для ребенка. Именно поэтому сказкотерапия является одной из самых эффективных психолого-педагогических технологий в работе с дошкольниками.

Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить прежде всего ее универсальностью. Через анализ вымышленной ребенком сказки можно получить информацию о его жизни, актуальное состояние, способ преодоления трудностей. Используя сказку, воспитатель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Принимая участие в сказкотерапевтических сессиях, ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Немаловажным является то, что применение техник не формирует у детей зависимости от внешней помощи. Взрослый дает лишь общие ориентиры, основная работа осуществляется самим ребенком. Ребенок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение (таким образом прибегая и к самоанализу) и на его примере учится преодолевать трудности различного характера в реальной жизни.

Сказка развивает воображение ребенка, расширяет его кругозор. Слушая и анализируя сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций, который при необходимости может быть активизирован. Сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи (которые являются воплощением детских страхов и комплексов) превращаются в положительные.

Существуют различные методы работы со сказками. Уместно будет использовать и такой вид работы как рисование по мотивам сказки. Каждый ребенок выбирает и рисует фрагмент сказки, который хочет изобразить, героя, который больше всего понравился.
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа с детьми, выявления страхов у ребенка также выступает одним из действенных методов применения сказки.

Инсценировка эпизодов сказки, кроме психолого-педагогического эффекта, будет способствовать развитию творческих способностей ребенка. Между детьми распределяются роли (персонажей-зверушек и персонажей-страхов) с учетом эмоционального состояния детей и предыдущих рисунков. Если ребенок боится и отказывается, заставлять не нужно, пусть будет зрителем.

Также сказка может использоваться в качестве притчи. В этом случае сказка должна стать моделью поведения. Закрепления эффекта сказки происходит тогда, когда педагог расспрашивает детей, какую сказку слышали, кто из персонажей понравился и почему.

Сказкотерапию можно использовать в работе с детьми как на профилактическом, диагностическом, так и на коррекционном этапе.

Следует также остановить внимание на тех функциях , которые, по словам современных психологов сказкотерапевтов (Г. Ожиганов, Е. Цопа, Е. Заика, Д. Арановский-Дубовис, Д. Соколов), присущие сказке на современном этапе ее использования:

  • диагностическая функция (используя сказку как проективную методику, опытный педагог может с высокой степенью точности определить причину проблемы, с которой столкнулся ребенок;
  • терапевтическая функция, которая позволяет, во-первых, психологически готовить ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям, во-вторых, символично отражать физиологические и эмоциональные стрессы, в-третьих, принять в символичной форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях, в-четвертых, отказаться от интеллектуальных интерпретаций и полностью принять всю гамму эмоциональных переживаний и т.д.;
  • воспитательная функция. Сказка - непревзойденный инструмент воспитательного воздействия именно потому, что лишена директивности. Она позволяет в мягкой форме объяснять ребенку как следует поступать, а что может принести вред.

Для реализации этих функций могут использоваться как уже существующие народные и авторские сказки, так и современные, созданные с определенной целью. Специалисты Института сказкотерапии говорят об использовании таких видов сказок для психотерапевтической, диагностической и воспитательной работе:

  • художественные сказки (несут в себе и дидактический, и психокоррекционный, и даже медитативный аспекты). Художественные сказки создавались вовсе не для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Как разновидность художественных, народные сказки создавались и создаются веками и не имеют конкретных авторов. Народные сказки несут чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять внутренние переживания;
  • дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;
  • психокоррекционные сказки создаются для деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замена неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Стоит заметить, что применение психокоррекционной сказки ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематикой (неадекватное, неэффективное поведение);
  • психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста. Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти, отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны. К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, истории Ветхого завета, некоторые сказки Г.-Х. Андерсена;
  • медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Основная задача медитативных сказок - создание в нашем бессознательном позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления. Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию ситуации.

Процесс создания новых сказок продолжается и сегодня. Особенностью этого процесса является некоторое расширение функциональной нагрузки сказки, которая все чаще создается и направляется на применение в конкретном случае. Воспитатели для успешности педагогической деятельности могут применять собственные сказки, но при их составлении также необходимо соблюдать определенные рекомендации:

  1. Во-первых, нужно выбирать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Во-вторых, описать жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого надо ввести героя в проблемную ситуацию, соответствующую реальной, которую переживает ребенок.
  3. Поиск героем путей решения проблемы необходимо сопровождать комментариями, демонстрацией ситуации с разных точек зрения. Можно ввести помощника - мудрого наставника. В конце делаем вывод, привлекая к этому ребенка. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытые причины определенного поведения, страхов и комплексов ребенка.

На первый взгляд, может показаться, что сказкотерапия пригодна только для работы с детьми, но это не так. На современном этапе метод сказкотерапии успешно применяется в работе с тяжелыми онкологическими больными (опыт А. Гнездилова), подростками с трудностями в воспитании, взрослыми людьми, которые по той или иной причине оказались в кризисном жизненном положении (опыт Д. Соколова). Это направление сказкотерапии на сегодня еще недостаточно разработанно и требует дальнейшего развития и совершенствования.

Перспективным является развитие сказкотерапии в направлении применения ее в работе со взрослыми, а также воспитание новых специалистов в этой области.

Итак, сказочная терапия представляет собой наблюдение и раскрытия внутреннего и окружающего мира, осмысление пережитого, моделирование будущего, процесс подбора для каждого ребенка его «личной» сказки. В сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели отношений, определяются ценности и идеалы, которые способствуют формированию духовно здоровой, компетентной личности. А обязательный «счастливый конец» становится основным средством этого вида терапии, помогающей детям избавиться от страхов и комплексов.

Сказкотерапия - это метод, позволяющий пользоваться приобретенным в ходе исторического развития человечества опытом для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этой педагогической технологии - это целостное, духовное развитие человека (ребенка, подростка, взрослого), это возможность создания благоприятной почвы для становления целостной, творческой личности.

«Здоровьесберегающие технологии» – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика);

2. Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых – день здоровья, физкультурный праздник, точечный массаж);

3. Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, цветотерапия, фонетическая ритмика, сказкотерапия).

Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий являетсясказкотерапия , которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Выделяют несколько функций сказок:

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идеи ценности метофоры как носителя информации: – о жизненно важных явлениях;

– о жизненных ценностях;

– о постановке целей;

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

– как устроен этот мир, кто его создал;

– что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

– какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ним справляться;

– как приобретать и ценить дружбу и любовь;

– как прощать.

Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстегнеева:

1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2. Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;

– Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.

– Сказки о преобразовании. Например, сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

– Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок детям семи лет, необходимо учитывать что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным.

– Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.

3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».

4. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. Так например, на непосредственно-образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.

5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.

6. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Основные методы, используемые в сказкотерапии:

– Рассказывание сказки.

– Рисование сказки.

– Сказкотерапевтическая диагностика.

– Сочинение сказки.

– Изготовление кукол.

– Постановка сказки.

Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но не в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.

В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

В.А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей, зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».



error: Контент защищен !!