Современные технологии и проблема объективности психологического тестирования. Хитрые тесты на интеллект Ушакова тесты интеллекта или горечь самопознания

Правильный выбор цели – большая часть успеха. Древние люди знали этот секрет. Они изображали на стенах пещер именно тех животных (цели), на которых собирались охотиться, а потом символически побеждали их. Когда вы ищете подходящие картинки, вы начинаете лучше осознавать свои истинные желания , отделять свои "хочу" от чужих "надо". Ведь вы обращаете внимание только на те образы, которые вам особенно приятны, эмоционально близки, задевают вас за живое, вызывают радостные чувства. Это и есть ваши истинные желания, вы этим сможете наслаждаться, а не нуждаться.

Например, вы хотите дом. На сознательном уровне вы подбираете то, что соответствует вашим сегодняшним финансовым возможностям, удобно расположено по отношению к нынешней работе и так далее. Но когда вы легко и непринужденно, совершенно играючи листаете журналы для создания карты сокровищ, в дело вступает ваше подсознание. И оно подает сигнал о том доме, в котором вы действительно будете счастливы, который вам нравится и больше всего подходит не только сегодня, но и через год. Вырезав эту картинку и приклеив на карту сокровищ рядом со своей фотографией , вы говорите этому объекту "Да!" . Вы впускаете его в свою жизнь, вы принимаете его, вы даете четкий образный заказ Вселенной, и она подарит вам именно то, что вы очень хотите . Исполняются только самые заветные желания и мечты, то, что вы хотите для радости и счастья, а не то, в чем вы нуждаетесь для убегания от несчастий.

Наглядность картинок на карте тоже играет важную роль. Если вы на словах говорите: "Хочу новый дом (или машину)", то это весьма туманный заказ. Какой дом? Какой площади? Сколько этажей? Где расположен? Как выглядит? Машина какой марки, цвета, года выпуска? Вам ведь это не все равно. Вот картинки на карте и вносят конкретику в ваш заказ! Теперь Вселенная точно знает, что именно вы хотите. И вы обязательно получите это, так как сделали главное: определили свои желания. Это просто только на первый взгляд. А вот представьте, что прямо сейчас перед вами появляется из лампы джинн, и вам нужно назвать только три желания. Вы готовы сразу это сделать? Или надо немного подумать, рассортировать, выбрать: что важнее, а что подождет? Процесс выбора не быстр и не прост. Кроме того, желания должны быть окончательными, а не являться условиями для выполнения последующих желаний. Например, если вам нужны деньги на машину, то лучше сразу просить не деньги, а саму машину. Каким честным образом она к вам попадет – высшим силам виднее. У вас может увеличиться доход, и вы сумеете ее купить, или вас повысят в должности, и вы получите служебный автомобиль, или другие приятные варианты. Карта сокровищ – это семя ваших будущих успехов.

После составления карты сокровищ ваши желания чаще будут у вас на виду (на планшете или в блокноте). Вы сможете лучше концентрировать внимание на главных целях, а не распылять время и энергию на тысячи мелочей. Рассматривать свою карту сокровищ с удовольствием и благодарностью по утрам и вечерам – это прекрасно и полезно, но и делом заняться нужно. Лучший результат вы получите, если тем целям, что обозначены на карте, вы будете уделять восемьдесят процентов своего времени (реальные дела + визуализация), а всем другим повседневным задачам – двадцать процентов. Эта пропорция дает желаемый результат в кратчайшие сроки при минимальных затратах ресурсов.

Если вам нравится наука гармоничной жизни фэн-шуй, то карту сокровищ можно составить на основе магического квадрата Багуа, разместив нужные картинки в соответствующие квадратики:

Так все сферы жизни (здоровье, счастье, семья, богатство, успех) будут охвачены вашим вниманием, и вы избежите перекосов, когда одна цель достигается за счет максимума ресурсов, а другие сферы страдают. Так часто бывает в погоне только за богатством или любовью. Поэтому лучше сразу выбрать мечты и цели в основных сферах и не оставлять без внимания все , что для вас важно. Только относитесь к этому приему как к игре , тогда все получится легко, как в детстве. О лучшем месте для размещения Вашей карты сокровищ Вы узнаете в моей новой книге и тренингах. Информация на моей странице в Facebook.

Итоги. Главный секрет "карты сокровищ" – это процесс определения ваших истинных желаний и придания им визуальных образов. А дальше добрые силы Вселенной помогут и позаботятся о вас. Наше дело – слушать идеи, использовать возможности и радоваться жизни! Вот так все красиво и легко, как в природе. Красиво всходит солнце, легко расцветают цветы, красиво порхают бабочки и созревают фрукты. Так и в нашей жизни все может происходить красиво, просто и легко, ведь мы тоже часть природы, жизни и любви!

Послесловие
Возможно…

Напоследок хочу напомнить вам изящную и мудрую восточную притчу. У одного человека пропала лошадь. Все соседи сокрушаются: "Как не повезло!" А человек с невозмутимым видом отвечает: "Возможно…" Через несколько дней лошадь вернулась домой и привела с собой еще несколько диких лошадей. Все вокруг поздравляют: "Надо же, как тебе повезло!" А мудрый мужчина с тем же невозмутимым видом отвечает: "Возможно…" Его сын начал объезжать одну из диких лошадей, упал и сломал ногу. Сбежались сочувствующие: "Как не повезло!" И услышали все тот же ответ: "Возможно…" Через несколько дней в той древней стране началась война, всем молодым мужчинам пришлось идти воевать, а парню с переломом позволили остаться дома. Снова все бегут к его отцу: "Как же тебе все-таки повезло!!!" А он все так же спокойно и мудро отвечает: "Возможно…"

При всей своей простоте эта притча имеет глубокий и поучительный смысл. На разных этапах своей жизни и в разных ситуациях мы ее понимаем по-разному, каждый чувствует в ней что-то свое. А общее для всех – это мудрость неопределенности и уверенность, что все возможно, и все всегда к лучшему . Если на своем пути к заветной цели вы встретите временные препятствия, это не повод ни для смены цели, ни для огорчений, разочарований и обид. Это просто дорожный знак, предостережение, указатель необходимости продумать лучше свои планы и найти более простое и оптимальное решение. Не останавливайтесь, не пугайтесь и не огорчайтесь, только настойчивое и уверенное продвижение вперед сделает вас победителем и даст приглашение на праздник жизни. А на праздник, счастье и успех вы имеете полное право, ваша задача – воспользоваться этим правом во благо себе и людям. Чем больше пользы вы приносите другим, тем более высокого уровня успеха достигаете. Чем больше хорошего отдаете, тем больше получаете.

В ваших руках все три ключа к успеху. Все успешные люди пользуются ими, только не говорят об этом. Теперь и для вас все возможно – все , чего вы хотите, все , о чем мечтаете, все , к чему стремитесь! Только используйте эти ключи все вместе, в полную силу, для своего и всеобщего блага! О своих успехах (и только успехах) сообщайте мне, пожалуйста,

Если у вас возник вопрос: "Чем платить за помощь высших сил на пути к успеху?", то вы на верном пути. Закон сохранения энергии универсален, и просто так помощь и энергия для реализации ваших планов не придет. Многие авторы утверждают, что за помощь мы уже платим энергией своих желаний и размышлений, стремлений и намерений. Спорить не берусь, но самый надежный способ оплаты – это добрые дела. И чем выше наши цели, тем масштабнее должны быть добрые дела. Добрые дела должны соответствовать основным заповедям, то есть содержать в себе любовь к Богу, любовь к себе и к другим людям. Именно добром нужно платить, чтобы не пришлось расплачиваться… Главный же секрет в том, что добрые дела нужно делать не после, а до исполнения ваших желаний, до достижения ваших целей, до прихода успеха. Вселенная – не супермаркет, где сначала вы взяли товар в руки, рассмотрели, в корзинку положили, а потом в кассе расплатились. В жизни все иначе: радуйтесь наперед, благодарите заранее и добрые дела делайте до получения чего-либо.

Только так у вас все всегда будет получаться!!!

Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно изменить свою жизнь !

Три ключа – гармония с собой, временем и пространством – помогут вам достичь успехов, получая удовольствие в пути.

Превратите золото своего ума в золото сердца и золото успеха!

Счастья вам, радости, успехов!

Благодарю вас, верю в вас и люблю вас всех,

Ваша Римма Хоум

Примечания

1

2

Чопра Д. Семь духовных законов успеха. Киев: София, 2009.

3

См. книги Г. Н. Сытина, выпущенные ИГ "Весь".

4

См. книги Клауса Джоула, изданные в ИГ "Весь": "Посланник", "Деньги – это любовь" и так далее.

Приводятся факты, подтверждающие высокую прогностическую валидность тестов интеллекта, их предсказательную силу относительно успеха в обучении и профессиональной деятельности, а также социального статуса. С точки зрения развиваемой автором структурно-динамической теории интеллекта предлагается объяснение феномену высокой прогностичности интеллектуальных тестов и обозначаются пределы, за которыми эта прогностичность может исчезнуть. Одновременно автор призывает рассматривать тесты интеллекта не только как измерительный инструмент, но и как средство влияния психолога на тестируемого. Предлагаются пути разработки праксиологии тестирования, то есть науки о практическом применении тестов.

Ушаков Д.В. Тесты интеллекта, или горечь самопознания // Психология. 2004. № 2. С. 76-93. Скопировать

Литература

  1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  2. Дружинин В.Н. Когнитивные способ-ности: структура, диагностика, развитие. М.: Per Se, СПб.: Иматон-М, 2001.
  3. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной ис-тории. М.: Per Se, 2001.
  4. Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 3: Стандартные прогрессивные матрицы. М.: Когито-Центр, 1996.
  5. Субботин В.Е. Оценочные суждения // Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: Per Se, 2002. С. 315–332.
  6. Ушаков Д.В. Интеллект: структур-но-динамическая теория. М: ИП РАН, 2003.
  7. Barron F. Creativity and psychological health. Princeton ; NJ: Van Nostrand, 1963.
  8. Bouchard T.J. IQ similarity in twins reared apart: Findings and responses to critics // Intelligence, heredity, and environ-ment / R.J. Sternberg, E. Grigorenko (eds.). Cambridge University Press, 1997. P. 126-162.
  9. Dweck C.S., Bempechat J. Children’s theories of intelligence: consequences for learning // Learning and motivation in the classroom / S.G. Paris, G.M. Olson, H.W. Stevenson (eds.). Hillsdale; NJ: Law-rence Erlbaum Associates, 1983. P. 239-256.
  10. Gottfredson L.G. Why g matters: The complexity of everyday life // Intelligence. 1986. 24 (1). P. 79-132.
  11. Herrnstein R.J., Murray C. The bell curve: Intelligence and class structure in American life. N. Y.: Free Press, 1994.
  12. Hunt E. Nature vs. nurture: The feeling of vuja de // Intelligence, heredity, and envi-ronment / R.J. Sternberg, E. Grigorenko (eds.). Cambridge University Press, 1997. P. 531-551.
  13. Hunter J.E. Cognitive ability, cognitive aptitudes, job knowledge, and job perform-ance // Journal of Vocational Behavior. 1986. 29. P. 340-362.
  14. Hunter J.E., Hunter R.F. Validity and utility of alternative predictors of job per-formance // Psychological Bulletin. 1984. 96. P. 72-98.
  15. Hunter J.E., Schmidt F.L., Judiesch M.K. Individual differences in output varia-bility as a function of job complexity // Journal of Applied Psychology. 1990. 75. P. 28-42.
  16. McClelland D.C. The achieving society. Princeton , NJ: Van Nostrand, 1961.
  17. McClelland D.C. The United States and Germany: A comparative study of national character // Roots of consciousness / D.C. McClelland (ed.). Princeton ; NJ: Van Nostrand, 1964. P. 62–92.
  18. McHenry J.J., Hough L.M., Toquam J.L., Hanson M.A., Ashworth S. Project A va-lidity results: The relationship between predictor and criterion domains // Personnel Psychology. 1990. 43. P. 335–354.
  19. Roe A. The making of a scientist. N.Y.: Dodd, Mead, 1952.
  20. Roe A. A psychological study of emi-nent psychologists and anthropologists, and a comparison with biological and phys-ical scientists // Psychological Monographs: General and Applied, 1953. 67.
  21. Rosenthal R.R., Jacobson L. Pygmalion in the Classroom. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1968.
  22. Simonton D.K. Biographical determi-nants of achieved eminence: A multivariate approach to the Cox data // Journal of Personality and Social Psychology. 1976. 33. P. 218–226.
  23. Sternberg R.J. Wisdom, intelligence and creativity synthesized. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  24. Storfer M.D. Intelligence and gifted-ness: the contribution of heredity and early environment. San Francisco ; Oxford: Jossey-Bass Publishers, 1990.
  25. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its testing // The nature of cre-ativity / R.J. Sternberg (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 43–75.
  26. Vineberg R., Taylor E.N. Performance in four Army jobs by men of different apti-tude (AFQT) levels. Washington , DC: U. S. Department of the Army, 1972.
  27. Wonderlic Personnel Test, Inc. Wonderlic Personnel Test and Scholastic Level Exam: User’s manual. Libertyville , 1992.

Ушаков Д.В.

доктор психологических наук, профессор,

заведующий лабораторией Института психологии РАН

Гришунина Е.В.

кандидат психологических наук,

доцент Высшей школы психологии

Из разговора с HR-директором:

- Опять я виноват оказался в том, что наш директор склада за три месяца работы ничего толкового не сделал. Он никакие графики не соблюдает, как и предыдущий, кладовщиков «строить» у него не получается, с логистиками не наладил ничего! Генеральный мне говорит - твоя работа! Ты его взял! А как не взять? Директор мне его сам, как своего родственника представил, а теперь, естественно, отказывается от этого! Говорит, напиши отчет, на каких основаниях ты его принял на работу. Смотрю вот результаты тестирования - вроде ничего плохого. Отклонений по MMPI нет, Люшер вообще-то какой-то противоречивый. А с другой стороны, Люшер всегда такой: «стремится к новому..., не любит, когда давят..., боится потерять существующие позиции...и т.д.». Вот смотрю, высокие организаторские способности по самооценочному тесту показывал. Куда же они делись, когда с кладовщиками и логистиками надо было разбираться и налаживать весь этот механизм? Ну, и что получается - на каких основаниях я его взял? Да просто потому, что по анкете подходил и генеральному нравился...

Еще не так давно в организациях существовали начальники по кадрам и та работа, за которую они отвечали, именовалась «управление кадрами». Теперь из-за рубежа к нам пришли «управление человеческими ресурсами» предприятия и соответственно HR-директора. Источниками таких инноваций за границей стали изменения характера и роли персонала. Во-первых, люди, работающие в организациях стали более информированными о своих правах, образованными и подготовленными, система их жизненных ценностей и приоритетов изменилась. Во-вторых, все больше кадровых вопросов теперь регулируются системой общественных, коллективных соглашений на уровне правительства, регулирующих организаций. В-третьих, людей начали считать самым ценным ресурсом компании, что связано с развитием гуманитарных наук. Последняя причина стала основанием серьезного подхода к «взращиванию» нужных управленческих единиц внутри компаний, более внимательное отношение к планированию карьеры сотрудников и т.д.

Было бы преувеличением сказать, что все три указанных источника присутствуют и в России. Тем не менее, управление HR появилось, и в крупных и средних компаниях это довольно обосновано. Повысились и требования к работе HR-специалистов. Директор по персоналу, HR-менеджер зачастую являются «последней инстанцией», ответственной за неудачи организации. У начальника производства, директора по продажам, управляющего всегда существует возможность переложить вину на них, мотивируя это тем, что вакансии не закрыты, а те специалисты, которые набраны, не справляются с поставленными задачами, не достаточно проявляют профессионализм и т.д.

Экспертиза работы различных по уровню организаций показывает, что в мелких компаниях на управленческие должности берут родственников, крупные фирмы либо растят топ-менеджеров «с младых ногтей», либо пользуются услугами агентств Executive Search. Если оказывается так, что руководитель-родственник не приживается в коллективе, не является профессионалом, то компания несет косвенные убытки. Однако, зачастую они не кажутся большими, так как сам оборот невелик.

Крупные компании, планируя карьеру сотрудников, страхуют себя от таких неприятностей тем, что изначально ставят будущего топ-менеджера в такие условия, когда он вынужден адаптироваться к коллективу, ритму работы, требованиям. Поэтому, оказавшись на высокой позиции, он уже обычно не подводит свою фирму. Здесь, правда, важно еще на первом этапе суметь отобрать тех, кто обучаем - то есть обладает как минимум высоким интеллектом и тем набором психологических качеств, который уже давно определен в психологии. Иначе можно потратить много времени и средств на подготовку заведомо неблагодатного материала.

Воспользовавшись услугами Executive Search, фирма довольно часто получает очень ценного сотрудника во всех смыслах этого определения. Однако, как оценить заранее, насколько хорошо и быстро «чужак» вольется в коллектив и будет совместим с другими работниками? Ведь «забывание» передать важную оперативную информацию человеку - это всего лишь один из способов, которым бессознательное любого человека «мстит» за необходимость общаться с отторгаемым человеком.

Непрофессиональный управленец в крупной компании, конечно, будет дорого стоить фирме. Однако, должны заметить, что проблемы точечного неправильного выбора топ-менеджера и в крупных компаниях нивелируются за счет «сглаживающих» факторов - огромного количества персонала вообще, большого количества возможностей и ресурсов у крупной компании и т.д.

Гораздо сложнее в этом плане «середнячку» - тем компаниям, где за непрофессионализм управленца уже приходится всем дорого расплачиваться, а ресурсов «сглаживать» это все еще не хватает. Вот здесь и складывается та ситуация, что описана в начале статьи - нужно строго отбирать персонал, родственники уже все там работают, времени и ресурсов на выращивание топ-менеджмента не хватает. Это означает, что нужно «нырять за золотой рыбкой» в бушующее море кандидатов на вакансии, а методики, которые давали бы 100%-но надежную объективную оценку интеллекта, психологических качеств (составляющих обучаемости и профессионализма) мало известны, и HR-специалисту не на что опереться и нечем обосновать принятие решения. Правда, есть классические методы, знакомые всем психологам с университетской скамьи и «методики-нувориши», изобретенные некоторыми талантливыми коллегами, правда, зачастую не имеющими в распоряжении возможностей для проверки своих детищ на надежность, так как изобретаются методики не в крупных научно-исследовательских центрах, а в коммерческих фирмах.

Широкое распространение компьютеров и вычислительных технологий привело к преобразованию большинства сфер человеческой техники от автомобильных двигателей до посудомоечных машин и к существенным изменениям интеллектуальной деятельности, такой как проектирование, планирование, обработка результатов. В психологии компьютерные технологии в 60-70-е гг. прошлого века подсказали когнитивному направлению его основные метафоры (компьютерную и программную), а затем привели к кардинальным преобразованиям в методах обработки экспериментальных данных. В самом деле, такие виды статистического анализа, как факторный и регрессионный, сегодня доступны студентам и аспирантам, вооруженным персональными компьютерами, тогда как 40 лет назад для их проведения при научно-исследовательских институтах создавались специальные вычислительные центры (Так, в нашей стране особую роль сыграл вычислительный центр, созданный В.Д. Небылицыным в структуре Академии наук в 1972г.). В этой статье речь пойдет о том, как компьютерные технологии преобразовывают психологическое тестирование, имеющее уже столетнюю историю.

Проблема объективности психологического тестирования

История наиболее мощного психологического оружия - тестов интеллекта - перевалила уже за 100 лет, считая от пионерской работы Бине и Симона. В 2005 г. во Франции прошла конференция, посвященная этому событию. Долгую историю имеют и личностные опросники, и проективные тесты. За это время создано много полезных инструментов и сложилась разработанная психометрическая теория. Ни первое, ни второе, однако, не избавляют психологическое тестирование от некоторых серьезных проблем. Ниже речь пойдет об одной из них, особенно существенной в плане практического применения. Эта проблема заключается в том, что у тестируемого при существовании на то желания есть немало способов ввести тестирующего в заблуждение.

Начнем рассмотрение этой проблемы с личностных опросников. Для них отработаны способы внешней валидизации по группам населения с высокой выраженностью соответствующего признака, для чего особенно часто используется психопатология. Например, шкала паранояльности оценивается по группе параноиков, а опросник эмоционального интеллекта - по группе алексетимиков. Способ этот, безусловно, весьма эффективен, однако не учитывает одного обстоятельства - мотивация заполнения опросника параноиком, находящимся в кабинете психолога психиатрической клиники, совсем не та, что, например, у кандидата на должность менеджера по продажам или руководителя службы безопасности фирмы, который проходит тестирование для поступления на работу или в порядке ассесмента персонала. Во втором случае совершенно естественным является желание предстать перед работодателем в наиболее выигрышном свете, продемонстрировать наличие у себя тех качеств, которые обеспечивают эффективную работу на соответствующей должности (профессионально важных качеств, если воспользоваться более профессиональной терминологией). В первом случае аналогичное желание отнюдь не очевидно. Можем ли мы заранее отрицать здесь даже прямо противоположное - выставить в наиболее ярком виде симптомы своего недуга? Вряд ли. Во всяком случае необходимо очень осторожно подходить к проблеме сравнения результатов тестирования при разной мотивации. Студенты-психологи, на которых проводится обкатка многих тестов, мотивированы принципиально иначе, чем тестируемые в бизнес структурах. Отсюда возникает то мнение о психологическом тестировании, которое выразил один мой знакомый, прошедший тестирование при поступлении на работу в банк: «Мне дали тест, в котором на 100 разных ладов спрашивалось, не буду ли я воровать. Ну, конечно, ответил, что не буду. Что они на дураков рассчитывают, что ли?» К сожалению, понять смысл психологических опросников часто не составляет проблемы для тестируемого. Возможно, в этом заключена основная причина невысоких корреляций показателей психологических опросников и индексов эффективности на рабочем месте.

Задачные тесты интеллекта и креативности, как и проективные личностные тесты, лишены отмеченного выше недостатка. Сколь хорошо ни понимает тестируемый, что оценивается, допустим, его интеллект, это не поможет ему найти правильный ответ. Результаты тестов интеллекта не зависят от осознания тестируемым их направленности. Здесь, однако, есть другая проблема, особенно остро стоящая в нашей стране - проблема отсутствия защищенности теста от раскрытия. Стоит тестируемому получить заранее доступ к тому же тесту интеллекта и его ключам, как ничто не помешает показать ему тот результат, который он пожелает.

В нашей стране проблема приобретает дополнительную остроту. Во-первых, у нас очень невелико количество тестов интеллекта, используемых на практике. В 80% случаев это Векслер, Равен, Амтхауер, Кеттелл или КОТ (о тестах Г. Айзенка, публикуемых с советского времени в популярных книжках самого автора, говорить не стоит). Стоит познакомиться с этим инструментарием, и Вы будете поражать воображение потенциальных работодателей заоблачными высотами интеллекта. Во-вторых, наши психологи в 90-е годы сами лишили себя орудий, опубликовав сборники тестов с ключами, о чем уже неоднократно говорилось как в научных, так и популярных изданиях. А.Г. Шмелев приводит следующий типичный пример: «В 90-е гг. ... в журнале «Космополитен» были опубликованы материалы, раскрывающие сотням тысяч читательниц этого журнала секретные ключи к таким методикам, как «Рисунок несуществующего животного». Узкий круг разработчиков этого теста мог десятилетиями нарабатывать тонкий слой проверенных экспериментально диагностических признаков («размеры зубов», «размеры глаз» и т.п.), но достаточно всего одной публикации, чтобы ключи к тесту были разглашены, и он тут же из инструмента профессионала превратился в игрушку-забаву для любителей салонных развлечений. Интересно, что когда я позвонил в редакцию журнала с попыткой узнать, кто именно из наших коллег представил этот материал в редакцию, то наткнулся на стойкое сопротивление журналистов, не выдавших имя осведомителя-перебежчика. Увы, мне трудно вспомнить пример подобной профессиональной стойкости у самих психологов ради сохранения в неприкосновенности собственных корпоративных профессиональных секретов. По-моему, психологи с гораздо большим усердием готовы разоблачать (и предавать) именно своих коллег, чем представителей других профессиональных групп. Именно к психологам как нельзя более приложим один из постулатов общей теории конкуренции: переживание суженного пространства для выживания (суживающейся экологической ниши), дефицит адаптивности в межвидовой конкуренции приводит к обострению внутривидовой конкуренции» (Шмелев, 2004, с. 46).

Итак, проблема может быть сформулирована следующим образом: у психологов есть сегодня достаточно серьезный репертуар тестов, в отношении которого, однако, тестируемый при желании может пустить в ход противооружие. Это особенно актуально в сфере бизнес-тестирования, где у тестируемого есть все основания, чтобы стремиться к приукрашиванию своего результата. Психолог, применяя сегодня самый надежный и валидный по идее тест и получая результат путем корректных и тщательных процедур, не может быть уверен, что против его теста не было использовано противооружие, и полученный в конечном счете результат не собьет с толку работодателя. Сегодня появляются несколько путей к разрешению этой проблемы, причем все пути основаны на развитии компьютерных технологий.

Тесты интеллекта, генерируемые компьютером

Представим себе, что мы имеем несколько параллельных версий теста интеллекта. Другими словами, у нас есть несколько тестов интеллекта, построенных по одному принципу и измеряющих одно и то же свойство (например, общий интеллект), но реализуемых разными задачами. В этом случае попытка заранее подготовиться к тестированию будет существенно затруднена. Эта попытка станет невозможной, если мы располагаем бесконечным количеством вариантов. К сожалению, уже наличие двух параллельных вариантов теста представляет непростую проблему, поскольку для каждого варианта необходимо проведение трудоемких исследований, связанных с установлением эквивалентности заданий и т.д. Иметь хотя бы десяток вариантов - крайне дорогое, фактически недостижимое удовольствие.

Однако есть и другой путь - попытка подготовиться к тестированию невозможна также в том случае, если теста нет до тестирования, а он генерируется в момент, когда тестируемый принимается за решение. В этом идея тестов интеллекта, генерируемых компьютером. Представьте, что Вы садитесь перед компьютером, который предъявляет Вам сгенерированную им задачу, причем ему заранее известен уровень сложности этой задачи. В зависимости от Ваших ответов он генерирует и предъявляет Вам новые задачи, определяя доступную Вам степень трудности. Этим, с одной стороны, открывается возможность многоразового использования теста одним испытуемым и снимается вопрос о его защищенности, с другой стороны, уровень интеллекта определяется при помощи предъявления минимального числа заданий, поскольку их сложность корректируется в зависимости от работы испытуемого и отпадает необходимость предъявления лишних, слишком простых и слишком сложных, заданий.

Хотя в предшествующем изложении идея тестов, генерируемых компьютером, может показаться простой, для их создания потребовалась огромная работа. Вся проблема заключается в том, чтобы по структуре задачи заранее знать степень ее трудности. Ведь компьютер, конструируя задачу, должен заранее, ни разу не предъявив ее испытуемому, знать, насколько она сложна и за какой промежуток времени ее должен решить (или вообще не решить) испытуемый с определенным уровнем интеллекта. Существующие на сегодняшний день способы создания таких тестов восходят к работе Карпентер и Джаста, которые на материале Прогрессивных матриц Равена вывели закономерности связей между структурой матричных заданий и их сложностью. В работах С. Эмбретсон были уточнены психометрические аспекты проблемы, в частности произведено соотнесение с так называемой IRT - теорией тестирования, учитывающей сложность заданий. Лидером по созданию таких тестов на сегодня является группа немецких психологов во главе с Х. Холлингом.

Тесты, генерируемые компьютером, это замечательная возможность в плане создания объективных, нефальсифицируемых методов тестирования, однако, к сожалению, не универсальная. Вряд ли возможно сконструировать этим путем личностные тесты, поскольку на сегодня не существует способа автоматического создания вопросов, отражающих определенную личностную черту. Даже в сфере тестирования интеллекта применение принципов компьютерного генерирования достаточно ограничено. Сегодня эти принципы можно применять только в отношении тестов, сложность заданий которых определена их структурой, а не содержанием. Это положение необходимо пояснить. Сложность заданий теста Равена определена их структурой, т.е. количеством элементов, образующих фигуры, правилами их появления и т.д. Сложность этих заданий не зависит (точнее сказать, в минимальной, контролируемой степени зависит) от того, какие именно элементы (линии, квадраты, треугольники и т.д.) применяются в задании. Однако если взять тест на осведомленность, то ситуация оказывается прямо противоположной. Там все зависит от содержания. Сложность одного и того же по структуре задания - определить понятие - решающим образом зависит от содержания определяемого понятия. Понятие треугольника определить намного проще, чем понятие, например, демократии.

Компьютер справляется с генерированием тестовых заданий, если их сложность определена структурой. Для этого в него нужно заложить правила, связывающие сложность и структуру. Однако он не может генерировать задания, сложность которых определяется содержанием. Сложность содержания нельзя установить априорно, а лишь путем проведения эмпирических исследований. Поэтому сегодня можно научить компьютер генерировать задания по типу равеновских, но не удастся добиться от него, например, векслеровских. А многошкальные тесты типа векслеровского имеют немало преимуществ, что, впрочем, составляет предмет для отдельного разговора.

Психофизиологическое тестирование

Психофизиологическое тестирование, обладая столь же полной объективностью и возможностью противостоять фальсификации, как и генерируемые компьютером тесты, является в то же время более универсальным, но также основано на внедрении компьютерных технологий. Основоположником компьютерного анализа электрофизиологических данных и их соотнесения с психологическими характеристиками является «живой классик» американской психофизиологии Е. Рой Джон. В наши дни персональный компьютер при помощи соответствующего программного обеспечения может не только провести Фурье-анализ электромагнитной активности мозга и построить на его основе спектрограммы, но и соотнести особенности электроэнцефалограммы человека с его психологическими особенностями. Рой Джон установил, например, в обширном исследовании такой любопытный факт: частота альфа-ритма человека положительно коррелирует с его интеллектом. Другими словами, чем выше у человека частота альфа-ритма, тем больше вероятность, что он продемонстрирует высокий интеллект.

В нашей стране исследование в этой области на протяжении нескольких десятилетий ведет проф. А.Н. Лебедев. В его первых исследованиях в центре внимания был все тот же альфа-ритм. А.Н. Лебедев предложил так называемую «теорию динамической памяти», согласно которой электроэнцефалограмма (ЭЭГ) человека отражает циклические разряды нейронов, кодирующие психические образы. Чем больше групп нейронов могут давать разряды, не «слипаясь» между собой, тем больше элементов образа может держать человек в голове, тем больше объем его сознания, или, в когнитивистских терминах, «рабочей памяти». Рабочая же память, как известно, сильно коррелирует с интеллектом (Kyllonen). Частота альфа-ритма, согласно теории динамической памяти, отражает процессы циклической активности нейронов, на основании чего А.Н. Лебедев теоретически вывел и экспериментально проверил формулу, связывающую частоту альфа-ритма и объем рабочей памяти (Забродин, Лебедев, 1977; Лебедев, 2004).

В более поздних работах А.Н. Лебедев стал привлекать большее количество характеристик электромагнитной активности мозга, но идти менее теоретическим путем. Он использует множественный регрессионный анализ, в котором независимыми переменными выступают частотные и амплитудные характеристики ЭЭГ, а также синхронизированность отведений, а зависимыми - различные психологические характеристики. В результате для каждой психологической характеристики составляются так называемые «диагностические уравнения», которые связывают различные психологические характеристики с параметрами ЭЭГ. В результате, например, тот же интеллект (обучаемость) предсказывается более точным образом, исходя уже не только из частоты альфа-ритма, но и ряда других параметров, а именно - показателей синхронизации колебаний в затылочных областях, а также между лобными и центральными областями.

Если связь частоты альфа-ритма с уровнем интеллекта еще получает какое-то объяснение, то каков же механизм эффекта синхронизации колебаний? На сегодняшний день на этот вопрос не существует ответа. Тем не менее, факт отсутствия достаточных объяснений не снижает практического значения психофизиологической диагностики. Эта диагностика является полностью защищенной от попыток каких-либо манипуляций со стороны испытуемого. Знакомство с этим видом диагностики, опыт ее предыдущего прохождения не помогут испытуемому что-либо изменить в своих результатах. Вы сажаете тестируемого на полчаса в кресло, накладываете электроды, просите расслабиться. Остальное делают энцефалограф и компьютер, обрабатывающий результаты.

Психофизиологическая диагностика к тому же не имеет тех ограничений по сфере применения, какие имеют тесты, генерируемые компьютером. Она может использоваться как в плане интеллекта, так и личностных особенностей. Правда, получение психодиагностических уравнений предполагает проведение большой предварительной работы. Использование в множественном регрессионном анализе более 300 параметров ЭЭГ выдвигает высокие требования к статистической значимости связей, что делает необходимым использование выборок испытуемых в 400 и более человек. Учитывая, что речь идет не просто о психологическом исследовании, а об аппаратурном снятии электрофизиологических параметров, объем работы получается весьма значительным. Тем не менее, на сегодняшний день уже проведена серьезная работа, позволяющая осуществлять электрофизиологическую диагностику как интеллектуальных, так и личностных характеристик испытуемых.

Диагностика по речи

Еще одним перспективным источником информации о тестируемом является его речь. Речь, конечно, продуцируется человеком в большей или меньшей степени произвольно, однако мы отнюдь не контролируем всего, что проявляется в нашей речи. С середины 50-х гг. прошлого века в США Готтшалком и Глезер начала разрабатываться методика диагностики осознанных и неосознанных аффектов по речи. Используются как спонтанные тексты испытуемых, так и порождаемые в соответствии с инструкцией (например: «Опишите в течение 5 минут что-то наиболее интересное и волнующее из вашей жизни»). Основным предметом исследования американцев было проявление агрессии, хотя метод может использоваться и в отношении иных эмоций. Оцениваются: частота появления определенных категорий в речи, степень интенсивности проявления аффекта и степень личного участия испытуемого (Михайлова, 2006). Исходным методом анализа была работа экспертов по отнесению высказываний к тем или иным категориям, однако постепенно все большую силу набирают методы компьютерного анализа. Компьютер на основании составленного исследователями словаря категорий автоматически считает присутствие тех или иных категорий в тексте и их взаимное расположение. Использование компьютера резко снижает трудоемкость проведения методики и позволяет разрабатывать варианты ее практического использования.

Исходно методика рассчитана на диагностику ситуативных эмоций, однако есть надежда применить ее в отношении стабильных свойств личности. В 2005 г. в Институте психологии РАН Г.А. Малковой под руководством Н.А. Алмаева была защищена кандидатская диссертация, в которой изучалось проявление личностных характеристик испытуемых в текстах, сочиняемых им на заданную тему. Пока что корреляции объективных характеристик содержания речи с особенностями, выявленными в процессе традиционной личностной диагностики, оказываются весьма скромными. В то же время сохраняется надежда, что путем совершенствования методов обработки, а также оптимизации процедуры получения текста удастся достичь больших результатов. Если это будет сделано, то возникнет новая ветвь диагностики - психолингвистическая. Таким образом, в отличие от двух предыдущих направлений третье представляет собой лишь перспективу, однако перспективу вполне реальную, дополняющую непростую картину высокотехнологичных психодиагностических методов будущего.

Направления применения Психофизиологического тестирования

Исходя из вышесказанного о том, что диагностика по речи является пока перспективой, а тесты, генерируемые компьютером, заранее обладают узкой направленностью, рассмотрим, основные случаи, когда применять психофизиологическое тестирование наиболее эффективно.

Вариант №1

В наше время сертифицируется все. Интеллект, знания и навыки тоже должны быть подтверждены. Не секрет, что дипломы о разных видах образования дискредитировали себя. Именно поэтому приобретает важность вопрос о том, как презентовать свои интеллектуальные и другие психологические возможности. Особенно этот вопрос актуален для выпускников вузов, которые обладают достаточно высоким уровнем честолюбия, чтобы претендовать на хорошие места. Однако опыта нет, а оценки в дипломе или аттестате могут говорить о чем угодно. В такой ситуации пакет документов о проведенном тестировании интеллекта, обучаемости, коммуникабельности, организованности и др. с помощью объективного метода может стать «проходным баллом» на престижное место.

Вариант №2

Кризисное управление в организации вводят не от хорошей жизни. И привели предприятие к такому плачевному результату сами люди - сотрудники. Во время кризиса возникают вопросы, кого оставить в управленческом аппарате, на кого можно положиться. Одним словом, лояльность и способности становятся определяющими в этот сложный период. Поэтому именно во время кризисов объективность оценки сотрудников важна, как никогда. Заметим, что для банковских, охранных структур такая оценка необходима и в спокойные времена, так как цена ошибки бывает слишком высокой.

Вариант №3

Надо сделать выбор из нескольких кандидатов на должность. Выбор делать тяжело. Особенно, когда ответственность давит и особенно, если несколько кандидатов на взгляд руководителя в разной степени, но все подходят для занятия вакансии топ-менеджера. Можно, конечно, пытаться полагаться на интуицию или «авось». Только зачем? Можно и дать своей интуиции другой канал для проявления, а в данном случае базироваться на более объективных и весомых характеристиках. Вот здесь и просматривается необходимость проводить психофизиологическое тестирование, обладающее характеристиками высокой надежности.

Сравнительная характеристика новых подходов к тестированию, или Что день грядущий нам готовит?

Для сравнения перечисленных новых подходов к тестированию в плане их практической применимости следует оценить их с позиций нескольких критериев. Такими критериями являются: широта применения, объективность (защищенность от фальсификации), простота проведения, доступность на рынке и, наконец, стоимость. Достоинствами тестов, генерируемых компьютером, являются полная на сегодняшний день защита от фальсификации и простота проведения. Для проведения теста достаточно посадить испытуемого за компьютер, и через полчаса - час можно получить надежный результат. Однако, как уже отмечалось, область применения этих тестов, хотя и очень важная, но пока ограниченная - оценка общего интеллекта. Общий интеллект является часто самым важным предиктором профессиональной успешности человека (Ушаков, 2004; Gotfredson,), однако о многих аспектах поведения человека он не дает информации. Например, работодатель может интересоваться информацией о надежности, верности потенциального сотрудника. Тест общего интеллекта, к сожалению, здесь не скажет решающего слова.

Тесты, генерируемые компьютером, на нашем рынке еще не появились, хотя при большом желании доступ к ним получить уже можно. Стоимость еще не определилась, но это продукт современных западных технологий, который при соблюдении прав интеллектуальной собственности достаточно дорог.

Психофизиологическая диагностика так же, как и генерируемые компьютером тесты, обладает полной защитой от фальсификации, но при этом имеет и значительно более широкую сферу приложения. Дополнительным преимуществом психофизиологической диагностики является возможность ее параллельного проведения с психологическим тестированием. В этом случае возникает дополнительный контроль - расхождение результатов служит сигналом к дополнительной проверке на предмет возможной необъективности результатов. Недостатком психофизиологического тестирования является сложность проведения. Хотя процедура и не очень длительна, она достаточно трудоемка. Тестируемому на голову нужно наложить электроды, что предполагает уже определенную психофизиологическую квалификацию, что не всегда доступно «чистому» психологу. Энцефалограф стоит на порядок дороже компьютера. Кроме того, все это железо не будет работать без специальных программ, полученных в результате длительных исследований и составляющих «ноу-хау» разработчиков. В стандартный набор поставки энцефалографов эти программы естественно не входят. Как следствие, психофизиологическая диагностика оказывается существенно дороже психологической. В то же время она уже доступна на отечественном рынке.

Сказанное о разных видах высокотехнологичного тестирования можно свести в следующую таблицу.

В целом очевидно, что перед высокотехнологичной диагностикой в разных ее формах открываются широкие перспективы практического внедрения. Можно ожидать, что в ближайшие десятилетия и в научных, и в практических целях будет происходить последовательное расширение сферы применения высокотехнологичных тестовых методов, хотя, по-видимому, место для традиционных опросников и подобных им методов будет сохраняться. При этом в конечном счете основу всего прогресса в этой сфере составляет развитие вычислительной техники.

Тесты интеллекта

Еще один тест с подвохом

Отвечать нужно быстро и вслух

1. Повторите слово кровь десять раз вслух!
2. Что течет по венам?
3. Что бежит когда порежешь палец?
4. Что перекачивает сердце?
5. На какой цвет светофора нужно переходить улицу?

<< Правильный ответ на вопрос >>

Интеллектуальный хитрый тест

1. Сколько дней рождения у среднестатистического мужчины?

<< Правильный ответ на вопрос >>

2. Что может опускаться и подниматься, и в то же время не двигаться с места?

<< Правильный ответ на вопрос >>

3. Стоит дом, в котором 4 стены. Каждая стена выходит на юг. У одного из окон гуляет медведь. Какого он цвета?

<< Правильный ответ на вопрос >>

4. Створки окна в комнате открываются внутрь. Там на полу - куски разбитого стекла. Там же разлита вода. Вы нашли Слоппи лежащей мёртвой на полу. Кто эта Слоппи? Почему она умерла?

<< Правильный ответ на вопрос >>

5. Есть одно слово в русском языке, которое всегда произносится неправильно. Что это за слово?

<< Правильный ответ на вопрос >>

6. Почему мужчина, живущий в Тамбове, не может быть похоронен к востоку от реки Енисей?

<< Правильный ответ на вопрос >>

7. Два мальчика играли в шашки. Каждый из них сыграл пять партий, и каждый выиграл такое же количество игр. Как такое могло произойти?

<< Правильный ответ на вопрос >>

8. Разделите 30 на 1/2, добавьте 10. Сколько получилось?

<< Правильный ответ на вопрос >>

9. Если вы возьмёте два яблока из трёх, что у вас останется?

<< Правильный ответ на вопрос >>

10. Сколько животных взял Моисей на свой ковчег?

<< Правильный ответ на вопрос >>

11. Разрешено ли в России мужчине жениться на сестре своей вдовы?

<< Правильный ответ на вопрос >>

12. Если у вас только одна спичка, и вы вошли в комнату, в которой есть керосиновая лампа, свечка и дровяная печь, что нужно зажечь в первую очередь?

<< Правильный ответ на вопрос >>

13. Если врач прописал вам три таблетки и велел принимать их каждые полчаса, сколько времени продлится процедура?

<< Правильный ответ на вопрос >>

14. У фермера было 17 овец. Все, кроме девяти, умерли. Сколько овец осталось у фермера?

<< Правильный ответ на вопрос >>

15. Сколько девяток в промежутке от 1 до 100?

<< Правильный ответ на вопрос >>

16. Семь свечей горит, три погасло. Сколько свечей осталось?

<< Правильный ответ на вопрос >>

17. Один кирпич весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?

<< Правильный ответ на вопрос >>

18. Археолог заявил, что нашёл монету, датированную 35 г. до н.э. Может ли это быть на самом деле?

<< Правильный ответ на вопрос >>

19. Сколько раз надо отрезать, чтобы разделить палку на 12 частей?

<< Правильный ответ на вопрос >>

20. Мальчик лег спать в 8 часов вечера, а свой любимый механический будильник поставил на 9 часов утра. Сколько часов будет спать мальчик?

<< Правильный ответ на вопрос >>

21. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА, ИЛИ ГОРЕЧЬ САМОПОЗНАНИЯ

Д.В. УШАКОВ

Ушаков Дмитрий Викторович - заместитель главного редактора журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики», редактор раздела «Специальная тема выпуска», заведующий лабораторией Института психологии РАН, первый вицепрезидент Евроталанта (Европейского комитета по образованию одаренных и талантливых детей). Защитил докторскую диссертацию по теме «Структура и динамика интеллектуальных способностей».

Контакты: [email protected]

Приводятся факты, подтверждающие высокую прогностическую валидность тестов интеллекта, их предсказательную силу относительно успеха

в обучении и профессиональной деятельности, а также социального статуса.

С точки зрения развиваемой автором структурно-динамической теории

интеллекта предлагается объяснение феномену высокой прогностичности интеллектуальных тестов и обозначаются пределы, за которыми эта прогностичность может исчезнуть. Одновременно автор призывает рассматривать тесты интеллекта не только как измерительный инструмент, но и как средство влияния психолога на тестируемого. Предлагаются пути разработки праксиологии тестирования, то есть науки о практическом применении тестов.

Идея этой статьи заключается в том, что причина споров о психологических тестах не в их слабостях, а в их силе. Чем более сильными, прогностичными и надежными становятся тесты, тем большее сопротивление они вызывают. Тесты интеллекта являются самым мощным из инструментов, которыми владеет современная психология, поэтому они постоянно находятся в центре дебатов.

Обсуждая тесты, мы должны двигаться в двух плоскостях: во-первых, давая на основании фактов оценку их эффективности; во-вторых, оценивая то, что происходит вокруг тестов, чему и кому служит их применение, а также - кто и почему не хочет его допустить.

Статья основывается на этой констатации. В первой ее части обсуждаются добытые десятилетиями исследований факты о том, что могут

и что не могут предсказать тесты интеллекта. Во второй речь идет о том, нужна ли на практике та истина, порой горькая, которую мы узнаем в результате применения тестов.

Что измеряют тесты интеллекта?

Исследования роли интеллекта

в реальных жизненных достижениях

в обилии осуществлены американскими психологами. У нас в стране их единицы. Общий взгляд на панораму полученных результатов приводит к однозначному выводу об огромной прогностической валидности тестов интеллекта.

Интеллект и обучение

Роль психометрического интеллекта в обучении велика и бесспорна. Успешность обучения в школе коррелирует с тестами интеллекта на уровне порядка r = 0,5. Так, корреляция теста Равена со школьными баллами на Западе колеблется от 0,3 до 0,72 (Дружинин, 2001). В России результаты оказываются сходными. Э.А. Голубева, С.А. Изюмова и М.К. Кабардов (см.: Дружинин, 2001) сообщают о корреляции между усредненной школьной оценкой и вербальной шкалой теста Векслера на уровне r = 0,5. Для невербальной шкалы эта корреляция составляет r = 0,4, для общего балла - r = 0,49.

За этими сухими цифрами, однако, стоит драматическая реальность. Человеческие различия в обучаемости очень велики. Проведенные среди американских военнослужащих исследования показали, что обучение людей, находящихся между 10-м и 30-м процентилями по тестам умст-

венного развития, займет от одного года до двух там, где обучение людей, чьи показатели выше 30-го процентиля, закончится за три месяца (Vineberg, Taylor, 1972). Разница в скорости составляет от 4 до 8 раз! И это еще не для крайних групп, а для соседей по оси умственного развития. Разница в скорости обучения - это на практике миллиарды долларов. Кроме того, совместное обучение людей с разными уровнями способностей снижает мотивацию и самых блестящих, и отстающих.

Люди, которым учиться легко, имеют тенденцию получать более существенное образование и лучше проходить через сито академического отбора. Поэтому неудивительно, что в странах Запада обнаруживается корреляция интеллекта (примерно r = 0,55) с продолжительностью обучения. Аналогичная тенденция существует, по-видимому, и у нас в стране. Коэффициент интеллекта студентов, которые обычно составляют основной контингент испытуемых в психологических экспериментах, достигает в среднем примерно 110 баллов.

Интеллект и профессиональный успех

В американской психологии существуют даже не сотни, а тысячи исследований связи уровня интеллекта с успешностью в работе. Эти исследования проводились как в гражданской, так и в военной сферах. Результат всегда один и тот же: интеллект - мощный предиктор профессиональных успехов. Перечислять отдельные исследования при таком их изобилии не имеет смысла.

Д.В. Ушаков

Мы остановимся на работах обоб-

Во-вторых, тест интеллекта оказыва-

щающего характера, суммирующих

ется валиден для успешности не толь-

многочисленные данные. Дж. Хан-

ко умственного труда, но и труда,

тер провел метаанализ 515 исследо-

традиционно понимаемого как физи-

ваний, посвященных предсказатель-

ческий. В-третьих, предсказательная

валидности

Тестовой батареи

сила тестов тем выше, чем более

общих способностей (GATB) Служ-

сложной является профессия. В-чет-

бы трудоустройства США. Эти ис-

вертых, обучение различным профес-

следования охватили в общей слож-

сиям оказывается практически в рав-

ности более 38 тысяч человек, заня-

ной мере зависимым от интеллекта.

тых в 515 видах профессиональной

Еще один показательный резуль-

деятельности (Hunter, 1986). Все ви-

тат, который получен в других иссле-

профессий

разделены

дованиях: корреляция тестов интел-

лекта всегда выше с объективными

сятся к профессиям общего типа и

показателями успешности труда, чем

различаются уровнем сложности ра-

с оценками коллег или начальников

боты с данными. Кроме того, выделе-

(Gottfredson, 2003).

ны две группы рабочих профессий.

Характеристику полученных ре-

Результаты представлены в таблице 1.

зультатов в целом дает один из наи-

Таблица 1

более крупных совре-

Предсказательная валидность интеллекта в профессиях

менных специалистов

по проблеме

разного уровня сложности

лекта Э. Хант, кото-

пишет: «Иссле-

Успешность работы

Обучение

дования психометри-

Профессии общего типа

ческих тестов в инду-

Высокой сложности

стрии и военных от-

раслях вновь и вновь

Средней сложности

показывают

ную и социально зна-

Низкой сложности

предсказа-

Рабочие профессии

тельную силу в отно-

успешности

Высокоточные

Психометрические

Вспомогательные

тесты часто являют-

ся лучшими предик-

Примечание. Цифры означают корреляцию между показателями те-

успеха как

стов интеллекта и достигнутыми успехами в работе и обучении.

в школе, так и в про-

фессиональной дея-

В этих данных примечательны не-

тельности. Аргумент, что поведе-

сколько моментов. Во-первых, оче-

ние, стоящее за психометрическими

видна высокая предсказательная ва-

тестами, не имеет

лидность теста интеллекта для всех

человеческой компетентностью,

исключения

профессий.

неприемлем. Боучард (имеется в ви-

ду статья: Bouchard, 1997. - Д.У.) совершенно прав, утверждая, что исследования, на основании которых делается подобный вывод, были проведены некорректно. Эта ремарка безусловно относится ко всем известным мне исследованиям» (Hunt, 1997, p. 539).

Выводы исследований вполне согласуются с практикой. В США законом запрещен прием на работу

в армию лиц, коэффициент интеллекта которых ниже 80 баллов. Закон позволяет снижать планку лишь

в ситуациях, когда страна находится

в состоянии объявленной войны.

Интеллект как наиболее важный предиктор успешности профессиональной деятельности, известный психологии

В психологии накоплена информация, касающаяся не только интеллекта, но и других психологических свойств, которые могут служить предикторами успешности профессиональной деятельности. Ни одно из этих качеств не может соперничать с интеллектом по своей важности на всем множестве профессий, хотя в отдельных случаях их роль существенна. Так, для малоквалифицированного ручного труда психомоторные способности в некоторых случаях оказываются более значимыми, чем интеллект, однако роль этих способностей для сложной профессиональной деятельности падает до нуля (Gottfredson, 1986; Hunter, Hunter, 1984).

Д. Макклелланд серьезно исследовал проблему связи мотивации достижения с успехом деятельности. Так, на материале организации ма-

лых предприятий в Индии он показал, что успех деятельности предпринимателя зависит от мотивации достижения, измеренной годом раньше. Из работ Д. Макклелланда следует, что мотивация (наряду с интеллектом) в значительной мере определяет успех в бизнесе (McClelland, 1961), однако не влияет на творческие достижения в науках (McClelland, 1964в).

Е.Р. Торренс предпринял попытку обосновать прогностическую валидность своего теста креативности для предсказания реальных творческих достижений. Он основывался на двух основных лонгитюдных исследованиях. В одном из них ученики младших классов были протестированы в 1958 г., а затем их достижения оценены через 22 года. В другом старшеклассники, прошедшие тест в 1959 г., затем были оценены через 7 и 12 лет. Корреляция творческих достижений в жизни с тестовой оригинальностью оказалась на уровне r = 0,4 и была соизмерима с корреляцией этих же достижений с тестовым интеллектом (Torrence, 1988). Последующие исследования, однако, привели к более прохладному отношению к тестам креативности как на основании эмпирических данных, так и по теоретическим мотивам (Sternberg, 1997).

Достаточно существенным предиктором успеха профессиональной деятельности в некоторых случаях является опыт, однако с повышением сложности профессии его роль падает. Опыт важнее всего в не очень сложных видах деятельности, которые, как правило, осваиваются не благодаря обучению, а в самом процессе труда. Кроме того, роль опыта

Д.В. Ушаков

сходит на нет при сравнении групп достаточно опытных работников.

О роли личностных свойств и интересов достаточно красноречиво свидетельствует еще одно огромное исследование - так называемый Армейский проект А, выполненный в США (McHenry, Hough, Toquam, Hanson, Ashworth, 1990). Результаты представлены в таблице 2.

Из таблицы видно, что обращение с техникой и общие успехи по службе предсказываются почти исключительно психометрическим интеллектом. В то же время лидерство, дисциплина и спортивные успехи связаны также с темпераментом. Получается, что интеллект влияет на все исследованные стороны службы американского военного, в то время как личностные особенности добавляют свой вклад только в некоторые из них.

Достижения и интеллектуальный диапазон

Хотя корреляционные связи психометрического интеллекта с реальными достижениями в жизни многократно подтверждались, они далеки от значения r = 1,0. Существуют неудачники с высоким интеллектом. Соотношение между психометрическим интеллектом и реальными достижениями можно оценить более точно, чем с помощью одной только цифры корреляционной зависимости.

Согласно довольно популярной теории «интеллектуального порога», для овладения некоторой профессией человек должен обладать определенным минимальным уровнем интеллекта (Дружинин, 2001). Этот минимум для различных профессий разный. Если человек не дотягивает до этого интеллектуального миниму-

Таблица 2

Предикторы успешности различных аспектов службы в рамках

Армейского проекта А в США

Общая когнитивная способность

Общая когнитивная способность плюс пространственная способность

Общая когнитивная способность плюс зрительно-моторная способность

Общая когнитивная способность плюс темперамент и личность

Общая когнитивная

способность плюс профессиональный интерес

Общая когнитивная способность плюс мотивация

Обращение с техникой

Общие успехи по службе

Прилежность и лидерство

Личная дисциплина

Спортивные успехи и выправка

Примечание. Цифровые данные соответствуют множественному коэффициенту детерминации линейной регрессии (R2 ).

ма, то успеха в профессии ему добиться не удастся. Если же он превосходит минимум, то успехи определяются уже не интеллектом, а другими факторами, например, мотивацией.

В.Н. Дружинин (2001) дополнил эту идею, предложив модель «интеллектуального диапазона», согласно которой индивидуальная продуктивность ограничена интеллектом субъекта. У людей с равным интеллектом продуктивность определяется мотивацией и «приобщенностью к задаче». Дружинин говорит о «пиле» достижений одаренных детей в разных сферах деятельности. «У одаренных индивидов диапазон возможных достижений шире, чем у прочих. Поэтому, при независимости достижений в разных областях, в среднем, для группы одаренных разница показателей по отдельным тестам, задачам и т. д. будет больше, чем по генеральной совокупности» (Дружинин, 2001, с. 56).

Интеллект представителей разных профессий

Все приведенные до сих пор данные говорили о роли интеллекта у представителей одной профессии. Однако внутри профессии люди уже оказываются в определенной степени подобранными по интеллекту. Если бы внутри одной какой-либо сложной профессии мы наблюдали представителей всего спектра интеллектуальных возможностей, то перед нами предстала бы еще более впечатляющая картина. К счастью, этого не происходит, и люди с недостаточным когнитивным развитием не вы-

1 Тест интеллекта из 50 задач, который часто применяется работодателями США при наборе кадров.

Д.В. Ушаков

люди весьма дорожат своим временем, а доступ к ним непрост. Тем не менее известно по крайней мере одно систематическое исследование психологических особенностей крупных ученых, проведенное в начале 1950-х гг. Э. Ро (Roe, 1952, 1953). Э. Ро провела исчерпывающее интервьюирование и тестирование 64 виднейших американских ученых в области физики, биологии, психологии и антропологии. Характерной особенностью ученых оказался чрезвычайно высокий психометрический интеллект. Э. Ро использовала три шкалы интеллекта - вербальную, пространственную и математическую. Медианное значение показателей выдающихся ученых по первой из них составило 137 баллов, по последней - 166, результаты по пространственному интеллекту были промежуточными. Индивидуальные значения варьировали от 121 до 194 баллов. Учитывая, что IQ более 136 баллов демонстрирует 1% населения, а значений в 166 баллов достигают сотые доли процента, показатели ученых следует расценить как сверхвысокие.

Также очень высокие показатели, превышающие 140 баллов, зафиксировал по Терменовскому тесту понятийного интеллекта (Termen Concept Mastery Test) Ф. Бэрон в своем исследовании писателей (Baron, 1963).

Таким образом, исследования приводят к заключению, что выдающиеся в творческом отношении люди показывают очень высокие результаты по тестам интеллекта.

Интеллект и социальный статус

В современном обществе социальный статус в наибольшей степени оп-

ределяется образованием, престижной профессией, а в дальнейшем - профессиональными достижениями. Поэтому логично ожидать, что тесты интеллекта способны предсказывать социальный статус человека.

Первое исследование по поводу соответствия психометрического интеллекта реальным достижениям было начато еще в 1921 г. В лонгитюде, проведенном с американским размахом, создатель теста Стэнфорд-Бине Л. Термен и его сотрудники отобрали из более чем 150 тысяч школьников около полутора тысяч детей, показавших наиболее высокие результаты по тестам интеллекта (IQ более 136). Затем через 6–7, 11–19, 30–31 и 60 лет были проведены контрольные исследования жизненных успехов, которых добились высокоинтеллектуальные дети.

Выяснилось, что практически все члены выборки Термена добились высокого социального статуса. Все они закончили школу, а две трети - университет. По числу докторов наук, опубликованных книг и патентов группа Термена в 30 раз превысила уровень контрольной выборки. Кстати, доход среди членов группы был в четыре раза выше среднего по США.

Любопытное обстоятельство, однако, заключается в следующем. Ни один из обследуемых не проявил исключительного таланта в области науки или искусства, что можно было бы рассматривать как вклад в мировую культуру. В то же время был обнаружен один ребенок, который несколько не дотянул до требовавшихся в исследовании Термена 136 баллов IQ, однако в последующей жизни достиг того, что не удалось

никому из избранных, - стал лауреатом Нобелевской премии. Это примечательное обстоятельство еще раз напоминает, что нет резкой черты, отделяющей сверхвысокий интеллект от просто высокого: с ростом интеллекта просто повышается вероятность выдающихся достижений.

Более поздние исследования повторяют результаты Л. Термена. Корреляции между коэффициентом интеллекта ребенка и его статусом во взрослом возрасте могут составлять до r = 0,8, хотя более типичный показатель - r = 0,5 (Rutter, 1989). При этом социальная мобильность (переход из одного класса в другой)

в западных странах также зависит от интеллекта. Так, в США и Шотландии переход в вышестоящий класс на 40 % определяется психометрическим интеллектом, причем в Шотландии этот процесс происходит быстрее, чем в США (Равен, Курт, Равен, 1996). В США прирост одного балла коэффициента интеллекта приводит

в среднем к повышению годового дохода на 1000 долларов (Storfer, 1990).

Для уточнения результатов Л. Термена и других западных авторов необходимо подчеркнуть, что характер связи способностей с успехом в обществе обусловлен устройством самого общества. Мудрый Конфуций в свое время сказал, что в хорошо устроенном обществе стыдно быть бедным, а в плохо устроенном - стыдно быть богатым. Перефразируя, можно получить весьма актуальное для современной психологии изречение: «В хорошо устроенном обществе умным быть полезно, а в плохо устроенном - вредно».

Известный социолог В. Парето развил теорию «кругооборота элит»,

согласно которой устойчивым может быть только то общество, которое позволяет своим наиболее способным членам проникать из низших слоев в высшие. В противном случае, т. е. в обществе с кастовыми перегородками, в низших слоях создается чрезмерное давление, создаваемое деятельностью наиболее талантливых людей, после чего следует социальный взрыв.

Конечно, и при отсутствии кастовых перегородок движение наверх далеко не всегда определяется интеллектом. По-видимому, принципы кадрового движения в советской номенклатуре еще только ждут своих исследователей. Однако то отсутствие дееспособности советских руководителей, которое стало предметом анекдотов в конце 1970-х гг., говорит, скорее всего, о том, что выдвижение определялось качествами, слабо связанными с интеллектом. Талант не означает непременного успеха. Связь таланта и успеха определена устройством общества.

Рассмотренные выше исследования выполнены в США и Западной Европе, т. е. в странах с устоявшейся и достаточно эффективной системой выдвижения и поощрения членов общества, достигших наибольших успехов. В России наблюдаются те же закономерности в плане связи интеллекта с успеваемостью и возможностью поступления в вузы. Нет оснований ожидать и существенных различий в отношении успешности в работе.

В то же время в переходный период 1990-х гг. в России, по-видимому, многие люди с наиболее высоким уровнем образования и учеными степенями попали в низкооплачивае-

Д.В. Ушаков

Объективные данные, таким об-

исследования, проведенные В.В. Ко-

разом, показывают, что даже в быту

четковым и В.Н. Дружининым (2001)

интеллект, измеренный при помощи

в России в 1990-х гг., не выявили свя-

психологических тестов, оказывает-

зи между социально-экономически-

ся фактором огромной практической

ми характеристиками и интеллектом

важности.

детей и взрослых.

Когда излишний интеллект вреден

Интеллект в быту

Факты типа тех, что приведены

Несколько лет назад в США вы-

выше, составляют львиную долю ре-

зультатов в исследованиях внешней

Р. Хернстайна и К. Мюррея (Herrn-

stein, Murray, 1994). Между тем книга

ко для полноты картины необходи-

содержит много интересных фактов.

мо отметить другую сторону. Есть

В таблице 3 суммированы результа-

данные, которые говорят, что в неко-

ты некоторых из рассматриваемых в

возможно

исследований по

жизненным

от ума». Так, по данным исследова-

обстоятельствам

различного

ния добившихся успеха лидеров в

интеллектуального уровня в США.

США, получается, что для них суще-

Таблица 3

Интеллект и особенности поведения в быту

Коэффициент интеллекта

Вступили в брак до 30 лет

Безработица более 1 года

(для мужчин)

Разведены в первые 5 лет брака

% детей ниже 75 КИ

Имеют незаконнорожденных детей

(для женщин)

Живут в бедности

Получали пособие после рождения

первого ребенка

Когда-либо находились под арестом

Постоянно получают пособие

Исключались из школы

Примечание. Цифры означают процент людей определенного уровня интеллекта, для которых наблюдается соответствующее явление.

Тесты интеллекта, или горечь самопознания

ствует оптимальный уровень интел-

ют успех в реальных жизненных до-

лекта, несколько превышающий

стижениях даже в большей степени,

средний уровень группы, к которой

чем можно было бы предположить.

лидер обращается, но не очень дале-

Казалось бы, столь внушитель-

ко его превосходящий2 . При слиш-

ные данные должны раз и навсегда

ком высоком интеллекте лидер ста-

освободить нас от заботы по поводу

новится непонятен для «массы». Об

валидности тестов интеллекта. Одна-

этом говорят и результаты Д. Сай-

ко с точки зрения разрабатываемой

монтона, извлеченные им из ретро-

спективных оценок интеллекта

намической теории

интеллекта

Л. Терменом и К. Кокс выдающихся

(Ушаков, 2003) это не совсем так.

людей прошлого. У Д. Саймонтона

Представляется, что

существую-

получилась невысокая, но значимая

щие тесты интеллекта валидны для

отрицательная корреляция (r = –0,29)

большей части населения в той куль-

между оценкой интеллекта и извест-

турной среде, в рамках которой они

ностью среди военных, политичес-

сконструированы. В этой формуле

ких и религиозных деятелей про-

нужно сделать две оговорки: тесты

шлых веков (Simonton, 1976).

интеллекта могут быть не валидны

Означают ли эти данные, что тес-

вне европейской цивилизации, более

ты интеллекта не всегда валидны?

того, внутри европейской цивилиза-

Конечно же, нет. Они говорят о том,

ции может существовать более или

что связь умственных способностей с

менее серьезный процент (однако яв-

успехом в жизни не проста и не ли-

ное меньшинство) людей, способнос-

нейна. Показательно, что к выводам

ти которых тестами оцениваются не-

об отрицательной связи очень высо-

адекватно. Эти отклонения, однако,

кого интеллекта с социальным ли-

не замечаются исследователями, по-

дерством приводит не только приме-

скольку работа в западных странах

нение тестов, но и экспертные, «эко-

снимает первую оговорку, а числен-

логические» оценки, как в исследова-

ная незначительность отклоняющей-

нии Д. Саймонтона.

ся группы - вторую.

Здесь необходимо перейти с уров-

Ограничения валидности тестов

ня описания феноменов на уровень

интеллекта - структурно-

анализа причин. Тесты

интеллекта

динамический подход

предсказывают реальные достиже-

ния, это факт. Однако почему они их

В целом приведенные данные ос-

предсказывают? Обычный ответ на

тавляют недвусмысленное впечатле-

этот вопрос, наиболее естественный,

ние: тесты интеллекта предсказыва-

хотя не всегда формулируемый, за-

2 Нынешний президент США Джордж Буш младший при поступлении в колледж набрал по тесту SAT 566 баллов при среднем значении в 500 баллов и стандартном отклонении в 100 баллов, что в пересчете на коэффициент интеллекта составляет приблизительно 110 баллов, результат хотя и выше среднего, но далеко не блестящий (Sternberg, 2003). Этот результат означает, что каждый пятый взрослый американец превосходит своего президента по коэффициенту интеллекта.



error: Контент защищен !!