Что такое генеалогия. Генеалогия - это наука, изучающая родственные связи. Источники науки генеалогии

РОДОСЛОВНАЯ и её СОСТАВЛЕНИЕ

Источник: http://tulacentr.ru/краеведение/другие_краеведческие_направления/родословие_и_генеалогия/родословная_и_ее_составление

    Кратко об истории генеалогии

    Для чего нужна и чем важна Родословная в семье?

    Составные части Родословной

    Кто составляет и ведёт Родословную в семье?

    Два этапа в процессе составления Родословной

    Метод составления Родословной книги

    Что такое Генеалогическое или Родословное древо, и как его создать?

    Календарь семейных памятных дат

    Насколько часто нужно обновлять Родословную?

    Где хранят семейные архивы и Родословные книги?

    Использованная литература

  1. Кратко об истории генеалогии

Бытие: «Родословная – перечень поколений одного рода, содержащий указания на происхождение и степени родства».

Близкое понятие «генеалогия» (греч. genealogia – родословная) определяется в этом словаре не только как «происхождение, история рода; родословная», но и как «раздел исторической науки, изучающий происхождение и родственные связи отдельных родов».

Библия рассказывает о происхождении и родстве всех многочисленных народов, населяющих Землю. У древних генеалогия состояла обыкновенно лишь в перечислении отцов – от предка до того лица, для которого выводилось родословие; крайне редко к именам отцов присоединяли имена их жен и еще некоторые краткие сведения. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма. Когда в обществе появляется собственность и обсуждаются права ее наследования, особенно важно знание степени родства. В Европе образовывались рыцарские ордена, и от вступающего в них требовались доказательства дворянского происхождения предков на два, три, а то и четыре поколения назад. Издавна повелось: чтобы преумножить владения, лучше родниться с зажиточной семьей. Расслоение общества приводит к появлению замкнутых групп (сословий), каждая из которых имеет свои особые права, обязанности, привилегии. Такая обособленность заставляет фиксировать степень родства внутри каждой семьи (чтобы не затесался чужак) и между различными семьями. В Англии и Франции в XVI веке появляются государственные чиновники, отвечавшие за правильность составления родословий.

В России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого Русского государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса.В сороковые годы XVI века появляются первые Родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшем назначениями на военную службу.При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно там официально утверждалось происхождение семей, составлялись генеалогические документы, которые начинали высоко цениться в обществе.

Из этих замечаний следует, что генеалогия выполняла вполне конкретную задачу, т. е. была наукой прикладной. Люди из определенных слоев общества занимались составлением родословных не из любопытства, а исходя из насущной потребности. Многие генеалоги были, однако, вовлечены в грубые, часто умышленные ошибки из-за желания разных лиц считаться потомками знаменитых и знатных предков. Родословия, особенно в конце ХVIII и в начале ХIX столетий, часто составлялись без всяких документальных данных, на основании спорных или ложных сведений. В то же время генеалогию стали использовать для деления людей на чистых и нечистых. Люди делились на сословия, кланы, и, таким образом, сеялась вражда и ненависть между людьми – созданиями Божьими.

Генеалогия - это историческая область знаний, изучающая взаимосвязи семей и родов, биографии отдельных представителей рода, происхождение имен и фамилий людей. На основе собранных сведений составляются генеалогическое древо и поколенные росписи. Соответственно генеалогия даёт понять, кто кому и каким родственником является, кто предки каждого конкретного человека.

Спутница истории - генеалогия, по праву, считается одной из ключевых дисциплин, влияющих на общество и общественную жизнь. Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Данная тема является важной и необходимой для каждого человека, так как каждый, без исключения, должен знать историю своей семьи, свою родословную.

Объект исследования- генеалогическое древо семьи.

Предмет исследования- формирование интереса к истории происхождения своей семьи и фамилии.

НАУКА ГЕНЕАЛОГИЯ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИИ

Предмет изучения генеалогии

Генеалогия - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословную. Историк, генеалог Л.М.Савелов, основоположник российского Историко-Родословного Общества сформулировал понятие генеалогии: "Генеалогия есть, построенное на достоверных документах и других источниках, доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц". И часть вторая, вытекающая из определения, касающаяся внутренней духовной жизни: "Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и духовной".

В генеалогии принято два вида родословия: восходящее и нисходящее.

В восходящем виде родословия сведения собирают от отца к деду и далее по коленам о предках. Восходящее мужское - родословие выглядит вертикальной последовательностью мужских имен, т. к. в каждом колене указывается прямой предок-мужчина. Восходяще-смешанная форма родословия указывает всех прямых предков по мужской и женской линиям. Второе колено несет информацию об отце и матери. В третьем колене указывают родителей отца и матери (содержатся сведения о бабушках и дедушках). Возрастание количества предков идет в геометрической прогрессии. В родословии не указываются боковые линии от мужчин. Каждое лицо в колене представляет один (отдельный) род. Родословие имеет правильную фигуру при наличии сведений о каждом родственнике.

В нисходящем виде родословия, составление начинают с самого отдаленного известного предка, переходя к потомкам. Эти виды родословия, как правило, бывают мужскими и смешенными. Нисходящее мужское - обычная форма родословия, указывающая потомство родоначальника от мужчин. Женщины показываются именами. Нисходящее смешанное родословие указывает все потомство, как от мужчин, так и от женщин, являясь родословием многих родов. Показывает родство между боковыми линиями. Наиболее полно выявляет родственников при ситуации наследования.

РОДОСЛОВНОЕ ДЕРЕВО (Генеалогическое дерево). Одна из модификаций "мирового дерева" или "дерева жизни" присуще космологическим представлениям древнего мира и средневековья. Отражает идею и представление о всеобщей взаимосвязи мира. Образ "дерева человеческой жизни" возник как вариация "мирового дерева".

В этом образе соединилось прошлое, настоящее и будущее, воплощенное в предках, ныне живущих и потомках, объединенных идеей продолжения жизни. Этот символический смысл придавался и родословному дереву семейства, рода.

Происхождение фамилии

Слово «фамилия» -- латинского происхождения. В Римской Империи оно обозначало общность, состоявшую из семьи хозяев и их рабов. Другой смысл оно обрело в средневековой Европе -- под фамилией стали подразумевать исключительно семью. Понятия «члены семьи» и «члены фамилии» стали тождественными. Точно такое же осознание термина существовало поначалу и в России. Только к XIX веку слово «фамилия» приобрело своё второе значение, ставшее сегодня официальным и основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени». Фамилия Павловская образована от имени собственного и относится к распространенному типу польско-украинских фамилий. Основой фамилии Павловская послужило церковное имя Павел. Нередко древние славяне присоединяли имя отца к имени человека, обозначая тем самым его принадлежность к определенному роду. Дело в том, что крестильных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Дополнение же к имени человека в виде указания на его отца помогало решать проблему идентификации.

Павловская - одна из самых распространенных фамилий происходит от крестильного имени Павел - маленький (греч.). Из этого имени, как из семечка, выросло мощное “фамильное древо”: Павельев, Павкин, Павленков, Павленов, Павликов, Павлинин, Павлинов, Павлихин, Павлишенцев, Павлищев, Павловскаяцев, Павлухин и т.д.

Павел - имя одного из самых известных в христианском мире апостолов, который также назвался "апостолом язычников". Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл его к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Святым были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

На Руси же верили, что если дать ребенку имя святого или великомученика, то жизнь его будет светлой, хорошей или трудной, потому что существует незримая связь между именем и судьбой человека. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -овский /-евский, -евич, изначально указывающие на имя главы семейства. Таким образом, потомок человека, обладающего именем Павел, со временем получил фамилию Павловский.

Наука генеалогия изучает родословную, это систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов, в более широком смысле- наука о родственных связях вообще.

Фамилия Павловская произошла от крестильного имени Павел.

Генеалогия – это дисциплина истории, она изучает родственные связи людей, историю семей и родов, происхождение и биографии отдельных представителей рода. Генеалогическое (родословное) древо – представление родственных связей в виде схемы, напоминающей дерево, ветвями и листьями которого является семья. Генеалогическое дерево позволяет проследить происхождение фамилии, а иногда и подсказать ее значение.

Человек должен знать свои корни. Именно поэтому многие так стремятся восстановить генеалогическое древо, отыскать предков. Однако задача эта непростая, придется запастись терпением и упорством, потратить время и усилия.

Первым делом уточните фамилию, имя и отчество самого дальнего вашего предка. Именно с него начнутся поиски всех остальных родных, ведь нужна зацепка. Кроме этих данных надо знать еще год и место рождения человека, сведения о котором вы собираетесь искать. Ведь все данные о людях в архивах хранятся сгруппированные не по алфавиту, а по годам и районам. Именно так священники составляли метрические книги.

Далее надо обратиться в архив по месту рождения вашего предка с запросом. Запрос можно направить лично и по почте. Сотрудники архива будут искать записи о нужном вам человеке в метрических книгах. Там может быть указана не только дата его рождения, но и родители. Так можно отыскать информацию для дальнейшего восстановления родословной. Ведь в записях о родителях может быть указано, откуда они, к какому принадлежали сословию.

Если ваши предки принадлежали к купцам, казакам, золотопромышленникам и т. п. сословиям, можно поискать информацию о них в исторических фондах или областном музее. Но это придется делать самому, кропотливо работая в читальном зале. Зато могут найтись расписки, прошения своих предков и тому подобные сведения.

Начните поиск предков с опроса своих ближайших и дальних родственников. Объясните им, что хотите восстановить информацию о конкретном человеке, чтобы не прерывалась связь поколений. Из непринужденных бесед с родными можно почерпнуть самые необходимые начальные данные, включая фамилию, имя, отчество, дату рождения и место жительства предка. Фиксируйте результаты на бумаге или воспользуйтесь диктофоном. Это позволит не потерять ценную информацию и обратиться к ней впоследствии для анализа. Проведите поиск в семейном архиве. Источником сведений о конкретном лице могут стать старые фотографии, свидетельства о рождении и заключении брака, аттестат о среднем образовании, диплом об окончании вуза. Нередко в архивах имеются разного рода справки, содержащие установочные данные. Но самым ценным материалом для исследований могут стать письма прежних лет. Разумеется, чтобы ознакомиться с ними, получите согласие тех, кому они адресованы. По возможности делайте копии с документов, представляющих интерес для ваших розысков. Собрав первичную информацию о разыскиваемом предке, обратитесь за помощью в архивные учреждения. В местных и центральных архивах длительное время сохраняются многие из документов, которые могут оказаться ключевыми в ваших поисках: данные о местах проживания и работы, о службе в вооруженных силах.

Существуют специализированные архивы предприятий, организаций и учреждений, где хранится информация по видам деятельности. Так, если ваш предок участвовал в Великой Отечественной войне, его послужной список или данные о награждениях можно отыскать, обратившись в Центральный Архив Министерства обороны РФ. Рассортируйте все собранные сведения и проведите их анализ. Составьте перечень всех родственных связей, через которые можно получить доступ к дополнительной информации о своем родственнике. В результате вы наверняка сможете разыскать тех лиц, с которыми он поддерживал родственные или дружеские отношения, вместе работал или проходил службу. Самое ценное в том, что ваш информационный поиск может стать началом большой и полезной работы по составлению семейного генеалогического древа. Составление генеалогического дерева позволит вам узнать много нового из истории вашей семьи. Кроме того, это увлекательное хобби и прекрасный повод для того, чтобы провести свободное время с родственниками. Составление фамильного древа может стать очень увлекательным занятием. Начав искать информацию о своих предках, вы узнаете очень много нового и об их окружении и о тех исторических периодах, когда они жили. На этом пути может оказаться немало неожиданностей.

Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знакомство дошкольников с родословной

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Генеалогия I Генеало́гия (греч. genealogia - родословная)

вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории родов, происхождения отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением родословий; тесно связана с геральдикой (См. Геральдика) и др. вспомогательными историческими дисциплинами. Родословия царей, правителей, мифических героев существовали уже в древности (часто носили легендарный характер), но особое значение получили в средние века в связи с установлением и оформлением сословных (особенно дворянских) привилегий. Это вызвало появление особых генеалогических справочников (в форме генеалогического древа или таблиц), в которых указывались все члены основной и боковых ветвей рода, их брачные связи. Особенно много таких справочников появлялось с 15 в. Возникнув и первоначально развиваясь т. о. как практическая отрасль знаний, служившая целям доказательства древности и знатности происхождения отдельных родов, Г. приблизительно с 17-18 вв. начинает складываться как вспомогательная историческая дисциплина (А. Дюшен, П. Ансельм и др. во Франции, Дж. Дагдейл в Англии, К. М. Шпенер, Я. В. Имхоф, И. Гаттерер в Германии и др.). Г. оказывает помощь исследователю-историку в изучении родственных связей и имущественных отношений, вопросов происхождения и содержания исторических источников (определение авторства, датировки и др.).

В России первые указания по Г. относятся к 15 в. (сведения по родословиям в актах), а в 16 в. появляются первые частные родословцы или родословные росписи, заключающие списки членов одного рода или нескольких близких родов. Древнейший - «Государев родословец», относится к 1555. Впоследствии он дополняется новыми материалами. С уничтожением в 1682 местничества была учреждена Палата родословных дел (существовала до 1700). В Палате в конца 17 в. была составлена «Бархатная книга» - роспись наиболее знатных родов России. В 1787 вышла «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих» (ч. 1-2). В её основе был «Государев родословец», но росписи дворянских фамилий доходили до конца 16 в. Первые родословные таблицы составил М. М. Щербатов. Обобщающим генеалогическим трудом явилась «Российская родословная книга» (ч. 1-4, 1854-57), написанная П. В. Долгоруковым. В конце 19 - начале 20 вв. интерес дворянства к Г. не уменьшился. Археографическая комиссия опубликовала указатели к Летописным сводам, что явилось известным достижением в области изучения древней Г. А. В. Экземплярский, Р. В. Зотов и Г. А. Власьев опубликовали монографические исследования, посвященные княжескому родословию Северной Руси, Черниговщины и дома Рюриковичей. Большое значение имел труд В. В. Руммеля и В. В. Голубцова «Родословный сборник русских дворянских фамилий» (т. 1-2, 1886-87). Обширные исследования были посвящены истории родов Юсуповых, Голицыных, Шереметевых, Барятинских и др. Развитие нумизматики позволило решить ряд проблем восточной Г. В. В. Бартольд перевёл и снабдил комментариями книгу Лейн-Пула «Мусульманские династии», использовав для этого русского собрания монет. В. В. Вельяминов-Зернов проделал большую работу по изучению Г. касимовских царевичей. Важное место заняли труды Л. М. Савёлова, посвященные библиографии Г., а также лекции по русской Г., прочитанные им для слушателей Московского археологического института в 1907-12.

В конце 19 - начале 20 вв. появляются и сводные работы, посвященные отдельным видам и группам русских и украинских родословных книг (А. Б. Лобанов-Ростовский, Г. А. Милорадович, В. Л. Модзалевский). Оживление исследований в Г. связано также с образованием «Русского генеалогического общества» (1895, Петербург) и «Историко-родословного общества» (1904, Москва), издававших «Известия» и «Летописи».

Принципиально иное направление приобрела Г. после 1917. Внимание исследователей обращено на источниковедческие и археографические проблемы родословных книг (М. Е. Бычкова), на Г. и историю крестьянских торгово-промышленных капиталов (Н. Е. Носов). Большое значение по Г. русских феодальных родов имеют работы С. Б. Веселовского (как опубликованные, так и неопубликованные). В советское время появились изыскания по Г. выдающихся деятелей русской науки, культуры, общественной мысли, посвященные родословным А. С. Пушкина, А. Н. Радищева, Аксаковых, М. В. Ломоносова и др. Особое место занимают исследования по Г. В. И. Ленина и семьи Ульяновых.

Лит.: Левшин Б. В., Обзор документальных материалов фонда академика С. Б. Веселовского, "Археографический ежегодник за 1958", М., 1960; Lorenz О., Lehrbuch der gesammten wissenschaftlichen Genealogie, В., 1898; Durye P., La genealogie, P., 1961; Pine L. G., The genealogist"s encyclopedia, .

II Генеало́гия

в генетике и селекции, совокупность сведений о происхождении данной особи или группы особей животных или растений. Данные Г., т. е. документы и материалы, свидетельствующие, от каких именно родителей и более далёких предков происходят изучаемые животные или растительные организмы, имеют большое значение в генетической и селекционной работе. В животноводстве, например, зная биологические и продуктивные качества не только родителей, но и более отдалённых прямых предков, а также родственников по т. н. боковой линии (например, в молочном скотоводстве - удой сестёр, сестёр матери или сестёр отца), можно с большей уверенностью в успехе подбирать для скрещивания родительские пары в целях совершенствования породы или отдельных стад. Для учёта всех этих особенностей селекционируемых животных существует система племенных, заводских и селекционных записей (см. Племенная книга , Родословная сельскохозяйственных животных , Селекция). Метод составления Г. используется также в генетике человека (См. Генетика человека) для выяснения характера наследования тех или иных нормальных или патологических признаков.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Генеалогия" в других словарях:

    - (греч. genealogia, от genea рождение, род, и logos слово). Наука о происхождении и взаимной связи родов, также родословная таблица; вообще происхождение чего либо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    ГЕНЕАЛОГИЯ направление в анализе истории и культуры (особенно религии и морали), рассматриваемых в их происхождении из перипетий борьбы интересов, социально психологических факторов и всего мира повседневности, над которым эти ценности… … Философская энциклопедия

    ГЕНЕАЛОГИЯ, генеалогии, жен. (греч. genealogia родословие) (книжн.). 1. Родословная, история рода. Генеалогия Пушкиных. || Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословные. 2. Происхождение растительных и животных родов. Генеалогия… … Толковый словарь Ушакова

    Родословная, родословное древо, генеалогическое дерево, родословное дерево, генеалогическое древо, родословие Словарь русских синонимов. генеалогия см. родословная Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский … Словарь синонимов

    генеалогия - и, ж. généalogie f. <гр. 1. Раздел истории, занимающийся изучением отдельных родов и составлением родословных таблиц. Сл. 18. Енеалогия турецкая, откуль взяли свой початок. кон. 17. в. Соболевский Перевод. 88. Тем, которые.. в Истории,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (I) один из основных философских методов Ницше: ‘совершенно новая наука’, или ‘начало науки’, сводящаяся к ‘истории происхождения предрассудков’ и, таким образом, к ‘процедуре разоблачения исторического смысла ценностей’. В предисловии к… … История Философии: Энциклопедия

    Родственные связи определенной особи с рядом предков, прослеживание которых существенно для селекции растений и животных. Синонимы: Родословная См. также: Селекция Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    - (греч.) систематическое собрание сведений опроисхождении, преемстве и родстве родов и фамилий. Известная уже многимнародам древнего мира, Г. лишь с конца Средних веков принимает точныеформы. Сильный толчок в этом направлении дали ей рыцарские… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    генеалогия - ГЕНЕАЛОГИЯ (от греч. genealogia родословная) методология моделирования исторической событийности. Предложена Ф. Ницше как альтернатива историзму, недостаток которого состоит в том, что прошлое воспринимается и оценивается на основе… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - (греческое genealogia родословная), специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений. Как научная дисциплина, устанавливающая родственные связи исторических деятелей, родов и фамилий, возникла в 17 18… … Современная энциклопедия



error: Контент защищен !!