Тест по теме психология семейной жизни. Контрольные тесты по дисциплине “Психология семьи и семейного воспитания. Вопросы к зачету

www. *****

Контрольные тесты по дисциплине “психология семьи и семейного воспитания»

Раздел 1. Тестовые задания

1. Вставьте пропущенное слово в определение: «Семья – это основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное ……………. и …………….».

2. Какой тип брака является преобладающим в настоящее время? …………………………………………………………

3. Вставьте пропущенное слово в определение: «Семья - активное начало; она никогда не оста­ется неизменной, а переходит от низшей формы к выс­шей, по мере того, как...................развивается от низшей ступени к высшей.

4. Под функциями семьи понимают:

а) её обязанности по отношению к обществу;

б) направления деятельности семьи, выражающие ее сущность;

в) структуру потребностей членов семьи.

5. Функции семьи тесно связаны:

а) с потребностями общества в институте семьи;

б) с базовыми потребностями человека;

в) с потребностями личности в принадлежности к семейной группе;

г) с требованиями общества к семейной организации.

6. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «поддержание физического здоровья членов общества»:

а) экономическая;

б) хозяйственно-бытовая;

в) социально-статусная.

7. Субъективные факторы, которые негативно отражаются на реализации функций семьи – это:

а) личностные особенности, условия семейной жизни и характер взаимоотношений ;

б) уровень экономического благополучия членов семьи;

в) любовь между супругами.

8. О каком типе семьи идёт речь: «…виды семейных обязанностей четко разделены между мужчинами и женщинами, сыновья приводят своих жён в клан своего отца, а дочери уходят в семейные кланы своих мужей и теряют фамилию»:

а) патриархальная;

б) детоцентрическая;

в) супружеская.

9. О каком типе семьи идёт речь: «…отношения строятся на стремлении к максимальному раскрытию своей человеческой природы на основе взаимной симпатии, расположенности, признательности и эротической привязанности»:

а) патриархальная;

б) детоцентрическая;

в) супружеская.

10. О каком типе семьи идёт речь: «Средоточением интересов родителей является ребёнок, на его обеспечение, воспитание и образование расходуется значительная часть семейного бюджета »:

а) патриархальная;

б) детоцентрическая;

в) супружеская.

Раздел 2. Тестовые задания

1. Является ли верным утверждение о том, что семья представляет собой динамическую микросистему, постоянно находящуюся в развитии?

а) да; б) нет.

2. Является ли верным утверждение, что для понимания семьи достаточно простого анализа состоя­ния каждого отдельного члена?

а) да; б) нет.

3. Определите, какая из предложенных концепций не имеет отношения к системному подходу в рассмотрении семьи:

б) концепция социальной идентичности;

в) концепция «эмоционального котла»;

г) концепция развивающейся структуры.

4. Динамические характеристики семейной системы связаны со следующими процессами (выберите два правильных ответа):

а) отношения; б) взаимодействия; в) подсистемы; г) границы.

5. Основными подсистемами семьи являются:

а) прародители; в) сиблинги;

б) родители; г) все ответы верны.

6. Семейные правила – это:

а) договорённость между членами семьи;

б) неосознаваемые процессы;

в) устойчиво используемые способы поведения.

7. В западной психологии время наступления первого кризиса в аспекте развития семьи относят к стадии:

а) романтической влюблённости;

б) создания брачного союза;

в) появления первенца.

8. Столкновение с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни характерно для:

а) периода поступления ребёнка в школу;

б) стадии создания брачного союза;

в) периода полового созревания детей.

9. Конфликт поколений, при условии совместного проживания молодой семьи с родительской семьёй одного из супругов, может быть вызван:

а) личностными особенностями членов семьи;

б) несовпадением ценностных ориентаций;

в) несогласованностью ролевых приоритетов.

10. Вставьте пропущенные слова: «Исходя из системного понимания семьи, её жизнь подчиняется двум законам: закону …………….. и закону ………………..

Раздел 3. Тестовые задания

1. Исходя из определения понятия супружеских взаимоотношений, основным критерием оценки успешности брака является:

а) степень близости партнёров;

б) удовлетворённость браком;

в) автономность личности.

2. Функцией добрачного периода не является:

а) накопление совместных переживаний;

б) планирование семейного бюджета;

в) проверка решения о возможности семейной жизни.

3. Теория комплиментарных потребностей в выборе брачного партнёра Р. Уинча основывается:

а) на принципе притягивания противоположностей;

б) на принципе схожести ценностных ориентаций партнёров;

в) на принципе схожести потребностей.

4. Наиболее значимым для предбрачного периода является:

а) длительность ухаживаний;

б) качество ухаживаний;

в) мотивация вступления в брак.

5. Какая позиция К. Роджерса в анализе брачных отношений идёт вразрез с традиционно принятыми правилами «сглаживания острых углов»:

а) необходимость свободного выражения чувств в браке;

б) о превращении бессознательного отношения к партнёру в осознанное;

в) о наличии невротических потребностей.

6. Родительская модель взаимоотношений в браке реализуется посредством психологического механизма:

а) проекции;

б) идентификации;

в) интроекции.

7. Сиблинговая модель отношений в браке основана на:

а) на критичность супругов друг к другу;

б) на взаимосвязях с родительской семьёй;

в) на опыте вазимоотношений с братьями или сёстрами.

8. Для объяснения динамических процессов, имеющих место при построении счастливых браков используют:

а) концепцию факторов;

б) концепцию психологических задач.

Раздел 4. Тестовые задания

1. Психолого-педагогическим результатом воспитания является:

а) степень адаптированности человека в социокультурной среде;

б) уровень воспитанности ребёнка;

в) контролируемость поведения.

2. Считается, что типы воспитания, распространенные в обществе, являются главным условием воспроизводства и развития всех прочих элементов культуры в теории:

а) психоаналитической теории З. Фрейда;

б) эпигенетической теории Э. Эриксона;

в) психогенной теории Л. Демоза.

3. Согласно теории М. Мид, неизвестность будущего ввиду ускоренного развития общества присуща типу культуры, которая была названа:

а) постфигуративной;

б) кофигуративной;

в) префигуративной.

4. Основой перинатальной психологии является:

а) психоаналитическая теория З. Фрейда;

б) теория перинатальных матриц С. Грофа;

в) теория функциональных систем П. Анохина.

5. Вставьте пропущенное слово: «Появление ребёнка означает появление в семье новой …………….., что влечет за собой сложную реорганизацию супружеских взаимоотношений и всей системы семьи.

6. Эффективная реализация родительских функций подразумевает:

а) наличие специального образования;

б) формирование специфических ролевых качеств;

в) организацию особых условий.

7. Трудность приспособления к роли родителя связана:

а) с социокультурными особенностями среды;

б) с отсутствием специальной подготовки родителей;

в) с её видоизменением по мере взросления ребёнка.

8. Вставьте пропущенное слово: «В родительской роли объединяются биологические, психологические, социальные и культурные функции воспроизводства человека. Особенности её реализации обусловлены мерой освоения человеком объективных социальных норм и требований, а также его …………………… установками на принятие данной роли.

9. Интерес к изучению материнства возник в психологии в связи:

а) с важностью роли матери в формировании личности ребёнка;

б) с развитием педагогики;

в) с развитием общества.

10. Вставьте пропущенное слово: «Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что содержание материнства должно рассматриваться с точки зрения того, какие функции оно обеспечивает для ……………… и как это представлено в субъективной сфере самой матери.

11. Понятие материнства в эволюционном подходе связывается:

а) с инстинктом самосохранения;

б) с вынашиванием, выкармливанием и заботой о потомстве;

В) с самоактуализацией женщины.

12. в качестве базовой характеристики материнства выделяет:

а) личностную сферу матери;

б) комплекс родительских инстинктов;

в) материнскую потребностно-мотивацинную сферу поведения

13. О каком блоке потребностно-мотивационной сферы поведения идёт речь: «Отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как состояния»:

а) потребностно-эмоциональном;

б) операционном;

в) ценностно-смысловом.

14. По мнению Г. Крайга, важнейшим условием, обеспечивающим влияние отца на ребёнка, является:

а) как можно более раннее начало общения отца и ребёнка;

б) наличие чувства глубокой привязанности к ребёнку;

в) сила родительского инстинкта.

15. Верно ли мнение, что отцовство – это врождённое, биологически заданное образование?

а) да; б) нет.

16. О каком компоненте структуры родительства идёт речь: «Осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка»:

а) когнитивном; б) эмоциональном; в) поведенческом.

17. Совокупным выражением всех компонентов структуры феномена родительства является:

а) установки;

б) стиль семейного воспитания;

в) отношение к ребёнку.

Раздел 5. Тестовые задания

1. Определить, о каком явлении идёт речь: «Избирательная в эмоциональном и оценочном плане психологическая связь ребенка с каждым из родителей, выражающаяся в переживаниях, действиях, реакциях, связанная с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющая особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними»?

2. К характеристикам детско-родительских отношений не относится:

а) относительная непрерывность и длительность во времени;

б) амбивалентность в отношениях;

в) неизменяемость с течением времени.

3. В рамках функционального подхода детско-родительские отношения рассматриваются:

а) с точки зрения воспитательной функции;

б) с точки зрения филогенетического развития;

в) с исторической точки зрения.

4. Определите, о каком явлении идёт речь: «Характерные способы отношений ро­дителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выра­жаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия»?

5. О каком стиле семейного воспитания идёт речь: «высокий уровень вербального общения между детьми и родителями; включенность детей в обсуждение семейных проблем, учет их мнения; готовность родителей прийти на помощь»:

6. О каком стиле семейного воспитания идёт речь: «Обостренное внимание и забота о подростке в сочетании с мелочным конт­ролем, обилием ограничений и запретов»:

а) гипопротекция;

б) доминирующая гиперпротекция;

в) потворствующая гиперпротекция.

7. Особые характеристики семей с приёмными детьми, связаны с:

а) неадекватностью родительских позиций в сфере социально-перцептивных особенностей;

б) особой атмосферой взаимоотношений;

в) у приёмных семей нет никаких отличий.

Вопросы к зачету

1. Становление психологии семейных отношений.

2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории общества.

3. Типология моделей семьи.

4. Основные функции семьи и их характеристика.

5. Психологические концепции создания семьи.

6. Психологические особенности супружеских отношений.

7. Психологические особенности детско-родительских отношений.

8. Модели семейного воспитания.

9. Понятие феномена родительства и его структура.

10. Психология формирования родительства.

11. Роль матери в воспитании детей.

12. Роль отца в воспитании детей.

13. Семья и родительство с точки зрения перинатальной психологии.

14. Семья как система. Основные положения системного подхода.

15. Динамика развития семьи (жизненный цикл).

16. Понятие дисфункциональной семьи.

17. Типичные нарушения коммуникации в семье.

18. Конфликты в семье и их влияние на процессы воспитания.

19. Особенности воспитания ребёнка в неполной семье.

20. Особенности детско-родительских отношений в многодетной семье.

21. Особенности воспитания ребёнка в приёмной семье.

22. Методы диагностики супружеских отношений.

23. Методы диагностики детско-родительских отношений.

24. Технологии работы психолога с семьёй в ДОУ.

Основная литература

1. Абрамова психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001..

2. Дружинин семьи. – Екатеринбург: Деловая кн., 2000.

3. Овчарова сопровождение родительства. – М.: Изд-во психотерапии», 2003.

4. Овчарова родительства. – М.: Академия, 2005.

5. Овчарова практического психолога образования. – М., 2000.

6. Практическая психология образования / Под ред. : Учебник для студентов высших и ср. спец. учебных заведений. – М.: Т. Ц. «Сфера», 2000.

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. . - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Райгородский семьи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002.

Дополнительная литература

1. , Байярд. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. - М., 1991.

2. Беличева превентивной психологии. – М., 1996.

3. Берулава основы деятельности практического психолога. – М.: Высшая школа, 2003.

4. Винникотт с родителями /Пер. с англ. , . - М.: Независимая фирма “Класс”, 2002.

5. Захарова Л. Дитя в очереди за лаской. – М., 1991.

6. Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошк. образ. учреждений / , и др. – М.: Просвещение, 2003.

7. Овчарова работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска. – Курган, 1999.

8. Овчарова книга социального педагога. – М.: Сфера, 2002.

9. , Сажина -психологическая помощь сельским подросткам группы риска. – Курган: КГУ, 2003.

10. Пряжников активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.- Воронеж.- 1997.

11. Психологическое консультирование подростков-инвалидов: Сост.: , и др. - Ярославль, 1996.

12. Рахматшаева общения. - М., 1995.

13. Семья и формирование личности / Под ред. . – М., 1989.

14. . Добряков P. В.. Никольская диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь. 2003.

15. Юдина диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образ. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

Семейные отношения отличаются от романтической любви как реальная игра в футбол от просмотра матча по телевизору. Почти все семьи сталкиваются с кризисами и очень многие оказываются не готовыми к их преодолению. Трудности - это не конец отношений, а переход на их новый уровень.

Для женщин в любви заключается смысл жизни - это старая новость. Мужская психология отличается от женской, и из-за этого возникают разногласия в отношениях. Вы можете стать режиссером и главной героиней своей истории счастья, пишите сценарий собственной жизни сами.

Образ мужчины-романтика несколько поблек, но где-то в глубине души каждая женщина хотела бы, чтобы ее избранник был галантным, преданным, внимательным и предупредительным. Из этих и других положительных качеств складывается характер романтика.

Сексологи говорят, что сексуальная жизнь полна драматизма, так как дисгармония заложена самой природой - мужчина и женщина немного по-разному реализуют свои потребности в телесном контакте. Стереть различия помогает хороший психологический контакт.

Вряд ли можно говорить о готовности к браку, если мотивации заключаются в том, что она хочет уйти из родительского дома, а ему надоело бегать на свидания. Влюбленным кажется, что вместе они легко преодолеют бытовые и другие проблемы, хотелось бы, чтобы эта уверенность не покинула и после 50 лет совместной жизни.

Удивительно, но зрелые, здравомыслящие, умные и хорошие люди умудряются вступать в брак с теми, кто им совершенно не подходит. Жизнь превращается в ад, если решающим фактором при выборе партнера становится влюбленность, при сознательном подходе неудачи случаются реже.

Отношения между людьми зависят от многих факторов. Психологи утверждают, что существуют явные признаки того, что человек намерен прекратить отношения и, обнаружив такие признаки, можно попытаться предупредить такое развитие событий или подготовить себя к неизбежному.

Когда мужчина влюблен, он помимо воли подает невербальные сигналы с сексуальным подтекстом. К таким относится, например, копирование движений, дыхания, громкости и скорости речи желанной женщины. К более ясным знакам относятся контакты третьего уровня - прикосновения.

Чтобы уличить мужа в измене, не нужно ходить за ним по пятам и ставить жучки. Достаточно наблюдать за ним, сопоставлять факты и улавливать все перемены в его поведении. Но даже явные улики - это не повод для скандала, сохраняйте самообладание.

Объединение людей, которое основано на браке или родственной общности, называется семьей. Люди в семье связаны общим бытом, ответственностью, обязанностью взаимопомощи. В общественном развитии семья как социальный институт общества играет очень важную роль. Поколения людей сменяют друг друга, продолжая в род - в семье происходит первое познание ребенком общества., члены семьи поддерживают нетрудоспособных членов.

В основе семьи лежит брачный союз, заключенный мужчиной и женщиной и зарегистрированный государством. Причиной возникновения, существования и развития семьи являются общественные потребности и нормы, которые предписывают членам семьи заботиться друг о друге и о потомстве. Семья живет в обществе и зависит от него. В процессе развития общества семья развивается вместе с ним и все-таки остается самостоятельным образованием.

Совместимость с брачным партнёром. Отношения внутри семьи. Сексуальность. Созревание ребёнка и его воспитание. Тип характера, мужской или женский. Нормы поведения мужчины и женщины. ... Направлена на изучение отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. Консультационное исследование семейных ценностей. Интерпретация шкал семейных ценностей. Определение степени ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностного взаимодействия в семье. Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок. Равноправный или неравноправный союз. Первичная ячейка общества, тесно сплочённая социальная группа, объединённая родственными отношениями и целым рядом социально значимых функций (продолжение рода, воспитание и т.д.) Диагностика общего психологического климата в семье. Если Вы - девушка или молодая женщина, которой порой очень сложно разобраться в своих чувствах к другому человеку (молодому человеку), то будем надеяться, что этот тест, разработанный профессором Ковалевым, в какой-то степени поможет вам разобраться в своих чувствах. Насколько секс и связанное с ним важно для вас и вашей жизни? Эксгибиционизм, гомосексуализм, мазохизм, садизм, полигамия, извращенность, анимализм, нарциссизм, вуайеризм. Та ли Вы женщина, от которой мужчины могут потерять голову? Предлагаемый тест, составленный французским психологом, является одновременно и упражнением, которое позволит родителям лучше разобраться в вопросах воспитания мальчиков и девочек. Существует восемь видов любви к партнёру: приязнь, страстная любовь, формальная, романтическая, дружеская, роковая, совершенная любовь, отсутствие любви (или очень слабая). С помощью данного короткого теста можно определить какой тип любви у вас с ва Самоанализ характера. Эту таблицу для оценки мужей, кандидатов в мужья - предложили американские и канадские сексологи. Достойный мужчина должен набрать не меньше 100 положительных и не больше 45 отрицательных баллов. С помощью данного теста можно проверить свои представления о характере и поведении, присущих людям разного пола, знание социальных стереотипов. Каков он, отец семейства?.. Чтобы узнать это лучше, жена должна ответить на 24 вопроса. Рациональный ханжа или буйный развратник. Вероятность мастурбации. Возможность эксгибиционизма. Предрасположенность к деформированным отношениям со сверстниками. Давно замечено, что мужчины и женщины зачастую очень сильно различаются в своем поведении. Опыты психологов показали, что в присутствии других людей эти различия проявляются вдвойне. Объясняется это тем, что мы привыкли играть роли, роли мужчин и роли женщин. Как говаривал Шекспир, "Весь мир театр, и люди в нем актеры". А знаете ли Вы свою роль? Самоанализ степени ревнивости. Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Уровень честолюбия и готовности к карьере. Степень напряженности в отношениях. Уровень уважения к чувствам партнера. Умение уступать. Вопросы к мужу. Вопросы к жене. Поддерживаете и сохраняте ли ее, несмотря на все трудности и перипетии, которые встречают в жизни двое любящих людей? Данный тест это покажет. На вопросы теста отвечает ребёнок. Чем выше сумма баллов, полученных при ответе на опросник, тем вероятнее обмен положительной энергией и энергопсихологическая совместимость супругов (как ее ощущает сам ответивший). Чем меньше баллов набирает опрашиваемый, тем вероятнее проявление негативной психической энергии и энергопсихическая несовместимость партнеров. Уровень энергофизиологической совместимости с брачным партнером.

1. Конкретная семья как группа и объект исследования
а) нормальная семья;
б) идеальная семья;
в) реальная.

2. Первая из пяти потребностей человека по А.Маслоу в иерархической структуре:
а) потребность в безопасности и защите;
б) потребность в уважении;
в) физические потребности;
г) потребность в принадлежности и любви;
д) потребность в самоактуализации.

3. Семья – это …
а) малый коллектив;
б) малая группа;
в) малое общество;
г) малая культура.

4. Ведущими мотивациями супружеского союза являются все, кроме одной:
а) нравственно-психологическая;
б) хозяйственно-бытовая;
в) семейно-родительская;
г) интимно-личностная;
д) эмоционально-досуговая.

5. С течением времени функции семьи
а) изменяются;
б) остаются ригидными;
в) стабилизируются;
г) упрощаются.

6. В современной семье на первом месте стоит функция:
а) биологическая;
б) хозяйственная;
в) экономическая;
г) социально-психологическая.

7. К типу семьи по количеству брачных партеров относятся все, кроме одной (выделите один неверный ответ):
а) моногамия;
б) серийная моногамия;
в) полигамия;
г) эндогамия.

8. Экзогамия
а) структура власти в семье;

в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.

9. Полигиния – это:
а) многомужество;
б) многоженство;
в) неравный брак;
г) единобрачие.

10. Продолжите фразу: «Полиандрия – это…
а) многомужество
б) многоженство
в) партнерство

12. Отличительными признаками патриархальной семьи являются:
а) патрилокальность;
б) покорность;
в) патрилинейность;
г) партнерство.

13. Эгалитарная семья предполагает:
а) полное равноправие мужа и жены;
б) совместное лидерство мужа и жены;
в) бесспорное лидерство мужчины;
г) персональное главенство женщины.

14. Модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях, культуре
а) нормальная семья;
б) идеальная семья;
в) реальная.

15. Деловой лидер – муж, эмоциональный лидер — жена
а) бикарьерная семья;
б) эгалитарная семья;
в) неопатриархальная семья.

16. К кризису традиционных семейных устоев относятся:
а) отказ от преданности брака на всю жизнь;
б) интенсификацию разводов;
в) увеличение числа неполных семей;
г) широкое распространение абортов;
д) внебрачное рождение детей.

17. Какой тип семьи преобладает в современном обществе:
а) детоцентрический;
б) межпоколенный;
в) автономный;
г) регулирующий.
18. Альтернативными браками являются:
а) неполная семья;
б) конкубинат;
в) семья-клуб;
г) коммуна.

19. Патриархальная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;

г) количество детей в семье.

20. Какие теории в современной науке определяют понятие «нация»:
а) культурноцентристская теория;
б) биологическая теория;
в) полоролевая теория;
г) климатическая теория.

21. Смысл брака в религиозных системах состоит (дайте два верных ответа):
а) производстве потомства;
б) идентичности индивидуума;
в) эмоциональной открытости;
г) верности.

22. Кто ввел понятие «жизненный цикл семьи»:
а) Н. Пезешкиан;
б) Пол Глик;
в) Л. Леви-Брюль;
г) В. Дружинин.

23. Период вступления в брак и зачатие первенца

б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;

24. Нуклеарная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;
в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.

25. Подлинное и полное равноправие жены и мужа
а) бикарьерная семья;
б) эгалитарная семья;
в) неопатриархальная семья.

26. К задачам развития молодой семьи относятся все, кроме одной:
а) дифференциация от родительской семьи;
б) установление границ общения с друзьями и родственниками;
в) разрешение конфликта между личными и семейными проблемами;
г) пересмотр супружеских отношений.
27. Длится от зачатия до рождения ребенка
а) интерпретативная стадия;
б) стадия формирования образа;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.

28. На возникновение симпатии влияет все, кроме одной (исключите один неверный ответ):
а) физическая привлекательность;
б) социально-демографические характеристики;
в) особенности поведения в общении;
г) собственная самооценка.

29. Семья, которая обеспечивает требуемый min благосостояния, социальной защиты и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.
а) нормальная семья;
б) идеальная семья;
в) реальная.

30. Многодетная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;
в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.

31. Равно значимыми признаются профессиональные интересы мужа и жены
а) бикарьерная семья;
б) эгалитарная семья;
в) неопатриархальная семья.

32. Период появления первого ребенка
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.

33. Период дошкольного возраста
а) интерпретативная стадия;

в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.

34. Согласно Э. Фромму, «бегством от одиночества» является:
а) придуманная любовь;
б) творческая деятельность;
в) альтернативный брак;
г) чувство вины.

35. Зрелая любовь возникает благодаря (выделите один верный ответ):
а) личностному росту партнеров;
б) братской любви;
в) влюбленности;
г) романтической любви.

36. Формирование внутрисемейной коммуникации предполагает решение задач (выделите два верных ответа):
а) определение границ семьи;
б) изменение типа родительского поведения;
в) согласование личных и семейных ценностей;
г) правила взаимодействия между супругами.

37. Большинство семей в России это:
а) семьи с обоими родителями;
б) семьи с одним родителем и детьми;
в) бездетные семьи;
г) ни один из ответов не является верным.

38. Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы с одиночеством, уходом в себя и апатией.
а) верно;
б) неверно
в) не всегда

39. Воспитание детей
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.

40. Период младшего школьного возраста
а) интерпретативная стадия;
б) стадия формирования образа;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.

41. Наиболее распространенной моделью семьи является:
а) разветвленная;
б) неполная;
в) нуклеарная;
г) ни один из ответов неверен.

42. Присущая человеку социальная структура семьи дает детям возможность:
а) получить очень хороший уход;
б) воспринимать социальные и культурные обычаи;
в) усваивать опыт предшествующих поколений;
г) верны все ответы.

43. Семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.
а) верно;
б) неверно
в) не всегда

44. Основными подсистемами семьи являются:
а) прародители;
б) родители;
в) сиблинги;
г) все ответы верны.

45. Разводимость и число детей в семье находятся между собой в:
а) прямой связи;
б) обратной связи;
в) нет никакой связи.

46. Появление первого внука
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.

47. Период подросткового возраста
а) интерпретативная стадия;
б) стадия формирования образа;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.

48. Наиболее надежный долгосрочный прогноз рождаемости можно составить по опросам о репродуктивных ориентациях:
а) жен;
б) мужей;
в) молодоженов;
г) детей.

49. Функцией предбрачного периода является:
а) накопление совместных впечатлений и переживаний;
б) узнавание друг друга;
в) прогнозирование и проектирование семейной жизни;
г) все ответы верны.

50. Формирование семейного договора (распределение ролей) должно учитывать:
а) состояние здоровья;
б) степень занятости на производстве;
в) интересы, склонности и умения каждого партнера;
г) все ответы верны.

51. Основные причины деструктивного характера разрешения противоречий:
а) эгоцентризм;
б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера;
в) снижение возможностей самоактуализации и уровня самоуважения партнера;
г) все ответы верны.

52. Нормальный кризис в жизни женщины это:
а) период первой беременности;
б) замужество;
в) карьерный рост;
г) первая любовь.

53. Сиблингами называют:
а) двоюродных братьев;
б) братьев и сестер;
в) сводных детей;
г) прародителей.

54. Жизненный сценарий по Э. Берну формируется:
а) на основе опыта жизни в родительской семье и родительского «программирования»;
б) на основе причинно-следственных связей;
в) на основе чувственного опыта;
г) на основе контакта с противоположным полом.

56. Выделите классиков семейного консультирования:
а) В. Сатир;
б) Б. Скиннер;
в) К. Витакер;
г) С. Минухин;
д) Э. Эйдимиллер.

57.Выделите три основных понятия структурной модели по С. Минухину:
а) структура семьи;
б) холоны или субсистемы семьи;
в) сценарий семьи;
г) границы семьи;
д) территория семьи.

Прожив некоторое время вместе, многие начинают задумываться вопросом, а на какой стадии развития находятся наши отношения, не пора ли что-нибудь изменить в них. поможет вам разобраться в ваших сомнениях. Тест состоит из двух частей: для жены и для мужа. На каждый вопрос выберите один из трех вариантов ответа.

Вопросы

Для мужа

1. Проводите ли вы хотя бы половину свободного времени с женой?

2. Используете ли вы любую возможность, чтобы похвалить жену, выразить свое восхищение ею?

3. Воздерживаетесь ли вы от сравнения жены с вашей матерью или женой друга в вопросах приготовления пищи, ведения хозяйства, если сравнение не в пользу вашей жены?

4. Проявляете ли вы интерес к интеллектуальной жизни жены, книгам которые она читает, ее пристрастиям?

5. Благодарите ли вы жену за услуги, которые она вам оказывает (стирку и т. д.)?

6. Разрешаете ли вы ей общаться с другими мужчинами и принимать от них дружеские знаки внимания, не делая ревнивых замечаний?

7. Следите ли вы за тем, чтобы не критиковать жену в присутствии посторонних?

8. Продолжаете ли вы до сих пор ухаживать за своей женой, преподнося ей подарки, оказывая постоянные знаки внимания?

9. Разрешаете ли вы ей часть денег из общего бюджета тратить по своему усмотрению?

10. Стараетесь ли вы вникать в проблемы жены и помогать ей в трудную минуту?

Для жены

1. Живете ли вы интересами мужа?

2. Не сравниваете ли вы его с другими более преуспевающими мужчинами?

3. Прилагаете ли вы усилия, чтобы сделать ваш дом более уютным?

4. Предоставляете ли вы вашему супругу полную свободу в его делах?

5. Учитываете ли вы вкус и интересы вашего мужа при покупке определенных вещей?

6. Стараетесь ли вы проводить свободное время, учитывая интересы вашего мужа?

7. При расхождении во взглядах идете ли вы на уступки?

8. Следите ли вы за новостями и другими событиями, фактами, чтобы понимать интеллектуальные интересы мужа?

9. Воздерживаетесь ли вы от критики друзей мужа?

10. Разнообразите ли меню?

11. Прилагаете ли вы усилия, чтобы жить в согласии с матерью мужа и другими его родственниками?

12. Высказываете ли вы недовольство тем, как ваш муж распоряжается своим временем?

13. Способны ли вы выдерживать финансовые трудности?

Инструкции

Подсчитайте общее количество баллов. Ответ «да» оценивается в 0 баллов, «изредка» – в 1 балл, «нет» – в 2 балла.

Результаты теста

0-5 баллов. Ваша семейная жизнь и установившиеся между вами отношения довольно благополучны. Ваш партнер по браку ощущает признательность по отношению к вам. Ваше мнение имеет для него большое значение. Партнер видит в вас Я отличного собеседника, надежного и заботливого друга.

5-10 баллов. В ваших отношениях ощущается некоторая нестабильность. Иногда имеет место безразличие с вашей стороны. Но особых конфликтов не возникает.

10-15 баллов. Отношения в вашей семье натянутые. Каждый из супругов чувствует неудовлетворенность. Между вами ощущается глубокое непонимание. Партнер не интересуется причиной ваших поступков и считает вас эгоисткой(ом). Все это приводит к частым ссорам и конфликтам в семье. Супруг(а) из-за этого находит другие увлечения, отнюдь не связанные с семейной жизнью. Причины кроются в вашем легкомысленном и порой эгоистичном отношении к партнеру и его чувствам. Вам необходимо задуматься над этим, причем как можно скорее.

15-20 баллов. Ваши семейные отношения находятся на грани разрыва. Ваш партнер только формально считает себя вашим супругом. У каждого из вас своя жизнь, вам чуждо взаимопонимание. Вполне возможно, что у вашего партнера давно уже есть другие интересы, не связанные с семьей.

«Для меня на свете друга лучше нет»

Наверняка вы не раз задавались вопросом, чем собственно вас так привлек этот мужчина? Совершенно не являясь красавцем и не выдавая умных речей, он остается для вас самым любимым человеком. Пройдя этот тест, вы сможете ответить на вопрос, почему же на него пал ваш выбор? Отметьте те варианты ответов, которые соответствуют вашим чувствам.

Вопросы

1. Когда вы сравниваете его с другими мужчинами, кажется ли он вам более привлекательным?

А) он самый привлекательный из всех мужчин;

Б) он привлекателен, но это не главный критерий для меня в выборе спутника жизни;

В) порой он прекрасен, а временами – ужасен;

Г) он неплохо выглядит, но есть мужчины и красивее него.

2. Кто, по-вашему, является наиболее сильным в вашей семье?

Б) оба равны;

В) по-разному бывает;

3. Чувствуете ли вы себя с ним в безопасности?

А) да, всегда;

Б) немного;

В) редко;

Г) в принципе да.

4. Бывает ли он агрессивным по отношению к вам?

А) да, но он так не считает;

Б) никогда;

В) да, и мне это неприятно;

Г) очень редко.

5. Хорошо ли вы его знаете?

А) достаточно;

Б) многое знаю о нем;

В) не перестаю удивляться;

Г) знаю о нем абсолютно все.

6. Он удачлив в сравнении с другими мужчинами?

А) ему все удается;

В) он только создает видимость благополучия;

Г) сам все усложняет.

7. Критикуете ли вы друг друга?

А) он чаще дает советы, а я их бесспорно принимаю;

Б) мы оба стараемся не критиковать друг друга;

В) постоянная критика меня просто раздражает;

Г) все относительно.

8. Как вы проводите свободное время?

А) хотелось бы отдыхать вместе, но я отношусь с пониманием к его желанию отдыхать одному;

Б) проводим его вместе;

В) слишком уж часто бываем вместе;

Г) порознь.

9. По сравнению с другими мужчинами может ли он претендовать на титул самого мужественного?

А) он достаточно мужественен;

Б) нет, и я этого не хотела бы;

В) вряд ли, но мне и этого достаточно;

Г) да, иногда он просто сама мужественность.

10. Кто из вас двоих чаще прибегает к совету другого?

Г) ни один из нас.

11. Каков ваш супруг в кругу своих друзей?

А) он всегда в центре внимания;

Б) находится в стороне;

В) задает тон;

Г) любимец компании.

12. За кем из вас всегда последнее слово в решении какого-то вопроса?

А) мы всегда находим общий язык;

Б) нам всегда необходимо много времени, чтобы решить какие-то вопросы;

В) у нас всегда бурные споры;

Г) решение зависит от меня.

13. Думали ли вы хоть иногда уйти от него?

А, б) нет;

14. Есть ли среди ваших поклонников соперники за вашу благосклонность?

А) нет, потому что он этого не допускает;

Б) нет, потому что я верная супруга;

В) редко;

Г) да, довольно часто.

15. Как он оценивает свои прошлые отношения?

А) плохо, не может понять, как такое могло произойти;

Б) все еще обижен;

В) говорит о них совершенно спокойно;

С) с удовольствие вспоминает о них.

16. Что вас больше всего волнует, когда вы думаете о своем муже?

А) счастлива, что нахожусь рядом с ним;

Б) чувствую, что очень люблю его;

В) все зависит от момента и обстоятельств;

Г) на меня весьма положительно влияет его любовь.

17. Если ваш муж возвращается домой под утро, ваши действия.

А) просто жду;

Б) мягко вызываю его на откровенность;

В) веду себя спокойно, надеясь, что он все сам расскажет;

Г) закатываю ему сцену.

18. В чем он вас несправедливо упрекает?

А) в беспомощности;

Б) во всезнайстве;

В)в резкости;

Г) в недоброжелательности.

19. Ваше отношение к прежнему поклоннику.

А) чувствую себя близкой ему;

Б) нахожусь в дружеских отношениях;

В) держимся на расстоянии;

Г) испытываю трепет при встрече.

20. Какое из четырех высказываний вам наиболее близко?

А) мой муж помогает мне почувствовать вкус жизни, проявить свои способности;

Б) мой муж дает мне почувствовать, что я нужна ему;

В) если моего мужа во мне что-то не устраивает, он сразу говорит мне об этом;

Г) мой муж старается следовать моим советам.

Инструкции

Подсчитайте, ответы под какой буквой повторяются у вас чаще других.

Результаты теста

Большинство ответов под буквой «а». Вы не просто любимая жена мужа, но вы являетесь ярой его поклонницей. Вас многое с ним соединяет: и ласка, и доверие, и понимание. Он для вас – предмет обожания. Помните: за каждым успешным мужчиной стоит успешная женщина. Именно вы вывели его на почетное место. Часто вы сами предпочитаете находиться в тени, давая возможность раскрыться во всем своему супругу. Но не стоит все-таки слишком обожествлять его, должно найтись место и для критики.

Большинство ответов под буквой «б». Вам хотелось бы не расставаться с мужем ни на минуту. Вы не можете идти по собственному пути. Вы постоянно стараетесь опекать супруга. При выборе партнера вы опирались главным образом на такие качества, как верность и преданность. За повседневными заботами, стараясь во всем угодить своему мужу, вы забываете о своих удовольствиях и часто об удовольствиях своего мужа. Хоть немного попробуйте побыть эгоисткой.

Ответы под буквой «в». Вы едины и душой и телом. Вы искали самостоятельного и взрослого партнера. Вы оба ведете постоянную борьбу за власть, потому что самостоятельные мужчины не привыкли уступать, они привыкли быть лидерами. Было бы все гораздо проще, если бы вы хоть иногда давали понять, что нуждаетесь в охране и опеке. Разве не по этой причине вы и искали такого мужчину?

Ответы под буквой «г». Вы постоянно стремитесь быть лидером. Никто и ничто не может вас удержать в вашем стремлении. Вашему супругу остается только безропотно принимать вас такой, какая вы есть. С помощью флирта вы способны быстро растопить его сердце. Он сильно привязан к вам и порой чувствует себя неуверенно, вы это хорошо ощущаете и иногда критикуете его за это, потому что на самом деле вы искали более сильного партнера.

Семейный бюджет

Эффективно ли вы планируете свой семейный бюджет? Часто ли у вас вспыхивают споры по этому поводу? На самом деле, это зависит от личности каждого человека и закладывается еще в раннем детстве. Этот тест поможет вам найти ответы на волнующий многих вопрос. Пройти тест необходимо обоим супругам. Просто выберите ответ который наиболее вам подходит.

Вопросы

1. Кто в вашей семье раньше принимал решения по финансовым вопросам?

В) и отец и мать;

Г) другие.

2. Имели ли ваши родители:

А) общие деньги на все расходы;

Б) и отдельные, и общие деньги;

В) другой раздел денег.

3. В вашем детстве мать работала вне дома?

В) иногда да.

4. Как бы вы оценили свое умение справляться с финансовыми проблемами?

А) отлично;

Б) хорошо;

В) средне;

Г) плохо.

5. Если бы вы неожиданно получили 50 тыс. рублей, то:

А) потратили бы все на текущие расходы;

Б) отложили бы все;

В) оплатили бы все долги и счета;

Г) часть потратили бы, а часть – отложили.

6. Как бы вы описали свое отношение к деньгам?

А) их всегда не хватает;

Б) обычно их хватает, но я едва свожу концы с концами;

В) трачу очень экономно, думая о том, что можно еще купить.

7. Каким образом, на ваш взгляд, должны решаться финансовые вопросы в браке?

А) у супругов должен быть общий бюджет, но кто-то один из них должен заниматься регулированием этих вопросов;

Б) у супругов должен быть общий бюджет, и они должны совместно принимать решения о расходах;

В) супруги должны держать деньги отдельно, а на общие расходы должна быть общая касса.

8. Вы чувствуете себя хорошо, расходуя деньги на:

А) себя (одежда, развлечения, путешествия);

Б) друзей (подарки);

В) других членов семей;

Г) другие дела.

9. Считаете ли вы, что жена (муж) должны работать по специальности?

А) безусловно, да;

В) да, при условии, что дети уже не требуют полного ухода и опеки, либо в связи с материальным положением в семье.

Инструкции

За каждый ответ, совпавший с ответом супруга, вы получаете 10 баллов. За каждый ответ, который не совпадает, но очень похож – 5 баллов. За совершенно разные ответы – 0 баллов.

Результаты теста

80-100 баллов. Вы прекрасно можете решать «финансовые проблемы самостоятельно. Каждый из вас отлично справляется с этими вопросами.

60-80 баллов. Ваши небольшие способности в решении финансовых проблем могут стать источником определенных трудностей, но все поправимо. 40–60 баллов. Между вами постепенно нарастают большие финансовые проблемы. Это стало огромным барьером, который может оказаться непреодолимым.

Менее 40 баллов. Вам категорически запрещено делать какие-либо даже малейшие расходы без совета с компетентным в этой области человеком. Финансовое положение вашей семьи находится на грани краха.

Сохраните ли вы свою любовь?

Сможете ли вы, прожив определенное время в браке, сохранить свою любовь? Не растеряли вы еще свои чувства? Если хотите узнать ответы на эти вопросы, пройдите этот несложный тест, который требует только однозначного ответа «да» или «нет». Тест разделен на две части: для жены и для мужа.

Вопросы

1. Мой муж часто сердится на меня.

2. Мой муж с удовольствием разделяет мои увлечения.

3. Мой муж считает, что мы – разные.

4. Моему мужу нравится, как я выгляжу.

5. Мой муж меня понимает.

6. Муж не одобряет моих подруг.

7. Иногда мне кажется, что я не подхожу своему мужу.

8. Мой муж все время поощряет меня.

9. Мой муж хотел бы, чтобы я больше зависела от него.

10. Мой муж считает меня слишком романтичной.

11. Я нравлюсь мужу такой, какая я есть.

12. Муж иногда посмеивается надо мной.

13. Мой муж не всегда одобряет мои действия.

14. Муж вполне доволен нашей личной жизнью.

15. Мой муж старается относиться ко мне как к равной.

16. Мой муж признает, что не всегда бывает прав.

17. Мой муж воспринимает меня не только как жену, но и как близкого друга.

18. Муж не ревнует меня к друзьям-мужчинам.

19. Я иногда смущаюсь мужа.

20. Мой муж допускает, что я могу иметь собственное мнение.

21. Мой муж иногда рассказывает о моих недостатках своим друзьям.

22. Мой муж ревнует меня ко всем друзьям.

23. Мой муж верит в меня.

24. Муж бывает рад моим успехам на работе.

25. Мой муж высоко меня ценит.

26. Мой муж уважает мои желания.

27. Мужу нравится моя самостоятельность.

28. Мой муж часто обижает меня.

29. Мой муж безосновательно ревнив.

30. Скорее всего я не отвечаю его представлениям об идеальной жене.

Инструкции

Результаты теста

26-30 баллов. Ваш брак удачен. Ваш муж любит и уважает вас, любовь не покидает вашу семью. Вам повезло встретить такого человека. Вам предстоит долгий и счастливый брак.

21-25 баллов. Вы чувствуете, что муж понимает и ценит вас, но не все гладко в ваших отношениях. Иногда возникает недопонимание. Но это не может стать препятствием для вашей любви. Вам просто необходимо быть чуть откровеннее друг с другом и не бояться разговоров по душам.

16-20 баллов. Вы часто сомневаетесь в чувствах вашего мужа по отношению к вам, и не зря: иногда он бывает действительно холоден с вами. Поговорите с мужем, возможно, не все так страшно, как кажется.

Менее 15 баллов. Вам совершенно неуютно с вашим мужем. Отсутствуют не только взаимопонимание, но и чувства. И любовь вряд ли выживет в таких условиях.

Для мужа

1. Моя жена меня понимает.

2. Жена считает меня хорошим отцом.

3. Жена считает, что я помешан на работе.

4. Моя жена в меня верит.

5. Моя жена очень ревнива.

6. Моя жена довольна распределением наших обязанностей.

7. Моя жена относится ко мне как к равному.

8. Жена слишком критично ко мне относится.

9. Мою жену не смущают мои деловые отношения с женщинами-коллегами.

10. Жена часто сердится на меня.

11. Мне есть, что скрывать от своей жены.

12. Моя жена считает меня привлекательным.

13. Жена считает, что я недостаточно эмоционален.

14. Жена не одобряет моих встреч с друзьями.

15. Жена умеет справляться с моими приступами мальчишества.

16. Если в компании я веду себя не очень уверенно в присутствии жены, она расстраивается.

17. Жена хочет, чтобы я был романтичнее.

18. Моя жена разделяет мои увлечения.

19. Мне кажется, что я не вполне оправдываю ожидания своей жены.

20. Моя жена хотела бы проводить со мной больше свободного времени.

21. Жена часто указывает мне на мои недостатки.

22. Моя жена думает, что я скоро буду полностью зависеть от нее.

23. Моя жена довольна нашей личной жизнью.

24. Моя жена умеет ухаживать за мной, не становясь при этом назойливой.

25. Я нравлюсь жене таким, какой я есть.

26. Моя жена отлично ладит с моими родителями.

27. Моя жена считает, что супружеские отношения надо строго контролировать.

28. Моя жена может унизить меня при посторонних.

29. Моей жене комфортно в компании моих друзей.

30. Моя жена может сделать так, что я чувствую себя виноватым.

Инструкции

Подсчитайте сумму набранных вами баллов.

Результаты теста

26-30 баллов. У вас полная гармония. Жена любит и принимает вас таким, какой вы есть. Любовь будет жить в вашем доме вечно.

21-25 баллов. Ваше семейное счастье во многом держится на заботе, ласке и понимании вашей жены. Не всегда у вас все складывается идеально, но в целом ваш брак можно назвать счастливым.

16-20 баллов. Жена недостаточно доверяет вам, порой относится критически. Ощущение неодобрения со временем может стать постоянным. Обдумайте свое поведение, присмотритесь к ее поведению, все взвесьте и только потом делайте какие-то выводы. Обсудите с женой волнующие вас моменты. Возможно, у вашей любви еще есть шансы на долгое и счастливое будущее. Главное – не упустить время.

15 и менее баллов. Вам кажется, что нежные чувства, любовь и семья – это не про ваши отношения, и это, к сожалению, так. Пора ставить вопрос не о том, как долго проживет любовь, а как ее возродить.



error: Контент защищен !!