Симптомы адаптации к детскому саду. Через болезни к саду: медицинский аспект адаптации. Сколько нужно времени, чтобы ребенок привык

Наталья Прокопенко
Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду

Адаптация ребенка к детскому саду – это процесс его приспособления к жизни в новых условиях. Это приспособление осуществляется как с биологической, так и с социальной точки зрения. Адаптация может быть трех типов - легкая, средняя или тяжелая.

Тип адаптации непосредственно зависит от того, как ребенок подготовлен к детскому саду. В этой связи очень важным является непосредственное взаимодействие родителей и воспитателей до начала посещения детского сада.

Рассмотрим наиболее важные причины, которые осложняют процесс адаптации ребенка и негативно влияют на его привыкание к детскому саду.

Первой и основной причиной осложнения процесса адаптации является отсутствие опыта социализации у детей . Речь идет о том, что многие дети имеют крайне ограниченный опыт общения до начала посещения детского сада. Круг общения может включать всего одного взрослого – маму или бабушку. В этом случае адаптация будет долгой и тяжелой. Если круг общения более широк, но тоже ограничивается только членами семьи, например, мама, папа, бабушка, то адаптироваться ребенку в дошкольном учреждении также будет очень трудно.

Это объясняется отсутствием у ребенка навыка общения с незнакомыми людьми, как взрослыми, так и детьми. Причем, если у ребенка есть опыт общения с посторонними взрослыми, допустим друзьями родителей, родственниками, няней, то такой ребенок достаточно легко останется с воспитателем в детском саду. Однако, большое количество других детей будет приводить ребенка в замешательство и вызывать страх.

Проще всего проходят адаптацию дети из полных семей, особенно семей многодетных. Если семья постоянно общается с другими семьями с детьми, то процесс адаптации станет еще легче. Поэтому самым важным в процессе подготовки ребенка к детскому саду является обеспечение ему возможности общения с большим количеством сверстников – во время прогулок во дворе, в детских клубах, при общении с другими семьями. Причем, если дети, с которыми общается ребенок, будут несколько старше его, то это улучшит последующую адаптацию в дошкольном учреждении.

Взрослые мало уделяют внимания тому, как общается ребенок. Они учат его различным навыкам самообслуживания. Могут учить играть, учиться, трудиться, но редко учат правильно взаимодействовать с другими детьми. Однако, именно в процессе общения ребенок наиболее активно познает мир, себя, свое место в этом мире границы своих возможностей.

Таким образом, чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Второй причиной осложнения процесса адаптации, как правильно отмечает Н. М. Родакер, является недооценивание родителями важности режима адаптации . Родители часто наплевательски относятся к необходимости подготовки ребенка к детскому саду. Очень распространенной является следующая точка зрения: «Это проблема воспитателя. Мой ребенок плачет, потому что с ним плохо обращаются». Родители не только не осуществляют подготовки ребенка, но и не участвуют в процессе адаптации, оставляя ребенка в детском саду сразу на весь день. Подобный подход чреват превращением адаптации, которая могла быть легкой или средней в тяжелую. Существует и противоположный подход родителей. Он заключается в том, что в детский сад ходят не каждый день, а время от времени. Например, мама работает посменно и водит ребенка через день. Или бабушка дает ребенку «отдохнуть» от детского сада. Этот подход также плох. На этапе адаптации именно регулярность посещения детского сада и непосредственное участие родителей в этом процессе, как и в процессе подготовки к адаптации, является обязательным.

Третьей причиной осложнения процесса адаптации является отсутствие необходимых навыков самообслуживания у ребенка в соответствии с его возрастной группой. Родители часто не придают значения тому, что к определенному возрасту ребенок должен иметь определенные умения. Например, зачем приучать ребенка у горшку в год? Пройдет еще 6-8 месяцев, и ребенок сам будет ходить на горшок.

К основным навыкам самообслуживания относятся:

В 1,5 года ребенок: держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая); отрицательно относится к нарушению опрятности; сообщает о физиологических потребностях; спокойно относится к умыванию.

В 1 год 9 месяцев ребенок: самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки; самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли); обращает внимание на грязное лицо и руки; контролирует физиологические потребности; проявляет стремление к самостоятельным действиям; знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.

В 2 года ребенок: ест аккуратно, не облизываясь; при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого; самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого, частично раздевается; знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды; пользуется носовым платком (при напоминании).

В 2 года 6 месяцев ребенок: одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого; расстегивает и застегивает одну-две пуговицы.

В 3 года ребенок: одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном; застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки; знает назначение многих предметов и их местонахождение; выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси); умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем; замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком; регулирует свои физиологические потребности; вытирает обувь при входе в квартиру; аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой; не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим; говорит слова благодарности, здоровается, прощается.

Однако если ребенок не соответствует по навыкам самообслуживания своему возрасту, то ему будет очень сложно пребывать в детском саду. Например, все едят сами, а один ребенок есть не умеет и его надо кормить из ложечки. Или, все дети одеваются сами, а этот один ребенок не умеет одеваться.

Четвертой причиной осложнения процесса адаптации является несовпадение режима ребенка и режима дошкольной организации . Особенно критичными являются режим дня и режим питания. Ребенок должен ложиться спать не позже чем в 21.00, вставать в 7.00 и обязательно спать днем. Часто у детей, которые начинают ходить в садик, режим дня, установленный мамой в декретном отпуске, принципиально отличается от вышеназванного. Например, подъем в 10.00, отбой в 22.30 или позже, а дневной сон может вообще отсутствовать.

Режим питания должен предполагать, во-первых, регулярные приемы пищи – не менее четырех, лучше – пять приемов пищи. Во-вторых, питание дома должно быть разнообразным и правильным. Некоторые родители, не утруждая себя приготовлением пищи отдельно для ребенка, кормят его «баночным» питанием, а потом переводят на пищу со своего стола. Конечно ребенок, который ест соевые смеси, будет с трудом переходить на нормальное питание. С другой стороны, если ребенка дома кормят сосисками и пельменями, вместе с жареной картошкой, то накормить его кашей или запеканкой в детском саду будет трудно. Дети, которым разрешалось употреблять бутерброды на ходу, будут все время выскакивать из-за стола.

Таким образом, приведение режима ребенка в соответствие режиму в детском саду является обязательным условием адаптации. Если не совпадает режим дня, то у ребенка могут возникнуть психические проблемы, появится недосыпание, хроническая усталость и т. д. Если не совпадает режим питания, то это может привести к тому, что ребенок не будет есть в детском саду. Или возможно появление серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Подводя итог рассмотрению причин осложнения адаптации ребенка в детском саду необходимо отметить, что нормальное прохождение адаптационного периода возможно только при слаженной работе педагогического коллектива в лице воспитателя, няни, психолога с одной стороны и родителей с другой стороны. Перекладывание родителями вопросов адаптации полностью на коллектив детского сада не позволит быстро и качественно выполнить эту задачу.

Использованная литература:

1. Родакер Н. М. Адаптация детей в детском саду // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 41. С. 64-68.

2. Колбасина А. С. Адаптация ребенка в детском саду [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/503455/ (дата обращения 10.07.2016).

Прокопенко Н. Н. Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №2 (8). – С. 47-49.

Соперничество между детьми.

Золотое правило для родителей – не сравнивайте детей между собой. И дайте каждому свое ласковое прозвище.


От рождения до трех-четырех лет ребенок живет в уютной домашней обстановке, общается с близкими родственниками, совершает привычные действия. Детский сад – совершенно новое пространство, новые условия, новые взаимоотношения. Для ребенка, организм которого находится в процессе физического и психического формирования, такие перемены являются большим испытанием. Пройдет некоторое время, прежде чем ребенок сможет адаптироваться к детскому саду.

Этапы адаптации дошкольника к детскому саду

Как проходит период адаптации ребенка в дошкольном учреждении? Специалистами разработаны рекомендации для педагогов и родителей, благодаря которым адаптация детей раннего возраста проходит легко и безболезненно.

  1. Вначале родители приводят ребенка только на дневную и вечернюю прогулку, чтобы познакомиться с воспитателем и детьми в непринужденной обстановке. Желательно, чтобы ребенок видел, как после вечерней прогулки родители приходят забирать детей из детского сада;
  2. Первое время родители приводят ребенка после завтрака. Во-первых, он не видит слез других детей при расставании с родителями, во-вторых, избегает приема пищи в непривычной обстановке, в-третьих, сразу включается в игру или развивающее занятие. После утренней прогулки родители забирают ребенка;
  3. В течение последующих нескольких недель ребенок может приходить к завтраку и оставаться на обед. Родители забирают ребенка до дневного сна;
  4. После этого можно оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Первые несколько дней родителям рекомендуется забирать ребенка сразу после пробуждения, чтобы он не успел испугаться непривычной обстановки.
  5. После завершения адаптационного периода ребенок остается в детском саду на протяжении целого дня.

Сколько длится адаптация детей дошкольного возраста? Некоторые дети привыкают к новым условиям быстро и легко – в течение 1-3 недель. У других детей адаптационный период затягивается на несколько месяцев. Если по прошествии 3 месяцев у ребенка сохранились симптомы стресса, адаптация к детскому саду считается тяжелой и требует участия специалиста - детского психолога.

Виды адаптации

Даже если адаптация к детскому саду проходит легко, это вовсе не значит, что в организме ребенка не происходит никаких изменений! Проявления адаптации могут быть видны невооруженным взглядом (капризность, потеря аппетита, нарушение сна) или оставаться скрытыми.

Эмоции

Как правило, в первые дни пребывания в детском саду у ребенка преобладают отрицательные эмоции – страх, огорчение, обида, гнев. Они могут проявляться в виде хныканья, плача, попыток убежать или спрятаться, ударить или укусить. Иногда ребенок не проявляет никаких эмоций – выглядит «заторможенным». Важно понимать, что отрицательные эмоции – нормальная реакция ребенка на непривычные условия. Со временем им на смену придут положительные эмоции, что будет свидетельствовать о завершении адаптации в детском саду.

Общение с детьми и взрослыми

Даже общительные дети в первые дни посещения детского сада становятся застенчивыми, напряженными, замкнутыми. Ведь раньше ребенку не приходилось общаться одновременно с двадцатью-тридцатью детьми. Кроме того, потребность в общении и совместных играх возникает у детей не раньше 3 лет. До этого ребенок нуждается в покровительстве взрослого человека. Поэтому показателем благополучной адаптации будет не дружба со сверстниками, а налаживание контакта с воспитателем или няней.

Навыки

Некоторые родители ждут, что в детском саду ребенок наконец научится самостоятельно кушать ложкой, пользоваться горшком, надевать колготки и завязывать шнурки. Однако в процессе адаптации бывает наоборот – ребенок становится совершенно беспомощным. Не стоит беспокоиться – вскоре он не только «вспомнит» забытые навыки, но и приобретет новые.

Речь

В начале адаптационного периода возможно ухудшение речи ребенка, что очень беспокоит родителей. В дальнейшем речь ребенка не только восстановится, но и улучшится – будет расширен словарный запас, устранены дефекты произношения.

Сон

Проблемы со сном возникают у детей, чей домашний режим существенно отличался от режима детского сада. Дневной сон может стать причиной нарушения ночного сна (трудности с засыпанием, беспокойство во сне). После завершения адаптационного периода режим сна и бодрствования нормализуется.

Аппетит

Новая еда с непривычным видом, запахом и вкусом вполне может не понравиться ребенку. К тому же причинами отсутствия аппетита может быть беспокойство, страх, обида. Если ребенок хотя бы пробует еду - это уже хорошо. Если он съедает порцию и даже просит добавки - адаптация к детскому саду проходит успешно.

Здоровье

Больше всего беспокойства родителям доставляют болезни, которые начинают буквально атаковать ребенка в период адаптации. К сожалению, периодические инфекционные заболевания на протяжении первых недель или месяцев посещения детского сада неизбежны. Это объясняется снижением иммунной защиты и восприимчивостью к инфекциям.

Распространенные ошибки родителей

Чего ни в коем случае нельзя делать родителям, чтобы не затруднять адаптацию в детском саду?

  • Ругать и наказывать ребенка за отрицательные эмоции, связанные с детским садом. Фраза «Ты обещал не плакать» не работает;
  • Пугать и угрожать детским садом. «Будешь непослушным – не буду забирать из детского сада»;
  • Обманывать, например, пообещать забрать ребенка пораньше и не выполнить обещание;
  • Плохо отзываться о детском саде, воспитателях, детях;
  • Проявлять непоследовательность. Например, водить в детский сад «по настроению».

Адаптация ребенка . Ваш вчерашний забавный карапуз подрос, три года декретного отпуска миновало, а значит, — вам пора готовиться к детскому саду. Процесс подготовки одинаково важен, как для самого малыша, так и для родителей. Ведь это обоюдно важный шаг и его нужно сделать уверенно, зная, что это будет не так травмоопасно с психологической точки зрения для всей семьи. Итак,…

Полезные советы и рекомендации родителям по адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Для начала, каждому родителю стоит знать о том, что вообще из себя представляет процесс адаптации , и как он проходит. Это привыкание ребенка к учреждению, самой группе, воспитателям, нянечкам, распорядку дня и, конечно, к самим детям, если быть точнее, к их количеству и к тому, что у каждого есть свои особенности и свой характер.

По обыкновению, те требования, которые предъявляются к деткам в саду, по сравнению с домашними, достаточно высоки. Именно поэтому, для некоторых малышей первые дни и даже месяцы там кажутся очень сложными, и почти нетерпимыми. И здесь мы даже не говорим про ясельную группу, куда отдают деток до трех лет.

Самое главное требование к родителям, чтобы дети умели самостоятельно ходить в туалет, одеваться и обуваться. Согласитесь, в три года не у всех малышей получается натягивать колготочки и застегивать куртки.

И еще одно условие – ребенок должен уверенно пользоваться столовыми приборами. Ой, сколько же споров бывает между мамочками на счет того, что должен уметь дитя в три года. Одни утверждают, что пользоваться ложкой и вилкой – вполне достаточно, а некоторые уже пытаются втиснуть в голову крохи, как пользоваться ножом, как завязывать слюнявчик, вытирать лицо и руки после еды и так далее…

Но и не это самое главное. Главное в процессе адаптации — сама разлука с мамой и переживания, связанные с этим. Для ребенка разрыв с родным человеком, пусть даже на короткий срок воспринимается в этом возрасте очень болезненно. И связано это с психологической незрелостью организма. У малышей нет временных рамок и ограничений. Для них если мама ушла, то ушла навсегда. Именно из-за этого постоянные слезы по утрам и .

Со временем, когда кроха взрослеет, ежедневный ритуал расставания и возвращения мамы повторяется, ситуация становится менее напряженной. Но остается другая проблема адаптивного периода – медицинская. Да, да, речь идет о постоянных болезнях, которые в первый год привыкания к дошкольному учреждению, буквально сыплются на голову родителей и детей. И это тоже логически обосновано.

Дело в том, что ребенок, находясь в определенном окружении, привыкает к бактериям и микробам, присутствующим в этой среде. Попадая же в незнакомую обстановку, ребенок «знакомится» с другими бактериями, и вирусами, которые организм еще «не знает». А процесс «узнавания» нового сопровождается понижением иммунитета и, соответственно, появлением болезней…

Итак, разберемся в процессе адаптации более подробно.

Особенности адаптивного периода

  • Режим . Самое главное отличие детсадовцев от детей, не посещающих дошкольное учреждение, состоит лишь в одном – наличии строгого распорядка дня или же режима. Дома, если быть откровенными и предельно честными, мало кто четко соблюдает режим. Когда захотелось поиграть – поиграли, когда захотелось поспать – поспали, когда захотелось кушать — покушали….

В садике же все по-другому: никакого кусочничества, никаких вольностей, никаких «откладываний тихого часа, потому что маме нужно в магазин» — все четко и по запланированному графику. «Домашние» детки очень долго привыкают в садике именно к режиму.

Зато «заядлым детсадовцам», то есть тем, кто с самого раннего возраста оказался в дошкольном учреждении, затем легче, и не только здесь, но и в школе, а затем в институте и на работе. Почему? Самые сильные и устойчивые привычки, как бы мы не отрицали, появляются у нас в детстве.

Привыкли в детстве рано вставать, если вы не разбалуете себя, то вам будет легко вставать в любом возрасте. А если привыкли нежиться в постели до победного, то устраиваясь на работу, будьте готовы к определенным сложностям.

  • Группа и дети . Еще один важный момент, о котором мы вскользь упомянули выше – это привыкание к детям, а точнее к их количеству. В саду, если речь идет про обыкновенный государственный детсад, редко бывает, когда в группе меньше двадцати детей…А теперь представьте чувства крохи, когда он с домашнего уюта и, грубо говоря, с родной песочницы, попадает в «коллектив», где все незнакомые, чужие, и при этом их еще и много, и они похожи на самого тебя, но при этом и не такие, как ты….

Трудно, да? А только представьте, что чувствует маленький человечек, оставшийся наедине со всеми этими ситуациями, еще и без мамы…Звучит как-то даже страшно. Но детская психика очень «упругая» и очень быстро приспосабливается к разным ситуациям, дозревает.

  • Ох, уж эти болезни! Мы уже говорили об ухудшении здоровья ребенка с приходом его в детское дошкольное учреждение. Хочется отметить всем родителям – категорически НЕ стоит отдавать первый раз ребенка в сад в холодное или сырое время года! Начните «первые пробы» поздней весной или летом, в конце лета, когда еще много солнышка и витаминов.

Если вы отдадите малыша осенью или зимой, вы не то, что не адаптируетесь в саду, вы переболеете всеми возможными инфекциями, перебываете во всех городских больницах и узнаете все детские лекарства, и выучите их назубок!

Осенью и зимой детский организм, и без того, еще не окрепший, подвержен вирусным инфекциям более сильно. А тут еще психологический удар, расставания с мамой, незнакомая обстановка! Рисковать здоровьем и самочувствием крохи не стоит. От того, что вы посидите в декрете еще несколько месяцев, вам хуже не станет, а ребенок пойдет в сад более окрепшим.

  • О личности и ее особенностях . Каждый ребенок – это личность и неповторимый характер. Будьте готовы, что эта ваша маленькая личность начнет проявлять себя, и не всегда исключительно в лучшем свете.

Конфликты, ссоры и даже драки для садика – вполне норма. Главное не прозевать тот момент, когда у ребенка может сформироваться именно агрессия. Шутливые стычки и споры у малышей – это нормально. Они сейчас ругаются и не могут поделить какую-то вещь, а через пятнадцать минут вместе лепят куличики в песочнице.

  • Хочу внимания! Чадо, привыкшее к неусыпному вниманию мамы и постоянным вниманием других родственников, обязательно захочет добиться его и в садике. Уж поверьте, «гроздья малышей», повисших на руках воспитателя – обычное дело…

И все не потому, что так любят и ценят работника учреждения, а лишь потому, что так можно привлечь к себе, обратить на свою личность внимание, на некоторое время найти «замену маме», которая отдает всю себя и все свободное время проводит с наследником или наследницей.

  • Мама, вернись! И еще раз о тоске по родному человеку. Без этого не обойдется совершенно в любом возрасте. Пусть ребенку полтора или два, или даже четыре — все равно первое время это постоянная скука и переживания по поводу «когда же вернется мама и заберет меня домой». Главный помощник в этом только время и терпение.

Насколько ваш малыш готов идти в садик? О степенях адаптации

Процесс адаптации к садику и привыкание ребенка проходит по-разному. Многое зависит от условий, созданных для детей. Однако выделить три главные степени адаптации ребенка к изменениям в жизни, нужно, чтобы понять, насколько ребенок «дозрел» до этого события, и как лучше готовить его дальше.

  • Первая степень . Считается легкой. В этом случае ребенок довольно быстро привыкает к изменениям в его жизни, хорошо начинает ориентироваться в помещении, узнает своих «одногруппников», запоминает лица и даже имена воспитателей, начинает общаться в детском коллективе.

Одна эта степень готовности встречается не так часто, как хотелось бы. Психологи отмечают, что чаще всего наблюдаются вторая и третья степени адаптации.

  • Вторая степень . Здесь все немного иначе. Ребенок привыкает довольно долго, не понимает иногда, зачем мама его сюда привела и почему так долго не возвращается. Часто при такой степени дети начинают беспричинно болеть – без наличия других симптомов появляется температура, даже иногда наблюдаются признаки кишечной инфекции.

Эта степень свойственна больше маленьким деткам, которые зачастую определяются в ясельную группу, так как не достигли возраста трех лет. Вот в данном случае, если вторая степень адаптации слишком затянулась, и ребенок стал часто болеть, советуем прекратить попытки привыкания чада к садику. Во-первых, ребенок должен полностью быть здоров, чтобы посещать детское учреждение, а во-вторых, начинайте не резко приводить дитя на целый день, а оставляйте его сначала, например, до обеда.

  • Третья степень . Считается самой сложной. Ребенок может закатывать истерики, часами плакать, звать маму, категорически отказываться есть, и общаться со сверстниками. Дома родители могут заметить отказ от пищи, нарушения сна, агрессивность и раздражительность без весомой на то причины.

Если у вашего ребенка именно такая стадия привыкания, то советует воздержаться от приводов малыша в сад, и рекомендуем также обратиться за помощью к детскому психологу. Вы сможете совместно разработать какие-то методики для улучшения самочувствия и настроения крохи.

Детский психолог работает обыкновенно в каждом школьном и дошкольном учреждении. Именно психолог сможет оценить готовность ребенка к посещению сада, а также поможет более быстро и менее болезненно привыкнуть к необычным для него условиям. Итак, вот несколько практических рекомендаций, которые помогут вам справиться с этим непростым жизненно важным периодом:

  • Вначале начните посещение сада с нескольких часов. И первые дни побудьте вместе с малышом, походите по территории, покажите детскую площадку, игрушки, как гуляют детки, рассказывайте о садике, заинтересуйте его. Первые дни ни в коем случае не оставляйте ребенка на тихий час! Это очень важно. Мало того, что мама ушла, а тут еще и спать заставляют – двойной стресс!
  • Вместе с ребенком познакомьтесь с его «одногруппниками». Пусть ребенок в безопасной (значит, с мамой) обстановке изучит тех, кто может стать его будущими друзьями. Поговорите с воспитателем, пусть и малыш с ним познакомиться;
  • Обязательно разговаривайте дома про садик, рассказывайте ребенку о том, как там здорово и весело, и обязательно (подчеркнем!) рассказывайте о том, что вы скоро его заберете домой. Рассказывайте, куда вы пойдете, говорите о делах, о занятиях, которые будут проводить воспитатели, о книгах, которых будут читать в группе. Старайтесь вызвать у малыша любопытство. Если он заинтересуется, привыкать будет проще. Еще лучше помогают воспитатели, отвлекающие и занимающие деток так, что некоторые не хотят даже идти домой вечером!

Адаптация , как привыкание к чему-либо – это всегда непростой процесс. Как в школе, как на новой работе или в новом коллективе – все это требует от нас моральных усилий и терпения. А для маленьких детей детский сад – это самая первая, можно сказать, сознательная адаптация в жизни. Самая первая, это конечно было после рождения. Тогда помогала привыкнуть к новой жизни сама мамочка, окружающая лаской, заботой крохотный комочек. Сама в тоже время также быстро, без разрешения и возможностей на промашку, привыкала и к своей новой жизни в новом статусе.

Главное условие привыкания к любой ситуации – это поддержка близких. В детстве она нужна для того, чтобы из маленького несмышленого человечка сформировался полноценный морально зрелый гражданин. Важна поддержка и безусловная любовь, которые помогут привыкнуть к любой ситуации.

Дети ощущают любые лишения и изменения особо остро, поэтому будьте терпеливы, будьте внимательны и чутки к чувствам ваших малышей. В эту непростую пору именно вы нужны им больше всего. Любите своих деток, и они обязательно будут любить вас в ответ своей бескорыстной любовью, отвечая самыми ярким эмоциями вам на каждое ласковое слово или взгляд.


Многие современные родители сталкиваются с необходимостью .

Однако, далеко не для всех детей этот новый период протекает безболезненно .

Задача родителей (а также воспитателей или даже специалистов — психологов) сделать так, чтобы адаптация малыша к новым для него условиям прошла максимально быстро и безболезненно для неокрепшей психики .

Это очень важно, ведь на протяжении нескольких лет он будет большую часть своего активного времени проводить в дошкольном учреждении.

И при правильной подготовке, детский сад станет для крохи вторым домом, научит его самостоятельности, умению общаться. А это, несомненно, пригодится ему во взрослой жизни.

Особенности привыкания

Адаптация — процесс приспосабливания человека к новым для него условиям жизни.

Эти изменения оказывают определенное влияние на психологическое и эмоционально состояние.

При этом психика ребенка раннего возраста является более уязвимой , поэтому, изменение внешних условий, в частности, при посещении детского сада, для него является сильным стрессом.

В результате такого стресса организм перенапрягается, тратит большое количество энергии. Однако, далеко не все дети сложно переживают этот период. Имеют значение такие факторы как:

  1. Чрезмерная привязанность к родителям . При этом кроха тяжелее переживает даже кратковременную разлуку с ними.

    Ему придется привыкать к чужим взрослым (воспитателю, няне), учиться выполнять их требования.

  2. Отсутствие четкого режима дня. Дошкольное учреждение устанавливает определенные правила, приходится соблюдать установленный распорядок, и если дите не привыкло к этому, ему будет тяжелее освоиться.
  3. Необходимость взаимодействия с другими детьми . (также, как и ) могут испытывать определенные сложности при общении со сверстниками.
  4. Необходимо привыкать к самостоятельности , ведь в группе детского сада внимание воспитателя поделено между всеми детьми.

Привычная жизнь крохи, начавшего посещать детский сад, полностью меняется.

Это совершенно естественно, и чаще всего он постепенно осваивается, привыкает к новым для него условиям.

Однако, если возникают проблемы, необходимо помочь ему пережить период адаптации.

Степени адаптации ребенка в ДОУ

Выделяют следующие степени адаптации к условиям дошкольного учреждения:

  1. Дезадаптация (острая фаза). Данная стадия характеризуется значительным изменением поведения, повышенной капризностью, раздражительностью.

    Возможно временное снижение иммунитета, что приводит к частым болезням. Также нарушается аппетит и сон крохи. Он отказывается посещать сад.

  2. Период адаптации характеризуется постепенным привыканием к новым обстоятельствам, нормализацией поведения. Одни дети привыкают быстро, другим требуется более длительный период.
  3. Компенсаторная степень . Воспитанник чувствует себя уверенно в новом коллективе, хорошо общается со сверстниками, заводит дружеские отношения. Поведение спокойное, капризность, раздражительность исчезают.

Для каждого период адаптации протекает по-разному. О легкой адаптации идет речь если :

В некоторых случаях при поступлении в детский сад могут возникать определенные проблемы. Тогда идет речь о средней степени адаптации .

К числу таких отклонений относят:

  • нежелание оставаться в группе без родителей. При этом кроха легко отвлекается и забывает о проблеме;
  • он ормально общается со сверстниками, но иногда может создавать конфликтные ситуации;
  • кроха подчиняется режиму дня и требованиям взрослых, адекватно реагирует на замечания, но может иногда выражать свое недовольство.

Характеристики тяжелой степени

У некоторых процесс адаптации проходит более проблематично , чтобы привыкнуть к новым условиям, требуется больше времени.

Тяжелая адаптация характеризуется такими особенностями как :

  1. Нарушение режима сна . Малыш часто просыпается по ночам, отказывается засыпать без родителей.
  2. Отсутствие аппетита. Он не только не желает пробовать незнакомые для него блюда, но и отказывается от тех, которые раньше ему нравились.
  3. Временная утрата навыков . Если кроха умеет пользоваться горшком, владеет столовыми приборами, может самостоятельно одеваться, убирать за собой игрушки, в первое время после знакомства с детским садом, эти навыки могут пропадать. После адаптации умения возвращаются вновь.
  4. Апатия . Чадо не интересуется игрушками, не стремится к познавательной деятельности, не обращает внимания на занятия, любимые им ранее.
  5. Изменение поведения . В период адаптации спокойные дети могут проявлять агрессию, раздражительность, активные, напротив, становятся более вялыми, безучастными.
  6. Снижение защитных сил организма . В период привыкания организм наиболее подвержен различным инфекционным заболеваниям.

    Малыш испытывает стресс, который является частой причиной снижения иммунитета.

Как помочь малышу адаптироваться?

Родителям крохи необходимо соблюдать следующие правила :

  1. Избегать разговоров о проблемах, которые могут возникнуть в дошкольном учреждении. Не отзываться в негативном ключе о детском садике, воспитателях, других детях.
  2. Отправлять чадо в сад только тогда, когда он полностью здоров и хорошо себя чувствует.
  3. Не рекомендуется отдавать дите в ДОУ в 3 года . В этот период у многих детей развивается кризис поведения, и резкое изменение условий станет лишь дополнительным стрессом.
  4. Заблаговременно приучать кроху соблюдать установленный распорядок дня.
  5. Предварительно познакомить будущего воспитанника с воспитателем, другими детьми в группе, если это возможно.

    Рассказать о положительных моментах посещения садика (возможность поиграть с новыми игрушками, стать более взрослым и самостоятельным).

  6. Научить основным необходимым навыкам самообслуживания.
  7. Не показывать своего беспокойства .
  8. В первое время кроху нужно забирать из садика пораньше .
  9. Самое главное — важно рассказать крохе о своей любви , о том, что вынужденная разлука вовсе не повлияет на ваши взаимные чувства.

Часто процесс адаптации проходит безболезненно, кроха постепенно сам привыкает к детскому саду .

Однако, в некоторых случаях без помощи специалиста не обойтись.

Если малыш отказывается ходить детский сад

Иногда малыш не хочет идти в садик, плачет, проявляет агрессию по отношению к родителям, не желает отпускать их от себя . Как уговорить или убедить ребенка ходить в детский сад?

Родителям, прежде всего, необходимо выявить причину такого поведения, особенно, если раньше малыш ходил в сад с удовольствием (его привлекали новые игрушки, картинки, игры с другими детьми).

Возможно, кроха просто плохо себя чувствует, ему приснился , и он напуган? С такими обстоятельствами сталкивается каждый ребенок, это вполне естественно , и через некоторое время проблема решается сама собой.

Нередко малыша пугает расставание с мамой или папой . Тогда необходимо обсудить проблему с воспитателем, попросить по возможности уделять малышу больше времени. Кроме того, хорошо если родители будут приходить за ребенком в одно и то же время. Это придаст крохе уверенность.

Если к нежеланию посещать садик приводят конфликты со сверстниками , необходимо уладить данную проблему с воспитателем или родителями других детей (например, если кроху обижают его сверстники).

Стресс после посещения группы

Изменение привычных условий, связанное с посещением детского сада — стресс для любого , даже самого спокойного человека.

Что делать родителям в такой ситуации?

Психологи советуют, прежде всего, разговаривать со своими детьми , рассказывать о положительных моментах посещения садика (можно, например, сказать малышу что он стал более взрослым, ведь теперь он «ходит на работу» как мама или папа).

Вечером нужно интересоваться как прошел день малыша в садике, чем он занимался, подружился ли с другими детьми.

Чтобы максимально защитить кроху от стресса, следует заблаговременно подготовить его к садику. Для этого родители должны установить распорядок дня для крохи и следить, чтобы малыш четко его соблюдал.

Кроме того, важно давать ему несложные задания, в соответствии с его возрастом. Это позволит малышу почувствовать себя более самостоятельным. И конечно, необходимо привить необходимые для его возраста навыки самообслуживания.

Что делать с агрессией?

При адаптации поведение может меняться в худшую сторону.

У малыша появляется агрессия, даже если раньше он был спокойным и послушным.

Это своеобразная защитная реакция организма на изменившиеся условия.

Однако, оставлять данную проблему без внимания нельзя, ведь ситуация может только усугубиться. К сверстнику, который часто дерется, проявляет негатив, хуже относятся. Другие дети не хотят с ним дружить, не приглашают в совместные игры. Это провоцирует еще больший стресс.

Родителям необходимо принимать меры. Прежде всего, кроху необходимо приучать к дисциплине. Соблюдать режим дня кроха должен не только в детском саду, но и дома.

Нужно объяснить малышу, что за каждым проступком обязательно последует наказание. Причем наказание должно быть соразмерно совершенной провинности.

Нужно рассказать о том, как хорошо иметь друзей, объяснить, что необходимо делиться игрушками с другими детьми, и, конечно, предупредить о недопустимости драк и конфликтов.

Если у крохи имеются задатки лидера, это также может послужить причиной агрессивного поведения. И тогда необходимо рассказать, что любую проблему лучше всего решать на словах, а не с помощью силы. Более того, родители должны постоянно доказывать это на собственном примере .

Важно пересмотреть и свое поведение. У семей, для которых характерны скандалы между родителями, чаще всего вырастают агрессивные дети, которые считают данную модель отношений единственно возможной.

Нельзя разрешать крохе смотреть жестокие передачи и фильмы , где пропагандируется насилие.

Если методы, указанные выше, остаются бездейственными, малыша необходимо показать психологу.

Нужны ли медикаменты в этот период?

Нужно ли давать ребенку лекарственные препараты во время периода адаптации?

Медикаментозные средства, например, Глицин, способны привести к положительному результату, однако, назначают их только в особенно тяжелых случаях и только по назначению врача .

Во всех остальных ситуациях лучшими помощниками будут любовь, ласка и внимание родителей к своему маленькому сокровищу.

Адаптация — естественный процесс привыкания человека к изменившимся внешним условиям. Любое нарушение привычного ритма жизни, например, поступление в детский садик, является сильным стрессом для организма.

Поэтому, вполне естественно, что он выдает соответствующую реакцию. Конечно, выраженность этой реакции зависит от характера малыша, его воспитания, условий проживания.

Большинство детей безболезненно переносят адаптацию, у других же могут возникать проблемы. Часто при адаптации развивается нарушение аппетита и сна, капризность, раздражительность, появляется агрессия. Важная задача родителей — помочь крохе пережить этот непростой для него период.

Консультация психолога о периоде адаптации к детскому саду:

Считается, что болезни – это неотъемлемая часть процесса адаптации к детскому саду. Кажется, что детским ОРВИ и ОРЗ нет конца и края. Можно ли выйти из замкнутого круга, мы спросили педиатра клиники «Борис» Константина Елиневского.

Детей, которые, начиная посещать детский сад, без конца болеют, большинство, практически 80%. Причин этому две:

Новый образ жизни. До садика малыш ел и спал, когда хотел, как такового графика прогулок у него не существовало. В садике же существуют определенные правила. Поэтому малыш, ощущая на себе давление нового для себя распорядка жизни, находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, которое сказывается и на его физическом состоянии. Особенно это касается иммунной системы, потому что в этом случае часть ее защитных сил уходит на адаптацию к новым условиям существования. Соответственно, защитных сил против инфекций становится меньше, иммунитет снижается, а восприимчивость к новым вирусам и бактериям увеличивается.

Новые виды микроорганизмов . Ребенок попадает в коллектив (как правило, это больше десятка человек), и его организм сталкивается с новыми, незнакомыми вирусами и бактериями, с которыми приходят в группу другие дети. Поэтому при новом контакте происходит заражение. Хорошая новость состоит в том, что если в группу в течение, скажем, полугода не приводят новых детей, все дети, «поменявшись» вирусами и переболев, как правило, болеть перестают. А бывает так, что в группу приводят нового ребенка, который может быть вполне здоров, но на следующий день несколько детей заболевает. Это потому, что ребенок принес в группу вирусы, с которыми дети в садике еще не встречались.

Считается, что пока ребенок не переболеет нужное количество времени и нужным количеством болезней и не наработает свой иммунитет, череду заболеваний остановить очень сложно. При этом совсем не водить малыша в садик далеко не всегда может быть выходом. Такой ребенок, придя в школу, весь процесс адаптации будет проходить в первом классе. Может быть, в 6-7 лет этот процесс будет не таким длительным, как в 3 года, в связи с большей зрелостью иммунной системы, но без него обойтись не удастся. Если полная адаптация к коллективу для дошкольников составляет в среднем 2-3 года, то для школьников хватает одного года, чтобы вернуться к обычной частоте заболеваний – 1-2 раза в год.

Безусловно, есть дети, болеющие реже или вообще мало, есть те, которые вообще, кажется, никогда не выйдут из замкнутого круга, - каждый организм индивидуален. Многое зависит от наследственности, есть ли у родителей какие-то хронические заболевания и т.д.

Каждый последующий тяжелее предыдущего

Часто бывает так, что с каждым последующим заболеванием малыш болеет дольше и тяжелее. И если сначала это был обычный насморк, то через несколько эпизодов тот же обычный насморк может превратиться в бронхит или пневмонию. С чем это связано? Представьте, что иммунитет ребенка – это депо, в котором находятся все компоненты, необходимые для борьбы с инфекцией. Когда в организм попадает чужеродный вирус, то из депо выбрасывается определенное количество антител. Таким образом, с каждым новым заболеванием иммунное депо истощается, потому каждое последующее заболевание у ребенка проходит тяжелее. Для того чтобы иммунное депо восстановилось, после болезни должно пройти достаточное количество времени: в зависимости от особенностей организма и тяжести заболевания это может быть как 3 дня, так и 2-3 недели. К сожалению, у родителей, спешащих вернуться на работу, часто нет возможности побыть с ребенком для полного восстановления иммунной системы после болезни. Вот и получается, что если в начале адаптационного периода для того, чтобы малыш выздоровел, достаточно было дать ему травяной чай и промыть нос, через некоторое время для его лечения врач вынужден уже назначать антибиотики.

Getty Images/Fotobank

Есть ли выход?

Бывает, что ребенок, придя в сад после болезни, буквально через пару дней заболевает. И так продолжается снова и снова. В этом случае некоторые родители принимают решение забрать ребенка из сада на несколько месяцев, как правило, до весны. И в этом есть смысл. По крайней мере, есть все шансы, что, получив такой отдых, иммунная система к весне будет уже лучше справляться с заболеваниями.

Еще один способ прервать череду болезней – посетить иммунолога. Однозначным поводом для обращения к специалисту должен быть тот факт, что из раза в раз ребенок, заболев, самостоятельно не восстанавливается. То есть врач при каждом новом осмотре наблюдает ухудшение ситуации, а потом констатирует присоединение бактериальной инфекции, и практически каждое заболевание заканчивается антибиотиками. В этом случае делается комплексная иммунограмма, врач уточняет характер протекания заболеваний ребенка и определяет, какое звено иммунитета страдает. Скажем, при вирусных заболеваниях страдает одно звено, при бактериальных – другое, когда и те, и другие – оба. В зависимости от результатов обследования иммунолог назначает специфическую иммуностимуляцию, при этом препараты назначаются именно такие, которые стимулируют то звено иммунитета, которое страдает у данного ребенка.

Чем опасны иммуностимуляторы

Часто вместо того чтобы обратиться к иммунологу, мамы по совету знакомых покупают в аптеке иммуностимуляторы и пытаются с помощью них справиться с проблемой. В лучшем случае это может быть неэффективно. Потому что если у данного ребенка страдает одно звено иммунитета, а выбранный препарат работает с другим звеном, то эффекта не будет, малыш все равно будет болеть. Но иммуностимуляторы могут и навредить, если стимулировать иммунитет и так очень ослабленный болезнями. Например, если начинать применять иммуностимулятор сразу после болезни. Вспомните о том, что мы говорили об иммунном депо: во время заболевания оно уже было опустошено наполовину. Применяя иммуностимулятор, мы заставляем иммунитет выбрасывать антитела, таким образом, на фоне полного здоровья ребенка впустую выбрасывается вторая половина иммунного депо. Антитела выбрасываются в кровь, циркулируют там определенное время, потом отмирают и выводятся из организма. Этот процесс быстрее, нежели процесс появления новых антител и наполнения ими иммунного депо. Если в этот период ребенок встретится с какой-то инфекцией, защищаться ему будет нечем, и новая болезнь может протекать очень тяжело.

Существуют неспецифические иммуностимуляторы – адаптогены, которые можно применять не ранее, чем через неделю-две после болезни и только по назначению врача.

Многие также практикуют закаливание, витаминизирование пищи и т.д. К сожалению, ничто из этого не гарантирует того, что ребенок не заболеет. Не исключить, но снизить частоту заболеваний может здоровый образ жизни: чистота дома, правильное питание, правильный ритм жизни и, безусловно, хорошие взаимоотношения между родителями.

Татьяна Корякина



error: Контент защищен !!