Развивающие игры для детей по железновой. Программа раннего развития детей "Музыка с мамой" Е.Железновой. Пальчиковые игры Железновой

На чтение 3 мин.

Современные родители все больше задумываются о полноценном развитии своего малыша. Порой сам процесс протекает в напряженной обстановке, так как не каждый ребенок сможет усидеть и выполнять задания. “Нам песня строить и жить помогает…”, так поется в старой доброй песне и это на самом деле так! Методика Железновых этому доказательство. Как же здорово развивать навыки и умения в танце, с песней и музыкой. В чем же секрет Железновых? Какие плюсы и минусы у методики?

О Железновых

Основателями методики развития в раннем возрасте являются папа и дочь. Сергей Станиславович Железнов — опытный музыкальный педагог, который разработал курсы подготовки детей 4-6 лет для зачисление в музыкальную школу.

Его дочь, Екатерина Сергеевна Железнова, пошла по стопам отца и закончила музыкальный педагогический колледж и Аспирантуру.

В 90-е годы не было музыкального багажа знаний для деток до 3- лет. Железновы решили эту проблему устранить. Они придумывали и записывали песни, понятные для малышей разного возраста, доводили до восприятия русские потешки. Так стали появляться целые сборники, которые подходили и для полугодовалых карапузов, которые с удовольствием танцевали у мамы на руках. Детки от года могли повторять движения, сначала с родителями, потом самостоятельно.

Так появилась методика Железновых “Музыка с мамой”, стали выпускаться курсы в видео и аудио формате, и дидактические пособия по методике Железновых.

Положительные стороны методики

Главным плюсом сей методики является эмоциональная обстановка во время проведения занятий. Простота подачи материала, понятного даже самым маленьким, даст хороший результат в психологическом и эмоциональном развитии Вашего ребенка. Методика Железнова является уникальным материалом для развития творческих, музыкальных способностей детей.

Минусы методики Железновых

Как таковых отрицательных моментов в методике Сергея и Екатерины нет. Однако, у каждого ребенка свои особенности и вкусы. Может кому-то не понравятся какие — то песни, потешки, ритм и прочее. Из большого выбора музыкальных занятий можно подобрать каждому ребенку приятную мелодию и песню.

Совместные занятия

Если Вы занимаетесь развитием ребенка дома, то Ваше времяпровождение будет веселым и полезным. Мама помогает малышу выполнять движения, подсказывает и напевает слова. Из раза в раз, малыш будет запоминать и сам начнет подпевать (или будет стараться). Ваша задача набраться терпения и радоваться любым достижениям сына или доченьки.

Во время групповых занятий в центре развития Вы также с крохой выполняете задания, ребенок подражает и радуется своим новым умениям.

Как проходят занятия?

Для малышей с полугода есть пальчиковые игры, песенки для массажа, гимнастики другое. Таким карапузам мама рассказывает стишок или под музыку напевает песенку и делает массаж. Важно увлечь малыша и вызвать желание повторять, и выполнять задание самостоятельно.

Для деток постарше имеются подвижные игры, зарядки, разминки. Такие задания выполняются как с дополнительными предметами (мячики, кубики, платочки и прочее), так и без. По методике Железновых можно заниматься каждый день с утра до вечера:

  • с утра — зарядка;
  • днем — музыкальные задания, песенки;
  • вечером — занятия творческого характера (слушаем сказки и придумываем свои, обыгрываем игрушками).

Видно, что занятия не требуют особой подготовленности (кроме заучивания слов в песне) для мамы, а ребенок с удовольствием будет выполнять задания.

Можно ли заниматься дома?

Заниматься можно как индивидуально дома, так и группой. Если Вы готовы уделить своему чаду время и провести его с пользой, то не сомневайтесь в выборе данной методики.

Выполнение разминок, совместное прослушивание сказок, следование музыкальным заданиям не только положительно повлияют на развитие Вашего ребенка, а также укрепят Ваши отношения, возрастет доверие друг к другу и понимание.

Дурнова Светлана
«С. и Е. Железновы. Методика раннего развития»

Существенной составляющей занятий для малышей в группе кратковременного пребывания является методика «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых. Что меня привлекло в этой системе? Это- игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.

Материалы предложенные в серии Сергея Железнова "Музыка с мамой", обеспечивают занятия с ребенком по следующим направлениям:

Активное слушание музыки

Знакомство с собственным телом и окружающим миром

Игры - потешки

Игровая гимнастика

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Элементарное музицирование

Звукоподражание и подпевание

Развитие слуха.

Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Занятия по методике Сергея Железнова "Музыка с мамой" оказывают благоприятное воздействие на:

Физическое развитие ребенка

Формирование умения распределять внимание в процессе деятельности

Гармоничное эмоциональное развитие ребенка

Развитие воображения и творческой фантазии

Формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье

Формирование музыкальных способностей

А также являются профилактикой неврозов и комплексов (игротерапией).

Музыкально - ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

(С. ,Е. Железновы)

В этом разделе вы найдете игры для начала и завершения занятия, пальчиковые и подвижные игры, песенки для музицирования и другие музыкальные игры. Пользуясь методическими указаниями и звуковыми примерами, вы сможете дополнить свои занятия с малышом дома, в детской студии или детском саду.

1. Разминка (для начала занятия)

(1)Головами покиваем

Носиками помотаем

И зубами постучим

(2)И немножко помолчим

(3)Плечиками мы покрутим

(4) И про ручки не забудем

Пальчиками потрясём

(5) И немножко отдохнём

(6) Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем

Ножку ножкой подобьём

(7) И с начала всё начнём…

Группа расположена полукругом.

2 - прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).

3 - поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.

5 - наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)

7 - прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.

В остальных случаях действия соответствуют тексту.

Игры с музыкальными инструментами

2. Музыкальные игрушки

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам –барабанчик

Бам-бам-бам-бам -барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

3. Погремушка

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди

Для игры вам понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - Выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 - Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 - Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 - Быстро качаем ладонями (дрожь).

7 - Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – Прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

5. Мой зонтик

(1)Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

(4)Могу вам картиночки

В ней показать.

(5)Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю

Над головой.

(7)А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мяукает он

Для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

7 - Левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем, прижимаем руку к туловищу. Правая рука гладит левую – котёнка. Побуждаем детей мяукать.

(1)Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(2)Дождик с неба вдруг полил,

(3)Паучков на землю смыл.

(4)Солнце стало пригревать,

(5)Паучок ползёт опять,

(6)А за ним ползут все детки,

(7)Чтобы погулять на ветке.

Одна из ручек (или рука взрослого) - веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены.

Вторая ручка - паучок, который гуляет «по ветке».

1 - «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.

2 - Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

3 - Хлопаем ладонями по коленям.

4 - Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

5 - Действия как в первом куплете

6 – «Паучки» ползают по голове.

Игровой массаж

7. Ходит ёжик

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

И колючками своими колется, колется.

А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,

Где катают мышки маленькие шишки.

Для этой игры вам понадобятся массажные колючие мячики и шишки. Взрослые помогают малышу катать между ладошками и по туловищу сначала мячики, а затем – шишки.

Круглый мячик без запинки

Скачет, скачет по тропинке

Часто, часто, низко, низко

От земли к руке так близко

Скок и скок и скок и скок

Не скачи под потолок

Скок и скок и стук и стук

Не уйдёшь от наших рук.

Для этой игры вам понадобятся мягкие маленькие мячики (в количестве на группу). Перед игрой поиграйте с детьми в этот мячик – покатайте его другу-другу, покажите, как мячик умеет прыгать. Скажите, что мячик так хорошо прыгает, что может прыгнуть на ручку, ножку, носик, ладошку (покажите). Напевая песенку, педагог показывает как (куда) прыгает мячик. Родители (или сам ребёнок) повторяют действия педагога.

Игры с подражательными движениями

9. Медвежата

(1)Три медвежонка* прыгали в саду

И один сказал: «Я упаду!»

(2)И, конечно, он упал вниз головой

(3)Медвежонка увели домой

*Два медвежонка, Вот медвежонок…

1 - подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).

2 - наклоняемся, голову опускаем вниз.

3 - переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте. Показываем домик (сложив руки над головой).

10. Лягушата

(1)Четверо лягушат вместе на пне сидят

Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят

(2)Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!

Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!

(3)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул

(4)А трое лягушат вкусных червячков едят

(5)Ням-ням…

(6)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул

(7)А двое лягушат вкусных червячков едят

(8)Ням-ням…

(9)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул

(10)Последний всё сидит и на червячков глядит

Перед игрой покажите детям картинки с лягушками. Напомните: где живут лягушки, что едят, чем ловят мух и комаров, как разговаривают. Объясните, что длинным язычком будут ручки - будем выбрасывать их перед собой, и хватать комаров, мух и червячков, как это делает лягушка.

1,4,7,10 – Сидим по кругу на коленях у родителей. Пальцы растопырены (лапки, раскачиваемся из стороны в сторону.

2, 5, 8 - С силой выбрасываем руки то вперёд, то над головой, выполняя «хватательные» движения (кулачки сжимаем - разжимаем)

3, 6, 9 - наклоняемся вниз, ложась туловищем на колени, руки кладём под щёку, глаза закрываем (спим).

Игры с предметами

11. Мишку на руки возьми

(1)Мишку на руки возьми, и повыше подними,

(2)Маме лапочкой одной помаши над головой.

(3)Мишку на пол посади и один гулять иди,

(4)По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.

Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,

(5)На руки его возьми, крепко-крепко обними.

(6)Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,

«Баю - бай, баю - бай, поскорее засыпай!».

Для игры понадобятся одинаковые игрушки – медвежата по количеству детей в группе. Помогаем детям выполнить движения в соответствии с текстом песни:

1 – поднимаем мишку над головой

2 – придерживая мишку за лапку, машем маме

3 – сажаем мишку на пол и идём по комнате

4 – возвращаемся к мишке

5 – обнимаем мишку

6 – убаюкиваем мишку

12. Весёлый мячик

(1)По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём

Мячик - мячик, мой дружок

Звонкий, звонкий, звонкий бок

По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём

(2)Мяч бросаю и ловлю

Я с мячом играть люблю

Мячик, мамочка, не прячь

Мне бросай обратно мяч

Мяч бросаю и ловлю

Я с мячом играть люблю

1 – ребёнок стоит перед взрослым (или сидит у него на коленях). Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику.

2 – играем в мячик (бросаем другу-другу).

Хороводные игры

13. Каблучок

(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

Встаём в хоровод.

1 - идём по кругу хороводным шагом.

2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.

3, 10 – ведём хоровод

4, 6- подпрыгиваем на месте.

7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.

Показ игрушек, инсценировки, пение

14. На лошадке

Едем - едем на лошадке,

Но, но, но!

Рады-рады все ребятки,

Но, но, но!

Рады-рады прокатиться,

Но, но, но!

Звонко цокают копытца:

Но, но, но!

Перед песенкой покажите малышам игрушку – лошадку. Рассмотрите внимательно, какая у лошадки грива, какие копыта, хвост. «Прорепетируйте» слог для подпевания: «но». Скажите малышам: «Сейчас мы поедем кататься на лошадке», раздайте им деревянные ложки.

Родители, напевая песенку, подбрасывают малышей на коленях (едем на лошадке) и помогают ритмично стучать ложками (цокают копытца). На припев «но-но-но», родители помогают малышам троекратно ударить ложками по ножкам, побуждают «подогнать» лошадку.

15. В машине

Сидим с шофёром рядом -

Би, би, би.

Помочь шофёру надо!

Би, би, би.

Машинам всем и людям -

Би, би, би,

Бибикать громко будем -

Би, би, би.

Покажите детям машинку, скажите, как она бибикает, побуждайте детей бибикать «как машинки».

Предложите детям «поиграть в машинки»: возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Би-би» - нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна/кольца пирамиды)

Катание на фитбольных мячах

16. Автобус

(1)Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим

(2)И из окошечка глядим

Всё глядим!

(3)Глядим назад, глядим вперёд

Вот так вот, вот так вот

(4)Ну что ж автобус не везёт

Не везёт?

(5)Колёса закружились

Вот так вот, вот так вот

Вперёд мы покатились

Вот так вот!

(6)А щётки по стеклу шуршат

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик

Все капельки смести хотят

Вжик-вжик-вжик!

(7)И мы не просто так сидим

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип!

(8)Пускай автобус нас трясёт

Вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем всё вперёд

Вот так вот!

1 – покачиваемся на мяче

2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны

3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони

4 - пожимаем плечами.

5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя

6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).

7 - «крутим руль» и бибикаем.

8- подпрыгиваем на мячах

17. В лодке

В лодке мы с тобой плывём, нас волна качает

Дует слабый ветерок, лодку подгоняет

А куда мы приплывём - только речка знает

Дует - дует ветерок, лодку подгоняет

Родители, положив ребёнка на фитбольный мяч, медленно покачивают его вперёд и назад и из стороны в сторону.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Музыкальное развитие в жизни ребенка должно обязательно присутствовать. Это в первую очередь очень нравится детям и в процессе музыкальных игр можно развивать фантазию, воображение, чувство ритма и такта, слух и сообразительность, стимулировать .

Посредством танцевальных движений детки укрепляют мышечный корсет, координацию движений, а простые песенки помогут ребенку развить речь, приобрести первые вокальные и коммуникативные навыки.

Методика Железнова раннее развитие ребенка, рассмотрим поподробнее.

Об авторах

Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна Железновы (отец с дочерью) разработали свою авторскую методику раннего развития детишек.

Сергей Станиславович Железнов — опытный педагог (пианист и композитор) детских музыкальных школ г. Москвы, организовал студию раннего р азвития «Музыка с мамой».

Екатерина Сергеевна Железнова является последователем своего отца, закончила музыкальный педагогический колледж и Аспирантуру повышения квалификации, сейчас является педагогом и методистом — руководителем авторской школы своего отца.

Изначально это программа была подготовительным курсом деток 4-6 лет к поступлению в музыкальные школы, где они знакомились с нотами, первыми песенками и играли на музыкальных инструментах.

Позже методика стала расширять свои позиции и решено было углубить ее. В середине 90- х годов практически не было музыкального материала, чтобы можно было приобщать малышей, младше 3 лет.

Тогда Железновы начали самостоятельно писать маленькие, но понятные малышам песенки, песенки с движениями, дорабатывать русские потешки. Так появились на свет новые сборники.

Программа рассчитана для разных возрастов. Она может применяться и для совсем маленьких карапузов от полугодика, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями.

А в возрасте около года уже могут приплясывать. Потом, постарше могут исполнять песенки с движениями, сначала со взрослыми, затем самостоятельно.

Состав методики

Программа делится по возрастам и записана на аудио и видео дисках и дидактические пособия.

Данная методика включает такие сборники:

  • песенки с движениями (скачать) — здесь коротенькие марши, хороводы, первые активные игры (жмурки, салочки). Малыш учится новым движениям и ролям.
  • пальчиковые игры. Маленькие сказки при движении кистей рук и пальчиков.
  • сказки — подражалки. Открываем в малыше первые театральные навыки.
  • веселая логоритмика
  • подвижные уроки
  • аэробика для малышей (скачать), игровая гимнастика — взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет. укрепляем мышечный корсет и координацию ежедневно и весело.
  • сказки-шумелки. Маленькие сказки на подражание и имитацию звуков. Малыш учится слушать и воспроизводить услышанное. Задействована мелкая моторика память и воображение.
  • игровой массаж (скачать)
  • песенки-инсценировки, маленькие сказки с использованием игрушек и простых жестов
  • колыбельные песенки — это обработка русских народных колыбельных с добавлением звуков природы или животных.

Плюсы методики

Безусловно, методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное.

Главным отличием и преимуществом является то, что музыка, взятая здесь за основу является прекрасным способом для подачи материала в простой и интересной форме даже для самых маленьких.

Минусы методики

Особых недостатков у данной методики нет, есть лишь индивидуальные расхождения во вкусах. Например, моему Данилке нравятся не все песенки (да и мне тоже), не все он понимает и не хочет повторять эти движения.

Современные родители предъявляют множество требований к еще совсем маленьким деткам. Порой дитятко еще только появилось на свет, а мамы и папы стараются опробовать на малыше все новые и модные развивающие методики.

Многие из них порой дают неоднозначный результат, другие оказываются вовсе бесполезными или даже вредными. Но существует одно направление, которое в любом случае будет полезно для любого малыша. Это методика Железновых «Музыка с мамой».

Об авторах

Папа - Сергей Станиславович. Имеет высшее музыкальное образование и, как никто, знает все тонкости музыкального ритма и воздействие музыки на маленького человечка. Имеет за плечами большой опыт работы с детками в музыкальной школе, а также руководство развивающим центром по своей методике.

Дочь - Екатерина Сергеевна. Также имеет высшее образование, специальность - учитель музыки. Екатерина Железнова работает по своей уникальной методике и постоянно повышает квалификацию.

Как все начиналось

Вначале Железновы, работая с детками, опробовали уже имеющиеся на тот момент методики по развитию музыкальности малышей. Постепенно они разрабатывали свои идеи и внедряли их в жизнь. Нарабатывался опыт, все удачное приобретало более четкие очертания. Так складывалась целостная система подготовки детей к поступлению в музыкальную школу.

Но все наработки, которые существовали, подходили для малышей от 3 лет. А вот для самых маленьких материала недоставало. Поэтому Сергей стали сами придумывать материалы для малышей. Как говорит Железнова, методика подходит для любого ребенка. Неважно, будет ли он в дальнейшем заниматься музыкой или нет, основы, заложенные в детстве, помогут в дальнейшем развитии.

Е. Железнова. Методика и ее суть

В основу методики положены любимые всеми малышами потешки, песенки и соответствующие им движения. Авторы брали за основу народные потешки, а также сами сочиняли небольшие песенки.

Основываясь на том, что жизнь малыша немыслима без движения, все песенки обыгрываются. К тому же в потешках легкие, часто повторяющиеся слова, которые маленький ребенок вскоре начинает сам повторять.

Маленьким деткам важно, чтобы взрослый показывал и выполнял все движения вместе с ними. Так появилась методика Железновых «Музыка с мамой». Прыгая и танцуя с малышом, родители дарят своему ребенку много радостных минут. А педагог, присутствующий на занятии, руководит и направляет.

Цели и задачи музыкальных занятий

Конечно, все занятия с малышами проходят только в игровой форме. Ребенка не заставляют ничего делать. Педагог и мама показывают движения, а ребенок в ответ - по желанию - выполняет.

В итоге получается веселая и развивающая игра с ребенком, которая позволяет решать такие задачи, как:

  • Развитие и ритмики.
  • Становление речи, в результате многократного повторения слов - звукоподражаний.
  • Развитие моторки в результате взаимодействия с различными предметами, как музыкальными, так и обычными. Очень хорошо воспринимаются детками деревянные ложки и звонкие бубенчики.
  • Тесный эмоциональный контакт с мамой, в результате веселого совместного времяпровождения.
  • Слуховые и и восприятие информации посредством музыки.
  • Укрепление общего состояния здоровья в результате активной физической активности.
  • Музыка расслабляет, она показана при различных детских неврологических нарушениях, а также является мощной профилактикой неврозов у малышей.
  • Развитие способности общаться в коллективе и взаимодействовать с другими малышами.

Замечено, что малыши, с ранних лет приобщенные к музыке, смышленнее своих сверстников. Связывают это с одинаковой работой левого и правого полушария мозга.

Основы методики

  1. Екатерина Железнова, методика которой направлена на раннее развитие деток, рекомендует очень тесное участие мамы в занятиях. Так достигается важный контакт малыша и родителя, который важно поддерживать для полноценного развития.
  2. Часто можно видеть, как ребенок, услышав музыку, начинает танцевать. Ведь малыш воспринимает музыку через движения. Поэтому занятия по методике Железновых всегда проводятся с играми, танцами и музицированием. Только так ребенок поймет и прочувствует музыку.
  3. Непосредственно сами песни должны быть либо русскими народными, т. е., классические потешки и песенки, или можно использовать современную, но танцевальную и действительно качественную. Железновы Сергей и Екатерина написали очень много хороших детских песенок и аранжировали старые русские потешки.
  4. Педагог, используя методику Железновых, обязательно должен играть на настоящем музыкальном инструменте. Но и без использования фонограмм нельзя обойтись. Только так педагог сможет помогать деткам и их мамам, активно учувствовать в танцах и играх.
  5. На занятиях предлагается знакомить детей с клавиатурой уже с 2-3 летнего возраста. Такая методика очень интересна для малышей. А детки после 3 лет уже сами могут наиграть простейший куплет и спеть песенку.

Когда можно начинать

Методика развития Железновых подходит для совсем маленьких детишек. На занятия приводят деток, которые только-только начали самостоятельно сидеть. Как правило, малышам предлагаются удобные подушки, на которых они вдоволь машут ручками и ножками в такт музыке. Детки постарше уже вовсю ходят по всему периметру комнаты.

Но даже если малыш еще совсем мал, мама всегда может начать с ним играть. Да-да, именно играть. Ведь занятием это назвать нельзя. Хотя пользы от музыкальных игр очень много.

Все игры прекрасно вписываются в повседневный быт малыша. Вот мама несет ребенка умываться и напевает: «Водичка-водичка, умой мое личико…». Или, сгибая и разгибая ножки малыша, проговаривает: «Мишка косолапый…». А всем известные «Сорока-ворона»? Все это начальный этап приобщения ребенка к и музыкальности.

А есть ли недочеты в методике?

Если строго следовать методике и заниматься непосредственно по дискам или в студии раннего развития, то вреда уж точно не будет. Совместное времяпрепровождение, танцы, игры и веселые песенки настроят любого малыша на позитивный лад.

Но если все же присмотреться пристально, то можно выявить некоторые моменты, которые можно назвать скорее маленькими нюансами, нежели недочетами.

Малышу предлагается четко следовать предложенному плану действий. Не дается право выбора и самостоятельного придумывания движений.

Есть много сложных повторений и стишков, которые маленькие детки не сразу начинают усваивать.

Екатерина Железнова, методика которой применяется во многих развивающих центрах, совместно со своим отцом сочинила множество авторских песенок. Но в основном они однотипные. Часто повторяются одинаковые слова, вроде таких как: зайчик или мишка, их действия, поспать, погулять.

Хотя для совсем маленьких малышей именно такое повторение однотипных слов является предпочтительным.

Для занятий на дому

Когда нет возможности или желания ходить на развивающие занятия по методике Железновых, можно приобрести диски с записями песенок и готовых занятий.

Диски можно найти как для совсем маленьких, так и для деток постарше.

На занятиях, обычно после пропевания песенок педагогом, предлагается деткам повторить. На дисках также после музыки со словами идет просто музыка, для самостоятельного пения мамы с малышом.

Диски условно можно разделить на категории.

Колыбельные

Здесь представлены исконно русские колыбельные, которые пели еще наши бабушки и мамы свои деткам. Песни звучат в их традиционном исполнении. Екатерина Железнова сама поет многие колыбельные. Дополнительным бонусом идут звуки природы, настраивающие на лирический лад.

Потешки

Песенки-потешки давно используются мамами для развлечения своих карапузов. Они способствуют разностороннему развитию ребенка и помогают в налаживании эмоционального контакта. Все помнят и «идет коза рогатая», и «ладушки-ладушки» с детства и дарят минуты радости теперь своим деткам.

Пальчиковые игры

Давно доказано, что речь напрямую зависит от А этому способствуют так называемые пальчиковые игры. А если их выполнять под музыку, то и польза огромная, и малыш с радостью все выполняет.

Помимо основных, есть еще диски с физкультминутками, подвижными играми, сказками-шумелками, аэробикой и даже игровым массажем. Железновы Сергей и Екатерина песенки написали на разный возраст и придумали к ним незамысловатые движения, следуя которым ребенок познает мир.

Любой родитель, даже не имея музыкального образования и представления о музыкальной грамоте, сможет, опираясь на методику, всесторонне развить своего малыша и привить ему хороший музыкальный вкус.

Приветствую вас, дорогие друзья проекта «Растим и растём»!

Для начала немного информации: что представляет собой система развития по методике Железновых?

Это программа раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой», которая тщательно продумана Сергеем и Екатериной Железновыми (отцом и дочерью) и выпущена на аудио и видеодисках (всего их 50!).

В систему включены занятия по:

  • физическому развитию,
  • развитию речи,
  • сенсомоторному развитию,
  • развитию музыкального слуха ребёнка.

В центре методике Железновых находится, конечно же, МУЗЫКА: весёлые песенки с несложными мелодиями и легко запоминающимися словами. Музыка и пение сопровождают различные виды деятельности , необходимые для развития малышей: подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика, массаж под музыку и пение.

Во время музыкальных игр развиваются многие способности ребёнка :

Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
- Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.
- Формируются навыки вербального и невербального общения.
- Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
- Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Научные исследования показывают, что дети, которые с раннего возраста занимаются музыкой и пением, часто опережают своих ровесников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии, а музыкально-ритмические игры способствуют формированию у детей способностей к восприятию информации и концентрации внимания.

Заниматься по системе Железновых можно дома маме и малышу (об этом говорит даже само название «Музыка с мамой»), а можно в специально организованных группах с педагогом. Сами авторы рекомендуют разбивать домашние занятия на 3 части и проводить в течение дня примерно по такой схеме:

Утром : активная зарядка (Игровая гимнастика или аэробика);

Днём: песенки-инсценировки;

Вечером (перед сном) : сказки и колыбельные.

Когда начинать занятия? Заниматься можно буквально с первых месяцев жизни малыша — просто включать в вашу жизнь песенки-потешки, пальчиковую гимнастику, массаж. Слушая мамино пение, малыш постепенно запоминает мелодию и текст песни, следит за движениями мамы, улавливает мимику.

Расскажу вкратце, как занимались мы с дочкой.

Первый диск, который попался мне на просторах интернета, когда Викуле было около 6 месяцев — «Корабль игрушек» . Сначала я просто включала диск, подпевала сама (для этого распечатала тексты песенок) – тем самым создавала хорошее настроение себе и дочке, ведь, как известно, дети чувствуют и впитывают настроение мамы.

Потом мы стали выполнять действия к песенкам.

Например, под песенку «Посмотри-ка, мой малыш» Вика летала по комнате на моих руках, рассматривая пол, потолок.

Посмотри-ка мой малыш, мой малыш, мой малыш!

Посмотри куда летишь, куда сейчас летишь!

Посмотри вот это пол, это пол, это пол!

Опустился и пошёл, по полу пошёл.

Посмотри вот потолок, потолок, потолок.

К потолку летим повыше, потолок высок.

Надоело нам летать, всё летать, да летать.

Мы кровать свою поищем, ся-де-м на кро-ва-ть.

По рекомендациям авторов, танцевальные песенки на ручках у мамы можно вводить с 3-4 месяцев. Использовать для этого можно так же диск «Аэробика для малышей» . Во время «танца» малыша можно покачивать, наклонять, кружиться вместе с ним, придерживая ребёнка одной рукой, машите или крутите его ручкой, трясите погремушкой, делайте ритмичные движения платком. Танцуя, обязательно напевайте песенку, улыбайтесь, чтоб малыш видел и перенимал ваши положительные эмоции. Подросший малыш с радостью будет пританцовывать, показывать движения вслед за вами и воспроизводить самостоятельно движения по знакомую музыку и слова.

Под песенку «Кыш, муха» мы учились махать ручкой: сначала я брала малышкину ручку и махала ею, а позже она научилась делать это самостоятельно.

А с помощью песенки «Мы по комнате идём» можно очень весело собирать разбросанные игрушки, или помогать маме приготовить всё необходимое для занятия. Я пою, называя в каждом куплете очередную игрушку или предмет, а дочка находит их и складывает в коробку для игрушек или приносит мне.

Мы за куклою идём, ищем куклу и найдем.

Где же кукла, ищем куклу и нашли.

Мы по комнате идём, громко песенку поём.

Мы за кискою идём, ищем киску и найдем.

Здесь нет, здесь нет, здесь тоже нет.

Где же киска, ищем киску и нашли…

Нравилось нам обеим делать упражнения под диск «Игровой массаж» . Некоторые движения и упражнения я переделывала под себя. Например, в одной из песен «В лодке» предлагают покачивать ребёнка взад-вперёд на фитболе. Я же просто садилась, клала Вику себе на колени, пела песенку и раскачивалась в такт. А когда Викуля подросла, мы садились напротив друг друга, брались за руки и качались по принципу «тяни-толкай».

В лодке мы с тобой плывём, нас волна качает.
Дует слабый ветерок, лодку подгоняет.
А куда мы приплывём — только речка знает.
Дует — дует ветерок, лодку подгоняет.
Через некоторое время я обнаружила видео «Музыка с мамой. Песенки-инсценировки»

На видеодиске наглядно демонстрируются движения, наложенные на простые весёлые песенки. Мы стали разучивать эти игровые песенки вместе с дочкой.

Во время пения использовали игрушки, кубики, детские музыкальные инструменты (бубен, погремушки, металлофон), перчаточных кукол.

Одной из самых любимых игровых песенок стала «Кукла с кубиком» (правда, мы пели про Мишку)

Мишка с кубиком идёт
Жёлтый кубик нам несет.
Уронил он кубик, ой!
Принеси теперь другой!

Мишка с кубиком идёт
Красный кубик нам несет.
Уронил он кубик, ой!
Принеси теперь другой!…

(Пропеваем так несколько куплетов, меняя в каждом цвет кубика.)

На руку я надевала перчаточную игрушку — медвежонка, который в своих лапках приносил цветные кубики. Очень радовалась малышка, когда кубик падал из мишкиных лапок, радостно кричала «Ой!». С помощью этой песенки мы учили цвета и закрепляли полученные знания. Кстати, сами Железновы рекомендуют начать показ игрушки с пением с 3 месяцев, проводить одно такое занятие в течение 2-3 минут.

В годик Вика уже с радостью сама стучала ложками под песенку «Едем на лошадке» , подпевала «Но-но-но»

Едем-едем на лошадке, но-но-но

Рады- рады все ребятки, но-но-но

Рады-рады прокатится, но-но-но

Звонко цокают копытца, но-но-но;

изображала паровозик под песенку «Паровозик чух-чух-чух» ; показывала гуся и подпевала «Га-га-га», «Да-да-да»;

крутила руль (кольцо от большой пирамидки) как шофёр под песенку «Сидим с шофёром рядом».

Когда дочке исполнилось 1г и 3 месяца, я организовала домашнюю группу развития детей по типу домашнего детского сада. И заниматься по системе Железновых мы стали уже в компании других ребятишек. Во время занятий мы слушали и 2-3 раза пропевали и обыгрывали песенку с движениями, после чего переходили к творческому элементу — рисункам, поделкам.

Например, вот как выглядело занятие «Паровозик» :

1) Показываю малышам игрушечный паровозик, показываю, как крутятся у него колёса

2) Показываю движениями рук, как крутятся колёса у паровоза, произношу звуки «чух-чух-чух», прошу детей повторить.

3) Смотрим клип на песенку «Паровозик».

4) Поём песенку, показываем движения под музыку.

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух -2 раза

Чух-чух, чух-чух

А колесики стучат, тук-тук говорят — 2раза

5) Поём песенку с движениями без музыки.

6) Катаем по полу игрушечные паровозы, приговаривая «чух-чух-чух», «ту-ту!».

7) Делаем аппликацию «Паровозик».

И конечно, вместе веселее танцевать, например, «Танец с платочком»:

Песенки Железновых сопровождают нас повсюду. Чудесно то, что заниматься по системе можно даже на прогулке, что мы и делали в летнее время.

Брали с собой на детскую площадку или в парк покрывало и инвентарь для игр (ложки, погремушки)

А уж весёлые подвижные игры словно созданы для улицы.

Где же ещё можно так весело топать ножками под песенку «Крокодил» :

На прогулку выходил, наш любимый крокодил.

Топ и топ, и топ, и топ

Шлёп и шлёп, и шлёп, и шлёп

Крокодил ходил, ходил, шагал, шагал- устал. Бух…

(Широко шагаем ножками, под конец приседаем на корточки).

Игровыми песенками прекрасно можно развлекать малышей на различных детских праздниках.

Ну и особо мне хочется выделить «Музыкальный букварь» — это небольшие веселые песенки на каждую букву русского алфавита, которые подсказывают, как сложить буквы из пластилиновых палочек.

Очень здорово то, что на каждую букву созданы видеоролики-клипы: http://www.youtube.com/playlist?list=PL77441A81C378B87B

Благодаря этой системе мы учили буквы и создавали свою собственную азбуку

Такие занятия способствуют так же развитию мелкой моторики, и овладению навыками конструирования.

Что даёт нам методика раннего музыкального развития Железновых? Совместно с другими нашими занятиями, эта методика способствовала :

Раннему развитию речи (к году дочь говорила 20 с лишним слов),

Развитию памяти, в том числе музыкальной. Вика легко запоминает стихи и песенки,

Формированию чувства ритма и рифмы (малышка давно сочиняет стихи — пусть наивно-малышковые,но всё-таки),

Развитию мелкой моторики,

Развитию координации движения и любви к танцам.

То, что ребёнок «где-то и чем-то занимался» заметили и педагоги в музыкальной школе, которую мы посещали (группу раннего эстетического развития, где проводятся занятия по ритмике, музыке и изобразительному творчеству).

Ещё одну мою статью о домашнем музыкальном развитии, доступном любой маме без специальной подготовки, .

Хотите научиться самостоятельно всесторонне развивать ребёнка в доступной игровой форме?



error: Контент защищен !!