Защитный костюм для исторической реконструкции. Коренные малочисленные народы ленинградской области. Разделяют два значения исторической реконструкции

Для реконструкции древнерусского костюма в целом избран метод наложения археологических находок на условные силуэты, соответствующие изображениям на фресках и миниатюрах Древней Руси.

Для реконструкции древнерусского костюма в целом избран метод наложения археологических находок на условные силуэты, соответствующие изображениям на фресках и миниатюрах Древней Руси. Для реконструкции городского костюма использованы целые формы, найденные при раскопках городов (платье, детали одежды, обувь) а также ансамбли украшений, сохранившиеся в кладах.

Крестьянский костюм представлен главным образом археологическим материалом из погребений кривичей и вятичей. Соответствие археологических тканей из раскопок крестьянским тканям ХIХ - начала XX в., а также их терминологическое соответствие позволило отнести многие виды крестьянской одежды XIX в. к более раннему периоду (Левинсон-Нечаева М.Н., 1959. С. 20-34; Куфтин Б.А.,) 1926. С. 48; Левашова В.П., 1966. С. 112-119).

На табл. 71-73 представлены реконструкции княжеско-боярского убора. Археологический материал положен на те одежды, которые известны по фрескам ХI-ХIII вв. и принадлежат древнерусским княгиням. Как известно, изобразительный материал дает два основных типа покроя женской одежды (Калашникова Н.М., 1972. С. 29, 30). К первому типу относятся платья прямого покроя, перехваченные у талии поясом. Рукава одежды могли быть и широкими, и узкими с опястьем. Такие платья чаще сшиты из однотонной ткани и украшены по подолу орнаментальной полосой, реже - каймой и оплечьем (табл. 71, 1). Платья второго типа были прямыми или слегка расширяющимися книзу, с узкими рукавами, заканчивающимися опястьем (табл. 73, 1,2). Их шили из богато орнаментированной ткани и украшали оплечьем и каймой, проходящей в центре и по подолу (Сально Н.Б., 1982. Илл. 29, 30, 102). Такие платья вошли в традиционный костюм высших слоев населения. Они известны в княжеско-боярском и царском быту ХVI-ХVII вв. (Сизов Е., 1969. Илл. 10, 24 - нижние платья, 15 - верхнее платье). На реконструкции княжеско-боярского убора показаны кожаные сапоги. Форма их дана по находкам в слоях Новгорода.

На табл. 71-72 собран материал, включающий единый стилистический убор из серебра с чернью. На табл. 71, 1 представлен женский костюм. На голове княгини венец. Форма его могла иметь разный контур. В изобразительном материале известны венцы с округлым и острым верхом над челом (фреска на стене Дмитровского собора во Владимире с изображением праведных жен - Салько Н.Б., 1982. Илл. 102; миниатюра Пан-телеймонова евангелия XIII в. - св. Екатерина - Стрекалов С., 1877. Вып. 1. С. 19). Эти формы стали традиционными. Они уложены в два ряда и составляют зигзагообразный орнамент. Остатки от подобного украшения на жесткой основе были найдены в Набутовском могильнике бывшей Киевской губернии (Тезе В., 1904. С. 86. Рис. 1) (табл. 72, 2,3). В погребении по сторонам очелья с бляшками были найдены также цепи с колечками, аналогичные тем, что известны на ряснах из колодочек - очевидно, последние могли не сохраниться. Венец на таблице украшен колтами, подвешенными на ряснах из колодочек. Такая схема крепления колтов была предложена Б.А. Рыбаковым (Рыбаков Б.А., 1949. С. 55, 58. Рис. 23). Правильность реконструкции Б.А. Рыбакова подтверждена находками последних лет: обнаружены цепи из колодочек, на которых подвешены колты, а также трехбусинные височные кольца. Их носили на кольце, прикрепленном к крайнему звену колодочек (Даркешч В.П., Монгайт АЛ., 1972. С. 208) (табл. 72,1) или на кольце к последнему звену. На реконструкции даны колты, найденные в Чернигове (Рыбаков Б.А., 1949. С. 56). Они обнизаны полыми шариками. На черневом фоне их щитка изображены грифоны по сторонам вертикально расположенной плетенки (табл. 72, 4). Изображение плетенки на колтах аналогично орнаменту воротника, найденного также в Набутовском могильнике (Спицын А.А., 1905. С. 149. Рис. 101). Золотная вышивка воротника дополнена изображениями крестов. На воротнике, как и на головном уборе, были нашиты серебряные позолоченные бляшки округлой и квадратной формы (расположение последних неизвестно). Застежка воротника в виде полых пуговок из позолоченного серебра так же, как и орнамент в виде плетенки, составляет единое целое с украшением колтов. Подобные воротники могли быть пришитыми к нижней одежде (табл. 72, 5). Оплечье платья, пояс и подол предполагает украшение из тисненых бляшек и шитья. Платье посредине украшали ленты, подобные найденным В.В. Хвойко в погребениях Шаргорода бывшей Киевской губернии (Хвойко В.В., 1905. С. 101; КИМ. Инв. № 67185-8). Они расшиты золотной нитью в виде сердцевидных фигур с кринами, расположение их говорит о размещении ленты на платье по вертикали (табл. 72, 8). Орнамент на приведенных лентах и колтах близок орнаменту на многих серебряных браслетах-обручах (табл. 72,7). Так, на браслете из Киевского клада 1939 гГорнамент состоит из двух поясков (Корзухина Г.Ф., 1954. Табл. XI, 2). В верхней его части изображены сердцевидные фигуры, аналогичные шитью на кайме, а в нижней части - плетенка. В ансамбль серебряных украшений с чернью входили и перстни-печати. Близкий орнамент можно видеть на перстне из клада 1869 г. (Гущин А.С., 1936. С. 81. Табл. XXX, 11) - табл. 72, 6.

Рядом с реконструкцией одежды княгини дан силуэт князя (табл. 71,2). На князе представлены те же одежды, что и на фреске Кирилловской церкви в Киеве, где изображен царь Феодосии. Как считают исследователи этого памятника, костюм Феодосия передает "полный наряд русского князя XII в." (Блиндерова Н.В., 1980. С. 59). На князе - островерхий венец, напоминающий императорскую корону с характерными боковыми подвесками (Даркевич В.П., 1975. С. 133), кафтан с широкими" рукавами, из-под которых виднеются рукава сорочки. Оплечье, нагрудник и подол кафтана украшены бляшками и камнями. Ткань кафтана темно-красного цвета с орнаментом в виде сердцевидных фигур, с кринами. На князе - зеленые порты и высокие мягкие сапоги красного цвета, расшитые бусами или бляшками. Приведенный на таблице мужской костюм соответствует орнаментации металлических уборов указанного времени.

На табл. 73, 1 дана реконструкция парадного костюма княгини с украшениями из эмали. На голове княгини - сложный головной убор, состоящий из диадемы с эмалевым изображением Деисуса на киотцах, золотых скобочек и рясен с колтами. Головной убор представляет один из возможных ритуальных головных уборов, реконструкция которого составлена на основании взаимной встречаемости указанных частей головного убора в кладах и по аналогии с венчальными коронами и венцами, известными в этнографии севера ХVI-ХХ вв. (Сабурова М.А., 1978. С. 408-412). Диадема была нашита на жесткий околыш или очелье. Привески с жемчугом ниспадали на лоб, а дужки очелья украшали валик убора в его верхней части. По сторонам головного убора подвешены рясна с колтами, украшенными эмалью. Т.И. Макарова, следуя данным Г.Ф. Корзухиной (которая заметила наличие двойного шарнира в середине рясен), объясняет это тем, что рясна на половине свой длины перегибались, становясь двусторонними, как и колты, которые подвешивались в месте сгиба рясен (Корзухина Г.Ф., 1954. С. 54; Макарова Т.И., 1975. С. 40). Очевидно, цепочка, находящаяся на одном конце рясен, крепилась в основе убора и фиксировалась у виска с помощью височного кольца, находящегося на другом конце рясен. Интересно, что в крестьянских уборах ХI-ХII вв. также найдены сложенные вдвое ленты, как бы играющие роль рясен для подвешивания колец. Для подбора материала в комплекс учитывалась близость декоративных особенностей украшений. Так, головной убор мог состоять из диадемы, подобной найденной в Киеве в 1889 г. (Кондаков Н., 1896. С. 139. Табл. VIII) и рясен, подобных найденным в 1900 г. в Сахновке (Макарова Т.И., 1975. С. 103). Они объединяются не только близостью геометрического орнамента на бляшках рясен и подвесных бляшек диадемы, но и их квадрифолийной формой. В этот убор могли входить колты, аналогичные найденным в кладе 1827 г. в Киеве (Кондаков Н., 1896. Табл. X, 2-4). Головной убор княгини покрыт фатой. Оплечье, каймы и ожерелье украшены шитьем, бляшками и жемчугом, известным и в Михайловском кладе 1903 г. (ГИМ. Инв. № 49876). В костюм входит нагрудное украшение - бармы, найденные в Сахновке в том же кладе, что и диадема (Макарова Т.И., 1975. Табл. 14). Б.А. Рыбаков предполагал, что в этом уборе браслеты не носились, так как нам не известны золотые браслеты с эмалью и камнями, - их заменяло шитье на опястьях рукавов (Рыбаков Б.А., 1970. С. 36). Однако, помимо шитых опястий, могли носить золотые браслеты, аналогичные найденным в рязанском кладе 1822 г. (Кондаков Н., 1896. С. 95. Табл. XVI, 3). Отсюда же происходят и золотые перстни с гранатами и жемчугом, составляющие единое целое с ярким эмалевым убором.

На табл. 73, 2,3 изображен костюм, включающий украшения из тисненых бляшек (как гладких, так и со вставками) и фигурными вырезами в металле. Ими украшали очелья головных уборов (табл. 66,8-14), ожерелья и ожерелки, пояса и каймы одежды (табл. 74, 3-24). Широко использовалась обнизь жемчугом как в шитье, так и в металлических украшениях. Все эти украшения обычно встречаются в кладах совместно с эмалевым и черневым убором и рассматриваются как дополнения к двум стилистически единым уборам. Тем не менее из этого набора украшений может быть составлен и самостоятельный убор. Так, на реконструкции (табл. 73, 2) изображен женский головной убор, найденный в Новгороде (Строков А.А., 1945. С. 72, 73. Рис. 32) - табл. 66, 14. Очелье головного убора украшено тиснеными бляшками и бляшками из сканого серебра с зернью. Очевидно, подобный убор могли носить с ряснами, представляющими из себя коническую подвеску с отходящими от нее восемью цепочками. Колпачок ее был украшен сканью и зернью, а на цепочки нанизаны полые бляшки и концевые подвески ромбической и каплевидной формы (Даркевич В.П., 1972. С. 206, 207. Рис. 1; Седова М.В., 1963. С. 49. Рис. 12,9). Весь набор подвесных бляшек, а также включенные в убор украшения из скани и зерни сближают подвески с найденным очельем. Из нашивных бляшек интересны крупные бляшки с 8-видной прорезью из Киевского клада 1824 г. (Кондаков Н., 1896. С. 104. Рис. 66). Они являются вариантом бляшек на очелье. Весь набор, приведенный на табл. 74, и бляшки из Киевского клада 1824 г. использовались для украшения платья (табл. 73, 2).

На табл. 73, 3 изображен костюм боярыни, включающий диадему и рясна в виде ленты с трехбусинными височными кольцами и колтами. О возможном количестве этих украшений в одном уборе рассказывают находки их в черниговском погребении у алтаря Борисоглебской церкви (Корзухина Г.Ф., 1954. С. 52).

На табл. 75 представлен городской костюм знати и простых горожан по материалам трех городов. На рис. 13 и 14 даны силуэты, созданные по материалам Райко-вецкого городища и древнего Изяславля. На рис. 13 можно видеть диадему из колодочек, найденную на скелете погибшей (Гончаров В.К., 1950. Табл. XX, 15). Диадема укреплена на голове поверх плата. На шее - оже-релок из колодочек, известный по курганному инвентарю (табл. 74, 25). В состав украшений включены следующие находки из слоев Райковецкого городища: бусы (Гончаров В.К., 1950. Табл. XVIII, 1), гривны (Там же. Табл. XX, 4), браслеты стеклянные (Там же. Табл. XXII, 3) и металлические (Там же. Табл. XIX, 9; XX, 2,3), перстни (Там же. Табл. XIX, 9), бляшки от пояса (?) (Там же. Табл. XX, И) и ожерелок (9) с шитьем (Там же. Табл. XXIX, 3). В отличие от райковецкого головного убора на уборе из Изяславля (рис. 14) показаны рясна из колодочек с треугольными звеньями на концах. На нижней стороне рясен были подвешены трехбусинные височные кольца, а на верхней - перстневидные кольца, с помощью которых рясна крепились к головному убору. Судя по материалам Райковецкого городища и Изяславля у горожан указанных городов бытовали близкие по форме украшения, а также единый набор тканей. Одежды характеризуются широким употреблением складок, гофрировки и плиссировки. Целое платье, найденное в Изяславле, представлено на рис. 14. Оно близко одеждам на новгородской иконе XIV в. "Рождество Богоматери" из Третьяковской галереи (табл. 68, 7,2). Это верхние короткие одежды, из-под которых видна длинная рубаха. Оплечья, подол, рукава у запястья, а также предплечье обшиты лентой.

Силуэты на рис. 10-12, табл. 75 представляют комплекс одежды и украшений по материалам раскопок в Суздале (Сабурова М.А., Седова М.В., 1984. С. 114-122). Надетый на женщине средних лет (рис. 12) головной убор закрывает волосы, в ушах - по перстневидному кольцу. У девушки (рис. 10) на распущенных волосах - ленточный головной убор с ряснами из перстневидных колец, с подвешенными к ним трехбусинными кольцами. У девочки (рис. 11) заплетены косички, в которые продеты перстневидные кольца (до 20 шт.). На силуэтах представлена верхняя одежда с запахом на левую сторону, платья и рубахи, с лентами и шитыми воротниками с застежкой на левую сторону. Из украшений можно видеть пластинчатую фибулу, пластинчатые и витые перстни и перстни со вставками, браслеты и пр. Типичной обувью древнерусских горожанок были кожаные туфли с шитьем. Материал Суздальского некрополя относится к более раннему времени (XI - середина XII в.), чем материалы Райковецкого городища и Изяславля (начало XIII в.). Тем не менее в Суздале был создан типичный городской убор XII в. Очевидно, здесь, как в Киеве, Новгороде, Чернигове, Смоленске, на базе дружинной культуры очень рано начала складываться городская культура.

На табл. 76 представлены реконструкции комплексов крестьянской одежды по материалам вятичей. На силуэте 1 дана реконструкция головного убора женщины средних лет. Он восстановлен по материалам, хранящимся в музее кафедры археологии МГУ. Рисунок сохранившейся детали от головного убора дан на табл. 77, 2. Детали его, а также платка, обшивочных узорных лент, клетчатой ткани (табл. 77, 3) и украшений происходят из раскопок А.В. Арциховского 1940-1946 гг. На силуэте 2 воспроизведены украшения молодой женщины. Они восстановлены по материалам пяти погребений из разных курганных групп (Сабурова М.А., 1976. С. 127-131). Головной убор с бахромой, представленный на силуэте, известен у южных великоруссов XIX в. Носили их молодухи вместе с комплексом одежды, включающим паневу. Клетчатые шерстяные и полушерстяные ткани, близкие к позднейшим "паневным", известны и по археологическим материалам (табл. 77, 3). На силуэте 3 дан костюм молодой девушки-невесты. Поверх распущенных волос надет ленточный головной убор с семи-лопастными височными кольцами на лентах (табл. 76,3; 77, 1). Одежда включает элементы городского костюма: шелковое оплечье с шитьем и бляшками (табл. 77, 8), нашивки из шелковых лент и бляшек на шерстяной ленте головного убора (табл. 77, 7), стеклянный браслет и т.п. Обувь - мягкие башмаки. На силуэте 3 обувь представлена формой из курганов близ Битяково Домодедовского района (Розенфельдт Р.Л., 1973. С. 65. Рис. 18).

На табл. 78 даны реконструкции одежд и украшений по материалам крестьянских погребений. На силуэте 1 представлен костюм по материалам вологодских курганов (Сабурова М.А., 1974. С. 90. Рис. 3). На силуэте 2 -костюм просватанной девушки в полотенце из редкой ткани, которое ткали для свадьбы и на смерть. Панева восстановлена по хорошо сохранившемуся целому раппорту шерстяной ткани из Битягово (ГИМ). Украшения - из тех же курганов. На силуэте 3 - женский костюм по материалам кривичей (Шмидт Е.А., 1957. С. 184-281). Высокий головной убор, напоминающий кокошник с бляшками, скрывает волосы женщины. По сторонам головного убора - браслетообразные височные кольца и ромбощитковые, крепившиеся на берестяных кружках. На груди - обилие украшений: бусы ярких сочетаний, миниатюрные подвески из металла, цепи, бубенчики. Поверх рубахи надеты браслеты. Одежда представлена длинной рубахой с вышивкой, сделанной с помощью "браной" техники. На ногах - мягкие кожаные башмаки.

На табл. 75 представлен мужской костюм. Так, по материалам Суздальского некрополя восстанавливаются рубахи с разным кроем ворота (табл. 75, 2,5). Представлен силуэт в короткой рубахе со стоечкой и разрезом слева (табл. 75, 2). Стоячий воротник рубахи, рукава у запястья и пояс украшены шитьем. По изобразительному материалу известны и длинные мужские рубахи. На них можно видеть украшения в виде прямоугольных кусков на груди, украшенные опястья и подол (Антонова В.И., Мнева Н.Е., 1963. Илл. 84) (табл. 75, 4). На силуэте 4 изображено длинное платье с вошвами, украшенными шитьем, как на вошвах, найденных во владимирских курганах (Прохоров В., 1881. Рис. 1. Табл. 8) (табл. 67, 7). Хорошо сохранившееся нагрудное украшение прямоугольной формы найдено в Ивановской области К.И. Комаровым в 1975 г. (табл. 67,5). На силуэте 7 представлена верхняя зимняя одежда, восстановленная по аналогии с гуцульским полушубком (Рыбаков Б.А., 1949. С. 37, 38. Рис. 12). На силуэте 8 показана верхняя одежда с запахом на левую сторону, которая, по мнению этнографов, появилась одновременно с косовороткой. Такая форма кроя отличала верхнюю одежду от одежды их соседей (Маслова Г.С., 1956. С. 581. Примеч. 4). Длинная верхняя одежда с запахом на левую сторону известна и по миниатюрам, где показаны братья - основатели Киева (Радзивилловская летопись, 1902. Л. 4). На мужских силуэтах изображены княжеские шапки (табл. 75,8, 9,15) и диадема с эмалевым образком (табл. 75, 4), подобным известному из кургана в д. Мутышино Смоленской области (Савин Н.И., 1930. С. 233. Табл. П, 19). Мужской костюм включает сапоги ХII в., форма которых известна по раскопкам в Новгороде и Пскове.

Дальнейшее изучение древнерусской одежды будет прежде всего зависеть от совершенствования методики полевых исследований и быстрейшего включения реставраторов в работу по восстановлению открытых раскопами тканей и других органических остатков. Только совместные усилия археологов и реставраторов могут дать новый толчок к углублению наших знаний в этой интереснейшей области.

Табл. 71. Реконструкция княжеско-боярского костюма (составлена М.А. Сабуровой)

1 - одежда княгини; 2 - одежда князя

Табл. 72. Детали одежд и украшений княжеско-боярского костюма (составлена М.А. Сабуровой)

1 - цепочка и нашивная дробница. Старая Рязань. Клад 1868 г.; 2 - цепочка и часть очелья на бересте с тиснеными дробницами. Набутовский могильник. Киевская губ.; 3 - дробницы тисненые из позолоченного серебра; 4 - колт серебряный. Гравировка, чернь. Святозерский клад 1908 г. Черниговская губ.; 5 - фрагмент воротника шелкового на кожаной основе. Набутовский могильник, Киевская губ.; 6 - перстень серебряный. Гравировка, чернь. Клад 1869 г. ок. Спасска Казанской губ.; 7 - обруч серебряный. Гравировка, чернь. Киев, клад 1939 г.; 8 -лента шелковая с шитьем золотной нитью. Шарки, Киевской губ.

Табл. 73. Парадная одежда княгини и боярыни (составлена М.А. Сабуровой)

1 -церемониальный убор княгини с перегородчатой эмалью; 2 -одежда княгини с тиснеными дробницами; 3 - костюм незамужней боярыни

Табл. 74. Детали парадных одежд ХI-ХIII вв. (составлена М.А. Сабуровой)

1 - "ожерелок" княгини Анны (1054 г.)- Гробница Софийского собора в Новгороде; 2 - ожерелье из бус сердоликовых и золотых, украшенных сканью и жемчугом. XII в. Клад 1900 г. с. Сахновка, Киевской губ.; 3 - "ожерелок" на коже из серебряных позолоченных дробниц. Новинки Вологодской обл.; 4-8 - дробницы нашивные серебряные от ожерелий, очелий, поясов. Курганные могильники Петербургской обл.; 9 -дробница нашивная тисненая из серебра от очелья. Могильник ок. г. Луги Псковской губ. Конец XII - начало XIII в.; 10-16 - дробницы нашивные серебряные, обнизанные бисером и жемчугом. Каменные могилы Виленской губ.; 17-23 - дробницы нашивные серебряные позолоченные. Клад 1903 г. в Киеве, Михайловский монастырь; 24 - шелковая ткань с нашитыми серебряными позолоченными дробницами, обнизанными бисером. Старая Рязань. Клад 1887 г.: 25 - "ожерелок" на ткани и коже из серебряных позолоченных колодочек, обнизанных бисером. Липинский могильник Курской обл.

Табл. 75. Комплексы городской и княжеской одежды по данным изобразительного искусства и археологии (составлена М.А. Сабуровой)

1-3 - одежда подростков; 4 - одежда мужчины ("платно"); 5,10 - детская одежда; 9, 11 - одежда девушки и женщины; 12-13 - одежда горожанки

Табл. 76. Реконструкция комплекса одежды с украшениями древнерусской крестьянки (по материалам вятических погребений XII - начало XIII в.). Составлена M.А. Сабуровой

1 - праздничная одежда женщины средних лет; 2 - одежда молодухи; 3 - одежда девушки

Табл. 77. Детали одежды и украшений древнерусской крестьянки (вятичи, начало XIII в.). Составлена МЛ. Сабуровой

1 - лента из шерстяной ткани полотняного переплетения с продетыми в нее семи лопастными височными кольцами. Марьино, Московской обл.; 2 - фрагмент головного убора на жесткой основе. Лента шерстяная узорная, нити крученые, височные кольца семи лопастные; 3 -фрагмент полушерстяной клетчатой ткани. Беседы, Московской обл.;4 - перстень витой серебряный; 5 - перстень решетчатый двузигзаговый из бронзы, 6 - браслет витой завязанный из бронзы; 7- очелье на шерстяной ленте с украшениями. Конец XI - XII в. Покров, Московской обл.; 8 - фрагмент оплечья из шелковой ленты с шитьем золотной нитью, начало XII в. Новленское, Московской обл.

Табл. 78. Реконструкция комплекса одежды с украшениями древнерусской крестьянки XI - начало XIII в, (по материалам погребений). Составлена М.А. Сабуровой

1 - женская одежда XI в. по материалам Вологодских курганов. Новинки I, Вологодская обл.; 2 - девушка в свадебном наряде XII в. (по материалам вятичей); 3 - женская одежда XII в. по материалам кривичей

По материалам книги «Древняя Русь. Быт и культура» под редакцией Б.А. Рыбакова

Русская Цивилизация

дипломная работа

4. Реконструкция народного костюма

Народная одежда, обувь, создававшиеся на протяжении многих веков, являются неотъемлемой частью материальной культуры народа. Формы одежды, конструктивное и декоративное решение их зависели от климатических условий и уровня развития производительных сил, от занятий народа и сложившихся исторических условий. Народный костюм в своих классических, веками сложившихся формах сконцентрировал вековой опыт народа. Именно поэтому для большинства художников основной смысл и ценность народного костюма: логика форм и конструкций, рациональность и целесообразность.

Изучение образцов народного творчества в музейных коллекциях страны убеждает, насколько органично в народном костюме соединены утилитарные и эстетические качества. Именно благодаря такому соединению были созданы предельно целесообразные, а поэтому чрезвычайно важные вещи. Жизненная основа народного искусства, как и костюма, в том, что оно всегда было обращено к человеку, к его повседневной жизни, что и сделало его понятным. Искусство народа формировалось в течение длительной истории, сохраняло все самое ценное и оправданное жизнью, убирало все случайное.

Необычайно самобытен, и оригинален костюм народов, населяющих нашу страну, его характеризует богатство форм, своеобразие украшений, разнообразие приемов изготовления. Народный национальный костюм не является застывшей в своих формах неизменной категорией. Народ вырабатывал, и сохранял формы костюма, в наибольшей степени соответствующие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о красоте.

Образцы народного творчества вдохновляют художников промышленного искусства - керамитов, текстильщиков, мебельщиков, ювелиров, швейников. Эмоционально-образное начало народного прикладного искусства, художественная народная фантазия - особенно привлекательны для художника-модельера. Плавные линии арок памятников архитектуры, мотивы и ритмы орнаментальных узоров деревянной резьбы, Павловских платков, структуры домотканых материалов находят отклик в творчестве модельеров как ассоциативные источники.

Современный костюм оказывается созвучным народному в использование похожих рисунков: клетки, полоски разных ритмов и масштабов, в игре фактур материалов или общем колористическом решении. Весь ансамбль часто строится на применении элементов, характерных для народного костюма. Платки, меховые головные уборы, сапоги, пояса уместно подчеркивают в современном костюме национальные особенности. В народном костюме соединены искусство обработки кожи, плетение, ткачество, аппликация и вышивка. Традиционный костюм каждого народа является памятником народного искусства, художественным ансамблем, главным в котором является сам человек.

Анализ технологического процесса производства

Торгово-производственное предприятие ООО «Эскулап» осуществляет следующие виды деятельности: производство перевязочных материалов; услуги по производству продукции из давальческого сырья; транспортные услуги; услуги хранения; услуги...

Византийский костюм и возможности использования его мотивов в современной одежде

Произведения изобразительного искусства стали основным источником для реконструкции светского костюма Византии. Это тот редкий случай, когда изобразительные источники не только не уступают письменным по информативности...

Исследование исторического костюма играет не маловажную роль в жизни человека. Чем больше изучаешь историю костюма, тем больше совершаешь открытий. В течение нескольких веков человек умело придает куску ткани разнообразные формы...

Дизайнерская разработка экспозиционных макетов моделей женской одежды

Красива земля рязанская. Славится она необъятными просторами и неописуемыми по своей красоте полями с ситцевым разноцветьем васильков, ромашек, гречихи или сурепки. Красота эта - и в предметах прикладного искусства...

Дизайнерская разработка экспозиционных макетов моделей женской одежды

Художественный образ народного костюма в данном дипломном проекте рассматривается как специфический, присущий искусству способ отражения действительности, обобщение ее с позиции эстетического идеала в конкретно-чувственной...

Капитальный ремонт и реконструкция стального вертикального резервуара для хранения нефти и нефтепродуктов

Модернизация производства керамического кирпича

Посёлок городского типа Энем находится на удалении 15 км от города Краснодар, на предприятиях и в организациях которого работает большинство жителей. Другая часть населения занята в местной сфере услуг и торговли...

Организация производства СПб ОАО "Красный Октябрь"

Уже более 25 лет предприятие "Красный Октябрь" выпускает многофункциональную садовую технику...

Проектирование распределительного газопровода среднего давления района поселка Урдома Ленского района Архангельской области

Основной комплекс мер по реконструкции существующих газораспределительных систем состоит из следующих этапов: - замена существующих изношенных стальных газопроводов с полиэтиленовых труб меньшего диаметра внутри изношенных стальных с...

Прошлое, настоящее и будущее Государственной холдинговой компании "Лугансктепловоз"

В 1926 году было принято решение о расширении и переустройстве паровозостроительного завода. В 1928 году разработка проекта нового завода шла ускоренными темпами и уже в конце года начались подготовительные работы...

Разработка технологических процессов при изготовлении женской лёгкой одежды, выполняемой по индивидуальным заказам

Модель № 1 Костюм женский классический для средней возрастной группы из габардина (100% шерсть), состоящий из жакета и брюк. Жакет полуприлегающего силуэта, с рельефным швам и вытачкам, с центральной застежкой на 4 обметанных петель и 4 пуговиц...

Реконструкция горизонтально-расточного станка повышенной жесткости

Реконструкция компрессорных станций с заменой технологического оборудования

Реконструкция -- процесс изменения устаревших объектов, с целью придания свойств новых в будущем. Реконструкция, независимо от её содержания, это составная часть планирования...

Реконструкция участка существующей железнодорожной линии с анализом овладения перевозками и выбором средств этапного усиления ее мощности

Мода меняется каждый сезон, но в одном она остается неизменной – в своем вдохновении образами прошлого, которые недвусмысленно проглядывают то в одной, то в другой дизайнерской коллекции. Оглядка не ограничивается ХХ веком, в котором каждое десятилетие было что-то кардинально новое, отличающееся от предыдущего. Исторический костюм все чаще становится объектом пристального внимания кутюрье, которые невольно привлекают взгляды обывателей моды к более отдаленным эпохам.

Наиболее показательными в историческом костюме как категории являются женские платья, которые носились в период от Средневековья и до конца девятнадцатого века. В эти годы развитие моды шло очень медленно, по веку или даже больше сохранялись одни и те же направления в крое костюма и в его декорировании. Это было время четкого разделения мужского и женского костюма, о чем нельзя сказать сегодня, когда распространен андрогинный стиль и унисекс.

Исторический костюм Средневековья

О рождении исторического костюма можно говорить со времен раннего Средневековья, ведь до этого, в период Античности, люди носили очень простую одежду, которая не могла называться костюмом как таковым. В Средние века появился костюм как многослойный комплект – в нем была предусмотрена нижняя длинная рубашка (туника) с длинными рукавами и полностью покрывающая ноги, на нее надевалась контрастная по цвету верхняя рубашка или платье, которые имели укороченную юбку и рукав. В ту пору одежда была наиболее утилитарной, даже у знатных персон она не отличалась пышностью и разнообразием.

В XIII веке началось усложнение костюма, который стал многослойным. Поверх нижней рубашки женщины надевали котту, верхнее платье из льна, шерсти, шелка трех основных оттенков (красного, зеленого и голубого). Поверх коты надевался сюрко – элемент верхней одежды из благородных тканей, были очень распространены плащи с капюшонами и пелеринами, с длинными рукавами и без них. Женское платье соркани, которое зашнуровывалось на талии и приподнимало грудь, считалось атрибутом роскоши, которая в ту эпоху жестко порицалась. Головные уборы были неотъемлемой частью костюма как женщин, так и мужчин. Разнообразие их форм компенсировало скромность платьев.

Костюм позднего средневековья – это история нарушения запретов на шик в образе. В период с четырнадцатого по шестнадцатый век многослойность только увеличивалась, хотя до объемов костюмов более поздних эпох было еще далеко. Носилась нижняя и верхняя одежда, и каждый из слоев состоял из трех-пяти обязательных элементов – настоящая «луковица».

Многообразие моды четырех веков

Эпоха Возрождения действительно возродила моду, что особенно заметно в изменении женского костюма. В конце XVI века появилась жесткая каркасная юбка, которая придавала фигуре пышность и объем, платья стали шиться из дорогих материалов, имели уже не ограниченный набор цветов, а блистали великолепием дизайна.

В XVII столетии мужской костюм имел заметно военизированные черты, женский же продолжал насыщаться роскошью, которая теперь богато проявилась в многочисленных аксессуарах, ставших неотъемлемой частью образа. XVII и XVIII века стали наиболее востребованными в плане заимствований исторического костюма в наши дни. Именно эпоха барокко и рококо с их тенденцией к умопомрачительной пышности юбок, богатого декорирования аксессуарами, вышивками часто ассоциируется с историческим костюмом в принципе.

В начале XIX века тяга к роскоши в костюме постепенно ослабевает, что сначала было заметно в аскетичном ампирном стиле, а затем и в романтическом платье со шнурованным корсетом с обозначенной талией и пышными рукавами. На стыке последующих столетий женщина была освобождена от тесного корсета, с его исчезновением можно отмечать закат исторического костюма.

В начале XX век родилась ее величество мода – отныне дизайнеры будут диктовать, что носить мужчинам и женщинам, одежда постепенно начала утрачивать связь с конкретной эпохой и ее требованиям к внешнему виду. Эпоха модерн или ар нуво с более естественными линиями и отказом от пышности, стала «последней ласточкой», ознаменовавшей переход от костюма к индивидуальному стилю.

Исторический костюм в наши дни

Оставшись далеко в прошлом, исторический костюм продолжает свою уже пассивную жизнь в современности. Где он востребован прежде всего? В первую очередь, это воссоздание реальности предыдущих эпох в исторических театральных постановках и кинофильмах. Конечно, для них используются стилизации – пошив новых костюмов, полностью копирующих стиль того или иного периода. Многие люди увлекаются историческими реконструкциями и в свободное время с удовольствием посвящают себя увлекательному погружению в мир Средневековья или роскоши рококо, облачаясь в заново сшитые костюмы.

Свадьбы, а также карнавальные вечеринки, в том числе известнейший венецианский карнавал – это прекрасный повод для посильного воссоздания исторического костюма. Наиболее востребованным здесь является период с шестнадцатого по девятнадцатый век. В отдельных случаях, которые являются редкими исключениями из правил, может быть надет подлинный исторический костюм, оставшийся, например, от эпохи модерн.

В основном все оригиналы, оставшиеся богатым наследием далекого Ренессанса или барокко, хранят как зеницу ока в музеях. Их нельзя надеть, но можно бесконечно любоваться красотой, шиком или сдержанностью исторического костюма, который дал рождение множеству современных стилей в одежде.


Голованова Юлия

Работа с описанием истории пояса, традиций, связанных с ним, способов ткачества поясов на Руси.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тамбовское областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Историческая реконструкция пояса как элемента народного костюма Тамбовского края Авторы: Голована Юлия, обучающаяся объединения «Русский быт» Руководитель: Иванова Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования Тамбов 2017

Цель: Изучение истории родного края через элементы народного костюма Тамбовского края. Задачи: Изучить значение пояса в русском народном костюме; Изготовления пояса

Актуальность исследования: приобщение детей к народной культуре, стремление сохранить и передать следующему поколению особенности ткачества пояса, как элемента русского народного костюма Объект исследования: национальный костюм Тамбовского края Предмет исследования: пояса русского народного костюма

Этапы исследования: 1. Подготовительный: теоретический (поиск материала в Интернет-источниках, музеях, разговорах с местными жителями) 2. Основной: изучение ткачества поясов на различных инструментах и приспособлениях 3. Практический: ткачество поясов

История пояса Пояс был обязательной деталью одежды и женской, и мужской, и детской. Пояс выполнял магическую функцию, сопровождая жизнь человека от рождения до перехода в мир иной, предписывал определенные морально-этические нормы поведения, участвуя практически во всех значимых ритуалах. В каждом хозяйстве изготовляли пояса женские и мужские - для повседневного употребления и праздничные. Ходить без пояса было крайне неприлично. До сих пор бытующее в нашем языке выражение ""распоясаться" свидетельствует об утрате приличия в поведении.

Способы повязывания пояса Пояса носили и мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз. Завязывался пояс узлом таким образом, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. У женщин кисти находились слева, у мужчин спереди.

Длина и ширина пояса Длина поясов была от 1,5 до 4м, отдельные пояса доходили до 5-6 м. Ширина поясов тоже была разной. Обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22 мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44 – 45 мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка (6,6 – 8,89 мм). Женщины носили с праздничной одеждой длинный пояс (иногда до пяти метров), несколько раз обертывая его вокруг талии.

Традиции Тканые пояса были предметом оживленных толков и придирчивых оценок. По ним судили о невесте, о ее мастерстве и умении. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, потому со временем такой карман был назван "лакомка". Собираясь в дорогу или на работу, мужчина туго опоясывал верхнюю одежду кушаком, затыкая за него или подвешивая к нему всевозможные рабочие, охотничьи или дорожные принадлежности. Пояс, надетый на ребенка при рождении или, что было чаще, при крещении, как и крест, был оберегом. Его могли носить, не снимая, всю жизнь. Бывало, человек носил два пояса: данный при крещении (носился под одеждой), и второй - поверх одежды. В Тамбовской губернии существовал обычай обводить молодую жену вокруг стола, при этом дружка снимал кушак с жениха и связывал его с невестой, что являлось символом неразрывной связи будущей супружеской пары.

Пояс и славянские обряды. Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. По русскому поверью ходить без пояса было так же грешно, как и без креста. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится». Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе. Распоясать человека - означало обесчестить его.

Ткачество поясов на Руси В старину мастерство ткать пояса переходило из поколения в поколение. Матери, тети, бабушки передавали свои навыки и умение молодым. Девочку за станок садили в 6-7 лет. Ткали пояса на бердо, на ниту, на дощечках, на стане и просто на руках.

Инструменты для ткачества Инструментами для ткачества поясов служили вилки, палочки, бердо, катушки, дощечки, станы:

Виды ткачества поясов: На пальцах методом «дерганье»; На дощечках; На бердо; На катушке

Виды ткачества поясов: На пальцах методом «дерганье» «Дерганье» поясов заключалось в своеобразном плетении на пяти пальцах руки при участии двух работниц - одна переплетала через пальцы петли основы, а другая переплетала рукой, продергивая петли.

Виды ткачества поясов: На дощечках Тканье на дощечках выполнялось при помощи квадратных дощечек с четырьмя дырочками, от вращения которых каждый раз сменялась 1 / 4 часть основы. Ширина пояса определялась количеством деревянных дощечек с отверстиями по углам, через которые продевались шерстяные нити основы. В зев, образованный нитями основы, продевалась нить утка, затем все дощечки поворачивались на 90 градусов, и процесс повторялся.

Виды ткачества поясов: На бердо Тканье на бердо осуществлялось при помощи дощечки с прорезями и дырочками. Четные нити основы пропускались через дырочки, а нечетные между отверстиями. При поднятии и опускании бердо образовывался зев, в который продевалась нить утка.

Виды ткачества поясов: На катушке (ниту) Тканье на ниту заключалось в подвязывании нечетных нитей основы при помощи нитяных петелек, оттягивание и опускание которых образовывало зев. Вероятно, такой способ тканья являлся прототипом тканья на горизонтальном ткацком станке. До появления бердо и подножек он долгое время мог существовать как ткацкий станок для изготовления тканей.

Цвет пояса Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Традиционным цветом для поясов был красный - цвет огня, крови, солнца, символизировавший жизненную силу, долголетие, плодородие и власть. Красный значит красивый, праздничный. В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков этого цвета, причем каждый имел свое название: алый, кровавый, мясной, червленый, червонный, багрецовый, багровый, искрасна-рыжий, красно-кирпичный, малиновый и другие. Красный цвет использовался как средство против сглаза. Черный цвет был символом земли, покоя и постоянства, отрешения, скорби и траура. Белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали.

Узоры на поясе Наши предки верили, что орнамент служит не только для украшения повседневности, но также для защиты от всяческого зла. Существовали специальные охранительные узоры, которые будто бы защищали людей от непогоды, помогали на охоте, на рыбалке, в сборе урожая. Украшением поясов, несомненно, являются надписи. Эти надписи представляют собой молитвы, имена изготовителя или того, кому они предназначены, названия городов, даты, любовные послания или тексты песен.

Оформление пояса Любой пояс должен был быть оформлен. На «хвостиках» пояса каждая мастерица оставляла свой способ оформления. По нему можно было узнать, кто соткал этот пояс

Итоги проекта: создание презентации на тему: «Историческая реконструкция пояса как элемента народного костюма Тамбовского края»; изготовление пояса для народного костюма Тамбовской области методом «дерганье».

Литература: http://www.uralhistory.ru/hranitsya_proshloe_v_muzee http://wiki.iteach.ru http://www.rustm.net Ф.М. Пармон. Русский народный костюм, М.,1994 «Русские. Историко-этнографический атлас», М.1967



error: Контент защищен !!