Конспект НОД "Хлеб на столе- это богатство в доме!". Конспект НОД в подготовительной группе с презентацией на тему «Хлеб - всему голова

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы

Возрастная группа : старшая

Тема: «Его величество хлеб»

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира)

Цель: закрепить знания детей о ценностях хлеба для человека, формировать бережное отношение к хлебу

Задачи:

Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда - прежде всего, бережное отношение к хлебу. Расширять речь как средство общения. Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов. Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно - исследовательская, продуктивная.

Формы организации : групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, физминутка, отгадывание загадок, проговаривание пословиц, изготовление продукта детского творчества (лепка хлебобулочных изделий).

Оборудование: презентация «Как хлеб на стол пришел», соленое тесто, дощечки для лепки, салфетки.

Предварительная работа:

Ход образовательной деятельности

Воспитатель : Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра на столе.

Ребята, как вы думаете, что это? (ответы детей)

Хлеб издавна символизирует народное благополучие, довольство. Его употребляют все народы мира. Хлеб - непременный участник и повседневной еды, и праздничного застолья. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно. Об этом говорят пословицы и поговорки. Вспомните поговорки о хлебе.

  • “Без соли, без хлеба - половина обеда”,
  • «Будет хлеб, будет песня»
  • “Гречневая каша - матушка наша, хлебушек ржаной - отец наш родной”
  • «У кого хлеб родится, тот всегда веселиться»
  • “Худ обед, когда хлеба нет”.

Воспитатель: А какие хлебобулочные изделия вы знаете?

А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит?

Ранней весной на поля выходят трактора. Поле нужно вспахать, разрыхлить землю - быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день - год кормит”. Чтобы быстро засеять огромные поля работают другие машины - сеялки.

В тёплой, мягкой земле крошечные зёрна прорастают, появляются всходы, которые наливаются в колосья. Летом все поле в колосьях.

Когда наступает осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. В поле выходят комбайны, чтобы собрать урожай.

На машинах зерно везут на элеватор. Это - это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.

Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из муки пекари пекут хлеб.

Физкультурная пауз а

Представьте себе, что вы зернышки.

Вы лежите в земле, вам тепло, мягко.

Прошел теплый весенний дождик,

Зернышки набухли, лопнули и стали расти.

Пробил росток землю

и потянулся к солнышку.

Подрос росток, окреп и превратился в колосок.

Ветерок подул и закачались в поле колоски.

Присесть, обхватить колени руками.

Постучать палицами по полу

Поднять голову, отвести локти в стороны.

Медленно выпрямиться.

Покачать руками.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и имеет разный вкус? (Ответы детей)

Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.

Игра «Какой колосок»

Колосок из зерна пшеницы (какой?) - пшеничный.

Колосок из зерна ржи (какой?) - ржаной.

Колосок из зерна овса (какой?) - овсяный.

Колосок из зерна гречихи (какой?) - гречишный.

Колосок из зерна ячмень (какой?) - ячменный.

Колосок из зерна кукурузы (какой?) - кукурузный.

Игра «Новые слова»

Образуйте новые слова от слова «хлеб».

  • Крошки хлеба (какие?) - хлебные.
  • Посуда для хлеба (что это?) - хлебница.
  • Квас из хлеба (какой) - хлебный.
  • Человек, который печет хлеб - хлебопек .
  • Прибор для резки хлеба - хлеборезка.

Педагог: Ребята, послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»

Три паренька по переулку

Играли, будто бы в футбол,

Туда - сюда гоняли булку,

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя

Остановился и вздохнул.

И на ребят совсем не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг, спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

«Вы кто такой?» - спросили дети,

Забыв на время про футбол

«Я пекарь» - человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это словно пахло хлебом,

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Поля пшеницы золотой.

  • Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)
  • Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)
  • Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)

Получить хлеб - это долгая и трудная работа, которой занимается много людей.Поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу.

Запомните правила:

v Берегите хлеб, он дорого достается.

v Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.

v Никогда не бросайте хлеб.

v Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Ребята, хотите побыть пекарями? Я приготовила для вас тесто и предлагаю изготовить из него разные хлебобулочные изделия.

Лепка «Хлебобулочные изделия»

Дети лепят из соленого теста различные хлебобулочные изделия (бублики, пряники, пирожки и т.д.)

Итог деятельности : Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал,что…” (Ответы детей).

Не кидайте хлеб, уважайте труд людей!

(подготовительная группа)

Цели:

Добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, огромного уважения и почтительного отношения к хлебу;

Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, которые тратят много труда, сил и энергии, для того чтобы вырастить, собирать урожай зерна - хлеборобам и механизаторам;

Формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи:

Образовательные.

Дать представление о том, как выпекают хлеб;

Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом;

Закрепить понятия «белый хлеб», » черный хлеб«; учить классифицировать хлебобулочные изделия по этим признакам;

Уточнить и обобщить представления детей об условиях, благоприятных для роста растений.

Развивающие.

Помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте хлебобулочных продуктов;

Развивать логическое мышление;

Развивать связную речь детей, словарный объём детей;

Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение;

Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные.

Формировать у детей экологическое и природоведческое мировоззрение;

Формировать познавательный интерес к рабочим профессиям;

Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов;

Воспитание позитивного отношения к ответам друг друга, содействовать деятельному общению детей;

Привести к пониманию, что хлеб нужно беречь, обязательно доедать и не выбрасывать.

Методы и приемы:

Наблюдение;

Создание проблемной ситуации;

Объяснительно-иллюстрационный метод;

Словесный метод (беседа, рассказывание сказок, стихов о хлебе);

Игровой метод;

Совместная деятельность с детьми;

Наглядный (демонстрация природного материала и иллюстраций с изображением труда хлеборобов, механизаторов, пекарей),

Предварительная работа:

Слушание песен (зреет пшеница, рожь колосится), разучивание народных пословиц, поговорок; разучивание стихов, песен;

Беседы о хлебе; чтение художественной литературы, книг для детей о хлебе, рассказ Александры Березиной «Дети и хлеб»;

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по профессиям»;

Рисование хлебобулочных изделий.

Словарная работы:

Расширить словарный запас детей: «хлебное поле», «хлеборобы», «пекарня», «элеватор».

Материалы и оборудование:

Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы, ржи;

Рисунки с изображением хлеба (каравай, пироги, булки, ватрушки, баранки…);

Рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба;

- «Булочки» , «пирожки» из пенопласта или поролона.

Кукла Колосок (кукольный театр);

Коробка с сюжетными картинками;

Муляжи хлебобулочных изделий;

Плакат «Хлеб - всему голова».

Планируемые результаты:

Иметь представление о нелегком труде хлеборобов;

Дети приобретут новые знания о том, каким трудом достается хлеб, о семенах растений, из которых вырастают колоски;

У детей появится интерес к природе, который необходимо укреплять, открывая перед детьми новые знания посредством проведения интересных занятий;

Воспитатель может раздать детям по нескольку семян пшеницы и ржи для посадки дома, совместно с родителями;

Уметь работать в группе, уметь делать выводы, понимать причинно-следственные связи;

Уметь высказывать свою точку зрения свое собственное мнение.

Виды детской деятельности:

Игровая;

Коммуникативная;

Познавательно-исследовательская;

Продуктивная.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На подносе с вышитым полотенцем лежит каравай хлеба, можно поставить в вазу колоски пшеницы. На стене висит плакат «Хлеб-всему голова» и рисунки с изображением хлебобулочных изделий.

Воспитатель : Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе. Хлеб всему голова! - издавна говорили на Руси. В этих словах дань огромного уважения народа к хлебу, которое передается от поколения к поколению.

Хлеб - непросто важнейший продукт питания, а нечто большее. Он символ труда, благополучия, мира. С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел! Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки.

Дети : Хлеб всему голова.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

И на золотой горе можно пропасть с голоду.

Ржаной хлебушко - пшеничному дедушка.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлеба ни куска, и стол - доска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Не велик кусок пирога. А стоит много труда.

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец родной.

Берегите хлеб - он наше богатство.

2. Сообщение темы занятия:

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, откуда в наши магазины привозят хлеб?

А может батоны, буханки и баранки растут на хлебных деревьях?

Дети: Нет, хлеб пекут.

Воспитатель: А вы хотели бы узнать, из чего пекут хлеб?

Дети отвечают: Да!

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Колосок, он вам многое расскажет!

Колосок: (кукольный театр)

Я мальчишка, Колосок, золотой волосок,

У меня на солнышке созревают зернышки!

А чтоб зернышки созрели,

Надо чтобы дождь их поливал,

Чтобы солнышко светило,

И чтоб ветер обвевал!

После зерна собирают

И в муку их превращают,

А потом вам из муки

Выпекают пирожки.

Хлеб пекут, печенье

Всем на удивленье!

Воспитатель: Слышали ребята, что сказал Колосок: хлеб пекут из муки, добавляют в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах.

Ребята, а вы знаете, какие еще хлебные изделия выпекают их муки? (пироги, булки, ватрушки…)

Ребята, а какой бывает хлеб?

Дети: Белый и черный.

Воспитатель: Правильно. Хлеб бывает белый и черный, потому что его выпекают из разной муки. Белый хлеб - из пшеничный, черный - из ржаной.

Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.

Воспитатель показывает детям рисунки колосков пшеницы и ржи (рядом с колосьями изображения пакетиков с мукой)

Игра «Жок-жок-жок - это пирожок»

Воспитатель читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок - это (пирожок).

Шки-шки-шки - мама жарит (пирожки).

Шки-шки-шки - мы любим (пирожки).

Жок-жок-жок - кушай, Таня, (пирожок).

Ач-ач-ач - вот (калач).

Чи-чи-чи - пекутся в печке (калачи).

Чи-чи-чи - мы любим (калачи).

Чи-чи-чи - на праздник будут (калачи).

Воспитатель: - Чтобы наши ножки не устали сидеть, им нужна небольшая разминка. Вставайте со своих мест! (Физкультминутка «Поход на поле»)

Ребята, представьте, что мы пришли на большое хлебное поле.

Хлебное поле, большое раздолье

Оглянись по сторонам

Тут и там, тут и там,

Колосья хлебные растут,

А в них зернышки живут.

Эти зерна непростые,

Они солнцем налитые.

(дети шагают, останавливаются, поворачиваются в разные стороны и разводят руки в стороны)

Как много колосков здесь растет, а как растут колоски на поле!

(дети приседают, а потом встают, руки поднимают над головой)

- Какие большие колосья выросли у нас в поле?

(руки соединены над головой, покачивания из стороны в сторону)

Как колосья качаются на ветру?

(руки на пояс и наклоны в разные стороны)

А я по полю пойду, колоски соберу.

(Встали прямо, приседы и наклоны вперед, словно собираем)

Воспитатель: Молодцы ребята! Можете сесть.

Воспитатель: Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Но не все знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил нужно, чтобы зерно засеять, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь мягкий хлеб!

Воспитатель: А мы сейчас с ребятами слепим хлебобулочные изделия.

Пластилинография.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю комбайны.

Они скашивают рожь или пшеницу и тут же обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполняется зерном, подъезжает грузовой автомобиль и зерно пересыпается из бункера в кузов автомобиля.

Затем машины с зерном едут на приемные пункты. Там зерно взвешивают и решают, куда его направить дальше: на мельницу или на элеватор. Элеваторы, это специальные сооружения для хранения зерна. Зерно там может храниться несколько лет, до тех пор, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины зерно с полей?

Из зерна, поступившего на мельницу, мелю муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению.

В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

Существует Институт Питания, который занимается разработкой сортов хлебобулочных изделий:

Ø бессолевый, безбелковый хлеб полезно есть страдающим почечной недостаточностью;

Ø с овсяной мукой - при сердечно - сосудистых заболеваниях;

Ø есть хлеб и для малышей - они обогащены белками, витаминами.

3. Закрепление пройденного.

А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.

Игра «Откуда берется хлеб»

Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня; хлеборобы засевают зерном вспаханное поле; созревающие колосья, мельница, комбайн идет по полю (сбор урожая), элеватор, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

Воспитатель:

Вот лежит каравай

У меня на столе,

Черный хлеб на столе

Нет вкусней на земле.

Воспитатель: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки разгадаете на «хлебную» тему?

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени… (Мука)

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном.

Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали!!! Да, хлеб - это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

И в заключении на память о нашем занятии Колосок дарит вам подарок.

(Достаю коробку)

Воспитатель: А что же в этой коробке!

(Открываем коробку, а там пирожки )

Воспитатель: Я хочу угостить вас пирожками.

(Предлагаю ребятам взять пирожки ).

Дети: Берут пирожки.

Воспитатель: А разве можно кушать грязными руками?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Давайте, ребята, пойдём, помоем руки и съедим пирожки.

(Дети идут мыть руки и садятся кушать пирожки).

4. Рефлексия.

Воспитатель: Каждый из нас должен помнить всегда: ИМЕТЬ ХЛЕБ НА СТОЛЕ - БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали на занятии о хлебе?

Какие пословицы о хлебе Вы еще знаете?

Какие стихи о хлебе Вы знаете?

Что вы узнали о профессии хлебороба?

Что Вас взволновало?

Вот и подошло к концу наше занятие. Пора прощаться.

До свидания, ребята.

Занятие закончено.

Горчакова Ирина Владимировна – Воспитатель МОУ Детский сад №282 г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 28.10.2017г.

Занятие «Хлеб- богатство России»

(старший дошкольный возраст)

ЦЕЛЬ:

Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ

Закрепить умение детей составлять рассказ с помощью моделей - схем;

обобщить знания детей о полевых работах в разное время года; повторить пословицы о хлебе; учить различать семена ржи и пшеницы. Познакомить детей с картиной М.Шишкина «Рожь».

Закрепит умение детей проводить посев семян, создавать необходимые условия для роста растений.

РАЗВИВАЮЩИЕ

Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, чтение литературных произведений по теме.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: Картины с изображением поля, различных полевых работ; колоски пшеницы и ржи. Картина М.Шишкина «Рожь». Схема – модель для составления рассказа о полевых работах.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: Зерна пшеницы и ржи на подносах, лупы. Емкости для посадки семян.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие слова вы можете сказать о России? Какая она?

(ответы детей)

Очень часто говорят, что Россия- страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (предложения детей)

Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых - угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб.

У русского народа много пословиц про хлеб. Вспомните их.

(Дети называют пословицы, с которыми они знакомы.)

Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу?

(Рассуждения детей.)

Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Заработать на хлеб». Или иногда говорят: «Он дал ему хлеб» - то есть обеспечил доход. Или «Отнять у кого-то хлеб» - это обозначает лишить места работы.

Хлеб получить трудно. Расскажите, что вы помните о том, как выращивают хлеб. А помогут вам цветные квадратики. Коричневый квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете, что обозначает зеленый квадрат? (появление зеленых ростков.) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу.)

Теперь расскажите, что люди делают весной, летом, осенью.

(Дети, с помощью схемы, вспоминают последовательность полевых работ. Составляют рассказ.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастить много пшеницы и ржи.

Дети, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему Музею хлеба.

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате – зерно,

спелой зрелостью полно.

Задание: рассмотрите и сравните зерна и колосья пшеницы и ржи.

(Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи. Находят их отличия.)

- Зерна пшеницы круглые. А зерна ржи – длинные.

Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Это колос пшеницы (показывает)- пшеничный колос. Колос ржи – ржаной колос. Давайте их рассмотрим, они, как и зерна, тоже разные.

(Колос ржи – длинный, тонкий, у него не очень длинные усики.)

(Колос пшеницы – короче, толще, а усики у него длиннее.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на эту картину.

(выставляет картину М. Шишкина «Рожь») Кто написал эту картину? Как вы думаете, как называется эта картина?

Хлебное поле еще называют, словом нива. Нива – от слова низ, то есть поле находится низко – низко. Послушайте, как Ю. Ждановская написала о поле. Смотрите на картину М.Шишкина и слушайте стихотворение.

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе…

Многие писатели и поэты с уважением говорят о хлебе в своих произведениях. Вспомните и назовите их. («Лисичкин хлеб» М.Пришвина, «Хлеб» М.Глинской.)

Каждому знакомы

Мудрые слова:

«Хлеб – хозяин дома, всему он голова!»

Он дороже злата, серебра ценней,

Крепкого булата

Хлебушек сильней.

К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь – не бери.

«Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори».

Закончите предложение : «Я знаю, что хлеб – наше богатство, поэтому я…».

(Дети поочередно предлагают свои варианты окончания предложения.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых.

Проведем эксперимент.

Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, ухаживайте за посевами и понаблюдайте, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна.

Дети выполняют задание, ухаживают за посевами, проводят наблюдения (рассматривают грунт в лупу или микроскоп, регулируют освещение и т.п., результаты фиксируют в таблице).

Конспект НОД в старшей группе «Хлеб – всему голова»

Образовательные задачи: Дать представления о том, что хлеб- основной продукт питания человека. Формировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания урожая, об очерёдности трудовых процессов земледельцев. Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий. Формировать умения чётко и выразительно читать стихи. Активизировать словарный запас.

Развивающие задачи: Закрепить умения детей лепить из солёного теста.

Развивать умения детей эмоционально исполнять песни и танцы.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда(хлеборобам, хлебопёкам).

Словарная работа: пышный, душистый, подгорелый, каравай, плуг, чернозём, хлеборобы, хлебопёки, нива, булочная.

Предшествующая работа: чтение К.Паустовского « Тёплый хлеб», А.Ремизова «Хлебный голос»,украинской народной сказки «Колосок», заучивание пословиц о хлебе, беседа « Земля – кормилица»,рассматривание иллюстраций с изображением сельхоз техники, заучивание стихов, песен: «Золотое зёрнышко» Ю. Чичкова, «Нива моя русская» Е. Антипиной.

Ребята, я вам предлагаю разгадать загадку и вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

(дети разгадывают загадку – хлеб)

Да, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

(мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый)

Хлеб- один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси всегда встречали хлебом и солью. О хлебе даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?

(дети называют пословицы о хлебе)

Плох обед, коли хлеба нет.

Хлеб – всему голова.

Хлебушек ржаной – отец родной.

Хлеб наше богатство.

Каравай хлеба, не падает с неба.

А ещё на Руси говорили: Будет хлеб – будет и песня.

(Дети поют песню «Золотое зёрнышко» Ю Чичкова.)

Но не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.

(Ребёнок читает стихотворение)

Он не падает к нам с неба

Появляется, не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить и собрать урожай. А теперь послушаем, как приходит к нам на стол хлеб.

(дети читают стихи)

За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.

А для чего пашут землю?

(чтобы она была мягкой, рыхлой)

А что происходит потом?

На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в раскрытое окно-

Сеют сеялки зерно.

Давайте вспомним, как раньше сеяли зёрна пшеницы?

(их сеяли руками).

Когда сеяли, что приговаривали?

Нива золотая, добрая медовая.

Принеси нам хлеба

Стебелёк до неба.

Посеяли зёрна пшеницы. Много в это зёрнышко вложено труда, знает только солнышко, ветер, да вода. Вот и растёт, колосится на поле пшеница.

(девочки танцуют танец с колосками).

Вот и налились колоски, созрели. Новые заботы у хлеборобов. Что дальше надо делать?

(Зерно надо убрать, смолотить)

Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и встал золотистой стеною.

И слышит страна:

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Мальчики исполняют упражнение «Хлеборобы молотят зерно».

С утра до ночи работают хлеборобы. От комбайнов тянутся вереницы грузовиков. Везут зерно на элеватор. Там зерно хранится. А кто мне скажет, что дальше происходит с зерном?

(Его на мельнице мелют в муку, из муки на хлебозаводе пекут хлеб).

Вот теперь хочу узнать из муки что можно выпекать?

(булочки, пироги,хлеб,бублики, печенье. . . .)

Мы сейчас с вами пойдём в булочную.

(дети идут к столу на котором лежат хлебобулочные изделия)

Вы любите кушать хлебобулочные изделия? Сейчас мы проверим сумеете ли вы узнать их по вкусу?

Проводится игра « Узнай на вкус».

(дети с закрытыми глазами узнают на вкус хлебобулочные изделия)

А вы хотели бы стать хлебопёками? Я предлагаю вам сделать бублички, печенье, батоны, хлебный каравай.

(дети подходят к столам, где приготовлено тесто и формы для печенья и вместе с воспитателем лепят из солёного теста)

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб и хлебобулочные изделия. Спасибо за это хлеборобам.

Почёт и честь вам хлеборобы

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба керавай.

(дети поют песню «Нива моя русская». Е. Антипиной.)

Дети, так что же вкуснее всего на свете? Как надо обращаться с хлебом? А если не доели кусочек хлеба?

(надо отдать животным, птицам. Нельзя бросать хлеб на землю).

С огурцами ли с картошкой

Надо хлеб съедать до крошки,

Потому что много сил

Тратит тот кто хлеб растил.

Людям – хлеб,

Детям – мир,

Пусть начнётся дружный пир.

Крикнуть всем сейчас пора

Хлебу – дружное «Ура»!

(Дети угощаются хлебобулочными изделиями)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№26

Ст. Анастасиевской муниципального образования Славянский район.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в области познания, коммуникации, художественного творчества (лепки), музыки « Хлеб – всему голова».

(старшая-подготовительная группа)

Воспитатель Баранкова В. Л.

Ст.Анастасиевская

2012-2013 уч.г.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ д.с.26

Трубицина М.В._________

План досугов и развлечений в старшей – подготовительной

группе МБДОУ д.с.26 на 2012 – 2013 учебный год.

Сентябрь.

Путешествие в страну детства. (д.в. № 4, 2005 г)

Знаки дорожные будешь ты знать и можешь смело в школу шагать.

(Ф.С. Майоров астр. 44)

Овощи и фрукты полезные продукты. И.М. Новикова стр. 52.

Физкультурный досуг «Раз, два, поспевай – в кубанскую игру играй».

Экологический досуг « Осень, осень в гости просим».

Что мы знаем о природе родного края.

Фольклорный праздник « Осенины».

Физкультурный досугУ «Морское путешествие» д.в.№3 2006 г. Стр. 41.

День именинника.

Из сундука бабушки казачки.

Спортивный досуг « Огнеборцы» Аралина. «Правила пожарной безопасности» стр.49.

Экологический досуг «Наши пернатые друзья» д.в.№ 4 2007г. Стр.121.

В гости к лесной красавице.

Спортивный досуг «Вперёд к олимпийским рекордам».

Развлечение «Уродипась коляда на кануне рождества».

Физкультурный досуг «Снежное королевство» д.в.№4 2005г. Стр.66.

Досуг «Волшебные слова» Волчков астр. 132.

Досуг «Вы не доверяйте тёте, если мама на работе».

Праздник «широкая масленица»

Физкультурный досуг «В стране спорта» д.в. №10 2012г.стр.18.

Экологический досуг «Кто в лесу живёт».

Досуг «Королевство зубной щётки».Волчкова.

Физкультурный досуг «Физкульт-Ура! Соревноваться пора!».

День великого фантазёра. «шутки и смех порадуют всех».

Досуг «На космических просторах». Д.в.№2 2012г. Стр.113.

Развлечение «День Земли».

Досуг «Осторожно, микробы». И.М.Новикова стр 65.

Досуг «Театр кукол на Руси». Волчкова.

Досуг «Внимание- огонь».Аралина стр.35.

Праздник «До свиданья детский сад, здравствуй школа».



error: Контент защищен !!