Роль тактильной чувствительности в жизни подростка. Развитие тактильных ощущений у детей. Какие упражнения могут использовать родители

«Детский сад комбинированного вида № 61» г. Хотьково

«Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Учитель-дефектолог:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61» г. Хотьково

г. Хотьково, 2012г

в основу положена программа У. В. Ульенковой. по сенсорно-моторному развитию

тактильно-двигательного восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) - осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

Первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. tangere - касаться и receptor - принимающий) - специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

С этой целью используются различные виды деятельности , прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

Лепка из глины, пластилина, теста;

В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность.

Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия.

Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

Для детей с задержкой психического развития характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.

Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с задержкой психического развития лучше, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания.

Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной.
Осязательное восприятие - это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности.

Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с задержкой психического развития проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Этапы развития тактильной чувствительности:

Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов);

Нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);

Определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Один из основных способов коррекции указанных дефектов - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.

Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности

«Поймай киску» Педагог касается мягкой игрушкой (киской») разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек» В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь» В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный - короткий, толстый - тонкий, большой - маленький, узкий - широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру» На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру» Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет» На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару» Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Найди ящичек» Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке» Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой , рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
-«Отгадай цифру» (букву) На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.
- «Что это?» Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку» Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

«Прочитай» Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

«Золушка» Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри» Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

У новорожденных деток тактильная чувствительность проявляется на каждом участке тела. Следовательно, грудничок уже готов принимать информацию, проявляющуюся в прикосновениях и соприкосновениях с различными предметами и вещами.

Очень часто заботливые мамы одевают малышам рукавички-царапки, опасаясь, что малыш поцарапает сам себя. Это ограничивает количество тактильных ощущений у крохи. Из-за таких ограничений нервным окончаниям на маленьких пальчиках и ладошках не хватает тактильных ощущений. И хотя в движениях грудников отсутствует координация, это не значит, что прикоснувшись к деревянной перекладине или маминой груди, натянув на себя одеяльце или крепко сжав взрослого за палец, он не ощутит разницу. А чтобы малютка не поранил себя, следует аккуратно обстригать ногти и следить за их чистотой.

К трехмесячному возрасту дети начинают сопоставлять тактильные ощущения со зрительным восприятием. Родителям необходимо предоставить как можно больше возможностей детским пальчикам для знакомства с новыми вещами. Так, даже лицо мамы или папы является не только самым интересным объектом, но и жизненно необходимым для тактильной чувствительности. Оно притягивает малыша с невероятным любопытством, кроха внимательно осматривает и щупает волосы, глаза, щеки, нос, губы родителей, ведь общение с взрослыми не заменит никакая игрушка. Изучая маму или папу, малыш уже вовлекает всех в игру.

Вот его пальчик попал к маме в рот, она сомкнула губы – и пальчик спрятался. Забавно! И еще не один раз малыш специально будет пытаться попасть пальчиком в намеченную цель, что каждый раз будет вызывать у него радостную улыбку.

Малыши, с которыми родители много и, что важно, с наслаждением возятся, до года практически не нуждаются в занятиях по специальным методикам. В моменты таких самопроизвольных игр ребенок никогда не упустит возможности добраться до новой и неизвестной для него цели, будь то папин ботинок, мамина заколка или мусорное ведро.

Игры на тактильную чувствительность

«Горячо – холодно»

Приготовьте заранее кусочек льда, который следует поместить в полиэтиленовый пакетик, и две небольших бутылочки с прохладной и достаточно теплой (не горячей!) водой. Поочередно давайте эти предметы малышу, приговаривая, что он ощущает от каждого прикосновения: «Это – прохладно, это – холодно, а это – ой, ой, горячо!» За тем прикоснитесь к тыльной стороне руки малыша или его щечке сначала металлической ложкой, а потом деревянной. Можно поднести его к крану с водой и предоставить возможность прикоснуться сначала к холодной воде, затем горячей. Все свои действия и ощущения, которые испытывает ребенок, следует проговаривать спокойным, ласковым голосом.

Для малышей 9-10 месяцев можно приготовить два равнозначных предмета, к примеру, два яблока. Одно предварительно подержите минут 20 в холодильнике. Теперь дайте два яблока малышу в руки, называя особенность каждого из них, а затем положите яблоки перед ним и попросите взять одно – холодное (теплое). Такое продолжение игры совершенствует в свою очередь не только тактильное, также речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

Следующая игра подходит для малышей с 5 месяцев, когда кроха уже может опираться пальчиками ног на опору, конечно, с поддержкой взрослых.

«Ножки в ванной»

Перед тем как начать процедуру купания, поиграйте с малышом, подарив ему новые и необычные ощущения. Нужно приготовить две емкости с теплой водой. В одну нарежьте (не очень мелко) несколько поролоновых губок, а в другую емкость добавьте пенку для ванной и хорошенько взбейте. Теперь опускайте ножки малыша сначала в пену, приговаривая, какая пена белая и очень легкая, а затем в другую емкость, говоря о том, что там плавают мочалочки, они мягкие и мокрые. После купания можно ребенка поставить, придерживая под мышки, сначала на махровое полотенце, потом на резиновый коврик или соломенную циновку. Каждое свое действие проговаривайте, что в это время ощущают пальчики и пяточки малыша.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
10. Игры с рисованием. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
11. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц.
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Развитие общей моторики
Упражнения на повышение уровня активации.
Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.
1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.
2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.
3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.
4. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.
5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.
6. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.
В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.

Упражнения для развития крупной моторики, формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.
1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.
Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью.
4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
5. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна
рука сжимается, другая одновременно разжимается). При хорошем усвоении этого упражнения можно добавить сюда движения языка и глаз в различных сочетаниях.
6. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях.
7. И п. - сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение кулак - ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак - ребро - ладонь. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения.
8. И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот.
9. И.п. - лежа на спине. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх перед собой. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху "ползет" по другой руке), а ноги с другой стороны. Одновременно переводим руки и ноги в противоположную сторону.
10. И.п. - лежа на спине. Ноги прямые, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или во внутрь), кладется на пол. Возвращается в исходное положение. То же - с другой ногой. Затем работают две ноги одновременно.

11. И.п. - сидя на коленях (стоя). Для этого упражнения нужен тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная "сарделька"). Ведущий бросает предмет ребенку, ребенок его ловит, при этом двигая только руками. Затем предмет нужно поймать одной рукой. Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой.
12. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.
13. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).
14. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).
15. Ползанье на спине без помощи рук и ног ("Червячок").
16. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ре
бенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ошущение положения своего тела в пространстве.
17. Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног при ползанье на четвереньках.
18. "Паучок". Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.
19. "Слоник". Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.
20. "Гусята". Отрабатывается "гусиный" шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.
21. Шаг на месте. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.
22. И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.
23. И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.
24. И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.
25. "Ласточка". И.П. - стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу, туловище наклонено вперед, руки в стороны. То же с закрытыми глазами. Сменить ногу.
26. "Бревнышко" по стене. И.п. - стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами
27. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево. То же приставным шагом - двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам). Затем разноименные рука и нога. То же скрестным шагом с перекрестом рук (двигаются одноименные рука и нога).
28. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки"). Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть).

Нарушение модуляции ощущений (гиперчувствительность) как одна из категорий нарушения сенсорной интеграции.

Стратегия работы с детьми с гиперчувствительностью.

План:

1.Что такое нарушение сенсорной интеграции?

4. Симптомы гиперчувствительности.

5.Стратегия работы или способы помощи детям с гиперчувствительностью.

1.Что такое нарушения сенсорной интеграции?

Нарушение процесса обработки сенсорной информации часто называют нарушением сенсорной интеграции и дисфункцией сенсорной интеграции – это отсутствие способности пользоваться информацией, получаемой через ощущения для благополучного функционирования в повседневной жизни и включает в себя разнообразные неврологические нарушения .

Для мозга нарушение или дисфункция сенсорной интеграции – все равно что нарушение пищеварения для кишечника. Слова дисфункция и нарушение синонимы, их используют, говоря о том, что мозг работает неэффективно и в нем нарушено естественное течение процессов. Слово сенсорная означает, что страдают именно сенсорные системы , мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате человек не получает точную информацию о себе и окружающем мире.

Термин дисфункция указывает на возможность успешного решения проблемы.

Многие признаки нарушения процесса обработки сенсорной информации похожи на признаки других общих нарушений. Многие симптомы могут накладываться друг на друга.

  • Дети в условии депривации;
  • дети с гиперактивностью, отвлекаемостью;
  • с трудностями в обучении;
  • с нарушениями речи;
  • с функциональными расстройствами пищи;
  • одаренные дети;
  • с аутистическим спектром;
  • с глобальной задержкой в психомоторном развитии;
  • с псевдоспастическими нарушениями;
  • с нарушением сна;
  • с недоношенностью;
  • С функциональными рвотами.

3.Актуальность знаний об особенностях восприятия детей с гиперчувствительностью.

Мы уже говорили о том, что при нарушении сенсорной интеграции мозг работает неэффективно и в нем нарушено естественное течение процессов, мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате человек не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов ведет к ряду проблем, связанных с питанием, засыпанием, нарушением в системе пищеварения и выделения, влияет на его уровень активности и внимания, что сказывается на поведении и обучении; человек как правило, чувствует, что с ним что-то не так, и не может справиться с простыми задачами и стрессом.

У ребенка с гиперчувствительностью это обстоит очень остро.

Поэтому так важно знать об особенностях восприятия гиперчувствительного ребенка, чтобы вовремя выявлять таких детей,с пониманием относится к их проблемам и оказывать необходимую помощь для их дальнейшего успешного развития.

Разберем каковы же особенности восприятия у детей с гиперчувствительностью, что приводит к нарушению сенсорной интеграции.

Тактильная гиперчувствительность – это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать на ощущения прикосновения.

Отрицательные реакции у детей с нарушением сенсорной интеграции часто связаны с прикосновениями, или тактильными ощущениями, однако сходные реакции наблюдаются и в отношении запахов, вкусов, звуков, света или иных зрительных ощущений, а также движений и изменений положения тела.

Тактильная система- система кожной чувствительности выполняет 2 функции:

  • Различения (предполагает получение данных о размере, форме и фактуре предмета).
  • Защитная (связана с получением информации о типе прикосновения: легкое, сильное).

Защитные процессы являются простыми автоматическими реакциями, дискриминационные (различительные) же включают сложную настройку в полушариях мозга. Мы автоматически включаем тот режим,в котором нуждаемся в данную минуту. Когда мы трогаем горячую плиту или когда нас кусает насекомое, мгновенно включается защитный режим. Если же мы хотим на ощупь отличить однокопеечную монету от пятикопеечной или шерсть от хлопка, запускается различительный режим.

Тип прикосновения, которое мы ощущаем кожей, помогает определить, какой из режимов будет управлять нашей реакцией- защитный или различительный. Болевые ощущения активизируют защитную систему.

Человек с гиперчувствительностью даже простое прикосновение к руке ощущает порой как базовую (жизненную) угрозу- примерно также отреагировало бы дикое животное. Базовая угроза порождает базовую реакцию – агрессию, ответный удар или желание убежать.

Иногда ребенок может описать свои ощущения, сравнив, например, касание карандаша с уколом иглы, электрическим разрядом, укусом насекомого. Как правило, дети с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам не вполне осознают свои ощущения, за исключением раздражения или дискомфорта, вызванных чужими действиями.

Тактильная гиперчувствительность в глаза не бросается, но является серьезным неврологическим нарушением. Ее часто можно встретить у детей с проблемами в обучении, задержкой развития, а также при более серьезных заболеваниях.

Подавление (торможение) – это нервный процесс, при котором одна область нервной системы не позволяет другой области избыточно реагировать на сенсорный импульс. У ребенка с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам они подавляются слабо, поэтому тактильные (и многие другие) ощущения для него дискомфортны и порождают чрезмерную активность.

Если мозг не может «утихомирить» сенсорные импульсы хотя бы одной из систем, эти импульсы будут мешать ребенку и станут причиной отрицательного поведении.

В основном мы резко отрицательно реагируем на очевидно неприятные стимулы, например, на жука, ползущего по коже, или на внезапное прикосновение. У детей с гиперчувствительностью таких стимулов гораздо больше.

Избыточное реагирование на прикосновения мешает, ко всему прочему, и социальным отношениям. Родственники и друзья иногда обижаются, если ребенок избегает объятий и поцелуев: им кажется,что он их не любит. На самом же деле такое неприятие не носит личного характера. Приветливый родственник, погладив ребенка по голове, может тем самым перевозбудить его тактильную систему, или вызвать чувство дискомфорта простым объятием за плечи.

Совместные игры со сверстниками чреваты проблемами. Внезапное касание или прикосновение сзади порождают особенно сильную тревогу,поэтому заставлять такого ребенка встать в шеренгу вместе с другими детьми значит просто- напросто провоцировать инцидент.

Гиперчувствительный ребенок может вести себя агрессивно при общении с окружающими, так как внешние стимулы могут его напрягать, раздражать.

Симптомы гиперчувствительности :

В области тактильных ощущений-

  • Избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится слишком близко к нему.
  • Не любит мыть лицо, голову.
  • Боится осмотра у стоматолога больше, чем другие дети.
  • Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах.
  • Не любит,когда его касаются,даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями. Хотя с удовольствием болтает и общается с ними.
  • Может быть через чур обидчивым или упрямым
  • Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом.
  • Слишком чувствительный по отношению к физической боли, «создающей проблему из-за незначительной царапины или занозы. Об этом он может говорить или вспоминать долгое время.
  • Не любит одеваться и раздеваться (трение кожи). Ярлыки,пришитые на одежде с изнанки приходится срезать- они царапают. Предпочитает носить одежду с длинными рукавами и штанинами, может настаивать на том,чтобы носить шапку или перчатки даже летом, чтобы закрыть кожу.
  • Тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего.
  • Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему (например, в очереди или толпе).
  • Испытывает необычную потребность в прикосновениях или, наоборот, избегании прикосновений к определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, такими,как одеяла, ковры или мягкие игрушки.
  • Избегает контакта с грязью, песком;не любит макать пальцы в специальные краски, касаться клея.
  • Может отказываться от купания в ванной или настаивать на том, что вода слишком горячая или слишком холодная.
  • Не может ходить босиком по траве и даже по некоторым коврам, отказываться заниматься поделками.
  • Грубо обращается с домашними животными или избегает их.

Движение и баланс:

  • Избегает движений или предпочитает меньше двигаться, не любит, когда его неожиданно передвигают.
  • Неуверен и боится упасть или потерять равновесие. Не отрывает ног от земли. В машине его укачивает.

Положение тела и контроль мускулатуры, мышечный контроль:

  • Может быть зажатым и нескоординированным.
  • Избегает на игровой площадке занятий, создающих сильное мышечное напряжение.

Зрение:

  • Становится перевозбужденным при долгом рассматривании(картинок, игрушек или людей)
  • Закрывает глаза, имеет короткий зрительный контакт, невнимателен к работе за письменным столом,гиперреакция на яркий свет.
  • Всегда встревожен и бдителен.

Запахи,вкусы:

  • Еда, косметика,средства по уходу за мебелью и другие химикаты могут пахнуть слишком сильно для такого ребенка.
  • Жестко отвергает определенные текстуры и температуру пищи. Во время еды может часто давиться.

Звуки.

  • Закрывает уши, чтобы приглушить звуки или голоса. Жалуется на шум пылесоса, который никого не беспокоит.
  • Рев пожарной машины, музыка, болтовня сверстников могут казаться слишком громкими для него.

Стратегия работы с ребенком, имеющим тактильно – защитное поведение или способы помощи ребенку с симптомами тактильной гиперчувствительности.

  • Прикасаться к ребенку уверенно, избегая легких, «щекочущих « прикосновений. Касаться ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев.
  • Когда детей строят в шеренгу,такому ребенку,возможно, будет комфортнее стоять в самом начале или в самом конце ряда. При групповых играх, где надо вставать в круг, ему легче располагаться позади ребят, а не между ними.
  • Длительное ощутимое давление обычно «перекрывает» раздражающие тактильные ощущения. Вот почему мы спонтанно трем ушибленное место. Крепкий массаж, прием «сэндвич» (когда ребенка осторожно кладут между подушек)- это примеры действий, усмиряющих чрезмерную чувствительность к прикосновениям.
  • Необходимо обращать внимание на виды тканей,одежды, игрушек и на повседневные ситуации(например, проход сквозь толпу в большом магазине), которые могут спровоцировать у ребенка отрицательные реакции.Пока проблема стоит остро необходимо избегать подобных раздражающих факторов (например, позволяйте ребенку носить одежду из ткани,которая ему нравится, не ходите в многолюдные места).
  • Постепенно вводить новые тактильные ощущения- во время игр,мытья, еды и т.д., и позволять ребенку самостоятельно определять,как долго он может вытерпеть каждое упражнение. Ребенку будет легче освоить новый опыт,если он сам станет инициатором игры, а не вынужденно окажется перед лицом потенциально опасных или незнакомых обстоятельств, подчиняясь давлению взрослого. Необходимо показывать все на себе,превращая свои действия в игру, стимулировать его воображение, не форсировать события: не принуждать его к участию.
  • Необходимо поддерживать у ребенка желание приобрести новый тактильный опыт.
  • «Тяжелая работа»,когда ребенок помогает нести сумки с покупками,надевает в меру тяжелый рюкзак, играет в игры,где надо толкать или тянуть что- либо или прыгать, обеспечивает нервную систему определенными ощущениями, которые, как правило, успокаивают или организуют тактильную гиперчувствительную систему.
  • Не заставлять доводить до конца задание, которое вызывает у него отвращение. В случае проявления защитного поведения (уклонение, гримасы, замыкание в себе,недовольные возгласы)немедленно прекратить занятие. Возобновлять работу постепенно.
  • Выполнять работу в комфортном для него темпе.
  • Желательно, чтобы ребенок прикасался ко взрослому,а не наоборот,если это возможно.
  • Слишком возбужденному ребенку поможет медленное раскачивание в кресле – качалке.
  • Некоторым детям необходимо четкое определение границ личного пространства.

Д. Айрес говорит,что для улучшения конечного результата мы должны работать на стадиях,предшествующих желаемому уровню развития.Начинать работу надо не там, где ребенок нуждается в помощи, а там где он чувствует себя уверенно и уравновешенно. В терапии это означает: не работать с кожей,если нервная система оказывает сопротивление.Следует начинать с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами.

Меры помощи ребенку с нарушением сенсорной интеграции при засыпании.

Ребенок с нарушением сенсорной интеграции может нуждаться в необычно длительном дневном сне или он может иногда не спать, даже если изнурен. Причиной такого сбоя у гиперчувствительного ребенка может быть чувство дискомфорта, вызванное,например, простынью, которая для него кажется слишком царапающей.Ребенок с гипочувствительностью плохо спит, если недостаточно двигался в течение дня.

Проблемам сна может сопутствовать высокая потребность в движениях. Если ребенок в течение дня мало двигался, то его уровень возбуждения может быть неустойчив,и он будет ночью перевозбужден.

Меры помощи.

В течение дня необходимо совершать достаточное количество движений: качание на качелях, бег трусцой, «тяжелая работа»-перенесение соответсвующих тяжестей; диетические добавки, успокаивающие мозг, такие как магний, полиненасыщенные жирные кислоты, гамма- аминомаслянная кислота; никакой пищи с добавками, включая аспартам (подслащивающее вещество), глютомат (искусственные вкусовые добавки)и искусственные красители, которые возбуждают мозг.

Перед тем как лечь спать- теплая ванна. За 2 часа до сна никакого телевизора.

В постеле один длинный рассказ; массаж спины и глубокое и плотное пожимание плеч, рук и ног; плотно подоткнуть утяжеленное одеяло и сказать: «Просто притворись, что ты спишь».После того,как одеяло подоткнуто,включить ночник, если ребенок боится темноты, и включить успокаивающие мелодии, например, адажио Моцарта или Баха, или звуки природы.

Меры помощи ребенку с нарушением сенсорной интеграции в питании.


Прием пищи может быть испытанием для расбалансированого ребенка. Причиной может быть повышенная чувствительность к тактильным ощущениям. Текстура и консистенция картофельного пюре, рисового пуденга …могут быть неприемлемыми для чувствительного рта.

Повышенную тактильную чувствительность рта еще называют «оральной защитой»

Другой причиной может стать внешний вид пищи, ее запах, непереносимость вкуса этой еды.

Причиной может быть неразвитые сенсорно- моторные навыки, включая координацию сосания, глотания и дыхания.

Какой бы ни была причина избирательности в еде, у разборчивого едока существуют пищевые предпочтения.

В результате дефицит питания и пристрастия могут повлиять на его развитие, вес и сопротивляемость организма и вызывать подъемы и спады настроения.

Обычно в диете разборчивого едока,его теле и мозге отсуствуют незаменимые жирные кислоты, витамины группы В, минералы и жирорастворимые антиоксиданты.Дефицит магния может привести к повреждению слуха,проблеме с обработкой слуховых сигналов, спазмам мускулов, беспокойному сну, сенсорно-моторным проблемам, с сопутствующим частым инфекциям уха.

Дефицит цинка (находящийся в яйцах, арахисе, отрубях. Какао и т.д. 0может влиять на ощущение вкуса у ребенка и, таким образом, на его интерес к еде. Это также может привести к низкому тонусу мышц. Проблемам со слухом и зрением. Появлению сыпи и выпадению волос.

При гипочувствительности ребенок может не распознавать сигналы голода и жажды,насыщения.

Другой причиной плохого пищеварения является пассивность.

  • Избегать нездоровой пищи.
  • Обеспечить пищевые добавки,особенно Омега -3 полиненасыщенные

жирные кислоты(находящиеся в льняном семени, грецком орехе и лососе),поскольку нервная система состоит на 60 % из жиров.

  • Использовать электрическую зубную щетку или массажер для полости рта и щек ребенка.
  • Обеспечить сенсорную диету.

Литература:

  1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития /Э. Джин Айрес; [пер. с анг. Юлии Даре]. М.: Теревинф, 2009.
  2. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010.
  3. Кэрол Сток Крановец «Разбалансированный ребенок».Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной интеграции. / Санкт- Петербург, Издательство «Редактор»,2012


Не новинка, в теоретической части во многом повторяет (и часто ссылается на) книгу Джин Айрис "Ребенок и сенсорная интеграция" (которую лично я считаю обязательной для прочтения всеми без исключения родителями, всеми без исключения педагогами и всеми без исключения людьми, которые так или иначе работают с детьми).
Меня с первых страниц подкупила искренняя интонация авторов. Две мамы, два профессиональных психолога, пишут о наболевшем - о своих детях, о своих собственных переживаниях. Вся история началась с того, что они не могли подобрать ключик к собственным детям, и это оказалось настоящим потрясением: специалисты, профессионалы, консультирующие родителей по самым разным вопросам - они не справлялись со своими сыновьями. Ничего из того, что работало со всеми "нормальными" детьми, не работало вот с этими, родными, любимыми мальчишками. Пока они не нашли ответ: у их детей - проблемы с сенсорной интеграцией, и начинать надо было именно с этого. Кстати, на Амазоне можно прочитать введение, которое я читала буквально со слезами на глазах, наверное, все родители чувствительных детей увидят в этих историях что-то про себя.
Эта книга собиралась много лет, сыновья двух Карэн уже выросли, можно если не подводить итоги, то как минимум делать выводы, насколько эффективными были те действия, которые они предпринимали для того, чтобы помочь своим детям адаптироваться к реальной жизни. Поэтому в подзаголовок книги вынесены слова "практическое руководство". Так оно и есть. В книге масса маленьких (и больших) хитростей, которые помогают сделать жизнь комфортней. Многое, как всегда, кажется очевидным, но не становится от этого менее важным и ценным.
У меня нет времени на подробный пересказ, поэтому делюсь своим кратким конспектом.

Почему с нарушениями сенсорной интеграции у детей нужно обязательно работать:

«Мы говорим им [родителям] о том, что у ребенка чувство счастья и собственной ценности (self-worth) естественным образом проистекает из хороших отношений с другими и успеха в учебе и игре. Поэтому оно во многом зависит от того, насколько ребенку подходит окружающая его среда. Мы, взрослые, сами выбираем себе партнеров, друзей, работу и домашнюю обстановку, которая приносит нам чувство комфота и успеха. Детство, напротив, - это время зависимости. Дети практически не имеют власти над теми обстоятельствами, в которых они оказываются. Когда условия жизни ребенка дисгармонируют (bad match) с его индивидуальным уровнем чувствительности, возможностями, потребностями, его дискомфорт (struggles) будет влиять на весь процесс развития».

«Психическое здоровье описывается как способность хорошо любить, работать, играть. Сюда входит также предчувствие хорошего, ожидание, что с тобой произойдет что-то хорошее. У детей с нарушениями сенсорной интеграции с этим могут возникать сложности, т.к. у них вызывают затруднения даже самые простые ежедневные задачи и базовые аспекты социальной жизни».

Для того, чтобы помочь ребенку чувствовать себя комфортнее, авторы предлагают на любую ситуацию смотреть сквозь «сенсорную линзу» . Это значит, конкретизировать для себя три момента:

1) индивидуальные особенности сенсорики ребенка (кто он/она?)

2) сенсорные характеристики среды, в которой ребенок в настоящий момент находится (где он/она?)

3) требования, которые сейчас ребенку предъявляются, опять же с точки зрения сенсорики (чего от него/нее ждут ?)

Исходя из ответов на эти вопросы, родители стараются повлиять на условия таким образом, чтобы их ребенок в конкретной ситуации почувствовал себя лучше.

Пример. В семье намечается торжество по случаю Дня Благодарения. С раннего утра мама занята на кухне, и оттуда несутся соблазнительные запахи. Для Патти, девочки, чувствительной к запахам, это очень будоражащая ситуация. Кроме того, вся семья занята, и девочка предоставлена сама себе, все утренние ритуалы нарушены. Она бесцельно слоняется по дому или смотрит телевизор. Она физически пассивна все это время, а значит, ее тело не получает нужного ей количества сенсорной стимуляции. Во второй половине дня начинают собираться гости. Большие, шумные, надушенные взрослые - целая толпа. Они громко говорят, лезут обниматься и целоваться. Или треплют ее волосы, или хлопают по спине, или поддразнивают. Девочка уже перегружена всей этой информацией. Появляются кузены Патти, они бегут в ее комнату и роются в ее игрушках. Это ужасно. Патти плачет. Приходят родители и обвиняют ее в негостеприимности. Она чувствует, что самые близкие люди предали ее. Она резко отвечает родителям, и тут встревает бабушка, которая громко ее одергивает за разговоры с родителями в таком тоне. Когда взрослые уходят, Патти забирается на кровать и начинает прыгать, потому что прыжки ее успокаивают. Но тут же ее кузены забираются к ней прыгать - и у нее снова проблемы. Потом, за столом, ей приходится справляться с запахами еды, шумом разговоров, толчками кузенов. К концу торжества она просто начинает дико носиться по комнате, игнорируя замечания взрослых и их требования «успокоиться». Она никого не слышит.

Что можно было сделать родителям.

Уже на стадии планирования торжества родителям надо было задуматься, какие индивидуальные особенности Патти могут помешать ей пережить это событие наилучшим для всех образом.

1) Анализируем индивидуальные особенности ребенка. У Патти есть проблемы с двигательным планированием, поэтому ей трудно бывает «собраться» без четко структурированного дня и пошаговых инструкций. Ее мелкая моторика недостаточно хороша, поэтому ей трудно самостоятельно застегнуть блузку или юбку. Также у девочки есть сложности с обработкой аудиальных и тактильных сигналов, она чувствительна к запахам.

Что делать? Спланировать все заранее. Выделить время на то, чтобы помочь ребенку одеться. Выбрать ее любимую одежду, чтобы девочка чувствовала себя комфортнее. Чтобы день обрел какую-то структуру, мама Патти могла привлечь девочку к своим делам. Потом, когда приехали кузены, папа мог придумать какое-то занятие для детей, чтобы девочка не оказалась сразу в большой группе детей, среди которых ей трудно высказывать свое мнение по поводу происходящего. Они могли придумать какие-то спокойные занятия, чтобы она не перевозбуждалась от шума и хаоса. Они могли объяснить родственникам, что Патти не любит объятий, и разрешить ей приветствовать гостей так, как ей удобней.

2) Среда. Хорошо, что торжество на их территории, здесь все привычно. Но: будет шумно. Можно дать ребенку плеер, чтобы она могла сама контролировать количество постороннего шума. Можно выделить место, где она сможет укрыться от всего этого водоворота, место, куда никто больше не придет. Перед приходом гостей можно поговорить с ребенком о том, что если ей захочется побыть одной в тишине, она может пойти в спальню и закрыться там.

Заранее подумать о том, какое место за столом займет Патти. Ей, вероятно, будем лучше сидеть на краю стола, нежели в середине, где вокруг нее будет слишком много людей и запахов. Кроме того, девочке можно дать задание (например, приносить и уносить блюда), тогда у нее будет законный повод чаще вставать и двигаться во время ужина. Это может частично покрыть ее потребность ерзать на стуле и при этом она будет чувствовать свою нужность. И вместо негативных комментариев по поводу неусидчивости она услышит похвалу в свой адрес.

3) Требования. Оценим адекватность родительских требований. Стоит ли ждать, что ребенок оденется сам? Так ли обязательно надевать новое платье? Разумно ли возлагать на нее обязанность организовать кузенов на спокойную игру? Может, есть игрушки, которыми ей слишком трудно делиться? Работающий телевизор упростит или усложнит ситуацию?

Таким образом, если все продумать и спланировать заранее и везде «подстелить соломки», все может пройти не так уж и плохо.

«Пожалуй, самая главная сложность, с которой вам, родителю ребенка с проблемами сенсорной интеграции, придется столкнуться - это понять то, что его восприятие повседневных событий кардинально отличается от вашего. Он не так, как вы, слышит, осязает, видит, ощущает мир вокруг. У него иные отношения с гравитацией. Он не может управлять своим телом с той же уверенностью и смелостью, как вы. Для него повседневность полна препятствий, вызовов и сюрпризов».

Первое, что нужно сделать - научиться уважать эти отличия. Очень часто мы говорим с детьми с позиции наших ощущений: «мне холодно, значит, и ты замерз». Или критикуем их: «не веди себя, как младенец, это всего лишь царапина». Или наказываем: «Если ты не успокоишься, телевизора сегодня не будет». Или попросту игнорируем: «Нет, ты не может надеть спортивные брюки в церковь; кончай ныть и надевай платье». В каждой из этих фраз - неуважение, в каждой из них содержится невысказанное послание ребенку: твой субъективный опыт, твое самоощущение - неправильны. И чтобы угодить вам, он должен научиться игнорировать свои базовые инстинкты, свою интуицию, он должен сопротивляться тому, что говорит ему его собственное тело. Подавление своих естественных реакций - это постоянная борьба, которую «не такой» ребенок ведет в этом мире.

Его развитие очевидным образом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире. И родители могут помочь ребенку почувствовать себя увереннее, если будут принимать его таким, какой он есть, - носителем уникальной нервной системы, отличной от всех прочих.

Как понять, что у ребенка сложности:

чек-лист для родителей: http://www.otawatertown.com/images/pdf"s/fact%20sheet%20parents.pdf

информация для учителей: http://www.otawatertown.com/?topic=teachers#Help%20child%20wSPD

Помогаем ребенку научиться помогать себе самому

Большинство детей стремится именно к той физической активности, которая сейчас необходима им для развития мозга. В игре они находят те сенсорные стимулы, в которых нуждаются. Но ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не всегда способен играть «конструктивно»: если мозг неэффективно обрабатывает сигналы, то многие ощущения, которые приятны большинству детей, такому ребенку могут быть неприятны. Качаться на качели или забираться куда-то - страшно. Быть среди детей - слишком много шума. Бегающие вокруг дети вызывают чувство потерянности в пространстве. И в результате ребенок избегает этих занятий, лишая свой мозг и тело нужных им стимулов.

Что должно насторожить в поведении младенцев и тоддлеров

: негативная реакция, когда кто-то берет на ручки или покачивает; неприятие автомобильного кресла; ребенок сопротивляется умыванию, не приемлет определенную одежду; чувствительность к температуре воды; отказ от некоторых видов пищи; ребенок не любит мягкие игрушки (cuddly toys)

: обостренная реакция на свет, лица, объекты, которые находятся в поле зрения; ребенок расстраивается, если атмосфера слишком оживленная (busy enviroment)

Реакция на движение : чувствителен к резким, неожиданным движениям или изменениям позы (предпочитает вертикальное положение наклонному или наоборот); страх резких движений; у ребенка нет желания экспериментировать или он чрезвычайно огорчается, если его экспериментам мешают; задержка моторного развития.

Реакция на звук : расстраивается из-за шума (звонок в дверь, сирены, пылесос); чувствителен к изменению тона голоса; задержка развития речи.

Способности к саморегуляции : сложно переносит переходы из одного состояния в другое или изменения ритуалов; капризность, раздражительность; не умеет сам успокаиваться (poor self-calming), неумение выработать режим питания и сна.

Эмоциональная привязанность : сопротивляется установленным правилам поведения; страх незнакомцев; «прилипчивость» (clingy).

Что должно насторожить в поведении дошкольника

Чувствительность к прикосновениям : отказывается носить определенную одежду; ненавидит чистить зубы, мыть волосы, подстригать ногти; любит сильные объятия; постоянно касается других; не любит ощущение грязных рук; требует еду определенной текстуры.

Реакция на визуальную стимуляцию : избегает взгляда глаза в глаза, особенно тогда, когда чувствует себя в беде.

Реакция на движение : неуклюжий, неловкий; слабые мышцы; натыкается на все, падает, часто разбивает вещи; плохая моторика, боится определенных игр или игровых снарядов; не любит положений, при котором ноги оторваны от земли; всегда в движении; бесстрашный.

Реакция на звук : чувствителен к шуму; сам очень шумный; задержка развития речи

Способности к саморегуляции : поздно развивается способность контролировать туалетные дела; плохо переносит срывы планов (low tolerance for frustration); частые истерики; испытывает сложности при нахождении в группе; нуждается в постоянности ритуалов.

Эмоциональная привязанность : проверяет границы; менее независим, чем его сверстники; агрессивен; сопротивляется сепарации с основным объектом привязанности.

Что должно насторожить в поведении ребенка школьного возраста

Чувствительность к прикосновениям : сопротивляется гигиеническим процедурам; испытывает сложности при выполнении «мелкомоторных» задач, таких как завязывание шнурков, застегивание пугович и молний, рисование; плохой почерк; часто нечаянно ломает вещи.

Визуальная стимуляци я: сложности с различение букв и цифр; плохая координация глаз-рука (неумение скопировать что-либо с доски в тетрадь, расположить письменную работу на листе бумаги); трудности с поиском вещей.

Движение : плохой баланс и координация; морская болезнь; суетливость; на детской площадке либо стремится крутиться, вертеться, качаться, либо, наоборот, пуглив и нерешителен.

Звуки : легко отвлекается на мелкие аудиальные помехи, сложности с артикуляцией.

Способность к саморегуляции : трудности при переходе из одной ситуации в другую, изменениях ритуала или в неструктурированных занятиях; проблемы с вниманием и концентрацией; не может дождаться отложенного вознаграждения; ребенку трудно следовать школьным требованиям, правилам настольных или спортивных игр.

Эмоциональность : трудные отношения со сверстниками; низкая самооценка.

У подростков

Касания : не любит, когда его трогают; продолжает избегать определенной одежды; чувствительность к неприятным запахам; не любит гигиенические процедуры.

Визуальная стимуляция : видеоигры, телевизор, компьютер одновременно завораживают и перегружают.

Движение : плохая осанка; избегает спорта

Звуки : ненавидит шум, который производят другие, но сам любит слушать любимую музыку очень громко; жалуется на то, что школьные мероприятия и вечеринки слишком шумные.

Саморегуляция : склонен к дезорганизации; неэффективен в занятиях; мешает другим; слабые навыки решения проблем; раздражительность; плохая концентрация.

Эмоциональность : трудности в сексуальных отношениях; предпочитает безопасность дома развлечениям сверстников; не любит школьные поездки, вечеринки с ночевкой.



error: Контент защищен !!