Речевая подвижная игра «Шагаем по листьям. Картотека подвижных игр на год для детей I-II младшей группы Игры для детей с листьями

В работе с дошкольниками значительное место занимают , в процессе которых решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Невозможно представить себе путешествие детей в природу без игры. Однако необычность обстановки, условий требует и игр необычных, учитывающих природное окружение, погодные условия, рельеф местности, настроение детей.

Предлагаемые дидактические игры - веселые, ситуативные, активизирующие внимание, память и эмоции игры, построенные на движениях.

В них тесно сочетается содержание эколого-природоведческой, сенсомоторной, оздоровительной направленности. Предусмотрены игры для прогулок в разное время года в лесу, на лугу, у водоема с использованием разнообразного .

Дидактическая игра «Продай дерево»

Цель: закрепление признаков и названий деревьев; совершенствование движений в природных условиях; упражнение в быстроте, ловкости.

Правила игры

1. Покупатель и продавец должны знать название дерева. Если покупатель неправильно называет дерево, продавец не имеет права его продать. Если продавец не знает название своего дерева, оно передается покупателю.

2. Если продавец отказывает в продаже, он обязательно должен поменяться с кем-то деревьями, сказав: «Меняю дуб на… (называет нужное дерево)».

3. Перед началом игры оговаривается движение, которое будет использоваться при обмене деревьями (бег, прыжки, ходьба быстрым шагом и т. д.).
Содержание: 3-5 детей занимают места под «своим» деревом. Ведущий игрок - покупатель - дерева не имеет. Одного из владельцев дерева он просит: «Человек, человек, продай свой дуб (…)», - на что тот может ответить положительно или отрицательно. Если продавец говорит: «Не продаю, иди к соседу», - покупатель идет к следующему владельцу. При этом продавец, отказавший в покупке, должен быстро поменяться с кем-нибудь деревьями - перебежать так, чтобы покупатель не успел занять его дерево. Покупатель остается ведущим до тех пор, пока не займет чье-либо место под деревом. Если владелец продает свое дерево, он становится покупателем.

Дидактическая игра «Три задания - три желания»

Цель: развитие умения планировать ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой; закрепление названий деревьев и их плодов; упражнение в различении предметов по их форме, величине на ощупь;
совершенствование движений в естественных природных условиях; формирование творческих умений.

Материал: чудесный мешочек, плоды деревьев, карточки с заданиями.

Правила игры

1. Тот, кто не сможет отыскать в мешочке названные предметы, выбывает из игры.

2. Нельзя повторять «чужие» движения, необходимо внести в них хотя бы маленький элемент новизны (например, бросить желудь можно не только в ствол, но и в ветку, в лист и т. д.).

3. Игра постепенно усложняется: дети выбирают плоды из мешочка не по заданию, а по желанию, предварительно описав их словами; перед началом игры каждый продумывает последовательность всех трех действий и кратко излагает их.

1. Детям даются разные задания (каждому - свое): взять из мешочка на ощупь желудь со шляпкой или без нее, самый большой, самый маленький, два одинаковых по величине, один большой и два маленьких и т. д.

2. Выполнив первое задание, каждый находит дерево, «подарившее» эти плоды, и придумывает игру-движение с ним (попасть желудем в ствол с определенного расстояния, перебросить через ветку и пр.).

3. В конце следует поблагодарить дерево. Как это сделать, ребенок придумывает сам: погладить его рукой, прижаться щекой, попытаться обхватить руками, сказать ему добрые слова. В игре можно использовать любое дерево, имеющее плоды (ель, сосну, рябину). Задания могут быть оформлены в виде карточек с рисунками. Победителем считается тот, кто придумает самое интересное, необычное движение, сумеет искренне «поблагодарить» дерево.

Дидактическая игра «Найди дерево»

Цель: закрепление названий и признаков деревьев; совершенствование движений в природных условиях, ориентирование в пространстве. Материал: поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.

Правила игры

1. Заранее оговаривается движение, используемое в игре.

2. Поощрительную фишку получает только тот, кто не только добежал до дерева, но и первым обхватил его.

Содержание: воспитатель называет дерево (ель, березу и др.), предлагает найти, добежать (дойти, допрыгать) до него и обхватить руками. Используются элементы соревнования: кто быстрее найдет «свое» дерево? Варианты игры: дети бегут к тому дереву, веточку, лист или плод которого показывает воспитатель; детям предлагается найти такой же лист на земле и с ним бежать к нужному дереву и т. д. Правильно выполнивший задание получает поощрительную фишку. Победителем считается тот, у кого окажется большее количество фишек.

Дидактическая игра «Березонька, выручай»

Цель: совершенствование различных видов и способов бега в природных условиях; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал, ловкости.

Правила игры

1. Начинать бег и ловить можно только по окончании «кричалки».

2. Не разрешается ловить игрока, добежавшего до дерева и выполнившего дополнительное движение.

Дидактическая игра «Записки в лесу»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, настойчивости; закрепление движений в естественных условиях; воспитание бережного отношения к природе.

Материал: небольшие листочки бумаги с рисунками и надписями.

Правила игры

1. Снимать записки с веток осторожно, чтобы не повредить дерево.

2. Ходить по лесу бесшумно; найдя записку, не бежать и не кричать. Содержание: воспитатель заранее развешивает на кустах и ветках «записки». Дети должны их отыскать. Победителем считается тот, у кого записок окажется больше.

Дидактическая игра «Мишень»

Цель: совершенствование навыков метания в естественных природных условиях, закрепление названий хвойных деревьев. Материал: палочка, веревочка, шишки.

Правила игры

1. Дети предварительно собирают для себя по 10 шишек (еловых, сосновых), раскладывают их в ряд.

2. Прежде чем бросить шишку, необходимо сказать, с какого она дерева. Если дерево названо неправильно, игрок теряет право одного броска.

3. Каждый сам подсчитывает очки (могут быть разные варианты подсчета: в уме, откладывая палочки или другие мелкие предметы по количеству очков). Содержание: на земле рисуют несколько кругов (один в другом), пользуясь палочкой с привязанной на конце веревочкой и воткнутой в землю (используя это приспособление как циркуль). Дети по очереди (по договоренности или жеребьевке) бросают шишки в круги, стараясь попасть в центральный. За попадание в центральный круг присуждается 5 очков, в каждый последующий - на одно меньше. Набравший большее количество очков считается победителем.

Дидактическая игра «По нарисованной дорожке»

Цель: совершенствование навыков разных способов ходьбы в природных условиях, развитие наблюдательности, сообразительности, творчества, выдержки.

Правила игры

1. Ведущий должен оставить четкие следы и определенный «узор» на земле.

2. Игроки соизмеряют длину и постановку своих шагов точно с обозначенными на земле.

Содержание: выбирается ведущий. Он становится впереди колонны и «рисует» дорожку: идет по песку (снегу), стараясь оставить своеобразный рисунок из следов (идет широким, узким, приставным шагом, спиной вперед, ставя стопу прямо, под разным углом). При этом следует предусмотреть определенную повторяемость «узора». Дети должны идти друг за другом «след в след», точно повторяя «рисунок». Победителями (их может быть несколько) считаются те, кто правильно выполнит задание.

Дидактическая игра «Листопад»

Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, грациозности движений, внимания, наблюдательности. Материал: легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины.

Правила игры

1. Дети должны подбирать наиболее подходящие к заданию движения,
выполнять их эмоционально, грациозно.

2. Начинать и заканчивать движения следует точно по сигналу.

Например: ветра нет - листья уснули (все приседают, закрывают глаза); подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед);
закружились листья на месте; стих ветер - листья отдыхают и т. д. Роль ветра можно поручить кому-либо из детей.

Дидактическая игра «Найди предмет»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Материал: камешки, шишки или другие предметы, найденные в лесу.

Правила игры

1. Предмет прячется таким образом, чтобы он выделялся на общем фоне (на пеньке, в развилке ветки, на перекрестке тропинок и т. п.).

2. На поиски спрятанного предмета отправляются все дети по сигналу. Содержание: спрятав какой-либо предмет (или несколько), воспитатель сообщает участникам игры, что он спрятал и приблизительно где. Предлагает найти предмет. Тот, кто выполнит задание первым, считается победителем и получает право продолжить игру в качестве руководителя.

Дидактическая игра «Кто дальше бросит копье»

Цель: упражнение в метании, развитие внимания, ловкости. Материал: прутики, ленточки, поощрительные фишки. Правила игры

1. Копье для себя каждый изготавливает сам.

2. Бросок выполняется одновременно по сигналу.

3. Способ метания дети выбирают самостоятельно.

Содержание: копье готовится из найденного на земле прутика, к которому привязывается пучок травы или ленточка. Дети становятся вдоль тропинки (начерченной линии) и бросают копье, точно выполняя задание воспитателя: кто дальше? выше? попади в цель (в ствол, в нарисованный круг) и др. Количество бросков и правильность выполненных заданий подсчитывается с помощью поощрительных фишек.

Дидактическая игра «Перелет - недолет»

Цель: упражнение в разных способах метания, развитие внимания, быстроты реакции.

Материал: шишки по количеству детей, поощрительные фишки.

Правила игры

1. Шишка должна перелететь через деревце; застрявшая в ветках или недолетевшая очка не дает.

2. Бросок выполняется поочередно по сигналу.

Дидактическая игра «Пройди и запомни»

Цель: совершенствование различных видов и способов ходьбы в естественных условиях; развитие внимания, наблюдательности, памяти. Материал: шишки, веточки, коряги и другие предметы.

Правила игры

1. Идти нужно указанным способом (на носках, пятках, боком, спиной вперед и т. д.) и выполнять движения правильно.

2. При повторении игры меняется расположение предметов и их количество. Содержание: на тропинке раскладываются разные предметы (5-7 шт.), найденные в лесу. Дети идут по тропинке друг за другом разными способами (по указанию воспитателя) и одновременно запоминают порядок расположения предметов. Затем каждый рассказывает об увиденном. Допустивший ошибку проходит тропинку повторно и говорит, в чем он ошибся.

Дидактическая игра «Парашютист»

Цель: совершенствование навыков прыжка в природных условиях, закрепление названий способов прыжков; развитие ловкости, внимания, точности движений.

Материал: поощрительные фишки.

Правила игры

1. Прыгать по сигналу, приземляясь на носки, сохраняя равновесие.

2. Поощряется усложненный прыжок (с поворотом в воздухе, спиной вперед, боком и пр.).

Дидактическая игра «Пройди прямо»

Цель: упражнение в ориентировке в пространстве; развитие внимания, памяти; закрепление различных способов ходьбы. Материал: заостренные палочки для рисования дорожки.

Правила игры

1. Начинать и заканчивать движение точно по сигналу.

2. Во время движения глаза не открывать, не подглядывать.

3. Правильно выполнять предлагаемый способ движения.

4. Нарушающий правила выбывает на один период игры.

Дидактическая игра «Точный прыжок»

Цель: упражнение в различных способах прыжков и точности приземления, в ориентировке в пространстве; развитие внимания, самооценки. Материал: поощрительные фишки.

Правила игры

1. Правильно выполнять предлагаемый способ прыжка (без предварительного показа).

2. Начинать движение по сигналу.

3. Уметь оценить правильность своего прыжка, точность приземления. Содержание: каждый рисует для себя круг и становится в его центр. По сигналу дети подпрыгивают и, повернувшись в воздухе на 180°, приземляются внутри круга. При повторении используется двойной прыжок, прыжки на одной ноге, с закрытыми глазами и др. Дети сами оценивают, насколько удался им прыжок - за правильную оценку они получают каждый раз поощрительную фишку.

Игра «Кривые дорожки».

Цель: развитие глазомера, упражнение в счете, совершенствование навыков ходьбы.

Материал: палочки, мел для рисования.

Правила игры

1. Все нарисованные дорожки должны быть разными по форме и длине (до 10 шагов).

2. Дорожка может быть продана при двух условиях:

1) количество шагов соответствует названному (равномерность шага не требуется, поэтому шаги можно «подогнать» к названному количеству);

2) пройти надо точно по начерченной линии.

Содержание: несколько детей рисуют «кривые дорожки» (зигзагом, змейкой и т. п.), остальные наблюдают за ними, подсказывают. Готовые дорожки «продаются». Покупатель подходит к владельцу дорожки и говорит: «Хозяин, хозяин, продай дорожку». Тот в свою очередь спрашивает: «Сколько за нее дашь?» Покупатель должен примерно рассчитать длину дорожки в шагах и ответить, например, так: «Десять шагов и все точные». Покупатель идет по нарисованной дорожке и считает шаги. Если количество шагов соответствует предложенной цене, он становится «хозяином» дорожки.

Дидактическая игра «Ветер и ветерки»

Цель: упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега, развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.

Правила игры

1. Движения всеми игроками должны выполняться правильно и четко.

2. Неправильно выполнивший движение или запоздавший выходит из игры. Содержание: ведущий - ветер - выполняет движения: бег в разных направлениях, с разным положением рук, с высоким подниманием колен, с кружением и приседанием, широким шагом, галопом и т. д. Ветерки должны повторять их в точности.

Дидактическая игра «Метелица, вьюга, пурга, буран»

Цель: закрепление названий природных явлений зимы; упражнение в различных видах и способах движений.

Правила игры

1. Точно дифференцировать движения в зависимости от сигнала.

2. Начинать движения одновременно.

3. После игры помочь друг другу отряхнуть снег.

По сигналу «Вьюга» дети становятся в ряд и двигаются вперед, захватывая снег двумя руками и подкидывая его вверх. По сигналу «Пурга» - становятся вокруг небольшой ели, каждый лепит снежок и бросает его, стараясь перебросить через ель. По сигналу «Буран» дети кружатся на месте и с продвижением вперед, одновременно подкидывая вверх снег ногами. При повторении игры воспитатель или кто-либо из детей повторяет сигналы в произвольном порядке.

Дидактическая игра «Раз тропинка, два тропинка…»

Цель: упражнение в ходьбе различными способами, в ориентировке в пространстве; знакомство со свойствами снега.

Правила игры

1. При «рисовании» тропинки каждый использует только один способ ходьбы, точно дифференцируя и называя его.

2. При ходьбе по тропинкам выбирать соответствующие способы ходьбы. Содержание: каждый из детей «рисует» на снегу свою, не похожую на другие, тропинку, используя разные способы ходьбы (приставным шагом прямо, боком, спиной вперед и т. д.). Тропинка может быть широкая, узкая, с препятствиями из снежного сугроба, длинная, короткая, извилистая, круглая и пр. После того, как тропинки будут нарисованы, дети рассматривают их, пытаются угадать использованный «при рисовании» способ ходьбы, а затем проходят по ним соответствующим шагом. В конце игры все тропинки соединяются вместе - «строится большой дом».

Дидактическая игра «Зима надоела»

Цель: закрепление знаний о признаках зимы; упражнение в беге с ловлей и увертыванием; развитие ловкости, быстроты.

Правила игры

1. Ответ должен состоять из одного предложения с четко выраженным признаком.

2. Бег можно начинать только после последнего произнесенного слова. Содержание: воспитатель читает стихотворение: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела… » - и спрашивает детей, почему зима надоела. Каждый из детей находит свой вариант ответа. Ответивший первым убегает, а все остальные его ловят.

Дидактическая игра «Найди такой дуб»

Цель: упражнение в быстроте, ловкости; закрепление представлений о дубе; обогащение активного словаря.

Правила игры

1. Бег начинать одновременно по сигналу «Беги!»

2. Дети по очереди выбирают дерево, к которому надо бежать.

3. Игру повторить несколько раз, чтобы закрепить как можно больше слов.

Содержание: игра проводится в дубовой роще. Дети рассматривают деревья и находят среди них самое большое, низкое, старое, молодое, развесистое, могучее, красивое и т. д. После такой предварительной беседы они становятся в шеренгу, хором произносят: «Раз, два, три… К самому большому (низкому и т. д.) дубу беги!» - и стараются как можно быстрее добежать до цели.

Игра «Мое любимое дерево».

Цель: закрепление названий деревьев и их признаков; упражнение в беге, быстроте реакции на сигнал, ловкости.

Правила игры

1. Следует правильно назвать дерево и для его характеристики выбрать наиболее яркий признак.

2. Не выполнивший это задание с первого раза повторяет его. Содержание: каждый из детей выбирает для себя любимое дерево, рассматривает его, запоминает характерные детали с тем, чтобы потом его нарисовать, рассказать о нем. На сигнал «О дереве расскажи!» - дети бегут к воспитателю и одним предложением характеризуют какой-либо признак дерева или свое отношение к нему. Затем они бегут обратно к своему дереву, чтобы проверить правильность высказанного суждения. После игры дети рисуют дерево.

Дидактическая игра «Стежки-дорожки»

Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, памяти, внимания.

Правила игры

1. Ведущий, прежде чем поменять движение, останавливает колонну и
называет следующее движение.

2. Ведущий меняется, если он повторяет уже использованное ранее движение.

3. Идущие в колонне должны точно повторять предлагаемые движения. Содержание: дети в колонне двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача ведущего - провести детей змейкой между деревьями, выбирая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя движения (идут разными способами, бегут, продвигаются прыжками и т. д.). Ведущий, придумавший больше движений, считается победителем.

Дидактическая игра «Что мы видим?»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции; активизация словаря; упражнение в различных видах и способах движений.

Правила игры

1. Называть слово надо быстро, не задумываясь.

2. Нельзя повторять слова и движения.

Дидактическая игра «Кто быстрее?»

Цель: упражнение в беге, ориентировке в пространстве; развитие ловкости, быстроты реакции на сигнал.
Правила игры
1. Бег начинать по определенному сигналу (словесному, звуковому).
2. Правильно называть ориентир, до которого следует бежать. Содержание: желающий посостязаться в беге подходит к кому-нибудь из детей. Он закладывает за спину свою левую руку и хватает ею за локоть правой так, чтобы та была свободна только до локтя. Если вызов принимается, желающий состязаться делает то же. Затем оба ударяют в ладони друг друга. Они договариваются, куда будут бежать, называя дерево, куст, пенек и т. д. Задача - добежать первым.

Дидактическая игра «Прыгни дальше»

Цель: упражнение в прыжках, ловкости, ориентировке в пространстве.

Правила игры

1. Перед игрой следует договориться о способе прыжка (с места, с разбега, прямо, боком и т. д.).

2. Сидящие на земле игроки не должны менять позу во время прыжков. Содержание: двое игроков садятся на землю друг против друга и упираются ногами. Остальные играющие прыгают через их ноги поочередно, стараясь прыгнуть как можно дальше. Те игроки, кто прыгнет на меньшее расстояние, заменяют сидящих на земле.

Дидактическая игра «Не замочи ног»

Цель: упражнение в прыжках, ловкости, быстроте. Материал: различный природный материал.

Правила игры

1. При каждом повторении игры ширина ручья постепенно увеличивается.

2. Прыжок выполняется всеми одновременно.

3. Количество повторений игры оговаривается заранее.

Содержание: из прутиков, шишек (палочек, камешков и т. д.) выкладывается ручей шириной 50-80 см. Дети делятся на две команды. Одна из команд строится вдоль ручья и по сигналу второй перепрыгивает ручей. Тот, кто не смог преодолеть препятствие, выходит из команды. Таким же образом прыгает и вторая команда. Выигрывает та из них, которая заканчивает игру с большим количеством игроков.

Дидактическая игра «Подарки от березы»

Цель: закрепление представлений и воспитание любви к природе; развитие памяти, внимания; активизация словаря. Материал: поощрительные фишки.

Правила игры

1. Нельзя повторять сказанное или выполненное другими игроками.

2. Каждый из игроков должен иметь возможность проявить активность.

3. Оригинальное высказывание и движение поощряется дополнительной
фишкой.

Содержание: воспитатель называет признаки березы или другого дерева; дети должны выбрать те, которые относятся к березе. За правильный ответ выдается «подарок от березы» - фишка. Далее детям предлагается подарить березе красивое, доброе слово, загадку, пословицу, сопровождая каким-нибудь движением. За каждый ответ получают по фишке. В конце подсчитывается их количество у каждого из игроков. В заключение проводится хоровод «Во поле береза… »

Дидактическая игра «Моя находка»

Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие наблюдательности, внимания, фантазии.

Правила игры

1. Выбирая находку, необходимо придумать несколько вариантов ее использования.

2. В конце игры называются лучшие способы обыгрывания найденных предметов.

Содержание: детям предлагается разойтись по лесу, найти «что-нибудь» и принести все находки в определенное место. Затем все они рассматриваются, высказываются предположения, что можно с ними делать. Например, сухая легкая палочка длиной 80-100 см похожа на посох, с которым ходят лесные сказочные герои. Детям предлагается изобразить любого героя (Гнома, Бабу Ягу, Кащея и т. д.). Эту же палочку можно использовать для прыжков - положить на землю и прыгать через нее разными способами (вдоль, прямо, боком, спиной вперед, на одной и двух ногах и т. д.). Прочный легкий шест длиной до 1,5 м можно использовать для прыжков через узкую канавку, опираясь на него. С таких же позиций рассматриваются и другие находки - желуди, чашечки желудей, шишки от разных деревьев, листья, камешки.

Дидактическая и гра «Картинная галерея»

Цель: закрепление способов движений в естественных условиях; развитие внимания, памяти, фантазии.

Правила игры

1. Точно дифференцировать движения по способам их выполнения.

2. Следы на «картине» располагать в виде рисунка.

Содержание: каждый из детей выбирает ровную песчаную площадку (примерно 1 м2), очерчивает ее в виде рамы. Это картина, на которой надо оставить разные следы. Предварительно дети должны опробовать, какие следы остаются от разных движений (прыжок на двух ногах прямо, боком, с поворотом, на одной ноге, ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы и т. д.). Затем дети выбирают понравившиеся и запечатлевают их, предварительно загладив старые следы. Проводится просмотр готовых картин, угадывание движений.

Дидактическая и гра «Найди камешки»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, фантазии; закрепление движений в естественных условиях.

Правила игры

1. Находить камешки в соответствии с заданием.

2. Нельзя повторять уже выполненное кем-либо из детей движение. Содержание: детям поочередно даются задания: найти самый большой камешек, самый гладкий, острый, причудливый, красивый и т. д. Эта часть игры проводится в форме соревнования - кто быстрее? Во второй части каждый из детей придумывает движения со своим камешком. Выигрывает тот, кто больше придумает движений.

Дидактическая игра «Послушный камешек»

Цель: упражнение в ручных двигательных умениях; закрепление различных способов бросков; развитие ловкости, быстроты, внимания, памяти. Материал: небольшие камешки.

Правила игры

1. Выполнять движения правильно, дифференцировать их по названию.

2. Обронивший камешек получает штрафное очко.

3. Выигрывает тот, у кого меньше или совсем нет штрафных очков. Содержание: последовательно выполнять различные виды бросков: перебрасывать камешек из руки в руку; подбрасывать и ловить одной рукой (правой и левой поочередно); подбрасывать одной, а ловить другой рукой; подбрасывать вверх и ловить двумя руками; подбрасывать вверх двумя руками, а ловить одной и наоборот; перекатывать камешек между ладонями; перекатывать одной рукой вокруг ладони другой; бросать сверху одной рукой и успеть поймать падающий камешек двумя руками (позднее одной); подбрасывать и ловить с хлопком во время полета. Те же движения повторяются с двумя камешками. Первый раз движения выполняются после показа, затем - только по названию.

Дидактическая игра «С камешком у воды»

Цель: летние забавы; закрепление навыков метания в естественных условиях; развитие ловкости, зрительного и слухового внимания, выдержки.

Правила игры

1. Начинать движения по сигналу.

2. Задание выполнять как можно точнее.

Содержание:
1. «Брось и послушай» - кто-либо из детей бросает камень в воду, остальные сидят с закрытыми глазами. По всплеску воды они должны определить, далеко или близко упал камень.
2. «Точно в цель» - один из детей бросает камень, остальные по очереди должны бросить камень в то же место.
3. «Поющие фонтаны» - дети бросают одновременно несколько камешков. Затем рассказывают друг другу, у кого какой получился фонтан (большой - маленький, громкий - тихий и т. д.).

Дидактическая игра «Рисунки из камешков»

Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, фантазии; упражнение в счете.

Правила игры

1. Рисунок из камешков должен быть понятным, нельзя повторять чужие рисунки.

2. Правильно называть количество камешков.

3. Придумать как можно больше разных движений.

Содержание: детям предлагается найти как можно больше камешков и выложить из них простой рисунок: спираль, извилистую линию, лестницу, солнце с лучами и т. д. Затем дети придумывают движения в соответствии со своим рисунком - количество повторений движений должно соответствовать количеству камешков. Победители определяются дважды: по количеству камешков в рисунке и по выполненным движениям.

Дидактическая игра «Потерянный предмет»

Цель: развитие наблюдательности, внимания; упражнение в умении ходить бесшумно, сдерживать эмоции.

Материал: различные предметы: блокнот, карандаш, пакет и т. п.

Правила игры

1. Ходить по лесу медленно, бесшумно; обнаружив предмет, не бежать с ним и не кричать.

2. Начинать поиск после сигнала.

Дидактическая игра «С горки на горку»

Цель: двигательные забавы; закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, образного мышления, памяти.

Правила игры

1. Внимательно слушать и подбирать движение, наиболее соответствующее заданию.

2. Выполнять движения правильно.

Содержание: дети по сигналу поднимаются на горку и спускаются с нее, подбирая то движение, которое соответствует образному заданию воспитателя (например, на горку - лошадки, с горки - зайчатки; на гору - зайчата, с горы - медвежата; на гору - стрекозы, с горы - козы; на гору - муравьи, с горы - журавли и т.д.). Побеждает тот, кто точнее подберет движение и правильно его выполнит. Победитель становится руководителем игры.

Дидактическая игра «Ребята и зверята»

Цель: забавы-импровизации; совершенствование движений; развитие творчества, фантазии.

Правила игры

1. Четко дифференцировать движения и изображаемых животных согласно тексту.

2. Использовать как можно больше различных движений. Содержание: дети выполняют движения соответственно тексту:
- На зеленом на лугу бегают ребята. (Дети бегают кто как хочет.)
- Это вовсе не ребята, а какие-то зверята. (Изображают с помощью движений различных животных.)
- Убежали все зверята, вновь вернулись к нам ребята. (Выполняют любые движения.)
Воспитатель отмечает наиболее интересные импровизации, подчеркивает, кто из детей использовал больше разнообразных движений.

Дидактическая игра «Меткий стрелок»

Цель: закрепление навыков метания; развитие глазомера, ловкости. Материал: мелкие предметы для метания.

Правила игры

1. При выполнении броска не заступать за черту.

2. Засчитывается попадание в любую лунку независимо от
последовательности ее расположения.

Дидактическая игра «Спрячь предмет и опиши дорогу к нему»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, умения точно описать ситуацию.

Правила игры

1. Как можно точнее объяснять дорогу к спрятанному предмету.

2. По договоренности игроков предмет может быть на виду или тщательно замаскирован.

Дидактическая и гра «Посмотри и скажи» (упражнение для глаз)

Цель: укрепление глазных мышц; развитие внимания, памяти, речи.

Правила игры

1. Движения головой не разрешаются.

2. Рассказ об увиденном должен быть точным и кратким.

Теплякова Ольга

Мы с детьми решили приготовить самостоятельно атрибуты к играм по осенней тематике. Для этого дети раскрасили шаблоны листьев трёх разных деревьев:клёна,берёзы и дуба. Каждый выбирал сам себе листок,какой бы он хотел раскрасить. После этого мы стали разучивать игры,где непосредственно использовали раскрашенные листочки.

Подвижная игра «Листопад»

Задачи : совершенствовать умение выполнять движения по тексту стихотворения,развивать память, внимание. закреплять знания о приметах осени.

Ход игры : дети держат в руке свой листочек и встают в круг. По ходу чтения стихотворения машут листьями и в конце кидают их вверх,имитируя листопад.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелел

И по ветру полетели.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Подвижная игра «Осенний букет»

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев,развивать наблюдательность,внимание.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается,каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет,проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг и игра начинается заново

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,закреплять знания о форме,цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры: дети стоят по кругу,в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз,два,три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» (Другие задания:составь пару-листья с одного дерева, или листья,отличающиеся

размером:большой и маленький,или листья одного размера с одного дерева.)

Примечание :для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми,что раскрашивали дети.



Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

Задачи: совершенствоватьумение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям,развивать внимание,наблюдательность, память,воображение.

Атрибуты : нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Примечание :игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.



Дидактическая игра «Какой лист?»

[Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев,учить образовывать прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.


Подвижная игра «Слушай внимательно»

Задачи: развивать умение выполнять словесную инструкцию,действовать по сигналу взрослого,закреплять знания о форме листьев разных деревьев.

Атрибуты :осенние листья трёх видов деревьев. Количество листьев каждого дерева равно количеству играющих.

Ход игры :в центре круга- листья. Дети водят хоровод со словами: «Раз,два,три,листок скорей бери!» Взрослый называет дерево, и дети берут листья только этого дерева, поднимают их вверх


Игра «Бабочки летают»

В поле бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Они крылышками машут,

Они кружатся и пляшут.

(Кружимся на месте.)

Быстро бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Они кружатся легко

И летают высоко.

(Кружимся, руки вверх.)

Всюду бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Полетали, полетали -

Крылышки у них устали.

(Трясём руками перед собой.)

В поле бабочки летели,

На цветочки они сели.

(Приседаем.)

Игра «Танец бабочек»

Звучит музыка (можно включить «Вальс цветов» П. И. Чайковского). Все дети - бабочки. Они танцуют: кружатся, машут руками, приседают. Воспитатель определяет, чей танец лучше, и объявляет победителей.

Игра «Насекомые»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Бабочка летит вперёд.

Как красив её полёт!

(Машем руками, разведёнными в стороны.)

Округлив свои глаза,

Тут порхает стрекоза.

(Машем руками перед собой.)

А в густой траве кузнечик -

Прыг, прыг, прыг.

(Прыгаем на месте.)

Как зелёный человечек -

Прыг, прыг, прыг.

(Прыгаем вперёд.)

Вот по узенькой дорожке

Жук коричневый ползёт.

(Приседаем и движемся вперёд в приседе.)

У него устали ножки -

Посидит и отдохнёт.

(Останавливаемся в приседе, потом встаём.)

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют насекомых, которые им известны. Например: бабочка, стрекоза, муравей, муха, божья коровка, пчела и т. д. Победителем станет тот, кто назовёт насекомое последним.

Огородные загадки

Без окон, без дверей -

Полна горница людей. (Огурец.)

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук.)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Круглая, а не месяц.

Жёлтая, а не масло.

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Жёлтая курица

Под тыном дуется. (Тыква.)

Игра «Овощи и фрукты»

Воспитатель произносит названия овощей и фруктов. Если звучит название овоща, дети приседают (овощи растут на земле), а если название фрукта - встают (фрукты растут на дереве).

Игра «Приметы осени»

Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы осени.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Игра «Деревья осенью»

Звучит музыка (можно включить «Времена года. Сентябрь» П. И. Чайковского). Все дети - деревья. У них в руках листья, вырезанные из бумаги. Они машут руками (листьями) и наклоняются, изображая, как осенью деревья качаются от ветра.

Игра «Осень»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Листья падают летят.

Настоящий листопад!

(Машем руками перед собой и по сторонам.)

Листья на ветру кружатся.

(Кружимся на месте.)

Листья на траву ложатся.

(Приседаем и встаём.)

Ветер с листьями играет -

Поднимает, опускает.

(Поднимаем и опускаем руки.)

Тучка прилетает,

Листья поливает.

(Трясём кистями рук.)

Мы не будем унывать,

Всё равно пойдём гулять!

(Идём на месте.)

Игра «Листочки»

Разделить детей на две команды. В одной команде водящий играет роль берёзы, в другой - роль осины. Команды собирают с пола листья, вырезанные из цветной бумаги (одна - берёзовые, другая - осиновые), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.

Колючие загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Что за дерево растёт?

Всё в иголках круглый год. (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна.)

Не сосна я и не ёлка,

Но стою я вся в иголках.

А как осень придёт,

Иголок на мне

Никто не найдёт. (Лиственница.)

Игра «Чем похожи?»

1. Чем похожи ель (ёлка) и ёжик? (У ели есть иголки, хвоя. И у ёжика есть иголки.)

2. Чем похожи ель и лиственница? (Это деревья. У них есть иголки, хвоя.)

3. Чем похожи лиственница и берёза? (Это деревья. Осенью они становятся жёлтыми.)

4. Чем похожи ель и сосна? (Это хвойные деревья. Осенью и зимой они остаются зелёными.)

Игра «Ежик»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Ёжик по лесу гулял.

(Идём на месте.)

Ёжик листья собирал.

(Наклоняемся вперёд.)

Ёжик лёг на правый бок,

(Наклоняемся вправо.)

И свернулся он в клубок.

(Приседаем.)

По тропинке покатился

(В приседе крутим руками перед собой.)

И назад не воротился.

(Качаем головой.)

Спать улёгся под сосной.

А проснётся он весной!

(Подставляем ладошки под щёчку и ушко.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто живёт в лесу, и загадывает животное. Дети должны отгадать его. Побеждает тот, кто первым назовёт животное. По очереди дети задают уточняющие вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Например:

Это животное серое? - Да.

Меняет цвет с наступлением зимы? - Нет.

Впадает в спячку? - Да.

С иголками? - Да.

Это ёж? - Да.

Игра «Приметы осени»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!

Игра «Танец тучек»

Воспитатель предлагает детям представить, как в небе плывут и танцуют тучки. Звучит музыка (можно включить «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского). Дети, выполняя плавные, медленные движения, придумывают и показывают танец тучек.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Кофта, шуба, шляпа, майка. (Шляпа. Это головной убор.)

2. Колготки, носки, сапоги, гольфы. (Сапоги. Это обувь.)

3. Шорты, шторы, брюки, джинсы. (Шторы. Это не одежда.)

5. Сандалии, ботинки, носки, сапоги. (Носки. Это не обувь.)

6. Шапка, варежки, рукавицы, перчатки. (Шапка. Это не для рук.)

7. Панама, шапка, шляпа, джинсы. (Джинсы. Это не головной убор.)

Игра «Наша одежда»

Дети называют по очереди разные предметы одежды. Например: сарафан, шорты, платье, майка, колготки, носки, юбка, жилет, комбинезон, варежки, купальник, футболка, свитер, кофта, джинсы, блузка, брюки, шуба, рубашка, пальто, гольфы, плащ, пиджак, костюм, куртка и т. д. Победит тот, кто назовёт предмет одежды последним.

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать

Днём спит,

А ночью летает

И всех пугает. (Сова)

Желтогруда эта птичка

Как зовут её? (Синичка.)

На берёзе он сидит.

По стволу весь день стучит.

Не ворона и не грач,

А деревьев добрый врач. (Дятел.)

Ищет зёрнышки в пыли,

Подбирает крошки.

Скачет, ростом невелик,

В парке на дорожке.

Что за серый озорник

Всё кричит «чирик-чирик»? (Воробей.)

День-деньской она стрекочет,

Помолчать никак не хочет.

Любопытна, белобока.

Как зовут её? (Сорока.)

Игра «Совушка»

Воспитатель напоминает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Можно прочитать стихи. Когда воспитатель говорит: «День», дети прыгают, бегают. Когда он говорит: «Ночь», все должны замереть (заснуть). Шевелиться нельзя. Кто пошевелился, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: «День». Игра продолжается.

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна совушка не спит,

Во все стороны глядит.

Если кто не хочет спать,

Может совушка поймать

Загадки про тех, кто живёт в воде

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

У маленькой скотинки

Золотые монетки на спинке. (Рыба.)

Не солдат, а с усами.

Не кузнец, а с клещами. (Рак.)

Глаза на рогах,

А домик на спине. (Улитка.)

Прыгает по кочкам,

Скачет по болотам,

Ловит мух, и комаров,

И ещё кого-то.

Кто эта квакушка,

Зелёная подружка? (Лягушка.)

Кто прячет голову от страха?

Кто носит панцирь? (Черепаха.)

Игра «На кого похожа черепаха?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Кто тоже носит на себе свой домик? (Улитка.)

2. Кто тоже прячет голову от страха? (Страус.)

3. Кто тоже откладывает яйца? (Птицы.)

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель произносит каждый раз по четыре названия животных (или показывает картинки). Дети должны определить, кто лишний, и объяснить почему.

1. Акула, сом, карась, крокодил. (Крокодил. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

2. Утка, щука, гусь, лебедь. (Щука. Это рыба, а не птица.)

3. Морской конёк, ёрш, судак, морская звезда. (Морская звезда. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

4. Окунь, лягушка, карась, щука. (Лягушка. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

Игра «Щука и карасики»

Все дети - карасики. С помощью считалки выбирается щука. По команде щука начинает ловить карасиков. Тот, кого она поймала, выбывает из игры.

Игра «Кто так делает?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Кто осенью впадает в спячку и спит всю зиму - волк, белка, барсук или заяц? (Барсук.)

2. Кто любит есть кору деревьев - лиса, ёж, заяц или волк? (Заяц.)

3. Кто делает запасы на зиму - медведь, ёж, заяц или белка? (Белка.)

4. Кто живёт в дупле, которое сделал дятел, - ёж, заяц, белка или барсук? (Белка.)

5. Кто в лесу роет очень глубокие норы - белка, барсук, медведь или заяц? (Барсук.)

Игра «Это верно или нет?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

Большой красивый барсук жил в густом лесу. У него было любимое занятие - рыть в земле глубокие норы. Осенью барсук делал для себя запасы на зиму. (Хлопаем.) Барсук прятал запасы в своём дупле. (Хлопаем.) Он забирался на дерево, чтобы нарвать орехов. (Хлопаем.) Осенью барсук сделал в своей глубокой норе мягкую подстилку из сухой травы и мха.

Когда стало холодно, барсук залез в нору и впал в спячку - уснул до весны.

Игра «Дрова»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Раз, два! Раз, два!

Будем мы пилить дрова.

(Ребром ладони пилим.)

Вот так, вот так

Пилим, пилим мы дрова.

(Показываем, как пилим.)

Раз, два! Раз, два!

Рубим, рубим мы дрова.

(Показываем, как рубим.)

Раз, два! Раз, два!

Будем складывать дрова.

(Наклоняемся в стороны.)

Целый воз мы напилили,

Нарубили и сложили.

(Повторяем движения: пилим, рубим, складываем.)

Заготовили дрова,

Отдохнуть теперь пора.

(Выпрямляемся и трясём руками.)

Игра «Складываем дрова»

В качестве дров можно использовать небольшие веточки или счётные палочки. В игре участвуют две команды, каждая собирает и складывает в отведённое место свои дрова. Победит та команда, которая быстрее выполнит задание.

Загадки про воду

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода. (Тучи.)

С неба пришёл -

В землю ушёл. (Дождь.)

Кругом вода,

А с питьём беда. (Море.)

Воды многих рек, морей

Он в себя вбирает.

Это что за великан?

Кто названье знает? (Океан.)

Игра «Кругом вода»

Дети по очереди произносят слова, связанные с водой. Например: лужа, капля, море, океан, сосулька, речка, ручей, пруд, озеро и т. д. Победит тот, кто назовёт слово последним.

Игра «Прыгаем через лужи»

На полу - листы бумаги. Это лужи. Дети должны пройти по комнате и перепрыгнуть через все лужи. Тот, кто наступил на лужу, выходит из игры.

«Листопад»

Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев; учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие —листопад.

Материал: осенние листья.

Ход игры

Воспитатель говорит: «Ребята! Вы все будете листочками, выберите себе листочек, который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький». Каждый ребенок показывает и называет, какой лист он выбрал по цвету и величине.

Воспитатель рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки. (Дети выполняют действия с желтыми листочками.)

Кружатся красивые красные листочки. (Дети выполняют действия с красными листочками.)

Покружились и уселись все на землю. (Дети приседают.) Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)

Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.)

Воспитатель продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.) Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят.

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья».

Педагог читает стихотворение В. Мирович «Листопад».

По желанию детей игра повторяется 2—3 раза.

«Вейся, венок!»

Цель : учить детей водить хоровод.

Материал : веночки с цветами и лентами.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть и раздает всем веночки. Каждый ребенок, выбирая ободок-веночек, называет цветок, его окраску, а воспитатель и остальные ребята помогают тем, кто затрудняется в названиях.

Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли красивые цветы (показывает на детей).

Все вместе дружно отбирают цветы по названиям: «Это ромашка, вот еще ромашка и это тоже ромашка. А это василек и это василек. Идите, васильки, сюда!»

Воспитатель говорит: «Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. (Дети убегают.) Пришла девочка Дашенька и сказала: „Вейся, венок! Завивайся, венок!" (Взрослый помогает детям образовать круг.) Какой красивый разноцветный венок у нас получился! Вейся, венок! Завивайся!»

Вместе с воспитателем малыши водят хоровод и поют хором любую веселую песенку.

Игра повторяется 2-3 раза.

«По узенькой дорожке»

Цель : учить детей перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).

Ход игры

Воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей), затем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» — кружкам, иначе промочишь ножки.

Воспитатель произносит слова и показывает действия:

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки!

Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям.

По камешкам.

По камешкам,

По камешкам!

Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку —бух!», выпрыгивает из кружка, приседает, а за ним и все дети.

Игра повторяется.

«Беги к тому, что назову»

Цель : напомнить детям названия предметов; научить бегать «стайкой»; упражнять в ориентровке на местности.

Правила: уметь слушать взрослого.

Ход игры

Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице —беги!»

Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, дает им время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит:

Раз, два, три,

К веранде —беги!

Затем игра повторяется: дети бегут к качелям, к столику, к горке и т.д.

«Лохматый пес»

Цель: учить детей слушать взрослого, передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

Материал: крупная игрушечная собачка.

Ход игры

Воспитатель сажает у веранды яркую игрушечную собачку и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить».

Воспитатель читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнул он нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами!» Собачка «лает». Дети по команде взрослого бегут на веранду, за веранду, прячутся в «домик» (нарисованный круг).

Игра повторяется 2—3 раза.

«Ай-да»

(парная пляска)

Цель:

Ход игры

Взрослый берет желающего ребенка за руки и медленно поет, предоставляя ребенку возможность повторить движения:

Ай-да! (На каждый слог песенки взрослый и ребенок медленно переваливаются с одной ноги на другую. Повторить 4 раза.)

Наши ножки топотали,

Детки весело плясали! (Топочут в быстром темпе, улыбаются.

Повторить 2 раза.)

Ай-да! (Хлопают в ладоши, смеются.)

«Наши ручки»

Цель: учить действовать в соответствии со словами стихотворения.

Ход игры

Взрослый напевает песенку. Желающие дети подражают его действиям:

Где же, где же

Наши ручки?

Нет наших ручек. (Руки за спиной, чуть покачивают корпусом из стороны в сторону. Повторить 2 раза.)

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут

Наши ручки,

Пляшут наши ручки! (Руки над головой или перед собой, круговые движения кистями.)

Где же, где же

Наши ножки?

Нет наших ножек! (Приседают и обхватывают руками колени,

Повторить 2 раза.)

Вот, вот наши ножки,

Вот наши ножки!

Пляшут, пляшут

Наши ножки

Пляшут наши ножки! (Встают и весело топают ногами.)

Где же, где же

Наши глазки?

Нет наших глазок! (Прикрывают глаза лодошками.

Повторить 2 раза.)

Вот, вот наши глазки,

Вот наши глазки!

Смотрят, смотрят

Наши глазки.

Смотрят наши глазки! (Убирают ладошки от лица, прыгают, приседают.)

«У медведя во бору»

Цель: учить детей понимать смысл текста и действовать согласно словам.

Материал : крупная мягкая игрушка —медведь.

Ход игры

Воспитатель сажает медведя под кустом и рассказывает детям, что осенью можно пойти в лес, набрать грибов и ягод; спрашивает, кто из детей ходил с родителями за грибами: «Много грибов принесли? Находили в лесу малину? Кто любит малину? Конечно, медведь! Он приходит полакомиться сладкими ягодами, а как увидит кого, сразу рычит, отгоняет всех, хочет один ягоды собирать. Ишь какой мишка-сладкоежка! Пойдем и мы в лес!»

Воспитатель медленно читает стихотворение:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь глядит

И на нас рычит:

«Р-р-р-р!»

Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке).

Как только медведь зарычит, все разбегаются в разные стороны.

Затем воспитатель спрашивает: «Кто хочет быть медведем? Ты, Миша? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будут два медведя».

По желанию детей игра повторяется 3—4 раза, дети-медведи могут меняться, по желанию бежать за детьми.

«Раздувайся, мой шар!»

Цель: учить детей выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука «ш».

Ход игры

Воспитатель говорит: «Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул».

Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки, активно дуют. Затем взрослый медленно, напевно произносит слова, отступая назад:

Раздувайся, мой шар!

Раздувайся, большой...

Подражая взрослому, все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. Воспитатель продолжает:

Оставайся такой

И не лопайся!

Взрослый уточняет: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И вдруг все вместе за взрослым: «Ш-ш-ш-ш»! Не отпуская рук, все сбегаются в середину.

«Сдулся наш шар! — констатирует воспитатель. — Надуем еще раз!» — и повторяет слова игры.

На третий раз дети, держась за руки, расходятся, образуя как можно более широкий круг.

Воспитатель командует: «Хлоп!» Дети расцепляют руки и разбегаются в разные стороны: «Лопнул шар!»

«Поедем в лес»

Цель: упражнять в использовании предметов-заместителей; уточнить названия растений, развивать ориентировку в пространстве.

Материал : чурочки-грибочки, цветы из гофрированной бумаги или из капроновых лент, два шнура, 5—6 корзиночек.

Ход игры

Воспитатель вместе с детьми украшает цветами полянку, около деревьев кладет грибочки, на площадке натягивает два шнура (обозначив мостик через речку).

Воспитатель гудит, изображая паровоз: «У-у-у-у!» Дети —вагончики едут, гудят: «У-у-у!» Вот остановка. «Ш-ш-ш-ш!» —повторяют дети за педагогом.

«Куда это мы приехали?» —спрашивает воспитатель. Если малыши затрудняются ответить, помогает: «Поезд привез всех на поляну, где растут цветочки». Дети собирают цветы.

Все цветы собраны в корзинки, паровоз дает протяжный гудок. Поезд едет через мостик в «лес», где дети дружно собирают грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся за них.

Опять протяжный гудок паровоза —все уезжают домой.

В «лесу» воспитатель может спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как елка, береза, могут ли их показать.

«Птички и дождик»

Цель : учить детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков.

Материал : эмблемы птиц.

Ход игры

Педагог раздает детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия».

Педагог начинает: «Птички летают (дети бегут по площадке), клюют зернышки (дети присаживаются, „клюют"), опять улетают.

Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. („Ввв!"— произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше».

«Тук! Тук! Тук!» — повторяют дети.

«Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми, —зовет взрослый. — Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются).

Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются» (дети имитируют голоса знакомых птиц).

Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомобиля. Каждый раз дети-птички разлетаются в разные стороны.

«Вышли дети в садик»

(по стихотворению А. Кондратенко)

Ход игры

Воспитатель читает стихотворение:

Вышли дети в сад зеленый

Танцевать, танцевать.

Ля-ля! Ля-ля-ля! (Дети двигаются произвольно, танцуют.)

Стали гуси удивленно

Гоготать, гоготать... (Дети кричат: «Га-га-га!»)

Серый конь заржал в конюшне:

«Иго-го! Иго-го!» (Дети повторяют: «Иго-го! Иго-го!»)

Для чего кружиться нужно,

Для чего, для чего? (Все дети кружатся.)

И корова удивилась:

«Му-му-му! Му-му-му!» (Дети повторяют: «Му-му-му!»)

Что вы так развеселились?

Не пойму, не пойму!

Воспитатель делает вид, что забодает всех. Дети разбегаются в стороны.

Игра повторяется 2—3 раза.

Описание подвижных игр, используемых в работе над проектом

П/игра: «Мы листики осенние».


Цель:
развивать внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Описание игры:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)

П/игра: «Ветерок»
Цель: развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире, умение координировать речь и движения.
Описание игры:
Ветерок, нас не пугай (грозят пальчиками правой руки, левая на поясе)
Лучше с нами поиграй (хлопают в ладоши)
Тучи с неба прогони (поднимают руки вверх, машут руками из стороны в сторону)
С земли лужи убери (наклоняются вперед, машут руками вперед и назад)
Начался листопад (кружатся на месте)
Листья по ветру летят (мелкий бег на месте)
Раз листочек, два листочек
Покатились вдоль обочин
Дунул раз, дунул два,
Разлетелись, кто куда (разбегаются по площадке врассыпную, присаживаются, обхватывают руками колени).

П/игра «С кочки на кочку»

Цель: Развивать согласованность движений рук и ног, приучать ходить и бегать свободно, небольшими группами, всей группой, в колонне по одному. Приучать детей менять движения по сигналу воспитателя. Развивать чувство равновесия, ловкость, смелость, ориентировку в пространстве.
Описание игры:
Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу картонные кружки на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу воспитателя малыши переходят на другую сторону зала, переступая из кружка в кружок.

П / игра «Листопад»

https://pandia.ru/text/80/236/images/image005_159.jpg" alt="C:\Users\solomatina\Desktop\прогулка\DSCN5953.JPG" width="555 height=337" height="337">



error: Контент защищен !!