Поищи сведения о способах общения животных. У животных есть свой язык для передачи сообщений. Это язык сигналов,звуков,движений,запахов,поз. Поищи сведения о способах общения в справочниках, книгах. Подготовь сообщение

Михеева Анастасия

Научная мысль постоянно расширяет границы наших знаний и находит ответы на множество вопросов, которые ставит перед нами живая природа. Учёные используют новейшие теории и технологии, чтобы проникнуть в тайны и растений и животных, Земли и Космоса. Люди изучают колонии муравьёв, взбираются на склоны вулканов, бурят вечную мерзлоту в полярных областях, ведут наблюдение за бескрайними просторами Вселенной. Но даже последние достижения науки не делают природу менее загадочной.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема работы : используют ли животные язык?

Задачи исследования:

  1. доказать предположение, что в разных ситуациях животные могут «разговаривать» между собой,
  2. выявить различные способы общения животных.

Актуальность проблемы.

Нас повсюду окружают голоса природы. Эти звуки – странные, забавные или пугающие – чаще всего сигналы, используемые для передачи информации. Но существует ли в дикой природе язык? Попытаемся ответить на этот вопрос. Учёные определяют язык как одну из форм символического и творческого общения. Это не просто последовательность сигналов, признанная дать немедленный эффект.

  1. при совместном добывании пищи;
  2. период размножения;
  3. призывая своих сородичей на помощь в случае опасности.

Рассмотрим один из способов общения. Пример – общение петуха с курами. Как показывают многочисленные наблюдения, звуковые сигналы, подаваемые петухом, не просто объявляют курам, что он обнаружил корм, но и сообщают о качестве находки. Проведём эксперимент. Предложим птицам червей, горох и арахис.

Найдя червей или горох, петух призывал кур быстрыми короткими сигналами, на которые они немедленно сбегались. А при виде арахиса петух издавал протяжный звук, выражавший разочарование, на который реагировала лишь часть кур.

У некоторых видов общение происходит в таких сложных формах, что исследователи готовы сравнить его с языком. Понаблюдаем за пчёлами. Когда одна из сборщиц находит источник пищи, она, вернувшись в улей, передаёт сведения о нём другим пчёлам, исполняя особые танцы. Если расстояние от гнезда до корма менее ста метров, пчела просто бегает кругами по соту, чтобы привлечь внимание. Информация о более удалённом источнике пищи передаётся с помощью виляющего танца: пчела движется, описывая восьмёрки. Наконец, пчёлы получают информацию и о качестве пищи – им достаточно понюхать танцовщицу, и сразу станет ясно, на каких цветах она побывала.

Также у насекомых существуют и химические запахи. Например, муравьям они помогают обмениваться информацией об источнике пищи. Найдя её, насекомые выделяют из брюшка феромон и метят им весь обратный путь к гнезду. Наткнувшись на такую пахучую тропинку, любой муравей направляется к её началу. Вскоре тропинка превращается в оживлённую трассу. Феромоны позволяют также отличать своих от чужих.

Человека всегда забавляла способность животных имитировать его речь. Главные мастера в этом – попугаи. Они с лёгкостью и, пожалуй, с удовольствием подражают почти любым услышанным звукам. Недаром возникло выражение «повторять, как попугай». Однако можно ли считать удивительную способность попугаев настоящим общением?

Чтобы ответить на этот вопрос, американский психолог Айрин Пепперберг сначала научила попугая жако таким простым словам, как «пробка» и «морковка». Затем она предъявляла птице предмет и, если та произносила нужное слово, поощряла это угощеньем. Таким способом попугай быстро научился правильно называть примерно десяток предметов и даже просить, когда не мог видеть их.

Как и этот учёный попугай, многие животные вкладывают в свои крики, рыканье, ржанье, чириканье определённый смысл. Их звуковые сигналы, вероятно, несут какую-то информацию, понятную представителям того же вида. Одни из самых удивительных в мире мелодий – так называемые песни китов. Они могут петь пол часа без перерыва, но, главное, используют богатейший репертуар звуков, сочетая разными способами лай, писк, свист, рыдание и жужжание. Веками моряки верили, что эти таинственные звуки издают русалки или сирены.

Наблюдая в зоопарке за поведением шимпанзе, выяснила, что для общения они используют широкий набор мимики, жестов, поз и звуковых сигналов. Они часто приветствуют друг друга поцелуями и объятиями.

Животные, как и люди, любят играть. Для них игра не просто забава, а важная часть подготовки к борьбе за выживание, это лучший способ обучиться общественному поведению. Она развивает умение прятаться, выслеживать, подкрадываться, бросаться из засады и убивать. Игры наблюдаются только у млекопитающих и птиц.

Понаблюдаем за семейством кошачьих. У кошки Мурки три котёнка. Двое из них чаще занимаются уходом за шерстью, любят поиграть с собственным хвостом, а у третьего котёнка на уме только салочки. При более пристальном наблюдении выявляем различия в игровом поведении детёнышей разного пола. Самки играют меньше, интенсивность и продолжительность игр зависят обилия и доступности пищи.

Выводы.

  1. акустический: песни, крики;
  2. оптический: жесты, позы, характер оперения или шерсти;
  3. химический: выделение пахучих веществ;
  4. тактильный: путём прикосновений (во время игры, при выпрашивании корма у родителей);
  5. электрический: испускание электрических импульсов многими рыбами.

Новоалександровская районная открытая научная конференция школьников «Шаг в будущее»

Секция: биология

Название работы «Используют ли животные язык?»

Место выполнения работы: г. Новоалександровск

МОУ лицей «Экос», 4 класс.

Научный рук.:

г. Новоалександровск, 2009.

Используют ли животные язык?

Михеева Анастасия, г. Новоалександровск, МОУ лицей «Экос», 4 класс.

Научный рук.: Снурникова Елена Александровна,

учитель начальных классов, МОУ лицей «Экос»

Задачи исследования:

1) доказать предположение, что в разных ситуациях животные могут «разговаривать» между собой,

2) выявить различные способы общения животных.

Актуальность проблемы. Научная мысль постоянно расширяет границы наших знаний и находит ответы на множество вопросов, которые ставит перед нами живая природа. Учёные используют новейшие теории и технологии, чтобы проникнуть в тайны и растений и животных, Земли и Космоса. Люди изучают колонии муравьёв, взбираются на склоны вулканов, бурят вечную мерзлоту в полярных областях, ведут наблюдение за бескрайними просторами Вселенной. Но даже последние достижения науки не делают природу менее загадочной.

Учёные определяют язык как одну из форм символического и творческого общения. Это не просто последовательность сигналов, признанная дать немедленный эффект.

Однако в отличии от людей животные «разговаривают», как правило, только в трёх специфических ситуациях:

1) при совместном добывании пищи;

2) период размножения;

3)призывая своих сородичей на помощь в случае опасности.

В результате проведённого эксперимента и различных наблюдений пришли к выводу :

У каждого вида животных существуют свои способы общения, однако можно выделить пять основных:

1) акустический: песни, крики;

2) оптический: жесты, позы, характер оперения или шерсти;

3) химический: выделение пахучих веществ;

4) тактильный: путём прикосновений (во время игры, при выпрашивании корма у родителей);

5) электрический: испускание электрических импульсов многими рыбами.

Таким образом, чтобы выжить в природе, надо прежде всего уметь находить пищу и спасаться от врагов, а значит необходимо общаться. Способы передачи информации у животных разнообразны и оригинальны.

Люди всегда общаются между собой, так мы узнаем и передаем различную информацию: новости, указания, желания, чувства и ощущения. Однако, между собой общаются не только люди, но и животные, правда они это делают не так как мы.

Например, древесные жуки точильщики используют свою “азбуку Морзе”. Они ударяются головой о древесину, что приводит к образованию эха, которое слышат остальные жуки, в частности самки. В некоторых народах точильщиков называют “часами смерти”, поскольку издаваемые ими звуки похожи на тиканье часов.

Так же животные способны общаться между собой с помощью языка запахов. У многих животных есть специальные железы, которые вырабатывают вещества со специфическим запахом. В основном таким способом общения животные сообщают друг другу о границах своей территории.

Во влажных тропических лесах Южной Азии можно встретить лягушек вида Huia cavitympanum - Калимантанская каскадница . Они общаются между собой с помощью ультразвука. Лягушки создают и воспринимают звуки частотой до 38 килогерц. По мнению зоологов, земноводные перешли на такой уровень коммуникации из-за местности, в которой они живут, - среди шума водопадов и плескота воды звуки с низкой частотой очень трудно различать.

Как же общаются немые животные, например, рыбы? Конечно же жестами. Вот коралловый лосось для коммуникаций использует свои плавники. Очень часто такой вид общения используется во время охоты. жестами рыбы показывают куда нужно плыть, сигнализируют когда добыча попала в западню и т.д. Кроме охоты жесты помогают и в обороне.

Вот еще несколько интересных фактов, связанных с общением животных.

Курица начинает общаться со своим цыпленком, когда тот находится еще в яйце. Примерно за сутки до вылупления из яйца можно услышать тихое попискивание. Чтобы успокоить птенчика, курица-мать успокаивает его свои кудахтаньем.

Для своего общения кошки используют только шипение и язык жестов, и никогда не мяукают друг на друга. Слово “мяу” они используют только в присутствии человека.

Как оказалось, самый сложный язык общения среди животных у сусликов. Своим попискиванием с различной тональностью, ритмом, и тембром они способны описать приближающегося хищника, его размеры, внешность, строение, как далеко он находится и даже к какому виду он относится.

Введение.

На протяжении всей эволюции человек был близок к природе и тесно связан с окружавшими его животными. Они издавна были его верными помощниками и друзьями, поэтому человек невольно переносил на них свои взгляды и привычки. Животные часто рождаются слепыми, всегда – беспомощными, а подрастая, ведут себя, как дети – подвижные, шаловливые, игривые. Очень скоро в них начинают проявляться так трогающие людей качества: преданность, привязанность к хозяину, искренность чувств, постоянная готовность прийти на помощь. Естественно поэтому, что человек издавна общался со своими животными – независимо от того, птицы это или звери – так, как он привык относиться к детям: ухаживал, ласкал, кормил, выводил на прогулку, общался с ними, делился своими мыслями, чувствами.

Речевое общение человека с животными было важным фактором в их одомашнивании, оно вошло в привычку, стало неотъемлемым свойством связи между ними. Всем животным в доме люди давали имя, кличку или прозвище и, когда было нужно, звали их, словами выражая свой приказ или просьбу. Сами действия человека служат сигналом для животного. Животные также взаимодействуют между собой, одним из видов их взаимодействия является общение. Здесь речь идет уже не только о домашних животных.

Проводится множество исследований с целью выявления особенностей языка и общения животных. Однако вопрос об их коммуникативных способностях на сегодняшний день остается открытым.

В данном реферате я попытаюсь изучить некоторые особенности языка и общения животных, а также рассмотреть экспериментальные исследования, которые проводятся с целью обучения животных языку.


Язык и речь животных.

Важное значение для животных имеет звуковой язык, с помощью которого они не только выражают своё эмоциональное состояние, но и передают друг другу весьма существенную информацию о своих намерениях, об окружающей обстановке, необходимых коллективных действиях.

Издавна люди считали, что у каждого вида животных есть свой язык, присущий и понятный только им самим. Используя его, птицы неугомонно переговариваются, сбиваются в стаи и кочуют с места на место в поисках тепла и корма или улетают, услышав сигнал опасности и тревоги. В брачный период голуби нежно воркуют, аисты курлыкают и исполняют танцы, тетерева издают громкие звуки, а соловьи устраивают сольные концерты, чтобы затмить соперников.

У животных имеется свой «язык», выражающий их состояние. Рычанье льва слышно на всю округу – этим царь зверей заявляет громогласно о своём присутствии, и от этого стынет кровь у косуль и антилоп в саванне. Вожак слонов, самый старший и умный в стаде, призывно трубит, подняв хобот, собирая слонов в поход по джунглям в поисках хороших пастбищ. Лось издаёт громкий клич, идя сражаться с соперником за самку.

Звуки, издаваемые животными – это сигналы, выражающие их состояние, желания, чувства ярости, тревоги, любви. Язык человека выражается через его разговорную речь и определяется богатством словарного запаса – у одних людей он яркий, большой, у других – простой, примитивный, бедный по содержанию. Нечто подобное происходит у птиц и животных: у многих из них издаваемые сигналы-звуки разнообразные, многоголосные, а у других редкие и невыразительные. Но есть и совершенно немые птицы – грифы, которые не издают ни единого звука.

В животном мире широко распространён «язык» запахов. Животные семейства кошачьих, куньих, собачьих «метят» границы территории, где они обитают. По запахам животные определяют зрелость особей, выслеживают добычу, избегают врагов или опасные места – ловушки и капканы. Имеются и другие каналы связи между животными и средой, связанные с биоэлектромагнитными полями и акустическими сигналами: электромагнитная локация у рыбки нильского слоника, ультразвуковая эхолокация у летучих мышей, высокочастотные звуковые сигналы – свисты у дельфинов, инфразвуковая сигнализация у слонов. Рыбы издают много разных и характерных звуков, используя их для общения в стае. Издаваемые ими сигналы изменяются в зависимости от состояния рыб, окружающей среды, от их действий. Американские учёные установили, что рыбы кашляют, чихают и хрипят, если вода по температуре не соответствует тем условиям, в которых они должны находиться.

Звуковая сигнализация существует у всех видов животных: курицы издают 13 разных звуков, лягушки – 6, петухи – 15, синицы – 90, грачи – 120, свиньи – 23, вороны – до 300, дельфины – 32, лисицы – 36, обезьяны – более 40, лошади – около 100 звуков. Эти звуки передают общее эмоционально-психическое состояние животных – поиск корма, тревогу, агрессивность, радость общения.

Разные виды животных имеют свой язык, который является средством коммуникации, общения. Благодаря ему передаются подробные сведения обо всём, что с ними происходит.

В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношении - человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это - система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жестомимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам.

У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные жесты - приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы. Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль, формирующаяся в онтогенезе речь, первоначально выполняет и у человека, по крайней мере, в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом. Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного пути кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.
В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности. С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь.

С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека.

Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.


Язык обезьян, дельфинов, собак.

Язык обезьян. В стае или небольшой группе обезьян очень много крика, шума, энергичных и выразительных жестов. С их помощью они обмениваются с сородичами необходимыми сведениями, общаются на своем языке обезьян. Они даже различают голос каждого члена группы.

Французский учёный Пьеркон де Жамблу в 1844 году составил обезьяний словарь-разговорник. В нём приводилось 11 слов-сигналов, используемых южноамериканскими обезьянами. Вот некоторые из них: «кэх» - «мне лучше», «ококо» - сильный испуг, «уик» - тихая просьба, «гепокики» - тревога. У шимпанзе с острова Ява звук «гхо» означает приветствие, а «гак» - еда.

Немецкий учёный Г. Швидецкий в 1931 году доказывает, что древние языки многих народов – монголов, китайцев, индейцев, индогерманцев происходят от языка обезьян. Древнекитайское слово «манг» означает возмущение, а «ганг» - злоба. Они происходят от обезьяньего «мыгак», «ыгак», выражающих у животных гнев, возмущение, негодование. Немецкое слово «шнабернак» - шутка – могло возникнуть много тысяч лет назад от обезьяньих словосочетаний и возгласов «гак-м-ыгак», что в переводе с обезьяньего тоже означает «шутка».

Жизнь животных в группе упорядочена. Существуют определенные правила поведения, которые выполняют все члены сообщества.

При этом они оказывают влияние друг на друга, вынуждены уступать друг другу. Коммуникация (обмен информацией между отдельными особями) выступает важнейшим рычагом как стабилизации, так и дестабилизации структуры ассоциаций животных. Набор инструментов, обеспечивающих коммуникацию, зависит от сложности организации сообщества и психики ее отдельных членов. Чем сложнее психика животного, тем богаче арсенал знаков и сигналов, обеспечивающих коммуникацию особей. Язык общения животных с высокоразвитой психикой не ограничивается ритуальными позами. У таких животных отмечается эмоциональная окраска действий с выраженной мимикой и развитой вокализацией действий и намерений.

Общение животных осуществляется по нескольким каналам связи. Поведение индивидуума в сообществе животных опирается на афферентацию, поступающую от зрительного, слухового, обонятельного, тактильных, болевых и других анализаторов. В отдельных случаях животные воспринимают и сами испускают особые сигналы - ультра- и инфразвук (киты, летучие мыши, слоны), инфракрасное излучение (насекомые, змеи), электрическое поле (электрические рыбы), т. е. при общении друг с другом животные используют те же механизмы рецепции раздражителей, что и при взаимоотношениях с внешней средой.

Для адресной передачи информации у животных в процессе эволюции выработался набор видотипичных сигналов. Эти сигналы понятны и адекватно воспринимаются прежде всего представителями данного вида (группы). Некоторые сигналы предназначены представителям других (возможно, всех) видов животных (врагов, пищевых и территориальных конкурентов).

В группе каждое животное следит за действиями ближайших соседей. В пределах стада эти действия видотипичны, т. е. понятны всем членам данной ассоциации. В многочисленных ассоциациях одно животное не в состоянии уследить за всеми соплеменниками. А группа должна адекватно и слаженно реагировать на изменения во внешней среде. Реакция стаи рыб (данио рерио, анчоусы) практически мгновенна, хотя опасность воспринимается лишь особями, оказавшимися в момент опасности во внешнем ряду стаи. Специальные исследования показали, что скорость распространения волны возбуждения в стае рыб в 10 раз превышает бросковую скорость отдельной особи. Как это возможно?

Интересны наблюдения за отарой овец, возвращающейся в конце дня в свое стойло, где иногда пастухи оставляют лакомство - зерно, комбикорм. Первыми к кормушке устремляются вожаки. Остальные с большим нетерпением напирают сзади. Однако, если кормушка в этот вечер пуста, то лидеры стада издают разочарованные звуки типа «мэ-э-э!». Сигнал недовольства тут же повторяется ближайшими соседями и по цепочке передается наиболее удаленным от кормушки овцам. В результате вся отара мгновенно переориентирует свое движение, теряя интерес к кормушке. В этой ситуации буквально за секунду звуковая информация доходит до всех членов сообщества, а движение отары имеет вполне упорядоченный характер.

Общение животных облегчается видотипичными морфологическими признаками - окраской тела, формой и размером рогов, хвоста. Гусята, утята, цыплята и другие выводковые птенцы замирают при предъявлении им макета ястреба и начинают призывно пищать при виде фанерного муляжа, повторяющего очертания гусыни, утки или наседки. Эти формы заложены в генетическую основу распознавания жизненно важных стимулов, т. е. являются врожденными качествами птенцов.

Большое значение для распознавания полов имеет ранний постнатальный импринтинг. У многих животных в этот период происходит запечатление образа матери как типичного представителя женского пола данного вида. Импринтинг обеспечивает также узнавание сородичей по модели материнского образа.

Очень важное информативное значение для животных имеет размер соплеменника или представителя другого вида. Это наглядно демонстрирует эксперимент с лягушками и жабами. Предмет одной и той же формы, но неодинакового размера воспринимается животным различно.

Жабу пугает большой квадрат, и она затаивается при виде такого предмета. Но в случае, когда квадрат имеет меньшие размеры, он активизирует у животного исследовательское поведение.

Глазомер и биологическая интерпретация величины предмета также относятся к врожденным свойствам животных. Размер соплеменника является убедительным доказательством его физического преимущество у кошек, собак и других животных. Размер отдельных частей тела также имеет определенное информативное значение. Это относится к размеру рогов у баранов, оленей. Оскал хищников есть не что иное, как демонстрация размера клыков.

Особое значение имеет набор поз и ритуальных действий, которые запускают строго определенные алгоритмы поведения у сородичей. Отдельные знаки, в терминах Н. Тинбергена и К. Лоренца, представляют собой пусковые раздражители.

А. А. Ухтомский в свое время подметил, что любое поглаживание кошки в состоянии эструса приводит к тому, что кошка принимает позу для спаривания с котом. Схоже ведет себя и самка северного оленя. Если олениха в упряжке «потекла», то удар шестом (посыл) имеет прямо противоположный результат. Олениха подает свой зад назад, т. е. подставляется для садки.

Позы могут иметь и тормозящий локомоции результат. Так, у волка в драках более слабая особь подставляет изогнутую шею (сонную артерию, яремную вену), т. е. наиболее уязвимую часть тела. Результатом такого, казалось бы, нелогичного поведения более слабой особи является то, что очевидный победитель прекращает боевые действия. Такой же защитный эффект имеет и поза демонстрации незащищенного живота побежденного в положении на спине с вытянутыми вверх лапами, т. е. у хищников существует набор сигналов, контекстуальное значение которых читается как «я сдаюсь, потому что признаю твою силу». Поэтому драки волков не сопровождаются смертельным результатом. У псовых, как и у кошачьих, хвост имеет большое значение как инструмент коммуникации. Вероятно, повышенная конфликтность собак таких пород, как шнауцеры, боксеры и других, стандарт которых предполагает купирование хвоста, отчасти кроется в том, что другие собаки не в состоянии понять намерения бесхвостых сородичей. Из их общения выпадает важный источник ожидаемой информации. А это вызывает тревогу и приводит к агрессивным действиям.

Сходные стереотипы поведения в конфликтных ситуациях демонстрируют врановые птицы (вороны, грачи, вороны). Побежденный подставляет победителю незащищенный глаз или затылок.

Своеобразна поза подчинения у обезьян.

У некоторых видов животных (обезьяны, кошки, собаки) хорошо развита мимика, которая используется для общения. Особенно выразительна мимика обезьян и кошек. У них на морде можно прочитать не только их намерения, но и оттенки эмоционального состояния (страх, ярость, тоска), которые усиливаются положением ушей, головы, хвоста, позой всего тела. Их мимические сообщения столь доходчивы и убедительны, что чаще пара конфликтующих котов разрешает свои спорные вопросы, не доводя дело до драки.

Более доступными и распространенными сигналами (по сравнению с мимикой) в животном мире являются химические сигналы. Эти сигналы применяются для маркировки территории, оповещении об изменениях в физиологическом состоянии организма. Волки, медведи и другие виды животных используют «парфюмерию» и для камуфлирования собственной персоны. С этой целью псовые вываливаются в падали или в кале копытных животных.

Химические сигналы применяются животными не только с целью привлечь к себе внимание. Они регулируют и отношения между хищником и жертвой. Так, хищные рыбы выделяют в воду вещества (кайромоны), которые выдают их присутствие и хорошо распознаются мирными рыбами. При повреждении поверхностных тканей рыб в воду попадают химические сигналы тревоги, предупреждающие других животных о потенциальной опасности.

В. D. Wisenden et al. вводили в литоральную зону водоема водную вытяжку из кожи черноносого окуня и фиксировали на видеокамеру поведение литоральных видов рыб в экспериментальной зоне. После инъекции вытяжки кожи литоральные рыбы уходили из поля зрения видеокамеры. Такое же влияние на поведение рыб имела модель хищника - 43-сантиметровое чучело радужной форели. Одновременное предъявление мирным рыбам и модели хищника, и химических стимулов страха имело более выраженный эффект.

Особое место в коммуникациях животных занимает вокализация, или звуковое оповещение. Соловьиные трели, волчий вой есть не что иное, как заявка на территорию. Это предупреждение других о том, что данные кормовые угодья уже заняты и охраняются. Специфическая вокализация кошек имеет прямо противоположное предназначение. Она выступает сигналом сбора обычно ведущих уединенный образ жизни животных. Кваканье лягушек - также способ привлечения самок.

Волчий вой дополнительно информирует соседей о том, что в округе проживает данная личность. Это позволяет животным вести свой учет поголовья сородичей и на основе этого строить жизненные планы (создавать семейные группы, делить охотничьи угодья, снижать уровень агрессивности в отношениях).

Уровень развития вокальных способностей не отражает степень эволюционного развития животного. Наиболее разговорчивы насекомые (сверчки, цикады, кузнечики) и птицы. В этом отношении показательно, что человекоподобные обезьяны обладают меньшими вокальными способностями, чем, например, попугаи.

Экспериментально показано, что у птиц вокализация есть результат подражания. Это хорошо известно любителям канареечного пения, держателям попугаев и врановых птиц. Так, кенару противопоказано общество воробьев или попугаев. Такие соседи наверняка испортят репертуар даже самого одаренного от природы певца.

Язык поз и локомоций хорошо развит у общественных насекомых. У этих животных формируются многочисленные семьи с высоким уровнем разделения труда и специализации между отдельными членами. Семьи муравьев, термитов, пчел насчитывают десятки и сотни тысяч особей. Но каждый член сообщества выполняет строго определенную общественно-полезную функцию, не мешая при этом другим насекомым. Глядя на общественных насекомых со стороны, можно подумать, что их действия и поступки разумны. Однако у них нет морфофункциональной основы для разума. Все действия насекомых инстинктивны. В основе координации деятельности общественных насекомых лежит развитая способность к коммуникации отдельных членов. У этих животных хоть и отсутствует вторая сигнальная система, тем не менее им доступны разнообразные каналы связи. Интересно, что в общении насекомых широко распространены абстрактные символы, т. е. физические характеристики применяемых насекомыми знаков не имеют ничего общего с теми предметами и явлениями, о которые они информируют членов сообщества.

Большой вклад в расшифровку языка общественных насекомых внес лауреат Нобелевской премии Карл фон Фриш. Для наблюдения за пчелами ученый использовал улей с прозрачной стенкой. Он установил, что пчелы, вернувшиеся домой с обнаруженных ими новых источников взятка (нектар, пыльца), ведут себя по-особому. А именно, выполняют движения, названные «танцем», двух типов: круговые и виляющие. Танец пчелы является символическим. Первое предположение заключалось в том, что этими двумя различными локомоциями пчелы информируют семью о новых источниках нектара и пыльцы. Однако последующие исследования показали, что это не так и все значительно сложнее.

Ритуальные танцы пчел-разведчиков с большой точностью указывают рабочим пчелам место нахождения источника взятка и характер источника. Вернувшаяся с разведки пчела занимает определенную позу, совершает движения крыльями, издает определенные звуки и всеми этими действиями привлекает к себе всеобщее внимание.

После того, как к разведчице начинают проявлять интерес рабочие пчелы, демонстрацией определенного танца разведчица сообщает координаты источника пищи. Пчела описывает фигуру, напоминающую цифру «8». Линия, соединяющая круги, указывает направление на источник нектара. Причем она может быть прямой и короткой, прямой и длинной, а также длинной и извилистой. Чем короче линия, тем ближе корм.

Если детализировать ее танец, то можно обнаружить, что линия между кругами совсем не прямая. Скорее всего, она будет иметь извилистый вид. Количество изгибов в этой кривой может быть различным. Угол а, образуемый линиями 1 и 2 и отмеряемый от направления с улья на солнце, задает направление полета рабочим пчелам. А длина извилистой линии между кругами определяет расстояние до источника нектара. Помимо этого, пчела-разведчица информирует членов семьи и другими средствами. Она интенсивно машет крыльями и производит определенные звуки. Дополнительно разведчица приносит в улей запах нового источника пищи и выделяет феромоны. Разведчица контактирует с другими членами семьи при помощи усиков.

Интересно, что пчелы летают к новым источникам взятка и в ясную, и в пасмурную погоду. Причем при информировании рабочих пчел о новых пищевых ресурсах пчела-разведчица делает поправку на изменение положения солнца в течение дня. Правда, когда солнце становится в зените, пчелы прекращают полеты и ждут до тех пор, пока светило ни сместится хотя бы на 2-3°.

Пчелы выполняют свои танцы в темноте и на вертикальных поверхностях рамок. Остается загадкой, как пчелы в таких условиях принимают сообщение и переносят полученную информацию на конкретную местность. Ясно одно: данная система коммуникации имеет высокую эффективность. После контакта с пчелой-разведчицей рабочие пчелы довольно быстро и без особых трудностей находят новый источник пищи на расстоянии до 10 км.

В коммуникациях пчел многое остается неясным. Сам К. фон Фриш проводил опыты, результаты которых трудно объяснить и сегодня. Исследователь устанавливал улей с пчелами по одну сторону высокого холма, а приманку (сахарный сироп) размещал с противоположной стороны. Следуя пчелиной логике и танцам пчел-разведчиц, можно было ожидать, что рабочие пчелы будут летать за сиропом по прямой через вершину холма. Однако на практике все оказалось не так, как ожидали ученые. Пчелы неохотно летали к кормушке через вершину холма. Подавляющее большинство сборщиков нектара огибали холм. Как им удавалось внести коррективы в маршрут полета, неясно. Очевидно, что в танце пчелы заложена информация и о характере маршрута (лететь по прямой или лететь по сложной траектории).

В других опытах в холме прокладывали тоннель различной конфигурации (прямой, Г-образный и U-образный). Во всех этих случаях пчелы выбирали короткий путь и пользовались предложенным тоннелем. Однако танец разведчиц при этом был разным. Особенной сложностью он отличался, когда пчелам надо было сообщить о маршруте по U-образному тоннелю.

Язык пчел еще до конца не расшифрован. Но и того, что уже известно, достаточно, чтобы заключить: высокая степень социальности пчел - животных с невысоким уровнем развития ЦНС - стала возможной благодаря развитой системе коммуникации.

Не совсем понятен и механизм выбора пчелами новых источников взятка в случае, когда они имеют другие источники корма. Ведь у всех животных действует правило экономии. Выбор ложится на тот источник, который имеет не только более привлекательное качество корма, но и располагается ближе к дому. Длинный маршрут может свести на нет все преимущества нового источника. Показано, что весной, когда вокруг улья много цветов, соблазнить пчел другим источником взятка, находящимся на большом удалении от дома, может только более высокое содержание сахара в нектаре. Не исключено, что решение о том, какой источник взятка использовать, в значительной мере принадлежит пчеле-разведчице. В арсенале ее аргументов имеется мощное оружие в виде феромонов. Высокая концентрация этих веществ, выделяемых разведчиками, может убедить пчел переключиться на новые кормовые угодья. При помощи танца пчела передает информацию и об источниках прополиса, и о новых удобных местах для обустройства гнезда при роении. Танец пчелы-разведчицы указывает и высоту расположения источника взятка, когда речь идет о таких медоносных растениях, как липа, каштан, клен, или когда пчелы работают на сильно пересеченной местности с большим количеством холмов и долин.

У пчел описаны и ночные танцы, т. е. танцы разведчиков, которые вернулись домой после заката солнца. Установлено, что пчелы обладают особым тонким чувством времени. Полученную от разведчиков ночную информацию они запоминают и без труда применяют с наступлением рассвета в светлое время.

У пчел разных пород и генетических рас обнаружены специфические языковые «диалекты». Так, тропические, более примитивно организованные, пчелы выполняют свой танец не на вертикальной, а на горизонтальной поверхности. Один виляющий элемент танца пчелы немецкой обозначает удаление источника нектара на 75 м, у пчелы итальянской - на 25 м, а у пчелы египетской - всего на 5 м.

Как пчелы распознают друг друга и отличают «своих» от «чужих»?

Установлено, что механизм индивидуального распознавания у этих животных имеет многоканальную основу. Во-первых, уже на подлете к улью чужака узнают пчелы-сторожа, т. е. характер движений, внешний вид и, возможно, звук являются индивидуальными свойствами пчел или свойствами, характерными для всех членов конкретной семьи. Во-вторых, для индивидуального узнавания отдельных особей используется «химический портрет», или одоральная характеристика особи. Р. Шовен - выдающийся популяризатор и исследователь поведения животных - указывает, что не существует двух семей пчел, даже проживающих по соседству, у которых был бы одинаковый состав (следовательно, и запах) меда. Каждая пчелиная семья информируется об источниках взятка своим отрядом разведчиков, ведущих разведку взятка в разных местах. Поэтому рабочие пчелы в каждой семье посещают свой набор медоносных растений. К тому же состав перги и меда являет собой комбинацию из сотен и тысяч составляющих, которые смешиваются в каждой семье в своей пропорции. Таким образом, каждая пчелиная семья получает свою индивидуальную одоральную маркировку.

Тем не менее предложенная схема не в состоянии объяснить, каким образом происходит индивидуальное распознавание особей, если все пчелы имеют один и тот же запах. А пчелы без труда отличают тех своих сотоварищей, которые побывали на новых цветах и принесли в улей новые запахи, отличные от тех, которые сформированы в данной пчелиной семье. Вероятно, химическая маркировка всех членов пчелиной семьи, помимо «помазания» медом, имеет и другую основу. Во всяком случае, опыты Никсон и Риббендс позволяют это утверждать. Исследователи кормили радиоактивным сиропом всего 6 особей пчелиной семьи, насчитывавшей 20 000 особей. Через сутки в организме 70% пчел обнаруживался радиоактивный фосфор, входивший в состав сиропа. Это позволило сделать вывод о том, что в пчелиной семье происходит интенсивная всеобщая взаимная маркировка членов семьи при помощи корма или каких-то других секретов. Причем вероятность последнего предположения очень высока. Оказывается, что каждый сбор, каким бы сложным он ни был, все равно получает дополнительную химическую окраску, характерную только для данной пчелиной семьи.

Таким образом, эффективная система коммуникации пчел имеет сложную структуру, которая предполагает использование поз, движений, звуковых сигналов, химических меток и физических контактов между отдельными пчелами.

Восприятие информации от сородичей обостряется или притупляется в различной обстановке и при различном физиологическом состоянии самих реципиентов и доноров информации.

Информация пчел-разведчиков о новых источниках взятка в голодной семье и семье с запечатанными сотами воспринимается с разным интересом и, следовательно, имеет различные этологические последствия.

Гормональный статус кошки существенно корректирует ее реактивность к различным сигналам из внешней среды и сигналам, которые посылают другие кошки. Лактирующую кошку не интересуют призывные звуки самца. А с другой стороны, кошку в состоянии эструса не заботят звуки, издаваемые голодными котятами. В одном случае психо-эмоциональное состояние животного определяется повышенной концентрацией в организме кошки пролактина и низким уровнем половых гормонов. В другом случае сексуальная реактивность самки есть в значительной мере результат повышенной секреторной активности яичников.

Один тип доминирующего поведения может подавлять другой. Голодный кот, почувствовав по близости текущую самку, направится на ее поиски и проигнорирует пробегающую у него под носом мышь. Кошка, привыкшая к свободе перемещения, будучи запертой в клетке по соседству с собакой, скорее всего не тронет подсаженную к ней лабораторную крысу. Такого рода поведенческую активность И. П. Павлов назвал переключением.

Коммуникация в целом и восприятие сигналов от других особей у стайных рыб находится под влиянием факторов среды. Пищевая, половая активность у хладнокровных зависит прежде всего от температуры среды. У птиц обмен информацией находится под влиянием продолжительности светового дня. Их половое поведение и связанный с ним информационный обмен активизируются, когда продолжительность светового дня достигает 12 часов.

Приведенные примеры убеждают нас в том, что у животных сложились широкие возможности взаимодействовать друг с другом. При этом они эффективно решают основную этологическую задачу - задачу адаптации индивидуума или группы животных к изменению внешней или внутренней среды. Даже анонимная стая ведет себя весьма эффективно с точки зрения адаптации ее членов к изменившимся условиям. И происходит это не в последнюю очередь благодаря применению специфических способов срочного взаимного информирования всех членов данной группы животных.

Люди умеют разговаривать. Но не всем так повезло. Для общения с себе подобными представители фауны находят порой поразительные способы.

1. Слонам помогают общаться друг с другом вибрации почвы. Топчась на месте и сотрясая землю ногами, слон способен послать через почву сообщение на расстояние 32 км — гораздо дальше, чем расстояние, на которое распространяется в воздухе звуковой сигнал.

2. Африканские слоны умеют к тому же отлично копировать звуки. Ученые, например, записали на пленку, как они мастерски имитируют грохот мчащихся по близлежащей автостраде грузовиков. Правда, зачем они это делают - не понятно.

3. Кенгуру общаются с помощью хвоста. Стоит одному из членов стада рыжих кенгуру заметить хищника, как он тут же принимается барабанить по земле тяжелым хвостом или задними ногами. Кроме того, рыжие кенгуру умеют щелкать, а самки серых кенгуру подзывают своих детенышей особым звуком, похожим на кудахтанье.

4. Сравнение «тихая как мышка» вовсе не верно. Помимо писка мыши издают и множество других звуков. Самцы мышей распевают для своих невест настоящие серенады! Правда, мы их не слышим, потому что они поют в ультразвуковом диапазоне.

5. Полевки общаются, почти как собаки, с помощью пахучих меток. К сожалению, их моча испускает ультрафиолет, а это излучение хорошо видят главные враги полевок — пустельга и другие хищные птицы.

6. Крысы перекликаются между собой, чуть слышно посвистывая.

7. Животным со скромными музыкальными талантами приходится использовать искусственные усилители звуков. Самцы медведок (насекомых, родственных кузнечикам и сверчкам) стрекочут самкам из глубины пещерок, специально вырытых для этого в земле.

8. Жаба золотистый арлекин (Atelopus zeteki) — редкая амфибия, обитающая в Коста-Рике и Панаме, — общается с сородичами с помощью особых жестов. Например, чтобы уведомить их о том, куда лежит его путь-дорога, арлекин совершает круговые движения передними и задними конечностями.

9. Потрясающим звуковым репертуаром обладают самцы одного из видов китайских лягушек: они способны воспроизводить рев обезьян, птичье щебетанье и даже издавать низкочастотные звуки, напоминающие пение китов. Рев североамериканской лягушки-быка слышен за несколько километров.

10. Змеи, чтобы отпугнуть врага, издают совершенно неприличные звуки. Зоологи, изучавшие два вида змей, обитающих на юго-западе США, — аризонского аспида и свиноносую змею, — собственными ушами слышали оглушительный грохот, который издают эти змеи. Дальнейшие исследования показали, что эти хлопки возникают в результате выброса кишечных газов.



error: Контент защищен !!