Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста. Мелкая моторика. О важности развития

Современные родители начинают заниматься развитием ребёнка буквально с первых дней его жизни. Педиатры и психологи рекомендуют уделять особое внимание мелкой моторике, так как она напрямую связана с формированием речи. Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками.

Почему нужно развивать мелкую моторику

Многие знают о необходимости развития мелкой моторики детей с раннего возраста. Однако не все понимают, для чего это нужно и что представляют собой такие занятия.

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные действия кистями рук и пальцами. Она скоординирована работой нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Её развитие начинается в первые месяцы жизни ребёнка с разглядывания собственных пальчиков и ручек. Затем малыш постепенно учится овладевать ими, беря игрушки. Моторные навыки положительно сказываются на ловкости рук, формировании будущего почерка у школьника, на скорости реакции.

Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук. В мозге человека центры, ответственные за речь и моторные навыки, расположены рядом. Таким образом, при стимулировании одного участка активизируется и другой.

Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей

Полки детских магазинов предлагают широкий ассортимент развивающих пособий. Не секрет, что их стоимость достаточно высока. Для заинтересованных мам не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики своими руками. А главной останется уникальность - ведь они будут выполнены с огромной нежностью.

Сенсорные мешочки

Сшить сенсорные мешочки своими руками совсем несложно. Понадобится плотная ткань разных расцветок и фактур и наполнитель, в качестве которого можно использовать:

  • макароны (спиральки, ракушки, бантики, трубочки);
  • крупы (пшено, гречка, перловка, рис, овёс);
  • муку и крахмал;
  • бобовые (фасоль, горох, соя, бобы, кукуруза);
  • конфетки;
  • орехи;
  • природные материалы (жёлуди, каштаны, ракушки, камешки);
  • ластики разных форм;
  • вату или синтепон;
  • пуговицы и бусины.

Макаронные изделия разных размеров и форм - оригинальный и безопасный наполнитель для сенсорных мешочков

Правила безопасности

Природные материалы перед использованием нужно промыть и тщательно высушить, а игрушки с пищевыми продуктами обязательно хранить в сухом месте - макароны и крупы боятся влаги. Мешочки должны быть сшиты или завязаны таким образом, чтобы малыш не при каких обстоятельствах не смог достать их содержимое.

Видео: как сделать сенсорные подушечки своими руками

Фотогалерея: самодельные сенсорные мешочки

Такие мешочки легко сделать самостоятельно даже без швейной машины Наполнитель можно вложить не только в ткань: для этого подойдут плотные воздушные шары Тактильное восприятие можно развивать не только с помощью наполнителя, но и используя ткани разных фактур Мешочки могут быть разных цветов и размеров

Сенсорный кубик

Такая игрушка представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.

Сенсорный кубик стимулирует малыша совершать разные действия: тянуть, трогать, дёргать, перебирать пальчиками

Как сделать куб для развития мелкой моторики

Для того чтобы сделать сенсорный кубик своими руками, понадобятся:

  • небольшие кусочки ткани разных фактур и цветов;
  • синтепон или поролон в качестве наполнителя;
  • флизелин;
  • декоративные элементы (пуговицы, ленточки, верёвочки, колечки, остатки ткани, термонаклейки);
  • нитки;
  • утюг;
  • швейная машина.

Из лоскутков ткани (это могут быть хлопок, шёлк, бархат и другие) нужно вырезать 6 квадратов с одинаковыми по размеру гранями.

Лучше, если все грани кубика будут сделаны из разных по фактуре и цвету тканей

Из флизелина нужно вырезать квадраты со стороной на 1–1,5 см меньше, чем из ткани. Флизелиновые заготовки накладываются на тканевые и проглаживаются утюгом - обе детали склеятся, получат жёсткую структуру и будут хорошо держать форму.

Флизелиновая основа придаст заготовкам прочность и жёсткость

Каждый квадрат оформляется в соответствии с идеей: это могут быть фигурки зверей и птиц, геометрические фигуры из меха или фетра, термонаклейки, пуговицы, замочки и многое другое.

На каждую грань кубика пришиваются декоративные элементы

Когда оформление закончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.

Четыре грани куба сшиваются в одну линию

К одному из квадратов сверху и снизу пришиваются две оставшиеся заготовки.

К одному из квадратов с разных сторон пришиваются оставшиеся грани

Швы делаются по контуру флизелиновых граней, после чего закрепляются. Далее, развёртка сшивается таким образом, чтобы получился кубик.

Все грани сшиваются таким образом, чтобы получился кубик

На последней грани в уголке нужно оставить небольшое отверстие и через него аккуратно вывернуть кубик. Игрушка наполняется поролоном или синтепоном и прошивается потайным швом. Вместе с наполнителем в кубик также можно поместить шуршащую бумагу или колокольчик.

Каждая грань сенсорного кубика оформлена по-своему и вызывает разные тактильные ощущения

Видео: как сделать развивающий кубик своими руками

Тактильная подушка

Сенсорные (тактильные) подушки подходят для малышей от 2–3 месяцев до 3 лет. Всё зависит от набора тех элементов, которые на неё помещены. Для самых маленьких подойдёт небольшое количество простых материалов. Перед тем как давать такую игрушку ребёнку, нужно убедиться, что все элементы прочно закреплены: если кроха потянет один из них в рот, он не должен оторваться.

Для детей от 1 года можно подобрать и пришить более разнообразные и сложные развивающие предметы: замочки-молнии, пуговки, шнуровки, липучки, бантики и верёвочки, которые можно завязывать и дёргать. Сделать такую игрушку можно, используя уже готовую подушку и сшив для неё наволочку с декоративными элементами.

Фотогалерея: сенсорные подушки разных форм

Такая подушка подойдет малышам с 2–3 месяцев. Для изображения на каждом из квадратов можно использовать разную по фактуре ткань Такая подушка подойдет для детей от 1 года. На ней представлены более сложные элементы: пуговицы, ленточки, бантики, липучки, замочек Такая черепашка имеет несколько граней, на каждой из которых помещены разные развивающие элементы: карабин, шнуровка, пуговицы. Она подойдёт детям от двух лет

Подушка для развития мелкой моторики своими руками

Сшить такую подушку можно дома.

Игрушка-самоделка принесёт много радостных минут и маме, и малышу

Для её изготовления понадобятся:

  • ткань - зелёная (53×30 см) и голубая (83×20 см);
  • флизелин (53×50 см);
  • ткань для задней стороны (50×55 см);
  • фетр разных цветов и нитки мулине в тон;
  • молния длиной 50 см;
  • липучка, пуговки, тесьма, ленточки, шляпная резинка;
  • ватман, бумага, карандаш;
  • ножницы;
  • нитки, иголки и булавки для шитья;
  • подушка 45×50 см.

Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей подушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.

Эскиз, выполненный на бумаге, должен быть в натуральную величину

Ткань голубого цвета разрезается на две полоски (первая - 30×20 см для кармашка, вторая - 53×20 см для основы). Кусок зелёной ткани и голубой лоскут, заготовленный для основы, по размерам дублируются флизелином. Отрез для кармашка складывается пополам.

Из голубой ткани будет выполнена часть основы, а также кармашек

Из жёлтого фетра и лент соединяется солнышко: круг диаметром 10 см и 7–8 полосок по 10 см в длину каждая.

Из жёлтого фетра и лент делается солнышко

Фетровое солнышко со сложенными пополам лучами-лентами крепится булавками к голубой ткани, приготовленной для кармашка.

Лучи выкладываются и крепятся булавками в виде петелек

Детали сшиваются на швейной машине или вручную маленькими аккуратными стежками.

С помощью машинного шва солнышко пришивается к заготовке-кармашку

Элементы основной части (голубой и зелёной) и кармашка соединяются вместе.

Основа из зелёной ткани располагается снизу, из голубой - сверху. В верхний левый угол прикладывается кармашек с солнышком

Затем соединяются булавками основа и подложки из флизелина, после чего сшиваются.

Основа соединяется с флизелином и сшивается

Из фетра вырезаются элементы с нарисованного эскиза.

«Фетровые волны» соединяются между собой. Для каждой рыбки нужно две детали (можно разного цвета) и резинка длиной 10–15 см

Резинки с завязанными на кончиках узелками помещаются между элементами рыбок и сшиваются. Волны выкладываются на основу (отступив от краёв 1–1,5 см для припусков на швы).

Волны и рыбки прикладываются к основе

Разноцветные рыбки помещаются между волнами и фиксируются. Элементы реки сшиваются сначала внизу, потом по всему периметру.

Рыбки помещаются между волнами

Следующий элемент - дерево. Для каждого из них нужно две заготовки кроны, один ствол и несколько яблок или груш. Детали сшиваются между собой, при этом фрукты располагаются внутри между двумя кронами, а ствол остаётся сверху.

Фрукты прячутся внутри дерева, чтобы у малыша была возможность их найти

Заготовка для железной дороги делается из серого фетра. Её размер 53х5 см.

Полоску из серого фетра нужно сложить пополам и вырезать поперёк небольшие полоски, не доходя 5 мм до края

Железная дорога помещается на зелёную полянку, на которой уже есть река и деревья.

Все детали пришиваются к основе

Для изготовления паровоза и вагончика также понадобится по два элемента. Лицевые детали оформляются с помощью фетра разных расцветок (колёса, окошки, труба). Детали сшиваются сверху. На задний край паровозика крепится небольшая пуговица, а на вагончик - маленькая петля из ленточки. Через незашитый край продевается тесёмка длиной 50 см, на концах которой завязываются узелки. Конструкция располагается на железной дороге и фиксируется.

Между лицевой и изнаночной деталями паровозика продевается тесьма, благодаря которой поезд сможет ездить

Из голубого фетра делаются облака - также по два элемента. Через них, как сквозь паровозик, пропускается тесьма, концы которой пришиваются к голубой части основы.

Благодаря тесьме облака смогут плыть по небу

Из фетра разных цветов вырезаются цветочки, для серединки которых используется липучка, и помещаются на зелёную полянку рядом с речкой. Шов делается по краю липучки, а лепестки остаются свободными.

Цветы пришиваются к основе по периметру серидинки-липучки, лепестки остаются свободными

По примеру рыбок делаются бабочка и пчела. На обратную сторону каждой фигурки пришиваются липучка - так насекомые смогут садиться на цветы.

Пчела и бабочка делаются по такому же принципу, что и рыбки, только к их обратной стороне пришивается липучка

В середину куска ткани, которая была выбрана для задней стороны наволочки, вшивается замок.

К задней части наволочки пришивается замок-молния

Передняя и задняя части наволочки складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются по периметру, оставляя припуски на швы (1–1,5 см с каждой стороны).

Припуски на швы можно обработать на оверлоке или прошить зигзагом

По желанию можно сделать фигурки зверей, которые будут кататься в поезде. Мордочки им можно нарисовать маркером.

В паровозик можно поместить пассажиров - например, зайчика и мишку

Наволочка готова. Малыш может играть с ней, помещая зверей в вагончик, катая поезд по рельсам, сажая насекомых на цветы, ища фрукты на деревьях.

Тестопластика

Эффективно способствует развитию двигательной способности пальчиков лепка. Пластилин, с которым все родители знакомы с детства, давать годовалому малышу опасно, ведь он всё пробует на вкус. На помощь приходит обыкновенное тесто. Его можно самостоятельно приготовить из безопасных компонентов.

Рецепт теста для лепки

Для него понадобятся соль мелкого помола и вода (по одной части), мука (2 части).

  1. Соединить соль и муку в глубокой чаше, добавить воду.
  2. Хорошо перемешать.
  3. Вымесить массу до консистенции мягкого пластилина.

Если после приготовления тесто прилипает к рукам, можно добавить к нему соль и муку (соблюдая пропорцию). В случае получения крошливой текстуры, достаточно увеличить количество воды.
Если малыш любит лепить, можно сразу сделать много теста. Хранить его нужно в холодильнике, отщипывая «рабочие» кусочки по мере надобности. Но долго хранить такой материал не следует - со временем тесто теряет эластичность. Для детей постарше можно в процессе приготовления добавить пищевой краситель. После высыхания фигурки из теста становятся твёрдыми и прочными. Их можно раскрашивать и использовать для игр.

Фотогалерея: фигурки из теста, сделанного своими руками

Слепить такую корзину можно вместе с малышом - это увлекательное, творческое и полезное занятие
Из теста можно слепить фигурки любимых животных ребёнка Высохшие поделки можно раскрашивать акриловыми красками Из фигурок можно составлять целые картины и использовать их для оформления детской комнаты

Разборные элементы

Очень хорошо развивает моторику игра с мелкими деталями.

Пальтишки из фетра

Все крупные детали на таких образцах (карманы, рукава и даже воротник) съёмные. Ребёнок сам сможет создавать интересные модели, комбинируя цвета. Такие игрушки подойдут для малышей с двух лет.

У этих разноцветных маленьких пальто все детали съёмные - их можно менять местами и комбинировать

Когда малыш начнёт проявлять интерес к цифрам, можно предложить ему математические шнурочки. Они не только хорошо развивают мелкую моторику, но и помогают выучить счёт.

Оригинальные шнурочки с бусинками помогут малышу научиться считать

Видео: дидактические игры со шурками

Шнуровка

Такие приспособления отлично подходят для совершенствования двигательной активности пальчиков и ручек. Ведь разноцветную верёвочку нужно не просто взять - она должна попасть в маленькое отверстие.

Простую шнуровку можно сделать из любой безопасной поверхности: деревянной дощечки, пластиковой крышки или обычного плотного картона. На них с помощью нагретой на свечке отвёртки или шилом нужно в произвольном порядке проделать отверстия диаметром 5 мм.

Для самодельной шнуровки подойдёт обычная пластмассовая баночка или крышка

Ещё более простой способ занять ребёнка шнуровкой - использовать дуршлаг.

Для шнуровки можно использовать обыкновенный дуршлаг, просто добавив к нему несколько разноцветных шнурков

Более сложные шнуровки можно выполнить в виде любых форм. Для этого понадобится чуть больше времени, фантазии и материала.

Здравствуй, читатель ! Сегодня у нас несколько необычная статья, тема которой - мелкая моторика. Будет много восклицательных и вопросительных знаков – ругаться я буду. В основном на психологов, но и вам, наверное, тоже достанется. Ругать буду психологов за их отношение к рассматриваемому вопросу, а именно к развитию мелкой моторики. Родителям же достанется за использование принципа достаточности в воспитании своих детей.

Мелкая моторика

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Именно развитию мелкой моторики у детей психологи придают особую важность и при этом связывают развитие мелкой моторики именно с развитием речи. Дело в том, что в мозге зоны, отвечающие за проекцию кистей рук, расположены рядом с зоной, отвечающей за речевые навыки. Тут, как правило, имеют ввиду зону «Брока», ответственную за речь, а точнее, за артикуляцию. Это официальное мнение психологов. Этому большие психологи учат в институтах психологов маленьких, и об этом пишут во всех книгах для родителей, но у меня возникает ряд вопросов…

Во первых, помимо зоны Брока также рядом расположена зона Вернике, которая отвечает за понимание речи. Но это не столь важно. Больше всего меня интересует, куда подевались остальные зоны в мозге психологов?! Такое ощущение, что для психологов на зоне Брока свет клином сошелся. Научить ребенка говорить можно вовремя, просто постоянно разговаривая с ним. Это тоже очень хорошо работает. Но я встречал в своей жизни отлично говорящих болтунов. Говорили очень хорошо и быстро, но по большому счету это была полная ахинея. Отличный пример: девочка – нянька из мультика «Супер семейка».

Вернемся к нашим баранам… В мозге вокруг представительства кистей рук расположено гораздо больше зон, чем убеждают психологи. Зоны, отвечающие за внимание и концентрацию, за образное и пространственное мышление, память и т. д. Проще говоря, рук тянет за собой весь интеллект! И как мне кажется, наличие у ребенка речевых навыков не может быть индикатором общей развитости.

Далее… Зоны Брока и Вернике расположены в доминантном полушарии мозга. У правшей в левом, у левшей в правом. И опять вопрос. Почему психологи всегда говорят только о развитии доминантного полушария? Такое ощущение, что у нас растут однобокие дети. А как же второе полушарие, ответственное за творческое мышление и обработку новизны? Мы ведь вроде развиваем моторику обеих рук , а не одной. Поэтому развитие мелкой моторики также развивает творческие способности ребенка.

Принцип отставания

Еще один момент… Меня беспокоит очень своеобразный подход психологов к применению приемов развития мелкой моторики . Это же касается и родителей! В целом он выглядит так: у родителей рождается ребенок. Он растет в своей кроватке, играет с погремушками, смеётся. Веселый и здоровый карапуз. Но идет время, а ребенок не говорит. Проходит еще время, ему уже три годика, но говорит он очень плохо. И тут родители понимают: «О боже мой!!! Что-то пошло не так!». Ведут его к психологу, а психолог и говорит: «Ваш ребенок отстает в развитии (а то мы сами не догадались). Будем развивать» И начинает развивать его мелкую моторику, специально занимается с ним. Речь развили - и отлично. Наблюдаем дальше, а он карандаш держит, как лопату… «О боже мой!!! Срочно учим держать карандаш!» Дальше… «О боже мой!!! Он пуговицы не умеет застегивать!» Ну и т. д. Вопрос: А зачем психологи и родители ждут отклонений в развитии ребенка? Не проще было с самого рождения заниматься с ним?!

Принцип достаточности

А вот это уже попахивает заговором 🙂 Вообще не понятно, почему психологи и родители развивают в детях навыки до того уровня, когда они могут нормально существовать и взаимодействовать с окружающими, т. е. до среднестатистического. И на этом всё останавливается. Такое ощущение, что психологи не любят слишком умных. И кто вообще установил эти нормы? Какие вообще могут быть нормы в развитии интеллекта?! И совершенно не понятно, почему все вышеизложенное устраивает родителей? Неужели потому, что вам психологи так говорят? 🙂 Как мне кажется, каждый родитель хочет вырастить как минимум гения. Так почему никто не делает этого?!

Предлагаю всем родителям в развитии своих детей использовать принцип недостаточности. Т. е. достигнутый результат хорош только на момент его достижения, а дальше он опять недостаточно хорош. Вы должны понимать, что фундамент для дальнейшего развития ребенка закладывается именно в раннем детстве. И насколько результативно будет пройден этот период, настолько успешной может быть остальная жизнь. Не факт, конечно, но шансы многократно возрастут. А поэтому не ждите! Начинайте заниматься с ребенком с первых месяцев жизни. И совет… Только постоянные систематические занятия дадут вам положительный ощутимый результат.

Здесь я не буду описывать способы развития мелкой моторики у детей, т. к. в интернете и без меня информации по этому поводу хватает. Просто наберите в поисковике «Развитие мелкой моторики» и попадете туда, куда нужно. Да и сайт у меня не про детей, а про взрослых.

Развитие мелкой моторики у взрослых

И опять совершенно не понятная мне позиция психологов. Все, что касается развития мелкой моторики, все посвещено детям. Ну вырос ребенок - и что? Развитие встало колом??? остался тот же, количество в нем - тоже, количество связей между нейронами ощутимо уменьшилось (такова специфика, объясню в другой раз), так почему не развивать дальше мелкую моторику? От развития мелкой моторики взрослые получат все те же плюсы, что и дети. Речевые навыки вряд ли ощутимо улучшатся, но мыслительные процессы - очень даже. Это обязательно нужно делать!

Есть небольшая загвоздка в способах развития. Ведь мелкая моторика взрослых уже в достаточной степени развита. Мы уже обладаем всеми основными навыками. Значит, нужно что-то еще.

Для развития мелкой моторики взрослых отлично подойдет обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Я бы выбрал что-нибудь популярное. Например, гитару. В общем я её и выбрал 🙂 Помимо прикладного назначения (развития мелкой моторики) на гитаре всегда можно сыграть жене. Или не жене 🙂 Да и кроме мелкой моторики, обучение игре на музыкальном инструменте очень сильно прокачает ваш мозг. Целая новая система образуется в вашем мозгу, а это очень ценный бонус.

Если вы уже играете на каком-то музыкальном инструменте, то учитесь играть на другом. Со струн переходите на клавиши или духовые инструменты. Но можно попробовать и что-то другое. Например, можно освоить десятипальцевый метод печати. Из жизненных наблюдений могу сказать, что все те, кто обладает десятипальцевым методом печати, обладают очень высокой скоростью мышления и выдающейся сообразительностью. Однажды размышляя над этой взаимосвязью, я подумал, что это может быть совпадением, и провел небольшой и ненавязчивый опрос среди друзей и родственников. И эта взаимосвязь подтвердилась.

Для обучения игре на музыкальных инструментах есть множество различных самоучителей. Стоит поискать в интернете. А для обучения десятипальцевому методу печати лично я использую онлайновый клавиатурный тренажер «Клавогонки». Очень оригинальная идея для клавиатурного тренажера. Регистрируйтесь на сайте, внимательно все прочитайте и преступайте к тренировкам. И помните, что только регулярные систематические занятия дадут ощутимый, устойчивый результат.

Амбидекстрия

Это врожденная или выработанная способность владения не ведущей рукой так же, как ведущей. Суть в следующем... Легкость владения вашей ведущей рукой примерно отражает развитость вашей психики и когнитивных навыков. Проделайте следующее упражнение: запишите вашей ведущей рукой любое предложение. Оцените, насколько это было легко. Далее то же предложение запишите не ведущей рукой и оцените, насколько это было трудно. Разница в легкости написания ведущей и не ведущей рукой примерно равна спящему внутри вас потенциалу. Наверняка после этого несложного упражнения многие поразятся этой огромной разнице.

Еще одно преимущество амбидекстрии... Для решения проблем некоторых эпилептиков нейрохирургам приходится идти на контрмеры - эпилептикам рассекают мозг. Отделяют полушария друг от друга. Далее за больными еще некоторое время наблюдают, и эти наблюдения привели к следующему открытию. Активность доминантного полушария возрастает в то время, как не доминантное полушарие практически прекращает свою активность. Каков тут вывод? Плохо развитое не доминантное полушарие, из-за своей неразвитости, притормаживает доминантное полушарие мозга, не давая раскрыть ему весь свой потенциал. Проверить это очень легко.

Проделайте упражнение, которое я описал выше, но после того, как вы запишете предложение не ведущей рукой, то же самое предложение запишите опять ведущей рукой и оцените, насколько быстрее, легче и ровнее стал ваш прежний почерк. Это происходит буквально мгновенно. Эффект будет сильнее, если не ведущей рукой писать дольше. Развитие не ведущей руки - это очень важный момент в развитии своих способностей. Так что тренируйтесь.

К слову сказать, всемирно известный гений Леонардо Да Винчи развил свое владение не ведущей рукой до совершенства, чего и вам желаю 🙂

Мозг человека – это сложная система организма, посылающая сигналы к действию. Центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся в непосредственной близости друг от друга. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей, стимулируют зону речи, а также помогает контролировать свои действия при помощи зрения.

Мелкая моторика – это координация и контроль движения пальцев рук либо всей кисти разными системами организма: нервной, костной, мышечной, зрительной.

Чем раньше, любящие родители начнут стимулировать моторику рук, тем быстрее будет проходить развитие крохи.

Маленький человечек приходит в наш огромный мир без каких-либо знаний и навыков. Даже движения пальцами он совершает неосознанно, мышцы ребенка слабы и неразвиты. Одна из первостепенных задач родителей – это помочь своему малышу освоиться, сформировать необходимые навыки:

  • развитие памяти и речи;
  • освоение рисования и письма;
  • формирование логического мышления;
  • развитие ловкости;
  • расширение кругозора;
  • развитие воображения и фантазии;
  • подготовка к навыкам ручного труда.

Ребенок до года

Существует мнение, что крохам до года нет необходимости развивать моторику пальцев рук. Но не следует забывать, что новорожденный стремится познать окружающий мир, который постепенно расширяется вокруг него.

К трем месяцам у ребенка формируется хватательный рефлекс. Сначала он тянется всей ручкой к яркому пятну, затем начинает хватать и сжимать пальчиками все что попадется.

Что могут сделать родители для развития мелкой моторики у малыша до года?

  1. Каждый день выполнять нежный массаж пальчиков и ладошек. При кормлении, осторожно поглаживать сжатые кулачки, аккуратно разжимая каждый пальчик. Малыш до года хорошо запоминает эмоции – положительные и отрицательные, поэтому приятное поглаживание будет действовать на него успокаивающе.
  2. Новорожденные всегда стараются ухватиться за протянутые пальцы рук, через некоторое время, почувствовав свою силу, они смогут приподниматься с помощью родителей и опираться только на свои пальчики.
  3. Когда у ребенка появится достаточно сил удержать игрушку, необходимо приобрести погремушку с волнистой поверхностью, которая станет первым помощником в развитии мелкой моторики.
  4. Детям до года очень нравится шелест бумаги. Покажите, что газетные листы и салфетки можно скручивать, мять, рвать.
  5. Полугодовалым детям уже можно покупать кубики, большой конструктор, пирамидку. Играя, малыши развивают свои пальчики.
  6. Для малыша от 6-7 месяцев до года большой интерес представляет все предметы на кухне. Позвольте ему поиграть под вашим присмотром с фасолью, макаронами, раскладывая и пересыпая их по разным мисочкам, тарелочкам и кастрюлькам.

Важно! Не оставляйте ребенка наедине с бумагой и мелкими предметами. Малыши очень любят пробовать все на вкус.

Игра и развитие мелкой моторики у детей

Маленького человечка нельзя заставлять силой что-нибудь выполнить. Итог будет один – слезы и капризы.

Запомните! Только при помощи игр мы развиваем мелкую моторику у малышей и тем самым способствуем расширению их кругозора.

1.Гимнастика для маленьких пальчиков.

Очень важно развивать гибкость пальцев рук, так как скоро малышу предстоит осваивать навыки письма. Гибкость также поможет формированию аккуратного и разборчивого почерка.

Инсценировка маленьких стишков и сказок будет способствовать не только развитию моторики рук, но и запоминанию, а также научит ребенка фантазировать. Простой стишок-потешку про шатающегося бычка со временем можно превратить в целое представление с добавлением слов и мелких театральных реквизитов. Например:

  • добавить разную интонацию – грустную или комедийную;
  • дорисовать на пальчиках глазки, носик, ротик, копытца;
  • построить шатающийся мостик.

Игра позволит ребенку ориентироваться, где находятся: верх, низ, право, лево.

Следите за временем! Не утомляйте ребенка, особенно если ему нет еще и года. Лучше прекратить игру через 3-4 минуты, чем стараться удерживать внимание.

2.Игры с мелкими предметами.

Лучше всего подойдут детям постарше, которые уже отличают предметы друг от друга и знают их свойства. Можно предложить ребенку на ощупь, с закрытыми глазами определить, что это такое.

Пуговицы, бусинки, камешки, орехи – все эти предметы можно перекладывать, пересыпать.

Бусинки и пуговицы можно нанизывать на нитку, а из семян и крупы – выкладывать картинки на столе.

Все дети обожают строить фигурки из песка. Необязательно сидеть на улице в песочнице, наберите в ведерко песок, промойте его. Для ребенка станет увлекательным занятие – поиск мелких предметов, спрятанных в коробке с песком. Это занятие принесет несомненную пользу для развития мелкой моторики рук.

Предложите пальчиками нарисовать на песочной поверхности простой рисунок или буквы.

4.Аппликация.

Покажите, что бумагу можно не только мять и рвать на мелкие клочки, а можно вырывать кусочки, которые затем приклеивать на другой лист бумаги, составляя узор.

Объясните малышу правила пользования ножницами, доверьте ему что-нибудь вырезать.

Не оставляйте ребенка наедине с острыми предметами. Если малыш начинает баловаться – заберите у него ножницы, спокойно объясните причину, не поддавайтесь на слезы.

Все малыши любят лепить. Материал для лепки – тесто, пластилин, глина.

Если вы боитесь, что пластилин и глина отправятся в рот, то тесто станет самым прекрасным материалом для первых фигурок. Если вы самостоятельно готовите тесто для пельменей или печенья, то даже кроха чуть старше года сможет слепить колобка или маленькую колбаску. Научите кроху пользоваться маленьким пластмассовым ножичком для теста, и процесс лепки станет занимательней. С детьми постарше вы можете собирать более сложные композиции из глины и пластилина.

6.Шнуровка.

Существует много разных игр с использованием шнуровки. Но намного интересней – будет изготовленная игрушка своими руками, например, из коробки от набора конфет. Через хаотично расположенные отверстия по очереди протягивайте шнурки (ленточку), создавая паутинку для паучка.

7.Завинчивание.

Дети с удовольствием будут закручивать и откручивать пробки у бутылок и баночек. Устройте соревнования.

8.Раскраски нашего детства.

Вспомните, как сами сидели за столом, неловко держа карандаш и чуть высунув язык, старательно раскрашивали картинку.

Приучайте своего ребенка к аккуратности с первого момента, тем самым вы способствуете чувствовать прекрасное, учите сочетать цвета, развиваете творческое мышление.

9.Рисование.

Учить рисовать можно начинать красками без кисточки. Макаем пальчик в краску и учим ставить первые следы и кляксы на бумаге.

Затем, даем ребенку карандаш, фломастер, ручку. Для начала можно научить:
  • обводить контур ладошки, стакана, формочек;
  • рисовать по намеченному контуру;
  • дорисовывать рисунок.

После, можно приступать к выполнению более сложных рисунков.

Способы развития моторики у малышей до года и после разнообразны. Главное правило – используйте игровые элементы, тогда обучение превратится в легкий и необременительный процесс.

Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии памяти, речи, мышления. Игровой процесс поможет не только сформировать необходимые навыки, но и выявить скрытые таланты малыша.

Вам может быть интересно:


  • Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

    Общая информация

    Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак). Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

    Следует отличать следующие виды моторики:

    • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
    • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.

    информация Как мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.

    Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.

    Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

    Крупная моторика у детей

    В ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей. Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

    Возраст Крупная моторика
    0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
    3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
    6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
    9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
    12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
    15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
    18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
    21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
    2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
    3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
    4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
    5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

    Развитие мелкой моторики у детей

    Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

    Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

    • застегивать пуговицы;
    • писать;
    • рисовать и т.п.

    важно Игры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

    Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

    Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

    Календарь развития мелкой моторики у ребенка

    Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

    0-4 месяца

    В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

    4-12 месяцев

    В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

    Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

    1-2 года

    Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

    Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

    2-3 года

    В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

    После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

    3-4 года

    Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

    4-5 лет

    В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

    Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

    5-6 лет

    Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

    Упражнения на развитие мелкой моторики

    1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
    2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
    3. Рвите на мелкие кусочки бумагу . Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
    4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы . Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
    5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки . Всегда руководствуйтесь принципом «от большого - к маленькому».

    Игрушки для развития мелкой моторики у детей

    Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

    Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек . К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

    Также можно играть с малышом в «Угадайку» . Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

    Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики . Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

    Мозаика является замечательным дополнением . Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

    Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада. Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка. Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.



    error: Контент защищен !!