Причины тиков, диагностика тиков и лечение тиков. Нервный тик: описание

Особым направлением является семейная психотерапия. Семья является важной ячейкой общества, но далеко не всегда внутри нее царят взаимопонимание и покой. Учитывая современные условия жизни, большую эмоциональную нагрузку, влияние внешних факторов, конфликты встречаются все чаще. Если не предпринять ответные меры, счастья достичь вряд ли удастся.

Семья является важной ячейкой общества, поэтому в психотерапии есть отдельное направление — семейная психотерапия

Семейная психотерапия представляет собой отдельное направление . Объектом воздействия в данном случае является семья, как единое целое, а также отдельные ее представители.

Внутренние взаимоотношения не всегда выстраиваются должным образом. Как следствие рано или поздно начинают возникать конфликты, которые не удается решить привычным путем. Атмосфера отношений портится, что чревато постоянным ощущением эмоционального напряжения, потерей взаимного уважения и доверия, разводом. Для предотвращения таких ситуаций и созданы семейное консультирование и семейная психотерапия. Специалист способен оказать помощь в преодолении кризисной ситуации и вывести членов семьи на верное направление.

Отдельного внимания заслуживает детская психотерапия. Именно дети оказываются в «центре огня» при семейных скандалах. Их психика страдает при неполноценности семьи, когда один из родителей не принимает участия в процессе воспитания своего чада. Хуже всего переносится разрыв отношений между матерью и отцом, а также применение неправильных методов воспитания, отсутствие доверительного общения.

В семейных скандалах нередко страдают именно дети, которые оказываются в «центре огня»

Цели и задачи

Нездоровые отношения внутри семьи, отсутствие правильного понимания роли этого кластера и его членов, возрастающая статистика разводов – все это стало причинами возникновения семейной психотерапии. На основании этого можно выделить основные цели и задачи отрасли :

  • общее улучшение отношений между членами семьи;
  • выработка чувств взаимоуважения;
  • культивирования взаимной поддержки в трудных ситуациях и сопереживания;
  • устранение тирании, более рациональное распределение ролей между членами семьи и распределение их обязанностей;
  • преодоление конфликтов, поиск путей решения текущих проблем;
  • устранение комплекса «козла отпущения», отхождение от перекладывания вины за происходящие недоразумения на одного человека;
  • поиск истинных причин конфликтов и неполадок в отношениях;
  • приучение к самоанализу и рациональной самокритичности;
  • выработка чувства терпимости к чужим ошибкам и оплошностям;
  • осознание и принятие различия взглядов;
  • выработка чувства независимости;
  • культивирование умения прислушиваться к чужому мнению;
  • развитие умения высказывать свои чувства партнеру;
  • соблюдение здорового баланса между всем вышесказанным.

Если у вас имеются проблемы такого рода, стоит обратиться в центр семейной психотерапии. Многим людям трудно признать, что им необходима помощь, а уж тем более пойти на сам сеанс. Здесь свою роль сыграло отсутствие доверия к специалистам этой отрасли. Чтобы убедиться в эффективности таких занятий, стоит посмотреть отзывы о семейных психотерапевтах. Они помогли спасти тысячи семей от разрушения и позволили им наконец обрести счастье.

Взаимоуважение в семье и общее улучшение отношений между всеми ее членами — одна из главных задач психотерапии

Этапы терапии

Сегодня применяются самые разнообразные техники семейной психотерапии. Их подбор и комбинирование осуществляются в соответствии с этапами прохождения терапии. В качестве классической модели можно представить следующее распределение :

  • Диагностический этап. Производится знакомство с семьей, определяется проблема и точный диагноз.
  • Преодоление конфликта. С помощью выбранной техники семейной психотерапии выясняются причины спорных ситуаций и осуществляется трансляция истинных позиций от одного члена семьи другому через посредника – психотерапевта. Производится анализ поведения и эмоций пациентов в разрезе конкретной ситуации.
  • Реконструкция отношений. Необходимо научиться решать проблемы коллективно, без лишних эмоций, строить конструктивный диалог.
  • Поддерживающий этап. Психотерапевт закрепляет полученные пациентами навыки с целью их дальнейшего использования при решении конфликтных семейных ситуаций. Проводится моделирование ситуаций для оценки поведения членов семьи и дальнейшей его корректировки.

Методы и приемы

Общество семейных консультантов и психотерапевтов ежегодно пополняет арсенал используемых для лечения методик и приемов. С их помощью удается гораздо более эффективно отыскать трудные положения и воздействовать на ключевые аспекты проблемы.

Психоаналитическая семейная психотерапия подразумевает тщательный анализ проблемной ситуации, эмоций и действий каждого члена семьи, а также их взаимодействия. На разных этапах используются следующие методы семейной психотерапии:

  • Недирективная методика – полная концентрация внимания на пациенте, его переживаниях, соотношении между истинными проявлениями поведения и внутренним «Я».
  • Супервизия – наблюдение, контроль и анализ. Супервизия в семейной психотерапии применяется в сочетании с аудио и видео технологиями.
  • Эмпатия – сопереживание, проникновенность чужими чувствами.

Важно сконцентрировать свое внимание на пациенте, его переживаниях, отношениях с другими членами семьи

В различных техниках семейной психотерапии используются такие приемы:

  • свободные ассоциации;
  • свободные дискуссии;
  • интерпретация;
  • моделирование и проработка ситуаций;
  • директива;
  • парадоксальная реакция;
  • анализ видеозаписей;
  • интервенция;
  • прояснение;
  • конфронтация;
  • отражение чувств;
  • информирование;
  • обратная связь;
  • вопрос;
  • толкование снов;
  • поощрение;
  • повторение;
  • использование молчания и т. д.

Основные техники

Рассмотрим более подробно используемые техники семейной психотерапии. Самыми популярными подходами являются:

  • Системная семейная психотерапия. В системной психотерапии понятие «семья» рассматривается, как единая система, поэтому воздействовать необходимо на внутренние связи между ее членами.
  • Бихевиористская техника семейной психотерапии. Основным объектом исследования являются поведенческие мотивы, моделирование ситуаций и реакции участников тренинга.
  • Социометрическая. Производится своеобразное измерение социальных отношений внутри семьи, изучение внутренней иерархии.
  • Интегративная семейная психотерапия. Используются приемы, направленные на восстановление целостности личности. Так как подразумевается интегративная семейная психотерапия, конечной целью является восстановление целостности семьи.
  • Структурная техника семейной психотерапии. Семья рассматривается как система, внутри которой имеется своя структура из подсистем, учитываются индивидуальные поведенческие факторы ее членов.
  • Стратегическая психотерапия для семьи. Психотерапевт четко определяет проблему и ее суть, направляет усилия на ее устранение, ориентируясь на промежуточные цели. Благодаря стратегической семейной психотерапии удается эффективно устранить конфликт в краткие сроки.
  • Парадоксальные техники семейной психотерапии. Придание нового значения старым позициям, «выворачивание наизнанку», использование провокаций и т. д.

Для психотерапевта важно определить суть проблемы для того, чтобы решить ее правильно

Индивидуальные и групповые занятия

В центре семейной психотерапии можно получить помощь в решении самых разнообразных проблем. В связи с этим применяются как индивидуальные, так и групповые занятия. Оптимальным вариантом является сочетание обоих подходов.

Индивидуальные занятия отличаются более тесным взаимодействием врача и пациента. В семейной практике к индивидуальным практикам относятся сеансы для пар, то есть конкретно для каждой семьи. Удается более подробно разобрать проблему, существующую в данный момент, проследить развитие ситуации, особенности взаимоотношения между членами семьи.

В некоторых случаях более эффективной является групповая техника семейной психотерапии. Занятия проводятся одновременно для нескольких пар. Это позволяет сравнить реакцию разных людей на одну и ту же ситуацию, лучше раскрыть суть проблемы. При этом нужно учитывать особенности каждого пациента и подбирать семьи со схожими проблемами, равным социальным положением, уровнем образования и т. д.

Некоторые тренинги проводятся раздельно для мужчин и женщин. Это своеобразная подготовка перед основной терапией, помогающая избавиться от защитных реакций, провоцирующих конфликты.

Детская психотерапия

Отдельного внимания заслуживают специальные техники, ориентированные на работу с детьми. Поводом для посещения детского психотерапевта являются такие ситуации:

  • чрезмерная активность, невнимательность;
  • неврозы, приступы и прочие симптомы нервных расстройств;
  • трудности в общении и нахождении в обществе;
  • внутрисемейные конфликты между родителями и детьми;
  • подозрение на отклонения в развитии;
  • странное поведение;
  • агрессивность;
  • непослушание;
  • поведенческие расстройства;
  • аутизм;
  • необоснованные страхи, тревожность;
  • эмоциональные потрясения, например, на фоне развода родителей и т. д.

При выявлении специфических движений, мимики, своеобразных обрядов проводится курс семейной психотерапии для коррекции тиков ребенку. Его суть заключается в выявлении причин появления такой реакции, выполнении специальных гимнастических упражнений. Важно приучить ребенка к сопротивлению, то есть блокировать желание осуществить то или иное действие, являющееся тиком.

Важно учитывать особенности детской психики. Дети отличаются эмоциональной неустойчивостью, они легко поддаются внушению. К тому же в раннем возрасте закладываются те поведенческие основы, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека и формируют его личность.

Детская психотерапия подразумевает различные подходы и методы, направленные и воздействующие на ребенка и его окружение

Примеры упражнений

Рассмотрим несколько простых упражнений семейной психотерапии, которые можно использовать даже в домашних условиях.

Упражнение 1. Умение слушать. В течение 5 минут один человек из пары должен слушать своего партнера и не перебивать. Можно лишь задавать уточняющие вопросы, чтобы лучше вникнуть в ситуацию. Затем происходит обмен ролями. Так можно вникнуть в суть конфликта и рассмотреть его с точки зрения обоих партнеров, научиться высказываться и слушать.

Упражнение 2. Распределение ролей. Сделайте два одинаковых списков с обязанностями, которые должны выполнять члены семьи и ролями, которые они играют в этой системе. По шкале от 1 до 3 распределите насколько часто вы и ваш партнер выполняете эти пункты (1 – редко, 2 – часто, 3 – постоянно). Выполнять задание нужно самостоятельно, ориентируясь на свое восприятие ситуации. Затем можно заполнить аналогичный список по отношению выполнения обязанностей вашим партнером. В конце сравните результаты.

Упражнение 3. Закончить предложение. Необходимо завершить начатое предложение и сравнить свою версию с реальной. Например:

  • я сержусь, когда…
  • мне нужна помощь мужа/жены в…
  • чаще всего мы ссоримся, потому что…

Подобные упражнения можно выполнять не только для выяснения отношений между мужем и женой, но также для детей и родителей.

Обучение психотерапии

Навыки семейной психотерапии, обучение этой специальности – очень полезный опыт для современного человека. Умение решать супружеские конфликты и проблемы в отношениях родителей и детей может пригодиться в любой момент. Пройти курсы обучения можно по программе ВШЭ «Системная семейная психотерапия».

Обучение навыкам семейной психотерапии поможет быстрее решать возникающие конфликты

Качественные занятия включают теоретическую часть, то есть введение в системную семейную психотерапию. После знакомства с основами курса на лекциях следует разбор материала на групповых семинарных занятиях с моделированием типичных ситуаций и разработкой тренингов. Обязательной составляющей является практическое оттачивание навыков. Таким образом, обучение системной семейной психотерапии должно включать очную супервизию, когда преподаватель наблюдает за работой своего подопечного с реальными семьями и их проблемами.

Возможность решения внутрисемейных конфликтов позволяет сохранить теплые отношения, избежать ошибок в отношениях и воспитании детей!

Тики - молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика - это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее). Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа). Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

Нарушениями внимания;

Нарушением восприятия;

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

Классификация тиков:

Моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.)

Вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание)

Ритуалы (ходьба по кругу)

Генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.

Выраженность тиков варьирует от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).

Частота тиков меняется в течение дня.

Эффективность лечения: от полного излечения до неэффективности.

Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако, известно что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например, 3-х лет и 6-7-ми лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

Легче провоцируются у лиц мужского пола;

Мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;

У детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;

Если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола - неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Не смотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время, дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущении. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках - перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (человек может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто сочетаясь с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. В частности, воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появления навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов:

Наследственная предрасположенность

Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения)

Острый стресс, провоцирующий появление тиков

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность, или как говорят в народе, «неспокойно на душе», стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему «самокопанию». Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается на основе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнито-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями и клинической картине заболевания и консультацию психиатра.

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность.

3. Психологическая коррекция.

Может проводиться индивидуально - для развития запаздывающих в развитии сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшение внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).

4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.).. В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Л.С Чутко, врач-невролог высшей категории, заведующий Центром нейротерапии и лабораторией восстановления сенсорных систем, Институт мозга человека РАН (г. Санкт-Петербург), д-р мед. наук.

Одним из самых частых психоневрологических расстройств детского возраста являются тикозные гиперкинезы, представляющие собой внезапные непроизвольные, насильственные, отрывистые, повторяющиеся, варьирующиеся по интенсивности движения, охватывающие различные мышечные группы. По различным литературным источникам, тики встречаются у 4-7% детей.

В этиопатогенезе тиков важную роль играют генетические и иммунные механизмы, перинатальная патология, а также психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга.

В 90% случаев тики начинаются в возрасте от 3 до15 лет. Наиболее часто они появляются в 6-8 лет и могут учащаться в пубертатном периоде. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что в 8,5% случаев заболевание появилось после первых дней пребывания в школе ("тики первого сентября"). Поход ребенка в школу совпадает с четвертым возрастным кризисом - кризисом 7-ми лет [Л.С. Выготский, 1983]. Частой стрессовой ситуацией, при которой ребенок должен адаптироваться к новым условиям и занятиям, была смена коллектива: детский сад - школа. Заболевание достигает своего апогея в возрасте 10 лет . В 50% случаев тики исчезают к 14 годам. Они могут появиться и в зрелом возрасте, хотя пpи этом в анамнезе часто имеются указания на эпизоды заболевания в детстве. Сpеди больных с тиками в 4-6 pаз пpеобладают лица мужского пола .

Тики значительно усиливаются под влиянием эмоциональных стимулов - тревоги, страха, смущения. Заболевание носит волнообразный характер с периодами улучшения и обострения. У детей, например, период улучшения может наблюдаться во время каникул.

Отличительной чертой тиков является их непреодолимый характер. По словам пациентов: "Пытаться предотвратить появление тиков - все равно что пытаться прервать чихание". Любая попытка подавить их усилием воли неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а насильственное совершение желаемой двигательной реакции приносит моментальное облегчение. Лица, предрасположенные к тикам, часто приобретают новые привычки, глядя на других больных тиками, и жалуются при этом, что болезнь носит "инфекционный" характер. Необходимо отметить, что при расспросе врача о тиках гиперкинезы у пациента могут усилиться.

По частоте задействованных групп мышц тики идут в порядке убывания от верхней части лица к нижним конечностям, причем наиболее распространенным является моргание, затем следуют тики нижней части лица, шеи и плеч и далее - туловища и конечностей. Полученные нами данные свидетельствовали о том, что наиболее частыми тикозными гиперкинезами в наблюдаемой группе являлись моргание и поднятие бровей. Во многих случаях у пациента отмечалось одновременно несколько тиков.

Характер и локализация гиперкинезов зависят от предшествовавшего заболевания. Так, мигание появляется после конъюнктивита, шмыганье носом - после ринита.

Тики часто сочетаются с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В таких случаях у детей отмечаются проявления школьной дезадаптации: низкая успеваемость и плохое поведение. Гиперкинезы часто осложняются обсессивно-компульсивными расстройствами в виде стереотипных навязчивых мыслей, образов (обсессий) и навязчивых действий (компульсий). Необходимо отметить, что дети с тиками характеризуются повышенным уровнем тревожности.

В 10-м пересмотре международной классификации болезней (МКБ-10) выделены основные виды тиков:
F95.0 - транзиторные тики; сохраняются не более 12 месяцев
F95.1 - хронические моторные (двигательные) или вокальные (голосовые) тики; длятся более 12 месяцев
F95.2 - синдром Жиля де ля Туретта (СТ) - комбинирование множественных моторных тиков и одного или более вокальных тиков

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Клиническая диагностика тиков чаще всего не вызывает затруднений. Она основана на характерном течении болезни и картине тика. Поскольку тик часто может не проявляться во время врачебного осмотра, первостепенное значение имеет анамнез. Вариабельность количественных и качественных характеристик тикозных гиперкинезов затрудняет их клиническую оценку и измерение.

При электроэнцефалографическом исследовании, проведенном нашими сотрудниками, у детей с тиками выявляются неспецифические патологические изменения: большое количество медленных волн, преимущественно тета-диапазона, слабая выраженность или отсутствие регулярного альфа-ритма, изменение формы альфа-колебаний (деформированность, заостренность или раздвоенность вершин). Подобные изменения могут быть вызваны нарушением фронто-стриарных соотношений, функциональной незрелостью головного мозга, лежащей в основе данного заболевания. Наряду с вышеуказанными изменениями часто регистрируются затяжные генерализованные пароксизмы тета- и дельта-волн, появляющиеся во время гипервентиляции и длительно сохраняющиеся после завершения пробы.

Основными задачами лечения тиков у детей являются улучшение социальной адаптации и уменьшение гиперкинезов. Следует стремиться не к полному отсутствию гиперкинезов, что иногда недостижимо, а к их значительному уменьшению. Лечение тиков лучше проводить в амбулаторных условиях, так как госпитализация может усилить тики. К сожалению, иногда тики оказываются толерантными к лечению. Зачастую после значительного улучшения могут наступать рецидивы.

Следует по возможности исключать необычные отрицательные и положительные раздражители. Тики часто усиливаются во время просмотра телевизионных передач, особенно при выключенном электрическом свете. Дело в том, что яркий мерцающий свет способен провоцировать изменения биоэлектрической активности головного мозга. Поэтому просмотр телевизионных передач детям с тиком должен быть максимально ограничен в течение 1-1,5 месяца. Такие же ограничения касаются компьютерных игр. Не следует акцентировать внимание ребенка на тиках, одергивать его, так как это способствует невротизации и усиливает тики.

Комплексность лечения предполагает большую роль психотерапевтических и психокоррекционных методик. Рациональная психотерапия в таких случаях основывается на разъяснении пациенту и (или) его родителям доброкачественности имеющихся у него симптомов. Врачу необходимо четко и доступно изложить ребенку суть его заболевания. На всем протяжении лечения необходимо ободрять больного, внушать ему веру в себя, формировать и поддерживать его чувство собственной полноценности. Это важно, так как большинство пациентов с тиками неуверены в себе и ранимы.

В терапии тиков эффективно используются методики биологической обратной связи (БОС), представляющие собой комплекс процедур, при проведении которых пациенту посредством цепи внешней обратной связи на базе компьютерной техники подается информация о текущем состоянии управляемой физиологической функции. Проведенные нами исследования свидетельствуют о высокой эффективности электроэнцефалографической БОС с увеличением мощности альфа-ритма (альфа-тренинг) при лечении тиков.

ФАРМАКОТЕРАПИЯ ТИКОВ

При лечении тиков необходимо соблюдение ступенчатого подхода, в соответствии с которым терапия начинается с наиболее "мягких" препаратов, характеризующихся минимумом побочных эффектов. В дальнейшем при необходимости осуществляется постепенный переход к более "сильным" препаратам, использование которых, к сожалению, сопровождается нежелательными осложнениями. Их применение следует начинать с малых доз, с постепенным повышением дозы.

У больных с преходящими тиками лучше ограничиться препаратами гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Так, очень широко при лечении тиков используется Пантогам ® (компания ПИК-ФАРМА, Россия). По фармакологическим свойствам Пантогам ® схож с ГАМК и пантотеновой кислотой. Механизм действия обусловлен прямым влиянием Пантогама на ГАМК Б -рецепторно-канальный комплекс. Препарат обладает ноотропным и противосудорожным действием. Пантогам повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность. Пантогам быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта и проникает через гемато-энцефалический барьер. Пантогам выпускается в таблетках по 0,25 г и в виде 10%-ного сиропа. Пантогам принимают внутрь через 15-30 мин после еды. Для взрослых разовая доза составляет 2,5-10 мл (0,25-1,0 г), суточная доза -15-30 мл (1,5-3,0 г). Для детей разовая доза составляет 2,5-5 мл (0,25-0,5 г), суточная доза - 7,5-30 мл (0,75-3,0 г). Курс лечения составляет 1-2 мес. Применение Пантогама позволяет усилить внимание и уменьшить чрезмерную активность у детей с сопутствующими проявлениями СДВГ.

Если данная терапия оказывается неэффективной (чаще при хронических тиках), используются транквилизаторы. В лечении синдрома Туретта ведущую роль играют нейролептические средства.

Ввиду разнообразия причин нервных тиков залогом успешного лечения является правильная их диагностика. Поэтому целесообразно осветить вопросы причин и классификации тиков, прежде чем разъяснять принципы лечения.

Происхождение тиков

Различают первичные и вторичные тики. Первый тип больше характерен для детей, возникая у соматически здорового ребёнка в ответ на психотравмирующие ситуации. Нервные тики у взрослых чаще развиваются как симптом какого-либо соматического или психического заболевания.

Первичные нервные тики развиваются обычно в возрасте 5-7 и 10-11 лет, в периоды формирования психики, когда она максимально подвержена травмирующим воздействиям. Чаще тики возникают у мальчиков. Провоцирующим фактором развития тиков являются синдром дефицита внимания и гиперактивность. Они могут возникать как после однократной психотравмы высокой интенсивности (ссора или развод родителей, суровое наказание), так и вследствие длительного стресса – недостаток внимания, любви со стороны родителей, страхи, чувство покинутости и одиночества.

Возникновение первичных нервных тиков у взрослых возможно при переутомлении, стрессах, длительных психических и физических перегрузках.

Вторичные нервные тики появляются как следствие травмирующего воздействия на мозг. Это может быть как непосредственно травма, так и результат инфекционного повреждения, гипоксии или интоксикации.

У детей вторичные тики часто появляются как следствие родовых травм или травм головы в раннем детском возрасте. Также они могут вызываться инфекциями, затрагивающими нервную ткань – цитомегаловирус и другие вирусы герпеса, бактериальные инфекции мозга – стрептококк, синегнойная палочка, менингококк. Возможно рефлекторное воспроизведение тиков как повторяющихся привычных действий, когда в них уже нет необходимости. Например, у ребёнка может закрепиться после перенесённого конъюнктивита, когда ребёнок часто моргал.

Отдельно выделяют наследственный вариант тиков, вызванный генетическими заболеваниями. Самое распространённое из них – синдром Туретта. Он проявляется сочетанием вокализации(навязчивого произнесения фраз или отдельных звуков) и разнообразных тиковых движений, чаще всего это нервный тик на лице.

Лечение первичных тиков

В случае тиков у взрослых, вызванных переутомлением и стрессом, отличные результаты даёт сочетание психотерапевтических и режимных методов. Такие же рекомендации можно дать для лечения детей старшего возраста и подростков.

  • Создание охранительного режима, уменьшение психических и физических нагрузок.
  • Психологическая помощь в разрешении конфликтов, их принятие, рассмотрение с разных точек зрения, изменение отношения к ситуации. Уменьшение напряженности при конфликтах и их количества поможет значительно снизить нагрузку на нервную систему, а соответственно и уменьшить влияние факторов, провоцирующих тики.
  • Возможно назначение седативных препаратов, в частности фитотерапия.
  • Регулярные физические нагрузки, максимальное нахождение на свежем воздухе, ежедневные прогулки, пробежки.
  • Контроль за питанием – диета с минимумом раздражающей пищеварительный тракт пищи (жареной, острой, солёной, маринованной, консервов). Введение в рацион свежих овощей и фруктов, продуктов, богатых клетчаткой, морепродуктов.
  • Переход на частое дробное питание – 5 или 6 приёмов пищи в сутки маленькими порциями.

Если же возникает первичный нервный тик у детей – лечение его включает обширный комплекс режимных мероприятий и требует большого внимания со стороны родителей. Если вы однозначно убедились, что органической патологии нет – обратите внимание на окружение ребёнка. Внимательно изучите его повседневную жизнь. Поближе ознакомьтесь с психологическим климатом в школе, кружках, секциях. Присмотритесь к отношениям ребёнка с друзьями. Возможно, где-то есть напряженность, насмешки или другие травмирующие факторы.

Ещё более внимательного изучения требует ситуация дома. Насколько вы требовательны к ребёнку, строго ли судите его промахи и ошибки? Соблюден ли баланс между требованиями и похвалой, достаточно ли внимания вы уделяете ребёнку? Часто ли говорите ему, что его любите? Спокойная, доброжелательная атмосфера в семье крайне важна для хорошего самочувствия ребёнка.

Также обязательно обратите внимание на ситуацию в школе. Насколько нагрузка соответствует возможностям ребёнка? Какие у него отношения с одноклассниками и преподавателями?

Если тики непостоянные – проследите когда они появляются, это поможет выяснить причинные факторы.

В случае тиков у детей до 2 лет причину всё же следует искать в первую очередь в семье.

Психотерапия эффективна для детей старшего возраста, которые способны осознавать и выполнять инструкции терапевта. Обязательно одновременное консультирование психологом родителей. В случае заболевания детей младшего возраста – возможно психолога стоит посетить родителям. Нервный тик у детей лечат медикаментозно в случае выраженных тиков. Назначают успокаивающие сборы, ванны с травами, легкие седативные препараты коротким курсом. Также эффективен массаж, лечебная физкультура, витамины.

Лечение вторичных тиков

Подход к терапии в этом случае определяется типом причинного заболевания.

  • Травматические тики, возникшие вслед за травмой, вероятнее всего самопроизвольно разрешатся после адекватной медицинской помощи по завершению периода восстановления. Если же после травмы прошло какое-то время – как вылечить нервный тик подскажет только квалифицированный невролог после углублённого обследования.
  • Ишемические тики лечатся по-разному у детей и взрослых. У взрослых это чаще всего последствия инсульта, которые требуют длительного комплексного лечения. У детей же их причина в большинстве случаев – внутриутробная гипоксия или асфиксия в родах. Эти состояния повышают чувствительность мозга к любым раздражителям, являясь провоцирующим тики фактором. Такие дети требуют длительной терапии ноотропами и метаболическими препаратами, создания максимально комфортной обстановки в семье и соблюдения режимных рекомендаций.
  • Инфекции, не вызывающие органических повреждений мозга, требуют этиотропного лечения – антибиотиками или противовирусными препаратами в зависимости от возбудителя, иногда необходимо введение готовых иммуноглобулинов. Существуют возбудители (например цитомегаловирус, токсоплазма), которые при внутриутробном инфицировании вызывают множественные органические изменения мозга, в том числе вызывающие нервный тик у детей. Лечение их затруднено, а полное восстановление не всегда возможно.
  • Тики вследствие интоксикации требуют массивной дезинтоксикационной терапии, инфузии больших объёмов солевых растворов и плазмозаменителей. При тяжелом состоянии может возникнуть необходимость в плазмаферезе. В случае же длительного поступления небольших доз токсина требуется специфическое лечение для выведения связанного с белками плазмы и осевшего в тканях вещества.
  • При синдроме Туретта нервный тик у ребёнка (моргание, гримасничанье, навязчивые движения рук) обусловлен генетическими причинами, влиять на которые медицина пока не может. Терапия направлена на уменьшение выраженности тиков, а в старшем возрасте – на обучение сознательному контролю над ними. Базовая терапия исключительно медикаментозная. Могут назначаться препараты различных групп, в том числе противосудорожные.

Прогноз при лечении тиков в большинстве случаев благоприятный. Это функциональное состояние, поэтому возможно их полное излечение.



error: Контент защищен !!