Картотека на тему: Дошкольное образование за рубежом. Как устроены детские сады в америке

12 декабря 2016

сайт расспросила мам, живущих в других странах, о декретном отпуске, ценах на сад и режиме дня

Покритиковать детский сад - это святое. Еда, прогулки, занятия - на любую тему найдется, что обсудить. А как обстоят дела заграницей? Мы попросили трех мам из Израиля, Америки и Индии рассказать о том, как обстоят дела у них. И знаете, есть над чем задуматься и что сравнить!

США

— Декретный отпуск, в представлении россиян, подразумевает полную оплату и сохранение рабочего места, — рассказывает наша соотечественница Валерия, которая уже несколько лет живет в штате Техас. — Такой отпуск формально есть и в Штатах, но его длина обычно всего лишь 6 недель. Именно поэтому женщины работают прямо до родов, копят отпускные дни (в среднем за каждый отработанный календарный месяц на условиях 40-часовой недели сотрудник получает 8 часов оплачиваемого отпуска и 8 часов оплачиваемого больничного). Если хочется задержаться в декрете подольше, некоторым удается договориться на неоплачиваемый отпуск с сохранением места. Но это не всегда.

Детей в ясли берут с 4-недельного возраста. Размер группы зависит от законодательства штата. Например, у нас в Техасе вот такое соотношение: в группе до года не может быть более 10 детей, при этом на каждых четырех малышей должен приходиться один взрослый.

Государственных, муниципальных или каких-либо еще дотационных садов не существует, они все частные/коммерческие. Цены зависят от конкретного штата и города, разброс очень большой — от $300-350 в месяц в маленьком нищем городе до $4000 в месяц где-нибудь в Беркли. Есть небольшое налоговое послабление на эти траты (они исключаются из облагаемой федеральными законами суммы доходов), но это не особенно существенная экономия в итоге. Некоторые организации держат сады для сотрудников или студентов/интернов (если речь о крупном образовательном или исследовательском учреждении), но они ни чуть не дешевле.

Обычная американская семья, планирующая отдать ребенка в ясли, встает в очередь (не централизованную, а в самом саду, точнее в 3-5 садах) примерно с 7-8 недели беременности, иначе места для ребенка может и не быть.

В общем, дети попадают в сад очень рано, при этом про адаптацию речи никто не ведет: ребенка просто передают на руки педагогу и всё. Политика безопасности садов, как правило, запрещает посторонним находиться с детьми в группе — принес, отдал, расписался, ушел. Переживаешь — смотри через камеру.

Политика безопасности - вообще, самое интересное, что есть в американских садах. В частности, младенцы в яслях спят строго без одеял и без игрушек-комфортеров, потому что Педиатрическая Ассоциация предписывает таким образом уменьшать риск СДВС (синдром внезапной детской смерти — Ред.).

Исходя из этих же соображений, дети от 0 до 5 лет в садах спят дневной сон полностью одетыми и в обуви. Это требуется для того, чтобы в случае пожара вся группа смогла просто встать и выйти из помещения тут же, без паники, истерики и поиска носков. Пожарные тревоги проводят регулярно, дети знают их и не боятся, действуют собранно и на автомате.

Что касается еды — это политика каждого конкретного учреждения. Сады, которые занимаются новорожденными, с радостью принимают и хранят/подогревают грудное молоко для детей. Что касается групп детей более старшего возраста, то где-то есть кухня, которая готовит завтрак и обед, где-то кухни нет — и родители дают детям индивидуальные ланч-боксы. Где-то вместо индивидуальных обедов родители «дежурят» по скользящему графику и приносят перекусы на всю группу.

Еда, в связи с этим, тоже бывает разная. У моего сына в саду 3 раза в 5 недель на завтрак свежая теплая каша (манка, овсянка), в остальные дни — то хлопья, то сосиски в тесте, то омлет, то еще что-то. На обед всегда какое-то мясо и овощи/бобы/рис. У сада 5-недельный цикл меню, каждый день меню разное.

Прогулки в саду 2 раза в день — утром и после полдника. Продолжительность зависит от локации, погоды и политики сада. Где-то детей выводят на 15 минут, где-то - на час. Бывают вальдорфские сады, в которых дети весь день гуляют, но это особенные случаи и специальный выбор родителей.

Режим дня у детей с 3 до 5 лет примерно следующий: группа принимает детей с 7-30 утра, дети играют. В 8-8.30 начинается получасовой завтрак, после обычно читают-обсуждают книги, занимаются прописями, потом идут на прогулку. После прогулки обсуждают с педагогом «тему недели» (в основном, это окружающий мир — от смены сезонов и солнечной системы до принципов правильного питания и важности разных профессий). В 12-12.30 — получасовой обед, затем дети готовят себе спальные места, чистят зубы и ложатся на 2-часовой сон. После сна умываются, убирают спальные места и идут на полдник. Затем снова идут гулять. После прогулки играют в группе или слушают книжку в исполнении педагога. Около пяти вечера детей забирают родители.

Индия

— В Индии у мам есть только отпуск по уходу за ребенком, длится он всего лишь 12 недель, — рассказывает Мария, живущая с мужем и сыном в городе Пуна. — Няню здесь нанимают прямо с рождения, часто она работает с проживанием. Либо просят о помощи одну из бабушек. Очень большой процент матерей вообще не работает после рождения ребенка.

В сад дети идут около 2 лет. В 3-4 года начинается так называемая школа. Моему сыну четыре, поэтому он ходит в школу-сад. Государственных учреждений нет, есть спонсируемые — для очень бедных людей, которые живут в трущобах или на улицах. Родители отправляют туда малышей, чтобы те хотя бы поели. Но это все равно не прямо бесплатно, просто за очень маленькие деньги.

В среднем, сады стоят около 100 тысяч рупий в год. Лично наша семья за школу-сад платит 200 тысяч рупий (примерно 180 тысяч рублей - это по 15 тысяч в месяц). Ребенок там находится с 9 до 14 часов. Продленка до 17 часов стоит отдельных денег.

Что касается адаптации ребенка, то здесь все очень свободно. Мама может прийти сидеть с ребенком, может заходить в течение дня. Воспитатели достаточно внимательны. В Индии детей балуют. Особенно мальчикам позволено все. Хотя при этом в обычных школах-садах детей тут и шлепают, и подзатыльники раздают. Мы в школе это сразу обсудили, сказали, что для нашей семьи подобное не приемлемо. Нам поклялись, что ни за что и никогда не тронут нашего ребенка.

Еда во многих садах — вегетарианская, так как очень большое количество индусов (представителей хинду) не едят мяса. В нашем саду-школе разрешено приносить свою еду, либо платить за еду школьную. Обычно это рис, вегетарианское карри с овощами, лепешка, сладкий чай с молоком и печенье. В нашей школе есть вилки-ложки, а в обычных, традиционных дети едят руками. Их просто сажают на пол в коридоре и дают снэки. У нас меню присылают раз в неделю по почте. Также есть родительский чат для обсуждения ежедневных проблем.

Распорядок дня такой: во многих школах первом делом поют гимн. Затем утро начинается с прогулки. Правда, это зависит от погоды. В сезон дождей дети гуляют только два раза в неделю из-за большого количества комаров и эпидемии лихорадок. Затем дети играют. Те, кто постарше - идут на занятия: чтение, лепка, музыка, математика. Есть спортивные занятия. Раз в три месяца в школу-сад приглашают родителей и показывают детские достижения, рисунки, проводят по каждому ребенку индивидуальное родительское собрание.

Сон-часа как такового нет, но есть отдельная комната с матрасом на полу и подушками. Если кто-то из детей устал, то может лечь там и отдохнуть.

В Индии меня поразило то, что дети с 2 лет тут ездят в сад сами! У меня на работе много женщин с детьми. Многие коллеги хорошо зарабатывают, водят машины, но не гнушаются отправлять своих двухлеток одних на школьном автобусе. Для меня это было дико, особенно учитывая движение на местных дорогах. Вообще, «школьный автобус» в Индии - это, по сути, маленькая страшная маршрутка, либо вообще рикша.

В Индии мне не нравится, что детей в садах не учат относиться с уважением к чужому труду. За ними подбирают, убирают, вытирают. Мой сын однажды сказал: «Я не пойду с нянечкой за руку, она коричневая». Я была в ужасе. Этому его научили именно в саду. Таково отношение многих индийских семей к помощникам по хозяйству - считается, что они более низкой касты. Отсюда же — «разделение труда»: только нянечки водят детей в туалет, воспитатели ни за что не вытрут попу ребенку. Все потому, что они - представители разных каст.

Из позитива — я приятно удивлена гигиеной в нашем саду. Дети моют руки постоянно, еду для готовят в перчатках. Для сравнения: в офисе, где я работаю, про мыло никто не знает, из туалета все просто идут за рабочее место, в том числе и повар. Надо ли говорить, что еду на работу я ношу с собой.

Еще мне нравится, что в саду детям рассказывают про разные религии. Здесь отмечают и хинду, и мусульманские, и католические праздники. Хотя в целом, конечно, считается, что хинду - это лучше всего.

Израиль

— В Израиле декрет длится три месяца, поэтому большинство женщин стараются работать вплоть до родов, чтобы как можно больше из этого срока побыть с ребенком, — рассказывает россиянка Юлия, которая сейчас живет в городе Герцлия. — Плюс еще 3 месяца женщина имеет право сидеть дома за свой счет, с сохранением места работы. А дальше - выкручивайся, как можешь. Или увольняйся и сиди еще несколько месяцев на пособии. Или вызывай бабушку, нанимай няню.

Большинство же отдают ребенка в садик, здесь это социальная норма. Причем зачастую на садик уходит вся зарплата мамы (рожают в Израиле много), но все равно все женщины работают — пенсионный фонд и прочее вынуждают. Таким образом, сидящая до 3 лет с ребенком мама - это нонсенс для Израиля. И финансово не оправдано, и вообще считается довольно скучным делом. При этом в стране культ детей! Их обожают и дома, и в учреждениях.

Большинство малышей попадают в сад до года. Самое раннее — с 3-4 месяцев, самое позднее - за пару лет перед школой (в Израиле дети обязаны какое-то время перед учебой ходить в садик), но таких единицы. Для примера: мой старший сын пошел в сад в 2 года, и это редкий случай.

Адаптация зависит от сада. До 3 лет все происходит, как правило, мягко. Если ребенок явно не готов, его забирают домой пораньше. Родителям могут позвонить в любое время. В среднем, процесс привыкания длится до двух недель.

До 3 лет все садики — частные. Стоимость обучения зависит от города, разброс цен большой. Как правило, это от 2000 до 3500 шекелей (32-56 тысяч рублей в месяц). Рабочее время — с 7 до 16 часов, «русские» сады - до 18 часов.

С трех лет большинство детей идут в муниципальные сады. Они условно-бесплатные. До часу дня платить не надо, но дальше каждый час продленки - за деньги, итого получается около 1200 шекелей в месяц (порядка 19 тысяч рублей). Кружки оплачиваются, как правило, отдельно.

В частных семейных садиках может быть всего 5 малышей. В больших садах — 20-25 детей. В этом случае расчет — один воспитатель на 10 ребят. Если в группе 25 человек, то педагогов будет трое.

В саду, который посещает мой сын, еда следущая: завтрак - овощи, зерненый творог, хлеб; обед — суп, гарнир и мясо-рыба-соя; полдник — фрукты, карих (сэндвич с мягким творогом или пастой из фиников с тхиной). В русских садиках еда более привычная нам: каши на завтрак, котлеты на обед, сырники на полдник и компот.

В муниципальных садиках с 3 лет детей не кормят, еду нужно носить с собой в ланч-боксах.

До 2-3 лет дети спят днем по 2 часа. В более старшем возрасте (в муниципальных садах) — сон только на продленке. Интересно то, что дети в Израиле спят на полу, на матрасах, их раскладывают и убирают в основной комнате. Кроватки есть только в русских садиках и то не везде.

В садах здесь нет шкафчиков, вместо них — именные крючки и рюкзаки, с которыми дети приходят. Рюкзак подписывается маркером, в нем — подгузники, обувь, поильник. Кстати, по поводу воды: в Израиле очень четко соблюдают питьевой режим, следят, чтобы ребенок достаточно пил из поильника.

В целом, атмосфера в садах очень добрая: детей зацеловывают, не ломают под систему. Задача — играть до прихода родителей и ненавязчиво познавать мир.

Есть и минусы. Обыденная вещь в местных садах — вши. Во всех аптеках можно увидеть целые полки шампуней и всяких средств профилактики и лечения. Сопли — тоже обычная вещь, здесь не водят в сад только с высокой температурой или с любым сильным недомоганием. Поэтому вирусы расцветают буйным цветом. Если ты повел ребенка в сад — жди постоянные ОРВИ. Увы, как и в России, это неизбежно.

Продолжаем рассказ о том, как устроена жизнь в заграничных детских садах. Во второй части нашего обзора вы узнаете про нравы и обычаи бельгийцев, испанцев, шведов, англичан и ирландцев.

Прием в сад. До 2,5 лет дети посещают ясли, после 2,5 – идут в школу. Для приема детей есть определенные даты. Обычно это первые учебные дни после каждых каникул. В группе до 15 детей. С ними занимаются 1 постоянный воспитатель, 1 приходящий и преподаватель физкультуры.

Гуляют в бельгийских детских садах много и в любую погоду, даже в дождь и снег. Во время прогулки дети предоставлены сами себе, воспитатель просто присматривает, чтобы по возможности обошлось без драк и серьезных травм.

На обед дети собираются в общей на весь сад столовой, достают принесенные из дома напитки и бутерброды и едят. В некоторых учреждениях есть горячее питание за отдельную плату. Еду готовят централизованно, своих кухонь нет.

После обеда в центре игровой комнаты устанавливают раскладушки. Спят, кто где захотел. Если ребенок не хочет спать – играет в другой комнате с воспитателем.

Конечно, родителей предупреждают, что детей с повышенной температурой приводить в школу нельзя. Но если такого температурящего малыша все-таки привели, никто выгонять его и читать родителям нотации не станет. Карантинов здесь тоже не объявляют.

При приеме в сад никаких медосмотров и справок. Для детей работающих родителей предусмотрены ночные и вечерние детские сады. В группе до 20 детей. Их «обслуживают» 3 воспитателя. Деления по возрасту нет, группы разновозрастные. Детей делят по возрасту только во время занятий.

Все дети гуляют вместе. Никаких отдельных площадок для групп! Прогулка в шведском детском саду – это главное. В теплые солнечные дни на улице и едят, и занимаются, и даже спят! Дождь и снег, сильный ветер прогулке не помеха. Время гулять – всех выгоняют на улицу. Потому от родителей требуют надевать на ребенка что-то удобное и непромокаемое. Весной обязательны резиновые сапоги, прорезиненная куртка и штаны.

Резиновый рай

Еще бы! Детям на прогулке разрешается все: возиться в луже, грязи, съезжать на попе с горки, ползать в песочнице, перекатываться в траве.В раздевалке есть сушилка, где все это хозяйство обычно и сушится. Обычно резиновая одежда для прогулок оставляется в группе, а приводят ребенка в сад и забирают из него в чем-то другом.

Кроватей нет, вместо них – матрасы и одеяла. Спать детей не укладывают. Тихий час по-шведски – это слушание сказок или тихие игры, занятия лепкой с воспитателем. Если малыш задремлет – его уложат на матрасик.

Что до болезней, то здесь и гадать не надо: сопли, кашель, даже невысокая температура не повод оставлять ребенка дома.

Посещать детское учреждение ребенок может с 3 месяцев. С 3 лет детей принимают уже не в детский сад, а в школу. Учебный год начинается 1 сентября и надо подать заявку именно до этой даты. Причем подавать ее можно только в тот год, когда малышу исполняется 3 года. Если малыш родился 2 сентября, в этом году ему ничего не светит, он пойдет в сад только в следующем году. Хотя учебный год начинается 1 сентября, для каждого ребенка дата первого посещения устанавливается индивидуально: учитывая трудности адаптации, воспитатели наполняют группу постепенно. В группах обычно 8-15 детей. До 1,5-2 лет на каждых 3 детей приходится по 1 взрослому, с 3 лет – 1 взрослый на 5-8 детей.

Работают детские сады круглый год, с утра до вечера. Каникул нет.

Считается, что после года дневной сон необязателен. Но на всякий случай в игровой комнате в уголке кладут коврик, куда маленький соня всегда сможет прилечь. Сменной обуви в английских садах не требуется. Все ходят в уличной. В одной комнате дети и играют, и едят. Детям спокойно могут предложить на обед картошку-фри или гамбургеры. В некоторых садах еду просят приносить с собой из дома, так как в саду малышу могут предложить только фрукты, сладости и молоко.

И опять-таки с 3 лет практикуется сон по необходимости. Малышей уложат в кроватки, если воспитатели увидят, что они клюют носом, а после 2 лет ребенок может прикорнуть на матрасике, уложенном на полу. И никаких переодеваний! Спят в той же одежде, в которой ели и играли. Кашель, насморк – ребенка все равно ведут в сад. С дисциплиной строго: даже из-за 5-минутного опоздания родители должны написать объяснительную записку. Если хочется несколько дней подержать ребенка дома, придется писать официальное письмо администрации сада, и гарантии, что такое разрешение будет получено, никто не даст.

Ирландия

В ясли принимают грудничков, с 4 лет ребенок посещает школу. В группе 6-12 детей, за ними присматривают 1-3 воспитательницы. Чем младше дети, тем больше взрослых.

Гуляют все дети вместе, разделения на площадки для отдельных групп нет. Но гуляют только в хорошую, то есть недождливую погоду. Сменной обуви нет. Если на улице грязно, дети ходят в группе просто без обуви. Водят в сад малышей и с кашлем, и с соплями, и с повышенной температурой. Исключение составляют ветрянка, отит и инфекции глаз вроде конъюктивита. С ними вход в сад запрещен. Еду заказывают «на стороне», в саду ее только подогревают. Потому кормят детей полуфабрикатами. А в группах обязательно есть телевизор, перед которым дети проводят довольно много времени.

На улицу выходят в том, что дети смогли сами на себя натянуть. Так что дети зимой могут оказаться на прогулке без шапок или курток. Считается, что так их закаляют. Тем более, что родители не возражают.

Еще одна особенность ирландских садов – воспитатель не имеет права зайти с ребенком в туалет и – упаси боже! – вытереть ему попу. Родители узнают – обвинят в сексуальных домогательствах. Так что частенько детей до последнего водят в сад в памперсах, Лет до 3-4 – точно.

Детские сады принимают малышей с 4-х месяцев, некоторые – с 6-ти. Но, как правило, дети идут в детский сад после того, как исполнится 1 год. Для оформления нужно только принести справку о сделанных прививках. Если ребенок привит в соответствии с национальным календарем прививок, никаких вопросов не возникает.

Вариантов пребывания детей в детском саду несколько: с 9.00 до 12.00 без обеда, с 9.00 до 13.00 с обедом, с 9.00 до 17.00 с обедом и дневным сном, утреннее пребывание с 7:30 до 9:00.

В группе в среднем 15 человек, но чаще всего — 10 (кто-то болеет, уехал). На группу приходится 1 воспитатель и 2 помощника (нянечки или учитель английского). Группы делятся по возрастам с разницей в 6 месяцев. Государственные детские сады условно бесплатные: родители платят только вступительный взнос (примерно 70 евро). Частные детские сады платные, но пребывание в них ребенка даже в течение целого дня все равно обойдется дешевле, чем няня.

Медицинский персонал есть далеко не во всех детских садах, но детский сад обязательно заключает контракт с медицинской компанией и в случае чего эта компания придет на помощь.

Вести или нет ребенка с небольшой температурой в сад, зависит исключительно от самочувствия малыша. Если он бодр и активен, то в сад его отведут несмотря даже на сопли кашель. При этом можно попросить воспитателя, и он в течение дня проконтролирует состояние ребенка и будет мерить ему температуру. Если ребенок пропускает сад из-за болезни, родители предупреждают воспитателя или по телефону, или по электронной почте. Карантина в испанских садах нет. Если ребёнок заболел во время пребывания в группе, родителям приходит информационное письмо об этом и совет обращаться к своему педиатру при появлении соответствующих признаков.

В государственном детском саду после выздоровления малыша могут попросить предъявить справку от врача, в частном ее не требуют, так как даже если ребенок пропустил несколько дней, перерасчет не делается, но если ребенок обедает в саду, могут из общей суммы вычесть стоимость обеда.

Спят дети в той же комнате, где играют и едят. Кто хочет спать – устраивается на раскладной кровати в уголке комнаты, кто не хочет – бодрствует и играет тихонько вместе с воспитателем.

Детсадовское меню – это чередование рыбы, курицы или мяса, рагу с овощами, йогурт, фрукты. Оно утверждается на месяц и присылается родителям для ознакомления заранее. В начале учебного года (это сентябрь) родители заполняют анкету, в которой есть вопросы о том, какую еду и в каком виде любит ребенок, есть ли у него аллергия. Если ребенок посещает детский сад до обеда, родители дают ему с собой перекус – йогурт, печенье, фрукты.

Обратная связь

Воспитатель предложит ребёнку перекус и напишет в ежедневном отчете, что йогурт, например, не в почёте уже несколько дней. Такой отчет родители порой получают даже дважды в день: сразу после того, как малыша забрали домой — информацию, как ребенок поел и провел утро, например, если был вопрос о самочувствии, или рассказ об успехах, а позже — более емкое описание занятий в этот день сегодня с фотографиями.

Воспитатели очень внимательны к любой просьбе родителей. Например, если вы хотите приучить ребёнка к горшку, воспитатель будет предлагать малышу сесть на горшок и каждый день будет отчитываться об успехах. Заведующая и директор сада каждое утро встречают детей на входе, общаются с родителями, воспитатель часто целует малышей при встрече.

Правительство советского типа, контролирующее образовательную политику, опубликовало два справочника: «Записки к методологии» (1953) и «Образовательная работа в дошкольном образовательном институте» (1957). Данные справочники регулировали обязательный эффект дошкольного образования.

В 1971г. была выпущена программа для дошкольного образования, определившая его суть в национальной юрисдикции на два десятилетия. Измененная версия этой программы появилась в 1989 г. В 1990 г. изменение закона 1985 г. «Об образовании» объединило подготовку дошкольных учителей в колледжи, с 1993 г. она проходит на факультетах колледжей.

В 1996 г. правительственный указ объявил главную национальную программу дошкольного образования.

Закон «О дошкольных образовательных институтах» способствовал выделению дошкольного образования в независимый образовательный институт, но вместе с тем оно стало составной частью системы общественного образования.

Министерство образования ответственно за профессиональный надзор над дошкольным образовательным институтом. Содержатели (в основном местные управления) могут следить за эффективностью преподавания в ДОУ через специальные дошкольные институты.

Закон «Об общественном образовании» определил среднее число детей в группах дошкольного образовательного института в 20 чел. Максимальное число детей в одной группе – 25 чел. Два дошкольных учителя работают с группой попеременно, а два часа – совместно. У каждой группы детей своя комната. Одна треть всех дошкольных образовательных институтов имеет отдельные спортивные залы для физических занятий.

Число детских групп в дошкольных учреждениях можно распределить на два типа:

1 тип - институты с 1–3 разновозрастными группами;

2 тип - образовательные учреждения с 4–8 группами детей одного возраста.

Дети с отклонениями могут посещать дошкольные образовательные институты вместе с другими детьми или же специализированные учреждения в зависимости от их отклонений. Большинство таких детей в возрасте от 3 до 7 лет обучаются в совместных группах. Дошкольные образовательные институты, предлагающие совместное образование, должны принять план развития для детей с отклонениями в свою местную образовательную программу. Если среди персонала нет квалифицированного специалиста по работе с детьми-инвалидами, институт может нанимать его со стороны.

Дошкольные образовательные институты, предлагающие адекватные условия, хорошо финансируются для обучения детей-инвалидов.

Часы работы дошкольных образовательных институтов определяются в соответствии с рабочими часами родителей и открыты для детей пять дней в неделю около 10–12 ч ежедневно.

Дошкольное образование бесплатно, родители обязаны платить лишь за обеды своих детей и дополнительные услуги.

Дети, начиная с 5 лет должны принимать участие в сессиях, готовящих их к школьной жизни (4 ч каждый день).

Дети, достигшие 6-ти летнего возраста (до 31 Мая), по закону должны посещать школу. Считается, что они получили достаточную подготовку для начала школы.

Правила дошкольного образовательного института определяют права и обязанности детей. Эти правила составляются директором института и принимаются преподавательским персоналом. Для дошкольного образования характерны:

– забота о детях, удовлетворение их физических нужд;

– облегчение их гармонического и координированного развития;

– облегчение развития физических возможностей;

– защита и улучшение детского здоровья;

– установление привычки здорового образа жизни, умственное и здоровое сохранение;

– установление здоровой и безопасной обстановки, необходимой для роста и развития;

– развитие в детях социальной осознанности и уверенности в себе, поддержка их попыток к самоутверждении.

– удовлетворение социальных нужд детей, приучение их к кооперации и терпимости к различиям;

– развитие использования родного языка и других форм общения;

– поддержка желания говорить;

– разделение и усиление знаний, полученных в процессе обучения;

– развитие умственных способностей: ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, познавательные и творческие способности.

Основной формой занятий в дошкольной жизни является игра, поэтому каждый педагог несет ответственность за создание соответствующей атмосферы в группе, места, времени для некоторых форм игр (подвижные, игры по ролям, на основе некоторых правил, с куклами и др.).

Дополнительными формами работы с детьми выступают:

– цитирование стихов и басен;

– пение, музицирование, игры с элементами пения;

– рисование, оригами;

– мероприятия с элементами работы;

Движение;

Активное изучение мира вокруг нас;

Изучение.

Переход детей из одной группы в другую автоматический, но педагоги остаются прежние, постоянно наблюдают за развитием детей (ведут дневник развития, лист личности). Местная образовательная программа должна определить процедуры оценивания, а также систему отношений с родителями. В Венгрии не существует определенных стандартов для оценивания подготовки детей к школьной жизни. На практике дошкольные учителя пользуются различными способами оценивания детей (в основном предпочитают опрашивать детей по пройденным темам).

Закон «Об общественном образовании» определяет педагогические процедуры с целью специального развития, коррекции, реабилитации, терапии для детей с отклонениями. Данная работа проводится в специальных группах, имеющихся в дошкольных учреждениях. Родители должны быть в курсе процесса воспитания ребенка, поэтому им предоставляются консультации.

Вам интересно узнать, есть ли садики в других странах или с детьми сидят няни? Как готовят деток к школе заграницей? Есть ли что нам позаимствовать у других? В статье приведен краткий обзор дошкольного образования в 9 странах мира.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки осуществляется в детских дошкольных учреждениях: яслях, детских садах, развивающих и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций детских дошкольных заведений, оказывая семье финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.

За счет раннего развития и раннего вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Этим подтверждается известный факт: способности ребенка, его шансы на дальнейшее успешное обучение в школе и высшем учебном заведении возрастают, если малыша с раннего возраста приучить к регулярному получению знаний согласно возраста и возбудить у него естественный интерес к предмету обучения. Упущенные возможности для развития в раннем детстве гораздо сложнее или же вообще невозможно наверстать в более зрелом возрасте - и это знают специалисты в сфере образования в Соединенных Штатах и не только.

С пятилетнего возраста большинство маленьких граждан в США воспитываются в детсадах, являющимися по сути "нулевыми" классами школы. В "нулевке" ребятишек готовят к дальнейшему обучению в начальной школе, плавно переходя от активных игр к чтению, письму, счету, приобретению других необходимых для обучения навыков, способствующих лучшей адаптации первоклассников. На дошкольных отделениях общественных школ обучаются более половины всех американских детей, достигших пятилетнего возраста. Однако некоторые родители считают возможным доверять своих малышей только частным дошкольным учреждениям. Частные детские сады обеспечивают уход и обучение на высоком уровне, ведь снять дом под детское заведение в США непросто - нужно документально подтвердить соответствие возможностей намерениям.

Особенностью американских детей является то, что они в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка.

Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!

У нас с детства внушают, что ябедничать - плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя - первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях...

В Америке есть два основных метода наказания. Первый - ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй - «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.

Дошкольное образование во Франции

Большинство детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет) во Франции посещают дошкольные учреждения, обучение в которых является добровольным и бесплатным. В настоящее время дошкольное образование во Франции состоит из "материнских школ", соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти школы уже с 2 – 3 летнего возраста.

В садах дети делятся на три возрастные группы. В первой группе (младшей) находятся дети с 2 до 4 лет, в этом возрасте суть пребывания в детском дошкольно учреждении состоит только в игре и присмотре за детьми. Во второй группе (средней) обучаются дети с 4 до 5 лет – занимаются лепкой, рисованием и обучаются другим практическим навыкам, а также устному общению. В третьей группе (старшей) детей с 5 до 6 лет готовит к чтению, письму и счету.

Детские сады во Франции в основном работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). Однако в больших городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, также и во время каникул. Это связано с тем, что многие матери работают, а дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во Франции часто критикуют за излишек теоретической информации для дошколят и жесткую дисциплину, за отсутствие с раннего возрасте свободы выбора у ребенка. Однако, несмотря на это, французская система "материнских школ" является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Дошкольное образование в Италии

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет. Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии.

Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет. Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Дошкольное образование в Германии

Детских садов в Германии практически нет. Зато в этой стране очень развита индустрия нянек. Чем-то средним между нянькой и детсадом можно считать так называемые «Вальфдорские школы». Это школы-интернаты, в которых дети учатся с ясельного возраста и до получения среднего образования. В каждой такой школе на каждую нянечку приходится всего по два ребенка. Все воспитатели и подавляющее большинство преподавателей – женщины. В средней школе германские дети учатся тринадцать лет и заканчивают её в 19-летнем возрасте. Основной принцип немецкой школы – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.

Дошкольное образование в Германии необязательно (т.е. детские сады не входят в систему обязательного образования).

Дошкольное образование в Великобритании

Британские дошкольники в основном ходят в государственные детские сады. Правда, няньки в этой стране также существуют, но домашнее воспитание не так развито, как в Германии. В школу британцы идут в семь лет.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой – Nursery School («ясельная школа»).

Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Частные Nursery School бывают разные – с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых – их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников – pres school. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно – учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия – от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей – 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Режим дня

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии – утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и дневную (приблизительно с часу до четырех вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию – утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной – платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Как проходят занятия

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет – здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков – поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники – катаются с горки, копаются в песочнице. Она представляет собой большой закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

Дошкольное образование в Австралии

Исторически сложилось так, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет.

Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные.

Следует отметить хорошие навыки воспитателей и их особенности их отношения к детям: воспитатели не жалуются родителям на то, что ребенок как-то неправильно воспитан или чего-то не умеет. Они сотрудничают с родителями, содействуя процессу воспитания.

Дошкольное образование в Израиле

За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока.

Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.

Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

Дошкольное воспитание в Южной Корее

Согласно конфуцианским традициям, любой человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе. Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын - это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни.

Чадолюбие корейцев, их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, они являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях. Интересно отметить, что, как и в Японии, так и в Корее, ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста.

Малолетних детей в Корее воспитывают очень либерально. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяется очень многое. Он может ходить по квартире, брать в руки и разглядывать что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Корея - это страна домохозяек большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Доктор Ли На Ми отметила, «что корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками чрезмерно привязаны к матерям».

Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким, суровым, ориентированном на воспитание в ребенке уважения к учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Воспитание, в целом, происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, по которым уважительное отношение к родителям считалось высшей из человеческой добродетелей. Это и является главной задачей воспитания детей в Корее: приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей и в особенности отца. Каждому ребенку с малых лет прежде всего внушают уважение к отцу. Малейшее неповиновение ему немедленно и строго наказывается. Иное дело - непослушание матери. Хотя дети обязаны чтить свою мать одинаково с отцом, однако, в большинстве случаев ребенок часто проявляет непокорность по отношению к матери. «Почтительный сын содержит своих родителей, радует их сердца, не перечит их воле, веселит их зрение и слух, хранит покой их опочивален, доставляет им еду и питье» - так характеризует понятие «сыновья почтительность» в трактате «Не хун» («Внутренние наставления»), написанном королевой Сохйе в 1475 году. Эти представления и сегодня во многом определяют семейные отношения у корейцев.

Дошкольное воспитание в Новой Зеландии

Система дошкольного образования и развития для детей в Новой Зеландии охватывает возрастную группу, начиная, практически, от рождения и до поступления в школу (в возрасте пяти лет).

Kindergartens, работают с детьми от трех лет до поступления в школу. В настоящее время в Новой Зеландии более 600 подобных детских центров, которые посещают более 50,000 детей.

В основной массе дети младшего возраста посещают данные образовательные центры три раза в неделю после обеда. Старшие дети - пять раз в неделю в утреннее время. В отдаленных местах могут работать передвижные центры. Родители могут принимать активное участие в работе центра, между тем штатные учителя должны быть дипломированными учителями.

Playcentres, где наблюдение и контроль за детьми осуществляется объединенной группой родителей. Охватывают детей от первых дней жизни до поступления в школу. Все родители вовлеченных детей должны вносить свой вклад в работу центра и периодически привлекаются к работе с детьми. Работа всех центров координируется на местном и национальном уровне.

Education and Care services, могут предоставлять ограниченные по времени уроки, а равно принимать детей на целый день или часть дня. Охватывают возрастную группу от младенчества до поступления в школу, в зависимости от своей специализации. В Новой Зеландии действует более полутора тысяч подобных образовательных центров, и более 70,000 детей регулярно их посещают. Подобные центры могут быть частными (в настоящее время таковых 53%), принадлежать благотворительным организациям или крупным бизнесам. Наиболее распространенными среди них можно считать Barnardos, Mantessori, Rudolf Steiner.

Homebased services, сеть семей, охватываемая наблюдением одного координатора. Подобный координатор направляет детей в утвержденные семьи на согласованное количество часов в день.

Correspondence School, используется родителями детей, проживающих изолированно, либо в отдаленных районах, что не позволяет им лично быть вовлеченными со своими детьми в систему дошкольного развития Новой Зеландии. В настоящее время в их деятельность вовлечено немногим более тысячи семей с детьми дошкольного возраста.

Te Kohanga Reo, сеть дошкольного воспитания для маори, поддерживающая язык и культурные традиции этого народа.



error: Контент защищен !!