Ребенок показывает характер 1 год. Психомоторное развитие крохи. Какие мясо и рыбу можно давать годовалому ребенку

При рождении первого малыша родители нередко задаются вопросом: что должны уметь дети в 1 год? Папа с мамой познают нечто новое в воспитании сына или дочери, а также принимают участие в формировании маленькой личности, поэтому первый год жизни малыша очень важен для семьи.

Когда исполняется ребенку годик , он становится самостоятельным и понимающим человеком. Он стремится узнать много нового, всем интересуется, и в этот период очень важно знать, каким должно быть его развитие.

Первый год – это время, когда ребенок может и отставать в развитии, поэтому данный период – самое время для того, чтобы изменить ситуацию и начать развивать малыша.

Развитие ребенка 1 год

В годовалом возрасте можно определить психологическое развитие ребенка: его стремительное исследование всего, что есть вокруг, а также первые психологические кризисы, которые есть почти у каждого малыша.

Малыш в год начинает понимать, что он отделен от мамы, и благодаря этому начинается открытие внутри себя своего собственного «я»; кроме этого, психологически он осознает практически все, притом, что физически недостаточно развит.

Новые занятия не всегда доставляют малышу большую радость и приводят к психологическим сбоям (раздражению, капризам, истерикам и т.п.). Детские психологи считают, что это нормальная реакция годовалого ребенка, его просто нужно успокоить добрыми словами, проявив родительскую любовь и заботу.

В первый год жизни у ребенка появляется около двенадцати зубов (по четыре резца снизу и сверху и четыре коренных зубика). Однако не стоит переживать, если у вашего малыша нет стольких зубов, они могут появиться и на три месяца позже.

Многие родители часто волнуются, если у малыша плоские пяточки. В таком возрасте нельзя утверждать, что это плоскостопие. Такая форма стопы объясняется тем, что под кожей образовалась так называемая жировая подушечка, которая исчезнет, как только ребенок начнет постоянно ходить.

Рост ребенка

В первый год жизни ребенка вес и рост малыша увеличивается неравномерно (в месяц на 1-1.2 см и 100-300 г.). Пропорции тела изменяются постепенно: удлиняются ножки и ручки, животик становится более плоским. Считается нормой, что один малыш весит много, а другой меньше, важнее, чтобы развитие ребенка было стабильным.

Нормы роста и веса годовалого ребенка:

  • мальчик - от 8,9 кг до 11,6 кг;
  • девочка - от 8,5 кг до 10,8 кг;
  • рост обоих полов - от 71,4 см до 79,7 см.

Двигательное развитие ребенка

Малыш в годик свободно чувствует себя в доме или на улице: он может легко забираться на лестницу; брызгается и купается в детской ванночке, плавает, опускает под воду голову; танцует; подражает в каких-либо движениях взрослым. Любимой позой ребенка принято считать наклон вниз с упором головы в пол, когда он смотрит на окружающих и ожидает от них реакции.

Речь малыша

Когда исполняется малышу 1 год, можно сказать, он уже умеет разговаривать. Его речь – это , как правило, десять самых простых слов («дай», «на», «ма», «мама» и т.п.), иногда не совсем четких и сопровождающихся эмоциями. Если у ребенка не получается выразить словами, что ему нужно, он показывает на какой-либо предмет или плачет; способен общаться сам с собой (например, в игре).

В 1 год ребенок способен отличить "можно" и "нельзя", он хорошо понимает, когда его ругают и хвалят. Все слова, которые он слышит от окружающих, он осознает на интуитивном уровне; может подражать звукам и говорить слова с интонацией.

Сон ребенка в 1 год

Продолжительность сна играет огромную роль в развитии малыша. Важно придерживаться режима дневного сна, иначе ребенок будет трудно засыпать и просыпаться по ночам. В год ребенок должен спать: ночью не менее 8-ми часов, днем – дважды по 1.5 часа или один раз 3 – 3.5 часа.

Навыки в быту

В быту малыш приспосабливается постепенно и к году жизни имеет следующие навыки:

Общение с окружающими

Дети в годовалом возрасте неохотно контактируют с малознакомыми людьми, ведь они в полной мере неготовы принимать неизвестность социума. Они могут плакать или не играть с другими детьми. В год у малыша начинает развиваться чувство собственности , он знает свою территорию и может общаться только с близкими людьми, не хочет делить свои игрушки и тревожится, если теряет внимание родителей.

Познавательное развитие

Проследить, как ребенок познает окружающий мир и интересуется незнакомыми предметами и явлениями, можно при помощи нескольких игрушек . В год малыш хорошо мыслит и проявить свой ум может в сборе пирамидки как самостоятельно, так и повторяя за взрослыми.

Если малышу показывать различные действия с предметами или игрушками, он будет запоминать и станет повторять. К примеру, он ставить один кубик на другой, закрывать и открывать крышечки, причесывать куклу или укладывать ее спать.

Капризы и упрямство

Развитие психоэмоционального уровня может быть совершенно разным. Особенно это заметно в отношениях с разными людьми. Прослеживается следующая тенденция : чем меньше малыш знает человека, тем лучше его поведение. С мамой, которая много времени проводит с ним, он может капризничать, топать ногами и т.д. – психологи объясняют такое поведение желанием проверить, любит ли его мама и таким.

Как только он понимает, что его принимают капризным, он быстро успокаивается и ведет себя нормально, если же он видит, что родители его капризы отталкивают, может вести себя подобным образом и всю дальнейшую жизнь.

В год ребенок начинает выражать свою самостоятельность и может проявлять настойчивость , если же ему не удается получить желаемое, способен закатить истерику. В этом случае необходимо помочь справиться ему с негативными эмоциями и ни в коем случае не накалять обстановку.

Кризис первого года

Первый год воспитания ребенка очень ответственный и требует особенного внимания , которое необходимо для развития психики ребенка.

Если ребенок упрямо стучит по столу или в истерике катается по полу, необходимо сдерживать собственные эмоции и попытаться понять его чувства, и спокойно объяснить ему, как правильно себя вести. Важно как можно часто давать ему побыть самостоятельным, пусть сам выберет игрушку в магазине или одежду, которую хочет надеть на прогулку, ему важно чувствовать, что его мнение не последнее.

Приметы кризиса первого года:

Что должен знать ребенок в год?

В большинстве случаев, то, что умеет малыш в год своей жизни, зависит не только от его способностей, но и от усилий родителей. Кроха многого не знает и единственные помощники в этом – это мама и папа.

Хорошо развитый ребенок в год начинает продумывать наперед, что нужно сделать, чтобы получить то, что ему нужно. В основном это желание достать какой-нибудь предмет , который высоко лежит. Малыш будет пытаться подвинуть стул, залезть на него и т.п. Важно поспособствовать ему в этом, например, поставить скамеечку, чтобы он мог достать со стола пульт от телевизора и попытаться включить его.

Необходимо следить за развитием зрения малыша. В год ребенок должен пытаться различать цвета. Для этого специалисты используют метод цветовой стимуляции (разноцветные картинки, игрушки или одежду разных цветов). Интерес к такой игре проявляется и ребенок на подсознательном уровне начинает учить цвета. Также можно использовать игрушки разных размеров, например «матрешки» или коробочки; ребенок заострит внимание и на этом.

Немаловажной составляющей в развитии годовалого малыша является тяга к искусству. Ребенок должен уметь рисовать самые простые образы, поэтому стоит уделить несколько минут рисованию цветными карандашами.

Существует несколько способов , при помощи которых родители могут учить малыша новым действиям и ускорить его развитие при необходимости.

Возьмите разноцветные тесемки и привяжите их к двум самым любимым игрушкам малыша. Положите игрушки на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы он мог их достать, дернув за длинную ленточку. Попросите у малыша дать вам сначала одну игрушку, потом другую.

Чтобы привить желание ходить, дайте возможность походить ему по разной поверхности (например, по ковру или по травке).

Приучая к самостоятельности, не доставайте из пакета все продукты, которые принесли из магазина. Попросите малыша помочь вам, пусть малыш разложит оставшиеся покупки в холодильник сам. Расскажите ему про холодные предметы, дайте потрогать.

Чтобы научить малыша наливать самостоятельно жидкость , дайте ему столовую ложку, миску и чашку. Покажите ему, каким образом нужно погружать ложку в миску и переносить воду в чашку. Чтобы увеличить интерес ребенка к такому занятию, можно положить в миску с водой 5-6 ягод. Несколько таких уроков помогут получить навык самостоятельного кормления.

Прививая интерес к творчеству или рисованию, предлагается следующее занимательное занятие: на гладкой поверхности рассыпьте тонким слоем муку, пальцем поводите по муке, показывая малышу, что можно делать кружочки, палочки и квадратики.

Чтобы развить речь ребенка , можно разговаривать с ним во время игры. Например, разложить на полу парные вещи (носочки, варежки, туфли) и учить его говорить слово «два». Складывать их и раскладывать, надевать на ручки и ножки и приговаривать «два»; можно предложить ребенку помочь вам, он заинтересуется игрой и станет подражать. Для развития речи также хорош способ неожиданности: резкое появление новой игрушки и ее название (к примеру: «А вот и слоник!» обогатит опыт малыша и когда он увидит похожий предмет, попробует повторить сказанное ему ранее.

Махать «пока» или при встрече здороваться за руку, можно научить при помощи жестов. Таким же способом можно научить показывать малыша, сколько ему годиков.

Многие родители не готовы и не знают, как правильно вести себя с маленьким и капризным ребенком, который то и дело плачет и ничего не понимает. Несмотря на то, что ребенку 1 год, у него уже начинает формироваться характер , поэтому важно знать основные правила, которые помогут молодым родителям привить хорошие качества в первые годы жизни малыша и тем самым повлиять на его нормальное развитие:

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.







И еще несколько советов в отношении игрушек для годовалого ребенка:

  • Не давайте малышу сразу большое количество предметов для игры. Они быстро наскучат карапузу и вызовут усталость. Часть игрушек отложите в дальний ящик или спрячьте, а через некоторое время замените отсутствовавшими игрушками те, которые ребенку уже слегка надоели.
  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.


Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

Уход

Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

Режим дня

К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


Сон

Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

Бодрствование

В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


Прогулки

Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

Питание

Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками, копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Содержание:

К одному году ребенок становится еще более активным и самостоятельным. Практически всю энергию он затрачивает на движение. Умение ходить и быстро ползать позволяют малышу целыми днями заниматься дальнейшими исследованиями комнат и предметов, находящихся в них. Этот возраст считается переломным, ведь ребенок отмечает свой первый настоящий день рождения.

Развитие ребенка в 1 год

За сравнительно короткий период произошло превращение беспомощного младенца, завернутого в пеленки, во вполне самостоятельного человечка. В течение года, особенно за последние месяцы, он значительно продвинулся в своем физическом и психологическом развитии.

К своему первому юбилею малыш уже уверенно встает на ноги и вполне нормально ходит без посторонней помощи. Он предпринимает попытки потанцевать под музыкальное сопровождение, а также немного побегать при помощи взрослых. Во время кормления дети уже сами едят с ложки и пьют из кружки. И, хотя это у них еще не совсем получается, они настойчиво совершенствуют свои навыки.

Происходит пополнение словарного запаса. Ребенок может отчетливо произнести более десяти слов. С небольшими ошибками он называет по именам всех членов семьи. Ему известны названия всех вещей, находящихся в доме, каждую из них он может показать. Ребенок удачно копирует взрослых, старается подражать им во всем. Он совершенно точно знает, где свои, а где чужие. Следует помнить, что способности каждого малыша проявляются индивидуально, у кого-то раньше, а у кого-то позже.

Очень часто происходит изменение поведения, причем не в самую лучшую сторону. Приобретенные навыки и умения, особенно возможность самостоятельно ходить, подталкивают малыша к новым исследованиям и открытиям. Малыш способен залезть в ранее недоступные места и достать оттуда все, что угодно. Очень часто дети берут цветные карандаши и разрисовывают стены.

Совершенно бесполезно ругаться или кричать на ребенка. Все его беспорядочные действия нужно взять под строгий контроль и аккуратно перевести его энергию в совершенно другое русло. Для занятий лучше всего выделить отдельное пространство, которое не жалко испортить. Это может быть участок обоев, закрытый бумагой для рисования или шкаф, в котором можно играть.

Рост и вес ребенка в 1 год

Развитие детей проходит строго индивидуально. По достижении одного года основные показатели могут отличаться в сторону увеличения или уменьшения. Границы веса мальчиков в один год находятся в пределах 8,9-11,6 кг. Девочки весят от 8,5 до 10,8 кг. К возрасту одного года рост мальчиков составляет от 72,3 до 79,7 кг, у девочек этот показатель будет 71,4-78,0 кг. Проблемы с развитием могут возникнуть из-за серьезных нарушений здоровья. Если же параметры веса и роста находятся в указанных пределах, то у родителей не должно быть повода для беспокойства.

Питание ребенка в 1 год

Несмотря на то, что ребенок уже давно питается разнообразными продуктами, рацион питания все равно необходимо тщательно прорабатывать. Рост и развитие полностью зависят от правильного и сбалансированного питания. После года задача кормления становится более сложной, поскольку пища для ребенка должна быть не только здоровой и полезной, но и вкусной. Если какой-то продукт малышу не нравится, то совершенно бесполезно пытаться накормить его насильно. Поэтому нередко приходится думать о равноценной замене, чтобы отсутствие полезных веществ не смогло нарушить рацион питания.

Приготовленные блюда по-прежнему должны быть без специй и острых приправ. Исключение составляет сахар, суточная норма для годовалого ребенка будет составлять примерно 30 граммов.

До настоящего времени сохраняется пятиразовое кормление. В перерывах, в случае необходимости, можно дать кусочек фрукта, печенье или сухарик. Общее количество потребляемой пищи в течение дня должно составлять от 1000 до 1200 миллилитров. Количество выпиваемой жидкости будет около 200 мл. Поить малыша можно водой, соками или чаем.

Рацион питания сохраняется прежним и становится более разнообразным. Важной составляющей считаются молочные и кисломолочные продукты, содержащие большое количество легко усваиваемых жиров. Ребенка можно кормить творогом, кефиром и сыром, нельзя давать сливки и сметану из-за повышенной жирности этих продуктов.

Продолжается использование различных каш. Для их приготовления лучше всего подходит рис и гречка, а также овсяная, манная, пшеничная и перловая крупа. Не стоит увлекаться горохом, фасолью и другими бобовыми. В них в большом количестве содержится грубая клетчатка, которая очень плохо усваивается детским организмом.

Ежедневно в рацион следует включать мясные или рыбные продукты. Ребенок должен съедать мяса от 70 до 100 граммов в сутки, рыбы – 30 граммов.

После одного года ребенка можно кормить не только яичным желтком, но и белком. Яйца добавляются и в другие блюда, например, в омлет или запеканку. Ни в коем случае нельзя давать сырые яйца. В качестве основного источника микроэлементов, витаминов и других полезных веществ остаются овощи и фрукты. Они должны ежедневно включаться в меню.

Сон ребенка в 1 год

На состояние годовалого ребенка качество сна оказывает существенное влияние. О какой-либо определенной продолжительности сна нельзя говорить однозначно, все будет зависеть от самого малыша, от его характера и от того, как он ранее был приучен спать. Поэтому нежелательно укладывать спать или, наоборот, будить в принудительном порядке, поскольку из-за подобных действий психика ребенка может быть серьезно травмирована.

Суточная потребность сна такая же, как и в . Она составляет от 13 до 14 часов. Из них на ночной сон приходится примерно 11 часов, а все остальное время ребенок отдыхает днем. В возрасте одного года дневной сон по-прежнему разделяется на две приблизительно равные части. Таким образом, обеспечивается наиболее полноценный отдых.

Режим ребенка в 1 год

Растущий и развивающийся организм годовалого ребенка требует определенных биологических ритмов, которые могут быть сформированы только за счет точного соблюдения распорядка дня. Все необходимые мероприятия, заложенные в одни и те же часы, способствуют лучшей ориентации малыша и четкому выполнению всех намеченных процедур.

Кроме того, малыш постепенно привыкает к дисциплине, поэтому его дальнейшая или в школе пройдет совершенно безболезненно. Сами родители, ориентируясь на распорядок, смогут нормально спланировать свое время в течение дня. К этому времени малыш уже в какой-то степени привык к определенному режиму и в возрасте одного года остается только закрепить полученные навыки.

Игры для детей 1 года

Годовалый возраст считается не только сложным, но и очень интересным этапом жизни малыша. Малыш продолжает изучение окружающего мира, получает большое количество новой информации.

Игры могут быть условно разделены на определенные виды и категории. Все они способствуют обучению, воспитанию и дальнейшему приобретению знаний. Поэтому все занятия должны быть разносторонними, обеспечивающими качественное развитие ребенка. Для развития мышления кубики, мячики, различные яркие картинки, игрушки и другие предметы. Одновременно малыш должен физически развиваться. Для этого существует большое количество подвижных игр.

Много внимания следует уделять дальнейшему . Следует заботиться о пополнении словарного запаса, постоянно разговаривать с ребенком, объяснять ему вслух названия новых предметов и каких-либо понятий. Лучше всего преподносить информацию в стихотворной форме, способствующей лучшему запоминанию. Самыми верными помощниками остаются книги, особенно с детскими стихами, короткими рассказами и сказками.

Игры и занятия желательно проводить в одно и то же время. Ребенок должен быть здоров, сыт и пребывать в хорошем настроении. Занятия проводятся в течение короткого времени, чтобы не утомить малыша и не перегрузить его избыточной информацией. Ребенка нужно чаще хвалить, это значительно усилит интерес к проводимым занятиям.

Гимнастика для ребенка 1 год

В возрасте одного года распорядок дня предусматривает обязательную утреннюю гимнастику. В это время все дети уже нормально ходят самостоятельно или с помощью родителей. Они могут выполнять наклоны и приседания. В процессе ходьбы можно совершать и другие дополнительные движения. Для дополнительной физической нагрузки используются различные предметы, например, детская коляска, которую ребенок катит впереди себя. Утренняя гимнастика хорошо развивает мышцы и способствует развитию двигательных навыков. Все упражнения можно проводить в игровой форме.

Часто родители, а также бабушки и дедушки стремятся побаловать малыша «чем-то вкусненьким». К сожалению, в роли лакомства не всегда выступают полезные продукты. Между тем пищевые предпочтения, которые во многом определяют здоровье человека, формируются в детстве. Как помочь ребенку избежать пристрастия к нездоровой пище и привить ему вкус к пище здоровой?

Поговорим о правильном питании ребенка после года. Помимо того, что прием пищи восполняет затраты энергии малыша 1--3 лет, покрывает его потребность в питательных веществах (белках, жирах и углеводах), витаминах и минералах, он еще и выполняет воспитательную функцию, прививает ребенку хорошие манеры и развивает его эстетический вкус. Важно с самого раннего возраста научить малыша правильно питаться, потому что именно в этот период формируются вкусовые пристрастия. Если время будет упущено, сложно будет что-то поменять в предпочтениях малыша. Иными словами, если ребенка не научить есть рыбу или овощи именно в этом возрасте, в дальнейшем он может не полюбить эти продукты или если кроха с детства привыкает к повышенному содержанию соли и сахара в пище, то это сформирует его дальнейшие неправильные вкусовые пристрастия.

Конечно, лучше всего изначально не приучать ребенка к нездоровой пище. Именно от нас, родителей, малыш узнает, что такое пересоленные или слишком сладкие блюда. Грудное молоко имеет чуть сладковатый вкус, молочные смеси в большинстве своем пресные или безвкусные, первые прикормы тоже имеют натуральный вкус самих продуктов. А что делают многие мамы и бабушки? Они добавляют в еду соль или сахар «для вкуса», считая, что так кроха будет их есть охотнее. Делать этого не следует: с точки зрения здорового питания пища не нуждается в дополнительном добавлении сахара или соли.

Желательно начать пересматривать свой семейный рацион в сторону здорового питания еще до рождения малыша или сразу после его появления на свет. Если вы этого еще не сделали, самое время начать хотя бы с года, потому что малыш учится есть, глядя на то, как и что едите вы сами. Перейти на здоровое питание не так уж и сложно. Да, поначалу пища с малым количеством соли и специй покажется безвкусной. Но пройдет пара недель, а то и меньше - и рецепторы языка станут более чувствительными к натуральному вкусу продуктов и окажется, что он очень ярок и своеобразен.

Что следует исключить или ограничить?

Сладости. Сахар и все продукты, в которые он входит: кондитерские изделия, мороженое, подслащенные соки - ребенку до 3 лет давать вообще не рекомендуется. Это относится и к шоколаду. Помимо того, что шоколад содержит очень большое количество сахара, в нем также слишком много какао и различных добавок, которые очень часто вызывают у детей аллергию.

В качестве альтернативы можно предложить малышу зефир, фруктовый мармелад и пастилу: они не содержат сахара, а сладкий вкус им придает фруктоза (фруктовый сахар, содержащийся во фруктах и овощах), которая для организма полезна.

В принципе, травяной чай с сахаром или с вареньем иногда можно позволить ребенку в качестве лакомства, но в сочетании с другой пищей сладкое решительно противопоказано. Съеденный с крахмалами или белками, сахар вызывает гнилостное брожение и неприятные ощущения в животе малыша. Мед в умеренных количествах подобных реакций не вызывает, поэтому, если нет аллергии, 1--2 чайных ложки меда можно добавить в чай, кашу или при приготовлении десерта.

Заготовки из ягод с сахаром значительно менее вредны, чем просто сахар. Дело в том, что при хранении ферменты ягод и фруктов переводят часть сахара во фруктозу, к тому же подобные смеси содержат немало витаминов. Но все равно варенья, джемы и прочие «живые» изделия на основе сахара - это продукты, которые нужно есть понемногу: не более 3--5 чайных ложек или 7--10 ягод из варенья в виде лакомства и не каждый день.

Соль. В идеале в детском питании соль почти не употребляется. Норма соли для детей 1--3 лет - до 3 г в сутки - это около половины чайной ложки, и на вкус взрослого детские продукты должны быть недосолены. Избыток соли вызывает задержку жидкости в организме, что приводит к повышенной нагрузке на почки и сосуды ребенка. Обычно при приготовлении пищу ребенку не подсаливают - достаточно той соли, которая содержится в самих продуктах.

Из меню малыша исключаются хрустящий картофель, соленые крекеры, некоторые сыры (которые обладают соленым вкусом) и другие пересоленные продукты.

Грибы. В питании ребенка до трех лет не допускаются такие продукты, как грибы: они очень трудно перевариваются в кишечнике. К тому же, грибы, подобно губке, вбирают в себя огромное количество тяжелых металлов, токсических и радиоактивных веществ. Это может вызвать у ребенка расстройство желудка или отравление.

Приправы. Для повышения вкусовых качеств пищи можно использовать приправы (с года - петрушку, укроп, базилик, кинзу, а с 1,5--2 лет - чеснок, лук, щавель). Лучше, если эти приправы будут заготовлены самостоятельно: укроп, кинзу, базилик и петрушку можно высушить или заморозить, зеленый лук можно выращивать на окне практически круглогодично или покупать свежий, чеснок в свежем виде следует добавлять мелко порубленным в уже готовые блюда.

Магазинные специи, а особенно их смеси, в детском питании не используются. Дело в том, что такие наборы специй зачастую содержат, помимо трав, еще соль и усилители вкуса, такие, как глутамат натрия. Это вещество участвует в передаче импульсов в центральной нервной системе, оказывают выраженное возбуждающее действие и применяется в психиатрии как лекарство. Пища, содержащая много глутамата, вызывает как физическое, так и психическое привыкание. Этот усилитель вкуса является причиной болезней пищеварительной системы, таких, как гастрит или язва желудка, а в экспериментах было доказано его негативное влияние на мозг и на сетчатку глаза. Дети, часто употребляющие пищу с глутаматом натрия, жалуются на головные боли, учащенное сердцебиение, слабость в мышцах, жар; также глутамат натрия изменяет гормональный статус в организме. А содержится он как раз не только в специях, но и в продуктах «фаст-фуда», колбасах и копченостях. Большое количество этой пищевой добавки, а также красителей и соли содержится в чипсах, сухариках и различных снеках. Кроме того, они содержат большое количество так называемых пустых калорий, которые вызывают ложное чувство насыщения и ожирение, отбивают аппетит, а пользы для организма не приносят никакой. Способ их приготовления – а именно жарка в кипящем масле, причем неоднократно используемом – приводит к образованию в продукте большого количества веществ-канцерогенов. То же самое относится и к другим блюдам, которые готовят по аналогичной технологии, например к картофелю фри, употребление которого ребенком вообще недопустимо.

Уксус, перец, томатные соусы, горчица, маринады и другие острые или кислые приправы призваны «улучшить» вкус блюд. Они прекрасно справляются с поставленной задачей, но при этом сильно раздражают пищеварительные и выделительные органы, мешают их нормальной работе и способствуют развитию многих болезней, поэтому в питании детей раннего возраста эти приправы недопустимы. Также недопустимо употребление ребенком майонеза: это высококалорийный продукт, более чем на 65% состоящий из жира. В нем содержится большое количество натрия и холестерина.

Жареное. Все жареное для ребенка до 3 лет под запретом, потому что при данном виде обработки образуются ядовитые и канцерогенные вещества (от лат. cancer - «рак» и генус - «вызывающий» – химические вещества, воздействие которых на организм при определенных условиях вызывает рак и другие опухоли), особенно когда жир со сковородки пускают в ход по несколько раз. Много ядовитых соединений получается и при нагревании растительных масел. Румяные корочки, такие аппетитные и вкусные, чрезвычайно трудно усваиваются и способствуют развитию гастрита (воспаления желудка), колита (воспаления толстой кишки), язвы, заболеваний печени и почек. К тому же, жареные продукты содержат переизбыток жиров.

Как готовят блюда для детского питания?

Пищу для ребенка старше года готовят несколькими способами:

1) варят; это относится к приготовлению овощей, мяса, яиц, рыбы, каш и крупяных гарниров. После варки, в зависимости от возраста ребенка, пища измельчается на более или менее крупные кусочки, разминается вилкой;

2) готовят на пару (овощи, мясные или рыбные котлеты, омлеты). Для этих целей очень удобны современные пароварки, которые сохраняют большинство витаминов;

3) запекают в духовом шкафу, в рукаве, фольге. Таким образом готовятся всевозможные запеканки, рыба, мясо и овощи;

4) для детей старше 2 лет разрешается легкое обжаривание продуктов в растительном масле, а затем тушение. Таким способом можно приготовить рыбу, мясной гуляш, котлеты и тефтели.

Маргарин . В рационе малыша до 3 лет не должно присутствовать маргарина, искусственных жиров, сала и продуктов, приготовленных на них. Маргарин представляет смесь животных и растительных жиров, подвергнутых гидрогенизации - насыщению молекул жирных кислот атомами водорода. Мутированные молекулы жирных кислот, доля которых в маргарине достигает 40%, повышают уровень холестерина в крови, нарушают нормальную работу клеточных мембран, способствуют развитию сосудистых заболеваний, отрицательно сказываются на формировании половой функции. Сало является тугоплавким жиром, на его переваривание требуется выделение большого количества пищеварительных ферментов поджелудочной железы и печени, что приводит к их перенапряжению и срыву. А это может проявляться диареей, тошнотой и болями в животе.

Колбасы . Продукты переработки мяса, к которым относятся все колбасы (и вареные, и копченые), а также копченая, вяленая или сушеная рыба, ветчина, копченая грудинка в детском питании тоже недопустимы. В копченостях много раздражающих веществ и соли, они довольно ощутимо «бьют» по пищеварительным и выделительным органам. К тому же, эти продукты содержат большое количество красителей, ароматизаторов, пищевых добавок и уже упомянутых ранее канцерогенов.

Консервы . Мясные и рыбные консервы (если это не специализированные детские продукты, а обычные «взрослые» консервы из ближайшего магазина) насыщены солью, перцем, уксусом и различными консервантами. В питании детей они присутствовать не должны. То же самое относится и к домашним заготовкам, в которые обычно добавляют много специй, соли, уксус или аспирин, которые крайне негативно влияют на работу желудка и кишечника малыша.

Сдоба и кондитерские изделия . Стоит ограничить (но не полностью исключить) из рациона ребенка такие продукты, как булочки, плюшки, пирожки, обычное печенье. Они содержат большое количество калорий, сахара и при систематическом употреблении могу приводить к избыточному весу. Можно дать малышу на полдник сдобную булочку (примерно 50 г) или пирожок, но не в каждый прием пищи. А печенье лучше всего давать специальное – детское. В отличие от взрослого, оно не крошится, а тает во рту, поэтому ребенок не подавится крошками. Детское печенье производится без применения красителей, консервантов, ароматизаторов и других искусственных добавок. Можно также давать малышу галетное печенье или сушки.

Каши с добавками . Отдельно хочется остановиться на детских кашах с добавками: обычно они имеют в своем составе достаточно большое количество сахара, к тому же многие из добавок (например, некоторые фрукты или шоколад) сами по себе являются аллергенными продуктами, которые в детском питании не приветствуются. Самое лучшее - добавить в обычную кашу кусочки свежих фруктов или небольшое количество ягод: получится и вкусно, и полезно.

Напитки

Оптимальное питье для ребенка - обычная чистая питьевая вода без газа. С 2 лет можно давать ребенку небольшое количество столовой негазированной воды: на этикетке должно быть написано, что вода слабоминерализованная или питьевая (ни в коем случае не лечебная). В питании ребенка до 3 лет несомненную пользу представляют свежевыжатые соки. Однако следует запомнить, что для детей первых трех лет жизни свежевыжатый сок рекомендуется разводить водой в соотношении от 1:1 до 1:3, потому что концентрированный сок содержит большое количество органических кислот, которые могут раздражать нежную пищеварительную систему ребенка.

Очень полезны компоты их свежих фруктов или сухофруктов, различные морсы, настои и травяные чаи. Последние выполняют еще и терапевтическую функцию – способствуют нормализации сна, возбуждают аппетит, помогают при простуде или снижают нервную возбудимость.

Что ребенку пить не стоит? Все современные сладкие газировки готовят из воды, концентрата и насыщают углекислотой. Уже из этого состава понятно, что пользы для маленького ребенка в них нет никакой. Подобные напитки содержат слишком много сахара, порой более 5 чайных ложек на стакан. Это количество сахара не может не сказаться на работе поджелудочной железы и эндокринной системы. Кроме того, оно может стать причиной кариеса при регулярном потреблении такой воды. К тому же, такие напитки не утоляют жажду - при их употреблении жажда только усиливается, что приводит к задержке жидкости и отекам.

Многие производители добавляют в напитки вместо сахара его заменители: такие продукты содержат меньше калорий и продаются под эмблемой «лайт». Увы, и они достаточно опасны для организма ребенка. Ксилит и сорбитол, являющиеся сахарозаменителями, способны провоцировать мочекаменную болезнь. Сахарин и цикломат являются канцерогенами, которые способствуют развитию раковых опухолей. Аспартам способен вызывать аллергию и негативно действует на сетчатку глаза, что может привести к снижению зрения.

Концентратами, из которых готовят напитки, являются лимонная или ортофосфорная кислоты, они образуют основу вкуса газированной воды и служат консервантами. Эти кислоты раздражают слизистую оболочку, вызывают микроповреждения во рту, пищеводе и желудке, плохо влияют на зубную эмаль (особенно лимонная кислота). Но более опасна ортофосфорная кислота, так как при регулярном попадании в организм она способствует вымыванию из костей кальция, в котором многие дети и так испытывают недостаток. Недостаток кальция приводит к такому тяжелому заболеванию, как остеопороз – ломкость костей при минимальных нагрузках.

Не прибавляет пользы газированным напиткам и добавка в виде кофеина, который используется в качестве тонизирующего средства. Употребление такой газировки приводит к перевозбуждению нервной системы, что детям совершенно противопоказано.

И наконец, углекислый газ, который содержится в газированной воде, сам по себе не вреден, но вызывает отрыжку, вздутие живота, повышенное газообразование и не разрешен детям первых лет жизни.

Основные правила выбора продуктов для ребенка

1. Выбирайте продукты с пометкой «Предназначены для питания детей раннего возраста» или продукты специально для детского питания.

2. Внимательно читайте этикетки, обращайте внимание на цвет и консистенцию продуктов: если какой-либо из компонентов продукта вызывает у вас сомнение, лучше отказаться от покупки.

3. Продукты для детей не должны содержать пищевых добавок, консервантов, стабилизаторов и прочей «химии».

4. Продукты должны содержать минимум соли или сахара, а лучше - не содержать их совсем.

5. Обращайте внимания на срок хранения: натуральные продукты не могут иметь длительного срока годности, особенно это касается молочной продукции. Если срок хранения таких продуктов превышает несколько суток (обычно 3--5), от таких продуктов лучше отказаться.

6. Обязательно пробуйте все продукты сами перед тем, как дать их детям: продукт может оказаться чересчур сладким или ароматизированным.

Как уменьшить риск?

Если малыша все же угостили шоколадками, газировкой или еще чем-либо из перечисленного выше, не заостряйте внимание ребенка на этом продукте. Просто предложите альтернативу: вместо шоколадки – зефир или мармелад, вместо газировки – фруктовый сок. Если малышу очень хочется, чтобы в напитке были пузырьки, пойдите на хитрость: разведите сок минеральной водой - будут и пузырьки, и польза. Также необходимо, чтобы в вашем доме запрещенные продукты отсутствовали и ребенок их не видел, тогда и желание попробовать что-то вредное будет сведено к минимуму.

Не стесняйтесь проинструктировать родственников, как и чем нужно кормить малыша в ваше отсутствие, напишите им полный список продуктов, которые малышу давать не следует. Для того чтобы лишний раз не провоцировать ребенка, старайтесь не посещать кафе «фаст-фуд», особенно где он может увидеть других детей, аппетитно жующих картошку фри или еще какие-то запрещенные блюда.

Многие родители жалуются, что продукты из здорового меню малыш ест с неохотой. Тут тоже есть небольшие хитрости: позвольте ребенку самому приготовить себе, например, салат или кашу. Пусть по мере своих сил принимает активное участие в приготовлении пищи - это же так интересно, тогда и есть он ее будет с большим аппетитом. Никогда не стоит заставлять малыша есть насильно. Пусть лучше съест немного, но с аппетитом, чем полную порцию со слезами.

Всегда красиво и с фантазией подавайте блюдо: обычную кашу можно превратить в море, если сделать в ней кораблики из детского печенья и островки из кусочка яблока. Каждый потопленный корабль отправляется ложкой в рот. Включите фантазию, и пусть малыш вам помогает. Когда вся семья будет собираться за столом, пусть у ребенка будет своя должность – он будет помогать сервировать стол, тогда прием пищи со временем превратится в своеобразный ритуал и будет способствовать формированию правильных пищевых привычек и чувству вкуса.

Дети стремительно развиваются. Возрастает потребность увеличить поступление питательных веществ в организм. Наступил момент, когда следует пересмотреть кормление крохи. Независимо от получения грудного молока, питание ребёнка в 1 год должно дополняться кашами, супами, овощами и фруктами, а также нежирным качественным мясом.

Физическое развитие зависит от того, как составлен рацион питания маленького ребёнка в 1 год.

Как подобрать полезные компоненты, учитывая особенности организма? Стоит ли приучать к взрослой еде? Какого количества приёмов пищи придерживаться?

К этому времени уже может вырасти 8 зубов. Не стоит беспокоиться, если их меньше, так как всё индивидуально.

Желудок начинает работать активней. Полной зрелости активность его ферментов не достигла, а вместимость доходит до 200–300 мл. Переваривается еда 4 часа – это прекрасная возможность кормить через 4–5 часов.

К двенадцати месяцам детишки пытаются встать на ножки, увеличивая нагрузку на еще неокрепшие кости, поэтому повышается необходимость в кальции. Следовательно, рацион питания нужно обогатить продуктами: творог, сыр и яйца. Это обеспечит нормальный рост ребёнка в 1 – 1,6 года.

Как кормить

При появлении зубов надо иногда давать кусочки еды до трёх сантиметров для развития жевания. Дитя начинает понимать вкус продукта, формируются привычки. Для оптимального усвоения срабатывает условный пищевой рефлекс: надо приучать принимать еду вовремя, постепенно вводить новые продукты.

Питание маленького ребёнка в 12 месяцев должно быть разнообразным и сбалансированным по основным полезным веществам.

Продукты, богатые белками, должны обогащать пищу, тогда малыш будет расти и развиваться, согласно возрастным нормативам.

Огромную роль играет молоко. Оно формирует иммунную систему, улучшает работу пищеварения.

Очень важно кормить творогом, сыром – это ценные источники кальция, который нужен для костей и зубов крохи. При выявлении непереносимости белков коровьего молока, можно заменить готовыми сухими смесями.

Необходимо очень осторожно вводить молочные продукты, учитывать сроки хранения. Лучше отдать предпочтение готовой детской еде.

Кефир и йогурт сбалансируют работу пищеварения. Микроорганизмы, входящие в их состав, улучшают микрофлору кишечника, способствуют профилактике запоров. Нежирным творогом рекомендуется кормить перед сном, это успокоит пищеварительную систему.

Все компоненты молока находятся в необходимом для организма соотношении, что отлично сказывается на здоровье.

Это ценный продукт, который содержит жиры животного происхождения, играющие роль в построении тканей детского организма. Желток включает ценные жирорастворимые витамины, поддерживающие рост и оптимизирующие работу внутренних систем. Минералы помогают сохранять здоровье кожи.

Прикармливать малыша куриными яйцами можно в количестве 1-2 штук 4 раза в неделю, а перепелиными по одному в день.

Яйцо – диетический продукт. Первый раз следует дать желток размером с горошину утром, а вечером понаблюдать за возможными негативными реакциями. Белком кормят детей старшего возраста.

Перепелиные яйца по пищевым свойствам ценнее куриных, но принципиальной разницы в пользе нет.

Мясо

Без определённой нормы питание маленького ребёнка в 1 год будет неполноценным: он не сможет расти и правильно развиваться. Мясо – незаменимый источник белка, аминокислот, которые не синтезируются организмом. Оно улучшает кроветворную функцию благодаря содержанию легкоусвояемого железа, предотвращает развитие анемии.

Желательно разнообразить меню нежирной говядиной, свининой, индейкой, курицей. Идеально подойдёт крольчатина.

Ежедневно необходимо прикармливать мясом в количестве 100 грамм. Желательно принимать пищу в первой половине дня из-за долгого ее усвоения. Можно кормить печенью. Рекомендовано отказаться от колбасных изделий. Детские мясные консервы тоже подойдут для ежедневного приёма.

Польза жидкости

Вода является важным компонентом многих процессов организма. Без неё невозможен хороший обмен веществ. Обезвоживание – причина появления заболеваний, особенно детских.

В жаркую погоду происходит обильное потовыделение, поэтому организм теряет огромное количество жидкости. Чтобы избежать этого, рекомендуется ребенка часто поить водой. Пока малыш еще не может сообщить о желании попить, нужно самим периодически предлагать. Нельзя поить во время еды, так как жидкость разбавляет желудочный сок, и усвоение питательных веществ станет хуже.

Рекомендовано поить водой, подогретой до температуры тела, так как холодная жидкость является причиной ангины и ларингита. Питьё можно разнообразить готовыми детскими соками. Компот также полезен растущему организму. Он содержит необходимые витамины, минералы. Напиток прекрасно утоляет жажду, однако, желательно уменьшить количество сахара в компоте либо вовсе исключить: из-за большого содержания витамина С он может раздражать слизистую оболочку желудка.

Компот не заменит свежую воду, поэтому кроху необходимо поить, когда возникает потребность.

Сколько раз принимать пищу

Педиатры советуют кормить 5 раз в день, возможно, ограничиться до 4 раз. График питания маленького ребёнка в 1 год зависит от распорядка, который он установит. Наблюдайте, тогда поймёте, как кормить.

На страже желудка

Не давайте одно и то же блюдо в течение дня. Лучше повременить с макаронами. Пищевая ценность их минимальна, а нагрузка на желудок огромная. Если решили начинать прикорм такими изделиями, то обязательно из твёрдых сортов пшеницы.

Разрешается добавить в меню белый хлеб, постепенно приучать к ржаному и чёрному.

Соблюдая режим питания ребёнка в 1 год, пищеварительный сок выделяется ко времени приёма еды. Это сказывается на лучшей усвояемости, способствует аппетиту. Желательно завтракать с 8-9 часов утра. Необходимо избегать перекусов.

Распределение еды на день

Кормят кроху практически всем, кроме яичного белка, сладостей, копчёной, острой пищи. Различные продукты имеют оптимальное время приёма, так организму проще переварить еду, усвоить максимальное количество питательных веществ.

Сытная пища хорошо усваивается в первой половине дня. Оптимальное время для мяса и рыбы – обед. Молочные изделия всегда хорошо усваиваются.

Необходимо обязательно сбалансировать диету по основным питательным веществам. Если кормить похожими продуктами, следует уменьшить долю каждого. Белки, жиры, углеводы необходимы ежедневно.

Готовим еду

Для приготовления пищи, овощи, мясо, рыбу рекомендуют варить, тушить, запекать. Специи и соль желательно избегать. Полезно потушить на сковородке морковь, лук с небольшим объёмом воды для приготовления супа.

Предпочтительно измельчать продукты, постепенно добавляя кусочки для развития жевания. Главное, соблюдать чистоту приготовления. Необходимо приучать карапуза мыть руки перед едой.

Если кроха – аллергик

При непереносимости определённых продуктов, желаемое разнообразие сильно уменьшается. Полностью исключают: мёд, цитрусовые, красные ягоды, шоколад, конфеты, рыбу, орехи. А также мучное, молоко, яйца, помидоры, куриное мясо.

При тяжёлых случаях необходимо обратиться к врачу. Он назначит анализы на аллергены.

Подбираем еду грамотно

Начинаем с насыщенного белками и углеводами завтрака: омлет, каша, суп, яйца, творог.

На десерт дать фруктовое пюре, морс. Стимулируется выработка пищеварительных ферментов, желудок подготовится к дальнейшему приёму еды.

Малютка может съесть на обед рыбный бульон, нежирный суп с мясом, овощное пюре.

На полдник можно предложить молоко, йогурт, дать блины, печенье.

Ужинать лучше лёгкими кашами либо овощами.

Стакан нежирного кефира перед сном.

В день годовалому ребенку нужно употреблять 1300 ккал. Объём пищи составляет 1250 мл в сутки.

Нельзя кормить:

  • жареным,
  • жирным,
  • колбасными изделиями,
  • экзотическими фруктами,
  • копчёностями,
  • конфетами,
  • продуктами с красителями, ароматизаторами,
  • грибами.

Нюансы

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, переводятся на обычную пищу так же, как молочные сверстники. Режим питания ребёнка в 1 год не отличается от приёма еды младенцем.

Следует учесть, дитя стало теперь активнее, больше времени бодрствует, значит, необходимы изменения в питании. Не нужно кормить ночью. Чтобы малыш проголодался, достаточно сделать 4-5 часовой интервал между приёмами пищи. Такой способ поможет адаптироваться к садику.

Вводим правильно новые продукты

Следует начать прикорм маленькими порциями. Надо наблюдать реакцию организма, особенно касается аллергиков. Одновременно запрещается вводить несколько незнакомых продуктов, иначе нельзя выяснить, что дало негативную реакцию у малютки. Следует перестать кормить новой едой при незначительном аллергическом ответе в виде высыпания на лице или теле.

Естественно, кроха может отказаться от некоторых блюд. Нельзя заставлять полностью есть порцию: ребенку нужно привыкнуть к новому продукту. Учитывайте предпочтения малыша.

Десерт

Разумное количество сладкого не повредит здоровью. Кормите смело мармеладом, пастилой, зефиром. Пробуйте мёд с большой осторожностью, так как он аллерген. Главное, десерт не должен заменять полноценный приём пищи.

Здоровый завтрак

Каша – полезная еда для крохи. Бывает молочной и без молока. Желательно избегать кормить малютку одним блюдом весь день.

Обязательно приучайте кроху есть суп, поскольку он улучшает процессы пищеварения, удовлетворяет требованиям в полезных веществах, как диетическая еда не перегрузит организм. Рекомендовано отказаться от пережаренного на масле лука, моркови. Количество соли минимизировать.

Суп – это обилие целебных овощей, которые содержат витамины, минералы, биологические активные компоненты. Клетчатка важна для оптимального пищеварения, она улучшает моторику кишечника. Ежедневное прикармливание поможет избежать нарушений в работе ЖКТ. Суп помогает восстановить водный баланс – это замечательное средство для улучшения самочувствия!

Начни день так, как нужно!

Оптимальная еда утром – порция овсянки! Отличный заряд энергии помогает пополнить запас важных для организма минералов и витаминов. Главное достоинство – лёгкость приготовления – очень быстро варится. Каша обогащена такими микроэлементами, как фосфор, калий, марганец. Включает фтор, йод, цинк, железо.

Начинать утро с овсянки, значит, сделать огромный вклад в здоровье подрастающего малыша. Польза каши неоценима. Отмечается положительное влияние на костную ткань, улучшается работа мозга, нервной системы, пищеварительный тракт начинает оптимально функционировать.

Овсянка просто необходима для стабильной деятельности иммунитета. Железо, входящее, в ее состав, занимает важное место в кроветворении.

  • Не нужно кипятить молоко больше 3-х минут. При добавлении продукта в каши и супы, его следует вливать горячим.
  • Мясо варят единым куском. Измельчать после приготовления.
  • Кожуру нужно чистить тоньше, для сохранения витаминов.
  • Жидкость забирает питательные вещества. Очищенные овощи лучше просто промыть проточной водой, но не оставлять надолго в ней.

В процессе знакомства с большим разнообразием еды, надо не навредить подрастающему организму. Желательно, чтобы новый рацион не заставил страдать малыша.

Подводя итоги, можно перечислить принципы, необходимые при прикармливании:

  • Начинать прикорм лучше при хорошем здоровье крохи. Во время проведения прививок рекомендуется воздержаться от него.
  • Сроки и порядок устанавливает специалист. Существуют установленные очерёдности, которые необходимо согласовывать с индивидуальным развитием малютки.
  • Новое блюдо вводится постепенно. Проявление негативной реакции означает отмену прикорма на некоторое время.
  • Для приучения к новым продуктам можно использовать готовую пищу в баночках, состав которой специально подобран под нужды карапуза.

Консервы

Современный бешеный ритм жизни диктует свои правила, оставляя мало времени для приготовления еды детям. На помощь придут готовые продукты в консервах. Они измельчённые, термически обработанные.

Причины выбрать эту продукцию:

  • Отличная экономия времени. Порцию еды достаточно разогреть или развести водой.
  • Однородная кашеобразная консистенция.
  • Крупные компании изготавливают экологически чистую продукцию. Не всегда можно быть уверенным, что продукты с рынка не содержат вредных веществ.
  • Упаковка включает информацию о производителе, сроке годности, составе.
  • Разнообразие видов мяса – от кролика до индейки. В любом магазине всегда есть то, что заинтересует потребителя.
  • Приготовлено строго по ГОСТу, значит, безопасно.
  • Готовые детские консервы отличаются удобством транспортировки. Имеется герметичная упаковка. Могут долго храниться.

Огромным минусом является то, что стоит такое удовольствие недёшево. В составе таких блюд может находиться пальмовое масло, вредное для пищеварения малыша.

Плюсы домашнего прикорма:

  • Свежие ингредиенты.
  • Уверенность в чистоте приготовления еды.

Единственный минус – такая пища не хранится долго в холодильнике.

Если кроха не желает знакомиться с новой едой, рекомендуется придерживаться советов:

  • кормите голодного малыша;
  • смешивайте продукт с молоком или смесью;
  • узнайте вкусовые пристрастия малыша;
  • не заставляйте есть насильно;
  • садитесь за стол вместе с малышом;
  • учитывайте физиологическое состояние ребенка: беспокоят ли колики, режутся ли зубки, есть ли болезни.

Растить кроху несложно. Правильный выбор рецептов приготовления еды, соблюдение рекомендаций, гарантирует хорошее развитие малютки. Если не нарушать нормы, то питание ребёнка в 1 год заложит крепкий фундамент на будущее.



error: Контент защищен !!