Можно и нужно ли всё разрешать детям? Что можно и что нельзя запрещать ребенку Что можно а что нельзя детям

Дети - это хорошая встряска для родительского ума, фантазии и креативности! Согласитесь - нам, родителям, надо постоянно быть начеку, наш мозг постоянно должен работать, чтобы в очередной раз отвлекать от запрещенного предмета или придумать способ одеть в курточку убегающего ребенка. Еще очень часто нам приходится придумывать, чем бы занять ребенка. Да, очень важно оставлять ребенка один на один с собой, чтобы он учился сам придумывать игры, чтобы сам познавал мир. Но есть моменты, когда мы действительно ему нужны. Этот перечень интересных занятий для детей поможет вам, вдохновит, прибавит радости и разнообразит вашу повседневную жизнь.

Интересные идеи, чем занять скучающего малыша:

  1. Построить замок или халабуду из домашней мебели, одеял, подушек и пр.
  2. Сделать открытку или написать письмо бабушке, крестной, двоюродному братику и т.п.
  3. Сделать бумажные куколки и одежду для них.
  4. Взять магнит и поиграть в металлоискателей. Обыскать весь дом на наличие металла.
  5. Поиграть с рулеткой. Измерить все в доме с ее помощью.
  6. Устроить дискотеку, включив озорную музыку.
  7. Сделать уборку в ванной, помыть зеркало губкой с мылом, вымыть раковину этой же губкой.
  8. Рисовать. Есть множество идей для необычного рисования. Можете подсмотреть здесь: .
  9. Сделать картонный дом или потрудиться над картонной коробкой, чтобы соорудить из нее что-то интересное. Идеи найдете тут: .
  10. Выучить стих, скороговорку или считалочку.
  11. Смотреть на облака и искать в них различные образы.
  12. Заняться оригами. Для начал сделать самолетик и кораблик. Более сложные идеи ищите тут: .
  13. Разукрашивать. Это еще и хороший способ снять стресс.
  14. Спрятать “клад” для папы и нарисовать карту квартиры, по которой он будет искать это сокровище вечером.
  15. Сделать домашний кукольный театр.
  16. Навести порядок в комнате. Под музыку, играя, посортировать игрушки, помыть пол.
  17. Придумать сказку.
  18. Сделать коллаж, вырезав картинки из старых газет и журналов.
  19. Приготовить обед вместе с мамой.
  20. Заняться отмечанием важных дат в календаре.
  21. Заморозить сок или кусочки фруктов.
  22. Поиграть в настольную игру.
  23. Заняться декором старой футболки с помощью пуговиц, фломастеров для ткани, бусин.
  24. Почитать.
  25. Посадить семена в горшок и начать за ними ухаживать.
  26. Сделать кормушку для птиц.
  27. Пускать мыльные пузыри.
  28. Играть в магазин, ресторан, создать зоопарк из игрушек.

Scanpix

Когда моя 11-летняя дочь прибежала с вопросом, можно ли ей уже пить кофе, я отшутилась. Мол, не раньше, чем в 14 лет. Почему в 14? Не знаю. Потом был вопрос серьезнее - очень хочется покрасить волосы: мама, когда? А действительно, когда? Когда детям можно оставаться одним, когда можно делать пирсинг, когда можно самостоятельно ходить к врачу? А в ночной клуб? Пробуем найти ответы.

Подобных ситуаций и их разновидностей - десятки, если не сотни. И большинство родителей, опекунов, бабушек и дедушек решают их по наитию. В то время как существуют и весьма определенные правила, нарушение которых, как вы понимаете, чревато. "МК Эстония" рассматривает разные ситуации и пути выхода из них.

Ситуация первая: за молоком на две секунды

”У меня работа такая, что часто приходится оставлять на пару часов детей дома в одиночестве, - рассказывает Светлана. - Возраст у них уже достаточно большой - 9 и 11 лет, я спокойно их оставляю. Правда, несколько лет назад семилетний мальчик, оставленный один, случайно устроил пожар в квартире, и счастье, что жив остался. Но мы все эти ситуации проговорили, дети знают, что можно, а что нельзя, а деваться мне некуда”.

С другой стороны, рассуждает мама, в школу и из школы, а также в кружки они ездят сами. Сделать уроки, навести порядок и разогреть в микроволновке обед прекрасно могут. К самостоятельности ведь тоже нужно приучать.

А что говорит на эту тему закон? Разрешено ли родителям оставлять детей одних дома и на какой срок? А до какого возраста? И вот тут выясняется, что закона, четко прописывающего эти нюансы, у нас нет.

Считается, что по умолчанию родители не оставят новорожденного младенца одного без присмотра. По умолчанию взрослый, если понадобилось выскочить на минутку, не поедет в лифте, оставив дома малыша одного. Ну а если кто-то отлучится и застрянет… Пусть это остается на совести родителей. Специалисты все-таки настоятельно рекомендуют до семи лет не оставлять детвору без присмотра. Это опасно. А дети в таком возрасте еще не в состоянии полностью оценивать последствия своих поступков.

Ситуация вторая: один, совсем один.

”Иногда приходится уезжать в командировки, - рассказывает Елена. - На несколько дней, но отказаться я не могу. Это работа. 14-летний сын в эти дни едет жить к бабушке с дедушкой. Но все чаще просит меня разрешать ему остаться одному. Если честно, я боюсь. Во-первых, возраст - мало ли чего. Во-вторых, компании. Вроде бы мальчик ответственный, но вдруг это только пока я рядом? В-третьих, я не представляю, как можно оставить несовершеннолетнего ребенка на несколько дней жить в одиночестве без присмотра. Поэтому отказываю”.

И таких ситуаций в стране довольно много. Иногда родители вынуждены уезжать не на несколько дней, а на недели и месяцы. Что делать с детьми? Ответ однозначный - ни в коем случае не оставлять жить в одиночестве.

Молодежный полицейский, старший комиссар Наталья Бурякова отмечает, что в их практике случаи, когда родители работают за границей или выезжают на отдых, оставляя детей одних, не редкость. Иногда это семьи, в которых ребенка воспитывает один родитель. Как правило, взрослые рассчитывают на то, что дети уже способны справиться как с бытовыми вопросами, так и с учебой. Но на практике, даже если за подростками просят присмотреть старших, соседей или бабушек с дедушками, часто оказывается не так.

”Если взрослых дома нет, подростки начинают вести более свободный образ жизни, могут начать употреблять алкоголь, табак, наркотические вещества, - рассказывает Наталья Бурякова. - Поэтому напоминаем, что обязанность каждого родителя - обеспечение защиты, ухода и безопасности ребенка; создание среды для его развития. Если родитель не может обеспечить эти условия, то информация о такой семье передается социальным работникам, которые определяют дальнейшие действия”.

Если все-таки вы не дома, то обеспечьте своему чаду доступ к ”телу” в любое время. И обязательно договоритесь с ребенком о правилах поведения, о том, что делать, если ему срочно понадобится помощь.

ТОП

”В случае, если родитель оставляет самостоятельно дома на длительное время старших детей с малолетними детьми, следует понимать, что несовершеннолетние даже в возрасте 16–17 лет еще не могут самостоятельно обеспечить безопасность маленького ребенка, так как они сами нуждаются в опеке родителей”, - добавляет старший комиссар.

И, если вышесказанного показалось недостаточно, дополнение. Если ребенку не исполнилось 18 лет, он не может проживать самостоятельно. Если родители по каким-то причинам отсутствуют дома, ребенку должен быть назначен законный представитель или опекун. Об этом родители должны позаботиться заблаговременно, и решение этих вопросов находится в компетенции отдела по охране детства Департамента социальной помощи.

В случае, если полиция получает сигнал о том, что несовершеннолетний проживает один, информация передается в отдел по охране детства Департамента социальной помощи, а также проводится контроль по месту нахождения ребенка, в том числе совместно с социальными работниками.

Ситуация третья: отдыхать на всю катушку

”На лето бабушка с дедушкой захотели поехать с семилетней внучкой за рубеж, - рассказывает Михаил. - Нам, родителям, пришлось оформлять документы - обращаться к нотариусу за справкой, делать выписку из регистра. Я уже все тонкости не помню, но пришлось и денег заплатить, и побегать. Обидно то, что на границах, которые пересекали родственники с нашей дочкой, никто даже не поинтересовался документами и тем, чей ребенок вообще едет”.

Эта ситуация скорее исключение. Если путешествуете по странам , то действительно документы могут не требовать. Но могут и поинтересоваться. На такой случай лучше иметь официальные, заверенные нотариусом (с нужными переводами) документы, подтверждающие, что ребенок путешествует с вами с согласия родителей.

Точно так же, несовершеннолетний ребенок может путешествовать и самостоятельно. Для пересечения государственной границы Эстонии он должен иметь при себе проездной документ.

”Пересекать границу он может самостоятельно, для этого не требуются дополнительные документы, например, доверенности, - поясняет Наталья Бурякова. - Но, исходя из ограниченной дееспособности несовершеннолетнего, пограничник может проверить на границе наличие согласия на пересечение границы его законного представителя”.

Родитель может представить свое согласие в свободной форме, написанное от руки. Пограничные службы других государств могут также потребовать дополнительные документы.

Поэтому несовершеннолетнему ребенку с собой рекомендуется дать написанное от руки разрешение, в котором будут указаны контактные данные родителей. А до поездки за границу обратиться в зарубежное представительство государства назначения и уточнить требования к документам.

Такое пересечение границы ребенком возможно лишь в том случае, если оба родителя согласны на это. Исходя из Закона о семье, родители обладают равными правами попечения в отношении ребенка, если же родитель представляет ребенка самостоятельно, предполагается согласие второго родителя.

”В случае, если один из родителей не дает согласия на пересечение ребенком внешней границы, на перемещение в Европейском союзе и странах Шенгенской зоны, а также на переезд на постоянное место жительства в зарубежное государство, то ребенок не имеет права выезжать из страны, а решение данного вопроса решается в суде, - уточняет старший комиссар Нарвского отделения полиции Наталья Бурякова. - Если ребенка уже увезли в зарубежное государство, за помощью следует обращаться в по телефону 6 208 183 либо по электронной почте [email protected]”.

Ситуация четвертая: пить, курить и шляться

”У меня была бурная юность, бедные мои родители - что им пришлось пережить, - смеется Елена. - А теперь у меня самой растет дочка. Которой уже 15. Отношения у нас доверительные, я прекрасно знаю, что она уже попробовала и легкий алкоголь, и сигареты - этап взросления, это было просто пробой, а не привычкой. Теперь просится в ночной клуб. А я считаю, что рано еще”.

Рано или поздно дети дорастают и до этого возраста. Уже не дети. Еще не взрослые. Но очень хочется. Постарайтесь сохранить с ними доверительные отношения, обсуждайте возможные ситуации и проблемы, будьте рядом, но не доставайте нотациями. Хотя иногда это бывает очень сложно.

Если рассуждать с точки зрения закона, до 16 лет вход в ночные клубы подростку запрещен. С 16 лет посещать эти заведения можно, но употреблять спиртное или курить (в том числе и электронные сигареты) нельзя.

”Если у находящегося в кафе или клубе несовершеннолетнего установлены признаки употребления алкоголя или табачных изделий, подростка привлекают к ответственности, - уточняет Наталья Бурякова. - Полицией устанавливается, каким образом ребенок получил запрещенные в его возрасте вещества. В случае, если в ночном клубе несовершеннолетнему продали или передали алкоголь, продавец алкоголя или лицо, купившее для несовершеннолетнего алкоголь, будут привлечены к ответственности”.

Если речь идет о стриптиз-клубах, то ограничения еще жестче: не достигшие совершеннолетия подростки туда зайти не могут.

И опять закон. Не достигшим 16 лет подросткам запрещается пребывание в публичном месте без совершеннолетнего сопровождающего с 23 до 6 часов. В летние месяцы несовершеннолетним младше 16 лет запрещается пребывание в публичном месте без совершеннолетнего сопровождающего с 24 до 5 часов.

Ситуация пятая: солярий, тату и разноцветная прическа

15-летняя Карина - не такая, как все. Мало у кого из девушек в ее возрасте есть татуировка. Сделала она ее себе с согласия родителей, причем по собственному эскизу - на внутренней стороне руки чуть ниже локтевого сгиба красуется причудливый круг с замысловатыми узорами.

”Даже не знаю, откуда у меня взялась эта навязчивая идея, но в какой-то момент я поняла, что хочу себе татуировку, - рассказывает Карина. - Не скажу, что родители были в восторге от этой идеи, но и не кричали, что я сумасшедшая. Мы просто договорились, что не будем принимать поспешных решений. На протяжении нескольких месяцев мы постоянно вели об этом разговоры, обсуждали всевозможные доводы, почему я потом могу пожалеть о своем поступке. Но меня это не переубедило, а они в итоге поняли, что это осознанное и продуманное желание, а не просто подростковая блажь”.

В тату-салон девушка отправилась с папой, который был рядом и поддерживал ее, пока рисунок наносился на кожу. Примечательно, что у самих родителей Карины татуировок нет.

В этом возрасте подростки часто стараются удивить всех. Поэтому крашенные в разные цвета волосы лишь малая капля в чаше родительского терпения. И даже пирсинг не так страшен, как несмываемое тату. И оказывается, в Эстонии никаких ограничений нет. Хоть солярий, хоть татуировка.

Важный момент заключается в том, что если какое-то решение родителя или опекуна повлечет за собой увечья или смерть ребенка, это будет уголовно наказуемым преступлением.

Но даже без таких строгостей медики и ответственные мастера тату и пирсинга единогласно против ранних визитов. Солярий считается миной замедленного действия, ведь облучение может спровоцировать злокачественные процессы на коже.

”А что касается татуировок, то раньше 25–30 лет я не рекомендую их делать никому, - говорит Димон Татурин, мастер по нанесению татуировок. - С чисто физиологической точки зрения до 25 лет человек растет и формируется. И с чисто сознательной точки зрения - к этому возрасту люди созревают и точно знают, чего хотят. В 14 лет можно нарисовать что угодно и где угодно. Вот только потом сводить это больно и некрасиво. А я регулярно исправляю следы таких вот подростковых горячностей”.

Основной процент покупателей составила молодежь, часто совмещающая их с алкоголем. На последнее вещество давно введено ограничение на покупку, но вот со скольки лет можно покупать безалкогольные энергетики, не всем известно. Для подростков приоритетным становился не сам результат распития, а мнение окружающей компании. Баночка в руке превратилась в престижный предмет.

Оригинальная реклама продукции навязала мнение об эффективности таурина и других составляющих при сонном состоянии человека. Бодрость наступала незамедлительно, для некоторых людей такой результат оказывался даже критичным. Поэтому медики задумались о том, ограничения вводить со скольки лет. По закону можно покупать энергетики подросткам, перешагнувшим переломный возраст.

С какого возраста продают (должны продавать) энергетические напитки

В наших магазинах (живу в Украине) энергетики может купить любой желающий, который научился говорить и имеет немного денег. Не раз замечал, как в торговых точках продавцы детям протягивали энергетические напитки. Думаю, что в них в состав не входил спирт, но все таки это не очень хорошо, когда ребенок примет лошадиную долю кофеина или другой гадости.

Запрета на прием энергетических напитков нет и их может покупать каждый и в любом возрасте. Но родители должны вести беседы со своим ребенком, их же должно волновать здоровье собственного ребенка. Это же здравствуй язва, но все поймут, но вкладывать в мозги надо.

Продажа безалкогольных энергетических напитков, разрешена ли лицам, не достигшим 18 лет в Москве

Существует ли закон о запрете продажи без.энергетических напитков лиц не достигшим 18 лет в городе Москва? Бывает, что при покупке энергетичкого напитка просто отказывают. И всякие доводы, что его употребление не запрещено, а просто не рекомендуется не срабатывают.

Что касается Москвы, то в Москве и Подмосковье запрещено продавать популярные слабоалкогольные энергетические напитки. Недобросовестных предпринимателей, которые все-таки решатся выставить их на прилавки, ожидают крупные штрафы и конфискация. Запрет на такие напитки должен выйти и на общефедеральный уровень, считают эксперты «Российской газеты».В Москве и Московской области вступившие в силу региональные законы отменяют розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 9 процентов ее объема и тонизирующего компонента, например, кофеина.За нарушение законодательства отдельные продавцы выложат до 5 тысяч рублей, должностные лица до 10 тысяч рублей, а юридических лиц, уличенных в незаконной торговле, оштрафуют на сумму до 150 тысяч рублей. Предусмотрена и конфискация товара.

Запрет на продажу несовершеннолетним безалкогольных энергетических напитков

Недобросовестных предпринимателей, ожидают крупные штрафы и конфискация. За нарушение законодательства отдельные продавцы выложат до 5 тысяч рублей, должностные лица до 10 тысяч рублей, а юридических лиц, уличенных в незаконной торговле, оштрафуют на сумму до 150 тысяч рублей. Предусмотрена и конфискация товара.

Так, подростки теперь не имеют право приобрести безалкогольный тонизирующий напиток, если не предъявят документ, который подтверждает, что покупателю уже исполнилось 18 лет. Кроме этого и взрослые люди не смогут приобрести запрещённые напитки в детских, образовательных и медицинских организациях.

Со скольки лет можно покупать энергетики

Энергетики является слабо- и безалкогольными газированными напитками. Если верить рекламе, их успешно можно использовать для повышения тонуса, снятия сильной усталости. По уверениям изготовителей данные продукты содержат различные биоактивные добавки и способствуют повышению работоспособности (как умственной, так и физической) .

Обязательные составляющие любого энергетика. Наиболее активными стимулирующими свойствами обладает теобромин (кстати, он содержится в шоколаде). А таурин – это производное цистеина (аминокислота). Человеческий организм и сам вырабатывает подобное соединение, необходимое для стимуляции нервной системы и работы метаболизма.

Разрешено ли продавать энергетики детям

Дмитрий Петров, президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, в который входят компании Red Bull, PepsiCo (энергетики Drive Me и Adrenaline Rush) и Coca-Cola (Burn), сказал «Коммерсанту», что в организации разочарованы решением чиновников. Он напомнил, что в 2009 и 2015 годах Верховный суд постановил, что ограничения на продажу каких-либо товаров могут устанавливаться только на федеральном уровне.

В сентябре Титов направил запрос с просьбой проверить законность запрета продажи напитков на Алтае, в Крыму, Туве, Забайкальском крае и Омской области. В этих регионах была запрещена продажа энергетиков несовершеннолетним, а также в детских, медицинских, образовательных и других учреждениях и во время культурно-массовых мероприятий с участием молодежи до 18 лет.

Сначала алкоголь, теперь и энергетики

Продажа безалкогольных энергетических напитков в скором времени, возможно, будет ограничена в детских, молодежных, медицинских, образовательных организациях, в организациях культуры, на территории физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также во всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения. Продажа «энергетиков» лицам, не достигшим возраста 18 лет, осуществляться не будет вовсе. Помимо того, согласно проекту, запрещается распитие безалкогольных энергетических напитков несовершеннолетними в любых общественных местах. Проект закона, регулирующего продажу безалкогольных энергетических напитков внесен в Государственную думу на рассмотрение.

Станислав Шаклеин, начальник Отдела торговли Департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области:
- Подобные изменения не принесут какого-либо ущерба предпринимателям, потому что доля безалкогольных энергетических напитков в общем объеме торговли не настолько велика. Это же не алкогольная или табачная продукция, которая приносит довольно большой доход. К тому же, не каждый ведь покупает энергетические напитки. Причем, стоят они дороже пенного напитка, который приносит больше дохода.

Можно ли пить энергетики детям

Кофеин – всем известное психостимулирующее средство. По своему строению это алкалоид, который содержится в чае, кофе, гуаране, орехах кола и многих других растениях. Однако чаще его синтезируют химически. Кофеин снимает ощущение усталости, придаёт бодрость, повышает работоспособность (особенно умственную), ускоряет пульс и повышает давление. Бодрящее действие кофеина продолжается около 3 часов. Большие дозы приводят к истощению нервных клеток. Кофеин влияет на сердечную мышцу, повышая её сокращения, поэтому после применения кофеина может «подскочить» давление. У некоторых людей на фоне приема кофеина возникает боль в сердце. Также многие отмечают, что после приёма кофеина сначала чувствовали себя хорошо, но через время состояние было намного хуже, чем до него (период выведения кофеина длительный, повторный приём может вызвать передозировку). Возникает желание вновь выпить энергетик. Всё это приводит к быстро развивающейся зависимости от кофеина - кофеинизму.

Да, энергетик это не водка, но это не означает, что он безопасен. На этикетке состав энергетического напитка может выглядеть как «кофеин, таурин, глюкоза, витамины группы В». Ну а что? - все натуральное, природное, а витамины - вообще хорошо - почему бы не пить? Для того, чтобы выяснить всю подноготную энергетиков, надо разобраться в том, что представляют из себя основные компоненты этих напитков.

Наложат ли запрет на продажу энергетических напитков в России

Долги нужно отдавать, и это в полной мере относится к энергетикам. Постоянно активизируя бодрящим напитком свои скрытые энергетические ресурсы, мы рискуем попасть в «долговую яму» к своему собственному организму в виде накопившейся усталости, раздражения, депрессии. Постоянно прибегать к энергетикам, заглушая естественную потребность организма в отдыхе, нельзя ни в коем случае.

Не осталась в стороне и Россия. В последние годы сразу несколько российских регионов выступили против энергетиков. Безалкогольные стимуляторы уже запрещены в Краснодаре, Ставрополье, Вологде, Чечне. К ним присоединяются другие области нашей необъятной страны.

Кофеин по паспорту

Виктор Звагельский полагает, что ужесточение контроля позволит вычеркнуть из списков покупателей таких напитков несовершеннолетних, а остальным гражданам позволит сделать правильный выбор. Ограничения нужно будет ввести и в отношении рекламы. Потребуются и поправки в Кодекс об административных нарушениях, они установят штрафы для нарушителей.

Автор инициативы, депутат Виктор Звагельский, предлагает запретить продавать тонизирующие напитки несовершеннолетним. Если возникают сомнения в возрасте покупателя, продавцы обязаны будут требовать паспорт. Законопроект также вводит запрет на торговлю энергетиками в детских, образовательных и медицинских учреждениях, а заодно и на прилегающих к ним территориях. Максимальный объем тары, в которой выпускают такие энергетики для розничной продажи, не должен превышать 330 миллилитров.

05 Авг 2018 186

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

Нам всегда проще разрешить что-либо своему чаду, чем искать способ правильного запрета. Почему? Один не желает давить на малыша своим авторитетом, другой придерживается принципов «свободу ребенку во всем!», третий не хочет становиться тираном, четвертому просто лень запрещать и объяснять.

А нужны ли вообще ребенку запреты?

14 вещей, которые нельзя запрещать ребенку – рассматриваем альтернативы

Безусловно, определенные рамки и границы ребенку нужны. Но постоянное «нельзя», которое чадо слышит от нас, уставших, нервных и вечно занятых — это формирование комплексов и зажатости, появление страхов и чувства вины, дефицит новых знаний и пр.

То есть, запреты должны быть правильными!

Чего нельзя запрещать ребенку категорически?

  1. Самостоятельно кушать. Конечно, гораздо проще быстро скормить кашу с ложечки чаду, сэкономив себе время, а заодно и порошок для стирки «убитых» футболок и кофточек. Но тем самым мы лишаем ребенка первого шага к самостоятельности — ведь донести ложку до рта, не уронив ее содержимое, это процесс ответственный и требующий максимальной усидчивости. Да и когда наступит время для детского сада, вам не придется следить за «злой воспиталкой», которая запихивает обед в вашего неумеху-малыша. Потому что он уже будет кушать сам! Как маленький герой. Не жалейте времени на первые взрослые шаги своего малыша — это упростит вам процесс воспитания в последующие годы.
  2. Помогать маме с папой. «Не трогай, уронишь!» или «Нельзя! Прольешь!», — кричит мама, а спустя время жалуется подружкам, что дитя совершенно ничего не желает делать. Не лишайте чадо возможности вам помочь. Помогая вам, он чувствует себя взрослым и нужным. Ничего страшного, если после уборки ребенка вам придется в 2 раза дольше отмывать кухню — зато он помог маме. Выделите для крохи детский набор для уборки — пусть взрослеет. Хочет отнести посуду в раковину — дайте ту, что не жалко разбить. Хочет помочь вам с сумками — дайте ему пакет с батоном. Не отказывайте малышу — все добрые привычки нужно прививать с «младых ногтей».
  3. Рисовать красками. Не отбирайте у крохи возможность самовыражения. Краски развивают творческое начало, мелкую моторику, фантазию, снимают стресс, успокаивают нервную систему, повышают самооценку и пр. Купите малышу нетоксичные краски, наденьте на него старую футболку (или фартучек), постелите на пол (на большой стол) клеенку и пусть малыш самовыражается «на всю катушку». Хочет рисовать на стенах? Прикрепите поверх обоев пару больших листов ватмана — пусть рисует. Можно даже отвести под эти шалости целую стену, чтобы было, где разгуляться.
  4. Раздеваться в доме. Малышам свойственно сбрасывать с себя лишнюю одежду, бегать босиком или даже голышом. Это вполне естественное желание. Не спешите кричать «немедленно оденься!» (если, конечно, у вас не голый бетон на полу). При обычной комнатной температуре малыш может совершенно безболезненно провести 15-20 минут босиком (это даже полезно).
  5. Выражать свои эмоции. То есть, прыгать/бегать, визжать и веселиться, кричать и пр. Одним словом, быть ребенком. Понятно, что в поликлинике или в гостях следует соблюдать правила приличия, но дома позволяйте малышу оставаться собой. Для него это способ выплеснуть энергию, сбросить стрессы, расслабиться. Как говорится, «не мешайте баянисту, он играет, как умеет».
  6. Лазать на улице по турникам или спортивным комплексам. Не нужно дергать малыша за рукав и с криками «не лезь, опасно» утаскивать его в песочницу. Да, опасно. Но на то и нужны родители, чтобы объяснить правила безопасности, показать, как спускаться/подниматься, подстраховать внизу, чтобы кроха не упал. Лучше ваше чадо сразу научится контролировать свое тело (в вашем присутствии), чем потом он без вас (и без опыта) залезет на турник.
  7. Играться с водой. Ну конечно, малыш устроит потоп. И намочится от макушки до пяток. Но зато сколько счастья будет в глазах, и какая эмоциональная разрядка для него! Не лишайте кроху такого удовольствия. Выделите для него зону, в пределах которой можно плескаться от души, брызгаться и пр. Выдайте разные емкости (лейки, кастрюльки, ложки, пластиковые стаканчики).
  8. Шлепать по лужам. Лужи — это настоящий источник счастья. Причем, для всех детей без исключения и даже для некоторых взрослых. Купите крохе яркие сапожки и отпустите в «свободное плавание». Положительные эмоции — залог психического здоровья.
  9. Трогать бьющиеся вещи. Каждый малыш отличается пытливостью ума. Ему просто обязательно нужно потрогать, рассмотреть, попробовать на вкус и пр. Не спешите отбирать из его рук подаренную вам чашку или статуэтку. Просто объясните, что эта вещь вам очень дорога, и с ней нужно обращаться осторожно — для игр она не предназначена, но подержать и рассмотреть очень даже можно. Если все-таки вещь разбилась — не кричите и не пугайте малыша. Скажите «к счастью!» и вместе с малышом соберите осколки (пусть он подержит совочек, пока вы будете их сметать).
  10. Иметь свое мнение. Мама — она, конечно, лучше знает, какая маечка подойдет к этим шортикам, как расставить игрушки, и в каком порядке кушать блюда с праздничного стола. Но ваш кроха — это уже полноценная личность. У него есть свои желания, мысли и мнение. Прислушивайтесь к малышу. «Я так сказала!» и «Потому что!» для ребенка совершенно не аргументы. Убедите его, что вы правы, или имейте смелость согласиться с его мнением.
  11. Играть с посудой. Опять же, все опасное и дорогое прячем повыше и поглубже, а лопатки, ложки, кастрюльки, контейнеры — это не просто посуда, а развивающие материалы для карапуза — пусть играет! Если вам не жалко круп, то и этого удовольствия лишать малыша не нужно, ведь так приятно пересыпать из кастрюльки в кастрюльку макароны с фасолью и гречкой.
  12. Спать со светом. Малыши, особенно, начиная с 3-4 лет, боятся спать в темноте. Это нормально: психологический «отрыв» от мамы нередко сопровождается ночными кошмарами. Не переусердствуйте, приучая ребенка ко сну в отдельной кроватке или комнате. Если кроха боится темноты — установите ночник.
  13. Не доедать. Не стоит пытать ребенка кашами и супами, которые он не хочет. Обед должен быть не мучением, а удовольствием. Только в этом случае он пойдет на пользу. А чтобы аппетит крохи был выше, устраивайте ему поменьше перекусов между приемами пищи, и строго соблюдайте режим питания.
  14. Фантазировать. Вы, как никто, знаете своего ребенка. Учитесь отличать «художественный вымысел» (фантазии) от явной и намеренной лжи. Выдумки — это игра и собственная вселенная малыша. Ложь — недопустимое явление и признак недоверия ребенка к вам.

11 вещей, которые нужно запрещать ребенку в любом случае

При постоянном употреблении родителями частицы «не» или слова «нельзя» происходит привыкание ребенка к запретам. Автоматическое. То есть, со временем реакция на запреты станет совершенно другой — ребенок просто перестанет на них реагировать.

Правда, есть и другие крайности. Например, когда мама настолько запугивает малыша своими «нельзя», что страх ребенка сделать что-то не так, превращается в фобию. Поэтому разумно разделять запреты на категорические (абсолютные), временные и зависящие от обстоятельств.

Если вторые и третьи мамы определяют, исходя из ситуации, то абсолютные запреты можно выделить в определенный список.

Итак, категорически нельзя…

  1. Бить других и драться. Жестокость следует пресекать на корню, обязательно объясняя ребенку — почему именно нельзя. Если малыш гиперактивный, и агрессивен по отношению к сверстникам — учите его «выпускать пар» цивилизованно. Например, рисовать, колотить боксерскую грушу, танцевать и пр.
  2. Обижать братьев наших меньших. Учите малыша помогать животным и заботиться о них. Заведите питомца (пусть даже хомячка), свозите ребенка на экскурсию в конюшню и познакомьте с лошадками, посетите приют для животных и подайте крохе личный пример (урок милосердия).
  3. Брать чужие вещи. Эту аксиому ребенок должен впитать еще с пеленок. Присваивать чужие игрушки, лазить по родительским вещам или надкусывать конфеты в магазине — нельзя. Ругать не нужно — нужно объяснять, чем заканчиваются такие поступки (без прикрас, начистоту). Если не помогает, попросите кого-нибудь из знакомых сыграть роль полицейского.
  4. Не здороваться. Не отвечать на приветствие и не прощаться — невежливо. С пеленок учите кроху здороваться, говорить «спасибо и пожалуйста», извиняться. Безусловно, наиболее эффективный метод — личный пример.
  5. Убегать от мамы. Одно из ключевых «нельзя». Малыш должен понимать, что от родителей уходить нельзя никуда и прежде чем отлучиться (до песочницы, например, или до соседнего прилавка в универсаме), нужно сказать об этом маме.
  6. Залезать на подоконники. Даже, если у вас стоят пластиковые окна и приняты все меры безопасности. Этот запрет категорический.
  7. Играть на проезжей части. Это правило малыш должен знать назубок. Идеальный вариант — изучить его в картинках и закрепить эффект полезными мультфильмами. Но и в этом случае вариант «погуляй, я из окошка пригляжу» — безответственный. По закону подлости мяч с детской площадки всегда улетает на дорогу, и уберечь ребенка можно просто не успеть.
  8. Бросать вещи с балкона. Неважно — игрушки это, шарики с водой, камни или что иное. Все, что создает опасность для окружающих людей — запрещено. Не говоря уже о том, что это просто некультурно.
  9. Пихать в розетки пальцы или предметы. Просто заглушек и маскировки МАЛО! Объясняйте ребенку, почему это опасно.
  10. Нарушать нормы морали. То есть, бросаться в других людей различными предметами, плеваться, прыгать по лужам, если кто-то идет рядом, сквернословить и пр.
  11. Играть с огнем (спичками, зажигалками и пр.). Эту тему раскрыть малышу легко — сегодня масса полезных материалов на эту тему, разработанных специально для детей в виде мультфильмов.

Запреты для детей – правила для родителей

Чтобы запрет был ребенком усвоен и не встретил отпора, обиды, протеста, следует усвоить ряд правил запретов:

  • Не выбирайте осуждающий тон для запрета , не стыдите и не обвиняйте ребенка. Запрет — это граница, а не повод обвинить малыша, что он ее преступил.
  • Всегда и в доступной форме объясняйте причины запрета. Нельзя просто взять и запретить. Нужно объяснить — почему нельзя, чем опасно, какие могут быть последствия. Без мотивации запреты не действуют. Формулируйте запреты четко и ясно — без длинных лекций и чтения моралей. А еще лучше — через игру, чтобы материал лучше усвоился.
  • Обозначив границы, не нарушайте их (особенно, когда дело касается абсолютных запретов). Нельзя вчера и сегодня запретить ребенку брать мамины вещи, а завтра разрешить, чтобы он не мешался под ногами, пока вы болтаете с подружкой. «НЕТ» должно быть категоричным.
  • Ограничения не должны быть повсеместными. Минимум абсолютных ограничений — этого достаточно. В остальном ищите компромиссы и будьте хитрее. Не «прекрати капризничать, здесь люди, так нельзя!», а «Сынуля, пойдем, выберем подарок для папы — у него скоро день рождения» (игрушку для кошки, лопатку для сковороды и пр.).
  • Запреты не должны идти вразрез с потребностями малыша. Нельзя запретить ему прыгать и дурачиться, фантазировать, зарываться в песке по самые уши, шлепать по лужам, строить домики под столом, громко хохотать и пр. Потому что он — ребенок, и такие состояния для него — норма.
  • Заботясь о безопасности чада, не переусердствуйте. Лучше максимально обезопасить все пути передвижения малыша в квартире (заглушки, мягкие накладки на углы, убранные на самый верх опасные предметы и пр.), чем каждые 5 минут кричать «нельзя».
  • Запрет должен исходить не только от вас — от всей семьи. Если мама запретила, папа не должен разрешать. Согласовывайте свои требования между всеми членами семьи.
  • Чаще читайте крохе умные и полезные книжки . Смотрите специально созданные для расширения кругозора мультфильмы. Дефицита в них сегодня нет. Морализмы от мамы утомляют, а вот сюжет из мультика (книги), как «Вася играл со спичками» запомнится надолго.
  • Будьте примером своему малышу. Зачем говорить, что в обуви ходить по спальне нельзя, если вы сами позволяете себе заскочить (пусть даже «на цыпочках») в сапожках за сумочкой или ключами.
  • Предлагайте ребенку выбор. Это не только избавит вас от необходимости давить своим авторитетом, но и повысит самооценку малыша. Не хочет надевать пижаму? Предложите крохе выбор — зеленую или желтую пижаму. Не хочет купаться? Пусть он самостоятельно выберет игрушки, которые возьмет с собой в ванну.

А еще помните: вы — мама, а не диктатор . Прежде чем сказать «нельзя», задумайтесь — а вдруг все-таки можно?

А как вы относитесь к запретам вашему ребенку? Правильно ли вы запрещаете и всё ли получается?

(5 голосов : 4.2 из 5 )

Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Юлия Борисовна Гиппенрейтер .

Родители продолжают «воспитывать», вмешиваться в жизнь ребенка,даже когда тот давно вырос.

Ю. Г.: Такое отношение – это насилие над ребенком. И не только над теми, кто вырос, но и над маленькими детьми. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением – его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.

Но есть еще и внешние требования: что ребенок должен уметь к определенному возрасту…

Ю. Г.: Великий математик Владимир Арнольд вспоминал, как в конце первого класса учительница вызвала его мать и сказала: «Я вашего сына перевести не могу, он до сих пор не выучил таблицу умножения, складывает в уме числа, вместо того чтобы умножать». Но у него отец профессор, дед профессор – не может быть! И вот что придумала тогда бабушка – сделала карты, наподобие игральных, но с примерами: семью восемь или пятью три. А на другой стороне – ответ. И они стали вместе играть: «Пятью шесть». – «Тридцать», – говорит Володя. Откладывают карточку в одну сторону. А если неправильный ответ, то в другую. И так с одной стороны стопка карт худела, а с другой росла… Так он быстро выучил всю таблицу умножения. Почему? Учительница требовала автоматических ответов, а мальчик вдумывался, ему надо было понять. Она ему грозила наказанием: не переведу. А бабушка превратила обучение в игру и достигла нужного результата, не принуждая ребенка, а следуя за ним.

Насколько совпадают интересы школы и родителей?

Ю. Г.: Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути школа – это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель. Для творчества у него не остается времени, мысли. А волевая личность рождается, только когда ребенок растет в атмосфере свободы, инициативы, любопытства, поиска.

Принято думать, что волевой человек как раз может себя заставить делать то, чего не хочет…

Ю. Г.: Воля – это понятие, неприменимое к действию. Оно применимо к личности. Воля – это свободная энергия, а волевая личность – тот, у кого есть эта энергия и кто делает то, что ему интересно. Физиолог Павлов зарплату забывал получать, обедать забывал, так его увлекали его исследования. Давайте такую волю у ребенка воспитывать, чтобы он хотел что-то делать и делал, чтобы у него было живое желание и интерес. А когда его заставляют, запугивают, как та учительница, которая говорит: «Не переведу», или «Все выучили, а ты почему такой глупый?» – в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. Вдохновлять – вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители – по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».

Но можно ли разрешить ребенку делать все, что он хочет?

Ю. Г.: Прежде всего необходимо учиться понимать, чего он действительно хочет и почему он этого хочет.

Интересное наблюдение сделала одна мама. Ей казалось, сын испытывает ее терпение: он смотрел много раз подряд мультфильм, который ей категорически не нравился. А мать упрекала его: «У тебя есть масса развивающих программ, книг и игр, займись чем-нибудь другим, в конце концов! Этот мультфильм больше смотреть нельзя». После чего следовали слезы, истерики и обиды. Но потом мать прошла курс активного слушания и попробовала изменить тактику. «Ты хочешь, чтобы я включила тебе этот мультфильм», – говорит она в утвердительной форме. – «Да, хочу смотреть именно этот мультфильм, потому что он мне очень нравится!» – «Тебе очень нравится именно этот мультфильм», – говорит она. «Да, очень!» – отвечает мальчик. Мать выдерживает паузу. «Но ты никогда не разрешаешь мне его смотреть», – продолжает мальчик. Тогда мама говорит: «Ты сердишься из-за того, что мама не разрешает тебе смотреть мультфильм, который тебе очень нравится». – «Да, мне этого так хочется!» И после паузы: «Я хочу смотреть фильм с тобой, мама». Мы видим, что в ребенке идет какой-то свой, особенный процесс. «Тебя не было дома целый день, и я очень соскучился». Мама опять повторяет: «Ты очень соскучился, мой малыш, и хочешь со мной смотреть мультфильм». – «Да, очень хочу». Она обнимает ребенка. Он бежит в свою комнату, приносит… диск «Учимся читать» и предлагает посмотреть его немного, а потом просто вместе почитать его любимую книгу. Что произошло? Мать услышала наконец, что на самом деле ребенок хотел ласки и понимания. Это парадоксальное поведение – рассердить, чтобы получить внимание, – очень типично для детей.

Значит, можно иногда разрешить не делать то, чего он не хочет?

Ю. Г.: Конечно, не всегда надо подчиняться жестким правилам. Если, например, дочь просит: «Разреши мне не ходить в школу хотя бы сегодня. Я больше не могу!» –почему бы не разрешить ей это, если вы будете уверены, что она в школе не отстанет. Но ребенка важно подстраховывать, защищать. Как только он начал хромать в каком-нибудь учебном предмете, бейте тревогу. Начните вытаскивать его как можно раньше. Нужно определить, в чем трудность, и вытащить. Иначе дальше будет снежный ком проблем. Потому что, когда не получается, начинает падать самооценка, ухудшается мнение о себе. Оно ведь меряется поступками. Хорошо учусь – я молодец. Помогаю маме – я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо. Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, он ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки – ему все равно. И потому в возрасте 11–13 лет может произойти резкое изменение ценностей: дразню учительницу – я молодец; не прихожу домой, лазаю по опасным местам – я молодец; хулиганю, ворую – молодец. У подростка снова высокая самооценка – но теперь она измеряется по другой шкале.

У некоторых родителей есть страх: если их ребенок в чем-то не преуспел, то их самих оценят как «плохого отца», «плохую мать».

Ю. Г.: Я сейчас пытаюсь представить себе, как получаются такие родители. Это значит, что им самим никогда не давали жить, следуя собственным спонтанным желаниям, их постоянно оценивали. У них не было своего мнения, они не чувствовали, что имеют право распрямиться во весь рост и сказать свое слово. Я бы с такой мамой поговорила о том, что она сама думает о своем ребенке, о том, как она его любит и чем ему помогает. И посоветовала бы никого не слушать!

Даже если это учитель?

Ю. Г.: Есть разные варианты общения, и надо искать подходящий. Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа. Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди. Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите. Школа – это на время. А ваши отношения с ребенком – навсегда.



error: Контент защищен !!