Уголок психолога в детском саду материалы. Психологический уголок в детском саду материал (группа) на тему. Сценарий родительского собрания «Наши трудные дети»

Юлия Шутова
Создание уголка психологического комфорта в группах детского сада

Пункт 1.6 ФГОС ДО гласит, что первой, а значит, главной задачей введения стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия…

Если спросить как вы можете объяснить термин «здоровье» , то большинство из вас ответят, что объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер- Росс выдвинула такую идею : здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов : физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей ? Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка :

Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

Переход психологических переживаний в соматическое расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму , заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма)

Проявление психологических травм , полученных в детском возрасте , в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Учитывая это, педагогам в группе необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка : предметная -развивающая среда, взаимоотношения в группе , чувство спокойствия и защищенности, чувство единения с группой , переживание чувства «мы» .

Всего этого можно достичь, оборудовав в группе уголок психологического комфорта , который включает в себя 3 зоны, рассмотрим их немного подробнее.

1. Зона саморегуляции и релаксаии

- уголок для уединения : шатер из ткани или лент;

Коврик злости, если дети злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;

Цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;

Набор бумаги для разрывания;

Груша для битья, поролоновые подушки.

Стаканчики для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;

Дополнительно

Мягкие подушки или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

Телефон «Позвони маме» . Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

Ведерки для страхов. Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;

Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;

Массажные мячи-«ежики» . Игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;

2. В некоторых группах есть застенчивые дети, дети с заниженной самооценкой, им тоже необходима поддержка.

Для этого в группе или раздевалке можно организовать коробочку добрых дел, организовать фотовыставку, вручать медали за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

3. Зона коммуникативного развития. Решает проблемы общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др.

Здесь располагаются игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие :

- «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

Игра «Мое настроение» . Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;

Парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

Размещение уголка в группе соответствует центру социально-коммуникативной области,

Все средства должны быть индивидуализированы – соответствовать контингенту группы ; доступны - легко передвигаются детьми; вызывать активность и инициативу самих детей, интегрировать в другие образовательные области, а также отражать мастерство и творчество педагога.

Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня и обеспечения их психологического здоровья .

Публикации по теме:

Создание педагогических условий и психологического комфорта для математического развития детей дошкольного возраста Подготовила педагог - воспитатель: Борисова Анна Трофимовна Детский сад «Филиппок» Развитие детей зависит от создания воспитателем педагогических.

Фотоотчет о развлечении в группах старшего возраста «Праздник Нептуна» Хочу еще порадовать Вас дорогие коллеги одним фоторепортажем из.

Конспект НОД «Игры-потешки в разных возрастных группах детского сада» Конспект НОД «Игры-потешки в разных возрастных группах детского сада» Цель: знакомить детей с потешками как жанром устного народного творчества.

Цель: Закрепить знания по ПДД (пешеходный переход, светофор); развивать умение ориентироваться на местности;формировать основы безопасного.

Обеспечение психологического комфорта у детей с речевыми нарушениями при использовании игр и пособий для мальчиков и девочек Для создания в образовательных учреждениях условий, сохраняющих и укрепляющих здоровье воспитанников, необходима оптимизация учебной, психологической.














Включить эффекты

1 из 14

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Психологический уголок в группе детского сада" помогает снять психоэмоциональное напряжение, помочь успеваемости, снять агрессивное состояние, повысить настроение. В презентации приведены фотографии оснащения психологического уголка.

  1. Примеры устройства такого уголка
  2. Оснащение – специальные подушки, коврики и т.п.
  3. Приспособления для дыхательной гимнастики
  4. Формы психомышечной гимнастики
  5. Обучение детей безопасному проявлению гнева
  6. Психогимнастику для педагогов, которые часто не меньше детей нуждаются в психологической помощи и поддержке

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Гачевская Н.А.

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Подготовила педагог-психолог ГБДОУ № 130 Невского района Санкт-Петербурга, Гачевская Н.А.

Слайд 2

Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.

Слайд 3

Ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов:

Утреннее расставание с родителями;
- большое количество детей в группе;
- жёстко регламентированный и насыщенный распорядок дня (много занятий и мероприятий, мало свободного времени для спонтанного взаимодействия со сверстниками);
- необходимость постоянно подчиняться требованиям и указаниям воспитателя;
- низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков (в силу возраста и малого жизненного опыта).

Слайд 4

Задачи психологического уголка в группе:

  • снять психоэмоциональное напряжение, усталость;
  • помочь успокоиться;
  • снять агрессивное состояние;
  • повысить настроение.
  • Слайд 5

    Оснащение психологического уголка

    • Место для уединения
  • Слайд 6

    Подушки:

    • «Подружки» для примирения
    • «Колотушки»

    Когда ребенок дерется, нужно объяснить ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно.

    Слайд 7

    Массажные мячики, разноцветные клубочки, пластилин помогают снять мышечное напряжение и успокоиться. С их помощью дети овладевают приёмами саморегуляции.

    Слайд 8

    • Мешочки с крупой для метания, мишени тоже являются способом безопасного проявления агрессии.
    • Коврик для злости. Дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет.
    • Ведёрко для страхов. Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко.
    • Банки, стаканы для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.
  • Слайд 9

    Пиктограммы с разными настроениями

    Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.

    Слайд 10

    В психологическом уголке можно разместить различные весёлые приспособления для дыхательной гимнастики.

    Слайд 11

    Психомышечная гимнастика

    • Упражнение «Буратино»
    • Упражнение «Бабочка»
    • Упражнение «Бяка-Бука»
  • Слайд 12

    Обучаем детей безопасно проявлять гнев, снимать психоэмоциональное напряжение.

    • Подушка-колотушка
    • Банка для криков
    • Бросаем остатки злости в мишень
  • Слайд 13

    Психогимнастика для педагогов

    • Я очень собой горжусь, я на многое гожусь.
    • Я бодра и энергична, и дела идут отлично.
    • Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче.
    • Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего.
    • Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача.
    • Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу.
    • Вселенная мне улыбается, И все у меня получается.
    • На пути у меня нет преграды, все получится - как надо!
    • Я на свете всех умней.Не боюсь я никого.
    • Чудо, как я хороша. Проживу теперь сто лет!
  • Слайд 14

    Спасибо за внимание!

    Пусть в вашей жизни будет больше позитива!!!

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Бондарь Наталья Сергеевна

    Цель:

    пло хому поведению детей.

    Предварительная подготовка

    Ход собрания

    Марк Аврелий

    (Слайд 1)

    Вопросы для дискуссии:

    Кто он – трудный ребёнок? (Слайд 3)

    Работа родителей в группах.

    «Узелки на память».

    Ребенок может мстить:

    Меры воздействия (Слайд 9)

    Закон 2.

    Обсуждают их совместно.

    Подведение итогов.

    Бондарь Наталья Сергеевна

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

    « Средняя общеобразовательная школа № 159 с углубленным изучением математики, физики»

    Учитель начальных классов первой квалификационной категории

    Сценарий родительского собрания «Наши трудные дети»

    Цель:

    Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.

    Познакомить родителей с причинами, которые приводят к пло хому поведению детей.

    Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общенрии с трудными детьми.

    Предварительная подготовка

    Учащимся класса предлагается заполнить анкету. (приложение1)

    Ход собрания

    Измени - свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.

    Марк Аврелий

    Вступительное слово классного руководителя. (Слайд 1)

    Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении учащихся.

    Вопросы для дискуссии:

    Какого ребёнка можно отнести к трудным детям?

    Причины трудности ребёнка – это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или?

    Как себя вести с трудным ребёнком – бороться с трудностями или ждать, что ребёнок перерастёт?

    О проблемах в общении говорить с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося мусор из избы?(Слайд 2)

    Трудный ребенок... Что за этими словами, какой он?

    Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного

    Кто он – трудный ребёнок? (Слайд 3)

    не может найти взаимопонимания с родителями, учителями, агрессивно реагирует на замечания в свой адрес

    родители мало обращают внимания на ребёнка;

    трудный ребёнок не поддаётся воспитанию, грубит, огрызается;

    ребёнок, который требует к себе особого внимания поступками, которые общество осуждает, не приемлет.

    ребёнок, у которого нет доверия к взрослым;

    Классный руководитель. Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?

    Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.

    Классный руководитель знакомит родителей с анкетой, которую заполняли учащиеся класса.(Слайд 4, 5, 6)

    Работа родителей в группах.

    Классный руководитель просит родителей объединиться в группы и составить список причин трудного поведения детей. Родители работают в группах в течение пяти минут, а затем происходит обсуждение получившихся результатов.

    «Узелки на память».

    Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.

    Причина первая - борьба за внимание. Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.(Слайд 7)

    Причина вторая - борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение - это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

    Причина третья - неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.

    Причина четвёртая - желание мщения. (Слайд 8)

    Ребенок может мстить:

    1. за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

    2. унижение друг друга членами семьи;

    разводы и появление в доме нового члена семьи;

    несправедливость и невыполненные обещания;

    чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

    Меры воздействия (Слайд 9)

    Хочется посоветовать как можно больше времени проводить своими детьми, принимать участие в их играх, занятиях, как можно больше общаться.

    Нужно быть ребёнку другом, союзником, а не тираном, не властвовать им, не угнетать личность своим мнением, помочь найти свой путь, интерес к жизни, не дать замкнуться.

    Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

    Закон 1. Нужно учить ребенка соблюдать определенные правила поведения терпеливо и постепенно.

    Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

    Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

    Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном. (Приложение 2.)

    Родители анализируют полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно.

    Подведение итогов.

    Обсуждение с родителями притчи о перевернутом камне.

    Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

    Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина - на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведем с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт

    Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».(Слайд 10)

    Скачать конспект

    На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей, к сожалению, не достигают положительного результата. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Оснащение психологического уголка в детском саду

    Зона для психологической разгрузки

    Уголок для уединения

    Стул размышлений «Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем,а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей. «Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

    «Воспоминание о лете» « Воспоминание о лете» помогают обрести покой, расслабиться, снять мышечное напряжение.

    «Водяные часы» Дети наблюдают за медленно падающими цветными каплями. В пластиковые бутылочки наливается гель для душа, добавляется бисер. Дети любят наблюдать, как при переворачивании по гелю медленно бежит вверх пузырь воздуха, а вниз медленно-медленно падают бисеринки.

    «Мамины ладошки» Тепло и заботу маминых рук ощущают малыши, надев свою варежку «Мамины ладошки».

    Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

    Боксёрская груша- снятие агрессии Снятие агрессии

    Стаканчики для крика, стаканчики настроения "Стаканчик настроения" - когда сердишься, в него можно сказать сердитые слова и закрыть крышкой, чтобы не улетели. «Стаканчики для крика» Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.

    Мишени Мишени являются одним из приемов выражения агрессии

    « Подушка злости»

    Агрессивный колючий коврик «Агрессивный коврик » даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся. Н ужно потопать по коврику и злость пройдет.

    Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

    Цветные клубочки Цель корзинки с клубочками разноцветных ниток - успокоить расшалившихся детей, так же, разматывая клубочки, дети овладевают приемам саморегуляции, развивается мелкая моторика.

    «Коробочки добрых дел» «Коробочки добрых дел» - у каждого ребёнка своя коробочка, в которую он «складывает» добрые дела и поступки. Каждый поступок воспитатель отмечает фишкой. В конце недели фишки подсчитываются и тому, в чьей коробочке больше фишек, вручается флажок, который принадлежит ему до следующего подсчёта результатов.

    Волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т. д.)

    «Мешочки настроений»- хорошее и плохое настроение « М ешочки настроений» Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

    Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

    « Азбука настроений» И гра «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку. На стене 2 кота - "индикаторы настроения". Ребенок может подойти и "угостить рыбкой" грустного или веселого кота - в соответствии со своим настроением. Рыбки с закрепленными плоскими магнитиками крепятся на магнитные "мисочки"

    « Подушка примирения»

    « Коробочка примирения»

    « Остров примирения»

    « Доска настроений»

    Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей

    Стенд «Герой дня»

    « Сонные игрушки»

    «Подушка сплюшка » снятие тревожности

    Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

    « Твистер »

    «Гусеница»

    Предварительный просмотр:

    В наше время дети в недостаточной степени обладают оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Большой процент воспитанников детского сада - это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие другого человека, его чувств, настроения и эмоций. Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать его у детей.

    На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей, к сожалению, не достигают положительного результата. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

    Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. Благодаря психологическому уголку у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться. При подборе материала для психологических уголков нужно учесть потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Поэтому перед нами возникает задача - обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия.

    Предварительный просмотр:

    Положение о смотре- конкурсе « Лучший психологический уголок»

    1. Цели и задачи смотра-конкурса
    • Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребёнка;
    • Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников
    • Привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи группам в проведении смотра-конкурса
    1. Участники смотра-конкурса
    1. В смотре-конкурсе могут принять участие воспитатели всех возрастных групп.
    2. Обязательным условием смотра0конкурса является участие воспитанников ДОУ
    1. Мероприятия по подготовке смотра-конкурса
    1. Старшему воспитателю подготовить рекомендации и образцы для создания психологических уголков.
    2. Провести индивидуальные консультации с педагогами.
    3. Проработать основные вопросы к подготовке семинара-практикума « Сохранение психологического здоровья воспитанников»
    1. Критерии и порядок работы жюри конкурса
    1. Работу участников конкурса оценивает жюри, в состав которого входят:

    председатель- заведующий детского сада

    старший воспитатель

    педагог-психолог

    председатель профсоюзного комитета детского сада

    1. Каждый член жюри просматривает психологический уголок в каждой группе и проводит беседу с детьми.
    2. Оценка психологических уголков осуществляется по следующим критериям:
    • Наличие в группе зоны для психологической разгрузки
    • Материала для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
    • Эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей бесконфликтному общению
    • Материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей
    • Материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям
    • Эстетичность оформления психологического уголка
    • Презентация психологического уголка воспитателем группы
    • Рассказ детей о психологическом уголке
    • Работа с родителями.
    1. Порядок проведения смотра- конкурса
    1. Смотр-конкурс проводится в период с ____по____
    2. Организаторы смотра-конкурса имеют право при необходимости вносить изменения и корректировки в порядок его проведения
    1. Награждение и поощрение победителей смотра-конкурса

    6. 1 Победители смотра-конкурса отмечаются грамотами и благодарственными письмами от администрации детского сада.

    Оснащение психологического уголка

    Назначение

    Материалы

    Зона для психологической разгрузки

    Уголок для уединения (шатёр, палатка и т.д.), мягкая мебель,»Стул размышлений», «Воспоминание о лете»- ракушки, цветочки и т. д., фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, « Мамины ладошки»- - варежки сшитые мамиными руками, мягкие игрушки

    Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

    Боксёрская груша, поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, «Подушка злости», «Копилка плохого настроения», « Агрессивный коврик»- колючий., ракушки.

    Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

    Аудио-видео записи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т.д.) , игры с песком, водой, крупами, пуговицами, «Мешочки настроений»- мешочек хорошего настроения, мешочек плохого настроения , «Коробочки добрых дел».

    Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

    « Азбука настроений», « Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: « Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т.д., шкатулка с маленькими человечками, « Подушка примирения», «Коробочка примирения», « Остров примирения», «Коврик примирения», « Доска настроений».

    Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей

    Подиум, стенд-«Герой дня», медали, « Сонные игрушки», « Подушка- сплюшка», «Почётный стул»,

    Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

    « Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».


    УГОЛОК ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

    МОИСЕЕВА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА

    Образование - высшее, стаж - 4 года

    Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,

    направление/специальность "педагогика", специализация "психологическое образование"

    "Плох тот воспитатель детей,

    который не помнит своего детства."

    Эбнер -Эшенбах М .

    Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?

    Многие, недоумевают, ошибочно полагая, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств. А вместе с тем, работы у него и в дошкольном учреждении предостаточно.

    Педагог-психолог в детском саду помогает малышам быстрее адаптироваться в коллективе, выявить какие-либо особенности развития, помогает устранить проблемы психологического характера.

    Так же педагог-психолог в дошкольном учреждении проводит индивидуальные и плановые консультации с родителями воспитанников. Родители ребенка получают возможность объективно оценить развитие и поведение своего малыша, понять, что является нормой для этого возраста, а что может говорить об отклонении, получить советы психолога относительно грамотного воспитания и того, как с минимальными затратами сил и нервов пережить очередной возрастной кризис ребенка.

    Педагог - психолог проводит психолого - педагогическое обследование каждого ребёнка (в начале года и в конце года, а также в ходе обучения) по согласию родителей, участвует в составлении индивидуальных коррекционных программ развития ребёнка.

    Основные функции педагога-психолога в детском саду: создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

    Работа педагога-психолога детского сада ведется по нескольким направлениям:

    Психодиагностика

    Коррекционно -развивающая работа

    Методическая работа

    Основным методом работы педагога-психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка.

    При необходимости, педагог-психолог проводит индивидуальные или под групповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, психогимнастические этюды, кинезиологические упражнения, элементы арт-терапии (творческая деятельность), пескотерапии. Так же в работе с детьми, используется сенсорное оборудование.

    Центр недирективной терапии (релаксации)

    Центр расположен у окна, релаксационное воздействие оказывает картина «Водопад» со звуковым эффектом и мерцанием «падающей воды».

    Лампа - фонтан создает атмосферу загадочного, меняющего светового эффекта. Другим средством повышения эффективности работы релаксационного сектора является использование музыкальных средств реабилитации. Звуковая среда - спокойная музыка действует на человека успокаивающее расслабляющее. Звуковые эффекты привлекают, поддерживают внимание. Имеется аудиотека с записью голосов птиц и явлений природы, а также классической музыки.


    Спокойные тона стен, ненавязчивое искусственное освещение, мягкая мебель, множество подушечек, мягкое панно (для лежания) с приятным рисунком «Ромашковая поляна» способствует улучшению расслаблению. Мягкий точечный массаж создает искусственный дождь . Мягкая среда обеспечивает уют, комфорт, безопасность.


    Сухой шариковый бассейн с мягкими стенками, наполнен пластмассовыми шариками. Использоваться как для релаксации, так и для активных игр.

    Лёжа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса туловища и конечностей данного ребенка и расслабиться.

    При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создает мягкий массажный эффект,

    обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне всё время имеет безопасную опору.

    В бассейне можно двигаться, менять положение - это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат.

    Передвижение в подвижных шариках создаёт прекрасные условия для развития координации движений.

    Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены; ребёнок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.

    Учебный центр

    Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований. Все необходимые материалы для работы систематизированы и размещены в шкафу и на полках.

    Этот центр оснащен детскими стульями и столами для занятий с детьми и магнитной доской.

    Центр развития эмоциональной сферы

    Оснащен:

    • зеркалом;
    • картиной базовых эмоций;
    • панно «Калейдоскоп положительных эмоций».

    Сенсомоторный центр

    Стимулирует активность детей. В нем расположены игры: на развитие психических процессов, развитие мелкой моторики и сенсорики,

    настольные и развивающие игры, игры - шнуровки.

    Игровой центр

    Оснащен ковром, стеллажи с игрушками: пирамидки, матрешки, игры дидактические, конструкторы, кубики, пазлы.

    Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.

    Исходя из вышесказанного, особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми.

    Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью вноябре в нашем детском саду проходил конкурс "Уголков психологической разгрузки".

    Цели и задачи конкурса:

    • создание условий в группах дошкольного учреждения для сохранения психологического здоровья каждого ребенка;
    • активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголка психологической разгрузки для полноценного психофизического развития дошкольников;
    • привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи группам в проведении конкурса.

    Уголок психологической разгрузки применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

    Умение полноценно и правильно расслабиться - важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

    • для психологической разгрузки воспитанников;
    • обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
    • обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
    • обучение детей бесконфликтному общению;
    • повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
    • обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным

    Так, например, педагоги 2 младшей группы № 7 Стяжкина Л.В., Шашова Т.В. и старшей группы № 9 Цыганова Н.В. и Дмитриенко С.Е. в первую очередь организовали для детей "Полянку настроения”, которая каждое утро встречает их в приёмной. У каждого ребенка фото на петельке, приходя в группу, дети вешают свою фотографию к соответствующему их настроению. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. “Полянка настроения” привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности .

    Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций, маски эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ. Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры “Азбука настроений”, “Что такое хорошо, и что такое плохо” и др.

    Наличие в группах мягкой мебели даёт возможность расслабиться, рассмотреть фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями, что способствует снятию напряжения, поднятию настроения .

    Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

    Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме, используются мягкие подушки, куклы Би-ба-бо.

    В уголке размещены корзинка с клубочками разноцветных ниток (подготовительная группа № 5, воспитатели Наймушина Н.В., Коростелева И.В.). Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков - воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку (например, “Колобок”, “Теремок”). Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.

    Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры - кубик "Мирилка”.Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки, произнося разные стихи - мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. (подготовительная группа № 6, воспитатели Шавочкина В.А., Фархуллина И.В. 2 младшая группа № 7, воспитатели Стяжкина Л.В., Шашова Т.В.)

    В дополнение в группах имеются спортивные уголоки, где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия .

    Широко применяются упражнения на дыхание. Ровное, спокойное дыхание - ум находится в покое, частое - ум встревожен. Упражнения на дыхание направлены на успокоение ума, развивают гибкость и плавность движений, поэтому выполняя их можно снять очаги напряжения в теле, расслабиться. Выполнение упражнений любого комплекса развивает способность к концентрации.

    Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.

    Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.

    А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и “Шкатулка добрых посланий”, в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

    Таким образом, созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.

    Итак, администрация ДОУ поздравляет победителей конкурса.

    Грамотой за 1 место награждены воспитатели 2 младшей группы № 7, воспитатели Стяжкина Л.В., Шашова Т.В.

    Благодарность за подготовку разнообразных психологических игр, пособий объявлена

    старшая группа № 9 - воспитатели Цыганова Н.В., Дмитриенко С.Е.

    группа р\в № 2 - воспитатели Молчанова В.В., Талипова Е.А.

    подготовительная группа № 5 - воспитатели Наймушина Н.В., Коростелева И.В.

    подготовительная группеа№ 6 - воспитатели Шавочкина В.А., Фархуллина И.В.

    группа раннего возраста № 3 - воспитатели Береснева Н.П., Власова Н.А.

    группа раннего возраста № 4 - воспитатели Осколкова Т.С., Конева Т.Н.

    За эстетичность оформления психологического уголка

    Средней группе № 10 - воспитатели Хабриева Г.А., Реутова М.Н.

    За творческий подход и своевременность подготовки материала

    старшей группе № 12, воспитатели Молчанова Е.М., Чернецова Н.В.

    Объявлена благодарность педагогу - психологу Мужиковой С.А., старшему воспитателю Новоселовой И.В., Черепановой И.В., Солохиной Л.В. за организацию и жюри конкурса.



  • error: Контент защищен !!