Базовая программа оздоровительной деятельности доу. Арго — это и здоровье и успех Программа оздоровления детей средний дошкольный возраст
ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА.
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные под ходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.
Раздел 1
1.1 Общие положения
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучия. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от З до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
1. 2. Цель программ
Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Законы Ставропольского края «Об образовании», «О здраво охранении».
3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным по- становлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
5. Устав образовательного учреждения.
1.4. Ожидаемые результаты
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
З. Овладение навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
1.5. Объекты программы
Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Раздел 2
Основные принципы программы
1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Решение оздоро- вительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
– реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня
Раздел 3
Профилактическое
1 .Обеспечение благоприятного течения адаптации;
2. Выполнение сангигиенического режима;
3 .Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
4. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
5. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное
1 . Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
3. Составление индивидуальных планов оздоровления;
4 . Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
5 . Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебное
1. Противорецедивное лечение хронических заболеваний;
2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;
3 . Дегельминтизация;
4. Антиструминопрофилактика эндемического зоба;
5 . Химиопрофилактическое лечение тубинфицированных детей;
6. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Раздел №4
Ответственные |
||
Приобретение необходимого оборудования: Медицинского (фитоаэроионизатор, люстры Чижевского, витафон, тубус-кварц); Технологического (духовой шкаф); Спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн); Мебели (стулья) | Зам. зав, по АХР |
|
Осуществление ремонта: Пищеблока; прачечного комплекса; Коридоров; Игровых площадок | Зам. зав, по АХР |
|
Оборудование помещений: Зимнего сада; Уголка ОБЖ; Прогулочной площадки в здании; Мини-музея; Сенсорной комнаты | Зам. зав. по УВР Специалисты |
|
Введение дополнительных услуг: Музыкально-театральной деятельности; художественного труда; Спортивной борьбы; Художественной гимнастики; Занимательной психологии | Зам. зав. по УВР Специалисты |
|
Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда» | Воспитатель по физо |
|
Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ) | Зам. зав, по АХР |
|
Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей | Администрация |
|
Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в УВП | Зам. зав, по УВР |
|
Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: Ароматерапия Г. Лавреновой; Сеансы самооздоровления В.Т. Кудрявцева; энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепелицица; Учебная гимнастика П. Деннисона; Спецзакаливание А. Уманской; Парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой; Психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного; Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева; ВЛГД Бутейко; | Зам, зав, по УВР |
|
Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам | Зам, зав, по УВР |
|
Введение специальных занятий (экономические, ОБЖ, ритмика) | Специалисты |
|
Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия) | Зам. зав. по УВР |
|
Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение дней радости, каникул, гибкий график занятий) | Зам, зав. по УВР |
|
Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога) | Воспитатели |
|
Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей | Воспитатели |
|
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, журналов; проведение цикла лекций, оказание консультативного пункта, «телефон доверия») | Воспитатели |
|
Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей | ||
Участие в эксперименте по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ |
Раздел № 5
Формы и методы | ||
Обеспечение здорового ритма жизни | Щадящий режим (адаптационный период); Гибкий режим; Организация микроклимата и стиля жизни группы на основании Кодекса; Учет лунного ритма; Учет биоритмов; Коррекция биоритмологической активности |
|
Физические упражнения | Утренняя гимнастика; Физкультурно-оздоровительные занятия; Подвижные и динамичные игры; Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение); Спортивные игры; Занятия в спортивных секциях; Терренкур (дозированная ходьба); Пешие прогулки |
|
Гигиенические и водные процедуры | Умывание; Мытье рук; Местный и общий душ; Игры с водой; Обеспечение чистоты среды; Посещение бассейна |
|
Свето-воздушные ванны | Проветривание помещений (в том числе сквозное); Сон при открытых фрамугах; Прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»); Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха |
|
Активный отдых | Развлечения, праздники; Игры-забавы; Дни здоровья; Каникулы |
|
диетотерапия | Рациональное питание; Индивидуальное меню (аллергия,ожирение, хронические заболевания) |
|
Свето- и цветотерапия | Обеспечение светового режима; Цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса |
|
Музтерапия музтеатральная деятельность | Музсопровождение режимных моментов; Музоформление фона занятий; Музтеатральная деятельность; Хоровое пение (в том числе звуковое) |
|
Аутогренинг и психогимнастика | Игры-тренинги на подавлению отрицательных эмоций и снятие невротических состояний. Коррекция поведения; Учебная гимнастика |
|
Спецзакаливание | Босоножье; Игровой массаж; Обширное умывание; Дыхательная гимнастика |
|
Пропаганда ЗОЖ | Эколого-валеологический театр; Периодическая печать; Курс лекций и бесед; Спецзанятия (ОБЖ) |
Наименование мероприятий | Дозировка |
|
Коктейль «Воздушный» (кислородный) | 1 ч.л. 1 р. в день ежедневно. |
|
Лимонная долька с медом «Сластена» | 1 ч. л. 1р. в день ежедневно. |
|
Витамин С Лечебная смазка носика (оксалиновая мазь) - «Волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок) | 0,05 -1 р. в день ежедневно 2р. в день ежедневно В обед ежедневно |
|
Орошение зева солевым раствором | Ежедневно после обеда. |
медработника с родителями
методик, технологий в ДОУ
Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка
Педагогико-психолого- медицинская оценка эффективности и прогноз результативности
Мониторинг детей
Спецопрос педагогов, родителей.
6. Показ результатов.
Открытые мероприятия.
Выступления.
Наглядный материал.
7. Выводы и предложения.
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-З раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывал их указательным пальцем.
е) «Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем покрыль ям носа и поет: «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательным пальцем и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
З. Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Носик ты быстрей найди, Тете _______ покажи.
Надо носик очищать, На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй
Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует при лив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла
2. Основная часть
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытъе рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
З. Заключительный этап
дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю, друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется про водить в игровой форме 2- 3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если меша ют волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного паль цев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Покрутим козелком»
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
д) «Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
З. Заключительный момент
дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7- 8 раз, для малы шей достаточно 5- б раз. действия можно сопровождать стихами
Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра, Наступила ти-щи-на!
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стон делается ежедневно. Если массирование стоны валиком или скалкой проводится утром и вече ром по 3- 10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
« Поиграем с ножками»
1. Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
6) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
2. Основная часть
а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стону граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стону вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3. Заключительный этап
а) Погладить всю стону от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно - Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз - сгибай, два - выпрямляй
Ну, активнее давай!
Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывайка»
«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» - ополаскивает руки.
«Девять»- отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» - вытирает руки насухо
Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз - обмоем кисть руки,
Два - с другою повтори.
Три - до локтя намочили,
Четыре - с другою повторили.
Пять - по шее провели,
Шесть - смелее по груди.
Семь - лицо свое обмоем, Восемь - с рук усталость смоем.
Девять - воду отжимай,
Десять - сухо вытирай.
«Босонож
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Виды ходьбы и дозировка
Типы детей с учетом
«Жаворонки» - рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. дети быстро устают, с трудом воспринимают про исходящее, К вечеру они вялы, сопливы, капризны, рано ложатся спать.
« Совы» - полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материал усваивают с трудом. Но во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, охотно выполняют задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.
У (голубей) отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков», У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ
Программа оздоровления детей в условиях ДОУ
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные под ходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.
Раздел 1
1.1 Общие положения
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучия. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от З до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
1. 2. Цель программ
Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья .
1. 3. Законодательно-нормативное обеспечение программы
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Законы Ставропольского края «Об образовании», «О здраво охранении».
3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным по- становлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
5. Устав образовательного учреждения.
1.4. Ожидаемые результаты
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
З. Овладение навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
1.5. Объекты программы
Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Раздел 2
Основные принципы программы
1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоро- вительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4.Принцип результативности и гарантированости – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня
Раздел 3
Профилактическое
1 .Обеспечение благоприятного течения адаптации;
2. Выполнение сангигиенического режима;
3 .Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
4. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
5. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное
1 . Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
3. Составление индивидуальных планов оздоровления;
4 . Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
5 . Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебное
1. Противорецедивное лечение хронических заболеваний;
2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;
3 . Дегельминтизация;
4. Антиструминопрофилактика эндемического зоба;
5 . Химиопрофилактическое лечение тубинфицированных детей;
6. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Раздел №4
4.1 Техническое и кадровое обеспечение. | Ответственные |
|
Приобретение необходимого оборудования: Медицинского (фитоаэроионизатор, люстры Чижевского, витафон, тубус-кварц); Технологического (духовой шкаф); Спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн); Мебели (стулья) | Зав. ДОУ Зам. зав, по АХР |
|
Осуществление ремонта: Пищеблока; прачечного комплекса; Коридоров; Игровых площадок | Зав. ДОУ Зам. зав, по АХР |
|
Оборудование помещений: Зимнего сада; Уголка ОБЖ; Прогулочной площадки в здании; Мини-музея; Сенсорной комнаты | Зам. зав. по УВР Специалисты |
|
Введение дополнительных услуг: Музыкально-театральной деятельности; художественного труда; Спортивной борьбы; Художественной гимнастики; Занимательной психологии | Зам. зав. по УВР Специалисты |
|
Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда» | Воспитатель по физо |
|
Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ) | Зам. зав, по АХР |
|
4.2. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение | ||
Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей | Администрация |
|
Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в УВП | Зам. зав, по УВР |
|
Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: Ароматерапия Г. Лавреновой; Сеансы самооздоровления В.Т. Кудрявцева; энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепелицица; Учебная гимнастика П. Деннисона; Спецзакаливание А. Уманской; Парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой; Психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного; Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева; ВЛГД Бутейко; | Зам, зав, по УВР |
|
Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам | Зам, зав, по УВР |
|
Введение специальных занятий (экономические, ОБЖ, ритмика) | Специалисты |
|
Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия) | Зам. зав. по УВР |
|
Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение дней радости, каникул, гибкий график занятий) | Зам, зав. по УВР |
|
Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога) | Воспитатели |
|
Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей | Воспитатели |
|
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, журналов; проведение цикла лекций, оказание консультативного пункта, «телефон доверия») | Воспитатели |
|
Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей | Зав. ДОУ |
|
Участие в эксперименте по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ | Зав. ДОУ |
Раздел № 5
Формы и методы оздоровления детей
Формы и методы | ||
Обеспечение здорового ритма жизни | Щадящий режим (адаптационный период); Гибкий режим; Организация микроклимата и стиля жизни группы на основании Кодекса; Учет лунного ритма; Учет биоритмов; Коррекция биоритмологической активности |
|
Физические упражнения | Утренняя гимнастика; Физкультурно-оздоровительные занятия; Подвижные и динамичные игры; Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение); Спортивные игры; Занятия в спортивных секциях; Терренкур (дозированная ходьба); Пешие прогулки |
|
Гигиенические и водные процедуры | Умывание; Мытье рук; Местный и общий душ; Игры с водой; Обеспечение чистоты среды; Посещение бассейна |
|
Свето-воздушные ванны | Проветривание помещений (в том числе сквозное); Сон при открытых фрамугах; Прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»); Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха |
|
Активный отдых | Развлечения, праздники; Игры-забавы; Дни здоровья; Каникулы |
|
диетотерапия | Рациональное питание; Индивидуальное меню (аллергия,ожирение, хронические заболевания) |
|
Свето- и цветотерапия | Обеспечение светового режима; Цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса |
|
Музтерапия музтеатральная деятельность | Музсопровождение режимных моментов; Музоформление фона занятий; Музтеатральная деятельность; Хоровое пение (в том числе звуковое) |
|
Аутогренинг и психогимнастика | Игры-тренинги на подавлению отрицательных эмоций и снятие невротических состояний. Коррекция поведения; Учебная гимнастика |
|
Спецзакаливание | Босоножье; Игровой массаж; Обширное умывание; Дыхательная гимнастика |
|
11 . | Пропаганда ЗОЖ | Эколого-валеологический театр; Периодическая печать; Курс лекций и бесед; Спецзанятия (ОБЖ) |
Лечебно-оздоровительных мероприятий
Наименование мероприятий | Дозировка |
|
Коктейль «Воздушный» (кислородный) | 1 ч.л. 1 р. в день Ежедневно. |
|
Лимонная долька с медом «Сластена» | 1 ч. л. 1р. в день Ежедневно. |
|
Витамин С Лечебная смазка носика (оксалиновая мазь) - «Волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок) | 0,05 -1 р. в день ежедневно 2р. в день ежедневно В обед ежедневно |
|
Орошение зева солевым раствором | Ежедневно после обеда. |
Модель взаимодействия педагога - психолога и
Воспитателя с родителями для повышения
Эффективности коррекции работы
Модель стратегии и тактики работы воспитателя и
Медработника с родителями
Структура внедрения здоровьесберегающих
Методик, технологий в ДОУ
1. Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии
- Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка
Педагогико-психолого- медицинская оценка эффективности и прогноз результативности
2. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.
3. Создание условий и оформления необходимого материала.
4. Включение методики в педагогический процесс.
5. Анализ результатов использования.
Мониторинг детей
Спецопрос педагогов, родителей.
6. Показ результатов.
Открытые мероприятия.
Выступления.
Наглядный материал.
7. Выводы и предложения.
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Интерпретация и адаптированный вариант методик
Спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-З раза в день.
« Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывал их указательным пальцем.
е) «Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем покрыль ям носа и поет: «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательным пальцем и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
З. Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Носик ты быстрей найди, Тете _______ покажи.
Надо носик очищать, На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй
Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует при лив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла
2. Основная часть
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытъе рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
З. Заключительный этап
дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю, друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется про водить в игровой форме 2- 3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если меша ют волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного паль цев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Покрутим козелком»
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
д) «Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
З. Заключительный момент
дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7- 8 раз, для малы шей достаточно 5- б раз. действия можно сопровождать стихами
Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра, Наступила ти-щи-на!
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стон делается ежедневно. Если массирование стоны валиком или скалкой проводится утром и вече ром по 3- 10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
« Поиграем с ножками»
1. Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
6) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
2. Основная часть
а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стону граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стону вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3. Заключительный этап
а) Погладить всю стону от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно - Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз - сгибай, два - выпрямляй
Ну, активнее давай!
Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывайка»
«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» - ополаскивает руки.
«Девять»- отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» - вытирает руки насухо
Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз - обмоем кисть руки,
Два - с другою повтори.
Три - до локтя намочили,
Четыре - с другою повторили.
Пять - по шее провели,
Шесть - смелее по груди.
Семь - лицо свое обмоем, Восемь - с рук усталость смоем.
Девять - воду отжимай,
Десять - сухо вытирай.
«Босонож
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Подготови-тельная группа
Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли.
От 5 мин и неограниченно
Свободный бег и ходьба в группе
5 – 30 мин.
Типы детей с учетом
Биоритмологической активности
«Жаворонки» - рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. дети быстро устают, с трудом воспринимают про исходящее, К вечеру они вялы, сопливы, капризны, рано ложатся спать.
« Совы» - полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материал усваивают с трудом. Но во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, охотно выполняют задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.
У (голубей) отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков», У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.
Довести до сведения, кого мы называем опасными людьми. Объяснить , какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников милиции
2.Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними
Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях
3. Чем опасны малознакомые ребята
Объяснить детям, какие неприятности, случаются при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей
4. Если тебе угрожает опасность.
Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома.
Ребенок и природа
5. Сигналы опасности природы
Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности
б. Когда съедобное ядовитое
Обратить внимание на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи.
7. Контакты с животными могут быть опасными
Познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами.
8.О пользы и вреде воды
Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде.
Ребенок дома
9.Наши помощники и враги дома.
Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на использование ими.
10. Пожарная безопасность
Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы.
11. Экстремальные ситуации в быту, Правила поведения.
Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04.
Здоровье
Ребенка
12. Ценности здорового образа жизни
Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним.
13. Поговорим о болезни
Расширить и углубить знания детей о бо- лезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний.
14. Изучаем свой организм
Продолжать изучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем.
15. Прислушиваемся к своему организму
Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым.
16. Правила первой помощи. Уход за больными
Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. На- учить детей первоначальным навыкам ухода за больным.
Эмоцио- нальное благопо- лучие ре- бенка
17. Конфликты и ссоры
Познакомить детей с понятиями «кон- фликт «ссора», с причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие.
18. добро и зло
Учить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих
19. Страхи
Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться.
20. Помоги себе сам
Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья. Познакомить детей с приемами АТ
Ребенок на улицах
21. Город и улицы
Расширить представления детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островом безопасности»
22. Виды транспорта и спецмашины
Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транс- порта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при перебежке перед едущим транспортом.
23. дорожные знаки
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т.п.), их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам.
24. Правила поведения в транспорте
Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию
на 2014 – 2015 учебный год. (с учётом требований ФГОС дошкольного образования)
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Здоровье – это драгоценность и,
при том, единственная, ради
которой стоит не жалеть времени,
сил, трудов и великих благ»
Мишель де Монтень.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15-20 %, увеличивается число функциональных отклонений практически у каждого ребёнка. Отмечается число хронических заболеваний, которые диагностируются уже в 3-5-летнем возрасте.
Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства. Исследования отечественных и зарубежных учёных доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.
Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Януш Корчак делился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься» .
Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов станут приоритетными в дошкольных учреждениях. Причём участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в детском саду, так и в семье.
В нашем дошкольном учреждении охрана здоровья ребёнка опирается на его развитие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по физическому развитию, оздоровлению и здоровьесбережению дошкольников. Но жизнь не стоит на месте, модернизируется система дошкольного образования. Поэтому возникает необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Программа «Здоровей-ка» стала одним из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности нашего дошкольного учреждения. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Она базируется на основных принципах комплексной программы развития и воспитания дошкольников «От рождения до школы» (Е. Н. Веракса, Т.С. Комаролва, М.А. Васильева) .
Цель и задачи программы
Цель программы: Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.
Задачи программы:
- Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей.
- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
- Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни.
Прогнозируемый результат
- Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.
- Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.
- Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка.
- Формирование совместных традиций семьи и детского сада по физическому воспитанию ребёнка.
Нормативно-правовая основа реализации программы
- Закон РФ «Об образовании»
- Письмо Минобразования от 02. 06. 1998 г. № 8934-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»
- Письмо Минобразования «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (от 14. 03. 2000 г. № 6523-16)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН
- Устав ДОУ
Материально-техническое обеспечение
- Приобретение массажных ковриков
- Тазы для закаливания по методу В.Д. Сонькина
- Термометры для воды
- Водоплавающие игрушки и декоративные камушки
- Ребристые резиновые коврики для профилактики плоскостопия
- Индивидуальное полотенце ребенка
- Аромамасла
- Пополнение методического кабинета необходимой методической литературой по релаксационной, двигательной, дыхательной, глазодвигательной, пальчиковой гимнастики, по профилактике плоскостопия, сохранению правильной осанки
- Пополнение оздоровительной среды нестандартными пособиями (коврики, массажеры, дорожки здоровья)
- Создание картотек подвижных игр, гимнастики пробуждения, дыхательной гимнастики, закаливающих, точечных массажей, пальчиковой и артикуляционной гимнастики
- На базе детского сада имеется физкультурный зал и бассейн, имеющие необходимые условия и оборудование для реализации данной оздоровительной программы.
Образовательное обеспечение (методическое)
Просветительская работа среди педагогов
- Самообразование
- Изучение передового опыта коллег
- Изучение новинок научно-методической литературы
- Применение в ежедневной практике полученные знания и умения
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья
Работа с родителями
- Просветительская работа
- Организация «Школы здоровья» в ДОУ
- Необходимость совместного оздоровления их ребенка в условиях ДОУ и семьи
- Рекомендации родителям по креплению здоровья детей.
Раздел II.
ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
- Работа по обучению детей ЗОЖ на основе здоровьесберегающих технологий осуществляется в нескольких направлениях:
- Здоровьесберегающие технологии.
Технология оздоровительной работы включает:
3. АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ДОУ ДЕТЕЙ, ВПЕРВЫЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЙ САД.
- Медицинское обследование детей, определение группы здоровья.
- Знакомство воспитателей с родителями, условиями жизни ребенка в семье.
- Анкетирование родителей – медицинское, социальное.
- Информационное сопровождение родителей.
- Знакомство детей с группой, воспитателями.
- Индивидуальное прогнозирование процесса адаптации.
- Нахождение мамы в группе.
- Консультации родителей с психологом.
- Поэтапный прием в группу.
- Наблюдение за поведением детей.
- Использование оптимальных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
С 2000 года компания Арго становится популярна не только в России, но и за рубежом. Компания организует доставку во все уголки мира из официальных магазинов в Москве и Новосибирске.
На данный момент продукцией Арго пользуются 3 млн. человек на постоянной основе.
В ассортимент продукции входят более 800 наименований разных направлений. В каталоге можно встретить инновационные разработки для дома и быта, для автомобилей, для дачи и фермерства, для животноводства.
Вся продукция Арго сертифицирована. Продукты прошли клинические испытания и доказали свою эффективность.
За 22 года работы компании собранна огромная база результатов и отзывов о применении продукции из каталога Арго. Показатели компании - это возможность качественно изменить жизнь и окружающую среду.
Для постоянных клиентов компании существует бонусная система скидок и кэшбека, которая позволяет экономить средства. Каждый желающий может стать участником бонусной программы, купив дисконтную карту Арго или пройти регистрацию на официальном сайте компании.
ольга волкова
Базовая программа оздоровительной деятельности ДОУ
ГБОУ Школа «Кораблик»
Целью деятельности ДОУ является :
Всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Технологии :
«Физическое воспитание в детском саду» Э. Я. Степаненкова,
«Физкультурные занятия с детьми раннего возраста : третий год жизни»
М. Ф. Литвинова,
Маханева М. Д. «Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитания здорового ребенка»
М. А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду» .
Образовательная программа детский сад «Кораблик» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2,5 до 7лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития : физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования идет модернизация дошкольного образования, и данная образовательная программа является переходным документом.
Формы и средства реализации Программы .
Совместная деятельность взрослого с ребенком;
Общение взрослого с детьми : ситуативно-деловое, ситуативно-личностное, вне ситуативно-личностное, активизирующее;
Разные виды игровой деятельности : самостоятельная и совместная с другими детьми и взрослыми
Наблюдения; экскурсии;
Поисково- исследовательская деятельность ;
Проектная деятельность ;
Решение проблемных ситуаций;
Моделирование;
Социальное экспериментирование;
Опыты и эксперименты с предметами окружающего мира и природным материалом.
Ожидаемые результаты :
у детей :
Оптимальное функционирование организма;
Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
Сформированности основ здорового образа жизни, полезных привычек;
Осознание своей жизни в определённом социуме, эмоциональный комфорт;
у педагогов :
Осознание необходимости создания оптимальных условий для развития психически и физически здоровой и гармонично развитой личности;
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Коррекция семейного воспитания семей, составляющих группу риска.
у родителей :
Добровольное принятие родителями ответственности за реализацию разделов оздоровительной программы ДОУ ;
Распространения лучшего семейного опыта здорового образа семьи;
Область физическое развитие :
Цель :
Способствовать совершенствованию и развитию основных систем жизнеобеспечения организма.
Для достижения цели решаются следующие задачи образовательной программы в области физическое развитие :
1. Обеспечение гигиены тела и нервной системы детей.
2. Развитие выносливости и физической работоспособности детей.
3. Приобретение навыков сохранения правильной осанки.
4. Проведение комплекса закаливающих процедур с использованием природных факторов : солнце, воздух, вода. Дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья при проведении закаливающих мероприятий.
5. Обеспечение оптимальных темпов развития физических качеств детей : выносливости, быстроты, силы, гибкости, ловкости.
6. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
7. Обогощение двигательного опыта детей посредством формирования устойчивых двигательных навыков в процессе обучения движениям.
8. Воспитание навыков организованного поведения.
9. Развитие умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений.
10. Развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию.
11. Обеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движения рук через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
12. Расширять у детей представления и знания о различных видах физических упражнений спортивного характера;
Вышеперечисленные задачи реализовываются педагогическим коллективом согласно годовому плану воспитательно – образовательной работы ДОУ, в соответствии с базисной программой развития ребенка-дошкольника.
Количество условных часов в год по возрастным группам выдержано в соответствии с учебным планом.
Направления комплексной системы физкультурно – оздоровительной работы в ГБОУ «Кораблик» .
Создание условий для двигательной деятельности :
Обеспечение гибкого режима жизнедеятельности дошкольника и личностно-ориентированного подхода к нему.
Комплекс закаливающих процедур.
Организация рационального питания.
Оптимизация двигательной деятельности .
Взаимодействие родителей и педагогов по вопросам обеспечения физического развития и здоровья детей.
Контроль эффективности системы оздоровительной работы
в учреждении.
Создание материальной базы (спортинвентарь, оборудование спортзала и спортплощадки, спортивных уголков в группах)
Организация рационального питания :
Витаминизация питания;
Замена продуктов для детей аллергиков
Питьевой режим.
Мероприятия аналитико-диагностического характера физической подготовленности ребенка :
Ежегодная диспансеризация детей поликлиникой № 1
Осмотр детей медсестрой ДОУ
Мониторинг уровня физического развития детей
Мониторинг заболеваемости детей и медицинские мероприятия
Регулирование нагрузок для переболевших детей
Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима (влажная уборка помещений, проветривание, кварцевание помещений, подбор мебели в соответствии с ростом)
Плановая вакцинация
Профилактика плоскостопия и осанки
Система закаливания :
Утренний прием на свежем воздухе в теплое время года
Утренняя гимнастика на свежем воздухе
Сон с доступом воздуха
Контрастные воздушные ванны (перебежки)
Облегченная форма одежды в группе
Солнечные ванны
Ходьба босиком в спальне до и после сна
Обширное умывание
Полоскание рта
Гимнастика после сна
Обязательные ежедневные прогулки
Ходьба по «дорожкам здоровья»
Мытье ног
Пальчиковая гимнастика
Самомассаж (упражнения с массажными мячами)
Гимнастика для глаз
-оздоровительная гимнастика для часто болеющих и ослабленных детей
Игры с водой
-оздоровительные игры
Обливание кистей рук
Формы сотрудничества с семьей.
Изучение состояния здоровья детей. Ознакомление родителей с результатами диагностики.
Формирование банка данных об особенностях развития и медико-гигиенических условиях жизни ребенка в семье.
Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни : выполнение общегигиенических требований; рациональный режим дня; полноценное сбалансированное питание; закаливание и т. д.
Организация родительских собраний, консультаций для родителей.
Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Тренинги для родителей по использованию приемов и методов оздоровления (физические упражнения, дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и т. д.) с целью профилактики заболеваний детей.
Обучение родителей отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, ароматерапия и т. д.) .
Использование различных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере : проведение викторин, фото- и видео- конкурсов на лучший спортивный уголок в семье, на самую интересную спортивную или подвижную игру с участием детей и взрослых членов семьи и т. п.
-Самодеятельное издание информационных листков и газет с целью освещения и пропаганды опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.
Проведение Дней открытых дверей, бесед, вечеров вопросов и ответов для знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ .
Создание и поддержание традиций проведения совместно с родителями спортивных соревнований, праздников, досугов, Дней здоровья.
Система двигательной деятельности :
Утренняя гимнастика на воздухе
Физкультурные занятия в зале(2 раза в неделю)
Физкультурные занятия на улице (не менее 1 в неделю)
Подвижные игры в помещении и на воздухе
-оздоровительные пробежки
Физкультминутки
Динамические паузы
Ритмопластика
Пальчиковая гимнастика
Музыкальные занятия
Самостоятельная двигательная деятельность ребенка
Элементы спортивных игр
Спортивные упражнения
Игровые упражнения
Подражательные движения
Гимнастика после сна
Дыхательная гимнастика
Индивидуальная работа с ребенком по освоению или закреплению движения
- оздоровительные игры (профилактика плоскостопия, нарушение осанка,
ожирение.)
Элементы восточной гимнастики
Пантомимическая гимнастика
Психогигиенические мероприятия.
Игротерапия
Сказкотерапия
Детские психологические тренинги
Виброгимнастика
Аромотерапия
Музыкотерапия
Активный отдых :
Физкультурные досуги
Дни здоровья
Спортивные праздники
Многовариативные каникулы
Музыкальные досуги и праздники
Игры - забавы
Игры- эстафеты
Тематические недели