Когда ребенок начинает стоять на ножках. Развитие ребенка по месяцам до года. Когда ребенок начинает держать головку, переворачиваться, гулить, сидеть, ползать, вставать, говорить: описание по месяцам

Любая мама испытывает радость, когда ее подросший карапуз научился самостоятельно стоять. Это очередная важная ступень развития, и кроха вот-вот сделает свои первые шаги. Но стоит ли учить ребенка стоять или он должен научиться этому сам? И в каком возрасте допустимо поставить кроху на ножки?

Большинство врачей не рекомендуют торопить развитие ребенка, а дать малышу развиваться естественно. Как только тело крохи сможет выдержать нагрузку от сидения и стояния, малыш сам начнет осваивать данные навыки. Также нужно понимать, что развитие малыша происходит индивидуально и связано с множеством факторов. К примеру, маленькие и худые детки быстрее учатся вставать на ножки, чем полненькие и крупные.

Мнение Е. Комаровского

Известный врач утверждает, что у каждого ребенка рано или поздно появляется желание стоять и роль родителей в освоении этого навыка заключается только в том, чтобы облегчить и обезопасить процесс. Учащемуся стоять ребенку не нужно надевать обувь, пусть кроха учится этому босиком.

Многие родители с гордостью заявляют, что их малыш самостоятельно встал в 4,5,6 месяцев, а ходить начал в 8,9,10. Комаровский в связи с этим хочет акцентировать внимание на том, что из-за ранней длительной нагрузки на позвоночник у таких деток возможны самые разные проблемы в будущем – искривления, радикулиты и другие.

Ребенок сам должен захотеть стоять и в возрасте до шести месяцев тренировать и обучать его стоянию совсем не нужно. Нет никакой проблемы в том, что ребенок еще один-два месяца будет лежать и ползать.

Стоит ли ставить на ножки принудительно?

Задачей родителей является лишь поощрение физического развития крохи. Заставлять ребенка делать что-либо раньше, чем он к этому готов (как сидеть, так и стоять) – огромная ошибка, способная не улучшить, а напротив, ухудшить его физическое состояние. Поощряйте ползание малыша, а вот сесть и стоять кроха должен обучиться своими силами.

Роль родителей

Что стоит делать родителям:

  • Поощрять ползание, поскольку оно укрепляет мышцы и позвоночник.
  • Делать упражнения в игровой форме, развивая мышцы малыша.
  • Не допустить дефицита витамина Д и кальция.
  • Выполнять массаж, поскольку это наиболее полезная стимуляция мышц.
  • Часто гулять на свежем воздухе.
  • Любить и заботиться, уделяя много внимания.
  • Помогать, но не торопить.

Упражнения для поощрения стояния

Многие считают, что для навыка стояния у крохи должны быть хорошо развиты мышцы рук, чтобы малыш смог подтянуться и держаться за опору. В действительности же самыми важными мышцами для освоения вставания и стояния являются мышцы бедер, спины и плеч.

В развитии таких мышц, и, соответственно, в поощрении вставания и стояния, помогут следующие упражнения:

  1. Когда малыш уже уверенно сидит, вы можете начать упражняться с ним на не полностью надутом фитболе. Посадив кроху на мячик лицом от себя, придерживайте ребенка за бедра и начинайте наклонять в разные стороны. Благодаря таким тренировкам у ребенка будет развиваться способность держать равновесие.
  2. Поставьте ребенка на стол лицом от себя и посадите его на корточки. Удерживая кроху за бедра, начните немного покачивать его назад и вперед, побуждая подняться на ровные ножки. Если ребенок еще не в силах подняться самостоятельно, значит, мышцы его ног еще недостаточно окрепли.
  3. Если кроха уже научился вставать у опоры, стимулируйте более частое использование этого навыка, привлекая малыша любимой игрушкой. Усадите кроху на пол рядом с диваном или креслом, а на возвышенность положите игрушку. Ребенок заинтересуется и захочет дотянуться к игрушке, ухватится за опору и встанет. При первых попытках обязательно страхуйте малыша от падения. И не забывайте подбадривать ребенка в его успехах.


Положите игрушку на диван, пусть ребенок сам встанет к ней

Раннее вставание на ножки

Ребенок может начать пытаться вставать еще до освоения навыка сидения (раньше шести месяцев), если у него имеется гипертонус мышц. Если разрешать такому малышу долго стоять, возможна деформация стоп. Отвлекайте малыша и не допускайте длительного вертикального положения, а также непременно поддерживайте под подмышки.

Также советуем вам прочитать статью о том, когда ребенок начинает стоять . Узнаете много интересного и будете подготовлены к этому интересному периоду в жизни малыша.

Когда рождается малыш, то каждый день родителей превращается в познание чего-то новенького. Ребенок растет и не ленится ежедневно приносить маме с папой новые радости. Но человек так устроен, что постоянно пытается опережать события. Хочется, чтобы все происходило поскорее. Так и в вопросе, когда малыша можно ставить на ножки, у каждого родителя свои взгляды.

Когда ребенка можно ставить на ножки?

Но, прислушиваясь к мнению специалистов, нельзя дать однозначного ответа. Дети не развиваются по шаблону. У каждого есть свои индивидуальные особенности. Все зависит от того, насколько позвоночник готов к подобному виду нагрузкам. Ваш малыш сам почувствует, что у него может получиться для начала сесть, а потом постепенно подняться на ножки.

Наблюдая за своей крохой, вы сможете заметить перемены в его поведении. И вот в этот самый момент ему уже понадобится ваша помощь. Смело можно пытаться понемногу ставить малыша на ножки. Ежедневные упражнения можно построить в виде игры. Это поможет вашему малышу не испытывать страх перед новыми ощущениями, и занятия будут в радость и для него, и для вас.

Очень важно помнить, что если ваш малыш страдает от недостатка витамина Д, то его категорически нельзя раньше времени ставить на ноги. Это может привести к искривлению ножек. И, конечно же, не помешает провести витаминную терапию в период, когда у ребенка появится стремление к перемене положения тела из горизонтального в вертикальное.

Обычно к десяти месяцам позвоночник и тазобедренные суставы ребенка готовы к предстоящей нагрузке. В этот период некоторые детки уже даже начинают делать первые шаги. В случае, если ваш малыш активно развивается, и вы видите, что он пытается встать в более раннем возрасте, то его можно пробовать ставить на ножки с поддержкой под мышками, а не за ручки. Так он не будет опираться на ноги всем весом, а лишь постепенно будет привыкать к вертикальному положению тела.

Можно ли месячного малыша ставить на ножки?

В профессиональных кругах кипят споры на тему: можно ли месячного ребенка ставить на ножки. Большинство ортопедов склоняется к мысли, что можно, только с целью проверки так называемых шаговых рефлексов. Но систематически эту процедуру проводить нельзя.

Бывают случаи, когда у ребенка повышен тонус мышц, и он пытается вставать на ножки гораздо раньше, чем научится сидеть. Со скольки месяцев это может начаться, зависит от особенностей детского организма. Этот процесс необходимо обязательно контролировать, так как это может привести к деформации стоп. Внимание ребенка нужно постоянно переводить на что-то интересное, а если он все же находится в вертикальном положении, то не допускать, чтобы он стоял на цыпочках. Для этого нужно его держать, поддерживая так, чтобы он стал на полную стопу.

Когда ребенка можно ставить на ножки: мнение Комаровского

Доктор Комаровский имеет свое собственное мнение по поводу того, когда можно начинать ставить ребенка на ножки. Он считает, что ранние попытки ставить ребенка в вертикальное положение могут привести в последствии к проблемам с позвоночником и костями. Все должно идти своим чередом, не опережайте природу. Также доктор советует не одевать на ребенка обувь во время первых попыток становиться на ножки. Это лучше делать босиком.

Важность ползания для ребенка

Для ребенка очень важен процесс ползания. Очень часто его лишают такой возможности, если при первых попытках стать на ножки, его сажают в ходунки. Конечно же, никто не отрицает, что данное приспособление весьма удобно. И будет хорошо, если вы обзаведетесь ходунками. Но главное знать, что находиться в них ребенок должен только какое-то определенное время, а не целый день.

Необходимо давать ребенку возможность ползать и развивать понимание того, что свобода передвижения ничем не ограничена. Единого мнения во сколько месяцев можно начинать пользоваться ходунками, нет. Врачи утверждают, что ребенку должно быть не меньше семи месяцев.

Существуют абсолютные противопоказания к использованию ходунков. Это:

Нарушение тонуса мышц (его снижение или повышение). Дело в том, что конструкция ходунков предполагает постоянное нахождение ножки ребенка на цыпочках;

Сильные опрелости в местах контакта с ходунками;

Подозрения на рахит;

Нарушения функции опорно-двигательного аппарата.

То, насколько быстро детский организм будет готов к нагрузке, зависит от нескольких факторов.

  1. Если ваш малыш больше наблюдает, слушает и не стремится принять участие в каких-либо событиях, то, возможно, он по характеру флегматик. Такие детки не стремятся к быстрым переменам. Они будут делать то, что говорит мама, и точно в те сроки, которые она установит. Наоборот, более активный ребенок будет стараться делать все быстрее.
  1. Масса тела и рост имеют немаловажное значение. Если ребенок небольшого росточка и худой, то ему гораздо легче встать на ножки, чем крупной пышечке.
  1. Ребенок с неврологическими проблемами станет на ножки, а впоследствии пойдет тогда, когда будет готова к этому ЦНС.

Более подробные ответы можно узнать из видео.

Видео по теме статьи

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Содержание статьи:

Большая часть родителей хочет, чтобы их чадо как можно быстрее подросло и стало более-менее самостоятельным. У многих начало взросления ассоциируется с первыми шагами крохи. Поэтому они задаются вопросом - когда можно ставить ребёнка на ножки?

Ответ на это только один - когда ребёнок будет физически к этому готов. О том, как понять, что ребёнок созрел для своих первых шагов, и как ему в этом правильно помочь - и будет рассказано в данной статье.

Как понять, что ребёнок созрел для ходьбы и подъема на ноги?

1. Всем родителям надо для себя уяснить, что каждый ребёнок уникален, и не стоит равняться на детей соседей и знакомых. В подавляющем большинстве случаев малыш начинает стоять и ходить в том возрасте, что и его родители.

2. Ребенок готов к тому, чтобы встать только в том случае, если уже давно и хорошо сидит, а также ползает. Эти двигательные навыки ему необходимы для укрепления костей и мышечного корсета, развития чувства равновесия. Поэтому отвечая на вопрос - со скольки месяцев можно ставить ребёнка на ножки? Ответом будет не ранее, чем с десяти-девяти месяцев. Именно к этому возрасту данные навыки уже почти у всех детей сформированы.

3. Нужно учитывать конституциональные особенности конкретного малыша. Худеньким детям проще встать на ноги, чем полноватым, так как у первых меньше нагрузка на суставы ног и позвоночник.

4. Если у ребёнка были какие-либо родовые травмы, которые повлекли за собой дефекты нервного развития, то высока вероятность, что малыш позже начнет формировать свои двигательные навыки.

5. Начинать активно помогать ребёнку становится на ножки нужно тогда, когда он начинает самостоятельно подниматься на ноги в кроватке, опираясь руками о её перекрытия.

Ответы на самые распространенные вопросы

1) Можно ли месячного ребёнка ставить на ножки?

Необходимости в этом абсолютно никакой нет. В месяц ребёнок только начинает самостоятельно неплохо держать голову. Соответственно, у него укрепились пока только мышцы шеи. Остальные мышцы спины слабые и неразвиты. У малыша отсутствует чувство равновесия, кости таза и стоп мягкие. Они ещё не приспособлены к нагрузке собственным весом в вертикальном положении. Такие ранние насильственные подъемы со временем приведут к тому, что у ребёнка разовьется плоскостопие, сколиоз грудного и поясничного отделов позвоночника, деформация тазобедренных суставов.

Ставить ребёнка на ножки держа за подмышки может только педиатр, когда проверяет врожденные рефлексы ребёнка. Примерно до трех месяцев у ребёнка есть рефлекс безусловной ходьбы. Когда ребёнка поднимают вертикально и ставят на ножки, он начинает делать небольшие шажки. Это показатель нормального развития нервной системы ребёнка, а никак не готовности его самостоятельно в ближайшее время стоять и ходить.

2) Есть ли разница когда ставить ребёнка на ноги по половому признаку?

Разницы абсолютно никакой нет. Ставить на ножки ребёнка девочку и ставить на ножки ребёнка мальчика можно в одном и том же возрасте. Когда малыш начнет самостоятельно стоять или ходить не зависит от пола, а только от его физического развития и наследственности, которую он унаследовал от своих родителей. Если они начали стоять и ходить после года, то глупо ожидать, что их чадо пойдёт в десять месяцев.

3) Когда можно ставить ребёнка на ножки с поддержкой на ходунки?

На ходунки можно ставить ребёнка только в том случае, когда он начинает самостоятельно подниматься в кроватке, уверенно держится, стоя за руки родителей. Происходит это не ранее десятого-одиннадцатого месяца жизни. Ходунки хороши тем, что дитя в них не упадет, но многие европейские и отечественные педиатры считают, что они нагружают дополнительно позвоночник и ноги ребёнка. Поэтому находиться в них больше двух часов в день не рекомендуется.

Правила, которые помогут ребёнку легко и вовремя пойти

1) Нужно прислушиваться к советам педиатра, то есть обязательно показать ребёнка планово травматологу, чтобы исключить возможную врожденную дисплазию тазобедренных суставов. Давать малышу витамин D. Особенно в осенне-зимний период. Недостаток этого витамина приводит к такой болезни как рахит. При этом заболевании развивается патологическая мягкость костей и различные деформации скелета. На фоне рахита становиться на ноги и учиться ходить ребёнку нельзя.

2) Доказано, что грудное вскармливание лучше, чем искусственное способствует развитию костно-мышечной и нервной систем ребёнка.

3) Прогулки на свежем воздухе должны быть в любую погоду. Начинать надо с 30 минут в день и увеличивать вплоть до двух часов в сутки за два приема. Свежий воздух укрепляет иммунитет, закаливает организма малыша и помогает ему правильно развиваться.

4) С раннего возраста можно начинать делать массаж. При многих детских поликлиниках есть кабинет, где специально обученный медицинский работник делает общеукрепляющий массаж деткам. Это необходимо для снятия гипертонуса мышц. Если малыш пытается встать прежде, чем научился сидеть, - это говорит о высоком тонусе мышц. Подобное состояние надо лечить с помощью массажа, а ребёнку не давать становиться на ноги. Иначе это приведёт к деформации его скелета. Если в поликлинике такой услуги не предоставляют, то в интернете есть много обучающих роликов, на которых подробно рассказано и показано, как делать подобный массаж.

5) Полезна для грудного ребёнка и легкая гимнастическая зарядка. Например, можно делать такие упражнения:

Нужно уложить ребёнка на спину, взять в руку его ножку и большим пальцем водить по стопе, как бы рисуя на ней восьмерку.

Растирание стоп. Легонько нажимают на подушечку стопы, и нога сгибается, затем растирают наружную её часть и она разгибается.

Начальное положение. Нужно осторожно и не спеша приводить локоть одной руки к колену противоположной - так по пять раз на каждую сторону. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы пресса ребёнка.

Никто не сможет точно сказать, когда пойдет тот или иной ребёнок. Это во многом зависит от того, сколько усилий и любви в него вкладывают его родители.

Еще материалы - ребенок не держит голову



error: Контент защищен !!