Составление описательного рассказа. Консультация для родителей "учимся составлять описательный рассказ". «Составление описательного рассказа по картине с

Описательный рассказ

это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности.

Описательные рассказы бывают 3-х видов:

    описательные: описание одного предмета.

    сравнительные: описание 2-х предметов с контрастными признаками (причём поэтапно сопоставлять их однозначные признаки);

    объяснительные: это рассказ с элементами рассуждения и доказательств.

Практика показывает, что данный вид рассказывания вызывает трудности. Зачастую мы не умеем выдвинуть мотив, который убедил бы детей в важности описания объектов, а немотивированную цель реализовать сложнее. Такая ученая деятельность утомляет детей однообразием. Занятие по описанию нужно строить с опорой на мотивировки, близкие и понятные. Такому требованию отвечает игра «Магазин».

Как научить составлять описательный рассказ, используя игру «Магазин»

Предложите ребёнку поиграть в магазин, например - овощной. Разложите на столе – «прилавке» игрушки и объясните, что вы будете продавцом, а ребёнок покупателем. Но поставьте перед ребёнком условие, что игрушку вы продадите, если ребёнок опишет её, но не станет называть.

Для детей 3 – 4 лет можно предложить описывать предмет по 2 - 3 признакам: форме, цвету и вкусу. Для детей 4 – 5 лет по 3 - 4 признакам: форме, цвету, вкусу, какой на ощупь. Детям 5 – 7 лет следует предложить описать предмет по следующим признакам: цвет, форма, вкус, какой на ощупь, где произрастает, что можно приготовить, как ухаживать и т.д.

Примерные образцы рассказа:

для детей 3 – 4 лет: «Он круглый, оранжевый, сладкий…»

для детей 4 – 5 лет: «Это фрукт, он растёт на дереве. Он круглый, оранжевый, сладкий и мягкий…»

для детей 5 – 7 лет: «Он круглый, оранжевый, сладкий, мягкий. Из него можно приготовить джем, повидло, варенье, сварить компот. Он растёт на деревьях в тёплых странах….»

Можно использовать такую разновидность составления рассказа, как

занятие – выставка . Взрослый организует выставку предметов. Выбирает экскурсовода и посетителей. Например, мама и папа, бабушка и дедушка могут быть посетителями, а ребёнок экскурсоводом. Ребёнок должен, как можно подробнее, рассказать вам обо всех предметах на выставке, ответить на все ваши вопросы. Экспонатами выставки могут быть любые предметы: игрушки, посуда, спортивный инвентарь и даже собственные рисунки вашего ребёнка.

П
римерные образцы рассказа
:

для детей 3 – 4 лет: «Это посуда. Тут кастрюля, там половник. Они нужны, чтобы варить суп».

для детей 4 – 5 лет: «Это посуда. Это кастрюля. У неё есть дно, стенки, ручки, крышка. Она нужна, чтобы варить суп, компот. Это половник. У него длинная ручка. Он нужен, чтобы наливать суп или компот….».

для детей 5 – 7 лет: «Посмотрите, перед вами посуда. Это кастрюля. У неё есть дно, стенки, ручки, крышка. Она железная и нужна, чтобы варить суп, компот, кашу. А это половник. У него длинная ручка. Он нужен, чтобы наливать суп или компот….».

Ещё можно использовать игру – соревнование и рассказывать об игрушках. Игрушка ближе всего ребёнку и это не будет выглядеть как занятие. Эта игра – занятие больше всего подходит для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет).


Например: «В лесу я встретила ёжика. Сам он серый, с белыми острыми колючками. У ёжика короткие лапы и хитрая мордочка. Ёж был очень симпатичный».

    Затем предложите ребёнку описать любого животного самостоятельно.

После того, как ребёнок научился составлять элементарные описательные рассказы, можно попробовать описывать предметы, сравнивая друг с другом . Сравнивать можно:

- описывая два предмета по очереди (например: «Лось большое животное. По цвету он тёмно-коричневый. Рога у него широкие, низкие и расходятся в разные стороны. Олень меньше лося. Окрашен он в серо-белый цвет. Рога у оленя высокие, ветвистые.);

    описывая предметы параллельно . Для сравнения предметов этим способом, можно использовать игру «Теремок» . Эту игру можно использовать при изучении любой лексической темы. Для этого стоит построить теремок из кубиков, конструктора или любого другого материала. Рядом расположите игрушки: лису, волка, медведя, ёжика, зайца.

Начинает рассказывать взрослый: «Бежит по полю ёжик. Вдруг, видит, стоит в поле теремок. Подбежал ёжик к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт? Никто не отвечает. Зашёл ёжик в теремок и стал там жить». Затем взрослый предлагает ребёнку выбрать любую игрушку и, повторяя слова взрослого, подбежать к теремку.

Ребёнок говорит: «Бежит по полю волк. Вдруг, видит, стоит в поле теремок. Подбежал волк к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт»?

Взрослый отвечает: «Это я ёжик. А ты кто»?

Ребёнок: «А я волк. Пусти меня к себе жить».

Взрослый: «Я тебя пущу, если ты мне скажешь, чем ты на меня не похож (или похож)»?

Ребёнок может сравнивать животных по определённой схеме:

    внешний вид;

    где живёт;

    чем питается.

Ребёнок: «У тебя колючки, а у меня шерсть. Ты живёшь в норе, а я в логове. Ты ешь змей, а я мясо животных».

В этой игре можно сравнивать:

    всех животных с одним и тем же животным (ёжика с волком, ёжика с лисой, ёжика с медведем ), что подходит для детей 4 – 5 лет;

    или с тем, кто последний зашёл в теремок (ёжика с волком, волка с лисой, лису с медведем и т.д. ). этот вид рассказа приемлем для детей 5 – 7 лет.

Д
етям можно предложить составлять описательные рассказы по плану (по вопросам, которые уже заготовлены взрослым) и по схеме . В зависимости от возраста детей, можно маневрировать, как количество вопросов, так и количество картинок в схеме.

План рассказа.

    Что это (овощ, фрукт или ягода)?

    Какого цвета?

    Какой формы?

    Какого размера?

    Какой на вкус?

    Где растёт?

    Какой он на ощупь?

    Что можно из него приготовить?

Ещё можно предложить метод составления рассказа по опорным картинкам , которые можно рисовать схематично, не затрачивая на это большое количество времени. Такой метод удачно использовать при описании времен года. Увеличивая или уменьшая количество картинок, их можно использовать для детей разных возрастов.


Но составлять рассказы можно и по сюжетным картинкам . На картинках могут

быть изображены и времена года, и действия людей, и присутствовать сюжеты из жизни животных и птиц. Для детей среднего возраста используйте картинки с простым сюжетом.

Составлять описательный рассказ

по сюжетной картине можно,

опираясь на саму картинку

и рифмованный текст.

Этот метод хорошо использовать

для обучения детей 3 – 4 лет.

«Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (зима)».

Можно составлять сравнительный рассказ, например, о временах года, отвечая на вопросы взрослого, детям 4 – 5 лет.

    Какая листва летом? Зимой?

    Какое небо летом? Зимой?

    Какие дни летом? Зимой?

    Что происходит с деревьями летом? Зимой? и т.д.

Примерный рассказ: «Летом листва зелёная, а зимой листвы на деревьях нет. Летом небо светлое, зимой пасмурное. Летом дни длинные, а зимой короткие.


Детям 5 – 7 лет можно предложить составлять рассказ по картине по следующим этапам:

    объединение предложений в рассказ

    придумывание названия рассказа («О чём мы составляли рассказ?», «Как его

назвать?»). Желаем успехов!

Светлана Романюк
Приемы обучения детей составлению описательного рассказа

Приемы обучения детей составлению описательного рассказа .

Связная речь не дана ребенку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской действительности и формами общения с окружающими людьми.

Связная речь это - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Последовательность работы над связной речью.

Воспитание понимания связной речи;

Воспитание диалогической связной речи;

Воспитание монологической связной речи, приемы работы ;

Работа над составлением рассказа – описания ;

Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картине;

Работа над пересказом;

Работа над самостоятельным рассказом .

Сегодня мы рассмотрим с вами составления рассказа – описания по игрушке !

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – является рассматривание и описание игрушек . Поскольку каждая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней. Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводится во всех группах ДС. Дети внимательно рассматривают предметы , игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи описательной форме ) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и пр.

Описание – Это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта. Затем идет перечисление признаков, свойств действий. Завершает описание итоговая фраза , дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в определенной последовательности. Поскольку описание содержит выделение самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе обучения , необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают.

Младший возраст (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек , затем научить отвечать на вопросы по их описанию .

В младшем дошкольном возрасте проводится рассматривание и исследование игрушки. Беседуя с педагогом дети отвечают на вопросы воспитателя, называют игрушку, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т. д., подбирают сравнения и определения.

При оаписании игрушки используется следующий алгоритм :

1) Рассматривание и исследование игрушки;

2) Беседа с детьми;

3) Совместный рассказ .

При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы :

Рассматривание ;

Сравнение;

Беседа с детьми;

Совместное рассказывание ;

Вопросы педагога;

Образец рассказа ;

Тактильное восприятие;

Игра с этим предметом;

Художественное слово.

Внесение игрушки в группу до начала занятия.

Критерии отбора игрушек :

1. Не должны быть мелкими.

2. Могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду;

3. Близки к естественному виду;

4. Должны быть безопасны.

Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, имеет некоторые особенности : игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения .

(Средняя группа)

Занятия с игрушками носят творческий характер, от них развивается мышление и воображение, закрепляется и активизируется словарь. От того как будет организован процесс обучения рассказывания по игрушкам , будет зависеть формирование связной речи у детей 4 – 5 лет . Поэтому педагогу нужно знать методику обучения рассказыванию по игрушке :

Методика обучению рассказу – описанию детей 4-5 лет :

1. Рассматривание игрушки ;

2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею.

3. Образец рассказа воспитателя ;

4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя;

Во второй половине года вводится план рассказа – описания , составленный воспитателем .

Теперь методика обучения выглядит так :

1. Рассматривание игрушки ;

2. Вопросы воспитателя;

3. Составление воспитателя плана рассказа об игрушке ;

4. Образец рассказа воспитателя по плану;

5. Рассказы детей по плану и опорным вопросам воспитателя;

Такому типу высказывания, как описание в средней группе уделяется особое внимание. Объекты предлагаемые для описания данном случае игрушка) усложняются. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры :

1. Сначала игрушка называется,

2. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки.

3. Также перечисляются действия, характерные для игрушкиили при обращении с ней.

При описании приемы :

Сравнение;

Дидактические и сюжетноролевые игры (волшебный мешочек, потерялся ребенок) ;

Использование элементов фольклора : стихов, песенок, потешек, загадок и пр. ;

Внесение игрушки в группу до начала занятия;

Оставление игрушки в группе после занятия;

Инсценировка ;

рассказа ;

Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки) ;

Дополнительные вопросы педагога;

Дополнение детьми предыдущего рассказа ;

Критерии отбора игрушек.

Не должны быть мелкими;

Близки к естественному виду;

Должны быть безопасны.

В старшем и подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов. Описание – полное , логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательное, точное по языку, с использованием образной речи.

Описание обязательно проводится по плану.

Методика обучению рассказу – описанию детей 5-6 лет :

Лексико- грамматические упражнения по теме занятия;

Рассматривание объекта описания ;

Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие ; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему ;

Составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа ;

Рассказ сильного ребенка ; (по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;)

Рассказы 4 – 5 детей об объекте ;

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же . Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания , когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а» , «и» ; например : «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже». Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя. В описание вносится соревновательный момент. При составлении загадок образец почти не применяется. Полезно использовать схемы описания .

В подготовительной группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках) .

При описании игрушки используются следующие приемы :

Образец и план рассказа ;

Вопросы воспитателя;

Рассматривание ;

Тактильное восприятие;

Дополнение детьми предыдущего рассказа ;

Выбор игрушки по желанию ребенка;

Инсценировка рассказа .

Критерии отбора игрушек в старшей и подготовительной группе :

Не должны быть мелкими;

Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;

Близки к естественному виду;

Должны быть безопасны.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу , материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека. Можно описывать времена года и профессии людей.

Цель мастер-класса: Распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению рассказа об игрушке.

Задачи:

  1. Передать способы методических приёмов в овладении детьми основных этапов работы над рассказом.
  2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Слайд -3

Актуальность данной темы обусловлена тем, что у современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия: он пришел, она сказала, ветер дует и т.д. Еще обращает на себя внимание засоренность речи фразами «ну, как это», «в общем» – детям очень трудно подобрать слова, т.к. очень скудный словарный запас. И, самое главное, дети не умеют держать «мысль на привязи», т.е. в своих рассказах большинству очень трудно придерживаться логической последовательности. Речь сбивчива, дошкольники перескакивают с одного на другое, не умеют вычленять главное. Из моего и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием. Из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление рассказа – это те же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи, а поможет в этом игрушка.

Именно с игрушкой ребёнок взаимодействует с самого рождения. И она становится одним из самых доступных средств, через которые с ребёнком можно пообщаться, вызвать его на диалог, а затем и на самостоятельное высказывание. В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Игрушка - спутник детства. Она радует малыша привлекательной формой и содержанием, помогает развитию у него познавательной, речевой и двигательной активности. А.Ардеева Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

Слайд – 4

  • дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
  • сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
  • наборы, составленные воспитателем или детьми: мальчик – девочка, домик – кукла, курица – кошка, заяц – собака.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по родному языку - рассматривание и описание игрушек.Слайд – 5

Различают несколько видов рассказывания по игрушке:

  1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

  1. Сюжетные рассказы (повествования).

Рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов.

Рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

В учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на последовательность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность разных видов занятий с игрушками. Опираясь на исследования и опыт, нашими методистами были разработаны примерные алгоритмы обучения рассказыванию с использованием игрушек (предметов).

В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: Какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду? 1.Можно загадывать загадки, стихотворения, потешки об игрушке (не показывая ее).

Например: Мохнатенькая, да усатенькая,
Молочко пьёт, да песенки поёт.
2.Придумать историю, как она сюда попала.

3.Рассмотреть игрушку, дать потрогать. 4.Задать вопросы по игрушке. Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А что это?

5.Обобщить все ответы в единое высказывание.

Слайд – 6 К нам пришла кошечка. У неё на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошки и длинный хвост. Она лакает молоко и мяукает: Мяу! Мяу! 6.Совместное составление описания. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает 7.Предложить ребёнку повторить описание взрослого.

В конце можно придумать игру с этим предметом. Сводить в гости к другим игрушкам. Пофантазировать о приключениях, которые могли бы случиться с ним ит.п.

Для успешного обучения рассказыванию в младшем дошкольном возрасте предлагается:

Слад – 7

Алгоритм обучения рассказыванию с использованием игрушек (предметов) во второй младшей группе.

1.Рассматривание и исследование игрушки (предмета); 2.Беседа с детьми; 3.Совместное рассказывание; 4.Вопросы при рассматривании игрушки или предмета должны задаваться в определенном порядке (как называется, какая, что умеет делать, для чего она нужна, чем тебе нравится эта игрушка или предмет. Отвечая на вопросы педагога, дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида, цвет, форма, материал, качества, свойства, назначение, его действия, подбирают сравнения, определения с помощью воспитателя). 5.Речевой образец воспитателя; 6.Составление рассказа ребенком об игрушке или предмете (из 2 – 3 предложений); 7.Занятие можно закончить чтением литературного произведения, загадок, потешек, прибауток и т.д.).

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов. Слайд – 8

Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.

Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» – «Зайчик». – «Какие уши у зайца?» – «У зайца длинные уши». – «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост».

Слайд – 9

Примерный алгоритм описания игрушки или предмета в средней группе.

1.Рассматривание игрушки; 2.Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею; 3.Речевой образец воспитателя (рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной); 4.Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; 5.Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя; 6.Оценка детских рассказов воспитателем.

Затем можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку.

«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный».

Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши круглые пушистые». Ребенок: «У моего мишки тоже уши круглые пушистые» и т.д.

Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.

Приведу пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: используя схемы – картинки. Воспитатель начинает рассказ, дети продолжают.

Слайд – 10. «Дело было… (летом).

Слайд – 11. Собрались… (подруги в лес за ягодами). Взяли они… (корзиночки) и. (отправились в лес).

Слайд – 12. Идут девочки и весело… (разговаривают). На небе появились… (темные тучки).

Слайд – 13. Вдруг загремел… (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались под дерево).

Слайд – 14 . Когда дождь закончился, они…(собрали землянику и пошли домой)».

Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда и др. Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее.

Во второй половине года в средней группе вводится план рассказа – описания, составленный педагогом. Как часть занятия можно выделить другие виды работ

Консультация для воспитателей, логопедов и родителей, раскрывающая методы и приемы составления описательных рассказов в процессе игр-выставок. Представлена нетрадиционная и интересная форма работы, позволяющая добиваться высоких результатов в составлении описательных рассказов.

Совершенствование связной речи детей — это одна из ведущих задач развития в дошкольном возрасте.

На пятом году жизни, появляется сложная форма связной речи — «сообщение в виде монолога, рассказа о пережитом и увиденном». (Д,Б.Эльконин). Именно в этом возрасте необходимо уделять внимание обучению рассказыванию.

Для полноценного речевого общения с окружающими одинаково важны все виды рассказов-монологов. Легче всего начинать работу с описания игрушек, предметов, иными словами, с формирования умения характеризовать единичный объект. Умение точно, экономно и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления человека, облегчает процесс обмена информацией в различных видах деятельности.

«Несомненно, что слово играет решающую роль уже в наглядно-действенном мышлении и что только отражение в речи определенных предметов дает возможность ребенку составить о них дифференцированные представления и оперировать этими представлениями в умственном плане или в плане воображения». (А. Запорожец).

Опыт моей работы, анализ литературы, наблюдения, беседы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Навыки приобретенные при описании одной родственной группы предметов (например, посуды), дети не всегда переносят в деятельность описания иной группы предметов (например одежды, мебели). Легче усваивается совместная деятельность по составлению плана описания, совместное составление с педагогом. А вот самостоятельное составление рассказов детьми — утомительно для детей. Снижается устойчивость внимания в случаях, когда рассказывают сверстники. Логопеду необходимо все время искать приемы, чтобы активизировать их внимание.

При сообщении цели непосредственной деятельности и игрового упражнения не стоит забывать о мотивах. Ведь именно мотивы побуждают человека к деятельности. Необходимо мотивировать детей. Можно включать в работу деловой мотив: «Ты сможешь купить игрушку, если сочинишь рассказ о ней». Постановка познавательной задачи еще не достаточна, чтобы активизировать умственную деятельность. Необходимо, чтобы задача была не только принята, но и затронула его интересы. Также необходимо учитывать следующие моменты: желание детей рассказывать и слушать рассказы сверстников, количество и качество сочиненных рассказов.

Я решила провести эксперимент в процессе игры: » Срочно необходим ваш совет». Вниманию детей предложила пять бокалов и объяснила: «завхозу надо купить малышам новые бокалы. В магазине предложили образцы, которые сейчас есть в магазине. Помогите выбрать нужные бокалы, только учтите бокал для малыша должен быть легким и конечно, красивым. Иметь удобную ручку. Прежде чем вы будите высказывать свое мнение, нет ли у вас ко мне вопросов.»

Вопросы оказались:

Вы действительно выберите те чашки, которые мы выберем? (Конечно, иначе зачем бы мы затеяли этот разговор?).

Заданные вопросы уже свидетельствовали о том, что дети заинтересовались. Позже, оценивая эту работу, дети высказывали удовлетворение тем, что им доверили настоящее дело, радовались деловому сотрудничеству со взрослым.

Как же проходила игра? Объяснение задания, включая цель, мотив деятельности, план описания чашки заняло 7 минут, количество заслушенных рассказов — 9 минут. Радовал тот факт, что дети размышляли, приступая к описанию. (мне понравился вот этот бокал, но я еще не проверил, годится ли он малышам.) Легче, чем обычно, начинали рассказывать. И первая фраза не была стереотипной, как зачастую бывает при составлении описательных рассказов по плану.

Обучая ребенка речи, необходимо создавать ему такие условия, однотипные с естественными, чтобы его речевые высказывания приближались к тем, которые существуют в жизни, когда удовлетворяется потребность в коммуникации.

При работе по составлению описательных рассказов необходимо искоренить главный недостаток: дети больше слушают, нежели говорят . В деловом содружестве со взрослыми и сверстниками, ребенок уже не удовлетворяется активностью других, претендует на активную роль. Необходимо выстраивать процесс игры таким образом, чтобы процесс обучения в достаточной мере удовлетворял любознательность ребенка и потребность в мыслительной деятельности. Необходимо поддерживать атмосферу непринужденного речевого общения. Надо стараться, чтобы не было ни молчащих детей, ни тех, которым нечего сказать.

Работу по составлению описательных рассказов можно также проводить в процессе игр «Выставок». Интерес к играм- выставкам, так велик, что они играют в выставки на прогулке, дома, требуя, чтобы родители не только слушали, но и задавали вопросы.

Как же в играх-выставках решается ведущая задача — составление описательного рассказа? С этой целью я анализировала рассказы — результат речевой деятельности старших дошкольников, по традиционной методики и в игре-выставке. В основном я ориентировалась на два параметра:

  • употребление сложных предложений,
  • употребление наречий и прилагательных.

Монологи в процессе игры «Выставки» оказались объемнее, описывая экспонат дети чаще использовали сложные предложения, особенно сложноподчиненные, употребляли самые разнообразные наречия и прилагательные. В их рассказах прилагательные составляли 21% от числа всех используемых слов, 6 % — наречий. Когда при описании подобных объектов вне выставочной ситуации эти же дети употребляли лишь 14% прилагательных и 3% наречий. Информативность, ведущий признак текста, выступил отчетливее. В рассказах детей экскурсоводов четче проявлялись и такие признаки текста как целенаправленность, связь между частями описания и между предложениями.

Что еще положительно характеризуется в процессе игр-выставок:

  • Воспроизводят ситуации, в которых высказывания детей и их поведение максимально приближены к жизненным.
  • Отвечают потребностям старших дошкольников в активном деловом содружестве с окружающими.
  • Учат культуре общения. Ребенок помнит о взятой на себя роли и действует в соответствии с ней.
  • Поведение детей подтверждает положение Л.С.Ввыготского о том, что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя и может решать более трудные задачи.
  • Внимание детей поддерживается за счет чередования монологов (моментов более утомительных) и диалогов (моментов оживления).
  • Возможность задавать вопросы, возможность сформулировать вопрос поинтереснее необычайно активизирует мысль и речь ребенка.

Во время подготовительной работы к выставкам вопросы и ответы детей в массе своей просты и стереотипны. Однако в процессе игры звучат высказывания, вызывающие радость.

Наблюдения показывают, что после закрытия выставок интерес к экспонатам сохраняется в течении 6-8 минут, а в случае, когда экспонируются заводные игрушки, интерес не угасает в течении 10-15 минут.

Выставки можно проводить, используя разные игрушки и предметы. Это позволяет определенным образом решать проблему межпредметных связей. Так выставки решают интегративные задачи. Помогают уточнить представления детей об окружающем.

В старшей группе успешно проходят описания таких выставочных экземпляров, как чайная и столовая посуда, куклы в национальных костюмах, различные автомобили, подносы, книги.

В подготовительной группе дети с увлечением характеризуют изделия хохломы, дымковской игрушки.

Игры-выставки помогают достичь высокий результат, строятся с опорой на мотивированную деятельность, эмоционально-волевую сферу личности ребенка и его творческое воображение.

Рассказы детей, записанные при традиционной методике.

Игры-выставки (2).

Наташа Т., 5 лет 7 месяцев.

1. Летний костюм мальчика.

Это костюм для лета. Рубашка красная, на плечах широкие синие полоски. Есть карман, еще карман. И брюки. Костюм сшит из мягкой ткани. (Дальше молчит, затрудняется. Ждет наводящих вопросов). Рубашка сшита с воротником.

2. Летнее платье девочки.

Это платье для лета. Девочке купили, чтобы носить в жару. У платья беленький воротничок и золотые пуговки. Рукава короткие. На платье есть поясок, а на пояске пряжка. Платье ситцевое. Очень красивое.

Денис Ш., 5 лет 6 месяцев.

1. Хохломская тарелка

Это тарелка, она черная. А внутри золотая. Вот тут проходит узор, ягодки и три листочка. Опять ягодки и опять три листочка. А вверху какие-то листочки. Тарелка небольшая.

2. Хохломская тарелка.

Это большая красивая тарелка для салата. Внутри она, как многие хохломские тарелки золотая, а снаружи черная. Нарисован красивый золотой узор, который состоит из веток и ягод, похожих на рябину. А над листьями — цветы. У тарелки обычная форма. Круглая. Есть красный ободок. Очень красивый.

1. Игрушечный пылесос.

Это пылесос. Сделан он серой пластмассы. Вверх непрозрачный, а низ прозрачный. Видно желтые шарики. Это, наверное, мусор. Еще есть шланг и щеточка. Есть кнопка. На нее нажмешь, и пылесос включается.

2. Снегоуборочная машина.

Эта машина называется снегоуборочная или грейдер. Она может опускать и поднимать щит. Руль тоже можно немного опустить вниз. При повороте руля влево колеса тоже поворачиваются влево. При повороте руля вправо колеса тоже поворачиваются вправо. Машина вся сделана из металла, а колеса из резины. Так же и у настоящей машины. Вся машина окрашена зеленым цветом. Шины колес черные.

Волкова Мария Александровна,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ детский сад №5 «Березка»,
Нижегородская область, г. Сергач

Авторы: Соломонова Анна Николаевна, Юськаева Элеонора Васильевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 22 комбинированного вида"
Населённый пункт: Город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Составление описательного рассказа по картине с опорой на мнемотаблицу в старшей группе"
Дата публикации: 24.04.2017
Раздел: дошкольное образование

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №22 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект открытого занятия по образовательной области

«Речевое развитие»

в старшей группе на тему:

«Составление описательного рассказа по картине с

использованием ИКТ»

Подготовила и провела: воспитатель

Соломонова Анна Николаевна,

первой квалификационной

Саранск, 2017

Цель: дать детям представления об особенностях изображения весны на

Образовательные:

продолжать

формировать

отгадывать

загадки, аргументируя свой ответ, совершенствовать навыки рассматривать

картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

составлять

целостный

сюжетной

пользуясь

разными видами предложений, используя план - схему по картинкам.

Развивающие:

развивать

вариантов,

придумывания названия рассказа, в подборе родственных слов, определений

к заданным словам. Развивать восприятие, память, внимание.

Воспитательные:

воспитывать

выслушивать

перебивать во время выполнения задания. Воспитывать бережное отношение

и любовь к живой природе.

Интеграция образовательных областей.

«Социально

коммуникативное

развитие»

Формировать

нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к

природе родного края. Расширить представление о весенних особенностях в

«Познавательное

развитие»:

продолжать

знакомить

особенностями составления описательного рассказа по картине.

наблюдать

описывать,

углублять

уточнять

весенних

особенностях в природе.

«Физическое

развитие»:

формировать

правильную

умение осознанно выполнять движения при физминутке. Способствовать к

самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: развивать предпосылки

ценностно-смысловому

восприятию

пониманию

произведений

изобразительного

искусства

становление

эстетического

отношения к окружающему миру.

Методические

приемы:

организационный

художественное

слово, сюрпризный видео-момент, вопросно-ответная беседа, дидактическая

«Подбирай.

Запоминай»,

объяснение,

слайдовый

пояснение,

напоминание,

физкультминутка

(перевод: «Весна,

приди…»)»,

продуктивная

деятельность

составление описательного рассказа по картине «Весна пришла»,

рефлексия.

Используемые формы организации познавательной деятельности

детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности

фронтальная

приводит

повышению

умственной

активности,

побуждает

самовыражению.

Индивидуально-

дифференцированный

осуществляется

испытывающим

трудности при составлении рассказа.

Предварительная работа по образовательным областям:

1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: проведение занятий по

продуктивным видам деятельности по лексической теме «Ранняя весна»,

изготовление

дидактических

Слушание

произведений

мордовских

композиторов

Сураева-Королева

Тялонесь»,

Аверкина «Пробуждение природы».

2. ОО «Социально - коммуникативное развитие»: пополнение Центра

речевого развития: альбомами, настольно печатными играми «Времена года»,

мнемотаблицами «Времена года».

3. ОО «Познавательное развитие»: рассматривание картины «Весенние

рассматривание

альбомов,

весенними

явлениями

4. ОО «Речевое развитие»: активизация словаря: капель, проталины,

пробуждение природы, чтение художественной литературы И. Емильянов

«Подснежник», В. Лунин «Весна», А. Прокофьев «Звенит капель», Е. Эрато

«Весенние певцы», русская народная сказка «Как весна зиму поборола», Г.

Скребицкий «Сказка о Весне».

5. ОО «Физическое развитие» проведение подвижных игр: «Перелет

птиц», «Скворечники», «Речка-берег».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Слайдовая презентация. Музыкальная композиция

Ген. Сураева-Королева «Катк паксеть, Тялонесь», видеоролик «Пробуждение

природы», мнемотаблица «Весна». Корзина, солнце.

Раздаточный: иллюстрация подснежника на каждого ребенка, лучики

Словарная работа: капель, проталины, пробуждение природы

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное

сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия:

(1 СЛАЙД)

Воспитатель

(воспитатель

организовывает

взявшись

руки):

обратили

внимание

прекрасный

просыпается

настроение

улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

Здравствуйте, ребята. Я люблю, когда при

встречи, мы знакомы и родным, добрый день и добрый вечер все при встречи

Посмотрите,

поздоровайтесь с ними.

Дети : Здравствуйте.

(Дети проходят на стульчики в цент группы).

Воспитатель: Ребята! Прислушайтесь. Вы ничего не слышали? Кто это

так тихо прошагал за окном? (2 СЛАЙД )

(Воспитатель предлагает детям отгадать загадку):

«Кто пришёл так тихо - тихо?

Ну конечно не слониха,

И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы, как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит - тише всех пришла весна!»

Воспитатель :

Правильно.

признаки

услышали

Дети : В загадке говорится о том, что листок из почки вышел, что

зеленые травинки, сняв зеленые ботинки, вышли из земли, что появились

первые цветы – подснежники. (3 СЛАЙД)

Воспитатель: Вспомните, как называются 3 весенних месяца?

Дети : Три весенних месяца март, апрель, май.

Воспитатель : А какой сейчас у нас месяц идет?

Дети : Сейчас идет месяц апрель.

Воспитатель : А как будет называться следующий месяц, после апреля?

Дети : После апреля следует май. (4 СЛАЙД)

Воспитатель: (5

СЛАЙД)

корзинкой, в которой лежат первые весенние цветы – подснежники. Кому я

подарю подснежник, тот подберет определение к слову, а остальные дети

будут добавлять.

(Дети называют прилагательные и получают цветочки)

Дидактическая игра: «Подбирай, называй, запоминай».

Весна (какая?) - (тёплая, красивая, ранняя, поздняя, долгожданная);

Солнце (какое)? - (ласковое, лучистое, яркое, теплое).

Трава (какая?) - (зелёная, сочная, маленькая).

Цветы (какие?) - (красивые, разноцветные, душистые).

перелетные).

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов о весне

мы вспомнили. (6 СЛАЙД)

Воспитатель : Ребята, издавна было принято зиму провожать, а весну

зазывать, поэтому взрослые и дети собирались вместе, шли на луга и поля и

пели песни и заклички. Я предлагаю вам встать в кружочек и произнести

закличку для весны, чтобы весеннее солнышко каждый день озаряло своими

теплыми лучами нашу группу.

проговаривают

мордовскую

закличку

исполнением

движений.

композитора Ген.

Королева «Катк паксеть, Тялонесь»).

Физкультурная минутка

сак,сак! Весна, весна приди!

кантт! Теплый дождь нам принеси!

Сери сёрот макст, макст! Высокую пшеницу вырасти!

(Деть проходят на места)

(7 СЛАЙД)

Воспитатель :

Проходите, ребята к доске и присаживайтесь на свои

Воспитатель : Посмотрите, что перед вами?

Дети : Перед нами на слайде представлена картина.

Воспитатель : Ребята! Сегодня мы будем составлять рассказ по картине.

составить

красивый

рассмотреть

Посмотрите

внимательно на картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так

Дети : На картине представлено время года весна. На ней показано, что

с ней растаял, его стало меньше, появились первые проталины. Пробивается

Воспитатель : Ребята, всмотритесь в картину и скажите какие краски и

тона преобладают в ней?

Дети : На картине присутствует голубой, белый, светло-коричневый,

зеленоватый цвет.

Воспитатель : Какое светит солнце?

Дети : На картине показано желтое, теплое, яркое, лучистое солнце.

Воспитатель : Какими словами можно описать небо.

Дети : Небо высокое, по-весеннему голубое.

Воспитатель : Что происходит со снегом на картине?

Дети : На картине показано, что снега стало мало, от растаявшего снега

побежали ручьи, появились проталины, с крыш домов

сползают остатки

снега, от теплого солнца началась капель.

Воспитатель : Обратите внимание, как одеты дети?

Дети : Дети одеты в облегченную одежду.

Воспитатель : Что делают дети на улице?

Дети : Дети пришли с корабликами к ручью. Они пускают кораблики в

Воспитатель : Кто летает в воздухе?

Дети : Прилетели грачи, они строят на деревьях гнезда, для выводка

будущего потомства.

Воспитатель : Какие деревья вы видите на переднем плане картине?

Дети : На переднем плане изображены березы.

Воспитатель : Как они изображены на картине?

Дети : Березы на картине высокие, стройные, голые, на них только

набухают почки.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о чем нам хотел рассказать

художник на этой картине?

Дети :

Художник

рассказать

Природа пробуждается, все возвращается к жизни.

Воспитатель : Как мы можем назвать нашу картину?

Дети : Картину можно назвать «Весна пришла», «Апрель».

Воспитатель : Чтобы вам легче было рассказывать рассказ, я предлагаю

вам план. Это маленькие картинки (показываю). Они разложены по порядку и

будут подсказывать, в какой последовательности составить рассказ.

Воспитатель :

послушайте,

использованием представленного плана.

Воспитатель : На картине изображена ранняя весна. Солнышко своими

яркими, теплыми лучами стало пригревать сильнее. Тает снежок и на земле

появились

проталины.

переоделись

облегченную

Мальчики пускают кораблики в ручье. Лиственные деревья стоят пока еще

Прилетели

деревьях

будущего потомства.

пробуждается,

возвращается

зимнего сна.

Воспитатель : А сейчас я хочу послушать ваши рассказы.

(4-5 рассказов детей).

Воспитатель : Молодцы!

Рефлексия (8 СЛАЙД)

Воспитатель : Чем занимались на занятии? Чей рассказ вам больше

всего понравился? А вы рады приходу весны? Улыбнитесь, покажите, как вы

рады весне. Молодцы! Ребята, посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас

есть лучики жёлтого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку и сказать,

что вам сегодня понравилось на занятии? (Прикрепляю свой лучик к солнцу).

Мне также понравилось с вами работать на занятии, все старались, работали

активно, дружно, были внимательными. А сейчас мы пойдем на прогулку и

постараемся найти все приметы весны на участке.

Воспитатель : Спасибо за занятие, можете быть свободны.



error: Контент защищен !!