Сценарии праздника масленицы для школьников на улице. Сценарий масленицы для младших школьников для проведения на свежем воздухе. Игра «Яичная эстафета»

Конспект воспитательного мероприятия на Масленицу для учащихся начальных классов

Описание работы. Предлагаю вам конспект воспитательного мероприятия «Масленица». Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.
Сценарий воспитательного мероприятия «Масленица»
Цель: знакомство детей с народными праздниками и их традициями; проводы зимы; создание праздничной атмосферы.
Задачи: познакомить с обрядами и традициями проводов русской зимы; прививать детям интерес к традициям своего народа; расширять кругозор детей.
Оборудование: 2 ведра, снежки (из бумаги), лапоть, канат, верёвка.

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, честной народ!
Красны девицы да добры молодцы!
К нам на праздник поспешите,
С нами спойте и спляшите!
Будет праздник здесь большой –
Встретятся Зима с Весной!
Масленица – веселый, разгульный и поистине всеобщий народный праздник. У нее много других названий: Честная, Широкая, Веселая, Семикова племянница, Объедуха, Сырная неделя.
Я предлагаю вам викторину.

Дома аромат блинов
Праздничный, чудесный,
На блины друзей зовём,
Будем есть их вместе.
Что за праздник к нам идёт
Раннею весною? (Масленица).

Что за куколка такая?
Каждый рад, каждый ждёт,
Удалая, озорная,
Вкусные блины печёт? (Маслёна).

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки – …(блины)!

Хватит всем друзьям, знакомым!
Первый блин, конечно, (комом).

Мы печём блины с утра,
Чтобы их была (гора)!

Масленица – объеденье!
Напечём блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!

Ой, ты Лакомка-среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к тёще на …(блины)!

В масленично воскресенье
Всё старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … (Бог простит)!

Пахнет солнцем и блинами –
Нынче масленица с нами!
Будем зиму провожать!

Станем чучело (сжигать)!

Ну-ка, съешь блина,
Чтоб пришла … (весна)!

А как вы думаете, почему блины круглые? Какие бывают блины? С чем их едят? (Ответы детей).

Ведущий: Масленица длится 7 дней. О каждом из этих дней вы сейчас узнаете.

1-й ребёнок выносит табличку с надписью «Встреча»
Понедельник – встреча. После пробуждения дома наполняли праздничная суета и запах пекущихся блинов. Приятные хлопоты делились между членами семьи. Детвора в этот день занималась изготовлением соломенной куклы – Масленицы, и, нарядив её, насаживала на кол, после чего с дружными песнями возила по улицам на санях. После этого дети бежали кататься со снежных горок, народ свято верил, что, чем звонче смех и веселье, тем богаче будет урожай.
Мы Масленицу встречаем и чего ей только не обещаем:
– Реки сметанные, горы блинные!

Ведущий. Сейчас мы поиграем.
Игра «Снежки». Дети, разделившись на две команды, берут в руки «снежки» комочки мятой бумаги. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий в ведро.

2-й ребёнок выносит табличку с надписью «Заигрыш».
Вторник – заигрыш. По самому названию этого дня нетрудно догадаться о его происхождении. В этот день приветствовались разные шутки, потехи и увеселения.

Ведущий. Давайте и мы Масленицу игрой потешим.
Игра «Передай лапоть».
Под музыку по кругу дети передают лапти друг другу. Музыка обрывается, у кого в руках остался лапоть, тот выходит из круга.

3-й ребёнок выносит табличку с надписью «Лакомка».
Среда – лакомка. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да еще приговаривали:
Месяц ты, месяц,
Выгляни в окошко!
Подуй на опару!

Ведущий.
Испечем сейчас блинов,
Чтобы всем хватило!
Съешь блины – почуешь вновь
Прибывают силы!

Игра «Перетягивание каната»
Если дружно взять канат,
Протянуть вперёд-назад
И сказать при этом «эх!»,
Победит, наверно, смех!

4-й ребёнок выносит табличку с надписью «Разгуляй».
Разгуляй – это первый и самый разгульный день широкой Масленицы. В этот день народные гулянья достигали самого большого размаха. Если в предыдущие дни Масляной недели можно было еще заниматься какими-то делами по дому, то с этого дня все хозяйственные дела были строго запрещены.

Ведущий. На разгуляй празднование широкой Масленицы из домов переносилось на улицу, обычно в центр деревни, где заранее были построены всевозможные качели, балаганы, ледяные горки, снежные городки. И дети, и взрослые весело распевали праздничные шутливые песни и частушки:

Дети поют частушки.

1. Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала

2. Ешьте, пейте, угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот –
Открывай пошире рот!

3. На санях, с высоких горок
Девушки катаются!
Ну а мальчики - обжоры –
Животами маются!
4. Я работаю, работаю.
Работы не боюсь
Если правый бок устанет.
Я на левый повернусь.

5-й ребёнок выносит табличку с надписью «Тёщины посиделки».
Пятница – тёщины посиделки! Зятья приглашали тёщу на блины. Чем сильней зазывал зять тёщу, тем больше оказывал ей почёта. Тёща должна была с вечера прислать всё необходимое для выпечки блинов: сковороду, муку, масло.

Игра «Сматывание верёвки»
Два участника обвязываются концами одной верёвки, а середина верёвки метится. Кто быстрее смотает вокруг себя верёвочку?

6-й ребёнок выносит табличку с надписью «золовкины посиделки»
А в субботу не безделки – золовкины посиделки! Молодые хозяйки показывали своё умение печь блины. Звали всех родных, а своим золовкам – сёстрам мужа делали подарки.

Игра «Идёт матушка-весна»
Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и повторяют за ведущим такие слова:
Отворяйте ворота
Идёт матушка Весна!
Первым март прошел,
Всех детей провел!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хочешь гуляй,
Сколько хочешь гуляй, только не зевай!
С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы.

7-й ребёнок выносит табличку с надписью «Прощённое воскресенье»
Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье!
Воскресенье светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в прощённый день.

Ведущий. В воскресенье народ прощался с Масленицей. И день этот называли проводы, прощённый день. Катанье, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжались до вечера, когда в заключение всех затей провожали Масленицу, то есть сжигали чучело.
Все затеи и веселье продолжались только до вечера Прощённого воскресенья. Как только начинали звонить к вечерне, веселье обрывалось. После вечерней службы все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных, соседей.
А мы приглашаем вас, дорогие гостьи, на конкурс блинов.

Ведущий.
Пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.
Ты прощай, прощай, наша Масленица.
Ты прощай, прощай, наша широкая.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Масленица для школьников. Сценарий

Сценарий Масленицы для проведения на свежем воздухе

Цель:
Познакомить детей с праздником Масленица, рассказать о старинных обычаях.
Задачи:
1.Учить детей выразительному чтению стихотворений при подготовке к празднику.
2.Развивать внимание, логическое мышление при помощи игр, загадок.
3.Развивать силу и ловкость в ходе выполнения спортивных заданий.
4.Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания при помощи соревнований.
5.Тренировать учащихся в понимании заданных поручений и инструкций на слух и слухозозрительно.
6.Развивать диалогическую речь, словесное восприятие, произношение, голос.

Оборудование:

костюмы для трёх скоморохов, дудочки, бубны, большие платки с кистями для ведущей и танцоров; костюмы: Зимы, Весны, медведя; канат, санки, 2-е пары коротких лыж, стол, самовар для оформления, блины, чучело Масленицы, петушиные «головы» из бумаги.

деревенские мотивы – лай собак, топот копыт, запись песни «Три белых коня» из кинофильма "Чародеи, «Валенки», «Оренбургский пуховый платок».

Предварительная работа:

попросить учителя физической культуры отработать акробатические упражнения с мальчиками скоморохами . Выучить стихи и роли с выступающими, выучить и отрепетировать хороводный танец с платками. Подготовить реквизит: чучело Масленицы, костюмы для ведущих.

Сценарий праздника.

Праздник проводится в школьном дворе. Оформлен стол с самоваром, покрытый расписной скатертью, на нём тарелка с блинами. Слышны деревенские мотивы, а затем под песню «Три белых коня» на 2-ух санях приезжает Зима и Весна, держа в руках чучело Масленицы. Один скоморох ведёт на верёвке «Медведя», сани тянут скоморохи, свободные скоморохи выполняют акробатические упражнения, звенят в бубны.
Первый скоморох:
-Здравствуйте, ребята дорогие!
Маленькие и большие!
Второй скоморох:
-Здравствуйте, гости! Милости просим.
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем.
Зима передаёт чучело скомороху, его устанавливают в сугроб.
Ведущая:
-Ребята, сегодня у нас весёлый праздник. Прочитаем, как он называется: «Широкая масленица!» Как вы думаете, почему её назвали «широкой»? Длится праздник долго: 7 дней – начинается в понедельник, заканчивается в воскресенье.


Главное на празднике – это доброта, веселье, общение с друзьями и родственниками и вкусная еда. Съедали на Масленицу много блинов. Как вы думаете, почему?


Блины похожи на солнце, такие же круглые и тёплые. Раньше во время праздника взрослые и дети катались на санях, пели весёлые песни, соревновались, в конце праздника сжигали чучело Масленицы и прощались с зимой.

План праздника.

Мы тоже будем веселиться, играть, танцевать, петь песни, соревноваться, отгадывать загадки.
Ведущая: Ребята, вы узнали моих помощников? Это весёлые человечки. Как их зовут? А зовут их – скоморохи. Они будут помогать мне веселить вас. Как вы думаете, почему скоморохи привели к нам на праздник медведя? В старину на праздниках водили «ручных» медведей, они как в цирке, умели выполнять разные команды.
Первый скоморох:
-Отгадайте загадку:
Это хозяин лесной.
Он просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Ведущая:
А это кто, указывая на Зиму и Весну?
Отгадаем загадку:
Была белая да седая.
Пришла зелёная да молодая.
Правильно: это – Зима, а это – Весна. Сегодня мы проводим Зиму и встретим Весну.

Зима:
Этот праздник на Руси
Пришёл из старины.
К началу тёплой весны,
К уходу холодной зимы.
Весна:
На празднике радовались теплу, солнцу, веселились, играли. Будем играть?
1-ое задание: «Петушиные бои».
Два участника надевают костюмы и, согнув одну ногу, прыгают на другой ноге, толкая плечами друг друга. Побеждает тот, кто больше продержится и не встанет на обе ноги. Выбывшего сменяет другой игрок.
2-ое задание: «Перетягивание каната».


Танец "Валенки" В исполнении Зимы и одного из скоморохов.


3-е задание: «Быстрые коротышки». Соревнуются по 2 участника на коротких лыжах.
Во время конкурсов Скоморохи подбадривают команды стихами.
Второй скоморох:
Вы бегите поскорей
Да катайтесь веселей.
Третий скоморох:
Хороши команды наши.
Видно много едят каши.
Запивают молочком,
Заедают калачом.
Ведущая:
-Ну что, устали? Отдохните немного и посмотрите хороводный танец «Платочек» в исполнении ведущей и девочек нашей школы.


4-ое задание: «Взятие снежной горы».


Соревнуются 2 класса, число участников должно быть одинаковым, какой класс раньше заберётся на снежную горку.
5-ое задание: Соревнование на санях.
По два мальчика соревнуются в беге, тянут сани с девочками на определённое расстояние.
Первый скоморох:
Мы на саночки садимся
И под гору быстро мчимся
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес мы побежали
И в снежки играть мы стали.
6-ое задание: "Скатай шар". Игроки делятся на группы по 2-5 человек. Каждая из них получает задание: скатать снежный ком как можно большей величины. Выигрывает группа, скатавшая к указанному времени самый большой снежный ком.
7-ое задание: «Попади в Зимушку». Участники целятся в Зиму мягкими снежками из белой ткани. Зима делает вид, что обиделась.
Зима:
-Я обиделась, ухожу от вас.
Весна:
Ты, Зимушка, не сердись
В путь-дорогу соберись.
Отправляйся на Север крайний.
Второй скоморох:
Пели мы и танцевали,
Как могли вас развлекали!
До свиданья! В добрый час!
Ждём ещё на праздник вас!
Зима:
Делать нечего, друзья,
Кончилась моя игра.
Я вам оставляю чучело Масленицы.
Весна:
Вот и Зимушка уходит
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Ведущая:
-Вот и закончилась зима, мы её проводили. Напоследок поиграем в игру
«Змейка в ворота». Учителя и воспитатели делают змейку, дети встают в круг. Змейка идёт по кругу, заходит в него, дети должны успевать закрыть ворота.
Третий скоморох:
Мы по кругу все пойдём
И Масленицу сожжём.
Хором: «Гори, гори ясно»!
В целях безопасности чучело сжигают в сугробе.

Рефлексия

Ведущая:
-Ребята, праздник закончился. Что вам сегодня понравилось?
Играть, соревноваться, отгадывать загадки…
Спасибо всем участникам. А теперь в классах вы можете попить чай с блинами.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий празднования Масленицы в начальной школе составлен для проведения праздника в общеобразовательных средних школах, предназначен для детей младшего школьного возраста и состоит из нескольких частей: представления и подвижных игр в помещении, гуляний и забав на свежем воздухе.

Цель праздника: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей к духовным ценностям наших предков.

Задачи праздника:

  • Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси, о сезонных изменениях в природе, повадках зверей в зимний и весенний период; обогатить словарный запас младших школьников, тренировать умение отгадывать загадки, расширить знания о народном этикете.
  • Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, ловкости, чувства такта и ритма.
  • Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.
  • Социальные: направлять детское взаимодействие, коммуникацию, учить детей договариваться, не вступая в конфликт друг с другом.

Ход праздника

I. Представление и подвижные игры в актовом зале

Действующие лица: скоморохи, медведь-гармонист, Весна, Баба-Яга.

Реквизит: чучело Масленицы, веревки, бубен, ложки, шарики, обручи, снежки из ткани.

(Звучит музыка, появляются скоморохи.)

Скоморохи:

Скоморох, скоморох,
Выйди с дудкой за порог.
И народу от души
Спой частушку и спляши.
То ни лес, ни трава расстилается,
Праздник Масленицы начинается!

Ребята, а вы знаете, что это за праздник? Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица». А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души, и блинками сладкими угощаться. Ребята, а какой зверь всю зиму спит, а весной просыпается? Правильно, медведь. Так вот в праздник Масленицы водили по ярмарке медведя, народ и малых ребят тешили. А у нас медведь тоже вас пришел позабавить, на гармошке нам поиграть. Праздник Масленицы длится неделю и каждый день недели имеет свое название.

Скоморох: Первый день – «Встреча». Главное в этот день – всем миром встречать Маслену, готовиться к празднику, печь блины да гостей зазывать. Давайте и мы позовем Масленицу (дети повторяют хором ):

Дорогая гостья Масленица,
Авдотьюшка, Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Приезжай, Масленица, в гости
На широкий двор!

(Вносят чучело Масленицы, проносят по залу ).

Скоморох: А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? Конечно, блинок круглый, как солнышко. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом.

Игра «Бубен»

Посмотрите, а у нас бубен как блинок, передавайте его по кругу, «угощайте» соседа. У кого бубен после окончания музыки окажется, тот нам станцует и споет. И мы с вами тоже познакомимся.

Скоморох: Второй день – «Заигрыш». Начинается у женщин блинная баталия. К утру блины должны быть готовы. А мы сейчас посмотрим, какие у нас девочки хозяйки. Кто скажет, какие продукты нужны для теста?

Игра «Яичная эстафета»

Девочки делятся на две команды. Нужно пробежать с шариком от «пинг-понга» в ложке в другой конец зала и обратно, не уронив шарик, передать его следующему игроку. Выиграет та команда, которая придет к финишу первой.

Скоморох: Третий день – «Лакомка». Этим днем зять к теще на блины едет. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня. А молодые люди про это и песни пели. Ребята, а кто такой зять? Да, это муж дочери. Мальчики у нас все будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость.

Игра «Петухи»

Выбираются два мальчика, они встают в круг из веревки, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой, правую руку держат на поясе. Нужно попытаться вытолкнуть животом из круга соперника. Побеждает тот, кто не упадет и окажется в круге.

Скоморох:

На лакомую среду зазывай гостей к обеду!
Я блинов бы съел вершок! Глянь, в углу стоит мешок!
Что за чудо? Скок да скок! Вот и тронулся мешок!
Эй, хватай его, лови, ой, быстрее, убежит!

(Из мешка вылезает Баба Яга, доедая пряник).

Баба Яга:

Здорово, ребятки, Игори и Ванятки,
Наташки и Дашки, Веруньки и Машки,
Оленьки, Поленьки, Геночки, Коленьки.
Поклон вам, люди добрые,
Веселые, хворобые.
Привет вам от Лешего,
Тьфу ты, от Лета.
Встречалась я с ним на болоте,
Тьфу, ты – в полете, когда к вам спешила,
Всех насмешила, а зовут меня Веснянка…

Скоморох: Что-то тут не так. А паспорт, Веснянка, у тебя есть?

Баба Яга: Конечно, вот, глядите!

Вместе: «Назначается Весной на этот год». И печать есть. А подпись-то – «Кащей Бессмертный».

Скоморохи: Ах, уходи, ты не Веснянка, ты Баба Яга.

Баба Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, угощение из мухоморов вам готовила, хочу тоже праздновать Масленицу.

Скоморохи: Ребята, оставим ее на празднике? Только пусть загадки сначала отгадает.

Баба Яга: Ну, это я враз! Давай, загадывай.

Скоморохи:

Тетушка крутая, белая да седая,
В мешке стужу везет, на землю холод трясет,
Сугробы наметает, ковром устилает. (Зима)

Баба Яга: Это я - Баба Яга.

Скоморохи: Нет, неправильно. Дети, а вы отгадали?

Баба Яга: Обманываешь бабушку, давай вторую.

Скоморохи:

Заря-заряница, красная девица.
Травку выпускает, росу расстилает.
Едет стороной – с сохой, с бороной,
Да с водою ключевой. (Весна).

Баба Яга: Да это тоже я, красавица.

Скоморохи: Нет, опять ошиблась. Ребята, кто это?

Баба Яга: Последнюю задавай.

Скоморохи: Что на свете слаще всего? (сон)

Баба Яга: Блин!

Скоморохи: Ступай же прочь, Весна липовая, ненастоящая!

Баба Яга:

Все! Вопросов больше нету!
Уезжаю… Эй, карету!

(Скоморохи Бабе Яге подают метлу).

Баба Яга:

Дырки в платье залатаю,
И от вас навеселе
Я, ребята, улетаю,
В лес дремучий на метле.

(Садится и улетает).

Скоморох: Четвертый день – «Разгуляй». В этот день был самый разгул веселья. С утра по селу катаются люди на лошадях, на ряженых, садятся в сани сами, сажают чучело Масленицы. А где и быка на сани взгромоздят. И мы с вами будем кататься на лошадках.

Игра «Лошадки»

Дети делятся на две команды, выбираются два мальчика посильнее, им дается в руки веревка, они должны обежать зал, вернуться обратно, подхватить второго игрока в команде, сделать с ним круг, вернуться за третьим ит.д., пока все игроки не возьмутся за веревку и окажутся запряженными в сани. Выиграет та команда, которая придет к своему месту первой и не потеряет в дороге ни одного игрока.

Скоморохи: Пятый день – «Тещины вечерки». В этот день молодая семья тещу встречала, да блинами угощала. По улице катили колесо, красивое, лентами украшенное, символ солнышка – у кого колесо дальше укатится, тому ждать года сытого, урожайного. А мы с вами тоже колесо покатаем.

Игра « Покати обруч»

Скоморохи: Шестой день – «Золовкины посиделки». В этот день молодая жена принимает у себя сестру мужа. А еще в этот день играют в игру «Взятие снежного городка».

Игра «Взятие снежного городка»

Дети разделяются на 2 команды слева и справа. Каждой команде даются снежки из ткани, которые нужно бросать на чужую территорию. Выиграет та команда, на стороне которой окажется меньше снежков.

Скоморохи: Седьмой день – «Прощеное воскресенье». Прощеный день называли его, а еще прощание, проводы. В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. А вечером прощались с Масленицей, вывозили ее за околицу, поджигали. Ребята, мы все сегодня хорошо потрудились, веселились, играли, смеялись, провожали лютую зиму, и Бабу Ягу злую прогнали, которая не хотела Весну пускать на нашу землю. Ушли темные силы. А теперь Весну встречайте, хлебом-солью привечайте.

(Появляется Весна, поет русскую народную песню «Весна красна, на чем пришла», водит с детьми хоровод, уводит их в классы на чаепитие с блинами).

II. Угощение блинами в классе

III. Уличные гуляния

Куклу Масленицы выносят на пришкольный двор, водят вокруг нее хороводы, поют песни, играют в подвижные игры («Бояре, а мы к вам пришли», «Кошки-мышки» и т. п.)

В конце праздника поем песню «Прощай, Масленица» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». (Выучивается с детьми заранее, первые две строчки хоровод идет медленно, потом на припеве быстрее и быстрее)


Сценарий фольклорного праздника для младших школьников

Цель:

познакомить детей с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой.

Универсальные учебные действия.

Познавательные: поиск информации о праздновании Масленицы на Руси; умение выделить главное; умение сравнивать и сохранять традиции русского народного праздника; умение передавать информацию языком одежды, танца, песни.

Регулятивные: возрождать традиции старины; умение планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно; умение оценивать достигнутый результат.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать другого; понимать позицию другого человека; умение использовать речевые средства(язык песен, частушек, хороводов, пословиц, потешек, закличек); умение выполнять разные роли; умение общаться.

Личностные: почувствовать себя гражданином России, гражданином своей Родины; уважать русскую народную культуру; воспитание общечеловеческих и российских ценностей (нравственно-патриотическое воспитание).

Ожидаемый результат:

    Активное участие учащихся в мероприятии.

    Участие родителей.

    Сплочение участников праздника.

    Проявление интереса к познанию культуры своего народа.

Участники праздника:

    Учащиеся начальных классов

    Родители детей

    Работники ДК

Предварительная подготовка:

    Учитель с детьми проводит ознакомление с праздником Масленицы.

    Оформление, костюмы.

    Приглашение родителей, гостей.

Оборудование: чучело Масленицы , костюмы для детей, блины, самовары, гармонь, бубны, погремушки, ростовые куклы.

Ход праздника

Сказительница:

Приходите все на праздник,
Веселитесь дружно.
Наши русские традиции,
Забывать не нужно.

Еще с древнейших времен на Руси одним из любимых праздников в народе является Масленица. Этот праздник не имеет точной даты, но каждый год его отмечают в конце февраля или начале марта, в этот день провожают зиму и встречают весну.

Семь дней улицы звенят бубенцами, гремят гармошками, пестрят красками нарядов.

На ярмарке пыхтят самовары, висят огромные связки баранок, медовые пряники с узорами.

Но самое главное – это блины! Блин символ солнца, такой же круглый и горячий.

Ну а теперь давайте посмотрим, как все это было встарь!

1 скоморох

Этот праздник пришёл из седой старины,
Из нашей древней глубины,
К восходу весны золотой,
К уходу зимы лютой.

2 скоморох

Этот праздничек для ребяточек,
Для честных людней со всех волостей.
Мы проводим зимушку – злую, лютую.
Повстречаем вёснушку – тёплую, любую.

3 скоморох

Всех на Масленицу ждём!
Встретим масляным блином,
Сыром, мёдом, калачом,
Ещё с рыбой, пирогом.

1 скоморох

Эй, внимание!
Праздник начинается!
Сюда! Сюда! Все приглашаются!
Стой, прохожий! Остановись!
На наше чудо подивись!.

2 Скоморох

Будем Масленицу величать, хвалить да в гости зазывать!

Масленица – кривошейка,
Повстречаем тебя хорошенько!
С блинами с каравайцами, с вареничками!

3. Скоморох
Ах, Масленица – сметанница!
По горам катается, в блины запекается.
Блинам печенье, сковородам - мученье. Давайте еще раз позовем Масленицу.

Ученица 1

Дорогая гостья, Масленица,
Авдотьюшка Изотовна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Приезжай, Масленица, в гости к нам!

Ученица 2

Душа ль ты, моя, Масленица!

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости,

На широкий двор.

На горах покататься,

В блинах поваляться!

Масленица:

Я уже здесь!

Здравствуйте, девицы красные, да добрые молодцы.

Я- Масленица!

Маслена неделя

В Козино прилетела,

На пенечек села,

Оладышек съела,

Другим закусила,

Домой потрусила.

Мой первый день – встреча, а второй? Третий? Четвертый? Пятый? Шестой?

А седьмой – проводы!

Ученик:

Дорогая гостья - Масленица!

По тебе мы так соскучились.

Знаем: коль приходишь ты –

Зиме конец.

1 ученица
Уходи, мороз трескучий!
Слышишь, нас ты, или нет?
И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.

2 ученица
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка вновь польется
Разговорчивый ручей

3 ученица
А зима сдала, осела -
Хватит ей озорничать!
Выходи, ребята, смело
Песни петь, весну встречать.

Масленица:

А знаете ли вы, взрослые и малыши, что о Масленице в народе сто пословиц в хороводе?

Что в народе обо мне говорят?

Ученики:

Масленица Зиму прощает, холодную жизнь кончает.

Не житье – бытье, а Масленица.

Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица – объедуха, деньгам приберуха.

Без блина не масленица.

1 Скоморох:

Эй, играйте, гармонисты! К нам приехали артисты!

(ряженные танцуют)

Масленица:

Встречай, народ, хоровод идет,
Хоровод идет, всех с собой берет

(Дети исполняют русскую народную песню «Зимушка проходит» и водят хоровод с ряжеными)

Вот уж зимушка прохо дит.
Белоснежная прохо дит.
Люли, люли, проходит,
Люли, люли, приходит,

Снег и холод прочь ув одит,
Весну красную приво дит.
Люли, люли, приводит,
Люли, люли, приводит!

Прощай, саночки , конечки,
Наши зимние дружочки!
Люли, люли, дружочки!
Люли, люли, дружочки!

Прощай, зимушка -старушка,
Ты, седая хо лодушка!
Люли, люли, холодушка!
Люли, люли, холодушка!

Масленица:

Проходите! Проходите!

Свой товар нам предложите!

Коробейники:

1.Мы купцы сибирские,
Пряники усть-таркские.
Сахарные на меду,
Дай в карманы накладу!

2.А вот шоколад!
Возьмешь плитку - будешь рад!
Покупай шоколад!

1.Кому детское мыльце,
Отмыть свое рыльце?
Вот оно! Вот оно!
Душистое, чистое!

2.Ай да сапоги!
Носи хоть на четыре ноги!
В воскресенье и в субботу
Носи до седьмого поту!

1.Вот так мяч!
Прыгает, скачет,
Упадет - не плачет!

2.Веселись, шевелись
У кого деньги завелись!
Покупай товар –
И нам навар!

2.Скоморох:

Внимание!Всем!Всем!Всем!

Масленица:

Припасла я для вас забавушек на всякий вкус,
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Про Ваню дружка

Удалого молодца!

(Ученики 2 и 4 классов поют и инсценируют рус. нар. Песню «Как на тоненький ледок)

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Ехал Ваня, поспешал,
С своего коня упал.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была

Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Скоро к Ване подбежали,
На коня его сажали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

3.Скоморох:

Всем! Всем! Всем! Кто не замерз совсем.

Масленица:
Спешите, спешите порадовать мир,
Я объявляю ярмарочный турнир.

1. «Веселые мотальщицы»

2.Петушок, петушок

не порань свой гребешок

Петушок наш смелый

И в бою умелый!

(Турнир «Петушиный бой»)

3.. Игра «Воевода»

(Играющие по кругу передают мяч от одного к другому, произнося хором:

Катится яблоко в круг хоровода,
Кто его поднял - тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

Я сегодня воевода.
Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

- Раз, два, не воронь,
Беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал исхватил мяч, передает его по кругу. (Игра продолжается).

Масленица:

Эй, девчонки – хохотушки,

Мальчуганы, ребятушки,
Затевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Частушки

1.Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

2.Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!

3.Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий –
Это лучшая еда!

4.Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

5.Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять

6.Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

7.Пахнет солнцем и блинами –
Нынче – Масленица с нами!
Станем чучело сжигать,
Будем ЗИМУ провожать!

Все сжигают чучело, приговаривая:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Чтобы все метели к солнцу улетели.

Чтобы птички пели,

Травки зеленели!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Уходи, зима!

Ты прощай, прощай Масленница

Приходи, весна!

Дети произносят закличку для весны

Приходи, весна, приходи красна.

Пусть солнца улыбка будет ясна.

Пусть цветы пестреют всюду!

Подари, весна, тепло честному люду!

Появляется Весна-красна:

Весна.
Здравствуйте!
Пришла я к вам на праздник!
Вы меня долго ждали, звали.

И вот настала моя пора

Всему честному люду –

Здоровье, благополучие,

Мир каждому дому,

Счастье каждому человеку

С Масленицей вас поздравляем,

Праздник наш завершаем!

Давайте вместе споем песню «Блины»!

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица,

Печь блины-то мастерица,

Ой блины, блины,блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет,

И сама на стол несет.

Ой блины, блины,блины,

Вы блиночки мои.

г ости будьте же здоровы,

Вот блины наши готовы.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Весна:

Через воротца пройди

И блинок себе возьми

Весна держат воротца (обруч с лентами).

Дети подходят и берут блины.

Торговки блинами

1.Дорогие гости! На столах стоят подносы с блинами и самовары с чаем.

Приглашаем поприветствовать Масленицу и отведать блинов.

2.Ай да блины!
Три дня как испечены.
По сей час в масле кипят!
Вкусные блиночки - разбирайте дочки, сыночки!

1.С пылу, с жару - разбирайте,
Похвалить не забывайте!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
2.Масленицу провожаем,
Всех блинами угощаем!
За столы всех приглашаем, русским чаем угощаем!

Используемая литература и ресурсы

    1. М.А.Бесова «Шутки, игры, песни соберут нас вместе», Ярославль, Академия Холдинг, 2004 г

      Н.Ф. Дик «Веселые классные часы и родительские собрания в 1-2

классах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г

    1. Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина «Группа продленного дня»,

Москва «Вако» 2010 г

4. Интернет ресурсы

Масленица – это весенний праздник со вкусными угощениями, задорными играми, шумными гуляниями и необычными забавами для всех от мала до велика. Традиция праздновать масленицу появилась в древние времена. Раньше люди верили, что для наступления весны, сначала надо прогнать зиму.

Поэтому в каждом городе или деревне все жители собирались на главной площади, сооружали чучело из соломы и жгли его. Сожжение чучела сопровождалось хороводами, танцами и песнями.

Масленицу начали праздновать древние славяне, когда еще жили по канонам языческой культуры. На смену язычества пришло христианство, но празднование Масленицы осталось. Но теперь оно несет в себе уже совершенно другой смысл. Масленицу празднуют перед Великим постом.

В течение всей праздничной недели хозяйки не только угощают своих родных и близких блинами, но и участвуют в народных гуляниях и веселых забавах. А чтобы детишки не скучали во время каникул, для детей школьного возраста существует множество сценариев празднования Масленицы.

Что может быть лучше, чем прокатиться с ветерком с ледяной горки. А кто сможет съехать быстрее или дальше? Предложите школьникам провести соревнования в два этапа: самый быстрый спуск с горы и самый дальний заезд.

Очень увлекательное занятие для детей на свежем воздухе, которое принесет незабываемый восторг и радость.

Викторина «Что вы знаете о масленице?»

Чтобы ребята с праздника ушли не только с морем позитивных эмоций, но и пополнили свой багаж знаний. Организуйте и проведите викторину на знания о Масленице. Это отличный повод для школьников показать свою эрудицию или узнать что-то новое.
Подготовьте не сложные вопросы, чтобы ребята могли на них ответить и вовлеклись в соревновательный процесс. Вопросы для викторины могут быть на совершенно разные темы, касающиеся Масленицы.

Несколько примеров вопросов с ответами для викторины:

Вопрос: Что подразумевается под Масленицей?
Ответ: Она подразумевает семидневный праздник, который подразумевает танцы, песни, хороводы и вкусные угощения.


Вопрос: С чем у Вас ассоциируется Масленица?
Ответ: чучело из соломы, танцы и пляски, золотистые блинчики.


Вопрос: Что встречают и провожают во время празднования Масленицы?
Ответ: провожаем Зиму, встречаем Лето.

Вопрос: Перечислите название всех масленичных дней.
Ответ: Понедельник – встреча, вторник – наигрыши, среда – лакомки, четверг – широкий разгул, пятница – вечеринка у тещи, суббота – посиделки с золовкой, воскресенье – Прощеное воскресенье.

Вопрос: Что сжигают на Масленицу?
Ответ: Во время масленицы принято сжигать чучело.

Не забудьте поощрять школьников за правильные ответы, например, угостите их блинчиками с вареньем.

Перетягивание каната

Перетягивание каната – старинная древнерусская забава, без которой, на протяжении многих лет, не обходятся ни одни уличные гуляния. Перетягивание каната — хороший способ развлечь товарищей и увлечь детей в эту не сложную игру.

Для того, чтобы устроить соревнование по перетягиванию каната, вам потребуется канат длинной не менее пятнадцати метров и диаметром двенадцать сантиметров (канат должен быть очень прочным). Для участия потребуются минимум десять человек, и обязательно должен быть судья.


На снегу рисуем разделительную линию, на канат устанавливаем центральный флажок. Флажок должен четко располагаться над разделительной линией.
Перетягивание каната начинается со свистка судьи. Каждая команда начинает тянуть канат «на себя».

Выигрывает команда, которая первая перетянет на свою сторону центральный флажок, расположенный на канате.

Если хотя бы один игрок команды упадет во время перетягивания каната, то вся его команда проигрывает.

Для участия приглашаются школьники, которые хотят продемонстрировать свою ловкость, внимательность и соревновательный дух.
Самые смелые смогут поучаствовать в перетягивании каната «один на один».
Всех героев такого не легкого испытания надо обязательно наградить стопкой поджаристых блинчиков со сливочным маслом.

Игра Ручеек

Это очень простая игра, в нее могут играть даже дети младших классов.

Ручеек больше похож на развлечение, чем на игру.

Игра помогает детям проявлять и выявлять симпатии, преодолевать смущения. Чем больше школьников одновременно играют в ручеек, тем лучше. Самое главное, что количество участников должно быть обязательно не четным.


Все школьники становятся парами и берут друг друга за руки. Соединённые руки поднимаем вверх, образуя «коридор – ручеек». Чтобы игра проходила веселее, то мальчики должны выбирать девочек, а девочки мальчиков.

Игрок, который остался без пары «открывает» игру. Ему необходимо пройти под сводом приподнятых рук и выбрать себе пару. Новая пара перемещается в окончание «коридора», а игрок без пары, проходит через коридор и выбирает себе новую пару.

Такой ручеек может течь до бесконечности.

Во время игры не поленитесь включить веселую и задорную музыку.

Хоровод

Любой народный танец – это отражение многообразия жизни, творческой силы и глубины чувств народа. Славяне на протяжении многих веков создавали произведения искусства в виде мудрых сказок, невесомых кружевных переплетений, символичные песни, а также танцы, неповторимые в своей красоте. Русский хоровод представляет собой воплощение русского танцевального творчества.

Хоровод – это один из самых популярных танцев старо русского народа.
Самым распространенным является круговой хоровод.

Круг у славян всегда носил магическое значение: солнце круглое, смена времен идет по кругу (зиму сменяет весна, на место весны приходит лето, за летом наступает осень, после осени начинается зима и снова приходит весна), круглыми пекли блины на масленицу. Круг у старо славян означал движение. Правильный хоровод – это движение с лева на право, как по ходу движения солнца.
Чтобы вовлечь мальчиков и девочек в хоровод, нужна музыка с народными песнями. Несколько людей, взявшись за руки, начинают движение по кругу, постепенно вовлекая в круг новых ребят.

Во время движения главное темп и ритм. Когда вы находитесь в круге, не забывайте подпевать, так вы лучше будете чувствовать музыку.

Для того, чтобы ребята не заскучали, не забудьте выполнять схождение в центр круга и новое построение симметричной окружности.
При движении в хороводе всегда появляется ощущения единства и дружбы.

Покорение снежной крепости

Эта игра требует определенной подготовки и времени, но точно вовлечет в участие весь мужской состав класса.
Изначально необходимо каждой команде построить снежную крепость.


Самый оптимальный вариант, когда соревнуются две команды, количество участников не ограничено.

Чтобы построить снежную крепость, необходимы снежные кирпичики или лучше всего шары из снега. Сделайте разметку на снегу, очерчивающую периметр вашей крепости и начинайте возводить стены. Стены должны своей высотой скрывать всех участников команды. В крепости не забудьте выделить место под запасы снежков, они вам точно пригодятся.
Чтобы команды были в равных условиях, их составы должны быть идентичны по количеству участников. Каждая команда выбирает себе капитана, который будет руководить битвой.
На подготовку боеприпасов (снежков) каждой команде выделяется десять минут.

Чем больше вы успеете заготовить снежков, тем дольше сможете обстреливать команду противника.
Игра проходит в два этапа, когда участники выступают в роле захватчиков и когда в роли защитников.



Обороняющаяся команда располагается в крепости и по сигналу, команда нападающих, начинает штурмовать крепость. Главная цель нападающих – войти на территорию крепости. Задача защитников — отстреливаться снежками.
Только надо заранее обговорить различные моменты, такие как: не бросать снежками в лицо, снежки должны быть не очень большими, что делать с «пленными» и «убитыми» игроками.
Игры в команде и на свежем воздухе помогают ребят лучше сдружится, учат работать на общий результат, помогают подружиться друг с другом.

Для родителей данная игра принесёт не только гордость за своего ребенка, но и много позитивных фотографий на память.

Сжигание чучела

Кульминацией вашего праздника должно стать сжигание соломенного чучела.

Чучело можно купить, но лучше всего сделать его своими руками.
Чучело мы делаем из обычного веника. Это самый быстрый и простой способ изготовления.

Метелку распушаем и разделяем на две части, чтобы получились две ножки и закрепляем их веревочками.
Теперь необходимо сделать голову, для этого из детской кофточки формируем шар, который набиваем не нужными кусочками ткани.

Набиваем рукава, чтобы получились руки, и привязываем к рукоятке веника.

Таким образом у нас получилось чучело. Не забудьте его надеть и нарисовать лицо.

С детьми у нас уходит не более 15-20 минут.
Остальные ребята из класса могут принести дрова для костра. Лучше всего, чтобы им помогли в этом родители.
До сжигания чучела, со всеми детьми, необходимо проговорить правила поведения у костра.

Поджигание чучела проводят родителя, а дети в это время водят хоровод около костра и говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

Хороводы, игра в снежки, катание с ледяной горки, песни и пляски — лучший вариант встречи Масленицы и проводов зимы. Такое веселья на свежем воздухе лучше всего завершить чаепитием с вкусными блинчиками и блинами. Тогда дети смогут не только сытно перекусить, но и обменяться эмоциями и впечатлениями о проведенном празднике.

В нашей статье приведено большое количество игр, которые можно организовать во время празднования Масленицы. И вы точно найдете игры, которые понравятся вам и вашему ребенку.



error: Контент защищен !!