Давать ребенку три месяца. Все самое важное о развитии трехмесячного ребенка

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, - приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить» , и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову , сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

В 3-4 месяца жизни новорожденного знаменуется интенсивным увеличением показателей роста и веса. Ребенок ест и спит большую часть суток, тем временем организм приспосабливается к новой для него среде. Некоторым родителям кажется, что в этот период их чадо не нуждается в общении и развитии. Это не так, однако заметна потребность малютки в психологической, социальной и физической активности становится лишь к концу 3 месяца жизни малыша.

В этот период кроха начинает проявлять активный интерес к своему окружению, ярким или движущимся предметам, речи людей, звонким звукам. Он заметно реагирует на обращение к нему взрослых и их интерес, осознанно улыбается, узнает значимых взрослых, особенно единственную мамочку.

В 3 месяца малыш уже становится забавным и игривым, способен узнавать близких ему людей, постоянно требует внимания. Также он готов к восприятию новых объектов с подачи мамы и папы

Значит ли это, что ребенок в 3 месяца сам способен совершенствоваться без грамотной помощи взрослых (см. также: )? Находясь в социальной среде, до определенного уровня ребенок способен развиться самостоятельно. В этот период он учится по принципу «делаю, как ты». Он усваивает стереотипы поведения взрослых их способы эмоционального реагирования, но если не уделять время игровой деятельности, в будущем это будет иметь негативные последствия. Поэтому многие заботливые родители задаются вопросом, как не упустить момент для развития той или иной сферы и соотнести свои ожидания с возможностями малыша.

Развитие двигательной сферы

Развитие координаторных навыков в 3 месяца только начинается:

  • Ребенок научается управлять собственным телом. Двигается малютка уже несколько свободнее и плавнее. Он потягивается, вытягивает ручки и ножки, тянется к игрушкам и хватает их, разжимает кисти.
  • Яркие предметы и игрушки, которые можно погрызть и которыми можно позвенеть, начинают его интересовать.
  • Он может лежать на животике достаточно продолжительное время, поднимать голову и верхнюю часть тела, опираясь на предплечья.

С трех месяцев кроха готовится к ползанию и сидению, делает попытки перевернуться, некоторые малыши уже могут это делать. В этот период ваше чадо интересуется своими ручками и ножками. Может играть с ножками. Предметы, до которых может дотянуться, подвергаются ощупыванию и осмотру.

Если у родителей есть финансовая возможность, они приобретают своим 3-х месячным крохам дорогостоящие сложные игрушки, но в этом нет особой необходимости. Ребенку нужны простые и яркие вещи, с помощью которых мама сможет с ним успешно заниматься.


Игрушки для малыша в 3 месяца должны быть яркими и привлекающими внимание, а также полностью безопасными. Он с удовольствием будет ощупывать их, пробовать на зубок, дергать ручкой и тянуться к ним

Подвижные игры для развития тела младенца

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):

  • Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
  • Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
  • Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.

Чему учить малыша в 3 месяца?

  1. Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
  2. Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: ).
  3. Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
  4. В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: ). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:

Развитие сенсорной сферы

Любые сенсоры способны развиваться, только если они задействованы. Привыкнув к окружающей обстановке, которая уже больше вызывает интерес, нежели пугает, крошка, как и любой человек, перестает воспринимать привычные звуки, как нечто достойное внимания. Они превращаются для него в привычный шум.

Поэтому, чтобы сенсоры и обрабатывающие их информацию мозговые центры работали, нужно время от времени менять звуковые раздражители, то есть менять погремушки, давать игрушки с разными мелодиями. Это поможет не только развлечь и рассмешить ребенка, но и упражняться с малышом, развивая его слух.

Трехмесячный кроха прекрасно вычленяет из общего звукового ряда голос мамы и актуальных взрослых, при обращении к нему он оживляется, двигается более активно. Основой для развития сенсорной сферы младенца являются:

  • разговор с малышом (описание процесса одевания или внешней обстановки);
  • пение детских песенок;
  • похлопывание по поверхности в такт музыке;
  • прослушивание детских песен;
  • использование в занятиях шумящих, свистящих, пищащих предметов.

Разговор мамы с малышом или пение колыбельных для него - значительная составляющая близких взаимоотношений. Даже если кажется, что ребенок пока не способен уловить смысл, стоит знать: он ориентируется на интонацию, на те чувства и энергию, которые вкладываются в слова

Игры для развития сенсорики

В домашних условиях любую деятельность для малыша можно превратить в игровую и развивающую. Для детей этого возраста очень важно обучаться воспринимать окружающий мир:

  • осязать;
  • обонять;
  • видеть;
  • слышать.

В этом возрасте основным способом познания окружающего мира являетсяанализ тактильных ощущений. Именно поэтому очень важно предлагать не только яркие игрушки, но и разные по форме и по материалу:

  • дерево;
  • пластик;
  • ткань самая разнообразная, от меха до бязи;
  • живые листики, настоящие овощи и т.п.

Занимаясь с малюткой, свои действия нужно обязательно комментировать. Например, можно говорить так: «Это кубик, он твердый, желтого цвета, пластиковый», также полезно показывать части тела и лица у себя и у него, называя их и т.д.

Хороши для маленьких детей и занятых мамочек детские мобили на кроватку. Особенно интересны музыкальные варианты. Движение фигурок привлекает внимание малыша и может его занять в период бодрствования, пока мама делает важные дела, а негромкие мелодии способны даже убаюкать кроху.


Каждая игра, в которой ребенок касается, трогает и ощупывает что-либо, отлично подходит для развития его мозговой деятельности и мелкой моторики

Хорошо забытое старое

  • Хороши в этом возрастном периоде игры, имеющие глубокие исторические корни, например, «сорока-белобока» - это и «обучалка» для крохи, и массаж, и способ стимулировать некоторые зоны мозга.
  • «Ладушки» тренируют внимание, координаторные функции и память.
  • «Ку-ку» часто безумно нравится деткам, игра способна не только развлекать вашего ребенка, но и тренирует когнитивные функции мозга. В мире современных технологий эти простые, но полезные игры незаслуженно позабыты.

Одним из самых увлекательных занятий для маленького человека в три месяца является изучение его конечностей. Он способен довольно длительный период посвятить разглядыванию своих рук или игре с ногами. Для того чтобы превратить игровую деятельность в обучающую, маме понадобиться немного фантазии. Цветные носочки с разными зверушками или мордочками станут отличными помощниками. Их можно надеть как на стопы, так и на ручки.

Некоторые детки увлеченно рассматривают цветастые ткани, некоторые активно щупают их, а другие просто снимают, тренируя координацию, развивая точность движений. Однако проводя с трехмесячным малышом полезные и интересные занятия, важно не перестараться. Если ребенок устал, хочет спать или просто не настроен на занятия, перенесите их на другое время.

В первый год ребенок развивается очень быстрыми темпами. Новые умения появляются буквально ежедневно, и очень часто малыши «выдают» целый комплекс новаций разом, совершая настоящий скачок. Особенно показательным в этом плане является третий месяц жизни малыша.

Развитие ребенка в 3 месяца – результат всего того, чему малыш научился за прошедшее время. После того, как закончилась адаптация к новым условиям и способу существования, ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Его физическое, психическое, эмоциональное и социальное развитие входит в активную фазу.

Можно выделить основные «достижения», которые демонстрирует ребенок в 3 месяца:

  1. Благодаря интенсивному развитию подкожно-жировой ткани 3-месячный ребенок «округляется»: его тельце становится пухленьким, появляются щечки и складки-перевязочки на конечностях.
  2. В физическом плане малыш приобретает новые умения. К 3 месяцам дети осваивают переворот со спинки на животик, а лежа на животе, могут в течение нескольких минут приподниматься, опираясь на предплечья.
  3. Начинает вырисовываться подобие режима дня: спать и бодрствовать ребенок начинает примерно в одни и те же часы, поэтому маме становится проще планировать свой день. .
  4. Начинается период, когда малыш все пробует «на зуб».

Ну а теперь более подробно поговорим о развитии ребенка во всех сферах.

Рост и вес

Физическое развитие ребенка всегда очень волнует и родителей, и педиатров. Ежемесячные визиты в поликлинику сопровождаются не только общим осмотром, но и измерением веса и роста. Вообще, показатель нормы роста и веса является очень условным. Для ребенка в 3 месяца можно примерно ориентироваться на следующие цифры:

  • Вес 3-6 кг.
  • Рост 54-64 см.

На рост и вес влияют разные факторы: вес и рост при рождении, тип питания, генетика. Таблицы, которыми пользуется большинство педиатров, разрабатывались советскими специалистами и составлены на основе данных о детях, получающих искусственную смесь.

таблица прибавки роста и веса (клик для увеличения)

В настоящее время многие мамы настроены исключительно на грудное вскармливание, поэтому параметры малыша могут отличаться от табличных цифр. Для педиатра это может быть поводом говорить о недоборе или избытке массы тела, но если вы кормите грудью, запомните, что на ГВ прибавки могут быть от 0,5 до 2 кг. Перекормить ребенка грудным молоком просто невозможно, недокормить можно только в том случае, если нарушена техника вскармливания (). Например, если мама не позволяет малышу находиться у груди столько, сколько он требует, или часто меняет грудь.

Мамам грудничков стоит спокойнее относиться к несовпадениям роста и веса ребенка с некими цифрами. Если ребенок активен, кушает, спит, изучает окружающий мир, если он писает не менее 12 раз в день и какает 6-8 раз, у него растут волосики и ногти – значит, он в полном порядке.

Рефлексы в три месяца

Поведение младенца и совершаемые им действия регулируются с помощью рефлексов и инстинктов. Большинство рефлексов новорождённых уже угасают к 3 месяцам. Так, например, в этом возрасте наличие следующих рефлексов может указывать на неврологическую патологию:

  • поисковый рефлекс (в ответ на поглаживании уголка губ ребенок поворачивает головку в сторону раздражителя и открывает рот);
  • хоботковый рефлекс (прикосновение к верхней губе приводит к тому, что ребенок вытягивает губки в виде хоботка);
  • рефлекс Бабкина (при надавливании пальцем на ладошку малышу, он открывает рот и совершает головкой движение вперед).

Некоторые рефлексы ещё могут сохраняться. Например, рефлекс Моро, выражающийся в том, что ребенок вскидывает ручки и растопыривает пальчики, когда его укладывают на спину или приподнимают его ножки над поверхностью. Этот древний рефлекс эволюционно выработан для защиты ребенка от падения.

А вот сосательный рефлекс и рефлекс ползанья в 3 месяца ещё очень ярко выражены, поскольку они непосредственно участвуют в выживании и гармоничном развитии ребенка.

Новые умения

Два основных умения, которые формируются к 3 месяцам:

  • умение переворачиваться со спинки на животик;
  • умение приподнимать голову и плечи с опорой на предплечья.

В этом вопросе тоже нет строгих норм. Кто-то из малышей совершает все эти действия уже в три месяца, кто-то начинает делать первые попытки только ближе к 4-5 месяцем. У каждого маленького человечка своя скорость развития, поэтому если малыш здоров и не имеет никаких неврологических проблем, он обязательно научиться переворачиваться и приподниматься ().

Кстати, процесс овладения новыми навыками можно немного ускорить. В этом родителям помогут следующие советы:

  1. К стандартной ежедневной гимнастике добавьте упражнение, стимулирующее перевороты. Малыш лежит на спинке, его правую ножку нужно приподнять, придерживая за голень, и повести налево, как бы перекидывая ее через тельце. Этот в момент в переворотах является для ребенка самым сложным, потому что именно он придает всему телу импульс для совершения движения. Позже детки научаются сами отталкиваться от горизонтальной поверхности.
  2. Добросовестно выполняйте весь комплекс упражнений, который рекомендуют педиатры. В основе всех новых физических навыков лежит общее хорошее развитие тела и мышц малыша.
  3. Поспособствовать развитию второго умения можно очень простым способом: регулярно укладывайте ребенка на живот. А чтобы лежать в такой позе было интересно, разложите перед ним яркие игрушки. Отличным вариантом для этого возраста является развивающий коврик. На нем малышу не будет скучно ни на спине, ни на животике. Многие коврики имеют небольшое круглое зеркальце в комплекте. Рассматривать там свое отражение, лежа на животе – увлекательное занятие.

Старайтесь часто хвалить малыша за все его достижения, хотя с этим, обычно не бывает проблем: мамы и папы искренне радуются, когда видят, что умеет любимое чадо.

Ещё один совет касается безопасности: после того, как малыш научился переворачиваться, не оставляйте его одного на высоких поверхностях (на диване или пеленальном столике). На таких поверхностях ребенку можно находиться только со взрослым, иначе он может упасть и даже получить травмы. Если вам нужно выйти из комнаты – переложите кроху в кроватку или шезлонг.

Читаем:

Развитие психики и эмоциональной сферы (психическое развитие в три месяца)

Психическое и эмоциональное развитие к 3 месяцам тоже набирает обороты. В первую очередь очень активно развиваются органы чувств и базовые психические функции.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Зрение

Значительно изменилось зрение. Теперь ребенок умеет следить взором за движущейся игрушкой, способен всматриваться в объект. Это значит, что у малыша развивается предметное восприятие: он начинает воспринимать предмет как комплекс свойств, и чем большим количеством органов чувств он может воспринять предмет, тем большую информацию о предмете наблюдения он получит. Именно поэтому малыши так любят не только рассматривать, но и пытаться укусить или облизать все, что попадает в ручку.

Слух

Слух ребенка тоже развивается и совершенствуется. В возрасте 3 месяцев малыш уже прекрасно вычленяет разные звуки из общего фона, безошибочно может определить источник звука, и, конечно, уже очень хорошо знает родные голоса. На мамин голос малыш поворачивает головку в ее сторону и улыбается.

Ощущение и восприятие для ребенка в 3 месяца являются главными психическими процессами, благодаря которым происходит изучение окружающего мира. Эти два процесса происходят во всех сферах чувствования: зрение, слух, обоняние, осязание. Малышу очень нравится трогать пальчиками разные поверхности и предметы, облизывать погремушки, рассматривать картинки и лица людей, наслаждаться разными звуками.

Огромный прогресс наблюдается и в эмоциональной сфере. В 3 месяца дети начинают дарить свои первые осознанные улыбки, самые искренние и открытые. Главной новацией этого возраста является «комплекс оживления» — яркая эмоциональная реакция, которую демонстрирует ребенок при появлении близкого взрослого. «Комплекс оживления» проявляется не только в улыбках. Малыш начинает активно гулить, шевелить ручками и ножками, всеми способами показывая, как он рад видеть родного человека.

Питание и сон

Как мы уже говорили, к трем месяцам начинает формироваться режим дня. Этот режим еще будет неоднократно меняться, но для мамы уже появляется какая-то определенность и возможность планировать свои дела. В основном малыш, как и новорожденный ребенок, проводит время за едой и сном, но уже появляются периоды активного бодрствования. Главные вопросы в связи с этим: сколько ест и сколько спит трехмесячный малыш?

Сон, как и раньше, занимает большую часть суток. В таком возрасте дети спят в сумме до 17 часов. Обычно из них 9-10 часов приходятся на ночь, а остальные распределяются на 4 дневных сна.

О еде можно сказать очень много, но мы сосредоточимся на основных моментах.

Если питание ребенка — это смесь из бутылочки, то режим и объем кормлений определяется рекомендациями производителей адаптированной смеси. Дети, находящиеся на естественном вскармливании, сосут грудь по первому требованию и находятся у груди столько, столько им это нужно.

Для мам, кормящих грудью, полезно будет знать, что 3 месяца – время скачка роста и лактационного кризиса. Это своего рода переломный момент, который очень важно пройти успешно.

Читаем:

Ребенок активно изучает мир, поэтому с прикладыванием к груди могут возникнуть трудности. Многие мамы рассказывают, что ребенок начинает вертеться, оглядываться рассматривать все вокруг, отвлекаясь от груди. В организме у мамы тоже происходят некоторые изменения: к этому времени лактация налаживается, и женщина перестает чувствовать приливы.

Не зная о таких особенностях, беспокойное поведение малыша у груди и отсутствие приливов мама может истолковать как недостаток молока и начать докорм смесью. Делать этого не стоит. В самый критический период, который длится всего пару дней, лучше сосредоточиться на ребенке и постоянно предлагать грудь, отложив все домашние и личные дела – это поможет сохранить лактацию и успешно преодолеть сложный момент.

Педиатры старой закалки и любящие бабушки не редко начинают настаивать на введении прикорма в 3-месячном возрасте. Обычно речь идет о яблочном соке, а затем и пюре. Для детей, находящихся на грудном вскармливании, эти рекомендации уже давно не актуальны.

Читаем:

Чем занять кроху — игры с ребенком

В моменты активного бодрствования малышу уже не интересно просто лежать в кроватке. Любознательный карапуз стремится к этому, чтобы увидеть и услышать что-нибудь новое и интересное. Забавная игралучшее занятие с ребенком.

Игры в этом возрасте достаточно простые и короткие. Здорово, если игра сопровождается веселой потешкой или просто стихотворением. Дело в том, что в 3 месяца уже начинает развиваться речь. Ребенок издает первые звуки, которые на научном языке называются предречевыми вокализациями. Это протяжные гласные звуки: у-у-у, а-а-а, э-э-э. Для полноценного развития речи просто необходимо слышать слова и звуки. Фольклорные произведения подходят для младенцев как нельзя лучше, ведь они специально сочинялись нашими предками и произносятся всегда нараспев.

В рамках игры можно сделать пальчиковую гимнастику, массаж ладошек и стоп, или предложить малышу потрогать своей ручкой разные фактуры (кусочки ткани, крупа и др.). Игры с погремушкой – тоже отличный вариант для 3 месяцев.

Можно предложить ребенку рассматривать крупные картинки в книжке, обязательно проговаривая и называя все предметы и детали. Сами картинки для такого возраста должны быть весьма схематичными и простыми.

Общение с ребенком важно не только во время игр. Разговорами с малышом необходимо сопровождать каждый контакт с ним, будь то одевание на прогулку или смена подгузника. Речь должна быть эмоциональной и спокойной. Для ребенка это не только способ развития, но и показатель маминой любви и принятия, а это даже важнее, чем новая информация и навыки.

Чем занять 3-х месячного ребенка (видео)

Третий месяц жизни. Календарь развития ребенка и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Девиз этого месяца:
«Ни дня без новых достижений или открытий!»

На третьем месяце жизни ребенок проявляет уже гораздо большую активность - как в физическом, так и в эмоциональном плане. Научным языком говоря, срабатывает «комплекс оживления» - малыш демонстрирует позитивную эмоциональную реакцию в ответ на обращение к нему взрослого . Это свидетельствует о правильном развитии малыша.

В два месяца ребенок узнает знакомых взрослых не только зрительно, но и по голосу, по запаху. Он улыбается, отвечает «агуканьем», если с ним говорить, старается подражать каким-то звукам, активно машет ручками-ножками . Это свидетельствует о развитии эмоциональной сферы ребенка.

Ребенок в третий месяц жизни, находясь в хорошем настроении, может подолгу гулить, произнося гласные и согласные звуки , сливая их в незамысловатые комбинации типа «а-а-а-а-у», «г-у-у-у» и др. Это подготовительный этап развития речи.

Малыш начинает смеяться (до этого только улыбался). Он видит, как взрослые реагируют на его «разговоры» и смех и начинает осознанно налаживать контакт с окружающими . Пробует визжать, изучая возможности своих голосовых связок.

Ребенок в два месяца становится более восприимчивым к окружающим звукам. Его могут разбудить шаги, шум воды, звук звонка или телефона и т.п. На незнакомый звук реагирует, как и раньше, замиранием.

Если малышу что-то не нравится, он обязательно даст об этом знать кряхтением или недовольным видом. Теперь ребенок даже плачет по-разному в зависимости от ситуации. Мамочка уже может различить, что означает тот или иной плач: хочет ли малыш есть, спать или просто привлечь к себе внимание взрослого.

Ребенок начинает улавливать закономерность - после его плача следует внимание со стороны взрослых (кормление, переодевание и т.д.).

Растет малыш по прежнему стремительно (до 3-5 см за месяц!), а масса тела может увеличиться на 800 грамм. Еще бы: ведь за сутки малыш съедает грудного молока около пятой части своей массы. В этот период некоторые мамы начинают ощущать нехватку грудного молока.



Главное - не паниковать, увеличить потребление жидкости и помнить , что сигналом для выработки пролактина (гормона, ответственного за выработку грудного молока) является сосание груди ребенком, частота кормлений и их длительность.

То есть прикладывайте малыша к груди по первому требованию. В случае необходимости проконсультируйтесь со специалистом по грудному вскармливанию.

Но если вы все же решили ввести смесь в рацион ребенка, то внимательно прочитайте инструкцию по ее приготовлению, разведите компоненты строго по инструкции и вводите смесь в рацион постепенно: в первый раз дайте ребенку не более 20 мл, увеличивая объем смеси с каждым новым кормлением.

Родничок малыша в два месяца все еще открыт, хоть и немного уменьшился.

В два-три месяца ребенок умеет:

  • Управлять своими ручками . Хватательный рефлекс постепенно угасает, - и малыш начинает осознанно брать предметы в руки. Движения ребенка становятся осмысленными и более скоординированными. Яркую игрушку он наверняка захочет взять в ручку и… попробовать на вкус. А вдруг вкусная?
  • Кулачки к третьему месяцу жизни ребенка становятся немного более разжатыми , малыш пытается хлопать, с интересом ощупывает свои ручки.
  • Приподнимается на локтях и удерживает головку, лежа на животике. В таком положении гораздо больше интересного вокруг можно рассмотреть. Некоторые дети с удовольствием подолгу готовы лежать на животике и осматривать все вокруг.
  • Малыш к третьему месяцу жизни может фокусировать взгляд на каком-то ярком предмете и смотреть на него до полминуты!
  • При не быстром перемещении яркого предмета ребенок следит за ним и даже поворачивает голову вслед за предметом.
  • На звук реагирует поворачиванием головы и ищет источник звука , если тот находится вне поля зрения малыша. На ваш голос ребенок сразу найдет вас глазками, если вы в поле его зрения.
  • Открывает ротик при виде груди или бутылочки со смесью . Рефлекс поиска постепенно угасает к трем-четырем месяцам.
  • Ребенок начинает делать попытки перевернуться со спинки на бочок или даже на живот . Но большинство карапузов совершают свой первый переворот в 3-4 месяца.
  • Малыш сосет все, что попадаем ему в ротик . Будь то соска или собственный пальчик, но ребенок уже хорошо понимает разницу, поэтому, будучи голодным, он откажется сосать соску и быстро выплюнет ее.


Занятия с ребенком в третий месяц жизни:

Малыш в два месяца все больше времени проводит, бодрствуя , у него появляется больше возможностей, чтобы изучать окружающий мир. Некоторые около 2-х часов могут не спать, просыпаясь даже ночью, чтобы немного поиграть.

Днем любую свободную минутку нужно использовать с пользой. «Развивающими» можно сделать даже самые обычные процедуры по уходу за ребенком: переодевание, купание, прогулки на улице.

  • К массажу и гимнастике можно добавить процедуры закаливания. Разденьте малыша на несколько минут, пусть подрыгает ручками и ножками в свое удовольствие. Потом переверните его на животик, пусть немного полежит так. Оптимальная температура для занятий 22 градуса.
  • Купите цветные носочки и надевайте попеременно на ручки . Малыш будет рассматривать свои ручки, тянуть их к себе и таким образом освоит новые возможности в управлении своим телом.
  • Попеременно вкладывайте в ручки ребенка небольшие предметы с разной на ощупь поверхностью . Малыш с удовольствием будет ощупывать и изучать игрушки. Подобные занятия способствуют развитию моторики рук, что тесно связано с развитием зон мозга, отвечающих за речь ребенка. Также это начальный этап в обучении самостоятельно удерживать ложку, ручку, карандаш.
  • Придерживая ребенка за ручки, подтягивайте и усаживайте его . Данное упражнение полезно для осознания малышом себя в вертикальном пространстве, в новом положении «не лежа».
  • Тренируйте речь ребенка уже сейчас! Говорите «агу», и он будет пытаться что-то ответить, повторяйте за малышом его «слова», читайте коротенькие стихи, напевайте песенки.
  • Выучите несколько стишков, потешек наизусть и рассказывайте их малышу , например, во время переодевания, купания, особенно если ребенок не любит эти процедуры. Возможно, стихотворение сможет его отвлечь. Если какие-то рутинные действия будут сопровождаться стихами, у ребенка начнут формироваться причинно-следственные связи. Например, можно рассказывать одно и то же стихотворение или петь песенку, когда спускаетесь по лестнице на прогулку, готовите одежды для переодевания и пр.
  • Носите ребенка на руках, показывайте комнату, смотрите в окно, постоянно комментируйте все, что видите. Гуляя на улице, тоже поднимайте ребенка и показывайте ему окружающий мир.


  • Следите за тем, чтобы во время занятий малыш хорошо себя чувствовал , был настроен на общение. Если он начинает капризничать, то, скорее всего, кроха устал, нужно прекратить занятия и дать ребенку отдохнуть.
  • Не оставляйте малыша одного на диване или других высоких поверхностях . Хоть и кажется, что он никуда не денется, но на самом деле, ребенок (даже в два-три месяца!) запросто может перевернуться и упасть. В крайнем случае, обложите его одеялами и подушками, которые не позволят крохе повернуться.
  • Если вы еще не записались в бассейн с малышом, то поспешите это сделать. Младенец после рождения еще сохраняет способности к плаванию до 3-4 месяцев. Он рефлекторно задерживает дыхание при нырянии и даже умеет держаться на воде.
    Изучив методику обучения младенцев плаванию, вы можете принимать с малышом ванну. Тем более что благоприятный эффект плавания трудно переоценить. Плавание благотворно влияет на физическое и психомоторное развитие ребенка, ускоряет формирование его двигательных умений, укрепляет нервную систему, оказывает массирующее воздействие и закаливающий эффект.
  • Прохладная погода не должна быть препятствием для прогулок на свежем воздухе . Даже в зимнее время нужно проводить на улице 2-3 часа. Одевая ребенка на улицу, нужно учитывать не только температуру воздуха, но и влажность, и силу ветра.
    Не закрывайте малыша от солнечного света, на третьем месяце жизни возможно развитие рахита у крохи. Потому наоборот, позволяйте ребенку принимать солнечные ванны, но исключая попадание прямых солнечных лучей с 11 до 16 часов дня.
  • И помните, если малыш в третий месяц жизни делает немного больше (или немного меньше) упомянутого, не паникуйте . Ребенок никому ничего не должен. Не научился сегодня - научится завтра.

Как часто вы ходили с ребенком на прогулку? Что умел делать ваш малыш в два месяца?

Основой питания ребенка в 3 месяца является материнское молоко или качественная адаптированная смесь (см. также: ). Можно услышать мнение, что в этом возрасте уже пора знакомить кроху с кашами, пюре и соками, особенно если он находится на искусственном вскармливании. Однако существует и другой взгляд: до полугода малышу не нужен подкорм взрослыми блюдами. Попробуем разобраться, какая точка зрения верна.

Грудное молоко - лучшая пища для младенца, в которой содержится все необходимое для роста ребенка

Естественное вскармливание

Грудное молоко – лучшая пища для ребенка. Оно содержит жиры, белки, углеводы, минералы, витамины, ферменты, гормоны и иммунные факторы. Все эти вещества необходимы младенцу для полноценного роста, а также для развития иммунной, пищеварительной и других систем организма.

Если удалось наладить естественное вскармливание, то после 3 месяцев необходимо обязательно его продолжать. Переводить сына или дочку на адаптированную смесь стоит только в случае крайней необходимости, когда нет возможности сохранить лактацию.

Как правило, у 3-месячного ребенка уже существует определенный режим дня, включающий 6-7 трапез. Общее количество грудного молока в сутки, которое выпивает малыш, – 850-900 мл. Чтобы пища приносила чаду наибольшую пользу, а лактация не угасла, следует учитывать несколько важных моментов:

  1. Гормон пролактин, отвечающий за выработку молока, синтезируется в ночное время. Основной стимул – сосание груди. Не стоит делать больших перерывов между кормлениями по ночам, а тем более – отказываться от них.
  2. Поскольку ночью женщина не потребляет пищу, утреннее молоко характеризуется невысокой энергетической ценностью. Значит, вскоре после раннего перекуса малыш может попросить грудь снова. Важно, чтобы мама успела позавтракать, дабы ближе к полудню ее молоко стало более сытным.

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:


При искусственном вскармливании важно подобрать качественную смесь

Выбор смеси

Современные адаптированные смеси способны обеспечить ребенка всеми необходимыми питательными веществами. Однако необходимо правильно подбирать продукт. Основные рекомендации:

  • При наличии у ребенка заболеваний требуется специальные смеси. Если есть аллергия на молоко – гипоаллергенные или безмолочные (на основе сои), непереносимость лактозы – низколактозные, выраженный дефицит веса – с высоким содержанием белка и так далее.
  • Желательно, чтобы смесь содержала пробиотики. К ним относятся различные полезные бактерии, которые поселяются на слизистой оболочке кишечника и помогают усваивать пищу. В результате предупреждаются такие проблемы, как запор, диарея, метеоризм и прочие. Кроме того, пробиотики помогают укреплять общий иммунитет.
  • Обязательно, чтобы в формулу искусственного заменителя входили минералы и витамины. Они необходимы для нормального роста и развития малыша.

Расчет количества

Сколько можно давать смеси трехмесячному малышу? Среднее количество – 180 мл за одну трапезу. Оптимальный режим – 5 приемов пищи в сутки. Точно рассчитать количество можно по следующему алгоритму:

  1. Разделить вес малыша 7. Полученная цифра – суточный объем смеси.
  2. Распределить общее количество на число кормлений. Так можно понять, сколько еды малыш должен потреблять за 1 раз.

Например, ребенок весит 5,7 кг: 5700÷7= 814 мл, 814÷5=163 мл. Разумеется, на практике приготовить именно 163 мл смеси сложно. Стоит поступать так: давать в течение дня по 160 мл, а «остатки» прибавить к последнему приему пищи перед ночным сном. Ребенок хорошо покушает и будет спать всю ночь.


Главным показателем при расчете смеси является вес ребенка

Если малыш родился с большим весом и активно его набирает, суточный объем рациона стоит рассчитывать иначе. Необходимо учитывать потребность в калориях. В 3 месяца на 1 кг массы тела необходимо 115 ккал. Схема расчета:

  1. Умножить вес ребенка на 115. Результатом будет суточный калораж.
  2. Провести расчеты по формуле – (общий калораж×1000 мл)÷калорийность 1 л смеси. Так можно узнать суточный объем смеси.
  3. Разделить полученную цифру на число кормлений. Итогом будет разовый объем пищи для ребенка с высоким весом.

Например, вес малыша 6,7 кг. Калорийность 1 л смеси – 650 ккал. Расчеты: 115×6,7=771 ккал, (771×1000)÷650=1186 мл, 1186÷5=237 мл.

Смешанное вскармливание

При смешанном питании, когда практикуется кормление грудью и подкармливание смесью, важно правильно выбрать искусственный заменитель молока. Стоит отдать предпочтение продукту с пониженным содержанием железа. Избыток этого элемента может привести к связыванию лактоферина – белка грудного молока, защищающего детей от инфекционных заболеваний ЖКТ.

Норму докорма смесью при смешанном питании определить непросто. Она может составлять от 25 до 120 мл за 1 трапезу. Обычно соблюдают такой режим: предлагают малышу одну грудь, затем – вторую, а после этого, если он все еще проявляет беспокойство, дают смесь. Как только кроха отворачивается от бутылочки, кормление прекращают.

К сожалению, в большинстве случаев смешанное вскармливание постепенно приводит к отказу от груди. Добыть пищу из бутылочки проще, чем из материнского соска. В результате малыш выбирает более легкий путь.

Потребность в воде


С трех месяцев ребенку можно уже давать пить воду

В 3 месяца малыша следует допаивать кипяченой водой или детским чаем. В напитки нельзя добавлять сахар. В будущем этом может привести к эндокринным нарушениям (сахарному диабету) и гипертонии. Стоит использовать очищенную бутилированную воду для детского питания. Перед каждым употреблением ее нужно кипятить и остужать.

Сколько должен пить малыш? Общая потребность в жидкости в этом возрасте – около 100 мл на 1 кг веса. Однако стоит учитывать, что грудное молоко и смесь содержат жидкость. Рекомендуется давать ребенку 1-2 чайных ложки водички в перерывах между трапезами, а также во время ночных пробуждений. Непосредственно перед кормлением поить кроху не нужно, так как это может привести к снижению аппетита.

Вводить жидкость (воду, чай) стоит с 1-2 капелек в день. Каждые сутки объем рекомендуется увеличивать в 2 раза. Желательно давать воду в маленькой ложечке из силикона или мягкого пластика. Ребенку будет комфортнее пить из нее, чем из металлической.

Необходимость докорма

Когда малышу исполняется 3 месяца, многие родители задумываются о том, что пора вводить в его меню каши, соки или пюре (рекомендуем прочитать: ). Это связано с двумя моментами. Во-первых, в советское время практиковался именно такой ранний прикорм, и большинство бабушек советует следовать традициям. Во-вторых, производители специализированного детского питания пишут на упаковках: «продукт разрешен с 3 месяцев».


Докорм в три месяца не обязателен и назначается лишь в исключительных случаях, например, при недоборе веса или анемии

Однако современные педиатры настаивают на том, что начинать подкармливать кроху взрослыми блюдами необходимо с 6 месяцев. Более ранний ввод прикорма может негативно отразиться на его здоровье.

При этом из правила существуют исключения. Ввод прикорма с 4-5 месяцев разрешен, если у ребенка обнаружен дефицит массы тела, рахит или анемия (см. также: ). Решение об изменении меню должен принимать педиатр на основании оценки состояния малыша. Он порекомендует, какие продукты можно кушать, а также даст нормы их потребления. Некоторые советы:

  • каши для первого прикорма должны вариться на воде и быть безглютеновыми, возможные варианты – рис, гречка, кукурузная крупа;
  • первые блюда необходимо готовить из низкоаллергенных овощей – тыквы, цветной капусты, брокколи.

Вред раннего прикорма

Что же будет, если начать кормить малыша кашами, пюре и соками слишком рано? Может произойти системный сбой в работе организма, который проявится сразу или спустя несколько лет. Следует понимать, что желудочно-кишечный тракт грудничка еще не готов переваривать разнообразную твердую пищу, поскольку в нем нет необходимого количества ферментов.


Ранний прикорм может вызвать аллергию у ребенка

Возможные последствия:

  1. Нарушения в работе ЖКТ – боли в животе, вздутие, запоры, поносы, рвота, срыгивания, беспокойное поведение. Зачастую в функционировании пищеварительной системы происходит настолько сильный срыв, что приходится проходить длительный курс лечения в стационаре.
  2. Аллергия. Возможные проявления – зудящая сыпь, покрасневшие участки, шелушение кожи. В старшем возрасте могут возникнуть симптомы атопического дерматита и бронхиальной астмы. Нередко негативные реакции вызывают не только высоко-, но и низкоаллергенные продукты, поскольку нарушается работа иммунитета.
  3. Хронические заболевания. Слишком ранний ввод прикорма приводит к повышенной нагрузке на ЖКТ, почки, печень. В школьном возрасте это обычно «выливается» в хронические воспалительные процессы слизистых оболочек кишечника и желудка (колиты, гастродуодениты), а также в приступы рвоты, болей в животе и так далее.
  4. Окончание грудного вскармливания. Из-за того, что малыш будет потреблять другие продукты, лактация неизбежно снизится. В итоге это может привести к ее полному угасанию. Ребенок окажется лишен ценных питательных веществ, присутствующих только в материнском молоке.

(9 оценили на 4,33 из 5 )



error: Контент защищен !!