Связь матери и малыша: мифы, реальность, внутренние убеждения. Эмоциональная связь матери и ребенка

1.1 Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований

Детско-родительские отношения являются наиболее важным условием для психического развития ребенка. Научно доказано, что недостаточное общение младенца с матерью ведет к задержкам психического развития и различного рода отклонениям.

Таким образом, особенности материнского поведения способны оказывать влияние на развитие ребенка.

Проблема психологической готовности к материнству является важнейшей в плане развивающей, профилактической и коррекционной работы в области психологии материнства и отношений матери и ребенка в первые годы его жизни.

По мнению Д. Боулби, врожденными средствами стимуляции материнской заботы являются такие проявления поведения ребенка как: плач, улыбка, сосание, хватание, лепет и т.д. По мнению Д. Боулби плач ребенка действует на мать на уровне физиологических реакций. В свою очередь, улыбка и лепет ребенка, побуждают мать к разного рода действиям, демонстрирующим их одобрение.

Доказано, что для формирования общения большое значение имеет установление контакта взглядов взрослого и ребенка. При этом социальная улыбка и контакт глаз являются своеобразным поощрением, наградой за материнскую заботу. «Можем ли мы сомневаться, - пишет Д. Боулби, - что чем больше и лучше младенец улыбается, тем больше его любят и тем больше о нем заботятся. С пользой для выживания младенцы так устроены, что они используют и порабощают матерей».

Кроме того, помимо способности привлекать и удерживать внимание ребенок наделен и механизмом избегания. Яркими сигналами прерывания взаимодействия являются плач, крик, икание, зевота, энергичные движения ручками и ножками.

Таким образом, при общении с матерью ребенок не пассивный объект воздействия, он способен регулировать материнское поведение посредством доступных средств общения.

Филиппова Г.Г. занималась изучением проблемы готовности к материнству женщин, ожидающих ребенка.

    Личностная готовность: общая личностная зрелость адекватная возрастно-половая идентификация; способность к принятию решений и ответственности; прочная привязанность; личностные качества, необходимые для эффективного материнства.

    Адекватная модель родительства: адекватность моделей материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры; оптимальные для рождения и воспитания ребенка родительские установки, позиция, воспитательные стратегии, материнское отношение.

    Мотивационная готовность: зрелость мотивации рождения ребенка, при которой ребенок не становится: средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины; средством удержания партнера или укрепления семьи; средством компенсации своих детско-родительских отношений; средством достижения определенного социального статуса и т.п.

    Сформированность материнской компетентности: отношение к ребенку как субъекту физических и психических потребностей и субъективных переживаний; сензитивность к стимуляции от ребенка; способность к адекватному реагированию на проявления ребенка; способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние; гибкое отношение к режиму и установка на ориентацию на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребенка в ранний период его развития; необходимые знания о физическом и психическом развитии ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром; способность к совместной деятельности с ребенком; навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.

    Сформированность материнской сферы.

Материнство как часть личностной сферы женщины включает три блока содержание которых последовательно формируется в онтогенезе женщины. В эмоционально-потребностном: реакция на все компоненты гештальта младенчества (физические, поведенческие и продуктивно-деятельностные особенности ребенка); объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке как объекте материнской сферы; потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним; потребность в материнстве (в переживании соответствующих выполнению материнских функций состояний). В операциональном: операции вербального и невербального общения с ребенком; адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком; операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений). В ценностно-смысловом: адекватная ценность ребенка (ребенок как самостоятельная ценность) и материнства; оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотивационных сфер женщины.

В работах С.Ю. Мещеряковой выделено понятие «материнской компетентности». По мнению автора, материнская компетентность определяется не только умением матери осуществлять физиологический уход за ребенком, но также знанием ею основных психологических особенностей ребенка и способностью их удовлетворения. Уровень материнской компетентности уже в первые месяцы жизни ребенка определяется тем, как она обеспечивает условия для развития эмоционального общения и формирования привязанности у младенца.

Именно эмоциональное общение на этом этапе является основным условием полноценного психического развития ребенка. Общение представляет собой такое взаимодействие матери и ребенка, когда партнеры поочередно адресуются друг к другу как к субъекту, личности, выражая свое отношение и учитывая воздействие партнера, причем инициативны оба партера.

С.Ю. Мещерякова выделяет следующие причины дефицита общения матери и ребенка:

Количество общения сокращается за счет отказа ребенка от укачивания ребенка перед сном, отказа от разговора с ребенком, игнорирования плача ребенка;

Не удовлетворение потребности во внимании младенцу, о которых сигнализирует детский плач, за счет которого родители лишаются возможности своевременно выразить ребенку свою любовь и нежность, и тем затрудняют формирование у него уверенности в родительской любви, защищенности, в своей «нужности» окружающим;

Взаимодействие с ребенком только по собственной инициативе, действуя исходя не из интересов и потребностей ребенка, взрослые лишают малыша возможности развивать собственную инициативу, так как не дают ему почувствовать себя причиной происходящего.

Е.О. Смирнова также выделяет общение как важное условие развития ребенка в детстве. Общение для ребенка, по мнению автора, является главным источником переживаний ребенка и становится для него основным условием формирования личности. В общении происходит становление таких психических качеств ребенка как: самооценка, мышление, воображение, речь, чувства, эмоции и др.

Е.О. Смирнова считает, что личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком.

М. И. Лисина рассматривала общение ребенка со взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Психологическая сущность потребности в общении, по мнению М.И. Лисиной, состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.

В соответствии с исследованиями М.И. Лисиной, на протяжении детства у ребенка появляются и развиваются четыре формы общения, которые характеризуют его психическое развитие.

При нормальном развитии ребенка каждая форма складывается в определенном возрасте. Так, ситуативно-личностная форма общения возникает на втором месяце жизни и остается единственной до шести – семи месяцев. Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами. Это общение остается ведущим до 4 лет. В возрасте четырех – пяти лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение.

В работах С.В. Корницкой изучено влияние общения матери с младенцем и формирование чувства привязанности ребенка к матери. В исследованиях автора описан эксперимент, когда детям первого и второго полугодий жизни предлагались различные формы общения. Младенцев первого полугодия одинаково радовали все три варианта общения. Их потребность в доброжелательном внимании удовлетворялась ласковым, спокойным голосом взрослого и индивидуальной обращенностью к нему.

К концу первого года дети предпочитали ситуативно-деловое общение со взрослым. Что свидетельствует о привязанности к взрослому как предмету удовлетворения потребности в общении. Появление и развитие ситуативно-делового общения отражается на отношении к взрослому и на чувствительности к его воздействиям. В первом полугодии младенцы одинаково реагируют на положительные и отрицательные воздействия взрослого, в обоих случаях проявляя положительные эмоции. Во втором полугодии картина поведения ребенка меняется.

Таким образом, оценить себя как личность, сравнить себя с другими людьми, сформировать самооценку и оценить других ребенок способен в общении с другими людьми. Кроме того, переживая определенную связь с другим человеком (любовь, дружбу, уважение), ребенок познает мир путем приобщенности к сообществу людей. В таком соединении не приобретаются новые знания (мы не узнаем ничего нового), но вместе с тем именно в отношениях с другим ребенок находит, осознает себя, открывает и понимает других во всей их (и своей) целостности и уникальности и в этом смысле познает себя и других.

В работах Л.И. Божович мать рассматривается как источник удовлетворения потребности ребенка во впечатлениях. В раннем возрасте именно поведение матери обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия) .

По мнению Н.Н. Авдеевой, привязанность ребенка к матери является важнейшим приобретением младенческого возраста. При этом признаки привязанности проявляются в том, что объект привязанности может лучше других успокоить, утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх.

М. Эйнсворт связывает привязанность младенца к матери и качество ухода за ним. По мнению М. Эйнсворт, младенец тем больше привязан к матери, чем матери проявляют к ребенку наибольшую чувствительность и отзывчивость.

Автор выявил некоторые характеристики матерей, способствующих формированию надежной привязанности: сензитивность, выражающаяся в быстрых и адекватных реакциях на сигналы младенца; позитивная установка (выражение положительных эмоций, любви по отношению к младенцу); поддержка (постоянная эмоциональная поддержка действий ребенка); стимуляция (частое использование действий, направляющих ребенка).

Привязанность имеет для младенца определенную ценность с точки зрения безопасности и самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство уверенности при взаимодействии с окружающим миром предметов и людей, а также способствует адекватной социализации ребенка.

Абульханова – Славская К.А. отмечает, что ребенок не является объектом воспитательных воздействий, а является союзником в общей семейной жизни. Особенностью взаимодействия ребенка с матерью является тот факт, что в процессе данного общения дети оказывают воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.

Таким образом, только в продуктивной совместной деятельности матери и ребенка раннего возраста, в процессе ее осуществления, происходит конструктивный диалог между матерью и ребенком.

Одним словом, роль матери и ее поведение являются решающими в дальнейшем психическом, эмоциональном и социальном развитии ребенка.

1.2 Психологические аспекты формирования материнской сферы

Психологические исследования доказывают, что готовность к материнству развивается поэтапно. В психологии выделяют 6 этапов становления материнской сферы. И главным движущим фактором развития ребенка в первые годы жизни является полноценная реализация материнской сферы.

А.И. Захаров выделяет следующие периоды в развитии «материнского инстинкта»: отношение девочки с родителями; игровое поведение; стадии половой идентификации – пубертат и юность. При этом особенности проявления материнства целиком зависят от психологического содержания этапов онтогенеза и создают предпосылки гармоническим отношениям матери и ребенка.

Взаимодействие с матерью в раннем возрасте происходит на всех этапах развития девочки в процессе ее общения с матерью. При этом наиболее важным для формирования полноценной материнской сферы на данном этапе является возраст девочки до трех лет. Данный этап характеризуется усвоением эмоционального значения детско-родительских отношений.

По мнению Л.С. Выготского, недостаточная сформированность привязанности будущей матери к близким взрослым способна привести к непрочным привязанностям с собственным ребенком в будущем. Кроме того, качество связи матери и дочери и их влияние на материнскую сферу дочери определяется не только привязанностью, но также и стилем эмоционального общения и участием матери в эмоциональной жизни дочери.

Представители психоаналитического подхода придерживаются мнения, что отношение матери к ребенку закладывается еще до его рождения. При этом еще нерожденный ребенок получает эмоциональный опыт общения с матерью уже на данном этапе своего развития. В последующем данный эмоциональный опыт оказывает влияние на формирование и содержание материнской сферы девочки.

Таким образом, положительный опыт общения с матерью, является благоприятным условием формирования субъектного отношения к другим людям и собственным детям.

Не менее важным этапом развития материнской сферы является этап включения содержания материнства в игровую деятельность. В процессе игры девочка впервые примеряет на себя роль матери, при этом в зависимости от сюжета игры ребенок переживает различные роли в отношениях и взаимодействии матери и ребенка. Подобная реализация ребенком роли матери в игровых ситуациях и моделирование реального поведения в процессе игры дает возможность проигрывания женских вариантов поло-ролевого поведения женщины, а также закрепления материнских мотивов и действий и приобретение эмоционального опыта, связанного с материнством.

На этапе нянчинья ребенок получает реальный опыт общения с младенцами, а также навыки обращения с маленьким ребенком.

Наиболее сензитивным для формирования материнской сферы на этапе нянчинья является возраст ребенка от 6 до 10 лет. В этот период у ребенка существует четкое представление об особенностях взаимодействия взрослого и младенца. А основным содержанием данного этапа является перенос освоенных в игре особенностей взаимодействия с куклой на реальные взаимодействия с младенцем. В подростковом возрасте у девушек на этапе нянчинья закрепляется эмоциональное и положительное отношение к младенцу.

Полное отсутствие этапа нянчинья в онтогенезе способно сформировать отрицательные эмоциональные реакции на детей.

Следующим этапом формирования материнской сферы является этап дифференциации половой и материнской сферы. Половой компонент включается в структуру женской роли в подростковом возрасте. При этом дисгармония между половым и сексуальным поведением является основной причиной неполноценного становления материнства. В дальнейшем это приводит к искаженному материнскому функционированию.

Еще одной важной основой дисгармоничности развития половой и материнской сферы является психический и социальный инфантилизм будущей матери, проявляющийся при демонстрации собственной сексуальности и в половом поведении в целом.

Доказано, что наиболее существенным этапом в становлении материнской сферы является этап взаимодействия с собственным ребенком. Так как основное наполнение и структурирование материнской сферы происходит во время вынашивания, ухода и воспитания ребенка. Данный этап включает: беременность, роды, послеродовой период, период младенческого возраста ребенка.

Выделяют 9 основных периодов данного этапа развития материнской сферы:

Идентификация беременности;

Период до начала ощущений шевеления;

Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка;

Седьмой и восьмой месяцы беременности;

Предродовой;

Роды и послеродовой период;

Новорожденность;

Совместно-разделенная деятельность матери с ребенком;

Возникновение интереса к ребенку как личности.

Завершающим этапом в развитии материнской сферы считается этап образование у матери эмоциональной привязанности к ребенку. Это происходит на основе динамики эмоционального отношения матери к ребенку в процессе его развития.

Таким образом, еще в утробе матери происходит установление близкого и эмоционального контакта матери и будущего ребенка.

Представления матери о родах и послеродовом периоде, а также ее представления о воспитании ребенка и его индивидуальных особенностях является, по мнению Г.Г. Филипповой, показателем успешного развития материнской сферы и, как следствие, положительного отношения к будущему ребенку.

Формирование эмоциональной близости во взаимоотношениях с ребенком начинается в дородовом периоде, и продолжает развиваться уже после родов. При этом особое роль при формировании эмоциональной близости отводится взаимной сенсорной стимуляции во время ухода за младенцем.

Способность идентификации потребностей ребенка и организации собственных действий матери, которые формируются в процессе ухода за новорожденным, зависят от материнской компетентности и отношения к ребенку.

В рамках психоаналитического подхода компетентность матери обусловлена особенностью ее состояния, позволяющим ей идентифицироваться с ребенком.

В теории социального научения данный процесс рассматривается как взаимное научение матери и ребенка посылать и распознавать сигналы о своих состояниях в процессе взаимодействия.

Таким образом, отношение к ребенку формируется, стабилизируется и закрепляется в периоде беременности, проходит фазы симбиоза и сепарации.

Первоначально, на фазе симбиоза, отношение женщины к ребенку отождествляется с отношением к себе, при этом ребенок представляется женщине нечто единым с ней самой, она не дифференцирует ребенка как отдельное существо.

На фазе сепарации происходит разделение в сознании беременной женщины субъектов отношений «мать-дитя», и ребенок представляется уже как самостоятельный в своих потребностях и поведенческих реакциях. Индивидуализация ребенка и отношение к нему как субъекту является важной характеристикой материнского отношения, которая позволяет матери не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и гибко варьировать стили общения с ним. Поэтому своевременное прохождение фазы сепарации способствует установлению оптимальных материнско-детских отношений в периоде новорожденности.

Нарушения во взаимодействии матери с ребенком в период новорожденности имеют негативные последствия не только для личности ребенка, но и для дальнейшего формирования материнской сферы женщины.

В период совместно-разделительной деятельности матери и ребенка у женщины уже сформирован определенный стиль эмоционального взаимодействия с младенцем, закреплена операционально-поведенческая сторона материнства, построенная с учетом наличия ребенка жизненная ситуация. Дальнейшее наполнение материнской сферы происходит в связи с заботой и уходом за ребенком в процессе его развития, выработкой стилей воспитания, проживанием ситуаций, требующих от матери реализации ее функции как объекта привязанности ребенка.

Очередным периодом становления материнства, является возникновение интереса к ребенку как к личности, и осуществляется приходится на втором году жизни ребенка. В этот период функции матери усложняются необходимостью изменения отношений к ребенку. Материнское отношение должно сочетать теперь обеспечение безопасности и предоставление самостоятельности. Поэтому формирование гармоничного материнского отношения в этом периоде зависит от степени чувствительности матери к потребностям и проблемам ребенка, а также наличия у нее мотивации участия в игровой деятельности, и интереса к способам постановки и решению ребенком игровых задач.

Постоянное участие матери в жизни ребенка, с одной стороны, и, предоставление ему возможности быть инициатором в своих мотивах и действиях с другой, способствуют развитию и поддержанию эмоциональной близости в отношениях, наблюдению личностных изменений ребенка, интересу матери к его индивидуальному, самостоятельному пути развития.

Только устойчивое доминирование ценности ребенка и адекватный стиль эмоционального материнского отношения, способны обеспечить возможность развития личностного отношения к ребенку и поддержания его эмоционального благополучия в жизненных ситуациях.

1.3 Основные условия формирования эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка

Личные отношения между матерью и ребенком устанавливаются в процессе взаимодействия и взаимовлияния друг на друга. В.А. Петровский, настаивает, что «совместная деятельность и деятельное общение взрослых и детей, их сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах друг с другом - вот та среда, в которой возникает и развивается личность ребенка и личность взрослого как воспитателя».

В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются «рабочие модели себя и других людей», которые помогают ему ориентироваться в социуме. Позитивная модель общения способна формироваться под влиянием доверительного, внимательного и заботливого общения с матерью. Дисгармоничные отношения, убеждают ребенка в негативизме и опасности окружающей действительности.

Также в процессе взаимодействия с матерью у ребенка формируется «модель себя». При позитивном общении это инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, а при негативной - пассивность, зависимость от других, неадекватный образ Я.

Кроме того, первичную привязанность, сформированную в детстве ребенок переносит на общение со сверстниками. Так дети с безопасной привязанностью социально компетентны во взаимодействиях со сверстниками.

Вследствие позитивной установки матери в отношении ребенка, чувствительности к его потребностям, у младенца формируется чувство защищенности и поддержки, которое он переносит на дальнейшее общение с другими людьми, а также безопасная привязанность к матери.

У матерей непоследовательных в проявлении заботы о младенце, проявляющих то энтузиазм, то равнодушие в зависимости от настроения, дети демонстрируют ненадежную привязанность.

Исследуя родительскую позицию как реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания, ее адекватность, гибкость, прогностичность, А. С. Спиваковская привлекает такую ее особенность, как способность родителя видеть, понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душе изменения. «Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте» .Подобная чувствительность к ребенку определяется общим эмоционально-ценностным к нему отношением, которое является основой взаимодействия родителя с ребенком, и неслучайно используется для характеристики родительских установок, стилей воспитания, типов семейного воспитания .

В исследованиях С.Ю. Мещеряковой доказано, что быстро откликаясь на плач и положительные или отрицательные эмоции ребенка, мать проявляет высокую чувствительность к малышу, создавая тем самым, благоприятные условия для его развития.

Такая мать авансом наделяет ребенка личностными качествами; любые проявления малыша она интерпретирует как обращения к ней.

В этом случае непроизвольно организуется атмосфера эмоционального общения, которая пробуждает в ребенке потребность в общении.

Чувствительность матери к проявлениям ребенка, эмоциональная насыщенность ее обращений к нему обеспечивает эмоциональное общение ребенка и матери. В процессе совместного общения с матерью у ребенка происходит формирование таких качеств личности как: привязанность к матери, положительное самоощущение, чувство защищенности.

В исследовании Е. Попцовой обсуждаются причины более или менее эмоционально-теплого отношения матери к ребенку. По мнению автора, оно связано с социально-экономическим статусом, культурным уровнем, возрастом матери, опытом ее собственного воспитания в родительской семье.

А.Я. Варга определяет родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера ребенка, его поступков. Родительское отношение является многомерным образованием, включающим в себя интегральное принятие или отвержение ребенка, межличностную дистанцию, т. е. степень близости родителя к ребенку, форму и направленность контроля за его поведением. Обсуждая аспекты родительского отношения (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), автор считает, что эмоциональная образующая занимает ведущее положение.

А.И. Сорокина изучая развитие эмоционального отношения к взрослому на первом году жизни, исследовала детей с разным опытом общения: младенцы из семьи и из домов ребенка. Результаты исследования показали, что младенцы из дома ребенка, испытывающие дефицит общения, проявляют положительные эмоции при негативных воздействиях взрослого, в то время как семейные дети уже в конце первого полугодия начинают реагировать на них отрицательно.

Опыт общения сказывается также в интенсивности и разнообразии эмоциональных проявлений младенцев. В первом полугодии у семейных детей наблюдается больше ярких улыбок, радостных вокализаций, бурных проявлений двигательного оживления, чем у детей из дома ребенка. Во втором полугодии у них же разнообразнее выражены отрицательные эмоции: семейные дети обижаются, сердятся, жалобно хнычут, обнаруживают множество оттенков недовольства, смущения, «кокетства»; сироты же преимущественно проявляют скованность, испуг и слабое недовольство.

По мнению Мухамедрахимова Р.Ж., нарушения социального и эмоционального взаимодействия ребенка и матери, способствуют проявлению одиночества ребенка в более старшем возрасте. При этом автор утверждает, что пребывание матери в стрессовой ситуации, ведет к отрицательным последствиям и негативно отражается на психике ребенка.

Эмоциональная депривация, имевшая место в отношениях матери и ребенка в раннем возрасте, способна негативно влиять на отношения матери и ребенка, а также на возможности ребенка в умении устанавливать контакт со сверстниками, что в свою очередь, способно отрицательно влиять на эмоциональное и социальное неблагополучие ребенка.

В своих исследованиях Мухамедрахимов Р.Ж настаивает, что наиболее гармоничные и благоприятные с эмоциональной точки зрения отношения между матерью и ребёнком устанавливаются тогда, когда ребёнок и мама живут в семье, в условиях эмоциональной, экономической, социальной, физической стабильности, предсказуемости, безопасности. Когда мама с самого рождения ребёнка ориентирована на то, чтобы понимать его, чувствительна и отзывчива к его сигналам и импульсам, чутко улавливает и своевременно удовлетворяет потребности рёбенка.

Д. Стерном установлено, что поведение матери в общении с младенцем отличается от общения с более взрослыми детьми и выражается в следующих особенностях: «детскости» речи матери, обращенной к младенцу; повышенной высоте голоса и его певучести. По мнению психолога, подобная форма поведения имеет большой смысл для психического развития ребенка. Во время паузы между обращениями младенец, способный к подражанию, способен ответить на инициативу матери вокальной имитацией, что в свою очередь, побуждает ее продолжать начавшееся взаимодействие и менять поведение, подстраиваясь под ребенка. А младенец, получая позитивный опыт общения, в дальнейшем будет отвечать на эти инициативы, которые в последующем приведут к диалогу матери и ребенка.

Также Д. Стерн отмечает замедленное формирование и долгое удерживание особенно эмоционального выражения лица и повторяемость действий, необычных по темпу и ритму движений приближения и удаления от младенца. Репертуар экспрессивных выражений лица ограничен и не меняется: выражение удивления - для проявления готовности или приглашения к взаимодействию; улыбка или выражение интереса - для поддержания контакта. Мать хмурится или отводит взгляд, если хочет закончить взаимодействие, а при его избегании сохраняет нейтральное выражение лица.

Таким образом, стереотипное поведение матери при взаимодействии с ребенком, состоящее в постоянных по содержанию и стереотипных проявлений поведения создает у ребенка ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира, чувство безопасности.

В период с 2 до 6 месяцев мать и ребенок учатся взаимодействию друг с другом. Они учатся читать сигналы начала и окончания активности друг друга, соблюдать очередность и выстраивать длинные цепочки взаимодействия.

Во втором полугодии жизни ребенок переходит на стадию делового общения. Этот переход сопровождается следующими признаками.

В 6-7 месяцев младенец старается привлечь маму к совместным действиям, обратить ее внимание на какой-либо предмет. Он охотно играет с игрушками, осваивая все новые действия. Основной задачей воспитания в этот период является создание условий, благоприятствующих выдвижению на первый план предметной деятельности.

С 9 месяцев младенец ориентируется уже на эмоциональную реакцию матери. При этом, сталкиваясь с неопределенной ситуацией, ищет информацию для понимания и оценки ситуации у близкого человека, улавливая реакцию матери на происходящее.

Взаимное приспособление, наличие собственной социальной активности младенца во взаимодействиях с матерью привели к выводу: «Ребенок и мать изменяют друг друга. Они развиваются оба. Социализация - не одностороннее, а двустороннее предприятие: как и воспитание, оно, по существу, дело совместное» .

Таким образом, влияние матери на психическое развитие ребенка велико, так как развитие личности ребенка происходит в процессе опредмечивания потребности в общении. Потребность в «другом» человеке, контакте с ним при общении и взаимодействии является движущей силой формирования и развития личности ребенка.

Эмоциональная связь матери и ребенка

Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.

С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту. Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины, когда грустит или тревожится гормоны стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок. Маленький зародыш, конечно, еще неосознанно воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся; с радостью или тревогой, спокойствием или страхом. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно, только мать, пропуская их через себя, допускает или нет их воздействие на ребенка. Сильные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот, гормональные перестройки, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет освободиться от них.

Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.

Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.

В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.

Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности необходимо для формирования здоровой психики ребенка.

Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно влияет на ребенка.

Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть этого состояния.

Психология 4

Здравствуйте, дорогие читатели! Связь матери и ребенка — это невидимая нить, которая крепко соединяет их сердца на протяжении всей жизни. Где бы не находился малыш, мать всегда мысленно с ним, она молится за его здоровье, ее сердце наполнено любовью и жизнь имеет огромный смысл. Эта связь не имеет границ и ее невозможно разрушить.

Психологическая связь

Став матерью, вы уже с первых дней ощутите эту непреодолимую тягу к крошечному созданию. А что же ребенок? Он в свою очередь требует вашего присутствия каждую секунду, он еще многого не понимает, но природа наделила детеныша инстинктами, которые срабатывают практически по любому поводу. Ему может быть страшно, ему может быть больно и холодно, ему может быть скучно, и он громким плачем требует присутствия мамы.

Ни одна любящая мать не в состоянии проигнорировать , хотя столь частое требование ее присутствия может злить и раздражать. Тем не менее, природа не зря наделила кроху способностью громко плакать. Уже в роддоме вы легко определите плач своего чада, даже если будете находится в отдельных палатах, так и по жизни, призыв о помощи ребенку всегда будет услышан его матерью.

Малыш часто просится на руки? Это не прихоть, это нормальная физиологическая потребность. Многие матери , в руках, усталость из-за работы по дому и ухода за ребенком. Фраза «не надо приучать дитя к рукам» слышится все чаще, а между тем в некоторых племенах Африки, женщины не спускают детей с рук с самого рождения и приблизительно до трех лет. У них и мысли такой нет, оставить дитя и идти заниматься делами. В этом есть огромное преимущество, ребенок всегда под присмотром, ему спокойно рядом с мамой, он не плачет. Привязав кго к себе платком, можно сделать немало работы по дому.

К тому же, исследователями выявлено, что дети, растущие у мамы на руках или в слинге, гораздо смышленее и развитее своих сверстников, которых в младенчестве часто оставляли одних в кроватке. Находясь всегда при маме малыш запоминает, что делает мама и учится тому же. Вообще, если бы беременность у людей длилась, к примеру, как у слонов два года, то может быть и не нужно было бы донашивать ребенка на руках, он бы уже через пару часов встал и следовал бы за мамой, тем не менее, даже за слоненком до пятилетнего возраста необходим тщательный присмотр, а что уж говорить о человеческих детенышах, столь не приспособленных к жизни после рождения.

Очень болезненно детёныш воспринимает, если отделить его от матери до трехлетнего возраста. Все та же самая, невидимая связь матери и дитя будет крепко соединять их, а находясь в разлуке, оба будут испытывать тревогу и волнение. У женщины появится чувство вины перед ребенком, а он почувствует себя беззащитным, слабым и очень одиноким.

Неизвестно, чем разлука обернется в дальнейшем, некоторые дети замыкаются в себе, другие становятся нервными и раздражительными, а у кого-то могут появиться проблемы со здоровьем, отсутствие аппетита, тревожный сон с частыми просыпаниями, плач без повода. Никогда не оставляйте чадо с малознакомыми людьми, прежде чем отдать его в ясли или в садик, пройдите все этапы подготовки к дошкольным учреждениям. Об этом читайте .

С малышом до года старайтесь не расставаться, тем самым вы выстроите базу взаимного понимания и доверия, вы не лишите себя самого прекрасного времени, когда он скажет заветное «Агу», или, когда однажды вы его сможете увидеть самостоятельно сидящим в кроватке, а первые шаги, когда они так неустойчивы и требуется поддержка любимой мамы. Все эти чудесные моменты существуют лишь однажды и их не пережить еще раз…

На что еще толкает тесная связь матери и дитя?

Как часто вам приходится вставать ночью, чтобы успокоить малыша, покачать, если он расплакался, чтобы укрыть, если в комнате холодно? Вы не высыпаетесь, у дитя нарушается режим. А происходит это с теми, кто рано спешит отделить чадо от себя и пытается приучить его спать в своей кроватке.

У детей до определенного возраста есть физиологическая потребность спать рядом с мамой. И предусмотрено это, все той же природой. Если бы в древние времена матери спали отдельно от своих детей, то они замерзали бы в холодной пещере, и человеческий род уже давно бы закончил свое существование.

Еще один пример с животными, вы видели когда-нибудь, чтобы собака или кошка спала отдельно от своих детенышей? Период, когда крохе необходимо спать с мамой, у всех разный. Одному требуется год, два, а кому-то достаточно полгода, а то и меньше. Если вам хочется приучить кроху спать отдельно как можно быстрее и без неприятных последствий, то почитайте об этом в статье , более подробно.

Дорогие мамочки, наслаждайтесь тем временем, когда ваш малыш в вас особенно нуждается, берегите эти прекрасные моменты и дарите ему заботу, внимание и любовь. Пройдет совсем немного времени, когда он полностью отделится от вас и будет жить своей личной жизнью, но связь между вами будет прочной, а отношения теплыми и доверительными.

Если информация оказалась для вас интересной, делитесь ею с друзьями, нажимая на кнопочки внизу. Сохраняйте мой блог в закладках, чтобы не потерять. Всего вам хорошего!

В период вынашивания ребенка между матерью и плодом устанавливается тесный контакт, который осуществляется в основном через пуповину. Уже во втором триместре ребенок выпивает по подсчетам от 15 до 40 мл амниотической жидкости, запах которой схож с запахом секрета, выделяемого ареолами молочной железы. Такое питание подготавливает ребенка к дальнейшему грудному вскармливанию. Таким образом, ребенок учиться буквально по запаху узнавать свою настоящую мать. Конечно, малыш чувствует биоритмы матери, ее эмоции и переживания, биение ее сердца. После того, как ребенок выходит из утробы и теряет последнюю связь с матерью в момент обрезания пуповины, наступает "кризис рождения". Малыш вступает в совершенно новый мир.

На смену водной среде приходит воздушная , не такая теплая и влажная. На маленький организм начинает действовать сила тяжести и обрушивается большое количество антигенов - бактерий, вирусов, грибков. Новорожденный испытывает воздействия сразу множества раздражителей: звуков, света, прикосновения и многих других, которые не тревожили его в утробе. Все это - огромный стресс для ребенка, и чтобы сгладить его, необходимо сделать переход из одной среды в другую наиболее плавным. Это достигается за счет материнского тепла, запаха, голоса, прикосновений и, конечно, грудного вскармливания.

Связь ребенка с матерью в первые часы после рождения

Первые часы после появления ребенка на свет - один из самых важных периодов в становлении связи между матерью и ребенком. Специалисты установили прямую параллель между тем, насколько часто плачет младенец и тем, сколько времени мать проводила с ним в первые часы после рождения. Слабый контакт между матерью и ребенком может обернуться в дальнейшем психологическими проблемами в развитии малыша и отсутствии привязанности к маме. Прикосновение к матери для ребенка необходимо не только с психологической, но и с физиологической точки зрения. Телесный контакт помогает новорожденному регулировать температуру собственного тела, количество выделяемых гормонов и ферментов и все обменные процессы в целом. Связь устанавливается уже в первые минуты после рождения. Когда ребенка кладут на живот матери, у него включается безусловный рефлекс, он находит сосок и дает начало периоду лактации.

Однако поддержание тесной связи с новорожденным важно не только ему, но и самой матери. Специалисты сделали вывод, что плач и количество контактов с ним также влияют на процесс образования молока. Кроме того, первые 30 минут контакта сразу после рождения включают материнский инстинкт, в той или иной степени заложенный в каждой женщине. Формированию прочной связи между матерью и ребенком способствует тот факт, что оба они находятся в состоянии сильного эмоционального всплеска. Ребенок - из-за перехода в другую среду и потери физиологической связи с матерью. Мать - из-за потери связи с ребенком и чувства эйфории, радости по причине того, что малыш появился на свет. Чувствуя в унисон, мама и ее малыш объединяются под воздействием сильных эмоций.

Связь мамы с ребенком во время грудного вскармливания

Грудное вскармливание является очень важным аспектом в процессе нормального психологического развития ребенка потому, что это - своеобразная форма общения. В этот момент грудничок чувствует знакомый запах родного человека, биение сердца мамы, ее дыхание, слышит голос, ощущает нежные прикосновения и чувствует себя полностью защищенным. Поэтому так важно в процессе кормления разговаривать с ребенком, поглаживать его, прижимать к себе.

Связь мамы с ребенком во время кормления сцеженным молоком

Бывают ситуации, когда ребенок самостоятельно отказывается от . Многие мамы испытывают из-за этого некое чувство вины, подвергая себя стрессу и психологическим переживаниям. Важно помнить, что в такой ситуации мать вовсе не виновата. В таком случае приходится прибегать к кормлению сцеженным молоком. Конечно, вся польза вскармливания все равно имеет место, и при этом младенец получает необходимые ему вещества и защитные агенты, укрепляет свой иммунитет. Но связь с мамой, присутствующая в момент кормления грудью, пропадает, если бутылочку малышу дает папа, бабушка или няня, а это наблюдается довольно часто.

Стоит не забывать и о том, что со временем процесс кормления завершается уже быстрее, и если новорожденный ребенок кормится в течение 30-40 минут, то к трем месяцам ему достаточно уже 15-20 минут. А кормление из бутылочки может занять и того меньше - всего 10 минут. К тому же контакт получается не таким прочным, если ребенка кормят, не вынимая из кроватки. Чтобы не терять связи, маме необходимо как можно чаще самостоятельно кормить ребенка сцеженным молоком, при этом брать его на руки, как и при грудном кормлении, прикасаться и разговаривать. Всегда помните о том, что процесс кормления несет на себе функцию общения примерно в той же степени, что и питательную, поэтому не пренебрегайте им, чтобы иметь со своим ребенком прочный контакт.


Связь мамы и ребенка при искусственном вскармливании

Если вскармливание собственным молоком по каким-либо причинам стало невозможным, задача мамы опять же сводится к тому, чтобы не потерять связь с ребенком, появившуюся еще в период беременности. Несомненно, важную роль играет подбор подходящей по составу питательной смеси, в этом вам поможет педиатр, и мы частично касались этого вопроса в предыдущих статьях, рассматривая, чем нужно кормить детей, имеющих проблемы с пищеварением.

Однако если грудного вскармливания не было вовсе, это может послужить причиной тотально дефицита материнского внимания. Во избежание этого мать должна кормить ребенка из бутылочки самостоятельно, поглаживая его, и глядя малышу в глаза. Важно, чтобы ручки ребенка оставались свободными, и он мог самостоятельно прикасаться к матери. Не забывайте о том, что кормление из бутылочки занимает куда меньше времени, чем грудью, поэтому после того, как ребенок поел, его нужно некоторое время подержать на руках. Это важно для соблюдения неких временных норм при поддержании связи.

Таким образом, кормление - акт общения между мамой и малышом, который влияет на дальнейшее развитие родительско-детских отношений, гармоничного развития личности ребенка.



error: Контент защищен !!