Устройства детей оставшихся без. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выездной палаточный интерактивный квест для замещающих семей прошел в Республике Алтай

Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1. усыновление (удочерение),

2. опека (попечительство),

3. передача в приемную семью,

4. устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др.).

1. у сыновление (удочерение) – это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Условия и порядок усыновления

внастоящее время усыновление производится только судом (ранее осуществлялось органами опеки и попечительства).

В качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. По достижении ребенком десяти лет необходимо его согласие. усыновление братьев и сестер разными лицами как правило, не допускается.

Одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком.

согласие родителей не требуется, если они (ст. 130 СК РФ):

Неизвестны,

Признаны судом недееспособными,

Лишены судом родительских прав,

По причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

при этом между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения (в том числе личные неимущественные и имущественные отношения) как между родителями и родными детьми по происхождению.

Отмена усыновления

Усыновление может быть отменено в судебном порядке в следующих случаях:

Уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,

Злоупотребления этими правами,

Жестокого обращения с усыновленными,

При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.

2. Опека и попечительство над детьми

Опека (попечительство ) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливаетсяопека , в возрасте от 14 до 18 лет попечительство .

Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. требования к опекунам (попечителям) во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.

Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

В качестве опекунов (попечителей) часто выступают родственники, знакомые, которые взяли ребенка на воспитание.

Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.

Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.

Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, право на общение со своими родственниками.

Основаниями для прекращения опеки и попечительства являются:

Достижение ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет или его эмансипация,

Смерть опекуна (попечителя) или подопечного,

Возвращение несовершеннолетнего родителям,

Усыновление подопечного или помещение его в соответствующее детское учреждение,

Отстранение опекунов (попечителей), которое производится в случаях ненадлежащего выполнения им обязанностей. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.

3. Приемная семья сравнительно новый институт в семейном праве представляет собой своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя некоторые признаки института усыновления и опеки (попечительства).такая форма воспитания детей распространена за рубежом. В России к началу ХХI века насчитывалось около 1000 приемных семей.

Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.

В отношении приемных родителей действуют те же ограничения, что и в отношении усыновителей. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.

Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью , который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Этот договор по юридической сущности являетсядоговором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).кнему также применимы общие положения оподряде , если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.

Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей (воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения им образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др.). Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами.

4. Детский дом семейного типа форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом). Деятельность его регулируется постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторамидетского дома семейного типа.

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.

Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором , заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.

В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание понятия, предмета, принципов семейного права.

2. Какие источники семейного права применяются в России?

3. Раскройте содержание понятия брак. Охарактеризуйте правовые условия

вступления брак и процедуру его заключения.

4. Основания признания брака недействительным.

5. Раскройте содержания правового механизма расторжения брака в органах ЗАГС и

судебном порядке.

6. Охарактеризуйте содержание прав и обязанностей членов семьи.

7. Понятие алиментного обязательства и основание его возникновения.

8. Охарактеризуйте формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Впервые Министерство образования Московской области совместно с киностудией «Союзмультфильм» в преддверии Международного дня защиты детей подводит итоги конкурса рисунков на тему «Каникулы в Подмосковье». Участники - дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся в подмосковных детских домах и в замещающих семьях.

Госдума разрешила усыновление детей больным ВИЧ и гепатитом С. Речь идет лишь о тех случаях, когда ребенок живет с потенциальным усыновителем или опекуном «в силу уже сложившихся семейных отношений»

Россиянам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и гепатита С, могут разрешить усыновлять уже проживающих с ними детей. Соответствующий законопроект, подготовленный Правительством, Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в мае.

Консультация для родителей и педагогов по теме: «Усыновление. Опека. Патронат. Приёмная семья» .

Материал подготовила воспитатель МАДОУ "Детский сад №269" г. Барнаула.

Материал будет полезен родителям и педагогам, которые интересуются проблемой сиротства в Российской Федерации, формами устройства детей в семью, которые закреплены Законодательством РФ.

Многие родители, узнав о моем опыте взаимодействия с детьми-сиротами, на индивидуальных беседах спрашивали меня, что мне известно об усыновлении и прочих формах устройства. Это побудило меня начать публиковать материалы. Данная статья станет вводной. Она будет полезна тем, кто только начал свой путь к усыновлению. Для начинающих педагогов детских домов и для всех, кому данная тема интересна.

Законодательством РФ закреплены четыре формы воспитания детей , оставшихся без попечения родителей.

Усыновление - это принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является оптимальной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Преимущества:
Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

Особенности:
Требуется утверждение гражданским судом, поэтому оформляется дольше, чем опека.
Все обязанности по содержанию и воспитанию ребенка ложатся только на усыновителей, но в некоторых регионах выплачивается ежемесячное пособие.
Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542)

Другие ограничения для лиц, желающих усыновить ребенка:
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.
Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили
семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.
Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется.
Иных ограничений, кроме перечисленных выше, нет.

Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:
неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны
судом недееспособными;
лишены судом родительских прав;
по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не
проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей. Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных учреждений. Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие.


Государство выплачивает единовременное пособие на усыновляемого ребенка. Кроме того, государство предоставляет послеродовой отпуск и выплаты в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец. Если усыновленный ребенок в семье по счету второй (третий и т.д.), он имеет право на материнский капитал. Все остальные формы семейного устройства выплаты материнского капитала не предполагают.

Опека - вид семейного устройства малолетних. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет. (Федеральный закон № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).


Преимущества:
Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий

Особенности:
Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.
Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.
Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
Как опекуны, так и попечители обязаны:
Заботится о содержании подопечных (т.е. предоставлять им питание, одежду и т.п.);
Обеспечивать подопечного уходом и лечением;
Заботиться о воспитании ребенка;
Обеспечить получение ребенком основного общего образования;
Заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии;
Заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения;
Представлять и защищать права и интересы ребенка.
Это фактические действия, которые ст.36 Гражданского Кодекса РФ обязывает совершать опекунов и попечителей несовершеннолетних.

Финансовая поддержка государства:
На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.
В случае смерти кровного родителя ребенка назначается пособие по потере кормильца.
Льгота на проезд, квартплату, санаторно-курортное лечение, при поступлении в учебное заведение.
Право на получение жилья по достижении 18 лет (в случае отсутствия собственного).
Право на бесплатное питание в школе и на бесплатное посещение кружков.

Патронат - одна из узаконенных в ряде регионов РФ форм устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя.


Преимущества:
Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому
временно требуется замещающая семья или не имеющего статуса, позволяющего
передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае,
обречённого попасть в приют, детский дом.
Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.
Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывают помощь в воспитании, в решении сложных проблем.

Особенности:
Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).
Работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный
контроль и отчётность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.
Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора.
Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило,
обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.
Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Финансовая поддержка государства:
На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно
установленному в регионе нормативу.
Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, льготы на оплату жилья, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

Ребенок может жить в патронатной семье, пока не решится его судьба. Это дети-подкидыши, дети с неустановленным статусом, дети, чьи родители ограничены в родительских правах, дети, у которых единственный родитель попал в больницу, дети, чьи родители, несмотря на приговор суда о лишении родительских прав, борются за из возвращение, дети-инвалиды, которые не могут быть помещены в оздоровительный лагерь на время отдыха родителей, дети, убежавшие из дома и другие дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Отличие патроната от других форм семейного устройства в распределении ответственности по уходу и воспитанию ребенка между тремя сторонами – государственное учреждение (с патронатной функцией), биологическая семья (в части случаев) и патронатная семья. В патронатной семье осуществляется непосредственный уход и каждодневное воспитание. Решением юридических вопросов (определение статуса ребенка, жилищных и других вопросов, связанных с защитой прав ребенка) занимается госучреждение. Биологический родитель выполняет строго определенные функции – материальное обеспечение (алименты) и частичное участие в воспитании.

Приёмная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в
семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями
(супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 54, Раздел VI, глава 21, статьи со 151 по 155) (Федеральный закон № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями;


Ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью именуется приемным
ребенком, а такая семья приемной семьей. Постановлением от 17 июля 1996 г. N 829 о приёмной семье (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49).

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия. В Семейном кодексе РФ институт приемной семьи прописан с 1996 года. Приемная семья в отличие от других «замещающих» (этот западный термин предполагает замещение биологических родителей) семейных форм принятия детей на воспитание – усыновления и опеки (попечения), отличается договорным характером отношений и оплатой со стороны государства не только содержания ребенка, но и родительского труда. В этом отношении приемная семья – принципиально новый институт, демонстрирующий необходимость
оплаты «репродуктивного труда» и еще один показатель переориентации политики от преимущественно государственных форм социализации детей к семейным.

Используемая литература:
1.Гурко Т.А., Тасеев В.Б. Приемные семьи в России (на примере Самарской области)// Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 74-91.
2.Добровольская А.В. Патронатное воспитание - новая возможность решения проблемы социального сиротства //Актуальные проблемы семей в России / Ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 92-102.

Процедура устройства детей, которые остались без попечения родителей, регламентирована статьей 155 Семейного Кодекса Российской Федерации. В первую очередь, необходимо учитывать принцип приоритета семейного воспитания. Исходя из данного принципа, приоритетом является передача детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Семейные формы устройства.

Статья 123 Семейного Кодекса РФ представлена следующими семейными формами устройства:

  1. Усыновление (удочерение) .
  2. Опека (попечительство) .
  3. Приемная либо патронатная семья.

Только при отсутствии вышеуказанных возможностей дети могут передаваться в организации, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в качестве таких организаций выступают образовательные учреждения, в которых находятся на содержании (обучаются и воспитываются) дети-сироты. Кроме этого, данные организации представлены детскими домами, интернатами для детей-инвалидов, социально-реабилитационными центрами, социальными приютами, а также учреждениями системы здравоохранения (в частности, домами ребенка).

Следует отметить, что статья 155 Семейного Кодекса РФ подразумевает расширение списка вышеуказанных учреждений. В частности, в перечень организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также входят некоммерческие организации. При этом в обязательном порядке должно быть выполнено условие, а именно - осуществление надзора за детьми не находится в противоречии с целями деятельности этих организаций.

Постоянное и временное пребывание: отличительные особенности.

Ребенок может быть передан в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на постоянное или временное пребывание. Если ребенок устроен в специализированное образовательное, медицинское или аналогичное учреждение на постоянной основе, то обязанности, связанные с содержанием, воспитанием, образованием ребенка, защитой его прав и законных интересов, полностью возлагаются на эти учреждения.

В той ситуации, когда ребенка устраивают в одно из перечисленных учреждений временно, то у родителей (усыновителей, опекунов либо попечителей) сохраняются все права и обязанности. Пребывание может носить временный характер в том случае, если имеются уважительные причины, по которым родители (усыновители, опекуны или попечители) не исполняют свои обязанности в отношении ребенка. Например, в связи с тяжелой болезнью, длительной командировкой и т.д.
Вне зависимости от характера устройства (постоянный или временный), ребенок передается в специализированное учреждение путем оформления решения (акта) органа опеки и попечительства.

Функции органов опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства, принимающие непосредственное участие в судьбе ребенка, выполняют следующие законодательные функции:

  1. Обеспечивают устройство ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  2. Контроль над деятельностью этих организацией - в первую очередь, акцент делается на оценке условий содержания, воспитания, образования и лечения детей.

Следует отметить, что органы опеки и попечительства исполняют обязанности опекуна или попечителя до того момента, как ребенку исполнится 18 лет.

Если вы заинтересованы тематикой правового регулирования этапа усыновления детей, советуем прочесть также " Незаконное усыновление (удочерение) ".

С уважением,

Разберите юридические ситуации, ответы аргументируйте ссылкой на законодательство.

1. 16-летний Дима И. остался сиротой, из родственников у него была только бабушка, проживавшая в деревне в 120 км от города. Ехать к бабушке Дима категорически отказался, объяснив это тем, что не хочет менять школу и друзей. Допустима ли такая ситуация?

2. Семья С. взяла под опеку осиротевшего 12-летнего племянника. Он очень привязался к своим опекунам и попросил его усыновить, чтобы, когда придет время получать паспорт, он смог изменить свою фамилию на фамилию опекунов. Возможно ли в данном случае усыновление?

3. 15-летняя девочка родила вне брака, ее мать отказалась забирать ребенка из роддома. Сама же девочка по достижении 18 лет готова забрать и воспитывать своего ребенка. Что в данном случае можно ей посоветовать?

4. Супруги К., не имеющие своих детей, решили усыновить девочку. Начав процедуру усыновления, прошли все необходимые проверки и обследования. Однако внезапно К. погиб в автокатастрофе. Продолжится ли процедура усыновления?

5. Супруги Г. работали вахтовым методом, а на время своего отсутствия просили за плату присмотреть за своими детьми 11 и 14 лет соседку. Об этом узнали органы опеки и попечительства. Какими должны быть их действия?

6. Супруги И. испытывали материальные трудности, лишившись постоянной работы. У них на иждивении было трое малолетних детей. Не найдя выхода из сложившихся обстоятельств, они решились передать на усыновление состоятельной, но бездетной супружеской паре самого младшего, 3-летнего ребенка. Расскажите о процедуре усыновления в данной ситуации. Какой орган выносит решение об усыновлении? Как оформляется согласие родителей на усыновление? 7. Гражданка С. была назначена опекуном 13-летней девочки. Когда девочке исполнилось 16 лет, у нее нашлась родственница, которая захотела ее взять в свою семью на воспитание. Возможна ли отмена попечительства при данной ситуации? Изменится ли положение в случае, если 16-летняя девочка вступит в брак? Как будет решаться вопрос в случае тяжелой болезни, смерти или переезда в другую местность опекуна или попечителя? Допускает ли закон отмену опеки или попечительства по просьбе самого ребенка и в каких случаях?



8. Супруги С. решили взять в свою семью на воспитание 6 детей из детского дома.

Возможна ли такая инициатива по закону? Каковы условия создания семейного детского дома? Какие требования предъявляет закон к приемным родителям? Могут ли организаторами семейного детского дома быть лица, не состоящие в юридическом браке между собой, либо одинокие? Предусматривается ли в законе предельная численность воспитанников? Возможна ли оплата обязанностей приемных родителей? Какими правами и обязанностями наделены по закону приемные родители и воспитанники по отношению друг к другу? Осуществляется ли контроль над исполнением обязанностей приемными родителями, и если да, то кем?

1. Дети-сироты - это дети, родители которых лишены родительских прав:

б) неверно.

2. В каких случаях допускается усыновление детей иностранными гражданами:

а) если усыновление гражданами РФ невозможно;

б) если условия жизни за границей больше соответствуют интересам ребенка;

в) если такое решение вынес суд.

3. Требуется ли согласие родителей ребенка на его усыновление:

а) требуется;

б) не требуется.

4. Сохраняются ли права родственников умершего родителя в отношении усыновленного ребенка:

в) если это в интересах ребенка.

5. Допускается ли отмена усыновления в отношении совершеннолетних детей:

а) допускается;

б) не допускается;

в) только по взаимному согласию.

6. Кто занимается выявлением детей, оставшихся без попечения родителей:

а) полиция;

7. В каком порядке решаются вопросы об усыновлении:

а) в судебном;

б) в административном.

8. Вправе ли родители отозвать свое согласие на усыновление ребенка:

а) вправе;

б) не вправе;

в) вправе до вступления в силу решения суда об усыновлении.

9. Приемные родители получают денежное вознаграждение за осуществление деятельности по воспитанию детей:

б) неверно.

10. Возможно ли изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка:

а) возможно;

б) невозможно.

11. Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет:

а) не допускается;

б) возможно только с его согласия;

в) возможно при согласии органа опеки и попечительства.

12. Учитывается ли судом мнение ребенка при отмене усыновления:

а) учитывается;

б) не учитывается.

13. Кто определяет форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

б) орган опеки и попечительства.

14. По истечении какого срока с момента поступления сведений в банк данных дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление:

а) 1 месяц;

б) 3 месяца;

в) 6 месяцев.

15. Требуется ли согласие родителей на усыновление, если они лишены родительских прав:

16. Могут ли быть опекунами лица, лишенные родительских прав:

б) не могут.

17. Приемная семья образуется на основе договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями:

б) неверно.

18. В течение какого срока орган опеки и попечительства должен отреагировать на заявление об отсутствии над ребенком попечения родителей:

а) 10 дней;

б) 1 месяц;

19. Какой орган уполномочен принять решение о передаче ребенка на усыновление:

б) орган опеки и попечительства;

в) правительство РФ.

20. Могут ли быть усыновителями лица, имеющие судимости:

б) не могут, если судимость за преступление против жизни и здоровья.

21. На какой срок возможно изменение даты рождения усыновленного ребенка:

а) не более 1 месяца;

б) не более 3 месяцев;

в) не более 6 месяцев.

22. Утрачивает ли ребенок, переданный на воспитание в приемную семью, права и обязанности по отношению к родителям:

23. Патронат - форма воспитания, при которой дети, лишившиеся родительского попечения, передаются на воспитание в семьи граждан по договору между лицом, желающим взять ребенка на воспитание, и уполномоченным государственным органом:

б) неверно.

24. В течение какого срока орган опеки и попечительства обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей:

а) 1 месяц;

в) 10 дней.

25. Возможно ли установление иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, кроме указанных в СК РФ:

а) возможно;

б) невозможно.

26. Является ли перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, содержащийся в СК РФ, исчерпывающим:

а) является;

б) не является.

27. Допускается ли деятельность других органов, кроме органов опеки и попечительства, по выявлению и устройству детей оставшихся без попечения родителей:

а) допускается;

б) не допускается.

28. На кого возлагаются обязанности опекуна (попечителя) ребенка, оставшегося без попечения родителей, до определения формы его устройства:

а) на родственников;

б) на орган опеки и попечительства.

29. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается:

б) неверно;

в) допускается, если это в интересах детей.

30. Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

б) неверно.

31. Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей:

б) неверно.

32. Требуется ли согласие органа опеки и попечительства на усыновление ребенка:

а) требуется;

б) не требуется;

в) требуется в случаях, прямо указанных в законе.

33. Для установления усыновления требуется заключение органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка:

б) неверно.

34. С какого момента возникают права и обязанности усыновителя и усыновленного:

а) с момента вынесения решения суда;

б) с момента вступления решения суда в законную силу;

в) с момента внесения соответствующей записи в книге органа ЗАГС.

35. Допускается ли посредническая деятельность по усыновлению:

а) допускается;

б) не допускается.

36. Является ли личное участие усыновителя в процессе усыновления обязательным:

в) только в случаях, прямо указанных в законе.

37. Могут ли лица, не состоящие в браке, быть усыновителями:

б) не могут.

38. Не могут быть усыновителями лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права:

б) неверно.

39. Могут ли быть усыновителями лица, отстраненные от обязанностей опекунов за неисполнение этих обязанностей:

б) не могут.

40. Требуется ли установленная законом разница в возрасте между усыновителем и усыновленным при усыновлении ребенка отчимом (мачехой):

а) требуется;

б) не требуется.

41. Согласие родителей на усыновление может быть дано до рождения ребенка:

б) неверно.

42. Если родители не проживают с ребенком более 6 месяцев без уважительных причин и уклоняются от его воспитания, их согласия на усыновление не требуется:

б) неверно.

43. Может ли суд, обеспечивая интересы ребенка, вынести решение об усыновлении без согласия опекуна (попечителя):

б) не может;

в) может, если опекун исполняет свои обязанности ненадлежащим образом.

44. Требуется ли согласие на усыновление супруга усыновителем:

а) требуется;

б) не требуется.

45. Требуется ли согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка, если супруги не проживают совместно:

а) требуется;

б) не требуется;

в) не требуется, если они не проживают совместно более 1 года.

46. Возможно ли изменение даты рождения усыновленного ребенка:

а) возможно;

б) невозможно;

в) возможно только в возрасте до 1 года.

47. Сохраняют ли усыновленные дети имущественные права по отношению к своим кровным родителям:

а) сохраняют;

б) не сохраняют.

48. Если на момент усыновления ребенок имел право на пенсию или пособие в связи со смертью родителей, это право за ним не сохраняется после усыновления:

б) неверно.

49. Допускается ли законом отмена усыновления:

50. Кому передается ребенок в случае отмены усыновления:

а) родителям;

б) органам опеки и попечительства;

в) возможна передача любому из перечисленных субъектов, если это в интересах ребенка.

51. Кем определяются способы воспитания ребенка, находящегося под опекой:

а) органом опеки и попечительства;

в) самим опекуном;

г) опекуном с учетом мнения ребенка.

Библиографический список

Основная литература

1. Антокольская, М. В . Семейное право: учеб. / М. В. Антокольская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юристъ, 2003. - 333 с.

2. Гонгало, Б. М . Семейное право: учеб. / Б. М. Гонгало, П. В. Крашенинников. - Москва: Статут, 2008. - 302 с.

3. Муратова, С. А. Семейное право: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» / С. А. Муратова. - Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2009. - 367 с.

4. Пчелинцева, Л. М . Семейное право России: учеб. для ву-зов / Л. М. Пчелинцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма, 2009. - 720 с.

5. Семейное право: учеб. / под ред. П. В. Алексия, И. В. Петрова, А. Н. Кузбагарова. - Москва: ЮНИТИ, 2009. - 335 с.

Дополнительная литература

1. Величкова, О. И . Семейное право Росии: практикум и методические материалы / О. И. Величкова, Е. А. Позднякова, О. А. Поротикова. - Москва: ВолтерсКлувер, 2009. - 288 с.

2. Кружалова, Л. В . Справочник юриста по семейному праву / Л. В. Кружалова, И. Г. Морозова. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 240 с.

3. Нечаева, А. М . Семейное право: актуальные проблемы теории и практики / А. М. Нечаева. - Москва: Юрайт, 2007. - 279 с.

4. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: Основные институты / под ред. В. В. Залесского. - Москва: Изд. Тихомирова М. Ю., 2004. - 310 с.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.

2. Семейный кодекс РФ: федер. закон от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ // Там же. - 1996. - 27 янв.

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодатель-ства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

4. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 256-ФЗ (с изм. и доп.) // Там же. - 2007. - № 1. - Ст. 19.

5. Об актах гражданского состояния: федер. закон от 15 нояб. 1997 г. № 143-ФЗ (с изм. и доп.) // Там же. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.

6. Об опеке и попечительстве: федер. закон от 24 апр. 2008 г. № 48-ФЗ // Рос. газ. - 2008. - 30 апр.

7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Феде-рации: федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изм. и доп.) // Там же. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

8. О порядке выдачи государственного сертификата на ма-теринский (семейный) капитал: постан. Правительства Российской Федерации от 30 дек. 2006 г. № 873 // Рос. газ. - 2007. - 11 янв.

9. О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы: постан. Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 14. - Ст. 1688.

10. Всеобщая декларация прав человека: принята Генераль-ной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. - 1995. - 5 апр.

11. Об экономических , социальных и культурных правах: международный пакт от 16 дек. 1966 г. // БВС РФ. - 1994. - № 12.

12. О гражданских и политических правах: международный пакт от 16 дек. 1966 г. // БВС РФ. - 1994. - № 12.

13. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: закл. в г. Минске 22 янв. 1993 г. (с изм. и доп.) // Собр. законодатель-ства Рос. Федерации. - 1994. - № 15. - Ст. 1684.



error: Контент защищен !!