Ребенок стремится быть во всем первым. Ребенок хочет быть всегда первым

Стремления быть лучшим, быть всегда первым, является одним из способов самомотивации . Но использование этого способа чревато опасными последствиями.

Вся наша жизнь буквально пропитана соперничеством и конкуренцией. Люди соревнуются, поступая в институт и устраиваясь на работу, конкурируют за внимание противоположного пола, за победы в спортивных состязаниях. Почти вся жизнь человека состоит из разного вида соперничества.

Доводы в пользу стремления быть лучшим

Стремление быть первым суть соревновательного метода применяемого при подготовке спортсменов. Борьба за первенство или высокие достижения способствует улучшению результатов. Дух соперничества в нутрии рабочего коллектива побуждает человека постоянно держать себя в тонусе, повышать свою конкурентоспособность: учиться, переучиваться, работать над своими навыками, достигать лучших результатов.

Соперничество относится к числу наиболее широко распространенных общественных явлений. Оно стимулирует деятельность в самых различных сферах жизни, не только в спорте, но в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали) и т.д.

Доводы против стремления быть лучшим

О том, что соперничество - мощный стимул, позволяющий людям демонстрировать чудеса настойчивости и упорства , человечество догадалось уже давно. Еще в давние времена этим свойством умело пользовались, одинаково успешно вдохновляя на подвиги или толкая на преступления. Поэтому любые способы мотивации, основанные на соперничестве, могут быть плодотворны только в умелых руках.

Соперничество вредно, когда оно становится главенствующим. Когда люди в порыве борьбы начинают уничтожать друг друга, когда главным желанием становится победить оппонента, а не утвердить истину, когда в этой борьбе в ход идут далеко не цивилизованные методы, такие как оскорбления, клевета, издевательство, а то и травля, то такое соперничество - это явная вражда, которая из оппонентов производит врагов.

Нельзя допускать, что бы дух соперничества, перерастал в слепую страсть всегда и во всем быть первым. Безусловно, стремление быть лучшим похвально, но иногда оно выходит за рамки здравого смысла и может таить в себе ряд опасностей:

Мы так часто слышим, что должны быть лучше других, что в конце концов приходим к убеждению, будто наличие соперничества является условием эффективной работы. Это убеждение пронизывает нашу культуру. Но последние открытия в области психофизиологии и педагогики показывают, что лучшие результаты достигаются вовсе не в условиях конкуренции и не зависят от наличия соперника. Закон синергии оспорить сложно.

Каждый наверняка встречал людей, которые не испытывают потребности демонстрировать свои успехи и силу. Они делают только то, что кажется им привлекательным и соответствует их возможностям и интересам. Мы воспринимаем таких людей как зрелых и независимых. Их обаяние неотразимо - они действуют и творят свободно. Почти всегда такие люди обладают весьма высокой самооценкой и поэтому не испытывают желания соперничать с другими.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Здравствуйте! Ребенку 8 лет, учится во 2 классе. Занимается спортом, есть несколько медалей по карате, в т.ч. золотых. Но он хочет быть первым во всем: первым прибежать в столовую, первым все съесть; первым сделать задание (с ошибками, конечно), первым проплыть дорожку в бассейне, хотя такой цели нет. И даже дома с сестрой 4 лет- тоже хочет быть первым. Говорила и объясняла, что первым во всем быть не нужно. Но как-то не действует. Говорила, что в школе главное хорошо сделать, а не быстро, с сетрой 4 лет не нужно соревноватьчя и бежать вперед со словами:"я первый!!!". Я расстраиваюсь, потому что не знаю как помочь ему в этой ситуации. Он вроде бы и первый, но делает быстро и не качественно. Но первый. Вот что ему важно.
Не совсем понимаю как еще можно объяснить и как действовать в этой ситуации. Каким должно быть мое поведение? Посоветуйте пожалуйста!

Ответы психологов

Здравствуйте,Светлана.К сожалению,ребенок в прежние годы,уже,видимо,с двух лет,воспитывался в чувстве стыда.Его,наверное,часто сравнивали,поддразнивали,высмеивали,обесценивали и говорили примерно так-Если бы ты был таким-то,то был бы хорошим мальчиком.Поэтому,привился сильный стыд за бессознательную неполноценность.Выработалось тщеславие,ранимость,уязвимость натуры,чувствующей стыд за все на свете.Поэтому,ребенок делает то,чему его научили-быть хорошим не просто так,а за какие-то старания и заслуги.Убрать излишний стыд теперь очень трудно.Нужен определенный механизм воспитания,где он у Вас всегда ХОРОШИЙ ПРОСТО ТАК.Существенные изменения могут произойти только от года новой среды воспитания.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Светлана, добрый день.

Для вашего сына быть первым - огромная ценность, вот только вопрос, что именно это за ценность. Это может быть что-то, что он получает таким путем, чаще всего это ощущение собственной ценности, уверенности, осознание своей успешности, достойности. И может быть, что-то, чего он избегает, связано это будет с теми же вышеназванными характеристиками, но ощущаться будет как стыд, разочарование, повышение тревоги...

Проще говоря, когда он первый - он хороший и ему так комфортно. Когда он не первый - то он испытывает негативные переживания и ощущает себя недостаточно хорошим. Истоки лежат в вашем семейном общении. Это не обязательно значит, что вы как-то стыдили его, это может быть и сильный акцент на успехах и достижениях. Очень радовались, уделяли этому много внимания, всем рассказывали и т.д.

Порой родители невольно транслируют важность достижения, особенно в семьях , где успешность - обязательная часть жизни. Тогда непременно есть рассказы о том, что вот, когда мама (папа, бабушка) были маленькими, то они учились на одни пятерки (прыгали выше всех, выступали с хором по всему Союзу, ну, в общем, вы поняли). Может быть и так, что родители просто много внимания уделяют именно развитию, обучению, а на простой досуг, где есть обычная радость быть, у них не остается сил и времени.

В общем, варианты возможны разные. Суть в том, что сейчас у вашего мальчика есть острейшая потребность быть первым, за которой могут стоять внутриличностные проблемы, повышенная тревога и страх неудачи. Со всем этим лучше разбираться на приеме у детского психолога . Если есть желание - обращайтесь ко мне, у меня большой опыт работы с подобными случаями.

Что можно сделать самостоятельно?

Во-первых, перестать хвалить за достижения. Просто вообще не обращать на них внимания. Прибежал первым к столу - игнорируем, сделал быстро домашнее задание - обращаем внимание только на качество, но не на скорость и т.д. То есть, даем ребенку именно почувствовать, что это все неважно. Потому как сейчас, он как раз видит обратное, быть первым важно, на это все обращают внимание, он становится в центре событий, он становится объектом обсуждения и т.д.

Во-вторых, начинаем уделять внимание там, где ребенок просто чем-то занят, подсаживаемся к нему, когда он рисует или что-то моделирует, расспрашиваем, помогаем. Разговариваем по дороге о природе, о погоде, да о чем угодно. Цель: давать внимание просто так, не за достижения и просто учить быть в моменте.

Если будет нужна более развернутая консультация и/или помощь в изменении поведении ребенка, обращайтесь. Все необходимые контакты вы найдете вверху данного сообщения.

Шалапанова Владислава, психолог, гештальт-терапевт, СПб и Скайп

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Наверно, вы встречали таких детей. Они обязательно должны первыми зайти в помещение, первыми выйти, первыми получить сок, первыми добежать до горки, всегда стоять в первой паре и т.д. Они хотят быть первыми. И частенько заходятся в истерике, если им этого не удается. С такими детьми не просто родителям, не просто воспитателям, а еще сложнее другим детям.

На что стоит обратить внимание в первую очередь? В чем ребенок хочет быть первым? Если ребенок хочет лучше всех рисовать, петь, танцевать, быстрее всех бегать и т.д. и при этом его желание быть первым (лучшим) ограничивается именно какими-то видами деятельности, которыми он интересуется, то повода для беспокойства нет. Напротив, можно говорить о таких положительных особенностях ребенка, как желание стать лучше, чему-то научиться.

Если же ребенок стремится быть первым только в мелочах, там, где для того, чтобы стать первым, не нужны ни умения, ни старания, то стоит обратить внимание на эту ситуацию. В первую очередь родителям стоит посмотреть на себя. Не было ли такого, что они излишне стимулировали ребенка на успех? Хвалили только тогда, когда он был первым? Такое отношение родителей может способствовать тому, что ребенку будет казаться, что быть не первым плохо и стыдно, а тот, кто не первый – плохой.

Стоит задуматься о причинах такого желания ребенка. Иногда это желание признания, желание быть замеченным. Быть первым — это всегда быть на виду, быть заметным. Порой это крик ребенка, который испытывает недостаток внимания от родителей и пытается восполнить его таким образом. Также такое поведение может свидетельствовать о неуверенности ребенка в себе, о его тревоге. При этом, ребенок сам не может понять, что с ним происходит, защищается от суровой действительности доступным для него способом.

Как же помочь такому ребенку? Совершенно бессмысленно пытаться воздействовать на разум и доказывать, что «не главное быть первым, главное быть умным», говорить о том, что «сегодня ты первый, а завтра Вася». Лучше всего обратиться к специалисту, который сможет помочь ребенку. Но, конечно, это не всегда возможно.

Что же делать родителям или педагогам? В первую очередь, научить ребенка чувствовать и рефлексировать. А также выражать собственные чувства. Попытаться разобраться, зачем ребенку быть первым. Это вопрос, возможно, поставит ребенка в тупик. Но сама попытка ответить – это попытка рефлексии, которая очень важна для ребенка. Попытаться ответить можно с помощью взрослого.

Аня (5 лет) всегда хочет быть первой. В детском саду, когда дети строятся по парам, чтобы выйти на прогулку, она всегда старается оказаться в первой паре, на физкультуре она всегда встает первой, хотя знает, что дети всегда строятся по росту и ей приходится занять свое место в середине шеренги. Когда воспитатель на занятиях выдает карандаши или пластилин, Аня всегда тянет руку и кричит: «Мне, мне первой дайте». Однажды воспитательница спросила Аню: «Аня, зачем тебе быть первой?». Аня удивилась. «Первой лучше», — сказала она спустя некоторое время. «Первой лучше», — повторила педагог. «А чем лучше первой выйти на прогулку или сесть за стол?». Аня молчала. «А тот, кто вышел второй или третий, он хуже того, кто первый?» Аня все так же молчала, глядя на педагога. Тогда начала говорить педагог: «У нас все выходят гулять, правда? И все рисуют. Не бывает так, чтобы я кого-то не взяла на прогулку или кому-то не дала карандаши. Так? Это похоже на магазин, когда мы ждем своей очереди, чтобы купить что-то. Один покупает, а другой ждет. Так и с прогулкой. Кто-то первый выходит, а кто-то первый заходит».

Педагог сделала первый маленький шаг к тому, чтобы Аня начала задумываться о том, что быть первым это не так уж важно.

А как учиться осознавать собственные чувства и как учить этому ребенка? Например, если ребенку не удалось что-то сделать первым и он начинает «закипать», возмущаться, может быть, проявлять агрессию по отношению к другим детям, то родитель или педагог может сказать: «Ты сердишься, когда не успеваешь зайти первым. Я тоже, бывает, сержусь, когда хочу что-то сделать, а у меня не получается. В прошлый раз ты был первым и ты радовался». В этом случае взрослый облачает в слова то, что чувствует ребенок, но еще не может сказать. Кроме того, взрослый говорит ребенку, что тот имеет право на негативные эмоции и это очень важно для ребенка. И третье, что делает взрослый – это сообщает, что и он сам бывал в такой ситуации: злился, сердился. И это снова важно для ребенка, потому что знать, что не ты один испытываешь негативные эмоции – крайне важно.

Мы описали сейчас только сложности, которые касаются именно того ребенка, который стремится быть первым. Но ведь есть и другие участники взаимодействия: другие дети. И нередко не один ребенок стремится к первенству.

Миша и Паша братья. Мише шесть лет, Паше три. Миша любит быть первым, а Паша все время подражает брату и тоже кричит: «Я первый!». «Я первый», — это с криками дети несутся к парадной, чтобы непременно встать около двери и зайти первым. Потом они соревнуются в быстроте, ведь именно первый успеет нажать на кнопку лифта, потом потолкаются и поспорят о том, кто же первый зайдет в лифт, далее будут делить кнопку вызова этажа и так далее. Мама очень устает от этих соревнований и часто ругает мальчиков. Например, когда мальчики начали ссориться из-за того, кто первый возьмет печенье, мама рассердилась, отругала их и убрала сладости. Мальчики разревелись, а мама сказала: «Будете сидеть без сладостей, пока не научитесь нормально себя вести». К сожалению, на следующий день ничего не изменилось, мальчики все так же спорили, кричали и плакали.

Эти «соревнования» раздражают родителей, приводят к тому, что в реальности все происходит гораздо медленнее, ведь время уходит именно на споры. Вернемся же к Мише и Паше. Что значит, «нормально себя вести» и могут ли дети это осуществить? Казалось бы, чего проще не ссориться, по очереди или вместе делать все дела? Для ребенка быть первым – эмоционально значимо и поэтому дети нуждаются в поддержке взрослыми, ведь, действительно, они не могут всегда быть первыми. Что же делать маме? Как помочь детям не проиграть в их соревновании?

И тогда, когда мама уже была в отчаянии, ей неожиданно пришла в голову мысль. А что, если сделать так, чтобы оба сына были первыми? Возможно ли это? Уже через несколько минут ей представилась возможность это проверить. Дети проснулись и отправились умываться. Они, как обычно, спорили, кто первый будет чистить зубы. И тогда мама сказала: «Вы оба будете первыми. Вставайте вместе рядом с раковиной. Вот так. И умывайтесь». Дети притихли и относительно спокойно почистили зубы. Однако за завтраком все повторилось. Оба хотели первыми получить кашу. Мама чувствовала, что «номер» с тем, что «оба первые» не пройдет на этот раз. Тогда она сказала: «Я дам Мише первому кашу, а Паше – чай. Хорошо?». И дети снова согласились.

    В Новом Году 2012 каждому желаю: во всём быть 1-ым, всегда иметь 2-ую половинку, никогда не быть 3-им лишним, иметь свои 4 уголка, что бы всё в жизни было на 5, иметь 6-ое чувство и быть на 7-ом небе от счастья!!!

    50 правил приличной японской женщины:

    1. Быть здоровой.
    2. Держать спину прямо.
    3. Говорить на хорошем японском языке.
    4. Всегда с улыбкой говорить "Доброе утро".
    5. Соблюдать правила этикета со всеми.
    6. Иметь ухоженные руки и здоровые ногти.
    7. Быть той, о ком говорят, что она всегда опрятна.
    8. Почти никогда не испытывать скуки.
    9. Посвящать себя чему-то.
    10. Аккуратно возвращать одолженные вещи.
    11. Говорить приятным голосом.
    12. Отвечать на письма и послания.
    13. Не говорить о том, чего не знаешь.
    14. Уметь носить джинсы.
    15. 365 дней в году быть в хорошем самочувствии.
    16. Тратить деньги как полагается, и на нижнее белье тоже.
    17. Вкусно готовить. Иметь ловкие руки.
    18. Иметь красивые зубы.
    19. Выбрасывать ненужное.
    20. Рано вставать.
    21. Каждый день просматривать газеты.
    22. Каждый вечер хорошо засыпать.
    23. Часто говорить "спасибо".
    24. Не скупиться на обувь.
    25. Поддерживать чистоту в уголках дома.
    26. Хорошо договариваться с людьми.
    27. Самостоятельно преодолевать страдания.
    28. Не переносить в завтрашний день неприятности, которые случились сегодня.
    29. Почти не простужаться.
    30. Иметь сияющие блестящие волосы.
    31. Уметь самой укладывать волосы.
    32. В коллективе вести себя сдержанно.
    33. При необходимости стать лидером.
    34. Иметь много приятелей для встреч.
    35. Следовать трендам.
    36. Гладить свои носовые платки.
    37. Правильно выговаривать окончания слов.
    38. Знать методы самолечения.
    39. Красиво писать иероглифы.
    40. Иметь любимое изречение.
    41. Не бояться стареть.
    42. Иметь множество планов на будущее.
    43. Больше плакать о других, чем о себе.
    44. Иметь много любимых людей.
    45. Смотреть в зеркало хотя бы раз в 2 часа.
    46. Приходя домой, не запускать себя, несмотря на усталость.
    47. Любить ухаживать за кожей.
    48. Думать, что сегодня ты красивее, чем вчера.
    49. Быть счастливой, выглядеть счастливой.
    50. Иметь хорошую кожу.


Олимпиониками называют победителей Олимпийских игр. Им воздают почет, уважение, ими гордится вся страна. Быть олимпиоником — это значит быть победителем. Что в этом плохого? Между тем, одно дело — стремиться к победе. А другое дело — злиться на себя, что ее не достиг, и на других, кто оказался лучше тебя. Последнее можно назвать «синдромом олимпионика». Ребенок, который так живет, сильно страдает сам и мучает родителей.

Антон, который хотел убить сильного

Родители не могли нарадоваться на Антона. С самого раннего возраста Антон старался все делать лучше всех: бегать быстрее всех малышей на детской площадке, аккуратней и красивей всех лепить куличики в песочнице. Он раньше всех детей в группе детского сада научился сам застегивать штанишки и завязывать шнурки. «Я самый маленький, — говорил он маме и папе, — но когда мы выходим из группы, я всегда вхожу первый. Я никому не даю выходить первее меня!» Мама, с детства застенчивая и робкая, с гордостью рассказывала подругам об успехах сына и его «задатках лидера», а папа говорил «Молодец, сынок, так и надо! Мой сын должен быть лучшим всегда и во всем!»

И Антон был лучшим. Он был лучшим учеником в классе, победителем городских олимпиад по всем предметам, был лучшим в спортивной школе, где занимался каратэ, лучшим футболистом дворовой футбольной команды. За что бы он ни брался, любое дело он доводил до совершенства, проявляя завидное упорство. Родители сожалели только о том, что у мальчика совсем нет друзей. Но они считали, что это потому, что никак не найдется ребенок, который по своим способностям был бы равен их сыну, с которым Антону было бы интересно.

Но вот такой «равный» Антону мальчик, круглый отличник и спортсмен, появился в его классе, и вызвал у Антона... ненависть. Причем ненависть такой силы, какой никто не ожидал от него. «Я убью его!» — кричал Антон, валяясь по полу гостиной. Хуже того, Антон стал затевать драки с новичком, дрался с жестокостью, но разделаться с соперником ему не удавалось — тот не уступал ему в силе. Родителей Антона стали вызывать в школу, просили их как-то повлиять на него. Тут-то мама с папой Антона стали понимать, что в победоносном шествии их ребенка по жизни крылась проблема. И серьезная.

Запредельное тщеславие и честолюбие

Проблему таких детей, как Антон, условно можно назвать «синдром олимпионика». Дети (и взрослые) с таким синдромом включены в бесконечную гонку за первенство. Они ни в чем не могут довольствоваться даже вторым местом.

Обычное тщеславие и честолюбие не идет ни в какое сравнение с синдромом олимпионика. Отношение к своему месту в жизни у них крайне болезненное. Наличие соперника они воспринимают практически как угрозу для своей жизни, и часто готовы пойти на многое ради того, чтобы от него избавиться.

Некоторые «олимпионики» стараются достигать первенства честно. Они изо всех сил трудятся для достижения результата. Этим олимпионикам грозит истощение физических и моральных сил, у них расшатанная нервная система и постоянное ощущение неуверенности в том, что они справятся с предстоящей задачей так же блестяще, как и с предыдущей. У них обычно нет друзей. Во-первых, потому что у них совсем не остается времени на общение. Во-вторых, потому что сверстникам не очень приятно дружить с человеком, который постоянно старается доказать, что он лучше других.

Другие «олимпионики» добиваются своего с помощью хитрости и интриг. Они достигают первенства за счет того, что мешают быть первым кому-то другому. У этих тоже искалеченная психика и расшатанная нервная система, и они так же одиноки, как и первые, только еще и лишены уважения товарищей.

Истории про олипиоников

История первая

«Я — мама пятерых детей от трех до одиннадцати лет. Моя шестилетняя дочь во всем старается быть лучше своих сестер и братьев. Если ей что-то не удается (вырезать картинку, слепить из пластилина медвежонка), а у кого-то из других детей получается, ее горю нет конца. С ней случается такая истерика, с которой я с большим трудом справляюсь. При этом у нее не хватает терпения чему-либо учиться. Она хочет, чтобы у нее все получалось сразу и без усилий. Из-за ее соперничества с остальными детьми у нас в доме возникают постоянные конфликты. То и дело она кого-нибудь обижает или приходит ко мне жаловаться на кого-то из детей, придумывая «плохие» поступки, которых тот не совершал. От всего этого страдает и она сама, и другие дети. Она не ходит в детский сад, но ей предстоит пойти в школу, и я не представляю, что будет с ней, если это не изменится. Я не понимаю, что происходит с моей дочерью. Не знаю, как ей помочь».

История вторая

«Мой сын всегда был отличником и в общеобразовательной школе, и в музыкальной, занимался спортом, самостоятельно изучал третий (в школе он изучает два языка) иностранный язык. Ему никогда ни в чем не было равных — ни в учебе, ни в спорте, ни в развлечениях. Учителя всегда ставили его в пример. Ему удавалось все. Даже на рыбалке он умудрялся поймать больше рыбы, чем его отец. Сейчас ему шестнадцать. Несколько месяцев назад ребенка — как подменили. Он целыми днями лежит на диване, повернувшись лицом к стене. Ни на что не жалуется. У него ничего не болит. Но он ничего не хочет, мало ест, перестал выходить на улицу, не ходит в школу. Врачи не находят у него никаких болезней. Говорят, депрессия. Сам он говорит, что у него не получается то, чего он хочет достичь. Что делать? Помогите».

История третья

«Наш сын оставил институт. Говорит, что вряд ли сможет там учиться на пятерки, потому что там очень сложно. В школе он был круглым отличником, всегда и во всем первым. В институте (он учился в авиационном) не все давалось ему с легкостью: он был вторым или третьим по успеваемости. Он старался, но потом бросил. Сейчас сын не хочет ни учиться, ни работать. Ударился в развлечения. У него появились приятели, дружба с которыми вызывает у нас беспокойство. Как убедить сына вернуться к учебе?»

История четвертая

«Мой двенадцатилетний ребенок избил одноклассника. Избил так, что к мальчику вызывали скорую. Никогда раньше мы не наблюдали за сыном приступов жестокости. Свой поступок сын объяснил тем, что одноклассник пробежал стометровку на пять секунд быстрее него и после этого дразнился. Мне в это не очень верится. Что происходит с ребенком? Можете ли вы объяснить?»

Сложности и пути решения

Из этих историй мы видим, что две основные опасности для «олимпионика» — жестокость по отношению к соперникам и опасность быстро «сойти с дистанции», истощить свои силы.

Как ребенок становится олимпиоником? Причины разные. Это может быть как недостаток родительского внимания в семье (например, многодетной), так и излишнее внимание к ребенку всех домочадцев, слишком заметное желание родителей гордиться отпрыском.

Олимпиоником может стать ребенок робких родителей, со слабой волей, тех, кто не смог отстоять свое место в жизни. Такие родители будут поощрять «лидерские» качества ребенка, надеясь, что ему удастся то, что не удалось им самим. Дети карьеристов, людей с повышенным честолюбием, тоже могут «пойти по стопам» родителей, но зайти на этом пути слишком далеко.

Бывает сложно отличить олимпионика от просто честолюбивого ребенка, от старательного ребенка. Основное отличие состоит в том, что для олимпионика совершенно не важна область, в которой он достигает своих результатов: не важно само дело, а важно делать его лучше всех. И второе отличие — крайняя нетерпимость к конкурентам.

Если вы заметили в своем ребенке черты олимпионика, подумайте также, не слишком ли больших усилий стоит вам его воспитание. Если родители, ценой большого напряжения, много вкладывают в ребенка (лучшие игрушки-книжки, лучшие одежки, лучшие учителя), он невольно может стараться оправдать ваши «вложения».

Возможно, вашему ребенку нужна не лучшая (самая дорогая) школа в городе, а общение с родителями, их любовь, их одобрение.

Подумайте также, устраивает ли вас ваша собственная жизнь? Если вы недовольны своей жизнью, несчастливы, не уважаете себя и при этом довольствуетесь скромным положением на работе и небольшим заработком, ваш ребенок может сделать вывод, что вы несчастливы из-за того, что не добились в жизни высокого положения, «не заняли первое место», и решит сам поступать иначе. Может быть, у вас в семье царит культ карьеры, и ребенок просто стремится «быть как папа»? Может быть, вашу родительскую любовь вы сделали «условной»: «Мы любим тебя, когда ты хорошо себя ведешь, хорошо учишься и т.п.».

Задумывайтесь, нацеливали ли вы сами ребенка на достижение результатов, говорили ли ему что-то вроде «В этом мире побеждает сильнейший!», « Не плетись в хвосте, старайся во всем быть первым!», «Тебе не стыдно, что Петров учится лучше тебя?» Если вы хотите вырастить олимпионика, возьмите эти фразы на вооружение. Добавьте к ним еще: «Главное в жизни — сделать хорошую карьеру!», «Зачем тебе такой друг, у которого тройка по математике?», «Главное — учеба, все остальное отложи на потом».

Чтобы помочь ребенку, первым делом попробуйте пересмотреть свое поведение и свои жизненные ценности. Проявляйте к ребенку безусловную любовь. Поменьше гордости его успехами, больше дарите радости его добрым, товарищеским поступкам.

Хвалите его, когда он позаботился о ком-то, сказал о ком-то хорошие слова. Устраивайте домашние праздники без повода, просто так. Сами проявляйте больше радости жизни, не связанной с теми или иными вашими достижениями.

Может, стоит снять с ребенка какую-то дополнительную нагрузку, пусть у него появится свободное время для общения. Наслаждайтесь общением с ребенком, не думайте, что ребенок — это будущий человек, которого вы сейчас «лепите». Ребенок — это уже сейчас присутствующий в вашей жизни человек, который, возможно, «лепит вас». Принимайте его таким, какой он есть.

Фразы, которые полезно говорить ребенку, чтоб он рос как сбалансированная личность: «Помоги Петрову с алгеброй, он же твой друг», «Мы с папой любим тебя независимо от твоих успехов», «В любом деле важно, чтобы оно тебе нравилось», «Пригласи своих друзей к нам в гости», «Никто не может быть во всем лучше других».



error: Контент защищен !!