Консультация для родителей "возможные формы совместного отдыха родителей и детей". Основными задачами семейного воспитания являются. Защита от насекомых

В новом формате начинают видеть свой отдых люди, у которых рождаются и подрастают дети. Семейный отдых для таких людей приобретает особый вид. Это раньше вы могли поехать самостоятельно, куда душа пожелает и насколько позволяет финансовое благополучие. Теперь же необходимо прислушиваться к каждому члену семьи и даже самому маленькому. Ведь лучший семейный отдых подразумевает под собой комфорт и удовольствие всей семьи в целом без исключения.

Каждый в семье хочет отдохнуть по-своему. Маме необходимо отвлечься от бытовых проблем. Папа мечтает сбежать из душного офиса. У детей мечта оторваться по полной программе, пока есть возможность. Именно поэтому необходимо тщательно выбирать место для семейного отдыха, чтобы каждый получил свою долю впечатлений, положительных эмоций и заряда на последующие будни. Причем семейный отдых может быть не только на время отпуска. За основы семейной традиции можно взять любые виды отдыха по выходным.

Виды семейного отдыха

Любой отдых можно разбить на несколько подкатегорий:

  • активный и пассивный;
  • зимний и летний;
  • отдых в своей стране и за границей;
  • отдых на природе и культурный отдых (походы по музеям и осмотр достопримечательностей);
  • семейный туризм;
  • отдых в санатории/пансионате;
  • морской круиз;
  • семейный отдых на время праздников;
  • охота, рыбалка, развлекательные клубы, боулинг и т.д. (это уже для отдыха по выходным).

Давайте остановимся более подробно на некоторых из перечисленных видов.

Семейный отдых за границей

Данный вид совместного отдыха благоприятно отражается на всех членах семьи, а в особенности на детях. Вы даете им возможность расширить кругозор и стать более коммуникабельными. Ведь в поездке они будут вынуждены общаться с большим количеством людей, а также с иностранцами. Планировать поездку на заграничный курорт необходимо заранее. Можно выкупить тур в агентстве, а можно все организовать самим, воспользовавшись интернетом. Заботясь о своем комфорте вам нужно заранее забронировать место для проживания, купить билеты на самолет. Поездка через турагенство выйдет вам немного дороже. Однако все, вплоть до часов досуга будет организованно. Вам останется только оплатить и наслаждаться отдыхом.

Зимний семейный отдых

Зимний отдых можно разделить на два вида. Это поездка в теплые края в то время, когда у вас на родине стоят лютые морозы. Или наоборот, наслаждение зимними пейзажами во время выходных дней. Для любого варианта зимнего отдыха с семьей есть некоторые предостережения.

Если вы едете с маленькими детьми за границу помните, что они резкую смену климата переносят тяжелее, чем взрослые. Внимательно следите за тем, что ваши дети кушают и пьют во время отдыха.

Выбирая место для отдыха зимой, учитывайте, что детям необходимо теплое помещения со всеми условиями и регулярное питание. Как вариант зимнего отдыха можно рассмотреть катание на лыжах, прогулки по горам, коньки, сноуборд и многое другое.

Семейный отдых на Новый год хочется выделить в особую подкатегорию. В дни новогодних праздников не только у детей, но и у взрослых особое настроение. Хочется маленького чуда для каждого члена своей семьи. Можно выбрать из нескольких вариантов. Съездить в теплые края, посетить родину Деда Мороза, выкупить на каникулы номер в пансионате. В любом месте для отдыха в это время будут проходить специальные новогодние программы, которые смогут удовлетворить вкусы всех ваших родных.

Не важно, какой вид отдыха вы выбираете. Пусть это будет семейный отдых на выходные на природе, в пансионате или морской круиз. Самое главное, что все это время вы проведете вместе, наслаждаясь совместным отдыхом.

Что может ребенок и что хочет ребенок, можно узнать и понять в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Такая обстановка в первую очередь создается взрослыми. Такую обстановку лучше создать во время отдыха, когда взрослые и дети могут быть поставлены в равные условия.

РОЛЬ СОВМЕСТНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Время проведения: третий квартал (март - май).

Форма проведения: круглый стол.

Цель: выявить необходимость совместного отдыха родителей и их детей.

Задачи: проанализировать возможные формы отдыха родите-лей и их детей; способствовать формированию осознания необ-ходимости совместного отдыха родителей и их детей; продумать формы совместного отдыха.

План проведения

  1. Вступительное слово.
  2. Этап педагогического всеобуча.
  3. Этап проведения теста «Я и мой ребенок».
  4. Анализ результатов теста «Рисунок семьи».
  5. Рисование родителями своего ребенка.
  6. Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха
    родителей и детей».
  7. Обсуждение темы «Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья?».
  8. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

  1. I . Подготовительный этап
  2. Проведение исследования воспитанников группы с помо-щью опроса «Моя семья» (приложение А). Воспитатель в период подготовки к родительскому собранию продумывает и составляет серию вопросов для детей, ответы на которые помогут выявить основные формы отдыха родителей, отдыха детей, наличие или отсутствие совместного отдыха родителей и их детей. Поскольку дети старшего дошкольного возраста еще не владеют навыками письменной речи, воспитатель проводит опрос в устной форме, фиксируя ответы детей в письменном виде.

Несколько устных ответов детей на вопросы, предложенные воспитателем, можно записать для звукового или видеовоспроиз-ведения.

  1. Подготовка материала к педагогическому всеобучу. Информация, подготовленная воспитателем, должна содержать достоверные данные, подтверждающие возможность и необходи-мость совместного отдыха родителей и их детей, а также способ-ствовать формированию у родителей ответственности за органи-зацию отдыха их детей.
  2. Подготовка наглядного оформления родительского собрания (детские рисунки на темы «Я отдыхаю», «Мы отдыхаем»).
  3. На собрание могут быть приглашены психолог дошкольного учреждения, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
  1. Организационный этап
  2. Родители воспитанников рассаживаются, столы расставлены по кругу.
  3. На столах разложены чистые листы бумаги, цветные и про-стые карандаши, ручки, жетоны.

III . Вступительная часть собрания

Воспитатель - ведущий собрания сообщает родителям тему, цель родительского собрания и задачи, которые призвано оно ре-шить; представляет гостей, присутствующих на собрании; сооб-щает план проведения родительского собрания и роль каждого из присутствующих в определенные этапы собрания.

Воспитатель. Традиционное приветствие мы проведем с обязательным использованием фразы: «Здравствуйте, мне при-ятно Вам сказать...». Родители вправе закончить фразу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким. Участники по кругу приветствуют друг друга.

  1. IV . Этап педагогического всеобуча

Воспитатель. По мнению Льва Николаевича Толстого, в течение первых трех лет жизни человек приобретает больше, чем за всю последующую жизнь. Огромные изменения происхо-дят и в течение всего дошкольного возраста, но к 6-7 годам он становится совершенно другим человеком. Шестилетний ребенок может вынести двухлетнего малыша из загоревшегося помеще-ния. Отказаться от незаслуженной награды. Пожертвовать развле-чением, чтобы помочь матери. За эти годы дошкольного детства в психике детей возникает целый ряд таких черт и особенностей, которые раньше полностью отсутствовали. Эти изменения внешне

менее радикальны и выразительны, чем появление ходьбы и речи, но имеют не меньшее значение.

Уже с первых дней своей жизни ребенок начинает активно осваивать окружающий мир с его законами и правилами. Ему не-обходимо добыть, переработать и запомнить огромное количество познавательной информации, освоить правила взаимодействия людей друг с другом и т. п.

Антон Семенович Макаренко подчеркивал, что зачастую про-исходит обременение детской памяти всевозможными правилами, которые часто ребенок не запоминает, а поэтому тут же забывает или пытается их очень неудачно соблюдать.

Если родители хотят, чтобы дети выполнили хорошо какое-либо действие, выполненное до этого неверно, нужно ласковыми словами и уговорами постараться заставить переделать это несколько раз, пока действие не будет выполнено в совершенстве. «Если дети будут многократно проделывать одно и то же действие до тех пор, пока оно не станет для них привычным, выполнение уже не будет зависеть от памяти или размышления, а станет чем-то естественным (у ре-бенка выработается привычка). Если вы, таким образом, излечили вашего ребенка от какого-либо недостатка, вы его излечили навсегда; и таким же способом вы можете искоренять в детях один за другим все недостатки и привить им какие угодно привычки».

Исследования показывают, что на развитие ребенка влияют:

«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в дошкольном и школьном возрасте вся принадлежит детскому саду и школе. Оказывается, образовательное учреждение (детский сад, школа) имеет только весьма небольшую долю в том естествен-ном развитии детей, на которое гораздо больше влияния оказыва-ют время, природа и семейная жизнь» (Константин Дмитриевич Ушинский).

Поэтому основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. И именно под наблюдением и руководством родителей должно происходить многократное повторение одного и того же действия до тех пор, пока дети не привыкнут делать это хорошо. Пользуясь этим методом, можно увидеть, соответствуют ли требования, предъявляемые к ребенку, его способностям, и под-ходит ли ваш прием к природным данным ребенка.

Кому если не родителям известны все тонкости характера ре-бенка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребенку природа, а также и предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность. Надо стремиться создавать все условия для ребенка, чтобы он смог хорошо сделать то, что может, и то, что хочет. А что может ребенок и что хочет ребенок, можно узнать и понять в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Такая обстановка в первую очередь создается взрослыми. Такую обстановку лучше создать во время отдыха, когда взрослые и дети могут быть поставлены в равные условия.

«Отдых - перерыв в работе, свободное от работы время для восстановления сил. Отдыхать - восстанавливать силы, проводить свой отдых где-нибудь». {Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 602).

  • Возможен ли совместный отдых родителей и детей?
  • Нужен ли такой отдых?
  • В чем необходимость такого отдыха?

Каждый из вас может по-разному ответить на эти вопросы. Но наверняка каждый из присутствующих здесь родителей орга-низует совместный отдых со своими детьми.

  1. V . Этап проведения теста «Я и мой ребенок»

Родителям предлагается выполнить задания теста «Я и мой ребенок». (Приложение Б.)

Воспитатель. Сделайте соответствующие выводы о харак-тере взаимоотношений между вами и вашими детьми.

Роль родителей в воспитании ребенка невозможно переоце-нить. Вы - главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания.

Современный ритм жизни не позволяет вам много времени свободно общаться с вашим ребенком. Каждая свободная минута заполнена разговорами, заботами и хлопотами. И все-таки необхо-димо находить время для доступных форм проведения совместного отдыха с детьми.

  1. VI . Анализ результатов теста «Рисунок семьи»

Воспитатель. Выявив наличие умения правильно воспи-тывать ребенка, попробуем узнать, как ребенок относится к вам - своим родителям.

Родителям в общих чертах предоставляется интерпретация теста «Рисунок семьи». (Приложение В.) По результатам этого теста нельзя делать окончательные выводы. Тем более что дети старшей группы еще недостаточно владеют техническими навы-ками в рисовании.

В ходе ознакомления с результатами теста может быть выявлено:

  • дружна ли семья;
  • все ли члены семьи являются обязательными для ребенка;
  • к кому из членов семьи ребенок испытывает негативное от-ношение;
  • какое место отводит ребенок каждому члену семьи и себе;
    кто из членов семьи наиболее близок ребенку, а кто нахо-дится от него в отдалении;
  • заняты ли члены семьи общим делом на рисунке ребенка.

Интерпретацию теста в общих чертах может выполнить психо-лог дошкольного учреждения. Рисуночные тесты выдаются роди-телям, даются краткие характеристики элементов детского рисунка в соотнесении их с реальной обстановкой в семье.

Родителям предлагается изобразить своего ребенка на листе бумаги. Рисунки родителей дополняют выставку, подготовленную к родительскому собранию воспитанниками группы.

VIII . Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Прослушав высказывания детей, воспитателю уместно обра-тить внимание на связь между дружной семьей, заинтересован-ностью семьи достижениями ребенка и реальными успехами ре-бенка в детском саду, в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.

Воспитатель. Как отдыхает семья каждого из вас? Чем занимаетесь, собравшись вместе? (Высказывания родителей.)

Если такие моменты в жизни вашей семьи возникают редко и поэтому не было возможности обдумать, как организовать сов-местный отдых, можно использовать следующие формы совместного отдыха родителей и детей:

  1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллекту-альные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
  2. Совместная творческая деятельность: ребенок и родители
    вместе придумывают и создают какой - либо творческий про-ект - оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художест-венных работ.
  3. Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, по-садка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на при-усадебном участке, уход за домашними животными.
  4. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажер-ного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.
  5. Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Игры - прекрасный источник информации о личности ребенка. В процессе игры нужно внимательно наблюдать за поведением ре-бенка. В игре можно увидеть, как ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.

Совместная деятельность родителей и их детей может осу-ществляться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-театрализаций (разыгрывание литературных сюжетов), кото-рые позволяют увидеть возможности ребенка для развития твор-чества, найти творческие решения поставленной игровой задачи. Родителям при организации игр-театрализаций лучше брать хоро-шо известные детям сказки. Перед игрой желательно сказку еще раз перечитать, распределить роли между всеми членами семьи, продумать костюмы, отвести время на подготовку, пригласить зри-телей. Взрослым следует продумать пути устранения возникаю-щих сложных моментов. Любые замечания нужно строить в форме совета, начиная его с похвалы. Главная задача взрослых в этой игре - поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное.

Если все же возникает конфликтная ситуация, требующая на-казания, то родителям нужно помнить:

  • наказание не должно быть постоянной практикой - это не-замедлительная реакция на недопустимый поступок;
  • наказание должно быть коротким;
  • нужно быть последовательным: нельзя в одном случае на-казать, а в другом - тот же самый поступок не заметить;
  • нельзя в качестве наказания прекращать разговаривать с ре-бенком;
  • ни одно наказание не должно нести своей целью унижение ребенка.

«Ребенок - это цветок, который нуждается в одобрении со сто-роны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда».

  1. IX . Обсуждение темы «Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья?»

На столе перед собравшимися - шесть коробочек с надписями;

  • интеллектуальная деятельность;
  • творческая деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • спортивная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • другие виды совместного отдыха.

Родителям предлагается опустить жетоны, заранее приготов-ленные и лежащие на столе, в ту коробочку, на которой обозначен наиболее приемлемый для семьи вид совместного отдыха.

Затем подсчитываются жетоны, опущенные в каждую коро-бочку, и выявляется наиболее популярный вид совместного се-мейного отдыха и наименее популярный. Принимается решение о проведении в группе совместного мероприятия в форме, которая, по мнению родителей, является самой популярной, и в то же время провести в группе мероприятие в форме наименее популярной, по мнению родителей.

  1. X . Подведение итогов родительского собрания

Воспитатель. Уважаемые родители! Вот и подошло к кон-цу наше родительское собрание. В течение собрания вы получили информацию не только о своих детях, но и о себе; рассмотрели систему отношений «родители - дети».

Ответьте, пожалуйста, в письменном виде на вопрос: о какой системе отношений в нашем дошкольном учреждении вы хотели бы получить информацию на следующем родительском собрании:

  • воспитатель - ребенок;
  • воспитатель - воспитатель;
  • воспитатели - администрация;
  • родители - дети;
  • воспитатели - родители;
  • ребенок - ребенок;
  • администрация - дети?

Примерный вариант решения родительского собрания

  1. В результате опроса родителей группы выявлено, что наи-более популярной формой совместного отдыха родителей и детей является - ...; наименее популярной - ...
  2. Поэтому в группе нужно провести мероприятия с использо-ванием указанных форм организации совместного отдыха родителей и детей:
  • популярной формы - ...
  • непопулярной формы - ...
  1. Следующее родительское собрание целесообразно провести
    по теме, раскрывающей систему отношений «...» - «...».
  2. Ответственными за проведение совместных групповых ме-роприятий назначить...

Приложение А. Опрос «Моя семья»

Устный опрос детей может быть выполнен по следующим во-просам:

Продолжи предложение:

  1. Наша семья состоит из... (человек).
  2. Она (какая?)... (дружная, веселая, хорошая и т. п.).
  3. Обычно вечером я... (сижу дома один, читаю вместе с ма-мой книгу, смотрю с родителями передачи по телевизору).
  4. В выходные дни моя семья... (отдыхает за городом, ссо-рятся и ругаются друг с другом, занимаются каждый своим делом).
  5. Моя мама... (старается, чтобы всем было хорошо, уходит
    по своим делам и долго не возвращается, готовит, стирает,
    делает уборку в доме).
  6. Мой папа... (помогает маме выполнить всякую работу,
    что-то мастерит, делает, лежит, с газетой на диване).
  7. Я хочу, чтобы... (никто в нашей семье не ссорился, все вме-сте чаще отдыхали, меня брали с собой мама и папа, а не
    оставляли одного дома).

Приложение Б. Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

в) не могу.

  1. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

  1. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению
    к нему?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

  1. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

  1. Поставить себя на место ребенка?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

  1. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрас-ный принц)?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

  1. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, пред-ставляющий вас в невыгодном свете?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

  1. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

  1. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее по-ведение?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

  1. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как он хочет?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

  1. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

Ключ к тесту.

Ответ «а» оценивается в 3 очка.

Ответ «б» оценивается в 2 очка.

Ответ «в» оценивается в 1 очко.

Если вы набрали от 27 до 36 очков , значит ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и поставленной линии по-ведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

13-27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на прак-тике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют вос-питательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка лично-стью, либо желания добиться этого, а, возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и пси-хологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Приложение В. Тест «Рисунок семьи»

«Рисунок семьи» - методика, которая направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье. Существует множество модификаций применения теста и обра-ботки результатов.

Ребенка просят «нарисовать семью», или «нарисовать свою семью», или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо». После рисования должна состояться беседа по определен-ным вопросам по содержанию рисунка. Существует немало раз-личных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи часто пользуются схемами, предложен-ными В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом.

Г.Т. Хомснтаускас предлагает анализировать рисунок семьи по трем уровням.

  1. Интерпретируется обобщенная структура рисунка.

2.Интерпретируются графические изображения отдельных
членов семьи.

  1. Анализ процесса рисования.

В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка, об-ращая внимание на процесс рисования, на подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами.

При рисовании используется стандартный лист белой бумаги (А4), цветные карандаши и простой карандаш.

Интерпретация.

  1. Отсутствие или присутствие на рисунке автора или чле- на семьи.

Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те чле-ны семьи, которые наименее эмоционально привлекательны или те, с которыми существуют конфликтные отношения. На вопрос об их отсутствии ребенок может ответить «не хватило места», «боюсь, что плохо получится».

  1. Присутствие на рисунке только автора или члена семьи.
    Иногда в ответ на просьбу нарисовать свою семью ребенок рисует только какого-нибудь члена семьи. Так автор подчеркивает его важность в своей жизни. Если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить о конкурентных нега-тивных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и допол-нений, то это самый важный и самый любимый для автора человек, который понимает его и занимается с ним.

Если ребенок рисует только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности. Автор, подчеркивая свою индивиду-альность, забывает об окружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».

Одиночная фигура автора на рисунке может быть маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Так бывает с появлением в се-мье младшего ребенка, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.

  1. Размер фигуры автора или членов семьи.

Если автором нарисованы все члены семьи, то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть правильно распределены по росту, но могут быть и искаже-ния. Если дети и взрослые примерно одного размера или фигура ав-тора выше остальных, то это можно интерпретировать как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом (сестрой). Большой рост автора с тщательно прорисован-ными деталями подчеркивает его значимое положение в семье.

Член семьи может быть нарисован выше всех или только выше автора, тогда неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции между ними.

  1. Расположение фигур на листе.

На плоскости листа члены семьи редко располагаются на од-ной линии. Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то ниже остальных. Таким образом дети показывают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрос-лых, но конкуренция все равно существует, если кто-то из детей располагается значительно ниже другого.

В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым (слева). Чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором - мать, на третьем - себя (слева направо).

Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью, или выполняющих свои дела рядом друг с дру-гом (на близком расстоянии), или стоящих плотно друг к другу, держащихся за руки или протягивающих руки друг другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включен-ности ребенка в эту ситуацию.

При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной

Совместный досуг с детьми — это не только взаимная радость, но и часть воспитательного процесса. Узнайте, как можно пользой проводить время с малышами и подростками.

В первые месяцы после рождения малыша, родители мало думают о том, как провести совместный досуг с ребенком. И как отдыхать, когда в семье несколько детей? Начиная с полугода, когда кроха уже умеет сидеть, а любознательность его зашкаливает до предела, большинство родителей задумываются над тем, как организовать свой досуг с детьми в выходные. В больших городах существует множество мест, которые можно посетить совместно с детьми любого возраста.

Посещение зоопарка, музея, океанариума

Программа досуга на выходные содержит посещение океанариума, музея, зоопарка. Визит в зоопарк желательно отложить до теплого времени года, когда вокруг все цветет, и отсутствует риск подхватить простудные заболевания. Природа сближает родителей с детьми. Гуляя мимо вольеров с животными, мама с папой отвечают на вопросы малышей, удовлетворяя их любопытство. А какой восторг у детей вызывает яркий окрас попугаев, сколько положительных эмоций при виде экзотических животных. Любовь и уважение к природе необходимо прививать с младых лет.

Посещение музея – одно из самых развивающих способов семейного отдыха. Если родители плохо разбираются в картинах, то могут прибегнуть к помощи искусствоведа, который красочно и подробно расскажет о каждой картине. Плюсы похода в музей: посещение возможно в любое время года, не смотря на холод и жару, яркие картинки приковывают взгляд детей, история создания картин интересна не только детям, но и родителям. Минусы: дети могут раскапризничаться в любой момент, из-за чего придется пораньше уйти из музея.


Правильная организация досуга детей в семье – искусство, подвластное как и маме, так и папе. По статистике, большое количество мужчин, выбирая место отдыха для семейства, остановят свой выбор на океанариуме. И это легко объяснить. Многие представители сильного пола – заядлые охотники и рыболовы.

Поход всей семьей в океанариум – возможность отца раскрыться перед детьми с другой стороны. Папа не только расскажет обо всех известных ему рыбах, но и заразит малышей своей любовью к водным обитателям. К тому же, в океанариуме можно не только посмотреть на рыб, но и увидеть, как аквалангист их кормит, и даже запечатлеть все это на камеру. Во многих подобных заведениях существуют кафе, поэтому голодными ни взрослые, ни дети не останутся.

Преимущества центров детского развития

Совместный досуг детей и родителей – это не только прогулки, походы, созерцание великолепного. Это еще и образование, понимание друг друга, развитие детских умений. Все это предоставляет развивающий центр, в котором родители помогают своему малышу познать окружающий мир, а также познакомиться с другими детками.

Плюсы развивающего центра: всестороннее развитие ребенка под руководством наставника и под присмотром родителя, возможность общения с другими детьми. Многие подобные центры находятся недалеко от дома. Минусы: цена, в среднем, около 4 тысяч за 8 занятий, в некоторых центрах занимаются детки с простудными заболеваниями и температурой.

Домашний совместный отдых

Чтобы сблизиться маме с дочкой, большие физические затраты не требуются. Предложите малышке поиграть в куклы, если умеете или , подключите дочку к этому процессу. Сделайте с малышом простую поделку — .

Самая первая и главная подружка в жизни девочки – это ее мама, и от того, как сложатся отношения родительницы и малютки, во многом будет зависеть дальнейшая жизнь девочки, ее взгляды на мир и окружающих людей.

Приобщайте малышку к приготовлению обедов, уборке, уходу за домашними растениями. В игровой форме это сделать намного легче, чем потом заставлять взрослую девушку убирать за собой посуду и одежду. О том, чем занять ребенка дома, читайте в с подборкой игр и развлечений.

Цели семейного досуга

Досуг детей и родителей не только сближает, но и позволяет старшему поколению почувствовать себя моложе и активнее. Лепка снеговика зимой, туристические походы весной, отдых на море в летний период – все это делает семью более сплоченной. Если у семейства нет финансовых затруднений, то отличным ответом на вопрос, как организовать досуг детей, станет поездка на праздники или выходные за границу. Смена обстановки положительно повлияет на атмосферу в семье, дети будут благодарны родителям за возможность попрактиковать иностранный язык среди аборигенов и увидеть достопримечательности другой страны.

Совместными просмотрами фильмов уже никого не удивишь, современные детки требуют активного отдыха. Спросите у ваших детей, где они хотят провести время. Быть может сегодня они пожелают отправиться в цирк, а завтра посетить театральное мероприятие. Даже прогулка в торговом центре позволит сблизиться детям и родителям.

Примеряя одежду, малыши делятся со взрослыми своим хорошим настроением. А сколько эмоций от покупок вы увидите в глазах своих чад, и в следующий раз сами предложите малюткам съездить за обновками.

Главная цель семейного досуга – возможность услышать друг друга. Очень часто в спешке дней или при загруженности работой, родители не спрашивают у детей, чего они хотят. Никакие деньги не смогут заменить родительской ласки, а семейный отдых – способ показать, что старшее поколение слышит желания младшего, и идет им навстречу.

Крепкая семья – это крепость, которую ничто не способно разрушить. Совместный отдых детей и родителей делает эту крепость еще неприступнее.

Лето - это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которые оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребёнка и в родном селе, и за его чертой, поэтому нужно подготовиться к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом: сверкание росы под утренним солнцем, краски вечернего заката, загадочность летнего звёздного неба, завораживающие звуки леса. При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребёнку.

Общие развлечения, игры, экскурсии покажут. Вам друг друга по-новому и предоставят возможность совершить открытия даже внутри собственной семьи! Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет.

Если такие моменты в жизни Вашей семьи возникают редко, и поэтому не было возможности обдумать, как организовать совместный отдых, можно использовать следующие формы совместного отдыха родителей и детей:

    Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.

    Совместная творческая деятельность: ребенок и родители вместе придумывают и создают какой-либо творческий проект – оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ.

    Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.

    Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.

    Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

    Игры – прекрасный источник информации о личности ребенка. В процессе игры нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка. В игре можно увидеть, как ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.

    Совместная деятельность родителей и их детей может осуществляться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-театрализаций (разыгрывание литературных сюжетов), которые позволяют увидеть возможности ребенка для развития творчества, найти творческие решения поставленной игровой задачи. Родителям при организации игр-театрализаций лучше брать хорошо известные детям сказки. Перед игрой желательно сказку еще раз перечитать, распределить роли между всеми членами семьи, продумать костюмы, отвести время на подготовку, пригласить зрителей. Взрослым следует продумать пути устранения возникающих сложных моментов. Любые замечания нужно строить в форме совета, начиная с похвалы. Главная задача взрослых в этой игре – поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное.

Рекомендации для родителей : “Возможные формы совместного отдыха родителей и детей . ”

Если такие моменты в жизни вашей семьи возникают редко, и поэтому не было возможности обдумать , как организовать совместный отдых , можно использовать следующие формы совместного отдыха родителей и детей :

1. Совместная интеллектуальная деятельность : интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.

2. Совместная творческая деятельность : ребенок и родители вместе придумывают и создают какой-либо творческий проект – оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо творческих работ.

3. Совместная трудовая деятельность : уборка в квартире, посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.

4. Совместная спортивная деятельность : посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.

5. Совместные подвижные , сюжетно-ролевые игры.

Игры – прекрасный источник информации о личности ребенка . В процессе игры нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка. В игре можно увидеть, как ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится, или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.

Совместная деятельность родителей и их детей может осуществляться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-театрализаций (разыгрывание литературных сюжетов, которые позволяют увидеть возможности ребенка для развития творчества, найти творческие решения поставленной игровой задачи. Главная задача взрослых в этой игре – поддерживать оригинальность детей , вовремя похвалить за что-то интересное.

Если все же возникает конфликтная ситуация, требующая наказания, то родителям нужно помнить :

Наказание не должно быть постоянной практикой – это незамедлительная реакция на недопустимый поступок;

Наказание должно быть коротким;

- нужно быть последовательным : нельзя в одном случае наказать, а в другом – тот же самый поступок не заметить;

Нельзя в качестве наказания прекращать разговаривать с ребенком;

Ни одно наказание не должно нести своей целью унижение ребенка.

«Ребенок – это цветок, который нуждается в одобрении со стороны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда». (Преображенская Е.)

МБДОУ Детский сад №12 “Белочка” г. Котовск Зиновьева Н. В.

Используемые ресурсы : С. В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2010. (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем)



error: Контент защищен !!