Сколько весит младенец в 3 месяца. Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост

Четвертый месяц - это своеобразный Рубикон в жизни малыша. Трехмесячный ребенок преодолел первый этап по адаптации организма к окружающему миру. То, что умеет к этому моменту малыш – результат его труда и труда его родителей. В три месяца развитие ребенка идет по всем направлениям (от физиологии до психики).

На этом этапе большое значение имеет своевременная и грамотная помощь в развитии со стороны взрослых - это массаж и развивающие игры, общение с ребенком и приучение его к распорядку дня, прогулки и меняющиеся правила кормления. Чтобы все сделать правильно, родители должны быть готовы морально и информационно к новому витку в жизни их малыша.

В 3 месяца малыш начинает активно познавать окружающий мир, запоминать формы, цвета и звуки. Желательно, чтобы родители в этот период также приложили свои усилия для всестороннего развития ребенка

Существует множество видео-советов на данную тематику, посмотрев которые, можно почерпнуть для себя много полезного (как в сфере психологии ребенка, так и в области его физического развития). Лучше смотреть материал, подготовленный специалистами. Например, доктор Евгений Комаровский доступно рассказывает, на что следует обратить внимание.

Основы физического развития малыша

Физическому развитию ребенка в 3 месяца всегда уделялось большое внимание, особенно родителями. Отчасти это связано с тем, что они легко могут определить размеры своего 3-х месячного ребенка, и таким образом оценить его нормальное физическое состояние. В осмотр малыша до года, который проводится в поликлинике по месту жительства, входит:

  • общий осмотр;
  • аускультация (врач слушает работу сердца и органов дыхания);
  • измерение объема груди и головы;
  • замеры роста и веса.

Ребенок в 3 месяца должен весить примерно от 5 до 7 кг и иметь средний рост 62 см (это касается и девочек, и мальчиков).

На все эти параметры влияют генетические особенности родителей, плодность беременности, ее течение и срок ее разрешения (раньше срока, вовремя или мама переносила малыша), а также те условия, в которых рос грудничок (питание - естественное или искусственное вскармливание, введение раннего прикорма и качество ухода).

Таблица средних размеров крохи к концу 3 месяца:

В норме ребенок набирает от 0,5 до 1 кг в месяц в этом возрасте. Возможны отклонения, например, дети, которые кормятся маминым молочком, набирают вес быстрее, чем искусственники. Если параметры 3-х месячного ребенка отличаются от заявленных, это еще не значит, что случилось непоправимое. Когда ребенок весел, активен и здоров, какает 6-8 раз в сутки и мочится до 12 раз, но немного недобрал или перебрал в весе – это не повод для паники.

Груднички, которых мама кормит грудью, переедают редко, а вот мамам деток на искусственном или смешанном кормлении надо быть внимательными к весовым показателям своего крохи. Если вам кажется, что малыш толстенький или отличается излишней худобой, посоветуйтесь с педиатром.


Родители ни в коем случае не должны игнорировать плановое посещение педиатра, поскольку от этого зависит дальнейшее развитие ребенка. Важно выявить, все ли сейчас в норме, соответствуют ли реакции малыша его возрасту

Рефлексы новорожденного: что с ними происходит?

Основные рефлексы новорожденного:

  • рефлекс Моро;
  • рефлекс Бабкина;
  • поисковый;
  • хоботковый;
  • сосательный;
  • рефлекс ползания.

Именно рефлекторная деятельность помогает новорожденным выжить и адаптироваться к окружающей среде. Но младенец 3-х месяцев уже в них не нуждается. Поэтому в норме основные рефлексы новорожденного в 3 месяца (за исключением сосательного и рефлекса ползания) начинают угасать, остаются остаточные проявления.

Наличие ярко выраженных рефлексов новорожденного может говорить о неврологической патологии:

  • открывание рта и поворот головы в сторону воздействия при поглаживании уголка его рта (поисковый);
  • вытягивание губ хоботком при прикосновении к верхней губе (хоботковый);
  • движение головой вперед и открытие рта при надавливании на ладонь ребенка (Бабкина);
  • слишком выраженный рефлекс Моро.

Рефлекс ползания и сосательный рефлекс четко выражены в возрасте 3-4 месяцев. Они требуются для роста и развития малыша.

На 3-м месяце у деток нередко развивается рахит , и родители должны быть очень внимательны к своему малышу . Первый симптом - повышенная потливость . Личико крохи покрывается капельками пота во время кормления , но особенно сильно потеет головка ночью . Малыша это беспокоит , и он трется головой о матрасик , из- за чего волосы на затылке выпадают , образуется проплешинка . Также малыш становится беспокойным , пугливым , у него учащается мочеиспускание . Все это может быть следствием недостатка витамина D . При первых подозрениях на рахит требуется неотложная консультация педиатра , который назначит необходимые препараты и процедуры , а также откорректирует питание мамы и ребенка .

Навыки, которые осваивает малыш к 3-м месяцам

  • перевороты со спины на живот;
  • «кобра» - способность приподнять голову и плечи, опираясь на предплечья.

Ребенок в 3 месяца чаще всего осваивает эти умения, но хорошо это получается далеко не у всех детей. Некоторые справляются с этим к 4 или даже 5 месяцу. Строгих нормативов тут нет, малютка растет и развивается, а не сдает ГТО. Поэтому если он здоров, хорошо набирает вес, активен, не имеет неврологических патологий, но не очень хорошо переворачивается и опирается на ручки, надо уделить больше внимания занятиям с ним, развивающим играм и массажу.


Умение поднимать и держать головку в норме развивается к трем месяцам жизни. Оно необходимо как база для дальнейшего переворачивания, ползания и хождения

Психологические особенности малышей

Три месяца – это яркий период перемен, которые затрагивают психику грудничка, его эмоциональную сферу:

  • Основной «новинкой» в поведении является так называемый комплекс оживления. Он заключается в активной улыбке малютки, повышении его двигательной активности и в том, что он долго «болтает» (гулит и агукает).
  • На этом этапе жизни крошки идет активное развитие базовых функций его психики, сенсорного восприятия. Например, существенное изменение претерпевает зрение . Ребенок умеет отслеживать взглядом движущиеся предметы и объекты, рассматривать их.
  • Формируется предметное восприятие. Он способен распознавать комплекс свойств предмета. Для этого он старается задействовать свои сенсорные системы по максимуму (осмотреть предмет, потрогать, погрызть, потрясти, послушать звук, если тот его издает).
  • Слух ребенка также активно совершенствуется. Ребенок способен различать интонации, выделять отдельные звуки из общего шума, адекватно определять источник звуковых колебаний. Очень хорошо распознает голоса значимых взрослых, особенно заметна реакция на мамин голос.
  • Эмоциональная сфера также прогрессирует быстрыми темпами. Ребенок в этом возрасте способен обижаться, удивляться, огорчаться. Он чутко чувствует семейную атмосферу и настроение взрослых.
  • Учится методом «делаю, как ты». То есть методом импринтинга, перенимая и «записывая на подкорку» способы реагирования взрослых.

В 3 месяца малыш начинает активно агукать, как будто бы разговаривать. На самом деле это и есть общение с родителями - ребенок делится своими эмоциями, выказывает привязанность или заинтересованность

Распорядок и питание

Трехмесячный рубеж – то время, когда пора ухаживать за малышом, вырабатывая у него основы распорядка дня и приучая к основным режимным моментам. Спит кроха к этому времени еще много, но уже значительно меньше. Пару десятков лет назад нормой считалось до 18 часов в сутки, но современные дети спят значительно меньше. Малыши могут спать от 12 ½ до 15 часов. Основное время приходиться на ночь. На день остается еще до 4 часов сна.

Трехмесячный малютка способен спать большую часть ночи. В этот период и формируется «правильное» отношение к ночному сну малыша, то есть ассоциации ночи со сном. Он уже должен приучаться засыпать не с бутылочкой или под грудью, а самостоятельно. Место приема пищи и место сна нужно разнести, не стоит кормить кроху в кровати.

Общий объем грудного молока, которое съедает малыш, увеличивается до 800-900 мл./сутки, в одно кормление кроха кушает около 150 гр. В целом же, детки на грудном вскармливании сами регулируют количество молока. Если малыш искусственник – он должен съедать смесь в количестве, рекомендованном производителем, крупные дети могут кушать немного больше. Некоторые родители начинают вводить прикорм в 3 месяца. Делать этого не советуем, лучше отложить прикорм до полугода, в случае ИВ - до 5 месяцев.

На третий месяц кормления приходится один из лактационных кризисов. Это надо учитывать: ни в коем случае не нужно сокращать кормление, предполагая, что молоко «заканчивается». В этот период прекращаются приливы молока, и женщина думает, что молока стало меньше. Кроме того, ребенок проявляет интерес не только к пище, но и к окружающим предметам: он может делать перерывы в еде, оглядывая все вокруг. Поэтому некоторые мамы думают, что молоко «пропадает», и докармливают детей смесью, делать этого не стоит.


Иногда мамы путают лактационный кризис в 3 месяца с полным исчезновением молока, которого в норме пока не должно быть. Лучшей тактикой будет продолжать кормление, подстраиваясь под режим малыша

«Развивалки» для ребенка

4-й месяц жизни ребенка – время, когда пора переходить к активным занятиям с ним в периоды его бодрствования.Игры, которые может предложить мама, должны быть направлены на развитие:

  • слуха (петь малышу песенки и потешки, читать сказки в лицах, включать детские песенки);
  • речевых навыков (при разговоре с малышом, сказав предложение, замолкать, приглашая его таким образом вставить свою «фразу», со временем крошка поймет, и с удовольствием будет участвовать в таком «диалоге»);
  • тактильных ощущений (можно давать крошке предметы разной текстуры, чтобы пощупать их, например, крупы, разные ткани, предметы с необычной поверхностью и т.п.);
  • стимулировать деятельность мозга рефлекторным способом (массаж ладоней и стоп, пальчиковая зарядка и т.п.).

Игрушки для трехмесячного ребенка нужно выбирать яркие, цветные и удобные для хватания и кусания. Очень хорошо подойдут разные погремушки с кольцами. Доступно и подробно об это расскажет педиатр Комаровский в своих передачах, а также ролик по развитию крохи по методике «Леонардо».

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.

В 3 месяца? Это первый вопрос среди множества иных, которые задают родители на приеме у педиатра. Как это ни странно, но ответ на него определяет не только иные параметры физиологического развития, но и психоэмоционального. Почему? Попробуем разобраться.

Капризные параметры веса

Сколько должен весить ребенок в 3 месяца, определить и просто, и сложно одновременно. Все дело в том, что существуют единые параметры, одобренные ВОЗ, которые должны быть подвергнуты корректировке для каждого малыша. Так, по подсчетам врачей, новорожденный к третьей месячной дате должен набрать от 2,250 грамм до 2400 граммов от изначального веса. Соответственно, вес ребенка в три месяца теоретически составляет для мальчиков от 5,75 до 5,9 килограмма, а для девочек - 5,55-5,7 кг. Однако существует несколько факторов, которые способны значительно изменить параметры того, сколько должен весить ребенок в 3 месяца, а именно:

  • степень доношенности при родах;
  • вес при рождении;
  • появление близнецов;
  • тип кормления.

Эти параметры способны значительно расширить диапазон рассматриваемого показателя. Итак, чтобы рассчитать правильную массу тела с учетом первых трех параметров, необходимо к начальному весу прибавить указанные данные прибавки в весе. А вот последний - тип питания - может значительно повлиять на диапазон веса.

Типы питания и вес

Так, для естественного вскармливания сохраняются все указанные выше параметры. Для искусственного и смешанного действуют иные правила. Стоит отметить, что именно на третьем месяце у мамы может наступить лактационный криз, что значительно влияет на количество получаемого ребенком молока. Значит, прибавка в весе может значительно снизиться. Потребуются или более частые прикладывания, или переход на смешанное питание. К слову сказать, при правильном поведении матери потеря веса компенсируется в течение месяца одновременно с налаживанием процесса лактации. А вот родителям малыша, находящегося на искусственном питании, стоит очень внимательно относиться к увеличению массы тела своего наследника. Все дело в том, что пропорции, а также количество кормлений молочными смесями должно определяться исключительно врачом. Ведь довольно часто проблемой малышей-искусственников является быстрый набор веса и его чрезмерность. То, сколько должен весить ребенок в 3 месяца, находящийся на искусственном питании, определяет педиатр, причем обязательно исходя из индивидуальных особенностей.

На что влияет вес?

Правильный набор веса напрямую связан с такими важными параметрами, как стул и сон. Последний зависит от того, насколько хорошо питается карапуз, как он набирает в весе. А потому ответ на вопрос о том, сколько должен спать ребенок в 3 месяца, при хорошей прибавке массы звучит следующим образом: в общей сложности - до 17 часов, из которых до 8 часов приходится на 3-4 дневных сна. К слову сказать, на качество отдыха влияет и стул малыша. Отвечая на вопрос родителей о том, сколько должен какать ребенок в 3 месяца, врачи уточняют тип вскармливания: для малышей на естественном вскармливании количество может совпадать с числом кормлений, для тех, кто получает смесь, не реже одного раза в 24 часа. Рассмотренные три параметра - вес, стул и сон - в значительной степени влияют на самочувствие малыша, его физиологическое и эмоциональное развитие. И именно поэтому они обязаны четко отслеживаться родителями.

В этой статье:

В физическом развитии грудничка заинтересованы не только молодые родители, но и педиатры. Каждый месяц во время визита в детскую поликлинику малыш проходит контрольное взвешивание и измерение роста. По мнению педиатров, вес ребенка в 3 месяца зависит от правильной организации вскармливания и ухода за ним, а также физического здоровья крохи.

Средние показатели веса и роста для детей, достигших трехмесячного возраста, определяются по графику, который был составлен специалистами ВОЗ. Выяснить, есть ли у ребенка отклонения в или все протекает нормально, несложно - достаточно сравнить его вес с критериями, указанными в таблице.

Нормальные вес и рост малыша в 3 месяца

В первые 3 месяца прибавка в весе у грудничка должна составлять 200-250 гр еженедельно. То есть к первому месяцу жизни малыш должен весить примерно на 800 гр больше, чем в день своего рождения. В 2 месяца эта цифра должна составлять приблизительно 1,6 кг. И, соответственно, в 3 месяца средний вес ребенка должен быть больше на 2,4 кг по сравнению с его массой тела при рождении. Если новорожденный появился на свет с весом 3 кг, то в 3 месяца ребенок весит более 5 кг.

Иногда малыши не вписываются в «среднестатистический график» и набирают больше или меньше обозначенных норм. Ничего страшного в этом нет, так как показатели роста и веса, приведенные в таблице, можно назвать условными.

Масса тела грудничка не должна иметь строгие рамки или критерии, ведь каждый ребенок индивидуален.

После проведения взвешивания педиатр сравнивает вес ребенка с нормой в 3 месяца по таблице. Это позволяет врачу определить уровень физического развития малыша. Показатели роста и веса «меньше средних значений» и «больше нормы», гармонирующие друг с другом, могут свидетельствовать о том, что ребенок просто небольшой от природы или, напротив, крупный. Если же показатели роста не сочетаются с показателями массы тела, на это нужно обратить внимание.

Сравнительный анализ основных параметров

Средние параметры роста и веса ребенка в 3 месяца по таблице составляют:

  • 55-62 см рост;
  • 5200-6000 гр вес.

За 3 месяца жизни малыш должен набрать около 2400 гр и подрасти на 8,5 см. Безусловно, это средние показатели, и они могут варьироваться.

Главное, чтобы не нарушали пропорции туловища, головы и конечностей у грудничков.

Именно эти параметры позволяют следить за нормальным физическим развитием ребенка.

Отличается ли вес малышей на грудном вскармливании?

Вес малыша, находящегося на , педиатр отслеживает с самого рождения. Многие мамы совершенно безосновательно волнуются по поводу кажущейся худощавости ребенка по сравнению с . Эти тревоги совершенно напрасны.

Получая материнское молоко в качестве основной пищи, груднички всегда набирают медленнее и меньше, и это нормально. В случае с грудным вскармливанием не нужно строго полагаться на то, сколько должен весить ребенок в 3 месяца по таблице ВОЗ. Важнее оценивать такие критерии, как масса тела малыша при рождении, качество грудного вскармливания, как ребенок берет грудь и пр.

В среднем, дети, получающие грудное молоко на третьем месяце жизни, прибавляют от 170 до 245 гр в неделю. В итоге общая прибавка за месяц может составить всего 600 гр.

Большинство педиатров настаивают, что если грудничок берет грудь 10-12 раз в сутки, охотно сосет молоко не менее 20 минут, писает не реже 12 раз в течение дня, каловые массы у него имеют нормальную консистенцию и цвет, а сам малыш активен и жизнерадостен - волноваться не о чем.

Многие мамы совершают ошибку, начиная грудничку с трехмесячного возраста. В наши дни педиатры советуют не спешить с этим и давать новые продукты с 6 месяцев жизни малыша. В 3 месяца для нормального веса ребенка достаточно питательных веществ и микроэлементов, которые содержатся в материнском молоке. Если его не хватает, грудничку назначают комплекс витаминов и минералов дополнительно.

Если ребенок в 3 месяца весит больше или меньше нормы

Большинство молодых родителей отмечает, что именно к трехмесячному возрасту кроха становится более округлым. Пухлые щечки, складочки на ручках и ножках, оформленный животик - все это является показателями становления обмена веществ. Но в некоторых случаях ребенок 3 месяцев мало набирает вес или, напротив, прибавляет очень быстро, не вписываясь в критерии нормы. Почему это случается?

Причины недостаточного набора массы тела ребенка:

  • Недокорм . Самая популярная причина, связанная с нехваткой грудного молока у кормящей матери. Суточный объем материнского молока для грудничка 2-4 месяцев должен составлять не менее 1/6 массы его тела. Чтобы выяснить, хватает ли молока малышу, до и после кормления в течение 24 часов его нужно , чтобы рассчитать объем поступающей пищи в организм. Если обнаружена проблема недокорма, нужно проконсультироваться с педиатром по поводу выбора адаптированной смеси, которая заместит недостающий объем питания.
  • Патологии . Ребенок в 3 месяца может не набирать вес из-за заболевания. К примеру, обычный вызывает заложенность носа, в результате которой малыш может дышать только ртом. Это значительно мешает вскармливанию - взять грудь или бутылочку крохе становится сложно. Кроме того, малыш может настойчиво отказываться от пищи, если на слизистой его ротовой полости возник кандидозный . В таких случаях требуется заняться лечением основных заболеваний и не пытаться накормить малыша насильно.
  • Дефицит цинка . Нехватка этого микроэлемента в организме женщины во время беременности может привести к рождению ребенка с недостатком массы тела, даже если роды были в срок. Во время лактации каждая мама должна продолжать прием поливитаминных комплексов. Малышам-искусственникам препараты на основе цинка вводятся в питание.
  • Индивидуальная комплекция ребенка . Разброс весовых значений среди новорожденных может варьироваться в два раза! Встречаются как малыши-рекордсмены с весом более 5 кг, так и миниатюрные крошки с массой тела 2,5 кг. Если кто-то из родителей ребенка от природы обладает худощавым телосложением, недостаточный вес грудничка не является патологией, при условии что в остальном его физическое развитие соответствует норме.

Причины избыточного набора массы тела ребенка:

  • перекармливание искусственными смесями;
  • добавление в смесь или напитки для малыша сахара;
  • нарушение правил прикорма;
  • генетическая предрасположенность к полноте;
  • эндокринные заболевания.

Можно узнать по таблице выше, сколько весит ребенок в 3 месяца. Если малыш набрал на 15% больше среднестатистических значений, скорее всего, речь идет об избыточной массе тела или ожирении. В этом случае у грудничка появляются выраженные отложения жира в области живота и бедер. Иногда эта специфическая полнота является индивидуальной наследственной особенностью и в дальнейшем исчезает. Но проконсультироваться с педиатром необходимо в любом случае.

Последствия ожирения в грудном возрасте коварны. В будущем у ребенка могут возникнуть хронические проблемы с пищеварением и сердечно-сосудистой системой, артериальная гипертензия, склонность к желчнокаменной и мочекаменной болезни, диабет 2 типа, дисфункция половой сферы, плоскостопие и многое другое.

Если ребенок быстро набирает вес в результате перекорма, рекомендуется предлагать ему менее концентрированную молочную смесь и сократить частоту прикладывания к груди, заменив их частично допаиванием малыша кипяченой водой. Безусловно, подобные действия должны обсуждаться с врачом.

Молодым мамам стоит проще относиться к возможным несовпадениям основных параметров ребенка - роста и веса - со среднестатистическими цифрами. Если малыш развивается по возрасту, физически активен, с аппетитом ест и хорошо спит, с интересом относится к окружающей среде, не страдает проблемами дефекации и мочеиспускания, а врачи не находят у него патологий, - значит все у ребенка в порядке.

Полезное видео о показателях роста и веса у детей



error: Контент защищен !!