Тест комфортное пребывание ребенка в замещаемой семье. Нюансы процедуры усыновления, или какими должны быть приемные родители. Физическое и психическое здоровье

Как часто вы мысленно, а то и вслух восклицаете: «Мы таковыми не были! Мы так со старшими не поступали! Что же это за дети такие?» И это мы говорим не о каких-то чужих, невоспитанных монстрах, а о своих родненьких чадах. Недавно появились широко известные сегодня термины: «дети-индиго» и «дети с повышенной чувствительностью». Одновременно начала развиваться нейропсихология, массово начали ставить диагнозы «СДВГ» и «аутизм». Возможно, наука сделала большой шаг вперед и научилась наконец определять и классифицировать подобные отклонения, а возможно - нынешние дети требуют иного понимания, поскольку они уже не такие, как мы или наши родители...

В последние годы среди родителей начала приобретать популярность теория привязанности, развитая клиническим психологом Гордоном Ньюфельдом, автором книги «Не теряйте своих детей» (Hold on to Your Kids: Why Parents Need to Matter More Than Peers). К сожалению, в одной статье невозможно изложить всю теорию и шаги, с помощью которых можно вернуть доверительные отношения с детьми, с самим собой и даже целым миром. Но по крайней мере попробовать стоило:)

Чтобы кактус зацвел

Раскрытие потенциала, по мнению Ньюфельда, неизбежно, но спонтанно. Нельзя заставить яблоню цвести силой воли, нельзя и принудительно раскрыть потенциал человека, если условия для этого не подходят. Итак, наша с вами родительская задача - создать соответствующие условия, чтобы наши яблоньки, груши и кактусы «зацвели».

Чтобы ребёнок (да и любой человек) мог раскрыть свой потенциал, нужно, чтобы он мог:

  • независимо функционировать;
  • принимать и переживать неудачи;
  • общаться с себе подобными, сохраняя индивидуальность.
Из этих трёх характеристик нам более-менее удаётся научить наших детей быть независимыми. Однако, удаётся ли нам сформировать личность, которая умеет переживать неудачи? Более того - умеем ли мы сами переживать неудачи? Принимать во внимание опыт и продолжать двигаться? Если применительно к себе, то должен признать - нет. Удаётся нам, с нашим коллективистским прошлым, научить детей балансировать между «я» и «мы» без перекосов?

Шаг за шагом

По Ньюфельду, ребёнок в течение развития должен успешно пройти три этапа:

  1. Становление - стремление быть отдельным. Мы не можем его стимулировать - ведь самостоятельности невозможно научить, она должна созреть внутри.
  2. Адаптация - умение принимать неудачи и справляться с ними. Но адаптация в первую очередь заключается в умении осознавать свое бессилие, принимать то, что изменить невозможно.
  3. Интеграция - умение слышать сигналы изнутри и снаружи, осмысливать их и использовать для решения поставленных задач.
Если какой-то из этапов не был пройден или искусственно ускорен, то происходит так называемое застревание - ребёнок взрослеет, но его поведение не становится более зрелым. Симптомы застревания могут быть разные.

Равнодушие . Когда ребёнку запрещают чувствовать и проявлять негативные эмоции, мозг отфильтровывает болезненные чувства, поэтому ребёнок теряет способность чувствовать гнев, горе, печаль или скуку и перестает гневаться, плакать или капризничать. Тут бы нам порадоваться и похвалить его, но не стоит - это не зрелое умение управлять эмоциями, а лишь их угнетение. Такая ситуация наблюдается у младенцев-отказников в детдоме. Они перестают плакать, поскольку не имеют отклика на свои потребности.

Освобождение . Ребёнок не воспринимает реальных душевных переживаний, которые могут сделать его уязвимым, заменяя их на нереалистичные. Например, не страдает от смерти бабушки, но когда ломается игрушка, реагирует бурно-наигранно.

Защитное отчуждение - ребёнок отказывается от близости с тем, к кому привязан, чтобы не чувствовать постоянную боль отделения. Например, с легкостью идёт в детский сад и не хочет домой, чтобы не чувствовать снова и снова «потерю» родителей.

Что же делать?

Ньюфельд считает, что самое главное, с чего нужно начать, - это обеспечить ребёнку чувство защищённости. Лучше всего это сделать, восстановив утраченную привязанность.

Мать вынашивает ребёнка 9 месяцев, и никому не приходит в голову быстрее ее родить и разорвать бесценную пуповину. Но уже родившегося малыша почему-то подгоняют становиться самостоятельным, потому что не успеет:-) И часто нам это удается - дети выглядят более самостоятельными, однако со временем их поведение почему-то портится, они не доверяют нам или становятся равнодушными. Мы так боимся того, что наши дети, если дать им такую возможность, останутся зависимыми навсегда, и так стремимся привить им самостоятельность сызмальства... Однако эта независимость в конце концов становится независимостью от нас самих, а нереализованную потребность привязанности дети переносят или на другого взрослого, или на своих сверстников.

Ньюфельд предлагает вернуть детей под родительское крыло, в утробу привязанности. Ведь чтобы у эмбриона правильно сформировались все органы, нужно время для спокойного созревания. Если же ребенок родился раньше, то ему создают такие условия, чтобы пока он до конца не сформируется, имитировать материнское лоно. То же и с детьми, которые каким-то образом потеряли эмоциональную связь с родителями: их надо вернуть в безопасный ближний круг, где они будут чувствовать себя защищёнными и смогут проявлять негативные эмоции - бояться, расстраиваться, плакать, скучать. Мир, в котором можно положиться на родителей, а не защищаться самому.

Но вернуть ребёнка к внутреннему кругу бывает не так-то просто. Для начала надо установить надежный контакт. Вот некоторые правила, которые в этом помогут:

Не командуйте, а завладейте вниманием ребёнка. Иначе получите пустой взгляд. Если не можете поймать взгляд, то постарайтесь попасть в зону внимания другими способами, например, через звуки или через прикосновение.
Прежде, чем достичь согласия в важных для вас вопросах, попробуйте получить ответы в виде кивка на простые вопросы: «погода отличная, правда?», «У тебя в руках собачка?».
Если не можете пока завладеть вниманием, не пытайтесь управлять ребенком. Без его разрешения это вам не удастся, и вы только распишетесь в собственном бессилии. Попробуйте через некоторое время снова.

Есть контакт!

Когда вам удалось уже установить прочный контакт с ребенком, то следующим шагом будет вернуть доверие в отношения, закрепить свой статус попечителя:

  • Постарайтесь, чтобы зависимость ребёнка от вас была лёгкой и безопасной.
  • Не злоупотребляйте зависимостью ребенка, не используйте его.
  • Помогайте ребёнку во всех его начинаниях, показывайте ему мир и раскрывайте ему собственные возможности.
  • Будьте щедрыми в своих предложениях заботиться, ухаживать, помогать и принимать ответственность за ребёнка.
  • Помните: пока дети не в состоянии существовать автономно, им необходимо зависеть от взрослых, и лучше, чтобы этими взрослыми были родные.
P.S. Интересно услышать ваше мнение в комментариях: чувствуете ли вы себя способными балансировать между индивидуальным и коллективным, умеете переживать неудачи. Что, по вашему мнению помогло / помешало формированию таких способностей?

Статьи по теме: Воспитание детей

Avrora 16.05 07:45

Если коротко формулировать идеи Ньюфелда, можно их выразить примерно так: "Сначала привязанность, потом развитие. Привязанность - это необходимость, развитие - роскошь". В короткой статье о привязанности действительно не расскажешь, но если есть интерес к этой теме - я бы рекомендовала начинать знакомство с книги Людмилы Петрановской "Если с ребенком трудно". Читать Ньюфелда на языке оригинала мало кому под силу, переводы имеют определенную погрешность. Что касается книги "Не упускайте своих детей" - я ее прочитала на одном дыхании, она полезна и интересна, НО новичку в теме привязанности она может только помешать понять суть. Дело в том, что в этой книге описывается лишь одно из множества существующих нарушений привязанности - замещающая привязанность к ровесникам. Это достаточно узкая тема, да и сама книга новичкам часто кажется сложной для понимания. Еще можно Ольгу Писарик почитать, это ученица Ньюфелда. А вообще, теория теорией, но детей нужно растить не "по теории привязанности", а опираясь на собственное родительское чутье и интуицию, знание теории только помогает формировать свою родительскую позицию. Делать что-либо только потому, что так написано в книге, а не из собственных внутренних убеждений - малоэффективно.

rimma 17.05 11:52

С появлением ребенка все больше убеждаюсь, что их воспитание - это огромный душевный труд. Иногда вообще кажется, что на самом деле ни родители детей воспитывают, а они нас. Ведь детки очень сильно меняют нас изнутри, то и дело заставляя нас пересматривать свои собственные взгляды и убеждения. А эмоционально благополучных детей могут воспитать только эмоционально благополучные родители. Поэтому бросая все силы на воспитание и развитие ребенка, не стоит забывать и о собственном психологическом комфорте. Ведь как мы можем дать ребенку то, чего нет у нас самих.

Aniri 26.07 15:29

А у нас почему то по-другому. Мама (хоть и не очень строгая), но детям за день, наверное, надоедает - сделай это, не делай то. Надо так, так не надо. Зато когда приходит с работы папа, а он соскучился, то детям можно все. Понимаю, что это неправильно, но сделать ничего не могу.
Во-первых, дети ждут,когда придет папа и можно будет забыть про все можно и нельзя.
Во-вторых, папа воспринимает мои попытки остановить этот "произвол" в свой адрес и... "обижается"
И, вообще, я часто задумываюсь - Мы сами все вчерашние дети. Кто-то был идеальным ребенком, кто- то хулиганом, кто-то сильная личность, кто-то слабоват...Но становимся родителями и перед нами одна задача - воспитать своего ребенка правильно, зачастую дать ему то, чего у нас самих никогда не было (я не имею ввиду материальные блага - тут все понятно). А как это сделать? Это у животных инстинкты работают, а человек сам должен этому научиться.
Я тоже читала книги по воспитанию. Но вот только применить их на практике в своей семье почему то не получается.

Органы опеки и попечительства (ООП) вправе определить ребенка-сироту в приемную семью. С новыми родителями заключается договор, в котором указываются их права и обязанности. Основной проблемой подобного вида опеки является период адаптации. На скорость привыкания к новой обстановке влияют условия проживания приемных детей в семье и их психоэмоциональное состояние. Во избежание возникновения проблем опекуны получают на курсах подготовки базовые знания. Практические навыки улучшаются с помощью психологических тестов, тренингов и упражнений.

Приемный ребенок – это сирота, потерявшая родных родителей, но помещенная в другую семью для устройства. Органы опеки стараются найти усыновителей, опекунов, попечителей, или пристроить его в приемную семью до совершеннолетия. Новые родители получат опекунские права и обязанности. Адаптация приемного ребенка в семье напрямую зависит от его возраста и степени подготовки выбранных ООП представителей.

Ориентируясь на случаи из историй воспитателей, можно выделить несколько основных периодов, для каждого из которых характерны свои особенности психоэмоционального состояния:

  • 0-3 года;
  • 3-7 лет;
  • 7-12 лет;
  • 12-18 лет.

От рождения до 3 лет

В психологии родительства говорится, что даже новорожденные малыши способны запоминать запахи и голоса родителей, окружающие цвета и прочие мелочи. Потеря мамы и папы отображается на подсознательном уровне. Ребенок больше не слышит родные голоса и чувствует изменения в режиме питания. У взрослых детей проявляется утрата шлейфом негативных эмоций и изменениями в поведении. Они могут демонстративно показывать свое презрение к людям, ненавидеть себя или окружающих и отталкивать социальных сотрудников, пытающихся помочь. Младенец сознательно еще не может представить реальный масштаб трагедии, поэтому изменения проявляются соматически. Для воспитателя не станет новостью расстройство питания, капризное поведение, постоянный плач, нарушение сна и плохой аппетит новорожденного, изъятого из семьи или утратившего родителей.

У годовалого ребенка уже имеется частичное представление о потере близкого человека. Неполное восприятие происходящего выражается соматически и эмоционально. Малыш проходит те же стадии, что и взрослые дети:

  • отрицание;
  • ярость;
  • плач;
  • депрессия;
  • примирение.

Проще происходит усыновление малышей, совсем недавно появившихся на свет. Они еще не успели привыкнуть к родным родителям, поэтому опекуны смогут их быстро заменить. На степень адаптации также влияет количество переездов младенца. Если приемная семья уже не первая, то привыкание пройдет быстрее. Замещающей матери лучше уйти в декрет, чтобы малыш смог привыкнуть к ее запаху и голосу. Постепенно он перестанет переживать и адаптируется к новой обстановке.

От 3 до 7 лет

С точки зрения педагогики, проще всего воспитывать детей от 3 до 7 лет. Ребенок уже разговаривает и может выполнять самостоятельно простые действия (ходить в туалет, следить за своей гигиеной, понимать слова взрослых). В памятках психологов такой возраст считается некритичным. Малыша еще можно перевоспитать.

Явным плюсом детей от 3 до 7 лет является желание быть любимыми и жить в семье. Уже при первом знакомстве многие малыши бросаются в объятия приемных родителей и называют их мамой и папой. Пробелов в образовании еще особых нет, поэтому при правильном подходе к воспитанию ребенок вырастет полноценным членом общества.

Несмотря на позитивный настрой при знакомстве, у сироты проявляется потеря мамы и папы соматически и психологически. Приемные родители замечают плохой аппетит, замедленную реакцию, недержание кала и мочи, приступы паники, агрессию. Самое сложное будет отучить малыша от привычек, полученных в Детском доме. Родителям придется привлекать его внимание полезной и интересной работой и познавательными играми. Если дитя делает что-то не так, то нужно описать суть проблемы и объяснить, как правильно следует поступить. Желательно все показывать на своем примере.

Высока вероятность появления новых проблем после определения малыша в детский садик. Попадание в незнакомый коллектив может спровоцировать обострение старых детдомовских привычек. Замещающим родителям стоит подумать о домашнем обучении, чтобы подготовить малыша психически и умственно к занятиям в школе.

От 7 до 12

Ребенок от 7 до 12 лет осознает потерю родителей в полной мере. Для опекунов подобная возрастная группа достаточно актуальна. Дети еще маленькие, но уже многое умеют. Приемным родителям необходимо будет выяснить, какие у малыша пробелы в образовании и заполнить их. Не менее важно поработать над социальными навыками. Специалисты утверждают, что формирование детдомовской манеры речи и пагубных привычек (воровать, курить, пить) наблюдается в каждом втором случае. Если неправильно выбрать стратегию воспитания, то опекун может напороться на агрессию и упрямство. Применение силы лишь вызовет гнев, страх и замкнутость в себе.

В целом ребенок вполне развит и понимает разницу между биологическими и замещающими родителями, поэтому он вполне лояльно отнесется к новой семье. Усугубить ситуацию может плохой опыт установления семейных связей в прошлом. К 10-12 годам над многими детьми не раз брали опеку. Постоянная смена места жительства приводит к ощущению ненужности и безнадежности. На этом фоне занижается самооценка, из-за чего изменяется характер в сторону удовлетворения лишь своих желаний. Приемные родители могут изменить ситуацию, проявляя заботу и ухаживая за малышом. Он должен почувствовать, что нужен и важен. Постепенно подопечный сможет адаптироваться к новой семье и будет дорожить ею.


Основной проблемой у детей 7-12 лет может стать недостаточный уровень образования. Ребенку предстоит продолжить обучение в школе, но из-за недостатка знаний проявятся комплексы, связанные с получением плохих оценок. Опекуны должны позаботиться об этом, нанимая репетиторов и дополнительно занимаясь с подопечным. Превращаться из любящего приемного родителя в строгого педагога не стоит, так как можно испортить выстроенные отношения с малышом. Необходимо знать меру и уметь вовремя поощрить школьника за хорошую работу и поведение. При правильном подходе пробелы в образовании быстро исчезнут.

От 12 до 18 лет

Из-за специфики характера и трудностей, возникающих в адаптационном процессе, детей старше 12 лет редко определяют в приемные семьи. Считается, что их нельзя уже исправить. По мнению специалистов, на развитие и поведение сирот вполне можно повлиять, проявляя заботу, любовь и нежность. Искренних и бескорыстных чувств детям, лишившимся родителей, не хватает больше всего, чтобы раскрыться.

С первого дня подростки кажутся равнодушными и меркантильными. На их лице нет ожидаемой радости от попадания в семью. Возникают чувства лишь со временем. Ребенок длительное время их прятал или вовсе не испытывал, проживая в Детском доме, поэтому нужно проявить терпение. Меркантильность проявляется в постоянных просьбах что-либо купить. Вырабатывается подобная черта характера годами. Находясь на содержании в детдоме, для ребенка взрослый человек становится лишь средством получения желаемого. Попадая в приемную семью, он продолжает также мыслить. Лишь со временем начнет вырабатываться чувство благодарности и желание ответить «добром на добро».

К 12 годам и старше у сирот существенно занижается самооценка. Подобное явление связано с частыми отказами опекунов и отправлением обратно в приют. Чтобы ребенок доверился вновь и раскрылся, приемные родители должны выстраивать отношения «на равных». Бесполезно пытаться переделать подростка насильно. Его взгляды на мир уже утвердились. Детские психологи советуют опекунам не стремиться сломать ребенка, а показать ему, другую сторону жизни. Узнав новую информацию и ощутив искренние чувства, подопечный сам потянется к приемным родителям и постепенно поменяет свое мнение по поводу многих вещей, ранее презираемых.

Этапы адаптации

Принято делить процесс адаптации приемного ребенка на 3 стадии. Ознакомиться с ними можно в таблице.

Этап Краткое описание
Знакомство Между приемными родителями и детьми начинается процесс «опережающей привязанности», то есть опекуны и подопечные стремятся показать свою любовь, которой еще нет. Длится стадия около 1 месяца.
Регрессия Первые впечатления уже забылись и раскрываются истинные черты характера. Начинается своеобразный процесс «притирки». Постепенно взрослые и дети все больше привязываются друг к другу и понимают, что пора находить компромиссы. Срок стадии варьируется от 2 до 4 месяцев.
Привыкание Приемные дети и опекуны уже привыкли друг к другу. В разговоре больше нет напряженности. Со стороны можно подумать, что идет малыш со своими родными родителями. Если достичь компромисса так и не удалось, то у ребенка усиливаются прежние недостатки (агрессия, страх, замкнутость в себе). Примерно через 1,5 года можно будет окончательно решить, смогли ли опекуны найти ключ к подопечным, или нет.


Длительность этапов адаптации варьируется в зависимости от ситуации. Многие дети определяются в приемную семью с ВИЧ-инфекцией, невралгией, пороком сердца и прочими патологиями. В данной ситуации основную роль играет не наследственность, а здоровье малыша и психоэмоциональное состояние. Для скорейшей адаптации потребуются консультации у лечащего врача и детского психолога.

Проблемы, возникающие в приемных семьях

В приемной семье из-за особенностей воспитания детей-сирот могут проявляться определенные проблемы:

Название Описание
Ощущение неуверенности в себе на фоне постоянного страха. Опекуны боятся, что не справятся со своими обязанностями.
Завышенное чувство ответственности за подопечного. Приемные родители не всегда могут решиться предпринять определенные действия в отношении ребенка из детдома, например, вызывают врача или скорую помощь при малейшей проблеме, с которой легко бы справились самостоятельно.
Не оправданные ожидания опекунов часто перерастают в депрессию. Связана проблема с совершенно иными представлениями о характере и поведении ребенка.
Трудности с принятием малыша в семью из-за его пробелов в воспитании и плохом характере. Опекунам не всегда удается проявить должное терпение, что ведет к отказу от детей.
Проблемы с освоением нового положения подопечного Родителям трудно привыкнуть, что у них новый ребенок и расценивать его наравне с родными детьми.
Разделение детей на «своих» и «чужих» Замещающие родители часто не замечают, как сравнивают кровных детей с приемными. Ребенок ощущает себя «плохим» и боится, что от него откажутся.
Уменьшение времени уделяемого на родных детей На ребенка-сироту, только лишь попавшего в приемную семью, уходит большая часть времени родителей. Они стараются показать свои чувства и всячески угождают подопечному. Родные дети начинают ощущать себя ненужными и намеренно совершают плохие поступки для привлечения внимания.

Методы налаживания контакта

Психологи советуют приемным родителям выяснить, что для нового члена семьи значит слово «любовь» и как он выражает ее, узнав ответы на следующие вопросы:

  • Каким образом малыш выражает свои чувства к окружающим?
  • Что желает ребенок больше всего?
  • На что жалуется малыш?

Узнать нужные сведенья можно, понаблюдав за подопечным во время игр, тщательно прислушиваясь к его словам и расспросив воспитателей. При правильном подходе к воспитанию получится добиться расположения малыша и решить возникшую проблему. Психологи для преодоления и предотвращения проблем создали перечень советов приемным родителям:


У приемных детей есть свои психоэмоциональные особенности, влияющие на скорость адаптации в новой семье. Во избежание проблем опекуны обязаны выстраивать стратегию воспитания, ориентируясь на возраст ребенка, пережитую им ситуацию и длительность проживания в детдоме. При возникновении неприятных ситуаций рекомендуется посоветоваться с детским психологом.

В рамках общего процесса консультирования семьи выделяется особый этап, когда консультант осуществляет диагностику семейных отношений. На практике проведение диагностики с использованием тех или иных методов и техник может осложняться определенными причинами. Ряд из них выделен Г. Навайтисом. Он отмечает следующие факторы, которые должны учитываться консультантом на данном этапе.

    Отсутствие единого подхода к диагностике семейных отношений. Каждая модель консультирования содержит собственное толкование как методов диагностики, так и тех фактов, на которые следует обращать внимание.

    На оценку семейных отношений может влиять проекция опыта самого психолога, а также уровень развития способности к их рефлексии самих консультируемых.

    Различное толкование динамики семейных отношений членами семьи, искаженное не полностью осознанными внутриличностными проблемами.

Автор подчеркивает необходимость профессиональной рефлексии собственной деятельности, в частности осознания того, почему он применяет тот или иной метод, как предвидит последствия его применения и учитывает специфические особенности клиентов. Однако можно выделить некоторые общие принципы, на которые обычно опираются семейные консультанты.

    Одной из первых задач, решаемых консультантом, является создание доверительных отношений с членами семьи. Для этих целей традиционно используются различные техники (от активного слушания до присоединения).

    Выбор времени и места для проведения диагностической процедуры в рамках консультативного процесса определяется в зависимости от предварительно сформулированной гипотезы и общей схемы работы с семьей.

    Семейную диагностику целесообразно начинать со сбора демографическо-биографической информации, используя для этого метод генограммы.

Работа по систематизации и описанию специальных методов и техник диагностики внутрисемейных отношений была проведена американскими специалистами в области семейного консультирования Р. Шерманом и Н. Фредманом. С их точки зрения, под методом понимается комплекс приемов и предложений, осуществляемых непосредственно консультантом. Метод является орудием психологической помощи семье. При его использовании большое значение имеет временной аспект, процедура применения и опыт консультанта в интерпретации результатов.

Для диагностики состояния семьи и ее психологического благополучия традиционно используются следующие методы:

    проективный тест «Скульптура семьи»;

    метод генограммы;

    метод «Семейное пространство»;

    проективный тест «Рисунок семьи».

Генограмма

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных отношений в трех-четырех поколениях. Она предложена М. Боуэном в 1978 г. в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее - показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной, вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелет из шкафа». Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые, наряду с другими данными, применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьбы, смертей, разводов, рождений, приступают к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы, таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень открытости-закрытости семейных субсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения.

Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник, каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как, например, смерть ближайшего родственника.

Затем начинается описание семейной истории с того времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Особое внимание необходимо уделять следующим фактам: возрасту супругов, точной дате их первой встречи; тому, чем они занимались, когда были женихом и невестой; влиянию порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. Важно выяснить то, где семья жила и когда именно переезжала на другое место (особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи). На данном этапе беседы выясняются также данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей.

Далее обсуждается история расширенной семьи как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Консультант использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости субсистем, о многообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними.

По мере поступления информации в процессе беседы с семьей она фиксируется специальными символами. Каждый консультант может использовать удобную для него символику, однако общепринятыми обозначениями являются следующие символы:

« Скульптура семьи »

Суть данной техники, предложенной В. Сатир, состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, рассматривая каждого в роли, которую они играют по отношению к друг другу, и те чувства, которые при этом испытывают. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется на нее. Одним из многих преимуществ метода «скульптура семьи» является его способность преодолеть чрезмерную «завербализованность» и «заинтеллектуализированность» (разнообразные защиты, проекции и обвинения), часто существующие в семейной системе. Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении «скульптура семьи» - довольно хорошее диагностическое средство.

Другим преимуществом «скульптуры семьи» является тот эффект, который она производит на членов семьи, заставляя их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое, и каждый его элемент. Невозможно изолировать любую систему внутрисемейного взаимодействия без учета последствий, которые они будут иметь для всей семьи. Скульптура не только объединяет семью, она еще и подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того, она требует от члена семьи обобщить свой личный опыт, осмыслить его, а затем проинтерпретировать. Скульптура также дает терапевту возможность прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт при этом помогает членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя, таким образом, созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что скульптура используется для внесения позитивных изменений в семью для ее полноценного функционирования.

Процедура

Техника «Семейная скульптура» применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены отсутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что она помогает прежде всего прочувствовать, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рассказать. Каждый член семьи по очереди показывает свое видение внутрисемейных взаимоотношений, изображая их в живой скульптуре так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Консультант предлагает скульптору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его охарактеризовать невербально. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре место самого скульптора, как сам скульптор его видит. «Ваяние» продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с «материалом», зная, что потом они поменяются с ним местами.

Когда каждый член семьи создает свою реальную «семейную скульптуру», отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент, можно попросить создать скульптуру «идеальной» семьи.

Консультант имеет возможность вмешиваться в этот процесс, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя происходящее. Впоследствии можно обращаться к скульптуре «идеальной» семьи для того, чтобы проследить динамику консультативного процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи различных ее членов очень существенны для понимания происходящего в семье, а их легче выявить с помощью «семейной скульптуры», чем на основе традиционных вербальных техник.

Существует много вариантов использования методики «Семейная скульптура». Некоторые психологи, применяющие эту методику, просят скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Членам семьи предлагается последовательно произносить эти фразы, при этом достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

Обсуждается не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Консультант может также задавать вопросы. Например, такие:

    (каждому члену семьи) Как вы себя чувствуете на этом месте среди ваших родственников?

    (всей семье) Удивила ли вас данная скульптура?

    (каждому члену семьи) Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил?

    (всей семье) Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре?

    (скульптору или семье) Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?

    (скульптору раньше всех других вопросов) Придумайте название вашему произведению.

Можно организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптором и консультантом проделанной работы. Скульптура используется и при индивидуальной психотерапевтической работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель и другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, он так же помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, поскольку она отражает не объективную внутрисемейную ситуацию, а лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира.

« Семейное пространство »

«Семейное пространство» представляет собой технику, обеспечивающую семейного консультанта важной информацией об организации семейной системы, с которой он работает, а также эффективным средством терапевтической интервенции.

Суть техники состоит в том, что клиентов просят нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нем комнаты и помещения. Данная техника может быть полезна и для обучающихся семейному консультированию, когда участники тренинга делятся друг с другом информацией, отражающей психологическую ситуацию в собственных семьях, и это может повысить уровень их профессиональной компетентности. Первоначально техника использовалась именно в этом контексте и лишь потом была применена семейными консультантами в работе с клиентами.

«Территориальность» является важной частью личностной |и семейной идентичности. Она эмоционально и операционально идентифицируется с принадлежностью к семье и с исключением из нее, с комфортом и напряженностью, удовольствием и болью, близостью и отдаленностью, границами и их запутанностью, силой и слабостью. Изучение использования семейного пространства выявляет очень важные аспекты внутрисемейной динамики. При этом полезно задавать себе следующие вопросы: используется ли семейное пространство в продуктивных целях, для игры, для прозябания или же для ссор между членами семьи?

Процедура

Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до женитьбы. Дети же в это время смотрят и слушают. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который наиболее запомнился. В то время когда родители заняты рисованием, психолог постепенно вводит их в терапевтическую ситуацию, задавая следующие вопросы:

    рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната;

    попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме;

    была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи;

    когда члены вашей расширенной семьи заходили к вам,

    в какой комнате происходили встречи; » были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить;

    было ли у вас какое-то особенное место в доме;

    попытайтесь как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности;

    как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале; выделялся он чем-нибудь или нет;

    вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме;

    вспомните типичные слова, фразы, которые произносились членами вашей семьи.

Существует несколько вариантов использования данной техники в семейной терапии. Психолог может попросить отца и мать нарисовать план их родительских домов, а дети должны в это время наблюдать за ними. В качестве другого варианта можно дать детям инструкцию нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом будут присутствовать в качестве наблюдателей. Третий вариант - все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.

Вопросы консультанта направлены на выявление воспоминаний, связанных с существующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях. Кроме того, воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения. Собранная информация может оказаться полезной также для выявления различных альянсов и разрывов взаимоотношений внутри данной семьи.

Проективный тест «Рисунок семьи»

Одним из наиболее популярных методов диагностики семейных отношений является проективный тест, «Рисунок семьи». К достоинствам этого метода можно отнести следующее: простоту использования, возможность увидеть существующие внутрисемейные границы и наличие коалиций, а также эмоциональный фон, характерный для данной семейной системы с точки зрения каждого члена семьи.

Порядок выполнения теста следующий: испытуемому предлагается нарисовать свою семью карандашом на бумаге без клеточек. В случае, если испытуемый задает вопросы относительно рисования, консультант отвечает неопределенно («Рисуй, как хочешь»), но поддерживая стремление клиента рисовать («Неважно, как ты нарисуешь - главное, чтобы ты что-то нарисовал»).

Испытуемый не должен пользоваться ластиком. По окончании рисования все нарисованные персонажи должны быть обозначены подписями (кто есть кто). Перед началом рисования дается следующая инструкция: «Нарисуй свою семью».

Данный тест имеет много способов интерпретации. Одна из лучших интерпретаций «рисунка семьи» предложена отечественным психологом В.К. Лосевой. Предложенные ею правила интерпретации следующие.

    Использование пространства листа. Пространство листа есть аналог пространства семейного мира с точки зрения автора рисунка. Место автора в пространстве листа символизирует его место в пространстве собственной семьи.

    Отсутствие на рисунке какого-либо члена семьи. Если кто-то из членов семьи отсутствует, то, скорее всего, у автора существует полное отсутствие эмоционального контакта с этим персонажем, данного человека как бы нет в его мире. Это может означать также наличие бессознательных негативных чувств по отношению к отсутствующему, которые воспринимаются автором как запретные (например ревность, агрессия).

    Отсутствие на рисунке автора. Если сам автор на рисунке отсутствует, это может означать трудность самовыражения относительно близких людей, наличие у автора представления, что его в семье не понимают. Это может означать также, что автору трудно найти свое место в семейном пространстве. Однако это может также выражать следующую позицию автора - «места здесь мне нет, но меня это и не волнует».

    Размер изображенных персонажей. Размер персонажа олицетворяет его субъективную значимость для автора. Наибольший размер на рисунке имеет тот из персонажей, отношения с которым более значимы.

    Наличие вымышленных персонажей. Вымышленные персонажи являются символами неудовлетворенных потребностей. Например, наличие на рисунке Деда Мороза, домашних животных может означать потребность автора в поддержке, защите, тепле. В этом случае следует расспросить автора о характере вымышленного персонажа и его функциях.

    Расположение персонажей на пространстве листа. Чем выше расположен персонаж, тем наибольшей властью в семье он обладает в глазах автора, даже если изображение его маленькое по размеру.

    Расстояние между персонажами. Расстояние, на котором находятся персонажи друг относительно друга, отражает психологическую дистанцию, существующую между ними. Персонажи, которые соприкасаются, находятся в тесном психологическом контакте.

    Характеристика контура. Персонаж или предмет, вызывающий большую тревогу, рисуется с большим нажимом, сильно заштрихован, контур несколько раз обведен. Персонаж может быть нарисован тонкой дрожащей линией, что также говорит о тревоге, которую он вызывает у автора (автор не решается его изобразить).

    Искажения в изображении фигур. Искажения по правой стороне (если встать на место персонажа) могут означать проблемы во взаимоотношениях с миром социальных норм (работа, учеба, карьера; для ребенка - с людьми, которые персонифицируют нормы). Искажения по левой стороне - проблемы в сфере эмоциональных, интимных, близких отношений.

    Изображение неодушевленных предметов. Изображение большого количества предметов, относящихся к какой-то сфере жизни (например мягкой мебели), означает особую значимость этой сферы для автора. Изображение большого количества закрытых шкафов в рисунке ребенка может свидетельствовать о существовании в семье тайны, к которой он, по его мнению, не допущен.

    Изображение большого количества мелких деталей может означать фиксацию на правилах порядка, а также склонность семьи к долгому удерживанию эмоций. Предметы, которые рисуются между персонажами, например автомобиль между отцом и матерью, воспринимаются автором в качестве помехи в отношениях либо в качестве единственно возможного способа контакта.

    Символика частей тела. Символика частей тела учитывается, главным образом, при интерпретации рисунков детей. Отдельным частям тела приписываются следующие значения.

    Голова - очень важная часть тела для ребенка, самой большой голове приписывается самый большой ум.

    Глаза. Глаза, с точки зрения ребенка, даны человеку для слез, выражения печали и просьбы в эмоциональной поддержке. Большие расширенные глаза означают тревогу, сигнал о помощи.

Глаза щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, персонаж с такими глазами не умеет просить помощи.

    Уши. Уши - это орган восприятия критики. Большие уши отражают, что персонаж больше, чем все остальные, должен слушать окружающих или слушает. Маленькие уши или их отсутствие на рисунке говорят о том, что персонаж игнорирует критику, не учитывает мнение окружающих или автору хотелось бы, чтобы так было.

    Рот. Рот предназначен для выражения вербальной агрессии, это «орган нападения». Большой, заштрихованный рот означает угрозу для автора рисунка, связанную со страхом осуждения, страх словесного воздействия. Отсутствие рта, точка вместо рта означает, что персонаж, с точки зрения автора, не может влиять словесно на других людей.

    Шея. Шея символизирует соединение рационального и эмоционального компонентов личности. Наличие шеи означает способность управлять своими чувствами. Тонкая и длинная шея - конфликт между чувствами и разумом, который решается за счет отстранения от эмоционального мира, «я стараюсь не замечать своих эмоций». Короткая и толстая шея символизирует отсутствие подобных противоречий.

    Руки. Функция рук состоит в том, чтобы прицепиться к матери, установить с ней контакт. Для взрослых персонажей рисунка руки олицетворяют способ взаимодействия с миром. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем более длинными и большими нарисованы его руки.

    Ноги. Ноги обозначают опору персонажа в реальности, насколько он «крепко стоит на ногах». Если провести линию, соединяющую ноги крайних персонажей, то самостоятельная опора в реальности будет только у тех, кто стоит на линии.

Решение взять приёмного ребёнка в семью – очень ответственный шаг, требующий не только абсолютной уверенности в своих намерениях, но и непоколебимой решительности.

Будущим приёмным родителям предстоит пройти нелёгкий путь до того момента, когда они смогут взять за руку нового члена семьи.

Ведь требования к приёмным семьям предъявляются самые строгие. Органы опеки и попечительства, передавая ребёнка в семью, должны быть уверены в благонадёжности приёмных родителей.

Государство весьма лояльно относится к желанию усыновить или удочерить ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Поэтому строгие требования к приемным родителям по возрасту, семейному положению, количеству детей в семье будущих родителей не предъявляются. Но при этом есть перечень, ограничивающий ряд лиц в возможности брать приёмного ребёнка.

Кто не может выступать в качестве приемных родителей:

  • недееспособные или ограниченно дееспособные лица, признанные таковыми по решению суда;
  • лица, ранее лишенные родительских прав или ограниченные в них;
  • лица, ранее за ненадлежащее выполнение своих обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;
  • нетрудоспособные лица;
  • лица, имеющие заболевания, которые препятствуют возможности нахождения ребёнка в семье. К подобным болезням относятся туберкулез, инфекционные заболевания, злокачественные новообразования, психические расстройства, наркотическая и алкогольная зависимость;
  • лица, не имеют дохода, соответствующего прожиточному минимуму;
  • лица, имеющие или имевшие судимость.

Данные критерии призваны оградить детей, оставшихся без попечения родителей, от недобросовестных усыновителей и неблагоприятных условий жизни, а не выявить наиболее предпочтительных лиц среди кандидатов.

Возраст приемных родителей

Согласно Семейному кодексу РФ приемными родителями не могут быть совершеннолетние лица.

Верхний возраст приемных родителей ничем не ограничен. То есть любое совершеннолетнее лицо имеет право ходатайствовать о принятии ребёнка в семью.

Но органами опеки и попечительства, а также психологами, проводящими собеседования, будут учитываться возрастные особенности кандидатов в усыновители. Отказать в усыновлении, ссылаясь на возраст, государственные органы не имеют права.

Но имеют место ситуации, когда, например, по заключению психолога кандидатам запрещают усыновлять детей определенной возрастной категории (чаще всего малолетних) и предлагают принять в семью ребёнка, соответствующего рекомендациям.

Может ли стать приемным родителем пенсионер?

Законодательно людям пенсионного возраста не запрещается усыновление.

Но необходимо помнить, что органы опеки всегда действуют в интересах ребёнка. Каждый отдельный случай разбирается индивидуально.

Кандидату в усыновители придётся доказать возможность уделять ребёнку достаточно внимания и обеспечивать его всем необходимым на протяжении долгого времени.

Если уверенности в собственных возможностях нет, или органы опеки выступают против подобного усыновления, стоит рассмотреть иные вариант устройства детей, например, опеку или гостевой режим.

Если пенсионер приемный родитель, он будет напрямую участвовать в жизни и воспитании ребёнка, но при этом органы опеки смогут контролировать жизнь ребёнка вне детского учреждения и при необходимости корректировать её.

Полная семья

При семейном устройстве детей-сирот предпочтение, безусловно, отдаётся семьям максимально приближенным к портрету идеальной ячейки общества: молодые здоровые пары, отличающиеся образованностью и создающие о себе благообразное впечатление.

Полнота семьи также относится к предпочтительным качествам, но не является строгим критерием выбора. Одинокий кандидат может беспрепятственно претендовать на роль усыновителя.

На сегодняшний день практика передачи ребёнка одному усыновителю достаточно широка, и органы опеки, стремясь улучшить условия жизни детей, не препятствуют этому.

Важно понимать, насколько сложным является процесс воспитания ребёнка в неполной семье. Усыновителю придётся приложить немало усилий, чтобы восполнить пробелы, связанные с отсутствием участия одного из родителей.

Традиционная семья (зарегистрированный брак, традиционная ориентация)

даёт чёткие разъяснения по вопросу усыновления детей парами, не состоящими в зарегистрированном браке.

Совместное усыновление возможно только традиционными семьями, зарегистрировавшими брак надлежащим образом в органах ЗАГС.

Сожительство не приравнивается к семье, но в этом случае ничто не препятствует оформить усыновление только одним лицом. Второе лицо в этом случае не будет документально выступать в роли родителя.

Особое внимание статья уделяет парам с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Российское законодательство запрещает совместное усыновление ребёнка лицами одного пола, независимо от наличия регистрации брака. По этой причине нетрадиционные иностранные семьи не могут претендовать на принятие российских детей в семью.

Физическое и психическое здоровье

Здоровью кандидатов в усыновители уделяется максимальное внимание.

Это не только позволяет обезопасить пристраиваемых детей, но и гарантирует физические и психические возможности кандидатов осуществлять надлежащее воспитание приёмного ребёнка.

Все кандидаты в усыновители обязаны предоставить в органы опеки и попечительства медицинское заключение, выданное лицензированным медицинским учреждением.

Медицинское обследование включает в себя прохождение терапевта, инфекциониста, фтизиатра, психиатра и нарколога. Кроме того, необходимо будет сдать кровь на предмет наличия инфекции ВИЧ и гепатита B и C. Как видите, процедура усыновления ребёнка не требует идеального здоровья всех систем организма.

Кандидаты могут вполне иметь, например, глазные заболевания или проблемы с органами пищеварения. Подобные заболевания не будут препятствием для принятия ребёнка в семью. Медицинское заключение даёт подтверждение того, что у кандидата отсутствуют заболевания, непосредственно препятствующие усыновлению.

Осмотр врачом-психиатром – один из важнейших моментов медицинского освидетельствования.

Не выявленные нарушения психики у кандидатов могут иметь плачевные последствия для усыновленных детей.

Любой подтвержденный психиатрический диагноз будет препятствием для усыновления даже в случае длительной ремиссии.

Проходить медицинское освидетельствование можно не только в государственных учреждениях, но и в любой аккредитованной медицинской организации.

Отсутствие алкогольной и наркотической зависимости

Очевидно, что лица, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, не могут заниматься воспитанием ребёнка и создавать для него приемлемые условия жизни.

В связи с этим при рассмотрении кандидатов обязательным условием является заключение от врача-нарколога.

Не стоит надеяться на усыновление, если будущий родитель стоит на учёте в психонаркодиспансере.

Отсутствие непогашенной судимости и проблем с законом

Ни одна процедура усыновления не обходится без заключения об отсутствии судимости у кандидата. Наличие проблем с законом ставит под сомнение возможность кандидата дать ребёнку надлежащее воспитание и привить ему соответствующий нормам общества образ жизни. Речь идёт также и о погашенной судимости.

Но не каждая судимость будет препятствием для принятия положительного решения по вопросу усыновления. Если совершенные преступления относились к категории небольшой или средней тяжести, суд с учётом иных обстоятельств может разрешить усыновление. Устойчивое финансовое положение, достаточное для содержания семьи

Финансовое положение будущих усыновителей подтверждается справкой с места работы или декларацией о доходах. Для разрешения на принятие ребёнка в семью не требуется заоблачных доходов. Заработная плата должна быть стабильна, а её размер не быть меньше прожиточного минимума, установленного в субъекте.

Будущим родителям стоит объективно оценивать свои возможности. Недостаточный заработок может стать проблемой уже после успешного проведения процедуры усыновления, особенно если в семье не один ребёнок.

Наличие жилплощади, удовлетворяющей санитарным нормам

Для успешного прохождения процедуры усыновления кандидаты должны иметь постоянное место жительства.

Каких-либо чётких норм соответствия жилых помещений Жилищным кодексом или иными нормативными актами не предусмотрено.

Тем не менее, проверка жилищно-бытовых условий является обязательной для усыновителей. Оценка пригодности жилья для проживания ребёнка осуществляется на усмотрение лиц, проводящих проверку.

К моменту проведения проверки, может создать приемная семья условия для ребенка – желательно оборудовать детскую или хотя бы отдельное спальное место, а также приобрести некоторое количество игрушек. Это ясно даст понять проверяющим, что ваши намерения серьёзны и обдуманы. Недопустима антисанитария в жилых помещениях.

Лица, проводящие проверку, особенно пристально будут оценивать безопасность ребёнка в стенах дома. Подойдите к этому вопросу ответственно.

Наличие положительного заключения от психолога

Помимо прохождения психиатрической экспертизы все кандидаты в приемные родители по направлению проходят собеседование с психологом.

Если психиатр даёт заключение исключительно с медицинской точки зрения, то психолог рассматривает общую готовность и возможность кандидатов быть усыновителями.

Вопросы психолога будут направлены на выявление мотивации будущих родителей к усыновлению, искренность желания принять неродного ребёнка.

Кроме того, кандидатам будут предложены психологические тесты и анкеты, позволяющие составить наиболее полный психологический портрет. Процедура не является формальной, и относиться к ней нужно ответственно. Ответы на любые вопросы должны быть прямыми и искренними.

Даже при негативной характеристике от психолога, кандидаты могут обратиться в суд с заявлением об усыновлении. По решению судьи может быть назначена повторная экспертиза.

Наличие хорошей характеристики, как достойного члена общества, способного воспитать приемного ребенка

Чаще всего характеристику выдают усыновителям по месту их работы. Работодатель имеет возможность наблюдать своих работников в повседневных условиях и привычной для них обстановке.

Комфортность - это отсутствие напряжения, наличие удобств,
хорошее физическое и психологическое состояние субъекта.
В.В. Гуленко, 1996, ФРС

Ежегодно, руководствуясь Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48 ФЗ «Об опеке и попечительстве», во исполнение приказа Департамента социального развития ХМАО - Югры от 14.12.2012 № 777-р «Об организации проведения ежегодного тестирования подопечных детей на комфортность их пребывания в семье опекунов, попечителей, приемных родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях» службы сопровождения замещающих семей проводят психодиаг­ностическое обследование данной категории несовершеннолетних.

Как показывает практика, необходимость тестирования детей порождает у родителей вполне обоснованную тревогу и волнение: а вдруг выявится что-то, к чему они не готовы, вдруг «выскочит» тот самый скелет из шкафа? Такая реакция понятна и естественна: всем людям присуще тревожное состояние, когда они находятся в ожидании результатов или оценки своей деятельности. Так может просто отказаться от тестирования и не волноваться лишний раз? Зачем «выносить сор из избы»? Попробуем разобраться в этом.

Подавляющему большинству родителей известно, что не только в приемных семьях, но и в семьях с кровным ребенком могут возникать проблемы, которые сваливаются как снег на голову. А так ли это неожиданно на самом деле? Может быть, если бы мы знали заранее о том, что происходит в душе нашего ребенка, то смогли бы принять превентивные меры?

Ежегодное психодиагностическое обследование призвано определить внутренние проблемы семьи и ребенка, чтобы вовремя адекватно отреагировать на них. «Как в действительности чувствуют себя дети в нашей в семье?» - этот вопрос беспокоит каждого родителя. В Нефтеюганске тестирование подопечных детей осуществляют специалисты бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Веста».

Основной целью психодиагностического обследования является определение уровня комфортности пребывания ребенка в семье. Обратимся к самому понятию «комфортность». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее разъяснение: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Чаще всего родители стремятся создать необходимые условия для проживания ребенка в семье, делая упор на материальных ценностях. Но, к сожалению, даже самая современная обстановка, наличие дорогих и модных вещей у ребенка не всегда могут обеспечить этот комфорт.

В понятии «комфортность», как правило, рассматривают три составляющих: психологическую, интеллектуальную и физическую. Каждая из них выполняет свою роль, но психологическая составляющая является едва ли не самой важной. Ведь от того, насколько благоприятен климат в семье, каков характер отношений между ребенком и взрослыми, напрямую зависит способность полноценного развития ребенка как в семье, так и в социуме.

Психодиагностическое обследование, которое ежегодно проходят подопечные дети, позволяет оценить все три составляющие: уровень интеллектуального и общего психического развития и его соответствия возрастным нормам; уровень напряженности физиологических потребностей; а также уровень нер­в­но-психического благополучия ребенка. Комплекс методик включает в себя батарею тестов - от четырех и более, в зависимости от возраста подопечного.

Так как основная часть опекаемых детей обучаются и успешно усваивают учебную программу в общеобразовательных школах, проведение углубленного исследования интеллектуального развития не требуется. Если же ребенок имеет отставание в развитии или является инвалидом, данное обстоятельство учитывается, но какого-либо дополнительного обследования интеллекта не проводится. Это задача медико-психолого-педагогической комиссии и психологов образовательных либо медицинских учреждений.

При диагностике физической составляющей с помощью соответствующих методик оценивается уровень напряженности основных физиологических потребностей. В этом случае, кроме психологических критериев, необходимо обращать внимание на реальную оценку жилищных условий, в которых проживает ребенок, и наличие у него своего места в структуре семьи.

Основное внимание отводится изучению внутрисемейных отношений. Психодиагностика позволяет провести анализ внутрисемейной ситуации и восприятия ее глазами ребенка, выявить отношение ребенка к членам семьи, дать оценку семейного климата. В работе с детьми дошкольного возраста обычно используются проективные методики, исключающие прямые вопросы и ответы. С детьми старшего и подрост­кового возраста большое внимание уделяется исследованию личностных особенностей ребенка и его способности к адаптации в семье, школе и социуме в целом.

Кроме этого, проведенное психодиагностическое обследование позволяет выявить на раннем этапе склонность детей к суицидальному поведению, наличие серьезных конфликтов как в школе, так и в семье, а также фактов жестокого обращения по отношению к детям, что является крайне важным в профилактике семейного неблагополучия.

При проведении тестирования используются утвержденные, научно обоснованные психодиагностические методики. Обследование осуществляется дипломированными специалистами - психологами, прошедшими специальную подготовку и имеющими большой опыт психодиагностической работы с детьми и взрослыми.

Результаты тестирования позволяют сделать вывод об уровне комфортности пребывания ребенка в замещающей семье. Для справки: в среднем примерно у 80% всех обследуемых детей диагностируется средний уровень комфортности; около 18% имеют высокий уровень комфортности; низким уровнем характеризуются от 2 до 3% обследуемых детей.

Чтобы снизить излишнюю тревогу у родителей перед проведением тестирования, психологи напоминают о том, что выводы об уровне комфортности проводятся с учетом воз­раста ребенка, истории и обстоятельств его жизни, сроков проживания в семье и возможных кризисов развития. Родители и опекуны, прошедшие обязательный курс подготовки, знают, что срок адаптации ребенка и семьи может длиться до двух-трех лет, поэтому наличие у опекаемого определенных проблем в первые годы приема является нормой.

Специалисты центра «Веста» предлагают замещающим родителям пройти ежегодное тестирование со своими детьми и получить консультацию психолога по всем интересующим вопросам и результатам обследования. Мы приглашаем вас к сотрудничеству и готовы к оказанию содействия в разрешении возможных проблем вашей семьи!

Елена Рахимова, психолог сектора семейного устройства детей и сопровождения замещающих родителей ЦСПСиД «Веста»



error: Контент защищен !!