Развитие навыков самообслуживания. Методическая разработка на тему: проект: "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста". Упражнения для формирования функции сидения

Лекция 4

Раздел 2. Содержание трудового воспитания дошкольника

Тема 2.1. Содержание труда по самообслуживанию

ПЛАН

2. Методика формирования навыков самообслуживания. Младший возраст.

3. Методика формирования навыков самообслуживания. Средний возраст.

4. Методика формирования навыков самообслуживания. Старший возраст.

5. Руководство самообслуживанием.

Вопросы:

1.Раскройте содержание труда по самообслуживанию в дошкольном возрасте.

2. В чем заключаются основные методические приемы по формированию навыкам самообслуживания в каждой возрастной группе?

Самостоятельная работа студента

1. Разработать для детей схему мытья рук.

Литература:

1. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В. Г. Нечаевой. Изд-во «Просвещение», М., 1974 г. – С.28-35.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью , в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания.

Умывание, одевание и т. д. могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми операциями, характеризующимися большим однообразием, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию.

При правильно организованном педагогическом процессе повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми другими видами труда наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в большей мере в младших группах детского сада.

Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневно выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют определенные трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива и осознают себя как часть этого коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом.

Самообслуживание - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться лишь путем кропотливой систематической работы детского сада и семьи.

В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него .

Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся - можно идти на прогулку, убрал игрушки - можно садиться заниматься.

Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

Для ребенка 3 лет каждый из этих процессов привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворяет его потребность в деятельности и выступает как задача, которую надо решить самому: надеть ботинки, зашнуровать их правильно, застегнуть пуговицы на пальто, пристегнуть резинку. Выполняя эти действия, ребенок напрягает усилие воли, все его внимание поглощено этим процессом.

Трехлетняя Галя вытирает руки после умывания, с усилием трет полотенцем ладошки, потом вытирает каждый палец. Она внимательно следит за тем, что делает, не разговаривает, не смотрит по сторонам. Когда воспитательница обращает внимание Гали на то, что один конец полотенца опустился до пола, Галя перестает вытирать руки, подбирает полотенце, а потом с той же сосредоточенностью продолжает вытирать руки.

"Слава, возбудимый, рассеянный мальчик, надевает чулки. Он поглощен этой работой, не обращает внимания на то, как сидящий с ним рядом Саша стучит ботинками, он не отвечает на вопрос Ларисы, которая стоит перед ним и несколько раз его спрашивает: «А ты нашу Таню знаешь?»

Совсем иначе ведут себя дети средней группы. Одеваясь, они разговаривают между собой, замечают, что делают другие.

Валя, собираясь на прогулку, зашнуровывает ботинки, при этом разговаривает с сидящей рядом Любой, замечает, что у сидящего напротив Виталика упал шарф, и говорит ему об этом, затем спрашивает воспитательницу, можно ли ей сегодня открыть сарайчик с игрушками. Она действует свободно, уверенно. Привычные действия не требуют напряжения внимания.

Дети 6-7 лет, принимая участие в бытовых процессах, чувствуют себя очень уверенно. Так, Толя, не отвлекаясь, быстро оделся сам и помог младшей сестре одеться. При этом он все время учил ее: «Надо все делать самой. Ты уже большая. Надевай вот так платье. А застежка у платья должна быть спереди. Правильно». Его движения быстры, навыки прочны, действия осознанные.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка . Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Являясь главным содержанием трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста, самообслуживание постепенно уступает свое место другим видам труда, однако значение его велико и на ступени старшего дошкольного возраста.

Методика формирования навыков самообслуживания.

Младший возраст

Формируя у детей младших групп навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Дети, приученные к чрезмерной опеке, доставляют педагогу немало хлопот. Однако если воспитатель терпеливо добивается поставленной цели, помогает ребенку тогда, когда он не в состоянии справиться сам, то удается на протяжении полутора-двух месяцев добиться значительных результатов.

Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Воспитатель учит детей совершать действия в определенной последовательности. Взрослый показывает одному-двум детям, как это делается: «Посмотрите, дети, как я умываюсь, - чисто и аккуратно», - говорит воспитатель, сопровождая каждое свое действие пояснением.

Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Первое время воспитатель проявляет большую активность, чем ребенок. Подведя малыша к умывальнику, воспитатель говорит: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом взрослый незаметно для ребенка помогает ему аккуратно и чисто умыться.

Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что дает возможность усложнять требования, например учить их завертывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения отдельными детьми этим навыком, воспитатель привлекает их к помощи сверстникам, предъявляет более высокие требования к качеству умывания.

Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые делают это правильно.

По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть.

Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

Очень важно, чтобы маленькие дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Для этого нужно, чтобы приемы воспитателя обязательно сопровождались словом, объяснением.

Воспитатель закрепляет у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками: «Что же ты не вымыл руки после игры? Как ты будешь держать хлеб, ложку, салфетку? Сразу все запачкаешь. Скорее вымой руки, а мы все посмотрим, какие они чистые». К 3 годам эта привычка может быть сформирована.

Чтобы достигнуть положительного результата в воспитании у детей самостоятельности во время умывания, надо учитывать опыт, накопленный каждым ребенком. Некоторые дети, придя в первую младшую группу из яслей, уже имеют навыки самообслуживания. Это значительно облегчает работу воспитателя. Конечно, и этим детям нужна помощь взрослых, контроль, напоминание. Их воспитатели ставят в пример: «Посмотрите, как Толя хорошо умывается и вытирается». Другие дети стараются подражать ему .

Культурно-гигиенические навыки формируют у детей и в процессе питания: умение самостоятельно и аккуратно есть,- правильно и аккуратно держать ложку и т. д.

Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Воспитатель показывает, как следует пользоваться хлебом, съедая второе блюдо.

Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребенок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к малышу, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Все это надо делать незаметно, не отвлекая других детей от еды. И тут воспитатель ставит в пример детей, которые правильно ведут себя за столом, аккуратно, самостоятельно едят.

Воспитатель организует систематический контроль за правильным пользованием салфеткой.

В одевании и раздевании дети 3-го года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности. Педагог объясняет няне, как нужно учить малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду.

Обучая всему этому ребенка, взрослый одновременно побуждает его активно участвовать в самом процессе одевания: надеть носки, рейтузы, валенки, достать из шкафа пальто и др. Помогать раздеваться следует в первую очередь тем детям, которые больше всего в этом нуждаются.

Ребенок слушает, что говорит взрослый, и постепенно начинает делать то же самое. В следующий раз воспитатель помогает больше другому ребенку, а вчерашнего подопечного проверяет. Когда дети станут самостоятельнее, взрослый предлагает им помочь друг другу расстегнуть сзади пуговицы, зашнуровать ботинки, поставить обувь на место.

Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании сюжетных картинок (например, картинка «На прогулку»).

По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель постепенно переходит от непосредственной помощи им к напоминанию действий. Главное, воспитатель постоянно отмечает успехи детей: «Витя сегодня оделся первый, и посмотрите, как аккуратно».

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить) и в кукольный театр. Содержание таких игр воспитатели могут придумать сами, используя факты из жизни детей группы. Малыши смотрят, что делают куклы, звери, вспоминают, как они сами все это выполняют; «Я сама умею одеваться», «А я правильно умываюсь, не лью воду на пол» и т. д.

Особое воздействие на чувства детей оказывают художественные произведения (А. Барто «Девочка чумазая» и др.). Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс легким и приятным, можно использовать песенки, потешки.

Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребенка со взрослым. Его добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям располагают к себе, помогают устанавливать с ними тесный контакт, вызывают у них доверие к взрослому.

Большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми. В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей.

Воспитатель вместе с Верой (2 года 1 мес.) и Сашей (2 года 2 мес.) рассматривают картину, на которой изображен мальчик во время умывания.

Воспитатель. Кто это? (Показывает на действующее лицо.) Правильно, мальчик. А что он делает?

Саша. Моет... вот... ручки.

Воспитатель. Да, мальчик моет руки. Посмотрите, он подставил ладошки под воду и трет их вот так (делает круговые движения руками). Покажите, как мальчик моет руки.

Дети шлепают ладошками по тыльной части рук и произносят: «Вот так, вот так».

Воспитатель. Мальчик моет руки, и они будут чистые. А мама его похвалит: «Ах, какой хороший у меня сыночек! Он сам моет руки!»

Наблюдая, как другие выполняют ту или иную работу по самообслуживанию, воспитатель задает вопросы, побуждающие детей обращать внимание на способ реализации трудовой задачи . Например, показ настольного кукольного театра «Игрушки куклы Тани» (Содержание его просто. У Тани много игрушек: кубики, посуда, животные. Она их бережет, после игры убирает на место.) воспитатель закончил вопросами (от лица куклы): «Есть ли у вас, дети, игрушки? Убираете ли вы их после игры, как это делаете?» В заключение воспитатель обобщает ответы детей - беречь игрушки, самим наводить порядок.
Важное значение для воспитания навыков самообслуживания и самостоятельности имеет наблюдение за этим видом труда других детей .

Воспитатель привлекает внимание ребят к внешнему виду Сони (2 года 4 мес):

- Дети, посмотрите на ноги Сони и скажите, туфельки у нее расстегнуты?
- Нет, - слышатся голоса детей.
- Давайте спросим Соню, кто помог ей застегнуть пуговички, - продолжает воспитатель.
- Полина Ивановна (няня), - отвечает Соня.
- Славная у нас няня, добрая, внимательная, - заключает педагог.- Она нам помогает.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.


Похожая информация.


Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии. Статья Веремейчик В.А., воспитателя Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1».

Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на реализацию цели формирования положительного отношения к труду у детей с отклонениями в развитии через решение следующих задач: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей; формирование первичных представлений о труде взрослых, развитие трудовой деятельности детей, самостоятельности в труде.

Основной путь приобщения детей к труду предполагает создание педагогически целесообразных условий для развития интереса к труду взрослых. Позиция воспитателя направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое направлено на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде.

Самостоятельность в самообслуживании, оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для укрепления физического здоровья, развития мелкой моторики. Умение правильно обращаться с предметами в быту элементарные представления о различных предметах, способствуют достижению целей формирования безопасного поведения детей.

Дети осваивают представления о содержании способах выполнения отдельных действий затем – процессов самообслуживания связанных с одеванием, умыванием уходом за своим внешним видом поведением.

Расширяются представления детей о предметах одежды, обуви, а также предметах, которые используются в процессе самообслуживания. Возникает понимание того, что к вещам надо относиться аккуратно, бережно.

Возможность самообслуживания детей требует от них широкой ориентировки в многообразии предметного мира назначении вещей и предметов. Например, шкаф для одежды удобно открывать за ручку; на верхнюю полку шкафа можно положить шапку шарф варежки, а на нижнюю лучше поставить обувь.

Обучение детей навыкам самообслуживания происходит при выполнении режимных моментов, в сюжетных и дидактических играх.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.

Важной задачей в работе с детьми является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.

Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание доставляют ребенку радость; дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.

Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем упражнять в нем детей.

Основными методами, позволяющими детям приобрести необходимый опыт, являются: целенаправленное наблюдение трудовых процессов, игры с материалами, рассматривание предметов и картинок, дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры на бытовую тематику.

Насыщенная и разнообразная деятельность детей, содержательное общение воспитателя (учителя) с каждым ребенком с учетом его особенностей – на этом основано конструирование образовательного процесса педагогом. Организуя общение, педагог интегрирует познавательную и игровую деятельность детей. Необходимость интеграции диктуется тем, что процесс познания у детей с отклонениями в развитии определяется практическими потребностями, включен в практическую результативную и игровую деятельность.

На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Это позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для проведения занятий, режимных процессов время остается. Поэтому надо направить детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, приемы поощрения: «Посмотрите, ребята, как аккуратно (имя ребенка) подобрал одежду и сложил ее. Теперь (имя ребенка) покажи, как ты умеешь подбирать одежду для прогулки».

Другой эффективный способ – использование игр (с обувью, одеждой др.). При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым действиям, при неоднократном их повторении навык становится прочным. Для подкрепления действий детей и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся на занятиях, в различных бытовых и игровых ситуациях.

Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании, но в то же время следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий должен занимать большое место в работе педагога.

Такие игры, как: «Что сначала, что потом», «Поможем подобрать одежду» и т.д. позволяют детям добиваться более рациональных действий во время режимных процессов. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение ребенка за удачно выполненные задания.

Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Например, во время одевания можно дать детям новый шарф, предложить развернуть его, рассмотреть: «Какой красивый, мягкий шарф, какой он теплый! А как, наверное, он согревает шею! Наденем его!»

Важное место в педагогической работе по формированию навыков самообслуживания занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных потешек, песенок, пословиц, поговорок. Например, «Раз, два, три, четыре пять! Шапку будем надевать», — приговаривает воспитатель, показывая детям приемы надевания шапки и др.одежды.

Целесообразно использовать показ инсценировок с помощью игрушек, плоскостных фигур, кукол бибабо и т.д. Сюжеты воспитатель может придумать сам («Как Ваня одевается», «Мальчик собрался на прогулку»).

Постепенно игровые упражнения и задания следует усложнять, демонстрировать действия в комплексе. Например, воспитатель показывает фотографию, на которой дети собираются на прогулку. Дети с интересом смотрят. Воспитатель спрашивает: «Кого вы здесь видите?». Дети с радостью узнают своих товарищей.

— «Что делают Юра и Вова? – задает вопрос педагог.

— «Собираются на прогулку», — отвечают дети.

-«Правильно. Юра и Вова подбирают одежду для прогулки. Все наши ребята умеют собираться на прогулку. А сейчас мы будем учиться собираться на прогулку.

К нам в гости пришла Ира. Она уже хорошо умеет одеваться. Посмотрим, как Ира одевается.

Воспитатель (учитель) обращает внимание на то, как Ира подбирает одежду, одевается на прогулку. Затем педагог вместе с ребенком повторяет весь процесс одевания.

Данное упражнение служит переходом от игры к сознательным действиям. Такое упражнение позволяет обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе процесс одевания. У них возникает активный интерес, они называют предметы одежды, части тела, на которые следует надевать одежду, упражняются в складывании одежды на стул и т.п.

Воспитатель (учитель) должен помнить, что если не обращать внимания на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф обувь, закрыл дверцу шкафа), у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и др.)

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример ребят, у кого уже воспитаны определенные навыки; учить их доброжелательно относиться друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

Труд по самообслуживанию является основным видом трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии. Педагог должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, формировать навыки самообслуживания, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются более успешно при использовании игровых приемов, систематическом контроле за действиями детей. Например, перед одеванием на прогулку учитель (воспитатель) говорит: «Сегодня Юра будет проверять, как вы собираетесь на прогулку, посмотрит, кто правильно подобрал одежду, кто аккуратно сложил ее».

Необходимо чаще использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка («Сейчас мы с Вовой и Юрой проверим, как ребята оделись. Посмотрите, ребята, как аккуратно оделся Алеша»).

Учитель (воспитатель) учит детей к использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения гигиенических процедур сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью.

На конкретных примерах детей учат делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать одежду на место – будешь долго искать ее после прогулки, не повесил аккуратно брюки – будешь ходить в мятых.

Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок осознанно пользовался навыками, понимал, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям: плохо умылся – запачкаешь полотенце, не застегнул куртку – можешь простудиться; не вытер ботинки – будешь неряшливо выглядеть.

В ходе занятий по самообслуживанию, организованных в форме совместной деятельности учителя (воспитателя) и детей, включающих практические и игровые упражнения, развиваются и закрепляются:

— представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, приема пищи, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном ребенку предметном мире, о назначении предметов, правилах их использования;

положительный настрой на выполнение элементарных трудовых действий, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, чистое лицо, аккуратно причесанные волосы, чистые расчески, чистая обувь, застегнутая одежда и т.д.).

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает детям возможность почувствовать себя самостоятельными и умелыми. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

Игры цикла «Я одеваться сам могу»

Игра: «Что отражается в зеркале?»

Цели: познакомить детей с понятием «отражение», необходимостью использовать зеркало.

Материалы: зеркала, ложки, персонаж Обезьянка.

Ход игры. Любознательная Обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало.

Воспитатель. Кого вы видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится позади вас? (Ответы детей). А теперь посмотрите на ложку (без зеркала) и скажите, какая ложка в зеркале? Помогает детям ответить.

— Изображения предметов в зеркале такие же, как и настоящие предметы, они не отличаются от настоящих. Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, какой он есть на самом деле.

Воспитатель. — Посмотрите, Обезьянка запачкала мордочку, но она не видит этого. Как ей узнать, что у нее грязные щеки и ухо?

Дети с помощью воспитателя отвечают. — Обезьянке надо посмотреть в зеркало.

Воспитатель. Давайте покажем, как это можно сделать. (Импровизация)

Итак, если вы увидели в зеркале свое грязное лицо, значит, вам надо умыться.

А еще, глядя в зеркало, можно корчит рожицы.

Организуется момент радости.

Игра «А варежки – последние»

Цель: закрепить последовательность одевания одежды, уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают последними.

Материалы: игрушка с пуговицами и молнией, варежки.

Ход игры . Предложить детям надеть варежки, после чего застегнуть пуговицы и молнию на игрушке.

Педагог показывает, что в варежках это делать неудобно, поэтому при одевании мы их надеваем последними. Объясняет, чем опасно, когда руки мерзнут, обращает внимание детей на значение варежек.

Отработка нескольких приемов согревания рук, если потерялись варежки.

Игра «Путешествие в страну Одежды»

Цель : уточнять представления о назначении одежды и правилах ухода за ней; учить ухаживать за одеждой.

Материалы: картинки с изображением одежды, одежда.

Ход игры: Воспитатель (учитель) предлагает детям путешествие в страну Одежды например, в раздевалку. Затем показывает картинки и задает вопросы детям.

— Зачем нам нужна одежда? Какая бывает одежда? (Одежда нужна, чтобы не мерзнуть, быть красивым. Одежда бывает: домашняя, праздничная, уличная).

— Что плохого может произойти с одеждой? (Одежда может испачкаться, помяться, порваться).

— Что делают взрослые, Чтобы привести одежду в порядок, чтобы она была красивой? (Стирают, гладят, зашивают).

— И вы можете помочь своей одежде. Как? (Не пачкать, не мять, аккуратно складывать).

Педагог предлагает поухаживать за своей одеждой и аккуратно сложить ее ф шкафу.

Игры цикла «Водичка, водичка»

Игра-экспериментирование «Чистая вода»

Цели: дать представление о том, что вода смачивает и очищает, учить мыть руки водой

Материалы: широкая прозрачная миска с водой, две салфетки: чистая и грязная, безопасная краска для нанесения на детские ладони.

Ход игры. Предложить детям взять чистую бумажную салфетку и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Объяснить, что вода намочила салфетку.

Аналогично поступить с грязной салфеткой. Объяснить. Что вода растворила грязь. Рассмотреть вместе с детьми, как вода оказывается грязной.

Затем нанести на детские ладошки краску и попросить детей растворить ее в воде, опустив руку в воду. Спросить, что стало с ладонями. Рассмотреть, как окрашиваетсяч вода, а руки становятся чистыми. Спросить у детей, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками. Обобщить ответы.

Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце»

Цели: показать необходимость засучивать рукава и вытирать руки полотенцем насухо, учить мыть руки водой.

Материалы: полотенце, широкая миска с водой.

Ход игры . Предложить детям взять полотенце и положить в миску.

Педагог. Как вы думаете, что будет с полотенцем? (Намокнет, станет мокрым).

Предложить проделать то же с рукавом. Объяснить, что рукава тоже могут намокнуть. Спросить удобно ли ходить с мокрыми рукавами, почему это плохо. Объяснить, что полотенце впитывает воду, которая остается на руках после мытья. Предложить вымыть руки и вытереть их полотенцем.

Литература

Крулехт М.В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд», СПб: Детство Пресс 2013.

Деркунская В.А. образовательная область «Здоровье» СПб: Детство Пресс 2012.

Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра» СПб: Детство-Пресс, 2006.

Винникова Г.И. «Социальное развитие и окружающий мир» Москва «Сфера», 2010.

Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение», 1986.

Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии» — М.: Владос, 2004.

Шипицына Л.М. «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». — СПб: СОЮЗ, 2004.

Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Изд. Мозаика-Синтез Москва 2012.

Акулова О.В. Солнцева О.В. Образовательная область: «Социализация. Игра», СПб: Детство Пресс 2012.

Методы формирования навыков самообслуживания

Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо вредного воздействия), ребенку волей-неволей приходится обследовать различные предметы и орудия.

Интерес и желание познакомиться могут вызвать у него лишь «полезные» раздражители (сначала пища, позже ложка, одежда и т.д.).

Только через овладение практическими действиями по самообслуживанию может развиваться и игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Сначала ребенок знакомится с ложкой при кормлении, учится действовать с нею, лишь после этого становится способным «кормить» куклу.

Процесс формирования навыков самообслуживания важен для любого ребенка, у детей же с ограниченными возможностями здоровья успешность овладения навыками самообслуживания является необходимым условием успешной социализации и адаптации в обществе. Этот процесс может быть значительно растянут по времени в силу особенностей развития ребенка, а также по причине гиперопеки со стороны родителей «особого» ребенка, когда за него стараются выполнять многие вполне посильные действия. Задача специалистов в этой ситуации – помочь родителям осознать возможности ребенка и как можно раньше привить ребенку навыки самообслуживания. Занятия по социально-бытовой ориентировке с детьми раннего возраста проходят в индивидуальной форме или в малой подгруппе (не более 3 человек) в специально оборудованном помещении.

На занятиях формируются умения и навыки:

  • приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
  • раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
  • гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
  • опрятности (пользоваться горшком).

Помещение, где проходят занятия, должно быть оснащено ортопедическими креслами, специальной игровой мебелью, игрушками из области практического применения, иметь доступ к воде. Очень подходит для проведения занятий оборудование, предназначенное для зоны практических действий по методике М. Монтессори.

На первом этапе обучения взрослый выполняет действие совместно с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками.

Взрослый должен максимально расчленить каждое действие на отдельные операции и, выполняя действие руками ребенка, постоянно придерживаться определенной последовательности. Например, обучая ребенка пользоваться чашкой, взрослый показывает (руками ребенка), как одной рукой взять чашку за ручку, другой поддерживать ее; как поднести чашку ко рту и затем, отпив, аккуратно поставить на стол.

Каждая операция обязательно сопровождается объяснением, например:

— Возьмем свитер, найдем воротник… вот он. Положим свитер перед собой… Теперь проденем руки в рукава и т.д. Малейшее стремление к самостоятельности должно поощряться.

При первоначальном знакомстве с предметами, действиями, которыми дети должны овладеть, ни при каких обстоятельствах нельзя игнорировать цветовые и другие зрительные качества, помогающие малышу ориентироваться в ситуации. Поэтому, знакомя ребенка с различными предметами в процессе обучения его действиям по самообслуживанию, надо обращать внимание ребенка на цвет предметов и постараться, чтобы предметы (чашка, тарелка, вешалка для полотенца и т.д.) были по возможности ярких, насыщенных тонов.

Как научить ребенка есть ложкой?

Говорят, что в возрасте 10-12 месяцев малыш должен проявить интерес к манипуляциям с ложкой, выхватив ее из маминых рук. Можно воспользоваться этим моментом и тогда, месяцев в 15, ребенок с успехом будет трапезничать самостоятельно. Но что же делать, если этого не произошло?

С чего начинать?

Отведите на процесс побольше времени. Важно, чтобы вы сами не нервничали и никуда не торопились. Если все же время поджимает, возьмите две ложки: одну дайте ребенку для тренировки навыка, а другой кормите его сами. Морально настройтесь на то, что не вся пища попадет в пункт назначения. Под столик для кормления постелите клеенку, наденьте на малыша нагрудник, приготовьте салфетки. Можно использовать специальную тарелочку на липучке, которая не «убежит» от юного едока.

Начинайте с густой каши, творога или картофельного пюре – им легче удержаться на ложке. К двум годам многие детки смогут справиться и с жидкой пищей. Убедитесь, что пища не горячая! Иначе надолго отобьете у малыша стремление к самостоятельности. С другой стороны, можно позаботиться и о том, чтобы каша не превратилась в холодную массу. Для этого существуют тарелочки с подогревом, где в специальный отсек на днище наливается горячая вода, которая не позволяет блюду быстро остыть.

Обучение самостоятельности в еде

В преддошкольном возрасте (на втором-третьем году жизни) можно начинать обучение ребенка пользованию ложкой, чашкой самостоятельно. Вначале лучше давать ребенку маленькую кружечку, наполовину наполненную жидкостью, поскольку руки у него еще слабые. Он будет поддерживать кружку и лишь затем научится держать ее самостоятельно. Следите, чтобы кружка не оказалась горячей – это приведет к отказу ребенка держать ее в руках. Возможно, что первое время ребенок будет выпускать кружку или ложку из рук сразу же после того, как пища попала в рот. Но со временем он научится ставить кружку на стол и класть рядом с тарелкой ложку.

Обучение пользованию ложкой обычно сопряжено с большими трудностями, чем обучение пользованию чашкой. Прежде всего, нужно познакомить ребенка с ложкой и тарелкой (обследовать и назвать их). Рукой ребенка надо потрогать дно пустой тарелки, затем положить в тарелку еду (не горячую) и тоже потрогать ее, объясняя при этом каждое свое действие. После этого можно дать ребенку ложку, сказав, что есть нужно ложкой, а не руками, и показать, как надо есть из ложки. Для этого надо зачерпнуть ложкой еду и показать это ребенку (потрогать еду в ложке его рукой). Очевидно, что делать это надо не на протяжении всего кормления, а лишь в его начале.

Ребенок может сопротивляться, если взрослый пытается действовать при кормлении его рукой. Можно попробовать положить его руку на свою. Таким образом, рука ребенка будет следовать за рукой взрослого. Движение руки будет согласовываться с движениями головы и губ. Если малыш берет ложку в кулачок, ничего страшного. Позже научится держать правильно. Для крохи самое главное поначалу – научиться соотносить в пространстве столовый прибор, тарелку и собственный рот, проще говоря, не промахнуться.

После того как ребенок научится держать в руках ложку, наиболее трудной операцией становится зачерпывание пищи. Если пища не жидкая, ребенок часто пытается положить ее в ложку левой рукой и, неся ложку ко рту, поддерживать ее. Если своевременно начать обучение, то к трем годам ребенок научится самостоятельно есть ложкой и пить из кружки.

Если ребенок устал, не настаивайте на самостоятельности, докормите его сами. Важен позитивный настрой – не приносите его в жертву навыку. Положительному восприятию процесса способствуют и специальные упражнения в игровой форме.

Игры-упражнения

1.«Варим кашу». Скорее всего, малыш уже наблюдал, как мама варит в кастрюльке кашу, помешивая ее ложечкой. В небольшую миску, кружку или кастрюлю насыпьте что угодно (хоть кусочки бумаги), дайте ребенку в руки ложку и пусть он имитирует помешивание каши. Можно потом предложить готовое блюдо сидящим рядом куклам и мишкам (малыш зачерпывает ложкой «кашу» и старается донести ее до игрушечных ротиков). Можно «покормить» и маму с папой «Ням-ням! Ах, как вкусно! Спасибо, Андрюшенька!»

2. «Ситечко». Наберите в кастрюльку воды, бросьте туда разные предметы (небольшие). Поставьте рядом пустое блюдо. Дайте малышу ситечко на ручке. Задача ребенка – выловить из воды с помощью ситечка все предметы и переложить их в пустую ёмкость. Постепенно ситечко заменяем на ложку.

3. «Приглашаем на чаёк». Наливаем в стакан или в кружку воду. Имитируем перемешивание сахара в чае. Сначала придерживайте ручку ребенка своей рукой. Обратите его внимание на то, что ложка в стакане не должна сильно стучать (хотя это самое интересное) И вода не должна выплёскиваться. Упражнение будет особенно интересным, если стакан прозрачный, а в воде размешиваем красящие крупицы (например, марганцовку или шафран, если не жалко).

4.«Экскаватор». Берем тарелку с широким основанием, насыпаем туда крупу. В середину ставим небольшой стаканчик. Ложка – это ковш экскаватора. Зачерпнули из большой миски крупу – высыпали в стаканчик. Пытаемся его наполнить доверху. Пустая чашка может стоять и рядом с полной тарелкой.

А если малыш отказывается есть сам?

  • Возможно, вы начали слишком поздно. Не затягивайте начало обучения до двух лет. Не упустите момента, когда ребенок САМ проявляет интерес к ложке.
  • Малыш может быть не в настроении, плохо себя чувствовать (болеет, режется зубик и пр). Переждите этот момент.
  • Не давите на малыша и не стыдите его. Не требуйте идеальной чистоты и изысканных манер. Все это со временем придет. На начальном этапе обучения главное – донести до рта содержимое ложки.
  • Попробуйте призвать на помощь сверстников. Недаром говорят, что в садике дети быстрее приобретают необходимые навыки.
  • Будьте последовательны. Начав обучение, не отступайте («Сегодня ты ешь сам, а завтра я тебя накормлю»). Договоритесь с родственниками, что ребенок уже не нуждается в кормлениях с ложечки. Заручитесь их поддержкой.
  • Оставьте ребенка наедине с тарелкой. Сделать это лучше в начале кормления, когда малыш еще полон желания утолить голод.

Одевание

Процесс одевания, прежде всего, должен происходить в замедленном темпе. Если мать, одевая ребенка, спешит, процесс одевания превращается для него в непонятные движения, которые к тому же неприятны (дергают за руки, сковывают в движениях и т.д.).

Очень важно не упускать моментов проявления ребенком активности. Сначала ребенок помогает взрослому тем, что сам принимает нужное для выполнения каждого действия положение (протягивает руки, поднимает ноги, поворачивается к взрослому и т.п.). Затем он начинает стремиться выполнить самостоятельно ту или иную операцию. Взрослый должен побуждать малыша к этому словами: «Давай снимем колготки, возьмемся за резинку», направлять его руки, выполнять ту или иную операцию его руками.

Постепенно отдельные операции ребенок начнет выполнять самостоятельно. Взрослый должен строго дозировать помощь малышу при одевании: выполнять за ребенка только те операции, которые он еще не в состоянии выполнить, выполнять вместе с ним операции, которые он учится выполнять, и не делать за него то, что он уже может делать сам.

Бывает, что ребенок капризничает во время одевания: не хочет сам одеваться или, напротив, хочет все делать сам. В каждом конкретном случае нужно постараться разобраться в причине каприза.

Если ребенку трудно выполнить действие, которое он уже выполнял самостоятельно, взрослый помогает ему вспомнить последовательность операций, направляет руки ребенка, помогает поверить в свои силы:

— Ты можешь сделать это сам. Помнишь, как хорошо ты сделал это вчера?

К трем годам ребенок должен научиться самостоятельно, снимать майку, рубашку, штанишки, колготки, тапочки и одеваться с помощью взрослого. Во время раздевания нужно учить малыша не выпускать снятую одежду из рук, а протягивать ее взрослому. Перед сном следует показать малышу, как аккуратно повесить белье на стульчик, поставить тапочки около ножки кровати. Он должен также узнать, где висит верхняя одежда, стоит обувь.

Чтобы ребенок с желанием одевался

  1. Отмечайте его трудолюбие и желание все делать самому.
  2. Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: «для того, чтобы мы пошли гулять, ты должен одеться».
  3. Можно предложить ему помощь «Разреши, помогу застегнуть пуговицы!».
  4. Не должно быть лишней одежды.
  5. Одевание на прогулку можно обыграть незатейливым сюжетом, придумав какое — нибудь забавное обоснование для этого нужного дела.
  6. Помочь ребенку: «Трудно тебе — я пришел на помощь. Будет трудно мне – ты поможешь!», но при этом не делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Аккуратность в воспитании ребенка имеет особенно большое значение. Все предметы обихода, личные вещи ребенка, игрушки должны лежать на определенном месте. Нужно стараться, чтобы ребенок как можно скорее запомнил, где лежит каждая вещь, и всегда клал ее на место.

Обучение навыкам туалета

В выработке навыков туалета очень важно, чтобы мать была внимательна к поведению своего ребенка и знала способы выражения им неудобства.

Не следует начинать высаживать ребенка на горшок слишком рано; надо четко выработать время высаживания (до сна, после сна, после еды и т.д.). И если попытки не всегда увенчаются успехом, не следует настаивать, так как это часто приводит к сопротивлению ребенка, что значительно затянет время формирования навыка. Никогда не оставляйте ребенка одного на горшке до того, как у него не выработается самостоятельность, и не оставляйте его сидеть долго, так как ребенок ищет в таких случаях занятия и у него могут выработаться вредные привычки.

К двум годам ребенок способен овладеть навыками туалета.

Как правильно умываться и чистить зубы?

Пред тем как начать чистить зубы, очень важно хорошо вымыть руки с мылом. Затем необходимо зубную щетку смочить в теплой кипяченой воде, далее выдавить зубную пасту на всю щетину щетки. Начинать чистить зубы необходимо с передних верхних зубов, ставим щетку и чистим движением сверху вниз, затем таким же образом нижние передние зубы движением снизу вверх. Далее переходим к чистке боковых зубов таким же образом сверху вниз и снизу вверх. Затем те же движения повторяем и с внутренней частью зубов, тщательно прочищая их сверху вниз и снизу вверх. Далее переходим к круговым массажным движениям по всей полости рта, затем переходим к полосканию зубов, для этого используем кипяченую воду, налитую в стаканчик. Рот необходимо полоскать до тех пор, пока не выполощется вся зубная паста. Данная процедура длится около 3 минут.

Уход за зубами и полостью рта

Для чего нужно ухаживать за зубами? Чтобы предотвратить гниение и разложение пищевых остатков в полости рта.

Самая лучшая щетка та, у которой:

  • Между пучками щетинок есть промежутки;
  • Щетина не жесткая.

Сколько раз нужно чистить зубы?

  • Один раз и лучше утром, перед сном лучше хорошо прополоскать рот.

Где хранить щетку?

  • Щетину щетки лучше намылить мылом и хранить в сухой посуде. Перед употреблением смыть мыло теплой водой.

Что вредно для зубов и полости рта?

  • Пользоваться металлическими предметами для чистки зубов.
  • Употреблять горячую пищу сразу после холодной и наоборот.
  • Есть сладкое на ночь.
  • Откусывать нитки, раскалывать зубами орехи, сосать пальцы.

Чтобы зубы не болели, нужно:

  • Употреблять чаще твердую пищу — яблоки, морковь.
  • Разнообразить питание, в нем должны быть витамины, углеводы, белки.
  • Полоскать рот после еды.
  • Регулярное посещать стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней.
  • Выпивать каждый день полстакана молока, задерживая во рту каждый глоток.

Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки

  1. Отмечайте его трудолюбие, выдумку.
  2. Можно предложить ему помощь «Разреши, помогу!».
  3. Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: «Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место».
  4. Не должно быть обилия игрушек.
  5. Сбор игрушек можно обыграть незатейливым сюжетом, придумав какое — нибудь забавное обоснование для этого нужного дела.
  6. Помочь ребенку: «Трудно тебе — я пришел на помощь. Будет трудно мне – ты поможешь!», но при этом не делать за малыша то, что он может сделать сам

Как воспитывать у детей самостоятельность?

Следует предложить ребенку самому сделать что-то очень интересное: постирать белье кукле, свои носочки и порадоваться, какими они становятся чистыми; самому сложить книжки на полке – сказки со сказками, а раскраски – с раскрасками; самому убрать игрушки и самому построить «гараж» и самому поставить туда все машины. Взрослым можно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам, но не делать за него.

Появление у ребенка стремления к самостоятельности становится притягательным и эмоционально значимым для ребенка. Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе, будет способствовать лучшему выполнению работы.

Чтобы ребенок рос трудолюбивым, нужно…

  • Дать ребенку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье.
  • Научить его правильно выполнять поручение, терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему в работе.
  • Добиваться того, чтобы начатое дело ребенок доводил до конца.
  • Вызывать у ребенка чувство удовлетворения, дать ему почувствовать радость труда, успеха в работе.
  • Внимательно оценивать его за работу, поощрять за старание.
  • Рассказать ребенку о своей работе и товарищах по работе.
  • Не наказывать ребенка за плохую и неправильно сделанную работу. Дать ему возможность самому исправить свои ошибки.

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья – процесс иногда длительный и трудоемкий и специалисты обязательно должны действовать в одном ключе с родителями. На родительских собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах специалисты рассказывают о требованиях программы и по самообслуживанию, о работе, которая проводится на занятиях. Родителям даются рекомендации о том, как дети должны обслуживать себя дома, прежде чем требовать от ребенка качественного и правильного выполнения работы, надо объяснить и показать, что и как он должен сделать, не наказывать, поощрять за старание, не перегружать.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к чистоте, опрятности и аккуратности. В период формирования навыков самообслуживания у ребенка нужно помнить, что умения и навыки самообслуживания формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении. Не нужно пытаться опередить природу, и не нужно ориентироваться на других детей. Каждый ребенок развивается индивидуально, нужно только ему помогать и поддерживать его.

Двигательное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста

У всех детей с нарушениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыха­тельной, желудочно-кишечной) и нервно-психической деятель­ности, поэтому развитие движений и коррекция двигательных нарушений составляют основу физического воспитания таких детей.

Физическое воспитание осуществляется в процессе всей жиз­недеятельности ребенка: во время проведения режимных мо­ментов, на всех занятиях, на прогулках. Своеобразие моторики у детей с нарушениями в развитии требует разработки специальных мето­дов и приемов физического воспитания.

Начинать выполнять физические упражнения надо с первых же дней жизни ребенка. Основным периодом занятий является возраст от 1 года до 6 лет. Для оказания квалифицированной помощи и составления индивидуальных программ развития ребенка необходимо знание общих принципов развития моторики, таких как:

  1. Становление двигательных навыков идет по пути преем­ственности и поэтапности. Для овладения тем или иным навыком в полном объеме развитие ребенка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фун­дамента будущих умений. Например, родители хотят, чтобы в возрасте 7-8 месяцев их ребенок мог самостоятельно сидеть, но этот навык формируется только после того, как малыш научится держать голову и выпрямлять спину. Индивидуальные сроки появления отдельных двигательных умений могут широко варьи­роваться, но последовательность их становления остается неизменной.
  2. Последовательные стадии в развитии двигательных навыков перекрывают друг друга. Ребенок, совершенствуясь в выпол­нении одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать другие. Например, малыш тренирует­ся в выпрямлении спины и в поворотах головы и в то же время пытается овладеть навыком сидения.
  3. В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реали­зуется возможность дифференциации и изоляции отдельных дви­жений. Например, у ребенка постепенно формируется умение свободно поворачивать голову без участия в этом туловища.
  4. Развитие и совершенствование движений начинается от головы к верхним, а затем к нижним конечностям. Координа­ция двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы формируется раньше, чем за положением ног.
  5. Развитие двигательных функций совершенствуется от про­ксимального к дистальному направлению, т.е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенст­вуются раньше, чем движения в более удаленных областях. На­пример, контроль над положением и движением плеч устанав­ливается раньше, чем контроль над движениями пальцев рук.

Для каждого ребенка по рекомендации врача и специалиста по лечебной физкультуре индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для одевания, кормления, купания, игры, ло­гопедических занятий. Эти позы видоизменяются по мере раз­вития двигательных возможностей ребенка. Ребенку с тяжелыми двигательными нарушениями необходимо менять позу каждые 20-30 минут.

Стимуляция нормального развития является важной задачей физического воспитания. Эта работа проводится поэтапно, с учетом закономерностей нормального моторного развития. Рассмотрим эти этапы подробнее:

На первом этапе моторного развития основной задачей является формирование контроля за положением головы. Основным положением для ребенка на этом этапе будет поза лежа на животе (Рис. 1) . Для решения поставленных задач и развития предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование спе­циальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, ва­ликов, качалок, поручней и т.п.

Полезно в течение дня ребенка несколько раз укладывать на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины, ног. Если это положение для ребенка трудное, под его грудь подкладывают небольшой валик или облегчают положение с помощью взрослого (Рис. 2).


Упражнения для формирования вертикального положения головы

  1. И. п. лежа на спине: при помощи погремушки, яркой игрушки или щелкания пальцами стимулировать повороты глазами и головой влево-вправо, круговые движения по часовой стрелке и против, сгибание и разгибание шеи.
  2. То же, но и.п. лежа на животе с подложенным под плечевой пояс валиком.
  3. И. п. лежа на спине в позе «эмбриона (ноги согнуты и прижаты к животу, руки скрещены на груди или вокруг коленей): плечевой пояс ребенка приподнимается руками специалиста и выносится вперед – стимулируется подъем ребенком головы.
  4. И. п. лежа на спине: ребенка слегка подтягивают за плечи – создаются условия для подъема головы.
  5. То же, но тягу производить за предплечья или кисти – это способствует подъему головы и затем туловища.
  6. И. п. лежа на животе: пассивные повороты головы ребенка в обе стороны.
  7. И. п. лежа на животе, голова повернута в одну из сторон: потряхиванием погремушки со стороны затылка ребенка вызывать попытки самостоятельного поворота головы в сторону звукового раздражителя.
  8. И. п. лежа на животе, голова несколько выступает за край топчана – данное положение содействует подъему и стабилизации головы.
  9. То же, но подъем и повороты головы достигаются за счет привлечения внимания ребенка к звукам (голоса, погремушки) или яркой игрушке.
  10. И. п. лежа на животе, подкладыванием рук специалиста под грудь ребенка вызывается реакция выпрямления головы.

На втором этапе необходимо стимулировать разнообразную двигательную актив­ность ребенка, повороты тела со спины на живот, учить малы­ша свободно крутиться на животе с вытянутыми и отведенны­ми в сторону ногами.

Полезными для решения этих задач являются специальные уп­ражнения на мяче, с помощью небольших покачивающих, перекатывающих и потряхивающих движений мяча можно добиться снижения мышечного тонуса и облегчения произвольных движений в конечностях.

Упражнение 1. Ребенок в положении на животе поме­щается на большой мяч, специалист стоит на коленях сзади ребенка, между его ног, препятствуя их сведению. Руки ре­бенка вытянуты вперед. Для преодоления повышения мы­шечного тонуса специалист кладет руку на ягодицы ребенка и нежными потряхивающими и покачивающими движениями давит вниз. Таким путем достигается снижение мышечного тонуса и облегчаются произвольные движения в конечно­стях.

Упражнение 2. Для преодоления высокого мышечного тонуса в мышцах пле­чевого пояса рука взрослого помещается на верхнюю часть спи­ны и нежно толкает и «катает» верхнюю часть спины вниз к тазу. Если этими приемами снизить мышечный тонус не удает­ся, то медленно покачивают и перекатывают мяч до нормализа­ции мышечного тонуса.

После снижения мышечного тонуса стимулируют различные произвольные движения и, в первую очередь, повороты с одно­временным разгибанием туловища, формируют правильную опо­ру.

Упражнения для формирования контроля за положением головы и развития реакций опоры и равновесия рук

  1. И. п. лежа на животе: пассивное подкладывание под грудь согнутых в локтевых суставах рук ребенка – формируется ощущение опоры.
  2. То же, но протягиванием ребенку игрушки стимулируется вынос вперед поочередно левой и правой руки с сохранением опоры на противоположной руке.
  3. То же, но опора выполняется на более пораженной руке, которая предварительно выводится несколько в сторону – вперед: противоположной рукой ребенок манипулирует с игрушкой.
  4. И. п. лежа на животе, руки параллельны туловищу, полусогнуты (или выпрямлены) и расположены ладонями на опоре: специалист надавливает на плечевой пояс ребенка по направлению осей плеч.
  5. И. п. лежа на животе: производится пассивное выставление опоры на плечи, предплечья параллельны, ладонями кверху (фиксация данного положения достигается при помощи рассматривания ребенком вложенной в его руки игрушки).

Упражнения для формирования поворотов туловища в положении лежа

  1. И. п. лежа на спине: специалист захватывает двумя руками голову ребенка и плавно поворачивает ее вокруг продольной оси туловища в сторону предполагаемого поворота – стимулируется последовательное активное включение в поворот плечевого пояса, туловища, таза и ног.
  2. И. п. то же, но специалист оказывает ребенку помощь в выполнении поворота за счет тяги противоположной руки вбок по касательной.
  3. И. п. то же, но специалист захватывает ребенка за согнутые в коленных суставах ноги и выполняет поворот – предполагается дальнейший поворот таза и туловища.
  4. И. п. лежа на спине (или животе) у нижнего края наклонной поверхности: специалист выводит вперед – вверх в сторону поворота плечи ребенка, ожидая его дальнейшего активного включения в поворот (помощь специалиста сохраняется, но степень ее варьируется).
  5. И. п. лежа на спине поперек надувного бревна (валика) в районе поясницы: привлекая внимание ребенка игрушкой, расположенной у дальнего края бревна, стимулируются самостоятельные перевороты в соответствующую сторону. При необходимости специалист оказывает соответствующую помощь.

На третьем этапе очень важно стимулировать ползанье вперед и назад, учить ребенка ползать по кругу, ползать вперед к игрушке при помощи под­тягивания на руках, а в дальнейшем и отталкивания ногами.

Основными положениями для стимулирования двигательной активности ребенка на этом этапе будут позы лежа на животе, на спине и лежа на боку.

Помочь в решении этих задач и научить ребенка ползать можно с помощью опоры для ползания, наклонных плоскостей, мячей и валиков.

Упражнения для преодоления сгибательно-приводящих установок нижних конечностей

Из исходного положения лежа на спине:

  1. Потряхивание ног ребенка вверх-вниз, удерживая их за лодыжки.
  2. То же, но выполнять круговые движения-потряхивания (правая нога – по часовой стрелке, левая – против часовой).
  3. Отведение в сторону прямой ноги, другая при этом также прямая и прижимается специалистом к полу.
  4. Одновременные разведения в стороны согнутых в коленных суставах ног, начиная с малой амплитуды и с дальнейшим ее увеличением.
  5. Одновременное сгибание ног к животу с последующим их разгибанием.
  6. Круговые движения обеими согнутыми в коленных суставах ногами по часовой стрелке и против, таз ребенка при этом фиксируется специалистом.

Упражнения для формирования положения на четвереньках

  1. И. п. лежа на животе: специалист выполняет пассивное выпрямление рук ребенка вдоль тела вверх, что приводит к подъему головы и сгибанию ног – происходит переход ребенка в положение на четвереньках (на основе симметричного тонического шейного рефлекса).
  2. И. п. лежа животом на валике: специалист пассивно разгибает голову ребенка, сгибает – разводит ноги – тяжесть тела переносится на тазовый пояс, руки при этом выполняют поддерживающую функцию.
  3. И. п. лежа грудью на ладони специалиста: специалист приподнимает верхнюю часть тела ребенка под грудь вверх, при этом одной ноге пассивно придается положение сгибания.
  4. И. п. лежа на животе, опора на вытянутые руки: специалист сгибает одну ногу в колене – бедре и фиксирует ее в этом положении; затем подтягивает таз ребенка в сторону опорной ноги – предполагается сгибание и вынос вперед противоположной ноги.
  5. И. п. сидя на пятках: специалист отводит прямые руки ребенка назад – вверх, разворачивает кнаружи и приближает к позвоночному столбу – это вызывает наклон ребенка вперед.

Упражнения для формирования умения ползать на четвереньках

  1. И. п. лежа на животе: специалист приподнимает несколько вверх таз ребенка, чем вызывает у него «реакцию лягушки» со сгибанием и выносом вперед одной из ног.
  2. И. п. лежа на животе, таз немного приподнят, одна из ног согнута и вынесена вперед: специалист подставляет свою кисть под подошву согнутой ноги, вызывая этим рефлекс отталкивания.
  3. И. п. лежа на животе на опоре для ползанья, опора на выпрямленные руки: специалист передвигает опору параллельно полу вперед, вызывая у ребенка шаговые движения руками.
  4. То же, но опора перемещается специалистом в различных направлениях.
  5. И. п. лежа животом на надувном бревне (валике): специалист удерживает ребенка за ноги и проталкивает вперед, вызывая у него шаговые движения руками; то же выполняется в обратную сторону.

На четвертом этапе необходимо стимулировать ребенка сидеть в различных положениях, с опорой и без, поэтому вариант исходных положений для упражнений и поз для занятий значительно расширяется: сидя с опорой на ноги, сидя в ортопедическом стуле, сидя с мамой, сидя на полу на боку с опорой на руку, сидя на полу без опоры на руки (ноги скрестно или вытянуты вперед) и т.д.

Важно помнить, что если ребенок сидит на чем-то (маме, стуле, валике и т.д.) его ноги обязательно должны быть в опоре.

Упражнение 1. Ребенок сидит на валике верхом, ноги разведены, стопы, согнутые под углом 90, опираются об пол. Ребенок должен сидеть устойчиво на ягодицах, выпрямив спину, или слегка наклонившись впе­ред. При необходимости он может опираться руками на валик, при этом предплечья и кисти должны быть разогнуты, пальцы разведены, плечи и предплечья развернуты наружу. Эта поза препятствует оттягиванию корпуса назад, сгибанию предпле­чий и кистей рук.

Если в этом положении продолжает проявляться высокий мышечный тонус (туловище или рука оттягиваются вниз и сги­баются), то валик плавно раскачивается из стороны в сторону. Медленные, плавные раскачивания продолжаются до достаточ­ного расслабления туловища и конечностей.

Упражнения для формирования функции сидения

  1. Пассивное высаживание ребенка в кроватке, коляске и т.д., фиксируя его позу при помощи подушек, валиков или поддерживая руками.
  2. Специалист удерживает ребенка в воздухе за бедра в положении сидя, производя при этом покачивания в различных направлениях.
  3. И. п.: ребенок сидит с разведенными бедрами на ногах специалиста, лицом к нему, специалист удерживает ребенка под локти за выпрямленные и развернутые кнаружи руки, выполняя покачивания в различных направлениях.
  4. И. п. сидя, прижимаясь спиной к опоре (стене, щиту, спинке кресла и т.д.), ноги согнуты, располагаются подошвами стоп на опоре: руки разогнуты и отведены назад.

На пятом этапе особо важное значение имеют упражнения, направленные на приспособление туловища к вертикальному положению тела. На этом возрастном этапе у ребенка необходимо также совер­шенствовать и укреплять функцию самостоятельного устойчивого сидения и развивать умение садиться из разных положений тела.

На данном этапе разучиваем с ребенком новую позу стоя у опоры, используя шведскую стенку или статический вертикализатор.

При обучении вставанию и ходьбе важное значение имеет правильное распределение центра тяжести тела. С этой целью рекомендуется использовать следующий прием: ребенок стоит спиной к взрослому, который удерживает его за плечи, оттяги­вая их назад. Таким образом достигается рефлекторное рас­слабление приводящих мышц бедер, что облегчает движение ноги вперед и предупреждает перекрест ног при стоянии и ходь­бе. Этот же прием будет использоваться в дальнейшем при под­держке ребенка во время ходьбы.

Упражнения для формирования умения самостоятельно садиться

  1. И. п. лежа спиной на большом мяче: специалист фиксирует бедра ребенка, стимулируя тем самым переход в положение сидя через поворот туловища и опору на предплечья.
  2. И. п. лежа на спине: специалист наклоняет голову ребенка и поворачивает ее в сторону, вызывая тем самым соответствующий поворот туловища, опору на руку и дальнейший переход в положение сидя.
  3. И. п. лежа на спине поперек надувного бревна или валика в районе поясницы: специалист прижимает бедра ребенка ягодицами к полу, стимулируя его переход в положение сидя. При необходимости специалист выполняет также тягу ребенка за руку.
  4. И. п. сидя на стульчике на возвышении, опора ногами на наклонную доску, на которой лежит матрасик, препятствующий скатыванию игрушек вниз. Ребенок должен самостоятельно доставать игрушки и передавать их специалисту, страхующего ребенка сбоку. По мере выполнения упражнения матрасик с игрушками перемещается вниз, создавая тем самым дополнительные трудности для ребенка, вынужденного делать более глубокий наклон.
  5. И. п. сидя верхом на валике (барабане), ноги врозь (как на лошадке): доставание руками игрушек (кубиков, шариков, камешков и др.), лежащих на полу с одной стороны от валика и перекладывание их на другую сторону.

Упражнения для формирования шаговых движений

  1. И. п. стоя на коленях на гладкой (скользящей) опоре ребенок держится двумя руками за гимнастическую палку, расположенную по направлению от него: специалист производит плавную тягу ребенка за палку, стимулируя формирование шаговых (ступающих) движений на коленях.
  2. И. п. стоя на коленях на специальной площадке с параллельными рейками: специалист производит тягу ребенка за руки по направлению, перпендикулярному рейкам, вызывая тем самым предохранительные приподнимания ног и формируя элементы шаговых движений.
  3. И. п. на коленях, упор руками на расположенную перед ребенком поперечную трубку или палку, удерживаемую специалистом, который перемещает ее вперед, стимулируя тем самым шаговые движения ногами.
  4. И. п. стоя на коленях, упор руками на камеру (надувной круг), расположенную перед ребенком: специалист оттягивает камеру от ребенка, стимулируя его передвижение на голенях вперед; подтягивая камеру на ребенка, можно вызывать его переступание назад, а разворотом камеры по часовой стрелке (или против) боковые приставные шаги.

На шестом этапе моторного развития важное значение имеет стимуляция самостоятель­ной ходьбы, совершенствование устойчивости туловища в вер­тикальном положении, развитие пяточно-пальцевой формы шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы так назы­ваемого переката. Для решения поставленной задачи активно используем все динамические тренажеры: «Активал», ходунки, тренажер Гросса.

Упражнение 1. Для развития переноса веса тела с пяток на носки можно использовать следующее упражнение: ребенок стоит лицом к взрослому, который поддерживает его за руки, взрослый легкими движениями отклоняет ребенка на­зад, добиваясь опоры на пятки, а затем вперед, добиваясь опо­ры на носки.

Упражнение 2. Развитие равновесия в положении стоя: ребе­нок стоит, ноги параллельны и слегка разведены. Взрослый легкими толчками подталкивает ребенка сзади вперед, назад, в сторону. Ребенок должен сохранять равновесие, при боковых толчках перенести вес тела на одну ногу, отведя другую разо­гнутую ногу в сторону. Облегчающий прием - поддержка за бедра или плечевой пояс.

Упражнения для формирования умения самостоятельно стоять

  1. И. п. стоя: руки лежат на опоре на уровне пояса.
  2. И. п. стоя: руки захватывают рейку гимнастической лестницы на уровне груди.
  3. И. п. стоя у ступенчатой опоры, ребенок прижимается к ней животом: руками производить манипуляцию с игрушками (взять, положить, подвинуть, переложить из руки в руку, бросить, попытаться поднять и др.).
  4. И. п. стоя в манеже, руки захватывают поручень: раскачивания в стороны с переносом тяжести тела сначала на одну, затем на другую ногу.
  5. И. п. стоя у стеллажа, на полках которого на различной высоте расставлены игрушки, руки на опоре: ребенок пытается достать игрушку, отрывая одну руку от опоры и приподнимаясь вверх на носках.

Упражнения для формирования вставания на ноги

  1. И. п. сидя на корточках: специалист поддерживает ребенка под мышки – пассивное выпрямление ребенка в положение стоя с поддержкой.
  2. И. п. сидя на наклонной доске у гимнастической лестницы: специалист (сначала плавно, а затем толчкообразно) увеличивает угол наклона, стимулируя перенос тяжести тела на стопы с последующим вставанием (при этом выполняется хват руками за рейку лестницы).
  3. И. п. сидя на ступеньке (стульчике и др.), хват двумя руками за гимнастическую палку: специалист тянет палку вперед – вверх, содействуя переходу ребенка в вертикальное положение стоя на ногах.
  4. И. п. лежа животом на большом мяче (валике), ноги на опоре: после серии легких качательных движений вперед-назад специалист фиксирует мяч (валик) в определенном положении – предполагается, что ребенок попытается встать на ноги, отталкиваясь руками от мяча (валика).

Упражнения для формирования самостоятельной ходьбы

  1. И. п. – основная стойка, специалист удерживает ребенка спереди за руки, на полу лежит лестница с горизонтальными поперечными рейками: специалист легко тянет ребенка вперед вдоль лестницы, стимулируя вынос вперед и перенос через рейку маховой ноги.
  2. И. п. – основная стойка, специалист держит ребенка за туловище сзади двумя руками: подталкиванием ребенка вперед достигается формирование шаговых движений через лежащие на полу гимнастические палки.
  3. И. п. – основная стойка, захват двумя руками трубки (гимнастической палки), удерживаемой специалистом, к середине которой подвешен на шнуре мяч (примерно на высоте середины голени ребенка): специалист ведет ребенка вперед, добиваясь того, чтобы он стал самостоятельно футболить мяч левой и правой ногами.
  4. И. п. сидя на велостанке, стопы фиксированы на педалях ремнями: специалист выполняет сначала пассивное педалирование, постепенно формируя самостоятельные поочередные движения ногами ребенка.
  5. И. п. – основная стойка, специалист сзади поддерживает ребенка руками под мышки, рядом находится большой надувной мяч: специалист направляет ребенка на мяч и формирует у него ударно-шаговое движение («футболирование в движении»).

На седьмом этапе учат подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам; совершенствуют способ ходьбы, учат ребенка бегать, ходить назад, особое внимание обращают на развитие функции равновесия.

Таким образом, стимуляция нормального развития является важной задачей физического воспитания. Эта работа проводится поэтапно, с учетом закономерностей нормального моторного развития. При подборе программы реабилитации для детей, необходима консультация врачей-специалистов, так как главный принцип «не навреди».

Вера Дедюра
Основные методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

С года до трех малыш переживает особенно важный период. За каких-то два года он совершает огромный скачок в развитии. Малыш учится делать все самостоятельно : одевать штанишки, завязывать шнурочки, кушать ложкой, умываться и т. д. Но не все у него может получаться. Если на этом этапе ребенок «опустит руки» , откажется от попыток самостоятельности , то позже ему будет еще труднее привыкнуть все делать самому .

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности . Так, если поручить трехлетнему ребенку, самостоятельно завязать шнурки , то это задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это далось ему не сразу, значит, задача предложена несвоевременно или подана неумело.

Особое значение в имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное

проведение бытовых процессов.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ : Задачи и содержание работы в младшей группе

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) .

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) .

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

Одним из воспитательных приемов является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ведь ребенок всему только учится, и все то, что он как будто умеет делать, еще освоено недостаточно. Если он ест не аккуратно, неправильно держит ложку, то лучше не фиксируя его внимание на не правильном, сказать : «Ешь аккуратней, вот так надо держать ложку» и т. п. Родители должны набраться терпения, ведь в спешке они сами готовы сделать за малыша то, что у него не получается, ведь так и быстрее, и аккуратнее. При этом, между делом, родители приговаривают, каким растяпой (неряхой, неумехой, лентяем и т. д.) является ребенок. Такое родительское поведение формирует у ребенка комплексы и может вылиться в серьезную психологическую проблему.

Чтобы приучить ребенка к самостоятельности , важно дать ему осознать, что любой поступок влечет за собой последствия, а какими они будут – зависит именно от него. Поэтому не стоит спешить вырывать из рук ребенка соломинку, когда он пытается есть ею суп или кашу. Малыш сам поймет, что это неудобно и утомительно. Действуя самостоятельно , ребенок учится не бояться ошибок.

Основная деятельность маленьких детей - игра . Элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра – стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры , в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры организуются как с группой детей , так и индивидуально с каждым ребенком. В играх используются самые различные игрушки, организовываются с ними игры (куклу накормить, раздеть, уложить спать, одеть) .Например, ребёнок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому всё нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно. Игра используется и для закрепления навыков самообслуживания . Так, с помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании и раздевании. Или с помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается, умывается, или же как эти персонажи сами выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания .

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Кран откройся!

Нос умойся.

Каждый пальчик,

Мыться стройся,

Мыльце скользкое бери

И свои ладошки три.

Можно спросить, зачем надо мыть руки и лицо. Правильно, чтобы были чистыми.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы губки заалели,

Засмеялся, чтоб роток,

Хлебушко кусал роток.

Во время уборки игрушек, нужно приучать детей убирать их на место . Воспитывать бережное отношение к игрушкам, самостоятельность , желание трудиться.

Ну, теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно.

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть.

После уборки хвалить ребят за помощь, обращать внимание на то, как уютно, красиво стало в игровой комнате.

Мы с игрушками играли,

Их на место убирали.

Кто любит трудиться -

Работы не боится.

После дневного сна

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем вас поздравляет

Просыпайся детвора,

Уж гулять давно пора!

После дневного сна, когда дети одеваются, можно усадить их на стульчики и протать стихотворение :

Вот колготки. Посмотри.

Они сшиты изнутри.

Ты, дружочек, не зевай,

Налицо их надевай.

Собери чулок в гармошку,

И надень его на ножку.

До коленки натяни,

И другой чулок возьми.

Вот и все теперь вставай

И штанишки одевай.

Большое значение при формировании навыков самообслуживания у ребенка имеет чтение художественной литратуры («Федорино горе» , «Мойдодыр» , «Маша варежку надела…» ).

Приучая ребенка к самостоятельности , важно быть последовательными и спокойными. Уверенность в своих силах и терпение родителей обязательно помогут малышу освоить все необходимые навыки .

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как приучить ребенка чистить зубы» Всем родителям без исключения хочется сохранить здоровье своего ребенка! Как хочется, что бы ребенок не болел, в том числе, что бы не болели.

Как приучить ребенка любить книги Ни для кого не секрет, что значение художественной литературы очень велико для приобщения ребенка к общечеловеческой культуре и гармоничного.

Как учить малышей самостоятельности? АЛГОРИТМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ Согласно показателям нервно – психического развития.

Консультация для родителей «Путь к самостоятельности» Путь к самостоятельностиВоспитание у малыша самостоятельности начинается в первый день его жизни, когда стараниями родителей создается теплая,.



error: Контент защищен !!