Патриархальная семья. Большая патриархальная семья

Самым распространенным типом семьи является патриархальная. Название говорит само за себя – мужчина глава рода. В глобальном понимании он принимает важные решения, решает судьбу своих детей, распоряжается средствами и т.д.

Согласно периодизации этнографа М. М. Ковалевского, патриархальная семья пришла на смену матриархата. Главенство женщины в семье имело место во время охотничьего быта, примерно 2 миллиона лет назад, но с переходом к земледелию и образованию общин, женщина утратила свои права как главы, имущество начало становиться объектом собственности семьи, после чего право распоряжаться получил мужчина. Родство стали отмечать по мужской линии, вся община подчинялась одному человеку – отцу, мужу. В это же время появилось понятие, как право наследования, которое сохранилось в некоторых странах и по сей день.

Древние Греция, Рим, Египет существовали на единственном праве наследования: королевские семьи, как известно, передавали свой трон и корону от отца к старшему сыну. Этот же принцип сохранялся и в средние века. Даже если наследнику было всего несколько лет от роду, он все равно короновался, а до его совершеннолетия страной управлял приставленный опекун. Любая женщина, несмотря даже на самое высокое положение в обществе, была всего лишь женщиной – хранительницей домашнего очага.

Несмотря на то, что с тех времен многое изменилось, патриархальная семья и сейчас довольно распространенное явление. Право наследования в обычных семьях кануло в лету, общество стало намного цивилизованнее, но все же патриархат означает главенство мужчины в семье.

Если не вдаваться в научные термины, семья с мужчиной во главе – привычное дело в современном мире. Несмотря на демократизацию общества, равноправие мужчин и женщин, супруг часто является единственным кормильцем в семье, а женщина, по всемирно устоявшемуся стереотипу, должна отдавать все свое свободное время домашним хлопотам и уходу за детьми.

В патриархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети, в свою очередь – родителям. В основе главенства мужчины лежит его экономическая независимость – он работает, получает зарплату, содержит семью. В силу того, что он является кормильцем, он и принимает главные решения: на какой кружок записать ребенка, когда можно купить жене шубу, куда поехать летом отдыхать. Даже если супруга имеет работу и приносит в семью достаточно большие суммы, финансами все равно распоряжается муж.

В патриархальной семье есть разделения на типы. Допустим, что муж приносит основной доход, у супругов есть общие темы для разговоров, интересы и понимание. Такая семья будет вполне счастлива, и обе стороны будут вполне довольны жизнью. В случае, когда мужчина перебивается случайными заработками и хочет казаться главным, а деньги все равно приносит женщина – супруга рано или поздно взбунтуется. Она желает, чтобы ее обеспечивал любимый, а он не в состоянии осуществить мечты, требуя подчинения. Такой брак практически обречен на провал, или же – постоянные ссоры. Еще один возможный вариант патриархального типа семьи – олигарх и золушка, отношения которых не заходят дальше экономической выгоды. Этот вариант подойдет женщине, которой нужен богатый спонсор и, скажем, любовник.

Так или иначе, патриархальные семьи имеют место в современном мире. Многих женщин главенство супруга вполне устраивает. Ведь то, что мужчина является опорой семьи, еще совсем не означает ущемление прав женщины. Зато есть на кого опереться.

(греч. pater - отец + arche - начало, власть), первая историческая форма моногамной (парной) единобрачной семьи, во главе которой стоит мужчина. Возникла при переходе от матриархата к патриархату вследствие закрепощения женщин в результате ослабления их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников-мужчин. Таким образом, единобрачие появилось в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной, а как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до патриархата противоречия между полами. Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у иных народов до настоящего времени. Строго моногамной такая семья была лишь для женщины. Перед мужчинами же развитие рабства и иных форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (см. Полигиния).
В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная семья включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц. Капиталистические производственные отношения разрушили характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством (прежде всего в городе). Для многих семей экономическая функция ограничилась организацией своего быта. При капитализме отпала необходимость в больших, "неразделённых" семьях и их патриархальной структуре. Большинство семей стало состоять лишь из супругов и их детей (см. Нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический характер. Социологические исследования показывают, что подавляющее большинство семей всю свою внутрисемейную деятельность организуют на началах равенства, где решения по основным вопросам семейной жизни принимают совместно. Демократизация семейных отношений не исключает наличия в семье лидера в той или иной сфере семейной деятельности. По данным социологических опросов, в Беларуси и России не более 15% семей отмечают мужа (отца) главой семьи. В значительной части этих семей главенство мужчины обусловлено его авторитетом, а не безоговорочным подчинением жены мужу.

(Источник: Сексологический словарь)

(большая семья), форма семьи, во главе к-рой стоит мужчина. Возникла при переходе от матриархата к патриархату; состояла из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство.

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Смотреть что такое "Патриархальная семья" в других словарях:

    - (большая семья) форма семьи, во главе которой стоит мужчина. Возникает при патриархате, состоит из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство …

    - (большая семья), форма семьи, власть в которой безраздельно принадлежит старшему мужчине. Часто имеет расширенный состав, то есть включает несколько поколений родственников. * * * ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ (большая семья), форма… … Энциклопедический словарь

    Патриархальная семья - (гр. – отец, начало, власть) – семья, построенная на традициях старого отжившего общества, сходного с родовой общиной. Это семья, основанная на полной и безграничной власти отца, мужского начала. Родовая община как форма семейного сообщества… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    См. в ст. Семья … Большая советская энциклопедия

    Патриархальная семья (большая семья) - семья, состоящая из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство, с абсолютной властью мужчины как главы семейства … Социология: словарь

    И; семьи, семей, семьям; ж. 1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Обеспеченная, малоимущая с. Многодетная с. Интеллигентная, дружная, большая с. Рабочая, крестьянская с. Зажить своей… … Энциклопедический словарь

    семья - семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    СЕМЬЯ - СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в … Демографический энциклопедический словарь

    Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма… … Большой Энциклопедический словарь

    I. Семья и род вообще. II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. III. Семья и род у древних… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Мир русской женщины. Семья, профессия, домашний уклад. XVIII - начало XX века , Пономарева Варвара Витальевна, Хорошилова Любовь Борисовна. Со второй половины XIX века все больше русских женщин содержат себя сами - поступают на государственную службу, добиваются признания в педагогике, медицине, журналистике, даже в такой сугубо…
  • Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад. XVIII - начало XX века , Пономарева В., Хорошилова Л.. Со второй половины XIX века все больше русских женщин содержат себя сами - поступают на государственную службу, добиваются признания в педагогике, медицине, журналистике, даже в такой сугубо…

Большая патриархальная семья имеет в литературе и другие названия: семейная община, домовая община, домашняя патриархальная община. Это - хозяйственная группа, включающая в себя три-четыре поколения самых близких сородичей, потомков единого отца, вместе с женами их и детьми, порою с зятьями и прочими родными, принятыми в семью. Численность ее достигает ста иногда больше человек. Классический образец патриархальной семьи — югославянская задруга. В России такая группа именовалась в различные эпохи и в разных местностях - «огнище», «печище», «дым», «дом» и пр.

В основе хозяйства патриархальной семьи лежит коллективное землевладение и использование основных производственных орудий. Тогда, как в индивидуальном обладании находятся только предметы личного использования. Как само производство, так и потребление ведется всем коллективом.

Большая семейная община дифференцируется в составе рода, становится основной производящей и потребляющей ячейкой развитого патриархального общества, в большой мере замкнутым натуральным хозяйством, вырастает в самостоятельную, экономически прочную силу, приобретает все растущее общественное значение. Управление патриархальной семьей формируется изначально на демократических основаниях. Глава ее - «старший» мужчина, старший по возрасту, иногда и моложе - выборный. Только он лишь организатор и руководитель хозяйства. В процессе своей деятельности «старший» строго считается с мнением всех взрослых членов семьи. Совместно со «старшим» мужчиной патриархальная семья, как правило, имеет во главе и «старшую» женщину, обыкновенно жену «старшего». В семейном хозяйстве она управляет всеми женскими работами. Довольно стойко переживаются , и «старшая» обладает немалой властью не только в среде женской, но и среди мужчин молодого возраста дома. Женщина все-таки надолго остается «хозяйкой дома». С разрастанием патриархальной семьи, управление всем домашним хозяйством претерпевает определенные затруднения или становится и вовсе невозможным. Это в большей степени сказывается в области потребления. Готовка пищи, например, на очень многочисленную семью становится все более затруднительной. Это хорошо выражает старинная осетинская формула: «огня не хватает на всех». Семья делится на несколько частей, причем раздел совершается между старшим поколением.

Однако на данном этапе раздел семейной общины бывает не полный. Каждая выделившаяся семья получает индивидуальное жилое помещение, находящееся смежно с основным домом, и живет в определенных отношениях, ведя отдельное хозяйство. Из имущества делится только движимость, земля же остается общей. Такая группа родственных, происшедших от размежевания одной семейной группы, семей, тоже разрастающихся в крупные семьи, образует в ряде отношений все же единый хозяйственный и общественный коллектив, получивший название патронимии.

Подобная ячейка общества, которой присуще сохранение крепких родственных связей с другими поколениями – это группа людей, состоящая из мужа, жены и детей.

В таких союзах главную роль играет мужчина: он принимает решения, обеспечивает жену и детей всем необходимым и имеет право последнего слова .

Рассмотрим, чем был обусловлен патриархат в прошлом и почему в некоторых браках он остается до сих пор.

Во-первых, долгое время в равных условиях больше пропитания для мог достать мужчина. В силу своих повседневных занятий женщина вряд ли могла ходить на охоту или же трудиться на рудниках. Раз муж приносит домой еду и обеспечивает детей – то ему и достанется право голоса при всех важных решениях.

Во-вторых, одной из причин является переход от традиционного к индустриальному обществу. Кто мог больше работать на производстве? Правильно, мужчины. Специфика отношения к женщине не могла ей позволить главенствовать. В то время даже образование для «слабого» пола было практически невозможным. Только дамы высших сословий могли пройти обучение, если имели на это желание.

Вначале 20 века женщины открыто начали бороться за свои права. Не зря мы отмечаем Международный женский день именно 8 марта – в этот день в 1908 году в Нью-Йорке состоялся первый митинг о равноправии.

На сегодняшний день в России, по данным статистики, превалирует традиционный тип семьи над партнерским – многие считают, что уважать мужчину, давать ему главенствующую роль в браке – это значит уважать историю прошлых поколений.

Признаки и характеристики традиционной патриархальной модели семьи


Давайте посмотрим, что характерно для брака подобного типа. Так как формулировки черт встречаются во многих учебниках размыто, мы подготовили для Вас наиболее полный список:

  • Мужчина – носитель морального авторитета, а потому отвечает и за честь рода.
  • Общество не осуждает и охраняет право «собственности» мужа над женой.
  • Мужчина практически полностью несет ответственность за женщину и детей.
  • Муж материально обеспечивает жену.
  • Родители прививают детям с раннего возраста любовь к труду и ответственность за свои поступки.
  • Глава чтит и уважает супругу, а она – его.

Патриархат имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако при всех недостатках плюсы перевешивают – разводов в таких браках практически нет, дети и старики всегда находятся на обеспечении, так как это считается одной из традиций подобного общества.

Характерные черты семьи патриархального типа поможет проследить следующий красноречивый пример.

Ни для кого не секрет, что пара Никиты и Татьяны Михалковых считается очень крепкой – еще бы, более 40 лет в браке, дети, внуки. Сегодняшнему поколению есть чему поучиться у старшего. Статный, волевой характер Никита показал своей будущей жене еще на первом свидании. На тот момент юная Таня работала манекенщицей и всерьез подумывала о карьере модели. На их встречу девушку собирал целый коллектив подруг – она ярко накрасилась, сделала достаточно вызывающую прическу. Как только Никита ее увидел, сразу же повел особу в туалет умываться.

Однако Татьяну подобное поведение далеко не оскорбило, оно заставило убедиться ее в том, что Никита видит в ней не только красивую внешность, но и богатый внутренний мир. После свадьбы Михалков настоял на том, чтобы жена бросила модельную карьеру и занялась домашним очагом, – Татьяна уступила.

Данный пример показывает, что властный, сильный и придерживающийся традиций мужчина, способен создать крепкий долголетний союз. Однако на этом примеры не заканчиваются. Мы рассмотрим еще несколько знаменитых браков, но чуть позже.

Виды патриархального устройства семьи


Наши наблюдения позволили выделить следующие типы традиционных союзов по степени расстановки сил:

С жестким контролем

В такой ячейке ничего не делается без ведома мужа – что ни скажи, всегда должно быть так, как он решит. Этот вид редко когда встречается в настоящее время, так как был распространен в 18-19 веке. Сейчас тотальный контроль встречается разве что в очень религиозных союзах, в том числе и мусульманских, или в странах третьего мира.

Уважение и почитание мужчины

Такую позицию отстаивает наша православная церковь. Женщина тоже имеет свой вес в истории, однако главенствующую позицию героя и защитника всегда выполняет мужчина. Такой брак гармоничен сам по себе, так как выполняет свою функцию – воспитание гармоничной личности в спокойной обстановке.

Власть мужа может распространяться не на все сферы жизни.

Тогда семьи, в которых царит частичный патриархат, делятся на:

  • те, в которых мужчина руководит финансовой частью;
  • те, в которых муж отвечает за честь своей жены;
  • те, в которых дети воспитываются мужчиной.

Что значит крепкий традиционный брак, на своем примере могут показать Владимир и Тамара Винокур. Их союз разменял уже 4 десяток – а все начиналось, когда обоим только было за двадцать. Вместе их свела работа, однако, несмотря на ухаживания Вовы, Тамара первое время была непреклонна, на все отвечала отказом. Спустя какое-то время они все-таки сошлись. До брака тоже дело доходило туго, ситуация была до боли смешная: театр, в котором работала Тома, требовал московскую прописку, а потому она предложила любимому человеку… фиктивный брак. Владимир настоял на своем – и вот он, счастливый пример перед нами.

Такие союзы можно отнести по второму типу нашей первой классификации, где мужчина советуется с женщиной, но все же решение принимает сам.

Особенности нормы воспитания детей в патриархальной семье


Воспитание детей в в таких союзах принято считать строгим, но справедливым – ребенку с детства прививают ценности современного общества, однако с опорой на уважение предыдущего поколения.

Приведем несколько советов по общению с ребенком, которыми пользуются патриархальные родители.

Всегда берите ответственность за себя и свои действия

Не стоит давать ребенку право решать за родителя. Например, Вы хотите наказать своего сына за пролитый на новые штаны соус. Не нужно спрашивать, что Вам с ним делать – даже в шутку. Родитель – образец поведения для ребенка, а потому следите за своим авторитетом.

Выделяйте время на отдых

Родители смогут воспитать ребенка в спокойной атмосфере только тогда, когда приведут себя и свои мысли в порядок. Ваши эмоции напрямую отражаются на детях.

Не переносите свои проблемы на детей

Трудный день на работе или неудачный шоппинг? Не нужно высказывать свои негативные эмоции при ребенке, еще хуже, если Вы просто решите выместить на нем все. Вам легче в таком случае, а детям хуже. Да, поймать подобные ситуации первое время нелегко, однако нужно выработать привычку постоянно анализировать свои слова – так привыкнуть будет намного проще.

Давайте выбор, когда это необходимо

Чтобы Ваш малыш вырос свободной независимой личностью, нужно не только прививать семейные ценности, но и заботиться о его собственном выборе – будь то даже конфета или начинка для пирожков. Если не хотите получить неблагодарного ребенка, то с детства приучайте детей к желанию решать что-либо самостоятельно.

Обращайтесь к опыту предыдущего поколения, но и о современных ценностях не забывайте


Лучшим способом вырастить достойного человека считается перенос в его поведение тех традиций и ценностей, которых веками придерживалась Ваша семья. Не стоит забывать, что Вы – продолжатели истории, а потому можете привносить в нее что-то новое. Когда ребенок вырастет, он поблагодарит Вас за правильное воспитание.

И мы предлагаем помочь Вам в этом. Семейное древо является воплощением традиций Вашей фамилии, ее благородной историей. Наши специалисты не только создадут по Вашим пожеланиям Родословную книгу , но и помогут ее заполнить.

Пусть ребенку кажется, что он абсолютно свободен

Семью патриархального типа характеризует властная забота о своих близких. То есть это ситуация, когда ребенку кажется, что все происходит по «законам улиц», хотя на самом деле Вы сами целиком и полностью контролируете обстоятельства. Поведение ребенка при этом может варьироваться: он либо будет плыть по течению, либо начнет активно бороться с существующей ситуацией. В первом случае ребенка нужно спасать сразу же, иначе неприятности неминуемы. Во втором – стоит понаблюдать и первое время сохранять позицию миротворца. Особенно, когда чадо доверяет Вам и рассказывает все секреты.

Во многих учебниках по обществознанию сказано, что для патриархальной семьи характерен признак тотального слежения за женой и детьми и свойственен контроль за всеми процессами в доме. Однако подобный подход изжил себя и может быть губителен для брака.

Примеры патриархальной модели семьи и воспитания детей за границей


Мы уже привели примеры счастливых патриархальных браков соотечественников. А что же творится там, на другом конце света? Оказывается, и за океаном тоже есть примеры традиционных семей, в которых мужчина играет ведущую роль.

Личность Арнольда Шварценеггера известна многим: бодибилдер, актер, политик. А что же у этого мужчины с женщинами? Свою единственную он встретил на благотворительном теннисном турнире в далеком 1977 году. Мария, племянница того самого Джона Кеннеди, долго отказывала ухажеру, а в конце концов сдалась. Пара вместе уже 25 лет, у них четверо детей: 2 дочери и 2 сына.

По слухам, Арнольд, будучи на съемках, изменял своей жене. Однако ни разу никто для близких не сделал из этого скандала, а сам Шварценеггер не бросил свою благоверную с детьми. Что, собственно, и характеризует традиционный и патриархальный тип семьи.

Мишель Пфайффер, известная актриса, и телепродюссер Дэвид Кэлли вместе уже больше 20 лет. Свела их судьба на вечеринке у друзей: они оба были восхищены, насколько их взгляды на воспитание детей похожи. Именно эта тема и свела парочку. Мишель часто отмечает, насколько ее муж тверд, прямолинеен и искренен – таким, по ее мнению, и должен быть настоящий мужчина.

Историю любви длиною больше, чем в полвека, Вам расскажут несравненные итальянцы Адриано Челентано и Клаудия Мори. Она началась с разбитых лампочек, ран и чувства вины. Долго бы еще Адриано, уже известный на тот момент актер, ухаживал за еще не прославившейся актрисой, если бы не случай. После свадьбы Клаудия во всем поддерживала мужа: было время, когда Челентано для съемок фильма заложил свой дом. Однако супруга поверила в успех киноленты, и они потом вместе отпраздновали беспроигрышную партию.

Стинг и Труди Стайлер. Она – популярная телезвезда, он – талантливый певец. Об их первом знакомстве история умалчивает, но оба супруга утверждают, что это была любовь с первого взгляда. Роман они скрывали долгое время – подальше от пересудов и сплетен журналистов. Они почти 40 лет вместе – знаменательная дата! Труди никогда не давила на Стинга, всегда и во всем его поддерживала. Именно она стала той точкой отсчета, благодаря которой певец изменился в лучшую сторону. Они назначили свою свадьбу спустя 10 лет отношений. По-настоящему один из традиционных браков.

Эти примеры дают четко понять, что такое традиционная патриархальная семья, чем она отличается от других, как характеризуется и какие особенности ей присущи. После изученной статьи важно сделать вывод, что подобный брак строится на взаимном уважении, признании авторитета мужа и безграничном терпении и любви. Чаще всего именно подобный уклад помогает преодолевать новые цифры и отмечать юбилеи.

Наиболее архаичный тип - патриархальный: ведущее отношение - кровнородственное, явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей. Главенство мужа осуществляется благодаря сосредоточению в его руках экономических ресурсов и принятию основных решений, в связи с чем и происходит жесткое закрепление ролей.

Напомним, в двух классических работах - Л. Моргана и Ф. Энгельса (см. работы 1 и 2, гл. I) - патриархальная семья вычленяется как переходный институт отпарнойкмоногамноймодели. Еерасцвет относят к рубежу варварства и цивилизации. Оба исследователя за образец полагали древнеримскую семью, в которой закреплялось господство отцовской власти над определенным числом свободных и несвободных людей, объединенных целью обработки земли и охраны домашних стад. Форма брака -

многобрачие или единобрачие - не имела сколько-нибудь существенного значения.

Принципиально близкий смысл в понятие "патриархальная семья" вкладывал Ф. Ле Пле (см. работу 3, гл. I). Социолог наблюдал такие отношения у башкир, русских, проживавших на Урале, и южных славян, правда, уже в XIX в. Хотя у названных народов семья состояла исключительно из родственников и свойственников, однако хозяйство оставалось, как и в прошлом, нераздельным, а власть отца - неограниченной.

Что касается, в частности, южных славян, то у них традиционные принципы сохранялись вплоть до середины XX в. Представим их в общих чертах.

Наиболее распространенным типом семьи у этих народов бьша сложная многолинейная задруга. При сохранении основных черт, характеризующих задругу (коллективное владение землей и имуществом, коллективное потребление), эта форма семьи имела и локальные различия. Так, например, в Македонии большим авторитетом пользовались старики, независимо от пола; тогда как в Далмации отмечается власть отца - главы задруги.

Семья югославянских народов патрилокальна. Сыновья, женатые и неженатые, в подавляющем большинстве случаев оставались в родительском доме, а дочери жили в нем до тех пор, пока не выходили замуж, после чего переселялись в общину мужа. В экстраординарных случаях этот порядок нарушался. Скажем, в родительский дом могла вернуться овдовевшая дочь со своими детьми или членом задруги мог стать посторонний мужчина, долго проработав-

ший в ней по найму, а потом женившийся на одной из дочерей.

Численность семейных кланов не регламентировалась. В первой половине XIX в. нередко встречались семейства, насчитывавшие по пятьдесят и более человек; наряду с ними существовали и небольшие объединения. Многочисленные сообщества чаще встречались среди христианского, чем среди мусульманского населения.

Коллективное владение всем движимым и недвижимым имуществом задруги было обязательным условием ее существования. Это имущество или, по меньшей мере, его основная часть не подлежали распродаже. Фактическими собственниками выступали лица мужского пола, так как девушки, выходя замуж, в принципе лишались права наследства. Традиция наследования не была одинаковой во всех югосла-вянских регионах: в одних-наследниками выступали исключительно лица мужского пола, в других - формально лица обоего пола, но практически женщины отказывались от своей доли в пользу мужчин - так диктовало обычное право.

Главой задруги, как правило, был старший по возрасту мужчина-дед, отец или первый сын, лишь изредка, правда, традиция старшинства не соблюдалась и главой становился наиболее энергичный и авторитетный человек. Круг его обязанностей был весьма разнообразен. Он представлял задругу перед внешним миром, участвовал в решении общесельских дел, выплачивал налога и долги, отвечал перед обществом за нравственные поступки всех членов семьи. Он решал, а иногда участвовал в непосредственном исполнении хозяйственных дел, контролиро-

вал и направлял их, сосредоточивал в своих руках семейную кассу. Возглавлял также отправления религиозных культов, проведение семейных и календарных праздников, участвовал в свадьбах, крестинах, похоронах.

В этой общности царила строгая иерархия. Слово главы задруги было законом для каждого ее члена; любые распоряжения выполнялись беспрекословно. Авторитет других членов семьи находился в прямой зависимости от их пола и возраста. В патриархальной семье наиболее уважаемыми были пожилые люди, с мнением которых все считались. Повсеместно закрепился обычай вставать при входе в дом более старшего, не курить в присутствии отца и оказывать другие знаки внимания старшим, например, целовать им руку (в областях восточного влияния), называть их на "вы" (в областях с западным влиянием). Нелишне подчеркнуть: по преимуществу почесть высказывалась мужчинам, они обладали большими правами, чем женщины, и находились по сравнению с 1шми на более высокой ступеньке иерархической лестницы. Женщина, за редким исключением, бьша лишена правттгогоса и "находилась в подчиненном положении. Исключительно точно характеризует отношение к женщине один из ответов, полученных в Боснии, во время анкетного опроса, проведенного перед первой мировой войной. Эта запись гласила: "Мужчина пяти лет старше, чем женщина пятидесяти". Вплоть до середины XX в. женщины ели во вторую очередь, после того как мужчины закончат тра-

пезу. Особым бесправием отличалось положение младших невесток. Дедо_вл»Мг-что « среди женщин существовала своя иерархия, во главе которой стояли бабушка, мать, а также старшие невестки. Все они, независимо от статуса и возраста, не могли публично, в присутствии других членов задруги высказывать свои чувства, радоваться или грустить.

Трудовая деятельность также регламентировалась возрастом и полом. Например, уход за птицей, а иногда за свиньями поручался детям. Старики и больные выполняли наиболее легкие работы. Главным, однако, было половое разделение труда. Мужчины обычно выполняли наиболее тяжелые работы по обработке земли, уходу за скотом, заготовке дров, ремонту строений и орудий труда. Случалось, что в период спада сельскохозяйственных работ они занимались отходнымипромысламиили торговали продуктами земледелия и скотоводства.

Женские работы сосредоточивались.главным образом вокруг обслуживания членов задруги - это заботы о пище и одежде, уборка дома и двора. Работы расписывались между женщинами семьи и выполнялись одними и теми же лицами постоянно или какое-то длительное время. Они, разумеется, принимали участие и в сельскохозяйственном труде - пололи, жали, убирали урожай, обрабатывали сады. Вместе с мужчинами женщины уходили на летние пастбища, где жили в течение всего периода вьшаса скота и заготавливали молочные продукты. Им принадлежало и первенство в занятии домашними ремеслами - прядением, ткачеством, вязанием и вышивкой (4, с. 84-103).

Имеется целый ряд значительных свидетельств, определенно говорящих о том, что патриархальная семья - феномен не сугубо европейский. По меньшей мере, в Азии на протяжении тысячелетий она столь же широко была распространена по территории многих стран.

Больше того, несмотря на определенные нюансы, обусловленные главным образом религиозно-кастовой системой, базовые линии традиционной семьи Запада и Востока созвучны.

Согласно сводке Т. Ф. Сиверцевой, в так называемых развивающихся странах (Иордания, Ирак, Иран, Турция, Индия, Цейлон и др.) до последнего времени господствующее место занимала сложная (нераздельная) семья, которой характерно доминирование мужской власти, превалирование клановых интересов над индивидуальными, почитание старших, минимальное использование средств контроля над рождаемостью, низкий уровень разводов, распространение, наряду с моногамией, и полигамии (5, с. 29, 30). Словом, перед нами портрет классического патриархального семейства.

Другой источник свидетельствует: относительно недавно основой социальной структуры японского общества являлись большие клановые дома - "иэ". Отличительная черта "иэ" как формы семейной организации состояла в следующем - старшие сыновья в качестве продолжателей рода оставались после вступления в брак в доме родителей. Глава дома пользовался непререкаемым авторитетом и властью. В соответствии с традициями он распоряжался всем имуществом. От его воли зависела судьба всех членов

семьи, к примеру, заключение браков детей и внуков. Главенство мужчин над женщинами было закреплено не только обычаями, но и законом. В "иэ" отдельные индивиды поступались своими личными потребностями в пользу общих интересов.

Со второй половины текущего века наблюдается постепенное снижение доли таких "домов". Косвенно подтверждается эта тенденция неуклонным уменьшением средних размеров семьи и быстрым ростом общего числа семей. Если в 1955 г. средний размер японской семьи составлял приблизительно 5 человек, то 20 лет спустя - около 3,5 человека; с 1970 по 1975 г. общее число семейвозросло на 15,9% (6, с. 6- 8). Несмотря на значительное ослабление за последние десятилетия силы обычаев, тем не менее они дают о себе знать и в конце столетия. Духовные и социальные традиции клановой семьи нередко проявляются в таких бытовых ситуациях, как свадьба и похороны, наследование и контакты с соседями.

30 Блестящей иллюстрацией, высказанной мысли может послужить выдержка из письма лауреата Нобелевской премии Кэндзабуро Оэ. "Недавно я отправился на прогулку по центральным улицам Токио, - повествует он, - ... и заметил на телеграфном столбе поблекшую от дождей листовку какого-то патриотического союза. Ее авторы, ссылаясь на непреложные заповеди иерархической системы с ее вертикальным стержнем "повелитель - подданный", обвиняли меня в том, что в прошлом году я отказался принять орден за заслуги в области культуры. Читая вынесенный мне приговор, я... всем своим нутром "ощутил", как жало этики, наполнявшей меня трепетом в детстве, впиталось в ткань всего нашего нынешнего бытия"(7, с. 231).

Несколько эскизных зарисовок, полагаю, позволят идентифицировать совпадающие принципы сложной (патриархальной) семьи как внутри азиатского, так и в сопоставлении с европейским континентом.

Молодые люди в большинстве развивающихся стран не могли (и частично не могут и до сих пор) знакомиться без разрешения родителей. Брак чаще всего заключается как сделка, основой для которой служит имущественное и социальное равенство.

В довоенной Японии преобладали браки по сговору. Главными действующими лицами в подготовке к таким бракам выступали не столько жених и невеста, сколько их родители, а также сваты и свахи. После свадьбы жены по большей части переселялись в родительский дом мужей и становились зависимыми членами его семейного клана, возглавляемого либо дедом, либо отцом мужа. Бракосочетание детей рассматривалось родителями и жениха, и невесты как важное общее дело, связанное прежде всего с хозяйственными и материальными расчетами. Скажу больше, и в послевоенный период в течение ряда лет, после введения новых законов, прежняя практика заключения браков по сговору продолжала преобладать не только в деревнях и провинциальных районах, но и среди мелкобуржуазного населения Токио и других крупных городов страны.

В сложных семьях арабского Востока, Пакистана и Индии уход за детьми и их воспитание по традиции осуществляются не только родителями, но и родственниками и близкими соседями. Дети содержатся общиной, при этом от них требуется участие в кол-

лективной хозяйственной деятельности. Эта активность, кстати, никогда не воспринимается с их стороны как принуждение.

Такой же порядок находим у японцев. Их стремление к сохранению своих родов в первую очередь объясняет высокий уровень рождаемости, который наблюдался в стране как в довоенные, так и в первые послевоенные годы. Типичными для того периода были семьи с большим числом детей, воспитанием которых, наряду с родителями, занимались проживавшие совместно в общем "доме" ("иэ") деды и бабушки, старшие братья, сестры и другие ближайшие родственники 31 .

Японцы, руководствуясь конфуцианскими заповедями, проявляли к своим престарелым родителям и прародителям максимум заботы и уважения, оказывали им всевозможные почести. Уход за старейшими членами и их содержание, даже в ущерб собственным потребностям, рассматривались ими как императивный моральный долг, как дело чести всей семьи. В исполнении этого долга они видели естественное выражение своей благодарности родителям. О традиционном почитании японцами старейших членов семьи напоминают и сегодня различные юбилейные торжества, устраиваемые детьми в честь своих престарелых родителей. В прошлом первый стариковский юбилей отмечался в 40 лет. Следующим праздником, зачастую устраиваемым сыновья-

31 Даже в начале 90-х годов в Японии насчитывалось 35,2% трехпоколенных семей, для сравнения в Южной Корее - 19,3%, в США - 6,1% (8, с. 19).

ми и дочерьми родителям, является "хонкэ гаэри" - день, когда исполняется 61 год. С этого момента, по старинному поверью, начинается возвращение пожилых людей в период второго детства. Отмечаются иногда и такие даты жизни престарелых родителей, как семидесятилетие (коки-но иваи) и семидесятисемилетие (ки-но иваси). Одно дело праздники, другое - рутинная жизнь. Право, и здесь можно говорить о большой сплоченности поколений. Так, опросы общественного мнения показывают, что большинство (70%) молодых японцев и столько же пожилых выступают за совместное проживание.

И в других районах Азии, например в Индии, старикам оказывается более существенная помощь в нераздельных семьях относительно нуклеарных. Обследования, проведенные в сельских районах этой страны, показали, что доля сыновей, максимально помогающих отцам, составляет 67% в "сложных" семьях и только 9% - в "простых".

И еще одна кардинальная характеристика патриархальной семьи - взаимоотношения мужа и жены.

В довоенной Японии всевластие мужа и подчиненное положение жены в семье утверждались и обычаями, и моралью, и законами. За мужьями закреплялось безраздельное право собственности на имущество, волей супруга определялись и положение жен в семьях, и трудовая деятельность, и их досуг. Можно смело утверждать, что и во второй половине XX в. взаимоотношения супругов пронизаны духом главенства мужа и подчиненностью жены, несмотря на принятые законы, уравнивающие супругов в правах. В специальной работе "Японская семья", издан-

ной в 1980 г. Управлением экономического планирования, сделана характерная для традиционного общества запись: "Что касается роли супругов в семье, то всеобщее мнение сводится к тому, что дело мужа - это зарабатывать деньги на жизнь, а роль жены состоит в том, чтобы обучать детей, воспитывать их, заботиться о родителях, вести семейные бюджетные дела и т. д." (6, с. 46) 32 .

Важный показатель японского семейного образа жизни-раздельное времяпрепровождение супругов в часы досуга. Так, опрос, проведенный Министерством труда в 1965 г., выявил, что "часто" отдыхают и развлекаются совместно лишь 12,3% супружеских пар, "иногда" - 41,1%и "почтиникогда" - 3,7% (6, с. 57). По мнению ряда местных социологов, причина разобщенности в отдыхе большинства супругов кроется в национальных традициях, согласно которым издавна в стране мужья и жены проводили свое время порознь, исходя из предпосылки, что интересы и развлечения у мужчин - одни, а у женщин - другие.

Несмотря на значительный вклад женщин ряда развивающихся стран Востока в народное хозяйство, их-статус. определяется главным образом экономическим положением отца, мужа или сына. Иначе говоря, не профессиональная активность, а система

32 Согласно упомянутому сравнительному исследованию, к примеру, ответственность за расходование повседневных средств приходится на долю жены: в Японии - 82,7%, в Южной Корее - 79,3%, тогда как в США - 40,9%, противоположное распределение ответственности у мужчин (соответственно) - 3,6, 6,7 и 31,3% (8, с. 87).

родства является ведущим показателем "социальности" женщин. Деятельность женщины была (и во многих случаях остается и поныне) прежде всего ориентирована на семейный круг обязанностей: рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, у£од за стариками.

Число детей (особенно в странах ислама) также влияет на престиж жены: чем детей больше, тем выше ее цена. Профессиональная деятельность в материковой Азии не только не повышает, но в ряде стр ан даже снижает социальный статус женщин, поскольку означает, что отец или муж не в состоянии ее обеспечить. О том же в принципе свидетельствует и факт, что из двух девушек - работающей и воспитывающейся дома - предпочтение на "брачном рынке" до сих пор отдается второй. Мало того, в мусульманских регионах, скажем, в Пакистане, ограничение женского труда домашними рамками является вопросом семейного престижа.

Уверен, даже бегло проделанного в параграфе анализа достаточно, чтобы констатировать следующее: несмотря на ярко выраженную этнопсихичес-кую специфичность народов, а подчас и сознательную их изолированность от окружающего мира, классическая патриархальная семья имела на протяжении многих столетий повсеместное распространение. Убедительной демонстрацией высказанного соображения может быть параллельное существование непосредственно не влиявших друг на друга, но, тем не менее созвучных по основным характеристикам югославянской "задруги" и японского дома "иэ".

§ 2. Многообразие моделей

традиционной семьи на территории

бывшего Советского Союза

Советский Союз - и это известно многим - являл собой исторически образовавшийся многонациональный конгломерат. Каждой народности и этносу, само собой разумеется, присущи специфические обычаи, традиции, верования и механизм социальной регуляции. Вовсе не обязательно быть специалистом, чтобы понимать принципиальное отличие, к примеру, русской семьи от туркменской, украинской - от таджикской, эстонской - от грузинской. Можно продлить этот ряд и далее. Вместе с тем, трудно представить себе такие социальные и культурные условия, прикоторых семья литовца стала бы буквальной копией русской, азербайджанца - белорусской и т. п. Отмеченные различия, легко понять, далеко не формальны. С другой стороны, семья коренного населения Среднеазиатского и Закавказского регионов по некоторым базовым показателям (уровень рождаемости, частота разводов, зависимое положение женщин и т. д.) в большой мере напоминает состояние русской семьи начала XX в. Отсюда, полагаю я, имеется возможность в рамках некогда единой страны, хотя и задним числом, высветить обширный набор традиционных моделей семьи, детерминированный этническим многообразием. Рас-

крою это соображение, прибегая к данным статистики и опросов.

Для начата обратимся к показателям совместно проживающих поколений и уровня детности. Доля брачных пар, живущих с одним или обоими родителями супругов, колеблется от 20% в России до 32% в Таджикистане. За годы, прошедшие между переписями населения 1970 и 1979 гг., доля брачных пар, живущих с родителями, в среднеазиатских и закавказских регионах увеличилась, причем в основном вследствие роста ее в сельской местности, а в остальных республиках она уменьшилась. Что же касается детности, то здесь картина следующая. Из общего числа семей (по переписи 1979 г.) имеют детей (до 18 лет), скажем, в Латвии, 34% - одного, 18,7% - двоих и 4,4% - троих и более, у 42,9% детей нет. Существенно иное распределение характеризует, например, семью Таджикистана. Соответствующие показатели выглядят так: 18,1; 17,0; 49,6; 15,3%. Таким образом, различия в величине и формах (двух-и многопоколенные) семей несомненны: для коренного населения Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Азербайджана характерно, во-первых, сохранение традиций нераздельных семей, в которых женатые сыновья чаще проживают с родителями, во-вторых, большее число детей, приходящихся на одну брачную пару (9, с. 51-59, 87-114).

Акцентирование внимания на этнической специфике семьи, разумеется, не означает отрицания общей направленности ее исторического развития. Ясно одно: признание прогрессивного характера эволюции цивилизации в целом влечет за собой признание этой же закономерности за отдельными соци-

альными институтами. Конкретный анализ трансформации- скажем, узбекской и русской семей - указывает на идентичность ряда эмпирических закономерностей.

Проясню эту мысль. Часть специалистов, не учитывающих особенность и историческую последовательность этапов моногамии, сопрягают ее прочность раз и навсегда с эффектом многодетности. Демограф О. Ата-Мирзаев при опросе 1363 семей в пяти областях Узбекистана обнаружил, что 92,5% многодетных женщин состояли в браке, причем в первом и, за редким исключением - во втором. Вдовы составляли 6,6%, а разведенные - лишь 0,9%. Отсюда он приходит к заключению: для среднеазиатских народов небольшое число разводов непосредственно связано с многодетностью (10, с. 33). Трудно сказать, чего в этом суждении больше: наивности или некритичной национальной "гордости". Чем же можно объяснить многодетность и относительно небольшое число разводов в узбекской семье? Ни для кого не является секретом глубокое влияние, которое оказывают на людей коренной национальности, особенно проживающих в сельской местности, догматы мусульманской религии. Исламское обычное право, как известно, санкционировало деспотизм мужа: Бог создал, записано в Коране, для вас из вас самих жен, и само ее появление вызвано потребностью мужчин (11, с. 191). Главное дело женщин, согласно тому же источнику - рожать детей, воспитывать их и вести домашнее хозяйство. По словам другого узбекско-

33 Как не вспомнить стереотипную фразу: "Восток есть Восток", и дополнить: "что Ближний, что Средний".

го исследователя - Н. М. Алиакберовой, и сегодня в быту очень сильны представления о недопустимости, греховности безбрачия, бездетности и контроля над рождаемостью (12, с. 24).

Картина существенно меняется, если обратиться к городской и, особенно, к столичной семье. Попутно отмечу одно важное обстоятельство - здесь больше замужних женщин, вовлеченных в профессиональную деятельность, последняя уже сама по себе является экономической опорой в противостоянии патри-архатным принципам. Итак, в городах меньше нераздельных семей: если в сельской местности каждая третья, то в урбанизированных поселениях-четвертая. Далее, ниже рождаемость. Согласно Н. М. Алиакберовой, уровень рождаемости на селе составлял по отношению к городскому в 1950 г. - 111,6%, в 1970 г. - 140,4 и в 1977 г. - 151,3%. О том же соотношении свидетельствуют ответы женщин (в целом по Узбекистану) на вопрос об ожидаемом числе детей (в %): 0.4 - не иметь, 5.6 - иметь одного, 32.7 - двоих, 15.0 - троих, 46.3 - четырех и более, а в Ташкенте: 0.5 - 11.2 - 46.9 - 19.0 - 22.4% (12). И наконец, обнаружены более высокие показатели расторжения браков. Остановлюсь сначала на динамике среднего числа разводов на 1000 супружеских пар. В целом по стране она такова: 1958-1959 гг. -

34 Согласно феминистской теории, патриархат - это "...социальная система, в которой мужчины доминируют, подавляют и угнетают женщин". Понятие подчеркивает "связь разных вариантов осуществления власти мужчинами над женщинами", включая "воспроизводство, насилие, сексуальность, работу, культуру и государство" (13, с. 449).

5,3, 1968-1970гг. - 11,5 и 1978-1979 гг. - 15,2 (9, с. 38), по Узбекистану по тем же годам - 1,4 - 5,9 - 8,1. Доля разводов в Узбекистане, таким образом, явно ниже, чем по стране в целом, но одновременно нельзя не заметить того обстоятельства, что рост интенсивности распада семей в республике превышал его темпы по Союзу. Больше - разводы по Ташкенту заметно выше общесоюзных: 3,7 против 2,6 на 1000 населения.

Сближение указанных семейных показателей с общесоюзными, вместе с тем, не исключает, существования у народов, исповедующих ислам, отголосков древнейших ритуалов и обычаев классического периода патриархальности. Вот лишь два таких "пережитка". До сих пор в ходу (опять же в основном в сельской местности) обряд оповещения при помощи демонстрации простыни результата первой брачной ночи. Горе невесте, если материя окажется чистой. Именно такую драму пережила, к примеру, узбечка Мойра Окилова. Муж от нее, не раздумывая, отказался, отослав с позором в дом родителей. (Мною приводится по: 14, с. 139-140).

Другой пример - распространение полигамии. Только в Андижанской области в 1975 г. оформили брак параллельно на началах шариата и советского законодательства 58 учителей, 45 студентов и более 20 врачей. Многочисленные факты брака по шариату представителями интеллигенции установлены научной студенческой экспедицией в селах Дагестана и Чечено-Ингушетии (11, с. 129). Кстати, это явление подтверждается данными судебной статистики Верховного суда СССР. По Азербайджану цифры, в

частности, такие: в 1961 г. осуждено 40 человек, в 1962г. -50, 1963г. -42,в 1964г. -38ив 1965г.- 39, соответственно по Узбекистану: 32 - 66 - 39 - 41 -30 и 59 человек (11, с. 136).

Глубина инерции традиционного мышления рельефно пр оступает при ср авнении двух христианских народов, проживающих в одной стране, но в разных географических регионах. Социологи из Эстонии провели сопоставление ответов студентов Тартуского и Тбилисского университетов относительно их брачных установок, в частности, молодых людей спросили: как они полагают, возможны ли добрачные сексуальные связи для мужчин и для женщин? Студенты из Тбилиси ответили - только для мужчин, большинство эстонских студентов не усмотрели в этом отношении разницы между мужчинами и женщинами. Второй вопрос был сформулирован следующим образом: если между супругами возник конфликт, то как он должен разрешаться? С точки зрения грузинских студентов, последнее слово всегда за мужчиной. По мнению их коллег из Тартуского университета, сначала супругам следует обсудить причины возникновения конфликта, а затем принять согласованное решение. И наконец, выяснялась установка молодых людей по поводу развода. Каждый третий из тартуских студентов расценил развод как совершенно естественное явление. В Тбилиси такое суждение высказали лишь 2% студентов. Треть грузин ответили, что они о разводе никогда не задумывались, в то времякак среди эстонцев таких не было вовсе (15, с. 27-30). Ориентации грузинских и эстонских студентов, со всей полнотой отражают различные се-

мейные принципы: первые акцентируют патриархат-ные привилегии, в то время как вторые - ценности современных моделей. Нет сомнений, традиционный тип семьи на территориибывшего Советского Союза (за некоторым исключением) представляет собой модернизированный вариант 3 , однако и он неоднороден, особенности отдельных моделей выглядят довольно убедительно. Наилучшим образом она (эта специфичность) проступает при анализе важнейших параметров патриархальности - патрилокальнос-ти, патрилинейности и главенства мужа.

Первый вопрос, который, по сути, должен был бы встать перед молодоженами-где начинать совместную жизнь? В рассматриваемом типе семьи выбор места проживания практически предрешен. Женщина выходила замуж, в связи с чем должна была следовать за мужем, т. е. поселяться в семье его отца. Уход мужчин жить к жене - что имело место в исключительных случаях-расценивался общиной (патронимией) однозначно как оскорбление отцовского рода. И словом "примак" он клеймился пожизненно. Можем ли мы сегодня говорить о повсеместном изживании этого обычая? Обратимся вновь к материалам среднеазиатских исследователей. Читаем: для Узбекистана "проживание мужчин-зятьев в семье родителей своей жены не характерно, и обследование выявило лишь единицы таких факторов" (17, с. 63).

35 "У таджиков и памирских народов сохраняются (частью модернизируясь в соответствии с преобразованиями общества) многие традиционные особенности, уходящие своими корнями в глубокую древность" (16, с. 221).

В этом же ключе высказывается киргизский этнограф: "Если в прошлом муж никогда не поселялся в доме родителей жены, то теперь это иногда случается" (18, с. 82). Надо ли специально доказывать, что для русской семьи (тем более, городской) описанный обычай в принципе утрачен.

Другой стержень традиционной семьи - патри-лйнеиность, т. е. исчисление родства по.мужской линии. Эта система подразумевает передачу материальных и фамильных ценностей наследникам мужской линии. Отец был хозяином почти всего семейного имущества, от его воли всецело зависело, наградить сыновей или изгнать из дома, женить или развести.

В одном относительно недавнем исследовании было установлено, что фактор "важность продолжения фамилии" имеет прямую связь с числом рождений детей и с предпочтением мальчиков. А именно: 73,7% опрошенных желали иметь мальчиков и только 21% -девочек (19, с. 32).

Судя по моим наблюдениям, молодые мужчины даже в России вплоть до настоящего времени предпочитают - по крайней мере в качестве первого ребенка - мальчика. Казалось бы, чего ради? Передавать материальные ценности - так у подавляющего числа отцов, по большому счету их нет, духовные и нравственные - так они, несомненно, в равной мере важны для наследников как мужского, так и женского пола. По всей видимости, здесь мы сталкиваемся с неосознаваемым "давлением" многовековых традиций, которые занимают в теле культуры твердую нишу.

Главенство мужа в семье, образно говоря, замыкает круг зависимого положения жены. Что, как уже отмечалось, проявляется в сосредоточении экономических ресурсов в его руках. Не должно думать, что изживание экономических и нравственных приоритетов главы семейства происходит повсюду в одинаковом ритме. "По традиции муж, - замечает узбекский этнограф С. М. Мирхасимов, - и сейчас считается главой семьи и его слово во многих случаях является решающим. Так, 43,7% опрошенных ответили, что важнейшие вопросы в семье решает муж" (20, с. 38). Ему словно вторят демографы: "Уважение к старшим, главенствующее положение в семье мужа можно считать характерной особенностью сельской семьи" (21).

Много общего со среднеазиатскими стереотипами наблюдается в семьях коренного населения Закавказья и Северного Кавказа. По Я. С. Смирновой, в предреволюционное время в семьях сохранялась авторитарная власть мужчин, освященная адатом, шариатом и, в определенной мере законами Российской Империи (22). Полевые этнографические наблюдения и специальные социологические обследования, проведенные в том же регионе в 70-е годы, показали: в силу традиции формальным главой семьи в подавляющем большинстве случаев считается по-прежнему муж. В семье в целом половозрастное разделение труда стойко сохраняется. Идеология равенства полов, которую разделяет большинство супругов молодого и среднего возраста, не превратилась еще для многих в реальность их быта (23, с. 53-57).

В Поволжье у татар и других народов преобладает, как и в прошлом, мужское главенство. Женщина (не вдова и не разведенная) реже возглавляет семью, чем у русских, украинцев, белорусов и народов Прибалтики. Согласно московскому социологу М. Г. Панкратовой, в марийской семье понятие "глава семьи" (указали 4/5 опрошенных в 70-е годы) непоколебимо и по-прежнему им считается мужчина. Сохраняется традиционный этикет. Жена и мать мужа стараются подчеркнуть престиж мужчины - главы семьи. Жена уважительно отзывается о муже, по меньшей мере при гостях и посторонних, оказывает особое внимание свекру. В домашнем быту более 90% семей сохраняют унаследованное разделение работ по полу (14, с. 137). В Сибири у бурят, алтайцев, тувинцев и якутов главой семьи за редким исключением считается старший мужчина. Глава тувинской семьи - "ог ээзи" - хозяин юрты. В то же время названием женщины - "херээжок", т. е. "нечистая" подчеркивалась ее обособленность и приниженность не только в семье, но и в обществе (24, с. 15).

Надо четко понимать, что традиционные отношения в последней трети XX века присущи в России не только Поволжскому или Сибирскому регионам. В городах Центральной России эти принципы, хотя и не в столь выраженной форме, также живучи. Назовем некоторые из них: сватовство, решение по поводу важнейших проблем жизнедеятельности семьи принимается мужчиной, исчисление родства - пат-рилинейно, брачующаяся меняет свою фамилию на

фамилию мужа, при наречении новорожденного используется реестр родовых имен.

Вторая центральная ось семьи, по определению, отношения родители - дети. В патриархальной семье на протяжении многих веков господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к неотвратимым санкциям. Например, согласно Уложению 1649 г., сын, в равной мере и дочь независимо от возраста подвергались наказанию кнутом, если они грубо разговаривали с родителями, тем более при попытках предъявлять им иск. "... Дети в средние века нередко приравнивались к умалишенным, к неполноценным, маргинальным элементам общества" (25, с. 316), забота о них не была в обычаях крестьянской семьи. Так, писатель-разночинец Д. В. Григорович отмечал: "...самый нежный отец, самая заботливая мать с невыразимой беспечностью представляют свое детище на волю судьбы, нисколько не думая даже о физическом развитии ребенка" (26, с. 87). Размышляя о деревенском строе жизни, известный русский этнограф начала XX в. Р. Я. Внуков пришел к мнению об отсутствии

36 Патриархальная семья нетипична для западных стран второй половины текущего столетия, однако в некоторых специфических аспектах поведения мужчине и сегодня принадлежит доминирующая роль. Так опросы, проведенные в Англии, дают возможность предположить, что в семьях низших страт мужу удается сохранить за собой распоряжение деньгами. В голландской выборке респонденты указали на единоличное принятие решения отцом по поводу денежных расходов, и особенно по вопросу приобретения дорогих вещей (25, с. 396-398).

в мировоззрении сельского жителя понятия ответственности родителей перед детьми, но, напротив, представление об ответственности детей перед родителями существовало в гипертрофированном виде. Отсюда особое почтение крестьян к пятой заповеди: "Чти отца своего и матерь свою".

Такие отношения в миниатюре отражали господствующую в обществе иерархичность. По словам французского историка Ф. Ариеса, «идея детства была связана с идеей зависимости: слова "сын", "валет", "гарсон" принадлежат также к словарю феодальных отношений, выражая зависимость от сеньора. Детство не кончалось до тех пор, пока не кончалась эта зависимость. Вот почему в обычном разговорном языке словом "дитя" называли человека низкого социального положения... Это были лакеи, компаньоны, солдаты и т. д.» (28, с. 231).

Зависимое положение молодого крестьянина в российской деревне даже в начале XX в. продолжалось до тех пор, пока он не вступал в брак. И в самом деле, до женитьбы парень, даже если ему за 20 лет, никем всерьез не воспринимался. Он - "малый". Уже в самом названии положения неженатого мужчины скрыты ущемленность его прав и социальная неполноценность. Однако перейти в статус взрослого, т. е. женатого (или замужней), также невозможно было без воли родителей 3 .

И в наши дни народы Кавказа и Средней Азии отличает стойкая приверженностькследованию традиционным принципам в отношениях между родителями и детьми. Замечено, у азербайджанцев, если ребенок

37 См. работу 2, гл. II.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13



error: Контент защищен !!