Экспериментирование на прогулке во второй младшей группе. Экспериментирование во второй младшей группе «Волшебная вода. Что-то в коробке

Юлия Кудливская
Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе».

1. Вводная часть:

- Проблема:

Ребёнку младшего дошкольного возраста сложно добывать знания самостоятельно, оперировать ими, творчески мыслить, делать выводы. Познавательные и умственные способности детей развиты недостаточно.

- Актуальность:

В условиях современной жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создают условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Нужно только помочь ребёнку и начать это как можно раньше. Опыты помогут развить мышление, логику, творчество ребенка, позволят наглядно показать связи между живым и неживым в природе. И тем самым способствуют подготовке ребёнка к жизни в современном мире.

- Цель: через опытно – экспериментальную деятельность содействовать развитию познавательной активности, наблюдательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи детей. Развивать внимание, память, зрительную и слуховую чувствительность. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

- Задачи:

1. Обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении;

2. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления;

3. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира;

4. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи в окружающем мире.

- Тип проекта: познавательно – исследовательский.

- Предмет исследования: объекты неживой природы, внедрение методов познавательно – исследовательского обучения в образовательный процесс.

- Проблема исследования: отсутствие экспериментирования или нерегулярное использование методов познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми влечёт за собой снижение качества подготовки детей к обучению в школе.

- Гипотеза:

Систематическое использование методов познавательно – исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей, а значит высокому уровню подготовки детей к школе.

- Ожидаемый результат:

1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

3. Обогатить предметно – развивающую среду в группе;

4. Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.

- Методы, приёмы:

1) Наблюдение;

2) Обследование;

3) Беседа, рассказ воспитателя, загадки, использование художественной литературы;

4) Вопросы проблемного характера;

5) Дидактическая игра, подвижная игра;

- Ресурсы:

игровой материал, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, художественная литература, Интернет - ресурсы

2. Подготовительный этап:

- Литература:

1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 3 – 4 лет»;

2. Воробьёва В. М. «Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы»;

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»;

4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;

5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»;

6. Попова Т. И. «Мир вокруг нас»;

7. Соломенникова О. С. «Ознакомление с природой»;

8. Соломенникова О. С. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада»;

- Развивающая среда:

С целью внедрения проекта опытно – экспериментальной деятельности в образовательный процесс нами была проведена предварительная работа:

Создан и оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности, доступный для самостоятельной деятельности детей;

Подобран дидактический, игровой материал, художественная литература;

Подобрана и изучена литература по опытно – экспериментальной деятельности детей в соответствии с возрастом детей.

- Мониторинг на начало года (см. данные Мониторинга на Заключительном этапе)

- Разработка плана работы с детьми и родителями (см. Практический этап)

- Подборка опытов.

3. Практический этап:

- Комплексно – тематический план

Для проведения опытно – экспериментальной деятельности был разработан план по исследованию неживой природы.

Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста организовать 2 раза в месяц по 10-15 минут.

Формы работы: учебно – игровая, коммуникативно – деловая, экспериментально – исследовательская.

ПЛАН:

Работа с литературой

Диагностика детей

Цель: Создание уголка опытно – экспериментальной деятельности, выявление уровня знаний детей о неживой природе, разработка комплексно – тематического плана.

Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)

2. Опыт «Что в пакете?»

Обнаружение воздуха в окружающем пространстве

Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не

ломается, лёгкое, не тонет)

2. Опыт «Свойства льда»

Ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий)

Ознакомление со свойством снега при повышении температуры таять,

тает и переходит в жидкое состояние – воду

2. Опыт «Свойства воды»

Ознакомление со свойством воды при понижении температуры превращаться

в лёд, а при повышении – постепенно превращаться в воду

Ознакомление со свойствами бумаги: мнётся, рвётся, размокает в воде и

со свойствами ткани: мнётся, рвётся, её можно стирать и гладить

Ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух

2. Опыт «Весёлые кораблики»

Ознакомление с свойством предметов – плавучесть

Ознакомление со свойствами снега – таять и превращаться в воду

Ознакомление со свойствами солнечных лучей – испарение,

нагревание предметов

2. Опыт «Узнаем, какая вода»

Ознакомление со свойствами воды – прозрачная, без запаха, льётся

Отчёт на родительском собрании и педсовете

Подведение итогов, планирование работы на следующий год

- План работы с родителями

Проект «опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе» предусматривает работу с родителями. С этой целью был разработан план работы с родителями.

ПЛАН

они детям?»

2)Анкетирование родителей на тему: «Организация

поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: Выявить уровень знаний родителей по данной теме

Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса

2)Оформление наглядной информации в родительском уголке

Цель: Привлечение родителей к оказанию помощи в оборудовании уголка, повысить интерес к опытно – экспериментальной деятельности

Повысить уровень знаний родителей по теме «Опытно – экспериментальной деятельности детей младшего возраста»

активности дошкольников. Как организовать домашнюю лабораторию»

Цель: Донести до родителей важность экспериментирования в жизни детей и роль родителей в этой работе

детьми младшего возраста»

Цель: Повысить уровень компетенции родителей, оказать помощь и совет в организации экспериментирования с детьми дома

к наблюдению и экспериментированию»

Цель: Дать родителям советы и рекомендации по поддержанию интереса у детей к экспериментированию

Цель: Представление родителями своего первого опыта

Цель: Обогатить знания родителей по экспериментальной деятельности опытами из личной «копилки». Привлечь к участию в совместной деятельности с педагогом

Цель: Познакомить родителей и коллектив ДОУ с достижениями экспериментальной деятельности нашей группы

2) Отчёт на педсовете

3) Участие в районном конкурсе проектов по опытно -

экспериментальной деятельности с детьми.

4. Заключительный этап:

- Мониторинг

- Анализ:

Для того, чтобы дети смогли овладеть элементарными способами практического взаимодействия с окружающей средой мы начали эту работу с младшей группы. К концу года результаты детей были следующими:

1) Могут устанавливать простейшие связи при наблюдении ха конкретными фактами, явлениями природы;

2) Знают некоторые свойства воды, воздуха, снега, льда, дерева, бумаги, солнечных лучей;

3) Лучше овладели практическими умениями во время проведения разнообразных опытов;

4) Проявляют любознательность, самостоятельность;

5) Стали понимать цель наблюдения, пользуются сенсорными и обследовательскими действиями;

6) Стали понимать вопросы проблемного характера и проявлять самостоятельность в поиске ответа на них;

7) Стали развиваться познавательные и речевые умения;

8) Стали бережнее относиться к природе.

- Вывод:

Цель проекта достигнута, гипотеза проекта доказана.

Сентябрь

Тема № 1 «Свойства песка»

Цель:

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка.

Оборудование: песок (для проведения занятия в группе), лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?

Дети по очереди рассказывают, что знают о песке

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.

Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы

Опыт №1 «Почему не получился куличик?»

Цель : ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

Описание опыта

Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.

Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы

Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель : продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого - нет.

Описание опыта:

Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.

В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.

Заключение: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.

На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты

Опыт №3. « Песок и земля»

Цель: ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).

Описание опыта:

У каждого ребёнка на столе горшок с песком, банка с землей и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в стакан с землей, а затем в стакан с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево. Совместно с педагогом делают вывод о том, что земля сухая, твёрдая, а песок — рассыпчатый.

Опыт № 4. «Определение цвета».
Цель: ознакомление со свойством песка (цвет).

Ход: Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло - желтого).
Воспитатель: А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного)
Вывод. Сухой песок светлый, а мокрый темный.

Опыт № 5. « Из чего состоит песок?»
Цель
: ознакомление со свойствами песка.

Ход: у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?

Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.

А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.

Физминутка:

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Опыт № 6. «Движение песка».

Цель: ознакомление со свойствами песка.

Ход: ребята, как вы думайте, песок может двигаться? А как это проверить?

Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит? А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?

Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет.

Как вы думаете, можно на песке рисовать? А на каком песке можно рисовать? Чем можно рисовать? Дети рисуют по сырому песку зубочисткой, а по сухому пальчиком. Во время рисования звучит спокойная музыка.

Октябрь

Тема №2 «Ветер по морю гуляет»

Опыт № 1 «Море»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха - это ветер, различать его силу.

Описание опыта: В глубокую емкость набрать воду, пустить бумажные корабли. Дети сильно дуют.

Воспитатель: Ребята хотите послушать волшебную сказку?

Дети: Да.

Воспитатель : В некотором царстве, в некотором государстве, жили - были три брата. Старший брат - Ветрище, средний - Ветер, а младший - Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать.

Я гоняю стаи туч,

Я волную сине море

Всюду вею на просторе.

Воспитатель: Ребята, сильный ветер это плохо, как вы думаете почему?

Дети: Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.

Воспитатель: Сильный ветер это хорошо, как вы думаете почему?

Дети : Разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться.

Воспитатель: Ребята, а каким еще словом можно назвать Ветрище?

Дети: Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга.

Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем, что сильный ветер - это хорошо, а иногда и плохо.

Вывод : Сильный ветер это очень сильное движение воздуха оно опасно.

Опыт № 2 «Как работает воздух»

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.

Ход опыта :

  1. Предложите малышу скомкать один лист бумаги.
  2. Затем пускай встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок.
  3. Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

Опыт № 3 « Воздух есть везде»Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Ход опыта :

  1. Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая.
  2. Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки.
  3. А теперь - пусть нажмет на бутылку.
  4. Что заставило шарик надуться?
  5. Пускай малыш зарисует то, что у него получилось.

Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик.

Опыт № 3 «Дети машут веером»

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

Описание опыта: ребята я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали? Ветерок.

А вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать?

Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб. - Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали? Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение. Что такое ветерок? Это слабое движение воздуха.

Хорошо, что солнце светит!

Хорошо что дует ветер!

Хорошо что этот лес вырос прямо до небес

Хорошо что в этой речке очень синяя вода

И мы дружные всегда.

ОПЫТ №4 « Иллюстрация песчаной пустыни»

Цель:

Описание опыта: Перед каждым ребенком стеклянная банка с песком. Песок в банке - это личная пустыня ребенка. Дети дуют в банку, через трубочки. Что с ним происходит? Сначала появляются волны как в миске с водой, а затем песок перемещается в другое место, потом появляется песчаный холмик. Такие холмы можно встретить в пустыни, они называются барханами, с помощью ветра песок путешествует по пустыни.

Опыт № 4 «Волны»

Опыт № 5 «Волны»

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Описание опыта:

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море».Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получает-ся? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.

НоябрьТема № 3 «Узнаем, какая вода»

Цель:

Ход: загадка:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (Вода)

Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Люди пьют воду; варят еду; моют грязные фрукты и овощи; каждый день моют руки и лицо; поливают растения, чтобы не засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов; люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт № 1«Вода - жидкость», «У воды нет запаха»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

Описание опыта : дать детям два стаканчика: один - с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Что происходит с водой? Она льётся. Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Опыт № 2 «Вода прозрачная».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная).

Описание опыта : перед детьми два стаканчика: один - с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?Вода прозрачная, а молоко — нет.

Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? Нет.

Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений - не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями

Кап, кап…

Только кто её поймёт — Недоумённо разводят руками в

Кап, кап? стороны

Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.

Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как

распускаются цветы.

И весенняя листва, Удерживают руки перед собой.

И зеленая трава… Сидя на корточках, шевелят пальцами,

словно гладят траву.

Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.

Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения.

Б. Заходер

Опыт №3 «Вода - растворитель».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Описание опыта:

На столе два блюдца: в одном - обычный песок, в другом - сахарный песок. Два стакана с водой.

Опыт проводит воспитатель.

В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.

Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.

Детям предлагается попробовать раствор - он сладкий.

Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые - нет. Значит вода растворитель.

Опыт № 4 «Вода - растворитель».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Описание опыта:

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

Тема № 4 «Бумага, ее качества и свойства»

Цель : формировать умение узнавать предметы сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Ход : дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С. Михалкова:

Простой бумаги

Свежий лист,

Ты бел, как мел.

Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука!

Чем станешь ты?

Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Опыт №1 «Бумага мнется»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Описание опыта:

Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Верно, о бумаге. Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами. Какого цвета бумага? Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая). Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой. Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей). Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще. Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей).Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей). Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ. Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей). ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ. А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ И РВЕТСЯ.

Опыт № 2 «Бумага намокает»

Цель:

Описание опыта:

Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).

Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.

Опыт № 3 « Бумага для рисования»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).

Описание опыта: в озьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось? Закрепляем рисунком на выбор.

Дети, посмотрите вокруг! Назовите каждый по одному предмету, сделанному из бумаги. А как вы думаете, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? (ответы детей). Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы.

Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

ВЫВОД: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.

Январь

Тема № 5 «Снег, какой он?»

Опыт № 1 «Снеговик»

Цель:

Описание опыта:

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку - Снеговика. Малыши ее рассматривают, трогают. Что это? (Снеговик), Вы хотите с ним поиграть? Снеговик рассказывает: “Я хотел слепить из снега “пирожки”, но не умею”. Как же помочь нашему Снеговику?

Воспитатель побуждает ребят к высказываниям (слепить “пирожки”).Из чего? (Из снега), Где взять снег? (На улице)

Воспитатель вносит в группу емкость со снегом, собирает вокруг себя детей. Воспитатель показывает снег, говорит, что он белый, холодный. Дети повторяют слова за воспитателем, трогают снег.

“В комнате снег начинает таять, становится липким. Почему?” (Тепло).

Показ воспитателя. Снег стал липкий, из него можно лепить разные фигурки, “пирожки”. Далее воспитатель совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные фигурки (“рыбка”, “цветочек”, “бабочка” и т.п.).Воспитатель предлагает детям формовать из снега фигурки, поясняет, что снег надо брать совочком.

Самостоятельная работа детей.

Малыши самостоятельно (под наблюдением воспитателя и Снеговика) переворачивают наполненные снегом формочки на поднос. Затем подносы устанавливаются на общий стол. Дети угощают Снеговика.

Опыт № 2 «Мы снежинки»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Описание опыта:

Послушайте загадку.

Он пушистый серебристый

Но рукой его не тронь

Станет капелькою чистой

Как положишь на ладонь

Что это такое?

Снег.

Да, ребята снег. Это ледяные хрусталики в виде шестиугольных пластинок или звездочек - снежинок. Показываем детям рисунки снежинок. Снежинки - это застывшие капельки воды. Ребята, а кто из вас знает: Можно ли лепить из снега в морозную погоду? Нет, снег не слипает? А в теплую погоду снег, какой? Сырой, тяжелый, липкий, влажный. А кто из вас наблюдал, как падает снег в теплую морозную погоду? Хлопьями, отдельными снежинками. Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Снег быстрее растает на ладони потому, что она теплая. А что будет со снегом в теплом помещении? Снег растает и получится вода.

Отгадайте загадку.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять "

Вода

Воспитатель: показывает детям 2 пробки со снегом. Опускает их в банки с теплой и холодной водой.

Посмотрите внимательно, в какой воде снег растает быстрее в теплой или холодной? В теплой.

Опыт № 3«Снег холодный и белый »

Цель : выявить свойства снега.

Описание опыта :
Воспитатель приносит в ведерке снег. Показывает детям:
- Посмотрите, что лежит у меня в ведерке. Кто знает, откуда я его принесла?
- Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный).
Предлагает детям поочерёдно взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? (хоровой и индивидуальные повторения).
- Давайте погреем свои ручки, подуем на них, как я (Воспитатель показывает, как надо дуть на ладони).
- Вы чувствуете, как идет тепло? Что ты чувствуешь, Егор? А ты, Маша?
(индивидуальные повторения).
Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором заранее стоят ведерки со снегом и небольшие совочки.
- Давайте положим снег в блюдца, (при этом блюдца ставятся на черный лист картона или бумаги).
- А теперь скажите, какого цвета снег? Если дети затрудняются назвать цвет, педагог называет сам: снег белого цвета.
- Посмотрите, что у меня в кружке? Показывает всем детям: переливает воду из кружки в стеклянный стакан.
- Ведь кружку я наполняла снегом. А куда же делся снег? (Снег растаял)
Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы принесли в теплое помещение, он сразу начал таять и превратился в воду.
В ваших ведерках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять.
- А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная).
- А откуда тогда можно пить? (Из крана, чайника, баллона).
- А почему из крана, чайника, баллона воду пить можно, а из растаявшего снега нельзя? (Она грязная).

Февраль

Тема № 6 «Свойства льда»

Опыт № 1 «Ледяная избушка»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).

Описание опыта : сюрпризный момент: на закрытом платочком блюдечке, лед. Воспитатель подходит ко всем детям и предлагает пощупать пальцами и сказать, что там находится. Дети, трогая руками, говорят, что холодный, скользкий, сырой. Ребята, а кто догадался, что там? (Лед)

А как получается лед? А он какой? (твердый, скользкий, гладкий). А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом? Ребята, в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла? А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в теплом помещении. А пока наша избушка будет таять, мы поиграем в игру.

Физминутка. (Имитируем лису и зайца, или играем в игру «снежинки и лед»- когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово - лед, «твердеют», останавливаются и замирают).

Посмотрите наш лед немножко уже растаял. Откуда это заметно? (уменьшился лед, потекла вода). Пока еще полностью не растаяла наша избушка, мы давайте вспомним сказку. Показ иллюстраций к сказке «лиса и заяц». Идет беседа. Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису? По окончании занятия подводим детей к нашему опыту. Что случилось со льдом?

Опыт № 2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Описание опыта: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

Цель : В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Описание опыта : воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать деревья на участке

Рассмотреть с детьми воду налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета.

Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества.

Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают).

Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода.

Опыт № 4 «Цветные бусы» Также сделать бусы из коробки из - под конфет. В формочную коробку залить цветную воду, чередуя цвета с прозрачной водой. Затем в налитые формочки положить толстую, длинную нить для бус и также убрать на мороз.

На прогулке предложить посмотреть, что произошло с водой. Предложить детям украсить деревья на участке и полюбоваться красотой, которую дети сделали своими руками.

Март

Тема № 7 «Плавает-тонет»

Опыт № 1 «Мяч»

Цель : познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Описание опыта: Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.

Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.

Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.

Ваня, что делает мяч? (плавает, не тонет).

Серёжа, ты тоже посмотри, что с мячом? (плавает, не тонет). И т.д.

Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.

А вот Аня сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду(ребёнок выполняет действие).

Что случилось с камнем? Ваня подойди и посмотри.

Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.

Иди Серёжа, брось камушек. Что случилось с камушком? (утонул, лежит на дне таза). Вызываю по очереди всех детей.

Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).

Правильно. Мячик - резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень - тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.

Поняла Катя? (кукла говорит спасибо).

Пожалуйста, Катя. Ребята, Кате надо спешить к другим детям и рассказать обо всём, что с ней произошло сегодня. До свидания, Катя.

И нам тоже надо идти и всё рассказать и показать ребятам.

Опыт № 2 «Разноцветная вода»

Цель: закрепить свойства воды

Описание опыта : предложите детям стать «волшебниками» и сделать воду разноцветной. Спросите их, как прозрачная вода может изменить свой цвет?

Возьмите несколько емкостей с прозрачной водой, приготовьте кисть и гуашь. Используя краску, вместе с детьми окрашивайте воду в стаканчиках, как она изменяется.

Вы уже проводили опыт «Прозрачность воды», попробуйте опустить игрушку-киндер или ложечку в стакан с краской, обсудите плавает - тонет. Сделайте вывод: в светлой краске - игрушка видна, но не полностью, а в темной игрушку - не видно.

Опыт № 3 « Плавает, тонет или растворяется»

Цель: исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Ход опыта :

  1. Постелите на столе клеенку, налейте в миску теплую воду.
  2. Предложите малышу взять камень и медленно и осторожно, без всплесков, опустить его в воду.
  3. Теперь смотрим, утонул ли он.
  4. Пинцетом малыш вынимает камень, кладет в коробочку для предметов, которые тонут.
  5. Теперь пускай повторит опыт для дерева и других предметов. Каждый из них малыш вынимает пинцетом и раскладывает в соответствующие коробочки для плавающих, тонущих предметов. С тем, что растворяются, поступим так: несколько крупинок сахара и соли сухим пинцетом отложим в коробочку для растворяющихся веществ.

Вывод: Тонут железо, камень, стекло. Ткань и бумага тонут, когда намокнут. Не тонет дерево и легкая пластмасса. Растворяется сахар и соль.

Опыт № 4 «Что тяжелее?»

Цель: сравнить свойства песка, камня, в воде.

Оборудование: камни, сухой песок, банка с водой, песочные часы.

Ход опыта: д ети располагаются вокруг стола педагога. Сенсорное обследование объектов природы: рассматривание, ощупывание, нажатие. Дети могут бросить камень на пол и услышать его стук, прослушать шуршание струйки песка, звук льющейся воды с последующим их сравнением.

Педагог в банку с водой опускает одновременно камень и песок, а дети наблюдают за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче.

После серии опытов можно подвести итог об использовании природных материалов (песка, камней) в быту. Демонстрация песочных часов, игрушек и т.д.

Апрель

Тема № 8 «Угостим петушка и курочку зернышками»

Опыт № 1 «Сею, сею, просеваю»

Цель : развиваем мелкую моторику, наблюдательность.

Оборудование. Крупа, ситечки, ведёрки, миски, песок.

Описание опыта: как отделить мелкую крупу от крупной? Предложить попробовать отделить руками. Трудно и долго. Показать, как можно быстро, (например, гречку от манки) используя сито. Отметить, что это более удобно. Раздать ситечки, песок и камешки. Дети просеивают песочек самостоятельно. Почему камешки остались в ситечке? Делают вывод.

Опыт № 2 «Как быстро перебрать крупу»

Цель : сравнить свойства крупы.

Оборудование: стеклянная банка (именно прозрачный сосуд, для того, чтобы дети могли видеть, какие изменения происходят, горох, фасоль, греча (можно брать любые другие крупы, самое главное, что бы они были разной формы, величины, цвета).

Описание опыта: воспитатель подходит к уголку экспериментирования и говорит: «Посмотрите, какой беспорядок! » Ну, естественно дети моментально реагируют, подбегают, и начинают выяснять, что произошло. Подбежать могут все, но постепенно останется несколько человек, остальные могут пойти и заниматься дальше своими делами. Вскоре они замечают, что крупа в банках перемешена.

Как вы думаете, что произойдет, если банку потрясти? (Ответы детей)

А хотите попробовать, и увидеть, что же получиться? (Ответы детей)

Вспоминаем правила безопасности! Но сначала, ребята, нам нужно вспомнить, чем же могут быть опасны мелкие предметы? (Ответы детей)

В уши, нос нельзя совать мелкие предметы,

Могут там они застрять,

Помните об этом!

Педагог: а теперь сделайте так: осторожно, но энергично, потряхивайте банку. Что вы видите? (Ответы детей)

Делаем вывод: более крупные плоды фасоли и гороха оказываются сверху.

Педагог: переложите фасоль и горох в баночки (вовремя перекладывания обсудите с детьми форму, размер, цвет).

Педагог: Как вы думаете, почему крупные плоды появились на поверхности?

Делаем вывод: Более мелкие крупинки гречи проваливаются между более крупными, плотно прилегают друг к другу. Фасоль и горох выталкиваются на поверхность.

Опыт № 3 «Чудеса из манной крупы»

Цель : познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.

Описание опыта : рассказать об этом виде рисования и показать, мне поможет удивительная история.

«Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги дружные. Эти вещи нужные!»

Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг послышался тоненький шелестящий голосок, который был чем - то недоволен - это была Манная крупа. Она все больше начинала ворчать и возмущаться:

- Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы людям помогаете выполнять серьёзную работу!

А я! Я только крупа, нужна для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно!

Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась в этот разговор и постаралась объяснить Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше.

- Ты не поверишь, Манная крупа, но с помощью тебя можно рисовать яркие и незабываемые рисунки! Смотри!

1 способ . Рисование на подносе (для детей раннего возраста). Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.

Опыт № 4 «Проращивание фасоли»

Цель : расширить представления детей о росте растений.

Последовательность наблюдения опыта : выбрать здоровое, неповреждённое семя фасоли, и положить его на лоток с влажной марлей (ватой) - это начальный этап наблюдения. Дети наблюдают, на какой день у фасоли появится росток. На втором этапе - дети сажают проросшее семя фасоли в горшок с почвой, периодически поливают. Наблюдают за появлением первого листа у растения. В дальнейшем наблюдают за ростом растения.

Тема № 9 «Травка зеленеет, солнышко блестит».

Опыт № 1 «Огород на окне»

Цель : показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.

Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.

Описание опыта :

Вот-вот наступит весна солнечная, радостная, теплая. Но весна - трудное время для нашего организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. И тут к нам на помощь приходит: «золотистый» и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он, обжигает... не лимон. Что это? (показываю луковицу) В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Это луковица. Скажите какого цвета лук? Какой он формы? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из не вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показать его), вот отсюда растет зеленый лук. Покажите, от куда растет зеленый лук? А вот низ лука донце (показать), скажем все вместе: "донце". Покажите где донце у вашего лука? Лук надо сажать донцем вниз. Посмотрите, как я буду сажать? "донцем вниз". Я сажаю с некоторым усилием, а чтобы луковица дышала и грелась на солнце не очень близко друг к другу, чтобы не было тени. А сейчас возьмите луковице правильно донцем вниз и посадите на нашу грядку. Нам осталось обильно полить, чтобы разбудить корешки к жизни. С помощью ребенка поливаем посадку лука. Давайте поиграем в игру "Расти, расти лучок". Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцом вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю вас водой, вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим вот и вырос наш лук (дети выпрямляются), что мы будем делать с нашей посадкой, чтобы лучок быстрее вырос? (поливать, поставить на свет и тепло).

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Опыт № 2 «Веточка березы»

Цель : наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле.

Последовательность наблюдения: в зимнее время вносят ветки, ставят их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят за раму, затем наблюдают за распусканием почек.

Тема № 10 «Солнечные зайчики» - поиграем с солнышком.

Опыт № 1 «Солнечные зайчики»

Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.

Выполнение эксперимента: воспитатель демонстрирует появление солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами.Зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света. Пускать солнечные «зайчики» можно только в освещенном помещении.

Воспитатель показывает детям, как пускают солнечных «зайчиков».

Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки. Дети выясняют, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние) .

Воспитатель предлагает детям пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света.

Почему солнечные «зайчики» не появляются? (Нет яркого света) .

Вывод: Солнечный «зайчик» появляется путем отражения света от блестящих поверхностей.

Опыт № 2 «Свет повсюду»

Цель : показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, сундучок с прорезью.
Описание игры - эксперимента :
Галчонок Любознайка предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что ещё может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадает свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Опыт №3 «Фонарик»

Цель : показать значение света.

Описание игры - эксперимента:
Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим
на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему
образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему
до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать
тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям
подарок.

Путятова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экспериментирование во второй младшей группе"
Дата публикации: 19.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка Путятовой Г.Н., воспитателя МБДОУ № 16

«Ласточка» ст. Новорождественской

Экспериментирование во второй младшей группе.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи

окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного

учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом

обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании

картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах,

установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к

исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,

классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и

любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по

ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний,

с этическими правилами жизни в обществе.

Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности.

Познание окружающей действительности должно идти через практическое

получение и применение знаний, умений и навыков. Уже в дошкольном

возрасте дети достигают больших успехов в познании.

Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

предполагает решение следующих задач:

Формирование у детей диалектического мышления, то есть способности

видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с

помощью наглядных средств;

Развитие поисково-познавательной деятельности детей путем включения их

в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости,

критичности, самостоятельности

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском

саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах

изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со

средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

процессы.

Развивается речь.

Формируется самостоятельность, целеполагание, способность

преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения

определенного результата.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности,

формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения

общего уровня двигательной активности.

Место экспериментирования в течении дня в зависимости от характера

наблюдений и экспериментов, их проведение в распорядке дня может быть

Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая

сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в

уголке природы, в группе или на участке.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.

Плановые эксперименты. Воспитатель заранее определяет

задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы

руководства экспериментом.

Эксперименты как ответ на детские вопрос. Выслушав вопрос, воспитатель

не отвечает на него, а предлагает ребенку самому найти ответ, проведя

несложное наблюдение, опыт или эксперимент. Если работа не сложная, то

она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка,

воспитатель ее планирует.

В своей работе с детьми мы используем следующие приемы

руководства опытами и экспериментами:

1. Работа руками детей при помощи воспитателя

2. Совместная работа воспитателя и детей

3. Помощь воспитателя детям

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста,

занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить со

2-й младшей группы.

При наборе группы детей 3-летнего возраста в начале учебного года

первый вопрос, с которым сталкиваются педагоги, – их адаптация к условиям

детского сада. Это сложный период для родителей и воспитателей, а для

ребенка в большинстве случаев – это стресс.

Одна из главных задач воспитателя в период адаптации – заинтересовать,

увлечь ребенка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад, а для

этого его нужно постоянно удивлять. Но чем можно удивить ребенка?

Игрушки в данном случае дают кратковременный эффект.

Л. Г. Пыжьянова в статье «Как помочь ребенку в период

адаптации» отмечала, что игры с водой действуют на детей умиротворяюще

и обладают большими развивающими возможностями. В период адаптации

главным фактором является их успокаивающее и расслабляющее

воздействие.

Выбор игры в зависимости от эмоционального состояния ребенка

позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое

активно нами используется, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и

в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие

проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы

колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и

Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию,

пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами

некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей;

льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на

предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают

разные звуки; и др.

Мы проводим следующие эксперименты:

- «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из

влажного песка можно лепить.

- "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает

чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.

- «Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то

появится тень.

- «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это

замороженная вода. И др.

- «Тонет - не тонет»

- «Какая вода на вкус»

- «Течет – не течет»

- «Льется – переливается»

В этом возрасте в экспериментировании воспитатель ставит цель опыта,

помогает детям продумать план его проведения, и вместе с детьми

осуществляет необходимые действия. Постепенно привлекаем детей к

прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы

подуем на одуванчик?"

Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование,

выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым,

развивая собственную исследовательскую активность детей. Например,

в опыте по ознакомлению со свойством воды – прозрачная.

Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко.

В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что

происходит. Затем совместно делаем выводы:

Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может

поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей нами

систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности

дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию мы

этого постоянно обновляем наглядную информацию по проведению

исследовательской деятельности.

Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в

Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к

исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее стали

обращаться за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Также родителям были предложены консультации по вопросам успешной

адаптации детей к ДОО, используя игры с водой в домашних условиях.

В ходе наблюдений за детьми мы вместе с родителями отметили, что

процесс адаптации детей к ДОО проходит стабильно, дети быстро

включаются в воспитательно-образовательный процесс, с увлечением играют

Ольга Киба
Проект: «Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе»

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Маленькие почемучки("Советы умного филина")»

(во второй младшей группе)

Воспитатель: Киба Ольга Владимировна

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы и неживой природы во второй младшей группе»

Творческое название проекта: "Маленькие почемучки"("Советы умного филина")

Актуальность:

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Цели проекта:

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи проекта:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения;

Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Тип проекта: опытно-экспериментальный.

Ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Опыты по экспериментированию с объектами неживой и живой природы

ОПЫТ № 1. «Песок»

Цель: Рассмотреть форму песчинок

ОПЫТ № 2. «Песчаный конус»

Цель: Ознакомление детей со свойствами песка (сухой – влажный- мокрый, сыпучий – сыплется – высыпается.)

ОПЫТ № 3. «Куличики»

Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка

ОПЫТ № 4. «Вот какой песочек»

Цель: Развитие восприятия, воображения, логического мышления;

обогащение словарного запаса; развитие мелкой моторики;

закрепить знания детей о свойства и особенностях песка

ОПЫТ № 5. «Свойства воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, цвета). ОПЫТ № 6. «В час по чайной ложке»

Цель: Закрепить первоначальные представления о воде (прозрачная, течет, льется).

ОПЫТ № 7. «Волшебница вода»

Цель: Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)

ОПЫТ № 8. «Живая вода»

Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.

ОПЫТ № 9 «Плавает-тонет»

Цель: Показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью

ОПЫТ № 10 «Сквозь сито»

Цель: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

ОПЫТ № 11. «Научи яйцо плавать»

Цель: Объяснить свойства соленой воды.

ОПЫТ № 12. «Цветные льдинки»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода при охлаждении превращается в лед.

ОПЫТ № 13. «Снег и его свойства»

Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

ОПЫТ № 14. «Что в пакете?»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

ОПЫТ № 15. «Игры с соломинкой.»

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

ОПЫТ № 16. «Летающий шарик»

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на длительность его полета.

ОПЫТ № 17. «Мыльные пузыри»

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

ОПЫТ № 18. «Росток»

Цель: Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

ОПЫТ № 19. «Луковая грядка»

Цель: Закрепить знания детей о воде и воздухе, их значении в жизни.

ОПЫТ № 20. «Бумага, ее качества».

Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства.

ОПЫТ № 21. «Бумага, ее свойства».(цветок лотоса)

Цель: Повторить о предметах, сделанные из бумаги, определять ее качества и узнать свойства.

ОПЫТ № 22. «Древесина, ее качества и свойства».

Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из древесины, определять ее качества и свойства.

ОПЫТ № 23. «Ткань, ее качества и свойства».

Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из ткани, определять ее качества и свойства.

ОПЫТ № 24. «Веселые человечки играют».

Цель:Познакомить со строением тела человека.

ОПЫТ № 25. «Нарисуем свой портрет».

Цель: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

ОПЫТ № 26. «Наши помощники».

Цель: Познакомить с органами чувств и их назначением.

ОПЫТ № 27. «Что в коробке?».

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света.

ОПЫТ № 28. «Волшебная кисточка».

Цель:Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух.

ОПЫТ № 29. «Что звучит?».

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

ОПЫТ № 30. «Музыка или шум?».

Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

ОПЫТ № 31. «Глина, ее качества и свойства».

Цель: Научить узнавать предметы из глины, определять ее качества и свойства.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

Морская соль

Пена для ванны

Хвойный экстракт

Кусочки мыла и т. п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка

Опыты и эксперименты с водой для детей

Опыт первый. Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть кроха собственноручно поместит ее в морозилку. Через пару часов вытащите формочку и убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед - это та же вода? А может, это мама придумала какой-то хитрый фокус и подменила формочки в морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро растает и превратится в обычную воду. Вот вам и удивительное открытие: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Вылейте талую воду в кастрюльку, поставьте на огонь, и пусть малыш внимательно за ней наблюдает, пока вы заняты своими делами. Когда вода закипит, обратите внимание малыша на поднимающийся пар. Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар - это тоже вода! Да, это крошечные капельки воды. Если кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по всей кухне.

Опыт второй. Наберите в тарелку немного воды, отметьте маркером ее уровень на стенке тарелки и оставьте, скажем, на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, малыш сможет наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар - испаряется. А вот почему в первом случае вода исчезла в считанные минуты, а во втором - за несколько дней, пусть малыш подумает сам. Если он отыщет связь между испарением и температурой, вы можете по праву гордиться своим маленьким физиком. Теперь, опираясь на новые знания крохи, можно объяснить ему и что такое туман, и почему на морозе изо рта идет пар, и откуда берется дождь, и что происходит в джунглях, когда после тропического ливня выглядывает жаркое солнышко, и много-много других потрясающе интересных явлений.

Опыт третий. Теперь поговорите с малышом о некоторых свойствах воды, С одним из них он хорошо знаком и сталкивается практически ежедневно. Речь пойдет о растворении. Спросите у крохи, что происходит с сахаром, когда он кладет его в чай и размешивает ложкой. Сахар исчезает. Совсем исчезает? Но ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. Но все ли вещества будут точно так же растворяться в воде? Дождитесь ответа ребенка, а потом предложите проверить свой ответ экспериментально. Налейте в баночки или стаканчики теплую воду, выдайте малышу всевозможные безопасные вещества (сахар, соль, пищевую соду, крупы, растительное масло, "куриные" кубики, муку, крахмал, песок, немного земли из цветочного горшка, мел и т. п., и пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает соответствующие выводы. Это увлечет юного исследователя надолго, Вы же тем временем можете спокойно заниматься кухонными делами, присматривая за малышом и, при необходимости, помогая советами. Для того чтобы ребенок убедился, что растворенное вещество действительно никуда не исчезает, проведите с ним такой опыт.

Опыт четвертый. В столовую ложку наберите немного жидкости из того стакана, куда малыш перед этим насыпал соль. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. Покажите малышу оставшийся в ложке белый порошок и поинтересуйтесь, что это такое. Остудите ложку и предложите ребенку попробовать порошок на вкус. Он легко определит, что это соль.

Опыт пятый . Теперь сделаем следующее. Возьмите два стакана, налейте в каждый одинаковое количество воды, только в один стакан - холодной, а в другой - горячей (не кипяток, чтобы малыш случайно не обжегся). Положим в каждый стакан по столовой ложке соли и начнем размешивать. Чтобы малыш сделал правильные выводы, очень важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов, за исключением температуры воды. Мы не зря обращаем на это ваше внимание. Это касается не только данного эксперимента, но и всех других. Детская логика - штука интересная и непредсказуемая, малыши мыслят совсем иначе, чем взрослые. И то, что для нас очевидно, для них может выглядеть совершенно по-другому.



error: Контент защищен !!