Доклад «Эстетическое воспитание младших школьников. Эстетическое воспитание и художественное образование младших школьников

Эстетика как наука рассматривает сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности.

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие – исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. От его полноты и яркости зависят сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.

Целенаправленное формирование эстетических восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а так же музыкального слуха, мыслить художественными образами. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства. Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства порождают эстетические переживания, которые способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.

Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает художественно-эстетический вкус , способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиции художественно-эстетического идеала. На этой основе развивается способность эстетического суждения – доказательной, аргументированной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также с активной творческой деятельностью.

Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты. Любовь к родине не возможна без понимания и чувствования её красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без чувства прекрасного.

Искусство как форма общественного эстетического сознания является ярким источником познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи. Важнейшая функция искусства – осуществление художественно-эстетического просвещения подрастающих и взрослых поколений, обогащение опыта жизненных отношений детей, средство их самовыражения и самоутверждения, способствует разностороннему развитию детей, снимает у них напряжение от учёбы, труда, спорта.

Сущность, цель и задачи эстетического воспитания. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты. Оно осуществляется посредством художественного воспитания – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

Цель эстетического воспитания – формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видать, чувствовать, понимать и творить красоту.

Принципы системы эстетического воспитания: 1. всеобщность эстетического воспитания и художественного образования (в повседневной жизни дети сталкиваются с красотой и безобразным, с трагическим и комическим); 2. комплексный подход ко всему делу воспитания (тесные межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством и т.д.);3 . единство художественного и общего психического развития детей (художественно-эстетическая деятельность развивает память, мышление, воображение, речь детей и т.д.);4. художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей (это становится содержанием духовной жизни детей, средством их самовыражения);5. эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость (для детей важны эстетичный вид помещения, внешний вид партнёра по общению и т.д.);6. учёт возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

Учебные и внеучебные формы и средства эстетического воспитания . Система художественно-эстетического воспитания реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время.

Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и практики. Они расширяют кругозор школьников, обогащают эрудицию, способствуют развитию мыслительных процессов, предоставляют возможность эстетического наслаждения, нравственного воспитания, духовно обогащают ребёнка.

Для того, чтобы учащиеся могли более полнее удовлетворить свои индивидуальные запросы, интересы и потребности, расширить и углубить своё художественное образование, в школе предусмотрены факультативные занятия, кружки, студии.

Во внеурочное время, на основе добровольного выбора детьми занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности, регулирование восприятия средств массовой информации, организация свободного времени.

Художественная самодеятельность является средством самовыражения и самоутверждения детей, средством развития эмоциональной сферы ребёнка, доставляет наслаждение.

Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание, являются дома и дворцы школьников, музыкальные и художественные школы. Они осуществляют духовное обогащение школьников, формируют у них культурные потребности, развивают творческую активность.

Органами народного образования организуются недели детской книги, театра, кино, музыки, выставки детского рисунка, фестивали детской художественной самодеятельности.

Критерии эстетической воспитанности. Эстетическая воспитанность не мыслима без развитого художественного вкуса. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и мире. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств при встрече с прекрасным, чувств отвращения при встрече с безобразным и т.д. Признаком эстетической воспитанности также является способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни.

Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных.

Психологические критерии измеряют способности ребёнка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса.

Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, уровень его сформированности, степень развития художественного вкуса. Это проявляется в выборе детьми занятий для удовлетворения своих потребностей, в оценке явлений искусства и жизни. Возможно выявить уровень развития художественно-образного мышления, творческого воображения.

Социальные критерии требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность проявляется во всём поведении ребёнка.

Проблема воспитания эстетических чувств волнует философов, психологов и педагогов со времен Платона и Аристотеля. Вплоть до наших дней представления о сущности воспитания эстетических чувств, его задачах, цели постоянно изменялись. Эти изменения о сущности воспитания эстетических чувств и способствовали появлению науки эстетики.

Термин "эстетика" происходит от греческого aisthetikos чувствующий, чувственный. Согласно толковому словарю Ожегова "эстетика - философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвящённое исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни" . Эстетика философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Эстетика ориентирована на выявление общих понятий о чувственном восприятии выразительных форм реальности, может являть собой систему взглядов на искусство. В широком смысле это общее понятие о строении произведений искусства, процессе художественного творчества и восприятия, художественно-конструкторской деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), общие понятия эстетического восприятия природы .

Научить человека эстетическому, чувственному восприятию природы, окружающей действительности, произведений искусства призвано эстетическое воспитание. Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание".

В философском словаре эстетическое воспитание определяется как "формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Искусство понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности" .

Педагогика рассматривала вопросы эстетического воспитания личности с точки зрения интеграции эстетической культуры в общую культуру человека и предлагала различные трактовки и подходы к созданию системы эстетического воспитания. Значительный вклад в разработку теории и практики внесли такие советские педагоги, как А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др. Они пропагандировали систематическое развитие органов чувств и творческих способностей воспитанников в процессе творческой деятельности. Это дает им возможность наслаждаться красотой и создавать ее.

Педагог-просветитель С.Т. Шацкий, работая над системой эстетического воспитания, внес значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства. Уделял большое внимание внешнему выражению внутренних переживаний ребенка (танцу, музыке, слову). В трудах В.Н. Шацкой, которая развивает идеи С.Т. Шацкого, прослеживается мысль о том, что эстетическое воспитание позволяет "воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности, в общественных отношениях, в природе и произведениях искусства. Это воспитание способности любить и ценить прекрасное и уметь отличать его от ложно-прекрасного" .

В деятельности В.А. Сухомлинского вопросы эстетического воспитания занимали важное место. Он считал, что интеллектуальное развитие человека невозможно без тонкости чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающим и к самому себе. Размышляя о целях эстетического воспитания, он писал: "Для меня главной была установка на воспитание способности эмоционально относиться к красоте и потребности впечатлений эстетического характера. Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом" .

В следующие годы над проблемами эстетического воспитания работали такие ученые, педагоги, психологи как Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, М.М. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др. Они определили и конкретизировали принципы, функции, содержание и формы эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью, на основе которой развивалась современная система эстетического воспитания.

Интересными представляются взгляды А.А. Мелик-Пашаева. Он призывает понимать под эстетическим воспитанием не развитие у школьника отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности на основе ее эстетического опыта. Так, он пишет, что "понятие "эстетическое воспитание", с одной стороны, связано в нашем сознании с искусством, с другой предполагает что-то более широкое, не специальное, всеобщее по своему значению" . То есть, за всяким фактом творчества в любом виде искусства особое отношение человека к жизни не к искусству, а именно к "действительности, еще не преобразованной ничьим художественным творчеством".

Это особое отношение человека к действительности и следует называть эстетическим отношением, и воспитывать в учащихся с первых лет обучения.

Эстетическое отношение к жизни, в силу своей универсальности, потенциально свойственно каждому человеку, характеризует его как личность в целом и не предполагает обязательной причастности к искусству как профессии. Однако это качество является психологической первоосновой художественно-творческой одаренности человека. Оно ведет человека в искусство, к художественному освоению мира, находит в нем свое наиболее полное выражение. Отсюда художественная культура человечества является концентрацией эстетического отношения человека к миру. Поэтому именно приобщение к искусству является наиболее эффективным средством привития каждому человеку эстетического отношения к жизни.

По мысли педагога-исследователя А.А. Мелик-Пашаева, развитое эстетическое отношение к действительности - это неисчерпаемый источник художественных содержаний. Оно мотивирует человека к постоянному сохранению и разделению с другими людьми того видения очеловеченного мира, которое открывается благодаря непосредственному переживанию единства и родства с ним а тем самым выразить свою собственную неотчужденность от окружающей действительности. А для этого необходимо создать чувственно воспринимаемый образ (живописный или словесный, музыкальный или пластический), адекватный данному содержанию .

Это придает особый характер всем психическим процессам: пробуждает и стимулирует работу воображения, которое выступает, как способность создать образ, выражающий необразное содержание эстетического переживания, тем самым вообразить его; придает избирательную направленность восприятию, памяти; сообщает творческий характер тем специальным знаниям, умениям и навыкам, которыми человек обладает, и побуждает вырабатывать новые, поскольку они необходимы для воплощения замыслов, и т.д. Такое понимание эстетического отношения позволяет обосновать понятие общих художественных способностей, главнейшей из которых является эстетическое отношение к действительности, представляющее собой как бы единый корень всех видов художественного освоения мира. То есть, эстетическое отношение к миру это художественное в каждом человеке и общечеловеческое в профессионале-художнике .

В настоящее время исследование вопросов эстетического воспитания продолжается в трудах отечественных педагогов и психологов, таких как В.Н. Клепиков, А.А. Адаскина, Т.И. Пагута, И.М. Мамедова. Они говорят о эстетическом воспитании, как о целенаправленном и систематическом процессе позитивного воздействия на личность ребенка. К тому же, в последние годы значительно возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности . Эстетическая культура является одним из важнейших факторов социального развития, фактором совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.

Как отмечает И.М. Мамедова, кандидат педагогических наук, эстетическое воспитание - это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве .

Доктор педагогических наук Г.А. Петрова дает определение эстетическому воспитанию как системы: "Эстетическое воспитание - система, направленная на всестороннее формирование и развитие личности, под влиянием совокупности эстетических воздействий, осуществляемых последовательно и в тесной связи с другими сторонами воспитания" .

Интерес для нашего исследования составляют взгляды В.Н. Клепикова, ведущего научного сотрудника Института социальной педагогики Российской академии наук.

В.Н. Клепиков рассматривает эстетическое воспитание как составную часть эстетического образования: "Эстетическое образование (в широком смысле) включает в себя и обучение, и развитие, и воспитание. Благодаря обучению, учащиеся осваивают систему эстетических знаний (понятия, значения, законы, принципы и т.п.). В ходе воспитания эти знания насыщаются эстетическими смыслами и перерастают в ценности, значимые для внутреннего мира учащегося. В процессе развития ценностно-значимые знания распределяются, комбинируются и проектируются в соответствии с возрастом учащегося в зоне их ближайшего восхождения и в соответствии с выбранным личностным идеалом или идеалами" .

Определение, данное В.Н. Клепиковым, мы выразили схематично (рис.1).

Рис.1. Эстетическое образование

Нужно отметить, что на сегодняшний день накопился значительный опыт психолого-педагогических исследований, которые доказывают необходимость и возможность эстетического воспитания личности.

Рассмотрев и проанализировав взгляды различных мыслителей на эстетическое воспитание личности, можно отметить такие важные положения, как: постоянный интерес со стороны ученых к вопросам эстетического воспитания; значимость систематического взаимодействия детей с преподавателем, произведениями искусства, природой; понимание под эстетическим воспитанием не развитие у школьника отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности на основе ее эстетического опыта; включение эстетического воспитания в понятие эстетического образования . При этом эстетическое образование рассматривается как способ приобщения человека к эстетической культуре.

В современном школьном образовании нередко отождествляют эстетическую культуру и художественную культуру. Однако их следует различать. Данные понятия имеют разные объемы. Понятие эстетической культуры шире понятия художественной культуры, поскольку включает в себя кроме ценностей искусства еще и эстетические проявления реальной жизни людей во всех нехудожественных сферах их деятельности. Художественная культура берет во внимание все то, что связано с миром искусства, а эстетическая культура берет во внимание проявления реальной и повседневной жизни людей. При этом художественная культура - высший этап развития эстетической культуры, закономерно венчающий ее .

Формирование эстетической культуры начинается с первых дней жизни человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Вслед за В.П. Клепиковым можно схематично представить основные уровни становления эстетической культуры (рис.2).

Рис.2. Основные уровни становления эстетической культуры

Школьник может остановиться на первом уровне общего эстетического образования, но может продвигаться дальше, развивая свой творческий потенциал для создания собственных эстетических и художественных продуктов.

Таким образом, эстетическое воспитание сегодня можно понимать, как необходимую составляющую эстетического образования человека, позволяющего повышать уровень эстетической культуры, которая необходима для целостного становления и гармоничного развития личности. На это направлена система эстетического воспитания в школе.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 имени контр-адмирала И. И. Вереникина

Доклад

«Эстетическое воспитание младших школьников»

Учитель начальных классов

Горина Светлана Витальевна

Тема: « Эстетическое воспитание младших школьников»

В настоящее время, эстетическое воспитание детей стало одним из важных средств воспитания подрастающего поколения.

Растить человека восприимчивым к прекрасному – это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики-науки об искусстве – и задачи этики - учения– это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики-науки об искусстве – и задачи этики – учения о морали, о нормах отношений людей к обществу и друг другу.

И именно учителю начальных классов, отведена особая роль в процессе эстетического воспитания школьников. Именно он призван заложить основы трудовых навыков ребёнка, его творческого потенциала, художественного развития.

Искусство учит нас и наших детей видеть и чувствовать глубже и тоньше. Чудодейственная сила искусства в том, что оно влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму, пониманию, выводам.

Из этого ещё яснее наша задача: надо воспитывать чувства, развивать данную человеку природой драгоценную способность воспринимать прекрасное.

А вот вторая задача эстетического воспитания – развитие в подрастающем поколении способности воспринимать прекрасное.

Склонности к эстетическому воспитанию проявляются у детей рано. Ярким примером служат выставки детского творчества.

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира» Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Способность воспринимать прекрасное – великий дар природы нам, людям. Но это и дар человечества самому себе, потому что человек развивает в себе эту способность, учит глубже и тоньше чувствовать прекрасное и активнее создает его в любой области жизни, куда бы ни прикладывал он свою мысль и свой труд.

Ручная умелость развивает творческое интуитивное мышление. Но происходить это может только за счет очень внимательного, «заинтересованного» отношения к предметам и материалам, с которыми ребенок имеет дело в процессе работы. Считаю, что уроки технологии помогают формировать у ребенка любовь к искусству и творчеству, часто вспоминаю слова В.А. Сухомлинского «мастерство рук – это материальное воплощение пытливого ума, смекалки, творческого воображения очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел».

Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно взаимосвязаны формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся младших классов, может быть работа по украшению изделия аппликацией. Она позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает у них радость труда, жажду творчества.

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг.

На уроках технологии я учу ребят видеть прекрасное, стараюсь воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству, развитию художественного вкуса ребенка, привить навыки культурного труда, взаимопомощи друг другу.

Как всего этого достичь?

Во-первых, очень важно, чтобы на уроке дети имели все необходимые инструменты. Рабочее место, с точки зрения культуры труда, должно отвечать определенным требованиям: порядок размещения материалов, инструментов, отсутствие лишних предметов и мусора.

В процессе работы ребенок сразу должен настраиваться на творческую деятельность. Этому помогает установка, которую дети формулируют в начале урока: «Сегодня нам понадобятся…».

Во-вторых, большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на ребенка, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета, как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

На уроках технологии я разъясняю детям, почему надо брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. Обращаю внимание ребят на многоцветие реального мира: ведь небо бывает не только голубое, но и алое, и фиолетовое, и насквозь позолоченным солнцем. Стараюсь, чтобы при выполнении работ ребята использовали различные оттенки одного цвета. Считаю, что гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать лучше явления природы, составить композиции.

В-третьих, творчество и мастерство – это еще и качество. Поэтому на уроках технологии настраиваю детей на выполнение работы без спешки, уделив тем самым внимание к качеству изделия, его аккуратности.

Важно, чтобы значительную часть работы учащиеся выполняли самостоятельно, поэтому учу анализировать конструкцию изделия, выделять детали, из которых оно состоит, определять взаиморасположение и последовательность выполнения работы.

На уроках я поощряю желание ребенка дополнить изделие мелкими деталями, которые гармонично вписываются в изделие. Даже если ребенок выполнил работу, изменив только цветовую гамму, это уже успех. Такое восприятие существенно расширяет художественно-эстетический кругозор учащихся.

Дети рано начинают воспринимать окружающее. Но чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить. Нужно стараться создать благоприятные условия для художественной деятельности детей, беседовать с ними о красоте окружающего мира, закреплять самостоятельно найденные ребенком средства художественной выразительности.

Многие изделия можно выполнить из тех материалов, которые обычно не находят применение и выбрасываются. Использование их для поделок приучает детей к бережливости, экономному расходованию.

Наглядное представление о результатах работы, проводимой на уроке, дают выставки детских работ. Основной задачей выставок является эстетическое воспитание, формирование у детей художественного вкуса. Дети стремятся выполнить работу аккуратнее, чтобы она оказалась среди самых лучших

Автор курсовой работы обучалась в Детской школе искусств №4, к сожалению, в данной школе воспитательная работа (как мы сейчас можем оценить, обучаясь на 4 курсе ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского), была не на высоком уровне.

У автора курсовой работы есть мечта: после окончания вернуться в в вышеназванную школу и работать преподавателем. В ходе работы придется столкнуться с написанием планов, программ. Обучаясь сейчас в ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, есть прекрасная возможность научиться правильно и грамотно создавать, оформлять необходимые документы для реализации воспитательной работы в школе. Мы предлагаем в рамках курсовой работы план по эстетическому воспитанию в ДШИ№4 (целевая аудитория -- младшие школьники).

Цель: создание условий для формирования личности, прививание ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Её достижение становится возможным через решение следующих задач:

· проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного эстетического воспитания младших школьников;

· формирование эффективной работы по эстетическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося чувства прекрасного;

· утверждение в сознании и чувствах воспитанников эстетических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

· привлечение младших школьников к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Формы и методы эстетического воспитания

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса.

В нашей работе мы предлагаем использовать следующие формы и методы по эстетическому воспитанию: беседа, информационный час, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное творческое дело, организация трудовой деятельности, убеждение, разъяснение, поощрение и др.

Беседы. Беседа - метод убеждения. Ее задачи: формирование эстетических представлений учащихся; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. Чаще всего материалом для этических бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории, происходящие события (в классе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие учащихся.

Формирование взглядов лучше всего происходит в диалоге, поэтому беседа должна носить диалогический характер; кроме того, в диалоге надо учить детей отстаивать своё мнение, доказывать, спорить;

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимо вести беседу простым, доступным языком с привлечением ярких убедительных фактов, примеров;

Успех беседы зависит от активности учащихся, которую можно вызвать проблемными вопросами, обращением к их жизненному и нравственному опыту, удачно подобранным иллюстративным материалом. Целесообразно привлечь учащихся к поиску материала для беседы;

Соблюдать неприкосновенность личности ребёнка, доброжелательность, тактичность педагога;

Выводы в конце беседы должны сделать сами дети. Они, как и взрослые, не любят открытого дидактизма, морализаторства. Выводы вытекают из размышлений, споров, доказательств.

В структуре беседы, на наш взгляд, можно выделить несколько элементов, которые педагог выстраивает в том порядке, который диктует его замысел и логика:

Вступительное слово педагога, в котором он сообщает тему и мотивирует ее выбор;

Высказывания учащихся по теме беседы;

Обобщение ответов учащихся, разъяснение учителем того понятия, о котором идёт речь;

Яркая иллюстрация сущности понятия, идеи, значения объекта в жизни людей (чтение художественного текста, материала прессы или рассказ о том, что учитель видел, пережил сам);

Обсуждение прочитанного, выявление в нем эстетического смысла (здесь важны точные вопросы учителя, заставляющие думать, спорить, доказывать);

Анализ поступков учащихся, событий из жизни класса, окружающих людей;

Выводы (педагог помогает учащимся сформулировать их).

Информационный час. Информационный час - одна из действенных форм эстетического воспитания.

Мы считаем, что основное назначение информационного часа - приобщать школьников к событиям и значимым явлениям культурной жизни страны, города, района. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания учащихся об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.

Мы предлагаем использовать обзорные и тематические информационные часы.

Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в стране, мире, городе.

Тематические - знакомят с правилами сегодняшнего дня, явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий в жизни культуры.

Во время информационного часа предлагаем использовать следующие формы работы:

«Знакомства» с великими мировыми личностями во всех сферах искусства;

Показ живописи одного из художников, комментирование полотна;

Комментированное чтение художественных книг;

Газетные сообщения;

Пересказ событий в мире и стране с использованием газетных и журнальных материалов;

«Путешествие» по картам и глобусам.

Информационные часы могут проходить в виде:

Пресс-игры: «По страницам книг».

Информационного ринга; викторины; конкурса эрудитов; конкурса плакатов; фестиваля детской прессы; встреч и экскурсий и др.

Организуя подобные информационные часы, мы можем познакомить учащихся с многообразием периодических изданий, научить их грамотно читать эти издания: находить нужный материал, уметь рассказать другим, что узнали сами.

Устный журнал. Устный журнал - это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед классом; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор.

Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

Вариантов журнала может быть несколько. Например: открывается 1 страница журнала - «Классные новости». Ребята по очереди рассказывают о том, сколько и каких отметок получено за неделю, кто особенно отличился на школьном утреннике, кто мешал дежурным, а кто помогал и т.д. 2 страница - «Живые картинки нашей жизни». На ней - юмористические сценки из жизни класса, остроумно подмеченные и сыгранные ребятами. 3 страница - «Объявления». В ней опять же в юмористической форме озвучиваются объявления: например о том, что классу требуется уборщица, или почтальон для передачи записок и т. д. 4 страница - «Загадки». И снова в юмористической форме. Ценность таких журналов очевидна: они сплачивают ребят, укрепляют традиции, украшают жизнь коллектива, позволяют в необидной форме подметить смешные черты поступков ребят, событий в классе.

Другой вариант устного журнала

В выпуске участвует весь класс. Каждая микрогруппа, исходя из своих интересов, выбирает страничку: «Сказочная», «Загадочная», «Новости», «Как? Что? Почему?», «Музыкальная», «Юмористическая». В течение определённого времени группы готовят свои странички: разрабатывают содержание и форму подачи. На наш взгляд, устные журналы способствуют тому, что дети всегда в курсе событий, происходящих в их близком и далеком окружении, проявить свои способности, быть интересными друг другу.

Кроме того можно использовать ещё одну форму устного журнала - информационный журнал. Его задача - познакомить учащихся с событиями общественной жизни.

В информационном журнале могут быть такие странички:

«Новости искусства», «Внимание - интересная книга» и др.

Экскурсии. Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму работы мы выбираем тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие учащихся с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на учащихся, нежели ознакомление по книгам.

По нашему мнению в эстетическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети получают положительные эмоции, проявляют заинтересованность. Экскурсии расширяют кругозор учащихся, наглядно показывают эстетику в жизни, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.

В экскурсии мы выделяем три момента: подготовку к экскурсии; выход (выезд) на реальные объекты мира; обработка материалов, обсуждение ее хода и итогов.

Подготовительная работа включает: определение целей и задач; изучение объектов экскурсии, места ее проведения; вовлечение учащихся в процесс подготовки; подбор средств и материалов; определение ее содержания.

Способы привлечения учащихся к подготовительной работе можно использовать самые разнообразные. От активности учащихся в данный период зависит успех экскурсии.

Можно, к примеру, повести учащихся в краеведческий музей. но в познавательном и особенно в воспитательном плане результат будет гораздо выше, если экскурсия завершит, дополнит то, что детям удалось самим в процессе подготовительной работы.

Путешествия. Путешествие - это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Дети сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т.д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.

На наш взгляд, со школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия - это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» учащихся во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.

Игры-путешествия требуют от учащихся большей, по сравнению с экскурсией, самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех. Ребятам приходится самим выбирать маршрут путешествия, подбирать познавательный материал, определять форму его демонстрации, придумывать задания для других групп.

Готовясь к играм-путешествиям, дети больше работают с книгами: словарями, энциклопедиями и другой научно-познавательной и культурной литературой, ищут нужный материал, формулируют по нему вопросы, адаптируют его для слушателей. Таким образом, путешествия развивают воображение, творчество: мало найти нужную информацию, надо ещё и придумать, как представить ее другим (в виде сказки, сценки, беседы, интервью, сообщения, рисунка и др.).

Праздники. Праздник - особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги деятельности учащихся.

Если говорить о педагогической сущности, то праздник - это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие деятельности учащихся, единство различных направлений воспитательной работы. В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

В работе можно использовать праздники как средство сплочения учащихся, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания.

Педагогические функции праздников многообразны. Они помогают создать в коллективе благоприятный психологический климат; реализуют потребности учащихся в активности, в радостных переживаниях; дают возможность самореализоваться, проявить свои способности в разнообразной деятельности; учат детей культурному проведению досуга; приобщают к социальным ценностям.

На наш взгляд, эффективность праздников зависит от соблюдения следующих педагогических условий:

· дети должны активно участвовать во всех этапах организации праздника (от планирования до анализа результатов);

· необходимо привлечь родителей к планированию, выбору сюжета, составлению сценария, к внешнему оформлению;

· все дети должны иметь возможность проявить свои таланты, способности, увлечения;

· необходимо создать атмосферу эмоционального комфорта, внимания, защищенности каждого ребёнка;

· в разработке праздника не стоит использовать готовые сценарии, что бы взрослые и дети могли проявить собственные творческие способности;

· чтобы каждому нашлось место на празднике, необходимо предусмотреть разнообразие видов деятельности (игры, пение, танцы, драматизация, музыка, чтение стихов и т. д.);

Игры. Игры - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.

По нашему мнению, игры любимы детьми и необходимы им, потому что являются надёжным посредником между миром ребенка и внешним миром. Ребенок игрой как бы делает разведку в большую жизнь.

Хотя игра - деятельность непродуктивная и ее мотив заключен не в результате, а в содержании самого игрового действия, в конечном итоге она дает человеку очень много. В игре дети сами осознают, изучают внешний мир, проверяя, подвергая анализу накопленную информацию о жизни.

В учебно-воспитательном процессе широко используем игры, т.к. они помогают сделать учение более привлекательным, занимательным, интересным. Особенно широко игры используем в воспитательной работе, они пронизывают все виды воспитывающей деятельности, а также повседневную жизнь учащихся. Игры как нельзя лучше соответствуют их психологическим особенностям, огромной активности, неистощимой энергии, неумению долго концентрировать внимание и усилия на однообразной или сложной деятельности и др.

Эстетическое воспитание школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому используем игру, воспитывая у учащихся ценностные отношения к истории и культуре, народам всего мира, их традициям, обычаям, искусству и др.

В процессе гражданско-патриотического воспитания используем разнообразные игры: познавательные, подвижные, настольные, социально-педагогические и др.

Осуществление целей и задач эстетического воспитания требует использования и различных методов, которые выбираются исходя из содержания, конкретных условий организации и проведения занятий по эстетическому воспитанию.

Применение этих методов не должно быть шаблонным. Главное состоит в том, что каждый педагог должен проникнуться пониманием необходимости активных методов воспитания.

Методы убеждения основные методы формирования современного мировоззрения и восприятия действительности, общественной морали. Применяя, их педагог воздействует на сознание, чувств и волю учащихся и добивается превращения норм общественной морали в руководство к действию учащихся во всех условиях.

Разъяснение, как правило, применяется при ознакомлении с новыми авторами, произведениями и. т. д.

Метод поощрения применяется, когда необходимо поддержать и усилить положительные побуждения, активизировать их проявления в поведении ученика.

Формами поощрения могут быть похвала, благодарность, фотографирования отличившихся на доску Почета и др. Важно, чтобы поощрение оказывало стимулирующее воздействие: нельзя допускать образование у учащихся привычки ожидать награды за любое выполненное дело. Поощрение может относиться и к отдельному ученику и к коллективу. Обязательные требования при этом - своевременность и гласность поощрения. Захвалить опасно, но нельзя пропустить момент, когда поощрение для отдельного ученика или целого коллектива может стать началом нового поворота к лучшему, и закреплению достигнутого успеха.

Таким образом, для успешного воспитательного процесса эстетического воспитания необходимо использовать разнообразные формы и методы работы.

эстетический воспитание школьник литература

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников

1 Сущность эстетического воспитания

2 Задачи эстетического воспитания

3 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте

Глава 2. Практика фирмирования эстетического воспитания младших школьников в семье

1 Изучение эстетического воспитания младших школьников в семье

2 Диагностика эстетического воспитания младших школьников и их родителей

3 Проект программы эстетического воспитания младших школьников

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Прекрасное в жизни - и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. А у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Цель исследования - выявить условия успешного эстетического воспитания младших школьников

Задачи исследования:

определить сущность и содержание эстетического воспитания младших школьников;

изучить уровень сформированности эстетический представлений у родителей младших школьников;

разработать проект программы по экологическому воспитанию школьников младших классов.

В ходе исследования применялись следующие методы: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, обобщение практического опыта.

База исследования - МОУ СОШ №35 города Тамбова, 2 класс.

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников

1 Сущность эстетического воспитания

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое - учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) . Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

2 Задачи эстетического воспитания

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Итак, во-первых, это "создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям" .

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Наставник должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность", - отмечает Г.С. Лабковская.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими".

Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Б.Т. Лихачев отмечает, что " …такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения - любование".

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. "Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности", - отмечает тот же автор.

Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, "основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации". Сравним с определением Д.Б. Лихачева. "Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы". На мой взгляд, эти определения аналогичны. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты" .

Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

1.3 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте

Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть добрым тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Б.Т.Лихачев.

Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" .

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление". А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли".

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Глава 2. Практика фирмирования эстетического воспитания младших школьников в семье

1 Изучение эстетического воспитания младших школьников в семье

Сегодня разрабатываются новые программы учебных предметов эстетического цикла, увеличивается количество часов, отводимое на изучение предметов гуманитарного профиля, открываются школы искусств, школы и классы с эстетическим уклоном, организуются всевозможные кружки, студии, творческие коллективы и т. д. И все же ведущую роль в эстетическом воспитании младших школьников, на наш взгляд, играет семья. Под влиянием родителей у ребенка формируются эстетические вкусы и склонности, развивается интерес к тому или иному виду искусства. Эстетика быта, круг духовных ценностей, потребностей, вкусы родителей - вот среда, где формируется нравственно-эстетический идеал, где могут быть созданы все необходимые условия для раскрытия и развития творческих способностей детей.

Конечно, каждая семья имеет разные возможности. Но успех все же зависит не от количества книг или музыкальных инструментов, а от заинтересованности родителей в культурно-эстетическом развитии своих детей, от атмосферы, царящей в семье.

Эффективность эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками зависит во многом от единства действий педагогов и родителей. Это позволяет умножить усилия тех и других для создания условий, способствующих эстетическому развитию ребенка. Каждый из нас по-своему участвует в этом процессе, у каждого есть свои преимущества в способах эстетического воздействия на ребенка.

Большинство родителей имеет достаточный уровень общей культуры, чтобы помогать учителю в руководстве эстетическим развитием младших школьников. И все же далеко не всегда они уделяют этой работе должное внимание. Немногие из родителей проводят досуг вместе с детьми, устраивают семейные праздники, приобщают детей к искусству.

Причин равнодушного отношения родителей к эстетической стороне воспитания много, но одна из них - позиция самого педагога. О чем беседует учитель начальных классов с родителями? Чаще об успехах или трудностях в учении, о режиме дня школьника, о контроле за выполнением домашних заданий, о трудовых и общественных поручениях школьника.

Впервые посещая семью ученика, учитель начальных классов знакомится с ее традициями, бытом; наблюдает за отношениями между взрослыми членами семьи и детьми; выясняет интересы ребенка, его склонности, увлечения, наличие детского уголка, библиотечки, музыкальных инструментов. Во время беседы с родителями учителю важно почувствовать общий культурный уровень семьи, узнать о характере работы взрослых членов семьи, об их увлечениях, какую конкретную помощь они могли бы оказать классу, учителю, школе.

Чтобы сделать родителей союзниками, необходимо организовать их эстетическое просвещение. На родительских собраниях целесообразно систематически проводить с родителями беседы на эстетико-педагогические темы, например: "Формирование и развитие способностей младших школьников", "Руководство детским чтением", "В семье талантливый ребенок", "Воспитание бережного отношения к природе у детей", "Коллекция и дети", "Музыкальное воспитание в семье", "Эстетика поведения и быта школьников", "Организация семейных праздников", "Эстетика семейных отношений", "Роль кино и телевидения в воспитании младших школьников" и др. Одно из родительских собраний можно целиком посвятить проблемам эстетического воспитания детей в семье, на котором сами родители поделятся опытом работы по эстетическому воспитанию своего ребенка, а учитель расскажет об успехах по предметам эстетического цикла. Можно показать видеопленку с записью урока чтения, на котором дети рассказывают сочиненную ими сказку или инсценируют литературное произведение, показать фрагменты уроков музыки, ритмики. Закончить такое собрание лучше конкурсом " Наши таланты", к которому готовятся и взрослые, и дети. Организуется выставка детских поделок, рисунков, а также книг в помощь родителям об эстетическом воспитании детей в семье.

Желательно приглашать на родительские собрания преподавателей, ведущих уроки ритмики, изобразительного искусства, музыки, деятелей культуры и искусства (хорошо, если таковые будут среди родителей), школьного библиотекаря, руководителей школьных кружков, творческих объединений, чтобы они могли рассказать о различных формах приобщения детей к тому или иному виду искусства в домашних условиях.

Так, учитель изобразительного искусства даст советы о том, как организовать дома детскую изобразительную деятельность, не требующую обилия материалов. Младшие школьники любят рисовать, писать на классной доске, но в школе это им не всегда удается или приходится писать не то, что они сами желают. Поэтому дома на стену можно прикрепить 1-2 листа ватманской бумаги или старые обои, которые школьник оформляет по своему усмотрению, не боясь, что его накажут. На такой стене ребенок будет рисовать, приклеивать картинки, аппликации и писать мини сочинения. Желательно и дома, и в классе иметь разноцветные мелки и индивидуальные дощечки. Можно посоветовать родителям организовать домашнюю художественную галерею, персональные выставки детского творчества и творческих работ членов семьи. Учитель музыки расскажет на собрании, как в домашних условиях проводить "Музыкальную гостиную", в которой будут выступать с музыкальными номерами и дети, и их родители.

Важным стимулом в эстетическом творчестве младших школьников является активное участие родителей в праздниках, конкурсах, концертах. Одни родители выступают в качестве актеров, другие являются членами жюри, помогают в изготовлении костюмов, в оформлении класса. Очень важно со всеми родителями и детьми сообща обсудить эскизы оформления будущей классной комнаты. Они же украшают класс: приносят комнатные цветы, шьют красивые занавески, помогают в оформлении стендов. Для уроков рисования, труда изготовляют специальные папки, шьют фартучки, косынки для девочек, клеенки и салфетки на столы. Замечательной формой совместной работы класса и родителей является выставка "Мир наших увлечений", на которую дети, мамы и папы, бабушки и дедушки представляют свои коллекции марок, значков, монет, открыток, фотографий, продукцию самодеятельного художественного творчества: чеканку, вышивку, вязание, макраме, керамику и т.п. С помощью родителей собирается классная библиотечка по внеклассному чтению, видеотека, организуются выезды в лес, экскурсии в музеи, коллективные выходы в кино, театр и т.д.

Ценным в системе эстетического воспитания учащихся является организация классных кружков силами родителей, которые имеют способности к художественному творчеству. Наиболее популярен театр кукол, в представлениях которого применяется целый комплекс художественных средств: и художественное слово, и специфический наглядный образ, и музыка. Здесь всем найдется дело по душе - от актерской игры до технического исполнителя. Можно привлечь руководителей других кружков.

Таким образом, правильно сложившиеся отношения учителя с семьей дадут возможность полноценному раскрытию эстетических способностей младших школьников.

2.2 Диагностика эстетического воспитания младших школьников и их родителей

Для более комплексного исследования проблемы эстетического воспитания младших школьников, в работе были применены следующие методы исследования: анкетирование, теоретический анализ и обобщение. В педагогическом эксперименте принимали участие 20 родителей учеников и 20 учеников. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования. Родителям учащихся было необходимо ответить на восемь вопросов (Приложение 1). Предлагались варианты ответов, из которых родители должны были выбрать подходящий ответ или вписать нужный.

Проведенное мною в рамках курсовой работы исследование показало, что уровень эстетического воспитания родителей младших школьников, к сожалению, не имеет высоких показателей. Были опрошены родители учащихся 2 "Д" класса МОУ СОШ №35 города Тамбова. 60% родителей ежедневно читают вместе со своим ребенком, 39% делают это лишь иногда, а оставшийся 1% родителей делает это совсем редко. 45% опрошенных регулярно посещают со своими детьми выставки, детские театры и прочие эстетически развивающие места, 50% родителей делали это давно, и 5% никогда не водили своих детей в подобные места. Любят искусство 85% опрошенных родителей 10% - не любят, и оставшиеся 5% - не интересуются подобным. Опираясь на результаты теста можно сделать вывод, что 12% опрошенных родителей занимаются регулярным чтением для души, тем самым подавая прекрасный пример самовоспитания своим детям, 75% делают это редко, и у 13% просто нет времени на это занятие. (Приложение 2)

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что некоторые родители всерьез обеспокоены эстетическим развитием своим детей и всячески стараются развивать их, подавать пример. Тем не менее, есть и такие, к сожалению, их большинство, которые предоставляют возможность эстетического развития школе, педагогам, так как у самих не хватает на это времени или просто не интересуют подобные занятия. В свободное время опрошенные родители предпочитают посмотреть телевизор, сходить на прогулку, выйти в интеренет, провести время с семьей на природе.

Искусство как средство эстетического воспитания в начальной школе реализуется на уроках художественного цикла (музыке, изобразительном искусстве, литературе или чтении). В ходе анализа работы учителей была выявлена следующая особенность. На уроках изобразительного искусства предпочтение отдается, прежде всего, преподаванию изобразительной грамоты, то есть рисованию; на музыке - хоровому пению; на чтении - выразительному чтению, то есть совершенствованию практических навыков. Совсем не уделяется внимание познанию самих художественных произведений, а если это и происходит, то лишь на поверхностном уровне. В теоретической части я отмечала, как важно правильно подходить к восприятию художественного произведения. В результате длительного общения с произведениями искусства развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно- эмоциональным содержанием произведения искусства - эстетические чувства, потребности, отношения, вкус, но и формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал

Кроме того, отсутствие на уроке художественного цикла теоретического материала об искусстве, его видах, представителях, художественных произведениях является, на наш взгляд, главным его недостатком.

Таким образом, получив начальные посылки в ходе подготовительной работы, я начала вторую часть исследования.

Детям была предложена следующая система вопросов. (Приложение 3)

Результаты были следующие. В данном классе дети за пределами школы, то есть самостоятельно, довольно часто посещают культурные учреждения. Они с удовольствием ходят туда. На вопрос "Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?" "да" ответило 23 человека, "не очень" - 3 человека. 14 человек считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком, и, между тем, 24 человека хотели бы бывать там чаще.

Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос "Что ты знаешь об искусстве?" честно признались "не знаю" или "не помню" 13 человек, "много" ответили 5 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 8 человек попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: Искусство - это когда человек творит картины, рисует их", "В искусстве есть несколько жанров", "Искусство - это умение что-нибудь делать". Понимая свою ограниченность в знаниях этой области, лишь 4 человека из класса не хотели бы обогатить свои знания в области искусства. На вопрос "Хотел бы ты больше узнать об искусстве?" они ответили отрицательно. Однако, на вопрос "Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?" "да" ответило лишь 11 человек - меньше половины класса. Я могу объяснить это тем, что, несмотря на обилие разнообразной литературы для детей в наше время, книг по искусству адаптированных для младшего школьного возраста мало. В основном такие книги рассчитаны на более старшую аудиторию.

На вопрос о введении нового урока искусства мнения класса разделились. Положительно отреагировала лишь половина класса (14 человек), 2 человека написали "не очень" и "нет" - 10 человек.

В ходе беседы с учениками ответившими "нет" выяснилось, что в основном они считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным и поэтому они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 10 человек ответивших "нет" девять - мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как мне кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их отношение к учебе в целом.

Таким образом, проведя анкетирование, я выяснила, что интерес младших школьников к искусству довольно высок. Им нравится не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, книги на данную тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации для младшего школьника сегодня не доступны. В этом я так же убедилась, побывав в детских библиотеках города. Литература по искусству предназначена для более старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения - с другой. Один из выходов в данной ситуации я вижу в введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу.

3 Проект программы эстетического воспитания младших школьников

Пояснительная записка

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования определяет цель и основной результат образования - развитие личности обучаемого на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. При этом предполагается, что в соответствии со стандартом "осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, духовно - нравственное развитие воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, моральных ценностей". По сути речь идет о социализации учащихся, создании условий для формирования разностороннего социального опыта младших школьников. При разработке системы социализации следует учитывать возможности трех компонентов образовательного процесса: собственно процесса обучения, внеурочной и внешкольной деятельности - на основе связи образовательного учреждения с социальной средой. Преимущественное внимание к эстетическому воспитанию целесообразно по следующим причинам: во-первых, освоение каждой предметной области зависит от эмоционально-ценностного отношения к учебной информации, что требует опоры на образное восприятие; во-вторых, именно организация эстетически направленной творческой деятельности позволяет в комплексе реализовать возможности трех компонентов образовательного процесса; в-третьих, внеурочная деятельность представляет собой неисчерпаемый арсенал средств эстетического развития личности младшего школьника. Одной из центральных задач общеобразовательной школы на современном этапе является развитие у учащихся чувства прекрасного, формирования у них здорового художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира природы.

В ходе исследовательской деятельности и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы. Эта деятельность в полном смысле является совместным творчеством педагога и учащегося. В такой деятельности - продукт исследования обладает, как правило, не только новизной, но и общественно-значимой, практической ценностью.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся - это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. В ходе исследовательской деятельности также формируются навыки работы учащихся в группах, развитие чувств товарищества, сопереживания, ответственности за порученное дело.

Объект исследования - процесс формирования эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования - условия, способствующие формированию эстетического культуры младших школьников.

Основной результат эффективной реализации проекта:

Достижение высокого образовательного результата;

Раскрытие творческих способностей учащихся;

Формирование эстетического воспитания младших школьников.

Цели проекта:

Совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию эстетического воспитания в начальной школе;

Создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности;

Систематизация и обобщение работы по эстетическому воспитанию в начальной школе.

Задачи проекта:

Обобщить опыт исследовательской и проектной деятельности по формированию эстетического воспитания в начальной школе;

Создать условия для творческой самореализации детей, приобщить их к исследовательской деятельности;

Отобрать наиболее яркие и развивающие приёмы работы в ходе проекта

Спрогнозировать возможные варианты дальнейшей работы.

Методы исследования:

Анализ литературы по исследовательской и проектной деятельности младших школьников, изучение нормативных, методических документов, изучение и обобщение передового педагогического опыта опросы (анкетирование)

Педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации, сравнение, обобщение.

Значимость проекта.

В сфере модернизации начального образования ставится задача получить на выходе выпускника начальной школы со знаниями, умениями и навыками основ самостоятельной и творческой деятельности. Наиболее продуктивный вариант добиться такого результата - использование в обучении и воспитании младшего школьника исследовательских и проектных технологий.

В ходе данного проекта школьник должен "пропустить" через себя эстетические ценности, информацию об окружающем мире, которые станут мотивационной основой его поступков. При этом взаимодействие ребенка с эстетической средой удовлетворяет его познавательные потребности, способствует интеллектуальному развитию, реализуется внутренний потенциал.

Составляющие проекта

Воспитательная

Развивающая

Составные части проекта.

Использование творческих, исследовательских и проектных работ в учебных дисциплинах

Развитие творческого потенциала учащихся

Формирование навыков самостоятельной проектной деятельности школьников и умения работать в команде

Распространение и пропаганда опыта работы по эстетическому воспитанию младших школьников.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся:

Классные часы.

Экскурсии, прогулки.

Проведение опытов и наблюдений.

Внеклассные мероприятия.

Участники проекта:

Учащиеся младшего школьного возраста 2 классов

Учителя начальных классов

Родительская общественность

Сроки реализации проекта:

Ожидаемые результаты.

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников.

Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в библиотеке.

Приобретение коммуникативных навыков.

Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, мини - сочинений, отзывов, рисунков, фотографий, и др.

Развитие речи и обогащение словаря.

Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

Повышение профессиональной компетентности учителя.

Срок проведенияМероприятияСентябрь Проведение опытов и наблюдений Экскурсия в детскую библиотеку Учебный проект "Красота осени" Учебный проект "Как на свет появляются стихи" Поход в детский театрОктябрьЭкскурсии в картинную галерею Учебный проект "Я - художник" Конкурс рисунковНоябрьАкция "Мир мультфильмов" Учебный проект "Как делаются мультфильмы" Акция "Мой собственный мультфильм"ДекабрьАкция "Я - творец" Учебный проект "Очумелые ручки" Конкурс творческих поделокЯнварьУчебный проект "Красота зимы" Акция "Снежинка" Выставка "снежинок" Поход на выставку зимней живописиФевральАкция "Писатель" Учебный проект "Известные писатели Тамбовской области"Март Акция "Посиделки со взрослыми" Учебный проект "Общение детей и их родителей" Мероприятие "Семейные соревнования"АпрельАкция "Я - музыкант" Поход в детский театр Презентация талантов классаМайОзеленение класса, школы, дома Акция "Чистый двор" Поход в детский театр Экскурсии в природу

План проведения эстетической недели

Дни неделиМероприятиеУчастникиПонедельникПраздник "День художника"Классные руководители, дети, родителиВторникКонкурс рисунков и плакатовКлассные руководители, детиСредаЧтение любимых стихотворенийКлассные руководители, детиЧетвергПоделки "hand made"Классные руководители, дети, родителиПятницаФантазируем, творим, создаёмКлассные руководители, дети, родители

Заключение

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство

Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Действительно, средства искусства, используемые в учебно- воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.

Одним из важнейших источников в эмоциональном опыте школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая "шнурками на ботинках". Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании.

Список используемой литературы

1.Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 2008 - №6.

Аксарина Н.М. "Воспитание детей" М., изд-во "Медицина" 2002.

Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству// Дошкольное воспитание. - 2008 - № 3.

Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М.: А.П.О., 2005.

Борев Ю. "Эстетика" М., изд-во политической лит-ры 2007.

Запорожец И Д. "Воспитание эмоций и чувств у дошкольника" М., 2005.

Кульчинская Н.Л., Кульчинская А.А. Игры в музее// Человечек, 2003-№1.

Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе. Дис…канд. - М., 2007 .

Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2004.

Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя /Под ред. Аконьшина Е.А., Аронова В.Р., Овсянникова М.Ф. - М. : Просвещение, 2003.

Кременцова О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности // Советская педагогика, 2007. - №6

Ковалев С.М. " Воспитание и самовоспитание" М., Изд-во "Мысль" 2006.

Крутецкий В.А. " Психология " М., Изд-во "Просвещение" 2003.

Логинова В.И. "Дошкольная педагогика" М., "Просвещение" 2003.

Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном. - М., "Просвещение" 2005

Мацкевич М. Прогулки по Третьяковке// Дошкольное воспитание. - 2008 - № 3

Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. - 2008-№ 4

Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2001.

Обухова Л.Г. "Психология детства" М., 2002.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Педкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС. 2002.

Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

Советский энциклопедический словарь/ главный редактор А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 2006.

Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005.

Ушинский К.Д. "Избранные педагогические сочинения" М 2004



error: Контент защищен !!