Досуговая деятельность в детском саду. Проектное обоснование организации досуга детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности "мир детства"

Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.

Значение организации досуговой деятельности в детском саду

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа - всестороннего развития личности ребёнка.

Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной

Цель и принципы организации досуга в ДОУ

Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Цель организации досуга и развлечений дошкольников - привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:

  • позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
  • самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
  • комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
  • целостности: развитие самосознания детей.

Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны

Направления деятельности

Мероприятия в рамках культурно-досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки:

  • Спортивный:
  • Музыкальный:
  • Литературный:
  • Театральный:
  • Художественный:
  • Интеллектуальный: проведение викторин, игр на смекалку и дидактических игр (брейн-ринг, КВН, «Хочу всё знать», «Поле чудес»).

    Участие в интеллектуальных играх развивает сообразительность и дух здорового соперничества

  • Экологический:
    • формирование экологического сознания у детей,
    • воспитание любви к природе и родному краю,
    • проведение экскурсий в парк, агрогородок, на ферму,
    • участие в экологических акциях.

Мероприятия могут интегрировать различные сферы детской активности, например, физическую и речевую

Таблица: задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду

Образовательные
  • Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
  • Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.
Развивающие
  • Привлечение детей к подготовке мероприятий.
  • Привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
  • Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).
Воспитательные
  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
  • Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
  • Воспитание патриотических чувств.

Виды досугов и развлечений в ДОУ

Работа в рамках культурно-досуговой деятельности ведётся ежедневно. Воспитатель занимается организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или педагога по ФИЗО, налаживает взаимодействие с родителями. Свободное время не должно быть заполнено исключительно репетициями к детским утренникам, существуют разнообразные виды досугов для дошкольников.

  • Отдых. После сильного умственного напряжения ребёнку нужно восстановить баланс сил, отдохнуть. Способность саморегуляции (определение необходимости расслабиться, сменить вид деятельности) формируется к старшему дошкольному возрасту. Профилактику переутомляемости у воспитанников младших и средней групп организует педагог. Отдых может проводиться в пассивной форме: дети рассматривают картинки в книгах, ведут спокойные беседы, играют в тихие игры, слушают чтение книги воспитателем. Если ребёнку не удаётся расслабиться традиционными методами, возможно оказание психологической поддержки (например, поиграть с ребёнком в «Волшебной комнате» или в «Центре воды и песка»). Активный отдых подразумевает физическую деятельность: участие в подвижных играх, занятие гимнастикой, катание во время прогулки на велосипеде, самокате, санках и т. д.

    Отдыхать дети могут самостоятельно, используя ресурсы предметно-пространственной среды в группе.

    Активный отдых предполагает снятие напряжения посредством физической активности

  • Развлечения. Этот вид культурно-досуговой деятельности компенсирует рутину, безэмоциональные моменты в повседневности. Развлечения вызывают чувство радости у детей и неподдельный интерес. Вместе с тем появляется стимул к получению новой информации, а если ребёнок является участником развлекательного действия - совершенствуются и закрепляются практические умения и навыки, приобретённые во время занятий. В детском саду дошкольники могут быть и только зрителями (просмотр спектакля, научного шоу, выступления музыканта). К участию в развлечениях привлекаются родители воспитанников (проведение творческих мастер-классов, музыкально-литературных досугов, познавательных и спортивных квестов для семейных команд). По тематике различаются развлечения:
  • Праздники. Проведение мероприятий, посвящённых государственным праздникам и важным событиям в жизни детского сада: праздник Осени, утренники в честь Дня матери, Нового года, Международного женского дня, Дня защитника Отечества, праздничные концерты ко Дню космонавтики, Дню Победы, выпускной. В этой культурно-досуговой деятельности дошкольники являются активными участниками, демонстрируют свои таланты, а также посильно помогают в подготовке и оформлении помещения.

    К праздничным мероприятиям в детском саду воспитанники подготавливают творческие номера, а также участвуют в создании декораций и реквизита

Проведение досуга и развлечений в ДОУ

Педагогу следует помнить, что досуг - компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.

Обсуждение героев и сюжетов русских народных сказок стимулирует интерес детей к творческой деятельности

Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности

Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент - мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:

  • изучение наглядного материала:
    • рассматривание тематических плакатов,
    • картинок,
    • репродукций,
    • иллюстраций в книгах,
    • макетов,
    • мини-выставки в уголке познания;
  • проведение познавательных и эвристических бесед;
  • создание сюрпризных моментов;
  • проведение дидактических и подвижных игр, включение в игровую ситуацию:
    • посещение группы сказочным персонажем,
    • воображаемое путешествие в фантастическую страну,
    • перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);
  • зачитывание стихотворений, рассказов, малых фольклорных форм (частушки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки);
  • использование ИКТ: просмотр презентаций с фото- и видеоматериалами, музыкальным сопровождением.

Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников - игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем

Тема занятия Вариант мотивирующего начала
«Путешествие в страну сказок» (досуг-развлечение)
  1. Создание сюрпризного момента.
    В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства.
  2. Включение в игровую ситуацию.
    Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.
«В гостях у русской народной сказки» (театрализованный досуг)
  1. Изучение наглядного материала.
    Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу - сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:
    • Каких сказочных героев вы узнали?
    • Из каких они сказок?
    • Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)
    • Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)
  2. Создание проблемной ситуации.
    Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание - показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.
«Австралия! Австралия! Прекрасный материк» (спортивный досуг) Изучение наглядного материала и проведение познавательной беседы.
Ребятам предлагается изучить карту Австралии, на которой изображены представители флоры и фауны, и ответить на вопросы:
  • Что окружает Австралию? (Вода, океан).
  • Каким вы представляете австралийский климат? (Солнечным, жарким).
  • Каких животных вы увидели на карте, обитающих в Австралии? (Коала, кенгуру, дикая собака динго, птица киви, страус, вомбат, ехидна, поссум).
  • Можете ли вы рассказать об особенностях некоторых австралийских животных? (У кенгуру сильные ноги и хвост, они прыгучие, детёнышей носят в сумке на животе. Коалы похожи на плюшевых медвежат, у них длинные острые когти для лазания по деревьям, питаются эвкалиптовыми листьями, детёнышей носят на спине. Страус - самая большая птица, он не умеет летать, при грозящей опасности прячет голову в песок, быстро бегает, люди разводят страусов на фермах).

Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх.

«Радостные краски зимы» (музыкальный досуг)
  1. Создание проблемной ситуации.
    Ребята находят в музыкальном зале письмо от Снежной Королевы, воспитатель зачитывает: хозяйка снежного царства жалуется, что в её владениях нерадостно и скучно, зимой всё белое и холодное, а хочется веселья. Воспитатель предлагает детям развеселить Снежную Королеву и показать, что зимой тоже может быть радостно.
  2. Прослушивание песни «Вот зима, кругом бело».
  3. Проведение беседы.
    • Ребята, про какую зимнюю забаву была эта песенка? (Про катание на санках с горы).
    • Чем ещё можно заниматься на улице зимой? (Кататься на коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков, строить снежную крепость).
    • Какие вы знаете праздничные забавы зимой? (Новогодние и рождественские гуляния, хороводы и карусели, колядование, запуск фейерверков).

Планирование мероприятий

Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).

Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты - 2–3 раза в год.

Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.

Приобщение к народным традициям - важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения

Таблица: картотека тем культурных мероприятий

Тематическая направленность культурно-досуговой деятельности Досуги Праздники
Спортивные
  • Досуги в группе:
    • «Сколько игр с мячом вы знаете?»,
    • «Спорт в жизни человека»,
    • «Олимпийские игры».
  • Досуги на прогулках:
    • «Катание с горки»,
    • «Игры со скакалочкой»,
    • «Турнир по игре в городки».
  • «Всемирный день гимнастики»,
  • «День физкультурника»,
  • «Взятие снежной крепости»,
  • «Мама, папа, я - спортивная семья».
Творческие (музыкальные, театрализованные)
  • Досуги:
    • «День сюрпризов»,
    • «День красоты»,
    • «Путешествие в Тридевятое царство»,
    • «Краски музыки»,
    • «Нарисуем осень»,
    • «В гостях у сказки»,
    • «Театр теней».
  • Игры-драматизации:
    • «Теремок»,
    • «Три поросёнка»,
    • «Серая шейка»,
    • «В гостях у сказки».
  • «День музыки»,
  • «Большой концерт»,
  • «Фабрика звёзд нашего детского сада»,
  • «Экологическая сказка».
Литературные
  • Досуги, посвящённые творчеству писателей:
    • А. С. Пушкина,
    • А. Барто,
    • Н. Носова,
    • Г.-Х. Андерсена,
    • братьев Гримм и др.
  • Вечера чтения стихотворений:
    • «Нам не холодно зимой»,
    • «Игрушки на витрине»,
    • «Весна, весна на улице!».
  • Литературно-музыкальные концерты:
    • «Сказки Пушкина»,
    • «Есенинская Россия».
  • Драматизация литературных сюжетов:
    • «Басни Крылова»,
    • «Федорино горе»,
    • «Чук и Гек».
Познавательные
  • Дидактические игры:
    • «Страна знаний»,
    • «Мир витаминов».
  • Викторины:
    • «Овощи»,
    • «Мебель»,
    • «Человек»,
    • «Деревья»,
    • «Фрукты».
  • Тематические досуги:
    • «Чайные традиции в мире»,
    • «Какой бывает хлеб».
  • Познавательно-развлекательные квесты:
    • «Первобытные люди»,
    • «Мир космоса»,
    • «Загадки планеты Земля».
  • Соревнования на смекалку:
    • «Весёлый КВН»,
    • «Поле чудес».
Социальные
  • Досуги в группе:
    • «Дружба»,
    • «День рождения»,
    • «Права ребёнка»,
    • «В кругу семьи».
  • Посещение городских объектов и выставок:
    • «Неделя безопасности»,
    • «Автогородок»,
    • «Сохраним планету чистой».
  • «День знаний»,
  • «День пожилого человека»,
  • «День матери»,
  • «День народного единства»,
  • «День ребёнка»,
  • «День полиции»,
  • «Женский день»,
  • «День независимости России»,
  • «День Победы».
Народные, христианские
  • Тематические досуги в группе:
    • «Хэллоуин»,
    • «Народные приметы»,
    • «Пасхальный стол»,
    • «Обычаи нашей страны»,
    • «Троицын день»,
    • «Медовый Спас».
  • Досуги на прогулке:
    • «Проводы зимы»,
    • «Дерево желаний»,
    • «Веснянки»,
    • «Игры на Ивана Купалу».
  • «Фольклорный праздник» (по малым жанрам УНТ),
  • «Пришла коляда»,
  • «Весёлая ярмарка»,
  • «Праздник русских народных игр».

Таблица: пример конспекта культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе

Автор Жилина Е. В., МДОУ Д/с «Василёк» р. п. Мулловка, Ульяновская область.
Название «Путешествие по сказкам»
Программное содержание
  • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и иллюстрациям, ключевым словам.
  • Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
  • Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
  • Воспитывать активный интерес к сказкам.
Предварительная работа
  • Чтение сказок,
  • рассматривание иллюстраций,
  • обыгрывание фрагментов сказок.
Материал
  • Музыкальное сопровождение,
  • иллюстрации к сказкам,
  • лепестки цветка разных цветов.
Ход занятия Звучит мелодия «Приходите в гости к нам» из сказки «Там, на неведомых дорожках».
Ведущая: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас отправиться путешествовать в удивительную страну сказок. Её щедро населяют разные добрые и злые герои: гномы и тролли, колдуны и лешие, Баба-Яга и Кащей Бессмертный, Иван-Царевич и Елена Прекрасная. Добраться туда нетрудно, нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолёте, через моря и океаны, леса и степи. Вот он спускается всё ниже и ниже, и перед нами первая сказочная остановка.
Вот и чьё-то письмо, а кто его прислал, вы узнаете, отгадав загадку.
  • Он носит вместо шапки
    Весёлый колпачок.
    И ростом он всего лишь
    С ребячий башмачок.
    С фонариком и с песней
    Идёт в лесу ночном.
    Не ошибёшься, если
    Ты скажешь: - Это … (Гном).

Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.)
Вы молодцы! Справились с заданием и получаете волшебный лепесток. (Даёт детям лепесток красного цвета).
Ну что же, полетели дальше. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
А вот и следующая остановка. Отгадайте, кто это:

  • Бабушка девочку очень любила,
    Шапочку красную ей подарила.
    Девочка имя забыла своё.
    А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка).

От Красной шапочки станция называется «Угадай-ка». Я буду читать вам отрывки из известных вам сказок, а вы должны угадывать их названия.

  • Он ударил в медный таз
    И вскричал: «Кара-барас!»
    И сейчас же щётки, щётки
    Затрещали, как трещотки,
    И давай меня тереть,
    Приговаривать:
    «Моем, моем трубочиста
    Чисто, чисто, чисто, чисто!
    Будет, будет трубочист
    Чист, чист, чист! («Мойдодыр»).
  • Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
    Несу косу на плечах,
    Хочу лису посечи,
    Слезай, лиса, с печи,
    Поди, лиса, вон! («Заюшкина избушка»).
  • - Тепло ли тебе, девица?
    - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. («Морозко»).
  • А потом позвонили цапли:
    - Пришлите, пожалуйста, капли:
    Мы лягушками нынче объелись,
    И у нас животы разболелись! («Телефон»).
  • Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. («По щучьему веленью»).

Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
Ведущая: А вот и следующая станция: загадок-заморочек. Отгадайте, да быстро отвечайте!
Загадки:

  • Кто превратил Василису Премудрую в лягушку?
  • От кого ушёл Колобок?
  • Как звали самую маленькую девочку?
  • Как звали медведей из сказки «Три медведя»?
  • Какая девушка на балу потеряла туфельку?
  • Чем кормила лиса журавля?
  • Какими словами обычно начинаются русские сказки? (Даёт лепесток.)

Ведущая: Вижу, и впрямь много о сказках знаете. Молодцы! А сейчас отправляемся на следующую станцию. (Звучит музыка).
Конкурс «Доскажи словечко».
Ведущая: У многих героев сказок есть необычные и очень интересные имена, давайте вспомним их. Я называю вам начало имени, а вы постараетесь его продолжить. В этом конкурсе участвуют сразу две команды, кто быстрее ответит, тот и побеждает в этом конкурсе. Начинаем!

  • Мальчик… (с пальчик).
  • Соловей… (Разбойник).
  • Сестрица… (Алёнушка).
  • Лиса… (Патрикеевна).
  • Аленький… (Цветочек).
  • Гуси… (лебеди).
  • Крошечка… (Хаврошечка).
  • Братец… (Иванушка).
  • Баба… (Яга).
  • Сивка… (Бурка).
  • Красная… (Шапочка).
  • Спящая… (Красавица).
  • Заюшкина… (Избушка).
  • Винни… (Пух).

Ведущая: С заданием справились, отправляемся дальше. (Звучит музыка). А здесь нас ждёт волшебный сундучок, посмотрим, что же в нём. (В сундучке маски для обыгрывания сказки «Теремок»).
А сейчас скажем волшебные слова:

  • Два раза хлопни,
    Три раза топни,
    Вокруг себя обернись
    И в детском саду очутись!

(Звучит песня «Сказки гуляют по свету» М. Пляцковского).
Ведущая: Вот мы опять в нашем детском саду. А из лепесточков у нас получился волшебный цветок. Наше путешествие закончилось. Вам понравилось? Было интересно? Весело? (Ответы детей).

Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности

Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

Длительность досугов:

  • в младших и средней группах - 25–30 минут;
  • в старшей и подготовительной группах - 45–50 минут.

Длительность праздников:

Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников

Длительность уличных забав и народных гуляний:

  • в младших и средней группах - не более 1 часа;
  • в старшей и подготовительной группах - до 1 часа 30 минут.

Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.

Фольклорно-физкультурный досуг «Делу - время, потехе - час» в старшей группе

  1. Организационный момент - 2 минуты.
  2. Сюрпризный момент - 5 минут.
  3. Подвижная игра «Лошадка» - 7 минут.
  4. Игровые упражнения «Отгадай-ка» - 10 минут.
  5. Подвижная игра «Кот и птички» - 6 минут.
  6. Хоровод «Солнышко» - 4 минуты.
  7. Спортивная игра «Поймай мяч» - 8 минут.
  8. Подведение итогов досуга - 3 минуты.

Музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе

  1. Приветствие гостей праздника - 2 минуты.
  2. Исполнение песни «Защитники Отечества» - 3 минуты.
  3. Исполнение песни «Будем в армии служить» - 3 минуты.
  4. Интеллектуальная разминка для команды мальчиков и команды пап - 8 минут.
  5. Танец «Моряки и морячки» - 4 минуты.
  6. Конкурс для взрослых и детей «Силачи» - 6 минут.
  7. Чтение стихотворений - 5 минут.
  8. Исполнение песни «Наши папы» - 3 минуты.
  9. Игра для детей и гостей «Бутерброды» - 7 минут.
  10. Стихотворное поздравление мальчикам от девочек группы - 5 минут.
  11. Игра «Препятствие» - 7 минут.
  12. Музыкальная игра «Девочки хи-хи, мальчики ха-ха» - 7 минут.
  13. Танец «Звёзды» -3 минуты.
  14. Поздравительные слова от ведущего праздника, вручение открыток и подарков - 7 минут.

Досуг с участием родителей «Масленица» в средней группе

  1. Организационный момент - 3 минуты.
  2. Экскурсия в прошлое (использование ИКТ: познавательное слайд-шоу) - 10 минут.
  3. Конкурс «Всезнайка» - 5 минут.
  4. Конкурс «Отгадай-ка» - 5 минут.
  5. Конкурс «Народные игры» - 5 минут.
  6. Конкурс «Скачки с препятствиями» - 4 минуты.
  7. Конкурс «Кулачные бои» - 4 минуты.
  8. Музыкальный конкурс - 8 минут.
  9. Подведение итогов соревнования, приглашение на чаепитие с блинами - 4 минуты.

Примеры организации досугов и развлечений в детском саду

Видео: день музыки в детском саду

Видео: спортивный праздник в детском саду

https://youtube.com/watch?v=hl9De7xhyOs Video can’t be loaded: 4 «Физкультурный досуг в детском саду» - из опыта работы МБДОУдс № 30 (https://youtube.com/watch?v=hl9De7xhyOs) https://youtube.com/watch?v=8OJDBudqp6g Video can’t be loaded: Викторина «Веселая математика» - Детский сад №1212 (https://youtube.com/watch?v=8OJDBudqp6g)

Видео: творческий досуг «Этих дней не смолкнет слава»

https://youtube.com/watch?v=mSKvwRkBPSU Video can’t be loaded: ТВОРЧЕСКИЙ ДОСУГ ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА МБДОУ №43 СОЛНЕЧНОГОРСК копия (https://youtube.com/watch?v=mSKvwRkBPSU)

Видео: литературный праздник «Дни летят»

https://youtube.com/watch?v=vZVtpFFaOOY Video can’t be loaded: Литературный праздник «Дни летят» (https://youtube.com/watch?v=vZVtpFFaOOY)

Подготовка и проведение коллективной досуговой деятельности в детском саду создаёт чувство сплочённости группы. Оформляя декорации к празднику, распределяя роли в игре-драматизации, овладевая навыком хорового пения, участвуя в командных состязаниях и викторинах, дошкольники позитивно взаимодействуют друг с другом. В совместной деятельности рождаются традиции группы, улучшается эмоциональная атмосфера. Участие в коллективных мероприятиях воспитывает активную и нравственно-ориентированную личность в каждом ребёнке.

Поделитесь с друзьями!

Культурно-досуговая деятельность в детском саду

Культурно-досуговая деятельность – важный раздел организации жизни детей в детском саду, который способствует:

Культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников;

Развитию детского творчества в различных видах художественной деятельности;

Развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту;

Созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

Формированию коммуникативной культуры детей;

Расширению кругозора детей, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей;

Формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.

Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребенка, на формирование его Я-концепции. Но главной, приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения (что является чрезвычайно важным для современного ребенка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни!). Реализация этого условия требует от педагогов умения организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать то-то не так). Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов – это три «И»: Интеграция - Игра - Импровизация. Если педагоги владеют этими тремя «ключами», значит, они готовы к организации и проведению легких и веселых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления (что приводит к их переутомлению).

Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и другими специалистами) исходя из текущей работы, в которой отражается: время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным игровым и музыкальным репертуаром. Например, это могут быть «Зимние забавы» (игры, аттракционы зимней тематики), или «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями), «В гостях у сказки» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов, загадки, призы, и др.), и т.д. Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы взаимодействия с детьми и их родителями.

Цикличность организации досугов предполагает еженедельное их проведение (от 15 до 35 минут, в зависимости от возраста) во вторую половину дня. Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен нести новизну, быть сюрпризом. Ответственные за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов детского досуга: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, и др.). Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтических вечеров, инструктор по физическому воспитанию – спортивные развлечения в спортивном зале или на улице, музыкальный руководитель - музыкальные гостиные, вечера любимых песен, и др.

На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает подобрать фонограммы для каждой темы.

Важно привлечь к организации детских досугов родителей, бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, воспитанников детско-юношеских спортивных школ, и др.

Возможными формами досугов и развлечений, которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки, могут быть:

  • «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен;
  • «Сам себе костюмер» (ряжение) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги;
  • «Мы играем и поем» - игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!), аттракционы;
  • «Танцевальное ассорти»- свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;
  • «Магазин музыкальных игрушек» - свободные игры с инструментами, которые могут заканчиваться импровизированным оркестром.
  • «Кукольный театр» - всевозможные варианты кукольных представлений: от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам;
  • «В гостях у сказки» - две-три коротких сказки разных народов, прочитанные в музыкальном зале в особой атмосфере с настольной лампой, либо спонтанное обыгрывание знакомой сказки.
  • «Кинофестиваль» - просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам, операм, балетам в условиях музыкального зала;
  • «Будь здоровым, сильным, ловким!» - спортивно-физкультурные досуги с различными эстафетами и соревнованиями;
  • «Наши любимые игрушки» - обыгрывание любимых игрушек, которые дети принесли из дома; загадки, стихи, исполнение песен об игрушках, игры-аттракционы или танцы с ними;
  • «Театральные встречи» - выступления бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, театральных групп с различными спектаклями в детском саду;
  • «Посиделки с родителями» - совместные развлечения, на которых родители исполняют (по желанию) песни, танцы, читают басни, стихи, и др.
  • «Папа, мама, я – спортивная семья» - совместные физкультурные развлечения, походы.
  • «Выпускники детского сада в гостях у малышей» - совместные танцы, песни, игры старших и младших дошкольников.
  • «День рождения» - групповые праздники с чаепитием и угощениями, на которых поздравляют всех, кто родился, например, летом, осенью, весной или зимой (возможен вариант проведения таких развлечений каждый месяц).
  • Экскурсии, посещение музеев, игры в музей (дети принимают на себя роль экскурсоводов по своей группе, детскому саду).

Эти и другие формы развлечений планируются и проводятся четыре раза в месяц для каждой группы. При планировании досуга учитывается время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду Например, вечер игр после Нового года может быть посвящен зимним забавам, в которые дети играли на празднике. Осенью вечер стихов и сказок для малышей можно составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся к зиме. В марте можно организовать с детьми 6-7 лет игры с инструментами как озвучивание стихов на весенние темы или творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».

Возраст 3-4 года

Организация досугов требует учета возрастных особенностей детей четвертого года жизни: непроизвольности и небольшого объема внимания, утомляемости, спонтанности в проявлении эмоций. Младшие дошкольники увлекаются процессом, а не результатом предметно-двигательной деятельности (например, с увлечением собирают бутафорские грибочки, перекладывают овощи, и т.д.). Им еще недоступно понимание соревнования (кто быстрее?), поскольку для них интересен сам процесс. Любимые забавы малышей – это прятки и догонялки. На этой основе педагог может варьировать различные игровые ситуации со сказочными персонажами: Петушки убегают от Лисы, Зайцы прячутся от Волка, Поросята разбегаются по своим домикам, и т.д. Дети любят, когда обращаются именно к ним, называя по имени. Для них важен тактильный контакт: погладить Зайчика, покормить Петушка. Дети с удовольствием выполняют игровые действия по показу. На этой основе можно импровизировать инсценирование детских песенок, маленьких сказок, стихов и потешек. Эти и другие возрастные особенности важно учитывать при организации игр-аттракционов, сюрпризных моментов.

Перечисленные выше формы организации досугов могут быть использованы в работе с детьми 4-го года жизни при условии их соответствия возрастным возможностям малышей. Например, на развлечении «Песенные посиделки» взрослые или старшие дети исполняют знакомые песни, сопровождая их образными движениями, которые повторяют малыши (чаще всего они подпевают и двигаются одновременно). На таких развлечениях широко используются мягкие игрушки, театральные куклы, приглашаются сказочные персонажи, которых играют старшие дети или взрослые.

Дети с большим удовольствием двигаются под музыку. Педагог помогает организовать музыкальное движение в виде простейшего танца или образного движения, например, «выход медведя». Воспитатель использует детали костюмов (шапочки персонажей), яркую атрибутику - платочки, искусственные цветы, колокольчики, ленточки, и др.

Кульминацией детских развлечений является сюрпризный момент. Чаще всего, это появление сказочного персонажа, который приносит какие-нибудь игрушки, а затем проводит с детьми игру.

Ряженье предлагается малышам с использованием только элементов костюмов и отдельных атрибутов: шапочек, платочков, колпачков и других деталей, с которыми они сами смогут справляться. Нарядившись, малыши могут подвигаться под музыку в своем образе, и педагог организует детские импровизации.

Спортивные соревнования должны учитывать интерес и возможности детей. В основном, это - подвижные игры, типа «займи домик» «спрячься от волка», «собери урожай».

Кукольный театр для малышей могут показать дети 6-7 лет. Это может быть также настольный театр, в который после представления поиграют и малыши. Подобные совместные мероприятия очень важны в детском саду, поскольку они объединяют детей разного возраста, воспитывают у старших желание общаться с малышами, обучать, помогать им, а для малышей это также полезный пример для подражания. Кукольный театр может завершиться общим просмотром мультфильма по той же сказке.

Возраст 4-5 лет

Развлечения для детей 5-го года жизни организуются на основе указанных выше требований. Однако тематика досугов может быть расширена в соответствии с обогащением содержания других образовательных областей.

В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, у них лучше развита произвольная память, внимание, речь. В «Песенных посиделках» дети 4-5 лет уже более активны, они могут исполнять 2-3 любимые песни из репертуара младшей группы. Одновременно педагог может им спеть более сложную песню с ярким воодушевляющим припевом, который все дети научатся повторять, а может быть и подыгрывать себе на шумовых инструментах. Важно петь, сидя с детьми в кругу, что всех объединяет и превращает детский «хор» в истинное музицирование, цель которого - пение для себя. Поскольку пение будет происходить без аккомпанемента, песни должны быть предельно простыми, например, «Петушок», «Зайчик». «Вышла курочка гулять».

Несмотря на непроизвольность поведения и спонтанность проявления эмоций, дети 5-го года жизни уже по-другому воспринимают театральную игру, принимая роль «артиста» и «зрителя». Обыгрывание маленьких песенок (например, народной песни «Белые гуси», или «На мосточке» А. Филиппенко), стихотворений, маленьких сказок («Теремок». «Колобок») может быть импровизационным с использованием различных видов кукол или в форме драматизации.

В этом возрасте следует проводить различные варианты развлечений с игрушками (загадки об игрушках, стихи о любимых игрушках, импровизированные танцы с игрушками, прятки и другие аттракционы.).

Интеграция содержания различных образовательных областей в игровой форме, сюрпризы, экспромты с детьми на основе знакомого материала – основа организации досугов с детьми 4 – 5 лет.

Возраст 5-6 лет

В развитии произвольности внимания, памяти, поведения детей 5-6 лет происходит «скачок»: старшие дошкольники способны к более длительному произвольному вниманию, легко запоминают загадки, тексты небольших стихотворений и песен. Дети 6-го года жизни более самостоятельны в исполнительской деятельности, могут выполнять действия не только по показу, но и в соответствии со своим замыслом (а не просто спонтанно, как было в младшем возрасте). Это открывает новые возможности в расширении тематики досугов, использования различных форм интеграции.

Например, в процессе реализации проекта «Праздник хлеба» в игровом или танцевальном досуге можно с детьми исполнить хоровод с колосками и в конце сделать из них оригинальный букет. Заранее разучивать подобный хоровод нет необходимости - дети просто будут выполнять движения вместе с педагогом, а составление букета из колосков – спонтанное творчество.

Дети 5-6 лет более осознанно воспринимают условность театра и его персонажей. Театрализованные представления в исполнении школьников или профессиональных артистов способствуют развитию у детей навыков культуры театрального поведения: дети учатся благодарить артистов, спокойно заходить и выходить из зала, тихо сидеть во время представления.

Дети данной возрастной группы становятся способны к более осознанному просмотру художественных мульфильмов по музыкальным сказкам, детским операм, таким, например, как «Мойдодыр», «Волк и семеро козлят».

Танцевальные развлечения могут быть организованы в форме детской дискотеки, импровизации свободных ритмичных танцев под современную музыку, что способствует спонтанному выбросу физической и эмоциональной энергии детей. Другой вариант - сочинение танцев, в которых найдут место сольные импровизации детей. Образно-игровые движения, столь любимые детьми, могут соединяться с ряженьем и стать спонтанным маленьким спектаклем на 2-3 минуты.

В старшем дошкольном возрасте особенно актуальными становятся физкультурно-оздоровительные развлечения, поскольку детям необходимо выплеснуть избыток энергии. Набегаться и накричаться, дать выход эмоциям - это жизненные потребности и главный интерес детей в подобном досуге (и педагоги должны создать для этого условия).

Возраст 6-7 лет

У детей 7-го года жизни уже сформирована потребность в культурно-досуговой деятельности, которая дает им возможность пережить эстетические эмоции, радость от совместного творчества, новых ярких впечатлений. В этом возрасте дети любят выступать и смотреть выступления других, у них уже воспитана культура театрального поведения: они поддерживают исполнителей аплодисментами, кланяются после выступлений, стараются сдерживать свои эмоции, если что-то не так (например, не смеются, если кто-то уронил атрибут, сопереживают другим детям).

Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы досугов, обогащать содержание развлечений, дополнять и углублять познания детей о мире и самом себе.

Культурно-досуговая деятельность, как правило, является кульминацией образовательных проектов. Досуги интегрируют содержание различных образовательных областей в единой игровой форме, привлекательной для детей.

Так, например, дети проявят яркий интерес к обыгрыванию сказок, поскольку они знают содержание многих литературных произведений (большинство детей в этом возрасте уже сами читают). Развлечение в форме конкурса стихов, выученных на занятиях или к праздникам, очень полезно для развития речи, памяти детей, снятию боязни публичных выступлений. Дети данного возраста начинают понимать индивидуальное, поэтому они уже могут сами оценивать выступления других (на игровых конкурсах выбирается детское жюри). Традиционное ряженье также может стать творческим конкурсом костюмов При этом все участники должны быть отмечены и награждены, например, «за самый смешной костюм», «за самый оригинальный наряд», «за самый функциональный», «красивый», и т.д.

Дети 7-го года жизни психологически готовы к конкурсам и соревнованиям, от которых они уже получают удовольствие. Важно учить их переживать выигрыш и проигрышь, «болеть» за свою команду. В спортивных развлечениях детям предлагаются различные соревнования, эстафеты, забавные аттракционы (например, бег в мешках, «езда» в тазиках, бег спиной, ловишки с завязанными глазами и т.п.).

«Песенные посиделки» как развлечение приобретают новое качество и могут стать истинно любимым музицированием, так как репертуар, накопленный за несколько лет в детском саду, позволяет делать выбор и попеть всем от души. Главная задача этой формы досугов – воспитать у детей любовь к песне, потребность в этом виде эстетической деятельности. Педагоги должны обязательно принимать участие в пении вместе с детьми и делать это с удовольствием. Сюжетные песни во время развлечения могут быть инсценированы, некоторых персонажей дети озвучивают шумовыми инструментами.

Совместные досуги организуются с родителями, бывшими выпускниками, а также малышами, на которых старшие дошкольники могут обучать, помогать младшим. Эта форма досуга особенно актуально для современного социума, где нарушены естественные детские сообщества.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность, являясь по форме и содержанию синтезом различных видов творчества, игры, общения, способствует не только эстетическому воспитанию детей, обогащению их жизненного опыта, развитию деятельностных способностей, но и несет в себе психо-терапевтическую функцию, формирует потребность в культурном досуге как особом виде наслаждения и отдыха. В воспитании этой потребности содержится рецепт профилактики многих социальных болезней, которые могут встретиться в дальнейшей жизни детей, а также «ключ» к счастливой жизни, наполненной стремлением к эстетическим переживаниям, радости творческого самовыражения.


«Организация досуговой деятельности в ДОУ»

Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятием физкультурой и спортом).

Привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти такой баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Культурно-досуговая деятельность предполагает:

1. Отдых

2. Развлечения

3. Праздники

4. Самостоятельную художественную и познавательную деятельность

5. Творчество.

Рассмотрим подробно все виды организации детского досуга.

Отдых не предполагает лежание на диване или сидение на стульчиках. Воспитатель во время отдыха создаёт эмоционально-положительный климат в группе, обеспечивая чувство комфорта во время занятий детьми разными видами деятельности: играми, рассматриванием иллюстраций, лепкой, рисованием, конструированием, спортом, слушанием музыки, просмотром мультфильмов и т. д., т. е. под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности.

Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. Они являются яркими моментами в жизни детей:

Радуют их

Обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями

Содействуют творческой активности

Организации дружного коллектива

Способствуют всестороннему развитию (дошкольники знакомятся с различными видами искусств и литературой, их лучшими образцами; возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус; способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу; позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность и уверовать в свои возможности).

Вечера развлечений бывают трёх видов:

1. Организованные для детей взрослыми.

2. Проводимые силами детей, но с помощью взрослых.

3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.

К организации развлечений предъявляются следующие требования:

Разнообразие содержания;

Художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так и детьми;

Занимательность содержания, новизна его элементов;

Доступность репертуара и разнообразные формы его проведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;

Направленность на развитие активности, воображения и инициативы ребёнка,

Соблюдение определённой продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 до 30-40 минут).

К развлечениям нужно предварительно готовиться: продумать тему, содержание, оформление.

Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные аттракционы.

Формы проведения развлечений.

1. Концерт (могут быть приглашённые артисты или сами дети).

2. Кукольный театр – самый доступный, зрелищный и простой в организации вид развлечений.

3. Теневой театр. В нём играют куклы-силуэты. В подготовительной группе дети сами могут показать спектакль. Репертуар кукольного и теневого театров: народные сказки, маленькие рассказы, инсценировки песен.

4. Настольный театр игрушек. Используются игрушки или фигурки из картона, фанеры, бумаги. Чаще всего устраивают в младших группах по знакомым сказкам, потешкам, стихам. В старших группах представление устраивают сами дети.

5. Инсценирование на фланелеграфе. Можно использовать во всех группах.

В старших – показывают дети.

6. Инсценировки, сценки (в старших группах сами дети).

7. Дни рождения детей.

Объединить по месяцам именинников, петь для них песни, рассказывать стихи, подарить подарки, сделанные своими руками.

8. КВНы, викторины, турниры, игры-путешествия (в старших группах).

9. Забавы.

У малышей по потешкам, стихам, с заводными игрушками, сюрпризами, пальчиковыми играми. Для старших – фокусы, шарады, вечера загадок, аттракционы.

10. Тематические развлечения (по творчеству писателей или композиторов).

11. Театрализованное представление. (готовится долго, с участием музыкального руководителя и воспитателя).

12. Зрелище (посещение театра, музея, цирка и т. д.).

Праздники

Они занимают особое место в организации досуга и соединяют в себе разные виды искусств: музыку,художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство и поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание связаны с календарными праздниками.

Структура праздника может быть различной. К составлению программы или сценария надо подходить творчески, учитывать конкретные условия детского сада, опыт работы педколлектива.

Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа, в зависимости от возраста детей и содержания праздника.

Оформление яркое, красочное, торжественное. В подготовке участвует весь педагогический коллектив д. сада, но особая роль отводится муз. руководителю и воспитателю возрастной группы. Они должны из разученного муз. репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко исполняются детьми, затем выстроить их в определённой последовательности, включая стихи, аттракционы, инсценировки, сюрпризы.

Праздники можно проводить в двух близких по возрасту группах.

На праздниках дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития.

Особо следует рассмотреть физкультурные праздники, досуги, дни здоровья. Они зарекомендовали себя как наиболее приемлемые и эффективные формы активного отдыха детей.

При их организации важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. И, конечно же, положительные результаты могут быть достигнуты только при условии тесного сотрудничества коллектива ОУ с семьёй.

Физкультурные праздники.

Во время физкультурных праздников дети принимают участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики.

В течение учебного года со старшими дошкольниками желательно провести 2-3 праздника на воздухе, длительностью не более 90 минут. Тематика может быть различной. Они могут быть организованы не только на участке, но и в близлежащем лесу, парке, стадионе. При подготовке необходимо:

Определить задачи, время и место проведения;

Подготовить конкурсы, игры, соревнования;

Назначить ответственных;

Определить количество участников;

Обозначить порядок проведения, поощрения.

При организации праздника нужно помнить:

Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых,

Желательно участие вех детей;

Не увлекаться излишними репетициями, сохранить интерес детей;

Рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности.

Физкультурные досуги.

Проводятся 1-2 раза в месяц от 30 до 50 минут. Не требуют специальной подготовки, строятся на знакомом детям материале. Досуг желательно проводить с несколькими группами, близкими по возрасту. При этом необходимо активное участие воспитателя: он даёт команду, подводит итог, является судьёй соревнований.

Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя играет музыка.

Физкультурные досуги могут отличаться по содержанию и композиции. Рассмотрим несколько вариантов.

1в. Построен на знакомом материале. В его содержании игры малой и средней подвижности, аттракционы, отдых, игры словесного характера, спокойные игры.

2в. Составлен из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, тенниса.

3в. Содержание включает: бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езду на велосипеде и т. д. В основу положен принцип индивидуального дифференцированного подхода к детям.

4в. Весёлые старты. (игры-эстафеты).

5в. С музыкальным сопровождением (танцевальные композиции).

6в. Спортивное ориентирование.

Досуговая направленность в работе с родителями.

Праздник «Матери»;

Семейные посиделки;

Спортивные досуги;

Вернисаж «Наши дочки и сыночки»;

Семейные газеты;

Дни рождения детей;

Походы;

Экскурсии;

Выставки;

Дни открытых дверей.

Особенности организации досуга в летнее время.

1. Отсутствие систематических занятий значительно разгружает педагогов и позволяет им по новому подойти к планированию мероприятий. Например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.

2. Оптимальной формой могут быть такие мероприятия, которые не требуют значительной подготовки со стороны детей и громоздкой подготовки со стороны взрослых.

Формы могут быть разными:

Музыкальные часы;

Кружки;

Выставки;

Игры-путешествия;

Творческие площадки;

Летние праздники на воздухе.

Приобретая опыт, дети к старшему возрасту могут самостоятельно организовать свой досуг: занять себя игрой и пригласить поиграть других детей, начинают проявлять свои индивидуальные творческие наклонности, появляется желание посещать кружки и центры творчества.

Воспитатель должен содействовать и умело направлять детей в разных творческих направлениях, побуждать их заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры, разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные потешки, а также поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками, рисовать, лепить, раскрашивать картинки, экспериментировать, наблюдать, собирать коллекции.

Поддубровская Я.А.

МБДОУ № 101


Пояснительная записка

Актуальность данной работы заключается в том, что она рассказывает о значимости правильной организации и осуществлении культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры.

Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.

Основная цель данной работы – формирование представления о культурно-досуговой деятельности в детском саду.

Задачи, поставленные для достижения цели:

Дать представление о видах культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении;

Познакомить с целями, задачами и содержанием спортивных праздников и досугов в детском саду;

Рассказать об организации и планировании физкультурного праздника в детском саду, варианты его проведения.

Глава 1. Культурно-досуговая деятельность в детском саду

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Она осуществляется как в дошкольном учреждении и дома , так и в специализированных учреждениях.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д.

Виды отдыха:

· самостоятельные занятия физическими упражнениями;

· работа на территории детского сада;

· спортивный отдых;

· игры со снегом, песком и водой;

· прогулки;

· беседа со взрослым;

· игровая деятельность;

· чтение книг;

· просмотр диафильмов, мультфильмов и др.;

· рассматривание иллюстраций в книжном уголке;

· прослушивание сказок, песен, мелодий.

Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.

В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.

· театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);

· познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;

· спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;

· музыкально – литературные концерты.

К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Виды развлечений:

· концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;

· народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;

· познавательные вечера: КВН и викторины;

· спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;

· театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.;

· забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;

· просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.

Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.

Виды праздников:

· народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;

· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

· православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;

· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

· праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.

Для достижения главной цели работы были рассмотрены разные виды культурно-досуговой деятельности в детском саду.

А так как в нашем саду приоритетное направление – это физкультурно-оздоровительная работа, то данный опыт, подробно знакомит с целями, задачами и содержанием спортивных праздников и досугов. Приведены примеры и варианты организации и планирования физкультурного праздника в МБДОУ № 101.

Подробно познакомиться с различными видами досуга в детском саду, можно в Приложение.

Список использованной литературы


  1. Дошкольное воспитание «Активный отдых – физкультурные праздники и досуги». № 12 – 2001, стр. 30-34

  2. Дошкольное воспитание «Джунгли зовут». № 7 – 2006, стр. 69-70

  3. Дошкольное воспитание «Новогодние праздники». № 12 – 2004, стр. 39-44

  4. Дошкольное воспитание «Активные формы отдыха». № 5 – 2007, стр. 35 – 39

Конспект досуговой деятельности для старшей

Досуговая деятельность в старшей группе

«В ГОСТЯХ У СВЕТОФОРИКА»

ЦЕЛЬ:

    Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

    Продолжить учить различать дорожные знаки. Развивать зрительную память, внимание.

    Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

    Создать радостное, весёлое настроение.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас очень интересный день. У нас сегодня весёлая игра – викторина по правилам дорожного движения.

По городу, по улице не ходят просто так:

Когда не знаешь правила – легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным и помни наперёд

Свои имеют правила шофёр и пешеход.

Мы сегодня с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения, дорожные знаки, какие вы внимательные, дружные и весёлые. Послушайте внимательно условия игры: у нас свами будет 2 команды. За каждый правильный ответ участники команды будут получать жетоны, побеждает та команда, которая соберёт наибольшее количество жетонов.

Разминка. Приветствие команд.

Первая команда: «Знайка»

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья

Вторая команда: «Почемучки»

Правила движенья мы будем знать,

Правила движенья будем выполнять.

    «Вопрос – ответ»

Ответьте на вопросы. (Команды отвечают на вопросы поочерёдно).

    Кто является «пешеходом»? («пешеход» - это человек, идущий пешком).

    Кто является пассажиром? («пассажир» - это человек, Кроме водителя, находящийся в транспорте).

    Где должны ходить пешеходы?

    Где должны ездить автомобили?

    Где и как нужно переходить улицу?

    Какие сигналы светофора вы знаете?

    Кому даёт команды светофор?

    Что надо делать, если загорелся жёлтый свет, а вы дошли только до середины улицы.

    Игра «Светофор»

Я буду вам показывать карточки, по сигналу которых нужно выполнять определённые движения: на красную – стоим, на жёлтую прыгаем, на зелёную – шагаем на месте.

    Загадки о транспорте

Отгадайте загадки. (Загадываются поочерёдно каждой команде).

Сам не едет, не идёт, Не летает, не жужжит,

Не подержись – упадёт. Жук по улице бежит,

А педали пустишь в ход – И горят в глазах жука

Он помчит тебя вперёд. (Велосипед) Два блестящих огонька. (Машина)

Силач на четырёх ногах. Длинной шеей поверчу -

В резиновых сапогах Груз тяжёлый подхвачу.

Прямиком из магазина Где прикажут, положу,

Притащил нам пианино. (Грузовик) Человеку я служу. (Под.

Дом на улице идёт, Эй, не стойте на дороге!

На работу всех везёт. Мчит машина по тревоге,

Не на курьих ножках, А зачем ей так спешить?

А в резиновых сапожках. (Автобус) Как зачем? Пожар тушить!

(Пожарная

    Игра «Жезл»

А сейчас я хочу с вами поиграть. Но сначала отгадайте мою загадку: По обочине дороги

Как солдатики стоят

И мы строго выполняем

Всё, что нам они велят. (Дорожные знаки)

Дети встают вокруг стола, на столе лежат перевёрнутые знаки, под музыку дети начинают передавать жезл регулировщика, как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, берет дорожный знак и говорит его название.

    «Собери знак»

Воспитатель: У меня задание посложнее. По моей команде вы собираете дорожные знаки. Побеждает та команда, которая соберёт быстрее и правильно назовёт этот знак. (Дорожные знаки разрезаны на несколько частей).

    Игра «Это правда или нет»

Светофорик: Я хочу с вами поиграть в игру «Это правда или нет». Я вам буду задавать вопросы, а вы, если согласны – хлопайте в ладоши и говорите – да! Если нет – качайте головой и говорите – нет!

    Чтоб знали мы куда идти,

На светофоре цвета три? Это правда? (Да)

    Когда горит зелёный свет,

То значит хода детям нет? Это правда? (Нет)

    Красный свет увидел ты,

Через дорогу перейди! Это правда? (Нет)

    В автобус сел, но не зевай

Ты место старшим уступай. Это правда? (Да)

    Катаюсь на велосипеде,

Куда хочу, туда и еду. Это правда? (Нет)

  • Вечером, идя домой,

Держим путь по мостовой. Это правда? (Нет)

    Мы идём всегда вперёд,

Только там, где переход. Это правда? (Да)

    Подведение итогов.

Воспитатель подсчитывает жетоны.

Воспитатель: Вы все очень хорошо знаете правила дорожного движения и, надеюсь, их применяете на улице.

Молодцы, ребята!

Вы показали отличные знания!

Не оставили без внимания

Эти правила, они самые важные!

Путь домой будет не страшен вам,

Если точно и без сомнения

Соблюдать вы будете правила движения.



error: Контент защищен !!